На дне основная мысль
Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается прежде всего в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову ложь.
Основная мысль «На дне» — состоит в том, что даже упав на самое дно общества, став бомжом, надо нникогда не забавать, что являешься Человеком, и с радостью носить это высокое звание!
Основная идея На дне показать, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны.
Автор ходом пьесы показывает всю сложность отношений людей к правде, которую они не терпят. Горький стремиться ответить на вопрос: что привело людей к нравственному и социальному падению? Может быть, то, что люди перестали верить в себя и в мечту?
Пьеса М. Горького «На дне» — новаторское литературное произведение. В центре ее — не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.
Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью для персонажей — людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали.
Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она — свободная женщина, а Настя — мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь».
И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: «Не терпишь правды!» В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной — опустившись на «дно», люди не ушли от жизни, она настигает их.
Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими.
И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении: «Врешь, не было этого!» В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в образ Луки.
Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургический нерв.
Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего и вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству.
В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу — вольную жизнь в Сибири.
Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой.
Образ Луки долгое время оценивался в литературоведении однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчез из ночлежки.
Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции, его отношения к человеку.
Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежние годы считались чем-то лишним, даже подозрительным, этаким проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а врагов видели вокруг себя бесконечно много), милосердие объявлялось «интеллигентской мягкотелостью», которая недопустима в условиях схватки двух миров. Не принималось в позиции Луки и другое — то, что он не зовет людей к борьбе, к революционным действиям, радикальному изменению жизни. Все это в давние годы считалось вредным и чуждым человеку нового общества, борцу за светлое будущее.
Однако Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том как он спас двух беглых каторжников.
Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился».
Авторская позиция в драме выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает эти слова Луки.
Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин.
Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки.
(Пo-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы.
Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны. Но главное — что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью.
Это приводит его к тому, что он соглашается терпеть — мотив этот звучит в пьесе не раз, например в словах Анны: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» или в притче о праведной земле — жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот такого примирения с жизнью не приемлет М. Горький.
Спор писателя с Лукой — это во многом спор с самим собою. Недаром современники вспоминали, что по своим человеческим качествам М. Горький был во многом близок к этому страннику-утешителю. Недаром он уже в период послереволюционный написал киносценарий «По пути на дно», где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку, показал его как кулака, преступного и безнравственного человека.
Источник: https://ktoikak.com/na-dne-osnovnaya-myisl/
Анализ пьесы «На дне» М. Горького (сочинение-рассуждение)
Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году – во времена кризиса, заставившего многих людей провалиться на самое «дно» жизни. Это первая в русской литературе социально-бытовая драма, поднимающая вопросы смысла жизни, правды и лжи, истины и сострадания в условиях грязной ночлежки для босяков – людей без каких-либо прав и привилегий.
Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылева – помещении, больше похожем на душный тюремный подвал, чем на жилую комнату. Жители ночлежки – люди, потерявшие свою семью, работу, репутацию и, в общем-то, достоинство. Они живут в атмосфере бесконечных пьянок, споров, издевательств, унижений и разврата.
Сюжет
Одновременно в пьесе развивается несколько сюжетных линий – отношения Костылева, его жены Василисы, Васьки Пепла и Натальи, сестры Василисы. Другая сюжетная линия раскрывает отношения слесаря Клеща и его умирающей от чахотки жены Анны. Отдельные линии описывают отношения Насти и Барона, Актера, Бубнова и Сатина. Таким образом М. Горький очень подробно описывает жизнь социального «дна».
Лука
В беспросветную жизнь ночлежников входит праведник Лука – странствующий старец. Его образ крайне неоднозначен. С одной стороны, он милосердный утешитель, а с другой – просто обманщик, успокаивающий ночлежников ложью.
Одни исследователи творчества Горького обвиняли Луку в бездействии, в нежелании дать отпор существующему миропорядку. Другие утверждают, что именно сострадательная ложь дает героям толчок к дальнейшему действию. Кто из них прав – сложно сказать.
Но в результате его действий и внезапного исчезновения лишается жизни один из ночлежников – Актер повесился на заднем дворе ночлежки, узнав, что все сказанное Лукой – ложь.
Сатин
Другой важный персонаж – Сатин – пьяница и шулер сейчас и образованный человек, телеграфист в прошлом. Он нигилист, атеист, отрицающий существование бога и всем существом верующий в силу человека. Он произносит длинные и пылкие монологи о величии человека, о его способности переменить мирозданье, но в реальности остается тем же бездействующим ночлежником, маргиналом.
Основной конфликт
Основной конфликт пьесы выражается не в столкновении персонажей, а в столкновении их взглядов, мыслей и позиций. Так М. Горький поднимает вопросы правды и лжи, места человека в этом мире. Главной проблемой автор отмечал сопоставление истины и сострадания.
Своей социально-бытовой драмой, имеющей успех не только в России, но и за рубежом, Горький пытался поднять вопрос о воле человека, об его ответственности за собственную жизнь. Он пытался разбудить «спящих» в бездействии людей своего времени, подтолкнуть их к движению вперед. На мой взгляд, пьеса не потеряла актуальности и сегодня.
Сочинения по пьесе Горького «На дне»
Источник: https://spadilo.ru/analiz-pesy-na-dne-m-gorkogo/
Анализ пьесы Горького “На дне”
Жизнь Максима Горького необычна. Посвятил он себя творчеству, его произведения глубоки по смыслу. Значительная книга писателя – это пьеса «На дне», написанная в 1902 году.
Основная проблема, являющаяся философской, в произведении – это спор о правде. Каждый из героев высказывает свою точку зрения, которая ему по душе.
У всех персонажей разное мировоззрение, однако, большего внимания заслуживает мнение Сатина, который утверждает, что «ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека». Герой говорит, что человека надо уважать, а не жалеть.
С этим трудно поспорить, ибо нужно верить в собственные силы человека, а не проявлять жалость. Поэтому человек должен рассчитывать на себя самого.
Антипод сатина – это Лука, являющийся сострадательным и добрым человеком. Он помогает всем тем, кто нуждается в поддержке. Герой вселяет своей ложью надежду на светлое будущее, которое, как видят читатели, в пьесе быть не может. Лука – искренний и отзывчивый человек, пытающийся сделать все возможное в помощь окружающим.
Но загвоздка заключается в том, что добро его построено на лжи и обмане, которые лишь рисуют мир иллюзий. А это не всегда правильно, ибо постоянная ложь ни к чему хорошему не приводит. Конечно, «не всегда правдой душу лечат», но и построение обманного мира меняет человека, ослабляя его волю характера. А так быть не должно.
Поэтому стоит осознавать, что все зависит от человека. Быть сильным или слабым – это его выбор. И с принятым решением ему придется жить дальше. Лучшим, безусловно, является истина. Она не дает ложных мыслей и не строит иллюзий. Тем самым, Максим Горький хотел донести до читателей, что все зависит лишь от человека: примет ли он истину или нет.
В центре пьесы люди, оказавшиеся на социальном «дне», от которого выбраться крайне затруднительно, ибо герои не в состоянии принять самостоятельных решений, изменить хоть как-то свою никчемную жизнь.
Горький обвиняет в своем произведении не тех, кто проповедует истину (Луку, Сатина), а тех, кто не может найти в себе силы противостоять невзгодам жизни. Такие люди считаются слабохарактерными.
Они не хотят совершенствоваться, что-то менять, их волнует лишь сострадание, которое проявляется по отношению к ним от других членов «социального дна».
Что же самое печальное в пьесе? Самое страшное и трагичное то, что герои недовольны действительностью, что их окружает.
Они не могут принять мир вокруг них, осознать, что жизнь, которой они живут, не есть совершенство, это дно, падать уже некуда. Это самая глубь, из которой, как показывает Горький, нет пути обратно, ибо с такими суждениями, взглядами, действиями, сложно добиться приобщения к социуму.
Таким образом, Максим Горький хорошо продумал каждую деталь, он наделил персонажей своеобразными качествами, дабы показать, что люди безвольные, слабые, своим бездействием ничего не могут добиться.
Горький призывает задуматься над тем, как не оказаться на «социальном дне». Не стоит опускать руки при первой наступившей преградой, не нужно отчаиваться.
Главное верить в собственные силы и идти по жизни смело!
Краткий анализ пьесы “На дне”
Максим Горький написал данную пьесу 1902 году, но с названием сразу определится, не мог. «На дне» стало окончательным наименованием пьесы. Уже с самого названия становится ясно, что речь идет об упавших людях, которые находятся на дне общества и их возвращение к нормальной жизни под большим вопросом.
Люди, интересующиеся русской литературой, могут заметить схожесть смысла об униженных людях с произведениями Достоевского, но Горький еще более прямо и правдиво раскрывает эту тему.
В данной пьесе автор настолько правдиво и реалистично показывает мир опустившихся людей, что такого написания не встретишь больше ни в одной работе русского писателя. Интересная идея, поместить в одну ночлежку людей разных по сущности и положению в обществе. Каждый из этих людей думает и ждет лучшего от жизни.
Место, в котором находятся данные люди ни чем не лучше, чем подвал, но по- сути эти люди не виноваты в своём нынешнем униженном положении, они жертвы правил и режима, которые ломают человека и опускают на низа.
Автор не предоставляет читателю подробного описания и моментов из биографии героев, но достаточно и малого, чтоб понять главную идею Горького.
Героиня пьесы Анна, только и твердит о том, что всю жизнь прожила в нищете и в голоде и ходила только в обносках. Каждый жалуется на жизнь и на то, что она не справедлива.
Автор хочет сказать, что если человек выбился из жизненной колеи, ритма, то ему без сомнений грозит участь оказаться на «дне», что влечет за собой унижение и, в конце концов, погибель.
В пьесе много упоминается слов о сущности человека, о том какой он должен быть на самом деле и для чего он предназначен. Такие рассуждения автора еще больше создают контраст между персонажами и между нормальными людьми и людьми, которые опустились.
Писатель в данной пьесе пытается дать понимание для читателя, что каждый человек хозяин своей судьбы и то, что абсолютно разные понятия, когда человек опустился на «дно» в связи с обстоятельствами и когда человек просто прекращает вести борьбу за лучшую жизнь и просто идет по течению. Жизненные ситуации, показанные в пьесе, и сейчас могут произойти с любым человеком, поэтому никогда нельзя сдаваться.
Источник: https://infourok.ru/user/kalashnikova-oksana-yurevna/blog/analiz-pesi-gorkogo-na-dne-48803.html
Идейно-тематическое содержание пьесы «На дне» М. Горького
Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Однако любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев.
В центре действия драмы «На дне» не столько человеческие судьбы, сколько столкновений идей, спор о человеке, о смысле жизни. Центром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какой она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и своей правдой. Спор начинается до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода.
Автор спорит сам с собой. Если в ранних произведениях Горький изображал босяков в романтическом ореоле, то в отвергнутых обществом обитателях ночлежки ему не удается найти положительных черт. Жестокость героев по отношению друг к другу разрушает авторские иллюзии. Появление Луки вносит в драматическое действие новую струю.
Он утешает людей, прибегая ко лжи, как средству против боли.
Горький писал о смысле пьесы: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше — истина или сострадание? Что нужно? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общечеловеческий».
Одним из идейных центров пьесы становится рассказ Луки о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль странника заключена в словах о всесилии добра: «Человек может добру научить…». Идейная борьба в пьесе разворачивается вокруг таких понятий как допустимая ложь и правда.
Считается, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Однако в действительности спорит с Лукой сам автор. Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, человек, постоянно живущий во лжи, привыкает к ней и примиряется со своей убогой реальностью.
А это приводит к тому, что он соглашается терпеть, не протестует и не пытается вырваться из оков этой жизни. Это был спор Горького-человека с Горьким-писателем. О несостоятельности, с точки зрения автора, теории Луки говорили неудачно сложившиеся судьбы ночлежников.
Трагическая развязка пьесы — своего рода приговор проповеди терпения и покорности и в то же время утверждение необходимости борьбы за правду, за Человека.
Критика того времени не приняла концепцию автора и восприняла пьесу иначе. Основной мотив, связанный с Лукой, трактовался как примирение с жизнью и чувством жалости к человеку. Сегодня проповеди Луки о жалости к человеку и милосердии чрезвычайно актуальны, и пьеса Горького приобретает современную значимость.
К решению главной проблемы пьесы можно подойти и с религиозных позиций. Материал с сайта //iEssay.ru
При решении главного вопроса пьесы о лжи во спасение и правде сталкиваются две концепции: Луки и Сатина.
Лука проповедует традиционную православную точку зрения: есть «люди», а есть «человеки», как «есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля…». Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому единственная благодать, которая им будет дарована, — смерть.
Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное избавление от мучительного существования.
Атеистическая концепция сформулирована автором устами Сатина. Сатин объявляет человека ответственным за свою судьбу, свободным в выборе поступков. В пьесе, соответственно, восторжествовала точка зрения автора: вера в человека одержала победу над верой в Бога.
В любом случае ответа на главный вопрос, сформулированный Горьким: «Что лучше: истина или сострадание?» — в пьесе нет.
На этой странице материал по темам:
- определите какое произведение горького отличается идейно -тематически от других
- история создания и идейное содержание пьеса на дне
- м горький на дне что уче истина ии сострадание?
- в чем смысл рассказа о беглых каторжниках
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/stati/na-dne/idejno-tematicheskoe-soderzhanie-pesy-na-dne-m.-gorkogo
Анализ IV действия пьесы Горького “На дне”
В пьесе “На дне”, написанной А. М. Горьким в 1902 году, с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Он утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.
Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, а во внутреннем движении пьесы. Главный конфликт, положенный в основу пьесы “На дне”, – это противоречие между людьми “дна” и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги. Острота конфликта носит у Горького социальный характер.
Он заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов. Важную роль играет композиция пьесы. В небольшой экспозиции первого акта зритель знакомится с обстановкой ночлежки Костылева, с героями, обитающими в этой ночлежке, их прошлым. Завязка – это появление в ночлежке странника Луки, его борьба за души погибающих людей.
Развитие действия – осознание ночлежниками всего ужаса своего положения, зарождение надежды на изменение жизни к лучшему под влиянием “благостных” речей Луки, кульминация – нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.
И, наконец, развязка – это полное крушение надежд героев на обновление жизни: умирает Анна, трагически кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел.
Важную роль в композиции пьесы играет IV действие. Авторская ремарка подчеркивает те изменения на сцене, которые произошли с первого акта: “Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла – нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, – нет наковальни… На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе – ветер”.
В начале действия участвуют в диалоге Клещ, Настя, Сатин, Барон и Татарин. Они вспоминают Луку, и каждый старается выразить к нему свое отношение: “Хороший был старичок!..
А вы… не люди… вы – ржавчина!” , “Любопытный старикан… да! И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…” , “Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет” , “Как пластырь для нарывов” , “Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон терял – пропал” .
Итог подводит Сатин: “Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…” Слово “проквасил” как нельзя лучше отражает суть обстановки, сложившейся в ночлежке после ухода старика. Началось брожение, все сложности, конфликты обострились, самое главное – появилась, хоть слабая, но надежда: вырваться из “подвала, похожего на пещеру”, и зажить нормальной человеческой жизнью.
Это хорошо понимает Клещ.
Он говорит: “Поманил их куда-то… а сам дорогу не сказал…” Слова Клеща о том, что старик не любил правды, вызывают возмущение Сатина, и он произносит монолог о правде и лжи: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” Сатин объясняет ночлежникам, почему старик врал: “Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми!” Но сам Сатин не поддерживает эту ложь и говорит почему: “Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода…” Нет, такая ложь Сатину не нужна, потому что он свободный человек: “А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?” Слова Сатина, вспоминающего высказывание старика: “Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего!” – заставляют внимательно прислушаться ночлежников. “Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары”.
Осмысливая слова Луки, Барон вспоминает свою прошлую жизнь: дом в Москве, дом в Петербурге, кареты с гербами, “высокий пост… богатство… сотни крепостных… лошади… повара…” На каждую реплику Барона Настя отзывается словами: “Не было этого!”, чем доводит Барона до бешенства. Сатин глубокомысленно замечает: “В карете прошлого – никуда не уедешь…”
Продолжающаяся перепалка между Настей и Бароном заканчивается взрывом ненависти со стороны Насти: “Всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!.. Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!” И в этот момент Сатин переключает внимание на себя, произнося свой знаменитый монолог о человеке.
По мысли Сатина, человек свободен в своем выборе отношения к вере, и к жизни, к ее устройству, ее порядку: “Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда!” Зрелость суждений Сатина всегда поражала.
Однако впервые он поднимается до осознания необходимости совершенствования мира, хотя дальше этих рассуждений он идти не может: “Что такое человек?..
Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!..
Выпьем за человека, Барон!” Так говорит шулер и анархист, бездельник и пьяница. Странно слышать от него эти слова. Сам Горький понимал, насколько эти речи не соответствуют Сатину. Он писал: “…речь Сатина о человеке-правде бледна. Однако – кроме Сатина – ее некому сказать, и лучше, ярче сказать – он не может…”
В ночлежке появляются Бубнов и Медведев. Оба навеселе. Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, так как чувствует к нему расположение. Ночлежники затягивают любимую песню “Солнце всходит и заходит”. По-прежнему темна и грязна ночлежка.
Но в ней, однако, поселяется какое-то новое чувство всеобщей взаимосвязанности. Приход Бубнова усиливает это впечатление: “Где – народ? Отчего здесь людей нет? Эй, вылезай… Я… угощаю!” Внешняя причина – “отвести душу” .
Внутреннее состояние этого человека, пришедшего “петь… всю ночь”, полно давней застарелой горечи: “Запою… заплачу!” В песне: “…мне и хочется на волю, да цепь порвать не могу…” – все они хотят страдать свою несчастную судьбу.
Вот почему Сатин на неожиданное известие о самоубийстве Актера откликается заключающими драму словами: “Эх… испортил песню… дурак!” Столь резкий отзыв на трагедию несчастного имеет и другой смысл: уход Актера – результат гибели его иллюзий, снова шаг человека, не сумевшего осознать подлинной правды.
Каждый из последних трех актов “На дне” кончается смертью: Анны, Костылева, Актера. Философский подтекст пьесы вскрывается в финале второго действия, когда Сатин кричит: “Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… Мертвецы не слышат!..” Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти.
Обитающие здесь босяки так же глухи и слепы, как мертвецы. Только в IV действии происходят сложные процессы в душевной жизни героев, и люди начинают что-то слышать, чувствовать, понимать. “Кислотой” невеселых раздумий очищается, как “старая, грязная монета”, мысль Сатина. Именно здесь заключается главный смысл финала пьесы.
Анализ IV действия пьесы Горького “На дне”
Источник: https://home-task.com/analiz-iv-dejstviya-pesy-gorkogo-na-dne/
«На дне», анализ драмы Максима Горького
Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции.
Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев.
Ограничено и время действия, ведь спектакль не может длиться долго.
В 1902 году благодаря новаторским постановкам по пьесам А.П.Чехова Максим Горький увлекся Московским Художественным театром. Он писал Чехову, что не любить театр «невозможно, не работать для него – преступление». Однако первые пьесы – «Мещане» (1901) и «На дне» (1902) – показали, что Горький не просто драматург-новатор, но и создатель нового вида социальной драмы.
Критики называют его драматические произведения пьесами-диспутами. Дело в том, что особая нагрузка в пьесе ложится на драматургический конфликт – острое столкновение героев. Именно конфликт движет сюжет, заставляя зрителя напряженно следить за его развитием.
У Горького ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических воззрений персонажей.
Предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне» становится сознание людей, оказавшихся на «дне жизни» в результате глубинных процессов в обществе начала ХХ века.
Анализ пьесы показывает, что социальный конфликт развивается на нескольких уровнях. Во-первых, противостояние хозяев ночлежки, Костылевых, и обитателей – бесправных ночлежников.
Во-вторых, каждый из ночлежников пережил в своем прошлом личный социальный конфликт, из-за которого и оказался в таком жалком положении.
Сатин попал в ночлежку Костылевых после тюрьмы, совершив убийство «подлеца» из-за родной сестры. Клещ, всю жизнь работающий слесарем, потерял работу.
Бубнов сбежал из дома «от греха подальше», чтобы ненароком не убить свою жену и ее любовника.
Актер, имевший прежде звучный псевдоним Сверчков-Задунайский, спился, оказавшись невостребованным.
Судьба вора Васьки Пепла была предопределена с рождения, ведь он, будучи сыном вора, и сам стал таким же.
Всех подробней об этапах своего падения рассказывает Барон: его жизнь прошла как во сне, учился в дворянском институте, служил в казенной палате, где растратил общественные деньги, за что на две недели был арестован.
Есть еще любовный конфликт: появление в ночлежке Наташи, 20-летней сестры Василисы, заставляет Ваську Пепла отказаться от своей любовницы Василисы, жены содержателя ночлежки 54-летнего Костылева, за что она впоследствии жестоко мстит и ей, и ему.
Переломным моментом становится появление странника Луки. Этот «беспачпортный бродяга» уверен, что человек прежде всего достоин жалости, и теперь старается всех утешить, в том числе и обитателей ночлежки.
Умирающую от чахотки Анну старик убеждает не бояться смерти: только она принесет ей долгожданные успокоение, которого бедная женщина никогда не знала. Спившемуся от отчаяния Актеру Лука дает надежду на исцеление в бесплатной лечебнице для алкоголиков.
Ваське Пеплу он советует начать новую жизнь с любимой Наташей в Сибири.
При этом о себе Лука ничего не сообщает: читателю мало о нем известно, только то, что «мяли много, оттого и мягок…». Однако имя Лука вызывает ассоциацию с лукавым, с понятием «лукавить», то есть «обманывать, врать». Да и отношение автора к нему неоднозначное: оно выражается в развитии сюжета.
Когда Лука исчезает при весьма неприятных обстоятельствах (в момент, когда убивают Костылева, а Василиса обваривает кипятком Наташу), дальше события разворачиваются совсем не так, как предсказывал Лука. Пепел на самом деле оказывается в Сибири, но не по своей воле, а как каторжанин, якобы за убийство Костылева.
Актер узнает о том, что не существует бесплатной больницы, где лечат от алкоголизма, и, не веря в свои силы, повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле – вешается на пустыре.
Именно судьба Актера становится ключевым вопросом в оценке критики.
Долгое время считалось, что Лука проповедует «утешительную ложь», которая заставляет человека отказаться от борьбы, а значит, несет только вред. Якобы герой дал всем ложную надежду.
Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он продемонстрировал их собственные возможности, показал, что выход есть, и только от человека зависит, каким он будет.
Поэтому главное обвинение Горький выдвигает не Луке, а героям, которые не способны найти в себе силы противопоставить свою волю суровой действительности.
Таким образом, он вскрывает одну из важнейших черт нашего национального характера – неудовлетворенность действительностью, критическое к ней отношение, но при этом неспособность к тому, чтобы эту реальность хоть как-то изменить в лучшую сторону.
Продолжателем мысли автора становится другой герой – Сатин. В последнем действии он, как будто продолжая разговор со стариком, произносит свой знаменитый монолог, в котором самой известной становится фраза: «Человек – это звучит гордо!».
Да, фраза эта звучит оптимистично, но по-прежнему люди оказываются на «дне» жизни не только в силу внешних обстоятельств, но и по своей слабости и безверию. И пьеса М. Горького «На дне» даже через сто с лишним лет все так же актуальна.
-
«Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
-
«Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
-
«Детство», анализ повести Горького
-
«Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
-
«В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
-
«Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
-
«Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
-
«Мои университеты», анализ повести Максима Горького
-
«В людях», анализ повести Максима Горького
-
«Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
-
«Мещане», анализ пьесы Максима Горького
-
«Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
-
«Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
-
Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
-
Максим Горький, краткая биография
По произведению: «На дне»
По писателю: Горький Максим
Источник: https://goldlit.ru/gorky/504-na-dne-analiz
Анализ пьесы Горького “На дне”
Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году в сложный на тот момент, для России период.
Автор определенно имел свой взгляд на всё то, что происходило в стране, и, конечно, его волновали острые социальные вопросы, которые поставлены в этом произведении.
Поэтому жанр пьесы определенно социально-философская драма, в которой изображается не только жизнь людей, искалеченных общественным строем, но и идёт спор о путях к человеческому счастью.
Все события пьесы разворачиваются в городской ночлежке, похожей на тюрьму или пещеру. Об этом мы узнаём из первой же ремарки к драме. Обитатели ночлежки у Костылёва это люди, находящиеся на дне жизни. Каждый герой имеет историю, которая привела его на это “дно”.
Перед нами предстают Барон, вспоминающий о былых временах, когда он был богат и что-то значил в этом мире. Настя – проститутка, которая мечтает о настоящей верной любви. Васька Петел – потомственный вор. Актёр, который потому и Актёр, что забыл своё настоящее имя от пьянства. У каждого из них есть свои мечты, для осуществления которых они, однако, ничего не делают.
Эти все люди потеряли надежду и веру в себя, но с появлением странника Луки с ними происходят изменения.
Лука – персонаж очень неоднозначный. Долгое время бытовало мнение, что Лука – лжец, который даёт ночлежникам лишь пустые надежды, а сам покидает их в самый драматичный момент.
Но есть и другая точка зрения: если внимательнее присмотреться к этому персонажу, то начинаешь осознавать, что он даёт людям веру в себя, даёт толчок для изменений. Как говорится, каждый сам кузнец своего счастья.
Поэтому ночлежники должны были приложить усилия и двигаться дальше самостоятельно, без помощи и поддержки Луки. И я согласен с последней точкой зрения. Надо сказать, что иногда Лука прибегает к лжи ради дальнейшего блага. Так, например, он утешал Анну, заботился о ней в момент, когда она болела.
Как никто из знакомых, он подарил ей покой в последние дни жизни, и от этого ей не так было страшно умирать. Так вот теперь можно ответить на этот вопрос, разве плохо поддерживать человека в трудный момент?
Пеплу странник посоветовал уехать в Сибирь. Один раз он уберёг его от тюрьмы, но в другой раз его может не быть рядом, и что тогда… Лука понимает, что Пепел любит Наташу и готов поддерживать её.
Он советует Наташе присмотреться к Пеплу, увидеть в нём хорошие черты и пойти за ним. Лука поддерживает Настю. Единственный, он не смеет себе смеяться над её придуманной любовью, а готов ей помочь.
И просит окружающих поверить ей.
Что касается Актёра, то и в него Лука вселил надежду. Он первый заговорил с Актёром о его профессии, так что Актёр попытался вспомнить своё любимое стихотворение и главное – своё имя. Лука не врал ему о клиниках, где лечат пьяниц.
Просто Актёру не хватило силы воли и веры в себя. Он сам сдался, отказался от своей мечты, поэтому однозначно винить в его смерти Луку нельзя. Ведь старик не может действовать на стороне других, действовать должны были сами ночлежники.
На протяжении всей пьесы мы задаёмся вопросом: так что такое, правда? Правда, Луки – это вера: “Во что веришь, то и есть”. И действительно, “правда” – понятие относительное. Нельзя точно сказать, что это такое, ведь у каждого человека она своя. Вот, например, для Сатина – это гордый человек: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека…”.
По моему мнению, образ Луки, безусловно, играет большую роль в пьесе “На дне”. Благодаря этому персонажу раскрываются во всей полноте все герои драмы М.Горького. Кроме того, именно благодаря этому персонажу ставится и разрешается философская проблема произведения – вопрос о том, что нужно человеку: правда или утешительная ложь.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/01/na-dne.html
Горький “На дне” смысл пьесы
Пьеса “На дне” показывает читателю самый низший уровень жизни, на котором оказались персонажи произведения.
На суд читателя представляются люди, которые опустились полностью, падать им дальше некуда – они не имеют дома, привязанностей, семьи, а некоторые потеряли даже собственное имя – к ним обращаются по кличкам.
Сочинение по пьесе “На дне” обязательно должно содержать указание на проблему социального характера, которая обрисована уже в названии пьесы.
Действующие персонажи драмы обитают в ночлежке. Они не наделены ни благополучием, ни богатством. Пьеса “На дне” показывает, как ежедневно ведут борьбу за кусочек хлеба нищие, проститутки, воры, актеры – индивидуумы, осознающие безнадежность своего положения и невозможность перемен к лучшему.
Из разговоров ночлежников можно узнать их судьбы. Бывший аристократ Дебиль – проворовавшийся и попавший в тюрьму барон, который стал сутенером копеечной проститутки по имени Настя.
Сатин – телеграфист, убивший мужа сестры и после тюрьмы попавший в ночлежку. Бубнов имел красильную мастерскую, много “употреблял” и, оставив все состояние жене, ушел “куда глаза глядят”.
Клещ – разорившийся слесарь, доведший пьянством и побоями супругу до болезни. Актер – алкоголик, которого выгнали из театра.
Сочинение по пьесе Горького “На дне” должно раскрыть общие черты ночлежников – ожесточение по отношению ко всему миру, презрение к жизни, равнодушие к собственному настоящему, прошлому и даже будущему.
Будни приюта протекают с дружбой, ссорами и ненавистью между обитателями. Общую атмосферу не нарушает ни усталость, ни скрытое отчаяние, ни подавленность.
Но не только социальный смысл содержит в себе пьеса “На дне” – существует и философская значимость произведения. Персонажи драмы даже в такой безвыходной ситуации способны к размышлению, они ведут разговоры о человеке, свободе, правде. Однако бытовыми рассуждениями все и заканчивается.
Размеренный образ жизни прерывает приход Луки – странника, принесшего философскую идею о вере в Бога. Этот факт непременно должен быть включен в сочинение по пьесе “На дне”, так как это событие и провоцирует возникновение главного конфликта произведения.
Привычные интересы ночлежников остаются в стороне, а на передний план событий выходит столкновение идей философского содержания.
Драма написана в период потери веры в религию и отсутствия нового идеала (в начале 20 века), этим и объясняется стремление людей к пониманию смысла жизни.
Пьеса “На дне” показывает несколько точек зрения на жизнь и правду человека. Костылев – противник истины, будоражащей народ и угрожающей спокойствию. Бубнов признает ее, но без мечтаний и прикрас, реально отображающей положение мировых событий.
Лука доказывает, что правда – это вера, утешающая людей. А Сатин видит в истине призыв к творческому труду. После убийства Костылева ночлежники обзывают “шарлатаном” сбежавшего Луку.
Безразличные к собственной жизни, виновниками своих несчастий они видят кого угодно, кроме себя.
Источник: https://schoolessay.ru/gorkij-na-dne-smysl-pesy/
Анализ пьесы «На дне» Горького М.Ю
Анализ пьесы
«На дне» Горького М.Ю
Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено и время действия, ведь спектакль не может длиться долго.
В 1902 году благодаря новаторским постановкам по пьесам А.П.Чехова Максим Горький увлекся Московским Художественным театром. Он писал Чехову, что не любить театр «невозможно, не работать для него – преступление». Однако первые пьесы – «Мещане» (1901) и «На дне» (1902) – показали, что Горький не просто драматург-новатор, но и создатель нового вида социальной драмы. Критики называют его драматические произведения пьесами-диспутами. Дело в том, что особая нагрузка в пьесе ложится на драматургический конфликт – острое столкновение героев. Именно конфликт движет сюжет, заставляя зрителя напряженно следить за его развитием. У Горького ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических воззрений персонажей.
Предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне» становится сознание людей, оказавшихся на«дне жизни» в результате глубинных процессов в обществе начала ХХ века. Анализ пьесы показывает, что социальный конфликт развивается на нескольких уровнях. Во-первых, противостояние хозяев ночлежки,Костылевых, и обитателей – бесправных ночлежников. Во-вторых, каждый из ночлежников пережил в своем прошлом личный социальный конфликт, из-за которого и оказался в таком жалком положении.
Сатин попал в ночлежку Костылевых после тюрьмы, совершив убийство «подлеца» из-за родной сестры.Клещ, всю жизнь работающий слесарем, потерял работу. Бубнов сбежал из дома «от греха подальше», чтобы ненароком не убить свою жену и ее любовника. Актер, имевший прежде звучный псевдоним Сверчков-Задунайский, спился, оказавшись невостребованным.
Судьба вора Васьки Пепла была предопределена с рождения, ведь он, будучи сыном вора, и сам стал таким же. Всех подробней об этапах своего падения рассказывает Барон: его жизнь прошла как во сне, учился в дворянском институте, служил в казенной палате, где растратил общественные деньги, за что на две недели был арестован.
Есть еще любовный конфликт: появление в ночлежке Наташи, 20-летней сестры Василисы, заставляет Ваську Пепла отказаться от своей любовницы Василисы, жены содержателя ночлежки 54-летнего Костылева, за что она впоследствии жестоко мстит и ей, и ему.
Переломным моментом становится появление странника Луки. Этот «беспачпортный бродяга» уверен, что человек прежде всего достоин жалости, и теперь старается всех утешить, в том числе и обитателей ночлежки. Умирающую от чахотки Анну старик убеждает не бояться смерти: только она принесет ей долгожданные успокоение, которого бедная женщина никогда не знала. Спившемуся от отчаяния Актеру Лука дает надежду на исцеление в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу он советует начать новую жизнь с любимой Наташей в Сибири.
При этом о себе Лука ничего не сообщает: читателю мало о нем известно, только то, что «мяли много, оттого и мягок…». Однако имя Лука вызывает ассоциацию с лукавым, с понятием «лукавить», то есть «обманывать, врать». Да и отношение автора к нему неоднозначное: оно выражается в развитии сюжета. Когда Лука исчезает при весьма неприятных обстоятельствах (в момент, когда убивают Костылева, а Василиса обваривает кипятком Наташу), дальше события разворачиваются совсем не так, как предсказывал Лука. Пепел на самом деле оказывается в Сибири, но не по своей воле, а как каторжанин, якобы за убийство Костылева. Актер узнает о том, что не существует бесплатной больницы, где лечат от алкоголизма, и, не веря в свои силы, повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле – вешается на пустыре.
Именно судьба Актера становится ключевым вопросом в оценке критики. Долгое время считалось, что Лука проповедует «утешительную ложь», которая заставляет человека отказаться от борьбы, а значит, несет только вред. Якобы герой дал всем ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он продемонстрировал их собственные возможности, показал, что выход есть, и только от человека зависит, каким он будет.
Поэтому главное обвинение Горький выдвигает не Луке, а героям, которые не способны найти в себе силы противопоставить свою волю суровой действительности. Таким образом, он вскрывает одну из важнейших черт нашего национального характера – неудовлетворенность действительностью, критическое к ней отношение, но при этом неспособность к тому, чтобы эту реальность хоть как-то изменить в лучшую сторону.
Продолжателем мысли автора становится другой герой – Сатин. В последнем действии он, как будто продолжая разговор со стариком, произносит свой знаменитый монолог, в котором самой известной становится фраза: «Человек – это звучит гордо!».
Да, фраза эта звучит оптимистично, но по-прежнему люди оказываются на «дне» жизни не только в силу внешних обстоятельств, но и по своей слабости и безверию. И пьеса М. Горького «На дне» даже через сто с лишним лет все так же актуальна.
Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3302-analiz-pesy-na-dne-gorkogo-m-yu
Анализ пьесы «На дне» Максима Горького
Пьеса «На дне» была создана Максимом Горьким специально для труппы Художественного театра, и первоначально не выглядела в глазах автора как самостоятельное литературное произведение. Однако сила психологического воплощения, острая, в какой-то степени даже скандальная, тема произведения, вывела пьесу «На дне» в ранг сильнейших драматургических произведений.
«На дне» – это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской литературе. Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.
Основные образы и герои пьесы «На дне»
С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина.
Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни.
Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.
Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».
Вор Васька Пепел не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить свои философские размышления на практике, окончательно спивается.
В страшных муках умерла Анна, которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.
Таким героем был священник Лука. Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все – таки была в их душах.
Это уничтожило мечты Клеща о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.
Трагедия общества в пьесе
На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.
«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.
Многие люди, воспринимали это не как нечто ужасное и антигуманное, а так как закономерное явление. В этом и состоит трагедия общества, которое фактически поспособствовало падению слабых людей, и даже не осознает факт своей причастности к этому.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Чехов «Ионыч»: тема рассказа, образ и деградация главного героя
Следующая тема: Вампилов «Прощание в июле»: характеристика и особенности пьесы
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/gorkii-na-dne
Анализ пьесы “На дне” Горького М. Ю
Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который “убивал реализм” (традиционной драмы), поднимая образы до “одухотворенного символа”. Так был определен отход автора “Чайки” от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы.
Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, “бессобытийной” жизни и выделить в ней “подводное течение” внутренних побуждений героев. Только смысл этого “течения” Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова – пьесы утонченных настроений, переживаний.
У Горького – столкновение неоднородных мироощущений, то самое “брожение” мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы “сценами”: “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905).
“На дне” как социально-философская драма.
Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется “На дне”. Поставленная
Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила “несценическим материалом” – из жизни босяков, шулеров, проституток – и своей, несмотря на это, философской насыщенностью.
“Преодолеть” мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки. Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”.
В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: “на дне” не только жизни, а в первую очередь людской души.
Бубнов говорит о себе и своих сожителях: “…все слиняло, один голый человек остался”.
Из-за “облинялости”, утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. “Темное царство” позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.
Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме “полилога”.
В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, – о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного “общения”. Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится “каждый божий день”. Бубнов обрывает Сатина: “Слыхал сто раз”.
В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): “А ниточки-то гнилые…” Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: “Привяжи всякого живого человека к такому мужу…” Бубнов замечает о положении самой Насти: “Ты везде лишняя”.
Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают “подтекстовой” смысл: мнимость связей, лишность несчастных. Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в “голом человеке” влечение к иной жизни.
Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями. Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что “для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше – для лучшего человека живут”. Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают.
Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки. Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей “праведной земле” Сибири; актеру – в мраморной лечебнице; Клещу – в честном труде; Пасте – в любовном счастье.
Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий. Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения.
Лука советует Пеплу: “…отсюда – шагом марш! – уходи! Прочь уходи…” Актер говорит Наташе: “Я – уезжаю, ухожу… Ты – тоже уходи…” Пепел уговаривает Наташу: “…в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?” Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: “Идти некуда”. Бубнов когда-то “вовремя спохватился” – ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров.
Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: “После тюрьмы нету хода”. А Клещ с болью признается: “Нет пристанища… ничего нет”. В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью.
Круг существования будто замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, от нее – к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома. Значение IV акта. В IV акте – прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое – начинается брожение ранее сонной мысли босяков.
Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе “закон новый”. Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.
Барон, признавшись, что “никогда и ничего не понимал”, раздумчиво замечает: “…ведь зачем-нибудь я родился…” Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос “Зачем родился?” Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: “тупы, как кирпичи”, “скоты”, ничего не знающие и не желающие знать.
Потому Сатин (он “добр, когда пьян”) и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: “Все – в человеке, все для человека”. Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира.
Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь. Странное, до конца не осознанное сближение “горькой братии” приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. “Где народ?” – кричит он и предлагает “петь… всю ночь”, “отрыдать” свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: “Эх… испортил песню… дурак”.
Философский подтекст пьесы.
Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи “На дне” лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-pesy-na-dne-gorkogo-m-yu/