Иллюстрации к роману “обломов” гончарова (картинки, рисунки)

Иллюстрации к роману “Обломов” Гончарова (картинки, рисунки)

Иллюстрации к роману

Роман “Обломов” – знаменитое произведение выдающегося русского писателя И. А. Гончарова. 

В этой статье представлены иллюстрации к роману “Обломов” Гончарова (картинки, рисунки). Иллюстрации выполнены такими художниками, как Г. Мазурин, Ю. С. Гершкович, М. П. Клячко, П. Н. Пинкисевич, Л. Красовский и др. 

Смотрите: 

– Краткое содержание романа

– Все материалы по роману “Обломов” 

Художник Г. Мазурин

Илья Обломов. Художник Г. Мазурин

Илья Обломов. Художник Г. Мазурин

Андрей Штольц. Художник Г. Мазурин

Обломов на прогулке. художник Г. Мазурин

Художник М. П. Клячко

Илья Обломов. Художник М. П. Клячко

Илья Обломов и Ольга Ильинская. Художник М. П. Клячко

Обломов, Агафья Пшеницына и Андрюша. Художник М. П. Клячко

Художник Ю. С. Гершковича

Андрей Штольц. Художник Ю. С. Гершкович

Ольга Ильинская. Художник Ю. С. Гершкович

Агафья Пшеницына и Илья Обломов. Художник Ю. С. Гершкович

Агафья Пшеницына, Илья Обломов и их сын Андрюша. Художник Ю. С. Гершкович

Семья Обломова. Художник Ю. С. Гершкович

Илья Обломов и Захар. художник Ю. С. Гершкович

Художник Л. Красовский

Илья Обломов и Агафья Пшеницына. Художник Л. Красовский

Приезда Штольца. Художник Л. Красовский

Получение письма в Обломовке. Художник Л. Красовский 

Обломов, Штольц и Ольга Ильинская. Художник Л. Красовский

Тарантьев и Мухояров. Художник Л. Красовский 
Обломов и Захар. Художник Л. Красовский

Художник В. В. Морозов

Илья Обломов и Андрей Штольц. Художник В. В. Морозов

Агафья Пшеницына и Илья Обломов. Художник В. В. Морозов

Тарантьев и Обломов. Художник В. В. Морозов 

Художник П. Н. Пинкисевич

Илья Обломов и Агафья Пшеницына. Художник П. Н. Пинкисевич

Проводы Штольца. Андрей Штольц и его отец. Художник П. Н. Пинкисевич

Илюша Обломов и няня. Художник П. Н. Пинкисевич

Художник В. Табурин

Приезд Штольца. Художник В. Табурин

Илья Обломов и Ольга Ильинская. художник В. А. Табурин 

Художник Т. В. Шишмарева

Илья Обломов и Ольга Ильинская. Художник Т. В. Шишмарева

Илья Обломов и Захар. Художник Т. В. Шишмарева

Художник С. М. Шор

Обломов и Ольга Ильинская. Художник С. М. Шор

Художник Г. В. Щеглов

Илья Обломов и Андрей Штольц. Художник Г. В. Щеглов

Художник К. Тихомиров

Захар. Художник К. Тихомиров

Художник В. М. Меншиков

Илья Обломов. Художник В. М. Меншиков

Художник К. Чичагов

Обломов и Захар. Художник К. Чичагов

Это были иллюстрации к роману “Обломов” И. А. Гончарова (картинки, рисунки). Авторами иллюстраций являются художники Г. Мазурин, Ю. С. Гершкович, М. П. Клячко, П. Н. Пинкисевич, Л. Красовский и др.

Смотрите: Все материалы по роману “Обломов”

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/07/illjustracii-roman-oblomov.html

Иллюстрации к роману Гончарова “Обломов”

     Эпизод  “Приезд Штольца к Обломову”

     Приезд Штольца изобразили В.А.Табурин* (1898) и С.М.Шор* (1936).
     Рисунок Табурина назван так же, как и разбираемый эпизод, – “Приезд Штольца к Обломову”. Художник хорошо передал запущенность комнаты, в которой живет Обломов.

На стенах и по углам – паутина; люстра – в каком-то грязном чехле; вещи разбросаны: одно полотенце висит на ширме, другое валяется на кресле. Здесь же и поднос, прислоненный к стене; на полу – раскрытая книга. На столах, обеденном и прикроватном, мы видим смятые салфетки, остатки еды, не убранные неизвестно с каких пор.

Кровать не заправлена, хотя, как мы знаем по тексту романа, – уже пятый час вечера… Илья Ильич, в грязном, видавшем виды халате, в стоптанных туфлях, в разных носках, сидит на постели, не в силах оторваться от нее даже навстречу Штольцу… Обломовщина…

Обратите внимание

Психологическая характеристика персонажей художнику менее удалась: ни “звонкого хохота” Штольца, ни восторженной радости Обломова и сдержанной Захара, глядя на эту картину, мы не “слышим” и не чувствуем.

      Вторая иллюстрация, исполненная С.М.

Шор, названа “Обломов и Захар”, но изображен на ней тот момент, когда Захар (уже в пятом часу вечера!) никак не может растормошить сонного Обломова, а в дверях стоит, наблюдая эту сцену, смеющийся Штольц. Обстановке комнаты художник не придает большого значения; главное – герои романа, особенно Обломов. Он лежит на постели, как огромный, набитый ватой мешок.

Лицо заплыло жиром. Глаза слиплись, рот полуоткрыт – сладко спит Илья Ильич… Не слышит он укоров своего достойного слуги Захара: “Ну, ах ты, головушка! Что лежишь, как колода? Ведь на тебя смотреть тошно! Поглядите, добрые люди!.. Тьфу!”
      Эта иллюстрация выразительнее первой.

Но Обломов здесь все-таки не такой, каким мы представляем его во время приезда Штольца по тексту романа. Несмотря на то что “Обломов как-то обрюзг не по летам”, тогда он был еще человеком “приятной наружности”; вскоре после отъезда Штольца за границу стал женихом Ольги Ильинской, а она не могла бы полюбить такого заплывшего жиром увальня, каким изобразила Обломова С.М.Шор.

(Из книги: Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл. Элективные курсы. – М.: Дрофа, 2005) 

    Табурин Владимир Амосович (1880 – 1954) – русский художник, книжный график, иллюстратор и фоторепортёр. Писатель и журналист. Автор рекламных плакатов.

В “Ниве” с середины 1890-х годов в рубрике “Литературный альбом” его рисунки иллюстрировали произведения выдающихся мастеров литературы, чьи собрания сочинений ежегодно выходили в виде бесплатных приложений к журналу, либо такие произведения публиковались на страницах основного издания.

Таким образом Табуриным были иллюстрированы произведения А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова и других русских писателей.
      Шор Сарра Марковна (1897 – 1981), живописец, график, театральный художник. Наряду с живописью, сценографией, станковой графикой, Шор в течение 1920–30-х гг.

преимущественно работала в книжной графике; книги с ее иллюстрациями издавались ведущими издательствами Москвы и Ленинграда и неоднократно были премированы в СССР и на международных выставках.

ФЭБ: Дановский. Постижение художественного мира И.А.Гончарова в средней школе

ФЭБ: Пырков. “Сон Обломова” и “Щит Ахилла” (Гомеровские мотивы в поэтике И.А.Гончарова)

(вернуться в начало страницы)

Источник: https://literatura5.narod.ru/oblomov.html

Над иллюстрациями «Обломова» работал Евгений Лансере

Интересный факт: работе над иллюстрациями, заказанными Евгению Лансере Государственным издательством художественной литературы в 1934 году, предшествовал любопытный диалог, который художник даже зафиксировал в своем дневнике.

Люди творческие спорили о том, кто из писателей сумел правильно показать в своем романе живописца. Гончаров, к сожалению, не попал в список удачливых. Его участь также разделили Гоголь и Толстой. Тогда как точные черты характера художника сумели, по мнению Лансере, отразить в прозе Гофман, Бальзак и Золя.

Как бы то ни было, отдать должное мастерству Гончарова Лансере смог уже довольно скоро. Лишь несколько месяцев отделяют небрежно брошенную реплику в сторону классика от начала работы над эскизами к его роману «Обломов».

Важно

Признанному декоратору были заказаны 13 иллюстраций, в том числе обложка и заставка к книге, концовка, титульный лист и рисунки, сопровождающие сюжет.

Работа над картинами к роману продвигалась не слишком быстро. Больше всего времени иллюстратор потратил на образ Обломова. Существуют три эскиза к титульному листу произведения, на которых появляются главный герой и персонажи из его сна — Ольга и Штольц.

Обломов от картины к картине меняет возраст. Несколько штрихов карандаша отделяют юношу от человека средних лет, уставшего от жизни и собственного бездействия.

Лансере пытался уловить характер персонажа, привести его образ в полное соответствие с замыслом автора романа. Главное внимание при этом художник уделил прорисовке нижней части лица: безвольного подбородка, переходящего в скрытую складками одежды шею.

Занимала художника и главная героиня произведения Ольга Ильинская. В нескольких точных и выразительных эскизах к титульному листу он меняет портрет, привлекая внимание читателя к воздушному шарфу, который то придает динамику всему облику, взмывая от ветра вверх, то покорно ложится на девичьи плечи.

Признанной классикой стали созданные художником образы округлой и добродушной Агафьи Матвеевны, собранного и серьезного Штольца, смиренного старика Захара.

В оценке критиков работа Евгения Лансере удостоилась высочайших похвал. В один голос рецензенты утверждали, что художник сумел выразить саму атмосферу быта Обломовки и ее обитателей, запущенного барского дома Обломова, умело прорисованных на заднем плане пейзажей.

Книга с иллюстрациями Е. Лансере несколько раз переиздавалась, и сегодня каждый ценитель творчества художника не прочь отдать за нее немалые деньги.

Совет

Кстати, в послужном списке Лансере-иллюстратора мы найдем работу над книгами А. С. Пушкина («Выстрел», «Дубровский»), М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени», «Демон»), Л. Н. Толстого («Хаджи-Мурат», «Казаки»).

Известно влияние художника и на облик журналов «Мир искусства», «Аполлон» и «Золотое руно», в котором часто появлялись эскизы к его работам.

Источник: https://magnumars.ru/article/4

Иван Гончаров: Обломов

Издательство «Речь» продолжает радовать поклонников классики и приобщать детей к серьёзной литературе новыми книгами из серии «Классика Речи». Сегодня я хочу немного рассказать об издании знакового для русской литературы романа. Романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов».

Этот роман входит в обязательную школьную программу по литературе, поэтому, думаю, он всем знаком. Все о нём слышали, многие его читали. Большинство считает роман сложным для чтения, дети в школе часто его читают «из-под палки» или ограничиваются кратким пересказом сюжета из интернета. Это не совсем справедливо. Вчитаться в роман «Обломов», действительно, непросто.

Сюжет сначала стоит на месте, читатель видит только сны и мечтания Обломова. Но нужно проявить терпение, как только закончатся «обломовские» сны и появятся Штольц и Ольга Ильинская, сюжет потечет бодро, быстро и даже увлекательно. Ребёнка нужно просто настроить на непростое начало романа и приободрить, чтобы он смог через него пробиться, а не сразу бы бросил чтение.

О героях романа Гончарова «Обломов» написаны горы критической литературы, особенно об Обломове и Штольце. Поэтому не буду долго на них останавливаться. Скажу только, что Обломов самый привлекательный и интересный персонаж романа, несмотря на его фантастическую лень, которую принято ругать. Лень Обломова имеет свою глубокие корни.

Это даже не лень в привычном для нас понимании. Обломов просто боится выбрать какую-нибудь роль в своей жизни (чем-то заняться), ведь тогда он потеряет возможность играть другие роли (быть кем-то другим). Это бессознательный страх выбрать совою дорогу в жизни и потерять тысячи других дорожек. Поэтому для него лучше вообще ничего не делать, чем совершать такой роковой выбор.

Это сознательная жизненная позиция, с которой можно не соглашаться, но которую нужно уважать. Неслучайно Обломова невозможно презирать или не любить: ведь он искренний, добродушный, милый человек. Он добрый ребёнок по сравнению с «железным чудовищем» Штольцем. Роман Гончарова «Обломов» — одно из самых важных произведений русской литературы.

Гончаров смог показать такие характеры, которых раньше в литературе практически не было, открыть для нас новую, необычную, но очень важную сторону жизни и человеческих отношений.

Обратите внимание

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» вышел в издательстве «Речь» в серии «Классика речи». Издание, как и остальные книги серии, дорогое и качественное.

Твердая обложка синего цвета с портретом Обломова и текстильными и пластиковыми вставками; качественная плотная офсетная бумага; среднего размера шрифт; закладка-ляссе. Особенное внимание издательство уделило иллюстрациям. В этом издании рисунки художника Юрия Гершковича, которые, признаюсь, раньше мне видеть не приходилось.

Я раньше был знаком с работами Гершковича по иллюстрациям к произведениям Достоевского, но его картин к «Обломову» раньше не встречал. Рисунки к «Обломову» выполнены художником в спокойных, даже нежных тонах. Они хорошо соответствуют размеренному, замедленному внешне, но напряженному внутренне сюжету романа Гончарова.

Обломов в изображении художника ярок и безлик одновременно. Как удалось Гершковичу достичь такого противоречивого эффекта, для меня загадка, но сделано это здорово.

Книга рекомендована для детей старшего школьного возраста (маркировка на обложке 12+) и всем любителям русской классики в шикарном подарочном издании с талантливыми иллюстрациями.

Дмитрий Мацюк

Иван Гончаров: Обломов. Художник: Юрий Гершкович. Речь, 2017 г

В Лабиринте

Источник: https://MyBookland.ru/ivan-goncharov-oblomov/

Роман «Обломов» как отражение русской действительности 19 века

Cлайд 1

Cлайд 2

Пока останется хоть один русский, – до тех пор будут помнить «Обломова» И.С. Тургенев

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите Гончарову что я в восторге от “Обломова” и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это то, что “Обломов” имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике». Как плод огромного творческого обобщения действительности оценили “Обломова” также И.С. Тургенев и В.П. Боткин. Разрешение прежде всего «обширной общечеловеческой психологической задачи» увидел в нём и молодой Д.И. Писарев.

Cлайд 6

В новом произведении Гончарова, считал он, выведен «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», а сам роман есть «знамение» настоящего общественно-политического состояния России. (“Современник”. 1859. № 5)

Cлайд 7

Кто же ближе к истине?

Cлайд 8

ОБЛОМОВКА ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА ОБЛОМОВ ШТОЛЬЦ ОЛЬГА Агафья Матвеевна ОБЛОМОВ ОЛЬГА

Читайте также:  Критика о повести "поединок" куприна, отзывы критиков-современников

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Что является важной характеристикой героя? портрет; одежда; интерьер; отношение к жизни.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Основание Обломов Штольц Образ жизни Детство Отношение к образованию Отношение к обществу Понимание любви

Cлайд 21

Основание Обломов Штольц Образ жизни Лежание на диване, без участия в общественной жизни Участник компании, ведущий дела за границей, изъездил Россию вдоль и поперек. Детство Физическое воспитание заботило меньше всего. Самое главное сон и еда, еда и сон. Все дни проходили в труде. Не оставался в стороне от семейных дел Отношение к образованию Учился поневоле, не понимая цели учения Учился отлично, нравилось познавать новое Отношение к обществу Чужд образ жизни светского человека, не нравится суета света Везде ведет себя уверенно, успевает бывать в свете, несмотря на занятость, но не придает светской суете особого значения Понимание любви Любовь – потрясение, болезнь, доставляет ему душевные страдания Любовь – труд ума и сердца

Cлайд 22

Сходные черт в характерах героев: способность на глубокие искренние чувства; светлые воспоминания о детстве; привязанность к матери.

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

1. Типичный русский барин: ничего никогда не делал сам – для этого у него есть «Захар и еще триста Захаров». 2. Созерцатель и мечтатель: лежит на диване и думает о том, как чудно он все устроит в своем поместье. Но не желает соприкасаться с реальностью. Жизнь, что кипит вокруг него, для него лишь суета, ради которой не стоит вставать с дивана. 3.Пасует перед любыми жизненными проблемами: беспомощен, апатичен, ленив. Ничто не может его изменить: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь Ольги Ильинской, ни опасность второго удара и смерти. Он медленно и верно порывает со всем внешним миром.

Cлайд 26

Cлайд 27

Cлайд 28

Источник: https://bigslide.ru/literatura/2089-roman-oblomov-kak-otrazhenie-russkoy-deystvitelnos.html

Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова “Обломов”

Слайд 1

И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, – до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев

Слайд 2

Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Слайд 3

Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Слайд 4

Важно

Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». И.А.Гончаров

Слайд 5

В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Слайд 6

Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

Слайд 7

Понятие «обломовщина» Обломовка – созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство.

Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

«обломовщина» – это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Слайд 8

Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Слайд 9

Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Слайд 10

Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Слайд 11

Совет

Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

Слайд 12

Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

Слайд 13

Развитие действия VI – XI главы этой части – развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.

Слайд 14

Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Слайд 15

Развязка романа Этому посвящены XI – XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Слайд 16

Постпозиция романа В четвертой части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

Слайд 17

Эпилог романа В эпилоге ( XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой.

Обратите внимание

И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

Слайд 18

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Слайд 19

Сюжет романа Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается. Вторая точка зрения профессора А.Г.

Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу».

Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Слайд 20

Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.

Слайд 21

Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Слайд 22

Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.

Слайд 23

Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В.Г. Белинский

Слайд 24

Важно

Критические отклики «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения». А.Ф.Кони

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/04/prezentatsiya-k-uroku-po-romanu-iagoncharova-oblomov

Презентация на тему “И.А. Гончаров и роман “Обломов””

  • Слайд 1 Роман «Обломов»(10 класс)
  • Слайд 2 Роман вышел в 1859 г, когда Россия стояла на пороге экономических перемен, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Оно тормозило развитие страны. Одним из его порождений стало явление, которое называют «обломовщиной». Изображая судьбу своего героя, писатель анализирует причины возникновения в русской жизни этого типичного социального явления.СозданиеГлавная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь
  • Слайд 3 Расскажите историю жизни И.И.Обломова и проанализируйте её по плану:
    • Образ главного героя (черты характера, детство, день, роль деталей в обрисовке героя);
    • Жизненные идеалы героя;
    • Отношение автора к герою;
    • Захар и Обломов;
    • Обломовские черты в Захаре;
    • Выделите привлекательные черты характера героя, его слабости, определите символические детали, укажите их роль.
  • Слайд 4

    Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта. Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интересе к жизни, равнодушие к себе.

    Обломов дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни… Символические детали: большой диван, удобный халат, мягкие туфли. Все эти детали определяют характер жизни Обломова.

    Пытаясь «снять» привычный халат, встать с удобного дивана, герой через некоторое время вновь возвращается к любимому образу жизни.

  • Слайд 5

    Расскажите об Андрее Штольце и проанализируйте материал по плану:

    • Характеристика Штольца;
    • Деятельность Штольца, его идейная позиция;
    • Отношение автора к герою;
    • Решите вопрос: Штольц – антипод Обломова или его двойник?
    • Выделите привлекательные черты и слабости этого героя.
  • Слайд 6

    Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (ведет дела за границей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение.

    Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни – стремление к личной независимости. Штольц – это буржуазный делец.

    К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

  • Слайд 7

    Дайте характеристику Ольге Ильинской по плану:

    • Характер и идеалы Ольги;
    • Почему Ольга полюбила Обломова?
    • Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?
    • Расскажите историю любви Ольги и Обломова;
    • Роман согрет двумя историями любви. Чем отличается любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги?
    • Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?
  • Слайд 8

    Привлекательные черты: неудовлетворённость собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, Ольга много сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии.

  • Слайд 9

    Илья Ильич Обломов – это живое воплощение и логическое завершение тех родовых черт его дедов и прадедов, которые культивировались из поколения в поколение. Его чистая душа в соседстве с ленью и бездействием и есть национальный русский характер, который долго ещё будет существовать.

  • Слайд 10

    Происходит из богатого дворянского рода, умный, образованный человек. Живёт, как ему нравится: ест, пьёт и спит. Его идеал – «безмятежность и покой». Это приятнее, чем вечно крутиться, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, или писать обличительные статьи о падших людях, как сочинитель Пенкин.

    Илья Ильич Обломов – главный герой романа

    Героя совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера: в них он не видит ничего, кроме пустой суеты, а ради суеты не стоит подниматься с дивана.

    Использован приём антитезы: внешний мир суеты и неподвижный, погружённый в созерцание мир Обломова.

  • Слайд 11

    Милый «русский ленивец» вызывает симпатию писателя. Это мягкий и добрый человек с чутким сердцем. Он непрактичен и нерационален, неприспособлен к жизни, беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и обманывают все, даже слуга.

    Илья Ильич Обломов – главный герой романа

    Обломов превосходит окружающих по душевным качествам (считает, что падшему человеку надо руку подать, а не обличать его).

  • Слайд 12

    Нравственно он стоит гораздо выше Штольца и Ольги, которые это сами признают. Перед нами «хрустальная душа».

    Илья Ильич Обломов – главный герой романа

    Но сладкое безделье не проходит бесследно: герой погружается в спячку, его прекрасные душевные качества погребены уже в Обломовке, убиваются ленью и духовным застоем.

    Сам Обломов строго судит себя за пассивность и сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой»? (Ответ на него писатель даёт в главе «Сон Обломова»)

  • Слайд 13

    Никто и ничто не смогли изменить героя: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго апоплексического удара и смерти не заставили его снять халат.

    Илья Ильич Обломов – главный герой романа

    Он медленно и верно порывает со всем внешним миром, обретя свою Обломовку на Верхлевской улице с женщиной, о которой всегда мечтал.

    Умер Илья Ильич тихо и незаметно, «как будто остановились часы, которые забыли завести».

  • Слайд 14

    Глава была напечатана в 1849 г и имела большой успех. Все ждал появления романа целиком, но он был создан лишь через 10 лет. Писатель считал главу «увертюрой ко всему роману».

    Сон Обломова

    «Сон» – это художественный приём. Ностальгический сон о детстве Илюши Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его.

    «Сон» – это образный и смысловой центр романа, ключ к пониманию натуры Обломова.

  • Слайд 15

    Обломовка – идиллический край, где родился и вырос Обломов. Это островок мира и согласия, обетованная земля.

    Социальные условия, сформировавшие героя

    Он рос на лоне прекрасной природы, окружённый любовью и заботой. Здесь нет часов и минут.

  • Слайд 16

    В патриархальной Обломовке Илюше даже не позволяли одеваться самому. Труд считался наказанием. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца.

    Социальные условия, сформировавшие героя

    Обломовцы верят во все сказки и легенды. Илюша тоже уверовал в своего тёзку – Илью Муромца, лежавшего на печи и побеждающего без труда, волшебным способом.

  • Слайд 17
    1. Ведущая тема романа. Гончаров изобразил процесс, в медленном ходе которого «никнут и увядают» лучшие задатки человека.

    2. Что такое «обломовщина»? Это отсутствие труда (Труд определяет цель в жизни человека).
    3. Определение Штольца
    4. Явление русской жизни.

      Это нравы и понятия, основанные на даровом труде крепостных крестьян и пропитанные идеалом праздности, вечного покоя и беззаботности.

  • Слайд 18

    Проблема русского общества. Проблема не одного человека, но и общества, которое формирует характеры людей. «Обломовщина» не дала развиться многим добрым началам и талантам, заложенным природой в душе Обломова. Он не смог реализовать себя. «Наше имя – легион», скажет Обломов. И все эти люди тоже не смогут сбросить с себя халат «обломовщины».

  • Слайд 19
    1. Типичный русский барин. Ничего и никогда не делал сам – для этого у него есть «Захар и ещё триста Захаров».
    2. Созерцатель и мечтатель. Лежит на диване и думает о том, как чудно он всё устроит в своём поместье. Но не желает соприкасаться с реальностью. Жизнь, что кипит вокруг, для него лишь суета, ради которой не стоит вставать с дивана.
  • Слайд 20

    Пасует перед любыми жизненными проблемами

    Беспомощен, апатичен и ленив. Ничто не может его изменить: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь Ольги Ильинской, ни опасность второго удара и смерти. Он медленно и верно порывает с внешним миром.

  • Слайд 21

    Общество. «Обломовщина» – социальное явление, сложившееся в русском обществе. Появление Обломова – закономерный итог жизни общества, которое сыграло в формировании его характера огромную роль. Гончаров ищет причины «обломовщины» героя, начиная с его детства.

    Воспитание. По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Жизнь в Обломовке сделала из героя лентяя, который всё время устаёт: сначала от светской жизни, позже от любви и, наконец, просто устаёт жить.

  • Слайд 22
    • Русский национальный характер. Черты Обломова характерны не только для той эпохи, но и для русского национального характера. Лень, широта натуры, доброта, покладистость – всё это исторически сложившиеся качества русского человека. В России не приживается деятельный немец Штольц, для неё более органичен Обломов.
    • «Болезнь русского дворянства». Критик Н.А.Добролюбов назвал «обломовщину» своего рода «болезнью русского дворянства», заключающуюся в праздности, непреодолимой лени и неспособности ни к какой общественной деятельности. Добролюбов назвал роман Гончарова «знамением времени», т.е. злободневным, имеющим важное общественное значение.
  • Слайд 23

    Пейзаж

    Прекрасная природа Обломовки подчёркивает изображение «первобытного рая», ностальгию по детству, состояние душевного комфорта, покоя и тишины, передаёт атмосферу, в которой вырос Илья Обломов.

    Состояние природы передаёт и состояние романтической влюблённости Обломова и Ольги. Писатель изображает необыкновенно лирические картины: лето, дача, парк, аллея, ветка сирени.

  • Слайд 24

    Интерьер

    Описание квартиры Обломова на Гороховой улице в Петербурге выдаёт невероятную лень хозяина и его слуги Захара. Где-то стоит тарелка с объедками, вся комната затянута паутиной, дорогие ковры – в пятнах, запылённые зеркала, на которых можно делать записи.

  • Слайд 25

    Антитеза

    В романе путём противопоставления изображены сон Обломова и реальная жизнь, Обломовка и Петербург, характеры персонажей: Ильи Обломова и Андрея Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, Захара и Анисьи.

    Использование антитезы нацелено на то, чтобы увидеть каждое явление объективно.

  • Слайд 26

    Портрет

    «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

    Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.

    С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»

    Даже в портрете Обломова главное – беспечность, о которой Гончаров хоть и пишет с иронией, но мы всё равно чувствуем доброе отношение автора к главному герою.

  • Слайд 27

    Деталь

    В вещах, окружающих Обломова, тоже угадывается характер их владельца. Особое внимание уделяется описанию халата Обломова. Восточный, «без малейшего намёка на Европу», просторный и широкий халат покорно повторяет все движения тела. Когда любовь к Ольге пробуждает душу героя к активной жизни, то он мечтает «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и ума».

    Халат лишь на некоторое время исчез из поля зрения. Агафья Матвеевна обнаружила его в чулане и вернула к жизни. Так закончились попытки Обломова изменить свою жизнь.

  • Слайд 30

    – Каким образом И.А.Гончаров в своём романе показывает особенности национального характера русского человека?

    Представление об идеальных чертах русских людей, об идеальной русской жизни формируется автором во всём тексте романа путём сравнения разных по психологическому складу Обломова и Штольца прежде всего как людей, воплощающих русскую и немецкую национальную культуру.

    – Каким образом характеризуется Штольц? Можно ли сказать, что это русский или что это немец?

    Автор характеризует Штольца как полурусского – полунемца. При этом постоянно акцентирует внимание на его немецких корнях.

  • Слайд 31

    – Почему автор переплетает судьбы Обломова и Штольца?

    Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия как национальных типов, так и образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга. Эти образы контрастны.

    – Что было бы, если человек соединял в себе черты обоих героев?

    Это и есть замысел автора – показать совершенного человека, тип личности, который бы получился, если соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность и целеустремлённость, энергию Штольца.

  • Слайд 32

    – Возможно ли это?

    Нет. Ведь природа человека – несовершенна. Именно это и показывает автор финалом романа. Человек таков, каков он есть. Возможно обогащение, развитие способностей, но соединение противоположных, взаимоисключающих черт – невозможно.

    – Каким образом автор доносит мысль о том, что в каждом из героев есть положительные черты?

    Это реализуется введением в роман образа Ольги, впитавшего в себя что-то от каждого героя.

  • Слайд 35

    – Кем является Захар для Обломовки и самого Обломова?

    Захар – верный спутник Обломова, хранитель уклада, традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека.

    – Какова роль финальной сцены романа? Как она способствует раскрытию авторской позиции по отношению к герою?

    Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором ей. Захар – абсолютно зависящий от Обломова человек, физически и духовно. Финал его жизни трагичен: больной, нищий старик, без дома, без семьи и друзей, плачущий о своём барине и продолжающий боготворить его.

  • Слайд 36

    – Какие ещё итоги жизни Обломова вы можете выделить? В каком состоянии остаётся всё то, чего коснулся Обломов?

    Он не смог сделать счастливой Ольгу. Он не взял на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нём Штольцу. Он не смог спасти от разорения и гибели родительский дом, и это тоже передоверил Штольцу. Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны.

    – Найдите взаимосвязь между идеалами Обломова, ожиданием чуда, трагическим финалом и жизненной концепцией Обломова.

    Финал романа является итогом судьбы человека, который мечтал о прекрасной и гармоничной жизни. Полностью развеивается иллюзия возможности чуда. Автор финалом утверждает, что созерцательный образ жизни, свойственный русскому национальному характеру, ни к чему хорошему не приводит.

  • Слайд 37

    – Как вы думаете, так ли уж бесполезна была жизнь Обломова? Есть ли позитивные итоги его жизненной истории?

    Обломов обогатил Ольгу, создал совсем другую женщину: глубокую, мудрую, умеющую страдать. Такой полюбил Ольгу Штольц. Обломов подарил счастье Штольцу. Обломов обогатил прагматичного Штольца, раскрыв ему другие возможности духовной жизни. Штольц много передумал, перестрадал, переосмыслил в самом себе. Обломов подарил мгновения тихого счастья Агафье Матвеевне.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/goncharov-oblomov1

Курсовая работа: Портреты и интерьеры в романе Гончарова Обломов

Автор: Гончаров И.А.

Роман, написанный в 1859 году, с первых дней публикации и по сей день, как и всякое великое и мощное произведение мировой классики, вызывает различные эмоции. Споры и разногласия – равнодушных нет и не было.

Отсюда и множество критических статей: Добролюбов, Анненский, Дружинин и другие – каждый из них давал свое, в чем-то схожее, а в некотором и абсолютно не совпадающее, определение Обломова и обломовщины.

На мой взгляд обломовщина – это состояние не только внешних характеристик героя, но и всей жизненной организации, их совокупность.

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку.

Но каждый человек — это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё — лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

То есть для понятия произведения и основного замысла автора необходимо сопоставить как портретные данные героев, так и ту обстановку (её изменение), в которой тот или иной герой непосредственно находиться. Для этого мы сначала рассмотрим определения терминов «портрет» и «интерьер» и далее приступим к непосредственному применению и сопоставлению их в романе А.И. Гончарова «Обломов».

Взяв книгу в руки и начав читать рома, уже на первой странице мы обращаем внимание на детальное описание внешности, т.е. портрет героя. Тут же за портретной характеристикой героя следует описание интерьера. Здесь автор использует взаимодополнение портрета интерьером

Совет

Внимательно прочитаем портрет героя «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки… Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения, или воздуха, а может быть, того и другого». Тончайшие детали: глаза, цвет лица, поза. По прочтению этого отрывка сразу же формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою. Этот образ заслуживает уважение и негодование. Образ ленивого, безвольного, потрясающе беспечного и безмятежного, но при этом он чист и открыт душой, он совершенно не способен на подлости. Обломов, осознавая ту «правду», которая есть в этом мире, добровольно отдаляется от большой, активной жизни, ограничиваясь рамками собственной квартиры.

Описание квартиры, той ее небрежности схоже с душевным состоянием героя: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно

убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою

материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей… если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.»

Весь интерьер, как и сам Илья Ильич мягкий, сонный, убранный лишь для вида и то с чертами лени и безразличия.

Но подробнее я хотела бы остановиться на таком предмете интерьера как диван. Да, у каждого человека есть место и обстоятельства, в которых он чувствует себя «как король». Он защищен, свободен, доволен, самодостаточен. У гончаровского Обломова такой королевский трон – диван. Это не просто предмет мебели, не место отдыха и на после трудов праведных. Это священное место, на котором сбываются все желания. Выстраивается фантастический мир, в котором Обломов не правит – для этого ведь усилия прилагать нужно, — он принимает как должное покой, довольство, сытость. А к услугам Обломова – преданные рабы, если называть вещи своими именами.

Обломов сроднился, сросся со своим диваном. Но не только лень мешает Обломову сойти с него. Там, вокруг, — реальная жизнь, которая устроена вовсене к услугам и удовольствию барина. Там нужно что-то доказывать, чего-то добиваться. Там проверяется, что ты за человек и имеешь ли право на то, чего желаешь. А на диване покойно, уютно – и в царстве порядок… и Захар на месте…

Все это сонное царство, где сам хозяин становится предметом обстановки, живет своей не спешной, анабиозной жизнью, но лишь до тех пор пока в гости к Обломову не заезжает его старый приятель, русский немец, Штольц.

Ровесник Обломова Штольц с раннего детства воспитывался в строгости отца и любви матери. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой». Штольц человек цельный и деятельный, его приезд обозначил новый этап в жизни Обломова. Подвижный и энергичный, он не дает Илье Ильичу бездельничать. Поведение. Внешность да и весь образ Андрея является ярким контрастом с тем местом, той квартирой, где занимается мирным лежанием Обломов. Стихия Штольца – не сонное царство, а вечное движение вперед, преодоление жизненных преград. Видно от того и нет в романе конкретного описания дома Штольца. Гончаров лишь пишет о том, что он «служил, вышел в отставку…Занялся своими делами,…нашел дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек,… ездит в свет». Вечно куда-то стремящийся, у него нет времени как и у любого другого занятого человека на домашний уют, тапочки и мерное лежание в безделье.

Обратите внимание

Для автора Штольц – эта та сила, которая способна взбодрить Обломова и развеить обломовщину. Штольц много сделал и еще сделает для Ильи Ильича для того что бы побороть его образ жизни.

Одно из основных средств борьбы с ленью является перемена места постоянного пребывания. Андрей умел вывести героя в люди. Именно благодаря Штольцу Обломов знакомится с Ольгой Ильиничной.

«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.

Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом… Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли.

То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз.

Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками — нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль»- именно так, всего в нескольких деталях И.А. Гончаров дает портрет своей героини. Здесь Гончаров в нескольких деталях отмечает все, что так ценится в женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Так же, лишь несколько мгновений мы видим дом Ильинской, и он подобно хозяйке строг и без излишеств: «фортепиано», «статуя в углу», «глубокое венское кресло рядом с книжным шкофом».

После первой же встречи с Ольгой Илья Ильич начинает меняться и менять обстановку в квартире. Конечно, это не глобальные перемены, но путь намечен и дан толчек. Лишь на время, но Обломов меняется до неузнаваемости: под влиянием сильного чувства с ним произошли невероятные превращения – заброшен засаленный халат, Обломов встает с постели, как только просыпается, читает книги, газеты, энергичен, деятелен, а переехав на дачу ближе к Ольге, по несколько раз в день бывает у нее. Описание места, а точнее интерьера, котором находится Обломов, сводится как и у Штольца к минимуму. Теперь мы лишь знаем, что он на даче, что «около дачи было озеро, огромный парк», но это уже описание не интерьера, ограничивающего героя своими рамками, а свободная природа.

Однако Илья Ильич понимает, что любовь, несущая в себе потребность действий, самосовершенствования, в его случае обречена. Еще слишком свежи в памяти видения прежней жизни, дивана, беззаботного сна. Ему нужно другое чувство, другая жизнь, которая бы связывала мир сегодняшний и впечатления уютной обстановки.

Ольга в свое время рассуждает о том, как и с какой стороны она влияет на Обломова. Она «такая робкая и молчаливая» строит в герое тот идеальный мир, тот идеальный интерьер, в котором ей было бы удобно жить, при этом на уступки она не согласна.

Важно

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она – деятельности, воли энергии; ее идеал – Штольц с духовными качествами Ильи Ильича. Но чем больше она пытается изменить Илью, тем больше она понимает его внутренний мир, и тем дальше он отгораживается от нее. Он же хочет безоглядной любви, которая принесла бы к нему в дом и душу тепло и уют. Но Ольга любит лишь созданное ею детище.

Огромный резонанс происходит в душе Обломова. Его вырвали из его мира, его образа, его халата, попробовали переделать – не получилось. И тут сердце героя разбивается, происходит разлад с новым миром. Уезжая в город ему требуется снять квартиру и он оказывается у Агафьи Матвеевны Пшеничной.

Образ Пшеничной никогда не вызывал у критиков романа особого интереса: натура довольно грубая, примитивная. Ее принято было рассматривать как «ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича. Обратимся к ее портрету: « Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено». Здесь Гончаров рисует нам образ трудолюбивой, честной, домашней женщины, но очень ограниченной. Цели жизни у нее не было, была лишь цель каждого дня – накормить, привести в порядок одежду ( « смысл: покой и удобство Ильи Ильича…»)

Пшеницына находится за постоянной работой («работа всегда есть»), то мы ее видим что то готовящую, то она убирается у барина. Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и активностью Агафьи.

«Вдруг глаза его остановились на знакомых предметах: вся комната

завалена была его добром. Столы в пыли; стулья, грудой наваленные на

кровать; тюфяки, посуда в беспорядке, шкафы» — вот как впервые увидел Обломов дом Пшеницыной. Первой его реакцией были слова: «Какая гадость»-, однако Илья Ильич прекрасно понимает, что интерьер схож с его домом, с тем сонным царством, где все удобно и покойно.

Образ Пшеницыной не ограничен в этой обстановке, но видя, что Илье Ильичу удобно и приятно именно в такой обстановке, она начинает обустраивать дом в его вкусе.

В это время Обломов понимает, что стремиться ему в жизни больше некуда, что именно здесь, в доме на Выборгской стороне, идеальное место для его существования. Именно Агафья Пшеницына возвращает к жизни старый домашний халат Обломова.

И вновь Илья Ильич Обломов возвращается в то место, откуда началось повествование: он возвращается на диван.(«Ему хотелось только сесть на диван…»). Пшеницына бескорыстно любила Обломова, однако, своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся было в нем человеческие качества. Таким образом именно она завершила процесс духовной гибели Обломова, но не со зла она это сделала. Она находила радость и счастье в глубокой преданности ему, и таким образом сделала все, что бы приблизить существование Ильи Ильича схоже на его жизнь дома.

Совет

Хорошая, уютная жизнь, все течет своим чередом и кажется, что так можно прожить вечно, но… смерть не выбирает временя.

А что же Штольц и Ольга?

Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство “Они поселились в тихом уголке, на морском берегу. Скромен и невелик был их дом. Внутреннее устройство его имело также свой стиль, как наружная архитектура, как все убранство носило печать мысли и личного вкуса хозяев». Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя. Но стали ли они счастливы вместе? Бесспорно, их образы и стремления во многом воплатились в данной обстановке, все, что они хотели видеть в себе и своей семье получилось. Здравый рассудок все таки побеждает терзавшие ее чувства, она любит мужа, верит в него. Но все слишьком обыденно и механично, отсюда и такая тоска в обстановке их дома. С Обломовым умирает часть души Ольги, то стемящееся к лучшему, чему она пыталась научить Илью Ильича.

Итак, в заключении проделанной мной работы мы можем сделать вывод о том, что на протяжении всего романа вместе с героем так же меняются и интерьеры, на фоне которых представлен главный персонаж. Интерьеры и образы более второстепенных героев так же связаны друг с другом.

Можно сказать, что мы проследили эволюцию развития Обломова и смену (перемену) фона действия.

Портреты меняются с интерьерами, интерьеры с портретами… Тесная взаимосвязь этих деталей романа помогает нам лучше раскрывать образ главного героя, понять состояние его души, тела, этап развития.

Источник: https://ronl.org/kursovyye-raboty/literatura-i-russkiy-yazyk/796954/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]