43 Проблематика и идейный смысл комедии Грибоедова Горе от ума
Не
будучи официально изданной, комедия
“Горе от ума” становится одним из
самых популярных произведений в России,
и прежде всего в кругу декабристов Это
было совсем не случайно: проблематика
комедии вполне отвечала идейно-нравственным
устремлениям декабристов.
Членом тайного
общества декабристов Грибоедов не стал,
хотя весьма сочувственно относился ко
многим декабристским идеям и также был
оппозиционно настроен по отношению к
правительству. Не случайно декабристы
высоко оценили обличительный пафос
комедии и восприняли ее как поэтическую
декларацию идей декабризма.
Однако
особым качеством комедии Грибоедова
оказалось то, что глубина ее содержания
становилась все ощутимее с ходом времени.
С одной сторону, комедия осветилась
трагическим отблеском декабристского
восстания и обнажила принципиальную
глубину конкретно-исторического
конфликта.
В столкновении пылкого
правдолюбца Чацкого с фамусовским миром
стала очевидной пропасть, отделившая
демократически настроенную интеллигенцию
от основной массы крепостнического
барства. Комедия Грибоедова стала ярким
художественным документом эпохи
декабризма.
Таким образом, сюжетную
основу “Горя от ума” составляет
конфликт,
выражающий основное содержание своего
времени – столкновение “века нынешнего”
и “века минувшего”.
главная
идея комедии “Горе от ума” —
революционная:
обличение мракобесия, отмена крепостного
права, честь по уму, свобода личности.
Сам Грибоедов реализовался в этой
великой идее, поэтому и великий русский
поэт снял перед мертвым Грибоедовым
шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся
перед будущей свободой нашего Отечества!
Как истинно
великий национальный и народный писатель,
Грибоедов ставил и разрешал в своем
творчестве основные, важнейшие вопросы,
связанные с жизнью и судьбами русского
народа.
Комедия Грибоедова «Горе от
ума» сыграла выдающуюся роль в деле
общественно-политического и нравственного
воспитания нескольких поколений русских
людей.
Она вооружала их на борьбу с
насилием и произволом, подлостью и
невежеством во имя свободы и разума, во
имя торжества передовых идей и подлинной
культуры.
Блестящий
ум автор произведения, воплощенный в
Александре Андреевиче Чацком, главном
герое комедий, беспощаден к тупым и
зажиревшим обывателям московского
«света», погрязшим в ленивой праздности
и ностальгии Но в глухо затворенные
двери особняков, где «предрассудки
стары», несущий передовые идеи
свободолюбия, просвещения, гуманизма.
Его представителем и является Чацкий,
впервые в нашей литературе бросивший
вызов обществу крепостников и
консерваторов.
Действие
грибоедовской пьесы развивается
стремительно. Избрав для сюжета.классический
«любовный треугольник»
и сохранив традиционную форму комедии
(действие происходит в одном месте –
особняке Фамусова в течение одного дня.
причем круг действующих лиц постоянен).
Грибоедов сразу дает нам понять:
личная интрига уступает
место конфликту иного рода – социальному.
Тем не менее «тайна» Софьи открывается
Чацкому лишь в финале, вплоть до которого
он все еще на что-то надеется. Как знать,
не будь этой надежды, вступил бы он в
столкновение с Фамусовым. Скалозубом
и им подобными,. высказал бы то, что он
о них думает?.. Но он сделал это. Его
монологи, правда, пока еще предупреждения,
это еще только слова, но зато какие
слова!
Конфликт
развивается тем интереснее, что чисто
внешний на первый взгляд пустяк (реплика
раздраженной Софьи – типичная реакция
избалованного существа) сразу
подхватывается окружающими и раздувается
до социальных размеров.
Сумасшествие
Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо
дает его представителям какой-то шанс
на свое оправдание. «Мечтатели опасные»
вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно
срывают маски лицемерного благополучия.
И вот Фамусов уже не.
почтенный чиновник
и любящий отец, не радушный и хлебосольный
хозяин, а безжалостный крепостник, враг
просвещения.
Обладатель блестящего
полковничьего мундира Скалозуб – тупой
солдафон, «острослов» Репетилов – пустой
болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий
– наглый мошенник. А вокруг них – толпы
призраков наподобие графини-бабушки и
князей Тугоуховских…
Грибоедов
идеализирует своего героя, чьи искренние
монологи несколько длинноваты, а их
остроумие скорее пугает, чем убеждает
слушателей, собравшихся у Фамусова. Но
ведь слова Чацкого прозвучали в нашей
литературе фактически впервые! И не
просто смело, горячо, а умно, глубоко
Во все
времена были, есть и. вероятно, будут
свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары,
которые, прежде всего благодаря своему
блестящему и дальновидному уму, становятся
пророками в своем отечестве. Как правило,
это нарушает сложившийся общественный
порядок, «естественный» ход вещей, и
общество вступает с личностью в конфликт.
В комедии
«Горе от ума» писатель отражает
столкновения двух лагерей: лагеря
молодой
России,
представленного Чацким и лагеря жестоких
крепостников,
представленного Фамусовым, Скалозубом,
Хлестовой, Молчалиным и другими.
Этот
конфликт – не художественная выдумка
автор произведенияа, он показывает в
пьесе поколение будущих декабристов,
которые проникнуты любовью к родине и
к народу, они революционеры, которые
борются с нравственным насилием над
личностями. В произведении против этого
выступает Чацкий. Он сын покойного друга
Фамусова, вырос в его доме, воспитывался
и учился вместе с Софьей.
Чацкий человек
образованный, занимающийся литературной
работой: «Он славно пишет, переводит»,
служил на военной службе, имел связи с
министрами, три года был за границей,
это обогатило его новыми взглядами,
расширило кругозор, но не сделало его
поклонником всего иностранного.
Борьба
между Чацким и фамусовским обществом
приобретает все более ожесточенный
характер, она оборачивается личной
драмой Чацкого, крушением его надежд
на личное счастье. Если Фамусов – защитник
старого века, времени крепостничества,
то Чацкий с негодованием говорит о
крепостниках, о крепостном праве.
В
монологе «А
судьи кто?»
он гневно высказывается против милых
сердцу Фамусова порядков екатеринского
века, Идеал Чацкого не Максим Петрович,
надменный вельможа и «охотник поподличать»,
а независимая,
свободная личность.
Для Фамусова же идеалом является
Скалозуб, рассматривающий службу, как
источник личных выгод.
Чацкий же разрывает
связи с министрами, уходит со службы,
потому что он хочет служить Родине, а
не прислуживать начальству. «Служить
бы рад, прислуживаться тошно!» – говорит
он. Чацкий – за развитие русской культуры.
Он сам «искал ума» во время пребывания
на Западе, но он против пустого,
бессмысленного, слепого подражания
иностранцам.
Чацкий отстаивает свободу
слов, мыслей, он считает, что каждый
человек вправе высказывать свое мнение.
В комедии Чацкий вынужден бороться сам.
Но среди внесценических образов
упоминаются единомышленники, разделяющие
его взгляды. Заканчивается комедия не
поражением Чацкого, хотя он и объявлен
сумасшедшим, у читающих не создается
впечатление того, что он побежден. Он
покидает Москву, чтобы примкнуть к
членам тайного общества, чтобы продолжить
борьбу за освобождение народа от
крепостного права.
Проблема
ума в комедии А.С. Грибоедова “Горе
от ума” является ключевой. Само
название свидетельствует об этом. Говоря
о комедии, её тематике и образной системе,
Во все времена была актуальна проблема
ума и безумия. Объявлялись сумасшедшими
и зачастую оставались непонятыми
современниками умные, передовые люди
своего времени.
Идеи, шедшие вразрез с
общепринятыми и проповедуемые передовыми
людьми современности, подвергались
гонению. Грибоедов
в своем произведении затрагивает эту
проблему неслучайно. Комедия “Горе
от ума” написана перед декабрьским
восстанием и повествует о реакции
общества на появление передового разума
в России.
Первоначальное название
комедии было “Горе уму”, затем автор
заменил его на “Горе от ума”. Горе
от ума” заставляет задуматься о том,
нужен ли вообще Чацкому ум в такой
обстановке, и мы понимаем, что от этого
ума плохо и самому герою. То есть проблема
становится двусторонней.
Но
на самом деле “горе” от ума Чацкого
не только ему самому, но и фамусовскому
обществу. Образованность и просвещение
наносят непоправимый удар старой Москве.
Мы видим, что один Чацкий довольно сильно
испугал всех присутствующих на вечере
у Фамусова, и лишь своим количеством
смогли они вытеснить “инородное тело”
из своего круга.
Если же таких, как
Чацкий, будет много, то фамусовское
общество потерпит окончательное и
сокрушительное поражение. Итак,
“Горе от ума”, при всей сложности
проблемы, даёт нам надежду на “просвещение
в конце тоннеля”, если можно так
выразиться, в лице таких умных и
высокообразованных людей, как Чацкий.
И фамусовское общество выглядит чем-то
мертвенно-бледным и отмирающим в своих
попытках противостоять этому. 44
Образ Чацкого гражданина патриота
Время
создания комедии «Горе от ума» пришлось
на переломный момент в истории нашей
страны. После победы России в Отечественной
войне 1812 года молодое поколение дворян,
участвовавшее в этой войне, увидело,
что побеждённые народы Европы находятся
в лучшем положении, чем русский народ.
Стало понятно, что России необходимы
срочные реформы, и в результате этого
стали возникать различные тайные
общества будущих декабристов.
Грибоедов знал все эти умонастроения
молодёжи и понимал необходимость реформ.
И именно эта тема противостояния «века
нынешнего» и «века минувшего» легла в
основу комедии «Горе от ума».
Главный
герой пьесы – это Александр Чацкий.
В
его образе писатель воплотил черты
передового человека того времени, черты
декабристов из круга знакомых
Грибоедова.
Чацкий
– это человек новых взглядов, настоящий
граждан и патриот. Он – просвещённый
человек, тянущийся к свободе и
самосовершенствованию. Его отличают
такие черты, как любовь к своему народу,
критика крепостного права, патриотизм.
Чацкий отказывается служить государству,
говоря: «Служить бы рад, прислуживаться
тошно» – и видя в службе лишь раболепие,
чинопочитание и подхалимство. Однако
Чацкий не одинок в своих стремлениях к
переменам! В своих монологах он употребляет
местоимение «мы», подчёркивая тем самым,
что таких людей, как он, много.
И
действительно, княгиня Тугоуховская
вспоминает своего племянника, который,
можно сказать, пошёл по стопам
Чацкого: Поэтому
у нас остаётся надежда, что Россия всё
же придёт к каким-нибудь положительным
переменам.
Чацкий
отстаивает свои взгляды, вступая в спор
с целым обществом, а не отдельными его
представителями.
Он – борец, взывающий
к воцарению справедливости, отмене
крепостного права и разрушению
патриархального уклада жизни. Чацкий
всегда высказывается чётко, горячо и
страстно, а его монологи показывают
абсолютную непримиримость позиций двух
враждебных сторон: «века нынешнего» и
«века минувшего». Чацкий убеждён в своей
правоте и не нуждается в поддержке или
одобрении окружающих.
Он просто пытается
донести до людей суть и необходимость
реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно
сказать, что Чацкий воплощает в себе те
мысли и идеи, которые были присущи
передовым людям того времени —
декабристам.
Главное
– это те общественные отношения, которые
существовали в России. Крепостное право
было ненавистно каждому свободомыслящему
человеку. Чацкий изображен в комедии
не просто как «свободы сеятель пустынный»
, а как будущий декабрист: С
гневом и болью обличает он в своих
монологах ярых крепостников Чацкий –
гуманист, защитник свободы и независимости
личности.
Особый гнев у него вызывают
помещичьи издевательства над личностью
крестьянина: Чацкий
любит
народ,
называет его «добрым и умным» , отсюда
его страдания о судьбе народа. Особенно
заставляют страдать Чацкого пороки
фамусовского общества. Это общество
тормозит всему передовому, преграждает
ему путь к народу.
Особенно ненавидят
они просвещение: То,
что общество яростно сопротивляется
воздействию благородных идей, наносит
удар по философии Чацкого и прибавляет
ему терзаний. Идеал
видят эти люди в армии. Это порождение
эпохи Аракчеева, который видел в армии
оплот крепостничества. На скалозубах
держится крепостное право и трон, поэтому
они так дороги фамусовым и ненавистны
Чацкому.
Преклонение
вызывает и фрак иностранца, что также
больно видеть Чацкому. Чацкий выступает
против «пустого, рабского, слепого
подражанья» . Но когда Чацкий произносит
эти слова, все убеждаются, что он
сумасшедший. Образ
Чацкого – образ гражданина в высоком
понимании этого слова.
Рабской морали
фамусовых и молчалиных Чацкий
противопоставляет высокое понимание
чести
и долга;
он готов служить Родине, ее интересам.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
. В этом также заключено страдание героя.
Высокое
понимание долга
– светлая сторона личности Чацкого.
Трагическая коллизия между долгом и
чувством обрывает трагически все в душе
Чацкого.
.
Он не терпит лжи и несправедливости.
Поэтому Александр Андреевич видит свой
долг и жизненное призвание в служении
Родине. Его возмущают те традиции,
которые сформировались в высшем обществе
в эти времена.
Ему не нравится
низкопоклонство, он предпочитает
“служить делу, а не лицам”, не смешивает
“веселья или дурачества с делом”. Все
это не по душе Чацкому, поэтому он с
гневом обличает “негодяев знатных”
(фамусовское общество).
Грибоедов
через образ Чацкого хотел показать то,
каким он представляет настоящего
патриота Родины.
Человека, у которого
хватает смелости осуждать высшее
общество, выступать против царя и
крепостного права. Главный герой понимает
всю опасность своих слишком искренних
речей, но никогда не отступает от начатого
дела. Он точно знает, за что борется и
какова его цель в жизни.
Он не теряется
в своих речах и действиях Чацкий боролся
за лучшие перемены в жизни простых
русских людей, за свободную жизнь, не
зависящую от “негодяев знатных”, для
которых характерны угодничество,
подхалимство, лицемерие и подлость.
образ
Чацкого переплетается с самим образом
Грибоедова.
Он тоже смел и храбр, он
умен, ему не нравится политическое
устройство страны, поэтому он смело
вступает в бой за будущее своей Родины.
Таких людей мало найдется среди
“фамусовского общества”, которое
сформировалось в те времена. Это лишь
считанные люди.
Единственное,
что удерживало Чацкого в доме Фамусова,
— это его любовь к Софии.
После того как
он понял, что между ними нет взаимных
чувств, он решает навсегда покинуть
Москву…
Своим
оружием Чацкий избрал слово. Какие
точные, меткие и беспощадные характеристики
дает он московским богачам: “к свободной
жизни их вражда непримирима”, “…
грабительством богаты”, “…
разливаются в пирах и мотовстве”! В
обличительных монологах Чацкий
поднимается до высокого гражданского
пафоса. Герой убежден в том, что нужно
судить о людях не по их положению и
богатству, а по деловым и нравственным
качествам. В
силу этого Чацкий ненавистен обществу
как новый человек. И общество принимает
свои меры, чтобы его обезвредить –
возводит на него клевету.
Разве смирится
оно с осуждением Чацкого системы
воспитания, когда молодежь презирает
свой народ, национальную культуру? Всю
страсть души вкладывает он в обличение
“пустого, рабского, слепого
подражанья”. Чацкий
осмелился “гласно объявлять” свои
здравые мысли, но таких-то людей и
ненавидят в обществе, называя “мечтателями
опасными”, сумасшедшими.
И не так ли
отнеслись бы к Чацкому, окажись cm среди
наших современников? До недавнего
времени всех инакомыслящих объявляли
сумасшедшими, упрятывали в психиатрические
больницы, выгоняли из страны, сажали в
тюрьмы. Горе
Чацкого не только от ума, но и от любви.
Он узнал, что Софья его не любит. Но это
горе можно пережить.
Полюби Софья другого
Чацкого, Александру Андреичу было бы,
безусловно, тяжело и больно, но он пережил
бы. Наибольшее страдание причиняет
Чацкому то, что именно Молчалин смог
стать героем Софьи. Вот где трагедия.
Страшно, что Софья в толпе мучителей,
среди тех, кто гонит и клянет.
Чацкий
осознал, что находится в окружении
врагов, и никто, даже любимая девушка,
не понимают его. Сколько примеров
подобных драм можно наблюдать и сегодня!
Ведь и сейчас “молчалины блаженствуют
на свете”, они любимы, потому что умеют
всем угодить. Для
нас, нынешних, Чацкий остается прежде
всего русским человеком, осознавшим не
только свою национальную гордость, но
и высокие нравственные задачи
гражданина. Время
Грибоедова – далекая от нас эпоха, но
смелая борьба патриота Чацкого против
всего отсталого, пошлого и низкого в
человеке и обществе вызывает сочувствие
и симпатию современного читателя и
зрителя. Комедия
Грибоедова помогает нашей борьбе против
низкопоклонства перед всем иностранным,
против таких социальных явлений, как
карьеризм, стяжательство,
подхалимство/бюрократизм, раболепие,
напоминает о высоких нравственных
понятиях и целях, достойных русского
человека.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:41/
Главная идея комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Главная идея комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Автор: Грибоедов А.С.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
А. Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников, был весьма незаурядным политиком и дипломатом.
Грибоедов прожил всего 34 года. Он погиб, растерзанный фанатиками. Его смерть, по-моему, имеет некоторое символическое значение: так мир тьмы в относительно недавнее время набрасывался на все талантливое и передовое.
Грибоедов мог бы сделать для культуры гораздо больше, но… Однако и его три замечательных произведения остались жить вечно. Это два вальса и комедия “Горе от ума”. В комедии описывается столкновение “века нынешнего” с “веком грядущим”, столкновение нравов, взглядов, мнений людей разных поколений.
Представителем “века нынешнего” является, несомненно, Чацкий. Остальные герои ему противостоят. В основном это московские аристократы, которые “черпают суждения из забытых газет”. Моральные ценности этих людей весьма занижены. Одна из центральных фигур комедии — Фамусов — типичный представитель московского аристократического общества.
Он, — крепостник со всеми присущими крепостнику нравственными изъянами духа. Он считает 'законным распоряжаться людьми, как своими вещами. Он не признает прав крепостных. Служба для него — приятное времяпрепровождение, за которое он получает чины. Особое место в его жизни занимал чиновничий опыт. Он постоянно совершенствует его себе на пользу.
Например, работая по принципу: “подписано, так с плеч долой”, Фамусов следит, чтобы бумаг не слишком много накапливалось. В общении с более влиятельными чиновниками он использует лесть и знает, в какой момент надо ее ввернуть. Естественно, что такой человек не может ценить и уважать людей за их личные качества. Для него важнее их материальное положение.
Ничего удивительного нет и в том, что жениха для своей дочери он мечтает видеть именно таким:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених.
В литературоведении уже сложился прочный стереотип этого явления — “фамусовское общество”. Оно традиционно.
Его жизненные устои таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожать вольнодумные мысли, с покорностью служить более высокому начальству, но самое главное — быть богатым.
В богатстве они видели единственный смысл своей жизни. Идейной программой этого общества можно назвать известный монолог Фамусова:
…Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Необразованность не мешает жить таким людям, как Фамусов. Мало того, в учении они видят негативные стороны, считают, что оно вредит обществу.
Передовой ум того времени не мог с этим примириться, и комедия Грибоедова стала как бы вызовом темному обществу, тянущему страну назад. Автор противопоставил закоснелым в своих общественных пороках аристократам молодого человека Александра Андреевича Чацкого.
Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Грибоедов сделал своего героя выразителем передовых идей русской аристократической молодежи. В монологах Чацкого уже прослеживается некоторая политическая программа.
Чацкий покушается на устои крепостничества, презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу, лжепатриотизм. Но для фамусовского общества он более опасен тем, что дает ему беспощадную характеристику.
В то время в России, как, впрочем, и сейчас, была мода на все иностранное. Чацкий и это подвергает критике:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий понимает, что “пустое, робкое, слепое подражание губительно для России”.
Образом Чацкого автор дает понять, что в России есть люди, которых не волнует ни повышение в чинах, ни богатство, для которых науки и искусства — самое главное в жизни. Но таких людей еще очень мало. Они не находят признания у Фамусовых. Более того, они для них становятся опасными. Чацкий понимает всю важность просвещения России и отстаивает свои позиции до конца.
После открытого конфликта с фамусовским обществом Чацкий, перед тем как навсегда уйти, бросает им в лицо:
Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет…
Я считаю, что главная идея комедии “Горе от ума” — революционная: обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности. Сам Грибоедов реализовался в этой великой идее, поэтому и великий русский поэт снял перед мертвым Грибоедовым шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся перед будущей свободой нашего Отечества!
Источник: https://MirZnanii.com/a/360592/glavnaya-ideya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
Идейный смысл комедии грибоедова «Горе от ума»
Сочинения по литературе: Идейный смысл комедии грибоедова «Горе от ума»
Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии —г бессмертной комедии “Горе от ума”, А. С. Грибоедов близок и дорог нам как передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое и плодотворное влияние на развитие национальной русской культуры.
Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа.
Комедия Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей.
Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.
Блестящий ум автора, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского “света”, погрязшим в ленивой праздности и ностальгии “по временам очаковским и покоренья Крыма”.
Но в глухо затворенные двери особняков, где “предрассудки стары”,властностучится “век нынешний”, несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов.
Итак, с одной стороны, личность, настроенная демократически, “души высокие порывы” посвящающая Отчизне, своему народу, который в “рабстве тощем” дошел до предела, а с другой — “барство дикое”.
Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета. классический “любовный треугольник” и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте — особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода — социальному.
Тем не менее “тайна” Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это.
Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова!
Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи — типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров.
Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. “Мечтатели опасные” вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не.
почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения.
Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб — тупой солдафон, “острослов” Репетилов — пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий — наглый мошенник. А вокруг них — толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских…
Чацкий — единственное живое лицо в комедии, по меткому замечанию И. А. Гончарова. Согласимся: далеко не каждый современник автора и его героя смог бы стать прототипом Чацкого, прямо вступив в бой со своими идейными и духовными противниками.
Понятно, что Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова.
Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко, тонко проанализировал герой общество, вынеся ему справедливый приговор:
…Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, родстве,
Великолепные сооруди палаты.
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты…
Чем же завершается конфликт передовой личности с фамусовским обществом? Помните? “Сюда я больше не ездок…” Неужели это— признание поражения? Нет.
отнюдь! Прав Гончаров, утверждавший: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, удар качеством новой…
” Спустя полвека после создания комедии Грибоедова, когда Чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова эти прозвучали более чем убедительно. Ведь возвращались победителями “России верные сыны”…
Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве.
Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Правда, совсем еще недавняя история нашей страны до конфликта деда не доводила: благо, рудников стало поболее, чем при Николае I.
Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем пути вперед — “за честь отчизны, за убежденья, за любовь”.
А что бы мы делали без них?.. Ответ очевиден. Ведь пророки всегда поэты. А поэты, если вспомнить Иосифа Бродского, “всегда возвращаются”…
»crosslinked«
Источник: https://ruslit.biz/idejnyj-smysl-komedii-griboedova-gore-ot-uma/
Идейный смысл комедии Грибоедова “Горе от ума”
Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии —г бессмертной комедии “Горе от ума”, А. С.
Грибоедов близок и дорог нам как передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое и плодотворное влияние на развитие национальной русской культуры.
Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа.
Комедия Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.
Блестящий ум автора, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского “света”, погрязшим в ленивой праздности и ностальгии “по временам очаковским и покоренья Крыма”.
Но в глухо затворенные двери особняков, где “предрассудки стары”,властностучится “век нынешний”, несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов.
Итак, с одной стороны, личность, настроенная демократически, “души высокие порывы” посвящающая Отчизне, своему народу, который в “рабстве тощем” дошел до предела, а с другой — “барство дикое”. Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно.
Избрав для сюжета. классический “любовный треугольник” и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте — особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен).
Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода — социальному. Тем не менее “тайна” Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется.
Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это.
Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова! Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи — типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. “Мечтатели опасные” вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не.
почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения.
Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб — тупой солдафон, “острослов” Репетилов — пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий — наглый мошенник.
А вокруг них — толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских… Чацкий — единственное живое лицо в комедии, по меткому замечанию И. А.
Гончарова. Согласимся: далеко не каждый современник автора и его героя смог бы стать прототипом Чацкого, прямо вступив в бой со своими идейными и духовными противниками.
Понятно, что Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова.
Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые!
И не просто смело, горячо, а умно, глубоко, тонко проанализировал герой общество, вынеся ему справедливый приговор: …Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, родстве, Великолепные сооруди палаты. Где разливаются в пирах и мотовстве И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты… Чем же завершается конфликт передовой личности с Фамусовским Обществом? Помните? “Сюда я больше не ездок…” Неужели это— признание поражения?
Нет. отнюдь! Прав Гончаров, утверждавший: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, удар качеством новой…” Спустя полвека после создания комедии Грибоедова, когда Чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова эти прозвучали более чем убедительно. Ведь возвращались победителями “России верные сыны”…
Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве.
Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт.
Правда, совсем еще недавняя история нашей страны до конфликта деда не доводила: благо, рудников стало поболее, чем при Николае I.
Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем пути вперед — “за честь отчизны, за убежденья, за любовь”. А что бы мы делали без них?.. Ответ очевиден.
Ведь пророки всегда поэты. А поэты, если вспомнить Иосифа Бродского, “всегда возвращаются”…
Источник: https://school-essays.info/idejnyj-smysl-komedii-griboedova-gore-ot-uma/
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников, был весьма незаурядным политиком и дипломатом.
Грибоедов прожил всего 34 года. Он погиб, растерзанный фанатиками.
Его смерть, по-моему, имеет некоторое символическое значение: так мир тьмы в относительно недавнее время набрасывался на все талантливое и передовое. Грибоедов мог бы сделать для культуры гораздо больше, но… Однако и его три замечательных произведения остались жить вечно. Это два вальса и комедия “Горе от ума”.
В комедии описывается столкновение “века нынешнего” с “веком грядущим”, столкновение нравов, взглядов, мнений людей разных поколений.
Представителем “века нынешнего” является, несомненно, Чацкий. Остальные герои ему противостоят.
В основном это московские аристократы, которые “черпают суждения из забытых газет”. Моральные ценности этих людей весьма занижены. Одна из центральных фигур комедии — Фамусов — типичный представитель московского аристократического общества. Он, — крепостник со всеми присущими крепостнику нравственными изъянами духа.
Он считает 'законным распоряжаться людьми, как своими вещами. Он не признает прав крепостных. Служба для него — приятное времяпрепровождение, за которое он получает чины. Особое место в его жизни занимал чиновничий опыт. Он постоянно совершенствует его себе на пользу.
Например, работая по принципу: “подписано, так с плеч долой”, Фамусов следит, чтобы бумаг не слишком много накапливалось. В общении с более влиятельными чиновниками он использует лесть и знает, в какой момент надо ее ввернуть. Естественно, что такой человек не может ценить и уважать людей за их личные качества.
Для него важнее их материальное положение. Ничего удивительного нет и в том, что жениха для своей дочери он мечтает видеть именно таким:
Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых — Тот и жених. В литературоведении уже сложился прочный стереотип этого явления — “фамусовское общество”. Оно традиционно. Его жизненные устои таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожать вольнодумные мысли, с покорностью служить более высокому начальству, но самое главное — быть богатым. В богатстве они видели единственный смысл своей жизни. Идейной программой этого общества можно назвать известный монолог Фамусова: …Вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему! — Что за тузы в Москве живут и умирают!.. Необразованность не мешает жить таким людям, как Фамусов. Мало того, в учении они видят негативные стороны, считают, что оно вредит обществу.
Передовой ум того времени не мог с этим примириться, и комедия Грибоедова стала как бы вызовом темному обществу, тянущему страну назад. Автор противопоставил закоснелым в своих общественных пороках аристократам молодого человека Александра Андреевича Чацкого. Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества.
Грибоедов сделал своего героя выразителем передовых идей русской аристократической молодежи. В монологах Чацкого уже прослеживается некоторая политическая программа. Чацкий покушается на устои крепостничества, презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу, лжепатриотизм.
Но для фамусовского общества он более опасен тем, что дает ему беспощадную характеристику. В то время в России, как, впрочем, и сейчас, была мода на все иностранное. Чацкий и это подвергает критике: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий понимает, что “пустое, робкое, слепое подражание губительно для России”. Образом Чацкого автор дает понять, что в России есть люди, которых не волнует ни повышение в чинах, ни богатство, для которых науки и искусства — самое главное в жизни. Но таких людей еще очень мало. Они не находят признания у Фамусовых.
Более того, они для них становятся опасными. Чацкий понимает всю важность просвещения России и отстаивает свои позиции до конца. После открытого конфликта с фамусовским обществом Чацкий, перед тем как навсегда уйти, бросает им в лицо: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет…
Я считаю, что главная идея комедии “Горе от ума” — революционная: обличение мракобесия, отмена крепостного права, честь по уму, свобода личности. Сам Грибоедов реализовался в этой великой идее, поэтому и великий русский поэт снял перед мертвым Грибоедовым шляпу. В этот момент Пушкин преклонялся перед будущей свободой нашего Отечества!
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/griboedov-a-s/gore-ot-uma/3880-glavnaya-ideya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
Замысел и проблемы комедии Горе от ума. – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич
Идейный замысел комедия и её композиция.
Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России, в ответ на усиление правительственной реакции, стали зарождаться тайные политические общества.
Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основ его комедии; это придало ей социально-политический характер Комедия Грибоедова отразила всё усиливающуюся в русском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борьба является основным двигателем действия пьесы.
Но выступление Чацкого против фамусовского общества осложняется его любовной драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне связаны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а переплетаясь и осложняя друг друга.
Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно ярко сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла — дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Идейно-тематическое содержание комедии «Горе от Ума»
В своей комедии Грибоедов очень остро поставил Ряд важнейших для его времени проблем: проблему крепостного права и взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, ложного и истинного патриотизма. Эта проблематика придала комедии острый политический характер, сделав её произведением, которое, ещё не будучи напечатанным, разошлось в тысячах экземпляров рукописных списков не только в столицах, но и в провинциальных городах.
Но само заглавие комедии указывает, что автор включил в содержание «Горя от ума» ещё одну проблему. Грибоедов показывает горе умного человека, который принуждён жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.
Причиной трагедии Чацкого являются его передовые взгляды, ум и благородные стремления. Всё это не только не ценится в фамусовском обществе, но отвергается, больше того — преследуется им.
Человек может быть принят в этом дворянском обществе, лишь отказавшись от своих взглядов в угоду господствующим, подчинившись традициям этого общества.
Такая перемена произошла, например, с Софьей и с бывшим товарищем Чацкого по военной службе Горичем.
Источник: https://testsoch.info/zamysel-i-problemy-komedii-gore-ot-uma-xudozhestvennyj-analiz-griboedov-aleksandr-sergeevich/
Шпаргалка: Смысл названия комедии Горе от ума 3
Автор: Грибоедов А.С.
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения.
В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”.
Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”.
В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,
Да этакий ли ум семейство осчастливит?
Вот в чем суть противопоставления: ум — “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, — ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”.
Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений — “чума”.
Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами — пожалуйста, и выгодные знакомства завести.
А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам.
Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу.
Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп.
Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен… Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль…” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире.
Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества — это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:
Спросили бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя.
Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические — все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить.
Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин — “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”.
По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны.
Чацкий для московского общества — либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого — лишь плод больного воображения.
“Умный человек, — замечал Гельвеции, — часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”.
В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен — вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов.
Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки.
И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.
Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.
Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины.
“Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, — с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность.
Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.
Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный.
Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.
Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку.
Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.
Источник: https://ronl.org/shpargalki/literatura-i-russkiy-yazyk/799890/