Воспитание и образование Обломова
В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова.
Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.
С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке.
Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги.
Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать.
Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.
Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.
Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня.
Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей.
И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду.
Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям.
Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни.
И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии.
С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу.
Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть.
Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.
Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/vospitanie-i-obrazovanie-oblomova.html
Воспитание и образование Обломова сочинение
Илья Ильич Обломов родился в семье сельских помещиков, которые обитали в усадьбе Обломовка. Деревеньку окружали чистые, свежие пейзажи природы. Все в поместье жили в состоянии лености, бездействия. Никто не стремится улучшить среду обитания. Их окружала праздность, и ожидание наступление свадеб или похорон. Главное для всех в Обломовке: сон и тишина.
Сыночек Илюша рос в атмосфере любви и неги. Он был единственным ребенком в семье. Родители его обожали. Любое его желание немедленно исполнялось. Он не мог ничего сделать сам. За него все и всегда делал кто-то.
Его верный слуга Захар, прошел с ним весь жизненный путь и был главным помощником. Как и у многих детей, в детские годы, Илья был подвижен и активен, но матушка и отец «подавляли» любую живость. Со временем мальчик привык к лености.
Его никогда не учили терпению и усердию.
У Ильи, была прекрасная няня, которая с увлечением рассказывала ему сказки и предания. Маленький мальчик, с богатой фантазией, не раз представлял себя одним из героев этих повествований.
Уже, когда Илья повзрослел, он не раз вспоминал те дни, и по-прежнему, представлял себя, богатырем. В Обломовке, никто, не ценил образование, книги. А для мальчика отдушиной были сборники стихов, строки из которых были созвучны его душе.
Он восхищался красотой окружающей природы и описанию ее поэтами.
Это все поддерживало в подростке восторженность, романтичность, поэтичность. Но, потихоньку это погибало, без поддержки и интереса взрослых к успехам ребенка. Чтение романа, было ему не под силу, не интересно, слишком утомительно. Илья Ильич не поддерживал той активной жизни и позиции, которую вел его друг Андрей Штольц. Учеба в пансионе была для Ильи Обломова, мукой.
Он учился вместе с другом, но не проявлял, ни интереса, ни заинтересованности. Каждый день учебы, заканчивался для мальчика, слезами и упреками.
Но будучи послушным и не желающим распоряжаться своей судьбой, сыном, он вынужден был , далее, прослушать курс наук в Москве. Учился он на юриста.
Закончив, университет, Илья получил много теоретических знаний, но он никак не смог их применить в жизни. Ведь вся учеба- это лишь для того, чтобы исполнить чужую волю.
Он не мог стать ни адвокатом, ни судьей. Все это требовало приложения воли и желания. А ни того и не другого у молодого Обломова не было. Ведь детство, юность, когда формируется личность и зрелые годы, с невозможностью проявить свое волеизъявление, чего-нибудь захотеть и исполнить свое желание, это не было заложено в генный фонд Ильи Обломова.
Его безволие, аксон-рефлекс, нежелание проявить деятельность в чем – нибудь ярко показывает шаги «к гибели героя». Он несчастен, хотя и не понимает этого. Жизнь пугает его и губит, ведь он не борец.
Он смерился и « потерял» себя. Илья Ильич Обломов и сам многострадальный, «бедный» человек, и всех, кто вокруг, делает такими.
Вся его жизнь это показ, как не должно быть, и когда, для своего счастья, надо начинать ее менять.
Воспитание и образование Обломова
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс
Картина «Утро в сосновом лесу» написана талантливым русским художником Иваном Шишкиным. Он писал свою картину с натуры в российской глубинке. И очень точно передал состояние природы. Это картина типичного для - Сочинение по картине Попова Первый снег 7 класс
Перед нашим взором предстаёт зима в самом своём расцвете, поражающая всякое воображение и захватывающая сердца тех, кто смог увидеть сие творение и впитать в себя все тёплые чувства первого снега зимой. Навалило немало снега - Главная тема пьесы Вишневый сад сочинение
Пожалуй, ни для кого не секрет, что знаменитая на весь мир пьеса «Вишневый сад» стала последней работой великого русского писателя Чехова Антона Павловича. Основной темой данного произведения выступила самая обычная и довольно распространённая ситуация, - Сочинение Мой любимый вид спорта
Мой любимый вид спорта – хоккей. Я люблю зиму больше, чем лето. Зимой холодно и можно залить каток. В хоккей играют настоящие мужчины. Наш президент Владимир Владимирович Путин с удовольствием играет в хоккей. Есть такая НХЛ – ночная хоккейная лига. - Мысль семейная в романе Война и мир сочинение
В центре сюжета романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого находятся несколько семей. Все семьи имеют благородное происхождение и каждая имеет свое отличие, свою определенную черту. Лев Николаевич особое внимание уделяет семейным ценностям - Легко ли быть молодым? сочинение-рассуждение 8 класс
Жизнь полна сложностей и препятствий, и люди в любом возрасте сталкиваются с трудностями, которые преодолевают с большим или меньшим успехом. Очень часто взрослые считают, что тем, кто моложе их, живётся гораздо легче. Юноши и девушки,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/vospitanie-i-obrazovanie-oblomova
Воспитание Обломова и Штольца. Воспитание Штольца в романе Обломов
В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу – двум главным героям романа “Обломов” И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени.
Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, образы жизни, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей.
Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.
Сон Обломова
Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее “увертюрой всего романа”. Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова.
Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе.
В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.
Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких… Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?
Атмосфера, царившая в Обломовке
Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия.
Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов.
Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.
Как пресекались стремления Илюши?
Воспитание Обломова выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги).
Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется.
Заинтересованность миром, активность – все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли.
Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об “истинном подобии смерти”, заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.
Влияние сказок няньки
Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о “Емеле-дурачке”, получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Обломов Илья Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: “Почему жизнь – не сказка?”.
Илью Ильича все называют мечтателем.
Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем – на Выборгской стороне.
Отношение родителей Илюши к образованию
Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка.
Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура.
И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.
Взрослая жизнь Ильи Ильича
Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая – труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая – мирное веселье и покой.
Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга – Обломовку.
Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.
Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.
Родители Андрея Штольца
Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец – обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.
Влияние отца
Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать – помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг.
Воспитание Штольца в романе “Обломов” способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь.
Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.
Влияние матери
Свой вклад в воспитание Штольца в романе “Обломов” внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством.
Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой.
Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе.
Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.
Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой – мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой “вечный праздник”, где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на формирование характера Штольца.
Расставание с домом
Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь.
Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для “пустых мечтаний”. Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость.
В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.
Жизнь в Петербурге
Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает.
Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать.
Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.
Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение – он просто не допускал их в свою жизнь.
Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой.
Его жизнь напоминала “медленное и ровное горение огня”.
Штольц и Обломов – две разных судьбы
Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья – люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи.
Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня “донести сосуд жизни” и не пролить напрасно ни одной капли.
А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: “Обломовщина”. Н. А.
Добролюбов, известный критик, также считал, что “обломовщина” – вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.
Роль воспитания в формировании личности человека
Проблема воспитания в романе “Обломов” не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители – все это сильно влияет на формирование характера.
Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.
Источник: https://autogear.ru/article/205/636/vospitanie-oblomova-i-shtoltsa-vospitanie-shtoltsa-v-romane-oblomov/
Значение воспитания Ильи Обломова в формировании его характера и образа жизни. (По роману А.И.Гончарова «Обломов») – презентация
1 Значение воспитания Ильи Обломова в формировании его характера и образа жизни. (По роману А.И.Гончарова «Обломов»)
2 Роман Г ончарова « Обломов » вышел в с вет в 1859 г оду, когда Р оссия с тояла н а п ороге перемен в э кономической и политической ж изни, вызванных н еобходимостью отмены к репостного п рава. В р омане Г ончаров з атронул проблемы, к оторые в ыдвинуло время, и п оказал р еальное состояние р усского дворянского о бщества в предреформенный п ериод в России. Роман « Обломов » э то роман о г ерое и о я влении, породившем э того г ероя, – « обломовщине ». Гончаров Иван Александрович
3 Сюжет романа это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема это «обломовщина» образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
4 Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?
5 … Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…
6 …Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разрушений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный “всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”.
7 В оспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. …Он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться…
8 И как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
Источник: https://www.myshared.ru/slide/594483/
Проблемы в романе «Обломов»
Статья посвящена проблеме семьи в романе И.А. Гончарова “Обломов”. Комар Наталья Геннадьевна «Проблема семьи в романе И. А. Гончарова “Обломов” в контексте традиции древнерусской литературы (Обломов и Ольга)» Ученые записки Казанского университета.
Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. История создания романа И. А. Гончарова «Обломов».
Роман «Обломов» был написан Гончаровым в середине 19 века – в переломный для крепостной России период, ознаменованный стремительными политическими, экономическими и социальными изменениями. Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной».
Большинство исследователей определяют роман «Обломов» как социально-психологическое произведение, что связано с особенностями раскрытых в книге проблем.
Андрей Иванович, как и Обломов, – не гармоничная личность, в которой могли бы совместиться русская душевность и поэтичность с европейским практицизмом.
Возлюбленные идеализировали друг друга, создавая в воображении далекие, непохожие на реальных людей образы.
Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы, является вопрос о смысле человеческой жизни, полном счастье и способе его достижения. Гончаров не дает конкретных ответов на вопрос: в чем же счастье человека: в постоянном стремлении вперед или в размеренном спокойствие?
Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков.
В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Несмотря на то что Обломов воспитан в традициях барства, он очень мягко относится к людям ниже себя.
Это видно на примере отношений Обломова с Захаром — его слугой.
Аннотация научной статьипо литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Комар Наталья Геннадьевна
Обломов не приемлет идеи переезда, так как понимает, что это потребует от него большой энергии и вообще сопряжено с большим количеством достаточно ощутимых для него трудностей.
Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина. Роман “Обломов” — это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, — “обломовщине”.
Безразличие к себе и ко всему, что окружает Обломова, наиболее ярко проявляется в описании его кабинета: “По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью: зеркала…
И только иногда, в редкую сознательную минуту, он начинает с грустью и болью понимать свое положение. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено в Крещение. В природе присутствует гармония. Появилась необходимость в самостоятельном выборе и принятии собственных решений.
Смысл жизни человека
Используя уже известный прием в литературе, Гончаров подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется наиболее ярко. Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Но именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.
Образ Обломова оказался вневременным понятием, воплотившим в себе лень, апатию, неспособность к самостоятельному действию, и приобрел нарицательное значение. Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним широтой охвата круга проблем, затронутых автором.
Проблема состояния общества как системы и его влияние на личность. Здесь заявляет о себе и проблема взаимного развращения крепостных (Захар) и крепостников (Илья Ильич Обломов).
Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. И это жизнь!.. Любовь-эксперимент и любовь-жертва.
Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые выдвигает возлюбленная, пугает Обломова.
В романе Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России. Родители Обломова не научили его быть самостоятельным человеком.
Источник: https://chasertugy.ru/problemy-v-romane-oblomov/
Урок в 10 классе на тему “Обломов и “обломовщина”. Критика о романе “Обломов”
Урок № 72.
16.12.15
10.класс
Тема: Обломов и обломовщина. Критика о романе «Обломов»
Цель:
1 Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А.Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей. Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.
2..Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Создать условия для знакомства с литературной критикой, посвященной роману И. Гончарова «Обломов» и фрагментами фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с целью выявления актуальности романа.
3.Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни.
Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».
Формы работы – проблемный диалог, исследование, работа в группах, творческая работа,
Оборудование: портрет писателя, портреты героев романа, видеофрагмент фильма «Обломов»
музыкальное сопровождение, карточки с мнениями критиков, диван, халат, тапки
Эпиграф
Это не мечта – это какая – то …обломовщина!
Тип урока: урок-семинар
Технологии: здоровьесберегающие, аналитическая работа, частично-поисковая работа, проблемное обучение, работа в группах, проектная деятельность
Литература: учебник. Литература 10-11. Агеносов, текст И.Гончаров «Обломов»
Словарная работа: Утопия – нечто фантастическое, несбыточная неосуществимая мечта.
План урока
Экскурсия в мир Обломова. Слово учителя
Постановка целей и задач. Объявление темы урока.
Работа в группах. Дискуссия: Кто такой Обломов?
Творческое задание. Это ядовитое слово Обломовщина.
Литературные фантазии: Обломов в наши дни.
Рефлексия. Проект: Что такое Обломовщина?
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний и умений..
Мы проработали над материалом, проанализировали роман, сегодня наша задача- подвести итог нашей работе.
3. беседа на знание текста
1.Какое время года открывает роман Гончарова «Обломов»? (Весна)
2.Что сниться Обломову? (детство)
3.Где ( в каком эпизоде находится экспозиция? (1 часть)
4.К какому литературному направлению относится роман7 (Реализм)
5.Где происходит действие романа? (Петербург)
6. Можно ли назвать Обломова деятельным человеком?
3.Материал для наблюдения. Закончите фразы:
Обломов-это роман о…( о самом романе)
Обломов – это герой…
4. Аналитическая работа: Вернемся к домашнему заданию и заполним таблицу. (Анализирую образ героя, попутно открываем карточки)
– Каким мы видим героя в отношении к другим героям( Добрый. Открывается карточка добрый)
– Как живет Обломов? (стремиться к гармонии, к комфорту)
– Почему его все обманывают? (несамостоятельный)
– Почему он лежит и ни с кем не общается (протест против жизненной суеты)
(зачитываются слова Обломова: «я устал от вашего Петербурга»)
Назовите положительные качества и отрицательные:
Положит. Отрицат.
Есть желание быть полезным , Но не прилагает никаких училий
Выводы: Он задается вопросами о жизни, но его философия сводится к следующему: «только не сейчас»
Работа над именем героя.
Облом-обломался.
Двойственность героя. Хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий.
Тяготиться ли Обломов своей жизнью?
Просмотр видеофрагмента. Беседа Обломова со Штольцем .
Проблемный диалог.
-Сегодня ли он стал таким? Кто или что виновато в этом? (Во-первых, Обломов бездействует, т.к. он барин. Во-вторых, он не берется за дело, если видит в нем бессмысленность. У Штольца он спашивает6 «Зачем тебе столько денег?», в –третьих на становление Обломова сыграло воспитание и влияние общества.
Обломов- чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. И Ольга Ильинская увидела это « Вы нежный и добрый». Обломов умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только из-за чувства апатии и лени.
)
-Кто пытается помочь Обломову поменять отношение к жизни? (Ольга и Штольц. Дать им характеристику: какие качества их связывают) (для них смысл жизни заключается в деятельности)
Составить синквейн образа Обломова (1 группа), Штольца (2 группа0
-Какой прием использовал автор в описании двух друзей? (антитеза)
-Что сближает таких разных людей? (Штольц видит в Обломове то, чего не хватает ему в окружении: доброты, внимания. Обломов видит в Штольце откровенность, только он не обманывал его и относился как к родному)
-Как складывается личная жизнь Обломова? Почему отношения Обломова и Ольги не состоялись?
-Кто стал идеалом женщины для Обломова? (( она посвящает ему свою жизнь)
-На слова Ольги: «Кто проклял тебя, Илья»» Обломов дает ответ: Обломовщина
Работа со словарем С.Ожегова. Обдомовщина- безволие, состояние бездеятельности и лени.
Физкультминутка
Исследовательская деятельность. . Работа с критическими статьями. (д.з)
Неслучайно вы сидите за разными столами. В течение работы над романом вы демонстрировали разные точки зрения, высказывались за и против героя, и вот сегодня вам предстоит работать в группе с единомышленниками. Итак, представляю вам: сторонников, противников и литературных критиков.
Николай Александрович Добролюбов видит своего героя как ищущего цель в жизни и не находит: «Обломов не тупая, апатическая фигура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий.
Но гнусгая привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,-развила в нем апатическую недвижимлсть и повергла его в жалкое состояние нравтсвенного рабства. оОьломов не понимал смысла жизни.
Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше на нашел, как выйти в отставку и ничего не писать.
Приложение № 2.
Обсуждение критической статьи учащимися и выдвижение своей теории, Зачитать свои аннотации. (домашнее задание)
Вывод Обломовщина по словам Н.Добролюбова- это явление жизни, в ней предстает перед нами живой современный русский тип, характеризующий подобный образ жизни.
Гончаров отнесся к своему герою отрицательно, но вместе с тем смягчил свою оценку, признавая устами Штольца отмирание обломовщины «прощай, старая Обломовка…Ты отжила свой век». Но Гончаров пытался найти ценное в личности Обломова, у него «гуманное» «золотое» сердце.
Обращение к иллюстрациям.
–Как заканчивается роман? (Штольц и Ольга живут тихой спокойной жизнью)
— Разве они не пришли к той самой обломовщине? (закончить схему стрелками, ведущими к обломовщине)
Литературная фантазия: Обломов в наши дни. Теперь я вам предлагаю немного пофантазировать и представить, как бы выглядел Обломов в наши дни? Кого можно было бы назвать сторонником и приверженцем обломовщины? Нарисуйте портрет современного Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»
Итог. Закончите фразу: Обломов бездействует, потому что…
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть– иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни.
Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только, Однако правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим»
Подведение итогов .
Проектная деятельность. Что такое обломовщина?
Для чего живет человек? В чем вы видите смысл жизни?
—Что сгубило Обломова? В чем заключалась утопическая мечта Обломова?
Работа со словарем С.И. Ожегова. Утопия-
-Какой смысл вкладывает Гончаров в роман «Обломов»? Какие темы затрагивает?
-К какому типу литературных героев можно отнести И.И. Обломова? (лишний человек)
-В чем актуальность романа?
Приложение №1. Обобщающие тесты:
1.Определите сюжетную основу романа «обломов»
А)история взаимоотношений помещика Обломова с крепостными
Б)описание дружеских отношений Штольца и Обломова
В)История любви Обломова и Ольги
2.В каком эпизоде возникает завязка романного действия
А)признаний Обломова в любви к Ольге Ильинской
Б)встреча Обломова и Штольца
В)переезд на выборгскую сторону
3.Действие романа «Обломов» происходит в
А)Петербурге
Б)Москве
В)Орловской губернии
4.Что мешает Обломову быть деятельным человеком?
А)бедность
Б)болезненное состояние
В)воспитание и закономерности современной жизни
5.Какова роль в романе внес южетных персонажей
А)оживляют вялое течение романа
Б)передяют суету петербургской жизни
В)незаметно для героя меняют его жизнь
6.Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:
А)расширить представление о барской жизни
Б)объяснить происхождение героя
В)объяснить причины и апатии бездеятельности героя.
Оценивание.
Домашнее задание. Домашнее сочинение
1.Обломов и обломовщина
2Тема любви в романе «Обломов»
3.Андрей Штольц как антипод «Обломова»
Приложение № 2.
Вопросы к стороннику:
Назовите положительные черты Обломова
Охарактеризуйте его отношение к деятельности, работе, труду
Кем была для Обломова Ольга Ильинская?
В чем польза созерцания Обломова. Лучше ли созерцание деятельности?
Считаете ли вы диван и халат – бесполезными вещами?
Вопросы к противнику:
Кто симпатичнее Штольц или Обломов и почему?
Назовите положительные черты Штольца. В чем особенность штольцевщины?
Почему не удается визитерам Обломова побудить его к поездке в Петергоф?
Только ли Обломов является воплощением лени и праздной задумчивости? (Захар)
Что плохого в ежедневном лежании на диване? Разве вы бы отказались от этого интереснейшего занятия?
Вопросы к критику:
Назовите, в чем привлекательность Обломова и в чем его недостаток?
Почему русские критики высоко оценили образ Обломова, тогда как рядовые читатели судят его по большей части отрицательно.
Сформулируйте свой тезис относительно образа Обломова, представив себя настоящим критиком.
Легко ли быть беспристрастным в оценке Обломова, когда сидишь на его диване?
Выбрали ли вы образ жизни Обломова , отказавшись от прогулок, поездок, действия и труда?
Источник: https://multiurok.ru/files/urok-v-10-klassie-na-tiemu-oblomov-i-oblomovshchin.html
Принцип антитезы и ее роль в романе “Обломов”
| Печать |
Роман “Обломов” написан накануне реформ, в 1859 г. В ожидании изменений в обществе появлялись новые взгляды, новые оценки событий в окружающей действительности.
В своем романе Гончаров хотел противопоставить две культуры: русскую и западную, поэтому неслучайным явилось то, что все произведение строится на принципе антитезы.
Предреформенная эпоха позволила автору противопоставить в своем романе два разных идеала жизни: как покоя (характерного для русского человека), так и движения, воплощавшего в себе европейский идеал.
Главный герой романа Обломов стоит на рубеже двух жизней: старорусской и европейской. Необходимость выбора воплощается во внутреннем конфликте в сознании героя. Его сомнения разрешаются в пользу древнего идеала недеяния, что делает его выбор трагическим.
Обломов не использует предоставленную ему временем возможность проснуться, сбросить оковы сна и направить свои силы на благоустройство своего имения. Здесь Илью Ильича Обломова можно соотнести с известным героем русского народного творчества – Ильей Муромцем.
Этот персонаж тридцать три года лежал на печи, так как не мог встать из-за больных ног. Пришедшие к нему люди вылечили его, подняли на ноги и направили на защиту своей родины. И спас Илья Муромец Русь от многих напастей. Илью Ильича к движению, к полноценной жизни призывают его друзья: Ольга и Штольц.
Но, в отличие от Ильи Муромца, Илья Обломов не прислушивается к призывам своей страны, которой в это предреформенное время нужны умные, образованные и благонадежные люди.
Наименование персонажей, которому Гончаров уделяет большое внимание и которое во многом отражает их сущность, также имеет своей задачей противопоставление.
Фамилия Ильи Ильича происходит от слова “обло” – круг, что говорит о целостности и отсутствии всего резкого, дисгармоничного у этого персонажа. У Штольца, образ которого автор явно противопоставляет образу главного героя, фамилия краткая и динамичная, показывающая наличие черт немецкой культуры в его характере.
Что же касается контраста, присутствующего в образах этих главных героев, то здесь можно сказать о двух различных началах, которые они символизируют. Сам Гончаров разделял взгляды славянофилов, поэтому в образе Обломова попытался воплотить протест против западничества, которое, по мнению автора, разрушало, верность русским традициям.
Противоположность этих героев заявление уже в их портретных характеристиках. Практичный и целеустремленный Штольц сухощав, мускулист, лицо смуглое, без румянца; его внешность отражает жизнелюбие, стремление к действию, постоянную работу мозга.
Обломов же – добрый, уравновешенный, ведет спокойный размеренный образ жизни, в его взгляде отсутствует какаялибо “определенная идея”. Он апатичен к внешним по отношению к нему событиям.
Характеры героев раскрываются и в манере поведения.
Если движения Обломова “сдерживались…мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью”, то у Андрея Ивановича не было лишних движений: “Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько нужно”. Штольц избегал пустой мечтательности и бездействия, он четко видел цель своего существования и поэтому “шел да шел прямо по избранной дороге”.
Для Ильи Ильича такое понимание жизни было неприемлемым: “Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и личного веселья”. Таким образом, Обломов предстает перед читателем в образе идеолога покоя: он плывет по течению, в то время как его друг твердо идет к намеченной цели.
Труд для Обломова был неким обязательством, налагаемым свыше, собственной же инициативы к действию он никогда не проявлял. Учился он нехотя, “серьезное учение утомляло его”.
Штольц же с ранних лет занимался с отцом географией, изучал литературу. По окончании университета отец отправил его в Петербург, он видел за сыном будущее. Андрей Иванович служил, вышел в отставку, занялся своими делами и, действительно, нажил дом и состояние.
Гончаров неслучайно сопоставил предыстории героев; он акцентировал внимание на том, что лежало в основе успеха одного и неудачи другого, что сформировало их характеры, – это было воспитание.
Обломов жил среди множества слуг, как “экзотический цветок в теплице”, любое его проявление активности тут же подавлялось.
Так, Обломов явил собой литературный тип, в котором собрались пороки дворянского общества, свойственные дореформенной России.
Воспитание Штоль
ца радикально отличалось от обломовского. Иван Богданович направил развитие сына в верном направлении. Андрей Иванович рос в семье, где поощрялись активность и самостоятельность.
Неслучайно, желая противопоставить Штольца Обломову, писатель соединяет в этом герое два начала: азиатское и западное. Отец его, немец, олицетворяет прагматизм и практичность, характерные для народов Запада; мать же – русская, воплощающая высокую духовность и нравственность.
В Штольце эти два истока сочетаются негармонично, так как западное начало в нем преобладает.
Кроме мужских в романе противопоставляются и женские образы. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына олицетворяют собой два различные начала: Ольга – “прекрасной девы идеалы”, Пшеницына – хозяйства.
В Ольге не было кокетства и мишуры, ее фигура воплощала собой грацию и гармонию; ее взгляд прям, светел и ясен; она обладает твердым и целостным характером. Она хотела изменить жизнь Обломова, сделать ее более разнообразной, более насыщенной. Сначала она чувствует к нему симпатию, потом влюбляется. Но она любит “будущего”, изменившегося Илью Ильича и не смиряется с его тягой к покою.
Во всем противоположна Ольге квартирная хозяйка, а затем и жена Обломова, Агафья Пшеницына. В отличие от Ольги, в чертах которой светилась мысль, Пшеницына не была сложной личностью. “Какая она простая”, – думал о ней Обломов.
Ее мысли были погружены в заботы о хозяйстве, еде, стирке, готовке. Внешне Агафья Матвеевна также не похожа на Ольгу – она полная, как бы округлая. Пшеницына приняла и полюбила Обломова таким, какой он есть.
Она “перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв”.
Таким образом, используя в своем романе принцип антитезы, Гончаров противопоставляет две цивилизации: русскую и западную. В произведении он затрагивает также проблему будущего страны; ей предстоит решить, какой путь она выберет: сердца или разума.
Похожие сочинения:
Обломов и Штольц — на чьей стороне правда? Сюжет и композиция романа “Обломов” Авторская позиция в романе “Обломов” Рекомендуем:
Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Следующая страница
Источник: https://www.school-essays.info/princip-antitezy-i-ee-rol-v-romane-oblomov/
II. Лекция учителя «Общая характеристика романа «Обломов»
Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим его в Петергоф). Но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии.
В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако, Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе.
Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломове, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ситуация такова, барин Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.
В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой.
Для Штольца норма — деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все визитеры, зовет Обломова в Петергоф. В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?
Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности.
В борьбе мотивов — соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой — побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.
Четвертая часть романа посвящена списанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.
В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным.
Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображенных Гоголем, Тургеневым и др. В нем нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен.
Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.
Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова.
Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Место действия романа — Петербург (только в IХ главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию.
В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. VI-ХI главы этой части — развитие действия.
Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация — ХII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Этому посвящены ХI-ХII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
В четвертой части — дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
В эпилоге (ХI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».
Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой.
И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рас суждения же сведены до минимума.
Сюжет романа.
По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов Ольга и Штольц — Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев).
Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценен современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.
Домашнее задание
1. Пересказ материала урока.
2. Подготовиться к беседе по 1-10 гл. по вопросам:
— Рассказать, кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По I главе).
— Рассказать о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (по II-IV гл.).
— Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями — гостями? Чем Обломов выше своих гостей? А почему писатель иронизирует над ним в этих сценках? (по II-IV гл.).
— Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (V гл.).
— Образование Обломова. Его отношение к учебе, науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (VI гл.)
— Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? (VII-VIII, Х гл.)
— Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование. (IX гл.).
3. Индивидуальное задание. Выписать тезисы «Обломов в оценке критиков Добролюбова и Дружинина» (статьи: Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина», А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова».)
Источник: https://infopedia.su/1x9f97.html