Евгений Онегин
Вступление
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая (отрывки из путешествия Онегина)
Глава десятая (расшифровка)
Примечания
«Евгений Онегин» (1823—1831) — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.
История создания
Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.
Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.
Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения.
После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.
Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.
Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают.
Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа.
Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург.
Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
Сюжет
Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего.
Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.
Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.
Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени —
Сын такого отца получил типичное же воспитание — сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.
Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика.
На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным.
Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.
«[…] Надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить, И уж порядком отомстить».
На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.
Сюжетные линии
- Онегин и Татьяна:
- Знакомство с Татьяной
- Разговор с няней
- Письмо Татьяны к Онегину
- Объяснение в саду
- Сон Татьяны. Именины
- Посещение дома Онегина
- Отъезд в Москву
- Встреча на балу в Петербурге через 2 года
- Письмо к Татьяне (объяснение)
- Вечер у Татьяны
- Онегин и Ленский:
- Знакомство в деревне
- Разговор после вечера у Лариных
- Визит Ленского к Онегину
- Именины Татьяны
- Дуэль (Смерть Ленского)
Действующие лица
- Евгений Онегин – прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его “Байроновские Герои”, Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
- Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого “Анна Каренина” является продолжением романа “Евгений Онегин”.
- Ольга Ларина, её сестра – обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
- Владимир Ленский — сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
- няня Татьяны — вероятный прототип — Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
- Зарецкий, дуэлянт — в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
- Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
- Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.
В романе упоминается также отец — Дмитрий Ларин — и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810—1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина — вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».
Поэтические особенности
Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.
Источник: https://pushkinpoetry.ru/eo.htm
Образ онегина в романе а. с. пушкина “евгений онегин”
Роман в стихах “Евгений Онегин” справедливо называют “энциклопедией русской жизни”. Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин.
Она мучительно искала свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официозных социальных институтах.
Реальность образа Евгения Онегина и духовную его близость автору Пушкин неоднократно подчеркивал на страницах романа: “Онегин, добрый мой приятель”, “мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий, охлажденный ум”.
Евгений Онегин родился в Петербурге в разорившейся аристократической семье, получил типичное светское воспитание и образование:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил.
В этой оценке подчеркивается непритязательность аристократического общества, требующего лишь соблюдения внешних атрибутов уровню цивилизованного общения: знание французского, танцы, поклоны, изящество и умение поддерживать светские беседы.
Но Пушкин, критически оценивая типичное дворянское образование (“мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”) отдавал должное заинтересованности Онегина определенными науками.
Его познания в античной литературе были довольно посредственны, в поэтической технике Онегин вообще не разбирался, но интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и вслед за прогрессивным буржуазным экономистом Адамом Смитом считал, что деньги – мертвый капитал.
В юности Онегин вел обычный для “золотой молодежи” образ жизни: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту.
Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, “забав и роскоши дитя” вскоре понял, что жизнь его “однообразна и пестра”, критически оценил бездуховность, пустоту праздного времяпрепровождения.
Все это иссушало душу, притупляло чувства, не давало пищи его острому уму – тоска и разочарование овладели Евгением.
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу…
Онегину претит однообразие этого красочного праздника жизни, его деятельная натура жаждет созидания, а не потребительского пользования плодами цивилизации. Евгений пытался изложить свои взгляды на бумаге, “но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его”.
Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение преодолевать себя – издержки беспорядочного воспитания – не позволили Онегину заняться творчеством.
Тогда, “преданный безделью, томясь душевной пустотой”, Евгений пытался в книгах найти ответы на томящие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, способах самореализации, но разбросанные в плодах “ума чужого” зерна мудрости были столь малы и редки, что собирать их герою представилось бесполезным.
Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но не может преодолеть критического восприятия действительности, а критика, как правило, не носит конструктивного характера:
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
Евгений Онегин по интеллектуальному развитию, безусловно, выше своей среды и ограничиться растительным существованием “золотой молодежи” не может, но вырваться за пределы системы тоже не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В, Г.
Белинский так оценил нравственное состояние героя, психологические истоки его душевного беспокойства: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
Получив в наследство имение дяди, Онегин был очень рад, что “прежний путь переменил на что-нибудь”: он наслаждался созерцанием мирной природы и “деревенской тишины”.
Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности помещичьего жизненного уклада, “где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”, вновь возобновили в нем приступы хандры.
Пытаясь разнообразить жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществил доступные ему социальные преобразования:
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Несмотря на прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал особого значения своим преобразованиям: жизнь крепостного крестьянства не очень волновала новоявленного реформатора.
Разумеется, он облегчил жизнь своим подданным, чем вызвал критическое отношение расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных взглядов на эффективность освобожденного труда.
Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и обращением к активной жизни. Но слишком занят он своими душевными терзаниями, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная жизненная цель стала определяющей, поглотила его целиком.
Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, “хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал”, близко сошелся с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, “он сердцем милый был невежда”, “он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы”.
Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднили Онегина с Ленским.
Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира:
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
Однако искренняя привязанность Онегина к юному поэту не помешала ему спровоцировать Ленского на дуэль: из-за своего плохого настроения, вызванного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”.
Евгений не мог представить состояние поэта, в воображении которого каждая деталь значима, ведь “он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена”.
Евгений искренне раскаивается в своем глупом розыгрыше, “что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно”, корит себя за то, что вовремя “мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь”. Но не находит в себе нравственных сил подняться над “общественным мненьем” ради торжества справедливости.
Ленский погибает от руки Онегина – чести был принесен в жертву единственный друг. Испытанное Евгением потрясение не избавляет его от ответственности за гибель поэта. Несмотря на пренебрежение светскими условностями и резкое неприятие светского образа жизни, над Онегиным все же сильно довлеют предрассудки, его внутренний мир полон противоречий.
Любовь очаровательной Татьяны Лариной глубоко тронула Евгения: он высоко оценил ее естественность, цельность натуры, одухотворенность, тонкость чувств. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив сестре: “В чертах у Ольги жизни нет”.
Но душевная опустошенность, эмоциональная пресыщенность не позволили ему поддаться естественному порыву.. Многочисленные победы над “сердцами кокеток записных” притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви.
Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни:
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, “не в первый раз он тут явил души прямое благородство”. Однако впоследствии, когда Евгений полюбил ставшую светской дамой Татьяну, она хоть и выражала ему благодарность за честность и прямоту, все же с содроганием вспоминала его “суровость” и менторский тон:
И нынче – боже! – стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь…
Пожертвовав дружбой и любовью ради “вольности и покоя”, Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, “странствия без цели”, неразделенная любовь – вот итог его жизни. Онегин не реализовал себя, оставшись непонятым и одиноким:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Жизнь создала этого “страдающего эгоиста”. Превосходство над окружающими, нежелание служить толкали героя на путь бесплодных поисков своего пути. Всей своей жизнью он утверждал несовершенство общества, не-востребовавшего эту яркую личность.
Источник: https://goldsoch.info/obraz-onegina-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/
Сочинение на тему «Семья Лариных в романе Евгений Онегин»
Сразу же после Ленского Пушкин знакомит читателя с Ольгой, Татьяной и всей семьей Лариных. Ольга — невеста Ленского, поэтому знакомство со всей семьей Лариных выглядит естественно. Ларины — помещики средней руки.
С легкой руки Пушкина перед глазами читателя оживает картина деревенской жизни семьи, ее патриархального уклада. Помещичий быт передается одной строфой, причем под пером Александра Сергеевича и одной строфы оказалось достаточно, чтобы сделать это в достаточно полной форме.
Это становится возможным благодаря тому, что автор все детали подбирает строго обдуманно.
Картина изображения семьи Лариных несколько иронична, но в общем чувствуется симпатия автора к этой семье, в которой его привлекает отсутствие в ней фальши, простота в отношениях, патриархальность и ярко выраженная связь с национальными традициями.
Даже глава семьи, госпожа Ларина, несмотря на присущее для дворян изображаемой эпохи пристрастием ко всему заграничному, дальше употребления французских имен вместо русских не идет в этом своем пристрастии.
В отличие от столицы и Москвы здесь, в деревне, пропасть между светским обществом и народом чувствуется не так сильно.
Хотя, рассказывая о семье Лариных, поэт несколько затемнил неприглядные стороны жизни помещичьей усадьбы, но в изображении гостей Лариных он дал настолько убийственное по своей силе и выразительности описание приехавших в гости помещиков, что характеризующие их лень, тупость, праздность и внутреннюю пустоту нельзя назвать иначе как проявлением сатиры.
Портрет Ольги получился предельно ясным. Что же касается Татьяны, то уже с первых строк понимаешь, что она личность замечательная и не менее значимая, чем герой, именем которого назван роман.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
С детских лет черты Татьяны выделялись своеобразием. Ветреные игры сестры Ольги и ее подруг никогда не привлекали Татьяну. Странное дело, ведь обе сестры Ларины испытывали влияние одной и той же среды.
Так откуда такое резкое различие между ними? Дело в том, что сама среда отличается своей неоднородностью, и порой она активирует противодействие со стороны формирующейся личности. На примере Онегина это противодействие проявляется в дружбе с Чаадаевым, Пушкиным и Кавериным, а позже и в отрицании этой самой воспитавшей его среды.
Нечто похожее происходит и с Татьяной, для которой окружение семьи и поместных дворян уже чуждо, и, по ее собственному признанию Онегину, никто здесь ее не понимает и одиночество тяготит ее.
Итак, Пушкин познакомил своего читателя со всеми действующими лицами, и уже стало ясно, что главными действующими лицами будут Онегин и Татьяна.
Источник: https://sochinyalka.ru/2015/01/semia-larinyh-v-romane-evgeniy-onegin.html
Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Обучонок
Евгений Онегин – главный герой, по имени которого и назван роман. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание.
Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,
…чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил”.
Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде.
Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней.
В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным
Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “…Отворотился — и зевнул, и молвил: “Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел””.
Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет.
Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни.
“Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”. “Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности.
Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать “труд упорный ему был тошен”.
Онегин “читал, читал, а все без толку”.
Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света.
Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина. В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг.
Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства.
Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.
В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому.
Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми.
Один был холодным разочарованным скептиком, другой — восторженным романтиком, идеалистом.
Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…
Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли. После этих печальных событий, Онегиным овладевает «охота к перемене мест» и он уезжает путешествовать.
Вернувшись в Петербург, на балу Евгений Онегин встречает Татьяну, которая теперь замужняя женщина. В нем вспыхивает любовь к Татьяне, которая стала «равнодушною княгиней, неприступною богиней». Онегин томится и страдает, ищет ответного чувства. Но, увы! Онегин отвергнут.
Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а “страдающего”. Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. “Тоскующая лень” — вот основная черта и беда его характера.
“Упорный труд ему был тошен” — это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.
“Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!..
Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям…
Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры…”.
Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. “Онегин — страдающий эгоист…
Его можно назвать эгоистом поневоле,— считает Белинский. Этим объясняется понимание Онегина как характера “незавершенного”, судьба которого трагична вследствие этой незаконченности.
Белинский не соглашается с теми критиками, кто считал Онегина “пародией”, находя в нем типическое явление русской жизни.
“Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
Источник: https://obuchonok.ru/node/1554