Образ Сатина и его значение в пьесе М. Горького «На дне»
Задумывая свою пьесу «На дне», Горький опирался на образы реальных людей, реальные события и факты. Он посещает ночлежки, приюты. Хитров рынок, существовавший в то время в Москве, был скопищем воров, нищих, проституток и других людей, скатившихся на самую последнюю ступень жизни. Именно с них и рисует Горький своих героев. Один из самых ярких персонажей а пьесе — Сатин.
Горький не называет его по имени, подчеркивая тем ненужность самой жизни Сатина. Живет тот в ночлежке Костылева, подавляющей уже одним своим интерьером: тяжелые своды, законченные стены с обвалившейся штукатуркой, грязный стол и табуретки, нары вдоль стен. Уже одно это не оставляет человеку никакого шанса.
Впервые мы встречаемся с Сатиным, когда он просыпается в ночлежке. Впечатление о человеке складывается с первых минут: Горький наделяет Сатина чем-то звериным. Сатин лежит на нарах и рычит. В этом выражается его боль, усталость и отвращение к такой жизни.
За пристрастие к картам его когда-нибудь «совсем убьют до смерти», но Сатин уже не считает себя живым человеком. «Дважды убить нельзя», — говорит он. А ведь Сатин не всегда был таким. Это был «рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей». А потом…
бывает случается что-то непоправимое, это решает всю дальнейшую судьбу. Сатин убил человека из-за родной сестры и отсидел за это четыре года и семь месяцев. «А после тюрьмы нет ходу!».
Сатину говорят: «Легко ты жизнь переносишь!». Но ему приходится не так просто как может показаться. Он скептически ко всему относится, насмехается над собой и окружающими. Но это всего лишь способ отгородиться от реальности, потому что ничего обнадеживающего для него в ней нет. «А кому хорошо жить? Всем плохо».
Сатину, может быть, даже хуже, чем остальным. Он раньше много читал, мог назвать себя образованным человеком, Сатин отлично осознает, что то, как они живут, нельзя даже назвать жизнью. Он и любит «непонятные, редкие слова», потому что они ассоциируются с какой-то другой жизнью, с тем, что когда-то было или могло быть.
У Сатина сформировались очень интересные взгляды. Он сам себе пытается доказать, что стоит не ниже остальных людей. Он спрашивает, зачем работать. Он презирает работу ради еды, выживания. Он говорит: «Ты не станешь работать, я не стану… еще сотни тысяч.., все!».
Сатин говорит, что стал бы работать, если бы работа была ему приятна. Но, как нам кажется, не смог бы. Слишком уж сильно опутали его стены ночлежки. Всякий, кто там остается, становится ее заложником. Клещ еще не смирился, он пытается в себе что-то сохранить, как-то бороться.
Но прав Сатин, говоря, что и Клещ «привыкнет».
А нужны ли человеку, находящемуся «на дне», человеческие качества? По этому вопросу и происходит первое столкновение взглядов Сатина и Луки. Сатин говорит: «Всякий человек хочет, чтобы его сосед совесть имел, а никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». Лука приветствует обитателей ночлежки словами: «Доброго здоровья, народ честной!».
И на всем протяжении пьесы Сатин является антагонистом Луки. Автор оставляет за нами выбор, как же лучше жить и что нужно человеку: правда или ложь. Лука словесно демонстрирует; что человек всегда остается человеком. Он успокаивает людей, вселяет в них надежду.
Он внушает Актеру мысль об излечении, рассказывает о лечебнице для алкоголиков. Актер загорается этой идеей. Сатин же называет все это миражом. Он говорит: «Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!».
Появление Луки заставляет Сатина задуматься о своей жизни, об их мире: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви… мертвецы не слышат!».
Но вот «на дне» наступает весна. Но даже она не кажется веселой. Снег стаял, а грязь как была, так и осталась. Все собираются на пустыре, занесенном грязью и мусором ( пакеты для мусора ). И серый цвет стен, и сучья деревьев без почек еще больше подчеркивают всю безысходность жизни. И единственный, кто пытается помочь несчастным, является Лука.
Он успокоил умирающую Анну, он утешает и расстроенную Настю. Лука говорит, что «надо кому-нибудь и добрым быть.. жалеть людей надо». Актер, благодаря ему, уже совсем решает бросить пить, пойти работать. На это у Сатина есть лишь одна фраза: «Нелепо». Поведение Сатина кажется жестоким, но он просто осознает бессмысленность происходящего.
Он и Клещу, который уже ощутил безвыходность своего положения, дает совет: ничего не делать.
Но о человеке судят не по словам, а по делам. Тот же Сатин с неподдельной нежностью вспоминает о сестре: «Славная была человечинка сестра у меня». Ради нее он и в тюрьму-то сел. Когда бьют Наташу, Сатин сразу же бежит защищать ее. Даже Пепел говорит: «Ты — можешь… не то, что пожалеть можешь… ты умеешь не обижать…».
Сатин пытается быть сильным, противоречит Луке. Он говорит, что человека нельзя жалеть, «унижать его жалостью». Он говорит, что ложь нужна только тем, «кто слаб душой и кто живет чужими соками». Но эта жизнь к Сатину была слишком жестока.
Он считает, что смирился с реальностью, привык, но ему все, еще очень больно вспоминать прошлое. Лука говорит: «Не обижай человека». Но эта фраза слишком сильно жжет душу Сатина: «Не тронь…
не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу!».
Сатин говорит; что человека уважать надо, что ложь унижает человека. Но ведь Лука, уговаривал Пепла бросить воровство, тоже говорит, что «человек должен уважать себя». Он просто не считает жалость. и «ложь во спасение» унизительными.
Горький словами Сатина утверждает величие человека, говоря: «Человек! Это звучит гордо». Сатин называл себя «арестантом, убийцей, шулером», доказывая свое право быть человеком. Он говорит, что «человек — свободен». Очень хочется верить Сатину, но иногда так трудно быть смелым сильным, независимым. И как порой хочется встретить своего Луку.
Сатин смеется над словами Луки, что «человек рождается для лучшего». Он был бы готов поверить Луке, если бы была хоть какая-то надежда.
Но её нет! Он, наверное, и Актера-то пытается оторвать от мыслей об излечении, потому что предвидят его конец. Горький говорят: «Правда — бог свободного человека!». Но он же и противоречит себе словами, что «правда и убить может».
Не удивляют Сатина слова Барона: «Актер удавился!». Он лишь констатирует: «Эх… испортил песню… дурак!».
Но эта смерть уж всем открывает глаза на безысходность жизни:
Со-олнце всходит и захо-одит…
А-а в тюрьме моей темно-о!
Источник: https://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gorkiy/315-obrazsatina.html
Сатин «Не дне»: образ и характеристика героя
На уроке литературы у нас произошло знакомство с произведением Горького На дне. Изучив пьесу, мы познакомились с разными образами людей, которых сложно отнести к какому-то из слоев общества.
Это лишние люди, которыми их сделала не судьба, а они сами, потеряв всякий смысл жизни, так и не сумев в нее вернуться, опустились на самое дно.
Одним из таких людей является Сатин, образ которого описывает Горький в своей пьесе На дне.
Сатин в пьесе На дне
Характеристику и образ Сатина сделать не сложно. Ведь для этого достаточно хоть немного познакомиться с произведением Горького. Из него мы узнаем часть прошлой жизни Сатина героя и его настоящее. В прошлом он не был на дне общества. Сатин был начитанный человек, работающий телеграфистом.
Его можно было назвать компанейским, веселым и жизнерадостным, но в его жизни все круто поменялось, когда заступаясь за сестру, Сатин убивает человека.
Таким образом он попадает в тюрьму, а после тюремного срока он так и не смог или просто не хотел себя заново реализовать, поэтому и опустился но самое дно.
Образ Сатина
Знакомясь с Сатиным, мы видим необычность и уникальность данного героя. Он выделяется из толпы, и прежде всего своими умными словами.
Если бы не один случай, может он никогда и не оказался в ночлежке, но судьба послала испытание, которое он не смог пройти. Таким образом Сатин из успешного человека, у которого были перспективы в будущем, превращается в отброс общества.
Он падает на дно и становится ненужным человеком, который предпочитает теперь ничего неделание.
Характеристика Сатина
Продолжая давать характеристику Сатину по произведению Горького На дне, мы видим, как он попадает в ночлежку, становится шулером, у него пропадает желание честно трудиться. Другим Сатин советует ничего не делать, а лишь обременять жизнь. Выйдя из тюрьмы, он впадает в апатию, и отгораживается от реальности. И ему так удобно.
На дно он опускается по собственной воле, прожигая свои способности в вине и карточных играх. Сатин равнодушен к другим и для него нет нравственных ценностей. Как и другие герои, он рассуждает о жизни и о правде. По мнению Сатина ложь и сострадательные слова делают человека жалким, и никак не облегчают страданий.
Поэтому он и не поддерживает взгляды Луки, который разбрасывался утешительными словами и обещаниями лучшей жизни.
Роль Сатина в пьесе
Говоря о роли Сатина в пьесе, можно с уверенностью сказать, что она одна из важных. Ведь именно Сатин выражал авторскую позицию во многих аспектах. Поэтому только этому шулеру и смог доверить писатель знаменитый монолог о человеке, и о том, что звучит данное слово гордо.
Человека нужно уважать, и никак не унижать жалостью. Читая произведение, понимаешь, что речь Сатина не совсем совмещается с его ролью. Как-то не укладывается в голове, что именно шулеру доверено воспевать правду. Но тут все объяснимо. Сам Сатин говорит, что даже шулер имеет право говорить красиво.
Ведь могут же себе позволить порядочные говорить как шулера.
Как мы видим, роль и образ Сатина в пьесе важны. Его речи несут истину, пусть и идут наперекор с его характером и образом жизни.
Источник: https://sochinyshka.ru/satin-ne-dne-obraz-i-xarakteristika-geroya.html
Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький) | Литерагуру
Сатин в исполнении К. С. Станиславского. 1902 г. |
Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы «На дне» Горького.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите: Все материалы по пьесе «На дне»
Образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни
Полное имя героя — Константин Сатин: «…Веселый ты, Костянтин…»
«…Эдакий ты бравый… Костянтин…
Возраст Сатина — около 40 лет:
«…лет под 40…»
Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков: «…Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…»
«…Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…»
Сатин — шулер, карточный мошенник:
Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла:
«Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»
Сатин — образованный, начитанный человек: «…я много читал книг…» «…Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?..»
«…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..»
Сатин — веселый и приятный человек:
«…Веселый ты, Костянтин… приятный!..»
Сатин — умный человек: «…Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…»
«…Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум…»
Сатин — рассудительный человек: «…Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…» (Барон о себе и Сатине)
«…Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце…»
Роль Сатина в пьесе «На дне»
Ошибки прошлого и никакого будущего
Раньше Сатин был очень веселым и общительным парнем, играл на сцене, любил танцевать, смешить людей. У умного и начитанного человека могло сложиться прекрасное будущее, но судьба распорядилась по-другому. Защищая сестру, Сатин убил человека, за что сел в тюрьму, перечеркнувшую всю его жизнь, ведь с судимостью он никому не нужен.
Герой не считает себя живым, он просто существует в ночлежке Костылева. Спился, пристрастился к картам, потерял интерес к жизни – вот так и оказался на дне Сатин.
Характеристика Константина показывает, насколько он апатичен и пассивен в жизни. Главный его девиз – «Ничего не делай».
Этот герой не просто был сброшен к низам, он сам сюда пришел, своими руками погубил жизнь. Спрятаться ото всех, скрыться в подвале, играть в карты, пропивать деньги намного удобнее и проще, нежели пытаться пробить себе дорогу в мир нормальных людей, но Константин сам пожелал остаться на дне.
Характеристика Сатина показывает, что это персонаж с особой философией «свободного человека», для него правда важнее всего.
Противостояние горькой правды и сладкой лжи
Константин Сатин является антагонистом Луки, странника, жалеющего всех обитателей ночлежки и выдумывающего для каждого свою правду. Новый житель вселяет в других веру в лучшее будущее, хотя сам и не верит в то, что жизнь можно как-то изменить.
Лука обещает Актеру дать адрес бесплатной больницы для алкоголиков, успокаивает умирающую Анну, поддерживает иллюзии Насти. Он жалеет людей, оказавшихся по какой-то причине на дне. Сатин, характеристика которого выдает в нем здравомыслящего человека, называет все «миражом».
Кажется, он один понимает безысходность такой жизни и не верит сладким речам странника.
Правда делает человека свободным
Из речей героя и его поступков можно сделать вывод, что совершенно случайно оказался на дне Сатин. Характеристика показывает, какой он добрый в душе, ведь он любил свою сестру, первым побежал защищать Наташу. Герой не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом.
Константин говорит правильные речи, но так сложно быть сильным, смелым и независимым, ведь намного проще встретить Луку и поддаться соблазну придумать себе иллюзорный мир. Человеческие слабости и то, к чему они могут привести, рассмотрены в пьесе Горького «На дне».
Сатин (характеристика говорит о нем как об умном, но скептически смотрящем на мир человеке) не строит для себя иллюзорный мир, он и рад бы поверить Луке, но надежды на лучшее будущее у него нет.
Жизненный путь Сатина
Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества. Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:
Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.
В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:
Я, брат, молодой — занятен был! Вспомнить хорошо!..
Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно! Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.
Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.
Предлагаем ознакомиться с анализом рассказа “Старуха Изергиль”, который написал советский писатель Максим Горький.
За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:
Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра — умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..
За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы — нет ходу. В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:
В тюрьме я и в карты играть научился …
Характеристика личности Сатина
Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с историей создания повести М. Горького “Детство”, которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.
Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение: Организм… органон… Сикамбр… Макробиотика… ха!
Сатин. А то еще есть — транс-сцедентальный…
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю… забыл… Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова… В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги: я много читал книг…
Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…
Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость.
Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:
Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:
Что мы — жулики, тебе известно.
Татарин. Надо играть честно!
Сатин. Это зачем же?
Татарин. Как зачем?
Сатин. А так… Зачем?
Татарин. Ты не знаешь?
Сатин. Не знаю. А ты — знаешь?
Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:
Сатин. Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно?..
Сатин. Положим — так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл…
Бубнов. За это и били…
Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:
Не обижай человека — вот закон! Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…
Сатин не любит рассказывать о своей жизни:
Я не люблю, когда меня расспрашивают
Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:
Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!
Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:
Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! — понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет?
Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:
Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.
Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!
Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:
Вы — все — скоты! Вы — тупы, как кирпичи Ты, Барон, — всех хуже!..
Ты — ничего не понимаешь… и — врешь! Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю… Сатин умеет красиво изъясняться:
Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но — еще кое-что знаю!
Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:
Когда я пьян… мне все нравится Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.
Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:
Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан!
Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:
Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету
Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:
Хорошо это… чувствовать себя человеком!
Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни.
Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:
он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!
Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом. Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:
Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! я — читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?
Образ Сатина необычен и уникален
Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.
Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.
Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/literatura/obraz-satina-v-pese-171-na-dne-187-gorkij.html
Герои пьесы “На дне” Горького: характеристика, образы и судьбы – Статейный холдинг
Драма «На дне» является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы «На дне» будет представлено в этой статье.
Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис.
Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей.
Это привело к тому, что появилось большое число «босяков», опустившихся на дно жизни.
Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» – именно такие люди.
Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила – это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» – люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь.
Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его – каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные.
Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?
Герои пьесы «На дне»: таблица
Что погубило жизни этих людей?
Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел – представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором.
Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин.
Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Кого винят обитатели ночлежки?
Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.
Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»
Существовал ли шанс жить другой жизнью?
Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.
Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.
Чем утешают себя герои?
Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя.
При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь.
Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое.
Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.
За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность.
Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой –слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» –говорит он.
Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей.
Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его – уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.
Роль Луки в произведении
Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя.
Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.
Мнение Сатина
Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью.
В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения.
Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: «Человек!.. Это звучит… гордо!»
Дальнейшая судьба героев
Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы «На дне» Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со «дна».
Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: «Я и так не убегу».
На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.
В чем заключается спасение?
Существуют ли вообще пути спасения со «дна», и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде.
Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. «Со дна» могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства.
Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.
Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.
Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.
Сохрани статью себе в соцсеть!
Источник: https://teora-holding.ru/geroi-pesy-na-dne-gorkogo-harakteristika-obrazy-i-sudby/
Образ Сатина как мерило двойственности человеческой натуры
Сочинения › Горький М. › На дне
Готовые Домашние Задания
Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек.
Он лишен всех внешних наслоений (культурных, классовых, профессиональных), приобретаемых в человеческом обществе.
Исследованием поведения «голого» человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать в крайне тяжелых для него обстоятельствах, и является пьеса «На дне».
Само «дно» – это место, как бы находящееся вне мира людей. Ночлежка напоминает ад: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Ночлежка находится ниже уровня земли. Герои пьесы – будто бы уже умершие люди. Это подчеркивается вначале произведения репликой Сатина: «Дважды убить нельзя».
В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Первые звуки, которые издает на сцене этот персонаж, – рычание. Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.
Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».
Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» Мы узнаем, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла.
По собственной воле опустившись на самое дно жизни, Сатин прожигает свои способности и возможности. Этот герой способствует окончательной гибели некоторых персонажей. Сатин полушутливо подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а затем во многом провоцирует это убийство. Он сам бил Костылева, призывал, накаляя страсти: «Бей его… Лупи их!..».
Сатин равнодушен к людям, он проповедует презрение к нравственным ценностям. Усиленная работа – единственная возможность для ночлежников честным путем добыть себе пропитание. Сатин отвергает работу.
Он – карточный шулер, на это и живет. Свое разлагающее влияние на сожителей Сатин прикрывает высокими фразами: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..».
О своем моральном облике этот персонаж говорит следующее: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!». Видимо, не зря Горький сделал своего героя шулером. Своими фразами Сатин помогает ночлежникам оправдать собственную аморальность.
Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом.
Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего.
Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.
Очень интересно, что именно этому персонажу достается роль проповедника. Именно он произносит известнейший монолог о Человеке: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»; «Что такое человек?..
Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»; «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!». Монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью.
На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».
Сатин во многом выражает авторскую позицию. Сам Горький писал о том, что, кроме данного персонажа, в пьесе сказать все это просто некому. Важно заметить, что образ Сатина схож с рядом героев ранних произведений Горького. Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой.
Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин похож на них, но он не только сам добровольно опускается на дно жизни, но и мешает другим персонажам сбросить с себя оковы нищеты и морального разложения. Он растлевает ночлежников, препятствует их попыткам уйти со «дна». Сатин действительно во многих моментах похож на Сатану.
Так, через образ этого персонажа Горький как бы сводит счеты со своими прежними героями.
Безусловно, образ Сатина чрезвычайно важен. Монологи Сатина несут в себе зерно истины, но все они противоречат образу жизни этого героя. Важность этого персонажа подчеркивается еще и тем, что именно ему принадлежит последняя страшная фраза – реакция на смерть Актера: «Испортил песню… дурак!».
Сочинения по теме:
- Как отвечают на вопрос “”Что первично: мечта или реальность?” герои М. Горького в произведениях “Старуха Изергиль” и “На дне” сочинение
- Вечный выбор между сладкой ложью и горькой правдой в пьесе Горького «На дне» сочинение
- Монолог Сатина как символ грядущих революционных перемен сочинение
- Произведения Горького как неустанный процесс нравственных исканий писателя сочинение
Источник: https://1soch.ru/gorkiy-m/na-dne/obraz-satina-kak-merilo-dvoystvennosti-chelovecheskoy-natury
Характеристика пьесы «На дне» Горького М.Ю
Характеристика пьесы
«На дне» Горького М.Ю
Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы.
Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний.
У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).
«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне».
Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.
Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «…все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.
Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога».
В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».
В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые…» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу…» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя».
Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.
Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды.
II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.
Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки. Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Пасте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий. Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу… Ты — тоже уходи…» Пепел уговаривает Наташу: «…в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища… ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью. Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.
Значение IV акта. В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков.
Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду.
Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.
Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «…ведь зачем-нибудь я родился…» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь. Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» — кричит он и предлагает «петь… всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх… испортил песню… дурак».
Философский подтекст пьесы.
Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.
Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3303-kharakteristika-pesy-na-dne-gorkogo-m-yu
Характеристика Луки, образ Луки | Инфошкола
9 Май 2012 админ Главная страница » Характеристика героев Просмотров: 37556
Характеристика Луки в пьесе Горького «На дне».
В пьесе « На Дне» Максим Горький показывает нам жизнь и нравы обитателей ночлежки. Ночлежка – грязный и полутемный подвал. Здесь тесно и душно, но вырваться из этого мирка обитателям ночлежки некуда, они уже давно морально сломлены
Образ Луки у Горького — это самый светлый образ из всех обитателей ночлежки. Сам Горький неоднозначно относится к Луке, но считает его положительным героем.
У многих жителей ночлежки появление Луки вызывает раздражение, но кто-то и рад его появлению, например Анна.
Лука пытается успокоить ее перед смертью: «Помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!» Многие считают, что это ложь, но для верующего человека, каковым является Лука, это не ложь, а правда.
Характеристика Луки, ночлежка в пьесе Горького На дне
Актеру Лука рассказывает о лечебнице, где его излечат от пьянства. Он с состраданием выслушивает всех жителей ночлежки, Настю с её романтическими фантазиями. Лука заведомо говорит неправду, говорит то, что хотят услышать его собеседники. Пусть Лука лжёт, но после разговоров с ним людям становится легче, они обретают веру и надежду.
Лука помогает ночлежникам увидеть темные стороны своих душ, но не винит их самих в этом, а винит обстоятельства. У жителей ночлежки нет будущего, они живут сегодняшним днем, у них одна судьба, и они уже не надеются ее изменить. Но приходит Лука, и все так или иначе реагируют на его появление, никто не остается равнодушным.
Одни видят в нем проходимца и обманщика, а другие — ласкового и доброго человека.
Ложь Луки иногда вызывает непонимание. Что это за «хорошая сторона Сибирь», куда он предлагает отправиться Пеплу с Наташей? Сибирь — далеко не благодатный край, и путь туда труден. Но не напрасно Пепел, вор с раннего детства, так цепляется за мечту о лучшей жизни в Сибири. Есть в Луке что-то, что заставляет людей доверять ему.
Лука много повидал и испытал на своем веку. Он верит, что всякий человек достоин жалости. Он убедился на своем горьком опыте, что в мире почти не осталось ни правды, ни справедливости.
Лука — удивительный человек.
Он улавливает мечты каждого обитателя ночлежки и помогает им осуществиться. У ночлежников уже нет целей в жизни, что так важно для каждого человека.
Ключом к пониманию жизненной философии Луки является рассказанная им притча о человеке, который мечтал о праведной земле, где живут хорошие люди. Но оказалось, что этой земли не существует, и он с горя повесился.
Ночлежники считали, что Лука вселил ложную надежду в их души, но он не врал, а лишь поддерживал в них веру в себя, в свои силы и возможности. Но вера оказалась непрочной, и с исчезновением Луки тут же угасла. Все дело в слабости самих героев, в неспособности и нежелании что-либо сделать, чтобы противостоять обстоятельствам, которые обрекают их на существование в ночлежке Костылевых.
К Луке тянутся люди, потому что он всегда им сопереживает. К нему располагает его человеколюбие, его потребность делать добро, стремление помочь нуждающимся, чем только можно. У Луки нет никаких особенных убеждений.
Лука умеет становиться эхом других людей. Он — зеркало, в котором отражаются души тех, с кем он беседует. Лука мудр, потому что он не только делится своим опытом, но и впитывает опыт других людей.
Людям хочется простой, лёгкой жизни, потому им проще верить сказкам Луки, чем лозунгам Сатина.
Герои пьесы относятся к Луке по-разному. Особенно это проявляется ближе к финалу. Поступки, на которые Лука провоцирует людей, не всегда приводят к ожидаемому результату. Чаще итог плачевен. Наиболее горький и трагический пример – смерть Актера.
Но ведь изначально побуждения Луки — самые добрые, недаром старика защищает его антипод Сатин. Лука – не отрицательный и не положительный персонаж. Каждый может относиться к нему по – своему.
Но нет сомнения в том, что если бы не было ложных представлений о жизни Луки, то не родилась бы и правда Сатина.
Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-luki/
Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек. Он лишен всех внешних наслоений (культурных, классовых, профессиональных), приобретаемых в человеческом обществе.
Исследованием поведения «голого» человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать в крайне тяжелых для него обстоятельствах, и является пьеса «На дне».
Само «дно» – это место, как бы находящееся вне мира людей. Ночлежка напоминает ад: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».
Ночлежка находится ниже уровня земли. Герои пьесы – будто бы уже умершие люди. Это подчеркивается вначале произведения репликой Сатина: «Дважды убить нельзя».
В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Первые звуки, которые издает на сцене этот персонаж, – рычание.
Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.
Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» Мы узнаем, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла.
По собственной воле опустившись на самое дно жизни, Сатин прожигает свои способности и возможности. Этот герой способствует окончательной гибели некоторых персонажей. Сатин полушутливо подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а затем во многом провоцирует это убийство. Он сам бил Костылева, призывал, накаляя страсти: «Бей его… Лупи их!..».
Сатин равнодушен к людям, он проповедует презрение к нравственным ценностям. Усиленная работа – единственная возможность для ночлежников честным путем добыть себе пропитание. Сатин отвергает работу. Он – карточный шулер, на это и живет. Свое разлагающее влияние на сожителей Сатин прикрывает высокими фразами: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..».
О своем моральном облике этот персонаж говорит следующее: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!». Видимо, не зря Горький сделал своего героя шулером. Своими фразами Сатин помогает ночлежникам оправдать собственную аморальность.
Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом.
Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего.
Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.
Очень интересно, что именно этому персонажу достается роль проповедника. Именно он произносит известнейший монолог о Человеке: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»; «Что такое человек?..
Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»; «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!». Монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью.
На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».
Сатин во многом выражает авторскую позицию. Сам Горький писал о том, что, кроме данного персонажа, в пьесе сказать все это просто некому. Важно заметить, что образ Сатина схож с рядом героев ранних произведений Горького. Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой.
Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин похож на них, но он не только сам добровольно опускается на дно жизни, но и мешает другим персонажам сбросить с себя оковы нищеты и морального разложения. Он растлевает ночлежников, препятствует их попыткам уйти со «дна». Сатин действительно во многих моментах похож на Сатану.
Так, через образ этого персонажа Горький как бы сводит счеты со своими прежними героями.
Безусловно, образ Сатина чрезвычайно важен. Монологи Сатина несут в себе зерно истины, но все они противоречат образу жизни этого героя. Важность этого персонажа подчеркивается еще и тем, что именно ему принадлежит последняя страшная фраза – реакция на смерть Актера: «Испортил песню… дурак!».
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2635-kakova-rol-obraza-satina-v-pese-m-gorkogo-na-dne