Цитаты из поэмы “кому на руси жить хорошо” некрасова: афоризмы, крылатые выражения

Книга «Кому на Руси жить хорошо»

Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Часть первая
Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861).
Пролог

«В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…»

У них завязался спор:

«Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?»

Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос: Роман: помещику Демьян: чиновнику Лука: попу братья Губины — Иван и Митродор: купцу; Пахом (старик): министру Пров: царю

Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. Они находят скатерть-самобранку, которая будет их кормить, и отправляются в путь.

Крестьянка (из третьей части)
В этой части странники решают продолжить свои поиски того, кому «жить весело, вольготно на Руси» среди женщин. В селе Наготине «бабы» сказали мужикам, что есть в с.

Клину Матрена Тимофеевна, „губернаторша) В Клину семеро мужиков находят эту женщину, и убеждают ее рассказать свою историю, в конце которой она разуверяет мужиков в своем счастье, и в женском счастье на Руси в целом.

Последыш (из второй части)
В разгар сено­коса стран­ники приходят на Волгу. Здесь они стано­вятся свиде­те­лями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплы­вает барское семей­ство. Косцы, только что присевшие отдох­нуть, тут же вска­ки­вают, чтобы пока­зать старому барину свое усердие.

Обратите внимание

Оказы­ва­ется, крестьяне села Вахла­чина помо­гают наслед­никам скры­вать от выжив­шего из ума поме­щика Утятина отмену крепост­ного права. Родствен­ники После­дыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга.

Но после долго­жданной смерти После­дыша наслед­ники забы­вают свои обещания, и весь крестьян­ский спек­такль оказы­ва­ется напрасным.

Пир — на весь мир (из четвёртой части)
Эта часть является логическим продолжением второй части («Последыш»).

В ней описывается пир, который закатили мужики после смерти старика Последыша.

Приключения странников не заканчивается в этой части, но в конце один из пирующих — Гриша, сын попа, на следующее утро после пира, прогуливаясь по берегу реки, находит, в чем секрет русского счастья, и выражает его в короткой песенке «Русь», к слову, использованной В. И. Лениным в статье «Главная задача наших дней».

Заканчивается произведение словами: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного!..»

Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор осознавал свою скорую смерть, и, желая докончить произведение, логически закончил поэму в четвертой части, хоть задумывалось восемь частей.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1001499301/quotes-komu-na-rusi-zhit-horosho-nikolaj-nekrasov

Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» – сочинения 2015 по русской литературе для 10—11-х классов – подготовка к ЕГЭ

Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

План

I. Главные герои из деревень с говорящими названиями.

II. Поиски счастливого в родном отечестве.

1. Восприятие счастья разными слоями общества.

2. Половинчатое, ущербное, скоротечное «счастье».

3. Авторское понимание истинного счастья.

III. Самый счастливый человек в мире.

Главными действующими лицами в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются семеро простых мужиков «из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».

Названия их деревень говорят сами за себя: русскому крестьянину счастья не видать. Поэтому, своего счастья не имеючи, хоть на чужое поглядеть захотелось этим мужикам.

Но что же, по их мнению, счастье? И где его искать?

Каждый из героев уверен, что счастливее всех живется на Руси помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В беседе со встретившимся попом они соглашаются с его пониманием счастья:

– В чем счастие, по вашему?

Покой, богатство, честь —

Не так ли, други милые? —

Они сказали: «Так»…

Но выясняется: не имеет поп такого счастья. Помещик же, встреченный крестьянами далее, рисует картину своего счастья – обладания: землею, всем и всеми, кто на этой земле есть:

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: «Я твоя!»

Но это все – в прошлом. Реформа, отменившая крепостное право, разрушила помещичье счастье.

На ярмарке другие люди уверяют семерых искателей счастья, что они нашли счастливца: «дьячок уволенный, тощой, как спичка серная» утверждает, что счастье «в благодушестве»:

– …Коль обогреет солнышко

Да пропущу косушечку,

Так вот и счастлив я!

Горькое счастье свое описывает солдат: «…в двадцати сражениях я был, а не убит!», «Я и во время мирное ходил ни сыт ни голоден. А смерти не дался!»; за всякие провинности не раз был жестоко избит, «А хоть пощупай – жив!»

Жалкое лакейское счастье восторженно расписывает бывший «любимый раб»:

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал…

Важно

О недолгом счастье – детстве в родной, любящей семье – рассказывает Матрена Тимофеевна Корчагина. Но это счастье так быстро прошло! «Не дело – между бабами счастливую искать!..» – печально говорит она мужикам. Ведь, как сказала за всех русских женщин бабка-богомолица:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Так и не находят мужики настоящего счастливца. Все эти поведанные им счастья половинчаты, ущербны, скоротечны. И только в финале поэмы из уст Григория Добросклонова звучит авторское понимание истинного счастья: служить народу своему, бороться за его светлое будущее, за процветание Родины – убогой и обильной, забитой и всесильной одновременно. Некрасов говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Если бы могли заглянуть мужики в его сердце – каким бы пылающим они его увидели! И этот огонь – горячая, пламенная любовь к родному народу (несмотря на то, что Грише, как и многим борцам за долю народа, судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь») делает его самым счастливым человеком в мире.



Источник: https://scribble.su/work/sochineniya2015/23.html

10 класс. Литература. Н.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». – Представители народа в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. “Освобождения” в кавычках, поскольку о сущности царского манифеста поэт говорит словами народа:

Добра ты, царская грамота,

Да не про нас ты писана.

Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени.

Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Это типичные представители сословия. Живут они в деревнях с говорящими названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.

Семерых крестьян объединяет бедность, неприхотливость и желание найти счастливого на Руси.

Путешествуя, правдоискатели встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам.

Правдоискатели мудры: они не удовлетворяются дворянским словом, им нужно “слово христианское”.

Дай слово христианское! Дворянское с побранкою,

С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!

Они обладают чувством собственного достоинства. Так, в главе “Счастливые” сердито провожают дворового, расхваставшегося холопским положением: “Проваливай!”

Совет

Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают свою помощь.

Семеро правдоискателей — образ зарождающегося в народной среде стремления к истине. Еще интереснее Некрасову образы крестьян-“борцов”, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Читайте также:  Халата обломова в романе "обломов" гончарова: описание, роль и история

Грудь впалая; как вдавленный Живот;

у глаз, у рта Излучины, как трещины

На высохшей земле…

Читая описание крестьянина, мы понимаем, что он, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается “дольщиками”, которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян.

Работаешь один, А чуть работа кончена

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, “как липочка ободранный”, вернулся на родину. Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту — украшает свою избу картинками. Нагой — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос — голос самых решительных крестьян.

У каждого крестьянина

Душа что туча черная,

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям…

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный “ни деньгами, ни страхом”, а строгой правдою, умом и добротой.

Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Гирину сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян во время бунта. Он — защитник крестьянских интересов.

Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.

Обратите внимание

Савелий, богатырь святорусский — также борец за народное дело. Тяжела была его жизнь. В молодости он, как и все крестьяне, терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок и бунтует вместе с другими крестьянами: он закопал в землю немца Фогеля.

“Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения” получил за это герой. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. “Клейменый, да не раб!” — говорит он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость.

В поэме он показан как народный мститель: его топор лежит лишь “до поры”, а вот пассивных крестьян он презрительно называет погибшими и пропащими. Некрасов именует Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным.

Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

Рассказ о Савелии дан вместе с рассказом о жизни Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких только могла побывать русская женщина.

В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство.

Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федотушку, когда того вздумали наказать розгами.

Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!..

По мне обиды смертные

Прошли неоплаченные…

Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что “не дело — между бабами счастливую искать!” — и подводит итог притчей о ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

Но Некрасов уверен, что “ключи” должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:

Еще ты в семействе покуда — раба,

Но мать уже вольного сына!..

Важно

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни народа. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением.

В главе “Счастливые” крестьяне-правдоискатели встречаются с “разбитым на ноги, дворовым человеком”, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, что “садиться позволялось ей в присутствии княжны”.

А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится близостью к господам и своей “почетной” болезнью — подагрой.

Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков и не понимающим всей низости своего лакейского положения.

Другой тип “раба” — дворовый князя Утятина Ипат — даже не поверил, что крестьянам объявлена “воля”:

А я князей Утятиных

Холоп — и весь тут сказ!

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: пусть в проруби выкупает ради прихоти, но поднесет водки и посадит, недостойного, рядом с собой.

Покорный раб показан также в образе “холопа примерного — Якова верного”. Яков служил у жестокого господина Поливанова, который бил его в зубы походя. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина.

Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков “задурил”: сначала “мертвую запил”, а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой.

Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

Совет

С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил вольную, данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом.

Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского звания –

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменены только формы угнетения крестьян. Но и в народной среде появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И он верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси наступит хорошая жизнь для русского народа.

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Источники

https://ppt4web.ru/literatura/predstaviteli-naroda-v-poehme-nanekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho.html

https://1soch.ru/nekrasov-na/komu-na-rusi-jit-horosho/obraz-russkogo-naroda-v-poeme

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2175/lesson/6929

Представления о счастье героев и автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – центральное произведение творчества Н.А. Некрасова. Это монументальное лирико-эпическое творение, охватывающее целый исторический период жизни русского народа.

Одной из центральных проблем поэмы является проблема понимания счастья: герои повсюду ищут счастливого человека, пытаясь понять, «кому живется весело, вольготно на Руси». Этот вопрос является у Некрасова сложным, многогранным, рассматривается с различных точек зрения – социальной, политической, нравственной, философской, религиозной.

Читайте также:  Анализ сказки "ворон-челобитчик" салтыкова-щедрина: идея и тема

В прологе к поэме странствующие мужики выстраивают целый ряд счастливых, по их мнению, людей: чиновник, купец, помещик, священник, царь… Автор же относится с иронией к самой сути этого спора: «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…». Не согласен он с мужиками и в правильности выстроенной ими системы благополучия, полагая, что счастье этих людей является ограниченным, сводится к материальной обеспеченности.

Формулу такого счастья называет презираемый поэтом «поп»: «покой, богатство, честь». Мужики же соглашаются с ним в силу своей необразованности, наивного простодушия.

Именно этот персонаж своим рассказом о «счастливой жизни» вносит разлад в образ мыслей странников и изменяет характер их поведения: от роли абстрактно спорящих созерцателей жизни они переходят к роли ее непосредственных участников.

Наиболее яркое проявление этого мы находим в главе «Сельская ярмонка», в которой изображается разноголосие разноязыкого, разгульного, пьяного народного «моря». Здесь происходит диалог странников со всем мужицким «миром» который вовлекается в спор о счастье. В этой части поэмы происходит резкий поворот странствующих мужиков в сторону народной жизни.

Что же такое счастье в представлении народа? Есть ли счастливые люди в этой среде? Поставленные вопросы раскрываются автором в главе «Счастливые». В которой по собственной инициативе к странникам подходят «счастливцы» из народных низов.

Обратите внимание

Перед нами возникают обобщенные, но ограниченные картины счастья крестьянского («реп до тысячи на небольшой гряде»), солдатского («… в двадцати сражениях я был, а не убит!»), рабочего («щебенки наколачивать в день на пять серебром»), холопского («у князя Переметьева я был любимый раб»).

Однако итог этой беседы неприемлем ни для автора, ни для его дотошных героев, вызывает их общую иронию: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями, проваливай домой!».

Однако в финале этой части некрасовского произведения содержится по-настоящему серьезный и глубокий рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье.

«Не князь, не граф сиятельный, а просто он – мужик!» – по своему авторитету, влиянию на крестьянскую жизнь этот человек оказывается сильнее князя и графа. И сила эта заключается в доверии народного «мира» и в опоре Ермила на этот «мир».

Это отчетливо проявляется в его тяжбе с Алтынниковым за мельницу.

Гирин наделен бесценным по своей общечеловеческой значимости чувством христианской совести и чести – в этом и заключается его счастье, в авторском понимании. Совестливость Ермила Гирина, по мнению поэта, не исключительна – она выражает одну из наиболее характерных особенностей русской крестьянской общины, а этот персонаж одним из луших представителей своего народа.

Таким образом, Ермил опровергает первоначальное представление странников о сути человеческого счастья.

Казалось бы, он имел все, что необходимо для счастливой жизни по предложенной формуле: и покой, и богатство, и уважение.

Однако он жертвует этими благами ради правды народной и попадает в острог, сохранив тем самым свою честь, христианскую совесть. Это один из самых ярких примеров понимания истинного счастья в произведении Некрасова.

Источник: https://school-essay.ru/predstavleniya-o-schaste-geroev-i-avtora-poemy-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html

Кому на Руси жить хорошо – Вступление

В конце села Валахчина,
Где житель — пахарь исстари
И частью — смолокур,
Под старой-старой ивою,
Свидетельницей скромною
Всей жизни вахлаков,
Где праздники справляются,
Где сходки собираются,
Где днём секут, а вечером
Целуются, милуются, —
Шёл пир, великий пир!
Орудовать по-питерски
Привыкший дело всякое,
Знакомец наш Клим Яковлич,
Видавший благородные
Пиры с речами, спичами,
Затейщик пира был.
На брёвна, тут лежавшие,
На сруб избы застроенной
Уселись мужики;
Тут тоже наши странники
Сидели с Власом-старостой
(Им дело до всего).
Как только пить надумали,
Влас сыну-малолеточку
Вскричал: «Беги за Трифоном!»
С дьячком приходским Трифоном,
Гулякой, кумом старосты,
Пришли его сыны,
Семинаристы: Саввушка
И Гриша; было старшему
Ух девятнадцать лет;
Теперь же протодьяконом
Смотрел, а у Григория
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.
Простые парни, добрые,
Косили, жали, сеяли
И пили водку в праздники

С крестьянством наравне.

Тотчас же за селением
Шла Волга, а за Волгою
Был город небольшой
(Сказать точнее, города
В ту пору тени не было,
А были головни:
Пожар всё снес третьеводни).
Так люди мимоезжие,
Знакомцы вахлаков,
Тут тоже становилися,
Парома поджидаючи,
Кормили лошадей.
Сюда брели и нищие,
И тараторка-странница,

И тихий богомол.

В день смерти князя старого
Крестьяне не предвидели,
Что не луга поёмные,
А тяжбу наживут.
И, выпив по стаканчику,
Первей всего заспорили:
Как им с лугами быть?
Не вся ты, Русь, обмеряна
Землицей: попадаются
Углы благословенные,
Где ладно обошлось.

Важно

Какой-нибудь случайностью —
Неведеньем помещика,
Живущего вдали,
Ошибкою посредника,
А чаще изворотами
Крестьян-руководителей —
В надел крестьянам изредка
Попало и леску.

Там горд мужик, попробуй-ка
В окошко стукнуть староста
За податью — осердится!
Один ответ до времени:
«А ты леску продай!»
И вахлаки надумали
Свои луга поёмные
Сдать старосте — на подати:
Всё взвешено, рассчитано,
Как раз — оброк и подати,

С залишком. «Так ли, Влас?»

«А коли подать справлена,
Я никому не здравствую!
Охота есть — работаю,
Не то — валяюсь с бабою,

Не то — иду в кабак!»

«Так!» — вся орда вахлацкая
На слово Клима Лавина
Откликнулась, — на подати!

Согласен, дядя Влас?»

«У Клима речь короткая
И ясная, как вывеска,
Зовущая в кабак, —
Сказал шутливо староста. —
Начнёт Климаха бабою,
А кончит — кабаком!»
— «А чем же! Не острогом же
Кончать-ту? Дело верное,

Не каркай, пореши!»

Но Власу не до карканья.
Влас был душа добрейшая,
Болел за всю вахлачину —
Не за одну семью.
Служа при строгом барине,
Нёс тяготу на совести
Невольного участника
Жестокостей его.
Как молод был, ждал лучшего,
Да вечно так случалося,
Что лучшее кончалося
Ничем или бедой.
И стал бояться нового,
Богатого посулами,
Неверующий Влас.

Не столько в Белокаменной
По мостовой проехано,
Как по душе крестьянина
Прошло обид… до смеху ли?..
Влас вечно был угрюм.
А тут — сплошал старинушка!
Дурачество вахлацкое
Коснулось и его!
Ему невольно думалось:
«Без барщины… без подати…
Без палки… правда ль, господи?»
И улыбнулся Влас.

Так солнце с неба знойного
В лесную глушь дремучую
Забросил луч — и чудо там:
Роса горит алмазами,
Позолотился мох.

«Пей, вахлачки, погуливай!»
Не в меру было весело:
У каждого в груди
Играло чувство новое,
Как будто выносила их
Могучая волна
Со дна бездонной пропасти
На свет, где нескончаемый
Им уготован пир!
Ещё ведро поставили,
Галденье непрерывное
И песни начались!
Как, схоронив покойника,
Родные и знакомые
О нём лишь говорят,
Покамест не управятся
С хозяйским угощением
И не начнут зевать, —
Так и галденье долгое
За чарочкой, под ивою,
Всё, почитай, сложилося
В поминки по подрезанным,
Помещичьим «крепям».
К дьячку с семинаристами
Пристали: «Пой весёлую!»
Запели молодцы.
(Ту песню — не народную —
Впервые спел сын Трифона,
Григорий, вахлакам,
И с «Положенья» царского,
С народа крепи снявшего,
Она по пьяным праздникам
Как плясовая пелася
Попами и дворовыми, —
Вахлак её не пел,
А, слушая, притопывал,
Присвистывал; «весёлою»

Не в шутку называл.)

Источник: https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/nikolay-alekseevich-nekrasov-komu-na-rusi-zhit-horosho-vstuplenie

$AlexLat$

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода

Прежде всего!

Н.А. Некрасов

Н.А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо» на сорок втором году жизни, в пору полного расцвета своего дарования. Героем этой поэмы он избрал

не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, все многомиллионное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Такой всенародной поэмы еще не бывало в России. С первого взгляда народная жизнь, изображенная в этой поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень — Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка говорят о безрадостном существовании их жителей. Хотя одна из глав

Читайте также:  Монах в поэме "мцыри": образ, характеристика, описание

поэмы носит название «Счастливые», но на самом-то деле, как выясняется из ее содержания, эти «счастливые» глубоко несчастны — это замученные нуждой, больные, голодные люди. И сколько человеческих страданий в той части поэмы, где изображается жизнь крестьянки Матрены. Нет косточки не ломаной, Нет жилочки не тянутой… Так ведает эта крестьянка о своей жизни. Вообще, когда читаешь первые главы поэмы, кажется, что на вопрос, поставленный в ее заголовке: кому на Руси жить хорошо? — можно дать единственный ответ: каждому живется очень плохо, особенно «освобожденным» крестьянам, о счастье которых Некрасов в этой же поэме писал: Эй, счастье мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Некрасов начал поэму тотчас же после освобождения

крестьян. Он очень хорошо понимал, что крестьяне по-прежнему остались под ярмом у помещиков и что, кроме того, …на место сетей крепостных Люди придумали много иных. В центре своей эпопеи Некрасов недаром поставил «Савелия, богатыря святорусского», человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе очень много: Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь?… …………………………… Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина…леса дремучие Прошли по ней — сломалися… ……………………………… И гнется да не ломится, Не ломится, не валится… Ужли не богатырь? Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян: Якима Нагого — вдохновенного защитника чести трудового народа; Ермила Гирина — деревенского праведника и Матрены Корчагиной, сумевшей отстоять свое человеческое достоинство в условиях разнузданного произвола и рабства; Гриши Добросклонова — народного заступника, отдавшего свою жизнь служению народу и Родине. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали, какая несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Можно было не сомневаться, что у такого народа есть все возможности завоевать себе счастье. В поэме очень ярко отражена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатами, горбатое с мозолями! Крестьяне — люди досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». С сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным существованием. Лучшие из них сохранили человечность и способность к самопожертвованию. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду». Правдоискателям видится для русского народа такое счастье: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен характер крестьянского «праведника». Он живет такой же нищенской жизнью, как и все крестьянство. Яким знает, почему крестьяне так убого и плохо живут: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Ермил Гирин — грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и преданностью народу. Образ Ермила свидетельствует о тайных огромных силах крестьянства. Женская тема в поэме представлена образом жизни Матрены Тимофеевны — простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь — жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее — горькая участь невестки, «рабыни мужниной семьи». Некрасов показывает отношение родных мужа к молодой жене:

А роденька-то Как набросится!

Деверек ее – Расточихою, А золовушка —

Щеголихою, Свекр-батюшка — Тот медведицей, а свекровушка — Людоедицей Кто неряхою, Кто непряхою… Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: «семья была большущая», в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости управляющего: Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться. Дай Бог с работой справиться Да лоб перекрестить. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все горести и лишения, растила детей. Любовь к детям стала для  крестьянки самым главным в жизни. «За них горой стояла я…» И вспоминает: Я вырвала Федотушку,

Да с ног Силантья-старосту И сбила невзначай. На вопрос, который задан в названии поэмы, в тексте дается однозначный ответ: жизнь народа беспросветная, тяжелая. И все потому, что народ не желает восстать, не желает сопротивляться угнетению со стороны помещиков. В народе есть скрытые силы могучие, но мужик предпочитает топить свое горе в вине. Счастья

в крестьянской жизни нет. Но таков ее уклад.

Источник: https://alexlat.ucoz.ru/load/sochinenija_po_russkoj_literature/n_a_nekrasov/izobrazhenie_naroda_v_poehme_na_nekrasova_komu_na_rusi_zhit_khorosho/221-1-0-669

«Народные заступники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н. А

«Народные заступники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Тема “народного заступника” проходит через все творчество Н. А.

Некрасова, звучит она и в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос “Что делать?”. Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении.

К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России?

Что нужно сделать для счастья всех? — спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других.

Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца.

Совет

Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права.

Вот как говорит он о народе: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям. Ермила Гирин — мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что …

он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу.

И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту.

“Седенький попик” так характеризует Ермилу: Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой. Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета “правдой строгой”, “умом и добротой”. Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго.

Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению.

Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других. Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества.

Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. “Клейменый, да не раб” — говорит он о себе.

Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко — “наддай” — помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за “вотчину стояли хорошо”.

Обратите внимание

Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений. Наиболее сознательным из “народных заступников” является Гриша Добросклонов.

Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым “судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”.

В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь “народным заступником “.

Источник: https://historylib.net/narodnye-zastupniki-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho-komu-na-rusi-zhit-xorosho-nekrasov-n-a/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]