Усадьба и деревня манилова в “мертвых душах”: описание поместья, имения

Школьные сочинения

Усадьба и деревня Манилова в

Сочинение описание образа Манилова и его встречи с Чичиковым. Дорожные  картины  в  начале  поездки.

  Завязав знакомства, Павел �ванович «решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича». Вот наш герой в дороге.

Непригляден, беден открывшийся его взору пейзаж: кочки, ельник, кусты.

 Перечисление мелких, незначительных предметов, оценочные эпитеты (низенькие, жидкие, обгорелые, старые, РґРёРєРёРµ), сравнения (деревни, похожие РЅР° «старые складенные дрова») – этими приемами создается типичная картина убожества, нищеты СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ провинции, Рё РІ то же время читатель подготавливается Рє встрече СЃ жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, Рє которому направляется Чичиков.

Усадьба Манилова. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть».

Р’ усадьбе – «пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, РЅРµ РІ РґРёРєРѕРІРёРЅРєСѓ РІ аглицких садах СЂСѓСЃСЃРєРёС… помещиков», как иронически замечает автор.

Пять-шесть «мелколистых, жиденьких» берез; РїРѕРґ РґРІСѓРјСЏ РёР· РЅРёС… – беседка СЃ надписью «Храм уединенного размышления» (высокая торжественность слов так РЅРµ соответствует реальной картине!).

Обратите внимание

Вокруг господского дома разбросаны «серенькие бревенчатые» избы деревни, и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно».

Темнеет «скучно-синеватым» цветом сосновый лес. Даже сама погода безликая, унылая: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».

Авторское отступление о методах изображения характеров.

В лирическом отступлении автор затрагивает вопрос о двух творческих приемах изображения характеров.

РћРґРёРЅ – романтический, РєРѕРіРґР° художник «бросает РЅР° полотно» слепящие краски, создавая СЏСЂРєРёР№, РЅРѕ нежизненный портрет.

Другие приемы у писателя-реалиста, который следует правде жизни, изучает «все тонкие, почти невидимые черты» характеров и обстоятельств. �менно этим путем идет автор поэмы.

Авторская характеристика Манилова.

Характер, подобный маниловскому, типичен: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы».

� в портретной характеристике это «ни то, ни се»: видный человек, но только «на взгляд»; черты лица «не лишены приятности», но приятность эта какая-то приторная, липкая; манеры «заискивающие», улыбка «заманчивая»; «белокур, с голубыми глазами». Недаром первое впечатление доброты, приятности быстро проходит и остается брезгливое отвращение или «скука смертельная».

«У Манилова ничего не было»: ни мыслей, ни чувств, ни жизни. Характер этого человека как бы сливается с тоном серого, скучного, безжизненного пейзажа его деревни и усадьбы.

Важно

Даже авторская речь при рассказе о Манилове строится на безличных, неопределенных оборотах («хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался оно шло как-то само собой»).

Но когда-то, во время службы в полку, он считался «скромнейшим, деликатнейшим, образованнейшим» (все в превосходной степени!) человеком. Мимолетное замечание, полное сарказма.

Если Манилов считался таким, то каковы же были те, кто оценивал его!

  • Манилов любит мечтать. Это само РїРѕ себе неплохое качество; Сѓ Манилова опять – «ни то, РЅРё се»: мечты его глупы, фантастичны.

Слащавая сентиментальность Манилова особенно комична в его отношениях с женой.

Как «умилительно» они сюсюкают! �х речь полна существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, чехольчик.

РћРЅРё «запечатлевали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ такой томный Рё длинный поцелуй, что РІ продолжение его можно было легко выкурить маленькую соломенную сигарку» – гипербола яркая Рё комичная.

Таков Манилов, человек бесформенный, неопределенный, без человеческих желаний, без той силы жизни, которая оправдывает существование.

Авторская характеристика четы Маниловых завершается риторическими вопросами-выводами: «Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев.

 Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?»

Отступление о воспитании. Сатирическое изображение женского дворянского воспитания в рассказе о Маниловых не случайно. �менно воспитание готовит человека к жизни.

А к чему готовят три «главных предмета» всех пансионов: «французский язык, необходимый для счастья семейной жизни (!), фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец вязание кошельков и других сюрпризов»?

«Приятный разговор». О чем идет дообеденный «приятный разговор»? Да ни о чем, никакого определенного, содержания нет.

Совет

Прекраснодушие Рё сентиментальность Манилова выражаются РІ восторженных (Рё очень неопределенных) оценках, которыми РѕРЅ характеризует всех СЃРІРѕРёС… знакомых: губернатор – «препочтеннейший Рё прелюбезнейший» человек, вице-губернатор – «милый», полицмейстер – «приятный» Рё С‚. Рї.

А Чичиков? О, этот сразу попадает в тон беседы, соревнуется с Маниловым в умилительных определениях и даже начинает говорить восклицаниями: «� как вошел в свою должность, как понимает ее!» (о губернаторе); «Чрезвычайно приятный и какой умный, какой начитанный человек!» (о полицмейстере). � здесь гоголевская саркастическая насмешка: «Мы у него [полицмейстера] проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов»,- говорит Чичиков и тут же делает вывод: «Очень, очень достойный человек».

Для «серьезного» разговора наши герои переходят в комнату, которую Манилов называет «кабинетом». Бытовые детали выразительно говорят о хозяине «кабинета»: «Стены. . .

выкрашены какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»; книжка, уже два года заложенная на 14-й странице; табак и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами.

Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Так через детали быта рельефно проступают «тонкие», «почти невидимые» черты пошлого человека.

Несколько проникнутых предельной любезностью фраз – Рё Чичиков, наконец, приступает Рє делу.

Количество умерших после ревизии крестьян? Манилов, как и следовало ожидать, не знает.

Он пытается делать вид знающего человека, но только как попугай поочередно повторяет ответы и вопросы приказчика и Чичикова.

Для чего же нужны Чичикову эти сведения? � Манилов слышит поразительное: гость хочет «приобресть мертвых, которые впрочем значились бы по ревизии, как живые».

Читайте также:  Сатин в пьесе "на дне" горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

В толк самого дела Манилов «никак не вник», но пришел в восторг от замысловатых, туманных объяснений Чичикова.

Обратите внимание

Проводив гостя, помещик погружается в свои нелепые мечтания. Понять странную просьбу гостя он так и не может.

О Манилове (итоги).

Характеристика Манилова (как Рё РґСЂСѓРіРёС… помещиков – владельцев крепостных РґСѓС€) строится РїРѕ определенному плану: пейзаж (деревня, усадьба), портрет помещика, его быт, разговор Рѕ «мертвых душах». Авторские характеристики, замечания Рё отступления раздвигают рамки рассказа, определяют отношение писателя Рє персонажам РїРѕСЌРјС‹. Два-три метких просторечных выражения дают сатирическую оценку действиям Рё характерам персонажей (так, РІ главе Рѕ Манилове чрезвычайно любезные С…РѕР·СЏРёРЅ Рё гость, РІРѕР№РґСЏ наконец Р±РѕРєРѕРј РІ дверь, несколько «притиснули» РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°).

Что же главное в Манилове? Поражает духовное убожество этого человека, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов.

Последовательно и все более полно раскрывает автор серость, безликость, полный отрыв этого человека от жизни.

Слова «Манилов» и «маниловщина» прочно вошли в наш язык, стали характеристикой сладеньких болтунов, которые скудость мысли, пустоту души, уход от жизненных трудностей прикрывают прекраснодушной фразой.

В 

Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Манилов «Человек пустоты РІ романе «Мертвые души» . Это нужно, ведь РЅРµ потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-865.htm

Манилов

Персонаж прозаической поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Помещик, бездеятельный мечтатель. У Манилова двое сыновей и жена Лизонька.

История создания

Идею «Мертвых душ» Гоголю подсказал Александр Пушкин, как следует из книги Гоголя «Авторская исповедь». Сам Пушкин эту идею перехватил у некоего господина во время ссылки в Кишинев. Некто рассказал Пушкину о городке в Бессарабии, где уже давно не умирает никто, кроме военных.

Николай Гоголь

В начале XIX века в этот городок из центральных российских губерний сбежало много крестьян. Беглецов разыскивала полиция, но те брали себе имена умерших, так что выяснить, кто есть кто, было невозможно. В результате выходило, что в этом городе долгое время не регистрировались смерти. По статистике люди перестали умирать.

Власти начали расследование, и выяснилось, чтоб беглые крестьяне, у которых не было бумаг, присваивали себе имена умерших.

Сам Гоголь впервые упоминает о том, что работает над «Мертвыми душами», в письме к Пушкину от 1835 года. Год спустя Гоголь едет в Швейцарию, потом в Париж и в Италию, где продолжает работать над романом.

Первое и современное издания «Мертвых душ»

Отдельные главы из незаконченного еще романа Гоголь при встрече читал Пушкину и другим собственным знакомым. В 1842 году произведение впервые вышло в печать. Роман не закончен.

Сохранились неполные черновики нескольких глав второго тома.

Биография

Манилов — мужчина средних лет дворянского происхождения, помещик. У героя белокурые волосы, голубые глаза и располагающая улыбка. Герой обходителен и учтив, часто смеется и улыбается.

При этом щурится или зажмуривает глаза и становится похожим на кота, которого «пощекотали за ушами».

Производит впечатление видного и приятного человека на первый взгляд, однако внешности и манерам Манилова свойственна некая слащавость, чрезмерная «сахарность».

Манилов

Манилов был офицером, но теперь в отставке. Сослуживцы считали героя образованным и деликатным человеком. Еще в армии у героя появилась привычка курить трубку.

Герой женат уже больше восьми лет, но по-прежнему счастлив в браке. Манилов и супруга Лизонька довольны друг другом и нежно общаются.

Герой воспитывает двоих сыновей шести и семи лет, которым дал необычные имена на «греческий» манер.

Манилов мало отличается от людей одного с ним круга, это типичный богатый господин дворянских кровей. Несмотря на приятность и доброту характера, Манилов скучен, общаться с ним не интересно. Герой ничем не выделяется, не способен увлечь беседой и выглядит бесхарактерным человеком, лишенным внутреннего стержня.

Герой не спорит и не бывает заносчив, не имеет увлечений, собственного мнения или взглядов, которые считал бы нужным отстаивать. Манилов в принципе неразговорчив, больше склонен витать в облаках и размышлять об отвлеченных предметах.

Важно

Герой может войти в комнату, сесть в кресло и на несколько часов впасть в прострацию.

Кабинет Манилова

Манилов необыкновенно ленив. Герой пустил хозяйство на самотек, и дела в усадьбе улаживаются без участия хозяина. Манилов ни разу в жизни не видел собственных полей и не ведет учета умершим крестьянам, что говорит о полном равнодушии героя к собственному имению.

В доме Маниловых дела тоже идут из рук вон плохо, и хозяева не обращают на это внимания. Слуги Маниловых пьют, не следят за собственным внешним видом и не выполняют обязанностей, ключница приворовывает, в кладовых пусто, а кухарка расходует продукты бестолково.

Сами хозяева, как и прислуга, не обращают внимания на то, что происходит в доме и в каких условиях живут.

Манилов угощает Чичикова щами и, судя по всему, никаких других блюд в доме нет.

У Маниловых еда «заменена» приятной беседой, и собственно к обеду Чичиков внимания не проявляет.

Павел Чичиков

В гостиной Манилова стоят два кресла, которые нужно перетянуть, а хозяин уже много лет ленится заказать обивку, хотя денег у семьи хватает. Герой не может обставить пустые комнаты в доме с момента собственной свадьбы и не в состоянии два года дочитать одну книгу. Одно из немногих достоинств Манилова — аккуратный почерк.

При этом к людям вообще и к крепостным в частности Манилов относится хорошо. Герой обходителен и вежлив в беседе с простым кучером или учителем собственных детей.

Манилов с доверием относится к людям, чем пользуются принадлежащие герою крестьяне.

Мужики имели обыкновение приходить к хозяину и отпрашиваться якобы на заработки, а на самом деле, получив разрешение на отлучку, отправлялись пьянствовать.

Манилов любит гостей и не жалеет комплиментов для новых знакомых, которым хочет понравиться. Манилов часто льстит главному герою, Чичикову, хвалит образование и манеры гостя. Фамилия «Манилов» дана герою, чтобы подчеркнуть «приторность» характера героя, попытки «заманить», привлечь к себе людей, быть милым.

Читайте также:  Краткое содержание "мастер и маргарита": пересказ сюжета, роман в сокращении

Обед Манилова с Чичиковым

«Мертвые души» Манилов отдает Чичикову бесплатно и даже оформляет необходимые бумаги за собственный счет, чтобы сделать новому знакомцу приятное. Сам Чичиков смотрит на Манилова как на человека «сахарного» и скучного.

Совет

В сравнении с Маниловым сам Чичиков выглядит приятным и достойным на первый взгляд человеком, но по сути это пронырливый карьерист и подхалим.

В образе Манилова писатель рисует один из типичных портретов эпохи — безвольного помещика-мечтателя, который проживает пустую, лишенную цели жизнь в безделье и лени. На первый взгляд Манилов – совершенно безвредный человек, однако может своей бездеятельностью и пассивностью нанести немало урона и собственному хозяйству, и обществу в целом.

Настасья Коробочка

Противоположность Манилову — Настасья Петровна Коробочка, небогатая коллежская регистраторша, вдова, которая живет в маленьком доме и ведет себя с торговой деловитостью. Единственный смысл жизни героини — забота о собственном хозяйстве и накоплении добра. Окружающих людей героиня воспринимает как «кошельки», из которых можно вытянуть деньги.

Цитаты

«Нет уж извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю».
«О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным: я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы!..

»
«Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уж ассигновано для гостя: ради или не ради, но должны сесть».
«Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се…

»

Экранизации

В 1960 году режиссер Леонид Трауберг снял драму «Мертвые души» по собственному сценарию. В основу фильма лег одноименный спектакль, поставленный во МХАТе в 1932 году. Инсценировку писал Михаил Булгаков, взяв за основу роман-поэму Гоголя. Роль Манилова в этом фильме исполнил актер Юрий Леонидов.

Юрий Богатырев в образе Манилова

В 1984 году вышел советский мини-сериал «Мертвые души» из пяти серий. Жанр сериала — сатирическая трагикомедия. Режиссером стал Михаил Швейцер, а роль Манилова исполнил актер Юрий Богатырев. Супругу героя, Лизоньку, сыграла актриса Лариса Удовиченко.

В 2005 году вышел восьмисерийный сериал Павла Лунгина «Дело о «Мертвых душах». Сценарий создан на основе сразу нескольких произведений Николая Гоголя — «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и др. Павел Чичиков здесь — мошенник, который исчез из тюрьмы.

Павел Любимцев

Главный герой сериала — Иван Шиллер, коллежский регистратор, расследует дело об исчезновении Чичикова и для этого прибывает в некий уездный городок. Местные чиновники всячески препятствуют приезжему господину в расследовании.

По ходу дела Шиллер вынужден пройти через несколько странных встреч, а в финале герой сам превращается в мошенника Чичикова. Роль Манилова в сериале играет актер Павел Любимцев.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5622-manilov.html

Помещики в Мертвых душах. Манилов. Ноздрев. Собакевич. Коробочка. Плюшкин

  • В поэме “Мертвые души” Гоголь создал необычайную по размаху и широте картину современной ему России, изобразив ее во всем величии, но в то же время со всеми ее пороками.

    Он с такой силой сумел погрузить читателя в глубины душ своих героев, что произведение на протяжении многих лет не перестает производить потрясающее впечатление на читателей. В центре повествования поэмы – крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу.

    Дворянство занимало привилегированное положение и несло ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Представители этого сословия – помещики, «хозяева» жизни, владельцы крепостных душ.

    В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, составляющую основную часть дворянства.

    Раскрывая характеры обитателей патриархальных усадеб – Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина – автор выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство.

    Все эти общие качества Гоголь раскрыл в ярких незабываемых образах, создав типические характеры. Порядок, в котором мы знакомимся с помещиками, определяется развитием сюжета.

    Автор стремился показать, как люди под влиянием среды теряют человеческие чувства, как мертвеют их души. Вслед за разъезжающим по России Чичиковым автор ведет читателей от одного помещика к другому, и чем дальше, тем больше раскрываются неприглядные картины их пошлой жизни и их низменные нравы.

    Галерею образов помещиков открывает Манилов, усадьбу которого называют парадным фасадом помещичьей России. При первом знакомстве этот герой производит приятное впечатление культурного, деликатного человека. Но уже в этой беглой авторской характеристике нельзя не заметить иронию.

    В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость, о чем говорит сравнение его глаз с сахаром. Далее становится ясно, что под приятно-обходительным обхождением с людьми скрывается пустая душа.

    В образе Манилова представлено множество людей, о которых, по словам Гоголя, можно сказать: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».

    Обратите внимание

    Они живут в деревне, имеют склонность к изысканным, витиеватым оборотам речи, так как хотят казаться просвещенными и высокообразованными людьми, глядят на все спокойным взглядом, и, покуривая трубку, мечтают сделать что-нибудь хорошее, например, выстроить каменный мост через пруд и завести на нем лавки.

    Но все их мечтания бессмысленны и неосуществимы. Об этом говорит и описание усадьбы Манилова, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков: по состоянию усадьбы можно судить о характере хозяина. Манилов хозяйством не занимается: все у него «шло как-то само собой»; и на всем отразилось его мечтательное бездействие, в описании пейзажа преобладает неопределенный, светло-серый цвет.

    Светские мероприятия Манилов посещает потому, что их посещают другие помещики. Так же обстоят дела и в семейной жизни и в доме.

    Супруги любят целоваться, дарить чехольчики на зубочистку, и не проявляют особой заботы о благоустройстве: в доме их всегда есть какой-нибудь недостаток, например, если вся мебель обита щегольской материей, обязательно найдутся два кресла, обтянутые парусиной.

    Характер Манилова выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Когда Чичиков предложил Манилову продать ему мертвые души, он растерялся.

    Читайте также:  Цитаты из повести "детство" горького: афоризмы, высказывания бабушки, деда и других героев

    Но, даже понимая, что предложение гостя явно противоречит закону, он не смог отказать такому приятнейшему человеку, и лишь пустился в размышление о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Автор не скрывает иронии: человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство, проявляет заботу о политике. Фамилия Манилова соответствует его характеру и образована автором от диалектного слова «манила» – тот, кто манит, обещает и обманывает, льстивый угодник.

    Иной тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична, знает цену «копейке». Описание ее деревни говорит о том, что она всех приучила к порядку. Сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле подтверждают, что у хозяйки до всего доходят руки и ничего не пропадает в ее хозяйстве.

    Осматривая дом Коробочки, Чичиков обращает внимание, что обои в комнате старые, зеркала старинные. Но при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов. Продавая Чичикову необычный товар, она боится продешевить.

    После торга с Коробочкой, Чичиков «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро». Хозяйка уморила его своей дубинноголовостью, бестолковостью, скупостью и желанием повременить с продажей необычного товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», – говорит она Чичикову.

    На мертвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мед, думая, что и они могут в хозяйстве понадобиться.

    На большой дороге, в деревянном трактире встретил Чичиков Ноздрева – «исторического человека», с которым познакомился еще в городе. И именно в трактире чаще всего можно встретить таких людей, которых, по замечанию автора, на Руси немало. Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям.

    Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он характеризует ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «…и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». Этот тип людей известен на Руси под именем «разбитного малого».

    С третьего раза они говорят знакомому «ты», на ярмарках покупают все, что в голову ни взбредет: хомутья, курительные свечи, жеребца, платье для няньки, табаку, пистолеты и т. д., бездумно и легко тратят деньги на кутежи и карточные игры, любят приврать и без всякой причины «подгадить» человеку. Источником его доходов, так же как и у других помещиков, служат крепостные крестьяне.

    Важно

    Такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье, отражаются в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях: «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Он постоянно ищет приключений и совсем не занимается хозяйством.

    Об этом говорит незаконченный ремонт в доме, пустые стойла, неисправная шарманка, проигранная бричка и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.

    Ноздрев уступает место Собакевичу. Этот герой представляет тип помещиков, у которых все отличается добротностью и прочностью.

    Характер Собакевича помогает понять описание его усадьбы: несуразный дом, полновесные и толстые бревна, из которых построены конюшня, сарай и кухня, плотные избы мужиков, портреты в комнатах, на которых изображены «герои с толстыми ляжками и неслыханными усами», ореховое бюро на нелепых четырех ногах.

    Одним словом, все похоже на своего хозяина, которого автор сравнивает со «средней величины медведем», подчеркивая его животную сущность. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации, достаточно вспомнить его чудовищный аппетит. Помещики, подобные Собакевичу, – злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды.

    «Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», – говорит автор. Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. В торге с Чичиковым обнаруживается главная черта характера Собакевича – его неудержимое стремление к наживе.

    Завершает галерею лиц, с которыми заключает сделки Чичиков, помещик Плюшкин – «прореха на человечестве». Гоголь замечает, что такое явление редко встречается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться.

    Знакомству с этим героем предшествует пейзаж, детали которого раскрывают душу героя. Ветхие деревянные строения, темные старые бревна на избах, крыши, напоминающие решето, окна без стекол, заткнутые тряпками, раскрывают Плюшкина как плохого хозяина с омертвевшей душой.

    Но картина сада, хотя заглохшего и глухого, создает иное впечатление.

    При его описании Гоголь использовал более радостные и светлые тона – деревья, «правильная мраморная сверкающая колонна», «воздух», «чистота», «опрятность»… И сквозь все это проглядывает жизнь самого хозяина, душа которого угасла, как и природа в глуши этого сада.

    В доме Плюшкина тоже все говорит о духовном распаде его личности: нагроможденная мебель, сломанный стул, высохший лимон, кусочек тряпки, зубочистка… Да и сам он похож на старую ключницу, лишь серенькие глазки, как мыши, бегают из-под высоко выросших бровей.

    Все умирает, гниет и рушится около Плюшкина. История превращения неглупого человека в «прореху на человечестве», с которой знакомит нас автор, оставляет неизгладимое впечатление. Чичиков быстро находит общий язык с Плюшкиным.

    Одно только заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Помещики в Мертвых душах. Манилов. Ноздрев. Собакевич. Коробочка. Плюшкин, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.       Нравится

  • Источник: https://soshinenie.ru/pomeshhiki-v-mertvyx-dushax-manilov-nozdrev-sobakevich-korobochka-plyushkin/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]