«Дети подземелья» главные герои
В повести Короленко тонко и пронзительно показана жизнь главных героев “Детей подземелья”, нищих, но благородных, сильных духом, честных людей. В этом произведении пронзительно и сильно контрастирует богатство и жизнь со смертью и бедностью.
Основная мысль рассказа – нужно быть человеком, независимо от возраста, статуса, дохода, уметь отличать добро от зла. Характеристика героев в произведении осуществляется посредством их поступков. Герои “Дети подземелья” борются за свою жизнь, каждый по-своему, но не теряя достоинства, не изменяя принципам.
Это произведение учит состраданию, учит ценить жизнь, смотреть на мир глазами детей.
Главный герой, мальчик примерно 9 лет, от лица которого ведётся повествование. Его мать умерла, когда ему было 6 лет, после этого отец с горя перестал замечать сына. Васе очень не хватало материнской любви, отец всячески избегал общения с сыном. Пытался заняться его воспитанием, но ничего не выходило. Главный герой бродяжничал, был предоставлен сам себе. Он смелый, честный, решительный мальчик. Верный друг, умеющий хранить секреты и держать обещания. Доброе сердце и умение сострадать, заботиться о других – главное, что ярко характеризует героя и руководит его поступками. |
Нищий мальчик лет 9, высокий, черноглазый, худой. Он и его сестра Маруся, приёмные дети Тыбурция, живут в подземелье часовни. Валек умный, взрослый и самостоятельный не по годам. В его душе оставило след горе, он много молчит, переживает за Марусю, которая болеет. Иногда ворует еду для сестры. Очень любит Марусю: заботится о ней, плетёт косы, придумывает игры, развлекает. |
Девочке около 4 лет, она худая, болезненная, плохо ходит. По словам, Тыбурция, серый камень вытягивает из неё жизнь. Тонкая, прозрачная голубоглазая девочка с белокурыми волосами медленно тает, из-за недостатка питания и солнца она угасает. В те моменты, когда самочувствие позволяет, она играет, сидя на полянке с полевыми цветами, камушками и её глаза полны счастья. Особенную радость ей доставила кукла, которую Вася взял у сестры, девочка ожила, весела играла, несмотря на слабость последних дней жизни. Даже в предсмертном состоянии, без сознания, она не отпускала куклу из рук. |
Нищий, взявший опеку над детьми, он любит их и заботится, как родной отец. На лицо он безобразен, невысок, нескладен, рыж. Поговаривают, что когда-то его вместе с сыном какого-то графа отправили на учёбу, где он набрался ума и перенял много знаний. Тыбурций декламирует длинные латинские тексты с выражением, с душой так, что многие плачут. Он благородный, мудрый, глубокий человек с чистой душой, несмотря на то, что вынужден воровать. Его появление в доме Васи – поступок, говорящий о многом: человек, имеющий проблемы с законом не побоялся разговора с самим судьёй, чтобы восстановить справедливость. |
После смерти жены от горя закрылся в себе, когда он смотрел на сына, Васе казалось, что отец смотрит поверх него. Он теряет связь с ребёнком, считая его непослушным, хулиганом, неподдающимся воспитанию. Нищий Тыбурций открывает глаза Васе на своего отца, называя его самым честным человеком и лучшим судьёй. Он относится к людям без предубеждения, уважает бедных, не преклоняется перед богачами. |
Сестра Васи, девочка 4 лет. Полненькая, здоровая, имеет много игрушек и няньку, которая приглядывает за ней. Васю не подпускают к сестре надолго из-за его “разбойничьих” игр, чтобы он не навредил девочке. |
Нищий, который живёт в подземелье вместе с семьёй Тыбурция. Последний кормит “профессора” и даёт ему кров. |
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/deti-podzemelya/glavnye-geroi-harakteristika.html
Вася в рассказе Дети подземелья Короленко образ и характеристика
Главный герой в рассказе В.Г.Короленко “Дети подземелья” мальчик по имени Вася. Ему было где-то около девяти лет. Живет в провинциальном городе Княжье-вено. Отец у него судья, мать умерла, когда мальчику было шесть лет. Еще у него есть сестренка Соня. Семья у них обеспеченная.
Воспитанием сына после смерти матери никто не занимался, так как отец был убит горем. Иногда он пытался научить сына чему-то, но все эти попытки заканчивались неудачей. Вася частенько просто ходил по улице. Хоть он и был из приличной семьи жители называли его бродягой и “негодным мальчишкой”, сорванцом.
Характер у него твердый. Сам он очень решительный и храбрый. Он никого не боялся и говорил сразу в лицо все, что думает.
Когда его ругали, лишь хмуро слушал замечания, но всегда делал всё по-своему, несмотря на то, что ему там сказали.
Он был очень резвым, любил играть с детьми. Даже, несмотря на то, что о нем говорят, некоторые персонажи видели в мальчике хорошие черты. Они говорили, что он славный малый, и способен к состраданию. Так и есть.
Видя людей, которые остались без крыши над головой или сраженных болезнью, у него сжималось сердце. Он проявлял глубокое сострадание к таким людям.
Также, Вася очень щедрый. Валеку и Марусе он дал яблок, которые нарвал в саду.
Для друзей ему ничего не было жалко.
Отношения с отцом у него были напряженные. Он лишь хотел почувствовать любовь отца, чтобы он посадил его на колени и обнял. Но вместо этого тот смотрел на него своим пустым взглядом. Иногда он спрашивал у сына, помнит ли тот свою мать, на что никогда не получал ответ.
Мать Вася, конечно же, помнил, но разделить эту печаль с отцом он не мог. Поэтому при этом вопросе он всегда уходил от ответа. Между отцом и сыном была непреодолимая стена. Когда мать была жива, его отец от любви к жене сына также не замечал, как и после её смерти.
Для отца он был избалованным, испорченным мальчиком с черствым сердцем. В глубине души он понимал, что должен быть мягче с ним, но в его сердце не было места для любви к сыну.
За всю жизнь отца Вася не обманывал. Что воровать нельзя тоже знал. Но ради спасения Маруси он всё же решился обманом отдать ей куклу сестры, чтобы хоть как-то развеселить девочку. Это доказывает, что он очень верный друг.
2 вариант
Главным героем произведения “Дети подземелья” является мальчик Вася. Он живет со своим отцом и сестренкой Соней в городе Княжье-вено. Мать Васи умерла, когда ему было всего шесть лет. На данный момент, в рассказе мальчику примерно девять лет. Отец работает судьей.
Такое горе, как смерть матери и любимой жены не могла пройти мимо семью. Оно оставило большой след и перемены в их жизни. Отец был убит горем и не занимался воспитание сына. Изредка были неудачные попытки обучить чему-то сына. Семья была приличная и в достатке. Но не смотря на это, соседи называли его бродягой, ведь Вася часто слонялся без дела по городу.
Природа не обделила Васю характером. Он был у него твердый. А сам Вася решительным и смелым. Страх ему не видан, он никого и ничего не боялся. Вася никогда не слушал никого, всегда все делал по своему. Когда его ругали, он всегда молча слушал, но принимал решение сам.
Вася любил поиграть со своими друзьями на улице. В нем видели много положительных черт другие персонажи из произведения, не смотря на то, что о нем говорят. В нем подчеркивали такие черты характера, как: сострадание, доброта и приличные манеры.
И это не ложь. Его сердце терзали переживания, когда он видел людей, оставшихся без крыши над головой. Он был щедр, всегда делился со своими друзьями, для них ему ничего не было жалко.
Часто Вася приносил много яблок или всяких вкусностей из дома для своих друзей.
Отношения между Васей и его отцом протекали не так хорошо, как с друзьями Васи, между ними витало напряжение. Вася маленький ребенок, которому просто хочется чувствовать себя любимым и нужным для своей семью. Но таких нежных чувств Вася не получал. Отец смотрел на него пустым взглядом.
Изредка отец у Васи интересовался, помнит ли тот о своей матери, на что Вася молчал и никогда не давал ответа. Конечно же Вася помнил свою мать, но он не считал отца человеком с которым можно разделить свои мысли по этому поводу. Именно по этой причине Вася всегда уходил от ответа. Между ними была непреодолимая преграда в отношениях.
На их отношения не повлияла смерть матери, ведь и до смерти отец не уделял должного внимания своему ребенку, а Вася так же не чувствовал той любви, которой ему так не хватало.
Отец не видел истинную душу мальчика и считал его избалованным мальчишкой с черствым сердцем.
Отец понимал, что его отношение к сыну является не правильным, и он должен что-то поменять. Но в сердце отца не оставалось места для любви к сыну.
Вася никогда не обманывал отца, знал что нельзя воровать. Но однажды он нарушил свои принципы ради спасения Маруси. Этот поступок в очередной раз доказал его отношение к друзьям с хорошей стороны.
Сочинение Образ Васи
Этот образ автор создал тонко и многогранно, в ходе данного произведения мальчик Вася живет и взрослеет, все это вызвано происходящими с ним событиями. Вася живет в небольшом городке, он сын судьи, поэтому семья живет зажиточно, мамы нет, она умерла от болезни. Еще у главного героя есть сестра Соня, семья у них дружная и благополучная, все это было до момента смерти матери.
После того как мать умерла, отец перестал заниматься детьми, он не мог никак отойти от внезапно случившегося с ними всеми несчастья. Поэтому Вася часто уходил гулять с друзьями. При этом данные прогулки были ежедневными, герой произведения почти переехал жить на улицу.
Все знакомые и друзья называли его чуть ли не бездомным бродягой, хотя семья есть, это отец и сестра. Но с ними Вася не общается, все свободное время проводит со своими друзьями бродягами.
При этом характер у Васи гордый, твердый и решительный, в любой драке он никогда не сдается, даже если противник сильнее его, когда возникают, какие-то неразрешенные ситуации, он тут же принимает решение.
В то же время в нем есть доброта и приличные манеры, поэтому характер главного героя, сильный и благородный, кроме этого он сочувствует больным и нищим людям. Когда познакомился с больной девочкой, у него от боли сочувствия сжималось сердце, встретив нищего, он очень хотел помочь этому человеку.
Он постоянно приносил много яблок своим друзьям, с которыми постоянно играл и общался, так же он их всех подкармливал вкусностями, их брал дома. После того как с бездомными детьми Вася познакомился, знал где они живут и скрываются от властей.
Он ни разу никому не рассказал, где эти бездомные обитают. Ходил к ним окольными путями, все это он делал, потому что знал нельзя раскрывать чужие тайны. Приходя каждый день к этим людям, живущим на улице, он получал от них те чувства и эмоции, которых ему не хватало в семье.
Он дружил с Валеком, Турбуцием и Марусей, они настолько подружились, что стали его второй семьей. Вася, конечно же, отцу не рассказывал о своем таком знакомстве. После того как Маруся умерла, она была неизлечима больна.
Спустя некоторое время Вася со своей настоящей семьей и сестрой приходили на могилу к этой девочке. Благодаря общению с этими людьми Вася понял как дорога семья в жизни каждого человека, даже если отец с ним и не общается, он все равно его любит и беспокоиться о своей семье.
На примере данного героя показано отношение разных социальных слоев населения, и благодаря его характеру эта дружба и становиться возможной, и доказывает всем, что не главное кто твой друг главное, чтобы он был хорошим человеком.
- Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ
В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать - Сочинение Зачем нужны запятые рассуждение 4, 6 класс
Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы - Печорин и Ундина в романе Герой нашего времени (отношения и сравнительная характеристика) сочинение
В романе «Герои нашего времени» в главе «Тамань» главный герой Печорин знакомится со странной девушкой. Печорин совершенно очарован красавицей. Скрытная девушка чудо, как хороша – ее гибкий стан и грация пленили любвеобильного Печорина - Сочинение на тему Каникулы моей мечты
Каникулы. Это слово вызывает столько положительных эмоций, воспоминаний и новых планов. Мы всегда с нетерпением ждем их, с улыбкой зачеркиваем в календаре оставшиеся дни - Образ и характеристика Тыбурция в повести В дурном обществе Короленко сочинение
Произведение «В дурном обществе» было написано писателем в годы, которые он провел в ссылке, и сразу после издания, принесло автору небывалую славу. Герои повести имеют реальных прототипов
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/vasya-v-rasskaze-deti-podzemelya-korolenko
Образ Васи в рассказе Дети подземелья Короленко сочинение
Мальчик Вася – главный герой известного рассказа Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Именно поэтому описанию его характера, внешности и внутреннего мира автор уделяет особое внимание.
Вася – ровесник Валика, которому примерно 9 лет. Мальчик живет в маленьком городке Княжье-Вено. Его отец работает местным судьей, и имеет прекрасные доходы, чтобы удовлетворить все просьбы сына.
К сожалению, семья мальчика не полная, так как мать умерла, когда Васе было 6 лет. Зато у него есть младшая сестренка Соня, которую он очень любит.
После смерти жены Васин отец потерял интерес к детям и совсем не занимается своим сыном: не гуляет, мало общается.
Это вынуждает маленького Васю редко бывать дома и бродяжничать. Не глядя на то, что мальчик из богатой семьи, дворовые ребята всегда принимают его за своего, а люди называют настоящим «уличником». Вася отлично ладит с местными сорванцами. Они вместе играют, веселятся и чудесно проводят время.
Будучи храбрым и решительным, мальчик имеет твердый характер, который помогает ему в трудных ситуациях выстоять до победного и доказать свою правоту. Вася всегда поступает по-своему, невзирая на мнения окружающих и отца.
Главный герой рассказа «Дети подземелья» человек с чистым и большим сердцем. Он добр, великодушен, чуток, искренен и щедр. Эти качества проявляются, когда мальчик угощает своих друзей Марусю и Валика сочными яблоками и другими лакомствами.
Вася очень проницательный, умный и развитый для своего возраста.
Мальчик умеет хранить секреты. Он никому не выдают место жительства своих нищих друзей.
Не пользуясь неудобным положением других людей, герой является великодушной личностью.
Вася обладает редким качеством – он умеет держать слово.
Хороший, резвый и живой малый к тому же отличный товарищ. Он не изменяет дружбе с Валиком и Марусей, даже при давлении отца не ходить к ним.
Вася никогда не ворует, ведь знает, что это очень плохо. Мальчик также честный и обычно не врет отцу, кроме одного раза.
Этот герой символизирует добро и искренность в темном и мрачном подземелье, и вселяет маленькую надежду на счастье в сердцах нищих детей.
Сочинение про Васю
Главный герой рассказа «Дети подземелья» — мальчик девяти лет, Вася. Он живёт в обеспеченной семье со своим отцом-судьёй и сестрой Соней, которой четыре только года.
Зародышем катастрофы в этой семье, как я назвал это ранее, стала смерть матери и жены, очень болезненная смерть для отца двоих детей, оставленных ему в верное попечительство и на воспитание. Действия происходят в городке Княжье-Вено.
Из-за того, что отец не видит ничего, кроме горя в своей жизни после смерти жены, то и воспитанию детей отводится чуть ли не последнее место.
И хоть маленькая Соня растёт прелестной девочкой, которую он очень любит, сын его растёт хулиганом, который лезет в неприятности, любит передряги и влезает в не самое лучше общество.
Тем не менее несмотря на свои хулиганские черты характера, Вася растёт честным человеком с твёрдым характером, о чём будут свидетельствовать его дальнейшие действия.
Вася также смелый, храбрый, но всё же он ведёт бродяжный образ жизни, редко бывает дома, поэтому не всегда воспринимается как герой позитивный.
Преображается многое, когда мальчик знакомится с трио из подземелья: Марусей, Валеком и Тыбурцием. Он видит, в каких условиях приходится жить людям, которые не привыкли к богатству, людям, у которых и на кусок хлеба не всегда есть деньги.
Он сталкивается с мыслью о том, что в этом мире всё несправедливо, ведь ему нравятся эти дети, он находит их хорошими людьми, но они живут вот так. Это поражает мальчика и заставляет задуматься. Ведь бедность принуждает взрослеть детей раньше, чем если бы они были обеспечены.
Бедность заставляет войти во взрослую жизнь, будучи ещё юнцом.
Воровство — единственный выход для людей из подземелья. Тем не менее Вася про себя думает, что воровать — не есть хорошо, что подтверждает его честность и твёрдость характера. К заболевшей Марусе он проявляет самую нежную заботу и милосердие, терпение и сожаление.
Тут же мальчик меняет и своё отношение к отцу, потому что Тыбурций говорит, что судья местный — лучший в городе человек, тогда как сам Вася так не считал про своего отца до этого дня. После тяжелой болезни Маруси Вася знакомится с ещё одним признаком взрослости — смертью близкого.
Тут мальчик меняется окончательно, потому что его не только полюбили и доставили той необходимой любви в подземелье, но и познакомили с настоящей жизнью.
В семье каждого из нас случаются разные катастрофы, которые очень сильно влияют на жизнь детей в этих семьях. Началом своего рассуждения я хотел бы сказать, что может происходить что угодно, но дети никогда не должны чувствовать себя нелюбимыми или забытыми в своей семье, потому что это слишком больно и слишком плохо сказывается на их жизнях.
Вариант 3
Короленко написал огромное количество разных произведений. И вот одно из знаменитых и популярных произведений является «Дети подземелья». Здесь главным героем стал молодой и очень красивый парень по имени Вася. Ему всего лишь девять лет. Мать у него умерла еще тогда, когда он был маленьким.
А вот отцу было совсем не до них, ведь он сначала ушел в переживания и каждый день напивался, поэтому поводу, а потом начал очень много работать. Он целыми днями разбирался в семье других людей, а вот в своей не хотел ничего менять и разбираться тоже не хотел. Вася старался найти еду не только себе, но и своей родной сестре, о которой ему пришлось заботиться.
И ради нее он готов был пожертвовать всем, ведь он очень сильно ее любил.
После смерти матери мальчику приходилось самому всего добиваться, а также и помогать во всем своей сестре. Иногда ему приходилось гулять по улицам и просить хлеб, хотя дома у них всегда были продукты.
Кроме этого многие его ненавидели только за то, что он постоянно всем говорил только правду, и никогда не обманывал. А ведь это не всем нравится. Но Вася, поэтому поводу никогда не заморачивался, ведь ему было все равно, что про него думают другие люди.
Иногда ему приходилось выслушивать в свой адрес оскорбления или обзывательства, но сильно их не слушал. Ведь что бы ему здесь и сейчас не сказали, он все равно будет делать как нужно ему.
К нему приходило всегда очень много ребят, с которыми он придумывал разные игры и играл с ними и им это очень даже нравилось. Многие были рады, что у их детей есть такой хороший друг. Кроме этого они на сто процентов были уверены, что он никогда никого не сможет обидеть.
Если ему удавалось нарвать в чужом саду яблок, то он всегда поделиться ими со всеми ребятами, которые находятся с ним рядом, а также оставит тем, кто придет попозже.
А вот с отцом Вася никак не мог найти общий язык. Он всегда приходил с работы уставшим и сразу же шел спать. Они никогда не слышали от него ни одного доброго слова. А ведь парню всегда хотелось чтобы отец посадил его к себе на колени и чему-нибудь научил, но такого тоже не было.
Иногда он спрашивал у нашего главного героя, а помнит ли он свою мать и парень на это ему ничего не отвечал. Конечно, он помнил свою мать и каждый день втайне от всех плакал по ней и просил бога вернуть ее обратно. Вот только разделить свою боль и утрату ему было не с кем, да и рассказать об этом он никому не мог. Но если плакала его сестра, то он старался успокоить ее и уговорить.
Конечно, и раньше Вася никогда не слышал хорошего и доброго слова от отца, ничего не изменилось и сейчас.
Отец всегда считал его несерьезным и избалованным парнем, которого нужно постоянно учить уму – разуму и этого можно добиться только при помощи ругани и битья. Хотя много раз сердце подсказывало ему, что недавно он потерял мать, а это значит, что кроме отца его больше никто не пожалеет. Но ничего с этим поделать не мог, ведь у него в душе не было места для любви к сыну.
Кроме этого он всегда говорил сыну, что воровать нельзя и обманывать тоже. И хотя отец ни разу его не поймал на этом, но все равно был уверен, что сын этим занимается.
← Образ Сони в повести В дурном обществе
← Тыбурций В дурном обществе↑ КороленкоОбраз и характеристика Эвелины в повести Слепой музыкант →
Януш в рассказе В дурном обществе →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/korolenko/obraz-vasi-v-rasskaze-deti-podzemelya
Книга «Дети подземелья»
“Дети подземелья” Короленко, неизменно читанные в детстве много раз, навсегда остались в памяти как яркий образчик настоящей литературы, краткой и выразительной, трогательной и человечной.
Впрочем, тогда я еще не знал, что “Дети подземелья” – часть более объемного произведения “В дурном обществе”, которое никак уже детским не назовешь.
С этим мне приходилось сталкиваться, были такие небольшие рассказы, самостоятельные произведения в тоненьких бумажных книжках, выдержки из “Отверженных” Гюго. “Козетта” и “Гаврош”. Именно они больше всего врезались в память и остались там навсегда.
Произведение идеальное в части того, как без всякого пафоса и чтения нравоучений, рассказать миру о доброте людской и широчайшей душе человеческой.
Наверное, если бы я сейчас прочитал этот рассказ впервые, то счел бы его эксплуатацией деткой темы, но, перечитав, книга ушла в какую-то знакомую колею, непрошеные слезы оказались теми самыми, что в детстве я проливал над судьбой бедной Маруси. Переживания вернулись вместе с дрожью, свойственной больше шестилетнему мальчику, чем сорокалетнему мужчине.
Нищета, голод, холодное подземелье вместо теплого дома и среди всего этого дети, Валек и Маруся. Чего, казалось бы, проще – накормить голодного или подарить нищей девочке куклу. Кукла, кстати и в “Козетте” фигурировала.
В детстве социальное неравенство воспринималось с ярым идеализмом и вызывало возмущенное негодование. И дело не в советской системе воспитания, ибо живописные картины провинциальной жизни рисовались Короленко с натуры и были приурочены середине девятнадцатого века.
Сейчас я думаю, что именно потому, что события этого произведения предстают перед нами глазами Васи, сына городского судьи, который ничем в этой жизни не был обижен, кроме любви (у него умела мать, а отцу некогда было заниматься сыном), именно потому они и получились таким искренне-убедительными, категоричными и в чем-то наивными.
Автор без каких-либо лишних вопросов, двусмысленностей и шероховатостей подводит нас к тому, что хотел сказать.
Предельная ясность и прозрачность произведения делает его наиболее притягательным абсолютно для всех возрастных групп.
При этом “Дети подземелья” прекрасно светятся всей полнотой красок, образы переданы очень выразительно, а читается невероятно легко, несмотря на эмоционально нелегкое содержание.
А эта маленькая, но такая большая фраза отца, “я был невнимателен к тебя, мальчик мой” или пана Тыбурция, ” у вашего сына широкая душа”. Ценность, отпечатавшаяся на всю жизнь.
Безусловно, Короленко – тонкий моралист, есть в нем что-то чеховское, но воспринимается, ввиду выбора подобной темы, абсолютно серьезно.
В таком урезанном виде, нужно сказать, что очень удачном, произведение можно очень порекомендовать абсолютно всем детям, находящимся на этапе формирования.
Образ Маруси навсегда засел в моей голове и он часто напоминал о себе по ходу жизни. Может благодаря ему из меня не получилось самого отъявленного негодяя.
Источник: https://livelib.ru/book/1001566029/quotes-deti-podzemelya-korolenko-vg
Контрольная работа по рассказу В.Г. Короленко “Дети подземелья”
Контрольная работа. Портрет в эпическом произведении.
В.Г. Короленко. «Дети подземелья»
1. Что называется портретом? Для чего нужен портрет в литературном произведении?
Портрет – описание внешности персонажа (его лица, фигуры, одежды). Он играет большую роль в характеристике героя, служит одним из средств создания образа. Через портрет можно передать состояние человека, его характер.
2. Прочитайте описание внешности героя. Чей это портрет? Что можно сказать о человеке, познакомившись с этим описанием?
Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Это портрет Валека – героя рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья». Из этого описания мы узнаём о возрасте мальчика, рост, выражение лица, во что он одет. Всё говорит о том, что мальчик беден, лишён материнской заботы и внимания. Задумчивые глаза – свидетельство ранней взрослости, необходимости думать о многих вещах, которые обычно детей не интересуют.
3. Какие художественные средства использовал писатель, создавая этот портрет?
Сравнение – «тонкий, как тростинка».
Эпитеты – «худощавый и тонкий», штанишки у него «узкие и короткие», «тёмные курчавые» волосы, «чёрные задумчивые» глаза. Слова с уменьшительными суффиксами – штанишки, тростинка, рубашонка. Независимость характера Валека подчёркивается деталью «руки держал в карманах».
4. Прочитайте ещё один портрет из рассказа Дети подземелья». В чём его своеобразие? Как в этом портрете передаётся отношение автора к данному персонажу?
Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорили о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо выразительны.
Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум.
В то время как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда бывало как-то безотчётно грустно смотреть на гаёрство этого странного человека. Под ним будто струилась глубокая неустанная печаль.
Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по-мужичьи (…) Но (…) как объяснить его феноменальную учёность, которая всем была очевидна…
Облик Тыбурция Драба – отца Валека и Маруси – построен по принципу контраста. Некрасивое лицо, вечное кривляние (гаёрство), с одной стороны, и необыкновенно умные, выразительные и грустные глаза – с другой. Мозолистые руки рабочего человека и необычайная образованность и ум.
В портрете автор не только пытается передать своё стремление понять пана Тыбурция, разобраться в причине столь ярких противоречий его натуры, но и выражает сочувствие к этому человеку (сутуловатость – свидетельство бремени вынесенных несчастий: «мне всегда было как-то безотчётно грустно смотреть…» и т. п.)
5. Попробуйте нарисовать словесный портрет своего товарища, не оставив без внимания его лицо, фигуру, одежду. Постарайтесь отметить, как во внешности этого человека проявляется его характер («ясные, добрые глаза», «он постоянно в движении», «стройная фигура будто устремлена вверх» и т.п.). Передайте своё отношение к тому, чей портрет вы составляете.
Источник: https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-rasskazu-vg-korolenko-deti-podzemelya-2350029.html
Короленко дети подземелья анализ
Роль «дурного общества» в жизни Васи — героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Вася — главный герой повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами этого мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы».
Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «неодолимая стена». С особым трагизмом Короленко описывает, как Вася страдает от этого.
Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.
После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца.
Однако отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой».
Но в своей повести Короленко показывает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.
Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» — Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь.
Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода.
Описывая внутренние переживания героя, автор показывает, как сначала Вася удивлялся тому, что видел в «дурном обществе», а затем мучился от жалости и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди».
Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «так резво бегала так звонко смеялась», а Маруся «почти никогда не бегала и смеялась очень редко».
Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Тыбурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.
Отец Васи — судья, и мы видим, что и сам мальчик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглушали сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать кульминационной.
Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное».
Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь.
У героя появились такие качества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взглянул на своего сына по-новому.
В конце повести Короленко описывает, как на могилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произносили обеты. Я думаю, что главный из них — это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.
Здесь искали:
- эссе главная роль героя в произведении дети подземелья
- биография главных героев из рассказа в г короленко В дурном обществе
- в дурном обществе герои
Сочинение на тему: МИЛОСЕРДИЕ -ЭТО (В. Г. Короленко. «Дети подземелья»)
МИЛОСЕРДИЕ -ЭТО
(В. Г. Короленко. «Дети подземелья»)
Милосердие -это когда ты понимаешь других, когда приходишь в нужную минуту им на помощь, когда готов пожертвовать своей выгодой ради блага других.
Именно таков главный герой рассказа Вася. Переживший в шесть лет страшную трагедию -потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, наоборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася -сын известного в городе судьи.
Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой дружбой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездоленным.
Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.
А эпизод с куклой -разве это не проявление милосердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, подаренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время игрушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.
Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести любые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэтому-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Вася молчит.
А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман -это не в его правилах.
Просто Вася боится, что правда ухудшит и без того тяжелое положение обездоленных людей и отнимет последнюю в жизни радость у умирающей Маруси.
Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги заступиться за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.
На этой странице искали :
- что такое милосердие сочинение
- сочинение на тему дети подземелья
- сочинение на тему в дурном обществе
- Сочинение В дурном обществе
- Короленко В дурном обществе сочинение
Школьный ассистент – готовые сочинения по русскому языку и литературе
Сочинение размышление по повести Владимира Короленка «Дети подземелья»
Рекомендовано для начальных классов. Эпиграф: Равнодушие – мерзкая гадь, В людях тоску вызывает.
Короленко ненавидел всякое зло, насилие, несправедливость, решительно боролся за лучшую жизнь народа. Не один раз за это сидел в тюрьме, значительную часть своей жизни провел в ссылке.
Короленко защищал гонимых и обиженных, всегда был готов помочь как родным, близким, так и чужим людям.
Короленко написал много замечательных произведений, среди которых повесть «Дети подземелья» – сочинение о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России. Тяжело себе вообразить человека, который бы не стремился иметь искреннего, честного, доброго, верного, надежного друга. Мечтал о настоящих друзьях и Вася, которому в жизни так не хватало душевного тепла.
Ощущая себя чужим в родительском дому, мальчик по целым дням блуждал по городу, искал новых приятелей. Вася – добрый, чуткий, любящий сын. Он глубоко переживает потерю мамы – лучшего человека на земле, бережет в своем сердце память о ней. Мальчик сочувствует отцу, жалеет его, любит, и ему так хочется, чтобы тот прижал его к себе.
Он плачет «от досады и боли», когда отец не понимает его чувств.
Отец Васи замкнулся в своем горе, так как очень тяжело переживал потерю любимой жены, чувствовал себя очень одиноким. Он не мог понять, как Вася может затевать шумливые игры, с младшей сестричкой, как они могут смеяться, чему-то радоваться.
Это бесило его и вызвало неприязнь к сыну. Но за внешней суровостью судьи была скрытая добрая, хрустально честная, справедливая душа. Васю смущало «пасмурное отцовское лицо», «омраченные глаза», и он « под непонятным взглядом», «робел и замыкался в себе».
В высоком, пасмурном человеке мальчик «видел отца, но не мог ощутить родной души».
Вот почему Вася верил своим «уличным» товарищам, но в скором времени убедился, что они трусы и предатели, которые при первых трудностях спасовали, бросили его без всякой помощи в темном подземелье. Встреча Васи с детьми подземелья вызвала взаимную симпатию и внесла в жизнь детей большие изменения.
Взаимная симпатия, постепенно переросшая в настоящую дружбу. Васе нравились манеры взрослого человека, задумчивость Валика, его самостоятельность, отношение к маленькой сестричке Маруси.
Вася же понравился детям подземелья своей искренностью, смелостью, решительностью, непохожестью на детей богатых, хотя он и был сыном судьи.
Для Валика и Маруси дружба с Васей была большой радостью. Вася часто приносил детям яблоки из своего сада, угощал лакомством, которому они никогда не видели. Он развлекал Марусю, рассказывал ей сказки, устраивал веселые игры. При появлении Васи девочка «каждый раз хлопала в ладони, и глаза ее блестели искренним интересом».
Для Валика Вася был единым товарищем, которому он мог довериться. Для этих обездоленных детей сын судьи был светом в темном подземелье. Все тепло своей души он отдавал Валику и Маруси. Мальчик ощущал, что он нужен детям, его ждут, радушно встречают. Васю глубоко поразила тяжелая, голодная жизнь его маленьких друзей.
Он искренне желал им чем-то помочь, сочувствовал, жалел. Он никак не мог понять, почему именно должен скрывать от других свою дружбу с Валиком и Марусей. То, как человек воспринимает других, раскрывает его собственную натуру. Вася – настоящий друг, который бескорыстно помогает тем, кто этого нуждается в.
Итак, правильно говорят, что человек сильный со своими друзьями.
Если данное школьное сочинение на тему: Сочинение размышление по повести Владимира Короленка «Дети подземелья». вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
Портретная характеристика персонажей
Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.
Добро пожаловать!
Здесь выложена коллекция школьных сочинений и конспектов уроков. Школьные сочинения по русской литературе для учащихся школ. Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской и зарубежной литературы.
Мировое открытие
Дополнительные сочинения по данной теме
Рекламные объявления
Источники: https://sochineniye.ru/rol-durnogo-obshhestva-v-zhizni-vasi-geroya-povesti-korolenko-deti-podzemelya/, https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-miloserdie-eto-v-g-korolenko-deti-podzemelya.html, https://schooltask.ru/sochinenie-razmyshlenie-po-povesti-vladimira-korolenka-deti-podzemelya/
Комментариев пока нет!
Источник: https://orebenkah.ru/analizy-detjam/korolenko-deti-podzemelja-analiz.html
Главный герой повести Короленко «Дети подземелья»
Главный герой повести Короленко – мальчишка, по имени Вася десяти лет. В шестилетнем возрасте мальчик потерял маму, которая тяжело болела. Отец не занимался им, потому как долго не мог смириться с потерей. И мальчик был предоставлен сам себе. Никто не заботился о нем, и никто не сковывал его волю.
В Княж-городке, где жил Вася, все напоминало об останках гордого панского величия. Заплесневевшие пруды, серые заборы и пустыри с кучами хлама и уходящие в землю хаты, деревянный кряхтящий мост-все это действовало на воображение и мышление мальчика.
Особенно большое значение на его эмоциональное развитие повлиял старый замок немного разбитый, который находился в середине одного из прудов. Для мальчика замок был живым существом, величавым и страшноватым. Жить в замке означало крайнюю степень бедноты и падения.
Но, однажды Вася и его товарищи увидели, как одни бедняки изгоняли из замка других. И в сердце мальчика что-то перевернулось.
Величие замка поблекло, после того, как Вася увидел уходящих понурых бедняков с острова. Его сердце сжималось от жалости к этим беднякам, и мальчик вдруг осознал, что от великого до смешного может быть один шаг. И величие замка, которого Вася благотворил, стало для мальчика отвратительным.
У Васи была сестренка Соня четырех лет, которая очень любила мальчика. Но, мальчику не хватало тепла и ласки. Душе хотелось чего-то нового, и он стал бродяжничать. Ребенку казалось, что за воротами дома он найдет что-то совершенно незнакомое и такое таинственное.
Шляясь по городу, наблюдая за жизнью людей, мальчик узнал многое, о чем и не догадывались дети даже старше его по возрасту. И, в то время, пока замок стал совершенно не особо интересным, ребенок начал изучать часовню.
Зайдя вовнутрь, на мальчика пахнуло торжественной тишиной. В ней Вася познакомился с девятилетним мальчиком Вальком и Марусей, девочкой с голубыми глазами. Мальчик после знакомства так был поглощен своими новыми друзьями, что только и думал о них.
Особенно о Марусе, которая очень напоминала ему маму в последние годы жизни.
Валик сказал, что жизнь в часовне забирает у девочки последние силы. Для Васи это стало страшнее, чем все призраки замка. Забота о девочке сплотила и крепче связала двух мальчиков, несмотря на разные характеры. Валек многое открыл для Васи в его отце.
Слова Валька об отце колыхнули в сердце мальчика гордость за своего отца. Мальчик очень тянулся к своим друзьям. Он впервые осознал, как это быть нужным. Когда он приходил к Марусе, девочка радовалась и оживлялась. А Валек обнимал его как брата.
Никто не говорил мальчику о его испорченности, его любили просто такого, какой он есть. Единственное, что угнетало детское сердце, болезнь Маруси. Пришла осень и девочке становилось хуже. Малышка больше грустила и мало, что радовало ее.
И тогда Вася попросил у сестры куклу, подарок матери. И эта игрушка сотворила чудо.
Источник: https://lib.repetitors.eu/literatura/125-2010-01-11-07-00-03/3687—–l-r
Анализ рассказа «Дети подземелья» В. Короленко
Исполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко «Дети подземелья» по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия.
Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная.
Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.
Сюжет разворачивается в польском городке XIX века.
Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней.
Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод.
Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно трансформируется его понимание жизненных процессов и закономерностей, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет.
Понимая, что воровство – это путь в никуда, он, тем не менее, в глазах отца «ворует» куклу для Маруси (подарок матери, взятый с согласия сестры).
Когда отец выясняет, куда именно пропала кукла, которую возвращает Тибальций после смерти Маруси, он осознает всю глубину поступка своего сына, который подарил маленькой больной и обделенной девочке хоть какую-то радость жизни. Отец извиняется перед сыном и наконец этим самым рушит пропасть между ними.
Проблематика последствий психологической трагедии, одиночества здесь предстает в системе «клин клином»: пропасть порожденная одной трагедией нивелируется другой трагедией.
Основным посылом автора в данном произведении является то, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, так или иначе затрагивающих и духовную сторону каждого человека. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.
Cочинение по «Пеппи Длинный Чулок» для 5 класса
Сочинение на тему «Летние радости»
Сочинение-рассуждение: «Дети подземелья» В. Короленко
Источник: https://ycilka.com/article.php?id=111
Последние дни Маруси в повести «Дети подземелья»
Рассказывая о последних днях Маруси, Читатели прежде всего обращаются к описанию внешности больной девочки. Важно, чтобы они проследили динамику портрета (лица, глаз, улыбки, смеха и т. д.
) и поняли, что изменения деталей внешности героя часто являются свидетельством и внутренних изменений. Так, через внешние признаки портрета героини писатель изображает постепенное ее угасание.
Еще совсем недавно Ма-руся «звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлепала по каменному полу непроворными ножонками» (глава VI), но вот стали желтеть листья, а вместе с ними начала давать о себе знать и болезнь девочки.
Маруся «все худела, лицо ее все бледнело, глаза потемнели… веки приподнимались с трудом, мальчики истощали все усилия, чтобы только вызвать тихие переливы ее слабого смеха, увидеть ее грустную улыбку» (глава VII).
Наступила осень, ухудшилось состояние больной. Теперь она «смотрела равнодушно… большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха» (глава VIII). Только кукла смогла оживить девочку, ко это продолжалось недолго.
Пришло время, когда Маруся смотрела перед собой «смутным взглядом… не сознавая, что с ней происходит» (глава VIII).
Обращая внимание нас на эти изменения в портрете, мы тем самым учим их быть внимательными к художественным деталям, видеть, какую роль играет каждая из них в раскрытии особенностей внутреннего мира героя.
Как характеризует Васю его поведение во время болезни Маруси? — задаем вопрос. Читатели уже многое знают о мальчике, и его заботливость по отношению к больной, доходящая до самоотверженности, воспринимается как естественное и единственно возможное его поведение.
Читатели отмечают, что Вася чувствует себя нужным в семье Тыбурция. Его появление вызывает оживление девочки. Валек обнимал Васю, как брата. Даже Тыбурций смотрел иа у себя глазами, в которых мерцали слезы. Вася прилагает все усилия к тому, чтобы хоть как-то помочь горю друзей.
Особую душевную чуткость проявляет мальчик, когда отцу становится-. известно о, пропавшей кукле. Не имея возможности возвратить ее сестре — для этого надо было бы лишить Марусю ее последней радости,— Вася с напускной беспечностью заявляет опечаленным Валеку и Тыбурцию: «Ничего! Нянька, наверное, уже забыла».
Вася знает, как тяжело сейчас его друзьям, и, не желая обременять их своими заботами, мужественно берет все на себя.
Самоотверженность Васи по отношению к друзьям, его душевная стойкость, верность слову наиболее ярко проявляются в разговоре с отцом. Сцену решающего объяснения судьи с сыном Читатель прочитает в классе сам. Это один из наиболее волнующих эпизодов повести, и важно, чтобы читатели прослушали его в хорошем, выразительном чтении.
С помощью учителя дети обратят внимание на душевные переживания действующих героев. Это поможет им глубже постичь внутренний мир каждого. Читатели хорошо знают содержание состоявшегося разговора. Не обращаясь пока к тексту, предлагаем им подумать: что переживал отец и сын перед началом разговора?
Дети уловили основную тональность отрывка и, не затрудняясь, отвечают, что Вася волновался и боялся этой встречи. Его пугал грозный, неприступный вид отца. Вася чувствовал себя виноватым, так как обманывал отца, не говорил ему, где проводит все время. Отец очень сердился на Васю, считая его эгоистом, который отдал неизвестным людям куклу, подаренную покойной матерью.
До начала разговора Вася робко остановился у притолоки. Он заметил грустное осеннее солнце, почувствовал тревожный стук собственного сердца; поднял на отца глаза и тотчас шее опустил их в землю. Отец сидел перед портретом матери и «не поворачивался» к Васе.
Когда же он повернулся, лицо его было страшным. Вася чувствовал на себе тяжелый, неподвижный, подавляющий взгляд. Во время разговора слова отца о кукле резко упали на Васю, он вздрогнул. Ведь его обвиняют в самом страшном бесчестном воровстве подарка умершей матери.
Вот почему лицо отца было бледно, глаза горели гневом.
Несмотря на то что Вася весь съежился под взглядом отца, все ниже опускал голову, горькие слезы жгли его щеки, он ни словом не выдает своих друзей, испытывая в эту минуту не боязнь, а оскорбленное чувство покинутого ребенка и жгучую любовь к тем, кто пригрел его там, в старой часовне. Появление Тыбурция прерывает тяжелую сцену.
Дети отмечают, что судья встретил Тыбурция мрачным и удивленным взглядом, который тот выдержал спокойно.
Тыбурций чувствует свою правоту. Он пришел сюда, чтобы защитить Васю от несправедливых упреков. Он знает, что должен заставить пана судью выслушать себя, поэтому говорит спокойно и мягко, не желая раздражать разгневанного человека.
Выдержка Тыбурция, его доброе, ласковое отношение к Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего. Мы не знаем, а только предполагаем, о чем говорили между собой Тыбурций и судья. Однако вряд ли стоит рекомендовать ученикам задание: «Что сказал Тыбурций отцу Васи?», как это иногда практикуется.
Содержание высказываний Тыбурция так, очевидно, а соблюдение характерного стиля его речи настолько недоступно детям, что такое задание будет порождать лишь беспомощные ответы, неудачные попытки «дополнить» писателя. Гораздо полезнее школьникам проследить, как во внешнем поведении судьи (в его жестах, мимике, позе) проявляется новое отношение к сыну.
Вчитываясь в произведение, дети обратят внимание на то, что вначале судья положил Васе на плечо тяжелую руку, рука эта дрожала. После первых слов Тыбурция рука отца, державшая плечо Васи, разжалась. Наконец, после разговора судьи с Тыбурцием Вася опять почувствовал на своей голове чью-то руку. Это была рука отца, но теперь нежно гладившая волосы Васи.
Скупая, но выразительная-деталь тонко передает характер переживаний отца Васи (от гнева к изумлению и от него к доверию и ласке).
Еще более понятной станет близость, возникшая между отцом и сыном, когда мы обратим внимание на то, как, в свою очередь, Вася трогательно выражает отцу свое отношение: «Я доверчиво взял его руку»; «Я с живостью схватил его руку и стал ее целовать»; «Долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в мое сердце».
Желая обобщить результаты анализа этого эпизода и подвести нас к осмыслению характера судьи и Тыбурция, предлагаем ответить на вопросы: «Почему Тыбурций был уверен, что судья выслушает его? Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи? Что побудило судью сказать Васе: «Я виноват перед тобой, мальчик…»?»
Первый вопрос вначале вызывает некоторое недоумение школьников, однако вскоре они соображают, что ответить на вопрос можно, лишь поняв, каким человеком был судья.
И тогда читатели вспоминают все, что им известно об отце Васи из повести: это высказывание Валека о неподкупности и человечности судьи; это оценка Тыбурция («Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете. Он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его последней берлоге…
»); это, наконец, отношение самого судьи к старому злобному Яну-шу, которого судья упорно изгонял из своего дома, не желая выслушивать наговоры на бедных обитателей часовни.
Хотя мы и знаем, что судья служит жестоким и несправедливым законам, существующим в обществе, однако самого судью воспринимаем как высоконравственного человека. Тяжелое горе ожесточило его, сделало черствым по отношению к собственному ребенку, заставило уйти в себя, однако не лишило чувства справедливости.
Осмыслив особенности характера этого сурового и по-своему несчастного человека, Читатели теперь смогут ответить на поставленный вопрос: наблюдательный Тыбурций хорошо изучил Васиного отца и верил в то, что гуманность судьи, его доброе отношение к людям не позволят ему оттолкнуть дружескую руку, протянутую даже таким обездоленным человеком, каким был Тыбурций.
Источник: https://school-essays.info/poslednie-dni-marusi-v-povesti-deti-podzemelya/