Письмо Обломова к Ольге Ильинской в романе “Обломов” Гончарова (текст эпизода)
Любовь всегда приходит в жизнь людей неожиданно и почти всегда преображает их. Такие перемены коснулись и главного героя Гончарова Илью Обломова из одноименного романа. Нежное чувство не только стало причиной отказа Ильи Ильича от привычной ему Обломовщины, но и катализатором к саморазвитию личности.
К сожалению, со временем первые сильные чувства остывают и, вместо первого порыва, приходит критический анализ действий своей второй половинки. Очень часто влюбленным кажется, что их возлюбленные уделяют им недостаточное внимание, а их любовь не искренняя.
На такую же уловку попался и Обломов. Томясь недовольством, съедаемый сомнениями, он решается объясниться с Ольгой Ильинской – предметом своего восхищения и преданности.
Илья Ильич не обладает решимостью и смелостью, поэтому свои мысли и чувства он не в состоянии огласить устно, эту цель выполняет письмо:
«Вам странно, Ольга Сергеевна (писал он), вместо меня самого получить это письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте до конца, и вы увидите, что мне иначе поступить нельзя. Надо было бы начать с этого письма: тогда мы оба избавились бы многих упреков совести впереди; но и теперь не поздно.
Мы полюбили друг друга так внезапно, так быстро, как будто оба вдруг сделались больны, и это мне мешало очнуться ранее.
Притом, глядя на вас, слушая вас по целым часам, кто бы добровольно захотел принимать на себя тяжелую обязанность отрезвляться от очарования? Где напасешься на каждый миг оглядки и силы воли, чтоб остановиться у всякой покатости и не увлечься по ее склону? И я всякий день думал: «Дальше не увлекусь, я остановлюсь: от меня зависит» — и увлекся, и теперь настает борьба, в которой требую вашей помощи. Я только сегодня, в эту ночь, понял, как быстро скользят ноги мои: вчера только удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я решился остановиться.
Я говорю только о себе — не из эгоизма, а потому, что, когда я буду лежать на дне этой пропасти, вы все будете, как чистый ангел, летать высоко, и не знаю, захотите ли бросить в нее взгляд. Послушайте, без всяких намеков, скажу прямо и просто: вы меня не любите и не можете любить. Послушайтесь моей опытности и поверьте безусловно.
Ведь мое сердце начало биться давно: положим, билось фальшиво, невпопад, но это самое научило меня различать его правильное биение от случайного. Вам нельзя, а мне можно и должно знать, где истина, где заблуждение, и на мне лежит обязанность предостеречь того, кто еще не успел узнать этого.
И вот я предостерегаю вас: вы в заблуждении, оглянитесь!
Пока между нами любовь появилась в виде легкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки, в невысказанном участии, в стыдливом взгляде, я не доверял ей, принимая ее за игру воображения и шепот самолюбия.
Но шалости прошли; я стал болен любовью, почувствовал симптомы страсти; вы стали задумчивы, серьезны; отдали мне ваши досуги; у вас заговорили нервы; вы начали волноваться, и тогда, то есть теперь только, я испугался и почувствовал, что на меня падает обязанность остановиться и сказать, что это такое.
Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же — слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? «Люблю, люблю, люблю!» — сказали вы вчера. «Нет, нет, нет!» — твердо отвечаю я.
Вы не любите меня, но вы не лжете — спешу прибавить, — не обманываете меня; вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет.
Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках.
Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали.
Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль», — вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее… Я и говорил, но, помните, как: с боязнью, чтоб вы не поверили, чтоб этого не случилось; я вперед говорил все, что могут потом сказать другие, чтоб приготовить вас не слушать и не верить, а сам торопился видеться с вами и думал: «Когда-то еще другой придет, я пока счастлив». Вот она, логика увлечения и страстей.
Теперь уже я думаю иначе.
А что будет, когда я привяжусь к ней, когда видеться — сделается не роскошью жизни, а необходимостью, когда любовь вопьется в сердце (недаром я чувствую там отверделость)? Как оторваться тогда? Переживешь ли эту боль? Худо будет мне. Я и теперь без ужаса не могу подумать об этом. Если б вы были опытнее, старше, тогда бы я благословил свое счастье и подал вам руку навсегда. А то…
Зачем же я пишу? Зачем не пришел прямо сказать сам, что желание видеться с вами растет с каждым днем, а видеться не следует? Сказать это вам в лицо — достанет ли духу, сами посудите! Иногда я и хочу сказать что-то похожее на это, а говорю совсем другое.
Может быть, на лице вашем выразилась бы печаль (если правда, что вам нескучно было со мной), или вы, не поняв моих добрых намерений, оскорбились бы: ни того, ни другого я не перенесу, заговорю опять не то, и честные намерения разлетятся в прах и кончатся уговором видеться на другой день.
Теперь, без вас, совсем не то: ваших кротких глаз, доброго, хорошенького личика нет передо мной; бумага терпит и молчит, и я пишу покойно (лгу): мы не увидимся больше (не лгу).
Другой бы прибавил: пишу и обливаюсь слезами, но я не рисуюсь перед вами, не драпируюсь в свою печаль, потому что не хочу усиливать боль, растравлять сожаление, грусть. Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его.
Да и плакать пристало или соблазнителям, которые ищут уловить фразами неосторожное самолюбие женщин, или томным мечтателям. Я говорю это, прощаясь, как прощаются с добрым другом, отпуская его в далекий путь. Недели чрез три, чрез месяц было бы поздно, трудно: любовь делает неимоверные успехи, это душевный антонов огонь.
И теперь я уже ни на что не похож, не считаю часы и минуты, не знаю восхождения и захождения солнца, а считаю: видел — не видел, увижу — не увижу, приходила — не пришла, придет… Все это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения; а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь.
Многие бы удивились моему поступку: отчего бежит? скажут; другие будут смеяться надо мной: пожалуй, я и на то решаюсь. Уж если я решаюсь не видаться с вами, значит на все решаюсь.
В своей глубокой тоске немного утешаюсь тем, что этот коротенький эпизод нашей жизни мне оставит навсегда такое чистое, благоуханное воспоминание, что одного его довольно будет, чтоб не погрузиться в прежний сон души, а вам, не принеся вреда, послужит руководством в будущей, нормальной любви. Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой, так же легко, бодро и весело, как она, с той ветки, на которую сели невзначай!»
Обломов с одушевлением писал: перо летало по страницам. Глаза сияли, щеки горели. Письмо вышло длинно, — как все любовные письма: любовники страх как болтливы.
«Странно! Мне уж не скучно, не тяжело! — думал он. — Я почти счастлив…”
Предлагаем познакомиться с образом Ильи Обломова в романе “Обломов”.
Итог: Илья Ильич Обломов в своем письме показан как нежный возлюбленный, который ввиду своей отрешенности не обладает умением и тактом в романтических отношений. Обломову сложно принять другое изъявление любовной привязанности.
Он считает, что все влюбленные должны руководствоваться принципом поведения Обломова – в любви он меряет всех одной меркой, что гораздо усложняет его позицию по отношению к Ольге.
Это приводит в некой доле пренебрежения чувствами девушки и жестокости по отношению к ней, Обломов не пытается окончательно разобраться в ситуации, а выносит несправедливый вердикт – Ольга его не любит. Он слишком категоричен, его подстрекает нежелание привносить изменения в свою жизнь.
Источник: https://r-book.club/read/oblomov-pismo-oblomova-k-olge-ilinskoj.html
Анализ эпизода романа И.А. Гончарова «Обломов» – «Знакомство с героем»
С первых строк романа нам понятно, что главным героем является молодой барин – Илья Ильич Обломов, – проживающий на Гороховой улице. Известно, что Гороховая улица появилась в Санкт-Петербурге в 1720 году.
В девятнадцатом веке это была одна из самых престижных улиц города. Здесь располагались крупные магазины, доходные дома (это многоквартирные дома, предназначенные для сдачи квартир в аренду), дома богатых петербуржцев.
Обломов – дворянин, молодой ещё человек, «приятной наружности», основная черта которого – мягкость. Автор подчеркивает, что ничем примечательным внешность героя не отличалась и в то же время на всех производила приятное впечатление:
…душа его так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки.
Все вокруг героя только подчеркивает его мягкость, спокойствие: широкий, гибкий халат, мягкие туфли, в которые Обломов сразу попадал, как только вставал с дивана.
«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» Обломов любил простор, приволье, оттого и не носил никаких галстуков и жилетов дома.
Обстановка в комнате оставляла желать лучшего: все обветшало, запылилось. Из трех комнат лишь в одной присутствуют признаки жизни.
Но что же делает Обломов? Просто лежит. Лежанье для него – «нормальное состояние». Жизнь вокруг него словно замерла. Илья Ильич почти никуда не выходит, и ничто вроде не нарушает его покой. Но вот одно событие растревожило его: он получает письмо от старосты своего имения, в котором перечисляются все возможные неприятности, вследствие которых Обломов не может получить деньги.
И что же предпринимает Обломов? Еще по получении первого подобного письма Илья Ильич создал «в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением». Уже с первых страниц мы понимаем, что Обломов – мечтатель, не склонный к решительным и практическим действиям.
Более того – он даже не может заставить себя встать, умыться, одеться, предпочитая пить чай лежа и думать лежа.
Впору своему хозяину и его слуга Захар, любивший проводить время на лежанке.
Между ними происходит забавный диалог: Обломов распекает Захара за беспорядок в доме, а Захар находит всяческие оправдания своей лени и ловко пользуется тем фактом, что Обломов очень не любит возни в доме.
«Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой; а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов».
И все то и дело мешают Илье Ильичу: то староста сообщает неутешительные новости, то хозяин квартиры просит съехать, то счета надо оплатить. «Трогает жизнь»! И жалко становится беднягу. Оставили бы его в покое, дали б лежать на своем диване в широком халате да мечтать, строить планы.
После прочтения первой главы возникает двойственное чувство: кажется, что нельзя быть настолько ленивым. Писатель явно гиперболизирует образ героя. Но вопреки здравому смыслу мы чувствуем симпатию, жалость, снисхождение к молодому барину, так и не вставшему с дивана в течение всего дня.
Источник: https://litera.su/learner/all-works/goncharov-i-a/goncharovs-novel-scene-analysis-oblomov-introduction-to-hero
Учение Илюши (отрывок из романа «Обломов»)
Иван Александрович Гончаров
Учение Илюши
(Отрывок из романа «Обломов»)
Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да осыпает его, ни с того ни с сего, разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.
Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ.
Няня между тем уж рисует другую картину воображению ребенка.
Она повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о злых разбойниках, о спящих царевнах, окаменелых городах и людях…
Слушая от няни сказки о Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, – и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца.
Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем; голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот.
Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах.
Заходила ли речь о мертвецах, поднимающихся в полночь из могил, или о жертвах, томящихся в неволе у чудовища, или о медведе с деревянной ногой, который идет по селам и деревням отыскивать отрубленную у него натуральную ногу, – волосы ребенка трещали на голове от ужаса; детское воображение то застывало, то кипело; он испытывал мучительный, сладко болезненный процесс; нервы напрягались, как струны.
Когда нянька мрачно повторяла слова медведя: «Скрипи, скрипи, нога липовая; я по селам шел, по деревне шел, все бабы спят, одна баба не спит, на моей шкуре сидит, мое мясо варит, мою шерстку прядет» и т. д.
; когда медведь входил наконец в избу и готовился схватить похитителя своей ноги, ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни.
Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.
Он уж учился в селе Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.
У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым, да еще отдали ему одного мальчика, который почти никогда не учился, а больше страдал золотухой, все детство проходил постоянно с завязанными глазами или ушами да плакал все втихомолку о том, что живет не у бабушки, а в чужом доме, среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому, и никто любимого пирожка не испечет ему.
Кроме этих детей, других еще в пансионе пока не было.
Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.
Немец был человек дельный и строгий, как почти все немцы. Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева.
А то как выучиться? Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралось и на Верхлево; ведь оно тоже было некогда Обломовкой; там, кроме дома Штольца, все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью.
Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу.
А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?
А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу.
Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. Он слышит резкий голос Васьки, который кричит с крыльца:
– Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти!
Сердце дрогнет у него. Он печальный приходит к матери. Та знает отчего и начинает золотить пилюлю, втайне вздыхая сама о разлуке с ним на целую неделю.
Не знают, чем и накормить его в то утро, напекут ему булочек и крендельков, отпустят с ним соленья, печенья, варенья, пастил разных и других всяких сухих и мокрых лакомств и даже съестных припасов. Все это отпускалось в тех видах, что у немца нежирно кормят.
– Ты не разъешься, – говорили обломовцы, – обедать-то дадут супу, да жаркого, да картофелю, к чаю масла, а ужинать-то морген фри – нос утри.
Впрочем, Илье Ильичу снятся больше такие понедельники, когда он не слышит голоса Васьки, приказывающего закладывать пегашку, и когда мать встречает его за чаем с улыбкой и с приятною новостью:
– Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?
Или иногда вдруг объявит ему: «Сегодня родительская неделя, – не до ученья: блины будем печь».
А не то, так мать посмотрит утром в понедельник пристально на него да и скажет:
– Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты? – и покачает головой.
Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.
– Посиди-ка ты эту недельку дома, – скажет она, – а там – что бог даст.
И все в доме были проникнуты убеждением, что учение и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг – неодолимая преграда к ученью во всю неделю.
Разве только иногда слуга или девка, которым достанется за барчонка, проворчат:
– У, баловень! Скоро ли провалишься к своему немцу?
В другой раз вдруг к немцу Антипка явится на знакомой пегашке, среди или в начале недели, за Ильей Ильичом.
– Приехала, дескать, Марья Савишна, или Наталья Фаддеевна гостить, или Кузовковы со своими детьми, так пожалуйте домой!
И недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до Страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто-нибудь в семействе почему-то решит, что на Фоминой неделе не учатся; до лета остается недели две – не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить.
Посмотришь, Илья Ильич и отгуляется в полгода, и как вырастет он в это время! Как потолстеет! Как спит славно! Не налюбуются на него в доме, замечая, напротив, что, возвратясь в субботу от немца, ребенок худ и бледен.
– Долго ли до греха? – говорили отец и мать. – Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни. Вишь, он из ученья как из больницы воротится: жирок весь пропадает, жиденький такой… да и шалун: все бы ему бегать!
– Да, – заметит отец, – ученье-то не свой брат: хоть кого в бараний рог свернет!
И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. За предлогами, и кроме праздников, дело не ставало. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает.
Иногда Антипка что-то сомнителен покажется: пьян не пьян, а как-то дико смотрит: беды бы не было, завязнет или оборвется где-нибудь.
Обломовы понимали выгоду образования, но только очевидную выгоду.
О внутренней потребности ученья они имели еще смутное и отдаленное понятие, и оттого им хотелось уловить для своего Илюши пока некоторые блестящие преимущества.
Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.
Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников, а они уклонялись от ударов вышесказанными и другими хитростями.
Победа не решалась никак; может быть, немецкая настойчивость и преодолела бы упрямство и закоснелость обломовцев, но немец встретил затруднения на своей собственной стороне, и победе не суждено было решиться ни на ту, ни на другую сторону. Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы.
Источник: https://iknigi.net/avtor-ivan-goncharov/56059-uchenie-ilyushi-otryvok-iz-romana-oblomov-ivan-goncharov/read/page-1.html
Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова | Литерагуру
Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба. В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины.
Каждый человек имеет свои «корни». Мягкая и широкая натура Ильи Ильича формировалась под непосредственным влиянием не только семьи, но и русской природы, ставшей частью его души. Обломовцы не знали ни бурь, ни наводнений, приносящих беды и страдания.
Природа заботилась о деревенских жителях, как о родных детях: дожди и грозы приходили в определенное время. Ничего не нарушало размеренной жизни. На первый взгляд, царила благодать и полная гармония. Но в банке меда оказалась ложка дегтя.
Комфортные условия жизни наложили на людей свой отпечаток: леность, неторопливость, пассивность, «ничегонеделание» стали нормой и образом жизни.
Обитатели Обломовки не ведали, какова цена времени, а, главное, Человека. Они с нетерпением ждали новых событий, но, погуляв на свадьбе или проводив человека в последний путь, забывали о нем. Апатия – состояние, из которого их могло вывести только что-то необычное. Избавить от эффекта «остекленевшей» души и заново впустить живой мир в сердце жителей мог далеко не каждый новый человек.
Материнская любовь, ласка, бесконечные поцелуи, щедрость и прелесть крестьянского веселья в унисон звучат во сне. Обломовка – родная земля, воспитавшая Илью Ильича. Воспоминания о родительском доме для него священны, ими живет сердце.
Обломов напоминает простодушного Иванушку из сказок: мудрый и осторожный ленивец, с подозрением относящийся ко всему нестабильному и мечущемуся. Подвижная жизнь не для него. Пусть этим занимается кто-то другой, а его из зоны комфорта вытаскивать не следует. Он лучше просто полежит и поразмышляет.
Светский успех и пошлая литературная деятельность – неужели в этом может быть смысл жизни? Нет. Значение сна Обломова — показать, что бездействие героя — не просто лень. Его сердце сжимается от осознания тщетности бытия и толкает разум на пассивный протест против современности.
Он видит сон, чтобы еще раз пережить беззаботное время детства и те чувства, которые помогут не ломать себя и быть верным своим нравственным началам.
Сон Обломова является не только антиутопией, но и утопией. Почему? Илья Ильич как будто привязан шелковыми нитями к подушке своей мечтой о прошлом. Во сне он рисует наивную, беззащитную, но притягательную идиллию. Но она, не находя выхода, сжигает героя изнутри, превратившись из блага в губительное зло.
Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.
Илья Ильич болезненно ощущает, что в нем живет нечто доброе и светлое. Но неизвестно, уничтожено ли оно или, подобно сокровищу, лежит в самых отдаленных уголках его души.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-fragmenta-son-oblomova-iz-romana-goncharova/
План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе
Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость.
А. Блок
Цель урока.
- Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
- Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:
– Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5
– Признание Обломова – часть 2, глава 5,6
– Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11
– Письмо Обломова Ольге – – часть 2 , глава 10
– Предложение Обломова – часть2, глава 12
Задачи.
- Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.
- Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.
- Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.
На прошлом уроке мы говорили с вами об Обломове и Штольце. Герой взывает к помощи своего друга: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!.. Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места…»
Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.
– Появится такая цель у Обломова?
(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.
В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.
– В чем именно? Обратимся к тексту.
1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.
Сходство с Т. Лариной:
– «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла..»
– «Ольга в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах…»
– «её обходили умные и бойкие кавалеры; небойкие, напротив, считали её слишком мудреной»…
Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Она, как и героиня романа «Евгений Онегин», не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.
– В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?
Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.
– Как зарождалась любовь? ( Сообщение учащего, наблюдения по гл.7)
Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.
Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.
После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия.
Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, – но он не готов ни к тому, ни к другому.
Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.
Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).
Анализ эпизода.
- Слово «люблю» не произнесено, почему эту сцену называют признанием? Где мы догадываемся, что оно сказано? (оно внутри Обломова, он лишь не смог его озвучить)
- Чем отличаются Ольга и Обломов в этой сцене? (Обломов живет сердцем, Ольга – разумом. А потому речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, реплик, наполненных чувством, раздумьем. В репликах и внутренних монологах часты многоточия. Он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от Ольги в следующую минуту. Ольга – вся движение и действие. Она либо спрашивает, либо побуждает к действию. Она настойчиво добивается нового признания, нетерпеливо ждет, энергично требует. И Обломов вновь говорит ей о любви, неопределенно, медлительно: «мне не стыдно от своего слова»; «стыд у меня прошёл»; «в нём то же волнение, то же чув… простите».
- Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.
- Назовите эти элементы композиции в данной сцене. (Завязка – слова Обломова, что его первое признание было нечаянным, «только от музыки»…Ольгу это извинение глубоко огорчает. Она выпрямляется, роняет цветы, глаза тускнеют…Она не этого ожидала от Обломова. Кульминация – Обломов говорит вновь о своей любви. «Мне не стыдно от моего слова…Мне кажется в нём…», «То же волнение…, то же чув…, простите, простите, – ей-богу, не могу сладить с собой»…Развязка – призыв героини: «Только вперед…»)
В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою впредь быть более осторожным в своих речах.
И всё думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц.
Символику слов подтверждают жесты героев: «Она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»
Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…
Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение». Меняется стиль романа.
Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый герой. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли её, («Обломов проще Штольца и добрее его»).
Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.
– В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7
«Любить меня, смешного…»
«А я что такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело»…
В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.
– А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?
(Сообщение, основанное на наблюдениях по гл. 6,8,9,11)
Вика сделала наблюдения по тексту нескольких глав. Мы видим, что героиня посчитала своей целью – возродить Обломова. Она была предельно удовлетворена самой возможностью «эксперимента», тем, что «всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался».
А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.
– Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)
– Как изменился Обломов под влиянием Ольги? ( Глава 11)
(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)
Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.
«…уж прочел несколько книг…»
Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина «полувозрождения» Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.
«Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» (глава 11)
Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви». (глава 11)
«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка». (глава 11)
Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.
«…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет – начинается такая мучительная игра в сомнения…»
И вот он пишет письмо Ольге.
Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)
Беседа после прочитанного.
– Зачем Обломов пишет Ольге письмо?
– Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?
Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.
И герои вновь охвачены поэзией любви.
Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.
Чтение в ролях эпизода «Предложение Обломова». (Глава 12)
– Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.
Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.
Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.
Е. Краснощекова:
«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…
Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.
Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.
Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения».
Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока : «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.
Третья часть романа – об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/04/24/i-a-goncharov-roman-oblomov-ilya-oblomov-i-olga-ilinskaya
Приезд Штольца в дом Обломова (Анализ эпизода из второй части романа И. Гончарова «Обломов»)
Приезд Штольца в дом Обломова. Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существовании своего друга.
Анализировать вторую часть достаточно трудно, не сказав несколько слов о части первой и об общей концепции романа. Интересно, что первая часть романа заканчивается сном Обломова, который как бы итожит все это «ленивое» описание; и один из героев этого сна — детский друг Штольц.
Герой проснется и обнаружит друга наяву, но это уже будет вторая часть, в которой нарушится привычный для Ильи ход времени.
Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку квартиры Обломова, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер.
Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова: восточного, «без малейшего намека на Европу», просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции.
Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума».
И действительно, на какое-то время халат исчезает с поля зрения, чтобы затем новая хозяйка Обломовки Агафья Матвеевна Пшеницына обнаружила его в чулане и вернула к жизни.
Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах.
Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни, но она все равно врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры.
Обломов не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», — сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям.
Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.
Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Наверное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые действительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегда отрицательная. Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство. Почему же оц так упорно отвергает эти возможные пути? Может быть, потому, что не видит в них ничего, кроме пустой ненужной суеты. Он хочет чего-то более возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. И действительно, когда думаешь об этом, то более привлекательной и честной кажется позиция Обломова.
Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим Настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором.
Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой? » Ответ на него писатель дает в главе «Сон Обломова» , которую называют «увертюрой всего романа». Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер. Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться.
Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания.
Крепостнический уклад России не только обрекает на нищенское и бесправное положение русский народ, но и калечит душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные задатки характера. В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных той же патриархальной средой.
Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках и былинах. Он растет на лоне мягкой среднерусской природы, которая сулит человеку покой и тишину, окруженный любовью и лаской. Поэтому ему органически чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни «ума, воли, чувства».
И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, пробуждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благородную цель — пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич.
Для него любовь становится испытанием, которого он не выдерживает.
Главным героем-антиподом Обломова является в романе его друг Андрей Штольц. Это натура, полностью противоположная лентяю и бездельнику Илье. Автор подробно знакомит нас с происхождением, воспитанием, образованием и нынешней деятельностью Штольца.
Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство, но критики разного времени не без основания отмечали схематичность его образа, неубедительность его идей и деятельности.
Несмотря на все свои достоинства, Андрей Штольц воспринимается как удачливый энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, который приходит на смену патриархальным обло- мовкам.
Конечно, этот исторический путь развития страны неизбежен. Именно штольцы ведут отсталую страну к цивилизации в то время как обломовы лежат на диване.
Но в разговоре с другом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда его настойчиво пытается ввести Штольц.
Он называет коммерсантов мертвецами, спящими людьми, которые только имитируют активность, интерес, бурную деятельность, сквозь которую проглядывает безысходная скука.
Итак, что же такое «обломовщина»? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью.
Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант «обломовщины».
То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.
Источник: https://prepodka.net/priezd-shtol-tsa-v-dom-oblomova-analiz-e-pizoda-iz-vtoroj-chasti-romana-i-goncharova-oblomov/
Вопросы и ответы к роману И. А. Гончарова «Обломов» (№2)
1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?
Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.
2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?
Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью превратили Обломова из человека в придаток халата и дивана.
3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?
Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной крепостной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обломов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».
4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?
Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщина?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям».
Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким романтическим ореолом, казались сильными людьми, исковерканными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «сведен с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И.
Герцен говорил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.
5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гончарова «Обломов»?
Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризуется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца.
Единство достигается при помощи образа Ольги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья.
Вся первая часть романа представляет собой обширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом возрасте.
6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?
В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.
7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нравственно?
Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сделала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспитание.
8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?
Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.
9. Что такое «обломовщина»?
«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стремлении к покою.
10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?
Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, переломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обломова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.
11. Можно ли считать Штольца положительным героем романа И.А. Гончарова «Обломов»? Материал с сайта //iEssay.ru
Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстрастной, рациональной. Он схематизированный, неестественный человек.
12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Обломов».
Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный человек, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стремится.
Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага.
Образ Штольца в художественном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.
На этой странице материал по темам:
- вио облом ювей
- экспозиция в романе обломов
- как строится экспозиция романа гончарова “обломов”?
- взгляды гончарова на обломовщину
- проблемные вопросы по роману обломов
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/goncharov/kontrolnye-voprosy/oblomov/voprosy-i-otvety-k-romanu-i.-a.-goncharova-oblomov-2
Обломов
В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек лет тридцати двух, не обременяющий себя особыми занятиями.
Его лежание — это определённый образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана.
Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, — он привык жить так же, как и его барин: как живётся…
Этим утром к Обломову один за другим приходят посетители: первое мая, в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются друзья растолкать Илью Ильича, растормошить его, заставив принять участие в светском праздничном гулянии. Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удаётся. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы — письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.
Продолжение после рекламы:
Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого».
Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трёхсот пятидесяти душ, Тарантьев совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжёт значительно больше, чем требуется в разумных пределах. А Обломов ждёт друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мысли, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.
Первое время, приехав в Петербург, Обломов как-то пытался влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему никто не оказывался близок. Так и улёгся Илья Ильич на свой диван… Так и улёгся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чём не отстававший от своего барина.
Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.
Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где всё дышит спокойствием и безмятежным сном.
Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течёт плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги.
Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Всё мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю — никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича.
Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар…
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
Часть вторая
Андрей Штольц рос в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим.
Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно.
Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает — Бог весть».
Первое, с чего начинает Штольц — вытаскивает Обломова из постели и везёт в гости в разные дома. Так начинается новая жизнь Ильи Ильича.
Штольц словно переливает в Обломова часть своей кипучей энергии, вот уже Обломов встаёт по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места!» Но Обломов не просто сдвинулся — вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился.
Штольц ввёл его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделённый от природы необыкновенно сильными чувствами, — слушая, как Ольга поёт, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся.
Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильёй Ильичом, мало этого — необходимо пробудить его к разумной деятельности.
Тем временем и Захар нашёл своё счастье — женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.
Но всеобщее это пробуждение длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает медленно, но неуклонно Илью Ильича Обломова, не приспособленного к принятию решений, к инициативе. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может…
Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого в нём не в силах понять.
Часть третья
Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону.
Не умея бороться с жизнью, не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать окруживших его жуликов, Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем, не уступая ему, а скорее и превосходя последнего хитростью и лукавством. В доме Агафьи Матвеевны перед Обломовым, сначала незаметно, а потом всё более и более отчётливо, разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич.
Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон.
Хотя изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своём избраннике.
Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже снуют между прислугой двух домов — узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего ещё, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдёт.
«Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» — размышляет Обломов, понимая, что всё происходящее с ним есть не более чем последние конвульсии живой души, готовой к окончательному, уже непрерывному сну.
Дни текут за днями, вот уже и Ольга, не выдержав, сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон.
Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих ловких махинациях, что вряд ли уже сможет выбраться из них владелец блаженной Обломовки.
А в этот момент ещё и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича — он заболевает горячкой.
Часть четвёртая
Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по своему размеренному руслу: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, пекла Обломову пироги, варила собственноручно для него кофе, с воодушевлением праздновала Ильин день…
И внезапно Агафья Матвеевна поняла, что полюбила барина.
Она до такой степени стала предана ему, что в момент, когда нагрянувший в Петербург на Выборгскую сторону Андрей Штольц разоблачает тёмные дела Мухоярова, Пшеницына отрекается от своего брата, которого ещё совсем недавно так почитала и даже побаивалась.
Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу, понимая, что её отношение к нему значительно больше, чем просто дружба. И на предложение Штольца Ольга отвечает согласием…
А спустя несколько лет Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением ‹…› покоя, довольства и безмятежной тишины.
Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать…». Обломов нашёл своё тихое счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу.
Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу…
А спустя пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны, и первую роль в нём стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна. Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы.
Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…
» И высокая память навсегда связала её с Андреем и Ольгой Штольцами — «память о чистой, как хрусталь, душе покойника».
А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню…
Источник: https://briefly.ru/goncharov/oblomov/