Оболт-оболдуев в поэме “кому на руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание, портрет

Оболт-Оболдуев в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание, портрет

Помещик Оболт-Оболдуев.
Иллюстрация В. Нагаева

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев является одним из ярких персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”


Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают на своем пути помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева. Помещик жалуется мужикам на свою “несчастную” жизнь. Он грустит о крепостном праве, которое отменили в 1861 г.

Полное имя героя – Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев:

“…Соседнего помещика / Гаврилу Афанасьича / Оболта-Оболдуева / Та троечка везла…”

Возраст Оболта-Оболдуева – около 60 лет:

“…Шестидесяти лет…”


О внешности Оболта-Оболдуева известно следующее:

“…Какой-то барин кругленький, / Усатенький, пузатенький, / С сигарочкой во рту…”
“…Помещик был румяненький, / Осанистый, присадистый, / Шестидесяти лет; / Усы седые, длинные, / Ухватки молодецкие, / Венгерка с бранденбурами*, / Широкие штаны…” (*венгерка – короткая мужская куртка)
“…Как сам, такой же толстенький…”

Оболт-Оболдуев – дворянин, помещик:

“…Извольте: слово честное, / Дворянское даю!..”
“…Помещик начал так…”
“…Твои деревни скромные, / Твои леса дремучие, / Твои поля кругом!..”

Оболт-Оболдуев гордится тем, что он – дворянин:

“…Я не крестьянин-лапотник — / Я Божиею милостью / Российский дворянин!..”
“…Нам чувства деликатные, / Нам гордость внушена!..”

Оболт-Оболдуев происходит из старых дворянских родов. Помещик гордится своим древними корнями:

“…Я роду именитого. / Мой предок Оболдуй / Впервые поминается / В старинных русских грамотах / Два века с половиною / Назад тому…”
“…Без мала триста лет. / Так вот оно откудова / То дерево дворянское / Идет, друзья мои!…”
“…Чем дерево дворянское / Древней, тем именитее, / Почетней дворянин…”

У Оболта-Оболдуева есть жена и дети:

“…Жена рукою собственной / По чарке им нальет. / А детки тут же малые / Посасывают прянички…”
“…Что вон под той рябиною / Резвились наши детушки, / И Ганичка и Верочка, / Аукались со мной?..”

Оболот-Оболдуев является богатым помещиком:

“…Так вот, друзья, и жили мы, / Как у Христа за пазухой, / И знали мы почет. / Не только люди русские, / Сама природа русская / Покорствовала нам…”
“…Эй, Трошка! рюмку хересу, / Подушку и ковер!..”
“…Расположась на коврике / И выпив рюмку хересу…”
“…Гаврило Афанасьевич, / Вскочив с ковра персидского…”

Барин Оболт-Оболдуев не приучен к труду:

“…Сословья благородные / У нас труду не учатся…”

“…А мне поют: «Трудись!»..”

Оболт-Оболдуев живет 40 лет в деревне, но совсем не разбирается в сельском хозяйстве:
“…Скажу я вам, не хвастая, / Живу почти безвыездно / В деревне сорок лет, / А от ржаного колоса / Не отличу ячменного…”

Помещик Оболт-Оболдуев грустит из-за того, что крепостное право отменили:“…Сорил казну народную / И думал век так жить… / И вдруг… Владыко праведный!..» / Помещик зарыдал…”

“…Помещик закручинился, / Упал лицом в подушечку…”

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был заядлым охотником. Теперь он не может себе позволить эту роскошь:

“…Ой ты, охота псовая! / Забудут все помещики, / Но ты, исконно русская / Потеха! не забудешься / Ни во веки веков!..”
“…Бывало, нас по осени / До полусотни съедется / В отъезжие поля; / У каждого помещика / Сто гончих в напуску, / У каждого по дюжине / Борзовщиков верхом, / При каждом с кашеварами, / С провизией обоз…”

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был строг со своими крестьянами:
“…Вы сами знаете, / Нельзя же и без строгости? / Но я карал – любя…”
“…Да, был я строг по времени…”
“…Теперь не бьем крестьянина, / Зато уж и отечески / Не милуем его…”

Раньше Оболт-Оболдуев делал с крестьянами, что хотел. Но теперь крестьяне не являются его собственностью:

“…Ни в ком противоречия, / Кого хочу – помилую, / Кого хочу – казню. / Закон – мое желание! / Кулак – моя полиция!..”

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев жил, как в раю. Раньше помещик держал целый полк прислуги:

“…Да, было вам, помещикам, / Житье куда завидное, / Не надо умирать!..”
“…Не день, не два – по месяцу / Мы задавали тут. / Свои индейки жирные, / Свои наливки сочные, / Свои актеры, музыка, / Прислуги – целый полк! / Пять поваров да пекаря, / Двух кузнецов, обойщика, / Семнадцать музыкантиков / И двадцать два охотника / Держал я… Боже мой!..”

Теперь, после отмены крепостного права, Оболт-Оболдуев живет не так роскошно. Отмена крепостничества испортила его жизнь:

“…Ой жизнь широкая! / Прости-прощай навек! / Прощай и Русь помещичья! / Теперь не та уж Русь!..”
“…Невесело / Глядеть, как изменилося / Лицо твое, несчастная / Родная сторона!..”
“…И все прошло! все минуло!.. / Чу! похоронный звон!..”

Помещик Оболт-Оболдуев по-прежнему держит у себя лакеев. Он привык быть барином:

“…«Эй, Прошка!» – закричал. / Лакей, по слову барскому, / Принес кувшинчик с водкою…”
“…Эй, Трошка! рюмку хересу…”

Оболт-Оболдуев ничего не умеет делать, кроме как жить чужим трудом, то есть за счет крестьян:

“…Достоинство дворянское / Поддерживать охотою, / Пирами, всякой роскошью / И жить чужим трудом…”
“…Чему учился я? / Что видел я вокруг?.. / Коптил я небо Божие, / Носил ливрею царскую. / Сорил казну народную / И думал век так жить…”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/Obolt-Obolduev-Komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В поисках счастья герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прежде всего обращаются к представителям высшего сословия: дворянству и духовенству. На дороге им встречается помещик из соседнего села, рассказывающий о своей жизни. Так появляется образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, и образ этот далеко не однозначен.

Уже сам смысл фамилии Оболта-Оболдуева подсказывает читателю о том, каков этот человек. «Оболдуй – невежа, неотесанный человек, болван» – такое толкование этого слова предоставляет в своем словаре Даль. Использованное в качестве имени собственного, оно отлично передает отношение крестьян в пореформенной Руси к помещикам.

Сам Оболт-Оболдуев своим вопросом «Чему учился я?» косвенно подтверждает правильность своей фамилии. Любопытно, что Некрасов не выдумывает ее, а берет из родословных книг Владимирской губернии.

Помещик Оболт-Оболдуев вызывает смешанные впечатления.

«Румяненький и кругленький», с «молодецкими ухватками», любящий посмеяться, он не похож на злого человека. Его наивная гордость своим происхождением от татарина Оболдуева способна вызвать разве что добродушную усмешку. Сам же он предпочитал обращаться с крестьянами, как отец: «больше ласкою я привлекал сердца».

Он с горечью вспоминает ушедшие времена, когда на праздники он христосовался с крестьянами, воспринимая их как одну большую семью, «по-братски» беседовал с вернувшимися с заработков мужиками и с невинным любопытством ждал их подарков: вина, варенья и рыбы. Не лишен Оболдуев и некой поэтической черты в характере.

Обратите внимание

Его описание времен, когда помещик был единовластным хозяином на своей земле, наполнено искренним восхищением красоты русской земли.

Озера, пашни, заповедные луга, дремучие леса, размеренный быт помещичьих усадьб и разнузданная удаль псовой охоты, «рыцарской, исконно-русской потехи» – вот что проносится перед глазами читателя во время рассказа Оболта-Оболдуева. Горечь его вполне искренняя: он отлично понимает, что былые времена уже не вернутся, и сожалеет не столько о своей потерянной власти, сколько о ушедшем величии Руси.

По жизни по помещичьей
Звонят!.. Ой жизнь широкая!

Прости-прощай навек!

Так восклицает помещик, заслышав далекий звон. Можно сказать, что в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Оболт-Оболдуев выступает как трагический герой.

Но в то же время Некрасов не дает забыть о другой стороне помещичьей жизни: их счастье оплачивалось непосильным крестьянским трудом. Недаром мужики выслушивают излияния помещика с усмешкой, переглядываясь. И правда, достаточно вспомнить описание изможденного Якима Нагого, чтобы «пузатенький» барин перестал вызывать сочувствие.

И тут образ конкретного Оболдуева переходит в сатирический, собирательный образ помещика вообще. Этот помещик привык жить за счет других: «сорил казну народную». Он презирает «черную кость», т.е. крестьян, и искренне считает, что волен делать с ними все, что ему заблагорассудится: «кулак – моя полиция!».

В его образе воплощено русское рабство, и можно только порадоваться, что оно – вместе с Оболт-Оболдуевым – уходит в прошлое.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/obraz-obolta-oboldueva.html

Образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение

Одним из ярких героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Оболт-Оболдуев появляется внезапно. Это помещик, которого встречают на своем пути главные герои произведения. Образ персонажа не совсем однозначен, обратим на него более пристальное внимание.

Во-первых, сама фамилия героя – Оболт-Оболдуев говорит читателю о многом. Само слово «оболдуй» представляется нам как характеристика глупого, невежественного человека.   Оболт-Оболдуев, задавая себе вопрос о том, чему он учился, показывает нам правильность своей фамилии. Стоит сказать, фамилия взята Некрасовым не из воздуха, автор взял ее из библиотеки Владимирской губернии.

Важно

Некрасов описывает нам Оболт-Оболдуева как кругленького румяного человека.  Он не похож на злобного человека, он любит пошутить и посмеяться. Усмешку вызывает его гордость своим происхождением, по его мнению, его предком был некий татарин Оболдуев. С крестьянами Оболт-Оболдуев ведет себя по-отечески, ласково.

Герой с тягостью вспоминает былые времена, когда он сидел с крестьянами за одним праздничным столом, для них он был, что называется, свой в доску.

Вел беседы с мужиками, вернувшимися с заработков, и с детским любопытством ожидал подарков: сладостей, вина и рыбы. Отдельное удивление в герое вызывает его некая поэтичность.

Он умеет с настоящим мастерством добротного рассказчика ведает героям о славных старых временах, когда слово «помещик» звучало гордо, когда эти же помещики были единоличными хозяевами своей земли.

Оболт-Оболдуев восхищается красотами природы, русской земли.

Во время рассказа этого персонажа, перед глазами зрителя проносятся безграничные пшеничные поля, шумные леса, реки, бездонные озера, богатые помещичьи избы, быт крестьян и, само собой, псовая охота, которая, по словам Оболта-Оболдуева, является исконно русской, даже рыцарской, потехой.  Читатель понимает всю горечь персонажа.

Оболт-Оболдуев понимает, что былых времен уже не вернуть, все, что в его жизни было хорошего, осталось далеко позади. Но не только об этом сожалеет наш герой, не только о своей некогда былой власти, он также горюет об ушедшей, некогда великой, настоящей Руси, чьим сыном он является.

Вариант 2

В поэме действие разворачивается вокруг семерых мужиков, случайно встретившихся на столбовой дороге. В ходе беседы разгораются прения на тему: «кому лучше всех живется после принятия реформы об отмене крепостного права в России».

Увлеченные спором работяги, прошли около тридцати километров, после трапезы они зареклись, во что бы то ни стало, доказать каждый свое и продолжили путь дабы встретить и самим увидеть каждого представителя господствующего класса, а именно: царя, министра государева, попа, помещика, вельможного барина повстречавшихся им на пути. Так как говорим об определенном герое поэмы, то упустим из виду остальных персонажей и приступим к повествованию самого Оболта-Оболдуева.

На пути им повстречался помещик из соседней деревни под именем Оболт. Завязалась беседа и на актуальный вопрос барин начал проникновенный и чувственный рассказ о своей былой жизни с крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов вполне обоснованно назвал нашего героя Оболт –Оболдуев.

Совет

Как вы уже сразу поняли, автор напрямую заявляет читателю о том,  что «Обалдуй» – не воспитанный, упрямый, бестолковый.. Смысловая нагрузка слова наиболее точно передает истинное отношение крестьян к помещикам на Руси.

Вызывает интерес и то, что Некрасов берет данную фамилию из достоверных источников – книги Владимирской губернии.

Исходя из этого, начинает воссоздаваться и сам образ Оболта – Оболдуева в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Боярин, на первый взгляд кажется весёлым и добродушным человеком. На это указывает его «румяненькое» лицо, «кругленькое» телосложение, «молодецкие ухватки» и что он любит посмеяться.

Помещик наивно гордится своей родословной, что вызывает у собеседников не больше, чем усмешку. Сам Оболт – Оболдуев ничего не умеет делать своими руками без посторонней помощи, что подтверждает замысел автора при выборе фамилии. Он очень страдает по былым временам, ведь сейчас для него любимая охота с собаками представляется роскошью.

В произведении он упоминал о детях и жене, о праздных гуляниях и о том, как он христосовался с крестьянами, воспринимая их как своих родных, дружелюбно разговаривал с мужиками после работы и невинно ожидал подарки от своих живых душ, сделанных ручным трудом.

Оболдуев не обделен и даром поэзии проявляющейся в описании озер, луга, дремучего леса, быта, усадьбы и его излюбленной охотой с собаками. Как мы можем заметить, автор в какой-то степени представляет его и в трагическом образе.

В тоже время Николай Алексеевич Некрасов не забывает упомянуть и обратную сторону жизни помещиков в те времена.

Читайте также:  Мораль басни "подагра и паук" крылова (анализ, суть, смысл)

Все эти развлечения оплачивались крестьянским не посильным трудом. Исходя из этого, понимаем, почему семеро мужиков усмехаются на старательный рассказ Оболта. Давайте вспомним измученного Якима Нагого и «румяненький» помещик ежесекундно перестает вызывать жалость. Тут же появляется сатирический образ, собирательный.

Некрасов учит через этот образ, смеясь расставаться с пережитками прошлого, чему и служит сатирико–юмористическая окраска главы «Помещик».

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-obolta-oboldueva-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Нельзя не сказать, что одним из ключевых моментов в знаменитом произведении “Кому на Руси жить хорошо” отдано двум совершенно разным сословиям, которые существовали в истории России, это дворянство и духовенство. Оба этих сословия считались довольно богатыми в России и имели некую власть над другими людьми которые входили в них. Каждый персонаж и герой произведения очень тщательно продуман автором и введен не просто так.

Образ одно из героев Оболта-Оболдуева становиться понятным читателям уже по одной фамилии.

Ведь автор не зря дал ему фамилию, которая сама за себя говорит об этом герое намного больше, чем он пожалуй сам мог бы рассказать.

Ни для кого не секрет, что оболдуем принято называть невежественного человека, неопрятного, неприятного как внешне, так и внутренне по своему общению. Именно таким и предстает перед читателями данный герой.

Обратите внимание

Нужно отметить и тот факт, что данный герой становиться отличным представителем людей того времени, у которых не было возможности жить лучше, получать образование и улучшать своё материальное положение, работая на себя, а не на кого-то либо.

Кстати, эти люди настолько привыкли и смерились со свей судьбой, что даже не пытаются что-то изменить. И на вопрос об своём образовании совершенно откровенно говорят об его отсутствии.

Многим читателям как ни странно очень близки оказываются такие герои, так как очень часто даже в наши дни сложно позволить себе то, что хочется.

Так же нельзя не отметить, что знаменитый русский писатель, написавший данное произведение не выдумывал фамилии своим героям, а брал их из исторических справок. Этот факт может подтвердить лишь то, что герои данного произведения действительно жили в нашей стране и действительно испытывали всё то, о чем так много пишут различные писатели, ученые и так далее.

Варинт №2

Действующим лицам  из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по определенным обстоятельствам приходиться обратиться к государству. Но по пути они знакомятся с помещиком ,который заводит разговор о своей  жизни. Его зовут Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев и это один из важных персонажей в поэме.

Только одна фамилия этого человека говорит сама за себя. Оболдуй – это грубый человек, некультурный, дурак и т.д. Именно такую фамилию выбрал Некрасов для того чтобы передать ,то как относятся простые крестьяне к Руси которая была в те времена. Стоит отметить, что для произведения поэт далеко не придумал такую необычную фамилию, а существовала она на самом деле.

Гаврила Афанасьевич показан как таинственная персона. С одной стороны он любит подурачиться и похохотать, что располагает его к себе как доброго человека. Корни его были татарским, и у него всегда была гордость. Но это скорее тоже было положительной стороной. Для крестьян он стал как ласковый отец.

Для него тяжелы воспоминания о том, что прошло то время, когда он часто общался с крестьянами и думал о них как о собственной семье.

Он вспоминает, что у него также была своя прекрасная земля, на которой находились луга, леса озера и многое другое. Эти воспоминая  были полны искренности и восхищения.

Оболдуев прекрасно знает, что, к  сожалению этого больше не вернуть и жалеет о том, что потерял власть.

Важно

Образ героя Оболдуева полон трагизма. Но Некрасов  также напоминает о том, что хорошая жизнь помещиков существовала благодаря работе крестьян. Оболт-Оболдуев раньше жил именно так. Когда-то он считал, что раз они обычные рабочие, то можно относиться к ним не серьезно. Он пользовался своей властью.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдует символизирует собой образ порабощения крестьян. Существует  огромный плюс в том, что он  больше не помещик. Некрасов в произведении был нацелен на то, чтобы показать будущую Россию, и на то, как следует отпускать прошлое и прошлую жизнь.

Характеристика и образ помещика Оболта-Оболдуева

Семь мужичков встречаются с представителями господствующих сословий,  разговор с которыми должен дать ответ на вопрос, ставший названием произведения.

Родовое дворянство олицетворяет помещик Оболт-Оболдуев. На его примере демократ Некрасов хочет показать необоснованность ссылок аристократии на заслуги предков, которыми они обосновывали свое привилегированное положение.

Оболт-Оболдуев, также, как и многие дворяне, говорит о древности рода. В сатирической форме Некрасов рисует необоснованность подобных претензий. Выясняется, что предки Оболт-Оболдуева пытались поджечь Москву для грабежа и выслуживались, развлекая царицу дрессированными животными.    

Однако, несмотря на отсутствие от Оболта-Оболдуева общественной пользы, он не показан злым или безнравственным человеком. К крестьянам он относится «по-отечески». Помещик любит свою страну и говорит с восхищением о ее просторах и природе.

Однако есть в образе  Оболт-Оболдуева и негативные черты. Он считает естественным свое превосходство над крестьянами, содержавшими его предков своим трудом.

Хотя, вместе с тем, Оболт-Оболдуев прекрасно понимает, что времена дворянского господства прошли безвозвратно.

Вводя неоднородный образ Оболт-Оболдуева, автор стремится показать паразитический образ жизни помещиков и их бесполезность для дальнейшего развития страны.

Совет

Реформа, отменившая крепостное право, значительную часть земли оставила у них, и Некрасов демонстрирует несправедливость такого положения вещей. С его точки зрения, земля должна не обеспечивать паразитическое существование таких, как Оболт-Оболдуев, ее необходимо передать работающим на ней.

По собственному признанию помещика, встреченного семью мужичками, он, прожив всю жизнь в деревне, ничего не понимает в сельском хозяйстве.

Некрасов рисует Оболт-Оболдуева не дряхлым стариком, а человеком с «молодецкими ухватками», подчеркивание значительные жизненные силы старого порядка.

Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо

Сейчас читают:

  • Характеристика и образ Платова из рассказа Левша 6 класс сочинение
    Платов является одним из важных персонажей в рассказе “Левша”. Автор упоминает казака в первых главах довольно часто, чтобы подчеркнуть его важность в данном произведении. Платов предстает перед читателями бывалым и смелым воякой.
  • Сочинение Профессия архитектор или Почему я хочу стать архитектором 5 класс
    Нам в школе часто говорят о выборе профессии. Я понимаю, что это очень важно для нас , ведь от выбора профессии зависит наше будущее. В первом классе я хотела быть певицей, потом художницей.
  • Сочинения на тему Весна
  • Образ Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение
    Одним из героев, которого с таким блеском и любовью описывает автор в своем произведении – эпопеи, является Пьер Безухов. Вначале романа перед читателями предстает недоросль-увалень. Большой, неуклюжий парень, он плохо видит и носит очки,
  • Нравственные уроки древнерусской литературы 7 класс сочинение
    Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени.
  • История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинение
    В романе “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов представил образ Григория Александровича Печорина, к которому можно относиться по-разному: с сожалением – в связи с потерей героем ориентира в жизни, с осуждением – так как он принес

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-pomeshhika-obolta-oboldueva-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Оболт-Оболдуев в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Главные герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в первую очередь обращаются к высшим слоям населения, чтобы узнать, как им живётся. Одним из опрашиваемых становится помещик Оболт-Облдуев.

Как нетрудно догадаться, фамилия у него говорящая: оболдуй означает человек глупый, невежда. Полное имя героя — Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Ему примерно шестьдесят лет, у него кругленькая фигура, седые усы и сигара во рту.

Гаврила Афанасьевич очень гордится тем, что он дворянин, что его кровь благородная и уходит далеко в прошлое, где его величественные предки тоже были помещиками и дворяне. У него есть семья: жена и дети. Вся семья живёт в большом достатке, ни в чём не нуждается, у них целая армия прислуги, Оболт-Оболдуев — очень богатый дворянин.

И по своему призванию, и природе наш герой не приучен к труду вовсе, он живёт только за счёт трудов своих крепостных.

Правда, отношения с крестьянами у него складываются не лучшим образом: он привык, что крестьяне — это не люди в привычном понимании, это его собственность, которой он волен распоряжаться так, как посчитает нужным.

Основное событие поэмы — отмена крепостного права, которое очень сильно повиляло и на жизнь Гаврилы Афанасьевича, ведь раньше он и на охоту мог сходить, и деньгами сорил из казны, а теперь ничего этого нет, теперь он живёт гораздо скромнее и оттого ему тоскливо: сам-то он не умеет ничегошеньки делать, а потому держит несколько лакеев.

Он сорок лет прожил в деревне, но с сельским хозяйством так и не разобрался — это характеризует его, как человека, не интересующегося тем, как будет протекать его жизнь в дальнейшем, не уважающего себя человека, потому что уважающий себя человек всегда найдёт себе род деятельности в жизни, с помощью которого можно зарабатывать деньги. Оболт-Оболдуев — типичный пример неприспособленного к жизни барина, которому с самого детства всё доставалось на блюдечке, стоило только крикнуть своим крепостным. А теперь он остался у разбитого корыта, теперь его дворянский титул ничего не значит, а деньги скоро закончатся, потому что зарабатывать их он не умеет.

Обратите внимание

Однако из положительного стоит отметить, что у Гаврила Афанасьевича осталось чувство рефлексии, обдумывания своих недочётов и ошибок, он не безнадёжно слеп в своей жизни.

Если бы он с самого детства предпринимал что-то, чтобы быть самостоятельным человеком, то сейчас ему не было бы так горько, но теперь он оставлен на произвол судьбы, оплакивающим ту Русь, которой он гордился и которую он любил — Русь с рабами.

← Образ и характеристика Прокла Мороз, красный нос
← Образ и характеристика Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовХарактеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо →
Образ князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо →

  • Образ и характеристика Анны в пьесе На дне Горького сочинение
    В пьесе Максима Горького есть такой персонаж как девушка Анна, она живет со своим мужем в ночлежке. Кровать, на которой девушка лежит, отделена грязной шторкой ото всех.
  • Сочинение В чем причина живучести шариковщины
    Для начала нужно определить, что такое эта «шариковщина». Конечно, это то, что ассоциируется с Шариковым – героем Булгакова. Или уж «антигероем», так как это явно не лучший человек, а вот собака – неплохая.
  • Сочинение на тему Футбол
    Я начала заниматься футболом, когда мне было десять лет. Возможно, для девочки это странное увлечение, но я ничего не могла с собой поделать. Мама долго уговаривала меня заняться танцами или музыкой, но мне всегда был интересен только футбол.
  • Сочинение на тему Мобильный телефон
    Сейчас невозможно представить свою жизнь без мобильного телефона, он есть буквально у всех. Это и неудивительно, ведь благодаря ему всегда можно оставаться на связи с близкими в любой точке земного шара
  • Сочинение Каникулы моей мечты
    Конец учебного года и начало летних каникул – самое счастливое время в жизни каждого школьника. В голове сразу возникает миллион планов о том, как провести эти три месяца свободы.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/obolt-obolduev-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образ Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

В поисках счастья герои поэмы ” Кому на Руси жить хорошо ” прежде всего обращаются к представителям высшего сословия: дворянству и духовенству. На дороге им встречается помещик из соседнего села, рассказывающий о своей жизни. Так появляется образ Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова, и образ этот далеко не однозначен.

Читайте также:  Значение "слова о полку игореве" в русской литературе

Уже сам смысл фамилии Оболта-Оболдуева подсказывает читателю о том, каков этот человек. “Оболдуй – невежа, неотесанный человек, болван” – такое толкование этого слова предоставляет в своем словаре Даль.

Использованное в качестве имени собственного, оно отлично передает отношение крестьян в пореформенной Руси к помещикам. Сам Оболт-Оболдуев своим вопросом “Чему учился я?” косвенно подтверждает правильность своей фамилии.

Любопытно, что Некрасов не выдумывает ее, а берет из родословных книг Владимирской губернии.

Помещик Оболт-Оболдуев вызывает смешанные впечатления. “Румяненький и кругленький”, с “молодецкими ухватками”, любящий посмеяться, он не похож на злого человека.
Его наивная гордость

своим происхождением от татарина Оболдуева способна вызвать разве что добродушную усмешку.

Сам же он предпочитал обращаться с крестьянами, как отец: “больше ласкою я привлекал сердца”.

Важно

Он с горечью вспоминает ушедшие времена, когда на праздники он христосовался с крестьянами, воспринимая их как одну большую семью, “по-братски” беседовал с вернувшимися с заработков мужиками и с невинным любопытством ждал их подарков: вина, варенья и рыбы.

Не лишен Оболдуев и некой поэтической черты в характере. Его описание времен, когда помещик был единовластным хозяином на своей земле, наполнено искренним восхищением красоты русской земли.

Озера, пашни, заповедные луга, дремучие леса, размеренный быт помещичьих усадьб и разнузданная удаль псовой охоты, “рыцарской, исконно-русской потехи” – вот что проносится перед глазами читателя во время рассказа Оболта-Оболдуева. Горечь его вполне искренняя: он отлично понимает, что былые времена уже не вернутся, и сожалеет не столько о своей потерянной власти, сколько о ушедшем величии Руси.

По жизни по помещичьей

Звонят!.. Ой жизнь широкая!

Прости-прощай навек!

Так восклицает помещик, заслышав далекий звон. Можно сказать, что в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Оболт-Оболдуев выступает как трагический герой.

Но в то же время Некрасов не дает забыть о другой стороне помещичьей жизни: их счастье оплачивалось непосильным крестьянским трудом. Недаром мужики выслушивают излияния помещика с усмешкой, переглядываясь. И правда, достаточно вспомнить описание изможденного Якима Нагого, чтобы “пузатенький” барин перестал вызывать сочувствие.

И тут образ конкретного Оболдуева переходит в сатирический, собирательный образ помещика вообще. Этот помещик привык жить за счет других: “сорил казну народную”. Он презирает “черную кость”, т.
е. крестьян, и искренне считает, что волен делать с ними все, что ему заблагорассудится: “кулак – моя полиция!”.

В его образе воплощено русское рабство, и можно только порадоваться, что оно – вместе с Оболт-Оболдуевым – уходит в прошлое.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-obolta-oboldueva-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы “Помещик” из поэмы Н. А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)

Повстречавшись с путешественниками, помещик сначала принимает их за разбойников и выхватывает оружие. Однако же узнав, кто они на самом деле и зачем странствуют, посмеивается и располагается поудобней, тут же начиная рассказать историю своей семьи.

Один из самых старых его предков со стороны отца бывало ещё и саму государыню баловал дичью, а со стороны же матери, некий князь Щепкин Москву поджечь пытался, чтобы разграбить казну, но был пойман и казнен.

Оболт-Оболдуев с небывалым трепетом вспоминает дни минувшего, собственных подручных, пирушки, которые он устраивал, охоту, и конечно же, небывалую власть, которой распоряжался как хотел—наказывал, миловал, и добавляет, что делал это «любя» и «ласково».

Совет

Вдобавок жалуется странникам, что сейчас помещичьи дома отбирают у прежних хозяев, разрушают усадьбы и роскошные сады вырубают. Более того, самого помещика неумелого, неопытного, отродясь который пшеницы от овса отличить не может посылают в поле работать. Помещик горестно сетует и возмущается.

Н.А. Некрасов и в этой главе не мог не отразить противоречивые отношения крестьянина и помещика и дисгармонирующее вольное свободное сознание крестьянина и его рабское, холопское сознание.

Именно в этой главе назревает один из самых важнейших вопросов поэмы: А так ли нужна была свобода крестьянству? Счастливы ли они теперь?

Вот ведь помещикам нелегко. Работать не умеют, все добро отобрано, пропадает. А были б сейчас у них во власти крестьяне работа быстро бы пошла, и дышалось бы привольнее помещикам на свете этом…

С поэтом заступником народа, можно и поспорить. Не всех помещиков и дворян можно охарактеризовать с помощью таких образов, были и иные, трудящиеся честно во благо стране.

Однако, во время создания поэмы, тема счастья народа на «воле» была не так широка, поэтому Некрасова можно считать новатором, человеком стремившимся открыть правду-истину, понять сердцем и душой народ, и помочь им осознать себя.

Поэма, к сожалению, так и не была окончена, но образ семи мужичков, ищущих справедливость и счастье надолго увековечился в литературе.

В данном произведении, и правда, поднимаются крайне разносторонние проблемы: классовая борьба — помещичья и крестьянская, рассматривается народ с двух взаимоисключающих друг друга сторон, крестьянин предстает перед нами и как упорный труженик, не жалеющий себя, а с другой стороны, как пьяное невежественное быдло, скот. Тут же присутствуют духовность и невежество, воля и рабская покорность, горе и счастье, смех и слезы…

(3 votes, average: 3.67

Источник: https://school-essay.ru/vstrecha-strannikov-s-oboltom-obolduevym-analiz-glavy-pomeshhik-iz-poemy-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html

Образ помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма эпопея «Кому на Руси жить хорошо».

В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20—70 годах ХIХ века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется — «Помещик».

Обратите внимание

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ.

Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств.

Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную».

Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид».

Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники; и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Важно

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме — князя Утятина — обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом.

Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура — «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Рассказывая о диких выходках «Последыша» — последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества.

Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили  «непокладистого» мужика Агапа Петрова: «Не будь такой оказии, не умер, бы Агап». Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права стался фактически хозяином жизни («Известно, не корысть, а спесь его подрезала, / Соринку он терял»).

Утятина опасаются и странники: «Да барин глуп: судись потом…» И хотя сам Последыш — «юродивый помещик», как зовут его крестьяне, — скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по прежнему остается в руках дворянства.

Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.

В главе «Савелий богатырь Святорусский» Некрасов показал еще одного помещика-крепостника — Шалашникова и его способ выколачивания оброка с помощью жестокой порки крестьян.

Совет

С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами Оболдуевых и Утятиных отношения Шалаш- никова с крепостными мужиками могут показаться относительно простыми и естественными, а с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность народу.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя.

Опора этого строя — помещики — изображены в поэме «последышами», доживающими свой век, давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).

Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господ-помещиков и мир крестьянства, — Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.

похожие материалы

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/nekrasov/237-obrazpomeschikov.html

Описание персонажей: Оболт-Оболдуев, Утятин, Шалашников и Фогель

Их жизнь представлена в поэме четырьмя персонажами: Г.А.Оболт-Оболдуевым, Утятиным (последышем), Шалашниковым и Х.Х.Фогелем. По ходу произведения первым, с кем мы знакомимся, является Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

На вопрос странников «Сладка ли жизнь помещичья?» он дает очень развернутый ответ. Вначале объясняет, чем жизнь помещика отличается от крестьянской – родовым деревом: «Чем дерево дворянское древней, тем именитее, почетней дворянин».

Затем Гаврила Афанасьевич начинает вспоминать свою былую жизнь: «Жили мы, как у Христа за пазухой, и знали мы почет». Еще он рассказывает о своей вотчине, богатстве ее природы.

Оболт-Оболдуев вспоминает, что раньше дворянские дома были огромными имениями («Дома с оранжереями, с китайскими беседками, и английскими парками…»), в которых прислуги насчитывался «целый полк». Праздники в былые времена славились своей пышностью и необъятностью. Далее идет описание травли зверя.

Это было настолько широким мероприятием, что оно не сравнилось бы ни с каким другим по своим размерам. По словам помещика, охоту можно было бы приравнять к военному походу: «У каждого помещика сто гончих в напуску, у каждого по дюжине борзовщиков верхом, при каждом с кашеварами, с провизией обоз».

После описания всевозможных торжеств Гаврила Афанасьевич заводит разговор о крестьянах. Будто бы еще до отмены крепостного права он не кабалил крестьян, а «больше ласкою привлекал сердца», приводил ряд примеров, подтверждающих это.

Но все им рассказанное с недавней поры перестало существовать («И все прошло, и все минуло»). Теперь из большого помещичьего сословия осталось немного представителей, и живут-то они не так, как прежде: крестьянин совсем от руки отбился, земли запущены, леса вырубаются, усадьбы переводятся. А причиной всему произошедшему, как считает Оболт-Оболдуев, стала реформа 1861 года.

Обратите внимание

Так описывает помещичью жизнь первый представитель «сословия благородного». Далее встречается другой помещик – князь Утятин. Он, как и все последующие, показан угнетателем, мучителем, стяжателем.

Читайте также:  Темы поэмы "полтава" пушкина: тематика и проблематика произведения

Его жизнь вольготна, так как ему не приходится трудиться: всю работу выполняют зависимые крестьяне. Именно за счет их стараний он нажил «богатство непомерное». Но все это было до 1861 года. После реформы и его жизнь, и жизнь крестьян должна была перемениться, как и у Оболта-Оболдуева.

Но не тут то было: Утятин не признавал новых порядков и продолжал вести праздную жизнь до самой смерти.

В третьей части поэмы представлены еще два помещика. Но их жизнь проходила за век до реформы. Сначала рассказывается о помещике Шалашникове. Этот персонаж был больше алчным, чем властолюбивым. За вовремя выплаченный оброк оставлял деревню в покое, а любое наказание мог тут же отменить за взятку.

Другой современник Шалашникова – Хтистиан Христианович Фогель – был более хитрым и дальновидным. Вначале он жил скромно, крестьян не обременял налогами. Но после осуществления его замысла у крестьян «настала каторга». Немец разжился, стал состоятельным, построил фабрику. Он также нажил свое добро за счет труда крестьян.

Проанализировав жизнь четырех помещиков, я сделал вывод, что им жилось одинаково как до 1861 года, так и после. Реформа не внесла больших изменений как в жизнь крестьян, так и в жизнь помещиков.

Последние продолжали вести праздный образ жизни, нисколько не заботясь о крестьянах.

В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян.

Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество “кругленького” человека. В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.

Мы, барщинные, выросли

Под рылом у помещика

Важно

говорят крестьяне, и одного словечка “рыло” достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину.

Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:

Коптил я небо Божие,

Носил ливрею царскую,

Сорил казну народную

И думал век так жить…

С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе “Последыш”. Глубокий смысл имеет само ее название.

Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян.

В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:

Нос клювом, как у ястреба.

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение. Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — “неправедных судей”, купцов, подрядчиков.

К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:

Живи с одних крестьян,

Сбирай мирские гривенки…

Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван.

Совет

Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:

У нас народ — все голь да пьянь.

За свадебку, за исповедь

Должают по годам.

В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же.

К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая…

Сюжетной основой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права.

А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься «счастливо, вольготно на Руси». Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги.

«Хвали траву в стогу, а барина в гробу», — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы.

На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян.

Жесток «жадный, скупой» господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается. В главах «Помещик» и «Последыш» Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России.

Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы «Помещик», начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы.

Обратите внимание

При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян.

В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно «ломается», с издевкой звучат его слова:

«…Наденьте шапочки,

Садитесь, господа!»

Сатирически гневно рассказывает Н. А. Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко».

Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью.

Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»:

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню, —

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!

Страницы: 1 2

Источник: http://www.rlspace.com/opisanie-personazhej-obolt-obolduev-utyatin-shalashnikov-i-fogel/

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Сочинения по литературе: Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо» Сюжетной основой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” становятся поиски счастливого на Руси. Н. А.

Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права.

А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”.

Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы.

Важно

На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян.

Жесток “жадный, скупой” господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается.

В главах “Помещик” и “Последыш” Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России.

Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы “Помещик”, начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы.

При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А.

Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно “ломается”, с издевкой звучат его слова: “…Наденьте шапочки, Садитесь, господа!” Сатирически гневно рассказывает Н. А.

Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”. Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью.

Барин, владевший “крещеной собственностью”, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему “покорствовало”: Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню, — Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев.

Совет

В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды: Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот! Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло. “Теперь не та уж Русь!

” — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда.

Отмена крепостного права ударила “одним концом по барину, другим по мужику…” Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем.

Глава “Помещик” подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н.

А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно.

Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе “Последыш” Н. А.

Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам — привычка покоряться. Князь Утятин — барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года.

Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества: Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И — разные глаза: Один здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар: Известно, не корысть, А спесь его подрезала, Соринку он терял.

И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. “Последыш” становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных.

Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения: приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава “Последыш” уточняет смысл главы “Помещик”.

Обратите внимание

От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности.

Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется: Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая… “Легенда о двух великих грешниках” подводит своеобразный итог размышлениям Н. А.

Некрасова о грехе и счастье.

В соответствии с представлениями народа о добре и зле убийство жестокого пана Глуховского, который, хвастаясь, поучает разбойника: Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю вешаю, А поглядел бы, как сплю! —становится способом очистить от грехов свою душу.

Это призыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тиранов.

Источник: http://historylib.net/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector