«Слово о полку Игореве»: характеристика автора, главные герои, краткое содержание, анализ :
В данной статье представлено краткое содержание «Слова о полку Игореве» с попутными комментариями, касающимися образов главных героев произведения. Эта статья может быть полезна школьникам для подготовки к урокам литературы.
Тема «Слово о Полку Игореве» изучается в девятых классах общеобразовательных школ. Также в статье приведены мнения разных учёных по поводу возможности установления авторства этого произведения и некоторые предположения насчёт того, кем может являться предполагаемый автор.
Эти материалы даны после краткого содержания «Слова о полку Игореве».
Начало произведения
Автор говорит о цели написания поэмы. Он хотел передать исторические события как можно лаконичнее, обращая внимание только на существенные факты. Автор противопоставляет свой литературный стиль стилю древнего сказителя Баяна, язык которого был чересчур вычурным.
В первой части «Слова о полку Игореве» князь Игорь ожидает прибытия князя киевского Всеволода с войском. Два брата решили, объединив силы, нанести удар по половцам.
Образ русской земли в «Слове о полку Игореве», в том числе образ природы является одним из действующих персонажей произведения. Уже на первых страницах повести природа играет роль заботливой матери, предостерегая князей от опасной военной операции: случается солнечное затмение.
Это природное явление воспринималось русским народом как плохая примета. Однако упрямый Игорь не замечает этого грозного предостережения.
Поход Игоря
На протяжении всего пути войско сопровождают дурные знамения – вой лесных животных, пронзительный крик птиц, разразившаяся внезапно гроза.
Первая атака на половцев увенчалась успехом – войско неприятеля было разбито. Русские воины увели в свой стан много пленённых половецких девушек. Войско князя Игоря расположилось на ночлег в степи.
В это время для сражения с ними были направлены новые половецкие войска.
Их движение сопровождалось диким воинским кличем. Здесь можно провести параллель с воем диких зверей, который раздавался на всём протяжении похода к месту сражения.
Говоря о характеристике автора «Слова о полку Игореве», можно согласиться с предположением академика Лихачёва о том, что создатель поэмы являлся профессиональным поэтом.
Мастерское использование образов природы очередной раз доказывает это утверждение.
Новое сражение
Русские воины перегородили дорогу идущей на них неприятельской рати. Рассвет, своим алым цветом напоминавший цвет крови, предвещал трагический исход сражения. Здесь автор делает философское отступление, высказывая своё сожаление по поводу того, что новое поколение русских людей плохо знает историю родной страны.
В качестве нравоучения он приводит пример из истории, когда многочисленные междоусобные войны, развязываемые в былые времена князем Олегом Вещим, принесли Руси огромные страдания, так как ослабили её, позволив врагам совершать успешные набеги на Русь.
И на этот раз сбылись пророчества, которые совершала природа, предостерегая русских воинов от неудачи на бранном поле.
После жестокой кровопролитной битвы войско Игоря и Всеволода оказалось разгромленным, а сами главные герои «Слова о полку Игореве» попали в плен.
Итоги поражения
Поражение русского войска тяжелее всего переживали жёны воинов. А русские князья, обескураженные поражением своих соотечественников, перестали предпринимать походы на другие народы.
Теперь они решались воевать только друг с другом.
Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» проявляется и в этом эпизоде через описание русской природы: деревья скорбно наклонили свои ветви, степь стояла в печальном молчании.
Киевский князь Святослав собирает бояр и просит растолковать ему его дурной сон. В поэме «Слово о полку Игореве» образ автора, а точнее его точка зрения выражается в речи Святослава, который критикует Игоря за безрассудство, а других князей за то, что не пришли к нему на помощь, позабыв в междоусобицах о братской любви.
Плач Ярославны и спасение Игоря
Ещё одним значимым лицом среди героев «Слова о полку Игореве» является Ярославна – жена Игоря, которая плачет по пленённому мужу. Она обращается к силам природы с упрёком: как они могли не защитить князя? В этот момент происходит чудо – один из половцев способствует побегу Игоря из плена.
Ликующий образ русской земли в «Слове о полку Игореве» автор воплощает опять же через различные проявления живой природы: не слышен был крик ворон и галок, только поющие птицы своими голосами прославляли князя. Он возвратился домой, к своей жене. Его путь сравнивается автором с полётом птиц и с бегом диких животных.
Можно сказать, что в «Слове о полку Игореве» тема связи человека с природой является одной из главных наряду с темами семейных отношений, греховности тщеславия и погони за славой.
Автор произведения
Литературный анализ «Слова о полку Игореве» и сведения, которыми на данный момент располагают историки, лингвисты и литературоведы, не позволяют установить человека, которому принадлежит авторство этого уникального памятника древнерусской литературы. Не представляется также возможным установить имя автора и в обозримом будущем.
Поэтому остаётся говорить только о его литературном мастерстве и стилистических достоинствах созданного им шедевра.
На основании многих анализов этого произведения, проведённых как отечественными, так и зарубежными учёными, можно сделать вывод, что человек, написавший «Слово», был потрясающе развитой с точки зрения познаний в области культуры, широты кругозора и богатства лексического запаса личностью.
Характеристика автора «Слова о полку Игореве», проведённая академиком Лихачёвым, содержит следующие предположения. Дмитрий Сергеевич считает, что автор данного произведения не был человеком, имеющим отношение к исторической науке, так как его повествование об исторических событиях не содержат конкретных дат и цифр.
Автор предполагает, что его творение будут читать люди уже в той или иной мере знакомые с русской историей.
Его цель – это именно поэтическое изложение этих событий, представление главных героев как образов, чьи внутренние качества могут быть основой для нравственных поучений, которые автор, пусть не прямым образом, но даёт своим читателям.
Был ли автор непосредственным участником событий?
На этот счёт тоже нельзя найти точного ответа ни в одном научном труде, посвящённом характеристике автора «Слова о полку Игореве». Исследователи лишь строят некоторые предположения.
Согласно одним из них, автор действительно являлся непосредственным участником похода князя Игоря, по другим же версиям, он мог почерпнуть информацию об этой военной компании из рассказов очевидцев. Этим очевидцем мог вполне быть и сам Игорь или князь Святослав.
Характеристика автора «Слова о полку Игореве», которую дают некоторые из специалистов по древнерусской литературе, содержит предположение, что автор «Слова» был жителем Киева. Они обосновывают это тем, что автор склонен осуждать черниговского князя Игоря за его неудачный поход. Святослава же, киевского князя, он, наоборот, восхваляет.
Соответственно, гипотеза о том, что человек, написавший данное произведение, жил в Киеве, вполне оправдана. Следует помнить и о том, что в те времена летописи, как правило, писались по заказу того или иного правителя. Поэтому вполне логично, что в произведении, написанном по заказу, заказчик должен быть представлен в выгодном для него свете.
Монах или нет?
Многие летописи создавались в средние века иноками. Предположение о том, что и «Слово о полку Игореве» тоже было создано в монастырских стенах, вызывает сомнения из-за отсутствия каких-либо цитат из священных книг. Символика произведения, состоящая в основном из образов природы, может быть рассмотрена, скорее, как языческая, чем как христианская.
Сам тон произведения, местами неистовый и возмущенный, вряд ли можно приписать православному монаху. Скорее всего, он был всё же человеком мирским и к тому же довольно знатным, который мог себе позволить критику в сторону высокопоставленных особ.
Глубокие познания автора в сфере военного дела наводят на мысль о его причастности к военному сословию. Автор разбирается не только в отечественном оружии и обмундировании, но и в зарубежном. Это видно из описания воинов русской и половецкой армий.
В заключение
Создатель на протяжении всего произведения стремится во всех смыслах приподнять читателя над землёй и духовно, и физически (в воображении, конечно). Он использует чаще всего образы птиц и охоты с соколами. Созданные автором «Слова о полку Игореве» образы помогают читателю увидеть землю с высоты птичьего полёта.
Хотя перспективы относительно возможности определения личности автора не являются оптимистичными, тем не менее можно смело утверждать, что талант, которым обладал этот литературный деятель, позволил создать бессмертный шедевр.
Его творение и сегодня, спустя много столетий после создания, не потеряло своей актуальности.
Оно всегда будет волновать читателей, поскольку темы любви к родине, мира в семье, безрассудства кровопролитных конфликтов, происходящих между представителями одного народа, а также слепого стремления к власти и богатству всегда останутся актуальными.
Источник: https://www.syl.ru/article/347055/slovo-o-polku-igoreve-harakteristika-avtora-glavnyie-geroi-kratkoe-soderjanie-analiz
Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
«Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы.
Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли.
Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, беречь ее от врагов.
Сюжет описывает неудачный поход на половцев князя Игоря. Автор, несмотря на свою симпатию к герою, осуждает его неразумные действия и отмечает, что поход был предпринят из-за тщеславия, глупости и недальновидности князя:
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»
Игорь не видит картины в целом, не представляет, какими последствиями для Руси обернется его опрометчивость. Он не слушает советы мудрого Святослава, игнорирует знамения, которым в Древней Руси верили очень серьезно: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
Дружина Игоря терпит сокрушительное поражение, сам князь пленен, а половцы, которых никто не в состоянии сдержать, вторгаются на российскую землю. Игорь бежит из плена, переоценив и поняв истинную суть произошедших событий, и родина принимает своего блудного сына, как любящая мать.
Образ князя Святослава контрастен образу князя Игоря, это мудрый правитель, заботящийся о своем народе и безопасности страны. Главная забота Святослава Всеволодовича – объединение разрозненной, и потому слабой Руси: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
«Золотое слово» — это главная идея произведения, обращение автора к грядущим поколениям, вложенное в уста Святослава:
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
После бегства Игоря из половецкого плена, Святослав Всеволодович прощает молодого, эгоистичного, но признавшего свои ошибки князя. Вместе они сумеют объединить Россию и победить ее врагов.
На фоне сильных мужчина Ярославна, жена князя Игоря, не выглядит слабой и беспомощной. Эта молодая, нежная женщина сумела подчинить своей воле неуправляемые силы природы и помогла своему мужу сбежать из плена.
Образ Ярославны невероятно выразителен и символичен. Юная жена князя является прообразом всех российских женщин – мудрых, любящих и преданных. Она не бесправная рабыня, а верная и сильная подруга, охраняющая своего мужчину и домашний очаг, хранительница.
Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами
Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве»
Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами
Источник: https://resoch.ru/xarakteristika-glavnyx-geroev-v-slovo-o-polku-igoreve-s-citatami/
Характеристика главных героев в “Слово о полку Игореве” с цитатами
“Слово о полку Игореве” – одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы.
Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, “Слово” пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли.
Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, беречь ее от врагов.
Сюжет описывает неудачный поход на половцев князя Игоря. Автор, несмотря на свою симпатию к герою, осуждает его неразумные действия и отмечает, что поход был предпринят из-за тщеславия, глупости и недальновидности князя:
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
“Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…”
Игорь не видит картины в целом, не представляет, какими последствиями для Руси обернется его опрометчивость. Он не слушает советы мудрого Святослава, игнорирует знамения, которым
в Древней Руси верили очень серьезно: “Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…”
Дружина Игоря терпит сокрушительное поражение, сам князь пленен, а половцы, которых никто не в состоянии сдержать, вторгаются на российскую землю. Игорь бежит из плена, переоценив и поняв истинную суть произошедших событий, и родина принимает своего блудного сына, как любящая мать.
Образ князя Святослава контрастен образу князя Игоря, это мудрый правитель, заботящийся о своем народе и безопасности страны. Главная забота Святослава Всеволодовича – объединение разрозненной, и потому слабой Руси: “Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут”.
“Золотое слово” – это главная идея произведения, обращение автора к грядущим поколениям, вложенное в уста Святослава:
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
После бегства Игоря из половецкого плена, Святослав Всеволодович прощает молодого, эгоистичного, но признавшего свои ошибки князя. Вместе они сумеют объединить Россию и победить ее врагов.
На фоне сильных мужчина Ярославна, жена князя Игоря, не выглядит слабой и беспомощной. Эта молодая, нежная женщина сумела подчинить своей воле неуправляемые силы природы и помогла своему мужу сбежать из плена.
Образ Ярославны невероятно выразителен и символичен. Юная жена князя является прообразом всех российских женщин – мудрых, любящих и преданных. Она не бесправная рабыня, а верная и сильная подруга, охраняющая своего мужчину и домашний очаг, хранительница.
Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-glavnyx-geroev-v-slovo-o-polku-igoreve-s-citatami/
“Слово о полку Игореве” – краткое содержание произведения
Меню статьи:
«Слово о Полку Игореве» – быль, пришедшая к нам из далеких времен, отражающая суть того времени, когда русское войско боролось с половцами. Это крупнейшее произведение, названное величайшим памятником русской литературы, было отреставрировано, опубликовано на понятном русском языке и указало на тот немаловажный факт, что наша словесность – одна из самых древних в Европе.
Но, к сожалению, первоначальная рукопись «Слова» до современного читателя не дошла – оригинал сгорел в пожаре 1812 года.
Призыв к защите Родины, к объединению русской земли при помощи сильной княжеской власти, прекращению междоусобных войн звучит на протяжении всей поэмы, которая, выделившись из всех произведений тех времен, приобрела большую популярность.
Главные герои:
Князь Игорь Святославич – правит одним из княжеств Руси – Новгород-Северским княжеством. Его самовольный поход на половцев заканчивается поражением: князь попадает в плен, но сбегает и спасается, оказавшись на родине.
Князь Всеволод – родной брат Игоря. Правит Курскими землями. Обладает богатырской силой. Также, как и Игорь, во время войны с половцами попадает в плен.
Князь Святослав Киевский – двоюродный брат Всеволода и Игоря, князь, который правит в городе Киеве. Защитник Родины, призывает князей отказаться от междоусобных войн, чтобы внешний враг не овладел русскою землею. «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели» – обличает он тех, в чьих руках находится власть.
Ярославна – жена Игоря, плачет и сокрушается о том, что муж попал в плен к половцам, рыдает о судьбе русского народа, обращается к силам природы, «Ярославна, полная печали, как кукушка, кличет на юру…»
Автор «Слова о полку Игореве» – неизвестное лицо, но судя по описаниям, талантливый и начитанный человек, отлично знающий историю Руси и являющийся её патриотом. Исследовав факты того времени, написал «Слово», чтоб «старинной речью рассказать про деянья князя удалого…»
Трудности перевода поэмы
В поэме «Слово о полку Игореве» есть некоторые слова, которые до сих пор вызывают сомнение. Например, выражение «растекаться мыслью по древу», ставшее крылатым, дает исследователям повод думать, что вместо слова «мысль» в тексте стояло слово «мысь» (в переводе с древнерусского «белка»). Таким образом, смысл фразы в корне меняется.
Пергамент в те времена был очень дорогим, поэтому в целях экономии между словами не делались пробелы, и это также создало многие трудности, особенно касающиеся предлогов.
Роль природы в произведении «Слово о полку Игореве»
Именно через силы природы автор пытается донести до читателя настроение того тяжелого времени, всю атмосферу событий. Явную смысловую нагрузку, придающую действию сильное поэтическое звучание, несет в повествовании поведение птиц и зверей, обращение к ветру и солнцу, и именно этим создается особый фон произведения.
Однако, здесь имеют место и исторические факты. Оказывается, в начале мая 1185 года действительно имело место солнечное затмение.
Часть первая: поход на половцев, пленение князей
Князь Игорь ждет брата Всеволода, чтобы, оседлав борзых коней, ринуться в бой с половцами – вражьим народом. Ему никто не указ и не останавливает даже знамение с неба – затмение солнца. Жажда боевых подвигов движет князем, – и вот уже, после ночного отдыха, на рассвете началась битва с противником. В тот раз, взяв в плен половецких девушек, войско одержало победу.
Но пока войско русское расположилось на ночлег в степи, враги – половцы – с криками и воем готовили поход на дружину Игоря. Беду предвещал кровавый рассвет. И завязалось страшное побоище – намного тяжелее, чем во времена предка Игоря – князя Олега, который, борясь за власть, проводил междоусобные войны.
Два дня длился кровавый бой, в результате которого в первый раз раненый Игорь и Всеволод попали в плен к ханам половецким. Увы, впервые русские потерпели поражение от рук хитрого и коварного врага. А половцы, воспользовавшись поражением князей русских, стали бесчинствовать на чужой земле.
Часть вторая:призыв князя Киевского Святослава к объединению Руси
Здесь говорится о вещем сне князя киевского Святослава, предвещающем горе. И понял он из видения, что с Игорем и Всеволодом случилась беда, и сокрушался по поводу их безрассудного поступка: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не вовремя напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали…»
Святослав тверд в своем мнении: победа будет тогда, когда и другие князья объединятся против половцев. Но, увы, они не хотят помочь, потому что заняты борьбой за власть.
Пока внутри государства вспыхивают междоусобные войны, внешний враг набирает силу.
И в этом беда земли русской! Автор с печалью в сердце призывает Ярослава и потомков Всеслава прекратить биться между собой и понять, к чему это привело: «раздорами и смутой на Русь поганых завели».
Часть третья: плач Ярославны, возвращение князя Игоря из плена
До берегов Дуная с городской стены долетает громкий плач жены Игоря Ярославны, сокрушающейся о судьбе русского народа и тоскующей по мужу. «На заре в Путивле причитая, как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской…»
Молодая девушка разговаривает и с ветром, упрекая, что он навсегда развеял радость, и с солнцем, светилом, которое отвернулось от войска князя, и с Днепром… Ярославной движет жажда увидеть мужа живым, соединиться с ним в хвалебной песне победы. И, как описывает автор, откликнулась природа.
Спасся Игорь из половецкого плена, вернулся домой, и, согласно сюжету, как будто солнце появилось на небе.
Возликовала русская земля, и полились радостные песни с Дуная, которые доносились до Киева, ведь чужеземцам победить русский народ невозможно, и именно эта мысль стала ключевой в сюжете легендарного «Слова о полку Игореве».
Источник: https://r-book.club/antichnaya-literatura/slovo-o-polku-igoreve.html
Главные герои
Главные герои
Образы русских князей в «Слове о полку Игореве». Отношение автора «Слова о полку Игореве» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, гордясь их успехами, скорбя об их неудачах, но осуждает их эгоистическую, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.
На примере похода Игоря Святославича Новгород-Северского автор показывает, к чему может привести отсутствие единения. Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Он действует по феодальной формуле: «мы собе, а ты собе».
Слова Святослава Киевского, обращенные к Игорю Святославичу, характеризуют в известной мере и отношение к нему автора «Слова». Святослав упрекает Игоря и Всеволода в том, что они без сговора с ним отправились в поход, ища себе славы.
Он упрекает их в том, что они хотели похитить славу его побед над половцами и разделить только между собою славу своего похода.
В этих же чертах выдержан и весь рас,сказ о походе Игоря: храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречен на неуспех; он идет, несмотря на все неблагоприятные «знамения».
Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе. Однако автор подчеркивает, что поступки Игоря Святославича обусловлены в большей мере понятиями его среды, чем его личными свойствами.
Сам по себе Игорь Святославич скорее даже хорош, чем плох, но деяния его плохи, потому что над ним господствуют предрассудки феодального общества.
С гораздо большим осуждением говорит автор «Слова о полку Игореве» о родоначальнике князей ольговичей — деде Игоря Святославича, Олеге Гориславиче, внуке Ярослава Мудрого и постоянном противнике Владимира Мономаха.
Автор наделяет Олега ироническим отчеством «Гори- славич», имея в виду, конечно, не его личное горе, а народное горе, вызванное усобицами Олега. Зачинателем усобиц изображен и родоначальник полоцких князей Всеслав Полоцкий.
Весь текст о Всеславе представляет собою размышление о его злосчастной судьбе.
В остальных русских князьях автор «Слова о полку Игореве» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчеркивает подвиги русских князей, рисует их могущество, их славу. В образах русских князей отражены его мечты о сильной властй на Руси, о военном могуществе русский князей.
Владимир Святославович так часто ходил в походы на врагов, что его «нельзя было пригвоздить к горам киевским». Всеволод Суздальский может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить, и автор «Слова» скорбит о том, что этого князя нет сейчас на юге.
Ярослав Осмомысл подпер горы венгерские своими железными полками, загородил дорогу венгерскому королю, отворял Киеву ворота, стрелял в Салтанов за землями.
Женские образы «Слова о полку Игореве» овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, в них ярко выражено народное начало; они воплощают печаль и заботу родины о своих воинах.
Жены русских воинов после поражения Игорева войска плачут о своих павших мужьях. Их плач, полный нежности и беспредельной грусти, носит глубоко народный характер. Тот же народно-песенный характер носит и плач Ярославны — юной жены Игоря.
Замечательно, что Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа — она скорбит о всех павших русских воинах.
Противопоставление войны миру, воплощенному в образе русских женщин, особенно ярко в лирическом обращении автора «Слова о полку Игореве» к Всеволоду буй туру.
В разгар боя Всеволод не чувствует на себе ран, он забыл честь и жизнь и своей милой, любимой «красныя Глебовны свычая и обычая».
Характерно, что ни один переводчик «Слова» не смог удовлетворительно перевести это превосходное при всей своей простоте и, в сущности, хорошо нам понятное выражение: «свычая и обычая».
Источник: https://scribble.su/ege/universal/35.html
Главные герои «Слова о полку Игореве»
Главные герои. Автор «Слова о полку Игореве» отходит от объективно-исторической последовательности событий и как художник разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над долей родной земли, соединяя прошлое и будущее — «от старого Владимира до нынешнего Игоря».
Центральными образами «Слова» являются Русская земля и русский народ. О чем бы не писал и о ком бы из князей не вспоминал автор, он не забывает своего Отечества. Рассказывая о войске Игоря в пути, он несколько раз провозглашает: «О Русская земля, уже за шеломянемь еси!». Эти слова — рефрен всего произведения.
После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской».
Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
Одновременно в поэме живет и образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спелеяуты, под шлемами взрощены, с кончика копья вскормлены.
Они выходят в поход не как завоеватели, которые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храбро умирают за Русскую землю.
Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наиболее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Игоря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолюбие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве.
Образ Святослава — мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы.
Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
Природу в поэме также можно рассматривать как образ деятельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обожествлена язычески.
Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; затмение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремится предупредить его об опасности.
Таким образом, можно сказать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы возможного.
Автору удается подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру.
Источник: https://www.prepodka.net/glavnye-geroi-slova-o-polku-igoreve/
Система образов «Слова о полку Игореве»
Тема: Слово о полку Игореве
Главным героем «Слова» является не какой- либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место. Автор «Слова» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое.
Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр; это древние города Путивль, Киев, Чернигов, Новгород, Галич и многие другие; это «сине море» и просторы степей — «страны незнаемой».
Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. В образе Русской земли объединяется для автора «Слова» ее история и современность, села и города, реки и степи, а главное — люди, ее населяющие, ее народ.
Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту.
Большой интерес представляет образ князя Игоря — с ним связана не только основная сюжетная линия, но и важнейшая для автора идея.
С одной стороны, автор создает идеальный образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени.
Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины.
Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Недаром рядом с образом князя Игоря появляется не только образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы (это «Буй Тур» Всеволод, брат Игоря), но и образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Гориславичем», напоминая о народном горе, вызванном его усобицами. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, не случайно стоит в заглавии произведения. Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле, на которую после его поражения обрушилось опустошительное нашествие врагов.
Особое место в произведении занимает образ дружины князя Игоря и союзных ему князей. Войско Игоря — это не просто воины, это «русичи».
Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем, и когда войска Игоря разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», вся Русская земля оплакивает их.
Это всенародное горе символически обобщает плач Ярославны — юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена.
Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя.
Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны («ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце»). Именно ее горе и горе всей Русской земли помогли совершению переворота в душе князя Игоря.
В финале он осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
Эта идея во многом связана с образом киевского князя Святослава, который воплощает идеал мудрого и сильного, порой «грозного», правителя, главы русских князей.
В своем «золотом слове», обращенным ко всем русским князьям, Святослав не только скорбит о беде, которая постигла войско Игоря, а с ним — и всю русскую землю, но и упрекает князей в преследовании эгоистических интересов. Он дает каждому из них краткую и точную характеристику и завершает речь призывом объединить усилия в борьбе с внешним врагом.
Материал с сайта //iEssay.ru
Этот прямой политический призыв к единению, прозвучавший в «золотом слове» Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому «слово» Святослава может быть воспринято и как «слово» автора. Ведь автор — это тоже один из основных образов и героев «Слова» — его лирической части.
Нам неизвестно его подлинное имя, мы не знаем, жил ли он в Киеве, Чернигове, Полоцке или Новгороде-Северском, был ли приближенным князя Святослава или дружинником в войске Игоря, но это и не так важно.
Главное — это то, что автор «Слова», человек широко образованный, великолепно знающий родную историю и способный делать глубокие обобщения на основе исторического опыта, истинный патриот Русской земли. Он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени, подняться до общерусской точки зрения и выразить ее в художественно совершенной форме.
На этой странице материал по темам:
- сочинение слово о полку игореве образ дружины
- слово о полку игореве система образов слова
- сочинение персонажи о полку игореве кратко
- слово о полку игореве метафоры
- краткое каким предстает в слове образ русской земли
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/other/mify-narodov-mira.-antichnaya-drevnerusskaya-literatura/stati/slovo-o-polku-igoreve/sistema-obrazov-slova-o-polku-igoreve
Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении.
Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок.
Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по-прежнему носил звание «великого князя». Но страна разделялась на мелкие княжества.
Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г.
князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено «Слово о полку Игореве», являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены.
Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву.
Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: «Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра».
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен.
После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: «…
стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть».
В «Слове» автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков.
Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы «заступает ему затмение».
Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
Источник: https://doc4web.ru/literatura/knyaz-igor-geroy-slova-o-polku-igoreve.html
Образ русской земли в произведении «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, открывающий перед читателями мир культуры, истории Древней Руси, традиции и события того времени.
В каждой строке этого незабвенного произведения мы чувствуем любовь к Русской земле. Мы не знаем, кто был автором древней поэмы, но отчетливо видим его преданность родине, его любование русской природой.
Мир природы в «Слове…» вторит потребностям и желаниям человека. Природа олицетворяется автором, становится внутренним голосом автора, убегающего от бед и призывающего к единству.
Главный герой «Слова…»
Перед читателями раскрывается образ русской земли во всей ее красе. Главным действующим лицом поэмы выступает не отдельно взяты человек, а именно родина, со всеми ее необъятными просторами, с ее многострадальным народом.
В представлении автора русская земля – центральный образ, главный организм, живущий по своим законам. Автор вводит в произведение огромные пространства: моря, реки, большие города – вся страна перед глазами читателя.
Величайшая ценность земли русской
Родные просторы рек и озер, городов и их жителей противопоставляются в повествовании земле половецкой, ее горам и топям, болотам и грязи.
Русская земля в представлении автора – это, несомненно, не только почва, не только реки, леса, города, но и народ, который ее населяет. Автор повествует о прерванной из-за войны с половцами работе простых крестьян, о судьбе русских женщин, ждущих мужей с поля боя, оплакивающих погибших близких, об общем горе русского народа, скорбящего после разгрома войска князя Игоря.
История в «Слове о полку Игореве»
Для автора «Слова…» большое значение имеет история Русской земли. Давая описание похода Игоря, автор обращается к событиям прошлых лет. Он вспоминает события за последние полтора века, его рассказ постоянно обращается от современности к прошлому и наоборот, так автор сопоставляет происходящие события, приводя в пример славное прошлое родины.
Под пером автора «Слова…» русская земля словно оживает. В поэме предстает вся Русь – ее народ, ее просторы, ее история. Образ страдающей Родины помогает автору вызвать сочувствие у читателя, заставить его ощутить ненависть к ее недругам, призвать его к защите земли русской.
Заключение
Главная тема «Слова о полку Игореве» — любовь к Родине. Автор призывает людей русских, в особенности князей, к объединению во благо земли Русской. Тема патриотизма сделала произведение бессмертным.
В нашей современности национальные и социальные конфликты тоже имеют место быть. Я думаю, что «Слово…» это своеобразное завещание давно живущего поколения поколениям будущим.
«Золотое слово» Святослава никогда не утратит уникальности, оно учит каждого бережно и заботливо относиться к родине, хранить ее честь перед лицом других государств.
Источник: https://spadilo.ru/obraz-russkoj-zemli-v-slovo-o-polku-igoreve/