Фекла ивановна в пьесе “женитьба” гоголя: описание в цитатах

«Женитьба» Гоголя Н.В.: анализ пьесы

Искусство и развлечения 22 января 2014

Пьеса «Женитьба» Гоголя Николая Васильевича в свое время вызвала много пересудов, критики и обсуждений.

Написана она была в 1842 году, автора обвинили в том, что он описывает жизнь «маленьких людишек», что в то время было не принято.

Николай Васильевич в большинстве своих произведений героями делал мелких чиновников или купцов, рассказывал об их проблемах, заботах, интересах и привычках, при этом он ничуть не приукрашивал действительность.

Сюжет пьесы «Женитьба» Гоголя

Главная героиня повести – Агафья Тихоновна, дочь купца, решившая подыскать с помощью свахи Феклы Ивановны себе достойного жениха.

Главными претендентами на руку и сердце завидной невесты становятся экзекутор Яичница, надворный советник Подколесин, моряк Жевакин и пехотный офицер Анучкин.

У Агафьи Тихоновны свои требования к будущему супругу, ведь она не кто-нибудь, а дочь купца третьей гильдии. Муж должен быть обязательно дворянином.

Обратите внимание

Писатель достоверно описал героиню и в ее образе собрал все типичные черты девушек этого сословия. Агафья Тихоновна целыми днями ничем не занималась, сидела дома, предавалась мечтам об избраннике и скучала. Николай Васильевич показал необразованность и невежество купеческой среды, ведь героиня без раздумий доверяла суевериям и гаданиям, свою жизнь строила, отталкиваясь только от них.

Очень простую и незатейливую тему для своей пьесы выбрал Гоголь. «Женитьба» – сочинение, показывающее отношение «маленького человека» к бракосочетанию.

Что со стороны невесты, что со стороны жениха нет и намека на чувства, они даже не помнят имен друг друга. Важно другое – приданное, титулы, внешние достоинства.

К выбору спутника жизни эти люди подходят как к покупке какой-нибудь вещи или предмета интерьера.

Отношение главных героев к женитьбе

«Женитьба» Гоголя показывает, что значит для мелкого чиновника это значимое событие в его жизни.

Подколесин как только надумал жениться, так постоянно и думает о бракосочетании, но его ничуть не беспокоит невеста, его больше тревожится ее приданое, мужчина даже не может припомнить имени своей суженной.

Чиновник считает, что сделал очень серьезный шаг, возвышающий его не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. Подколесин тут же рассказывает о своем решении жениться сапожнику, портному, ведь все вокруг должны оценить его поступок и зауважать.

Невесту тоже не в самом лучшем свете представил Гоголь. «Женитьба», главные герои которой поражают лицемерием и фальшивостью, показывает искусственность жизни «маленьких людей».

Агафья Тихоновна выбирает жениха, отталкиваясь от внешних характеристик, а не внутреннего мира человека.

К претендентам она относится как к вещам, пытаясь сложить идеальную картинку: если бы взять нос Ивана Кузьмича, губы Никанора Ивановича, дородность Ивана Павловича да развязность Балтазара Балтазарыча, то невеста, не раздумывая, вышла бы замуж.

«Женитьба» Гоголя выкрывает поверхность и фальшивость этих людей. Они и понятия не имеют, что жениться нужно только в том случае, если испытываешь к человеку симпатию, уважение, привязанность. Именно поэтому Николай Васильевич так мало в своем окружении встречал счастливых людей.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/132367/

Цитаты из пьесы «Женитьба»

цитаты из пьесы «Женитьба или Совершенно невероятное событие в двух действиях» — пьеса Николая Васильевича Гоголя. Дата написания: 1833—1835 гг, была опубликована в 1842 году.

Я уж не знаю где; не вышел ли на другой выход, по черной лесенке, или не сидит ли в комнате Арины Пантелеймоновны?

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, — молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово. И хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

Важно

А вот как поворотишь в проулок, так будет тебе прямо будка; и как будку минешь, свороти налево, и вот тебе прямо в глаза, то-есть, так вот тебе прямо в глаза и будет деревянный дом, где живет швея, что жила прежде с сенатским оберсеклехтарем. Ты к швее-то не заходи, а сейчас за нею будет второй дом, каменный — вот этот дом и есть ее, в котором, то-есть, она живет, Агафья Тихоновна-то, невеста.

Я пришел вам, сударыня, изъяснить одно дельцо… Только я бы хотел прежде знать, не покажется ли оно вам странным?

А коли хочешь поплотнее, так возьми Ивана Павловича. Уж лучше нельзя выбрать никого. Уж тот, неча сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдет — такой славный.

Эк его заливается! Знать, покойница свихнула с ума в тот час, как тебя рожала.

А не хотелось бы и говорить про него. Он-то, пожалуй, андворный советник и петлицу носит, да уж на подъем куды тяжел, не выманишь из дому.

Уж разве спросить девчонку. Она стояла всё на улице, не знает ли она как-нибудь… Дуняшка! Дуняшка!

А по газетам узнал я, что желаете вступить в подряды насчет поставки лесу и дров, и потому, находясь в должности экзекутора при казенном месте, я пришел узнать, какого роду лес, в каком количестве и к какому времени можете его поставить.

Теперь я нахожу подругу жизни. Подруга эта вы. Скажите напрямик: да или нет? (Смотрит ей в плеча; в сторону). О, она не то, что как бывают худенькие немки — кое-что есть.

А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря — один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте, каждый рублев по четыреста приносит доходу.

Совет

Смерть хочется знать, как она будет изъясняться обо мне своим ротиком… розанчик эдакой!

А сказать правду, мне понравилась она потому, что полная женщина. Я большой аматёр со стороны женской полноты.

Рад, рад. Теперь я пойду, посмотрю только, как убрали стол; в минуту ворочусь. (В сторону). А шляпу всё лучше на всякий случай припрятать.

А это… Я хотел было, признаюсь, теперь объявить вам это, да всё еще как-то сомневаюсь.

Признаюсь, любезнейшая, никак не думал я, чтобы вы стали так обманывать. Знай я, что невеста с таким образованием, да я… да и нога бы моя, просто, не была здесь. Вот как-с.

Ах, извините. Я немножко туговат на ухо. Я, право, думал, что вы изволили сказать, что покушали яичницу.

Право, не знаю: как-то тетка моей матери что-то такое ее отцу, или отец ее что-то такое моей тетке — об этом знает жена моя, это их дело.

В Вознесенской, а неделю назад тому был в Казанском соборе. Впрочем, молиться всё равно, в какой бы то ни было церкви. В той только украшение лучше.

Обратите внимание

Пойти выкурить трубочку. А что, не по дороге ли нам? Вы где, позвольте спросить, живете?

Врет, врет, с прогулки? Жениться, подлец, хочет!

Пожалуйста, душенька, почисть меня… Пыли-то, знаешь, на улице попристало не мало. Вон там, пожалуйста, сними пушинку. (Поворачивается). Так! Спасибо, душенька. Вот еще посмотри: там как будто паучок лазит!

Вы не глядите на то, что у меня здесь маленькая плешина. Это ничего, это от лихорадки; волоса сейчас вырастут.

Подколесин Иван Кузьмич, Подколесин. Директор так только для чина поставлен, а все дела он делает. Иван Кузьмич Подколесин.

Да ведь ты ж сам пристал: жени, бабушка, да и полно.

Ну, так, если нет, так позвольте мне и в другое время вечерком когда-нибудь…

Да вы только посудите, сравните только; это, как бы то ни было, Иван Кузьмич! А ведь то, что ни попало: Иван Павлович, Никанор Иванович, чорт знает что такое.

Ну, ну… ну, не стыдно ли тебе? Нет, я вижу, с тобой нужно говорить сурьезно: я буду говорить откровенно, как отец с сыном. Ну, посмотри, посмотри на себя внимательно, вот, например, так, как смотришь теперь на меня. Ну, что ты теперь такое? Ведь просто бревно, никакого значения не имеешь.

Да как же тебя не бранить, скажи, пожалуйста? Кто может тебя не бранить? У кого достанет духу тебя не бранить? Как порядочный человек, решился жениться, последовал благоразумию и вдруг ― просто сдуру, белены объелся, деревянный чурбан…

Ну, вот. Дурак сейчас один сказал, а он и уши развесил. Она красавица, просто красавица; такой девицы не сыщешь нигде.

Важно

Да ничего не видно, господа. И распознать нельзя, что такое белеет, женщина или подушка.

Ну, видишь, сам раскусил. Теперь только нужно распорядиться. Ты уж не заботься ни о чем. Свадебный обед и прочее — это всё уж я… Шампанского меньше одной дюжины никак, брат, нельзя, уж как ты себе хочешь.

Мадеры тоже полдюжины бутылок непременно. У невесты, верно, есть куча тетушек и кумушек — эти шутить не любят.

А рейнвейн — чорт с ним, не правда ли? а? А что же касается до обеда — у меня, брат, есть на примете придворный официант: так, собака, накормит, что просто не встанешь.

Да пристыдили, потому и вышла; совсем исконфузили, так что не высидела на месте. Просит извинить: ввечеру-де на чашку чаю чтобы пожаловали.

Неприятнее всего, когда в такую погоду сидишь один. Женатому человеку совсем другое дело — не скучно; а если в одиночестве — так это просто…

Да уж обноковенно, как не понимать. Был у нас и надворный советник, да отказали: не пондравился. Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а такой на взгляд видный. Что ж делать, так уж ему бог дал. Он-то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть. Такая уж на то воля божия.

Купца третьей гильдии дочь. Да уж такая, что и генералу обиды не нанесет. О купце и слышать не хочет. «Мне», говорит, «какой бы ни был муж, хоть и собой-то невзрачен, да был бы дворянин». Да, такой великатес! А к воскресному-то как наденет шелковое платье — так, вот те Христос, так и шумит. Княгиня просто!

Совет

Да, конечно, лучше, если бы она была умней; а впрочем и дура тоже хорошо; были бы только статьи прибавочные в хорошем порядке.

Какое предпочитает! Она от тебя просто без памяти. Такая любовь: одних имен каких надавала, такая страсть — так просто и кипит.

Дом строен в один кирпич, старая подошва, а ты наврала: и с мезонинами, и чорт знает с чем.

Как это глупо, как это глупо! Да вы, сударыня, видите: он просит руки вашей, желает объявить, что он без вас не может жить, существовать. Спрашивает только, согласны ли вы его осчастливить.

Ей богу, выскочили! Вот и купец в мелочной лавочке видел. Порядили за гривенника извозчика и уехали.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однакоже, если дурно сшиты, да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Всё как-то не того… Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

И сильно переломила. Возвращалась довольно поздо домой на дрожках, а кучер-то был пьян и вывалил с дрожек.

И, не пугайся, мать моя! Дело житейское. Приедут, посмотрят, больше ничего. И ты посмотришь их: не пондравятся, — ну, и уедут.

Обратите внимание

Извольте, женю, только с условием: вы не мешайтесь ни во что и не показывайтесь даже на глаза невесте. Я всё сделаю без вас.

Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась.

Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком; сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывая на горло). То-есть и приятелю и неприятелю скажете: ай да Фекла Ивановна, спасибо.

Еду! Конечно, что ж другое делать, как не ехать! (Степану). Давай ему шляпу и шинель.

Как-нибудь насчет дамского туалетца… Эдак поправить что-нибудь… манишечку… пришпилить.

Да, сыщешь. Знаю я эти другие зеркала. Целым десятком кажет старее, и рожа выходит косяком.

Какой достойный человек! Я теперь только узнала его хорошенько; право, нельзя не полюбить: и скромный и рассудительный.

Да, приятель его давича справедливо сказал; жаль только, что он так скоро ушел, а я бы еще хотела его послушать. Как приятно с ним говорить! И ведь главное то хорошо, что совсем не пустословит.

Важно

Я было хотела ему тоже словца два сказать, да, признаюсь, оробела, сердце так стало биться. Какой превосходный человек! Пойду, расскажу тетушке.

Читайте также:  Мораль басни "дерево" крылова (анализ, суть, смысл)

Да что неловко? Кто тебе сказал это? Ты посуди сам. Ведь ты человек умный. Я говорю тебе это не с тем, чтобы к тебе подольститься, не потому, что ты экспедитор, а просто говорю из любви… Ну, полно же, душенька. Решись, взгляни оком благоразумного человека.

Может быть, я, сударыня, ранее, чем следует и повелевает долг приличия…

Да ступай ты вперед. Я только на минуту оправлюсь, расстегнулась стремешка.

Ничего, ничего! Ведь я свой, родня, передо мною нечего стыдиться; откройте же ваше личико.

Да помилуй, отец; уж вот третий месяц хожу к тебе, а проку-то ни на сколько. Всё сидит в халате, да трубку знай себе покуривает.

Ну, вот чтобы и у меня еще был такой злой муж! Да ни за что не выйду за купца!

Да на Руси есть такие прозвища, что только плюнешь да перекрестишься, коли услышишь.

Ну, да что тебе смотреть на них: боишься соперничества, что ли? Хочешь, я их всех в одну минуту спроважу?

А ведь хлопотливая, чорт возьми, вещь — женитьба! То, да сё, да это. Чтобы то да это было исправно — нет, чорт побери, это не так легко, как говорят. Эй, Степан!

Да за чем же, помилуй, за чем дело?.. Ну, рассмотри сам: ну, что из того, что ты неженатый? Посмотри на свою комнату! Ну, что в ней? Вон невычищенный сапог стоит, вон лоханка для умывания, вон целая куча табаку на столе, и ты вот сам лежишь, как байбак, весь день на боку.

Ну, так, если вы хотите кончить за одним разом, скажите просто: пошли вон, дураки!

Совет

Да ведь ты пропадешь, ведь ты без меня ничего не сделаешь. Не жени тебя, ведь ты век останешься дураком.

Огород есть еще на Выборгской стороне; третьего года купец нанимал под капусту, и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет, двух уж поженил, «а третий», говорит, «еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж», говорит, «стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».

Да ведь только слава, что каменный, а знали бы вы, как он выстроен; стены ведь выведены в один кирпич, а в середине всякая дрянь — мусор, щепки, стружки.

Подумаем, подумаем, матушка. Приходи-ка послезавтра. Мы с тобой, знаешь, опять вот эдак: я полежу, а ты расскажешь…

Все-с решительно. Вы даже, может быть, не поверите тому, что я вам доложу: мы жили тридцать четыре дня, и во все это время ни одного слова я не слыхал от них по-русски.

Пойдет к себе на квартиру и будет лежать да покуривать трубку. Экое противное созданье! Бывают противные рожи, но ведь эдакой просто не выдумаешь; не сочинишь хуже этой рожи, ей богу, не сочинишь. Так вот нет же, пойду нарочно ворочу его, бездельника! Не дам улизнуть, пойду приведу подлеца!

Впрочем, что ж такого, что иной раз выпьет лишнее, ведь не всю же неделю бывает пьян: иной день выберется и трезвый.

Почему же предубеждение? Зачем вы хотите оказать пренебрежение к человеку, который хотя, конечно, служил в пехотной службе, но умеет, однакож, ценить обхождение высшего общества.

Обратите внимание

Браво! хорошо! Благородный человек! Я, признаюсь, всегда ожидал от тебя много в будущем! Вы, сударыня, в самом деле поспешите теперь поскорее одеться: я, сказать правду, послал уже за каретою и напросил гостей. Они все теперь поехали прямо в церковь. Ведь у вас венчальное платье готово, я знаю.

Превосходным образом! Так образованные, как вот у нас только графини разве. Бывало, пойдешь по улице — ну, русский лейтенант…

Ах, боже мой, какая фамилия! Послушай, Феклуша, как же это, если я выйду за него замуж, я вдруг буду называться Агафья Тихоновна Яичница? Бог знает, что такое!

Проклятая прачка, так скверно накрахмалила воротнички — никак не стоят. Ты ей скажи, Степан, что если она, глупая, так будет гладить белье, то я найму другую. Она, верно, с любовниками проводит время, а не гладит.

А тебе же худо! Ведь в голове седой волос уж глядит, скоро совсем не будешь годиться для супружеска дела. Невидаль, что он придворный советник! Да мы таких женихов приберем, что и не посмотрим на тебя.

Разумеется, хороша. Послушай, теперь, так как они все ушли, пойдем к ней, изъяснимся и всё кончим.

А работники. Стоит на самой верхушку… Я проходил мимо дома, так щекатурщик штукатурит и не боится ничего.

Твоя воля, мать моя! Не хочешь одного, возьми другого. Впрочем, что ж такого, что иной раз выпьет лишнее — ведь не всю же неделю бывает пьян; иной день выберется и трезвый.

А Подколесина нет как нет. Экой мерзавец! Уж я ж вымещу на нем.

Важно

У людей только чтобы хлеб отымать, безбожник такой! В такую дрянь вмешался. Кабы знала, ничего бы не сказывала.

А оно в самом деле даже смешно, чорт побери, этакой какой-нибудь пышка, щенок эдакой, и уж на тебя похож…

Физиогномия этого человека мне что-то подозрительна: чуть ли он не за тем же сюда пришел, за чем и я. (Вслух). Вы, верно, имеете какую-нибудь надобность к хозяйке дома?

А любопытная, однакож, как я вижу, должна быть земля эта Сицилия. Вот вы сказали мужик; что мужик? как он? так ли совершенно, как и русский мужик, широк в плечах и землю пашет, или нет?

Я на минуточку загляну только к вам в столовую и на кухню; нужно распорядиться — сейчас придет официант, которому заказан ужин; может быть, и вина принесены… До свиданья!

А как, позвольте узнать, Сицилия — вот вы изволили сказать: Сицилия, — хорошая это земля Сицилия?

Я сам тоже их мнения. Нет, не то, не то… Я даже думаю, что вряд ли она знакома с обхождением высшего общества. Да и знает ли она еще по-французски.

Аудиокнига

Тема: цитаты из пьесы «Женитьба» + иллюстрации и аудиокнига

Источник: https://smajlik.ru/citaty/iz-pesy-zhenitba.html

Краткое содержание пьесы «Женитьба» Гоголя

Надворный советник, носящий фамилию Подколесин, лежа на диване и покуривая трубку, беседует со своим слугой Степаном о том, что для него, видимо, все же уже наступила пора вступить в брак. Подколесин обсуждает необходимую для подобного мероприятия одежду и обувь, сокрушаясь о том, что свадьба наверняка окажется крайне затратным и при этом весьма хлопотным делом.

В доме появляется опытная сваха Фекла Ивановна, она рассказывает молодому мужчине о том, что подобрала для него превосходную невесту, дочь купца Агафью Тихоновну, желающую выйти замуж только за дворянина.

Подколесину нравится этот вариант, но он все же просит сваху прийти позднее, желая еще немного в полном покое полежать на диване. Тут же приезжает и его давний товарищ Кочкарев, который сначала упрекает сваху, устроившую его собственный брак.

Совет

Но затем, видя, что и Подколесин планирует завести жену и детей, он начинает активно агитировать приятеля, расписывая ему все преимущества семейной жизни и утверждая, что после свадьбы и в особенности рождения наследников мужчина станет гораздо более значимым как в собственных глазах, так и в глазах общества. Тем не менее, Подколесин все еще колеблется, не в силах принять окончательного решения по этому вопросу.

В это же время невеста Агафья гадает вместе со своей тетушкой на картах, та предлагает уже достаточно взрослой и солидной девушке в женихи некоего Старикова, однако саму Агафью не устраивает его купеческое звание и борода. Вошедшая в дом Фекла объявляет о том, что побывала повсюду и действительно нашла для состоятельной невесты несколько женихов, теперь Агафье Тихоновне остается лишь сделать выбор.

Тут же является один из кандидатов, экзекутор, носящий фамилию Яичница, который начинает знакомство с проверки приданого девушки.

За ним приходит изящный и субтильный Анучкин, этого человека в первую очередь интересует то, владеет ли Агафья в достаточной мере французским языком.

Жевакин, ранее служивший во флоте, прежде всего приступает к разговору об острове Сицилия, наконец в дом прибывает и Подколесин в сопровождении своего друга Кочкарева.

Агафья Тихоновна выходит навстречу потенциальным женихам, девушку сопровождает тетушка. Мужчины представляются, Кочкарев старается выдать Подколесина за весьма значительное лицо.

Самому Подколесину невеста сначала не особенно нравится, но товарищ убеждает его в том, что у Агафьи Тихоновны множество достоинств, и твердо обещает обязательно устранить всех соперников, претендующих на ее руку и сердце.

Сама Агафья также не в состоянии выбрать какого-либо определенного кандидата, ей кажется, что лучше всего окажется соединить нос одного с губами другого, она уже готова решить вопрос с помощью жребия.

Обратите внимание

Однако к ней заглядывает Кочкарев и уговаривает выбрать Подколесина, крайне достойного человека, а всех остальных, по его словам, и вовсе не стоит рассматривать в качестве возможных супругов.

Он советует Агафье удалить прочих женихов как можно более резко, что девушка от растерянности и делает, попросив мужчин немедленно пойти вон.

Кочкарев, в свою очередь, объясняет несостоявшимся женихам, что невеста однозначно глупа, у нее фактически нет приданого, и она абсолютно не знает французского языка. Но Жевакин и после этих слов не отказывается от намерения вступить в брак, и Кочкарев обещает ему свою помощь в этой затее.

Однако в действительности друг Подколесина рассказывает Агафье о том, что Жевакина никак нельзя назвать умным человеком, к тому же он склонен к злоупотреблению спиртными напитками.

Жевакин, подслушав разговор Кочкарева с купеческой дочерью, остается в полнейшем недоумении, к тому же затем и Агафья отказывается с ним беседовать, и он не понимает, почему он не может добиться успеха уже у семнадцатой по счету невесты.

Подколесин, приведенный к купеческой дочери своим приятелем почти насильно, вынужден посвятить некоторое время приятному разговору с девушкой, по завершении которого он уходит. Но Кочкарев, уже заказавший и ужин в ресторане, и венчание в церкви, заставляет товарища вернуться, настаивая на его немедленной женитьбе.

В это время Агафья Тихоновна с грустью размышляет о том, что не провела в девушках даже 27 лет, однако она уже готова изменить свой статус.

Подколесин, оказавшись снова рядом с нею, не решается произнести необходимых слов, и брачное предложение вместо него делает Кочкарев.

Важно

Агафья охотно соглашается и уходит, чтобы одеться подобающим образом, а жених чувствует себя вполне довольным и счастливым, оставшись на некоторое время в одиночестве, теперь Подколесину уже кажется абсолютно правильным его решение жениться.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Но вскоре молодого мужчину охватывают мысли о том, что действие, которое он намеревается совершить в самые ближайшие часы, уже невозможно будет исправить в дальнейшем. Ему становится все страшнее, и Подколесин поспешно выскакивает в окно и торопится уехать подальше с помощью первого попавшегося извозчика.

Невеста, ее тетка, сваха и Кочкарев, вернувшись в гостиную и не увидев там жениха, не в силах понять, что же произошло. Но служанка Дуняшка, ставшая свидетельницей побега Подколесина, рассказывает о происшедшем всем собравшимся.

Тетушка Агафьи набрасывается с упреками на Кочкарева, тот бежит следом за товарищем, надеясь снова привести его к несостоявшейся невесте.

Однако сваха Фекла полагает, что сделать уже ничего невозможно, бракосочетание однозначно отменяется, ведь жених выпрыгнул в окно, и в таком случае не приходится на что-либо надеяться.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/09/kratkoe-soderzhanie-pesy-zhenitba-gogolya.html

Три свахи (Островский – Пушкин, Гоголь)

Впервые опубликовано: Музалевский Н.Е. Три свахи (Островский – Пушкин, Гоголь) // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых: В 3 ч. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. – Вып. 13, ч. I–III. С. 100-106.

К.Е. Маковский. Сваха.
Дореволюционная открытка. 1900-е гг.

Иллюстрации к статье добавлены автором для публикации в блоге.

Н.Е. Музалевский (Саратов)

Три свахи (Островский – Пушкин, Гоголь)

Научный руководитель – профессор Ю.Н. Борисов

Реализуя заявленную в заглавии тему, обратимся к роли свахи, как к новому типажу в галерее традиционных персонажей жанра комедии. Впервые, как активно действующее лицо, сваха Фекла Ивановна появилась в «Женитьбе» Гоголя. Затем сваха Устинья Наумовна займет одно из определяющих мест в сюжетном развитии комедии Островского «Свои люди – сочтемся».

Читайте также:  Положительные и отрицательные герои романа "капитанская дочка" пушкина: список персонажей

На преемственную связь этих двух произведений неоднократно указывали исследователи. «В «Женитьбе» намечены были и основные темы, впоследствии разрабатывавшиеся Островским», – писал А.М. Слонимский [Слонимский 1947: 332]. В.В.

Гиппиус отмечал: «Большим завоеванием русской комедии были женские роли «Женитьбы». Отсутствие в этом образе (Агафьи Тихоновны – Н.М.

) как шаржа, так и примитивной идеализации открывало пути для создания женских образов Островского, а сваха Гоголя была уже непосредственной предшественницей свах Островского» [Гиппиус 1966: 105].

Однако бытовая зарисовка обряда сватовства была сделана еще Пушкиным в сказке-балладе «Жених». Указание на связь «Жениха» и «Женитьбы» было дано М.Е.

Музалевским: «При несомненной связи Гоголя с исторической традицией (автор имеет в виду комедии XVIII-XIX вв. – Н.М.

) и опытом современников (сравнивается баллада Пушкина «Жених» и «Женитьба») он предвосхитил появление пьес Островского» [Музалевский 2000: 12].

За девять лет до начала работы над «Женитьбой» (тогда еще с рабочим названием «Женихи») Пушкиным была написана сказка-баллада «Жених». К моменту приезда Гоголя в Петербург это произведение было опубликовано, и трудно усомниться в том, что Гоголю оно было неизвестно.

Обратившись к теме свах и свадебного обряда, прочитать «Жениха» Пушкина имеет особый смысл. Издавна во всех сословиях России обряд сватовства и свадьбы формировался и передавался десятилетиями, из поколения в поколение.

В рассматриваемых же текстах поведение свах не только традиционно, но и комически искажено, что влияет на конкретный момент сватовства и на развитие сценического действия.

Пушкинский текст описывает реально существующий, издавна установленный обряд.

В словаре В. Даля слова «сватать» и «сватовство» объясняются следующим образом: «Сватать, себе в жены, предлагать самого себя; Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям

— 100 —

ее, отдать ее замуж за такого-то; Сватанье или сватовство начинается негласным семейным советом» [Даль 1955: 145].

Пушкинский текст содержит достоверное описание ритуала сватовства и потому может служить основой для оценки действий двух последующих свах.

Для нас важно, что пушкинская сказка-баллада, представляющая собой повествовательный стихотворный текст, несет в себе черты драматургического жанра.

Совет

События, описанные в ней, развиваются напряженно, конфликтно, и мы узнаем о том, что происходит, не только из повествования, но и из монологов, диалогов, прямой речи героев.

Причем по ходу развития событий роль драматургических элементов возрастает.

Последняя часть сказки-баллады представляет собой диалогическую сцену, когда невеста уличает жениха в преступлении, и это становится ясно из их спора (невеста постепенно разоблачает, а жених пытается остановить опасную ситуацию). Речевыми характеристиками наделены и другие персонажи (например, отец). Для Пушкина в 1824-1825 гг. была характерна тенденция введения в повествовательном тексте драматургического диалога.

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777 г.

Интересующая нас сваха в «Женихе» демонстрирует все приемы обряда сватовства и соответствующий колорит речи. Ей поручен один из центральных больших монологов. Для дальнейшего разговора о Фекле Ивановне и Устинье Наумовне нам важно прежде определить всю логику сватовства у свахи Пушкина, всю систему ценностей, описание достоинств жениха, что должно обеспечить согласие родителей:

Богат, умен, ни перед кем

Не кланяется в пояс,

А как боярин между тем

Живет, не беспокоясь [Пушкин 1977: 300].

Ответ, конечно, за отцом, речь которого метафорична, поэтична как и у его дочери Натальи:

Не век девицей вековать,

Не всё касатке распевать,

Пора гнездо устроить,

Чтоб детушек покоить [Пушкин 1977: 301].

Речь свахи в этом же духе: напевна, красива, живописна. В ситуации нетрадиционной, когда героиня ведет себя неожиданно бурно,

Наташа к стенке уперлась

И слово молвить хочет –

Вдруг зарыдала, затряслась,

И плачет, и хохочет [Там же].

— 101 —

– сваха действует уже не по обряду, а по-человечески, по-женски сочувствуя героине:

В смятенье сваха к ней бежит,

Водой студеною поит

И льет остаток чаши

На голову Наташи [Там же].

Здесь отчетливо слышна шутливая авторская интонация. Но с этого момента сваха исчезает из рассказа. Нет никаких признаков, которые говорили бы о том, что она – соучастница разбойника-жениха. Развязка всей сказки-баллады, как и в дальнейшем у Гоголя: жених есть, а женитьбы не происходит.

В «Женитьбе» сваха пытается свою роль выполнить до конца. И ее роль определяется не просто обрядом, а тем, как она действует в совершенно невероятной и скандальной ситуации.

П.А. Федотов. Сватовство майора. 1848 г.

Сваха Фекла Ивановна появляется в первом действии VIII явления, сразу после того, как читатель узнает из комического разговора Подколесина со слугой Степаном, о желании женится. Из ленивой беседы Подколесина со свахой и ее ответов становится ясно, что Фекла не имеет ничего общего с «пушкинской» или какой другой свахой.

Подколесин с ней не церемонится: «Да ты врешь Фекла Ивановна!». Она не обижается: «Пес врет…». Весь разговор ведется без взаимного уважения (напоминаю, в пушкинском «Женихе» незваная сваха: «Она сидит за пирогом, и речь ведет обиняком» – обиняком – взаимоуважение). Об условиях сватовства нечего и говорить.

Все сведения свахи о невесте укладываются в описание ее материального составляющего: «А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает.

Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте» [Гоголь 1984: 81].

Несмотря на то, что сваха ходит к Подколесину третий месяц, выясняется, что ни жениха не интересует характер невесты, ни сваха по этому поводу ничего определенного не говорит: «То есть, как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить». Подколесин даже не может вспомнить имя предполагаемой суженой: «Как, бишь, ее: Меланья?».

И если у Пушкина строчки «У вас товар – у нас купец» и определение «дочь купеческая» («Три дня купеческая дочь Наташа пропадала») имеют обрядовое значение, то у Гоголя между свахой и женихом идет настоящий откровенный торг (движимое и недвижимое богатство в реальном выражении). Сословный статус невесты – важная составляющая действия в «Женитьбе».

Невеста

— 102 —

должна удовлетворять сословные амбиции жениха: «Да ведь я-то потому тебя спрашивал, что я надворный советник, так мне, понимаешь…».

Но при этом «надворный советник» и разбитная Фекла (со своими словечками: «елтажи» (этажи), «хлигерь» (флигель), «великатес» (деликатес), «обнокновенно» (обыкновенно), «пондравился» (понравился), стоят друг друга по своим нравственным понятиям.

Когда появляется Кочкарев и по своей вздорности загорается желанием взять дело сватовства в свои руки, сваха, теряя клиента, вступает с ним в перепалку. Тут же проявляется ее глупость и бестолковость. Она попадает в ловушку Кочкарева и подробно объясняет ему, где живет невеста.

И в других разговорах она говорит много бессмысленного, не относящегося к делу (например, рассказывая о приданном невесты): «Огород есть еще на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уже поженил, а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче» [Гоголь 1984: 81].

И все-таки, в конце концов, Фекла Ивановна подчиняется бесцеремонному напору Кочкарева и сохраняет свою роль свахи (при встрече с Агафьей Тихоновной и разговоре с женихами, отругиваясь от них). В последней сцене мы узнаем, что она выполняет поручения Кочкарева, сидя перед дверьми, где находится Подколесин, карауля его до прихода невесты. В конце она торжествует: «А вот он тот, что знает как повети дело! (о Кочкареве – Н.М.) Без свахи умеет заварить свадьбу! Да у меня пусть такие и эдакие женихи, общипанные и всякие, да уж таких, чтобы прыгали в окна, – таких нет, прошу простить» [Гоголь 1984: 123].

По сравнению с «Женихом» Пушкина, где сваха уходит из сюжета, выполнив свое дело, Фекла на протяжении всей комедии от VIII явления первого действия до XXV явления второго действия активно участвует в событиях.

Обратите внимание

Напоминаю, что Гоголь называет свою комедию «Совершенно невероятным событием в двух действиях». Фекла сторожит не только Подколесина, но и свою выгоду, которую она может получить в результате венчания.

Но, как и у Пушкина, самой женитьбы в пьесе Гоголя не происходит.

В пушкинском тексте сваха – народно-поэтический образ, у Гоголя он снижено-бытовой, комический. Но такая сваха помогает выявить и в женихе и в его друге Кочкареве, и в невесте пустоту и бессмысленность их существования, пошлость их нравственных понятий.

У Островского в комедии «Свои люди – сочтемся» свахе Устинье Наумовне (показательно, что окружающие величают ее по

— 103 —

имени-отчеству), также отводится важное место. Однако по ходу происходящего из свахи она становится соучастницей аферы Подхалюзина.

Появление Устиньи Наумовны в доме Большовых мотивировано уже в первом явлении, в монологе дочери Большова Липочки, которая хочет выйти замуж за военного, «благородного» человека. Представления о желаемом женихе амбициозны.

В этом случае нужна сваха, которая вхожа в элитные круги общества (по представлениям купеческой дочки).

Этими обстоятельствами объясняются первые сцены появления свахи и льстивое обращение с ней Липочки, ее матери и ключницы Фоминишны.

Для Островского характерно, что первые акты развертываются неторопливо и представляют собой на первый взгляд статичную картину. Здесь облик свахи представлен достаточно полно, этнографически достоверно.

Но далее (с седьмого явления второго действия), сваха включена в быстроразвивающийся сюжет, в хитрую, сложную интригу Подхалюзина, цель которого становится все более очевидной (он, приказчик, хочет разбогатеть и занять самостоятельное положение в ходе объявленного банкротства его хозяина Большова).

Сваха, уже приглядевшая для Липочки военного, встает на пути Подхалюзина, и таким образом в основной конфликт пьесы она, в силу сложившихся обстоятельств, включается активно.

И в один из кульминационных моментов развития событий в доме Большова, а значит и в сюжетно-композиционном развитии пьесы, она начинает играть ключевую роль. Согласится ли она убрать с дороги Подхалюзина жениха? Или будет следовать своей профессиональной совести?

И вот Устинья Наумовна нарушает профессиональную этику. Она прельщается соблазнительными условиями сделки, которые предлагает ей Подхалюзин. С этого момента ее роль коренным образом меняется. В своих дальнейших действиях, а значит и в развитии сюжета она уже не сваха, а соучастница аферы Подхалюзина.

По нравственному непреложному закону в финале пьесы Устинья Наумовна наказана и бывшей невестой, и своим «подельником» Подхалюзиным. Обещанных наград (две тысячи рублей и соболью шубу) она не получает. К тому же отказ Подхалюзина произносится в грубой унизительной форме.

Понятно, что смысл последнего появления Устиньи в финальных сценах добавляет впечатляющие штрихи к характерам героев, с которыми она общалась.

Сваха в комедии «Свои люди – сочтемся» соотносится по своему характеру и сценической роли с мощной гоголевской традицией, что отмечалось как современниками Островского, так и новейшими исследованиями [Прозоров 1999: 81]. И у Гоголя, и у

— 104 —

Островского авторское отношение к роли свахи как персонажа комедий раскрывает настойчивое стремление купечества к переходу в более престижную, общественную категорию.

Очень смешно оно проявляется в желаниях невест выйти за военного, дворянина.

Важно

В «Женитьбе» Фекла цитирует Агафью Тихоновну: «Мне, говорит, какой бы ни был муж, хоть и собой-то невзрачен, да был бы дворянин» [Прозоров 1999: 82].

В пьесе «Свои люди – сочтемся» купеческие амбиции проявлены не только в Подхалюзине и Липочке, они отображены и в образе свахи. Здесь сваха сама претендует на принадлежность к дворянскому сословию.

Свидетельством тому – все ее рассуждения о круге знакомств, толки о нарядах и сначала плохо скрываемое, а потом и явное презрительное отношение к Большову.

Она рассказывает с чего тот начал свое купеческое восхождение из бедных к богатым: «Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге, добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили» [Островский 1959: 57].

При всем сходстве с Феклой (та же корысть и привычка лгать), она церемонна в общении и требует уважения к себе. Более детальное сравнение этих двух свах можно было бы продолжить, проследив их речевые характеристики, что является целью самостоятельного исследования.

Что касается творчества Островского, то эта тема может быть развита и на материале других пьес. Еще большую перспективу представляет собой обращение к неоднократным богатым вариантам разработки удачно введенного нового типажа в других комедиях Островского.

Читайте также:  Образ и характеристика доктора борменталя в повести "собачье сердце": описание внешности и характера

Блистательно воссоздана сваха Красавина в пьесе «Зачем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»). Ф.М. Достоевский 24 августа 1861 г. писал Островскому, отзываясь как редактор журнала «Время» на присланную публикацию: «Что сказать Вам о ваших сценах.

Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, предан так типично, как будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Из всех Ваших свах Красавина должна занять первое место.

Я ее видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я ее помню…» [Цит. по: Островский 1950: 403].

Литература

Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966.

Гоголь Н.В. Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1984.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1955.

Музалевский М.Е. Циклы и цикличность в сюжетно-композиционном составе произведений Н.В. Гоголя («Арабески», «Женитьбы», «Мертвые души»): Автореф. дис. … к. филол. наук. Саратов, 2000.

— 105 —

Островский А.Н.

Источник: https://my-ostrovsky.livejournal.com/1214.html

Николай Гоголь – Женитьба

Гоголь не только разящий и беспощадный сатирик. Он озорник, выдумщик, пересмешник и лирик, он изображает живую жизнь. О пьесе “Женитьба” можно сказать словами В.Г.

Белинского – “Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью”.

Сюжет ее известен всем – история жениховства нерешительного холостяка Подколесина, энергичное вмешательство в сватовство его неутомимого приятеля Кочкарева, решение жениться и отчаянный финальный прыжок в окно. 

Николай Васильевич Гоголь

Женитьба

Совершенно невероятное событие в двух действиях

(Писано в 1833 году)

Действующие лица

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник.

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

Действие первое 

Явление IКомната холостяка.   Подколесин один, лежит на диване с трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

Явление II  Подколесин ,  Степан .  Подколесин . Не приходила сваха? Степан . Никак нет. Подколесин . А у портного был? Степан . Был. Подколесин . Что ж он, шьет фрак? Степан . Шьет. Подколесин . И много уже нашил? Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать. Подколесин . Что ты говоришь?Степан. Говорю: начал уж петли метать.Подколесин. А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?Степан. Нет, не спрашивал.Подколесин. Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?Степан. Нет, ничего не говорил.Подколесин. Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?Степан. Да, фраков у него много висит.Подколесин. Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?Степан. Да, это будет поприглядистее, что на вашем.Подколесин. Что ты шпоришь?Степан. Говорю: это поприглядистее, что на вашем.Подколесин. Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?Степан. Нет.Подколесин. Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?Степан. Нет, об этом не заговаривал.Подколесин. Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?Степан. Сказывал.Подколесин. Что ж он на это?Степан. Говорит: буду стараться.Подколесин. Хорошо. Теперь ступай. Степануходит.

Явление III Подколесинодин.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

Совет

Явление IV Подколесин, Степан. Подколесин. А ваксу купил?Степан. Купил.Подколесин. Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?Степан. Да-с, в той самой.Подколесин. Что ж, хороша вакса?Степан. Хороша.Подколесин. Ты пробовал чистить ею сапоги?Степан. Пробовал.Подколесин. Что ж, блестит?Степан. Блестеть-то она блестит хорошо.Подколесин. А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?Степан. Нет.Подколесин. Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?Степан. Нет, ничего не говорил.Подколесин. Ну, хорошо, ступай себе.

Явление V Подколесинодин.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Все как-то не того… Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

Явление VI Подколесин, Степан. Степан. Чего изволите?Подколесин. Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?Степан. Говорил.Подколесин. Что ж он говорит?Степан. Говорит, хорошо. Степануходит.

Явление VII Подколесин, потом Степан. Подколесин. А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, — нет, черт побери, это не так легко, как говорят. Эй, Степан! Степанвходит.

Я хотел тебе еще сказать…Степан. Старуха пришла.Подколесин. А, пришла; зови ее сюда. Степануходит.

Да, это вещь… вещь но того… трудная вещь.

Явление VIII Подколесини Фекла. Подколесин. А, здравствуй, здравствуй, Фекла Ивановна. Ну что? как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как бишь ее: Меланья?..Фекла. Агафья Тихоновна.Подколесин. Да, да, Агафья Тихоновна. И верно, какая-нибудь сорокалетняя дева?Фекла. Уж вот нет так нет. То есть как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить.Подколесин. Да ты врешь, Фекла Ивановна.Фекла. Устарела я, отец мой, чтобы врать; пес врет.Подколесин. А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.Фекла. А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублев по четыреста приносит доходу. Огород есть еще на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уж поженил, «а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».Подколесин. Да собой-то, какова собой?Фекла. Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывая на горло); то есть и приятелю и неприятелю скажете: «Ай да Фекла Ивановна, спасибо!»Подколесин. Да ведь она, однако ж, не штаб-офицерка?Фекла. Купца третьей гильдии дочь. Да уж такая, что и генералу обиды не нанесет. О купце и слышать не хочет. «Мне, говорит, какой бы ни был муж, хоть и собой-то невзрачен, да был бы дворянин». Да, такой великатес! А к воскресному-то как наденет шелковое платье — так вот то Христос, так и шумит. Княгиня просто!Подколесин. Да ведь я-то потому тебя спрашивал, что я надворный советник, так мне, понимаешь…Фекла. Да уж обноковенно, как не понимать. Был у нас и надворный советник, да отказали: не пондравился. Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а такой на взгляд видный. Что ж делать, так уж ему бог дал. Он-то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть. Такая уж на то воля божия.Подколесин. Ну, а кроме этой, других там нет никаких?Фекла. Да какой же тебе еще? Уж это что ни есть лучшая.Подколесин. Будто уж самая лучшая?Фекла. Хоть по всему свету исходи, такой не найдешь.Подколесин. Подумаем, подумаем, матушка. Приходи-ка послезавтра. Мы с тобой, знаешь, опять вот эдак: я полежу, а ты расскажешь…Фекла. Да помилуй, отец! уж третий месяц хожу к тебе, а проку-то ни насколько. Все сидит в халате да трубку знай себе покуривает.Подколесин. А ты думаешь небось, что женитьба все равно что «эй, Степан, подай, сапоги!». Натянул на ноги, да и пошел? Нужно порассудить, порассмотреть.Фекла. Ну, так что ж? Коли смотреть, так и смотри. На то товар, чтобы смотреть. Вот прикажи-тка подать кафтан да теперь же, благо утреннее время, и поезжай.Подколесин. Теперь? А вон видишь, как пасмурно. Выеду, а вдруг хватит дождем.Фекла. А тебе же худо! Ведь в голове седой волос уж глядит, скоро совсем не будешь годиться для супружеска дела. Невидаль, что он придворный советник! Да мы таких женихов приберем, что и не посмотрим на тебя.Подколесин. Что на чепуху несешь ты? Из чего вдруг угораздило тебя сказать, что у меня седой волос? Где ж седой волос? (Щупает свои волосы.)Фекла. Как не быть седому волосу, на то живет человек. Смотри ты! Тою ему не угодишь, другой не угодишь. Да у меня есть на примете такой капитан, что ты ему и под плечо не подойдешь, а говорит-то — как труба; в алгалантьерстве служит.Подколесин. Да врешь, я посмотрю в зеркало; где ты выдумала седой волос? Эй, Степан, принеси зеркало! Или нет, постой, я пойду сам. Вот еще боже сохрани. Это хуже, чем оспа. (Уходит в другую комнату.)

Явление IX Феклаи Кочкарев, вбегая. Кочкарев. Что Подколесин?.. (Увидев Феклу.)Ты как здесь? Ах, ты!.. Ну послушай, на кой черт ты меня женила?Фекла. А что ж дурного? Закон исполнил.Кочкарев. Закон исполнил! Эк невидаль, жена! Без нее-то разве я не мог обойтись?Фекла. Да ведь ты ж сам пристал: жени, бабушка, да и полно.Кочкарев. Ах ты, крыса старая!.. Ну, а здесь зачем? Неужли Подколесин хочет…Фекла. А что ж? Бог благодать послал.Кочкарев. Нет! Эк мерзавец, ведь мне ничего об этом. Каков! Прошу покорно: сподтишка, а?

Явление X Те жеи Подколесинс зеркалом в руках, в которое вглядывается очень внимательно Кочкарев (подкрадываясь сзади, пугает его). Пуф!Подколесин (вскрикнув и роняя зеркало). Сумасшедший! Ну зачем, зачем… Ну что за глупости! Перепугал, право, так, что душа не на месте.Кочкарев. Ну, ничего, пошутил.Подколесин. Что за шутки вздумал? До сих пор не могу очнуться от испуга. И зеркало вон разбил. Ведь это вещь не даровая: в английском магазине куплено.Кочкарев. Ну полно: я сыщу тебе другое зеркало.Подколесин. Да, сыщешь. Знаю я эти другие зеркала. Целым десятком кажет старее, и рожа выходит косяком.Кочкарев. Послушай, ведь я бы должен больше на тебя сердиться. Ты от меня, твоего друга, все скрываешь. Жениться ведь задумал?Подколесин. Вот вздор: совсем и не думал.Кочкарев. Да ведь улика налицо. (Указывает на Феклу.)Ведь вот стоит — известно, что за птица. Ну что ж, ничего, ничего. Здесь нет ничего такого. Дело христианское, необходимое даже для отечества. Изволь, изволь: я беру на себя все дела. (К Фекле.)Ну, говори, как, что и прочее? Дворянка, чиновница или в купечестве, что ли, и как зовут?Фекла. Агафья Тихоновна.Кочкарев. Агафья Тихоновна Брандахлыстова?Фекла. Ан нет — Купердягина.Кочкарев. В Шестилавочной, что ли, живет?Фекла. Уж вот нет; будет поближе к Пескам, в Мыльном переулке.Кочкарев. Ну да, в Мыльном переулке, тотчас за лавочкой деревянный дом?Фекла. И не за лавочкой, а за пивным погребом.Кочкарев. Как же за пивным, — вот тут-то я не знаю.Фекла. А вот как поворотишь в проулок, так будет тебе прямо будка, а как будку минешь, свороти налево, и вот тебе прямо в глаза — то есть, так вот тебе прямо в глаза и будет деревянный дом, где живет швея, что жила прежде; с сенатским обор секлехтарем. Ты к швее-то не заходи, а сейчас за нею будет второй дом, каменный вот этот дом и есть ее, в котором, то есть, она живет, Агафья Тихоновна-то, невеста.Кочкарев. Хорошо, хорошо. Теперь я все это обделаю; а ты ступай, — в тебе больше нет нужды.Фекла. Как так? Неужто ты сам свадьбу хочешь заправить?Кочкарев. Сам, сам; ты уж не мешайся только.Фекла. Ах, бесстыдник какой! Да ведь это не мужское дело. Отступись, батюшка, право!Кочкарев. Пойди, пойди. Не смыслишь ничего, не мешайся! Знай, сверчок, свой шесток, — убирайся!Фекла. У людей только чтобы хлеб отымать, безбожник такой! В такую дрянь вмешался. Кабы знала, ничего бы не сказывала. (Уходит с досадой.)

Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gogol-nikolaj/3222-nikolaj-gogol-zhenitba

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]