Образ и характеристика гурова в рассказе “дама с собачкой” чехова

Характеристика Гурова из рассказа “Дама с собачкой”

В рассказе “Дама с собачкой”, который написал Антон Чехов, не так много персонажей, однако те, что есть, весьма ярко представлены и их анализ помогает глубже понять проблематику произведения.

Конечно, рассказ о любви.

Но с какой стороны можно посмотреть на героев рассказа и какую нравственную оценку можно дать их действиям? Давайте вкратце рассмотрим характеристику Гурова из рассказа “Дама с собачкой”.

Ялтинский курорт и ранее утро

После того как главный герой Гуров разочаровался в своей жене, от начал ей часто изменять. Теперь он в Ялте на курорте, где встречается с главной героиней, тоже заскучавшей от отношений со своим мужем.

Познакомившись, они понимают, что нашли друг друга и изменяют своим супругам. После измены у каждого свои чувства и переживания – она чувствует себя морально упавшей, а он привык к такого рода “развлечениям”.

Далее Чехов описывает их дальнейшее пребывание в Ялте. Сказать коротко – это дни блаженства и неги. Дама с собачкой и Гуров проводят много времени вместе, разговаривая и молча, смотря на морские волны и сидя на скамейке.

Обратите внимание

Здесь интересно анализировать картины пейзажа, которые мастерски рисует Чехов, дополняя их разными рассуждениями Гурова.

Характеристика Гурова заключается в том, что он пытается разобраться в смысле человеческого существования и понять, что есть достоинство человека.

Если раньше Гурова тяготили мысли своей любовницы о падении нравов, теперь он настроен почти так же и понимает её. Такие преобразования произошли в душе Гурова.

Прощание главных героев

Одна глава в рассказе “Дама с собачкой”, характеристику персонажей которого мы сейчас делаем, называется “Пора на север”. Выясняется, что фамилией дамы была Дидериц, а сама она уехала куда-то далеко на Волгу.

Гуров же возвращается в Москву, где все сильнее чувствуется разница – там была теплая Ялта, а здесь холодная столица.

На курорте Гуров беззаботно отдыхал, а дома нужно заниматься томной службой, от которой одна скука, и общаться с одними и теми же знакомыми, интересующимися картами, вином и едой.

Скука одолевает Гурова все сильнее, но грустит он не по прогулкам по ночной Ялте, а по своей любовнице. Своими тягостными чувствами нужно с кем-то поделиться, но с кем? Дома об этом не поговоришь, на службе тоже.

Наконец, главный герой решается поделиться своим душевным состоянием с одним приятелем, ходящим в чиновниках, и после совместного обеда в ресторане он рассказывает ему о своей спутнице на курорте, в которую он так сильно влюбился.

Однако с этого момента начинает полностью раскрываться характеристика Гурова, потому что чиновнику нет дела до этой истории, и он говорит о том, что осетрина, поданная в обед, была явно не свежей. И вот что следует дальше.

Встречи в Москве и выводы

Со временем все сводится к тому, что любовники вновь начинают видеться, и происходит это в московской гостинице. Человек с красным головным убором доставляет записки Гурову о её приезде.

Провожая на учебу дочь, Гуров наставляет ее, рассказывает о природе, но мысли его поглощены своей тайно жизнью, а ведь именно она и стала для него настоящей.

В итоге когда окружение узнает правду, люди одобряют такое поведение.

Чехов прерывает свой рассказ… Этим характерны малые прозаические произведения автора. Но характеристика Гурова во многом очевидна. Хотя герои много беседуют о своем положении, признавая необходимость открыться, их путь находится лишь в самом начале.

Важно

Прочитайте также краткий анализ рассказа “Дама с собачкой” и его краткое содержание.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-gurova-iz-rasskaza-dama-s-sobachkoy

«Дама с собачкой»: характеристика персонажей рассказа А. П. Чехова

Меню статьи:

В конце XIX века Антон Чехов создает одну из своих «визитных карточек» – рассказ «Дама с собачкой», характеристика персонажей которого будет представлена в этой статье ниже. Как раз в 1898 году автор покупает домик в Крыму, в Ялте. Некоторые литературные критики считают, что пребывание в Ялте вдохновило писателя написать рассказ о курортном романе.

Тема

Курортный роман – это тема и одновременно фон, на котором разворачиваются события рассказа. Однако Антон Чехов подходит к раскрытию смысла курортного романа по-новому, совершенно нестандартно.

Романтические встречи на отдыхе обычно воспринимаются как нечто мимолетное и преходящее, то, что забудется. В лучшем случае, такие встречи будут вспоминаться во время приступов редкой ностальгии.

Но русский писатель переворачивает знаки: курортный роман приобретает для персонажей рассказа судьбоносное значение.

Герои встречаются на курорте. Там они видятся и в конце концов между ними вспыхивают чувства. Влюбленность перерастает в любовь, ведь разъехавшись, влюбленные все равно продолжают вспоминать друг друга. Осознание природы их чувств приходит, когда герои снова видятся, становясь душевно родными.

Счастье и несчастье – чувства, которые переплетаются в произведениях Антона Чехова. Счастье писатель описывает неоднозначно.

С одной стороны, влюбленные счастливы, ведь они нашли любовь, но, с другой стороны, они страдают: герои вынуждены скрывать отношения и вести подпольную жизнь.

Завершая рассказ о «даме с собачкой», писатель бросает читателю намек: история, расположившаяся среди страниц книги, возможно, еще будет счастливой…

Сюжет рассказа: наброски к общей картине

Перед тем, как перейти к характеристике персонажей «Дамы с собачкой», обратимся на пару минут к сюжету рассказа. Дмитрий Гуров – главный герой произведения Антона Чехова – прибыл в Крым из Москвы. Здесь, в Ялте, Дмитрий Дмитриевич встречает главную героиню – Анну фон Дидериц. Как понимает читатель, Анна – это и есть «дама с собачкой».

Анна Сергеевна – дама замужняя, но и Дмитрий Дмитриевич – женат. В Москве Гурова ждет жена и трое ребятишек. Но вопреки обстоятельствам, центральные персонажи произведения «Дама с собачкой» наивно, искренне по-детски испытывают влюбленность.

Герои живут в несчастливом браке, поэтому мужчина и женщина счастливы встретить настоящую любовь.

Совет

Однако лето заканчивается, а с сезоном отдыха заканчивается и курортный роман. Дмитрий Дмитриевич приезжает в Москву, домой. Здесь героя ждет нелюбимая жена, семья. Гуров осознает, что скучает по Анне. В итоге Дмитрий решает поехать в город Анны Сергеевны, в город С. Местность – захолустная и заброшенная. Герои встречаются в театре, и здесь же договариваются: Анна приедет в Москву.

Таким образом, герои живут словно двумя жизнями: явная, официальная, и подпольная, но настоящая жизнь.

Ялтинская муза Антона Чехова

В литературной критике бытует мнение, что на написание «Дамы с собачкой» писателя вдохновила жена – Ольга Книппер.

Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию литературно-критический анализ рассказа “Дом с мезонином” Антона Павловича Чехова.

Женщина-хранительница музея Антона Чехова в Ялте говорит, что Ольга называла брак с писателем счастливым.

Ольга – актриса, сыгравшая «чеховских женщин» в постановках «Трех сестер», «Вишневого сада», «Чайки»… На репетициях «Чайки» – другой «визитки» Антона Чехова – будущие супруги и познакомились.

Брак был не долгим, продолжаясь с 1901 году по 1904-й, когда Антон Чехов скончался от туберкулеза.

Центральные персонажи «Дамы с собачкой»: характеристика

В центре повествования – история любви мужчины и женщины, любви запретной и подпольной, тайной.

Курортный роман, как тема романтических отношений между музами и художниками, ученицами и учителями, – тема избитая.

Но Антон Павлович не зря именуется литературным гением: писатель сумел представить эту тему по-новому, внеся в классические представления о курортных романах свежую струю.

Дмитрий Гуров

Дмитрий Дмитриевич прибыл на ялтинский курорт из Москвы. В нынешней столице России мужчина оставил жену и троих детей. Семья не приносила счастья Гурову и жил он «наполовину». Половинная жизнь людей, дошедших до лета жизни, доживших до средних лет часто отличается в чеховских произведениях такой половинностью.

Внутреннее несчастье толкает Дмитрия на пребывание в женском обществе. Молодые девушки, их внимание нравится герою: это заставляет Гурова чувствовать себя полным сил, нужным, моложе своих лет. Дмитрий Дмитриевич, не задумываясь, занимается прелюбодеянием, не слишком уважая женщин, которых мужчина считает ниже мужчин. Что касается друзей, то их у героя нет.

Авторы сайта тоже любят читать! Поэтому мы вам рекомендуем ознакомиться с тематикой проблемы счастья в пьесе “Вишневый сад” Антона Чехова.

Обратите внимание

В Ялте Дмитрий знакомится с Анной. Казалось бы, отношения героев – это обычная курортная романтика, но вернувшись домой, Гуров замечает, что постоянно думает о встреченной женщине, «даме с собачкой».

Отношение Дмитрия к Анне удивляет, но и страшит героя: Гуров привык воспринимать женщин легкомысленно, и это впервые, когда женщина поселилась в его мыслях – крепко и надолго.

В конце концов, Дмитрий Дмитриевич решается на визит в родной город Анны, полное название которого Антон Чехов не приводит. После этого Анна приезжает в Москву, и герои постепенно привыкают к новому, двойному образу жизни.

Гуров осознает, что любит Анну. Здесь писатель разграничивает легкое чувство влюбленности, и чувство любви, которое соединяет души куда крепче и дарит ощущение душевной родственности.

Анна фон Дидериц

Антон Чехов не скрывает от читателя: девушка вышла замуж рано и не по любви. Анна – молода, честна и наивна. У Анны Сергеевны – жесткие и твердые моральные принципы. Изменив мужу, женщина страдает и корит себя за то, что совершила нравственное «падение», грех.

В Ялте Анна отдыхает в одиночестве и там же встречается с повесой Гуровым. Симпатия к Дмитрию заставляет женщину идти дальше в отношениях с москвичом.

В рассказе явно прослеживаются метания главной героины: женщине трудно дается разрыв между влюбленностью и долгом. Отношения героев сопровождают муки совести Анны.

Вскоре героиня получает известия о том, что ее муж болен. Женщина вынуждена уехать с курорта. Вопреки привычному легкому отношению Дмитрия Гурова к женщинам и принципам Анны фон Дидериц, влюбленные осознают природу своих чувств. Позже они снова встрется в С. – городе, где проживает Анна – в зале театра. Здесь Анна фон Дидериц признается Дмитрию, что тоже любит его.

Персонажи на заднем плане

Кроме центральных персонажей рассказа «Дама с собачкой», характеристику которых читатель увидел выше, в произведении присутствуют и фигуры второго плана.

Супруга Дмитрия Гурова

Восприятие женщиной себя отличается от того образа, который живет в голове Дмитрия Дмитриевича. Супруг считает жену глупой и ограниченной женщиной, не имеющей ничего общего с ним. Сама же Гурова видит себя мыслящей и образованной. В глазах мужа эта высокая и темноволосая женщина некрасивая и чужая. Между тем, у пары есть два сына и одна дочь.

Супруг Анны фон Дидериц

Анна с мужем живут в захолустном городке. Когда Гуров впервые приезжает в это место, мужчина понимает, почему в глазах Анны была видна такая скука и тоска. Еще молодой девушкой, Анна рано становится замужней женщиной. Женщина надеялась, что замужество позволит лучше узнать мир, увидеть жизнь. Но девушка ошиблась: мужа Анна не любила, считая слабым и мягкотелым.

Супруг Анны Сергеевны работал служащим. Семья имела стабильное общественное положение, хорошую репутацию. Между тем, женщина полагала, что у мужа «нет характера», что мужчина слабоволен и имеет «лакейские» принципы. Однако мужчина был честен и благороден.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/dama-s-sobachkoj-geroi.html

Чехов “Дама с собачкой” – анализ произведения

Великий русский писатель хорошо разбирается в психологии людей, состоянии их души и внутреннего мира. Им создано множество талантливых произведений.

Сочинения Чехова всегда отражают внутренние чувства и переживания человека, взаимоотношения с окружающими. Во многих из них затрагивается влияние общества на человека.

Одним из таких произведений считается «Дама с собачкой», краткий анализ произведения которого и предлагается для ознакомления. 

Краткий анализ

Год написания — 1898 г.

История создания — Существует мнение, что рассказ был основан на реальных событиях, после поездки писателя в Ялту, на воспоминаниях о своей последней любви.

Тема — Автор касается важных тем в жизни человека, это тема любви, верности, тема семейных отношений, лжи и обмана.

Композиция — Композиционное построение рассказа имеет хронологическую последовательность. Происходит знакомство Гурова с Анной Сергеевной, начинается их роман, расставание, кульминационный момент — осознание того, что жизнь прошла мимо.

Жанр — Рассказ, соблюдающий все характеристики этого жанра.

Направление — Реализм, действия соответствуют реальным происходящим событиям, реальные герои.

История создания

В жизни писателя была женщина, в которую он был, когда — то влюблен, Ольга Книппер.

Писатель отдыхал в Ялте, наблюдая жизнь отдыхающих, их взаимоотношения между собой. Видел, как между некоторыми из них вспыхивают мимолетные курортные романы. Так же, произошла его встреча с Ольгой Книппер.

У Антона Павловича возникла идея о написании рассказа. Долгое время собирал он различные материалы, заметки. В то время у писателя происходил период творческого затишья.

После поездки в Ялту, писатель приступил к истории создания рассказа о людях, встретившихся на курорте, между которыми завязываются отношения.

Важно

Возможно, вам также будет интересна статья:  Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» — краткое содержание для читательского дневника

После некоторого литературного молчания, Антон Павлович создал рассказ, который был благосклонно принят публикой.

Тема

В «Даме с собачкой» анализ произведения невозможен без определения главной темы. Темой рассказа является любовь, посетившая двух совершенно разных людей. Он и она не свободны, у Гурова есть жена, дети, Анна Сергеевна замужем.

Единственное, что их связывает, это то, что они одиноки. Несмотря на их семейные узы, они не испытывают счастья, и от этого беспросветного одиночества, Гуров и Анна бросаются в объятия друг друга, принимая желаемое за действительность.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся» (краткое содержание читать)

Читайте также:  Анализ легенды о данко из рассказа "старуха изергиль" горького

Писатель показывает острую проблематику нравственных отношений. Герои не испытывают настоящих чувств, они лицемерят не только друг перед другом, но и перед собой.

Гуров, не любивший ни жену, ни Анну, играет роль страстного любовника просто потому, что так положено.

Анна Сергеевна так же лицемерна и лжива, считая себя глубоко религиозным человеком, тем не менее, она опускается до грехопадения, лживо оправдывая свои безнравственные поступки тем, что она по — настоящему полюбила Гурова.

Рассказ Чехова о любовных отношениях наглядно доказывает нравственное разложение и моральную распущенность общества. Проблема ханжества, рассматриваемая писателем, касается не только общества, но и героев, они ведут себя так же, как и все общество, лицемерно обманывая самих себя, а не только окружающих их людей.

Совет

Основная мысль произведения в самом человеке, в его нравственности. Обманывая своих близких, обманывая себя, герои лишь все больше опошляются, низвергаясь в пучину моральной распущенности.

И Гуров, и Анна Сергеевна были несчастны в своей семейной жизни. Встретив друг друга, они познали настоящую любовь. Влюбленные узнали, что значит настоящее счастье, когда рядом с тобой любимый человек. Но этим людям невозможно пойти против общества, им нельзя соединиться, так как они будут осуждены обществом. Познав истинную любовь, они не могут найти выход из создавшейся ситуации.

Гуров, искатель приключений, любимец женщин, нашел ту единственную, которая действительно ему дорога. Он тяжело переживает тупиковую ситуацию, нет никакого выхода для ее разрешения. Вместе с Анной Сергеевной, женщиной, полюбившей впервые, они стали еще несчастнее, чем были до знакомства

Композиция

Рассказ Чехова состоит из четырех частей, в которых проходит развитие действия.

В первой части Гуров, этот пресыщенный женским вниманием человек, приехал в Ялту отдохнуть. У него дома осталась жена с детьми, к которой он никогда не испытывал любви. Гуров ищет развлечений, и знакомится с Анной Сергеевной. Они начинают встречаться.

Во второй части случается грехопадение Анны Сергеевны, она очень переживает. Гуров, как обычно, относится к ней, как к одной из многих мимолётных знакомых, с которыми ему довелось встречаться. Анна Сергеевна уезжает к мужу, и Гуров едет к себе в Москву.

В третьей части Гуров, часто вспоминавший об Анне Сергеевне, решает ехать в город, где живет дама с собачкой. Гуров понимает, насколько близка ему стала эта женщина, он полюбил по-настоящему. Гуров ищет встречи с Анной, и она обещает приехать к нему в Москву.

В четвертой части рассказа, Анна Сергеевна несколько раз приезжает в Москву, где они встречаются с Гуровым. В одну их таких встреч, происходит кульминационный момент. Неожиданно увидев себя в зеркале, Гуров вдруг понимает, как он постарел.

До него доходит осознание, что, когда к нему пришла настоящая любовь, он уже слишком стар, чтобы пытаться что-нибудь изменить. Действие приходит к развязке. Гуров понимает, что он попал в тупик, из которого нет выхода, нет смысла жизни.

Возможно, вам также будет интересна статья:  М.Горький «Челкаш» — тема и идея произведения 

В этом и смысл рассказа — боязнь и страх совершить настоящий поступок тогда, когда это было надо, привело к такому концу, к разочарованию и опустошению.

Жанр

Характеристики произведения Чехова «Дамы с собачкой» определяют ее как жанр рассказа, хотя некоторые из критиков пришли к мнению, что произведение можно назвать повестью. В рассказе описаны действительные, рядовые ситуации, что придает рассказу реалистическое направление.

Источник: https://factstore.ru/dama-s-sobachkoy-smyisl-proizvedeniya/

Анализ рассказа А. П. Чехова “Дама с собачкой”

Рассказ “Дама с собачкой” был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания – 1889-ый, то есть предпоследний год 19-го века.

Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей “Домостроя”, уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли.

Всего через каких-то 19 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия – государство-тиран, пожирательница человеческих жизней.

Однако в то время еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее, вплотную придвинувшуюся угрозу. Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих.

По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать, мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги.

Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых “просвещенных” женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин “мыслящих”, к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.

Обратите внимание

По-видимому, Чехов недолюбливал женщин, стремящихся искусственно стать выше мужчин. Судя по “Даме с собачкой” и “Дому с мезонином” , такая нелюбовь возникла в результате понимания, что общего положения “мыслящие” женщины не спасут, а возможно и усугубят.

“Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья – вот вам мое убеждение”. . Думается, что под этой фразой, кроме героя, ее произнесшего, мог подписаться и сам автор.

Надо сказать, что “Дама с собачкой” и “Дом с мезонином” очень похожи. Не по содержанию, но по ощущениям, которые эти два рассказа оставляют после их прочтения. Да и детали – мысли о просвещенных женщинах, о том, что мешает двум любящим соединиться – довершают сходство.

Таким образом, мы подходим непосредственно к тексту, к его тематике и проблематике. Тема проста, а для обывателей она еще и повод для довольно скользкой сплетни: курортный роман и его последствия. Но ведь, зная стиль повествования Чехова, нельзя даже предположить, что его целью было изобразить именно пресловутый курортный роман. Копнуть надо гораздо глубже.

На мой взгляд, главная цель произведения – показать читателю то, чего он не замечал раньше: это кажущаяся безвыходность ситуации, будто бы действительно героям лучше отказаться от своей любви, это боязнь самих героев перебороть взгляды общества, боязнь делать самим шаги к своему настоящему, не украденному счастью, их связанность химерными цепями несуществующих обязанностей. И конечно, вполне ясно, что не только герои виноваты в своем бездействии. Это бездействие породило нечто, подобное “темному царству” в “Грозе” Островского. Но это новое “темное царство” лежит не на самодурстве одних и безгласности других, а на всеобщем равнодушии друг к другу и слепоте по отношению а настоящему положению вещей. Яркий пример тому – следующая сцена:

Однажды ночью, выходя из докторского клуба со своим партнером, чиновником, он не удержался и сказал:

– Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!

Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:

– Дмитрий Дмитрич!!

– Что?

– А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!

Как мы видим, этот чиновник, партнер Гурова по игре в карты, равнодушен, слеп и глух. Его интересует лишь состояние собственного желудка, а понятие такта, при наличии которого не будешь вот так отвечать на реплику об очаровательной женщине, ему вовсе незнакомо.

Возвращаясь к теме рассказа – курортному роману, – нельзя не заметить, что тема разбивается на две отдельных подтемы, так или иначе связанные между собой и образующие главную.

Первая, с которой мы знакомимся в начале, – поведение мужчин и женщин на курортах вдали от семьи и привычного образа жизни. Мы видим, как Гуровым овладевает “соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной”. Позже мы узнаем, что это ему удается осуществить.

Важно

Теперь мы можем озадачиться: с какой же целью Чехов открывает эту тему? Мне кажется, данная тема предназначена не только для завязки действия, но и служит определенным целям. В самом деле, не просто же так, от скуки, Гуров завязывает это знакомство! Не будь такой предпосылки, как нелюбимая жена, вряд ли бы Гуров изменял ей. Да и Анна Сергеевна не любила своего мужа.

Итак, они сошлись от одиночества, инстинктивно ощущая нехватку любви, нуждаясь в ней.

В наше время многим непонятно, как соединяли свои судьбы люди, не испытывающие никаких положительных чувств друг к другу, однако еще в конце 19-го века это было так же реально, как реален сегодняшний день. Вот, я думаю, в чем цель первой подтемы: показать людям, как неправилен семейный союз без любви и уважения, к каким последствиям он может привести.

Вторая же подтема – тема любви и перемен, которые она несет с собой. Встреча с Анной Сергеевной переменила Гурова. Он полюбил ее, полюбил женщину впервые в жизни, испытал в зрелом возрасте все то, что чувствуют юноши: “И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему – первый раз в жизни”. И еще вместе с любовью к нему пришло понимание:

Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном.

Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и, в конце концов, остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!

Сама любовь изменила Гурова, будто говорит Чехов, любовь может все. И теперь его герой уже не прожигатель жизни, а настоящий человек, умеющий сострадать, быть искренним, нежным.

Разобравшись с целью рассказа, ради чего он был написан, рассмотрим подробно сюжет произведения, его композицию. Среди гуляющих на набережной Ялты появляется новое лицо – дама с собачкой. Это событие – завязка действия. Кстати, экспозиция в данном случае следует за завязкой, а не наоборот.

Через несколько дней в саду главный герой – Гуров – с этой дамой знакомится. Так начинается развитие действия. Вместе они гуляют, проводят много времени. Постепенно наши герои – а их двое – привязываются друг к другу, но, как мы помним, у Гурова по отношению к Анне Сергеевне были свои планы.

Он мечтал о курортном романе.

После недели знакомства действие внезапно приблизилось к первой наивысшей точке своего развития – первой кульминации. Гуров и Анна Сергеевна пошли в ее номер, и там, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.

Совет

Кажется, что Гуров добился того, чего хотел, и за этим что-то должно последовать. По логике вещей, герои должны либо расстаться и при случайных встречах отводить друг от друга глаза, либо продолжить встречаться.

” Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали, гуляли, восхищались морем”.

Развязкой явилось пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо, в котором он умолял жену вернуться домой. Вскоре и Гуров уехал домой, думая, что больше они никогда не увидятся.

Однако действие все еще развивается. По приезде домой Гуров не может забыть даму с собачкой, и воспоминание, очень реальное, как тень следует за ним.

Он внутренне меняется и, наконец, созревает для того, чтобы снова увидеть Анну Сергеевну. В декабре, на праздниках, он приезжает в С. и наводит справки о том, где живет Анна фон Дидериц.

Не имея возможности повидаться с ней днем, Гуров вечером едет в театр в надежде, что она будет там.

Второй кульминацией явилась их встреча. Опять герои стоят перед выбором – быть или не быть вместе и после короткого свидания они вновь расстаются, но теперь в твердой уверенности, что Анна Сергеевна приедет к Гурову в Москву. Такова развязка.

Заключает рассказ повествование о дальнейших встречах героев, однако в полном смысле заключением это назвать нельзя: последний абзац допускает дальнейшее развитие действия и дальнейшие переживания Анны Сергеевны и Гурова.

До сих пор мы не говорили практически больше ни о ком, кроме Анны Сергеевны и Гурова, будто бы остальных героев не существует. Отчасти так оно и есть. Дело в том, что Чехов выделяет только двоих героев – тех, кто способен развиваться. Таким образом, он подчеркивает разобщенность людей, будто они говорят на разных языках.

Обратите внимание

Все вокруг обезличены; даже если их много – присутствия человека не увидишь. Нам даны только два портрета второстепенных персонажей: жены Гурова и мужа Анны Сергеевны, причем даже внешне эти люди непривлекательны, не говоря об остальных их чертах.

И роль, которую эти герои играют, всегда отрицательная: они – сила, разлучающая влюбленных.

Портреты главных героев располагают к себе. Она: невысокого роста блондинка с угловатостью в смехе; тонкая, слабая шея, красивые серые глаза. В ней есть что-то “жалкое” , вернее, при взгляде на нее хочется быть сильным и пожалеть ее. Он: “В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин”.

Как ни странно, но показан в развитии только один персонаж. Только Гуров коренным образом меняет свою жизненную позицию, а Анна Сергеевна остается практически неизменна, разве что понимает, что она не падшая женщина, и находит в себе силы для борьбы.

Рассказ охватывает временной промежуток приблизительно от полугода до года, точно установить невозможно. За это время действие переносилось из Ялты в Москву, из Москвы в город С. и обратно. По словам автора, герои точно “две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках”. Однако даже на расстоянии друг от друга они продолжают мысленно быть вместе.

Итак, на основании вышеизложенного, мы видим, что перед нами по жанру типичный рассказ – небольшое по объему изображенных явлений и событий, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение, в котором действуют герои, представляющие собой определенные индивидуальности. Нам они показаны в известном законченном моменте своей жизни, наиболее полно раскрывающем нам их характеры. Количество персонажей в рассказе невелико и они все, кроме главных, очерчены бегло.

Читайте также:  Главный герой рассказа "конь с розовой гривой" астафьева: характеристика вити

Чехов пользуется литературным языком на протяжении всего рассказа, чтобы показать, что герои принадлежат к так называемому “порядочному обществу”, однако из всего многообразия художественных средств использует только портреты героев и пейзажи, точно отражающие душевное состояние героев, подчеркивающие их.

Мы рассмотрели лишь одно небольшое произведение А. П.

Чехова, однако видим, как мастерски автор показывает вроде бы незначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации, обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми их недостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

Источник: https://home-task.com/analiz-rasskaza-a-p-chexova-dama-s-sobachkoj/

Роль повествователя в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»

Пробежав глазами по первой главе рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой», нельзя сказать, что это произведение отличается оригинальностью: обычный курортный роман. Но, приглядевшись к героям и продолжив свое чтение, человек не пожалеет, что прочел столь маленький по объему текст, вызвавший в душе противоречивые чувства и размышления.

Обаяние рассказа во многом определяется своеобразием повествования в нем.

Писатель с самой первой фразы легко и ненавязчиво создает впечатление, что повествование ведется из уст главного героя: «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой», и далее немного рассказывает о Гурове: «… проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами».

Спокойный, ненавязчивый взгляд автора на события заставляют забыть того, кто ведет рассказ, и мы теперь думаем лишь о таинственной незнакомке: «Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой».

Далее о героине пока больше ничего не узнаем, но зато о Гурове достаточно подробно. Он материально обеспечен (как и всякий приехавший отдыхать в этот город) и внешне все благополучно, но в характеристику героя вплетаются какие-то частные, как бы случайные подробности: незаметно, вскользь, но именно они-то и оказываются решающими в последующем развитии событий и их многозначительный смысл раскрывается лишь позже. Эти подробности говорят о потаенном в глубине души разладе, еще не осознанной им до конца неудовлетворенности своей жизнью, своим внешним благополучием, вполне отвечающим нормам благопристойного бытия.

Например, маленькая фраза «его женили рано» свидетельствует о многом: не по своей воле, по необходимости, но для повествователя даже не важна причина, главное, что здесь не было любви, поэтому следует задуматься над вопросом: «Счастлив ли он в семейной жизни?». Читаем ответ: «и теперь жена казалась в полтора раза старше его» – в описании любимой жены такая ассоциация даже не могла и возникнуть.

Сведения о супруге даются от имени автора, но последний придает им субъективный оттенок самопризнания, исповеди героя: вначале повествует рассказчик от своего имени, но потом пишет, как воспринимал свою жену Гуров, что придает и предшествующему описанию субъективный оттенок – такой видел ее именно герой. Упоминание же о том, что это она сама называла себя мыслящей женщиной, хотя ее и считали, надо думать, и многие их знакомые, становится решающим в ее восприятии читателем, оказываясь на стороне Гурова, хотя ничего дурного о жене его, по сути дела, не сказано. Косвенная, но весьма существенная характеристика героев: поэтому у нас не возникает удивления, что герой «изменять ей … начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно…». Повествователь снижает образ героя.

Далее в 2-х абзацах, рассказывающих об отношении Гурова к женщинам, употребляются, безличные обороты: «ему казалось», «он не мог», «у него ускользал» дают основание воспринимать не как рассказ автора, а как своеобразную форму передачи мыслей героя о самом себе. Несомненно, в целом это прямое введение в последующие события. Субъективный, исповедальный оттенок повествования подсказывает, что характер героя не исчерпывается ветреностью и забывчивостью, что все то, о чем говорится тут, – плод его размышлений о своей жизни, ее анализа и самооценки. Но все это пока на интуитивном уровне, только прочитав весь рассказ, мы сможем оценить значимость этих сведений. Узнав так много о Гурове, автор опять немного говорит о даме с собачкой, давая ее портрет через восприятие героя: «Ее выражение, походка, платье, прическа говорили ему, что она из порядочного общества, замужем, в Ялте в первый раз и одна, что ей скучно здесь…». Особую роль играют паузы, которые ослабляют концентрацию эпизодов, высокую во всякой драме. Ритм движения эпизодов замедляется, впечатление неупорядоченности усиливается. Автор описывает в разговоре героев только то, что мы можем увидеть, повествователь не дает пояснений, почему они говорили то и то, смотрели туда, краснели и улыбались. Он наблюдает за всем со стороны, и мы можем сами делать выводы.

Важно

После обеда герои идут вместе как знакомые люди «… и начался шутливый, легкий разговор людей свободных, довольных, которым все равно, куда бы ни идти, о чем ни говорить…». Автор замечает, как они любуются природой, что открывает в них поэтические черты.

Благодаря внутреннему равновесию они рассказывают друг другу все самое главное, но только герои не придают значения сказанному: каждому хочется выговориться. Так, Гуров рассказал, что он по образованию филолог, но служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил.

Ясно, что по тем или иным причинам жизнь его пошла не по тому руслу, сложилась в противоречии с его склонностями и влечениями. По своей жизненной практике Гуров – это человек, плывущий по течению, мягкий и покладистый, достаточно бесхарактерный.

И лишь где-то в глубине души таится что-то до конца не проявившиеся, человечное и поэтичное; что, видимо, и чувствовали к нему женщины: « во всей его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое …», но так и не могли ни разгадать, ни пробудить в нем глубинные черты его человеческой натуры.

Анна Сергеевна рассказывает о муже, но даже не помнит, где он служит: «и это ей самой было смешно». В начале это забавная подробность, свидетельствующая о неискушенности молодой женщины в делах; потом мы понимаем, что за этим кроется стена непонимания и отчуждения стоящая между супругами. Проведя с ней первый вечер, повествователь показывает весь ход размышлений героя: он думает о молодой девушке, которая только что из института, что дочь где-то немного младше и учится как она раньше, отмечает несмелость и угловатость из-за обстановки, когда за ней ходят и на нее смотрят. Гуров еще всецело во власти своей философии «низшей расы», и поэтому первый итог его впечатлений таков: «Что-то в ней есть жалкое все-таки».

Таким образом, в первой главе повествователь знакомит нас с героями, но не сообщает из-за чего они прибыли в этот город: отдохнуть, восстановить силы после болезни или по другим причинам; при этом он дает, казалось бы, неважные детали, события из их жизни, но именно они являются главным ключом и исподволь подводят нас к основному конфликту, чтобы показать – каждый из этих людей был внутренне подготовлен к тому, что произойдет. В создании характера Анны Сергеевны повествователь выступает в роли наблюдателя, через глаза главного героя.

Начинается с того, что Анна Сергеевна и Гуров встречают ее мужа. И Чехов обрисовывает ялтинскую толпу в нескольких штрихах: «пожилые дамы были одеты, как молодые, и было много генералов» и этому описанию присущ особый символический характер.

Особым образом организуется речь повествователя: «Прошла неделя после знакомства. Был праздничный день. В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы. Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. Некуда было деваться». На объективное воспроизведение событий как бы накладывается отпечаток эмоционального состояния героев. Он заключается в прерывистости синтаксиса, в особом, «задыхающимся», ритме фраз, сообщающем авторскому повествованию настроение героев. Это более тонкий стилистический прием, чем непосредственное включение в повествование экспрессивных форм синтаксиса персонажей. «Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чем спрашивал; потом потеряла в толпе лорнетку”. Через речь героини мы можем понять ее состояние: она взволнована, рассеяна. Прежний прием, сохранив свою внутреннюю суть, преобразовался под влиянием новой тенденции – возросшей роли повествователя в структуре повествования.

Узнав, лучше Анну Сергеевну герой удивился и признался себе, что героиня не похожа на всех тех женщин, которых он знал до этого. Но Гурову кажется неуместным и странным покаяние-исповедь. Мы же теперь ясно видим, что молодая женщина изнемогла от привычной жизни в доме своего мужа и чувствует, что Гуров может отнестись к ней, как к «пошлой, дрянной женщине», она никогда не думала, что попадет в такую ситуацию. А ведь она любит его.

Они едут в Ореанду. Описание включается в текст, как прямое слово повествователя, ничем не мотивированное, откровенно условное.

Условность не скрывается, она обнаруживает себя и особой мелодической организацией и звуковой инструментовкой: «Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака…» Поэтизация речи повествователя, естественно, еще более усиливает его роль в общей структуре повествовательного уровня.

Вырисовывается основная тема рассказа: героев, как и всякого человека, на каждом шагу подстерегает и может затянуть пошлость. И все же главное в них понимание действительности: прекрасное остается прекрасным, пошлость пошлостью, а человек должен стремиться к прекрасному. Герои рассказа -это поэтичные и добрые люди, которые попали в клетку обыденности.

Совет

Теперь Гуров чувствует страсть к Анне Сергеевне, а не простой азарт романа с незнакомкой, но как бы это ни было, он все время оглядывается и боится, что их увидят (образ снижается автором). Поэтому при расставании чувствует свою вину: он не сделал эту женщину счастливой – в нем «сквозила тенью легкая насмешка, грубоватое высокомерие счастливого мужчины». Анна Сергеевна любила его и чувствовала доброе, необыкновенное и возвышенное в нем, хотя Гуров думал, что она просто обманывается

Автор показывает, что Гуров вначале окунулся по-старому в московскую жизнь, но чем больше проходило времени, тем ярче становились воспоминания и невыносимей окружение: не с кем было поделиться своими мыслями и переживаниями, ведь никто не поймет. Речь повествователя становится эмоционально насыщенной: синтаксические конструкции становятся маленькими – создает впечатление быстрой смены событий; отражены переживания и чувства героя. Одного пустяка (осетрины с душком) оказалось достаточно для того, чтобы произошел коренной перелом во взглядах – все обыденное стало ужасно, невыносимо. Гуров едет к Анне Сергеевне, еще не понимая зачем. У дома ее видит ужасный серый забор и вспоминает, что она про него говорила и думает: «От такого забора убежишь». Несмотря на ограниченные рамки рассказа, Чехов позволяет себе повторение экспозиционных данных из первой главы, т.к. значимость их велика: необходимо, чтобы и читатель смог вспомнить вместе с главным героем и теперь так же понять, как и он, значение сказанных раньше слов Анны Сергеевны. Также серый забор является символом обыденной жизни, причем непроизвольно врастает в действительность и выглядит, как обычная деталь предметного мира. Только в театре, увидев главную героиню, Гуров, наконец, понимает, что «нет ближе, дороже и важнее человека; она затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем…». Затем он замечает мужа Анны Сергеевны и опять вспоминает, как она называла его раньше. Дальше идет повествование глазами героя, где и правда отмечается сходство мужа с лакеем. И теперь ясным становится, почему молодая женщина не могла запомнить работу этого человека. Гуров подходит к любимой, и по ее реакции мы видим, что она не верит глазам: «..побледнела, потом еще раз взглянула с ужасом, не веря глазам, и крепко сжала в руках вместе веер и лорнетку, очевидно борясь с собой, чтобы не упасть в обморок.»; дальше они бегут в чужой толпе по длинным лестницам и переходам, и останавливаются не замечая, что на них смотрят гимназисты. Анна Сергеевна пытается запомнить его черты, она действительно любит его и думала о нем, и рада этой встрече. Автор все время повторяет: «Но как еще далеко было до конца!».

Таким образом, в этой главе автор показывает истинные бессознательные чувства героя, и больше раскрывает образ Анны Сергеевны: она уже не та незнакомая «дама с собачкой» и мы увидели ее мужа, ее скучную жизнь рядом с серым забором. Вся дальнейшая история героев расположена в последней главе всего на 2-х с половиной страничках текста. Писатель повествует лишь о том, что ему необходимо, т.е. о том, как созревала и как достигала своей кульминации драма героев. Внешне они примирились с окружающим миром, т.е. нет конфликта реального – все переживания в душе людей: Гуров, прежде чем ехать к Анне Сергеевне, ведет дочку в гимназию, а главная героиня мужу говорит, что едет советоваться с врачом по болезни. Далее рассказ об их очередной встрече. Тут окончательно определяется суть той драмы, которая стала уделом их жизни – прежде всего, драма двух любящих существ.

Читайте также:  Князь утятин в поэме "кому на руси жить хорошо": образ, характеристика, описание

Непосредственно перед финальной сценой, когда Гуров, подойдя к молодой женщине и, взяв ее за плечи, увидел себя в зеркале с седеющей головой, постаревшего и подурневшего…- это в иных местах буквальное повторение того, что было сказано вначале: герой размышлял о своей жизни, анализировал и самооценивал. автор даже вставляет словечко «его» – свидетельствует о том, что, размышляя о своей жизни, герой как бы со стороны смотрит на самого себя. И это оправдано бытовой обстоятельственной сценой: стоит перед зеркалом и рассматривает свое отражение. – прием изложения, когда речь персонажа внешне передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксическими особенностями, но, сохраняя стилистический особенности свойственные прямой речи персонажа, что и отличает ее от авторской речи: «За что она его любит так?…» Несобственно-прямая речь позволяет создать впечатление соприсутствия автора и читателя при поступках и словах героя, незаметного проникновения в его мысли. «Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья…». Основная тема у зеркала, как он изменился за прошедшие годы. «Корни драмы» перерастают в обличение самих основ общественного бытия, как чего-то глубоко противоестественного чуждого не только Гурову и Анне Сергеевне, но и всем людям, также вынужденным таить лучшие стороны своей души, свои человеческие чувства и стремления: женщины искали в Гурове родного человека, и как он искал в них любимую. Открытый финал чеховского рассказа – одно из средств создания «эффекта случайности»: отрезок жизни героя, взятый непреднамеренно, без выбора, независимо от того, есть ли в нем показательная законченность или нет: осторожно вынут, связи сохранены, нити не перерезаны, они тянутся дальше за грань, обозначенную последней фразой рассказа: «…самое сложное и трудное только еще начинается».

Таким образом, становится ясно, что для А.П. Чехова было важно показать отношение героев друг к другу, какими причинами вызвано их стремление быть вместе, как они замечают родство душ и становятся ближе. Если проследить, как меняется восприятие Гуровым физического и духовного облика Анны Сергеевны, то станет ясно, что оно всякий раз является симптомом, наглядно свидетельствующим о сложных процессах, происходящих в его душе, свидетельством крепнущего в нем подсознательного чувства любви. Чем более вырисовывается образ Анны Сергеевны, тем более проясняется образ Гурова. Облик главной героини не меняется, а именно: постепенно раскрывается (повествователь выступает в роли наблюдателя).

Писатель показывает эволюцию главного героя, который постепенно развивается и причиной изменения послужила любовь. Главная задача повествователя – это объективное раскрытие характера героев, их развитие.

Источник: http://temlit.narod.ru/theory/03.html

Рассказу А. П. Чехова “Дама с собачкой”

«Особенности чеховской новеллы»

(по рассказу А.П.Чехова “Дама с собачкой”)

Выполнила:

ученица 10 «А» класса

МОУ СОШ №1

Ким Ирина

Учитель:

Ковинова Валентина Васильевна

г. Александров, 2010г. т. 3-13-94
А.П. Чехов признан мастером «малой формы», короткого рассказа.

Писатель не создавал больших эпических романов, как Достоевский и Толстой; напротив, его произведения отличаются простотой сюжета и лаконичностью и в то же время вмещают в себя глубокую содержательность. В.

Днепров так отзывался о своеобразии чеховской прозы: «Своеобразная диалектика художественной формы реалистического рассказа состоит в том, что свои жанровые особенности он приобретает как раз на пути преодоления жанровой ограниченности своего содержания, на пути разрешения противоречия между громадностью своего содержания и незначительностью своего объема. В рассказе особым образом осуществляется характерный для романа синтез лирического, драматического и эпического, он принадлежит к тому же литературному роду, что и роман».

Обратите внимание

Ключом гениальности чеховской новеллы является лаконизм – строгий, но невероятно точный подбор слов в композиции. Искусству лаконичной характеристики Чехов начал учиться уже с первых своих шагов в литературе. Чехов избегает прямых разоблачительных характеристик персонажей.

Героев своих рассказов он описывает лаконично: имя, возраст, профессия, пол и вот, пожалуй, все… Основная же характеристика героев определяется в процессе развития действия. Поступки, высказывания, поведение персонажей в определенных ситуациях раскрывают их внутренний мир.

Для подтверждения обратимся к рассказу «Дама с собачкой».

Традиционный портрет героев, присущий русской классической литературе, в рассказе отсутствует. Но есть другой – духовный, причем в развитии. Здесь относительно крупным планом дано лишь одно лицо – Гуров, образ же Анны Сергеевной разработан уже менее обстоятельно, а остальные персонажи вообще «разбросаны, как мелкая монета», как высказывался сам Чехов.

И действительно – муж Анны Сергеевны, жена Гурова, ялтинская толпа, театральная публика в городе С. и другие – все эти второстепенные персонажи даны крайне лаконично, но с достаточной полнотой и необходимостью, в соответствии с общим замыслом произведения и его художественной структуре, но при этом, не отвлекая внимания от основного действия.

О прошлом Гурова и Анны Сергеевны известно немного – автор придерживается все того же приема лаконизма. Гуров живет в Москве, у него дочь двенадцати лет и два сына-гимназиста. Он служит в банке и уже имеет в Москве два дома. У Анны Сергеевны, выросшей в Петербурге и два года тому назад вышедшей замуж, тоже внешне всё благополучно.

Она и её муж живут в губернском городе С. На Старо-Гончарной улице в собственном доме в достатке, имеют своих лошадей. Тем не менее, придерживаясь принципа лаконичности, Чехов сумел раскрыть внутреннюю несогласованность Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны со своей жизнью.

Так во время прогулки с Анной Сергеевной Гуров говорит о том, что по образованию он филолог, но служит в банке, готовился когда-то петь в частной опере, но бросил. Но почему? Значит, по тем или иным причинам жизнь его сложилась в противоречии с его склонностями и влечениями.

Получается, что в глубине души Гуров не испытывает чувства удовлетворенности своей жизнью, внешним благополучием, вполне отвечающим нормам благопристойного бытия.

Важно

А что можно сказать об Анне Сергеевне? О ее семье, доме, городе в котором она жила, также сказано коротко, в соответствии с принципом лаконичной характеристики.

Однако автор неспроста упоминает, о том что «она никак не могла объяснить, где служит ее муж, – в губернском правлении или в губернской земской управе, и это ей само было смешно». Из этого следует, что Анна Сергеевна практически ничего не знает о своем муже, и что в ее жизни нет главного – любви.

Основополагающим принципом художественной системы А.П.

Чехова является принцип объективности, который требует трезвого, непредвзятого, правдивого взгляда на жизнь со стороны автора. Иными словами, Чехов никогда не приукрашивал действительность, не идеализировал ее, а отображал саму сущность повседневных явлений жизни. Чехова не случайно считают тонким психологом и философом-созерцателем.

Он сумел заглянуть в жизнь людей всех возрастов и проникнуть в самые различные жизненные трагедии. Особенностью чеховского рассказа является то, что в нем отсутствуют яркие героические характеры, люди сильной воли, смелых порывов. Перед нами предстают обычные люди в повседневных заботах, делах, жизненных ситуациях. «Никто не может писать так просто о таких простых вещах…» – высказывался М.Горький об Антоне Чехове.

А.П. Чехов – мастер художественной детали. Он по-новому осмыслил место и роль художественной детали. Значение детали в творчестве Чехова велико – это органическая часть его произведений. Детали выявляют скрытые нити образов героев; усиливают, подчеркивают основную идею, сущность чеховской прозы.

Внимательного рассмотрения заслуживает рассказ А.Чехова «Дама с собачкой». Нельзя не обратить внимания на оригинальность художественной детали этого произведения. Характерная особенность чеховского стиля – повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции.

Большую роль в повествовании играют повторяющиеся детали цветовой гаммы, запахов и звуков. В цветовой палитре рассказа доминирует серый цвет: «забор, серый, длинный, с гвоздями», «серое солдатское сукно», «любимое серое платье», «чернильница, серая от пыли», «серое, точно больничное, одеяло».

Преобладание серого цвета обусловлено серой, опустошенной, «бескрылой» мещанской жизнью, которую влачат герои произведения. Звуки в рассказе дополняют общую картину, являются фоном унылой атмосферы произведения: звуки скрипки – «дрянные и обывательские», «слабые, неясные звуки плохого оркестра».

Совет

Немаловажное значение имеют запахи: «пахло осенью», «запах моря», «и его (Гурова) обдало запахом и влагой цветов». Запах является многозначительной деталью, органично дополняющей портреты Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны.

Благодаря запахам раскрываются скрытые черты характера главных героев: поэтичность натуры, склонность к творческому мышлению, способность видеть и чувствовать прекрасное…

Художественная деталь в чеховской прозе несет огромную смысловую нагрузку. К примеру, вспомним, что автор обращает внимание на то, что Гуров не женился, а его «женили».

Эта деталь говорит о том, что брак был против воли Дмитрия Гурова и об отсутствии любви в его семейной жизни. Примечательной деталью является лорнетка Анны Сергеевны. Лорнетка в рассказе символизирует затхлый, душный мир, окружающий Анну Сергеевну в городе С.

, откуда она всеми силами пытается сбежать. Отстранившись от чуждого ей, ненавистного мира, героиня теряет лорнетку, тем самым, совершая попытку «бегства» и воссоединения с «другой, лучшей жизнью». Но позже, в театре города С.

Гуров видит ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – т.е., «Дама с собачкой» снова вернулась к прежней безвольной жизни, ее попытка «бегства» не удалась.

Таким образом, художественная деталь неотъемлемо связана с идейно-тематическим мотивом чеховской прозы, обогащая ее художественной выразительностью и содержательностью.

Композиционный стержень новеллы Чехова составляют не события, а внутренние искания героев – их духовный рост. «Дама с собачкой» – один из подобных рассказов Чехова.

Утрачивая самостоятельную сюжетную роль, события здесь оказываются лишь одним из средств выявления основного – развитие любви Гурова и Анны Сергеевны от мимолетного курортного романа до настоящего высокого чувства. Этот процесс и является тем, что можно назвать сюжетом «Дама с собачкой».

Обратите внимание

На протяжении всего произведения духовный облик Гурова изменяется, причем развивается в соответствии с крепнущей любовью в его сердце к Анне Сергеевне. Душевное развитие героя приводит его к внутреннему перерождению.

Перед нами совершенно новый Гуров – человек, взбунтовавшийся против пошлости, окружающей его жизнь. «Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном.

Ненужные дела и разговоры все об одном, отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!»

Что касается Анны Сергеевны – нельзя сказать, что ее внутренний мир существенно изменяется в процессе развития сюжета. За исключением того, что в глазах Гурова по мере усиления его любви к этой женщине, все больше и больше раскрывается ее образ.

В творчестве А.П. Чехова существует незримое, но весьма определенное напряжение между «подлинной» и «неподлинной» жизнью. Словесным выражением «неподлинной» жизни является пошлость. Пошлость давит на человека и постепенно разрушает его изнутри. Человек становится зависимым в мыслях, поступках от чуждой ему, косной и слепой стихии.

Пошлость отрывает человека от его сущности, не дает ему выразить самого себя; и человек безвольно становится рабом низкой, никчемной, «бескрылой» жизни. Чехов подводит нас к размышлениям о противоречивости общественной жизни, при которой человек осознает пошлость, отравляющую его жизнь, но не в силах с ней бороться, и это делает его несчастным.

Так и герои рассказа «Дама с собачкой» оказались в своеобразном капкане судьбы.

Несмотря на то, что Анна Сергеевна и Дмитрий Гуров любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья, и им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга; они вынуждены были прятаться от людей, бояться огласки и держать в тайне лучшие проявления своей души.

“Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу слитно. Как освободиться от этих невыносимых пут?

– Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову. – Как?

И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”.

Важно

А.П. Чехов считал, что человек не должен довольствоваться лишь материальным благом – «условному» счастью, удовлетворяющему только самые низшие человеческие потребности. По мнению писателя, человек достоин «другой, лучшей жизни», где он будет открыт в своих чувствах и эмоциях, сможет радоваться искреннему счастью и просто быть самим собой…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Г.Бердников «Дама с собачкой» А.П. Чехова
  2. В.И.Кулешов статья «В мире идей и образов двух великих реалистов
  3. В.И.Кулешов «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
  4. Э.А.Полоцкая «Пути чеховских героев»

Источник: http://dereksiz.org/rasskazu-a-p-chehova-dama-s-sobachkoj.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector