Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение
Лев Николаевич Толстой – величайший классик второй половины 19 века. И, несомненно, лучшим его произведением является роман-эпопея «Война и мир».
Особенностью Толстого, как литератора, является тот аспект, что всех своих персонажей он делит на любимых и нелюбимых. Логично, что любимые герои описываются Львом Николаевичем максимально подробно. Одним из таких любимых героев является Пьер Безухов.
Вся жизнь Пьера – это путь духовного становления.
Читатель встречается с ним на первых страницах в салоне Анны Павловны. Внешность его неоднозначна – она не поражает внешней красотой. Даже складывается впечатление, что Пьер неповоротлив и неуклюж. Но Толстой верен своим традициям – за неповоротливостью скрыта чистая и благородная душа.
Понятно, что Пьер неизбалован замашками светского общества, и на первых порах в компании легкомысленных «мажоров» предается развлечениям. Пьянство и разврат быстро ему надоедают, и он пытается найти для себя занятие по душе.
У него появляется единственный настоящий друг – Андрей Болконский и только с ним Пьер может быть самим собой.
Толстой всех своих любимых героев ведет тернистым путем. Так и с Пьером. Вот на его жизненном пути возникает пустая красавица Элен. Пьер доверчив – и поэтому он становится ее «добычей». Под напором князя Курагина Пьер женится на его дочери, и только спустя время, понимает, что им нужен не он, а его богатство. Поэтому брак с Элен уходит в небытие.
Пьер продолжает искать себя. Он увлекается масонством. Это для него ложный путь совершенствования. Масонам не важны духовные ценности. Для них идеал – это деньги. Таким образом, пойдя по пути масонства, Пьер заходит в тупик.
Время идет и начинается война 1812 года. Это историческое событие стало знаковым для Пьера. Он оставляет личные терзания и идет защищать Отечество. Он настолько ненавидит врага, чт решает убить Наполеона. Эта идея не реализована, а Пьер попадает в плен.
Именно время плена становится решающим для Пьера. У него достаточно времени, чтобы взвесить все «за» и «против» в своей жизни. Он лишен благ, к которым привык, и это приводит к тому, что Пьер понимает и принимает законы простой жизни. Этим законам научил его Платон Каратаев.
Платон для Пьера – это мудрый учитель. Они похожи. Поэтому, можно сделать вывод, что единение с Каратаевым стало для Пьера единственно верным ориентиром в жизни. Безухов понял, что «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».
После того, как Пьер освобожден, он осознает и ощущает себя новым человеком. Он теперь твердо знает, что необходимо ему, чтобы быть поистине счастливым.
Пьер решает свои бытовые дела и понимает, что пришло время предложить руку и сердце Наташе Ростовой. Пьер осознает, что Наташа – именно та, кого он искренне любит и будет с ней счастлив до конца дней своих.
В эпилоге романа Толстой показывает читателю Пьера – хорошего семьянина, самодостаточную личность. Он активный общественный деятель. На первое место выходят его душевные качества, как то, доброта, порядочность, проницательность. Смысл жизни для Пьера – любимая Наташа, дети, друзья, работа.
Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой»
Путь Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение
Через образ незаконнорожденного князя Пьера Безухова автор показывает эпоху и тот временной отрезок, который включает в себя исторические события и те человеческие испытания, воздвигнутые на его пути. Впервые читатели знакомятся с ним, попадая в салон Анны Шерер. Он никому еще неизвестен.
Знают о нем лишь, что он получил хорошее образование за границей, и недавно вернулся в Россию. Применение своим знаниям он еще не нашел, а под влиянием бездельников из «светской молодежи» участвовал в кутежах и гулянках. За это его выслали из Петербурга. Но такая жизнь не устраивает и самого Пьера. Он лишен лицемерия и мелочности.
Он мягкий и добрый человек, который легко поддается под чужое влияние. После смерти отца он наследует и его титул и богатство.
Все семейства Москвы, у которых дочери на выданье, стремятся заполучить его. Он женится на Элен Курагиной. Брак этот был несчастливым, так как очень скоро Пьер понял, что жена его не любит. Она коварна и лжива, изменяет ему.
Пьер вызывает на дуэль Долохова, потому что не может стерпеть предательства. Молодого Безухова все чаще посещают мысли о смысле его жизни. Он не умеет ни хитрить, не притворяться, и жизнь в светском обществе, далека от него. Он много думает. Увлекается масонством.
Символы и правила другого мира увлекают его. Он расстается с Элен, оставив ей большую часть своего состояния.
Пьер Безухов много читает, изучает разные прожекты. У него появляется мысль сделать что-нибудь, чтобы изменить жизнь крестьян. Его мало кто понимает и поддерживает. Он разочаровывается в своих идеях и находит спасение в возвышении пришедшего, в это время к власти, Наполеона.
Пьер его боготворит. Восхищается его успехами и победами. Но война французского императора против России многое меняет в мировоззрении Безухова. У него появляется идея убить своего бывшего кумира.
Многие события, которые встретились на пути Пьера, помогли стать ему по- настоящему зрелым человеком.
Духовные искания Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение
Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер, восхваляющего идеи французской революции и Наполеона. В отличие от Андрея Болконского Пьер глядит в будущее с надеждой, верит, что у них еще все впереди.
После получения богатств отца, все начинают льстить ему. Пьер чувствует, что что-то не так в отношениях с его женой. Позже Пьер разводится с женой, оставляет ей значительную часть своих владений и уезжает в Петербург.
На одной из станций к нему подсел старик под предлогом помочь Пьеру. Как оказалось, этот старик был масоном. Он начал спрашивать Пьера о духовности и том, доволен ли Пьер своей жизнью.
Это производит огромное впечатление на Безухова, искренне надеявшегося найти новые идеалы и смысл жизни. Но со временем Пьер разочаровывается в масонстве, хотя он и подчерпнул много моральных устоев из этого периода своей жизни.
Из-за этого герой слегка потерян в мире, в жизни.
Пьер принимает участие и в таком важном событии как Бородинское сражение. Это один из основных моментов романа, через этот эпизод мы понимаем, что старые устои Пьера пали, он понял смысл подвига солдат, понял то, что несмотря на все ужасы войны, они все также способны улыбаться и смеяться.
Позже он задумывает убить некогда своего кумира Наполеона. Оставшись в Москве, Пьер бродит по улочкам, ищет Наполеона. В итоге спасает девочку из пожара, но его берут в плен.
В плену же он встречается с Платоном Каратаевым, человек раскрывшим ему многие тайны жизни. Он приобщился к народу через общение с Платоном, освободился духовно, так как вопрос о смысле жизни был для него решен.
В эпилоге мы видим, как Пьер уже идет не Каратаевским путем, а своим, потому что жить без поисков это явно не для него. Окончательно же духовную гармонию постигает Пьер уже в браке с Наташей Ростовой. Наконец он чувствует себя счастливым.
Таким образом, автор показывает, как складывается жизнь и внутренний мир человека на протяжении всей жизни. Пьер Безухов из ярого поклонника Наполеона и всех его идей превратился в спокойного домашнего человека.
Каждый этап в его жизни он проходит в поиске смысла жизни, ответов на вечные вопросы, в поиске самого же себя. И нельзя сказать, что он ничего не извлек.
Наоборот, каждый этап оставил в нем заметный след, Пьер сумел вынести самое главное из каждого момента жизни и стать тем, кем он хотел быть всю жизнь – счастливым человеком.
Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир
Сейчас читают:
- У природы нет плохой погоды сочинение-рассуждение
Как точно автор одной старой песни подметил “каждая погода благодать”. И это правда, ведь у природы действительно нет плохой погоды. На протяжении целого года люди созерцают удивительную красоту природы, сталкиваются с погодными условиями каждый день, - Сочинение на тему Моя мама (описание внешности)
Практически каждый из нас может сказать, что его мама самая лучшая. Ведь именно мама для нас самый близкий и родной человек. Моя мама всегда вызывает у меня восхищение. - Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение
В произведении Достоевского, которое называется «Преступление и наказание», у главного героя (Раскольникова) есть несколько двойников. Главная фигура романа – Родион Раскольников. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Образ этого персонажа противоречив. - Кладовая солнца Человек и природа сочинение
Безусловно, никто не станет спорить с тем, что с самого первого дня зарождения человечества и всего живого на Земле, природа очень тесно взаимодействовала с ним. - Сочинение на тему Подвиг 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
Подвиг, как слово и определенное действие, несет очень серьезную смысловую нагрузку, так как под этим понятием можно понимать многие героические действия, которые присущи не только человеку, так как случаются случаи героизма и подвига, - Сочинение по картине Взятие снежного городка Суриков 3 класс
Великолепное произведение искусства, которое передает очень хорошо все происходящее и любитель искусства может полностью вжиться в данный праздничный день, который отображен на этой уникальной картине.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/put-iskanij-pera-bezuhova-v-romane-vojna-i-mir
Жизненный путь пьера безухова в романе «война и мир»
Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез.
Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему.
Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.
Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера.
Курагин женит его на Элен. Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом.
Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле. Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе.
Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».
Когда началась война 1812 года Пьер Безухов, хотя и не был военным, отправился на фронт, чтобы посмотреть, как воюют люди за свое Отечество. Находясь на четвертом бастионе, Пьер видел настоящую войну, он видел как страдают люди из-за Наполеона.
Безухова поразил и воодушевил патриотизм, рвение и самопожертвование простых солдат, ему стало больно вместе с ними, Пьер проникся лютой ненавистью к Бонапарту, он захотел лично его убить.
К сожалению, ему это не удалось, и вместо этого он попал в плен. В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера.
Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.
Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.
Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды. Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы.
Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.
(нет оценок)
Loading…
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/zhiznennyij-put-pera-bezuhova-v-romane-vojna-i-mir/
Жизненный путь Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир
Готовые Домашние Задания
Книги Толстого — документальное изложение всех исканий, которые предприняла личность сильная в целях найти себе в истории России место и дело.
A.M. Горький
Роман “Война и мир” — ярчайшее произведение, ставшее величайшим достижением русской литературы.
Л. Н. Толстой захватывает и объединяет в единое целое важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории. Нам показаны выдающиеся личности, великие исторические события, которые в начале XIX столетия глубоко затронули души многих миллионов людей, всего русского народа и явились центром событий в этот период времени, впоследствии вошедшего в историю.
Любимый герой Толстого — Пьер Безухов. Образ этого героя был задуман и написан как образ будущего декабриста. Не являясь сторонником восстания против царского самодержавия, автор, однако, с большой симпатией относится к дворянским революционерам.
Подобно Болконскому, Пьер — честный, благородный, высокообразованный дворянин, человек всесторонне развитый и умный. Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться.
Ему свойственны раздумья и сомнения в поисках “смысла жизни”. Путь его сложен и извилист.
Толстому очень близки искания его героя, потому что долгое время он сам не мог понять смысла жизни, часто искал его тщетно и напрасно.
Пьер Безухов — это “массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках… Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе”.
Так описал своего героя Л. Н. Толстой. Но несмотря на внешний вид Пьера, Толстой наделил его великолепными человеческими качествами и характером. Правда, Пьер, еще по ранней молодости, только приехав в Петер бург, плохо разбирается в людях. Лицемерие и ложь он принимает за правду, сочувствует ложному страданию.
И потому только, столкнувшись с жестокостью этого общества, он ищет спасение в религии. В этот критический момент Безухов попадает в руки Баздеева.
Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному самоусовершенствованию людей и объединяло их на началах братской любви. Пьер понял масонство как “учение равенства, братства и любви”, и это помогает ему направить силы на благоустройство жизни крепостных.
Но этого добродушного и открытого человека обманывают и здесь. Богатые, зажиточные крестьяне и управляющий наживаются на добре графа. А значит, быть “добрым помещиком” и “благодетелем” в условиях крепостнической системы — сущая утопия.
Масонская деятельность не удовлетворяет Пьера, его хозяйственные “преобразования” терпят крах.
Мы знаем, что Отечественная война 1812 г., в особенности Бородинское сражение, сыграло огромную роль в жизни Пьера Безухова. События 1812 г. выводят молодого графа из состояния душевной опустошенности и разочарований. Безухов участвует в подготовке ополчения.
Но он снова терпит неудачу, как и в период масонства, ибо берется за дело слишком горячо, со страстным желанием принести пользу Родине. Его смелая речь, обращенная к московскому дворянству, вызвала всеобщее недовольство.
Однако охваченный патриотическими чувствами Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона, или погибнуть, или прекратить несчастие Родины, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире — народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят”.
Вид “оживленных и потных” мужиков-ополченцев, “с громким говором и хохотом” работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты”. Еще более тесное сближение графа Безухова с простыми людьми происходит в Москве, в бараке военнопленных.
Там он знакомится с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению автора, является частицей народной массы. Пьер понял смысл жизни, который состоял для него в том, что если жизнь есть, то нельзя в ней искать какие-то лишь плохие стороны, а нужно и видеть многое хорошее и брать от жизни все хорошее.
От Каратаева Пьер набирается “крестьянской мудрости”, в общении с мужиками “обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”. Если раньше Безухов замыкался в себе, то теперь он интересуется окружающим его миром, критически оценивает явления жизни.
Пьер обрел уверенность и твердость характера, которую стремится все это время найти в себе.
Пьер Безухов принадлежит к той лучшей части русского общества, которая влечет вперед по неизведанному пути в удивительное будущее и затрагивает сердца нежным огнем творческого поиска.
Пьера, как передового человека своего времени, характеризует его личность: его стремление к лучшему, его непримирение с обществом, которое зачастую его душило и унижало. Кроме своей историчности, роман “Война и мир” — это переплетение судеб многих людей.
Главная мысль этого романа — общечеловеческое единение. Оно важно, актуально, злободневно, проникнуто патриотизмом и героизмом русских людей.
Сочинения по теме:
- Пьер и Андрей – главные герои романа Л. Н. Толстого “Война и мир” сочинение
- Жизненные пути Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” сочинение
- Жизненные стремления Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” сочинение
- Образ и мечты Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” сочинение
Источник: https://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/jiznennyy-put-pera-bezuhova-v-romane
Путь исканий Пьера Безухова
Пьер Безухов – мой любимый герой в “Войне и мире”. С момента, когда “массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках” входит в великосветский салон Анны Павловны Шерер, и до последних страниц романа мое внимание приковано к нему. Он привлекает прежде всего неустанными “поисками мысли”, стремлением жить по совести, чувствовать себя “вполне чистым”.
Пятнадцать лет жизни Пьера проходят на наших глазах. Много соблазнов, ошибок, поражений было на его пути, но много и свершений, побед, преодолений. Жизненный путь Пьера – это непрекращающиеся поиски достойного места в жизни, возможности приносить пользу людям.
Не внешние обстоятельства, а внутренняя потребность самоусовершенствоваться, становиться лучше – вот путеводная звезда Пьера.
Он, незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, десять лет жил и учился за границей, возвратился оттуда свободно мыслящим человеком, бонапартистом по убеждениям, очень далеким от реальностей русской действительности.
Пьер тяготится своим двусмысленным положением незаконного сына, но посещает свет. Ему все интересно, он боится пропустить умные разговоры, сам стремится “все полнее высказать”.
В то же время он неразборчив в знакомствах, излишне доверчив, беспорядочно тратит свои силы.
Став законным графом Безуховым, обладателем огромного состояния, Пьер позволяет князю Василию обмануть себя и женить на бездушной красавице Элен.
Он ведет тягостный для себя образ жизни: стреляется на дуэли с Долоховым, сознавая всю ненужность этого, затем порывает с женой и, отдав ей большую часть своего состояния, не видя никакой цели в жизни, уезжает, чтобы быть подальше от Элен и той грязи, в которую его окунули.
Подавленный, разочарованный в людях, недовольный собой, Пьер мучительно размышляет о смысле жизни: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?”
Встреча с масоном Баздеевым кажется ему даром небес. Сближение с масонами открывает, как кажется Пьеру, широкое поле деятельности, направленной на благо людей. Вызвав в контору всех управляющих, он распоряжается облегчить участь своих крепостных, освободить от барщины женщин, имеющих маленьких детей, построить школы, больницы, приюты.
Но, не имея жизненного опыта, непрактичный Пьер опять позволяет себя обмануть, и положение его крестьян еще более ухудшается. Безухов становится во главе петербургского масонства. Он мечтает создать всемирную организацию, вовлечь в нее лучших людей, чтобы бороться с пороками, невежеством и произволом.
Но масоны, увлекаясь мистикой, вовсе не стремились к активной общественной деятельности. Предложение Пьера было отвергнуто, а он постепенно начинает понимать, что снова ошибся: масоны вовсе не старались помочь ближнему, а вступали в ложи, чтобы приобрести связи с сильными и богатыми людьми, которых там было много.
Что же делать? Безухов уверен, что всякая насильственная революция есть зло. Он приходит к мысли о самоусовершенствовании: если каждый человек станет лучше, жизнь общества изменится. Но Пьер понимает, что его мечта неосуществима.
Он видит лицемерие членов масонских лож, понимает, что их интересуют только “мундиры и кресты”, а вовсе не общественные преобразования. Жизнь графа снова заходит в тупик. Он недоволен собой, но ничего не может изменить.
Из нравственного кризиса его выводят события 1812 года. Прежний бонапартизм давно забыт. Общий подъем, общий патриотизм захватил и Пьера. Он сформировал полк, дал средства на его содержание, а сам отправился на Бородинское поле.
То, что Пьер там увидел, потрясло его, “скрытая теплота патриотизма “, которая разгоралась и в каждом отдельном человеке, и во всей русской армии, показала графу, где его место. Он остается в захваченной французами Москве, чтобы убить Наполеона как главного врага России. В Москве проявилась в полной мере деятельная доброта Безухова, его самоотверженность.
Он защитил женщину, заступился за помешанного, спас девочку. После ареста Пьер испытал сильнейшее потрясение, когда на его глазах расстреляли пять русских, которых безосновательно обвинили в поджогах. Чудом избежав такой же участи, он попадает в барак, где содержат пленных.
И здесь русская жизнь дает Пьеру, быть может, самый главный урок: он сближается с простыми русскими людьми, крестьянами, начинает понимать и уважать их. Особенное влияние имел на него Платон Каратаев.
Этот человек, казалось, был равнодушен ко всем бедам и лишениям, он жертвовал собой, не задумываясь, хорошо это или плохо, был добр и ласков даже в нечеловеческих условиях плена. Для Пьера Каратаев навсегда остался “олицетворением всего русского, доброго и круглого”. Возвратившись из плена, Пьер очень “попростел”.
Другими глазами взглянул он на окружавших его людей, ему ненавистна стала праздная, паразитическая жизнь, которую они вели. Оформилось мировоззрение Безухова. Пьер “теперь призывал всех честных людей по мере сил противодействовать злу”, царящему в стране. Его действенная доброта, “золотое сердце” требуют активного вмешательства в жизнь.
И Пьер приходит к важнейшему для себя выводу, которым и завершается его путь в романе: “Ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Вот ведь как просто”. Но к этому простому решению Безухов пришел по сложнейшему пути “поисков мысли”. “Внутренний судья” вел его по этому трудному, но единственно возможному для настоящего человека пути, на котором он обрел, наконец, “согласие с самим собою”, нашел “идеал добра и истины” в общественном служении, ответил на мучившие его вопросы.
Таков путь Пьера Безухова, прекрасного, чистого человека, будущего декабриста.
Путь исканий Пьера Безухова
Источник: https://home-task.com/put-iskanij-pera-bezuxova/
Пути исканий в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир”
Путь исканий – процесс поиска и определения духовных ориентиров, ценностей, принципов каждого отдельного героя. Как показано на схеме, эти процессы зеркальны у Пьера Безухова и Андрея Болконского – персонажей, наиболее плотно связанных с темой такового поиска в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Подъем одного из героев становится импульсом для подъема другого. Движение дальше происходит будто по инерции и прерывается, скорее, в связи с тем, что парный персонаж достиг дна или наоборот оказался на вершине – так или иначе, достиг предела. Герои как бы уравновешивают друг друга.
Точкой отсчета становится нейтральный уровень, на котором представлены все ключевые герои романа – вечер у А.П. Шерер. Итогом же исканий как Пьера, так и Андрея становится подъем, т.е. оба все-таки обнаруживают собственные духовные принципы жизни.
Андрей Болконский
Ключевой идеей в итоге пути исканий Андрея становится идея любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которую я не понимал…”. Приходя к пониманию любви, он также признает ее место в своей жизни.
Изначально Андрей – светский и подчеркнуто-равнодушный человек. Он анализирует свои действия и практически не дает волю чувствам. Направляется на войну герой из соображений невозможности иначе найти свое место в жизни и миру, ключевые эпизоды его становления для мира происходят именно на войне. Так начинается путь исканий Андрея Болконского.
События Аустерлицкого сражения раскрывают в нем и тщеславное начало – жажду вырваться вперед, стать героем, совершить подвиг. Такому познание любви доступно быть не может.
Тем не менее, этот этап его пути становится движением к высшей точке – узловому эпизоду первого тома, взгляду в небо. Осмысленное в данный момент предопределяет становление Андрея значительно более мудрым, честным, глубоко-духовным, чем раньше.
Постижение любви становится доступным, что характеризуется через постепенное построение все более толковых, нежных и осознаваемых отношений с Наташей.
Дальнейшее ранение, второй ключевой военный эпизод на пути Андрея, приводит к устремлению от земли, иррациональному направлению на всепрощение, отречению от жизни. Свою смерть герой воспринимает как пробуждение от жизни, отчуждение от земли и окончательное обращение к небу и душе, ведь любовь как вечная истина, познанная на земле, оказывается слишком велика для нее.
Более того, любовь мешает смерти. Она “есть бог”, а к смерти, к ждущему за пределами жизни богу нельзя прийти с богом на земле. Так, образ Андрея становится предельно трагичен – нельзя жить без любви, но познав ее, разобравшись в ней, приняв ее роль в своей жизни, нельзя и любить. Энергия смерти Андрея чуть не убивает и Наташу, но ее спасает любовь к семье и будущая любовь к Пьеру.
В связи с путем исканий Андрея Болконского также становится интересен мотив детского. Каждый раз в момент, следующий за кризисом, герой как бы обновляется, рождается заново, его существо иначе перестраивается под каждое новое “познанное”.
Пьер Безухов
Пьер проходит от неуверенности, одиночества и запутанности в собственных мыслях и чувствах к становлению смелым, мудрым, семейным человеком. Парадоксально, что семью он строит именно с Наташей – героиней, которая принципиально повлияла на итог исканий Андрея.
Ключевой встречей для Пьера становится знакомство с Платоном Каратаевым и его жизненной позицией: “Человек сотворен для счастья”. В эпилоге Пьер примеряет на себя оценки именно этого человека. В качестве положительного отмечает наличие большой семьи, ощущение целостности, активную деятельность, но признает, что Каратаев не одобрил бы занятий политикой.
Если для Андрея основными поводами для новых шагов на пути исканий и узловыми моментами становятся бои, то для Пьера это дуэли – своеобразные бои в миру. Дуэли заставляют его задавать вопросы. Например, первая (фактическая) приводит к таким: что хорошо? что дурно?, а вторая (метафорическая – дуэль взглядов с Даву на допросе): кто я такой?
Что интересно, дуэли также связываются с ощущением родства, братства или необходимостью принадлежности к таковому, а сам факт поиска постоянно сопровождается ощущением крушения всех жизненных убеждений. Для Андрея аналогично работает детское начало. Соответственно, оба героя на пути исканий постоянно сталкиваются с необходимостью выстраивать систему базовых ценностей заново.
В конце своего пути исканий Пьер приходит к выводу, что “Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога”. Позже данные тезисы дополняются еще одним: “Нет и не может быть цели в жизни, так как есть вера”.
Очевидно, что если жизнь в итогах исканий Андрея вторична, а любовь первична, то для Пьера наоборот важнее жизнь, а любовь исходит из нее. Потому столь важным становится испытание смертью, которое в разной мере проходят оба героя: Андрей борется за жизнь после ранения, а жертвой за Пьера становится гибель Пети. Исходя из итогов исканий, Андрей не может жить, но Пьер не может умереть.
Пьер Безухов и Андрей Болконский противоположны не только по внешности и характеру, также и их пути исканий разворачиваются кардинально разным образом и приводят героев к разным выводам. Однако общим местом в путях становятся мотивы крушения былых систем ценностей, боевое начало и определение ключевых категорий жизни и любви.
Стоит отметить и позиции принципиального различия: принадлежность военной или мирной стороне, первичность или вторичность любви, а также способ ее реализации, совместимость или несовместимость принятой позиции с жизнью.
Подчеркивается, что Андрей умирает и свою семью Пьер выстраивает, зная о его смерти (со своей стороны читатель знает о его выводах).
Так позиция Андрея переосмысливается и не столько признается негодной (она становится для героя единственно верной), сколько выявляется собственное несовпадение с позицией автора. Более устойчивой оказывается идея жизни как бога.
Источник: https://owllit.tk/searchingways/
Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса
- Любимый герой
- Странная внешность
- Заблуждения Пьера
- Забавы светской молодёжи
- Роковая любовь
- Увлечение масонством
- Героический порыв
- Жизненный опыт
- Настоящая жизнь
- Счастливый итог
Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.
Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство.
Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути.
Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.
Странная внешность
Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…».
Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным.
Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.
Заблуждения Пьера
Забавы светской молодёжи
Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам.
Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу.
Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.
Роковая любовь
Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина.
Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга.
Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.
Увлечение масонством
Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства.
Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути.
Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике.
Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.
Героический порыв
Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества.
Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление.
Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.
Жизненный опыт
Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным.
Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде».
Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою.
Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».
Настоящая жизнь
Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни.
Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой.
Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.
Счастливый итог
В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу.
Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования.
Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».
Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» сочинение по теме | источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/put-iskanij-pera-bezuxova-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html
Доклад: Путь исканий Пьера Безухова по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н.
Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем.
На мой взгляд, писатель не случайно обращается в своем произведении к 1812 году. События этого времени сказались на людях разных сословий, заставили их по-новому осмыслить жизнь, понять, что в ней является самым ценным и дорогим. То есть сама героическая эпоха 1812 года помогает человеку прийти к полному согласию с жизнью, найти ее смысл.
Пьер Безухов — один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формирует мировоззрение передового человека эпохи — декабриста.
Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разочарований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.
В начале романа перед нами предстает толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом.
Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.
Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то “произвести республику в России, то самому быть Наполеоном…
” Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. Мне кажется, что одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой.
Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе нелегкие вопросы: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…
” Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает “переродить порочный род человеческий”. В учении масонов Пьера привлекают идеи “равенства, братства и любви”, оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению.
Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.
Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы наказания были только увещательными, а не телесными, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы.
Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: “И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”. Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.
Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его “братьями”, и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.
“К чему? Зачем? Что такое творится на свете?” — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта не прекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении.
Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера.
Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали.
Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога.
Но в убогом бараке происходит его встреча с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми.
Этот солдат заставляет Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость.
В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “… узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом,
в удовлетворении естественных человеческих потребностей…” Пьер Безухов всегда искал ответ на вопрос: “В чем смысл жизни?” “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”. Герой закономерно приходит к идеям декабристов, вступает в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.
В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Проблемы, поднятые Толстым в романе “Война и мир”, имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, — “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…”
Источник: https://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/799422/
Путь исканий Пьера Безухова по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем.
На мой взгляд, писатель не случайно обращается в своем произведении к 1812 году. События этого времени сказались на людях разных сословий, заставили их по-новому осмыслить жизнь, понять, что в ней является самым ценным и дорогим.
То есть сама героическая эпоха 1812 года помогает человеку прийти к полному согласию с жизнью, найти ее смысл.
. Пьер Безухов — один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.
Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формирует мировоззрение передового человека эпохи — декабриста.
Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разочарований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.
В начале романа перед нами предстает толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.
Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то “произвести республику в России, то самому быть Наполеоном…” Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки.
Мне кажется, что одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой.
Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе нелегкие вопросы: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…” Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает “переродить порочный род человеческий”.
В учении масонов Пьера привлекают идеи “равенства, братства и любви”, оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению.
Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.
Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы наказания были только увещательными, а не телесным и, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы.
Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: “И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”. Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.
Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его “братьями”, и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм.
Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.
“К чему? Зачем? Что такое творится на свете?” — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта не прекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.
Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить СБОЮ любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий.
И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера. Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.
На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога.
Но в убогом бараке происходит его встреча с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. Этот солдат заставляет Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость.
В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “…узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей…
” Пьер Безухов всегда искал ответ на вопрос: “В чем смысл жизни?” “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”.
Герой закономерно приходит к идеям декабристов, вступает в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.
В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим.
Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Проблемы, поднятые Толстым в романе “Война и мир”, имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, — “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…”
Источник: https://dp-adilet.kz/put-iskanij-pera-bezuxova-po-romanu-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/