Образ и характеристика графини в повести “пиковая дама” пушкина: описание старухи (анна федотовна томская)

Образы Германа и графини в повести «Пиковая дама»

Германн пришел к графине, чтобы узнать тайну,- следовательно, предполагалась диалогическая форма встречи. Диалог связывает двух людей, даже противников. Графиня, сказав правду, замолчала. Диалог превратился в монолог. Мопологизм этой сцены отчетливо выявляет эгоистическую замкнутость Германна.

При всем лаконизме повествования Пушкин находит экономные, но выразительные средства психологического раскрытия духовного мира Германна.

Уже в рассмотренных сценах мы обнаруживаем нравственную глухоту инженерного офицера, его убийственную сосредоточенность на себе, которая не допускает возможности прислушаться к мнению другого человека.

Обратите внимание

Осуществление плана – это холодное расчетливое и безжалостное выкорчевывание в себе всего человеческого. И начинается это с надругательства над чувством Лизаветы Ивановны. Способность любить – это для Пушкина главная мера человека.

Германн не только не может любить, но способен надругаться над любовью. Пушкин глубже и точнее, чем Стендаль, понял тип сознания людей с профилем Наполеона.

Любовный эпизод! в «Пиковой даме» полемически соотнесен с изображением любви в «Красном и черном».

Германн еще раз меняет тактику: ему кажется, что над вновь и вновь умолять графиню, взывать к ее прошлому, напоминать ей о давно прошедшем, о годах увлечений и счастья: «сердце ваше знало чувство любви», «умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери,- всем, что ни есть святого в жизни,- не откажите мне в моей просьбе! – откройте мне вашу тайну». «Старуха не отвечала ни слова».

В монологической форме Пушкин передал поединок представителей двух эпох, двух сознаний, двух воль. Форма монологического построения сцены поединка Германна и графини глубоко содержательна. Ее смысл – демонстрация убийственности эгоизма, азарта авантюриста.

Напомню, что характер монолога все время меняется – он обостряется, ожесточается и наконец превращается в грубую угрозу, в готовность убить сопротивляющегося его воле человека. Германн кричим «Старая ведьма!..

Так я ж заставлю тебя отвечать… С этим, словом он вынул из кармана пистолет».

Как Герман рассчитывает добиться счастья? Представиться графине, подбиться в ее милость,- пожалуй, сделаться ее любовником». Правила расчета откровенно аморальны – чего стоит эта готовность сделаться из корыстных целей любовником восьмидесятисемилетней старухи. В этих размышлениях страшна не только сама искренность, но спокойный, деловой тон, каким высказываются эти планы и эти намерения…

Графиня оставалась безмолвной – она скончалась от перенапряжения, от испуга. За ее молчанием угадывается душевная сила, надменность, и презрение аристократки к подлым действиям плебея. На первый же приступ ночного незнакомца, ворвавшегося к ней в спальню, она ответила признанием – сказала правду, клятвой рассеяла чад легенды. Ей не поверили, и она замолчала.

Важно

Для Пушкина принципиально важно, чтобы читатель понял – не было тайны! Графиня сама поклялась, что весь разговор о трех картах – шутка. Тайна эта – мираж, «сказка», старинный «анекдот». Существенно и то, что в эту тайну поверил расчетливый Германн.

Ему чужда пера в потусторонние силы, но страсть игрока и авантюризм натуры взяли верх – он поддался соблазну мгновенно разбогатеть. И в этом – исторически и социально обусловленные черты характера и убеждений Германна.

Погоня за призрачной тайной, которая должна открыть и путь к счастью – капиталу,- выражает существенную сторону образа Германна.

Случай – увидел в окне дома графини «свежее личико» незнакомой девушки – «решил его участь», он встал на путь авантюры. Мгновенно созрел безнравственный план: проникнуть в дом графини с помощью «свежего личика», сделать неизвестного ему человека соучастником злодейства и заставить любой ценой графиню открыть ему тайну трех карт, умолив ее или пригрозив убить ее.

Таково единственное показание живого свидетеля давних событий, который в рассказе Томского представал персонажем легенды. Признание графини разрушает* легенду. Вряд ли можно сомневаться в правдивости ее слов. К тому ж« старый человек клянется, что версия гремя картами была шуткой.

Невозможно полагать, что графиня хитрит, обманывает, изворачивается, не желая выдать тайну. Ей нечего выдавать – тайны не было. Тайна существовала для Германа, для Томского и его друзей.

Ум графини формировался в скептическом XVIII веке, в 1770-е годы в России было распространено вольтерьянство, и появившаяся в Париже молодая графиня, конечно, была настроена в духе времени.

Проигравшая графиня уплатила карточный долг, а так как имя Сен-Жермена было окутано тайной, то, видимо, тогда же и возникла эта легендарная версия о трех картах как шутка: известный авантюрист и мистик открыл московской Венере тайну трех карт!

Рекомендуем почитать ►

Освещение Гоголем темы «чин и человек»

Совет

Продолжая «подбиваться в ее милость», Германн начинает умолять выдать ему тайну трех карт. На эту речь, в первый и последний раз, графиня Томская живо реагирует и отвергает сказку о трех верных картах: «Это была шутка,- сказала она наконец,- клянусь вам! это была шутка!»

После истории с Лизаветой Ивановной – встреча с графиней является кульминацией игры-аферы Германна. Представ перед старой женщиной в ее спальне после полуночи, Германн осуществляет свой ранее намеченный план – «представиться ей, подбиться в ее милость». Увидев незнакомого мужчину, графиня не испугалась – ее «глаза оживились».

Молодой офицер «представляется»: «Я не имею намерения вредить вам; я пришел умолять вас об одной милости». Обратим внимание на реакцию графини. Пушкин подчеркивает один мотив – молчание старухи. После первой фразы Германна Пушкин сообщает: «Старуха молча смотрела на него и, казалось, его не слышала.

Германн вообразил, что она глуха, и, наклоняясь над самым ее ухом, повторил ей то же самое. Старуха молчала по-прежнему».

Источник: https://www.getsoch.net/obrazy-germana-i-grafini-v-povesti-pikovaya-dama/

Пиковая Дама характеристика образа Старая графиня Анна Федотовна

Старая графиня Анна Федотовна – восьмидесятилетняя старая, в доме которой воспитывается бедная родственница Ли-Завещания Ивановна; хранительница тайны ” трех карт”; олицетворение судьбы.

Впервые появляется перед читателем в обиде молодой властной красавицы, в вуали легендарного “анекдота” шестидесятилетней давности, по которому, по свидетельству П. В. Нащокина(запись П. и.

Бартенева), стоит легенда об “реальной” приключении княжны Наталии Петровны Голицыной, что “открыла” внуку тайну трех карт, когда-то поведанную ей Сен-Жерменом.

Внук С. Г.

от одного из четверых ее синив, Томский, рассказывает карточным игрокам историю, которая случилась с Анной Федотовной в Париже; о ее общении с Ришелье; об отказе мужчины уплатить ее огромный карточный долг герцогу Орлеанському; о согласии знаменитого мистика Сен-Жермена сообщить ей тайну трех карт при условии никогда больше не играть; о выигрыше; об “покойном Чаплицком”, которому С. Г., переглянувшись, раскрыла тайну – на тех же условиях

В этом рассказе важные прежде всего три детали. Во-первых, что молодость С. Г. прошла в Версале второй половины XVIII ст., – а Версаль “образца” XVIII ст. Пушкин связывал с мотивом роскошного умирания, государственной дряхлости(ср.

образ Парижу начала столетия в “Арапе Петра Большого”). Не менее видмитно, что в Париже ее прозвали Московской Венерой – ее красота была скульптурной, недвижимой, холодной, – то есть как бы и не до конца живой.

В конце концов, Сен-Жермена, от которого графиня получила секрет трех карт, считали Вечным Жидом, Агасфером

Обратите внимание

Так, автор окружает образ С. Г. почти масонским треугольником мифологических ассоциаций, связывает тему ее молодости с темой вислизаючой смерти, а тайну трех карт – с тайного самого человеческого жизни

Вслед за этим читатель попадается в уборную С. Г. Время здесь остановилось(царствуют моды 1770-х гг.), раздумья о живых перепутались с памятью о мертвых(графиню не сообщают о кончинах ее ровесниц); С. Г.

незлая, но капризная, принуждает свою воспитанницу то одеваться на прогулку, то снова раздеваться, то снова одеваться.

Главное же для Пушкина – это причина ее ” холодного эгоизма” : она видкохала свой возраст и чужая настоящему

То есть жизнь от нее уже пошло, а смерть ее еще не посетила, словно бы, получив секрет от “Вечного Жида”, она должна частично разделить его проклятье мертвотнимбезсмертям.

Этот мотив будет в скором времени усиленный и закрепленный

Главный герой повести, военный инженер Германн, что пробрался в спальню С. Г., чтобы выведать тайну трех карт, рассматривает портреты, “писанные в Париже m, – me Lebrunn”: полный и румяный мужчина, молодая напудренная красавица с орлинимносом.

Читатель снова повернут к образу молодой графини; но портрет – не рассказ, в котором сам ход рассказа, самое сцепление слов “оживляют” давно прошлые события и лица; портрет недвижимый; мысль о прижизненной смерти, на которую сравнение с Московской Венерой лишь намекало, здесь прописанная окончательно; даже напудренность молодого лица С. Г. должна напоминать о мертвенном холоде

Читайте также:  Понтий пилат и иешуа га-ноцри в романе "мастер и маргарита" булгакова: история отношений в цитатах

А упоминание о дамских игрушках, изобретенных одновременно с Монгол ьфье-ровым шаром и Месмеровым магнетизмом, призванная не столько еще раз подчеркнуть “ветхость” и “старомодность” С. Г.

, сколько подготовить читателя к следующему повороту сюжетной линии. И одновременно – к переходу от темы магнетизма(т.е. передачи психической энергии от живого тела к живому телу) – к гальванизму(т.е.

оживлению мертвой материи).

Важно

В эпизоде “свидание” Германна с графиней, которая вернулась в два часа ночи из бала, она неоднократно будет перемещаться из области смерти в пространство жизни и назад.

Сначала желтизна ее лица, “потустороннюю” вида(она сидит, “ворушивши отвислыми губами, качаясь направо и наливо”) самые собой приводят к мнению о действии ” скрытого гальванизма”. То есть о демоническом оживлении мертвого тела Московской Венеры.

Однако при виде Германна “мертвое лицо ее изменился необъяснимый”; она как бы вернулась по этот бок границы между жизнью и смертью

и здесь же выясняется, что такую “оживляющую” власть над ней имеют только два чувства: страх и воспоминание.

Напивмаячни предложения и просьбы Германна не взыскивают на нее никакого впечатления( потому что страх улегся), из мертвенного равнодушия ее снова выводит только имя покойного Чаплицкого.

Впрочем, замечание автора об “сильном движении души”, в ней события, сознательно двусмысленно: потому что это движение души, которая побросает тело. С. Г.

Снова погружается в “промежуточную” бездушность, чтобы провалиться из нее в смерть, как только Германн приведет свой незаряженный пистолет

Но как при жизни она была причастная смерти, так после кончины она не собирается оставлять границы жизни. Описывая похоронную видправу, по обыкновению рассказчик, который экономно тратит слова, подчеркивает, что С. Г.

Совет

лежала в гробу “составивши руки” – хотя по-другому она лежать и не могла; но в ночь графининой кончи” ны Германн и Лизавета Ивановна тоже сидели один напротив одного скрестив руки – он гордо, по-наполеоновски, она покорно, как Мария Магдалина.

Составленные накрест руки С. Г.

– это не знак гордости и не знак усмирения, это даже не просто знак смерти(стоит Германну подойти к телу “покойной”, как старая насмешливо прищуривается одному глазом).

Ее крестообразно составленные руки – знак новой “жанровой прописки”.

Она появлялась перед читателем в роле молодой героини исторического анекдота, рассказанного Томским; в обиде недвижимого портрета; она была дряхлим персонажем социально-бытовой повести о бедной воспитаннице

Теперь ей, что при жизни отдавала предпочтение старым французским романам, “где бы герой не давил ни отца, ни матери, и где бы не было втоплених тел”, принадлежит уподобиться именно “мертвым” героям “романов ужасов” и российских баллад, которые так любили являться мира живых в похоронном образе. (Ср. даже балладный^-балладный-пародийно-балладный образ В. А. Жуковского в сатире А. Ф. Воейкова “Дом божевильних” : “… лапочки крестом”.

и здесь автор резко меняет тональность рассказа. До сих пор она была угрюмо-серьезной, и только эпиграфы бросали легкий иронический отблеск на то, что происходит.

Что неожиданно подмигнула Германну старая переводит повесть в новый стилистический регистр.

Интонация становится двойной; понять, или до конца сам автор верит в реальность того, что происходит, сознательно невозможный. Да и не надо. С. Г.

Которая при жизни была кое-что мертвой, после смерти оказывается частично живой; в ночь после похорон, човгаючи тапочками, она – то ли в сне, то ли наяву – является Германну и замогильным голосом извещает, что пришла не по своей воле открыть ему тайну трех карт. Думать, по чьей воле – благой или злой, тоже напрасно.

С одной стороны, ее “гальванический” вид приводит к мнению о демонизме. Из другой – ее внезапная забота об “бедной воспитаннице” (“Тройка, семерка и туз выигрывают тебе правительство Прощаю тебе мою смерть, с тем чтобы ты вступил в брак на моей воспитаннице Лиза-Вете Ивановне.”.

) вызывает противоположные предположения

Источник: https://yug-front.info/pikovaya-dama-xarakteristika-obraza-staraya-grafinya-anna-fedotovna/

«Пиковая дама» — краткое содержание повести А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин является одним из величайших русских писателей. Его рассказы изучают школьники и студенты по сей день.

С помощью краткого содержания, представленного ниже, можно узнать об истории создания произведения «Пиковая дама», главных действующих лицах и о сюжете книги. Это будет полезно для пересказа на уроке или составления читательского дневника.

Оглавление:

  • Повесть «Пиковая дама» — описание и история создания
  • Главные герои и их характеристика
  • Второстепенные персонажи
  • Краткое содержание по главам

Повесть «Пиковая дама» — описание и история создания

Для начала разберёмся, в каком году написано произведение «Pikovaya dama». Автор написал своё детище в 1833 году, а уже на следующий год после написания, в 1834, оно вышло в свет. Текст был создан за пять лет.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

За основу Пушкин взял жизнь князя Голицына, его историю о том, как бабушка показала ему три карты, с помощью которых можно было вернуть своё денежное состояние.

Повесть была опубликована в «Библиотеке для чтения». Читатели хорошо оценили произведение, однако всё равно относились к нему скептически из-за других достижений данного писателя. Александру Сергеевичу удалось поместить в своё произведение величайший сюжет, в который читатели уходили с головой.

Главные герои и их характеристика

Список первостепенных персонажей:

  1. Германн — главный герой поэмы, вокруг него крутится сюжет. Является немцем, по образованию военный инженер. У мужчины светлая кожа, чёрные глаза. Обладает отличительными качествами, такими как скрытность, расчётливость бережливость. История говорит о том, что Германн остался с небольшим наследством. Из-за его характера он хочет, несмотря ни на что, разбогатеть.
  2. Графиня – старуха Анна Федотовна Томская. Несмотря на свой возраст (87 лет), устраивает балы и любит носить роскошную одежду. Обладает эгоистичным характером. Дорогие вещи не могут скрыть её старую дряблую кожу. Высшее общество сделало её избалованной девочкой. Владеет секретом трёх карт, с помощью которого один раз отыграла свой крупный проигрыш.
  3. Лизавета Ивановна — воспитанница Анны Федотовны. Она влюбилась в Германна, а он в свою очередь использует скромную девушку для того, чтобы сблизиться со старухой и получить секрет трёх карт. Лизавета одинока, терпит старуху.

Второстепенные персонажи

Также присутствуют следующие лица:

  1. Томский — является внуком старой графини. Также хочет заполучить секрет победы. Из-за неудачных попыток, предрекает Анну Федотовну на смерть.
  2. Граф Сен-Жермен – мужчина, который рассказал старухе о комбинации трёх карт.
  3. Чаплицкий – мужчина, который проиграл огромную сумму денег. Из-за жалости, старая женщина рассказывает ему о трёх картах.

Краткое содержание по главам

Произведение приводится в сокращении. Для лучшего восприятия и составления собственного мнения рекомендуется читать «Пиковую даму» в оригинале.

Многие школьники спрашивают, сколько страниц в произведении? На самом деле их там немного — всего шесть глав, прочитать можно за один вечер.

Глава I

Роман начинается на вечере у Нарумова. Гости играли в карты и лишь Германн, сын немца, просто смотрел за происходящим.

Военный инженер обуславливал это тем, что в его владениях осталось лишь небольшое наследство, которое он не хочет потерять. Не играла и графиня Анна Федотовна.

Обратите внимание

Многие утверждали, что она много лет назад проиграла своё состояние, затем пошла брать в долг деньги у Сен-Жермена, но тот не дал ей ничего, кроме как комбинации из трёх карт. Если сходить подряд тремя определёнными картами, то непременно придёт удача.

Мало кто в это верил. Лишь Германн, который хотел разбогатеть, решил раскрыть тайну. Его целью стало заполучить секрет богатства.

Глава II

Главный герой любыми способами пытается узнать о картах, которые приносят удачу. Вся глава посвящается знакомству Германна и Лизаветы. Они смотрят друг на друга через окно. Только спустя неделю молодая девушка отвечает инженеру улыбкой.

Параллельно с этим, Томский собирается привезти в дом старухи своего друга. Лиза спрашивает у него, не Германн ли является тем приятелем. Но это оказывается не военный инженер.

Глава III

Не получив секрета трёх карт, инженер пишет письма прекрасной девушке каждый день. Она отвечает взаимностью, после чего у пары происходит свидание.

Лизавета рассказала о том, как Германн сможет попасть в дом графини, пока та будет пировать.

Проникнув в особняк, главный герой спрятался в шкафу старухи. После её прихода, угрожая пистолетом, военный инженер выпрашивал у перепуганной графини тайную комбинацию.

От испуга Анна Федотовна скончалась.

Глава IV

После преступления, Германн пришел к Лизе в комнату. Всё это время влюблённая девушка ждала его. Инженер рассказал о том, что виновен в смерти графини.

Читайте также:  Гриша в романе "дубровский": образ, характеристика, описание григория

Лизавета понимает, что молодой человек предал и воспользовался её чувствами. Германна терзает совесть о том, что он обманул невинного человека.

Глава V

На похоронах Анны Федотовны Германну приходят видения. Ему кажется, что графиня смотрит на него из гроба и смеется. В эту же ночь старуха приходит во сне. Графиня рассказывает о секрете трёх карт. Не чаще раза в сутки, при последовательной комбинации тройки, семерки и туза можно победить в игре и заработать большие деньги.

Главным условием являлось то, что после этого нельзя играть в карты на деньги. Также старуха сказала инженеру взять в жёны Лизавету.

Глава VI

Не теряя времени Германн отправляется в Петербург. В карты он собирается играть с Чекалинским, человеком, который практически не проигрывает.

Германн забывает про условие покойной старухи взять в жёны Лизу.

В первый день главный герой ставит всё на тройку, во второй на семерку. А в третий день вместо туза ему выпадает пиковая дама. Инженер считает, что Анна Федотовна над ним усмехнулась.

После проигранного состояния Германн попадает в психиатрическую лечебницу. Лизавета выходит замуж за богатого мужчину.

Краткий анализ повести «Пиковая дама»

Данная книга написана в нескольких жанрах. Это и рассказ, и повесть, и даже роман. Здесь присутствует мистицизм. Во всех главах присутствуют философские высказывания.

Главный герой совершил три злодейства:

  1. Отрекся своих принципов, отрекся христианских убеждений, главная движущая сила — алчность.
  2. Обманул бедную сиротку, проникся к ней доверием, соблазнил, заставил поверить ему и помочь проникнуть в дом. После наказа старой графини, Германн не женился на обманутой девушке.
  3. Обманом и хитростью, запугиванием, угрозами и незаконным проникновением в чужое жилище, Германн пытается получить желаемое.

Главной мыслью является то, что зло порождает зло. Пушкин пытался донести, что человек не должен причинять вред ради собственной выгоды.

Многие современники сравнивают Германна с современной молодёжью, которые ради богатства готовы пойти на риск. И лишь только взрослый человек может сказать, что не бывает лёгких путей, помогающих заработать состояние.

Произведение очень много раз экранизировали. Впервые это случилось в 1910 году, когда Петр Чардынин поставил немое кино. Из-за сюжета этот художественный фильм был близок к либретто оперы Чайковского.

Из последних экранизаций — фильм Павла Лунгина 2016 года под названием «Дама Пик».

Источник: https://1001student.ru/literatura/pikovaya-dama-povest.html

Характеристика образа Старая графиня Анна Федотовна

Категория: Сочинения по повести Пиковая дама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Старая графиня Анна Федотовна — восьмидесятилетняя старуха, в доме которой воспитывается бедная родственница Ли-завета Ивановна; хранительница тайны «трех карт»; олицетворение судьбы. Впервые появляется перед читателем в образе молодой властной красавицы, в дымке легендарного «анекдота» шестидесятилетней давности, за которым, по свидетельству П. В. Нащокина (запись П. И. Бартенева), стоит легенда о «реальном» приключении княжны Натальи Петровны Голицыной, «открывшей» внуку тайну трех карт, некогда поведанную ей Сен-Жерменом. Внук С. Г. от одного из четырех ее сыновей, Томский, рассказывает карточным игрокам историю, приключившуюся с Анной Федотовной в Париже; о ее общении с Ришелье; об отказе мужа оплатить ее огромный карточный долг герцогу Орлеанскому; о согласии знаменитого мистика Сен-Жермена сообщить ей тайну трех карт при условии никогда более не играть; о выигрыше; о «покойном Чаплицком», которому С. Г., сжалившись, раскрыла тайну — на тех же условиях. В этом рассказе важны прежде всего три детали. Во-первых, что молодость С. Г. прошла в Версале второй половины XVIII в., — а Версаль «образца» XVIII в. Пушкин связывал с мотивом роскошного умирания, государственной дряхлости (ср. образ Парижа начала века в «Арапе Петра Великого»). Не менее примечательно, что в Париже ее прозвали Московской Венерой — ее красота была скульптурной, неподвижной, холодной, — а значит, как бы и не до конца живой. Наконец, Сен-Жермена, от которого графиня получила секрет трех карт, считали Вечным Жидом, Агасфером. Так, автор окружает образ С. Г. почти масонским треугольником мифологических ассоциаций, связывает тему ее молодости с темой ускользающей смерти, а тайну трех карт — с тайной самой человеческой жизни. Вслед за этим читатель попадает в уборную С. Г. Время здесь остановилось (царствуют моды 1770-х гг.), размышления о живых перепутались с памятью о мертвых (графине не сообщают о кончинах ее сверстниц); С. Г. незла, но своенравна, заставляет свою воспитанницу то одеваться на прогулку, то вновь раздеваться, то опять одеваться. Главное же для Пушкина — это причина ее «холодного эгоизма»: она отлюбила свой век и чужда настоящему. То есть жизнь от нее уже ушла, а смерть ее еще не посетила, словно бы, получив секрет от «Вечного Жида», она должна отчасти разделить его проклятие мертвенным бессмертием. Этот мотив будет вскоре усилен и закреплен. Главный герой повести, военный инженер Германн, пробравшийся в спальню С. Г., чтобы выведать тайну трех карт, разглядывает портреты, «писанные в Париже m-me Lebrunn»: полный и румяный мужчина, молодая напудренная красавица с орлиным носом. Читатель вновь возвращен к образу молодой графини; но портрет — не рассказ, в котором сам ход повествования, само сцепление слов «оживляют» давно прошедшие события и лица; портрет неподвижен; мысль о прижизненной смерти, на которую сравнение с Московской Венерой лишь намекало, здесь прописана окончательно; даже напудренность молодого лица С. Г. должна напоминать о мертвенном холоде. А упоминание о дамских игрушках, изобретенных одновременно с Монгол ьфье-ровым шаром и Месмеровым магнетизмом, призвано не столько еще раз подчеркнуть «ветхость» и «старомодность» С. Г., сколько подготовить читателя к следующему повороту сюжетной линии. И одновременно — к переходу от темы магнетизма (т. е. передачи психической энергии от живого тела к живому телу) — к гальванизму (т. е. оживлению мертвой материи). В эпизоде «свидания» Германна с графиней, вернувшейся в два часа ночи с бала, она будет неоднократно перемещаться из области смерти в пространство жизни и обратно. Сначала желтизна ее лица, «потусторонность» облика (она сидит, «шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево») сами собою наводят на мысль о действии «скрытого гальванизма». То есть о демоническом оживлении мертвого тела Московской Венеры. Однако при виде Германна «мертвое лицо ее изменилось неизъяснимо»; она как бы вернулась по эту сторону границы между жизнью и смертью. И тут же выясняется, что такой «оживляющей» властью над нею обладают только два чувства: страх и воспоминание. Полубредовые предложения и просьбы Германна не производят на нее никакого впечатления (ибо страх улегся), из мертвенного равнодушия ее вновь выводит только имя покойного Чаплицкого. Впрочем, замечание автора о «сильном движении души», в ней произошедшем, заведомо двусмысленно: ибо это движение души, покидающей тело. С. Г. опять погружается в «промежуточную» бесчувственность, чтобы провалиться из нее в смерть, как только Германн наведет свой незаряженный пистолет. Но как при жизни она была причастна смерти, так после кончины она не собирается оставлять пределы жизни. Описывая отпевание, обычно экономно расходующий слова рассказчик подчеркивает, что С. Г. лежала в гробу «сложа руки» — хотя по-другому она лежать и не могла; но в ночь графининой кончи» ны Германн и Лизавета Ивановна тоже сидели друг напротив друга скрестив руки — он гордо, по-наполеоновски, она смиренно, как Мария Магдалина. Сложенные крест-накрест руки С. Г. — это не знак гордости и не знак смирения, это даже не просто знак смерти (стоит Германну подойти к телу «усопшей», как старуха насмешливо прищуривается одним глазом). Ее крестообразно сложенные руки — знак новой «жанровой прописки». Она представала перед читателем в роли молодой героини исторического анекдота, рассказанного Томским; в образе неподвижного портрета; она была дряхлым персонажем социально-бытовой повести о бедной воспитаннице. Теперь ей, при жизни предпочитавшей старые французские романы, «где бы герой не давил ни отца, ни матери, и где бы не было утопленных тел», предстоит уподобиться именно «мертвым» героям «романов ужасов» и русских баллад, которые так любили являться миру живых в похоронном образе. (Ср. даже пародийно-балладный образ В. А. Жуковского в сатире А. Ф. Воейкова «Дом сумасшедших»: «…лапочки крестом».)

И тут автор резко сменяет тональность повествования. Доселе она была мрачновато-серьезной, и только эпиграфы бросали легкий ироничный отсвет на происходящее. Внезапно подмигнувшая Германну старуха переводит повесть в новый стилистический регистр. Интонация становится двойственной; понять, до конца ли сам автор верит в реальность происходящего, заведомо невозможно. Да и не нужно. С. Г., которая при жизни была несколько мертвой, по смерти оказывается отчасти живой; в ночь после похорон, шаркая тапочками, она — то ли во сне, то ли наяву — является Германну и замогильным голосом извещает, что пришла не по своей воле открыть ему тайну трех карт. Гадать, по чьей воле — благой или злой, тоже бесполезно. С одной стороны, ее «гальванический» облик наводит на мысль о демонизме. С другой — ее внезапная забота о «бедной воспитаннице» («Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду Прощаю тебе мою смерть, с тем чтоб ты женился на моей воспитаннице Лиза-вете Ивановне…») вызывает противоположные догадки. С третьей, когда, делая последнюю ставку, дважды выигравший Гер-манн обдергивается и вместо правильно подсказанного мертвой старухой туза ставит на пиковую даму, — лукавый прищур «карточной» дамы и усмешка вынуждают подумать о дьявольском лукавстве. С четвертой стороны — Германн не выполнил условия, поставленного лично С. Г. (а не той силой, что через нее передала тайну), не женился на бедной воспитаннице; его проигрыш может быть следствием мистической мести С. Г. («Покойный Чаплицкий» также не выполнил условия С. Г., продолжил играть после отыгрыша — и умер в нищете.) Но для понимания повести это не важно; главное, что в образе ожившей (и, несомненно, демонической) карты, олицетворяющей Судьбу, с которой нельзя играть, сошлись все разнообразные облики, в которых представала перед читателем С. Г.: равнодушная Московская Венера (на картах дамы изображались обычно «в стиле» французского XVIII в.); красавица с портрета; подмигивающий труп старухи. 

Читайте также:  Особенности языка сказок салтыкова-щедрина: элементы народных сказок, фольклора

Действие происходит в XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойев, против которых папа организует крестовый поход. Войско, призванное помочь сюзеренам, движется с севера. Пьеса начинается со сцены во дворе замка, где сторож Бертран, прозванный Рыцарем-Несчастием, напевает песенку, услышанную от заезжего жонглера. Рефреном этой песенки, повествующей о беспросветности жизни, выход из которой лишь один – стать крестоносцем, служат строчки:

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-pushkina/sochineniya-po-povesti-pikovaya-dama/12640-kharakteristika-obraza-staraya-grafinya-anna-fedotovna.html

Анализ повести «Пиковая дама»

Повесть «Пиковая дама» была написана Пушкиным в 1833 году. Уже через год произведение было опубликовано.

В русской литературе это практически первое произведение, которое стало популярным и полюбилось читателям не только в России, но и в европейских странах. Повесть оказала довольно большое влияние на формирования литературы в целом.

Как результат по ней было снято в дальнейшем много фильмов. В этой статье мы попробуем провести подробный анализ повести «Пиковая дама».

История появления повести «Пиковая дама»

Вторая Болдинская осень вдохновила Пушкина на создание нескольких прозаических произведений. Среди них – «Пиковая дама». История с тремя картами стала известна Александру Сергеевичу от молодого князя Голицына.

В 1828 году он рассказал поэту о своей бабушке, которая в молодости блистала в парижском обществе и сильно проигралась. Известный алхимик и оккультист граф Сен-Жермен помог княгине, открыв ей тайну трех карт. Женщина воспользовалась запретной информацией и смогла отыграться.

Эта история и послужила основой произведения, написанного Пушкиным в октябре – ноябре 1833 года.

К какому направлению и жанру относится «пиковая дама»?

Теперь проведем анализ жанра и направления «Пиковой дамы». Произведение принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также ограниченном количестве героев – это рассказ.

Сложно определить и жанр произведения. В «Пиковой даме» есть элементы фантастики, характерные приметы готического стиля: тайна, старинный дом, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги, привидение.

В то же время мистика здесь субъективна, если взглянуть на события с точки зрения одержимости Германна, которая приводит его к сумасшествию. Ведь все фантастические фрагменты описаны исключительно через его восприятие: взгляд покойницы в гробу, появление мертвой графини, подмигивание пиковой дамы.

Если все мистические эпизоды «списать» на болезненное состояние героя, то «Пиковая дама» будет вполне реалистичной повестью на тему «преступления и наказания».

Анализ тематики и проблематики «Пиковой дамы»

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие. Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

В «Пиковой даме» Пушкин часто использует неожиданные, случайные повороты событий, которые интригуют читателя, придают повествованию сюжетную остроту. Случайно Германн оказывается у дома графини и видит Лизу. Неожиданно он вручает девушке письмо.

В роковую ночь Германн отправляется не к Лизе, а в покои графини. Смерть старухи также становится неожиданной для героя, как и ее мистический ночной визит. Не ожидает Германн и «предательства» со стороны заветных карт, когда вместо туза выпадает дама.

Важно

Внезапным для читателя оказывается краткое заключение: сумасшествие героя, женитьба Томского, замужество Лизы.

Несмотря на анализ этого произведения мы все же рекомендуем полностью прочитать эту повесть или хотя бы ее краткое содержание.

Основные герои произведения

Основные персонажи «Пиковой дамы» принадлежат к разным поколениям, имеют свой статус в обществе. Старая графиня Анна Федотовна богата и живет прошлым. Одевается она старомодно, ездит на балы, где спокойно сидит в углу и здоровается с гостями.

Ее повседневное развлечение – донимать капризами бедную воспитанницу Лизу. Анна Федотовна – дама холодная, властная и эгоистичная. Мольбы и уговоры Германна не производят на нее никакого впечатления. Оживляется она только от страха или воспоминаний.

Пушкин тонко использует в повести исторический контраст: аристократический XVIII век, где правят законы чести, и век XIX, в котором уже властвуют деньги. Германн – человек новой эпохи.

Стремление разбогатеть любой ценой приводит его к трагическому финалу. В разговоре с Лизой Томский характеризует главного героя такими словами: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».

Сам Германн больше всего ценит покой и независимость. Для этого ему и необходим солидный капитал.

Стоит обратить внимание, что Германн вовсе не беден, ведь он ставит на кон 47 тысяч рублей.

Расчет, умеренность и трудолюбие называет герой своими «верными картами», которые непременно выиграют и вознесут его на самый верх социальной лестницы.

Совет

Желая разбогатеть, Германн движется к своей цели с несгибаемым упорством. В душе он – страстный игрок, но берет карты в руки с большой осторожностью, ужасно боясь проиграть.

Неожиданная возможность быстро достичь богатства поражает воображение молодого инженера. С этой минуты стремление узнать тайну трех карт становится для него навязчивой идеей. Германн даже готов стать любовником восьмидесятилетней старухи. Случайная встреча с Лизой дает Германну другой, более верный путь.

Играя чувствами девушки, военный инженер не испытывает ни малейших угрызений совести. Он идет к старой графине с пистолетом, хотя в его планы убийство старухи не входит. Германн собирается лишь напугать Анну Федотовну. Смог бы он убить старуху ради богатства? Вполне возможно.

Эгоизм, жажда наживы, неразборчивость в средствах в сочетании с твердой волей и холодным расчетом сделали Германна опасным человеком.

Лиза выглядит жертвой трагедии, но бедная девушка не так уж безвинна. Ради денег она терпит причуды злой старухи, а Германна рассматривает с точки зрения своей выгоды. Лиза стремится удачно выйти замуж и резко повысить положение в обществе.

Она близка Германну по духу, а искренность ее чувств вызывает сомнение. Не случайно в конце повести Пушкин сообщает, что в доме Лизы живет бедная воспитанница.

Не стала ли благополучная Лизавета такой же мучительницей для другой бедной девушки, какой была для нее графиня? Анализ показывает, что Пушкин практически уверен, зло порождает зло.

История публикации повести «Пиковая дама»

«Пиковая дама» была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году и сразу приобрела огромную популярность. Это одно из первых произведений русской литературы, которое имело большой успех в Европе. «Пиковую даму» много раз переводили на иностранные языки классики европейской литературы. К примеру, автором французского перевода был Проспер Мериме.

Сюжет произведения вдохновил Петра Ильича Чайковского на сочинение оперы. Восемь раз «Пиковая дама» была экранизирована, в том числе и на зарубежных киностудиях. Известный литературовед начала ХХ века Мирский так высказался об этой повести: «По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе».

Сейчас вы смогли прочитать анализ повети «Пиковая дама». Мы надеемся, что это статья смогла наиболее полно раскрыть повесть Пушкина с разных сторон. Другие статьи вы можете прочитать в разделе «Блог» на нашем сайте.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-pikovaya-dama

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]