Понтий пилат и иешуа га-ноцри в романе “мастер и маргарита” булгакова: история отношений в цитатах

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова: история отношений в цитатах

Понтий Пилат и Иешуа.
Иллюстрация Ивана Кулика

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри являются главными персонажами “романа о Понтии Пилате”, который в свою очередь входит в состав знаменитого романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Автором романа о “Понтии Пилате” является неизвестный писатель Мастер, главный герой романа “Мастер и Маргарита”.

История отношений Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри – это история сложная и эмоциональна.

Почему Понтий Пилат утверждает смертный приговор Иешуа Га-Ноцри? Что происходит с Пилатом и Иешуа после казни? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Иешуа – это “булгаковская интерпретация” образа Иисуса Христа. А Понтий Пилат – это правитель Иудеи, который казнит Иисуса Христа.

Однажды бродячий философ Иешуа приходит в Ершалаим со своим учеником Левием Матвеем:
“…Пришел я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея…”
В Ершалаиме бродягу Иешуа арестовывают за его проповеди:

“…явно сумасшедший человек, повинен в произнесении нелепых речей, смущавших народ в Ершалаиме и других некоторых местах…”
Прокуратор Понтий Пилат разбирает дело Иешуа. Пилат считает, что Иешуа невиновен:
“…игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га‑Ноцри, и состава преступления в нем не нашел…”
В ходе беседы Иешуа каким-то чудом лечит мигрень Понтия Пилата:

“…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…”
Суровый Понтий Пилат чувствует симпатию к бродяге Иешуа, но стесняется этого чувства:

“…совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить…”

Иешуа просит Понтия Пилата отпустить его:
“…А ты бы меня отпустил, игемон, – неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, – я вижу, что меня хотят убить…”

Но Понтий Пилат все-таки приговаривает Иешуа к смертной казни:

“…Пилат объявил, что утверждает смертный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа Га‑Ноцри…”
Понтий Пилат приговаривает Иешуа к смерти, потому что надеется, что местные власти помилуют Иешуа в честь праздника Пасхи:

“…одного из этих двух преступников нужно будет отпустить на свободу в честь наступающего сегодня великого праздника пасхи…”

“…прокуратор просит первосвященника пересмотреть решение и оставить на свободе того из двух осужденных, кто менее вреден, а таким, без сомнения, является Га‑Ноцри…”

Однако местные власти отказываются помиловать Иешуа. Вместо Иешуа они освобождают другого преступника:

“…И в третий раз мы сообщаем, что освобождаем Вар‑раввана, – тихо сказал Каифа…” 

“…Ты хотел его выпустить Но я, первосвященник иудейский, покуда жив, не дам на поругание веру и защищу народ! Ты слышишь, Пилат? – И тут Каифа грозно поднял руку: – Прислушайся, прокуратор!..”
Понтий Пилат может поменять свое решение и спасти Иешуа. Но он боится показаться легкомысленным:

“…после вынесенного приговора, утвержденного тобою самим?..”
Понтий Пилат утверждает смертный приговор Иешуа, В итоге Иешуа казнят:

“…Все было кончено, и говорить более было не о чем. Га‑Ноцри уходил навсегда…”

После казни Иешуа Понтий Пилат мучается угрызениями совести. Он не находит покоя:
“…И при луне мне нет покоя, – скрипнув зубами, сам себе сказал прокуратор…”
Понтий Пилат жалеет о том, что он казнил Иешуа. Но ничего изменить нельзя:

“…Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!..”
Чтобы очистить свою совесть, Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Он убивает его за то, что тот помог властям арестовать Иешуа:

“…И тем не менее его зарежут сегодня, – упрямо повторил Пилат…”

В наказание за свою трусость Понтий Пилат получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы в каждое полнолуние:

“…более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу…” 

“…Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница….” 

“…когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га‑Ноцри…”

Повелитель светлых сил Иешуа просит сатану Воланда простить Понтия Пилата и отпустить его:

“…за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать…”

Наконец Понтий Пилат получает свое прощение после 2000 лет наказания:

“…Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат…”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/12/Pontij-Pilat-Ieshua-Ga-Nocri-roman-Master-i-Margarita.html

Характеристика Понтия Пилата (Мастер и Маргарита)

События, описанные в романе «Мастер и Маргарита», показывают, как может отразиться на судьбе каждого из нас возможность выбора, перед которым встают главные герои.

Булгаков пытается донести до читателя, что на ход истории влияют добро, истина, свобода, а не привычные власть и зло, находящиеся в вечном противостоянии.

Образ и характеристика Понтия Пилата в «Мастер и Маргарита» помогут понять, что это за человек на самом деле, и как совершенное им преступление отразилось на его дальнейшей жизни, обрекая на вечные муки и раскаяние.

Понтий Пилат – пятый по счету римский прокуратор Иудеи, правящий страной с 26-36 годы н.э.

Семья

О семье Понтия Пилата известно немного. Если верить легенде, он плод любви короля-звездочета и дочери мельника. Глядя на звездную карту Ата, посчитал, что ребенок, зачатый в эту ночь, обязательно станет великим человеком. Так и произошло. Ровно через 9 месяцев родился Понтий Пилат, чье имя, является составляющей двух имен, отцовского Ата и материнского Пила.

Внешность Понтия Пилата

Внешность Понтия Пилата не отличалась от обычного человека, несмотря на то, что он прокуратор Иудеи. Во всем облике проскальзывают славянские черты. Желтоватый оттенок кожи. Всегда идеально побрит без признаков недельной щетины. «На желтоватом бритом лице». На голове почти не осталось волос.

«Накинул капюшон на лысеющую голову».Он ежедневно страдает от мигрени, доставляющей ему массу неудобств, и ненавидит то, чем занимается. Город, которым приходится править и его жителей. Из-за этого Понтий Пилат постоянно находится в раздраженном состоянии, частенько срывая зло на окружающих людях.

Его одежда – белого цвета плащ.«Белый плащ с кровавым подбоем». Ходил он: «шаркающей, кавалерийской походкой», выдававшей в нем военного человека. На ногах обычные сандалии, надетые на босу ногу. Во всем облике чувствуется сила и власть, но, что творилось в его душе, было известно лишь ему.

Служба

Понтий Пилат оказался в Ершалаиме по службе, направленный из Рима. Ежедневно ему приходится выполнять кучу рутинной работы: разбирать судебные дела, руководить армией, выслушивать доносы, вершить судьбы. Он ненавидит то, чем занимается. Этот город, где вынужден находиться по долгу службы. Людей, которых обрекал на казнь, относясь к ним с полным безразличием.

Характер

Понтий Пилат по сути человек глубоко несчастный. Несмотря на власть, которой он обладал, заставляя трепетать весь мир вокруг себя, это был одинокий, ранимый мужчина, скрывающий под маской деспота истинное лицо. Пилат был образован и умен. В совершенстве владел тремя языками: латинским, греческим, арамейским.

Верным другом прокуратору была собака Банга.«…твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…» Они были неразлучны, безгранично доверяя друг другу. Его жизнь пуста и скудна. В ней есть место только одному – службе.

Окружающие считали его злым и нелюдимым.

Совет

«…в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое существо, и это совершенно верно…» Он был жесток с людьми. Его избегали, стараясь не вызвать в нем приступы гнева, свойственные ему из-за постоянной мигрени. Надменность придавала ему грозный, суровый вид. Храбрый по жизни, в деле с Иешуа он повел себя как трус.

Презирая всех, он ненавидел себя, свое положение и невозможность что-то изменить.

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами.

На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

При данной ему власти он не смог отменить приговор и освободить парня. Единственное чем мог ему помочь, сделать так, чтобы приговоренных сразу убили, без мучений. Понтий Пилат не смог противостоять давлению обстоятельств, совершив зло. После этого поступка он «двенадцать тысяч лун» по времени будет раскаиваться в содеянном.

Угрызения совести лишили его нормального сна. Ночью урывками ему снится один и тот же сон, где он гуляет по лунной дороге.

Освобождение

В конце романа он получает прощение за наказание в ночь субботы на воскресенье спустя 2000 лет. Иешуа простил его, обратившись к Воланду (сатане) с просьбой отпустить Понтия Пилата. Наконец сон прокуратора сбылся. Он смог освободиться от мучений. Лунная дорога ждала его. Теперь он пойдет по ней не один, а вместе с Иешуа, продолжив начатый когда-то разговор.

Другие материалы по роману «Мастер и Маргарита»:

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1243-harakteristika-pontiya-pilata-master-i-margarita.html

Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет.

Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором.

Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе.

Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о всеобщей справедливости своими истоками уходят в христианские убеждения: «…всякая власть является насилием над людьми и… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

В споре Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух идеологий.

Обратите внимание

Иешуа утверждает, что люди от рождения добры, что настанет время, когда отношения между ними будут строиться на принципах справедливости и гуманизма. В ответах Пилата чувствуется горечь умудренного опытом человека.

Он давно не питает никаких иллюзий по поводу законов общественного устройства и уверен, что царство справедливости не настанет никогда.

Прокуратор Иудеи занимает высокую должность. Он служит кесарю, но в душе понимает всю несправедливость власти. Как результат внутренней раздвоенности – страшная головная боль, не отпускающая Пилата. Он уже наказан за то, что ради должности вынужден вершить несправедливость.

С тревогой смотрит он на приведенного к нему на допрос бродягу Иешуа, который, по доносу, «на базаре подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Пилата потрясают искренняя доброта этого человека, его спокойствие, отсутствие унизительного страха, а особенно слова Иешуа: «Правду говорить легко и приятно». Он, великий прокуратор, не осмеливается на это.

Внезапное прекращение изматывающей головной боли прокуратор связывает с умением Иешуа лечить болезни. Но главное, Пилат уверен, что Иешуа – не преступник, поэтому хочет спасти его. Он не разбойник или убийца, которого, без сомнения, следует казнить. Но для иудейских священников убеждения Иешуа страшнее преступления против людей. Это попытка дискредитации власти.

Пилат знает, что миром движут ложь, злоба и агрессия, значит, Иешуа должен быть казнен. Спасти Иешуа от казни для Пилата равносильно потере должности и власти.

В истории человечества не раз появлялись люди, призывающие жить по законам добра и справедливости, но еще ни одному из них не удалось достучаться до людей, изменить существующий порядок. Булгаков был реалистом в вопросах религии. Но в образе Иешуа прослеживается прямая аналогия с Христом, спасителем человечества, распятым людьми.

Автор создает своего героя. Ему 27 лет, а не 33, как Христу, его убеждения отличаются от признанных церковью каноническими. Писатель показывает еще одного праведника, самостоятельно пришедшего к идеям добра, и его печальный конец.

Важно

Такие люди, ищущие справедливости, страдающие, высокие духом, честные и неподкупные, к счастью, не переводятся на Земле.

Когда общество будет готово услышать их? Трагически изобразив страшную смерть Иешуа, Булгаков возвеличивает человеческий подвиг подобных мучеников, отдающих жизнь за торжество добра.

Иешуа и Пилату высшие силы даруют бессмертие. Прокуратора Иудеи будут помнить за то, что он отдал приказ казнить Иешуа, а имя Иешуа навеки будет связано с добром и человечностью. Писатель утверждает мысль о вечном равновесии добра и зла, света и тени. В этом – залог гармонии бытия.

Источник: http://resoch.ru/ieshua-i-pontij-pilat-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Иешуа Га-Ноцри

Образ путешествующего философа, цитаты которого затрагивают струны души, является ключевым в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Наравне с главными героями классического произведения Иешуа Га-Ноцри учит читателя мудрости, терпению и пониманию того, что злых людей не бывает, а дьявол – вовсе не квинтэссенция порока.

История создания

Имя колоритного персонажа, как и большинство деталей романа, имеет определенное значение. Иешуа – один из вариантов произношения имени Иисус. Га-Ноцри же переводится как «из Назарета».

Михаил Булгаков

Все это намекает, что перед читателем стоит узнаваемый герой Библии.

Но исследователи нашли подтверждения, что в лице философа Булгаков изобразил Христа только частично. В задачу автора романа не входило воспроизвести события, связанные с сыном Божьим.

Одним из прототипов Иешуа стал граф Мышкин из романа «Идиот». Характеристика героя совпадает с персонажем Булгакова.

Читайте также:  Зачем чичиков скупает "мертвые души" в поэме гоголя?

Мышкин – спокойный и нравственный мужчина, который кажется окружающим чудаковатым. Исследователи творчества Достоевского называют героя «олицетворением христианской добродетели».

Роман “Мастер и Маргарита”

По мнению биографов Булгакова, именно от этого видения Христа отталкивался писатель, создавая образ Га-Ноцри.

Библия преподносит Иисуса как сына Божьего, способного творить чудеса. В свою очередь оба писателя (Булгаков и Достоевский) хотели показать в романах, что Иисус существовал на свете и нес свет людям, не используя при этом мистические способности. Далекому от христианства Булгакову такой образ казался ближе и реалистичнее.

Совет

Детальный разбор биографии Иешуа подтверждает мысль, что если Иисус и был использован писателем как прототип Га-Ноцри, то только в общих вехах истории. Философия странствующего мудреца отличается от догматов Христа.

Прототип Иешуа – Иисус Христос

К примеру, Иешуа отвергает мысль, что человек может содержать в себе зло.

Такое же отношение к ближнему встречается у Дон Кихота. Это еще один повод утверждать, что образ Иешуа – собирательный. Библейский же персонаж утверждает, что общество в целом (и каждый человек в частности) может быть злым или добрым.

Совет

Иешуа не ставил себе цель распространить собственную философию, путешественник не призывает людей к себе в ученики. Мужчина приходит в ужас, когда находит свитки, записанные соратником. Такое поведение в корне отличается от поведения Христа, старающегося распространить учение на всех встречаемых людей.

Образ и сюжет

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри родился в городке Гамла, расположенном на западном склоне Голанской возвышенности. О родителях мальчика ничего не известно, лишь вскользь упоминается, что отец Иешуа прибыл в Гамлу из Сирии.

У мужчины нет близких людей. Философ много лет скитается по свету и рассказывает желающим о собственном взгляде на жизнь.

У мужчины нет философской школы или учеников. Единственным последователем Иешуа стал Левий Матвей – бывший сборщик налогов.

Воланд

Первым в романе Булгакова, как ни странно, Иешуа упоминает Воланд.

Разговаривая с новыми знакомыми на Патриарших прудах, маг рисует перед слушателями портрет просвещенного:

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной.

Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью…»

Именно в таком виде предстал перед римским префектом Понтием Пилатом Иешуа Га-Ноцри. В черновиках Булгаков упоминает длинные рыжие волосы мужчины, но позже эту деталь убрали из романа.

Совет

Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат

Бесхитростного философа схватили и объявили преступником из-за проповедей, который читал Иешуа на рынках Ершалаима. Представителя закона поразили проницательность и доброта арестованного. Иешуа интуитивно угадал, что Понтий Пилат страдает от боли и мечтает, чтобы мучения прекратились:

«Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что малодушно помышляешь о смерти».

Не менее впечатлило прокуратора, что Иешуа свободно говорил на арамейском, греческом и латинском языках. Допрос с пристрастием внезапно превратился в интеллектуальный разговор двух образованных и нестандартно мыслящих людей. Мужчины спорили о власти и истине, доброте и чести:«Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть». Иешуа Га-Ноцри

Осознав, что причиной ареста стала глупость и недалекость местного населения, Понтий Пилат пытается повернуть судебное расследование вспять.

Обратите внимание

Прокуратор намекает философу, что нужно отвергнуть собственные убеждения, чтобы сохранить жизнь, но Иешуа не готов отказаться от собственного взгляда на будущее.

В этом поступке все, даже стражники, видят смелость мужчины, который до последнего вздоха остается верен себе.

Но прокуратор не готов рисковать карьерой из-за умного и доброго путешественника, поэтому, невзирая на симпатии, казнь состоится.

Суд Пилата

Приговоренных к смерти ведут на Лысую гору, где и произойдет распятие. Смирившегося с судьбой и не сопротивляющегося Иешуа прибивают к деревянным доскам.

Единственное, что смог сделать Понтий Пилат – отдать приказ, чтобы философа быстро закололи ножом в сердце. Подобный поступок избавит славного Га-Ноцри от продолжительных мучений. В последние минуты жизни Иешуа говорит о трусости.«…он не был многословен на этот раз.

Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Тело учителя снимает с креста Левий Матвей. Мужчина проклинает бога и Понтия Пилата за смерть друга, но сделанного не воротишь. Префект Иудеи отдает приказ захоронить тело философа, воздав тем самым по заслугам мудрому отшельнику.

Совет

Казнь Иешуа Га-Ноцри

Но смерть – вовсе не конец для Иешуа. Философ навещает нового знакомого во снах, где прокуратор и Га-Ноцри беседуют о волнующем их и ищут смысл жизни. Последнее упоминание философа опять же связанно с Воландом. Га-Ноцри отправляет Левия Матвея к черному магу с распоряжением. «Он прочитал сочинение Мастера и просит, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем… Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, взяли тоже».

Экранизации

В 1972 году режиссер из Польши Андрей Вайда представил зрителям кинокартину под названием «Пилат и другие». Вдохновленный произведением Булгакова, Вайда решил экранизировать часть сюжета, посвященную взаимоотношениям Понтия Пилата и Иешуа. Действия фильма перенесено в Германию 20-го века, роль бродячего философа досталась Войцеху Пшоняку.

Совет

Тадеуш Брадецкий в образе Иешуа

Классическая экранизация известного романа вышла в 1988 году. За съемки столь сложного и многогранного сюжета вновь взялся режиссер из Польши – Мацек Войтышко. Критики отметили талантливую игру актерского состава. Роль Иешуа исполнил Тадеуш Брадецкий.

Российская киноверсия «Мастера и Маргариты» вышла на экраны в 2005 году.

Режиссер картины Владимир Бортко делал упор на мистическую составляющую фильма. Но и часть сюжета, посвященная Иешуа, занимает значимое место в кинокартине. Роль Га Ноцри досталась актеру Сергею Безрукову.

Сергей Безруков в образе Иешуа

В 2011 году состоялась премьера экранизации «Мастер и Маргарита», съемки которой закончились еще в 2004 году.

Из-за разногласий об авторских правах премьеру фильма отложили на 6 лет. Долгожданный дебют оказался провальным. Актеры и роли выглядели, по современным меркам, наивными и ненатуральными. Роль Иешуа в картине досталась Николаю Бурляеву.

Важно

Недавно на классическое произведение обратили внимание голливудские кинорежиссеры. Большинство сцен американского фильма будут снимать в России.

Планируемый бюджет экранизации – $100 миллионов.

Николай Бурляев в образе Иешуа

Цитаты

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые». «Правду говорить легко и приятно». «Прошлое не имеет значения, найди себя в настоящем и будешь править в будущем». «Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?» «Бог один. В него я верю».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/3068-ieshua-ga-notsri.html

Понтий пилат и йешуа га ноцри

Понтий Пилат и Иешуа га Ноцри

Обратимся теперь ко второй сюжетной линии романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешу Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату.

Допрашивая арестованного, Пилат понимает, что перед ним не разбойник, подстрекавший народ к неповиновению, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости.

Художник Гарбар Давид.  Понтий Пилат и Иешуа га Ноцри (Иисус Христос)

Однако римский прокуратор не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор. Затем он обращается к первосвященнику иудейскому Каифе, который в честь наступающего праздника Пасхи может отпустить на свободу одного из четырех осужденных на казнь преступников; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана. На вершине Лысой горы стоят три креста, на которых распяты осужденные. После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город, на Лысой горе остается только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей. Палач закалывает измученных осужденных, и на гору обрушивается внезапный ливень.

По евангельской легенде Понтий Пилат, вынужденный согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой и сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего». Отсюда произошло выражения для снятия с себя ответственности «я умываю руки».

 Когда апостолу Фоме рассказали о воскресении распятого Христа, он заявил: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны Его, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Воскрешение Иисуса Христа

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своем доме арестовать Иешуа Га-Ноцри.

Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсиманском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами.

Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами — тридцать тетрадрахм — подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок — трусость», — читает прокуратор.

 Понтий Пилат

Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и мастера. «Ваш роман прочитали, — говорит Воланд мастеру, — и я хотел бы показать вам вашего героя.

Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой».

«Свободен! Он ждет тебя!» — кричит мастер, и над черной бездной загорается необъятный город с садом, к которому протянулась лунная дорога,  на которой мы видим прокуратора. Он ни в Аду, и ни в Раю.  Он посредине. В раздумье.

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают. Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизерами.

Совет

Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встретился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и Мастер, и Иешуа

И суть его  драмы, на которую он обречен, как раз в конфликте между тем естественным, человеческим, что еще в нем сохранилось, и ипостасью политика. Когда-то Пилат был воином, умел ценить мужество и сам не знал страха. Но выслужил высокую должность и переродился.

Не за жизнь свою боялся прокуратор – ей ничто не угрожало, – а за карьеру, когда приходилось ему решать, рискнуть ли своей должностью или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, преступление которого по своей сути не заслуживает такого жестокого наказания.

Правда, тут не только вина прокуратора, но и его беда. Трусость – вот она, главная беда Понтия Пилата. Но неужели в прошлом бесстрашный на поле боя всадник Золотоё копьё – действительно, трус?  «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» – слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа.

«Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» – неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги.

Диалог Понтия Пилата и Иешуа га Ноцри

-Я, игемон, никогда в жизни  не собирался  разрушить здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие.                  -Множество разных  людей стекается в этот город к празднику – говорил монотонно  Пилат.  Ты, например лгун. Записано ясно: подговаривал разрушить храм. Так свидетельствуют люди.

                   -Эти  добрые люди – заговорил арестованный – ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще  иегемон начинаю опасаться, что эта путаница будет продолжаться очень  долго.   И все из-за того, что  Левий Матвей  неверно записывает за мной. Я однажды  заглянул  в его пергамент с этими записями и ужаснулся.

Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил.                 В это утро  у прокуратора  нестерпимо болела голова. И смотря на  арестованного мутными глазами, он мучительно вспоминал, зачем он здесь, и какие еще ему он должен задать вопросы.

Немного поразмыслив,  он произнес:

              – А вот что ты все – таки говорил про храм в толпе на базаре? – хриплым голосом спросил больной прокуратор и закрыл глаза.

                Каждое слово арестованного причиняло Понтию Пилату страшную боль и кололо в висок. Но, арестованный, тем не менее,   вынужден был ответить: – Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм  истинной. Сказал так, чтобы было понятней.

               -Зачем же ты бродяга смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина? В чем она?- В тупой вспышке ярости закричал П. Пилат, вызванной не столько словами арестованного, сколько  невыносимой болью, раскалывающей его голову.

При этом ему снова померещилась  чаша с черной жидкостью. «Яду мне яду…». Стучало в его висках, причиняя невыносимую боль.                 Преодолевая это видение и эту адскую боль, он заставил себя  вновь  услышать голос арестованного,  который говорил: – Истина, прежде всего в том, что у тебя нестерпимо болит голова.

И болит так сильно, что ты, малодушно,   помышляешь о самоубийстве. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже смотреть на меня. Но мучения твои сейчас кончатся. Ну, вот все и кончилось,  и я этому несказанно рад,- благожелательно поглядывая на П. Пилата, заключил арестованный.

            – Но есть  еще  и другая  истина, о которой я говорил в толпе на базаре – продолжал Иешуа. Она в том, что люди избрали пагубный путь развития.  Люди захотели быть независимыми, вместо того, чтобы быть во взаимосвязи как единое целое друг с другом, с окружающей природой и Богом.

Обратите внимание

Отделившись от единого целого, гармонично связывающего людей с природой и Богом,  они мечтают и пытаются найти смысл и гармонию  каждый в своем мирке, а так же в совокупности  всех их индивидуальных мирков  составляющих государство.

Все эти мирки  очень сильно ограничены несовершенством людского  восприятия и  далеки от истинности единого целостного божественного мира. Каждый такой мирок окрашен целой гаммой индивидуальных чувств и эмоций, таких как страх, зависть, злоба,  обида, эгоцентризм, жажда власти и др

Серия сообщений “Литература и публицистика”:
Часть 1 – Иешуа Га-Ноцри. (Иешуа буквально означает Спаситель; Га-Ноцри означает «из Назарета»)
Часть 2 – Под насыпью, во рву некошенном……

Часть 35 – На войне как на войне

Источник: https://lera-komor.livejournal.com/224117.html

Иешуа и Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»

Иешуа и Понтий Пилат
В романе «Мастер и Маргарита»

Первый полный вариант романа писатель завершил в 1934 году, последний — в 1938 году, хотя шлифовку его писатель продолжал до конца своих дней. Роман можно одновременно считать и бытовым, и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим.

Четыре главы с рассказом Воланда о Христе и Понтии Пилате являются романом в романе и основой всего произведения. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи.

В Новый Завет Библии входят четыре евангелия, четыре разных варианта изображения жизни и казни Иисуса Христа. Булгаков создает ещё одну, пятую версию, которая тоже кажется правдоподобной, так как исторические детали в ней представлены довольно удачно. Иешуа Га-Ноцри в воображении Мастера кажется обычным человеком.

Он возмущается, когда ему приписывают речи, которые он не произносил, ощущает досаду при неверном истолковании его проповедей. Иуда даже спровоцировал его на рассуждения, которые привели его к смертельному приговору. Иешуа как и обычный человек боится и боли, и смерти. Он просит Крысобоя: «Не бей меня».

«А ты бы отпустил меня, игемон,— неожиданно попросил арестант,— я вижу, что меня хотят убить». Но его душевный мир отмечен гениальностью. Он имеет огромное влияние на людей. Полсе его речей сборщик податей пошел за ним, как верный пес. У Пилата он лишь одними словами снимает головную боль.

Прокуратор запрещает команде тайной службы разговаривать об Иешуа.

Дух и разум его абсолютно независимы и свободны от стереотипов. Люди в первый момент видят в нем безумца. Он совершенно свободно разговаривает с властным римским прокуратором.

Именно независимость философа становится привлекательным примером для его слушателей. Благодаря ей он открывает истины, невидимые для других, и излагает их в своих проповедях, весьма опасных для властей.

Мастер, написавший роман, понял для себя, что Добро первично.

«…Все по природе своей добры. Й надо только высвободить энергию их доброты».

Важно

Но это было не в духе 30-х годов. Получалось, что добры внутренне и внешне враги страны. А выпады героя против насилия, власти! Значит, против диктатуры пролетариата!

Булгаков сделал Мастера своим двойником, с некоторыми совпадениями в судьбе и любви.

В поле зрения автора попадают большей частью обыватели. А в ершалаимских главах — представители власти. И эти два слоя очень хорошо можно совместить в сознании читателя. Во время сеанса черной магии Воланд и Фагот-Коровьев приходят к выводу, что горожане в Москве — такие же люди, как и тысячи лет назад: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди…»

И представители власти мало изменились.

В двух главах из четырех, написанных Мастером, основное внимание уделено Понтию Пилату — государственному деятелю, политику, воину в прошлом. Пилат служит императору Тиверию верой и правдой, потому что боится императора. Пилату дорога собственная карьера.

Пилат хотел спасти Иешуа, подсказывал последнему правильные ответы на суде. Но Иешуа не принимает компромисс.

Пилат организовал (с Афранием) убийство Иуды, но это не исправило утреннего приговора для Иешуа.

Сильное впечатление производят бытовые зарисовки.

Смерть Берлиоза вызвала поток заявлений с претензиями на жилплощадь покойного: «В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности».

Картина быта москвичей оставляет гнетущее впечатление. И дополняется пояснениями об исчезновении людей, об арестах, о конфискациях. Это мы находим в описании сна Никанора Босого, в истории квартиры № 50, в желании Бездомного засадить Канта в Соловки.

Образ Маргариты нарисован автором с любовью и сочувствием. Автор представляет нам Маргариту ве-ликодушной, тактичной, обладающей достоинством, Булгаков наделил Маргариту чертами характера своей жены Елены Сергеевны.

Роман Булгакова встретил большой читательский интерес в России и за рубежом.

Источник: http://historylib.net/ieshua-i-pontij-pilat-v-romane-master-i-margarita/

Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа

Тема: Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа.

Цель: познакомить учащихся с ершалаимскими главами романа «Мастер и Маргарита», рассмотреть образ Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Задачи:

  1. Определить роль ершалаимских глав в структуре романа; рассмотреть проблему человеческого существования по Булгакову;

  2. Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;

  3. Воспитывать чувство доброты, порядочности, нетерпимости к трусости и предательству.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Методы и приемы: слово учителя, метод беседы, метод анализа, эвристический метод, проблемные вопросы и задания, монологический ответ.

Надоске: число, тема урока.

Ход урока.

Организационный этап: Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучение романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Дома вы должны были написать мини-сочинение на тему «Почему Берлиоз и барон Майгель не обрели покоя в потустороннем мире?». Послушаем несколько ваших работ. Кто желает прочитать свое мини-сочинение классу?

Проверка домашнего задания.

Дети представляют свои работы одноклассникам и учителю.

Оценка классом сочинений.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель: На предыдущих уроках литературы мы уже говорили об оригинальной композиции романа  М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман.

Воланд спрашивает   Мастера: О чём роман?

Что слышит Воланд в ответ?

Ученики: Роман о Понтии Пилате.

Учитель: Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем  для самого автора. Почему? На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, тему урока:

Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа.

Сегодня мы говорим о романе самого Мастера.

Как вы думаете, какой момент библейских глав является центральным, самым напряженным? Почему?

Ученики: Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент библейских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь.

Учитель: Кто такой Иешуа? Что мы знаем о нем?

Ученики: Иешуа – философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Это нищий бродячий проповедник. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Его единственный принцип, – нет злых людей, есть люди несчастливые.

Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке, но кроме ученика, есть герой, который все «записывает неправильно». Иешуа никто не слышит,  а те, что услышали, поняли его речь как  призыв к свержению власти римлян.

И «сдали» БЕЗОБИДНОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО ПРОПОВЕДНИКА ВЛАСТЯМ.

Учитель: Что проповедует Иешуа?

Ученики: «— Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.»

«Все люди добрые, злых людей нет на свете.»

Учитель: Что есть истина для Иешуа?

Ученики: «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

»

Учитель: Какой известный вам мотив Булгаков взял за основу в своем романе?

Ученики: библейский мотивевангельский сюжет. Иисус Христос.

Совет

Учитель: В чем сходство и различие этих мотивов?

Ученики: Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества – это сходство мотивов.Отличие состоит в том, что Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет.

Совет

В образе Иешуа Га-Ноцри изображён не как сын Божий, но как сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги. Учитель:Поговорим о главном герое романа Мастера Понтии Пилате. Каким он предстаёт перед нами ?

Ученики: Прокуратор – человек умный, наделенный властью.

Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп.
Он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.

Учитель: Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предаёт его казни?

Ученики: Иешуа догадался о страданиях и освободил прокуратора от них (художественная  деталь – глаза  Пилата «оба больных глаза»).

Понтий Пилат открывает для себя новую истину в словах Иешуа. Он понимает, что истина – это царство без власти и насилия, где царит правда и справедливость. Злых людей на свете нет.

  • Нельзя распоряжаться чужой жизнью.
  • Иешуа Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей.
  • Внутренняя несвобода позволила Пилату предать Иешуа.

Учитель: Как вы думаете, кто на самом деле оказывается трусом в этой ситуации? И почему?

Ученики: Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: соври, откажись от своих слов. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно», и прокуратор отступает. Он «умывает руки», показывает, что нет на нем вины, нет крови.

Последняя попытка спасти обреченного на казнь – обращение к Ершалаимской еврейской власти. Понтий Пилат предлагает отпустить Иешуа по традиции. Но прокуратор получает отпор: философы способные добрым словом привести народ к неповиновению власти. Иешуа предан всеми.

 Учитель: Какое наказание получил Понтий за свою трусость?

Ученики: Наказание для Понтия Пилата – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо.

Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается.

Заканчивается эта история прощением.

Учитель: Какой порок по мнению Булгакова, самый большой?

Ученики: Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок- трусость, боязнь из-за соображений карьеры поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Учитель: Как изменился Пилат после казни  Иешуа?Есть ли у него совесть? (художественная деталь – тоска)

  • Грозит Каифе.
  • Прекращает страдания Иешуа.
  • Приказывает убить Иуду – предателя
  • Возмездие: (бессмертие и признание себя трусом). «Трусость – самый страшный порок!» – Булгаков вмешивается (его слова).
  • Понтий Пилат приговаривает Иешуа к смерти, в чём потом сильно раскаивается. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.

Учитель: Тема «Предательство»

Итак, мы знаем, что Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Эпизод, в котором совершается расправа Понтия Пилата и Афрания с Иудой из Кариофа, играет немаловажную роль в романе «Мастер и Маргарита».

За что Иуда несет такое наказание?

Ученики: Иуда доносчик и предатель заслуживает смерти. Убийство Иуды по приказу Понтия Пилата решает проблемы как прокуратора, так и Левия Матвея. Левию не надо казнить себя за то, что не смог ничего сделать для любимого учителя, ему не нужно убивать предателя, потому что Иешуа Га-Ноцри уже отомщён.

Прокуратору становится легче оттого, что убит виновник казни ни в чём не повинного философа. Ведь после  вынесения приговора Пилат мучается и страдает за то, что послал на смерть мирного Иешуа. Иуда поплатился за то, что предал Иешуа, который был добродушным человеком и даже в самых плохих людях он видел только хорошие качества.

Учитель: Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М.Булгакова?

Ученики: У Булгакова Пилат приказывает убить предателя, т. к. здесь видна воля автора, который больше всего на свете ненавидел доносчиков и предателей.

Убийство Иуды дано как высокая трагедия, даже в падшем человеке, в предателе, могут быть человеческие чувства. (Художественная деталь – «детскость» Иуды) Умирая, Иуда произносит имя своей возлюбленной: «Ни – за».

Это говорит о том, что в предателе есть хоть маленькая доля, но чего-то человеческого.

Тема «Верность»

Учитель: Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?

Эпизод «Левий Матвей во дворце у Понтия Пилата»

Ученики: В этой главе, как нам кажется, подчёркивается верность Левия Матвея Иешуа (об этом свидетельствует его желание отомстить за смерть учителя) и показаны внутренние перемены в душе Понтия Пилата.

В его поведении чувствуется напряжение: «….гримасничая от напряжения, Пилат читал /…./вздрогнул….он разобрал слова: «большего позора…трусость». Игемон понял, что это именно он был труслив, когда не предпринял ничего, чтобы предотвратить казнь Иешуа.

Это доказывает его сон и разговор с философом – бродягой: «…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»

Учитель: Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед своим учителем?

Ученики: Левий припал к ногам мертвого Иешуа; ассоциации: библейская тема, припадают к святыне.

Учитель: Вспомним разговор Левия и Пилата. Как относится Левий к Понтию Пилату.

Обратите внимание

Левий Матвей ненавидит Понтия Пилата, считая его виновным в смерти Иешуа: «Левий с ненавистью поглядел на Пилата: «Тебе не очень-то легко будет смотреть мне в лицо после того, как ты его убил».

Он хотел отомстить, убив Иуду из Кириафа,  но Левий узнаёт, что Иуда убит, Иешуа отомщён и о том, что возмездие совершил Пилат; он растерян, и его злоба сменилась непониманием этого поступка прокуратора.

Передавая внутреннее смятение Левия Матвея, Булгаков так описывает поведение ученика  Иешуа: «Левий отпрыгнул от стола», «дико озираясь», «дико поглядел». Но, «подумав, стал смягчаться». Он понял, что Пилат не виновен в смерти Иешуа (ведь исход казни зависел не только от него – окончательное решение было за Каифой).

Учитель: Почему Левия Матвея можно считать достойным и верным учеником Иешуа?

Ученики: Левий Матвей ведет себя гордо, не боится Пилата, как не боялся его и Иешуа.

Учитель: Какими словами заканчивается роман о Понтии Пилате?

Ученики: «Свободен! Свободен!» Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат был прощён. Сбывается его сон, он уходит по лунной дороге, разговаривая с арестантом Га-Ноцри.

Учитель: Обратите внимание на изображение луны в эту роковую ночь. Что необычного вы в ней заметили?

«Луна быстро выцветала». Из желтой луна превратилась в белую. То есть из жёлтой, тревожной и таящей какие-то опасности луна становится спокойной, не пугающей своей обманчивостью.

Подведение итогов.

  Учитель: Каков истинный образ Пилата по мнению писателя?

Ученики: Пилат – трагический герой, за свои страдания, за душевные муки он заслуживает покоя. Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Учитель: Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём – параллельно повествованию о современности ( москва 30 – е годы) вести ещё и линию романа Мастера, где рассказывается о событиях, происходящих две тысячи лет назад?

Ученики: Роман посвящён вечным проблемам, они существуют и сейчас (Верность предательство, преступлений и наказание, любовь и преданность, добро и зло. Смелость и трусость. Нравственный выбор).

Учитель: Почему Понтий Пилат является главным героем романа Мастера?

Ученики: Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Булгаков показывает вечную проблему человеческого существования – тему трусости и предательства.

Учитель: Трусость и предательство – самые низкие качества души человека. Хотелось бы, чтобы вас никто никогда не назвал трусом или предателем.

Всего доброго! До свидания!

Источник: https://infourok.ru/vechniy-spor-o-cheloveke-na-stranicah-romana-master-i-margarita-pontiy-pilat-i-ieshua-1109750.html

Реферат: Булгаков М.А. Понтий Пилат и Иешуа «Мастер и Маргарита». Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Булгаков
М.А. Понтий Пилат и Иешуа «Мастер и
Маргарита»

Иешуа
Га-Ноцри – человек « лет  двадцати
семи» – не помнит родных, его отец « вроде
бы сириец». У этого проповедника нет
двенадцати учеников и толпы последователей,
как было у Иисуса, а есть  только
преданный Левий Матвей.

«Иешуа поразительно
одинок, хотя открыт всем людям».

Рассмотрим
подробнее главу «Понтий Пилат». Суд и
допрос – обыденная, рутинная 
повседневность – перерастает в глубокий
нравственный конфликт между Пилатом и
Иешуа Га-Ноцри – прообразом Христа.

Последовательно рассматривая спор
героев, обращая внимание на художественные
средства, детали, язык писателя, читатель
становится судьей и жертвой происходящего.

Мы «переболеваем» самые разные состояния
души: и равнодушие, и страдание, и надежду,
и боль, и искушение, и гнев. Наша духовная
мудрость множится несказанно.

В
самом начале главы слова « в белом плаще
с кровавым подбоем» предвещают нечто
грозное. Белый – цвет непорочности и
святости, красный – преступление и
отступничество, кровь.

Обращает на себя
внимание фигура секретаря: «Секретарь
перестал записывать и …бросил удивленный
взгляд, но не на арестованного, а на
прокуратора». Очевидно, секретарь –
это своего рода барометр, обнаруживающий
состояние своего хозяина.

Пилат задает
вопрос, не имеющий отношение к делу
подсудимого: « Что есть истина?» Это
своеобразная кульминация диалога, в
ней – самое неожиданное и удивительное.
Пилат торжествует, потому что уверен:
ответа не последует.

Важно

Какого же его
удивление, когда Га-Ноцри на
убойно-иронический вопрос произносит:
«Истина прежде всего в том, что у тебя
болит голова, и болит так сильно, что ты
малодушно помышляешь о смерти.»

Ответ
поразителен: абстрактное, неземное,
далекое от сумасшедшего арестанта,
мертвящей жары, опостылевшего города
понятие – истина – вдруг оказывается
живым, вещественным, вот оно – в изнуряющей
тебя боли. Истина оказалась человеческим
понятием она исходит от человека и
замыкается на человеке. Головную боль
Пилата можно прочесть как состояние
личности: это  крик страдающей души.

Головная
боль исчезает, но Пилат все еще не
способен отречься от привычного строя
мыслей и стремится найти земное оправдание
чуду. « Ты великий врач?» – спрашивает
Пилат, не догадываясь, что от страдания
его избавило обыкновенное сострадание,
человеческое участие. Вот она – истина
– любовь , взаимопонимание, милосердие.

Иешуа
глубоко проник в душу Пилата, он увидел
его одиночество: «Беда в том,…что ты
слишком замкнут и окончательно потерял
веру в людей. Ведь нельзя же, согласись,
поместить всю свою привязанность в
собаку. Твоя жизнь скудна»- и тут говорящий
позволил себе улыбнуться».

Пилат
зависим от обстоятельств,  Иешуа –
внутренне свободен, искренен в своих
чувствах и суждениях на столько, на
сколько может быть искренен только
абсолютно чистый и добрый человек.

Он
беседует с Пилатом не как осужденный с
представителем власти, а как человек с
человеком. Он смело и решительно говорит
все, что думает, позволяя себе улыбку.

Но Пилат не гневается, в его глазах
просыпаются «всем знакомые искры», он
видит в Га-Ноцри достойного противника
и оппонента.

Все
мои наблюдения приводят к парадоксальному
выводу: Пилат, обладая формальной властью
над Иешуа, на самом деле гораздо слабее
его, как личность. В чем сила Га-Ноцри?
В том, что он – от истины.

Совет

Пилат чувствует
духовную власть собеседника: Иешуа не
боится ничего, он знает, что его жизнь
не в руках прокуратора: «Не думаешь ли
ты, что ты ее [жизнь] подвесил?… если это
так, ты очень ошибаешься».

Пилат
ищет путь спасения Иешуа, и в это время
в колоннаду влетает ласточка. «В течение
ее полета в светлой теперь и легкой
голове прокуратора сложилась формула.»
– объявить философа душевнобольным,
избавив тем самым его от смерти.

Казалось
бы, жизнь может быть продолжена, но –
простая и емкая фраза, выделенная
Булгаковым в отдельный абзац: «Осталось
это продиктовать секретарю».

Секретарь,
и незаметный, и все время присутствующий,
даже когда его физически нет рядом,
вместе с конвоем и Синедрионом,
олицетворяет ту самую толпу, чей голос
имеет решающее значение. Вот почему
Пилат «с ненавистью…глядел на секретаря
и конвой».

Жестами
и интонацией Пилат призывает Иешуа
солгать во спасение: «Никто не знает,
что случилось с прокуратором Иудеи, но
он позволил себе поднять руку, как бы
заслоняясь от солнечного луча, и за этой
рукой, как за щитом, послать арестанту
какой-то намекающий взор». Но даже перед
лицом смертельной опасности Иешуа
замечает: « Правду говорить легко и
приятно». Иешуа не приемлет ложь в любом
ее проявлении, а Пилату как раз нужна
ложь…

В
этом эпизоде отчетливо видно, что Иешуа
и Пилат – антиподы. Страх, рожденный
зависимостью от государства, необходимостью
следовать его интересам, а не истине, и
определяет в конечном счете выбор
прокуратора, а трусость является,
наверное, бесспорным проявлением
внутренней несвободы.

Образ
Пилата драматичен: он и обвинитель, и
жертва, отступившись от Иешуа, он губит
и себя,  свою душу. Поэтому, понимая
необходимость предать смерти бродячего
философа, он про себя произносит: «
Погиб!», а затем: « Погибли!». Поэтому,
его душу пронизывает непонятная,
нестерпимая тоска:

Отринув
мир из ржавчины и зла,Иешуа
свободен стал и свят!Горит
под прокуратором земля – Повержен
Высшим Разумом Пилат…

Обратите внимание

Быть
может, Иешуа для Пилата становится
преступником, когда тот вопреки попыткам
прокуратора спасти его, не идет на
соглашение, а вновь и вновь развивает
свои безумные идеи. Иешуа опасен
утопическими убеждениями о «царствие
истины и справедливости», где не будет
«власти, ни кесарей, ни какой-либо иной
власти.»

Иешуа
и Иисус живут по законам любви к людям,
а эти законы власти не писаны.

Если бы
мы были добры и предупредительны друг
к другу, зачем понадобилось бы отдавать
кому-то часть своей свободы «для
поддержания порядка»? Но мы живем,
постоянно ожидая от ближнего своего
чего-то недоброго. Вот почему нет места
на земле ни Иисусу, ни Иешуа – они слишком
добры, слишком свободны для жизни в
земном мире.

Булгаков
все-таки не освобождает Пилата от
ответственности за смерть Га-Ноцри,
потому что прокуратор проявил малодушие
и трусость – именно это является источником
предательства, – отступился от истины.

При
чтении романа создается впечатление,
что это обычный, смертный человек,
по-детски доверчивый, простодушный,
даже наивный, но вместе с тем мудрый и
проницательный. Он слаб физически, но
силен духовно.

Иешуа воплощает в себе
лучшие человеческие качества. Поражает
нравственная сила героя.

Ни побои, ни
наказания не могут заставить его изменить
своим принципам, заботе о других, вере
в добро (“все люди добрые”) и в
“царство истины и справедливости”.

Булгаковский
Иешуа поражает своим милосердием: он
даже жалеет своего судию (Пилата),
страдающего от гемикрании. Умирая на
иерушалаимском солнцепеке, просит у
стражника дать попить распятому рядом
с ним разбойнику.

Совет

Даже
перед угрозой смерти Иешуа не отступается
от добра. Его сила – в бескомпромиссности,
в верности себе самому.

А как не впасть
в отчаяние, когда самый верный ученик,
записывая за ним его проповеди, все
извращает и путает?

Важно

Роман
Булгакова – произведение о нравственной
ответственности человека за свои
поступки. Понтий Пилат погубил ни в чем
не повинного человека, вступив в сделку
со своей совестью.

Сначала он испытывает
даже соучастие к своему подсудимому.
Богатый жизненный опыт Пилата помог
ему поверить в невинность Иешуа.

Он
пытается склонить его на компромисс, а
когда это не удается, стремится уговорить
первосвященника Каифу помиловать
Га-Ноцри по случаю наступления пасхи.

Роман
Булгакова показывает, что в экстремальных
условиях люди в страхе за свою карьеру,
свою жизнь отказываются от истины,
совершают сделку с самим собой, своей
совестью. Страх, зависимость от
государства, следование его интересам
определяют в конечном счете выбор Понтия
Пилата.

Совет

Будучи
по своей природе конформистом, Пилат
требует этого конформизма и от Иешуа.
Но когда тот отказывается идти на
соглашательство, чтобы спасти свою
жизнь, и вновь развивает свои “безумные”
идеи о власти (“всякая власть является
насилием над людьми”), он становится
для прокуратора преступником.

Иешуа
опасен для общества своими утопическими
идеями о “царстве истины и справедливости”,
предсказаниями о времени, когда не будет
“власти ни кесарей, ни какой-либо иной
власти”.

Опасен
для римского прокуратора Иешуа и тем,
что безгранично верит в преобладание
доброго начала в любом человеке. Жизненный
опыт убедил Понтия Пилата в обратном.

Вот почему он кричит страшным, сорванным
командами голосом непреклонному в своей
вере в “царство истины” Иешуа: “Оно
никогда не настанет!”.

Совет

Раскрытие
сути конфликта “евангельской”
части романа позволяет сделать вывод
о том, что диалоги Иешуа и Понтия Пилата
проецируются на атмосферу страшных
30-х гг. XX в. российской истории, когда
личность беспощадно ущемлялась
государством.

Это порождало всеобщее
недоверие, подозрительность, страх,
двуличие. Вот почему так ничтожны и
мелки в романе людишки, составляющие
мир московского мещанства.

Автор
показывает различные стороны человеческой
пошлости, нравственного разложения,
высмеивает тех, кто отступился от добра,
утратил веру в высокий идеал, стал
служить не Богу, а дьяволу.

При этом
писателя постоянно интересует вопрос:
что есть истина – следование государственным
интересам или ориентация на общечеловеческие
ценности? Как появляются отступники,
предатели, конформисты? Что движет их
поступками?

Выбор
Понтия Пилата соотносится со всем ходом
мировой истории, является отражением
вечного конфликта между конкретно-историческим
и вневременным, общечеловеческим.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/46524/referat-bulgakov-pontiy-pilat-ieshua-master-margarita.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector