Цитаты из повести “детство” горького: афоризмы, высказывания бабушки, деда и других героев

Книга «Детство»

Как долго я ходила вокруг этой книги. На полке для ближайшего прочтения книга пролежала у меня три года! Наконец добралась и прочитала я ее взахлёб.

Ах, если бы в школе проходили “Детство”, а не “На дне” или “Старуху Изергиль” (кстати, надо бы перечитать), у автора сегодня было бы намного больше читателей.

Я конечно подозревала, что Горький гений (в школе скучнее Горького, был разве что Чехов), но прочувствовать действие его прозы на себе мне раньше не удавалось. Повесть “Детство” меня прошибла до глубины души. Книга по истине гениальная.

Обратите внимание

Я не читала других автобиографических произведений русских классиков об их детстве и юности (теперь буду это исправлять, мне очень понравилось читать такие книги), и очень рада, что начала именно с произведения Горького.

Это не счастливое дворянское детство Толстого, эта книга о тяжёлой жизни не только конкретного ребенка, а целого пласта населения страны. Но герой книги Алексей Пешко́в не жалуется на свою судьбу, он так живёт, но принимает решение когда-нибудь что-то изменить.

Он верит в доброе и светлое не смотря ни на что. Мне кажется, начинать знакомство с творчеством автора нужно именно с этой книги, чтобы понимать его, а не читать потом его прозу и удивляться “это вообще о чём?” Но “Детство” это далеко не детская книга.

Она как минимум для старшего школьного возраста и конечно для взрослых.

Повесть построена таким образом, что начинается она с похорон и похоронами заканчивается. В самом начале книги Алексей теряет отца, а в конце книги мать. Но в промежутке между этими событиями будет ещё немало смертей и боли, которые выпали на долю ребенка.

Но книга не об этом, а о том, что такое детство тоже принесло немало хорошего – рассказы бабушки, дружба с квартирантом “учёным человеком”, которого никто не любит, доброта и бескорыстие Цыганка. И даже дедушкино “учение грамоте” розгами Алексей в итоге принимает как данность.

В книге очень много фольклора, описания вечерних посиделок с песнями и танцами. Но особенно мне запомнилась глава о том, как Алексей понял, что у бабушки и дедушки свой Бог. Бог дедушки жесток и карает своих рабов за любой проступок.

Бог бабушки – добрый и всепрощающий, плачет о грехах своих детей. Алексей сравнивает этих Богов и выбирает Бога по себе.

Самым удивительным для меня в этой книге было то, что книга хоть и мрачная, но не беспросветная. Здесь есть место и забавным событиям, и добру, и надежде. С удовольствием продолжу читать автобиографическую трилогию автора.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1002638223/quotes-detstvo-gorkij-m

Цитаты из произведения: Детство

Maman уже не было, а жизнь наша шла всё тем же чередом: мы ложились и вставали в те же часы и в тех же комнатах; утренний, вечерний чай, обед, ужин — всё было в обыкновенное время; столы, стулья стояли на тех же местах; ничего в доме и в нашем образе жизни не переменилось; только её не было…

Может быть, отлетая к миру лучшему, её прекрасная душа с грустью оглянулась на тот, в котором она оставляла нас; она увидела мою печаль, сжалилась над нею и на крыльях любви, с небесною улыбкою сожаления, спустилась на землю, чтобы утешить и благословить меня.

Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу. Я не спускал с него глаз, а воображение рисовало мне картины, цветущие жизнью и счастьем.

Важно

Я забывал, что мертвое, тело, которое лежало предо мною и на которое я бессмысленно смотрел, как на предмет, не имеющий ничего общего с моими воспоминаниями, была она.

Я в первый раз в жизни изменил в любви и в первый раз испытал сладость этого чувства.

Мне было отрадно переменить изношенное чувство привычной преданности на свежее чувство любви, исполненной таинственности и неизвестности. Сверх того, в одно и то же время разлюбить и полюбить — значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.

Я не мог надеяться на взаимность, да и не думал о ней: душа моя и без того была преисполнена счастьем.

Я не понимал, что за чувство любви, наполнявшее мою душу отрадой, можно было бы требовать ещё большего счастия и желать чего-нибудь, кроме того, чтобы чувство это никогда не прекращалось.

Мне и так было хорошо. Сердце билось, как голубь, кровь беспрестанно приливала к нему, и хотелось плакать.

Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

Каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был ещё мальчишка.

Совет

Не пройдя ещё через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях, мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим.

Я очень хорошо помню, как раз за обедом — мне было тогда шесть лет — говорили о моей наружности, как maman старалась найти что-нибудь хорошее в моем лице, говорила, что у меня умные глаза, приятная улыбка, и, наконец, уступая доводам отца и очевидности, принуждена была сознаться, что я дурен; и потом, когда я благодарил её за обед, потрепала меня по щеке и сказала:
— Ты это знай, Николенька, что за твое лицо тебя никто не будет любить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком.

…на меня часто находили минуты отчаяния: я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я; я просил бога сделать чудо — превратить меня в красавца, и всё, что имел в настоящем, всё, что мог иметь в будущем, я всё отдал бы за красивое лицо.

Где те горячие молитвы? где лучший дар — те чистые слезы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? — Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие.

После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».

Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.

Обратите внимание

И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы.

Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Источник: https://quoteka.org/source/detstvo-2/

Горький М. – цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) – родился 16 марта 1868 года, в городе Нижний Новгород, Российская империя. Русский и советский писатель, драматург и прозаик.

Один из самых популярных авторов XIX и XX веков, автор произведений с революционной тенденцией, находившийся в оппозиции царскому режиму.

Автор романов – «Фома Гордеев», «Трое», «Мать», «Дело Артамоновых»; повестей – «Жизнь ненужного человека», «Исповедь», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Детство»; пьес – «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» и др. Умер 18 июня 1936 года, в городе Горки, Московской области, СССР.

  • Все люди делом живы.
  • Любовь — это желание жить.
  • Все слова рождены деянием.
  • Подлецы – самые строгие судьи.
  • Доброта – она превыше всех благ.
  • Ум имей хоть маленький, да свой.
  • Дети – это завтрашние судьи наши.
  • В жизни всегда есть место подвигам.
  • В карете прошлого никуда не уедешь.
  • Если враг не сдаётся, его уничтожают.
  • Самолюбие – худший вид зависимости.
  • Люди запутываются в массе лишних слов.
  • За все, что человек берет, он платит собой.
  • Личный эгоизм – это родный отец подлости.
  • От человека остаются только одни его дела.
  • В совершенствовании человека — смысл жизни.
  • Без совести и при большом уме не проживешь.
  • Что человек на Руси ни делает, все равно его жалко.
  • Хороший смех – верный признак духовного здоровья.
  • Время – враг людей, которые любят спокойную жизнь.
  • Чтобы иметь право критиковать – надо верить в какую-то истину.
  • Маленький человек, когда он хочет работать, непобедимая сила.
  • Книги читай, однако помни – книга книгой, а своим мозгом двигай.
  • Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.
  • Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
  • Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.
  • Язык – это оружие литератора, как ружьё – солдата. Чем лучше оружие – тем сильнее воин.
  • Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям.
  • Если всё время человеку говорить, что он “свинья”, то он действительно в конце концов захрюкает.
  • Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую.
  • Талант – как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратиться в клячу.

Источник: http://aphorism-citation.ru/index/0-521

Цитаты из повести «Детство» Толстого: афоризмы и интересные высказывания

Меню статьи:

Как известно, мы часто можем забывать мелкие события нашего детства, но они существенно влияют на процесс становления человека как личности и вносят веские коррективы в дальнейшем формировании взглядов и позиции, поэтому период детства всегда интересовал не только деятелей науки, но деятелей пера – писателей и поэтов: « Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?

Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждении».

Жизнь детей девятнадцатого века

Жизнь детей 19-го века сплошь и рядом граничила с таким явлением как смерть. Воспоминание об этом зачастую оставляли неизгладимый след в памяти. «Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их».

В связи с этим, как утешение в утрате, происходит понимание того, что «Он (в значении Бог) затем и взял ее, что она достойна была, а Ему добрых и там нужно» (цитата о смерти матери).

Отношение детей друг к другу

Не менее важным моментом было и отношение окружающих к личной персоне. Дети часто могли проявлять враждебные чувства, а порой и откровенную агрессию по отношению в своим родственникам или другим детям равного к ним происхождения.

В основном выделялся один представитель, которого все остальные дети дружно унижали и обижали.

Толстой передает состояние такого ребенка, который «плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его».

Читайте также:  Критика о романе "обломов" гончарова: отзывы современников

Процесс взросления зачастую сопровождается максимализмом и неумением объективно оценить свои способности и таланты:

«Все презирают меня и всегда будут презирать… мне закрыта дорога ко всему: к дружбе, любви, почестям… все пропало!»

Предлагаем ознакомиться с характеристикой “Андрея Болконского” – героя романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир”

В это же время происходит отторжение хулиганских наклонностей, приходит понимание, что миром правят и другие чувства и привязанности:

«Мне было отрадно переменить изношенное чувство привычной преданности на свежее чувство любви, исполненной таинственности и неизвестности. Сверх того, в одно и то же время разлюбить и полюбить — значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде».

По мнению Толстого любовь и огорчение – чувства взаимосвязаны.

«Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа человека еще живучее природы физической».

Размышления о моральных качествах людей

Некоторые высказывания повести касаются размышлений на предмет моральных качеств и закономерностей в жизни:

Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать.

«Неблагодарность» – это один из пророков, которые действуют самым ужасающим образом.

Важно

Тщеславие в горести выражается желанием казаться или огорченным, или несчастным, или твердым; и эти низкие желания, в которых мы не признаемся, но которые почти никогда — даже в самой сильной печали — не оставляют нас, лишают ее силы, достоинства и искренности.

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Боль и горе детей

Особое место в повести занимает такие чувства как боль и горе. Боль, причиненная сверстниками, во время жестокого обращения; родственниками, которые не могут, кроме как едкой критикой, высказать свои замечания и пожелания; в конце концов, горечь утраты связанная со смертью близких людей – это все становится очагами немыслимого горя для ребенка, но: «Горе никогда не убивает».

Глубокий смысл повести

Таким образом, повесть Л.Н. Толстого «Детство», несмотря на то, что основная цель автором достигается не с помощью лирических отступлений – раздумий, а с помощью динамики событий, не лишена афористических высказываний. Они все носят глубокий смысл и в своей сути содержат изобличение пороков человечества и вырисовывание пути морального следования.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/citaty/detstvo-tolstogo.html

описание бабушки из повести М. Горького “Детство”

описание бабушки из повести М. Горького “Детство”

  1. вы дастали только его историю разказывать =(
  2. а
  3. Бабушка- Акулина Ивановна, была для Алши лучом света в его жжизни, ведь как никто она защищала его от войны в доме. Она его поддерживала из-за всех сил, и него небыло даже друзей.
  4. Норм
  5. Дада они все оттуда сливают. Думают самые умные.
  6. спасибо, нам тоже это задали)))
  7. .
  8. спс
  9. Все персонажи и события в повести Детство описываются главным героем Алешей Пешковым. Мальчик рано потерял отца, поэтому рос и воспитывался в доме дедушки и бабушки.

    Образ Акулины Ивановны помогает лучше понять главного героя. Алеша очень любил свою бабушку. Эта женщина заменила ему мать и обогрела своей любовью. Акулина Ивановна изображается как полная противоположность своего мужа добрая, ласковая, сопереживающая. Особую душевную боль ей приносили ссоры сыновей и побои мужа.

    Она была недовольна порядками, царящими в доме, но оказалась не в силах что-либо изменить. То, что бабушка была добрым человеком, подтверждали и ее глаза, излучающие теплый свет. На ее долю выпало множество испытаний. Одно из самых суровых гибель пятнадцати детей. Только трое выжили.

    Акулина Ивановна стала для Алеши самым важным человеком, добрым ангелом, наставляющим на путь истинный.

    Она всеми силами старалась уберечь внука от жестокостей жизни и злых людей. Некоторые использовали доброту бабушки в корыстных целях, но она ни на кого не могла долго обижаться. Материальные блага не играли важной роли в жизни Акулины Ивановны. Бабушка очень страдала, когда погиб Цыганок. Но она считала, что все события, даже самые печальные, происходят по воле Божьей.

    Когда произошел пожар, Акулина Ивановна открылась Алеше с другой стороны. Она оказалась решительной, смелой, умеющей отдавать четкие распоряжения. После этой трагедии мальчик был вынужден побираться. Бабушка плакала все чаще, беспокоясь о будущем внука.

    Образ бабушки был настолько светлым, искренним, настоящим, что сохранился в душе главного героя на долгие годы.

    Она стала олицетворением силы духа, неугомонности. Акулина Ивановна никогда не сидела без дела, постоянно хлопотала по хозяйству, не жалея себя. В этом был смысл ее жизни быть полезной окружающим, несмотря на то, что они не понимали такой жертвенности. На пожаре у Акулины Ивановны обгорели руки. Несмотря на это, она не отказала в помощи и приняла роды, превозмогая боль.

    Совет

    А когда пятеро мещан набросились на мужика, она, не раздумывая, бросилась к дерущимся с коромыслом, чтобы остановить жестокую несправедливость.

    Бабушка была человеком с твердой жизненной позицией. Неожиданные повороты судьбы не изменили ее моральных принципов. В радости и горе, в богатстве и бедности она была доброй и отзывчивой, достойной безусловного уважения.

  10. Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом мягкая и удивительно интересна, сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка. Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: Вся она темная, но светилась изнутри через глаза неугасимым, веселым и теплым светом.

    Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое.

    Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: Сердится, трудно ему, старому, неудачи все Ты меня не больно жалей я ведь тоже поди-ка и сама виновата. Сыновья звери, а все на защиту бросается и учит внука: Кто в чем виноват это дело не твое. Господу судить и наказывать.

    Что спасало ее, давало внутренний свет? Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много, плясала, словно рассказывала что-то, разговаривала с Богом (Он поймет. Ему что ни говори он разберет) и Богородицей (Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..

    ) как с равными, с лошадьми (Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!), птицами, растениями, домовым.

    Много в ней силы, внутреннего огня, неугомонности жизни: Бабушка стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, вертелась целый день, точно огромный кубарь, подгоняемый невидимой плеткой, нюхала табачок, чихала смачно и говорила, отирая потное лицо: Здравствуй, мир честной, во веки веков! Во время пожара всюду поспевала: успела приказать вынести из дома иконы и увести детей, вытащить купорос из мастерской, остановить лошадь, организовать и поблагодарить соседей- с обгоревшими руками после пожара принимала роды. Пятеро мещан бьют мужика бабушка мчится на помощь, раз

  11. спасибо большое
  12. Повесть М. Горького “Детство” автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу. Алексей увидел впервые бабушку, когда ей “за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли”. Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: “Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.. ” Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, “самым понятным и близким человеком”. “Вся она темная, но светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом”. Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа… и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав. Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.

    М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

  13. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом. Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации. При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи. У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым. Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.

    Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.

  14. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00091801184864052836/
    про образ бабушки в повести
  15. В повести “Детство” М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом. Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации. При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи. У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым. Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась. Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть. М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенес Повесть М. Горького “Детство” автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу. Алексей увидел впервые бабушку, когда ей “за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли”. Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: “Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.. ” Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, “самым понятным и близким человеком”. “Вся она темная, но светилась изнутри.. . неугасимым, веселым и теплым светом”. Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа.. . и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав. Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. А ее героизм во время пожараОна была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.

    М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

  16. Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, очень привязана к дому: “Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего”. Именно бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Она не умеет долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям- основные качества характера бабушки. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о семье Кашириных, он очень любит слушать ее рассказы. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания. Какой героизм она проявила во время пожара. Она была равна стихии. “Освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя. ” Оба, и пламя огня, и бабушка, сражались за мастерскую.

    Она спасла то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством. А после пожара бабушка получила ожоги, но, несмотря на это, она находила слова утешения для других.

Читайте также:  Княгиня лиговская в романе "герой нашего времени" лермонтова: характеристика в цитатах

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/opisanie-babushki-iz-povesti-m-gorkogo-detstvo/

Краткое содержание повести Детство Горького М. Ю.. Афоризмы

Повесть о детстве начинается с трагического события в жизни главного героя (его зовут Алексеем) – умер отец. Так совпало, что в день смерти отца у героя-рассказчика родился братик, который вскоре умер.

Мальчика держит за руку бабушка, “круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная… Она говорила ласково, весело, складно”. Слова ее для мальчика были похожи “на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные”.

“До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни”. После смерти отца мать с сыном на пароходе по Волге переезжает к своему отцу. Это “небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками”.

Мальчик сразу “почуял в нем врага”. Не пришлись по сердцу ребенку и его дядья (братья матери), и дом деда – маленькие, полутемные комнаты. Дед был красильщиком – во дворе и в доме в чанах с разноцветной водой мокли какие-то тряпки, пахло резко и неприятно.

Но главное: “Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми”. Братья требовали у отца раздела имущества, боялись, что вернувшаяся с ребенком сестра потребует свою долю. Между дедом и братьями происходят отвратительные драки, бабушка пытается всех примирить.

Мальчик чувствует, что дед злой и обижен на всех.

Настоящим потрясением для маленького Алексея, которого никогда физически не наказывали, становится жестокая субботняя порка детей. Провинился Лешкин двоюродный брат Сашка – он по наущению взрослых подсунул деду раскаленный наперсток.

Провинился и Лешка – он из мальчишеского любопытства сунул в чан с синей краской парадную шелковую белую скатерть. Бабушка попыталась утаить этот проступок от жестокого деда. Однако Сашка выдает Алексея, надеясь, что за донос ему самому удастся избежать жестокого наказания.

Дед сечет внука Сашку розгами с жестоким наслаждением. Красные полосы вспухают на голом теле.

Обратите внимание

Потом черед наказания доходит до Лешки. Мальчик никогда не сталкивался с таким. Бабушка и мать пытаются отбить его у деда. Да и сам он так просто не сдавался: “Бился в руках у него, дергая рыжую бороду, укусил ему палец”.

Дед засек строптивца до потери сознания, и несколько дней мальчик сильно болел. Алексей понял, что мать его не такая сильная, как он предполагал, – она, как и все, боится деда.

Дед неожиданно приходит к внуку мириться, даже просит прощения.

Приносит гостинцы, целует в лоб. – Ты думаешь, меня не били? Меня, Алеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам Господь Бог глядел – плакал! Дед рассказывает внуку, как он был бурлаком на Волге, вместе с товарищами таскал тяжелые баржи по Волге. Не забыл мальчик порки, но сумел понять и в чем-то простить деда.

А еще завязалась у Алексея крепкая дружба с Цыганком – работником деда. Этот красивый добродушный парень подставлял свою руку под дедову розгу, чтобы мальчику меньше досталось. И на руке вспухли страшные кровавые рубцы. Цыганок и человек добрый, и мастер отличный.

Оказывается, Цыганок – подкидыш, бабушка подобрала сиротку и воспитала его. Мастеру было всего-то девятнадцать лет. Необычайный затейник, Цыганок показывал фокусы, дрессировал мышей и плясал. Иногда плясать выходит грузная, похожая на медведицу, бабушка – и ее танец похож на поэтический рассказ о чем-то задушевном.

Однако Цыганок грешит опасным промыслом: дед посылает его с возом на базар – и парень привозит множество продуктов. Рубль потратит – а на пять украдет. Делает он это не из корысти, а из озорства.

А ведь поймают – забьют до смерти! Смерть Цыганка нелепа и неожиданна: его придавило тяжелым деревянным крестом, который взвалили на него жадные дядья Алексея (Михаил и Яков).

Яков обещал донести этот крест на могилу своей жены, которую сам же год назад и довел до смерти жестоким обращением.

Важно

Однако по привычке взвалил тяжесть на безотказного работника – и Цыганок погиб. Боль мальчика остра, но время залечивает раны. Алексей даже привыкает к тому, что его секут так же, как и других мальчиков в доме, и некому уже подставить руку, чтобы взять на себя часть боли.

Утешение для мальчика – ежедневное общение с бабушкой, ее разговоры с Богом – доверительные просьбы о том, чтобы все ее близкие стали добрее и радостнее. Страшным переживанием для Алексея стал пожар – бабушка в этом событии предстала настоящей героиней, спасая от огня имущество, выводя и успокаивая мерина (лошадь) Шарапа.

Обожгла старуха себе руки, дед жалел ее – не всегда он был зол и строг, жило и в нем человеческое чувство.

Прошло время – дед с бабкой и внуком переехали в новый дом, поделив имущество с Михаилом и Яковом. Матери Алексей почти не видит, она живет отдельно. Дед учит мальчика читать, и грамота дается способному ребенку легко.

Вроде и поспокойнее стало жить на новом месте, и дед с бабкой мирно вспоминают прошедшую жизнь – и вдруг вновь в старике вспыхивает ярость, и он при мальчике бьет свою жену кулаком в лицо. Страшно, мерзко…

Дом приобрел шумную славу; почти каждое воскресенье к воротам сбегались мальчишки, радостно оповещая улицу: – У Кашириных (фамилия деда) опять дерутся! Приходил с пьяным скандалом дядька Михаил, бил стекла, крушил сад.

Добавлял свою долю в раздор и дядька Яков. Горько было бабушке, что у нее такие дети. Восемнадцать детей родила она – лучших Господь прибрал, а вот такие – остались. В молитве находила бабушка просветление и отдых для души. “Ее Бог был весь день с нею, она даже животным говорила о нем.

Мне было ясно, что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пчелы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок”.

Совет

Дед же, рассказывая внуку “о необоримой силе Божией, всегда и прежде всего подчеркивал ее жестокость: вот, согрешили люди и – потоплены, еще согрешили и – сожжены, разрушены города их; вот Бог наказал людей голодом и мором, и всегда он – меч над землею, бич грешникам”.

Словно дедов Бог смотрел с неба на грешную землю и приговаривал то же, что и сам старик Каширин: – Эх вы-и… Тяжелая жизнь не сделала бабушку жестокой, не отобрала у нее умения радоваться малому.

“Скворцу, отнятому ею у кота, она обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу,учила ее говорить.

Стоит, бывало, целый час перед клеткой на косяке окна – большой такой, добрый зверь – и густым голосом твердит переимчивой, черной, как уголь, птице: – Ну, проси: скворушке – кашки! …

И ведь выучила скворца: через некоторое время он довольно ясно просил каши, а завидя бабушку, тянул что-то похожее на – “Дра-ас-туй”…” “В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все-таки мед”, – так пишет Горький о накоплении опыта.

Много дало мальчику общение с квартирантом по прозвищу Хорошее Дело. Однако этот странный человек в очках был чужим для всех – даже для бабушки. И. этого чужака в конце концов выжили. Конечно, Алексей общался и со сверстниками. С гурьбой воинственных мальчишек дружбы не получалось – только драки.

А. вот трое братьев-соседей привлекли внимание Алексея тем, что не ссорились, а очень оберегали друг друга. Однажды самый маленький из братьев во время игры в прятки свалился в колодец – и Леша помог спасти его. Так завязалась дружба. Грустная это была дружба – потайная. Трое братьев жили при отце-полковнике, очень суровом, и при мачехе, которая их не любила.

Читайте также:  Краткое содержание романа "евгений онегин" пушкина: краткий пересказ сюжета, роман в сокращении

Алеша ловил для них птиц, чтобы держать в клетках, и рассказывал сказки, которые слыхал от своей бабушки. Неожиданно возвращается мать Алеши.

Она жила какой-то своей жизнью, которая вызывала возмущение стариков-родителей, но как-то все смиряются. Мать начинает учить мальчика “гражданской” (а не церковной, как дед) грамоте.

Обратите внимание

Как назло, с памятью Алеши начинает твориться нечто странное – он перевирает и переделывает слова стихов, которым учит его мать.

Может быть, так пробуждается творчество? Мать сердится, ей кажется, что сын ее отторгает, да и тяжело ей жить в доме деда. Ходит она на посиделки к веселым соседям, да веселья не получается, так видит это мальчик.

Дед и бабка пытаются сосватать ее за какого-то серьезного человека, но Варвара (мать Алексея) дает им решительный отпор. После этой истории мать стала хозяйкой в доме, а дед сделался незаметен.

Мать отдает Алексея учиться, однако учение продолжается недолго.

Мальчик заболел оспой. Во время болезни бабушка рассказывает мальчику о его отце – веселом, красивом и смелом человеке, о том, как мать обвенчалась с ним против воли деда.

Дед долго и слышать не хотел об отступнице-дочери, но в конце концов примирился с ее решением. Братья Варвары невзлюбили мужа сестры. Однажды дошло до страшного: сбросили они его зимой в прорубь и хотели утопить, да не вышло.

Не стал Максим жаловаться полиции, но при первой возможности перебрался с женой и сыном в другой город – в Астрахань.

Часто приходит бабушка к мальчику на чердак, то сказки ему рассказывает, то – истории из семейной жизни.

По-прежнему она ласкова и внимательна, только вот что плохо: пьет она водку, чтобы успокоить свое изболевшееся сердце. Мать же, красиво одетая и все более чужая, приходит к своему сыну редко.

Важно

Алексей ощущает тревогу: он ждет нового предательства со стороны матери, которая и так не слишком баловала его своим вниманием.

Так и есть: мать собирается замуж за дворянина по имени Евгений. Она занята своей новой жизнью, но обещает сыну: “Ты поедешь со мной, будешь учиться в гимназии, потом станешь студентом…” Мать с новым мужем уезжает, оставив Алешу жить у бабки с дедом.

Дед возится с внуком в саду, помогает мальчику устроить шалаш для себя, утешает его и предупреждает: – Теперь ты от матери отрезан ломоть, пойдут у нее другие дети, будут они ей ближе тебя. Бабушка вот пить начала.

Учись быть самому себе работником, а другим – не поддавайся! Живи тихонько, спокойненько, а – упрямо!

Сад, шалаш – недолго эта радость была в жизни мальчика. Дед продал дом и переселился в подвальные комнатки. Деньги, вырученные за дом деда, “вотчим” проиграл в карты. “Потом…

я очутился в Сормове, в доме, где все было новое, стены без обоев, с пенькой в пазах между бревнами и со множеством тараканов в пеньке.

Мать и вотчим жили в двух комнатах, на улицу окнами, а я с бабушкой – в кухне, с одним окном на крышу.

Из-за крыш черными кукишами торчали в небо трубы завода и густо, кудряво дымили, зимний ветер раздувал дым по всему селу; всегда у нас, в холодных комнатах, стоял жирный запах гари…

Совет

Бабушка работала за кухарку – стряпала, мыла полы, колола дрова, носила воду, она была в работе с утра до вечера, ложилась спать усталая, кряхтя и охая. Иногда она, отстряпавшись, надевала короткую ватную кофту и, высоко подоткнув юбку, отправлялась в город.

– Поглядеть, как там старик живет…” Мать мало говорила со своим сыном, все только приказывала: – Сходи, подай, принеси…

Наказывала мальчика, а за живое проявление чувств называла его ” зверенышем “. И вновь маленький Алеша оказался у дедушки. “Что-о? – сказал он, встретив меня, и засмеялся, подвизгивая.

– Говорилось: нет милей дружка, как родимая матушка, а нынче, видно, скажем: не родимая матушка, а старый черт дедушка! Эх вы-и…” Мать отдала Алексея в школу, где он много озорничал, за что часто бывал наказан. Но вот приехал добрый законоучитель, епископ – и похвалил Алешу, и вновь в душе мальчишки появилась острая жажда добра. Но в семье матери и отчима Алексею нет места.

Родился брат. “Странный это был мальчик: неуклюжий, большеголовый, он смотрел на все вокруг прекрасными синими глазами, с тихой улыбкой и словно ожидая чего-то. Говорить он начал необычно рано, никогда не плакал, живя в непрерывном состоянии тихого веселья.

Был слаб, едва ползал и очень радовался, когда видел меня, просился на руки ко мне, любил мять уши мои маленькими мягкими пальцами, от которых почему-то пахло фиалкой. Он умер неожиданно, не хворая; еще утром был тихо весел, как всегда, а вечером, во время благовеста ко всенощной, уже лежал на столе. Это случилось вскоре после рождения второго ребенка, Николая”.

Однажды отчим на глазах Алексея бьет его мать в грудь ногой – и мальчик бросается на негодяя с ножом.

Дерущихся разнимают… “Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день…

Но сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человеческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой”. Опять вернулся Алексей к деду с бабкой. Стал пытаться заработать денег: собирал ветошь, кости – это можно было продать.

Подружился с мальчишками, которые тоже старались как-то раздобыть хоть какую-то копейку.

Обратите внимание

Среди не балованных жизнью и жестоких детей встречались личности необыкновенной доброты. Вот, например, мальчик по прозвищу Вяхирь (Голубь). “Он очень смешил и удивлял всех нас своей любовью к деревьям, травам.

Слобода, разбросанная по песку, была скудна растительностью; лишь кое-где, по дворам, одиноко торчали бедные ветлы, кривые кусты бузины, да под забором робко прятались серые сухие былинки; если кто-нибудь из нас садился на них – Вяхирь сердито ворчал: – Ну, на что траву мнете? Сели бы мимо, на песок, не все ли равно вам? При нем неловко было сломать сучок ветлы, сорвать цветущую ветку бузины или срезать прут ивняка на берегу Оки – он всегда удивлялся, вздернув плечи и разводя руками: – Что вы все ломаете? Вот уж черти!

И всем было стыдно от его удивления “. Мать Алексея вернулась умирать к родителям, больная, с маленьким ребенком – Николаем. Нянькой Николаю пришлось быть Алексею – и хотя старшему сыну хотелось убежать к товарищам, он все-таки старался погреть болезненного младшего братика на песочке и развлечь его. Мать угасала с каждым днем – и умерла на глазах у Алеши.

“Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне: – Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди… И пошел я в люди”.

Вы прочитали материал на тему: Краткое содержание повести Детство Горького М. Ю.

Источник: http://www.cka3ku.com/kratkoe-soderzhanie-povesti-detstvo-gorkogo-m-yu/

Сочиненине на тему “Роль бабушки в жизни Алёши”

В автобиографической повести Максима Горького «Детство» описаны события из юных лет главного персонажа Алёши Пешкова. Автор сумел передать в словах, как маленький мальчик воспринимает мир вокруг себя. Большую роль в жизни Алёши играет его любимая бабушка.

Именно её он считает своим самым родным человеком. Она ласковая и добрая, готова помочь каждому в любой ситуации. Женщина постоянно переживает по поводу бесконечного недовольства деда и частных ссор между сыновьями.

При этом бабушка Алёши всегда остаётся мягкой и уступчивой.

Прочитав описание внешности бабушки, можно прийти к выводу, что под её серым видом скрывается большая и светлая душа.

Максим Горький рассказал о бабушке, как о немного странноватой, толстой, с крупной головой и причудливым красноватым носом женщине. Но даже в детстве герой уже смог понять, насколько же красива она изнутри.

Бабушка для Алёши стала не просто опекуном, а и самым верным, понимающим, близким и любящим другом.

Акулина Ивановна – настоящая российская женщина с доброй и широкой душой. Именно такой образ бабушки, её светлые и весёлые глаза больше всего запомнились Алёше в детстве. Для внука она стала ангелом хранителем, который всегда оберегал его от злых людей и всяких жизненных проблем.

На её примере мальчик учился и узнавал, как нужно относиться ко всему, что его окружает, чтобы не терять человечности и любви к людям. Такое чувство, что старушка любила всё вокруг – растения, животных и людей. Она с ними говорила, постоянно находилась в садовых и огородных заботах.

И не смогли изменить её ни беды, ни бедность.

Важно

Мудрая Акулина учила Алёшу тому, что знала сама. Она была уверена, что любые трудности, которые встречаются на пути – это не что иное, как испытания посланные Богом. Хотя судьба бабушке досталась не лёгкая.

Мама Акулины была инвалидом, ещё в детстве девочке приходилось попрошайничать из-за бедности. Замуж вышла очень рано за мужчину, который обладал суровым характером и постоянно её бил. Бабушка родила восемнадцать детей, но только трое из них сумели выжить.

А потом случился пожар, который лишил почти всего, и в котором она обгорела. На старости лет ей тоже пришлось жить в нищете и воспитывать маленького внука. Алёша навсегда запомнил чувство голода: когда он хотел есть, шёл просить милостыню.

Даже крошки мальчик приносил своей бабушке, хотя она переживала только за него, чтобы внук не был голодным и не пропал, когда её уже не станет.

Чего научила бабушка Акулина своего Алёшу? Любить бескорыстно. Она посвятила свою жизнь не себе, а своим детям и внукам. А когда к ней под калитку подкинули Цыганка, она приняла в свою семью и его, как родного.

Эта женщина всегда работала, мастерила что-то, но не сидела на месте, всегда замечала всё вокруг, везде успевала, помогала тем, кто в этом нуждался, находила самые нужные слова и никогда не отчаивалась, а просто молилась. Бабушка пыталась хранить покой в своей семье, хотя его никогда не было.

Она учила Алёшу, что в любой ссоре или конфликте нельзя судить или винить кого-то. На это имеет право только Господь Бог, который справедливо рассудит и накажет того, кто был не прав. Сама бабушка вообще не умела долго хранить обиды, чем часто пользовались другие.

И только Алёша, который слишком рано потерял родителей, принимал её доброту просто так и отвечал на неё трепетной любовью.

Совет

В жизни Алёши, в котором автор воплотил свой собственный детский образ, бабушка занимала едва ли не самое главное место.

Отец мальчика умер, потому воспитывать его стала бабушка, которая была рядом до конца своих дней. Духовную силу и веру нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Эти знания Алёша получил именно от бабушки, которая умела любить всё вокруг таким, каким оно есть.

Вместе с ней он проходил трудную школу жизни, где была злоба, суровость, любовь и щедрость. Через бабушку он познавал мир, учился труду, справедливости и молитвам. В памяти маленького мальчика Алёши её святой образ, мудрость и огромная внутренняя сила остались навсегда. Возможно, что самые трудные времена в жизни Максиму Горькому помогал пережить именно бабушкин пример.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/gorkij/detstvo/rol-babushki-v-zhizni-Aljoshi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector