Мораль басни “муха и дорожные” крылова (анализ, суть, смысл)

Басня Крылова Муха и дорожные читать онлайн бесплатно | Русская сказка

(1 оценки 5,00/5)
Загрузка…

  • Трудолюбивый Медведь, басня Крылова
  • Бритвы, басня Крылова

В июле, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками, в гору,

С поклажей и с семьей дворян,

Четверкою рыдван

Тащился.

Кони измучились, и кучер как ни бился,

Пришло хоть стать. Слезает с козел он.

И, лошадей мучитель,

С лакеем в два кнута тиранит с двух сторон:

А легче нет. Ползут из колымаги вон

Боярин, барыня, их девка, сын, учитель.

Но, знать, рыдван был плотно нагружен,

Что лошади, хотя его тронули,

Но в гору по песку едва-едва тянули.

Случись тут Мухе быть. Как горю не помочь?

Вступилась: ну жужжать во всю мушину мочь;

Вокруг повозки суетится:

То над носом юлит у коренной,

То лоб укусит пристяжной,

То вместо кучера на козлы вдруг садится

Или, оставя лошадей,

И вдоль и поперек шныряет меж людей;

Ну, словно откупщик на ярмарке, хлопочет

И только плачется на то,

Что ей ни в чем никто

Никак помочь не хочет.

Гуторя слуги вздор, плетутся вслед шажком;

Учитель с барыней шушукают тишком;

Сам барин, позабыв, как он к порядку нужен,

Ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин;,

И Муха всем жужжит, что только лишь она

О всем заботится одна.

Меж тем лошадушки, шаг за шаг, понемногу

Втащилися на ровную дорогу.

«Ну, — Муха говорит, — теперя слава богу!

Садитесь по местам, и добрый всем вам путь;

А мне уж дайте отдохнуть:

Меня насилу крылья носят».

Куда людей на свете много есть,

Которые везде хотят себя приплесть

И любят хлопотать, где их совсем не просят.

ВСЕ БАСНИ КРЫЛОВА

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Пони бегает по кругу, Т. и С. Никитины (1976)

Чучело-мяучело, аудиосказка (1982)

Волшебная лампа Аладдина, аудиосказка (1984)

В траве сидел кузнечик, детские песни

Алиса в стране чудес, аудиосказка (1976)

Шестеро странствуют по свету, фильм сказка (1972)

Снегурочка, фильм сказка (1968)

Мальчик с пальчик, фильм сказка (1985)

Как Франта научился бояться, фильм сказка (1959)

Принц Баяя, фильм сказка (1971)

Муми-тролли, мультфильм, все серии

Конёк-горбунок, мультфильм (1975)

Лягушка-путешественница, мультфильм (1965)

Непослушный котёнок, мультфильм (1953)

Заветная мечта, мультфильм (1972)

Источник: https://russkaja-skazka.ru/muha-i-dorozhnyie-basnya-kryilova/

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: Конспект урока “Басни Крылова на уроках литературы”

Слайд 1

на уроках литературы басни И.А. Крылова Учитель русского языка и литературы ГБОУ СШ № 357 Приморского района г.Санкт – Петербурга Антиперович Светлана Николаевна

Слайд 2

К творчеству И.А.Крылова, поэта и мудреца, школьники обращаются в 5, 6 и 8 классах. В 8 классе для изучения по программе предлагается более сложная басня и более сложный аспект ее рассмотрения, поэтому нужно начать с повторения.

Урок – викторина построен на основе ранее изученных басен Крылова: -Откуда слова? -Какая басня начинается так? -Строки морали из какой басни? Назовите персонаж басни Крылова. Откуда крылатые выражения? Повторяются термины: аллегория, басня, эзопов язык, иносказание.

Обратите внимание

Учащиеся вспоминают имена баснописцев разных эпох и стран, имена художников – иллюстраторов.

Слайд 3

Тема урока: И.А.Крылов.

«А за меня мои звери говорят!» Цели урока: вызвать интерес к многогранной личности баснописца; знать содержание нравственно – этической «программы» басен Крылова, закрепить теоретические знания о басне и практически применять в процессе выполнения заданий викторины; развивать творческие способности учащихся (иллюстрации к басням, инсценирование , выразительное чтение басни). Оборудование урока : тексты басен Крылова, выставка рисунков, интерактивная доска, мультимедийный проектор , презентация «Басни Крылова на уроках литературы».

Слайд 4

А за меня мои звери говорят! ( 1769 – 1844) Поэт и мудрец слились в нем воедино. Н.В. Гоголь

Слайд 5

В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками в гору, Из дальних странствий воротясь, По улице слона водили, Как видно на показ – Известно, что слоны в диковинку у нас… Так за слоном толпы зевак ходили… Какой – то Повар- грамотей С поварни убежал своей.

Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из того не дело – только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе все в него впряглись.

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу.

Слайд 6

Какие басни Крылова узнали? «Лжец» «Муха и Дорожные» «Слон и Моська» «Кот и Повар» «Квартет» «Лебедь, Рак и Щука» Юмористическое произведение, составленное из частей известных произведений, называется ………. Центон

Слайд 7

БАСНЕЙ называется: рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и авторская мораль; короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо (группу лиц) или общественное явление. а) в)

Слайд 8

Аллегория — иносказание-изображение отвлечённого понятия через конкретный образ Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы Эзопов язык — умение замаскировать главную мысль ( по имени греческого баснописца ………….) Э ЗОПА

Слайд 9

БАСНЯ – один из старейших жанров литературы. Гесиод и Эзоп Лафонтен ГДЕ ? Лессинг А в России?

Слайд 10

Знаменитые баснописцы Гесиод Федр Лафонтен Лессинг Эзоп

Слайд 11

Важно

Эзоп – Древняя Греция ( VI в. до н. э.) Федр – Древний Рим ( I в. ) Лафонтен – Франция ( XVII в.) Лессинг – Германия ( XVIII в.) Россия ( XIX в.) – И.А.Крылов (1769 – 1844)

Слайд 12

…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца… ( Из статьи « Иван Андреевич Крылов») Как относились современники К баснописцу?

Слайд 13

И.А.Крылов был наиболее читаемым автором своего времени. Один из современников остроумно заметил: «…Сумароков нашел басню в поле, Хемницер привел ее в город, Дмитриев ввел ее во дворец, Крылов вывел на площадь…»

Слайд 14

Н.В. Гоголь: «…всюду у него Русь и пахнет Русью» «…басни его – книги мудрости самого народа» А.С.Грибоедов: … А если б ,между нами, Был ценсором назначен я, На басни бы налег: ах! басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все – таки цари.

Слайд 15

Крылов очень любил гулять в Летнем саду. Однажды во время прогулки столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес: – Вот туча приближается, сейчас пойдет дождь! – Да,- подхватил Крылов,- потому, видно, и лягушки расквакались. Исторические анекдоты о Крылове

Слайд 16

Соседи Царь Николай Первый, встретив как-то Крылова в Летнем саду, заметил, что они давно не виделись. А ведь и в самом деле, – поддакнул Крылов,- а кажется, живем по соседству…

Слайд 17

Мои басни читают дети – Почему именно басни? – Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети. Ни один литератор не пользуется такой славой, как ты: твоих басен вышло более десяти изданий. Мои басни читают дети, а это такой народ, который все истребляет, что ни попадется в руки. Поэтому много басен и выходит.

Слайд 18

Читайте также:  Лакей петрушка в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание (слуга чичикова)

Люблю, где случай есть, пороки пощипать… Всякая басня – ……………….. Говорится о животных, понимай: о людях, общечеловеческих пороках. Современники Крылова весело поглядывали друг на друга: знаем, знаем, о ком сказано! олицетворение

Слайд 19

Вы читали «Квартет». Попробуйте сесть так, как сидели персонажи басни. «Чтоб музыкантом быть , ………………………………… ………………………………… А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».

Слайд 20

Совет

Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она. Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне «……………….»? (Вот лещик, потроха, Вот стерляди кусочек!) Демьянова уха

Слайд 21

Вещунья – вещая птица, предсказательница. Вещунья в басне Крылова – это ……… ворона

Слайд 22

«Во что бы ни рядился хищник, он остается хищником», – читаем в книге « Басни Ивана Крылова». Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней ……….………….. После 1812 года Крылов стал по всеобщему признанию великим русским баснописцем, кандидатом «на никем еще не занятое на Руси место «…….……………..». «Волк на псарне» народного поэта

Слайд 23

Накануне своей смерти Крылов создал Окончательный свод своих басен: … КНИГ, …………….. БАСЕН. 9 более 200

Слайд 24

Мораль сей басни такова…

Слайд 25

На другой день после похорон более тысячи читателей получили по экземпляру басен: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. Санкт – Петербург. 1844. 9 ноября. ¾ 8 – го утром.»

Слайд 26

Это иллюстрации художников… ? Г.И.Нарбут (1886 – 1920) Н.Строганова М.Алексеев

Слайд 27

Запишите правильно: басн …писец ал?егория аф … ризм ин… ск … зание нрав…учение п… рсонаж с…тира ирон..я

Слайд 28

Крылов задумался над раскрытой книгой… Кто автор памятника, установленного в 1885 году в Петербурге, в Летнем саду ? ……..……. П.К. Клодт

Слайд 29

«Истинно народный поэт» Со временем его будет читать весь народ русский. Это слава, это триумф! Из всех родов славы самая лестная, самая неподкупная слава народная. В.Г. Белинский

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/25/konspekt-uroka-basni-krylova-na-urokakh-literatury

Чем же так привлекают к себе читателей басни Крылова?

Басня — это короткий рассказ, в котором заключен иносказательный смысл. Иносказание, аллегория появляются, когда отвлеченную мысль, понятие писатель заменяет изображением конкретного предмета, живого существа или явления реальной жизни.

Действуют в баснях обычно звери, птицы, насекомые, имеющие человеческие черты в своих действиях и речах. В Древней Греции басни известны с V—VI веков н. э. Бытовали басни в странах Востока и в Индии.

Во Франции прославился баснями Лафонтен, его охотно переводили и в России, где в XVIII веке басни писали Антиох Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Майков, Хемницер, Дмитриев.

Сюжеты басен брали они подчас у Эзопа, Лафонтена, но в отделку вносили русские краски. И лучше всех это делал Крылов, создавая изумительные по силе художественного обобщения образы животных-людей.

В нескольких стихотворных строках он показывает сцены общественной жизни, быта, рисует картины нравов, произносит юмористические монологи, сатирические внушения.

Обратите внимание

Басни Крылова, в отличие от произведений многих других баснописцев, нельзя называть наставлениями, преподанными в виде аллегории.

Это произведения социальной сатиры, и образы их — жизненные и социально-конкретные. О басне «Муха и Дорожные» Крылов, например, говорил, что перевел ее из Лафонтена. Французский поэт также не сам придумал ее — похожая басня есть у Эзопа.

На этот сюжет написали басни Сумароков и Дмитриев. Они высмеяли муху, которая преувеличивала свою значительность и думала, что влияет на события, происходившие на самом деле без ее участия.

Разумеется, баснописец, повествуя о Мухе, подготавливал читателя к выводу, изложенному в конечных строках басни:

  • Куда людей на свете много есть,
  • Которые везде хотят себя приплесть
  • И любят хлопотать, где их совсем не просят.

Но басня Крылова «Муха и Дорожные» — прежде всего пример реалистической художественной манеры.

Он живописует картину движения тяжелого экипажа по трудной дороге, поведение кучера, пассажиров:

  • В июле, в самый зной, в полуденную пору,
  • Сыпучими песками, в гору,
  • С поклажей и с семьей дворян,
  • Четверкою рыдван
  • Тащился.

Слова отобраны так искусно, что читатель начинает ощущать жару знойного июльского полдня, хрустение песка под тяжестью рыдвана, запряженного четверкою усталых лошадей. С удивительной лаконичностью Крылов создал и бытовую зарисовку, запечатлел жанровую сценку из быта господ и слуг. А как живо передано волнение, охватившее псарню при появлении Волка (басня «Волк на псарне»):

  • Поднялся вдруг весь псарный двор
  • Почуя серого так близко забияку,
  • Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.
  • Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
  • И вмиг ворота на запор;
  • В минуту псарня стала адом.
  • Бегут: иной с дубьем,
  • Иной с ружьем. «Огня! — кричат,— огня!»…

Глаголы сменяют друг друга, образуя непрерывность действия. Дальше течение стиха замедляется — волк сидит в углу, не двигаясь, он чувствует, что не уйти ему от расправы.

  • Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
  • Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
  • Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
  • Но силы неравны.
  • Перед волком не овцы, а люди и собаки.

И столь же естественно передан диалог — попытка Волка пойти на мировую и отказ Ловчего:

  • «Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю;
  • А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой,
  • Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
  • Какую стаю, зачем гончие? Волк ведь пойман, сидит в углу. Звать гончих к нему — неправдоподобно.

А здесь Крылову и не нужно правдоподобия.

Он должен прояснить свою аллегорию, сказать, что он под набегом Волка подразумевает войну с Наполеоном в 1812 году. После Бородинского сражения, убедившись в неудачном для него ходе боевых действий, Наполеон говорил и писал, что хочет прекратить кровопролитие и поладить с Россией, что Тильзитский мир вполне определяет их отношения и т.

д. Армия французов начала отступление от Москвы, русские войска и отряды партизан гонят зверя, преследуют армию Наполеона. Басню «Волк на псарне» Крылов послал Кутузову, и фельдмаршал читал ее вслух своим офицерам.

Источник: http://ruslit.biz/chem-zhe-tak-privlekayut-k-sebe-chitatelej-basni-krylova/

Список басен Крылова по алфавиту

Басни Крылова не теряют актуальности и в наши дни. В своих баснях Крылов высмеивал человеческие недостатки — трусость, лесть и угодничество, несправедливые отношения между людьми. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Ю Я АлкидАлкид – обработка басни Эзопа «Геракл и Афина»

Апеллес и Ослёнок

В басне Крылова Апеллес и Ослёнок будто бы осмеян поэт П. А. Катенин Басни Крылова не вошедшие в девять книг
БезбожникиБасня Безбожники основана на классическом мифе (борьба Титанов, детей земли, с богами Олимпа); в ней имелись в виду события во Франции конца XVIII – начала XIX века

Белка

Белка2
БочкаБасня Бочка направлена против модного мистицизма, которое в середине 1810-х гг. захватило высшие классы русского общества.

Богач и Поэт

Бритвы
Бедный Богач
Булат
Бумажный ЗмейБасня Бумажный Змей сюжетно близка к анонимной басне «Стрела» и переводной басне Марии Базилевичевой «Бумажный змей» (1799

Булыжник и Алмаз

ВасилёкВасилёк единственная басня Крылова, датированная при первой публикации: «Павловск. Июня 15 дня 1823»

Вельможа

Водолазы
Водопад и Ручей
Ворона и лисицаБасня Ворона и лисица на сюжет басни Лафонтена, восходящий к Эзопу и Федру. В басне нашли отражение мотивы русской сатиры XVII в.

Читайте также:  Характеристика героев рассказа "уроки французского": таблица с описанием персонажей (образы героев)

Ворона и курица

ВоронаВорона – переработка басни Лафонтена «Сойка, украшенная перьями Павлина», сюжет которой восходит к Эзопу и Федру

Волк и Лисица

Волк и журавльБасня Волк и журавль – обработка басни «Волк и Аист», восходящей к Эзопу («Волк и Цапля») и Федру

Волк и Мышонок

Волк и ПастухиВолк и Пастухи – обработка одноимённой басни Эзопа

Волк на псарне

В басне Крылова Волк на псарне под Волком подразумевается Наполеон, а под Ловчим — Кутузов

Волк и Кукушка

Волки и овцы
Волк и кот
Волк и Волчонок
Волк и ягненокВолк и ягненок о безнаказанности и произволе «сильных»

Вельможа и Философ

Вельможа и Философ направлена против графа Д. И. Хвостова, активного члена «Беседы русского слова», который в «Послании к Гнедичу» изобразил Крылова под именем Обжоркина

Воронёнок

Воронёнок на сюжет басни Лафонтена «Ворон, желающий подражать орлу», восходящий к Эзопу

Воспитание Льва

В басне Крылова Воспитание Льва современники усматривали намёк на воспитание Александра I. «Его воспитание было одною из великих ошибок Екатерины Гуси
Гребень
ГоликБасню Крылова Голик рассматривали как отклик на выступление Н. С. Арцибашева в журнале «Вестник Европы»

Госпожа и две Служанки

Госпожа и две Служанки переработка басни Лафонтена «Старуха и две Служанки», сюжет которой восходит к Эзопу («Хозяйка и Служанки») Два мужика
Два мальчика
Две собакиТема басни Крылова Две собаки восходит к одноимённой басне Геллерта

Две бочки

Важно

Две бочки – обработка темы, намеченной в басне «Курица с золотыми яйцами», восходящей к Эзопу.

Дуб и Трость

Дуб и Трость первая (наряду с «Разборчивой невестой») из напечатанных в начале XIX века басен Крылова; в «Московском зрителе»

Два голубя

Два голубя перевод одноимённой басни Лафонтена, тема которой заимствована из персидского источника

Дерево

Дерево сюжетно близка к одноимённой басне Хемницера

Добрая Лисица

В басне Крылова Добрая Лисица использованы мотивы русских сказок о лисе

Дикие Козы

Дикие Козы переработка басни Эзопа «Пастух и Козы» Заяц на ловле
Змея и Овца
Змея
Зеркало и обезьянаЗеркало и обезьяна отражает человеческие недостатки.

Однако «стрелы сатиры, заметил современник Крылова литератор Плетнев, как бы они остры ни были, не исправляют пороков, и никому не приходит в голову приложить описание к своей особе Камень и Червяк
КвартетВ басне Квартет высмеян Государственный совет, преобразованный в 1810 году Александром I

Кот и повар

Котёл и ГоршокКотёл и Горшок переделка басни Лафонтена «Горшок глиняный и Горшок железный», восходящей к Эзопу

Колос

Котёнок и Скворец
Комар и Пастух
Кошка и соловейВ басне Кошка и соловей Крылов откликнулся на состояние русской литературы, которая находилась под тяжелым цензурным гнетом

Конь и Всадник

Конь и Всадник развивает тему, намеченную в притче И. П. Пнина «Верховая лошадь»

Клеветник и Змея

Кукушка и Горлинка
Крестьянин и Овца
Крестьянин и Лошадь
Крестьянин и СмертьКрестьянин и Смерть переработка басни Лафонтена «Смерть и Дровосек» на сюжет из Эзопа

Крестьянин и Топор

Крестьяне и Река
Крестьянин и ЗмеяКрестьянин и Змея направлена против засилья иностранных воспитателей

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин в беде
Крестьянин и лисица – Книга восьмая
Крестьянин и Собака
Крестьянин и ЗмеяКрестьянин и Змея – Книга шестая

Крестьянин и работник

Крестьянин и лисицаГлавная мысль басни Крылова Крестьянин и лисица восходит к пословице «Дай вору хоть золотую гору – воровать не перестанет»

Кукушка и Орёл

Купец
Кукушка и петух
Лань и ДервишСюжетно Лань и Дервиш напоминает одну из «Сантипы философа басен», переведённых Г. Громовым (Г. Г. Любовники и супруги… С. 187-188), «Птица и зверь»

Ларчик

Лисица и Сурок
Лжец
Лягушка и вол
Лисица и виноградСюжет басни Крылова Лисица и виноград восходит к древности и был использован еще Эзопом

Лев и Комар

Лев на ловлеЛюбопытный написана по мотивам басни Лафонтена «Тёлка, Коза и Овца в обществе со Львом», восходящей к Эзопу

Лев и Мышь

Лев состаревшийся
Лев, Серна и Лиса
Лев и Барс
Лев и Волк
Лев и ЛисицаЛев и Лисица перевод одноимённой басни Эзопа

Лев

Лещи
Лиса
Лиса-строитель
Лисица и ОсёлЛисица и Осёл переработка басни Лафонтена «Лев в старости», восходящей к Эзопу

Лягушка и Юпитер

Лебедь, щука и ракЛебедь, щука и рак высмеивает неурядицы в Государственном совете

Лягушки, просящие Царя

Сюжет Басни Крылова Лягушки, просящие Царя заимствован из одноимённой басни Лафонтена, восходящей к Эзопу

Листы и корни

Листы и корни отвечает на один из серьезнейших вопросов… вопрос об освобождении крестьян

Любопытный

Мальчик и Червяк
Мальчик и ЗмеяМальчик и Змея – перевод одноимённой басни Эзопа

Медведь в сетях

Медведь в сетях – частично использованы мотивы басни Эзопа «Медведь и Лисица»

Мартышка и очки

Медведь у пчёл
Мирон
Мельник
Муха и ПчелаМуха и Пчела переработка басни Лафонтена «Муха и Муравей», восходящей к Федру

Мот и Ласточка

Мот и Ласточка переработка басни Эзопа «Молодой человек и Ласточка»

Мужик и Змея

Мыши
МузыкантыВ морали басни И. А. Крылова Музыканты варьируется народная пословица «Пей, да дело разумей»

Муха и Дорожные

Муха и Дорожные на сюжет басни Лафонтена «Рыдван и Муха», восходящий к Эзопу и Федру

Муравей

МешокМешок сюжетно напоминает басню Хемницера «Барон»

Мор зверей

Мор зверей на сюжет басни Лафонтена, восходящий к проповедям его соотечественника Ролена

Мирская сходка

Мышь и Крыса
Механик
Напраслина
ОбезьянаОбезьяна сюжетно близка к притче Сумарокова «Пахарь и Обезьяна»

Обоз

Обоз – отклик на мудрую, осторожную тактику Кутузова в кампании 1812 г

Обезьяны

Обезьяны направлена против галломании дворянства

Овцы и Собаки

Огородник и ФилософОгородник и Философ была откликом на полемику о плуге и сохе, начатую брошюрой Ф. В. Растоптана «Плуг и Соха»

Осёл

Осёл и соловей
Осёл и мужик
Оракул
Орёл и пчела
Орёл и Куры
Орёл и ПаукТема басни Крылова Орёл и Паук могла быть навеяна стихотворением французского поэта Лебрена «Средство к возвышению», неоднократно переводившимся на русский язык

Орёл и Крот

Откупщик и СапожникОткупщик и Сапожник на сюжет басни Лафонтена «Сапожник и финансист»

Охотник

Пастух
Пастух и МореПастух и Море – самостоятельная обработка сюжета одноимённой басни Лафонтена, восходящей к Эзопу.

Паук и Пчела

Совет

Тема басни Крылова Паук и Пчела намечена в одноимённых баснях Геллерта (переведена на русский зык М. Матинским в 1775 г.) и Хольберга (переведена Фонвизиным в 1761 г

Парнас

Пчела и мухи
Прохожие и собаки
Петух и жемчужное зерноПетух и жемчужное зерно на сюжет басни Лафонтена «Петух и Жемчуг», восходящей к Федру

Прихожанин

Прихожанин направлена против П. А. Вяземского, который в своих статьях, стихах, письмах, высказываниях оценивал басни Крылова ниже басен И. И. Дмитриева

Про ворон

Пёстрые овцыБасня Пёстрые овцы предназначалась Крыловым для седьмой книги басен в издании 1825 г., но не была пропущена цензурой и при жизни автора в печати не появлялась

Пушки и Паруса

Плотичка
Пловец и МореПловец и Море – перевод басни Эзопа «Потерпевший кораблекрушение»

Похороны

Похороны – самостоятельная разработка сюжета эзоповской басни «Богач»

Подагра и Паук

Подагра и Паук переработка одноимённой басни Лафонтена

Пруд и Река

Пожар и Алмаз
Пустынник и МедведьПустынник и Медведь – переработка басни Лафонтена «Медведь и любитель садов», восходящей к индийской басне Пильпая Разбойник и Извозчик
Разборчивая невестаРазборчивая невеста на сюжет басни Лафонтена «Девушка», восходящий к эпиграмме Марциала «Гелии»

Читайте также:  Мораль басни "старик и трое молодых" крылова (анализ, суть, смысл)

Раздел

Раздел толковалась как сатира на эгоистические, корыстолюбивые интересы господствующего класса во время Отечественной войны 1812 г.

Ручей

Роща и Огонь
Рыцарь
Рыбья пляска
Старик и трое молодыхСтарик и трое молодых – переработка одноимённой басни Лафонтена, в свою очередь, восходящей к латинской басне Абстемиуса (Лоренца Бевилоква, XV в.)

Стрекоза и муравей

Слон и моськаСлон и моська сюжетно близка к притче Сумарокова «Мышь и слон»

Слон в случае

Слон на воеводстве
Собака
Собачья дружбаВ басне Крылова Собачья дружба намёк на разногласия между членами Священного союза, обнаружившиеся уже в ходе Венского конгресса 1814 г.

Совет Мышей

Совет Мышей является откликом на образование Государственного совета 1 января 1810 г.

Сочинитель и Разбойник

Сочинитель и Разбойник была истолкована как выпад против Вольтера, что вызвало протест баснописца

Сокол и Червяк

Собака и Лошадь
Соловьи
Скупой
Скупой и КурицаСкупой и Курица – обработка темы, намеченной в басне «Курица с золотыми яйцами», восходящей к Эзопу

Свинья

СкворецСюжет басни Крылова Скворец близок к басне Н. П. Николева «Соловей и Скворец»

Собака, человек, кошка и сокол

Собака, человек, кошка и сокол близка по теме к басням «Пешеходы и Медведь» и «Дорожные и Разбойник» Федра

Свинья под дубом

Свинья под дубом направлена против той части дворянства, которая с пренебрежением относилась к наукам и просвещению

Синица

Мораль басни Синица и ее образы родственны народным пословицам, осуждающим хвастовство, бахвальство Тень и Человек
ТучаБасня А. Крылова Туча отклик на получение награды псковским губернатором кн. П. И. Шаховским, в то время как он утаил правду о голоде, свирепствующем в ряде уездов его губернии зимой 1811-1812 гг.

Три Мужика

ТроеженецНепосредственным поводом для написания басни Крылова Троеженец явился бракоразводный процесс военного историка Е. Б. Фукса

Тришкин кафтан

Обратите внимание

Гоголь трактовал басню Крылова Тришкин кафтан как намёк на разорение крестьянского хозяйства

Трудолюбивый Медведь

Предполагают, что непосредственным поводом к написанию басни Крылова Трудолюбивый Медведь явилось высочайшее распоряжение о срочной каталогизации публичной библиотеки в марте 1817 г Фортуна и Нищий
Фортуна в гостях
Филин и ОсёлФилин и Осёл сюжетно близка к басне Ф. А. Эмина «Сова и Нетопырь» Хозяин и мыши
Хмель
Цветы
Чиж и ЁжВ Басне Крылова Чиж и Ёж отмечалась связь со стихотворением Н. М. Карамзина «Ответ моему приятелю, который хотел, чтобы я написал похвальную оду Великой Екатерине»

Чиж и Голубь

ЧервонецВ басне Крылова Червонец развиваются мысли, в сущности, близкие к руссоистским, которые неоднократно варьировались и в русской просветительской литературе Щука
Щука и котПоводом для создания басни Крылова Щука и кот послужила военная неудача адмирала Чичагова Щука и кот ЯгнёнокЯгнёнок обращена к дочери А. Н. Оленина, Анне

Источник: https://vsebasni.ru/krylov/

5.Реализм басен и.А.Крылова

19
ВЕК

В
баснях Крылов показал русскую жизнь,
русского человека; показал противоречия
жизни, ее общественные несовершенства
и пороки; показал людей различного
социального положения; показал характеры
в их социальной дифференциации и
обусловленности.

Ряд басен дает
критическое изображение быта, морали,
социальной идеологии, отношения к
крестьянам дворянства («Муха и дорожные»,
«Обезьяна» и др.). Появляются в баснях
и демократические персонажи, нередко
выступающие выразителями народной
морали («Старик и трое молодых»,
«Крестьянин и смерть» и др.).

Особенно
большое значение имели те басни Крылова,
в которых затрагивались вопросы
общественно-политического характера.

В
тот период, когда самодержавно-крепостнический
строй обнаружил симптомы кризиса, Крылов
выступил с критикой многих существенных
явлений этого строя, неразлучных с его
основами: социальной несправедливости,
произвола лиц, стоящих у власти,
паразитизма привилегированных слоев,
глупости и беспечности правителей и т.
д. («Слон на воеводстве», «Волк и ягненок»,
«Лев на ловле», «Мор зверей», «Лягушки,
просящие Царя»).

Общественное
значение басен Крылова станет еще более
очевидным, если мы примем во внимание
доступность этого жанра широким кругам
читателей, меткость и прозрачность
басенных образов и сюжетов в их идейном
содержании, в их общественно-политической
направленности. Малая форма басни таила,
как правило, большое содержание.

Народность
и реализм басен Крылова глубоко отличают
их от басенного творчества поэта-карамзиниста
И. И. Дмитриева, у которого и басня нередко
принимала салонный характер.
Из предшественников Крылова ему был
ближе баснописец конца XVIII в. И. И.
Хемни-цер, из современников – А. Е.
Измайлов, но и они не могут быть поставлены
в ряд с Крыловым.

Все
это обеспечило басням Крылова признание
в передовых общественно-литературных
кругах. А. А. Бестужев писал: «И. Крылов
возвел русскую басню в оригинально-классическое
достоинство».

Важно

Критик-декабрист высоко
ставит народность языка Крылова и
«русский здравый ум», видный «в каждом
его стихе».

Бестужев отмечает «осязаемость
нравоучения» в баснях Крылова и их
сатирическую силу: «Его каждая басня
– сатира,
тем сильнейшая, чем она коротка и
рассказана с видом простодушия». Высоко
оценил «оппозиционное значение» басен
Крылова А. И. Герцен.

Стесненный
жанровыми рамками, баснописец не имел
возможности полностью решить задач,
стоявших перед русской литературой. По
самой своей природе басня не могла
порвать с аллегоризмом и дидактизмом.
Отсюда неизбежный схематизм или, скорее,
беглость в обрисовке характеров.

Лаконизм
басни не способствовал полноте и
многосторонности типизации. Мешал он
и широте сюжетного отображения жизни.

По образному выражению Белинского, поэзияКрылова
относится к поэзии Пушкина,
«как река, пусть даже самая огромная,
относится к морю, принимающему в свое
необъятное лоно тысячи рек, и больших
и малых».

6. Реализм комедии Грибоедова «Горе от ума»

По
содержанию “Горе от ума” строго
реалистическая комедия. Грибоедов
раскрывает типические черты барских
нравов и бесправие крепостного человека.
Так, образ Лизы в комедии достаточно
выразительно свидетельствует о
крепостнических порядках, царящих в
мире Фамусовых.

Сочувствие закрепощенным
народным массам – основа грибоедовского
изображения жизни: народ, о котором
говорит Чацкий, составляет неотъемлемый
фон его комедии. В высказываниях Фамусова,
Чацкого, других возникает образ старой
Москвы. В образах и картинах комедии с
исторической верностью воспроизведена
русская жизнь.

Грибоедовский герой
воспринимается нами как реальная
личность в свете его биографии. Известно,
каким он был в доме Фамусова в юношеские
годы, что произошло с ним в три последующих
года. Происходят изменения и в характере
Софьи, но менее заметные. 
    
Грибоедов запечатлевает самые существенные
стороны изображаемой действительности.

Совет

Быт и нравы фамусовского общества
раскрывается не только в их общей
помещичье – крепостнической сущности,
но и как быт и нравы всего московского
дворянского общества. 
    Основной
чертой реализма является изображение
типических характеров в типических
обстоятельствах.

Реализм находит свое
подтверждение в том, что прообразами
многих ее героев послужили живые
люди. 
    
Персонажи “Горя от ума” раскрываются
многосторонне. Фамусов не только
ненавистник просвещения, но и любящий
отец, и важный барин, покровитель своих
родственников. Сентиментально настроенная
Софья вместе с тем имеет твердый характер
и самостоятельна.

 
    В
комедии изображены такие черты жизни
и людских отношений, которые далеко
выходили за рамки начала XIX века. Чацкий
явился для последующего поколения
символом благородства и
свободолюбия. 
    Реализм
комедии проявляется в искусстве речевой
индивидуализации персонажей: каждый
герой говорит своим языком, обнаруживая
тем самым свой неповторимый характер.

 
    
Правдивость и яркость изображения
комедии московского дворянского быта
20-х годов XIX в., жизненность языка комедии,
тонкость и убедительность психологических
характеристик – все это говорит о том,
что комедия Грибоедова – подлинно
реалистическое произведение.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1604992/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector