Образ и характеристика константина левина в романе “анна каренина”: описание внешности и характера

Образ левина в романе л. толстого «анна каренина»

ОБРАЗ ЛЕВИНА. В романе Л. Н.

Толстого наряду с сюжетной линией Анны Карениной представлена другая, весьма существенная, линия жизненной судьбы Константина Левина, Именно с образом этого героя связаны многие важные морально-философские и социальные проблемы произведения» Духовные искания Ле­вина во многом отражают те настроения и мысли автора, ко­торые складывались у него в переломную эпоху 70-х годов, Энергичный, мыслящий человек, искренний, Левин, как и некоторые другие герои Толстого (Пьер Безухов, Андрей Бол­конский), неустанно ищет правды и смысла жизни, стремит­ся проникнуть в суть общественных отношений, чтобы изме­нить, усовершенствовать их. Путей к этому он не знает, и потому так мучительны для него его раздумья,

Левин видит неустойчивость, крутой характер ломки старых порядков.

Его, как дворянина-землевладельца» волнует оскуде­ние поместного хозяйства под натиском новых пореформенных отношений, Видит Левин и скудную жизнь крестьян, Его по­пытки» сохраняя за собой права на землю, примирить интересы «совестливых» помещиков и народа, создать в этих целях раци­ональную систему землевладения оканчиваются неудачей. Его поражает непримиримо-враждебное отношение крестьян к зем- левладельцам-дворянам, ко всему, что толкует и обещает им «барин». Он недоумевает и старается понять причины этого от­ношения, а недоверие-то подсказано крестьянам всем их много­вековым опытом, недопускающим мысли о том, чтобы «цель помещика могла состоять в чем-нибудь другом, кроме желания обобрать их сколько можно». В глубине души Левин соглашает­ся с упреком брата Николая: «Тебе хочется оригинальничать, показать, что ты не просто эксплуатируешь мужика, и с идеею».

Левин знакомится с разными формами деятельности двб- рянской общественности, присутствует на выборах предводи­теля, в мировом суде — и выносит оттуда впечатление сует­ной пустоты и бесполезности происходящего. Только в дерев­не, в непосредственной близости к природе, в приобщении к крестьянскому труду, в непрерывных хозяйственных заботах он находит отраду и временное успокоение.

Обратите внимание

В романе «Анна Каренина» Толстой глубоко проникает в народную жизнь. Об этом говорит замечательная сцена косьбы на Калиновом лугу, разговоры Левина с крестьянами, его увле­чение их естественной, мудрой, трудовой жизнью.

Молодое сча­стье Ивана Парменова и его жены, полнота и цельность их чувств волнуют и привлекают героя. Он мечтает жениться на крестьян­ке, зажить той же трудовой жизнью, какой живет трудовой де­ревенский народ.

Эти его мечтания не осуществляются».

Семейная жизнь Левина складывается счастливо, однако он не может удовлетвориться узкой личной сферой, хотя бы и такой привлекательной. Выход для себя герой стремится най­ти в «народной правде», в наивной вере патриархального кре­стьянина.

Из рассказа Федора он узнает мысли старика Фоканыча о том, что нужно жить «для души, по правде, по-божью».

Эти слова воспринимаются Левиным как откровение… Поня­тие добра у Фоканыча несет религиозную окрагку, которую воспринимает и Левин»

Герой романа, как мы видим, не находит реальных путей социального преобразования и пытается решить волнующие его вопросы в плане отвлеченного нравственного совершенствова­ния.

В этом, несомненно, сказываются противоречия мировоз­зрения не только Левина, но и Толстого.

И все же существенно в духовном развитии Левина его тяготение к народу По суще­ству, герой остается на распутье, его искйния не завершены, и впереди как бы открываются новые возможности роста.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-levina-v-romane-l-tolstogo-anna-karenina/

Жизненный путь Анны и Левина в романе “Анна Каренина”

Создавая новый роман, Толстой уже знал, что семейное счастье не спасает от мучительных размышлений над философскими, социальными и нравственными вопросами бытия.

Счастливая семейная жизнь Левина (история его объяснения с Кити, венчание, отношение ко всему дому Щербацких насквозь автобиографичны) не освобождает его от раздумий о смысле жизни, от тяжкого сознания вины перед народом, от поисков счастья, равного для всех людей.

В России “все переворотилось” – “все смешалось в доме Облонских”. Смысл переломной эпохи, ее “неисчислимых бедствий” раскрывался в драматической истории крушения последней, казалось бы незыблемой крепости – “дома”, семьи.

Важно

История “потерявшей себя, но невиноватой” женщины, поставленная в центр романа, внутренне соотносилась со всей атмосферой пореформенной русской жизни.

Аристократические семьи, у которых, казалось бы, есть все, что составляет благополучие, счастье, разрушаются в “Анне Карениной” одна за другой, словно необоримый и злой рок тяготеет над ними.

Водоворот новых отношений и связей разламывает основы, традиции семейного дворянского рода, казавшиеся крепкими еще так недавно. Больше всего страдают от болезней эпохи люди с чистым сердцем и большим умом – Анна и Левин. В отличие от других персонажей романа, они не мирятся с привычной общепринятой ложью и мучительно, каждый по-своему, ищут: Анна – правдивой любви, Левин – правдивой жизни.

Путь Анны и Левина различен. Искания Анны замкнуты в кругу личного счастья, счастья “для себя”, а это, на взгляд Толстого, логически и жизненно порочный круг. Левин же ищет всеобщей правды и даже, как ему кажется, находит ее (в конце романа).

Мрачный общий фон “Анны Карениной”, исполненный зловещих предчувствий, разрывается, когда в роман входит мир крестьянской жизни и труда.

И тогда Левину, соприкасающемуся с этим миром, открывается небо – то самое небо, которое и в “Войне и мире” символизировало постижение истинного смысла бытия, преодоление эгоистических личных стремлений, разобщающих людей.

Строй символических образов, свойственных всей художественной системе романа, становится светлым и жизнеутверждающим.

Таинственные изменения облака, напоминающего перламутровую раковину, сопровождают и как будто поясняют смысл размышлений Левина о “прелестной” крестьянской жизни; “высокое, безоблачное небо” подтверждает ему справедливость слов, сказанных подавальщиком Федором; “знакомый треугольник звезд и проходящий в середине его Млечный Путь” утверждают его в мысли о том, что его жизнь не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который он властен вложить в нее.

Жизненные судьбы Анны и Левина сопутствуют друг другу в отрицании зла жизни, но резко расходятся в поисках добра. На протяжении всего романа Левин приближается к истокам народного бытия, Анна же самым роковым образом шаг за шагом от них отходит.

“Естественная и простая” в начале романа, она в первых главах говорит только по-русски; искренность ее поступков и мыслей противоречит условностям света так же явственно, как сама Анна в сцене на балу противостоит “цветной толпе” светских дам; тонкие, почти музыкальные описания русской природы в глубоком психологическом подтексте сопутствуют ей, как бы окутывая ее тем воздухом родины, в котором она только и может жить и дышать. Постепенно она утрачивает естественность и простоту: во втором томе появляются французские румяна и английская, французская речь; само заграничное путешествие с Вронским – попытка бежать от самой себя. Жизнь Анны как бы надламывается у самых корней и, естественно, увядает.

Роман пронизан раздумьями Толстого о судьбах России, о способах преодоления сложных противоречий эпохи. От своего положительного героя Толстой требует в 70-е годы не только заинтересованности. народной жизнью, духовного единения с народом (как это было в период создания “Войны и мира”), но и непосредственного труда вместе с крестьянами на земле.

Совет

Левин возмущается праздностью городской жизни, испытывает ненависть к длинным ногтям и огромным запонкам сослуживца Облонского Гриневича, так как эти ногти и запонки служат для него верным признаком нетрудового образа жизни.

С явной иронией рассказывается в романе о бесполезной служебной деятельности Облонского и саркастически – о “государственной” службе Каренина, занятого бесплодными проектами устройства быта инородцев и орошения полей Зарайской губернии.

Бюрократический аппарат царской России критикуется с гораздо большей резкостью, чем, например, деятельность Сперанского в “Войне и мире”.

Там Толстой обнаруживал неприложимость либеральных начинаний Сперанского к действительности, чуждость рассудочных построений течению живой жизни – здесь он показывает губительное, мертвящее воздействие бюрократических начинаний, бюрократического образа мыслей на все живое. Рассказ о косьбе Левина вместе с мужиками и “веселом общем труде” крестьян во время уборки сена воссоздает тот идеал, который Толстой хотел бы видеть осуществленным в жизни.

В “Анне Карениной” еще нет непримиримого конфликта барина и мужика, хотя герой Толстого уже приходит к несомненному выводу о “фатальной противоположности” интересов помещиков “самым справедливым интересам” крестьян. В процессе работы над романом непосредственно готовился тот перелом в мировоззрении Толстого, который произошел на рубеже 80-х годов.

“Признаки времени” явственно сказались не только в содержании, но и в художественной форме романа “Анна Каренина”.

Принципы толстовской диалектики души, заявленные в предшествующий период его творчества и блистательно примененные в “Войне и мире”, остаются главной формой раскрытия человеческого характера и в “Анне Карениной”.

Но акцент в этой диалектике делается теперь не на связи эмоций и размышлений, а на борьбе противоположных мыслей и чувств. Одни и те же люди, неожиданно для себя, вдруг проявляют разные, часто противоположные стороны своего характера и душевного облика.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Жизненный путь Анны и Левина в романе “Анна Каренина”

Другие сочинения по теме:

  1. Характеристика образа Левина в романе “Анна Каренина” На умонастроение главного героя романа оказывает большое влияние его старший брат Николай, человек острого ума, тяжело больной, мучительно умирающий. Брат,…
  2. Общечеловеческое значение романа Л. Толстого “Анна Каренина” Цель: углубить, подытожить и обобщить знания учеников о произведении, его идейно-художественных особенностях; развивать навыки выделения главного, обобщение, высказывание собственного обоснованного…
  3. Образ одного из героев романа “Анна Каренина” Константин Левин Один из героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это…
  4. Основные идейные линии романа “Анна Каренина” Лев Николаевич Толстой – непревзойденный мастер прозы, причем прозы большой и глубоко психологической, проблемы любви и обязанности в его произведениях…
  5. История написания романа “Анна Каренина” Как и во всех других случаях, Толстому долго не давалось начало его романа. Одиннадцать раз начинал он “Анну Каренину”, отбрасывая…
  6. Идейное содержание романа “Анна Каренина” В 1873 г. Толстой начинает писать новый роман – “Анна Каренина”. “Анна Каренина” писался в 70-е годы (1873-1877). Перед Толстым…
  7. Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе Цель: помочь ученикам раскрыть идейно-художественные особенности образа Левина, его связь с автором; развивать навыки характеристики героев, сопоставление явлений литературной и…
  8. Роман Л. Толстого “Анна Каренина” как художественное воплощение “мысли семейной”. Композиция произведения и система образов Цель: помочь ученикам постигнуть идейно-художественное содержание произведения, его композицию и систему образов; развивать навыки определения ключевых эпизодов, их комментирование, высказывание…
  9. ТРАГИЗМ РОМАНА “АННА КАРЕНИНА” “Анна Каренина” – одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от “Войны и…
  10. Роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина”; Роман Роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Роман “Анна Каренина” создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие…
  11. Тема сочинения Противоречивый образ Анны Карениной Есть ли в мире человек, который остался бы равнодушным, читая роман “Анна Каренина”? Думаю, что нет. Ведь речь идет не…
  12. Противоречивый образ Анны Карениной в одноименном романе Льва Толстого Говорят, что понять – это простить… Кто, как не я – автор, “родитель” своей героини, мог бы лучше понять рожденную…
  13. С. Есенин “Анна Снегина”; Поэма “Анна С. Есенин “Анна Снегина” Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров…
  14. Творчество и жизненный путь Ю. О. Домбровского Семидесятые годы были временем изживания иллюзий, временем, когда литература, вся нацеленная на социальность, на социальную пользу и на социальные ограничения…
  15. Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой…
  16. Жизненный и творческий путь писателя Михаила Булгакова. Булгаков и Киев Цель : помочь ученикам определить основные вехи жизненного и творческого пути писателя, источники его творчества, истоки моральной стойкости, твердых принципов…
  17. Жизненный путь Ивана Карпенко-Карого Будущий классик драматургии увидел мир 17 сентября 1845 г. в селе Арсенивцы вблизи Елисаветграда (ныне – Кировоград) в семье управляющего…
  18. Жизненный путь писателя: Михаил Старицкий Стихи этого писателя стали знаменитейшими народными песнями (вспомним хотя бы “Ночь какая, Господи, месячная, звездная…”), его историческая проза пробуждала национальную…
  19. Жизненный и творческий путь Александра Пушкина А. С. Пушкина – спутник многих поколений людей вот уже два столетия. О нем говорят: “Мой Пушкин”. В этом признак…
  20. Жизненный и творческий путь С. Олейника (материал для сочинения) Степан Иванович Олейник (1908-1982). Степан Олейник почти четыре десятилетия своей жизни отдал работе в литературе, свыше пяти десятилетий – в…
Читайте также:  Критика о поэме "медный всадник" пушкина: отзывы о произведении

Источник: https://ege-russian.ru/zhiznennyj-put-anny-i-levina-v-romane-anna-karenina/

Образ Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Урок 4.

Семинар.

Образ Левина в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Цель урока:определить значение образа Левина в романе.

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского; издания романа «Анна Каренина».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

  • Каково место образа Левина в общей структуре романа?

(Образ Левина занимает в романе одно из ведущих мест. Он раньше, чем Анна Каренина, появляется на страницах романа, и заканчивается роман мыслями Левина о смысле жизни.

В «Анне Карениной», в отличие от «Войны и мира», нет лирических, философских или публицистических отступлений. В этом романе выразителем авторской позиции чаще всего является Левин.)

  • Что мы узнаём о герое при его первом появлении в романе? Какова цель приезда Левина в Москву?

(Левин впервые появляется на страницах романа в пятой главе первой части. Левин приходит на службу к своему старому приятелю Стиве Облонскому.

Первое впечатление о нём мы получаем из уст сторожа, который не пустил Левина в залу присутствия до окончания заседания: «Какой-то… без упроса влез, только я отвернулся».

И в самом деле, Левин кажется человеком из народа: широкоплечий, с курчавой бородой, не снимая бараньей шапки, быстро и легко взбегал наверх…».

Мы узнаём, что Стива Облонский и Левин любили друг друга, «несмотря на различие характеров и вкусов, как любят друг друга приятели, сошедшиеся в первой молодости». Эти два героя оказываются сразу противопоставленными автором во всём, начиная с внешности и заканчивая взглядами на жизнь. Левин живёт в деревне, он помещик.

Облонский родился в среде тех людей, «которые были и стали сильными мира сего», и занимает место начальника одного из присутственных мест в Москве. Облонский посмеивался над образом жизни своего друга.

«Точно так же и Левин в душе презирал и городской образ жизни своего приятеля, и его службу, которую считал пустяками, и смеялся над этим».

Облонский представляет Левина своим сослуживцам: «Земский деятель, новый земский человек, гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов, скотовод и охотник и мой друг Константин Дмитрич Левин».

Обратите внимание

Для Левина невозможно равнодушное отношение к делу. Перестав верить в эффективность и необходимость земских собраний, он перестаёт заниматься земской деятельностью.

В дальнейшем мы видим героя в постоянном поиске, в сомнениях, на жизненном распутье.

Кроме того, нам становится известна причина приезда Левина в Москву: он решился сделать предложение Кити Щербацкой, свояченице Стивы Облонского. Ленин получает отказ: Кити думает, что она влюблена во Вронского, который уже увлечён Анной Карениной. Так судьбы главных героев оказываются переплетёнными.)

  • Как Левин воспринимает отказ Кити?

(Левину кажется, что он не достоин этой девушки. Причину отказа он видит в своём несовершенстве: «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее… Кто я? И что я? Ничтожный человек, никому и ни для кого не нужный». Левин склонен к самоанализу, он постоянно находится в сомнении, в поисках жизненного пути.)

II. Переход к теме урока

Преподаватель. Герои Толстого всегда идут неизведанными путями, но смысл толстовского психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества вариантов. Единственно возможный путь оказывается и наиболее характерным.

  • Какие пути, какие возможности изменить жизнь видел для себя Левин?

(У Левина есть свои искушения. Он готов круто изменить жизнь. И тут он задумывается о различных возможностях: «Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке? Как же я сделаю это? опять спрашивал он себя и не находил ответа».)

Преподаватель. В своей «Исповеди» Толстой сказал «Я жил дурно». Он имел в виду, что, живя «как все», не думая об «общем благе», заботился об «улучшении своей жизни», был погружён в привычный мир помещичьего усадебного быта. И вдруг ему открылась историческая и нравственная несправедливость этой жизни. Несправедливость «избытка» по сравнению с «бедностью народа».

И тогда у него возникло желание избавиться от жизни «в исключительных условиях эпикурейства», «удовлетворения похоти и страстей». «Я всеми силами стремился прочь от жизни, – пишет Толстой в «Исповеди». – Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как приходили мысли об улучшении жизни».

  • Как эти переживания Толстого отражены в романе «Анна Каренина»?

(Похожее беспокойство испытывает и герой Толстого, Левин: «И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нём, и боялся ходить с ружьём, чтобы не застрелиться». Эта фраза кажется парадоксальной. Счастливая семейная жизнь всё-таки жизнь, а не исключительное состояние счастья. Свадьбой, о которой мечтал Левин, не заканчивается линия этого героя, она получает новое, более сложное развитие.)

  • Какое место в романе занимает описание женитьбы Левина?

(Описывая сватовство, приготовления Левина к свадьбе, Толстой показывает как раз то самое исключительное состояние счастья.

Герой находится «в состоянии сумасшествия, в котором ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего существующего».

Левин не имеет планов и целей для будущей жизни, он предоставляет решение этого другим, «зная, что всё будет прекрасно» (ч. V, гл. I).

Вспомним, что состояние Каренина в несчастье было примерно таким же – он «не мог ничего сам решить, не знал сам, чего он хотел теперь, и, отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами, на всё отвечал согласием». Конечно, состояния Левина и Каренина полярны: счастье-несчастье, – но сходство в той «несамостоятельности», которая присуща человеку в исключительных положениях.

Толстой высказывает в сцене говения Левина (ч. V, гл. I) свои сомнения по отношению к Богу: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всём сомневаюсь и большей частью нахожусь в сомнении». Здесь же высказывается ключевая мысль о выборе пути, столь важная для Левина. Священник говорит: «Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его».

В следующей, второй главе взгляды на брак и семью высказывают приятели Левина, убеждённые холостяки. Крайние мысли по этому поводу принадлежат Катавасову: «Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные – содействовать их просвещению и счастью».

Во время венчания Левина поражают слова священника о Божьей помощи. «Как они догадались, что помощи, именно помощи? – думает Левин. — Что я знаю? Что я могу в этом страшном деле… без помощи? Именно помощи мне нужно теперь».

Чувство безоблачного счастья покидает Левина, он думает, что «всё это было ребячество и что это что-то такое, чего он не понимал до сих пор и теперь ещё менее понимает».

Важно

Гости, собравшиеся в церкви, вспоминают свои молодые годы, полные надежд на счастье, и каждый думает о своих разочарованиях и крушении надежд.

Первые пять глав пятой части противопоставлены следующему за ними описанию начала совместной жизни Анны Карениной и Вронского.)

  • Как и под воздействием чего меняются взгляды Левина в конце романа?

(Левину иногда кажется, что «от него зависит переменить ту столь тягостную праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Левин был уверен, что перемена зависит от него. Но жизнь распорядилась иначе.

В последней части романа Толстой рассказывает о встрече Левина с простым крестьянином Фёдором во время уборки урожая.

«Было самое спешное рабочее время, когда во всём народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не появляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты».

«Необыкновенное напряжение самопожертвования», которое Левин увидел и почувствовал в народе, совершенно изменило образ его мыслей.)

Преподаватель. Примерно то же пишет о себе Толстой в «Исповеди»: «Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придаёт жизни».

Мечта Левина об опрощении сливается с идеалом «трудовой и прелестной жизни». «Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью».

  • Каким видел Левин будущее народа?

(Левин пришёл к мысли о необходимости изменений, и в этом увидел смысл жизни: «Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, думал Левин, и работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не моё личное, а тут вопрос об общем благе.

Всё хозяйство, главное положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности общее богатство, довольство; вместо вражды согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира.

Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна».)

  • Какая метафора используется Толстым для выражения поисков правды?

(«Теперь он точно против воли, всё глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды», пишет Толстой о Левине.

Сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы является глубоким определением главной идеи романа. Эта метафора ядро социального, нравственного и художественного смысла «Анны Карениной».)

III. Анализ сцен стихии природы

Преподаватель. Левин находит ответы на вопросы и «закон добра» в своей душе.

«Ну-ка, – размышляет Левин, – пустите нас с нашими страстями, мыслями… без понятия того, что есть добро, без объяснения зла нравственного… Ну-ка, без этих понятий постройте что-нибудь!» (ч. VIII, гл. ХIII).

Левин думает о разрушительной силе страстей, не имея в виду Анну Каренину. Но в романе Толстого все мысли «сообщаются» между собой.

  • Какую роль играет описание грозы в последней части романа?

(Роман завершается картиной мощной весенней грозы, когда Левин вдруг увидел звёздное небо над своей головой.

При каждой вспышке молнии яркие звёзды исчезали, а потом, «как будто брошенные какой-то меткой рукой, опять появлялись на тех же местах». И Левин почувствовал, что «разрешение его сомнений…

уже готово в его душе». Гроза символизирует очищение, прозрение, разрешение сложных жизненных вопросов.)

  • Вспомните похожие эпизоды в романе «Война и мир». Какова роль этих эпизодов?

(Описание грозы, звёздного неба над головой Левина напоминает образ неба в сцене ранения князя Андрея под Аустерлицем; звёзду 1812 года, которая была предвестием перемен в судьбе Пьера Безухова. Эти эпизоды являются ключевыми в романе «Война и мир», они обозначают поворотные моменты в мировоззрении героев.)

Преподаватель. Роман заканчивается размышлениями Левина. «Жизнь моя теперь, – думает Левин, – вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута её – не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в неё!»

В этом «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, в этом оптимизм всего его романа.

IV. Домашнее задание

Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Анны Карениной.

Источник: https://multiurok.ru/files/obraz-lievina-v-romanie-l-n-tolstogho-anna-karienina.html

49. Путь исканий Константина Лёвина. Роман «Анна Каренина» и его время (70е г.Г. Века)

Один из героев романа
Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Константин
Левин явился новым образом в русской и
мировой литературе. Это образ не
“маленького”, не “лишнего” человека.

По всему своему складу, содержанию
мучающих его общечеловеческих вопросов,
цельности натуры, свойственному ему
стремлению претворять идею в действие
Константин Левин — мыслитель-деятель.

Он призван к страстной, энергичной
общественной деятельности, он стремится
к преобразованию жизни на основе
деятельной любви, общего и личного
счастья для всех людей,

Образ отчасти списан
с самого Толстого (о чем свидетельствует
фамилия Левин — от Левы, Льва): герой
думает, чувствует, говорит непосредственно
от лица писателя. Левин — натура цельная,
деятельная, кипучая. Он принимает только
настоящее. Его цель в жизни — жить и
делать, а не просто присутствовать при
жизни. Герой страстно любит жизнь, а это
означает для него страстно творить
жизнь.

Левин и Анна —
единственные в романе, кто призван к
настоящей жизни. Как и Анна, Левин мог
бы сказать, что любовь для него значит
слишком много, гораздо больше, чем могут
понять другие. Для него, как и для Анны,
вся жизнь должна стать любовью.

Читайте также:  Краткий пересказ романа "отцы и дети" по главам (краткое содержание)

Началом исканий
Левина, можно, вероятно, считать его
встречу с Облонским. Несмотря на то, что
они приятели и симпатичны друг другу,
с первого взгляда можно увидеть их
внутреннюю разобщенность. Характер
Стивы двойствен, ибо он делит свою жизнь
на две части — “на себя” и “для
общества”. Левин с его цельностью и
яростной увлеченностью кажется ему
чудаком.

Именно эта
раздробленность, расколотость жизни
современного общества заставляют
Константина Левина искать какое-то
общее, объединяющее всех дело. Значение
семьи для Левина непосредственным
образом связано с основной темой романа
— единения и разъединения людей.

Совет

Семья
для Левина — самое глубокое, высшее
единение, какое только возможно между
людьми. Именно для того, чтобы создать
семью, он появляется в чуждом ему
городском мире, но получает жестокий
удар. Та, выбранная им, от которой зависит
его судьба, отнята у него, украдена
чуждым миром.

Именно украдена — ведь
для Вронского Кити, еще не понявшая
самое себя и свою любовь, всего лишь
девочка, которой он вскружил голову.

Не зная, чем заменить
утраченное, Константин Левин возвращается
домой, надеясь найти там успокоение и
защиту от мира. Но и эта мечта “своего
мира” вскоре терпит крах. Левин пытается
с головой уйти в работу, но безуспешно,
это не доставляет ему удовольствия.

Постепенно он снова
возвращается к мыслям об общем деле.
Теперь, задумываясь конкретно над личным
и общим благом, он начинает понимать
что общее дело складывается из личных
дел каждого. Понять это помогает работа
с мужиками в поле. Здесь ему открывается
связь между трудом и человечностью,
трудом и любовью.

Для дальнейшего
развития этого открытия имеют значения
встречи Константина Левина с некоторыми
людьми. Сначала это встреча со стариком
крестьянином, в разговоре с которым
Левина проясняет для себя тему независимого
труда и семьи.

Позже происходит
разговор у Свияжского о непроизводительности
наемного труда, о крестьянском и
помещичьем хозяйстве в целом. Свияжский
объясняет Левину преимущества
капиталистического хозяйства. Под
влиянием всего этого Левин вскоре
приходит к мысли об устройстве
сельскохозяйственной артели на условиях
взаимной выгоды.

Так появляется новый
тезис Левина — стимул личного счастья
как главный двигатель человеческих
действий, соединившийся с мечтой о
торжестве общего, теперь, в мысли об
артели, приобретает новое качество:
оставаясь самим собой, то есть стремясь
к личному счастью, он вместе с тем
начинает стремиться к общему счастью,
общим интересам.

Это венец всех исканий
Левина на путях конкретно-социального
мышления, социальных решений. Это апогей
его духовного развития.

Обратите внимание

Теперь его мечта
заключается в том, чтобы перевернуть
жизнь человечества! Следуя своей мечте,
которая вскоре терпит крах, он хочет
создать вселенскую артель. Реальность
доказывает, что общее дело невозможно
в условиях разъединенного общества.

Герой подумывает о
самоубийстве. Но на помощь приходит
любовь. Кити и Левин снова вместе, и
жизнь для них обоих обретает новое
значение. Он признает свою идею об артели
несостоятельной и счастлив только
любовью.

Но потом Левин понимает, что
не может жить только счастьем любви,
только своей семьей, без связи со всем
миром, без общей идеи, к нему снова
возвращается мысли о самоубийстве.

И
спасают его только обращение к Богу, и
примирение, вследствие этого с миром.

Отвергнуть все устои
действительности, проклясть ее и в
финале примириться с нею — пример
глубокого противоречия в жизни и
характере одного из интереснейших
героев Л. Н. Толстого — Константина
Левина.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2358705/page:30/

Константин Левин – автобиографический героя романа «Анна Каренина»

Сочинения › Толстой Л.Н. › Анна Каренина

Готовые Домашние Задания

Константин Дмитриевич Левин — самый автобиографический герой «Анны Карениной». Он — богатый и знатный помещик, чувствующий, однако, неудовлетворенность от того, что кругом народ живет плохо, и стыдящийся своего богатства и праздного образа жизни. Толстой во многом наделил Левина своими собственными переживаниями.

В романе этот герой представляет, по замыслу автора, общественный идеал. Левин — носитель высоких христианских нравственных ценностей и человек чрезвычайно совестливый. Он стремится найти свое место в окружающем мире и на всем протяжении романа духовно возвышается, постепенно приходя к обретению Бога как главного ориентира в жизни.

Любовь и брак Левина с Кити Щербацкой в композиции романа противостоят любви Анны Карениной и Алексея Вронского, которая заканчивается не браком, а трагическим самоубийством Анны. В отличие от Анны и Вронского, Левине и Кити видят в любви прежде всего духовное, а не телесное влечение, что, по мысли Толстого, только и может гарантировать прочность брака.

Вообще писатель наделил Левина теми же нравственными исканиями, которые пережил сам. Левин думает облегчить положение крестьян, и потому занимается преобразованиями в своем имении.

После ряда неудач он, подобно Толстому, приходит к выводу, что необходимо понизить технический и экономический уровень крупного помещичьего хозяйства и заинтересовать работников в его процветании.

Левин, побывав на косьбе, на себе познал мужицкий труд, не только тяжелый, но и радостный — сознанием его полезности и собственной физической силы и единения с народом: «Несмотря на то, что пот катил градом по его лицу и капал с носа и вся спина его была мокра, как вымоченная в воде, — ему было очень хорошо.

В особенности радовало его то, что он знал теперь, что выдержит». Во время косьбы Константин Дмитриевич чувствовал, что «какая-то внешняя сила двигала им». Он ощутил какое-то новое чувство единения с природой, преобразованной собственным трудом. Левин любуется крестьянской жизнью. В нем крепнет желание начать жить по-новому. Подобный же переворот пережил в свое время и Толстой, когда в начале 1860-х годов принял решение отказаться от увеселений света, удалиться в имение, зажить тихой семейной жизнью и учить крестьянских детей в сельской школе.

Важно

Левин хочет «переменить ту столь тягостную, праздную, искусственную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Путь к этой жизни проходит через весь роман. Толстовский герой, обретя счастье в любви, решает, что бесполезно мечтать о всеобщем благе.

Надо жить для себя и своих близких, но все поступки сверять с голосом собственной совести; «Когда же он не думал, а жил, он не переставая чувствовал в душе своей присутствие непогрешимого судьи, решавшего, который из двух возможных поступков лучше, и который хуже; и как только он поступал не так, как надо, он тотчас же чувствовал это».

Левин в конце концов, после долгих колебаний между верой и неверием, обращается к христианской религии. Он просветляется от слов одного из знакомых мужиков, подавальщика Федора, о том, что жить надо для души — «по правде, по-Божьи». Константин Дмитриевич осознает: «Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро.

Стало быть, добро вне цепи причин и следствий». И Левин понимает, что лишь благодаря привитой с детства вере в Бога смог достойно прожить свою жизнь: «Что бы я был такое и как бы прожил свою жизнь, если б не имел этих верований, не знал, что надо жить для Бога, а не для своих нужд? Я бы грабил, лгал, убивал.

Ничего из того, что составляет главные радости моей жизни, не существовало бы для меня». Это не только мысли Константина Дмитриевича Левина, это мысли самого Льва Николаевича Толстого. И на последних страницах романа любимый толстовский герой находит душевное успокоение в вере: «Да, одно очевидное, несомненное проявление Божества — это законы добра, которые явлены миру.

Откровением, и которые я чувствую в себе, и в признании которых я не то что соединяюсь, а волею-неволею соединен с другими людьми в одно общество верующих, которое называют церковью. Ну, а евреи, магометане, конфуцианцы, буддисты — что же они такое?.. Неужели эти сотни миллионов людей лишены того лучшего блага, без которого жизнь не имеет смысла?.. Но о чем же я спрашиваю?..

Я спрашиваю об отношении к Божеству всех разнообразных верований всего человечества. Я спрашиваю об общем проявлении Бога для всего мира со всеми этими туманными пятнами. Что же я делаю? Мне лично, моему сердцу открыто несомненно знание, непостижимое разумом, а я упорно хочу разумом и словами выразить это знание».

Добро, исходящее от Бога, и есть непостижимое разумом и не зависящее от существующих на земле конфессий знание.

Совет

Левин счастлив, что имеет возможность ему следовать: «Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же не буду понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!»

Роман «Анна Каренина» был завершен в 1877 г. А всего два года спустя, в 1879 г., Толстой, подобно Левину, разочаровался в прежних устоях жизни и обратился к религии, как к высшей жизненной ценности.

Писатель, как и его герой, усомнился, что официальная русская православная церковь является подлинным носителем христианских идеалов, и развил собственное религиозное учение, названное «новым христианством».

Оно отразилось как в религиозно-философских и публицистических работах Толстого, так и в последнем его большом романе «Воскресение».

Сочинения по теме:

  • Поиски истины Константином Левиным в романе «Анна Каренина» сочинение
  • Проблемы семьи и брака в романе «Анна Каренина» сочинение
  • Неверная жена и вся драма, происшедшая от этого(по роману «Анна Каренина») сочинение
  • “Все смешалось в доме Облонских” (по роману «Анна Каренина») сочинение

Источник: https://1soch.ru/tolstoy-ln/anna-karenina/konstantin-levin-avtobiograficheskiy-geroya-romana-anna-karenina

Визуальность в романе Толстого “Анна Каренина”

3)     Глаза как отражение внутреннего состояния героя

Уже в  первой главе мы встречаем описание глаз одного из персонажей: это глаза Стивы. 

  «На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич  Облонский  –  Стива,

как его звали в свете, – в обычный час, то есть  в  восемь  часов  утра,

проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на  сафьянном  диване..

Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы  желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и  прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.

  “Да, да, как это было? – думал он, вспоминая сон. – Да, как это  было?

Да! Алабин давал обед в Дармштадте; нет, не в Дармштадте, а что-то  американское. Да, но там Дармштадт был в Америке. Да, Алабин давал обед  на стеклянных столах, да, – и столы пели:  Il  mio  tesoro,  и  не  Il  mio

tesoro, а что-то лучше, и какие-то маленькие графинчики, и они же женщины”, – вспоминал он.

Описание персонажа связано с  моментом пробуждения героя: переход из состояния внутреннего видения (сон) к внешнему (зрительное восприятие мира) связан с мотивом воспоминания (вспоминая сон), и далее отражено во внешних характеристиках персонажа:  «Глаза Степана Аркадьича весело заблестели, и он  задумался,  улыбаясь». Блеск глаз и улыбка Стивы демонстрируют хорошее расположение духа и полное душевное равновесие.

“Да, хорошо было, очень хорошо. Много еще там было отличного, да не скажешь словами и мыслями даже наяву не выразишь”.

Изменение состояния героя связано с семантикой видения и света: «И, заметив полосу света, пробившуюся сбоку одной из суконных штор, он весело скинул ноги с  дивана, отыскал ими шитые женой (подарок ко дню рождения  в  прошлом  году), обделанные в золотистый сафьян туфли и по старой, девятилетней привычке, не вставая, потянулся рукой к тому месту, где в спальне у него висел халат. И тут он вспомнил вдруг, как и почему он спит не в спальне жены,  а в кабинете; улыбка исчезла с его лица, он сморщил лоб». Шторы и полоска света, пробивающаяся сквозь одну из них, могут быть истолкованы как некая завеса, закрывающая глаза Стива, создающая иллюзию реальности, как в  театре. Свет, проникающий сквозь шторы, разрушает иллюзию, возвращает героя к реальному видению и восприятию мира: Стива вспоминает все произошедшее в доме. Образ глаз как инструмента зрения в этом фрагменте выполняет сразу несколько функций: вводят героя в  текст романа (через семантику пробуждения), задают мотив перехода героя из ирреального (пространство сна)   в реальное пространство. Кроме этого, зрительное восприятие и  непосредственно глаза Стива связываются с иллюзией закрытого глаза (штора) и мотивом прозрения (полоска света). Вспомним,  что глаз связан с солнцем и луной: зрительное восприятие Стива, вероятно, уместнее отождествлять с  солнцем, тогда как визуальное восприятие женских персонажей  – с луной.

Читайте также:  Лирическое отступление "о дороге" из поэмы "мертвые души", глава xi (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

              Глаза персонажей    как бы преследуют Степана,  их описание дано как результат внешнего или внутреннего восприятия героя: ему кажется, что все смотрят на него   с насмешкой или осуждением: «Есть  что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой. Но какая  гувернантка! (Он живо вспомнил черные плутовские  глаза  m-lle  Roland  и  ее улыбку.) Но ведь пока она была у нас в доме, я не позволял себе ничего… И хуже всего то, что она уже… Надо же это все как нарочно! Ай, ай, ай! Аяяй! Но что же, что же делать?”

       – Дарья Александровна приказали доложить, что они уезжают. Пускай  делают, как им, вам то есть, угодно, – сказал он, смеясь  только  глазами,

и, положив руки в карманы и склонив голову набок, уставился на барина.

Обратите внимание

Состояние Анны, данное через восприятие Долли, также отражает внутреннее состояние героини: «Но теперь Долли была поражена тою временною красотой, которая только в минуты любви бывает на женщинах и которую она застала теперь на лице Анны.

Все в ее лице: определенность ямочек щек и подбородка, склад губ, улыбка, которая как бы летала вокруг лица, блеск глаз, грация и быстрота движений, полнота звуков голоса, даже манера, с которою она сердито-ласково ответила Весловскому, спрашивавшему у нее позволения сесть на ее коба, чтобы выучить его галопу с правой ноги, – все было особенно привлекательно…».

              Тот же самый блеск при описании глаз мы встретим  при создании портрета Вронского: «Вронский, стоя рядом с Облонским, оглядывал вагоны и выходивших и  совершенно забыл о матери. То, что он сейчас узнал про Кити, возбуждало  и радовало его. Грудь его невольно  выпрямлялась,  и  глаза  блестели.

  Он чувствовал себя победителем». Совокупность признаков определенного внутреннего состояния (чувствовал себя победителем) выражается через внешние проявления – блеск глаз, выпрямившуюся грудь. Состояние героя требует визуальной идентификации, для чего, собственно и используются внешние визуальные характеристики.

4) Глаза как средство создания психологического портрета персонажа.

Деление типов портретов персонажей на статические и психологические, предложенное в работе О.В. Барабаш,  можно считать  весьма условным, так как в статическом портрете практически всегда  встречаются элементы психологизма.

Например, при описании купца Рябинина статичность разрушается целым рядом деталей: «Рябинин был высокий, худощавый человек средних лет, с  усами и бритым выдающимся подбородком и выпуклыми мутными глазами.

Он был одет в длиннополый синий сюртук с пуговицами ниже зада и высоких, сморщенных на щиколотках и прямых на икрах сапогах, сверх которых были надеты большие калоши.

Он округло вытер платком свое лицо и, запахнув  сюртук, который   без того держался очень хорошо, с улыбкой приветствовал вошедших, протягивая Степану Аркадьичу руку, как бы желая  поймать что-то». Портрет выполняет несколько функций: знакомит читателя  с новым персонажем, несет в себе элемент  авторской оценки: эпитет «мутные глаза» и движение протянутой руки создают образ человека себе на уме, который не упустит свои возможности.

Психологический портрет создается при помощи совокупности средств, отражающих не только  описание его внешности, но и динамику развития его личности. В этом плане глаза – идеальный образ для передачи эмоционального состояния или психологического  типа персонажа (Левин, Анна).

При создании психологического портрета Л.Н. Толстой часто, по замечанию О.В. Барабаш, использует прием укрупнения детали портрета.

Причем, при создании психологического портрета чаще всего укрупняются глаза и улыбка, при создании статического – деталь костюма, что является своеобразной меткой персонажа и средством обозначения его роли в структуре произведения.

Важно

Например, при создании портрета Левина, данного глазами Стивы Облонского, отмечены такие детали как широкоплечесть, наличие курчавой бороды, а через несколько строк появляется «самолюбивая и озлобленная застенчивость» приятеля Степана Аркадьича.

Дав однажды портрет Левина, Толстой больше  к нему не возвращается, но использует прием укрупнения деталей, в  частности, при описании состояния ревности Левина: «…Стоял перед ней с  страшно блестевшими из-под насупленных бровей глазами и прижимал к  груди сильные руки, как будто напрягая все силы, чтобы удержать себя…».

Психологизм портрета Алексея Александровича Каренина достигается опять же за счет укрупнения деталей, в  частности, глаз персонажа: «усталые мутные глаза». Мутные глаза сближают психологические характеристики  Каренина с характеристиками купца Рябинина: те же мутные глаза, та же закрытость и непроницаемость для внешнего мира.

Психологическое состояние Долли, глубоко и сильно страдающей от измены мужа, также передано через описание ее глаз: «Она опустила глаза и слушала, ожидая, что он скажет, как будто  умоляя его о том, чтобы он как-нибудь разуверил ее.

Она хотела уйти, но пошатнулась и взялась за спинку стула,  чтоб  опереться». Желание разувериться в  измене мужа выражено через описание опущенных глаз: глядя в глаза Стиве, Долли непременно  поймет, что он лжет, опуская глаза, она дает ему возможность оправдаться.

С другой стороны, опущенные глаза и отсутствие возможности видеть собеседника создает образ покорной и даже обреченной Долли, каковой она и является   в этот момент. Ее нравственные страдания, ее разочарования в   любви делают из нее жертву, опустившую взор.

Неумение встречаться с преградами и «глядеть им в  глаза» – еще одна черта ее характера; Долли связано с  семьей слишком сильно, чтобы быть независимой. Опущенные глаза и мольба во всем ее виде – один из способов невербальной демонстрации своего состояния.

Заметим, что состояние Долли передается Стиве: особенно болезненны для него слова  о детях; его внешний облик меняется, отражая  внутреннее состояние:    «… лицо его расширилось, губы распухли, глаза налились слезами».

Совет

Для образа Стивы блестящие глаза – характерное явление, а  вот налившиеся слезами  – не типичны. Сравните с  другим эпизодом описания глаз Стивы: «…глаза Степана Аркадьича блестели больше обыкновенного», – связанным с ситуацией общения Стивы с Левиным.

              Внутреннее состояние Левина, вызванное его отношениями с Кити, передано через мигающие глаза и нервное перемещение персонажа в пространстве, дополняющее внутренние характеристики образа: «Но Левин не мог сидеть. Он прошелся два раза своими твердыми шагами по клеточке-комнате, помигал глазами, чтобы не видно  было  слез,  и  тогда только сел опять за стол».

Визуальный образ Левина становится более ярким именно за счет описания сдерживаемых слез: образ Левина в большей степени создан как совокупность   внутренних, глубоко личных многозначных переживаний, тогда как переживания Стивы практически всегда однозначны и описаны одним ярким пятном, одной деталью внешности.

5) Глаза персонажа как результат его восприятия другим персонажем или автором, что позволяет создать целостный и  глубокий образ.

Толстой часто совмещает два плана восприятия – персонажа и автора. Так, например, при описании светской знаменитости Сафо Штольц совмещены два плана восприятия: «Сафо Штольц была блондинка с черными глазами.

Она вошла маленькими, бойкими, на крутых каблучках туфель, шажками и крепко, по-мужски пожала дамам руки.

Анна ни разу не встречала еще этой новой знаменитости и была поражена и ее красотою, и крайностью, до которой был доведен ее туалет, и смелостью ее манер…» Совмещение плана восприятия Анны (первый абзац) и авторского восприятия, содержащего описание реакции самой Анны  на Сафо, позволяют создать глубокий образ персонажа, противоречивый, состоящий из противоположностей. Так, черные глаза и светлые волосы, отмеченные Анной, задают контрастность образа. Черные глаза содержат минимум света, что создает некую таинственность, закрытость образа от внешнего проникновения в его сущность.  Открытость наряда  и внутренняя закрытость персонажа образуют антиномию «внешнее – внутреннее», значимую для общей концепции романа Толстого.

Внешность Анны в  романе, ее портрет впервые передан через восприятие Вронского: «Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то.

Обратите внимание

В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшей ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в  блеске взгляда, то в  улыбке.

Она потушила умышленно свет в  глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке». Толстой мастерски использует возможности психологического портрета, выделяя и укрупняя одну деталь – оживление, порхающее между глазами и улыбкой.

Это оживление появляется на лице Анны только при общении с  Вронским, при встрече с  мужем оно исчезает: «…на лице ее не только не было того оживления, которое в  бытность ее  в  Москве так и брызгало из ее глаз и улыбки: напротив, теперь огонь казался потушенным в ней или  где-то далеко припрятанным» [Толстой, 1985, 79].

Восприятие Кити Левиным также дается через описание ее глаз: «…это было выражение ее  глаз,  кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее  улыбка,  всегда  переносившая Левина в волшебный мир, где он чувствовал себя умиленным  и  смягченным, каким он мог запомнить себя в редкие дни своего раннего детства»; «Когда Левин опять подбежал к Кити, лицо ее уже было не  строго,  глаза смотрели так же правдиво и ласково, но Левину показалось, что  в  ласковости ее был особенный, умышленно спокойный тон. И  ему  стало  грустно». Изменение состояния глаз Кити свидетельствует об изменении ее отношения к  Левину, о динамике ее эмоционального состояния, которое Левин чувствует лучше всех других. Особенно ярко это видно при описании появления Вронского: «Это должен быть Вронский”, – подумал Левин и, чтоб убедиться в  этом, взглянул на Кити. Она уже успела взглянуть на Вронского и оглянулась  на Левина. И по одному этому взгляду невольно просиявших глаз ее Левин  понял, что она любила этого человека, понял так же верно, как если  б  она сказала ему это словами».  Вербальное восприятие заменяется визуальным, Левин настолько тонко чувствует Кити, что именно ему, а не другому персонажу и не самому автору поручается описание динамики ее состояния. Более того, восприятие Левина – проекция внешнего на внутреннее: именно по внешним характеристикам Кити Левин составляет мнение о ее внутреннем состоянии.

Интересно и восприятие Вронского Левиным: Левин не смотрит на Вронского через призму  ревности или неприязни, он вполне объективно характеризует  внешность  этого героя и его глаза: «Но ему нетрудно было отыскать хорошее и привлекательное во Вронском. Оно сразу бросилось ему в глаза.

  Вронский  был невысокий, плотно сложенный брюнет, с  добродушно-красивым,  чрезвычайно спокойным и твердым лицом. В его лице и фигуре, от коротко  обстриженных черных волос и свежевыбритого подбородка до широкого с  иголочки  нового мундира, все было просто и вместе изящно.  Дав  дорогу  входившей  даме, Вронский подошел к княгине и потом к Кити.

  В то время как он подходил к ней, красивые глаза  его  особенно  нежно заблестели, и с чуть заметною счастливою и скромно-торжествующею улыбкой (так показалось Левину), почтительно и осторожно наклонясь над  нею,  он протянул ей свою небольшую, но широкую руку».

Бросающаяся в  глаза привлекательность Вронского контрастирует с  внутренней красотой Левина, но не мешают Левину давать объективные характеристики «укрупненным» деталям  портрета.

Важно

              6) Глаза как субъект действия (в составе синекдохи) при создании скрытого портрета

Использование «сужающейся» [Бореев, 2003, 407] синекдохи при описании персонажа заключается  в использовании в  качестве субъекта действия слов, традиционно обозначающих «органы духовных чувств» [Арутюнова, 1976, 96]: глаза, грудь, лицо, душа, сердце.

В частности, описание глаз героя позволяет подчеркнуть общий «тон» его чувств, рассматриваемый в световом ракурсе, с  помощью синонимических глаголов «засветиться», «заблестеть», «зажечься»: «…и глаза его (Степана Аркадьича) заблестели слезами»; «Степан Аркадьич, знавший уже давно, что Левин был влюблен в его свояченицу Кити, чуть заметно улыбнулся, и глаза его весело заблестели»; «Опять ненавистью зажглись ее (Долли) глаза»; «…и глаза его засветились радостью (о Левине)» и т.д.

Источник: https://stud24.ru/literature/vizualnost-v-romane-tolstogo-anna/366191-1149407-page6.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]