Анализ сказки “здравомысленный заяц” салтыкова-щедрина: идея, тема и суть

Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Здравомысленный заяц (идея, тема и суть)

Основным персонажем сатирического произведения является зайчишка, представленный писателем в образе заумного философа.

Герой описывается автором как дельно и благоразумно рассуждающее животное, считающее всему зверью предоставляется своя собственная жизнь, в которой возможна заячья судьба в виде потенциальной пищи для хищных животных.

Однако с такой несправедливой ситуацией необходимо смириться и быть непривередливым.

Обратите внимание

В один момент, пресытившись надоедливыми речами зайца о его предрешенной судьбе, лисица, не раздумывая, съедает разговорчивого, разглагольствующего зайца.

Сюжетная линия сказки позволяет понять авторский замысел, заключающийся в трусливой позиции обыкновенного обывателя, надеющегося на доброе к нему отношение со стороны более сильной власти.

В образе зайца писатель представляет типичных представителей общества, рассчитывающих на снисхождение со стороны угнетающего класса, принимающих его права на лишение их жизни, но, используя покорность и честность, мечтающих растрогать жестокого хищника.

Однако же данная рабская позиция ничего не меняет, поскольку сильные мира сего, как и были, так и остается представителями хищного класса.

Писатель использует для раскрытия литературного смысла произведения художественные приемы в виде острой сатиры и ироничных гротесковых описаний, создавая сюжет сказки с обнаженным преувеличением, а также аллегорично и ярко изображает героев, демонстрируя в заячьем образе трусливых обывателей, а в лисьем образе – всемогущественный класс.

Смысловая нагрузка произведения состоит в авторской позиции о бессмысленности и бесполезности здравомыслия, сочетающемся с чрезмерными хвастливыми словами и излишней болтливостью, заканчивающемся отрицательным результатом, неспособным разрешить возникшие общественные проблемы.

Тем самым писатель рассуждает на актуальную тему извращенного сознания покорного народа, приспосабливающегося к методам насильственного режима власти, раскрывая суть тематики на примере заячьей холопской психологии, выражающейся в форме философской обреченной и жертвенной позиции.

← Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
← Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)↑ ДругиеАнализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве) →
Анализ сказки Вяленая вобла (Идея, тема, суть и смысл) →

  • Гоголь
    Перечитывая произведения великого писателя, задумываешься над тем, как изумительно отражен каждый из его героев и, наверное, так бы никто кроме Николая Васильевича и не смог создать такие гениальные творения.
  • Сочинение Образ Анны Карениной (в одноименном произведении Толстого)
    Анна Каренина – героиня одноименного романа Л.Н. Толстого. Это молодая, необычайно красивая женщина, полная энергии.
  • Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина сочинение
    Есть множество тем, который Иван Алексеевич Бунин посредством своего несомненного таланта вложил в этом столь небольшом, по объёму, но огромном, по философской нагрузке, произведении. Мне нужно рассказать об одном.
  • Сочинение Летние радости 5 класс
    Лето — это самая жаркая, самая приятная пора в году. Вокруг всё цветет, всё пахнет, всё играет множеством красок, всё окутано и согрето солнцем.
  • Сочинение Жанр поэмы Медный всадник Пушкина
    Медный всадник – произведение А.С Пушкина, написанное в 1833 году. Произведение несёт в себе большой философский смысл, социальный и исторический подтекст.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-saltykova-shchedrina-zdravomyslennyj-zayac-ideya-tema-i-sut

Анализ сказки Здравомысленный заяц Салтыкова-Щедрина сочинение

Жанр сатирической сказки, к которой относится небольшое по объему произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Замудренный заяц», имело широкую популярность во все времена.

Не менее понятна она и современному читателю.

Это связано с тем, что, как и все произведения этого автора, оно доступно для понимания любому человеку, несет в себе определенную смысловую нагрузку и имеет интересный сюжет.  

Автор представил героев с разными чертами характера, одни из которых не могли найти себе место в обществе, переживая, как правильно подстроиться под власть, существующую в XIX веке. Другие старались без сомнения и страха дать отпор правительству, страдая от его гнета. Такова идея не одной сказки писателя.   

Важно

Мир людей у него напрямую связан с миром животных. Главными героями в сказке «Замудренный заяц» выступают лесные обитатели. Это заяц, который так же, как и в дикой природе, имеет определенные черты – трусливый, податливый, не лишенный хвастовства. Волк – свирепый охотник за зайцем, его угнетатель, имеющий полную власть над ним.

Развитие сюжета после встречи зверей происходит мгновенно. Над зайцем возникает угроза из-за непослушания вовремя остановиться. Достойное поведение зайца в конце произведения радует волка. Это сохраняет ему жизнь. Ведь заяц становится примером для подражания того, как нужно держать слово, когда возвращается под кустик к брату жены.

Сказка связано с такими глубокими переживаниями, эмоциями, проблемами, которые ежедневно волновали людей того времени. При этом М. Е. Салтыков-Щедрин удачно использовал разные способы, чтобы подчеркнуть важность тех событий. Это преувеличения, имеющие главное место в каждом событии произведении.

Так, идея произведения связана с тем, что страдания невинных людей вызывали жалость и сочувствие.

А излишнее преувеличение автора наталкивает на мысль, что в силах каждого человека проявить протест против существующего строя.

Подчиненные порой не могут противостоять самодержавию, угодливо покоряясь ему, вместо тог, чтобы решать проблему в государстве. Тема сказки – призвание к борьбе с рабскими привычками, которые мешают мыслить трезво.     

Данная сказка рассчитана на поколения старшего возраста, так как, несмотря на героев, которые занимают страницы детских произведений, она раскрывает тему, которая имеет место в понимании лишь взрослого.

Благодаря иронии, воплощению реальных лиц через представителей леса, изображению жизни в обнаженном виде, автор раскрыл суть произведения, что неверно устоявшееся со временем правило в жизни – сильный должен побеждать слабого, так как в роли сильного – не всегда достойный представитель общества.

Идея, тема и суть

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-zdravomyslennyj-zayac-saltykova-shchedrina

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Здравомысленный заяц”

Категория: Салтыков-Щедрин М.Е. Actionteaser.ru – тизерная реклама

Сказки Салтыкова-Щедрина нередко называют политическими сказками-сатирами. В этих коротких произведениях писатель с помощью метафорических образов и намеков показывал пороки самодержавного строя. Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, большинство из них – в 80-е годы 19 века.

Форма сказки была наиболее удобна для обхода цензуры в период политического разгула и наиболее близка и понятна для простого русского человека. И народ понимал остроту «щедринской» сатиры, скрытой за незамысловатой речью и зоологическими масками. Писатель создал новый, оригинальный жанр сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью.

В основе сюжетов сказок Салтыкова-Щедрина лежит сатирическая ситуация, но за ней всегда угадываются реальные общественные отношения. Образы героев по сути дела представляют собой воплощения типов людей России конца 19 века.

Совет

    В большинстве сказок Салтыкова-Щедрина главными действующими лицами выступают звери: пескари, воблы, медведи… Одним из сатирических произведений на «звериную» тему является «Здравомысленный заяц».     Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору».

Он считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования заяц был пойман Лисой, которой наскучило слушать умные речи, и хищница, не задумываясь, съела говорливого зверя.

Герои произведения являются типичными действующими лицами во многих народных сказках, где Заяц и Лиса противопоставлены друг другу. Однако, эта сказка – не очередное сказание о лисьей хитрости и заячьей глупости и трусости. Изображая животных, автор хотел, чтобы обыватель, читая сказку, перенес содержание на себя, понял содержащийся в ней скрытый смысл.

    Прототипом главного героя в «Здравомысленном зайце» является не благородный и умный идеалист-философ, а обыватель-трус, надеющийся на доброту угнетателей. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью: “А может быть, волк меня… ха-ха…

и помилует!” Хищники же остаются хищниками. Зайцев не спасает то, что они “революций не пущали, с оружием в руках не выходили”.     Основная мысль сказки, на мой взгляд, заключается в том, что не всегда разумные и «здравомысленные» размышления способны разрешить проблемную ситуацию.

В большинстве случаев нужно действовать, а не разглагольствовать, а в случае с Зайцем – бежать, спасать жизнь, а не надеяться на жалость и благородство Лисы. Рассуждения Зайца нельзя назвать бессмысленными и не относящимися к делу, он имеет свою точку зрения и высказывает свои мысли. Но здравомыслие, приправленное чрезмерной болтливостью и хвастовством, не спасло трусливую шкуру Зайца.

    В большинстве своих сказок, в том числе и в «Здравомысленном зайце» Салтыков-Щедрин использовал прием гротеска – изображение жизни, при котором отрицательное рисуется в обнаженном, преувеличенном виде. Также в этой сказке автор прибег к аллегории: в образе Зайца он нарисовал трусливого обывателя, в образе Лисы – представителей угнетающего класса.

Читать произведения легко и интересно из-за множества народных поговорок, пословиц, иносказаний, которые метко передают смысл и вызывают у читателя ироническую улыбку.

    В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня.

Обратите внимание

Сатира Салтыкова-Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.



Левитанский Юрий Давыдович (1922-1996), поэт. Родился 21 января в Киеве. Окончив школу в 1938 в городе Сталине (ныне Донецк), едет в Москву, где учится в Институте философии, литературы и истории. С началом Отечественной войны уходит на фронт солдатом, становится офицером, затем фронтовым корреспондентом, начав печататься в 1943 во фронтовых газетах. В послевоенные годы выходит первый сборник стихотворений Левитанского -“Солдатская дорога” (1948) в Иркутске, затем сборники “Встреча с Москвой” (1

За Сергеем Есениным прочно закрепилась слава поэта «с крестьянским уклоном». По своему рождению и призванию он был таким: «У меня отец – крестьянин, Ну а я – крестьянский сын». Мир стихов Есенина – мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока – городской.

Поэт – один из немногих в русской литературе того времени выходец из села, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии. Первый сборник

Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца. А.

Пушкин Михаил Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от него.

Любое произведение этого писателя — кладезь мыслей, богатейшего русского языка и юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о повести “Со

Осінній пейзаж! Як зачаровує він своєю тендітно красою та яскравими барвами! Дерева навколо одягли золотисто–червоні вбрання та стоять, такі величні й неприступні. Осінь, неначе талановитий художник малює свої акварелі.

Декілька мазків та увесь світ стає іншим. Чи можливо пізнати знайомий клен, що росте під моїм вікном? Він, наче дерево з чарівної казки, сяє золотими сполохами у відблисках блідого сонячного проміння.

Яскраво палають ягоді калини та горобини, мерехтить у повітрі тонка срібляста па

Читайте также:  Анализ пьесы "чайка" чехова (мнение критиков)

“Взятие снежного городка” – одна из самых оптимистичных картин русской живописи и единственная картина Сурикова, лишенная трагизма и конфликта. Он написал ее на своей родине, в Сибири, где была широко известна такая зимняя казачья забава как взятие снежного городка.


Важно

Поэтическое творчество Федора Ивановича Тютчева относится к 10-60-м годам XIX столетия и традиционно причисляется к романтическому направлению в литера­туре. В одном ряду стоят имена Тютчева, раннего Пуш­кина, Лермонтова, Баратынского.

Прекрасными образцами для нас являются стихотворения Тютчева, в которых разворачивается образ природы, лирические пейзажи и переживания причастности человека к стихийным си­лам природы. Романтическое направление в русской поэзии следует общему проявлению романтич

Сто пятьдесят семь лет прошло со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но разве существует в мире такая сила, которая способна уничтожить жизнелюбивое, возвышающее человека слово! Здесь зло бессильно, и даже время не властно.

Иной стала родная страна поэта, новые люди со своими радостями и печалями живут на ее просторах, родились новые поэты. Но имя Пушкина не только не потеряло своего обаяния, а стало ближе и роднее каждому человеку.     Ибо в личности и произведениях А. С.

Пушк

Во все времена человек стремился к познанию своего «я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М.

Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении показательна его пьеса «На дне», написанная в 1902 году.

В пьесе «На дне» Горький изобразил жизнь босяков, мир отверженных. Такой суровой, бес

Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность.

Совет

Писателя возмущало русское общество «рабов и господ», бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал «язвы» общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства.

Так, начиная писать «Историю одного города», Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существова

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (04.01.1795, по др. сведениям 1790, Москва – 30.01.1829, Тегеран), драматург, поэт, дипломат. Родился в дворянской семье. Детство провел в Москве и имении своего дяди (по матери) А.Ф.Грибоедова – Хмелите Смоленской губ.

Получил домашнее образование под руководством И.Б.Петрозилиуса, ученого-энциклопедиста, позднее служившего в Московском университете в должности помощника библиотекаря. В 1803 г.

Грибоедов учился в Благородном пансионе при Московском университете (Мо

Сейчас смотрят:{module Салтыков:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-saltykova-shchedrina/12979-analiz-skazki-saltykova-shchedrina-zdravomyslennyj-zayats.html

Поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

      Перед смертью пескарь задает себе риторические вопросы: «Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?» На все эти вопросы звучит один ответ – никого, никому, никаких.

Эти вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни. Ведь даже сны пескаря связаны с его пустоутробным существованием: «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает».

Так оно, конечно, и было бы, если бы сны стали реальностью, ибо ничего другого в душу обывателя заложено не было.

      Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя идею о том, что нельзя жить только ради сохранения своей жизни. История 
премудрого пескаря в гиперболизированной 
форме учит необходимости ставить 
перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

      Писатель 
«заставляет» пескаря бесславно 
умереть. В заключительном риторическом вопросе слышится уничтожающий, саркастичный приговор: «Скорее всего – сам 
умер, потому, что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же ещё и премудрого?».  
      
      
      
  

      V глава.

      Сказка 
«Самоотверженный заяц».

      Сказка 
«Здравомысленный заяц».
 

      Темой обличения трусости с «Премудрым пескарем» сближается одновременно с ним написанный «Самоотверженный заяц». Эти сказки не повторяют, а дополняют друг друга в изобличении рабской психологии, освещая разные ее стороны.

      Сказка 
о самоотверженном зайце – 
яркий образец сокрушительной щедринской иронии, обличающей, с одной стороны, волчьи повадки поработителей, а с другой – слепую покорность их жертв.

Обратите внимание

      Начинается 
сказка с того, что бежал заяц неподалеку от волчьего логова, а волк увидел его и кричит: «Заинька! Остановись, миленький!». А заяц только пуще ходу прибавил. Разозлился волк, поймал его, да и говорит: «Приговариваю я тебя к лишению живота посредством растерзания.

А так как теперь и я сыт, и волчиха моя сыта… то сиди ты вот под этим кустом и жди очереди. А может быть…ха-ха… я тебя помилую!». Что же заяц? Хотел было убежать, но как только он посмотрел на волчье логово – так и «заколотилось заячье сердце».

Сидел заяц под кустом да сокрушался, что и жить-то ему столько-то осталось и мечты его заячьи не сбудутся: «Жениться рассчитывал, самовар купил, мечтал, как с молодой зайчихой будет чай-сахар пить, и вместо всего — куда угодил!». Прискакал к нему однажды ночью невестин брат и начал уговаривать сбежать к захворавшей заиньке.

Пуще прежнего начал заяц сокрушаться о своей жизни: «За что? чем заслужил он свою горькую участь? Жил он открыто, революций не пущал, с оружием в руках не выходил, бежал по своей надобности – неужто ж за это смерть?». Но нет, не может заяц и с места сдвинуться: «Не могу, волк не велел!».

А тут еще и волк с волчихой из логова вылезли. Начали зайцы оправдываться, убедили волка, разжалобили волчиху, и хищники разрешили зайцу проститься с невестой, а брата её аманатом оставить.

      Отпущенный 
на побывку заяц «как из лука стрела» 
торопился к невесте, прибежал, в 
баньку сходил, окрутили его, и бегом 
назад, к логову – вернуться бы к указанному сроку.

Обратный путь тяжело зайцу дался: «Бежит он вечер, бежит полночи; ноги у него камнями иссечены, на боках от колючих ветвей шерсть клочьями висит, глаза помутились, у рта кровавая пена сочится…». Он ведь «слово, вишь, дал, а заяц своему слову – господин».

Кажется, что заяц очень благороден, думает лишь о том, как бы не подвести своего друга. Но благородство по отношению к волку проистекает из рабской покорности.

Важно

Более того, он осознает, что волк может его съесть, но в то же время упорно питает иллюзию, что «может быть, волк меня…ха-ха…и помилует!». Эта разновидность рабской психологии пересиливает инстинкт самосохранения и возводится в степень благородства и добродетели.

      Заглавие 
сказки с удивительной точностью 
очерчивает ее смысл, благодаря использованному сатириком оксюморону – соединению противоположных понятий. Слово заяц всегда в переносном смысле служит синонимом трусости. А слово самоотверженный в сочетании с этим синонимом дает неожиданный эффект.

Самоотверженная трусость! В этом заключается главный конфликт сказки. Салтыков-Щедрин показывает читателю извращенность человеческих свойств в обществе, основанном на насилии.

Волк похвалил самоотверженного зайца, оставшегося верным своему слову, и вынес ему издевательскую резолюцию: «… сидите, до поры до времени…, а впоследствии я вас…ха-ха…помилую!».

      Волк 
и заяц не только символизируют охотника и жертву со всеми соответствующими им качествами (волк кровожаден, силен, деспотичен, зол, а заяц труслив, малодушен и слаб). Эти образы наполнены злободневным социальным содержанием.

За образом волка «скрывается» эксплуататорский режим, а заяц представляет собой обывателя, полагающего, что возможно мирное соглашение с самодержавием.

Волк наслаждается положением властителя, деспота, вся волчья семья живет по “волчьим” законам: и волчата играют с жертвой, и волчиха, готовая зайца сожрать, его по-своему жалеет…

      Однако 
заяц тоже живет по волчьим законам. Щедринский заяц не просто труслив и беспомощен, но малодушен. Он заранее отказывается от сопротивления, отправляясь волку в пасть и облегчая ему решение “продовольственной проблемы”.

Совет

Заяц считал, что волк вправе лишать его жизни. Все свои поступки и поведение заяц оправдывает словами: «Не могу, волк не велел!». Он привык повиноваться, он раб покорности.

Здесь авторская ирония переходит в едкий сарказм, в глубокое презрение к психологии раба.

      Заяц 
из сказки Салтыкова-Щедрина «Здравомысленный заяц», «хоть и обыкновенный это был заяц, а преумный. И так здраво рассуждал, что и ослу впору».

Обычно сидел этот заяц под кустом да сам с собой разговаривал, рассуждал на различные темы: «Всякому, говорит, зверю свое житье предоставлено. Волку – волчье, льву – львиное, зайцу – заячье.

Доволен ты или недоволен своим житьем, никто тебя не спрашивает: живи, только и всего», или «Едят нас, едят, а мы, зайцы, что год, то больше плодимся», или «Подлый народ эти волки – это правду надо сказать. Все у них только разбой на уме!».

Но однажды вздумал он перед зайчихой своей здравыми мыслями щегольнуть. «Говорил-говорил заяц», а к нему в это время лиса подползла и давай с ним играть. Растянулась лиса на солнышке, велела зайцу «сесть поближе и покалякать», а сама «комедии перед ним разыгрывает».

      Да, лисица насмехается над «здравомысленным» 
зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут.

Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку «где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали», то приходится волей-неволей повиноваться закону.

Обратите внимание

Все умные, оправдательные теории зайца, всецело овладевшая им идея о регулировании волчьих аппетитов разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.

Убежденный в том, что волки зайцев «есть не перестанут», здравомысленный «филозо́ф» выработал проект более рационального поедания зайцев – чтоб не всех сразу, а поочередно. Салтыков-Щедрин здесь высмеивает попытки теоретического оправдания рабской «заячьей» покорности и либеральные идеи о приспособлении к режиму насилия.

      Сатирическое 
жало сказки о «здравомысленном» 
зайце направлено против мелкого 
реформизма, трусливого и вредного народнического либерализма, который 
был особенно характерен для 80-х 
годов.

      Сказка 
«Здравомысленный заяц» и предшествующая ей сказка  «Самоотверженный заяц», взятые вместе, дают исчерпывающую сатирическую характеристику «заячьей» психологии как в ее практическом, так и теоретическом проявлении.

В «Самоотверженном зайце» речь идет о психологии несознательного раба, а в «Здравомысленном зайце» – об извращенном сознании, выработавшем холопскую тактику приспособления к режиму насилия.

Поэтому к «здравомысленному зайцу» сатирик отнесся более сурово.

      Эти два произведения – одни из немногих в цикле щедринских сказок, которые заканчиваются кровавой развязкой (еще «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь»).

Гибелью главных героев сказок Салтыков-Щедрин подчеркивает трагизм незнания истинных путей борьбы со злом при ясном понимании необходимости такой борьбы.

Кроме того, на эти сказки повлияла и политическая обстановка в стране в то время – свирепый правительственный террор, разгром народничества, полицейские преследованиями интеллигенции.

Важно

      Сравнивая сказки «Самоотверженный заяц» и 
«Здравомысленный заяц» в художественном, а не идеологическом плане, можно также провести между ними множество параллелей.

      В основе сюжетов обеих сказок лежит 
фольклорное начало, разговорная 
речь героев созвучна. Салтыков-Щедрин употребляет уже ставшие классическими 
элементы живой, народной речи.

Связь этих сказок с фольклором сатирик подчеркивает при помощи числительных с нечисловым значением («тридевятое царство», «из-за тридевять земель»), типичных присказок и поговорок («след простыл», «бежит, земля дрожит», «ни в сказке не сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается…», «пальца в рот не клади», «ни кола, ни двора») и многочисленных постоянных эпитетов и просторечий («пресытехонька», «лиса-кляузница», «растабарываешь»,  «намеднись», «ах ты, горюн, горюн!»,  «заячья жизнь», «изладить», «лакомый кусочек»,  «горькие слезы», «великие беды» и др.).

Читайте также:  Воспитание обломова в романе "обломов": система воспитания, ее принципы и проблемы

      Читая сказки Салтыкова-Щедрина, всегда необходимо помнить о том, что сатирик писал не о животных и об отношениях хищника и жертвы, а о людях, прикрывая их масками зверей.

Точно так же и в сказках о «здравомысленном» и «самоотверженном» зайцах.

Излюбленный автором эзопов язык придает сказкам насыщенность, богатство содержания и нисколько не затрудняет понимание всего того смысла, идей и морали, которые Салтыков-Щедрин в них вкладывает.

      В обеих сказках в фантастические, сказочные сюжеты вплетаются элементы действительности. «Здравомысленный» 
заяц ежедневно изучает «статистические 
таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…

», а о «самоотверженном» 
зайце пишут в газете: «Вот в „Московских ведомостях“ пишут, будто у зайцев не душа, а пар – а вон он как… улепетывает!». «Здравомысленный» заяц также рассказывает лисе немного о реальной человеческой жизни – о мужицком труде, о базарных развлечениях, о рекрутской доле.

В сказке о «самоотверженном» зайце упоминаются события, автором придуманные, недостоверные, но по сути своей реальные: «В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц шутя переплыл, вздулась и на десять верст разлилась.

В другом месте король Андрон королю Никите войну объявил, и на самом заячьем пути сраженье кипело. В третьем месте холера проявилась — надо было целую карантинную цепь верст на сто обогнуть…».

Совет

      Салтыков-Щедрин, дабы высмеять все отрицательные 
черты этих зайцев, использовал соответствующие зоологические маски. Раз трус, покорный и смиренный, значит, это заяц. Эту маску сатирик надевает на малодушных обывателей. А грозная сила, которую заяц боится, – волк или лиса – олицетворяет самодержавие и произвол царской власти.

      Злое, гневное осмеяние рабской психологии — одна из основных задач сказок Салтыкова-Щедрина. В сказках “Самоотверженный заяц” и “Здравомысленный заяц” героями выступают не благородные идеалисты, а обыватели-трусы, надеющиеся на доброту хищников.

Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью, а лису заговорить и убедить в правоте своих взглядов.

Хищники же остаются хищниками. 
      
    

     VI глава.

      Особенности щедринских сказок.

     Сказки 
М.Е. Салтыкова-Щедрина написаны настоящим 
народным языком – простым, сжатым и выразительным.

      Слова и образы для своих чудесных сказок сатирик подслушал в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы, во всей поэтической стихии живого народного языка. Связь сказок Щедрина с фольклором проявилась и в:

      -традиционных 
зачинах с использованием формы 
давно прошедшего времени («Жили 
да были»; «В некотором царстве, 
в некотором государстве»; «Жил-был газетчик, и жил-был читатель»);

      – частом обращении сатирика к 
народным изречениям – пословицам, поговоркам и присказкам («ни 
пером описать, ни в сказке 
сказать», «по щучьему велению», «скоро сказка сказывается», «долго 
ли, коротко ли»);

      – использовании числительных с 
нечисловым значением («тридевятое 
царство», «из-за тридевять земель»);

      – употреблении постоянных эпитетов 
и обычных фольклорных инверсий («сыта медовая», «пшено ярое», 
«храпы перекатистые», «звери 
лютые»);

      – заимствовании из фольклора собственных имен (Милитриса Кирбитьевна, Иванушка-дурачок, царь Горох, Михайло Иваныч);

      – использовании свойственных народной 
поэзии синонимических сочетаний 
(«путем-дорогою», «судили-рядили») 
и восходящих к фольклору фразеологизмов («на бобах разводить», «ухом не ведешь», «бабушка надвое сказала»).

      Близость 
сатиры Салтыкова-Щедрина и произведений фольклора также прослеживается  в использовании разговорной 
народной речи или просторечия.

Источник: https://referat911.ru/literatura/pojetika-skazok-me-saltykovashhedrina/3594-357458-place4.html

Краткое содержание Здравомысленный заяц Салтыков-Щедрин

Жил однажды один преумный заяц, который наверняка знал, что обязательно кто-то кого-то должен съесть. Так, например, у волка и льва больше силы, поэтому зайцы находятся постоянно в опасности, несмотря на то, что у каждого есть свое жилище, и никто не претендует на заячье.

Больше нормы никто не съест, такой уж уклад жизни, что постоянно нужно искать жертву, чтобы полакомиться. Об этом свидетельствовала статистика, которая издавалась при министерстве внутренних дел. С такими невеселыми мыслями заяц обычно засыпал.

Но, пробуждаясь, снова принимался за свои сложные рассуждения.

Рассуждал заяц обычно только для себя, потому что знал, что на работе никто даже мыслей его не будет слушать, а просто съедят. Своя собственная речь его достаточно воодушевляла.

Обратите внимание

Постоянно заяц убеждал себя и своих близких в том, что они прекрасно живую, занимают видное место в обществе.

Только никуда не деться от того, что их постоянно едят волки, даже на свадьбу приходят, услышав веселое пение.

Одну из таких речей подслушала хитрая лиса, которая начала играть с зайцем, но есть его вовсе не хотела. Заяц был не из трусливых.

Рассказал свою историю жизни: о том, что он в постоянных бегах и страхе уже всю страну оббегал. Новую жену нашел, хочет спокойно поживать. Играли они с лисицей на знойном солнце долго еще.

Но в конце игры осталась от зайца только шкура и премудрые слова о том, что каждому зверю свое жилье.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Баваклава Яковлева
    Юный Шаров, мальчик двенадцати лет, возвращается домой и обнаруживает, что его бабушка умерла. Не способный до конца понять, что произошло, старясь жить как раньше, он делает себе бутерброд и садится смотреть хоккей.
  • Краткое содержание Борьба за огонь Рони-старшего
    Все происходит в одном из племен и называется оно уламры. А недалеко от них имеются и другие племена, которые никак не могут поладить друг с другом и поэтому постоянно нападают друг на друга. Вот и сейчас на племя уламров напали их враги
  • Пришвин
    Михаил Пришвин стал настоящим певцом родной Природы. В его произведениях, которые часто посвящены животным, множество прекрасных описаний лесов и полей, рек и озёр…
  • Фицджеральд
  • Краткое содержание Дети Аверченко
    Произведение представляет собой сборник небольших рассказов, посвященных детской тематике, занимающей немаловажное место в творчестве писателя.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/saltykov-shchedrin/zdravomyslennyj-zayac-kratko

Идейно-художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина («Самоотверженный заяц»)

(«Самоотверженный заяц»)

«Самоотверженный заяц» написана в 1883 году и органично входит в самый известный сборник М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки». Сборник снабжен пояснением автора: «Сказки для детей изрядного возраста».

«Самоотверженный заяц», а также сказки «Бедный волк» и «Здравомысленный заяц» в рамках всего сборника составляют своеобразную трилогию, которая относится к группе сказок, являющихся острой политической сатирой на либеральную интеллигенцию и чиновничество.

Оказывается, самоотверженность зайца заключается в том, что он не хочет обманывать волка, приговорившего его к смертной казни, и, наскоро женившись, преодолевая страшные препятствия (разлив реки, войну короля Андрона с королем Никитой, эпидемию холеры), из последних сил примчался в логово волка к точно назначенному сроку.

Заяц, отождествляя собой либерально настроенное чиновничество, и в мыслях не держит, что у волка нет права выносить приговор: «… приговариваю я тебя к лишению живота посредством растерзания».

Писатель гневно разоблачает рабскую покорность просвещенных людей перед власть имущими, даже эзопов язык не мешает читателю понять, что заяц с его надуманной самоотверженностью выглядит ничтожеством.

Важно

Вся новоявленная родня зайца, которому волк дал двое суток для женитьбы, одобряет решение зайца: «Правду ты, косой, молвил: не давши слова, крепись, а давши – держись! Никогда во всем нашем заячьем роду того не бывало, чтобы зайцы обманывали!» Писатель-сатирик подводит читателя к выводу, что словесной шелухой можно оправдать бездеятельность. Вся энергия зайца направлена не на противостояние злу, а на выполнение приказа волка.

«-Я, ваше благородие, прибегу… я мигом оборочу… вот как бог свят прибегу! – заспешил осужденный и, чтобы волк не сомневался…

таким вдруг молодцом прикинулся, что сам волк на него залюбовался и подумал: «Вот кабы у меня солдаты такими были!» Звери и птицы подивились на зайцеву прыть: «Вот в «Московских ведомостях» пишут, будто у зайцев не душа, а пар, а вон он как улепетывает!» С одной стороны, заяц, безусловно, трус, но, с другой стороны, ведь в заложниках у волка остался невестин брат.

Однако и это не является, по мнению писателя, поводом к безропотному выполнению ультиматума волка. Ведь серый разбойник был сыт, ленив, зайцев держал не в заточении. Одного волчьего окрика было достаточно, чтобы заяц добровольно согласился принять свою злую судьбу.

Форма сказки понадобилась писателю, чтобы ее смысл был доступен и понятен каждому. В сказке «Самоотверженный заяц» нет сказочного зачина, но есть сказочные присказки («ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается…») и выражение («Бежит, земля дрожит», «тридевятое царство»).

Сказочные персонажи, как и в народных сказках, наделены свойствами людей: заяц посватался, перед свадьбой в баню сходил и т. д.

Язык сказки Салтыкова-Щедрина насыщен просторечными словами и выражениями («играючи подбегут», «сердце закатится», «высмотрел дочку», «с другим слюбилась», «волк слопал», «невеста помирает»), пословицами и поговорками («поймал в три прыжка», «схватил за шиворот», «чай-сахар пить», «всем сердцем полюбила», «трет от страху», «пальца в рот не клади», «пустился как из лука стрела», «горькими слезами разливается»). Все это сближает сказку «Самоотверженный заяц» с народными сказками. Кроме того, использование магического сказочного числа «три» (три препятствия на обратном пути к волчьему логову, три врага – волки, лисицы, совы, три часа должны были остаться у зайца в запасе, трижды подгонял себя заяц словами: «Не до горя теперь, не до слез… лишь бы друга из волчьей пасти вырвать!», «неужто я друга не выручу», «Погубил я друга своего, погубил!»), а также самого распространенного сказочного приема гиперболы («Гора на пути встретится – он ее «на Уру» возьмет; река – он и броду не ищет, прямо в плавь так и чешет; болото – он с пятой кочки на десятую перепрыгивает», «ни горы, ни долы, ни леса, ни болота – все ему нипочем», «крикнул, как сто тысяч зайцев вместе») усиливают сходство с народной сказкой.

«Самоотверженный заяц» имеются конкретно-бытовые детали и приметы реального исторического времени, чего не бывает в народных сказках (приснилось зайцу, что он при волке стал «чиновником особых поручений», волк, «покуда он по ревизиям бегает, к его зайчихе в гости ходит», «жил он открыто, революций не пущал, с оружием в руках не выходил», «подговор часовых к побегу», зайцы называли волка «ваше благородие»). В-третьих, писатель использует слова и выражения книжной лексики, причем чем ничтожней повод, тем более высокая лексика употребляется («светящееся волчье око», «осужденный на минуту словно преобразился», «зайца за благородство хвалит», «ноги у него камнями иссечены», «у рта кровавая пена сочится», «заалел восток», «огнем брызнуло», «сердце измученного зверюги»). Своеобразие сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина заключено как раз в чертах отличия от народной сказки. Народная сказка укрепляла веру простых людей в то, что зло когда-нибудь будет побеждено, тем самым, по мнению писателя, приучила людей к пассивному ожиданию чуда. Народная сказка учила самым простым вещам, ее задача была поразвлечь, позабавить. Писатель-сатирик, сохраняя многие особенности народной сказки, хотел зажечь сердца людей гневом, пробудить их самосознание. Открытые призывы к революции, конечно же, цензура никогда не позволила бы опубликовать. Используя прием иронии, прибегнув к эзопову языку, писатель в сказке «Самоотверженный заяц» показал, что власть волков держится на рабской привычке зайцев к покорности. Особо горькая ирония звучит в концовке сказки:

Читайте также:  Герои повести "белый бим черное ухо", главные и второстепенные персонажи, краткая характеристика, описание (список)

«- Здесь я! Здесь! – крикнул косой, как сто тысяч зайцев вместе.

»

«Бедный волк». Вот ее начало: «Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк менее всего способен на великодушие. Однако же не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может.

А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить». Композиционное единство первых двух сказок этой своеобразной трилогии помогает понять политически активную позицию писателя-сатирика. Салтыков-Щедрин считает, что социальная несправедливость заложена в самой природе человека. Необходимо менять мышление не одного человека, а всей нации.

Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/268/267548.htm

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Сказки М.Е Салтыкова- Щедрина – синтез его творчества

Сказки М.Е Салтыкова- Щедрина – синтез его творчества.

урок литературы 10 класс

Тема:        Сказки         М.Е.        Салтыкова-Щедрина        –         синтез        его        творчества.

Цель: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, открыть личностный, глубокий смысл прозы М.Е.

Щедрина; показать значение сказок для русской культуры; активизировать и пополнить значения учащихся в области теории литературы; совершенствовать навык анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; побудить детей к самостоятельному анализу произведения; заинтересовать учащихся, вызвать любовь и уважение к «живому»  русскому слову.

Совет

Стих – это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздавался смех.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Оборудование.

  1. Портрет писателя
  2. Таблица
  3. Оформление доски.

Высказывания.

«Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутимо и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу». Н.В. Гоголь

«Щедринская сказка – результат подлинного творческого усвоения сатириком поэтических норм русской сказки, не стилизаторское использование уже готовых форм для воплощения тех или иных сатирических замыслов, а создание новых с известной опорой на эстетику и поэтику народных сказок». А.С. Пушкин

Аллегория – иносказание эзоповский язык.

Гротеск – тип художественной образности, основанной на фантастики, смехе, гиперболе, сочетание фантастического и реального, прекрасного и безобразного.

Фантастика – вымышленный, нереальный мир.

Особенности сказки общие черты:

  • сказочные события;
  • сказочные герои;
  • сказочные существа;
  • необычность обстановки;
  • особая манера повествования;
  • троекратный повтор;
  • постоянные эпитеты;
  • градация.

Структура сказки

Зачин

Сказочные события

Концовка

Присказка

Сказки (карточка)

«Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь», «Орел-меценат», «Богатырь», «Либерал», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Повесть о том, как газетчик и легковерный читатель», «Карась – идеалист», «Коняга», «Здравомысленный заяц», «Ворон – челобитчик», «Баран непомнящий».

Слово учителя

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Форму литературной сказки использовали до Салтыкова – Щедрина многие. Так в 1835 г.

Б.Г. Белинский иронизировал: «Ну – пошла наша народная литература! Сказка за сказкой! Только успевай встречать да провожать незваных гостей». В это время писали сказки Пушкин,

Жуковский, Ершов, Казак-Луганский (В. Даль), Одоевский. Наиболее близки по сатирической направленности сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина сказки А.С. Пушкина «Сказка о коне и его…»

Сказки этих великих писателей представляют собой высшие образцы творческого использования фольклорно-сказочной традиции.

Вспомним. Что представляет собой жанр сказка? Особенности русских сказок.

(Сообщение учащихся)

Сказка – один из основных видов устного народного творчества; художественное повествование фантастического, приключенческого и бытового характера это выдумка, интересная не только детям, но и взрослым.

Существует несколько видов сказки: о животных, волшебные и бытовые. Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами:

  1. сказочные события;
  2. сказочные герои, существа;
  3. необычность обстановки
  4. особая манера повествования

Сказка строится по-особенному: зачин, сказочные события, концовка, в сказке может быть присказка, которая вводит в сказочную атмосферу, помогает слушателю настроится на встречу со сказочным.

Почему М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказка? (сообщения учащихся}

Вывод: В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно политических замыслов сатирика.

Приближение формы сатирических произведений к народной сказке открывало писателю путь к более широкой читательской аудитории, он создает своеобразную малую «сатирическую энциклопедию для народа». Сборник сказок.

«Сказки для детей изрядного возраста», по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир, побудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

Учитель

Обратите внимание

Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, в них сплетается фантастика и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов языка.

В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: знакомые образы правителей; трусливых, продажных либералов, обывателей, смирившихся перед реакцией; эксплуататоров- крепостников, образ великого русского народа -труженика, собирающего силы для борьбы за свое будущие.

Создавая сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И.А. Крылова, на традиции литературной сказки.

В итоге он создал оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетается фантастика с реальной злободневной политической действительностью.

В отличие от народных сказок, сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых, борьбу добра и зла. В сказках противостоят две силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, а часто и без маски, под именем «мужик», эксплуататоры в образе хищников.

II! Какие группы сказок выделяют исследователи творчества писателя?

1) Сатира на правительственные круги и господствующее сословие;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы.

Дан список сказок, знакомых вам, соотнести их к соответствующей группе?

  1. «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  2. «Либерал», «Обманщик-газетчик и легковерный читатель», «Карась – идеалист».
  3. «Коняги», «Ворон – челобитчик», «Баран непомнящий»
  4. «Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц»

Слово учителя

Строгое тематическое разграничение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина провести невозможно, так как обычно одна и та же сказка наряду с главной темой затрагивает и другие. Почти в каждой сказке писатель касается жизни народа, противопоставляя ее жизни привилегированных слоев обществ.

Вспомните сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Какие пороки обличает М.Е. Салтыкова-Щедрина? Что сближает ее с народной сказкой?

Используя форму народной сказки, фольклорные сказочные выражения, М.Е. Салтыков-Щедрин наполняет сказку социально-политическим смыслом. Он высмеивает не только глупых, беспомощных и жалких генералов, но и безропотно повинующегося им мужика. Писатель убежден, что народу нужно ясное осознание своей обездоленности, тогда он поднимается на борьбу за справедливость.

Слово учителя

С жестоким постоянством преследовала цензура писателя. «Чего со мной не делали! – писал он. -И вырезали, и урезали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявили, что я – вредный, вредный, вредный». В борьбе с цензурой сатирик обращался к эзоповой речи.

Выражение «эзопова речь» – обозначает целую систему приемов, с помощью которых

писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.

У Салтыкова-Щедрина «эзопова речь» – это не только отдельное слово или словосочетание, имеющее иносказательный смысл. Самая сказочная форма у него носит эзоповский характер, позволяет высказать далеко не сказочные, горькие истин, открыть читателям глаза на сложные вопросы общественно-политической жизни.

Сказки. «Дикий помещик»

I Краткий пересказ

При работе над сказкой заполним таблицу (самостоятельно)

  1. Какие черты сближают сатирическую сказку с народной?

Традиционный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве»;

типичные присказки: «сказано-сделано», «по щучьему велению»;

 постоянные эпитеты;

 инверсия («туча черная, тело белое, рыхлое, рассыпчатое»);

 троекратное повторение событий.

  1. Какие факты современной писателю действительности отражены в этой сказке?

(Помещик  читает реакционную газету «Весть», история отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права «Не стало житья мужику», «Освобожденные крестьяне», куда ни глянут все нельзя, да не позволено, да не ваше )

  1. Как показаны отношения помещика и крестьян?

Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «проедят» и решается выжить мужика, создает невыносимые условия жизни крестьян.

Вся фигура помещика нелепа: жизнь за чужой счет превратила его в паразита, весь смысл существования «понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое.

Живет за счет своих Сенек, презирает их, ненавидит, боится, не выносит «холопьего духу» при этом считает себя опорой Российского государства. Он князь Урсус Кучум – Кильдибаев. Фамилия напоминает о татарском иге.

Важно

Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий порабощенный народ.

  1. О каком фантастическом происшествии говорится в сказке?

Что станет с помещиком, если лишить его крестьян, оставить наедине с самим собой? Одичание, невозможность, несостоятельность, глупость, жадность, паразитизм помещика.

  1. К какому превращению приходит помещик в заключительной части сказки?

Полное одичание, превращение в человека медведя.

Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель материальных и духовных ценностей. Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры, русский мужик кормилец и помещик горечью проникнута сатира, посвященная народу.

  1. С какой целью автор применяет гротеск в сказке?

Гротеск показывает основную идею сказки: Россия живет трудом мужика, его заботами. Народ – созидатель духовных благ, без него наступит голод и одичание.

  1. Чем эта сказка отличается от народной ?

В народной  сказке нет определенного времени, в сказке Салтыкова-Щедрина есть приметы

несказанного , конкретного, через сказочную форму писатель намекает своим читателям, что он ведет речь о животрепещущих самостоятельных социальных проблемах своей страны.

  1. Сравните сказочные сюжеты «Повести о том, как …» и «Дикого помещика». В чем их сходство и различие?

У глупых генералов сработал инстинкт самосохранения, и они отыскали неизвестно как попавшего на остров мужика.

Во второй сказке глупый и самоуверенный помещик мечтает освободиться от мужиков, а те, в свою очередь , мечтают избавиться от притеснений помещика.

Дальнейшие течение сказки как бы еще одно вероятное продолжение истории с генералами: если бы не отыскался мужик ,они бы растерзали друг друга, одичали , озверели. В « Диком помещике» сатирик доводит до логического завершения свое сказочное исследование.

9. Какова цель сказки?

Побудить самосознание ,показать отношение между помещиком и крестьянами.

При работе над сказкой заполним таблицу (самостоятельно)

VI Анализ сказки «Премудрый пескарь»

Каждая сказка посвящена определенному жизненному явлению. Сказка написана в 1881-1882 г. после покушения народовольцев на Александра II (1 марта 1881 г.)

«Уж очень худое время наступает», – замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 г. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчика нарекаются «борцами с изменой» .

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/03/06/skazki-m-e-saltykova-shchedrina-sintez-ego-tvorchestva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]