Образ и характеристика князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение
В главе, которая носит название «Последыш» Некрасов реализовал тип помещиков, которые не хотят идти в ногу со временем, которые, несмотря на указ государя, хотят жить по старыми правилам и принципам, жить в отношениях «помещик-крепостной». Некрасов не просто гениально сатирически подошёл к написанию этой главы, он показал, что Русь больше не может жить такой абсурдной жизнью, какой живёт главный герой главы Утятин.
Утятин — это старик со странной, нечеловеческой внешностью: у него разные глаза, он очень худой, бледный и шапку носит белую, у него ястребиный нос. Старик-помещик — это наследственный дворянин, который всю жизнь прожил, издеваясь над своими крепостными. Ему не чужды методы силового воздействия на своих крепостных, ему это приносит удовольствие.
Новость об указе государе об отмене крепостного права буквально заставляет его испытать сильный стресс, а в последствии и инсульт, из-за которого ему останется жить пару месяцев.
У него есть двое сыновей, служащих в гвардейском полку и трое дочерей, выданных в Петербурге за генералов, причём дочери внебрачные, что говорит о том, что Утятин изменял своим жёнам, был распущенным и развратным.
Узнав, что отцу осталось жить всего несколько месяцев, братья просят притвориться крестьян, будто бы они до сих пор крепостные и им хочется быть подданными Утятина. Крестьяне соглашаются, потому что в награду им сулят луга.
Отношение барина не меняется, он продолжает ужасно относиться к крестьянам, даже не задумываясь, что в последние дни своей жизни необходимо что-то поменять, попросить у всех прощения и со спокойной душой уйти в мир иной.
Утятин совсем ничего не знает про своих крестьян, потому и приказывает женить людей, которым под семьдесят лет с маленькими шестилетними, приказывает также своему пастуху унять коров, чтобы те не мычали, потому что барину нужно спать, хотя это очень абсурдно, и с точки зрения читателя даже комично. Сторожем он призывает глухонемого человека, который, естественно, не пригоден для этой службы.
В конечном итоге барин умирает, но крестьяне не получают обещанных лугов, что может свидетельствовать о том, что яблоко от яблони падает недалеко: то есть дети его такие же злые, как и он сам.
Я думаю, что таким ярким и язвенным образом Некрасов и описал падение последней опоры дворянства, наступление новой зари в жизни Руси, которая принесет свои плоды и утянет нить истории за собой.
Сочинение Князь Утятин
Произведение «На Руси жить хорошо» Некрасов писал в течение 14 лет. Поэму можно воспринимать как широкомасштабное творение о крестьянской жизни в России. В произведении описаны образы 7 мужчин. Они начали странствовать по родной земле, изучая жизнь простых людей. Одним из интересных персонажей произведения считается князь Утятин.
Князь Утятин родился в богатой дворянской семье. Во взрослом периоде князь стал местным помещиком. Бывшие крестьяне описали князя как высокомерного вельможу, который мог общаться наравне с губернатором.
Он получил в наследство все богатство своей семьи. Князь был седоволосым старым стариком худощавого телосложения. На лице Утятина были длинные седые усы. Он всегда выглядел опрятно и одевал только в дорогие наряды.
У героя было 2 сына, которые служили в национальной гвардии.
Князь был гулящим мужчиной, и кроме сыновей имел 3 дочерей от других женщин. Всех дочерей он выдал замуж за богатых генералов. Утятин не знал ни в чем грани, и был самодовольным человеком. Князь жестоко и сурово обращался со своими крестьянами. Всех крестьян он воспринимал как рабов. Чуть позже в стране отменили крестьянское право, и все крестьяне получили свободу.
Утятин привык властвовать над людьми и не хотел признавать отмены крепостного права. Данная отмена отрицательно воздействует на здоровье князя. От переживаний его хватил сердечный удар. После проведенных анализов, врачи объявили, что барину осталось жить всего 3 месяца. Родственники помещика желали его спокойной смерти.
Дети князя попросили крестьян притвориться крепостными и обещали заплатить за их труд. Родственники составили договор с крестьянами, и приняли решение отдать им луга за оплату работы. Крестьяне начали прикидываться крепостными, чтобы получить луга.
Больной Утятин поверил, что закон о крепостном праве отменили. Он не знал, что крестьяне просто прикидываются.
После пережитого инсульта Утятин потерял рассудок и начал давать распоряжения крестьянам, которые применялись в Древней Руси. Крестьяне делают вид, что слушают его. Он также стал вести себя сурово и жестоко. Крестьяне молча терпят унижения и оскорбления барина с надеждой на получение земли. После окончания отведенного времени князь умирает.
После его смерти крестьяне не смогли получить обещанные луга. Крестьяне и родственники князя начали судиться. В конце крестьяне не получили никаких земель и остались обманутыми.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-knyazya-utyatina-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
Образ князя Утятина в поэме Кому на Руси жить хорошо и его характеристика
Князь Утятин – персонаж из поэмы Некрасова. Он не хочет жить по новым законам, не верит в то, что дворянство почти изжило себя и держится за старые порядки. Крестьяне дали ему прозвище «Последыш», означающее последний ребёнок в семье. Это прозвище хорошо показывает характер героя и его взгляды на жизнь.
Это старый и дряхлый мужчина, он описывается худым и бледным, с перекошенным лицом и ястребиным носом. Он носит длинные усы и одевается в хорошую и дорогую одежду. Лучше всего его образ раскрывается, когда Утятин рассказывает о своей жизни и о своих понятиях о том, что такое счастье.
Человек он очень высокомерный, эгоистичный, не имеющий чувства меры. Больше всего он гордится не тем, чего своим трудом добился в жизни, а тем, что родился в великом дворянском роде. Никогда за свою жизнь Утятин не держал в руках инструмент. Он привык жить за счёт других и очень сильно разочарован отменой крепостного права. Из-за этого у него даже случается инсульт.
Он глуп и несамостоятелен, раздаёт самодурские приказы. К примеру, он хочет, чтобы пастухи унимали коров, когда те мычат. А в сторожи назначает Ерёмку, который от рождения глухонемой. В образе Утятина показана мечта Оболдуева о роскошной, дворянской жизни. Вот только показана она насмешливо.
У Утятина есть два законных сына. Но он человек низких моральных принципов, о чём говорит наличие у него трёх внебрачных дочерей от разных женщин. И детей своих он тоже вырастил бессовестными и нечестными людьми.
Ведь именно его сыновья заключают договор с крестьянами. Они просят их, чтобы даже после отмены крепостного плана, крестьяне какое-то время продолжали притворяться крепостными, разыгрывая спектакль перед стариком.
Дети хотят, чтобы свои последние дни старик прожил в спокойствии. Взамен сыновья обещают рабочим плату в виде земель, однако это оказывается обманом, ведь в итоге крестьянам не выделяют даже акра земли.
Утятин – собирательный образ злого и жадного дворянина. Будучи всю жизнь человеком не благородным, к старости, пережив приступ, он совсем сходит с ума. После чего становится ещё более дурным и не выносимым. Во всех его поступках прослеживается мания величия.
К крестьянам он всегда относился лишь как к рабам, поступал жестоко и несправедливо. И даже перед своей смертью не думает извиниться перед ними. В образ Утятина автор вложил идею о том, что дворянство изжило себя и на Руси теперь наступили новые времена.
Сочинение Утятин в поэме
Главными героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются семь мужиков, путешествующих по стране. Именно они узнают историю некого барина по фамилии Утятин. Крестьяне рассказывают путникам о богатом, но злом князе, который был их помещиком. Хоть это и недостаточно положительный герой, Некрасов отводит ему целую главу. Автор достаточно ярко рисует портрет Утятина.
Князь – очень важный и влиятельный, в своих кругах, человек. Он является знакомым самого губернатора. Так говорили о Утятине крестьяне. Внешность князя соответствовала его характеру. Худой и очень седой старичок, с косоглазием, всегда отращивал длинные усы. Он был несправедлив и жесток по отношению к своим крестьянам.
Для Утятина они были робами, ни больше, ни меньше. Одна только новость об отмене крепостной зависимости повергает князя в шок, у него случается инсульт, который негативно скажется на его дальнейшей жизни.
Даже после отмены крепостного права этот нерадивый князь не отпускает крестьян на свободу, а продолжает пользоваться их трудом.
У князя имелось два законных наследника мужского пола. И три дочери, рожденные от разных женщин вне брака. О чем может говорить этот факт? О том, что Утятин был невысоких моральных принципов и очень развратен.
Но во время болезни его сыновья просят крестьян, чтобы они еще некоторое время притворились крепостными. Так сказать, устроили театральное представление.
Конечно же это была не бесплатная услуга, крестьянам обещали хорошо «заплатить» землей и даже составили договор.
Плохое здоровье и задатки сумасшествия не помешали Утятину остаться самодуром. Он, как и прежде, был жесток и отдавал очень странные, несуразные приказы своим лже-крепостным, которые терпеливо выполняли все его указания. Крестьяне надеялись, что после всех мучений у них останется отдушина – плодородные луга и поля.
Но, как говорят, «яблоко от яблони недалеко падает». Родственники Утятина обманули простодушных крестьян и не выделили им ни акра земли. Это говорит о том, что князь воспитал своих детей не благородными и бессовестными людьми.
Утятин – это обобщенный образ богатых и злых помещиков, которые, ради сохранения своего материального достатка, готовы на любые подлости и низости.
← Оболт-Оболдуев в поэме Кому на Руси жить хорошо
← Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовОбраз крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо →
Ермила Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →
- Сочинение по картине Жолток Колокольчики лесные 5 класс
В центре картины изображен букет веселых лесных колокольчиков. Он огромный, пышный, занимает практически все окно, поэтому в дом заглянуть нельзя. Художник использовал несколько цветов - Сочинение Моя любимая вещь (книга, велосипед, компьютер) 5 класс
У каждого из нас есть своя любимая вещь. У кого-то это велосипед, у кого-то – компьютер. Моя любимая вещь – книга. - Характеристика героев Ревизора – комедии Гоголя сочинение
Хлестаков – главный персонаж комедии Н.В.Гоголя Ревизор. Это очень хитрый человек, склонный к жульничеству. Он искусный врун, который получает удовольствие от своих выдуманных историй - Сочинение на тему Свобода. Что такое свобода
Свобода является многозначным словом. Трактовать его можно по-разному. Например, можно обозначить свободу как отсутствие запретов, неограниченность действий. Одним словом, делать все то, что захочешь. - Сочинение Анализ произведения Фома Гордеев Горького
В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/obraz-knyazya-utyatina-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
Князь Утятин: образ героя из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”
Названием главы «Последыш» автор привлекает внимание читателя к фигуре князя Утятина. Оболт-Оболдуев и тот оказался способен понять, что
По жизни по помещичьей
Звонят!..
Утятин же принадлежит к тому типу реакционных самодуров, которые не хотят считаться с законами жизни. Он «дурит по-старому» и не понимает, что его, Последыша, история обрекла на фарсовую роль. Само прозвище, которое дали князю крестьяне, знаменательно. Последыш — последний ребенок в семье.
Утвердившееся за Утятиным прозвище подчеркивает авторскую мысль об исторической обреченности дворянства. Процесс социального одряхления класса выявляется и в движении образов: на смену крепенькому и румяному Оболту приходит полупарализованный старик Утятин.
В нем еще ощутимее, чем в Оболте, воплощены отжившие, мертвые, призрачные стороны жизни. Но есть пословица о мертвеце, хватающем живого. Так и в поэме Некрасова костлявой рукой мертвеца Последыш душит живую жизнь.
Призраки прошлого уходят сопротивляясь, а потому и нужно добивать их жалом сатиры, — вот какова авторская позиция.
Образ Последыша нарисован в почти гротескных тонах.
Уже портретная его характеристика выявляет черты старческой дряхлости («Худой! Как зайцы зимние, / Весь бел», «Его водили под руки»), маразма («Лицо перекошенное») и хищничества («Нос клювом, как у ястреба»).
Последняя деталь была найдена не сразу. Первый вариант: «Лоб голый, нос с горбинкою» . Второй: «Нос вострый, как у ястреба». И наконец, третий, окончательный: клюв, да еще ястребиный.
Важной портретной деталью, говорящей о том, что старик выжил из ума, являются его разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
В минуты волнения и гнева старика он то вертится колесом, то становится неподвижным, «как месяц на небе». Основную роль в создании образа Оболта-Оболдуева играла портретная характеристика героя и его рассказ-исповедь, в которой помещик рассказывал странникам о своей жизни, раскрывал свои представления о счастье.
Теперь, в главе «Последыш», автор использует иные, сравнительно с главой «Помещик», средства создания образа. Странники видят Последыша в разных ситуациях: на прогулке, во время обеда, катающимся в лодке; становятся свидетелями его чудачеств. Но Последыш, так сказать, лишен права голоса.
Его образ раскрыт не через автохарактеристику, а дан в видении, восприятии и интерпретации вахлаков, прежде всего старосты Власа.
У Власа, до «воли» исполнявшего обязанности бурмистра при барине, за многие годы немало накипело в душе обид и ненависти. Они и определяют основной тон его предельно меткого и беспощадного рассказа о Последыше, который «дурит по-старому».
Грубость и спесь, раздражительность, придирчивость и полное отсутствие здравого смысла у барина — вот лейтмотив рассказа Власа о Последыше. Его «приказы» по «вотчине», сообщенные Климкой Лавиным, напоминают глупый фарс.
То приказ женить шестилетнего Гаврилу Жохова на семидесятилетней вдове Терентьевой, то — пастухам унимать коров, чтоб не мычали, проходя мимо барского двора, то сторожем к усадьбе назначить глухонемого дурака Еремку…
Всё в Последыше — его вид, «приказы», манера поведения, отношение к народу — вызывает злой, иронический смех вахлаков. Именно в суждениях о Последыше, отношении к нему вахлаков раскрывается пробуждение и рост их социального сознания.
Крестьянское терпение
Выносливо, а временем
Есть и ему конец.
Разыгрывают вахлаки «дурацкую камедь», но терпению вахлацкому явно приходит конец. Просыпается полусонная вахлачина и начинает осознавать, что и кто стоит на пути к народному благополучию.
Отношения крестьян и помещика в «Последыше» рисуются как глубоко антагонистические. Ненависть и презрение — вот чувства, определяющие отношение вахлаков к барину. Не может быть мира между помещиком и мужиком.
Эту мысль Влас выражает пословицей:
Хвали траву в стогу,
А барина — в гробу.
Народной же пословицей-шуткой (а в пословицах, как известно, запечатлены многовековой опыт и мудрость народная!) выражает накипевшую у вахлаков злобу против господ Клим Лавин:
В кромешный ад провалимся,
Так ждет и там крестьянина
Работа на господ!..
…Они — в котле кипеть,
А мы — дрова подкладывать!
Враждебное отношение вахлаков к помещику достигает кульминации в стычке Последыша с Агапом Петровым. Это он назвал князя Утятина Последышем, он выразил мысль о близком конце помещичьего всевластия, коль скоро у крестьян хватит решимости на борьбу:
Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы Последышу
Пинка — и кончен бал!
Для вахлаков в сравнении с Последышем самый последний пропащий мужичонка — и тот человек, а дворянские последыши — «подонки из поганого корыта». Все крестьяне деревни Большие Вахлаки ждут как праздника, как избавления смерти барина:
Умри, как жил, помещиком…
Да только поскорей!
Жизнь помещика предстает теперь уже не перед судом мужиков, а перед более широким и гласным судом всей вахлачины, всего крестьянского «мира», а образы странников сливаются с той народной стихией, порождением и выражением которой они являются.
«Последыш» мыслился автором как глава сюжетно завершенная. Это подтверждается наличием эпилога, из которого читатель узнает, что крестьяне с наследниками Последыша «тягаются доднесь». Но, выдвинув на первый план тему народного счастья, глава «Последыш» предопределила дальнейшее развитие действия поэмы.
Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни (“Кому на Руси жить хорошо”). СПб: “Наука” РАН, 2001
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/knjaz_utjatin_obraz_geroja_iz_poehmy_komu_na_rusi_zhit_khorosho/76-1-0-698
Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»: характеристика героев
Меню статьи:
Знаменитая поэма Н. А. Некрасова описывает ситуацию неопределенности, которая характеризует этап истории после того, как было отменено крепостное право.
Лейтмотив произведения – счастье, ведь именно его ищут персонажи поэмы, ведя на эту тему беседы, в которых и раскрываются варианты ответа на вопрос: кому же живется хорошо и что такое счастье?
Любопытно, что писатель так и не смог закончить свое масштабное произведение – тяжелая болезнь сразила его раньше, чем он реализовал свою идею. На самом же деле, многие литературные критики относят этот текст к жанру романа, аргументируя свою позицию его объемами и глобальностью авторской задумки.
О героях поэмы-романа
Как и во многих других текстах, герои этого произведения тоже разделены на две группы: это герои главные и, соответственно, второстепенные.
Семь мужиков-крестьян
Среди главных персонажей мы могли бы назвать семь мужиков-крестьян: это Роман, Лука, Демьян, Пров, Пахов и, наконец, браться Иван и Митродор Губины. Именно они, по сюжету поэмы, отправились на поиски человека, который бы мог сказать, что он живет свободно и хорошо, то есть – что он счастлив.
Здесь следует сделать ремарку: автор явно связывает два явления или даже два чувства – это свобода (вольная жизнь) и счастье. Эта позиция имеет свою логику, так как о время отмены крепостного права многие крестьяне не знали, что им делать и как им управлять обретенной свободой.
Известны случаи, когда бывшие крепостные плакали и бросались в ноги своему барину, чтобы тот не оставлял их.
Любопытно, что крестьяне часто воспринимали помещика как отца, который заботиться о них, и нуждались, таким образом, в его отеческих советах и распоряжениях, без которых они не понимали, как им контролировать свою жизнь самостоятельно и, кроме того, нести за нее ответственность.
Н. А. Некрасов выписывает простых русских крестьян, которые привыкли к работе, неприхотливы и пытаются найти ответы на вопросы, которые в связи с новыми обстоятельствами жизни возникли перед ними. Среди этих мужиков нельзя выделить отдельных личностей: крестьяне не являются изолированными друг друга, сливаясь словно в единый и целостный образ.
Какие черты отличают этих крестьян? Это временнообязанные бывшие крепостные, простые бедные люди, необразованные, которые обходятся в своей жизни минимумом (например, в поэме есть слова «умылись, освежились»). Несмотря на отсутствие образования, эти герои вызывают к себе уважение и почтение.
Все они имеют семьи и порой выказывают свою к ним привязанность. Их отличают также добродушие, мужественность и привычка к труду. Они упрямы и любят спорить.
Вместе с такими чертами, как задорный и буйный характер, некоторая драчливость, существуют и совестливость, и скромность, ну и, конечно, вера.
Персонажи второго плана
Что касается второстепенных фигур, Матрену Корчагину, Савелия Богатыря, Якима Нагого, Ермилу Гирина, князя Утятина, Ипата, Оболта-Оболдуева, попа, а также Гришу Добросклонова.
Матрена Корчагина
Матрена Тимофеевна становится одной из первых, по мнению мужиков, «счастливых» людей. Однако, присмотревшись, мы можем понять, что она очень далеко от счастья.
В ее жизни было множество грустных событий: тяжкий крестьянский труд, смерть ребенка, плохое отношение со стороны мужа и его семьи. Ее родители тоже погибли очень рано.
Таким образом, ее судьба полна горя и несчастий, которые женщине удается стойко сносить.
Возможно, именно ее волевой и строгий характер, не позволяющий ей сломаться под гнетом жизненных невзгод, и поспособствовал тому, что окружающие видели в ней счастливого человека.
Матрена описана автором как крепкая, полная силы женщина, ей не чужд труд, она умеет самостоятельно содержать свое хозяйство. Ей приписываются такие черты, как ум, искренность, упорство, сила духа, свободолюбие, дерзость, резвость, честность и, конечно, терпение.
Савелий
Недаром он назван в поэме Богатырем. Его внешность, и правда, выказывает в нем настоящего богатыря. Его судьба также нелегка: 40 лет жизни он потерял, пребывая в ссылке. Он был осужден на каторжные работы, потому что выступал в защиту прав народа, противясь несправедливостям власти.
Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию характеристику Гриши Добросклонова в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Он – родственник Матрены, и его личность вырисовывается мужикам в процессе ее рассказа. Перед Матреной Савелий сильно виноват: недосмотрел за ее сыном и того съели свиньи. Впоследствии за этот поступок Богатырь себя сильно корит, что толкает его на уход в монастырь – в надежде замолить свои грехи. Как и положено богатырю, Савелий прожил очень долгую жизнь.
Справедливость, честность и доброта – это три нравственных столпа, на которых держится личность Савелия.
Яким
Это тоже «счастливый», по мнению мужиком, человек. Крестьянин, простой и трудолюбивый, Яким, однако, тонко чувствует мир.
Для него характерно восприятие красоты и прекрасного: например, мужиков удивляет, что он коллекционирует картинки и украшает ими свой дом. Однажды Якима настигла беда – пожар.
И тогда, первое, что он спас из огня, было именно картинками. Но тяга к прекрасному не лишает Якима смелости и решительности.
Ермила
Ермил Ильич Гирин, пожалуй, пользуется наибольшим уважением среди крестьян. Он ставит свои интересы на второе место после интересов общества. Справедливый и честный, Ермил лишь один нарушил свои принципы, спасая своего родственника от удела стать солдатом.
Известно, что солдатчина в то время отличалась крайней жестокостью, антигуманнностью, и сгубила немало жизней: если не истребив человека физически, то сломав его морально. Но даже в этом поступке Ермил признался, скрывать его от своих соотечественников он не стал.
Отсюда происходят корни того доверия, которое испытывает к нему народ.
Он тоже принадлежит к разряду «мужиков». Нетрудно заметить, что все мужики в поэме Н. А. Некрасова отличаются простотой, решительностью, бойким характером и добротой. Между тем, Ермил является еще и грамотным человеком. Он гордый и сообразительный, надежный, а также не по годам мудрый. Ему также не чужды честность, правдивость, справедливость и совестливость.
Но счастье Гирина тоже тленно, потому что, поддержав однажды бунтующих крестьян, он попадает в тюремные стены.
Князь Утятин
Этот персонаж – пример радикальной ретроградности. Потомственный аристократ, помещик, владеющий значительным состоянием и вельможа преклонных лет все еще живет в рамках старой культурной парадигмы: его логике неподвластна мысль, что крепостного права больше не существует.
Злобный, страдающий умственными расстройствами, он ненавидит реформу с такой силой, что даже заболевает – у него случается инсульт. В итоге, он выживает из ума настолько, что его наследники в страхе остаться без гроша из наследства князя решают потакать его самодурству, подговаривая крестьян поддержать их в этой не слишком моральной затее.
За эту игру крестьяне по договору получали луга, принадлежавшие помещику. Между тем, до самой смерти князь остается деспотом и тираном.
Утятин не отличается строгой нравственностью: кроме законных сыновей, у него также есть три дочери, рожденных вне брака. Он спесивый, властный, загордившийся дворянин. Для его образа характерно высокомерие и жестокость, суровость и грубость в обращении с крестьянами, которых он рассматривает исключительно как рабов.
Путешествуя, мужики встречают и князя Утятина, вспоминая, как князь издевался над теми, когда они были детьми или крепостными.
Оболт-Оболдуев
Ретроградность и тоска по старым, дореформенным, временам отличает и этого героя. Он – дворянин и привык к выгодам крепостного права. После реформы он больше не может жить так, как раньше – используя других. Потому он страдает и рассказывает мужикам о своей нелегкой и «несчастной» жизни.
Оболт-Оболдуев гордится своим высоким происхождением, он не отличается привычкой к труду, и, прожив 40 лет в селе, совершенно не понимает толку в сельском хозяйстве.
Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Ермилы Гирина”в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Как и князь Утятин, он видел в крестьянах лишь свою собственность и привык жить, словно в раю. После реформы, впрочем, он все равно не может отказаться от большого штата слуг и лакеев.
Он очень любил охоту, но теперь излишняя роскошь ему не по карману.
Ипат
Ипат тоже является персонажем ретроградным. После реформы он не может приспособиться к новым условиям, а потому так и продолжает верно служить своему помещику.
Поп
Можно заметить, что автор старается выписать образы представителей всех сословий. И вот – очередь доходит до духовенства. Но и здесь не нужно обманываться: от реформы 1861 года попы тоже имеют определенные выгоды.
Поп хочет, чтобы жизнь крестьян улучшилась, чтобы они стали материально более обеспеченными. Но это объясняется тем, что доход церковники получают из карманов своих прихожан, а это значит, что чем лучше живет паства, тем лучше живут и сами попы.
Впрочем, поп вовсе не скрывает своей осведомленности о негативном отношении к духовенству со стороны крестьян.
Но жизнь попа нелегка. Он, как говорится, «всегда на работе», ведь его обязанность приходить к человеку в любое время, погоду и сезон. У него трудная и полная беспокойств жизнь. Несмотря на выгоды для себя от реформы, поп искренне волнуется за тех, кому помогает. Он расстраивается при виде смерти и страданий.
Но какие бы положительные черты не отличали попа, в целом народ относится к нему пренебрежительно и не слишком его уважает. О попах слагают непристойные песни, а встретить попа – это дурной знак.
Совесть и терпение в принятии своей судьбы – вот то, что действительно характерно для этого персонажа.
Гриша
Григорий Добросклонов демонстрирует нам то, что может ожидать молодое в будущем, он – образ положительного отношения к происходящему и веры в общественный прогресс.
Он ведет происхождение из семьи таких же простых крестьян-бедняков, как и мужики. Это умный и скромный мальчик, который проходит обучение в духовной семинарии. Между тем, он уже успел познать многие тяготы жизни: он знает, что такое голод и холод, что значит жить в суровых условиях.
Главное – это надежда, которая живет в душе этого 15-летнего юноши. Он искренне хочет, чтобы жизнь народа наладилась, а чтобы подбодрить своих односельчан, он слагает для них особенные песни.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horoshlo-geroi.html
Старая Русь в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт Оболдуев и князь Утятин
Старая Русь в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт Оболдуев и князь Утятин
и критически изображал помещичье сословие, тормозящее развитие России и мучающее крестьянское подневольное население.
«Кому на Руси жить хорошо» создавалась тринадцать лет и была закончена в 1876 году.
Она отражала целый ряд исторических процессов, происходивших в России, – окончательное разложение самодержавной системы государства и его главной опоры – поместного дворянства. Говоря о дореформенном и пореформенном развитии своей Родины, Н. А.
Некрасов сатирически изображает помещиков, высмеивает этот класс. В раскрытии этой проблемы он явно продолжил традиции своего предшественника Н. В. Гоголя.
Взгляды Н. А. Некрасова на помещиков и их изображение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делает интересными и своеобразными еще и та форма, которую выбрал автор для их показа. Он создал произведение в народных традициях. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» неразрывно связана с традициями устного народного творчества (сказочный зачин, сюжет, пословицы, сказки, песни, поговорки).
Так кем же и как представлена старая Русь, то есть дворянское сословие в поэме Н. А. Некрасова? Семеро мужиков правдоискателей встречают на своем пути много весьма колоритных образов помещиков. Первый из них – Гаврила Афанасьевич Оболт Оболдуев.
Уже в том, как описывает автор нового героя, содержится изрядная доля иронии: «Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие…» Его «говорящая» фамилия подкрепляется его «умными» речами. Больше всего на свете он кичится своим происхождением и с удовольствием рассказывает крестьянам о своем родовом древе.
По отцу он происходит от татарина Оболдуя, который «потешил зверями государыню», то есть загонял для нее волков, лисиц и медведя (правда, медведь его тоже, в свою очередь, «ободрал»). А по матери его прапрадед был знаменит тем, «Пытал поджечь Москву, Казну пограбить думали, Да их казнили смертию».
Именно такими предками и древностью своего рода гордится Гаврила Афанасьевич.
Этот помещик по прежнему, несмотря на отмену крепостного права в 1861 году, предается воспоминаниям о том «золотом времечке», когда он мог управлять не только своими крепостными, но чувствовал себя хозяином всего вокруг: «и жили мы, Как у Христа за пазухой, И знали мы почет. Не только люди русские, Сама природа русская Покорствовала нам». Он вдохновенно рассказывает крестьянам правдоискателям о том, какие балы, охоты, обеды задавал он сам и его соседи помещики.
«Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню. Закон – мое желание, Кулак – моя полиция».
Он совершенно серьезно уверяет мужиков, что от отмены крепостного права больше всего пострадала Россия в целом: «поля – недоработаны, Посевы – недосеяны, Порядку нет следа!» Не меньше пострадали и помещики, потому что, оставив им только землю, их лишили средств к существованию. Мужики должны русского барина пожалеть и ему посочувствовать, так как его, именитого дворянина, заставляют трудиться, а «Сословья благородные У нас труду не учатся. У нас чиновник плохонький И тот полов не выметет, Не станет печь топить».
«Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!»
«Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И – разные глаза: Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош!»
Только потом мы узнаем, почему так странно выглядит этот помещик. Князь Утятин не захотел примириться с отменой крепостного права, с ним случился удар, когда из города приехал чиновник и подтвердил известие об освобождении крестьян.
Сыновей, которые пытались пристыдить его, Утятин обещал лишить наследства, поэтому они объявили отцу, что «мужиков помещикам Велели воротить», а сами упросили крестьянскую общину во всем потакать барину, посулив за это отдать им во владение сенокосы на Волге.
Так всем «миром» во главе со специально назначенным скоморохом старостой Климом терпят крестьяне насмешки и глупые распоряжения своего бывшего барина: тот велит разметать и высушить совершенно сухой стог, женить шестилетнего ребенка на семидесятилетней вдове, «впредь унимать коров», чтобы они не мычали возле барского дома.
Этот человек не уважает достоинства своих крестьян: его любимый холоп Ипат со слезами умиления вспоминает, как его «князюшка» «в тележку запрягал», потом продергивал на веревке из одной проруби в другую. Точно так же он без всякого уважения относится к своим собственным детям: сыновьям и невесткам он велит танцевать и петь, чтобы повеселить его.
Все окружающие вынуждены ломать «комедь» из за самодурства и упрямства князя Утятина. Единственный, кто не захотел покориться и во всем потакать барину, был крестьянин Агап.
Но когда с Последышем случился третий удар, выяснилось, что его наследники вовсе не собираются сдержать обещание, данное ими крестьянской общине, и крестьянам придется судиться за обещанные «поемные луга». Воистину, яблоко от яблони недалеко падает!
Такими людьми предстают перед читателем в поэме помещики уже пореформенной эпохи. Они вызывают брезгливость и насмешку автора за паразитизм, нежелание трудиться, консерватизм, упрямство и глупость.
Намного страшнее и отвратительнее выглядят помещики времен крепостного права, изображенные в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов считает своим долгом показать жизнь крепостных крестьян не только после рабской зависимости, но и под пятой бар крепостников, образы которых мы видим в поэме.
Это Шалашниковы из Корежина, старший из которых лично порол кнутом тех, кто не заплатил оброка, «выбивал лобанчики» из крепостных, а его сын пригласил для этой цели немца Фогеля. Немецкий управляющий так притеснял крестьян, что они живого закопали его в землю.
Не менее отвратительно выглядит и жестокий крепостник пан Глуховской из «Легенды о двух великих грешниках». Он не только не стесняется своей жестокости, а хвалится ею, говоря атаману Кудеяру: «Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю».
Разбойнику за убийство этого человека прощаются все грехи: падает на землю могучий дуб, который он должен был спилить кинжалом во искупление всех своих прегрешений.
говорит о разложении помещичьего класса, разрушении дворянских усадеб, утрате нравственных принципов, а также о том, что помещики ничего в своей жизни менять не желают.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/54/53537.htm
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными.
Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой.
Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.
Отдельные главы посвящены двум помещикам.
Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев
Портрет
Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка.
В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками.
Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.
Характер
Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.
Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.
Образ жизни
Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.
Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями.
Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой.
Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».
Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню».
Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот).
При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.
Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают.
Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля – недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!».
Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»
Последыш
Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.
Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.
Портрет
Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.
Черты характера
Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.
Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.
Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.
В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.
В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».
-
Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
-
«Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
-
«Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
-
«Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прости», анализ стихотворения Некрасова
-
«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
-
«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
-
«Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
-
«Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
-
«Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
-
«Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»
По писателю: Некрасов Николай
Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/944-obrazy-pomeschikov
Старая Русь в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: Оболт-Оболдуев и князь Утятин
Позднейший народный эпос Некрасова – написанная крайне оригинальным размером огромная поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1873 – 1876), уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удаться автору вполне.
В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме – отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады.
Ими особенно богата лучшая последняя часть поэмы – “Пир на весь мир “, заканчивающаяся знаменитыми словами: ” ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь” и бодрым возгласом: “в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное”.
Старая Русь в поэме предстает многолико.
Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом круге галерея образов. Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне.
Еще бы, “поля – недоработаны, посевы – недосеены, порядку нет следа!” Как жаль,
что минули “времена боярские”, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”, и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными свободно: Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню. Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя. А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает.
Самодур пьет шампанское без меры, “красивых снох пощипывает”, осмеивает своих сыновей и их жен.
“Господский срок – вся жизнь раба!” Ему, как сладкая музыка, слова бурмистра: Вам на роду написано Блюсти крестьянство глупое, А нам работать, слушаться,
Молиться за господ!
Последыш умрет от очередного удара, но радость крестьян будет преждевременной, так как с его смертью “пропала ласка барская”. Истинно счастлив, между прочим, холоп князей У тятиных. Он, как и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свободу и остался с милостивым барином.
Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в проруби купает, так что ж – шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит. Во времена Некрасова пафос его поэмы был смелым, новаторским. Некрасов хотел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив.
(Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда свобода слова и торговли превратилась в свободу умирать от голода.) Поэма не закончена. Семь мужиков-странников – символический образ России. В произведении, написанном старательно, как публицистическая статья, нашли свое выражение многие социальные проблемы того времени.
Классовые противоречия (“Помещик”, “Последыш”); противоречия в крестьянском сознании (народ-труженик и народ – пьяная, невежественная толпа); противоречия между духовностью народа и его невежеством (мечта автора о том, что мужик ” не милорда глупого”, а “Белинского и Гоголя с базара понесет”, осталась мечтой: нынешний “мужик” несет с базара Маринину и Доценко вперемешку с китайскими тряпками и самопальной водкой); противоречия между бунтарским духом и рабской покорностью (образы Савелия и Якова).
Так что, эпопея народного поэта интересна традиционностью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/staraya-rus-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho-obolt-obolduev-i-knyaz-utyatin/
Изображение образа России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Изображение образа России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
1. Оригинальный стих поэмы.
2. Нищенская жизнь деревни.
4. Глава «Последыш» и ее значение.
5. Призыв не смиряться с эксплуатацией, вера в будущее народа.
Н. А. Некрасов как поэт не повторим и не забываем, богатства его творчества невозможно недооценить. Его темы и стиль как будто вышли из народной жизни. Его поэзия, сказовая, песенная, — то величавая, то страстная, боевая, но всегда народная.
Высший образец его творчества — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Поэма целиком и полностью пронизана фольклорными образами, эпитетами, метафорами. Некрасов даже пользуется образной системой былинного склада.
Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма прост: семеро мужиков из соседних деревень захотели узнать ответ на вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?»; есть ли где-нибудь на их родной земле губерния, где обходятся без избиений крестьян, где нет рабского унизительного труда.
В поэме мы видим картины из жизни всех социальных слоев: от богачей до бедняков, от помещиков до крестьян.
Некрасов описал сложное время в жизни России, происходило нарастание народного недовольства своей участью.
В 1861 году было отменено крепостное право, но «свобода» эта оказалась ложной, крестьяне не получили ни земли, ни воли. Рабство осталось, одни формы эксплуатации сменились другими. «Трещит крестьянский пуп», — писал Некрасов.
Судьба России и крестьянства очень волнует семерых му-жиков-правдоискателей. Они хотят найти счастье, поэтому и пустились в путь по России со своей сказочной скатертью-самобранкой.
Долгий предстоит им путь. Множество людей встретят они на нем.
Это и хлебопашцы-крестьяне, и поп, и помещик, и гвардейцы, попадаются им и дворовые люди, и солдаты, и питерские мастеровые, и барин-разночинец, собирающий фольклор.
И все они повествуют о себе, о своей жизни. Очень постепенно, страница за страницей раскрывается в поэме тема народного горя-несчастия, убогого существования деревни.
Редко кто из встреченных людей признается странников в своем счастье. Так, сельский поп не находит себя счастливым. Он сам полностью зависит от благосостояния своей паствы, от крестьянского урожая или неурожая. Совестливый поп знает, что доходы крестьян таковы, что ему тошно брать даже воздаяние за требу — на душе тяжело, руки дрожат: «С таких трудов копейками живиться тяжело».
Другой поп плачется «начальнику»: У нас народ – все голь да пьянь. За свадебку, за исповедь. Должают по годам. Несут гроши последние В кабак! А благочинному Одни грехи тащат!
Помещики тоже, оказывается, недовольны «великой реформой царя-освободителя». Раньше им жилось счастливо, вольготно. А теперь осиротела земля после того, как старые устои сельской жизни оказались разрушенными:
Поля – не доработаны, Посевы – не досеяны, Порядку пет следа! О матушка! О родина! Не о себе печалимся.
Тебя, родная, жаль.
Другой помещик, «последыш» князь Утятин, вообще не поверил, что наступили новые порядки и крепостные уже свободны, и его сыновья утоворили мужиков сохранить все крепостные отношения до его смерти.
Глава «Последыш» по смысловой значимости и художественной реалистичности является одной из самых лучших в поэме. Фигура помещика-самодура и образы крестьян — подставного бурмистра Клима Лавина, Власа, бунтаря Ага-па Петрова, лакея Ипата и других — чрезвычайно выразительны и колоритны.
Богатый вельможа, князь Утятин, по-старому командует крестьянами, изображает строгого властителя, хотя крестьяне и земля ему уже не принадлежат.
Но трагедия здесь не в самом помещике Утятине, а в людском отношении к «представлению».
Почти все крестьяне, задобренные посулами наследников князя, сами соглашаются скрывать правду до смерти старика и, по существу, продолжают мириться со старой помещичьей неволей.
Князь Утятин, старый самодур, отдает одно приказание за другим, одно другого нелепее и глупее. Эта игра заходит далеко, для всех началась безобразная и нелепая двойная жизнь.
Старые порядки вроде бы отменены, а на самом деле они существуют и дряхлый князь по-прежне-му грозен и привередлив, он не понимает своего нелепого положения. Но ужасно, что с ним мирятся теперь свободные люди.
Более того, убедившись в непоколебимости прежних отношений, князь стал еще капризнее и вреднее.
Его мужики не успели осознать, что свободны, как снова оказались в кабале. Изжитые деспотические порядки возрождаются вновь, но воспринимаются они уже как фарс. Мужики втихаря смеются над барином, издеваются над ним, но не смеют перечить и кланяются барину по-прежне-му, льстят ему и угодничают перед ним.
Но не все примирились с двойной жизнью при помещике Утятине. Нашлись и те, кто не захотел играть в унизительную игру.
Aгап Петров не вынес глумлений Последыша и балагурства бурмистра, взбунтовался, обругал угодничавших перед князем «подонками» и рассказал правду. Агапа приговорили к наказанию розгами, хотя, конечно, его никто бить не собирался.
Но не выдержал он унижения, его человеческое достоинство было оскорблено. Он умер, не дождавшись «экзекуции».
В поэме предстает целая галерея образов крестьян — прощелыг и праведников, бунтарей и страстотерпцев, рабов и разбойников.
Это и Яким Нагой, и Ермила Гирин, и Саве-лий-богатырь, и Кудеяр, и «холоп примерный» Яков верный, и, наконец, Матрена Тимофеевна Корчагина, сильная русская женщина.
Некрасов много писал о героической жизни русской женщины, жены и матери, о ее самоотверженности и самоотречении. Доли ее «вряд ли труднее сыскать». Но, несмотря на все, Матрена Тимофеевна выдержала, не сломалась, не опустила рук.
Лишь на одну черту русского народа негодует Некрасов. Это его долготерпивость, покорность. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» — говорит поэт к бурлаку в стихотворении «На Волге».
Во многих произведениях, в том числе и в поэме «Ком)' на Руси жить хорошо», присутствует призыв к народу прекратить издевательства над собой, восстать и обрести счастье. «Пир-на-весь мир», глава из последней части поэмы, по мнению критиков, — это уже почти прямой призыв к революции. В доказательство этому заявлению служат следующие строки из поэмы:
Рать поднимается – Неисчислимая, Сила в ней скажется – Несокрушимая!
Вся гениальная поэма Некрасова — точное, правдивое изображение не только всех слоев русского общества, но и чаяний простого народа. Некрасов стремился к народности образов, языка, структуры поэмы. Ведь сама матушка Русь — «…и убогая, и обильная, и забитая, и всесильная» — главный герой поэта.
Источник: https://historylib.net/izobrazhenie-obraza-rossii-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/