Анализ рассказа “Кусака” Андреева | Инфошкола
Мы продолжаем работать над рассказом Л.Андреева «Кусака». Тема сегодняшнего урока — проблема одиночества, способность к состраданию в рассказе Л. Андреева «Кусака».
О ком этот рассказ? Какие чувства он у вас вызвал? На прошлом уроке мы составили план рассказа.
1. Жучка — бездомная собака.
2. Люди приютили собаку.
3. Кусака «расцвела всей своей собачьей душою».
4. Лёля хочет взять собаку с собой, но не может.
5. Кусака опять одна.
Беседа по содержанию.
— В одном из пунктов плана мы отметили:
«Жучка — бездомная собака». В рассказе сказано, что у собаки не было собственного имени, и автор употребляет местоимение «она» или слово «собака». А Жучкой её называет пропойца-мужик, потому что это имя «общее всем собакам».
— Обрисуйте словами безотрадную картину жизни бездомной собаки.
— А почему важен эпизод встречи собаки с мужиком-пропойцей? (Каждому существу необходимы ласка, тепло, забота, участие. Когда собака услышала впервые в своей жизни ласковое слово, обращённое к ней, ей очень хотелось по-
дойти, она виляла хвостом, но не решалась.)
— Подумайте над предложением: «Люди приютили собаку». Так ли это? Что значит «приютить, дать приют кому-либо»? (Ответы детей.)
— А теперь дадим точное толкование этого слова.
Приют – это пристанище, прибежище, место, где можно спастись от чего-нибудь или
отдохнуть.
— Сравните со словом «приютиться» — найти себе убежище, приют.
— Подумайте: люди приютили собаку или собака сама приютилась на даче этих людей?
Найдите подтверждение своему ответу в тексте рассказа.
— Люди просто позволили собаке жить на их дачном участке, но по-настоящему никто не интересовался Кусакой.
— Но всё-таки жизнь рядом с людьми, которые не обижали собаку, лучше бездомной жизни. Мало получила Кусака истинной заботы, ласки, любви, но и это малое изменило её до неузнаваемости. Как? (Ответы.)
— Предлагаю подумать над пунктом: «Лепя хочет взять собаку с собой, но не может». Что мешает Лёле взять собаку? (Ответ находим в словах матери.)
— Прокомментируйте слова матери: «А это что — дворняжка». (Мать девочки не ссылается ни на жилищные условия, ни на материальные трудности, ни на состояние здоровья членов семьи, а лишь на то, что Кусака обычная дворняжка. Это и сыграло злую роль в судьбе собаки.)
— Как же отнеслась к этому Лёля, которая когда-то говорила, что любит Кусаку?
— Что же случилось? Слова не соответствуют чувствам? Неискренне любим, неискренне печалимся! Хотим казаться добрыми и заботливыми? И бываем добрыми и заботливыми лишь тогда, когда не надо прилагать никаких усилий. А если для доброго дела необходимо приложить некоторые усилия: убедить маму
взять непородистую собаку?
— О чём говорит то, что только на вокзале Лёля вспомнила, что не простил ась с Кусакой? (Её истинное отношение к собаке, степень её привязанности к ней.)
— А что же Кусака? (Собака долго металась, разыскивая исчезнувших людей, отважилась подняться на террасу, заглянуть в стеклянную дверь и даже поскребла когтями.)
— Что придало смелости Кусаке проделать все эти «новые для неё штучки»? (Страх оказаться опять одной, никому не нужной.)
— Как заканчивается рассказ? (Собака жалобно и громко завыла, «собака выла ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно)
— Что хотел автор сказать этим: «выла ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно»?
(Мы почувствовали отчаяние собаки. У неё не осталось никаких надежд.)
— О чём выла собака? Расскажите, что слышится вам в вое собаки.
— В рассказе дачники названы «добрыми людьми». Согласны вы с этой характеристикой? Что доброго сделали эти люди? (Они просто не делали зла … А делать добро и не делать зла — это не одно и то же.)
— О добрых людях и о своих надеждах на добрых людей говорил и мужик-пропойца, он же «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми». Что такое добро и зло? (Ответы учеников.)
— Давайте посмотрим толкование этих слов в словаре.
Добро — доброе дело, добрые поступки. Зло — дурное, греховное, вредное; противоположное добру.
— Опираясь на свой личный опыт, приведите примеры добрых дел и поступков. (Ответы учащихся.)
Итог урока:
— Итак, определяем тему произведения. О чём этот рассказ? (Об отношении человека к животным.)
Тема: отношение человека к животным.
— Какую проблему ставит перед нами автор? (Проблему ответственности человека перед животными, перед теми, кого мы приручаем.)
— Произведение относится к жанру «рассказ».
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-rasskaza-kusaka-andreeva/
Образ Кусаки
(1 вариант) Л.Н. Андреев был душевно щедрым человеком, поэтому писал свои произведения о милосердии, сердечности, взаимопонимании между людьми, о добром отношении к животным. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала». Кусака – никому не нужное существо, не имеющая имени, одинокая.
Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба – вот те единственные чувства, которые испытывала собака.
С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Леля приласкали собаку: у нее появилось имя, ее стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у нее отняли ее непримиримую злобу».
Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки ее были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы».
Писатель не пишет, о чем просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей».
Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь».
Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, желтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль».
В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки еще тяжелей, поскольку она снова оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно». Финал рассказа трагичный: собака по-прежнему одинока, никому не нужна. Характеризуя образ Кусаки, Л.Н. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.
(2 вариант)
С первых же строк рассказа мы узнаем, что собака, которая в начале произведения не имеет имени, «никому не принадлежала», «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, …гордые и сильные своею принадлежностью к дому», «ребята бросали в нее камнями и палками», «взрослые весело улюлюкали». Избитая, она бежала в свое потайное место, «зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Первый урок «ласки» она получила от пьяного мужика, который сначала пожалел, дал имя, а потом, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить». Зимой она поселилась под террасой пустой дачи, охраняла ее, но «сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость», так как она обрела дом. Приехавшие дачники назвали ее Кусакой, потому что она порвала платье на хозяйской дочери. Это не помешало собаке продолжать охранять покой дачи ночью. «Очень добрые люди» сперва хотели прогнать собаку, потом застрелить, а после привыкли к ней и приручили. «С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей»: показывалась днем в кустах, позволила ласкать («И ей больно было от непривычной ласки, как от удара»), бежала на зов, играла («И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви»), искала и просила ласк, отвыкла заботиться о пище, отяжелела.
Когда осенью появились чужие люди, собиравшие вещи, Кусака уже смутно предчувствовала беду. А когда люди уехали, для собаки наступила ночь, и она завыла: «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно.
И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь…» В конце рассказа собака вновь теряет имя.
Это был второй урок «ласки», очень похожий, только гораздо более жестокий, долговременный, страшный последствиями, так как собака знала, что «если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».
скачать за 50 руб
после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.
Источник: https://MirZnanii.com/a/363294/obraz-kusaki
Анализ произведения «Кусака» Андреева Л.Н
Особенности жанра. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека.
Произведение Л.Н. Андреева «Кусака» написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л.Н. Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века — защищает униженных и оскорбленных.
Тематика и проблематика рассказа. Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом прозаическом произведении «Кусака» тему милосердия, сострадания. Характеризуя описываемую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.
Добро и зло — два противоположных понятия, две крайние позиции. Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим людям. Зло — нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения. В русле этих этических проблем -находится рассказ Л. Андреева «Кусака».
Писатель сам поясняет свою позицию: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Л.
Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Тема сострадания раскрывается в рассказе через описания Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных.
Например, в рассказе «Кусака» один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, с размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога».
Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки.
Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять её с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой».
Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».
Изменяется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости…» и в конце— «вновь промокшая, грязная…» В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии.
Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Французский писатель Антуан де Сен-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых говорится в рассказе Л. Андреева «Кусака», с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.
Характеристика героев.
Образ Кусаки. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».
Кусака — никому не нужное существо, не умеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба — вот те единственные чувства, которые испытывала собака.
С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Леля, приласкали собаку: у неё появилось имя, её стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у неё отняли её непримиримую злобу».
Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки её были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы».
Писатель не пишет, о чём просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей».
Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь».
Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, жёлтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль».
В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». Характеризуя образ Кусаки, JI.H. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.
Роль пейзажа в рассказе. Пейзаж в литературе — изображение живой и неживой природы. Психологическая функция пейзажа — состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями.
Частный случай, когда природа становится действующим лицом произведения, например собака Кусака у Андреева. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы.
Когда Кусака одинока— в природе всё мрачно; холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни.
Источник: https://libaid.ru/katalog/a/andreev-leonid/2927-analiz-proizvedeniya-kusaka-andreeva-l-n
Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
1) Особенности жанра. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Произведение Л.Н. Андреева «Кусака» написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л.Н. Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века — защищает униженных и оскорблённых.
2) Тематика и проблематики рассказа. Л.Н. Андреев поднимает в своём небольшом прозаическом произведении «Кусака» тему милосердия, сострадания. Характеризуя описываемую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям. Добро и зло — два противоположных понятия, две крайние позиции. Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим людям. Зло – нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения. В русле этих этических проблем находится рассказ Л. Андреева «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Тема сострадания раскрывается в рассказе через описания Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, в рассказе «Кусака» один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, с размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога». Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Лёля, так любившая собаку и просившая у матери взять её с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Изменяется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости…» и в конце — «вновь промокшая, грязная…» В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых говорится в рассказе Л. Андреева «Кусака», с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.
3) Характеристика героев.
Образ Кусаки. В своём рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».
Кусака — никому не нужное существо, не имеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба — вот те единственные чувства, которые испытывала собака. С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Лёля, приласкали собаку: у неё появилось имя, её стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у неё отняли её непримиримую злобу». Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки её были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы». Писатель не пишет, о чём просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определённый час кухарка даст ей помоев и костей». Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь». Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, жёлтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль». В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который так же не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». Характеризуя образ Кусаки, Л.Н. Андреев использует различные приёмы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.
– Как начинается рассказ Л. Андреева «Кусака»? (со слов «Она никому не принадлежала…»)
– Как вы думаете, почему писатель не даёт собаке никакой клички, а называет её постоянно она? (Таким образом Л. Андреев подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)
– Как жила собака? («в одиночестве копила страх и злобу»)
– Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку? (пропой- ца-мужик) Что из этого получилось? («Он вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога».)
– Как поступок пропойцы-мужика повлиял в дальнейшем на судьбу собаки? («с тех пор собака не доверяла людям»)
– Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни? (злоба)
– Как изменилась жизнь Кусаки с наступлением весны? (на дачу, где жила собака, приехали дачники)
– Как в жизнь собаки постепенно вошла любовь? (постепенно собака стала доверять людям) Как она выражала свою любовь к людям? («Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и её тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным, жалким».)
– Почему Кусаку оставили на даче? (Кусака — дворняжка, поэтому в комнатах её держать нельзя, по мнению матери Лёли)
– Сможет ли собака когда-нибудь вновь поверить людям? (вряд ли)
– Как заканчивается рассказ Л.Н. Андреева «Кусака»? (словами «Собака выла»)
4) Роль пейзажа в рассказе. Пейзаж в литературе — изображение живой и неживой природы. Психологическая функция пейзажа — состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями. Частный случай, когда природа становится действующим лицом произведения, например собака Кусака у Андреева. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы. Когда Кусака одинока — в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://www.soch67.info/index.php/analiz-proizvedeniya/4091-analiz-rasskaza-l-n-andreeva-kusaka
Урок литературы по рассказу Л.Андреева “Кусака”
К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, которые повествуют о собаках.
( А. П. Чехов « Каштанка», И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский « Белый Бим Чёрное ухо» ).
– Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)
– Сегодня мы завершаем изучение рассказа Леонида Николаевича Андреева «Кусака».
3.Беседа по рассказу « Кусака».
Ребята! О чем рассказ «Кусака»?
– Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Вы согласны со словами автора?
На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, ответственность. Что они означают?
Словарная работа.
Милосердие– готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Гуманность– человеколюбие и отзывчивость.
Доброта—способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других
Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.
А теперь каждый стол составляет КЛАСТЕР со своим словом! Работаем в группах ПРОВЕРЯЕМ!!!
Анализ рассказа.
V. Анализ произведения
ВЕЕР !
– Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она? (Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)
– Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?
-Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку? ( Пропойца- мужик).
-Как мужик поступил с Кусакой. Как его поступок повлиял на дальнейшую судьбу собаки? ( Мужик ударил её ногой. С тех пор собака не доверяла людям.)
ПРОВЕРЯЕМ!
РАБОТА ПО ВОПРОСАМ!
-Какое основное чувство владело собакой в этот период её одинокой жизни? ( Злоба)
– Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? ( На дачу, где жила Кусака, приехали дачники.)
– Как изменилась собака с приездом дачников? В чём выражаются эти перемены? (У неё появилась кличка «Кусака, «Кусачка»).
-Объясните смысл выражения «Всей собачьей душою расцвела Кусака»?
РАБОТА С ТЕКСТОМ! (зачитать отрывок: «длинная шерсть стала лосниться, как атлас»).
-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).
-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку.)
– Как она выражала свою любовь к людям? Что она могла делать?
-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой).
Открыли 4 главу.
-4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой художественный приём использует автор и с какой целью?
( ЭТО олицетворение. Оно усиливает чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой).
-Кто ещё в рассказе испытывает чувство жалости к Кусаке?
(Леля, но даже она забыла попрощаться с Кусакой, наверное, её было стыдно перед собакой, всё-таки она девушка воспитанная. Леля произносит слово «жалко», больше в защиту Кусаки она ничего не говорит, хотя собака больше привязана именно к ней. «Леля была готова заплакать, но не заплакала»).
-Почему Кусаку не взяли в город? Работа с текстом! ( Зачитать диалог из рассказа)
– А Кусаку придётся оставить. Бог с ней! Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя.
-Жалко, -повторила Леля, готовая заплакать.
-Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А это что – дворняжка.
( Причина, по которой Кусаку не взяли в город, была в том, что она не породистая. В комнате её держать нельзя, а двора у них нет.)
– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
– Как прощается Леля с Кусакой?
– Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)
Работа над пятой частью рассказа. Открыли 5 главу!
-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение этого глагола?
ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.
ЛАЯЛА ВЫЛА
«Собака выла» – надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.
МЕНЯЕМСЯ! НОМЕРА!!!!
1 – Сопоставьте 1 и 5 ГЛАВЫ. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)
2-—– Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (ГЛАВА 5)
3—Что делала Кусака после отъезда дачников? Зачитайте! О чем говорят действия собаки?
4—Каким из двух выражений, написанных на доске, можно ответить на вопрос: «Что хотел сказать нам Леонид Андреев своим рассказом «Кусака»?»
Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.
Вернулись на свои места! Работа в парах!
НА СТОЛАХ У ВАС ЛЕЖИТ ЛИСТ С ДВУМЯ СТИХОТВОРЕНИЯМИ. ВАША ЗАДАЧА—ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ИХ. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС : «Чем отличаются эти два произведения?» Как называется приём??
7.Работа в группах. Написать синквейн на темы: Кусака, Лёля.
Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо
самому иметь душу.
Альберт Швейцер
(видео)
10. Заключительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы размышляли над проблемой взаимоотношения человека и животных. Мы определили главное: нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили.
Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека.
Мы должны быть добрыми и милосердными.
Д.З! мини-сочинение «Сон Кусаки»
– Почему писатель не даёт собаке никакой клички, а называет её «ОНА»?
– Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?
-Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку?
-Как мужик поступил с Кусакой. Как его поступок повлиял на дальнейшую судьбу собаки?
– Почему писатель не даёт собаке никакой клички, а называет её «ОНА»?
– Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?
-Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку?
-Как мужик поступил с Кусакой. Как его поступок повлиял на дальнейшую судьбу собаки?
МЕНЯЕМСЯ! НОМЕРА!!!!
1 – Сопоставьте 1 и 5 ГЛАВЫ. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? Сделайте вывод!
2-—– Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (ГЛАВА 5)
3—Что делала Кусака после отъезда дачников? Зачитайте! О чем говорят действия собаки?
4—Каким из двух выражений, написанных на доске, можно ответить на вопрос: «Что хотел сказать нам Леонид Андреев своим рассказом «Кусака»?»
Асадов Эдуард Аркадьевич – 1923-2004
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин прогладил рукою Лохматую рыжую спину “Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою, Но все же тебя я покину”Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом Где шумный людской муравейник Вливался в вагоны экспрессаСобака не взвыла ни разу И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскоюСтарик у вокзального входа сказал: “Что, оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы, А то ведь простая дворняга…”В вагонах, забыв передряги Шутили, смеялись, дремали, Тут видно о рыжей дворняге Не думали, не вспоминалиНе ведал хозяин, что следом, По шпалам из сил выбиваясь За красным мелькающим светом Собака бежит задыхаясьСпоткнувшись кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты И выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти открытой. Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело И стукнувшись лбом о перила Собака под мост полетела…Труп волны снесли под коряги… Старик, ты не знаешь природы Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы.
Барто Агния Львовна – 1906-1981
Уехали
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком – Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пёс. И вдруг приехал грузовик И всех ребят увёз. Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костёр? Привык он к яркому костру, К тому, что рано по утру Труба зовёт на сбор. И лаял он до хрипоты На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг. Он целый день лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нём – Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти.
Он им на встречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо, Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ
(1871-1919)
Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-po-rasskazu-landreeva-kusaka-1142380.html
Презентация на тему: Образ животного в произведении «Кусака» Л.Н Андреева
Описание слайда:
Образ животного в произведении «Кусака» Л.Н Андреева ВыполнилУченик второй кадетской школы, 62 взвода,6 класса Карманов Р. М.
Описание слайда:
Л.Н. Андреев В своем произведении «Кусака» описывает очень нелегкую жизнь собаки. В ее жизни не было ни любящего хозяина, ни дома, ни еды, ни ласки… Люди, видевшие ее на улице, принимались дразнить ее, пугать, кидаться камнями и палками, тем самым вызывав у нее ненависть к ним и страх.
Описание слайда:
Рассказ начинается с этих строк: «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась.
От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,- ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали.
Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу…»
Описание слайда:
Уже из этих строк можно понять, что это была не самая лучшая собачья жизнь. Здесь невольно приходит на ум народная мудрость: «Только от жизни собачьей собака бывает кусачей».
А ведь люди сами сделали из нее «монстра» лишь из-за ее непривлекательного внешнего вида. Они боялись ее и старались всячески защититься от нее путем унижений, издевательств и кидания в нее камней и палок.
Люди от своей несложившейся жизни ищут на ком выместить свою злобу. Именно объектом вымещения стала Кусака, за которую некому было заступиться.
Однажды поздно проходивший пьяница обратил внимание на Кусаку и хотел ее приласкать. Он чем-то был похож на нее. Такой же никому не нужный. Он позвал ее к себе.
Из-за того, что она боялась людей, она очень медленно и нерешительно подходила к нему. Пьянице стало скучно и он, вспомнив все свои обиды, как только она легла на спину, ударил ее в бок.
«Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…». С тех пор Кусака перестала доверять людям.
Описание слайда:
Кусака уединилась и стала жить одна на заброшенной даче. Она всячески старалась избегать людей. Но по весне приехали хозяева дачи, и спустя некоторое время попытались подружиться с собакой. Ей даже дали имя «Кусака» и стали называть «своей» собакой. Кусака была очень счастлива, что наконец-то нашелся хозяин, которому она могла служить и который ее любил, играл с ней, кормил.
Описание слайда:
Но вскоре наступила осень и хозяева стали собираться домой. Собака чувствовала недоброе, но она не могла даже подумать о том, что после такого хорошего отношения к ней ее могут оставить одну.
Дочь хозяйки просила взять Кусаку с собой, но хозяйка сказала, что ее друзья предлагали породистого щенка. Но маленькой девочке он был не нужен, потому что у нее была хоть и не породистая, но все же своя, любимая собака.
Но кто же послушает маленькую девочку и возьмет дворнягу домой, в элитное жилье, где могут содержаться лишь дорогие и породистые собаки?
Описание слайда:
И вот хозяева собрались и уехали, и даже никто не попрощался с Кусакой. «Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу.
Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями.
Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.»
Описание слайда:
Собака до ночи не могла поверить, что ее бросили, но когда она все таки наступила, собака громко и пронзительно завыла, будто плача. Она любила своих первых и единственных хозяев своей, собачьей, преданной любовью, и никогда не сможет их забыть. После этого случая она уже никогда и ни за что не сможет доверять людям…
Описание слайда:
Хозяин погладил рукоюЛохматую, рыжую псину.”Прощай, брат. Хоть мне, не скрою,Но всё же тебя я покину”.
Швырнул под скамейку ошейникИ скрылся под гулким навесомГде пестрый людской муравейникВливался в вагоны экспрессаСобака не взвыла ни разуИ лишь за знакомой спиноюСледили два карие глаза,С почти человечьей тоскоюСтарик у вокзального входа сказал:”Что, оставлен, бедняга?Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!”Огонь над трубой заметался,Взревел паровоз, что есть мочиНа месте, как бык, потоптался,И ринулся в непогодь ночи.В вагоне, забыв передряги,Курили, смеялись, дремалиТут видно о рыжей дворнягеНе думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-тоПо шпалам, из сил выбиваясьЗа красным мелькающим светомСобака бежит, задыхаясь!Споткнувшись, кидается сноваВ кровь лапы о камни разбитыИ выпрыгнуть сердце готовоНаружу из пасти открытой!Не ведал хозяин, что силыВдруг разом покинули телоИ стукнувшись лбом о перилаСобака под мост полетела…Труп волны снесли под корягиСтарик, ты не знаешь природы…Ведь может быть тело дворняги,А сердце – чистейшей породы!
Описание слайда:
Глаза покинутой собаки Мне снятся ночью… как тут быть? Ее обидеть может всякий И даже попросту убить. Для комнатных нужна порода, А для дворовых – злобный нрав Ее обидела природа Достоинств этих ей не дав Хозяева прогнали прочь, И я не в силах ей помочь! В моей квартире коммунальной Она помехой будет всем.
Но плач ее призывный, дальний Мне душу вымотал совсем! И вот, настойчиво и глупо Я всех прошу, забыв покой Плесните ей немного супу! Погладте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени! Пускай погреется она! Она поймет, она оценит, До смерти будет вам верна! О, одиночество огромность И невозможно потерять Собачью вечную готовность Любить, служить и доверять Пусть человек добрее будет! Не прихоть это, не пустяк Внимательно вглядитесь люди В глаза покинутых собак!
Спасибо за внимание!!!
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/obraz-zhivotnogo-v-proizvedenii-kusaka-ln-andreeva.html
помогите пожалуйста с анализам рассказа Л. Андреева “Кусака”
помогите пожалуйста с анализам рассказа Л. Андреева “Кусака”
- Л. Н. Андреев был душевно щедрым человеком, поэтому писал свои произведения о милосердии, сердечности, взаимопонимании между людьми, о добром отношении к животным. В своем рассказе Кусака Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая никому не принадлежала . Кусака никому не нужное существо, не имеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали . Страх, отчуждение и злоба вот те единственные чувства, которые испытывала собака. С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Леля приласкали собаку: у нее появилось имя, ее стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, у нее отняли ее непримиримую злобу . Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак она не умела ласкаться , движения, прыжки ее были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны странной мольбы . Писатель не пишет, о чем просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей . Характер собаки изменился: она стала более открытой, искала и просила ласки , с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь . Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: дождь то принимался идти, то утихал , пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками , солнечный луч, желтый и анемичный , шире и печальнее стала туманная осенняя даль . В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки еще тяжелей, поскольку она снова оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно . Финал рассказа трагичный: собака по-прежнему одинока, никому не нужна. Характеризуя образ Кусаки, Л. Н. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.
В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе Кусака тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева.
- а
- Леонид Андреев – замечательный писатель, автор многих рассказов, близких детям по теме. Например: Петька на даче, Гостинец, Кусака и другие. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, –бережное отношение к животным. Андреев подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых.
Проблему отношений между людьми и животными Андреев ставит в свом рассказе Кусака. Он был назван по кличке главной героини произведения.
Темой рассказа Кусака является история бездомной собаки, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило е злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя – Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: Собака выла
Идея этого рассказа в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой.
Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке.
Он ударил собаку на улице, а потом прихошл домой и избил свою жену.
Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака ещ бездомная собака, е никто не любит: Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
Во второй части собака знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется. От еды шерть Кусаки залоснинилась.
Она стала ленивой и ласковой, поняла, что если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу.
Обратите вниманиеЛеля тоже очень хорошая девочка, она приласкала Кусаку, не обиделась на собаку за то, что та е когда-то укусила. Леля была против того, чтобы оставлять собаку одну на даче, но е мама не разрешила взять Кусаку, ведь это всего лишь дворняжка. Андреев показывает, что взрослые почти никогда не понимают детей.
Рассказ “Кусака” очень похоже на Муму И. С. Тургенева, Каштанку А. П. Чехова. И во всех этих рассказах собака предстает как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Но люди часто предают этого защитника, и собаки горестно воют.
Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещ раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют.
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/pomogite-pozhalujsta-s-analizam-rasskaza-l-andreeva-kusaka/
Сочинение по литературе. Сочинение-отзыв о рассказе Л. Андреева «Кусака»
Мы в ответе за тех,
кого приручили
Антуан де Сент-Экзюпери
Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя “Кусака” именно об этом.
Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать е презрением. Постепенно Кусака приспосабливается к этим тяжелым испытаниям.
Собака становится недоверчивой и озлобленной. В людях она видит своих врагов, всегда готовых напасть. Отдалившись от них, она оказывается в дачном поселке — пустынном и безопасном зимой.
Но холод не может длиться вечно, и с приходом тепла и лета появляются хозяева дачи.
Кусака по опыту знает, что люди — это зло, которого надо избегать, а при необходимости и отвечать на него, поэтому она в первый момент набрасывается на Лелю.
Потом начинает происходить непривычное: люди, оказывается, умеют не только швырять камни, но и ласкать, заботиться о собаке и кормить ее. Постепенно ломается барьер, воздвигнутый Кусакой между нею и людьми.
Доброта ее новых хозяев делает собаку безоружной перед ними, “она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу…”
Но, к сожалению, все хорошее быстро заканчивается. С приходом осенних холодов хозяева покинули дачу и непрошенную гостью Кусаку. Этот отъезд буквально сразил собаку.
Теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда,— а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям… Все возвращается в ее жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям.
Страшным воем Кусака выражает свое горе. “Собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь…”
Рассказ Леонида Андреева потряс меня, явился настоящим откровением. Да, животные страдают, мучаются от своей брошенности и ненужности.
Я никогда не обижаю бездомных кошек и собак, но после этого рассказа мне хочется помочь им, но как? Их так много! Я ужасаюсь бессердечию людей, способных выкинуть своего питомца. Честнее не заводить себе животного совсем, если потом его выгонишь. Люди должны об этом помнить.
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал, что “мы в ответе за тех, кого приручили”.
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/4510.html