Господский дом собакевича в поэме “мертвые души”: описание интерьера

Характеристика Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Господский дом Собакевича в поэме

Меню статьи:

Николай Васильевич Гоголь в своей поэме «Мертвые души» изобразил палитру различных типов помещиков периферии.

С некоторыми характерами читатель знаком уже из других произведений – они настолько широко распространены, что можно подобные типы увидеть в описании других деятелей литературы.

Другие же помещицкие типы встречаются крайне редко, поэтому некоторые образы в поэме Гоголя стали открытием. Одним из таких персонажей, который заставил читателей взглянуть на происходящее другими глазами, стал помещик Собакевич.

Возраст и описание внешности помещика Собакевича

На момент повествования Собакевич находится в самом расцвете своих сил. Его точный возраст неизвестен. Возраст Собакевича колеблется во временных рамках, ограниченных возрастом 40-50 лет.

Он обладает недюжим здоровьем и за все время еще ни разу не болел: «пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил».

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Манилова, героя поэмы “Мертвые души” Николая Васильевича Гоголя.

Обратите внимание

Причину такого стойкого здоровья Собакевич не знает, он считает, что это природные данные, которые передались ему по наследству – его отец также был очень выносливым и устойчивым к заболеваниям человеком.

В отличие от стереотипов аристократии, Собакевич не обладает традиционной внешностью – его фигура напрочь лишена утонченности и грации, он больше похож на большого медведя – неповоротливого и неуклюжего.

Гоголь иронично дал ему и имя, сродное с этим зверем – Михаил: «Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».

Собакевич часто наступает окружающим на ноги, его движения нелепы и напоминают слона в посудной лавке.

Собакевич не отличался ни обаянием, ни харизмой – лицо его было похоже на тыкву по своей форме, а по цвету напоминало «каленый пятак».

«Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!»

Телосложение Собакевича также было отлично от привычного – спина его была похожа на лошадиную – непомерно широкая. Ноги его похожи на бетонные колонны, которые размещают на тротуарах, а размер ног ввергает в недоумение своим огромным размером.

Чичиков был удивлен его комплекцией и подытожил, что в то время, когда такие богатыри уже вывелись среди народа, его внешность и комплекция выглядят необычно.

Одежду Собакевича нельзя назвать неопрятной или сильно заношенной. Она вполне прилична, однако ее цвет и фасон невыгодно подчеркивают сходство Собакевича с медведем: «фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны».

Семья Собакевича и отношения между родственниками

О семье Собакевича мы знаем мало. Гоголь делает некоторые краткие, фрагментарные упоминания о его отце, но и в этом случае играет большую роль не его характеристика личности, а внешние данные. По воспоминаниям героев пьесы отец Собакевича был такой же высокий человек богатырского телосложения. Он, как и его сын, отличался крепким здоровьем.

Дорогие читатели! На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с характеристикой Ноздрева в поэме Николая Гоголя “Мертвые души”.

Собакевич – женатый человек и, судя по всему, счастлив в браке. Жену его зовут Феодулия Ивановна. Она была «дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма».

Важно

В отличии от своего мужа, она была заметно худой женщиной. По нраву своему она была простая и даже чем-то походила на крестьянок.

Так, например, когда она подала по дворянской традиции Чичикову руку для поцелуя, то несложно было заметить, что ее руки были вымыты огуречным рассолом, так как они имели характерный запах.

Гоголь ничего не говорит о детях Собакевича. Вполне вероятно, что они уже были взрослыми и самостоятельными людьми и жили отдельно от родителей. Хотя версия о бездетности семейства Собакевичей также не исключена.

В семье не заметны какие-либо конфликты, Собакевич, несмотря на свой сложный характер, смог найти в себе силы для избежания ссор и поддержания доброжелательных отношений внутри семейства.

Общая характеристика поместья Собакевича

Собакевич, в отличие от всех остальных помещиков уезда, является образцовым хозяином. В его поместье все приведено в порядок и сделано на славу. Все постройки его лишены эстетичности, но зато они крепкие и надежные.

Все в поместье сделано из толстых бревен – даже те элементы, которые потребовали значительно худшего материала – как, например, колодец или забор, который был окружен «крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой.

Помещик, казалось, хлопотал много о прочности».

Дома крестьян не уступали ничем дому помещика и всем остальным постройкам: «срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует».

Внутри дом ничем не отличался от его внешней отделки – он был такой же грубый и лишенный изящества. Мебель в доме Собакевича все также должна была быть прочной и удобной.

При этом ее эстетический вид не учитывался: «Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»».

В доме Собакевичей можно увидеть картины – в основном это изображения полководцев во весь рост. Внешне они также имели сходство с хозяином дома.

Характеристика личности

Собакевич был человек грубого и неприглядного характера. Он всегда был чем-то недоволен, в его привычки не входило хорошо отзываться о ком-либо: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

По своим повадкам Собакевич напоминает скорее крестьянина, чем аристократа – он часто работает наравне со своим крестьянами. Делает он это не для того, чтобы уберечь себя от воровства со стороны крепостных, а потому, что не будет знать душевного покоя, если лично не убедится, что все сделано как следует.

Для Собакевича критерием достатка человека является его продуктовые запасы. В своих гастрономических предпочтениях он очень консервативен – ему нравится простая по своему принципу приготовления еда, но при этом в понятии Собакевича, она должна быть калорийной и мясной.

Совет

Собакевич презирает любые новшества в кулинарии – он без стеснения неодобрительно высказывается о кулинарных предпочтениях других помещиков и самого губернатора. Для него достижением является то, что у него в изобилии еда и продовольствие.

Его повар отправляет в помойку то, что другие употребляет в пищу (вполне вероятно, что Собакевич под этим подразумевает субпродукты). Об его отношении к крепостным ничего не известно, вполне вероятно, что оно не выходило за рамки приличия.

Читайте также:  Лирическое отступление "русь! русь! вижу тебя..." из поэмы "мертвые души", глава xi (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Со своей супругой Собакевич, в меру своих возможностей был обходителен и любезен, но при этом он абсолютно не романтичный человек. Сам же Собакевич характеризирует свой характер, как «собачий»: «не могу не доставить удовольствия ближнему».

Таким образом, Собакевич является хорошим помещиком по отношению к своим крепостным – он беспокоится об их благополучии и удобствах.

Его личность напрочь лишена эстетики и романтики, но это не мешает ему быть счастливым в браке и обнародовать свое почтение супруге.

Собакевич способен видеть некоторые негативные качества своего характера, но принимать какие-либо действия по их искоренению не спешит.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-sobakevich-harakterisitka.html

Господский дом Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание интерьера

Дом Собакевича.
Художник А. Лаптев

Господский дом помещика Собакевича в “Мертвых душах” может многое рассказать о его хозяине.

Помещик Собакевич – хороший хозяин своей усадьбы. Он предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей.

Все это отражается на внешнем виде его дома и на интерьере комнат.
Смотрите:
Все материалы о Собакевиче
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Мертвые души” 

Грубый деревянный дом Собакевича является отражением его грубого характера:

“… Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке…”

Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения – простой и совсем не нарядный: 

“… посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов…”
Архитектор хотел сделать этот дом аккуратным, изящным и красивым. Но для Собакевича удобство – это самое главное, поэтому он “переделал” дом на свой вкус:

“… Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана…”
Вместо четырех колонн архитектор оставил только три – тоже по желанию Собакевича:

“… Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три…”
Жилище Собакевича оформлено внутри все в том же “медвежьем”, грубом стиле. Интерьер дома выглядит так же масштабно и неуклюже, как и сам хозяин.

Гостиная Собакевича


В гостиной Собакевича даже мебель выглядит как-то “по-медвежьи”:

“… Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; 

в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. 

Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»…” 
В гостиной висят огромные картины с полководцами во весь рост:

“…Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.  

Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. 

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые…”

Собакевич держит дома дрозда, который тоже чем-то похож на хозяина:

“… Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича…”

“…Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зернышки…” 
Столовая Собакевича О столовой известно лишь то, что стол у Собакевича – небольшой:
“… Небольшой стол был накрыт на четыре прибора…” 
Но на обеде у Собакевича на этом небольшом столе подаются очень большие блюда, огромные ватрушки и т.д. Это было описание господского дома Собакевича в поэме “Мертвые души”, описание интерьера комнат в цитатах.

Смотрите:

Все материалы о Собакевиче
Все материалы по поэме “Мертвые души” 

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/gospodskij-dom-sobakevicha-interer-mertvye-dushi.html

Интерьер Собакевича

Медвежий характер сказался на внутреннем убранстве дома помещика. Интерьер Собакевича выглядит схоже с владельцем. Все в доме по-медвежьи неуклюжее, грубое и крупное.

Интерьер внутреннего убранства дома помещика описан глазами Чичикова. Павел Иванович с интересом рассматривает оформление дома. Он не может с первого взгляда охватить всю комнату: очень крупное, не умещающееся в одном образе. Все в комнатах имело «странное сходство с самим хозяином».

В гостиной мебель была прочной и по-особенному неуклюжей. Каждый предмет интерьера как будто гордо произносил: «И я тоже Собакевич!». Спорить с этим было бессмысленно. Описание интерьера Собакевича в поэме «Мертвые души» нельзя назвать полным.

Классик описывает только отдельные предметы мебели, те, которые привлекли внимание гостя:

  • Бюро. Письменный стол с полками и ящиками – украшение гостиной. Форма стола – пузатое на четырех ногах изделие. Ножки были, по мнению Чичикова, пренелепые. Такое описание напоминает о порядке, с которым ведет хозяйство помещик.
  • Стол, кресла, стулья – тяжелые и беспокойные. Эпитет, подобранный автором, делает мебель живой. Как стул может быть беспокойным? Наверное, он неправильно стоит, мешает ходьбе, передвижению о гостиной.

В гостиной стоит клетка с дроздом. Птица не была исключением в интерьере комнаты. Она тоже напоминала внешне Собакевича. Темное оперение, белые крапины и постоянное постукивание клювом. Дрозд собирал хлебные зерна на днище деревянного домика.

Его стук прерывает молчание, которое воцаряется в доме после плотных приемов пищи. От птицы никто не ждет пения, только тупой монотонный стук.

Стены комнаты для гостей украшены картинами. На них изображены исторические личности – полководцы.

Богатыри возвышаются во весь рост:

  • Маврокордато;
  • Миаули;
  • Канари;
  • Багратион.

Имена полководцев во времена Чичикова не требовали объяснений. Это были герои освободительных восстаний и войн греческого народа. Маврокордато руководил восстанием, Колокотронис – движение партизан, Миаулис – адмирал, Канари – министр. Среди греческих героев расположился один русский полководец Багратион – участник суворовских походов, герой войны 1812 года.

Читайте также:  Герои рассказа "дети подземелья": главные и второстепенные персонажи, описание в таблице (список)

Греческие военные были крепкими фигурой, статные и мощные, выгравированные четкими правильными линиями. Яркими красками были выделены толстые ляжки, огромные усы. От картин гость чувствовал дрожь во всем теле. Удивительным было изображение Багратиона. Он среди исполинов был маленьким, тощим. Рядом с ним и пушки, и знамена тоже терялись, стояли в зауженных рамках.

За Багратионом следовала картина с женским образом. Это была греческая героиня. У Бобелины только одна нога по размерам была больше туловища живых щеголей, гуляющих по балам. Понятно, каким мизерным чувствовал себя гость на фоне таких гигантов.

Обратите внимание

Собакевичу нравились картины. Он как будто хотел показать гостям: я здоров, и украшают мою комнату крепкие люди.

Выдающиеся персонажи прошлого, отдавшие жизнь за свободу и независимость, украшали стены гостиной человека, который мог заботиться только о себе. Его не интересовали интересы страны. Он мошенник и обманщик. На фоне картин низменность души хозяина становится ярче и отвратительнее.

Время, которое семья Собакевича проводит за едой, занимает большую часть дня. Поэтому нельзя было не описать столовую. Но здесь автор почему-то выбирает прием контраста. Стол для любителей поесть небольшой по размерам, на нем умещается посуда на четыре персоны. Для чего выбран такой размер мебели? Возможно, чтобы подчеркнуть огромные блюда для трапезы семьи, сменяемые быстро и незаметно. Еда исчезает в животах, а небольшой стол остается прочно стоять в столовой.
Ограниченные духовные интересы Собакевича видны на фоне созданного им интерьера. Он приближен к материальной сути вещей. Написать сочинение «Интерьер Собакевича», используя предложенный материал, станет гораздо проще. Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/interer-sobakevicha.html

«Мертвые души» – интерьер дома Собакевича – Русская историческая библиотека

(Гоголь «Мертвые души», глава 5. См. также статьи Образ Собакевича, Портрет Собакевича, Описание усадьбы Собакевича.)

…Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины.

На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари[1]. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.

Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках.

Потом опять следовала героиня греческая Бобелина[2], которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые.

Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича. Гость и хозяин не успели помолчать двух минут, как дверь в гостиной отворилась и вошла хозяйка, дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма.

Портрет Собакевича. Художник Боклевский

– Это моя Феодулия Ивановна! – сказал Собакевич.

Чичиков подошел к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы, причем он имел случай заметить, что руки были вымыты огуречным рассолом.

– Душенька, рекомендую тебе, – продолжал Собакевич, – Павел Иванович Чичиков! У губернатора и почтмейстера имел честь познакомиться.

Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: «Прошу!» – и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью.

Чичиков опять поднял глаза вверх и опять увидел Канари с толстыми ляжками и нескончаемыми усами, Бобелину и дрозда в клетке.

Важно

Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зернышки.

Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.

Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»

[1] Маврокордато, Миаули, Канари – греческие полководцы эпохи восстания против турок (1821–1828).

[2] Бобелина – греческая партизанка, героиня того же восстания.

Источник: https://rushist.com/index.php/rus-literature/6046-mertvye-dushi-interer-doma-sobakevicha

Образ Собакевича в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Cлайд 1

Образ Собакевича в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнила Жалыбина Светлана Ивановна Учитель высшей категории Лицей 14 г. Ставрополь

Cлайд 2

Н. В. Гоголь (1809 – 1852)

Cлайд 3

Рождение Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь

Cлайд 4

Описание деревни Собакевича Деревня была довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у нее с право и слева. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, кокай идет только на мельницы да на корабли. Все было упористо, без пошатки, в каком то крепком и не уклюжем порядке

Cлайд 5

Описание господского дома Посреди деревни виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как стоят для военных поселений и немецких колонистов. Фронтон не пришелся по середине дома… Не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. На конюшне, сарае и кухне были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. На стенах висели картины греческих полководцев, гравированные во весь рост. Потом следовала гераиня греческая Бобелина, у которой одна нога казалось больше чем все туловище. У самого окна, весела клетка из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками очень похожий на Собакевича. В комнатах все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого

Cлайд 6

Описание внешнего вида помещика Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Автор называет Собакевича – патриотом русского желудка!

Читайте также:  История создания рассказа "судьба человека" шолохова: интересные факты, прототипы героев

Cлайд 7

Отношение помещика к предложению Чичикова – Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, как бы речь идет о хлебе. Извольте я готов продать. «Черт возьми,- подумал Чичиков про себя,- этот уж продает прежде, чем я заикнулся!» – Чтобы не запрашивать с вас лишнего по сто рублей за штуку! – сказал Собакевич. После всех споров на счет цены, Чичиков сказал – «кажется, между нами происходит, какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу это объяснить» Собакевич ответил – вам понадобились души, я и продаю вам , и будите раскаиваться, что не купили.

Cлайд 8

Отношение Чичикова к помещику Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя средней величины – его даже звали Михайлом Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на человека, с которым разговаривал. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.

Cлайд 9

Купля продажа «мертвых душ» Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!» – По сто!-вскричал Чичиков, разинув рот. -А какая, однако ж, ваша цена??? -Моя цена, по восемь гривенок за штуку! -Да че крупитесь? – ответил Собакевич. – другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор. После всех споров Собакевич сказал: «Мое последнее слово, пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!»

Cлайд 10

Собакевич, как истый торговец, представлял свой товар не просто как умерших людей, а как ценных мастеровых: сапожников, плотников, кирпичников и т.д., как будто забыв, что их уже нет. Наконец гость и хозяин сошлись в цене и решили завтра же отправиться в город и оформить купчую. Чичикову пришлось выплатить задаток, но он потребовал расписку. Прощаясь, гость попросил хозяина никому не говорить о сделке, и тот согласился. Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!»

Cлайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Источник: https://bigslide.ru/literatura/5362-obraz-sobakevicha-v-poeme-nvgogolya-mertvie-dushi.html

Усадьба как средство характеристики Собакевича

Его деревня казалась довольно велика. Справа и слева, как два крыла, были два леса – березовый и сосновый, а посреди виднелся «деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми, дикими стенами» (с. 440), вроде тех, что строят для «военных поселений и немецких колонистов» (с. 440).

Было заметно, что при постройке дома зодчий, который был педантом и хотел симметрии, постоянно боролся со вкусом хозяина, которому важно было удобство, и получилось, что все отвечающие окна были заколочены на одной стороне, а на их место было провернуто маленькое, «вероятно понадобившееся для темного чулана» (с. 440).

Фронтон тоже не оказался посреди дома, «потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть» (с. 440), и получилось три колонны вместо четырех. Двор Собакевича был окружен толстой и очень крепкой решеткой, и было видно, что хозяин много хлопотал о прочности.

Конюшни, сараи и кухни были сделаны из полновесных и толстых бревен, определенных на «вековое стояние» (с. 440). Деревенские избы были построены прочно, плотно, то есть как следует, хоть и без «резных узоров и прочих затей» (с. 440). И даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, «какой идет только на мельницы да корабли» (с.

 440). Одним словом, все было «упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке» (с. 440).

Основательность, фундаментальность, прочность – отличительные черты и самого Собакевича, и его бытовой обстановки. Но вместе с тем же, на всех деталях быта лежит печать неуклюжести, уродливости: дом не с четырьмя, а лишь с тремя колоннами, отвечающие окна только на одной стороне и т.д.

В гостиной Собакевича на картинах были греческие полководцы, «гравированные во весь рост» (с. 441): «Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Колокотрони, Миаули, Канари» (с. 441). Все они были с толстыми ляжками и огромными усами. А между ними, «неизвестно каким образом» (с.

Совет

 441), поместился тощий, худенький Багратион с маленькими знаменами и пушками внизу, и был он в самых узеньких рамках. За ним следовала греческая героиня Бобелина, одна нога которой казалась «больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные» (с. 441).

«Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые» (с. 441). Возле Бобелины висела клетка, в которой был темный дрозд с белыми крапинками, тоже очень похож на Собакевича. Все в его комнате «имело какое-то странное сходство с самим хозяином» (с.

 441): в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро «на пренелепых четырех ногах» (с. 441), напоминающее медведя. Стол, кресла, стулья – все было каким-то тяжелым и беспокойным, и «казалось, каждый предмет говорил: «и я тоже Собакевич!» или «и я тоже очень похож на Собакевича» (с. 441).

Когда Чичиков торговался с Собакевичем за мертвые души, «Багратион с орлиным носом глядел со стены чрезвычайно внимательно на эту покупку» (с. 446).

Имена героев, которые украшали стены гостиной Собакевича, ничего не говорят современному читателю, но современники Н.В. Гоголя очень хорошо знали и уважали героев освободительной войны. Смирнова-Чикина дает характеристику каждому из этих героев.

Александр Маврокордато был одним из руководителей греческого восстания. Теодор Колокотронис возглавлял крестьянское партизанское движение. Андреас Вокос Миаулис был греческим адмиралом, а Константин Канари – военным министром в греческих правительствах.

Выдающийся русский полководец – Петр Иванович Багратион – участвовал в суворовских походах, был героем Отечественной войны 1812 года, а Бобелина была героиней войны за независимость Греции.

Эти выдающиеся личности, которые отдали жизнь за родину, противопоставляются низким мошенникам-приобретателям, которые заботятся лишь о собственном благе.

В доме Собакевича все удивительно напоминает его самого. Не только в доме его, а во всем поместье – до хозяйства последнего мужика – все прочно и крепко. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя.

Обратите внимание

Вещи предстают перед читателем словно живые, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а хозяин, в свою очередь, напоминает «средней величины медведя» (с. 441) и обладает всеми соответствующими повадками: животная сущность обнаруживала звериную жестокость и хитрость.

Мы видим, что человек, порожденный общественными условиями, в свою очередь кладет отпечаток на все, что его окружает, и сам воздействует на общественную среду.

Источник: https://studbooks.net/768763/literatura/usadba_sredstvo_harakteristiki_sobakevicha

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]