Монолог ларисы из пьесы “бесприданница” островского из действия iv явления 9 (текст отрывка)

Лариса: «Я любви искала и не нашла» (о пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского)

Все действие «Бесприданницы» скон­центрировано вокруг одного персо­нажа — Ларисы — и носит целена­правленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бес­приданница» — более драматична. Это проявляется, в частности, в том, что действие в «Бесприданнице» протекает быстрее, чем в «Грозе».

В «Грозе» за­вязка действия происходит почти на наших глазах, а в «Бесприданнице» действие уже «завязано» до того, как поднялся занавес. Лариса еще раньше была влюблена в Паратова; после его внезапного отъезда она из отчаяния дает согласие стать женой Карандышева. Сюжетная пружина уже натянута. Поэтому драматург получает возможность соблюсти «единство времени».

Самый горячий приверженец классицистических правил мог быть доволен Ост­ровским. Ведь называемое «единство времени» тре­бовало, чтобы сценическое действие продолжалось не более суток. В «Бесприданнице» же оно проте­кает даже быстрее: начинается в полдень и закан­чивается в полночь.

Но эти 12 часов перевернули всю жизнь Ларисы, которая наконец-то поняла свое положение в собственническом мире.

Обратите внимание

В конце пьесы она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердеч­ного слова. А ведь так жить холодно».

Драма Ларисы и заключается в том, что она живет в холодном, жестоком и. безжалостном мире, в котором нет милосердия. Это относится ко всем, кто окружает героиню: к родной матери, к Кнуро­ву, Вожеватову, Паратову, Карандышеву…

В «Бесприданнице» отчетливо проявляется столк­новение между циничной, антигуманной филосо­фией и практикой дельцов и «горячим сердцем» героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность, гибнущую в неравной борьбе с ми­ром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.

Лариса — красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка. Она наделена душевной чуткостью и от­зывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей пассивно мириться с окружающей об­становкой.

Она противопоставлена всем остальным действующим лицам. Те преследуют свои личные, своекорыстные цели, Лариса же неспособна на ложь и обман.

Она живет в ожидании необыкновенного счастья, тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны.

«Лариса» в переводе означает «чайка». Героиня «Бесприданницы», как и Катерина из «Грозы», тоже хочет улететь далеко-далеко. Отсюда ее тяготение к широкому, беспредельному пространству, что неод­нократно подчеркивается в пьесе.

Как в «Грозе», так и в «Бесприданнице», дейст­вие в основном происходит на улице, на берегу Вол­ги. Это укрупняло конфликт, помогало восприни­мать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной — светлой, свободной жизни, к полету.

Но первая же ремарка в пьесе «Бесприданница» соеди­няет две противоположные сферы: пошлое, обыден­ное, будничное «здесь» и таинственно-поэтическое «там». Здесь — обычная кофейня с официантами, там — вид на Волгу и большое пространство: леса, села и прочее.

Важно

И Лариса, едва появившись на сце­не, садится на скамейку и смотрит в бинокль на Волгу. Как вы думаете, зачем Островский застав­ляет ее пользоваться биноклем? Любоваться при­родой можно и без него. Не в театре же сидит Лариса, а на бульваре…

Очевидно, с помощью би­нокля она хочет приблизить к себе поэтический простор, волжскую даль и вместе с тем отодви­нуться, отгородиться от пошлой реальности, которая ей так противна.

Кульминацией пьесы можно считать сцену, когда Лариса поет романс на слова Е. А. Баратынского.

Мир романса с его нежностью, надрывом, откры­тостью в выражении чувств — это и есть мир Ла­рисы. Жизнь она воспринимает сквозь призму ро­мансных представлений и идеалов. Однако красивые иллюзии долго существовать не могут. Ее возвы­шенные представления о любви, об «идеале муж­чины», о дружбе, вообще о жизни закономерно терпят крах.

В русской литературе любовь всегда была серьез­ным испытанием для действующих лиц, испытанием на человечность, на душевную стойкость и благо­родство. В «Бесприданнице» только Лариса выдержи­вает это испытание. Все остальные (Паратов, Кну­ров, Вожеватов, Карандышев) любви недостойны. Для них существует своя система ценностей: или любовь, или расчет. Расчет побеждает.

Как же относится сама Лариса к этой системе ценностей? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Она, конечно, решительно протестует против мира торгашества, цинизма, унижения челове­ческого достоинства, но, вместе с тем, на себе уже испытывает воздействие нового времени, его социа­льные, идейные, нравственные тенденции.

У нее уже нет той цельности, которая так характерна была для Катерины. Еще раз отметим: в Ларисе, разумеется, есть нечто, резко выделяющее ее среди окружающих: яркий характер, талантливость, внутренняя чистота, правдивость. «Не в матушку,— так говорит о ней Вожеватов.— У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего и скажет, что не надо». «То есть правду?» — спрашивает Кну­ров.

«Да, правду, а бесприданницам так нельзя»,— утверждает Вожеватов.

Даже в манере одеваться Лариса резко отли­чается от родной матери. Авторские ремарки в этом отношении точны и выразительны. Старшая Огудалова «одета изящно, но смело и не по летам», а младшая «одета богато, но скромно». (Попробуйте и здесь применить прием устного рисования.)

Совет

И все же Лариса в гораздо большей степени, чем Катерина, своя в этом мире. Она может быть без­жалостной и бессердечной. Вот в первом действии Лариса выговаривает Карандышеву, упрекая его в бестактности: «Я сделалась очень чутка и впечатли­тельна».

Все это так, но чуткости она требует только по отношению к себе. Во втором действии Карандышев буквально умоляет ее: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь!» Лариса не склонна его жалеть. «Вы только о себе, — упрекает она своего жениха.

— Все себя любят!» Карандышев действи­тельно думает прежде всего о себе; но разве Лариса поступает иначе?

Отмечая глубину внутреннего мира своей героини, Островский вовсе не идеализирует ее. Чувствуется в Ларисе ранняя усталость от жизни, какая-то опусто­шенность, разочарованность.

В «Грозе» все же ощу­щалось, что Катерина пришла в этот мир откуда-то со стороны, что она «не от мира сего» (если вос­пользоваться названием одной из позднейших пьес Островского). Лариса же тут выросла, тут воспи­тывалась, тут получила первые представления о жизни, о людях.

И друг детства Вася Вожеватов потихонечку возил ей романы, «которые девушкам читать не дают». Становится понятным, почему она не просто влюблена в Паратова: в ее глазах он — идеал мужчины, а ведь это уже критерий, та свое­образная точка отсчета, которая определяет многие противоречивые черты в ее сознании и поведении.

Материал с сайта //iEssay.ru

Тлетворное влияние среды уже затронуло герои­ню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова даже принять циничное предло­жение Кнурова.

«Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, — говорит она, — засверкали брил­лианты». В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни, что особенно важно, самоё себя: «…я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».

В заключительном монологе Ларисы ощущается какой-то надрыв, что-то похожее на истерику. Мо­жет быть, она сама даже не отдает себе отчета в том, что она говорит, что ей несет выбор, что ожи­дает ее в будущем. «Позовите Кнурова» — ведь это все равно, что в петлю, что в омут.

Поэтому вы­стрел Карандышева для нее — единственный выход, избавление от позора, от медленной мучительной казни сознания. Подобно Катерине, она сама себя судит. Не суда людей она боится, а суда соб­ственной совести. Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом.

«Бесприданница» — одна из лучших пьес позд­него Островского. Здесь уже заметно усложняется психологическая характеристика действующих лиц.

Обратите внимание

В отличие, например, от Кабанихи или, тем более, от Дикого, персонажи, окружающие Ларису, не вы­глядят прямыми злодеями. Характеры их более слож­ные, порою противоречивые.

Внутренняя психологи­ческая сложность героев пьесы есть одно из прояв­лений жанровой специфики «Бесприданницы». Перед нами — психологическая драма, ведущая в перспек­тиве к драматургии А. П. Чехова.

На этой странице материал по темам:

  • монолог ларисы из бесприданницы я вещь
  • таблица лариса из бесприданницы
  • монолог ларисы из “бесприданницы”.
  • монолог ларисы бесприданница
  • островский я искала любви теперь

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/o/ostrovskij/stati/bespridannica/larisa-ya-lyubvi-iskala-i-ne-nashla-o-pese-bespridannica-a.-n.-ostrovskogo

Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)

    «Бесприданница» (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А.Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского – жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников.

 
    В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: дворяне, даже самые богатые, постепенно разоряются, купцы превращаются в хозяев жизни с миллионным состоянием, их дети становятся главной силой общества – образованными буржуа. На фоне этих событий разворачивается трагедия главной героини пьесы – Ларисы Огудаловой.

    В самом начале драмы – во 2-ом явлении I действия – мы слышим разговор Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Кнуров – «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Вожеватов – «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец».

В ходе непринужденной беседы этих «новых» людей мы знакомимся с главными действующими лицами пьесы, узнаем о событиях, происходящих в их жизни. 

    В самом начале разговора возникает фигура Сергея Сергеевича Паратова, богатого барина, приезжающего в Бряхимов на своем пароходе. По словам купцов, этот герой живет «с шиком», «мотоват», но дела вести не умеет. Можно предположить, что денежные дела его плохи: Паратов дешево продает Вожеватову пароход: «Знать, выгоды не находит». 

    Зато ее прекрасно видят и Вожеватов, и Кнуров. Их практический ум прежде всего направлен на извлечение выгоды, на зарабатывание денег. Это герои делают блестяще – оба они богаты и успешны.

Кнуров и Вожеватов наслаждаются жизнью: с утра пьют шампанское, собираются ехать на выставку в Париж, мечтают о том, что недурно было бы взять с собой в поездку первую красавицу города Ларису Огудалову.

    Так мы знакомимся с главной героиней пьесы. Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем о ее судьбе, о ее жизни. Лариса собирается замуж за мелкого чиновника Карандышева.

Купцы в недоумении: «Что за вздор! Вот фантазия! Ну, что такое Карандышев! Не пара ведь он ей…» Но Лариса – бесприданница, найти хорошего жениха ей трудно. Поэтому мать девушки – Харита Игнатьевна – до последнего времени собирала у себя в доме «холостых».

Эти вечера были известны всему Бряхимову, «потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное…»

Важно

    Благодаря «бойкости, проворности и ловкости» Харита Игнатьевна выдала замуж двух своих старших дочерей. Но судьба их несчастлива: одну якобы зарезал ревнивый муж, а супруг другой и вовсе оказался шулером. Так, уже в начале пьесы появляется мотив несчастливой женской судьбы, разочарования в любви, который разовьется в образе Ларисы. 

    Здесь же, в разговоре Кнурова с Вожеватовым, появляется ведущий мотив пьесы – мотив купли-продажи. Он распространяется не только на вещи, но и на людей: «Женихи платятся.

Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся…» Сам Вожеватов, знающий Ларису с детства, покупает удовольствие бывать у нее в доме: «Что ж делать, за удовольствия платить надо: они даром не достаются; а бывать у них в доме большое удовольствие».

Кнуров, женатый человек, мечтает: «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку».

    Холодные и расчетливые, эти новые хозяева жизни не способны на искренние чувства. Вожеватов делится с Кнуровым: «Нет, как-то я…в себе этого совсем не замечаю…что любовью-то называют».

За что получает одобрение опытного купца: «Похвально, хорошим купцом будете». Главное для этих людей – расчет, выгода. И Кнуров, и Вожеватов эгоистично пользуются людьми. «Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я не опекун…

» – утверждает Василий Данилыч, которого Лариса считает своим другом.

Читайте также:  Иллюстрации к поэме "мертвые души" гоголя художника п. п. соколова (рисунки, картинки)

    Сама же героиня, по словам Вожеватова, «простовата», «хитрости в ней нет…вдруг, ни с того ни с сего, и …правду». Девушка искренне выражает свои чувства, не умеет лицемерить: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

Молодой купец рассказывает, что в прошлом году Лариса была влюблена в Паратова: «…наглядеться на него не могла, а он месяц поездил, …да и след его простыл…» Героиня очень переживала: «чуть не умерла с горя…Бросилась за ним догонять…» 

Совет

    После Паратова к Ларисе сватались какой-то старик и вечно пьяный управляющий, потом появился проворовавшийся кассир, которого арестовали прямо в доме у Огудаловых. Героиня была в отчаянии. Она не могла больше выносить всего этого «сраму» и решила выйти за первого, кто посватается к ней. Этим первым оказался Карандышев. 

    В доме у Ларисы он был «запасным вариантом»: на него обращали внимание, когда вокруг не было никого поинтереснее. А жалкий Карандышев, видя это, «разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает…» 

    Вожеватов характеризует Карандышева как «человека самолюбивого, завистливого». Добившись своего, Юлий Капитоныч стал «сиять, как апельсин». Карандышев хвастается своей «добычей» – водит Ларису на бульвар, ходит с ней под руку. В его поведении просматривается все тот же мотив купли-продажи: герой гордится Ларисой, как красивой и дорогой вещью, повышающей его престиж в обществе. 

    В финале разговора герои жалеют Ларису, представляя ее дальнейшую жизнь с Карандышевым: «В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится».

    Таким образом, разговор Кнурова и Вожеватова в начале пьесы дает представление обо всех главных героях драмы, обрисовывает их характеры, описывает судьбу. Кроме того, уже здесь обозначаются ведущие мотивы пьесы: мотив купли-продажи человека как красивой вещи, мотив несчастной женской судьбы, разочарования в любви.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/ostrovskij-a-n/bespridannitsa/5386-razgovor-knurova-s-vozhevatovym-analiz-2-go-yavleniya-i-dejstviya-pesy-a-n-ostrovskogo-bespridannitsa

Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. – Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко. – презентация

1

2 Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. – Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла … её нет на свете … нечего и искать …

3 монолог Катерины из пьесы Гроза. Отчего люди не летают, так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…

4 Что объединяет эти пьесы А.Н. Островского в раскрытии темы любви? 1. Состояние любви (Катерина – кажущаяся любовь к мужу, затем настоящая любовь. Лариса – я ещё только хочу любить – любовь к Паратову, – я любви искала и не нашла). 2. Героини (В центре каждой пьесы сильная женщина, готовая ради любви на всё). 3. Герои (Мужчины служат для раскрытия образа героини, сами являются неспособными обладать такой женщиной). 4. Столкновение любви и окружающего мира.

Обратите внимание

5 Особенность конфликта каждой из этих пьес. Катерина поступает по зову сердца, обретает любовь взаимную, но нарушает законы тёмного царства. Лариса поступает по зову сердца, бросает жениха, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но находит обман.

6 Каждая из героинь идёт по зову своего сердца, но совершает измену. Как оценить эту измену? Вывод: Каждая из героинь пьес А.Н. Островского испытывает потребность в любви, они ищут любовь, душа готова к любви, она открыта для неё, совершая измену, женщины не изменяют своей душе и своему чувству. (Слова Н.Добролюбова о любви Катерины к Борису. Статья Луч света в тёмном царстве). Во всех этих пьесах А.Н. Островский рисует трагедию богато одаренной натуры и защищает её право быть не как все, отстаивая высокое значение её неповторимого духовного мира. Счастье в том, чтобы любить, – утверждает драматург образами своих героинь.

7 Героини пьес способны сами распорядиться собой и своей любовью. Они не согласны на обман, не хотят обманывать ни близких им людей, ни самих себя, потому что знают, что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове, это слово: любовь.

8 Героини пьес гибнут, но это их победа, победа чувства любви ? Вывод : Истинно любящие борются до последнего мига за любимого человека ; они борются, утратив надежду на взаимность, но питая иную, высшую, бескорыстную надежду : одарить любимого мудростью. Эта мудрость поможет быть до конца дней возвышенным, чистым в мыслях и чувствах. Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном, ведут битву за душу любимого – за её восхождение, и они эту битву выигрывают, потому, что любят. Они выигрывают её, даже умирая. Э. Гольдернесса.

Источник: https://www.myshared.ru/slide/985504/

Выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н. Островского “Бесприданница” (стр. 9 из 10)

Любовь Ларисы для Паратова — уте­шение его гордости. Но не этого ждет Лариса. Однако решается с ним ехать, почему? Анализируем III действие, 12-е явление.

Что заставляет Ларису выбрать этот путь? Звучит романс «Все кончается однажды» В.Захарова. Лариса «пьет сладкий яд желанного обмана…» И ка­ков же финал пути к Паратову? (IV действие, 7-с явление.) А финал — в глазах Паратова. «В глазах, как на небе, светло… я сама о себе подумаю…!»

Да, Лариса надумает, ведь у нее есть еще один путь. С Карандышевым.

Анализируя пьесу, отвечаем на воп­росы: Каков Карандышев? (II действие, 6-е, 9-е явления.) Почему Лариса соби­рается все же выйти за него замуж? По­любит ли Карандышев Ларису? (111 действие, 11-е явление.)

Видим, что здесь тоже нет любви, здесь лишь право владельца на собствен­ность. Этого Лариса не может принять.

Значит — к Кнурову? Каков же Кну­ров? Любит ли Ларису? (II действие, 8-е явление.) В их разговоре нет ни слова о любви! …Никому не нужна лю­бовь одинокой чайки…

Вот сейчас произносит Лариса мо­нолог о смерти. Ей остается смерть. Допета печальная песня Ларисы, пре­рван ее грустный романс, словно птица с подбитым крылом, мечется она по этой жизни, полной жестокости, не сберег Ларису амулет счастья. Трагедия героини — трагедия одинокой души.

Тема урока «Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского « Бесприданница»»

Искушение не есть зло, но — добро. Оно хороших делает еще лучше. Это горнило для очищения золота… Св. Иоанн Златоуст

Важно

Цели и задачи урока. Исследуя ос­новные мотивы драмы, доказать, что мо­тив искушения является лейтмотивом. Соотнести финальную сцену «Беспридан­ницы» с христианским пониманием иску­шения.

Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произ­ведения и литературно-критической статьей. Повторить некоторые литерату­роведческие понятия.

Вызвать интерес к духовным проблемам бытия.

Оборудование урока. Материалы для подготовки домашнего задания по груп­пам (фрагменты статей о «Бесприданни­це» Ю.Лебедева и В.Вишневской, тексты стихов Е.А.Боратынского «Разуверение» и Медведева «Нет, не любил он…»), видео­кассета с фрагментом фильма Э.Рязанова «Жестокий романс».

Звучит романс на слова Боратынского «Не искушай меня без нужды». Желатель­но «живое» исполнение.

— Мы продолжаем знакомство с од­ним из лучших творений Островского. На прошлом уроке речь шла об истории соз­дания, тематике произведения, основных его мотивах. Что у вас, читателей конца XX века, вызвало больше всего вопросов? Возможно, пьеса эта показалась вам дос­таточно простой?

— В литературе об Островском и дра­ме «Бесприданница» основные споры воз­никают в связи с финальной сценой. И оригинальное прочтение пьесы киноре­жиссером Эльдаром Рязановым тоже вы­зывает вопросы именно по поводу фина­ла. Сравним текст Островского и финальную сцену фильма. (Смотрим фрагмент финала фильма «Жестокий ро­манс».)

— Что у Рязанова осталось за кадром?

— Насколько значим финал в музы­кальном, литературном произведении?

— Два современных критика так тол­куют последние слова Ларисы (высказы-вания записаны на доске):

«Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения

и любви есть какое-то святотатство» (В.Я.Лакшин).

«Сознание спасительной силы христи­анской любви звучит в прощальных сло­вах Ларисы…» (Ю.В.Лебедев).

— Кто из них, по-вашему, ближе к за­мыслу Островского? (Возможна неболь­шая дискуссия.)

— Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Как всегда, у Остров­ского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла, каких? (Со­циальный и духовный.)

— Можно ли трагедию Ларисы объяс­нить социальными причинами? (Да.)

— Позволит ли нам социальный ана­лиз драмы понять последнюю сцену? (Нет.)

— Значит, нужен другой путь.

Рус­ский религиозный философ начала XX века Николай Бердяев заметил, что «вся наша литература XIX века ранена христи­анской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира».

Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа драмы Островского окажется бо­лее плодотворным? На прошлом уроке вы обратили внимание, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнитель­ные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы.)

— Мы назвали эти мотивы: мотив про­странства, мотив человека-вещи, мотив блеска, мотив искушения, мотив одиноче­ства.

— Какой из этих мотивов ближе к только что прозвучавшим словам Бердяе­ва? (Мотив искушения.)

— Обозначим тему нашего урока: Мо­тив искушения в драме Островского «Бес­приданница». Главной задачей работы на уроке определим исследование этого мо­тива. Как вы объясните значение слова искушение? (Соблазн.)

— Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?

— Какие соблазны захватили героев драмы Островского? Где начинает звучать мотив искушения? Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Во­жеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева.

— Каков характер этих соблазнов? (Это соблазны материального порядка.)

— Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с ге­роиней драмы. Какая она, Лариса Огудалова? Почему все говорят только о ней?

— Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Веро­ятно, в ней должно быть что-то, что близ­ко всем?

— Однако красота Ларисы имеет неко­торый изъян. Какой? (Это красота теряю­щей веру души. Она оторвана от реально­сти.)Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются ее соблазнить?

— Кнуров в доме Огудаловых. Вслу­шайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?» Случайно ли здесь местоимение что?

— То есть при всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается краси­вой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения. Дополняет его и другой мотив — мотив блеска. Вы наблюдали его в домашнем задании. Рас­скажите о своих наблюдениях.

— Деньги, блеск, драгоценности — ими искушают Ларису. А она соблазняет­ся .?

— Чем же соблазняется героиня?

— Почему?

— Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему так удается роль

искусителя?

— Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого? (Печорин у Лермонтова.)

– Их сходство значительно? (Нет, оно лишь внешнее. Паратов — мелкое по­добие Печорина.)

– Но почему Лариса так идеализиру­ет Паратова?

– Кульминация драмы — Лариса поет романс на слова Боратынского. Случаен ли у Островского тот романс?

— Вы познакомились с фрагментами статьи Инны Вишневской. В ней идет речь об исполнении роли Ларисы великой русской актрисой В.Ф.Комиссаржевской. С этим исполнением в истории русского театра связана целая легенда.

Но нас сего­дня интересует другое. Вера Федоровна вместо «Не искушай…» пела другой попу­лярный романс на слова Медведева «Нет, не любил он». Вы сравнили эти два тек­ста.

Что изменилось в трактовке главной героини?

Человек с темной, с черной душой. Кто это? (Дьявол.)

— Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?

— Но это вновь искушения материаль­ного порядка. Ни о чем, кроме любви, ду­ша Ларисы не мечтает. Мотивы, которые мы увидели в драме, сходятся, переклика­ются с мотивом искушения. Значит, это центральный мотив? (Да, это лейтмотив.)

— Значит, и тема нашего урока транс­формируется в иную: «Искушение — лейтмотив драмы Островского “Беспри­данница”». — Паратов — идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстает перед нею? Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы: «В глазах — как на небе светло»?

Читайте также:  Анализ романа "воскресение" льва толстого: суть, смысл, идея

— Какой библейский сюжет возникает в ва­шем сознании, когда мы говорим об иску­шении? (Христос в пустыне искушается дьяволом.)

— Говорят ли герои драмы Островско­го о Боге?

— Да, Бог ушел из их душ, потому что все они оказываются во власти искуше­ний и соблазнов. А как православие опре­деляет искушение? (Это испытание веры.)

— Обратимся к словам Иоанна Злато­уста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Уместна ли в этом смысле послед­няя реплика Ларисы «Я люблю вас всех»?

— Обретает ли душа Ларисы утерян­ную веру? (Дискуссия.)

— Кто же из двух критиков ближе к истине? (Варианты ответов.)

— Таким образом, лейтмотив драмы Островского несет сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной си­лы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сло­жнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Остров­ского звучит вполне современно и акту­ально.

Возможно, не все согласятся с вывода­ми урока, поэтому домашнее задание поз­волит обосновать иные позиции.

Совет

Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осе­чку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае? Об этом вы подготовите не­большое сочинение к следующему уроку.

Кто-то остался недоволен, как мы раз­решили спор двух критиков. А может, не так и противоречивы их позиции? Приве­дите свои аргументы.

Без сомнения, интерес к «Бесприданиице» Островского во многом вызван ори­гинальной экранизацией пьесы Эльдаром Рязановым. По оригинальности можно го­ворить уже потому, что восприятие моло­дыми зрителями героев фильма, с одной стороны, ставит в тупик, с другой — подтверждает не однажды высказанную мысль о том, что каждое поколение при­меряет великие произведения к собствен­ному опыту.

На вопрос, кто из героев «Беспридан­ницы» вызнал наибольшие симпатии, де­сятиклассница уверенно заявила Кну­ров. И с ней тут же согласились другие.

Их аргументы: Кнуров – человек основа­тельный, надежный, с таким в жизни не пропадешь. Конечно, это идет от фильма. Кнуров-Петренко действительно у Ряза­нова привлекателен.

И вполне подходит под определение «нового русского» в са­мом лучшем смысле.

Источник: https://MirZnanii.com/a/135100-9/vyyavlenie-spetsifiki-prepodavaniya-dramaticheskogo-proizvedeniya-na-materiale-pesy-an-ostrovskogo-bespridannitsa-9

Монологи известных авторов

В Интернете на данный момент очень трудно найти монологи известных авторов. Мы предлагаем вам подборгу монологов известных людей. Заходите на наш сайт и наслаждайтесь разнообразными красивыми монологами.

М.Ю.Лермонтов Маскарад. Баронесса


Подумаешь: зачем живем мы? для того ли, Чтоб вечно угождать на чуждый нрав И рабствовать всегда! Жорж Занд почти что прав! Что ныне женщина? создание без воли, Игрушка для страстен иль прихотей других! Имея свет судьей и без защиты в свете, Она должна таить весь пламень чувств своих Иль удушить их в полном цвете: Что женщина? Ее от юности самой В продажу выгодам, как жертву, убирают, Винят в любви к себе одной, Любить других не позволяют. В груди ее порой бушует страсть, Боязнь, рассудок, мысли гонит; И если как-нибудь, забывши света власть, Она покров с нее уронит, Предастся чувствам всей душой – Тогда прости и счастье и покой! Свет тут… он тайны знать не хочет! он по виду, По платью встретит честность и порок, – Но не снесет приличиям обиду, И в наказаниях жесток!.. (Хочет читать.) Нет, не могу читать… меня смутило Все это размышленье, я боюсь Его как недруга… и, вспомнив то, что было,

Сама себе еще дивлюсь

Чехов. Чайка. Монолог “Почему я не летаю как птица?”


Варвара. Что? Катерина. Отчего люди не летают? Варвар а. Я не понимаю, что ты говоришь. Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.) Варвара. Что ты выдумываешь-то? Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Варвара. Ты думаешь, я не вижу? Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,–у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития' разные, либо стихи поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Варвара. Да ведь и у нас то же самое. Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. Варвара. А что же? Катерина (помолчав). Я умру скоро. Варвара. Полно, что ты! Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю. Варвара. Что же с тобой такое? Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.) Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты? Катерина. Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду… Варвара

Уильям Шекспир .Монолог Джульетты:


Прощайте. – Богу одному известно, Когда мы с ней увидимся опять. Холодный страх по жилам пробегает; Мне кажется, что жизни теплоту Он леденит. Я позову их снова, Чтобы они ободрили меня. Кормилица! – К чему? Что ей здесь делать? Должна одна я сцену разыграть Ужасную. Сюда, фиал! Что, если не подействует микстура? Должна ль тогда венчаться завтра я? Нет, нет; вот в чем мое спасенье будет. Лежи вот здесь. А если это яд, Что мне хитро поднес монах, желая Меня убить, чтоб свадьбу устранить, Которою он был бы обесчещен, Так как меня с Ромео повенчал? Боюсь, что так. Однако, нет, едва ли, – Не допущу я этой мысли злой: Он до сих пор был святостью известен. Что, если я проснусь в своем гробу До времени, когда придет Ромео, Чтоб выручить меня? Вот что ужасно! Не задохнусь ли в этом склепе я? – В смердящий рот его не проникает Здоровый воздух… Не умру ль я прежде, Чем явится Ромео мой? – А если Останусь я жива, – то мысль одна, Что смерть кругом и ночь, весь ужас места, Старинный склеп, где столько уж веков Всех Капулетти кости погребались И где лежит Тибальд окровавленный, Еще недавно так похороненный, Гниющий там под саваном своим; Где, говорят, умерших тени бродят, В известные часы ночной порой… Увы, увы! ужель невероятно, Что рано так проснувшись в этом смраде И слушая стенания кругом, Похожие на стоны мандрагоры, Когда ее из почвы вырывают, – Возможно ли мне не сойти с ума? О, если я средь ужасов подобных Проснуся вдруг, то не лишусь ли я Рассудка, и в безумии моем Не стану ль я играть костями предков, Не вырву ль я Тибальда труп кровавый Из савана и, в бешенстве, схватив Кость одного из прадедов моих, Не размозжу ль той костью, как дубиной, В отчаяньи я голову себе? О, это что? Мне кажется, я вижу Тибальда тень… Ромео ищет он, Пронзившего его своей рапирой. Остановись, Тибальд! Иду, Ромео!

Иду! Я пью вот это для тебя.

Островский “Гроза” Монолог Катерины.


Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,–у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития' разные, либо стихи поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Варвара. Да ведь и у нас то же самое. Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Читайте также:  Сравнительная характеристика павла петровича и николая петровича кирсановых в таблице (братья кирсановы)

Островский “Бесприданница”.Монолог Ларисы.


Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят… верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь… Да, это лучше… в беспамятстве, ни боли… ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет… (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Вздрогнув.) Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть… Ах, как дурно, как кружится голова. (Подпирает голову рукой и

сидит в забытьи.)

Загрузка…

Источник: https://scenki-monologi.at.ua/load/monologi/prochie/monologi_izvestnykh_avtorov/75-1-0-20

Бесприданница — цитаты из произведения

“Бесприданница” – эту пьесу Александра Николаевича знает и любит каждый. Островский написал это произведение в 1878 году – но, что удивительно, при жизни автора пьеса успеха не имела. Лишь после смерти драматурга “Бесприданница” стала шедевром, и была оценена по достоинству.

Сюжет пьесы рассказывает о бедной девушке Ларисе Дмитриевне, у которой нет приданого, и её мать Харита Игнатьевна то и дело приглашает в дом гостей, чтобы побыстрее выдать дочь замуж.

Есть и экранизация этой пьесы – прекрасный фильм “Жестокий романс” режиссёра Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году. Фильм шедевр – актёры очень точно передали характеры героев пьесы, их взаимоотношения, тончайшие оттенки чувств – разочарования, ненависти, жалости, ревности.

Чего только стоит игра Ларисы Гузеевой, которая и сыграла главную героиню – Ларису Дмитриевну:

Великолепна и игра Никиты Михалкова в роли Паратова:

Также прекрасно сыграл Карандышева актёр Андрей Мягков:

Существуют и другие экранизации пьесы “Бесприданница” – например, версия 1936 года режиссёра Якова Протазанова, есть версия 1974 года, и даже современный фильм 2011 года по мотивам пьесы. Из этих фильмов я ничего не смотрела, но вроде как считается, что версия 1936 года – одна из лучших.

Сложно отделаться от киношных образов, читая пьесу “Бесприданница”. Волей-неволей в воображении всплывает холёный и самоуверенный Паратов, жалкий Карандышев, которого никто не уважает и все над ним смеются, и обворожительная и несчастная Лариса Дмитриевна – Лариса Гузеева.

Обратите внимание

Жалко эту невесту без приданого, которой, видимо, не везет на женихов – ведь каждый из мужчин в этой пьесе ведет себя гнустно и бесстыже. Карандышев – позёр, каких не сыскать, ничего из себя не представляющий мужчинка, которого Лариса презирает.

Вот одного не могу понять: дернул же чёрт сказать Ларису, что мол, пойду за любого, и подвернулся именно Карандышев! Лучше бы она подождала, и выбрала бы из всех зол что-то меньшее…

Возможно она и смогла бы привыкнуть к Карандышеву, если бы он вовремя отвёз её в деревню, если бы он не сталкивал лбами её и человека, которого она любит… Если бы.

Но больше всех мне ненавистен Паратов. Во-первых, отбил всех женихов, хотя Лариса и не нужна ему совсем, о чём рассказал Вожеватов еще в начале пьесы:

Вожеватов.

К кому расположена, нисколько этого не скрывает.

Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году, появился, наглядеться на него не могла; а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда.

Во-вторых, один выпендреж, в общем, балабол он ещё тот. Особенно был неприятен случай про то, как Лариса рассказывала про Паратова, как он выбивал из её рук монету:

Лариса.….

Сергей Сергеич говорит: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею».

Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой, стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее.

К сожалению, Ларисе любовь настолько затуманила глаза, что она даже не понимает, того, что если бы Паратов любил её или хотя бы дорожил ей, то её жизнью он бы рисковать не стал. Иными словами, это тип обычного мерзавца, которому только поматросить и бросить, что в итоге и случилось.

Важно

Остальные герои пьесы также прописаны хорошо: Вожеватов, Кнуров, мать Ларисы Дмитриевны.
Жалко Ларису. На самом деле, её никто по-настоящему и не любил, а она по своей наивности и простодушности не смогла этого разглядеть – как сказал Вожеватов “она простовата – нет в ней хитрости, как в матушке”.
Вот так, начала за здравие, а закончила за упокой….

На самом деле, пьеса заставляет о многом поразмыслить, оставляет после себя вопросы, которые обдумываешь и обдумываешь.

Сделай бы Лариса по-другому, как бы оно всё обернулось? Была бы она счастливой? Если бы Карандышев отвез её сразу в деревню, полюбила бы она его со временем?


“Бесприданнице” ставлю это одна из лучших пьес, с тончайшим психологизмом, прекрасными диалогами – в которой всё органично и безупречно.

Источник: https://www.livelib.ru/work/1000965701/quotes–bespridannitsa-aleksandr-ostrovskij

Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»)

Текст

    «Бесприданница» (1878 г.) является лучшей и самой известной пьесой позднего периода творчества А.Н. Островского. Эта психологическая драма рисует судьбу красивой, но небогатой девушки в мире, где главной ценностью являются деньги. Романтические мечты Ларисы Огудаловой о яркой, полной красоты и счастья, жизни разбиваются о цинизм и амбиции окружающих ее людей. Пьеса заканчивается гибелью героини, искренне полагающей, что смерть – лучший выход для нее.

    Уже с самого начала произведения мы понимаем, что Лариса несчастна. Она любит богатого барина Сергея Сергеевича Паратова, который вскружил девушке голову и вскоре уехал. Мать героини изо всех сил хочет выдать дочку замуж. Она старается найти Ларисе богатого жениха, собирая у себя в доме вечера, на которые приглашаются холостые мужчины города.

По определению старого знакомого Ларисы Вожеватова, «у них в доме на базар похоже».    Несколько раз поиски жениха заканчивались скандалом: к героине сватался вечно пьяный управляющий, сорил украденными деньгами мошенник-кассир. Ларисе было невыносимо терпеть все это.

Она решается выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоновича Карандышева, самолюбивого и завистливого человечка, гордящегося тем, что у него такая красивая невеста.

    В 4-ом явлении I действия пьесы происходит разговор между Ларисой и Карандышевым. Героиня умоляет своего жениха увезти ее в деревню, подальше от мучительных воспоминаний.

Но Юлий Капитонович не слышит Ларису: он охвачен самолюбивой ревностью к Вожеватову. Жених вынуждает героиню оправдываться и объясняться. В запале Карандышев обижает Ларису, в очередной раз припоминая ей ее образ жизни дома: «Был цыганский табор-с, вот что было».

Лариса не понимает, для чего жених постоянно попрекает ее «цыганской жизнью» – ведь она вынуждена была так жить по приказу маменьки. А теперь героиня хочет «тишины и уединения». Именно поэтому она выбрала невзрачного Карандышева: других достоинств она в нем не видит.

    Лариса говорит Юлию Капитоновичу: «Я еще только хочу полюбить вас…Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской!»    Незаметно разговор переходит на Сергея Сергеевича Паратова, возлюбленного Ларисы.

Героиня не осуждает его за то, что тот ее бросил: «Это уж мое дело… я боюсь и не смею осуждать его…» Она считает Паратова самым лучшим на свете, не в пример выше Карандышева: «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление…Сергей Сергеич…это идеал мужчины…это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мною!»

    В качестве примера необыкновенной смелости и дерзости Паратова Лариса приводит случай, который показывает, что девушка ослеплена своей любовью и не видит истинного лица «шикарного барина». Она вспоминает, что Сергей Сергеич стрелял в монету, находящуюся у нее в руке, со словами: «Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая мне дороже всего на свете, и не побледнею». Паратов выбил монету из пальцев героини, и ни один мускул не дрогнул на его лице.

    Хладнокровие и равнодушие героя Лариса считает признаком его уверенности и силы, перед которыми она не может устоять: «Да разве можно его не послушать? Да разве можно быть в нем неуверенной?» Кроме того, по словам девушки, Паратов добр и щедр: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним». Но, на мой взгляд, такая щедрость объясняется совсем не добротой Сергея Сергеевича. Просто этот барин любит пустить пыль в глаза, особенно перед такой хорошенькой девушкой, как Лариса.    В характеристике Паратова оказывается прав, по-моему, Карандышев, когда говорит, что у Сергея Сергеича «сердца нет, оттого он так и смел». Но Лариса ничего не хочет слушать. Она прямо говорит Юлию Капитонычу, что «…если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда…»     Героиня уверена, что Паратов больше не появится в Бряхимове. Но ее слова опровергает пушечный выстрел, раздающийся с Волги. Лариса еще не знает, что это стреляют в честь приезда «шикарного барина» и что этот приезд станет роковым в ее жизни. Как будто предчувствуя недоброе, она смотрит вниз, на мощеную камнем площадку и заговаривает с Карандышевым о смерти. Тот поскорее уводит Ларису, не зная еще, что станет виновником ее гибели.

Совет

    Разговор Ларисы с Карандышевым в начале пьесы создает психологические портреты героев. Мы узнаем о душевном состоянии Ларисы, о том, что она переживает тяжелый момент в своей жизни и что ей требуется поддержка и помощь, которых она не может найти ни у кого из своих знакомых, включая Карандышева. Юлий Капитоныч попросту не понимает свою невесту. Он поглощен болезненной ревностью, желанием самоутвердиться, доказать, что и он не хуже других, – Паратова или Вожеватова, например.

    Из разговора героев становится ясно отношение Ларисы к Карандышеву и Паратову, заблуждение девушки относительно богатого барина.

    В эпизоде разговора четко прослеживается мотив тревоги, усиленный ремаркой: «На Волге пушечный выстрел». Именно после него героиня начинает говорить о смерти, как бы предчувствуя свою судьбу.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/29398

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]