Жизнь в Обломовке в романе “Обломов” Гончарова: образ жизни обломовцев
Илюша Обломов и няня. Художник П. Н. Пинкесевич |
Деревня Обломовка играет важнейшую роль в жизни Ильи Обломова, главного героя знаменитого романа И. А. Гончарова “Обломов”.
В этой статье представлено описание жизни в Обломовке в романе “Обломов”: образ жизни обломовцев и т.д.
Деревня Обломовка является земным раем и идеалом жизни для Ильи Ильича Обломова:
“…в своем земном раю – в Обломовке…
“
В Обломовке ничего не меняется уже много лет. Родители Обломова мало занимаются своим имением и не развивают его. Когда хозяином становится сам Обломов, он тоже ничего не меняет в имении:
“…
Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну…”
Обломовка расположена далеко от других населенных пунктов:
“…Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати…”
Жизнь в Обломовке протекает тихо, спокойно и предсказуемо. В этой местности не бывает грабежей, убийств и т.д.:
“…Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…”
“…Как все тихо, все сонно в трех‑четырех деревеньках, составляющих этот уголок!..”
“…Тихо и сонно все в деревне…”
В Обломовке царит атмосфера лени и неподвижности:
“…все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью…”
И хозяева, и крестьяне в Обломовке являются настоящими домоседами. Обломовцам нравится сидеть дома, а не “шататься” где-то:
“…В Обломовке мужики смирные, домоседы; что им шататься?..”
Крестьяне из Обломовки выезжают в люди очень редко – около 3 раз в год:
“…Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели…”
Жители Обломовки не любят что-либо ремонтировать вовремя и откладывают ремонт до последнего. В результате этого господский дом и другие постройки в Обломовке выглядят старыми и запущенными:
“…родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом…”
Самой главной заботой в Обломовке является пища. Среди обломовцев царит настоящий “культ еды”:
“…Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!..”
“…главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом…”
Один из обязательных пунктов в распрядке дня обломовцев – это послеобеденный сон. Плотно пообедав, обломовцы дружно укладывается спать:
“…И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна…”
При этом послеобеденный сон является привычкой не только у хозяев, но и у крестьян:
“…И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне…”
“…Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях…”
В Обломовке не принято много трудиться. Обломовцы воспринимают труд как какое-то наказание:
“…Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным…”
Образ жизни в Обломовке однообразен и скучен. Но обломовцам нравится эта монотонность. Каждый день здесь похож на предыдущий:
“…Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра. Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие? Пусть же другие и расхлебывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет…”
Благодаря размеренному образу жизни, Обломовцы живут долго и болеют мало:
“…Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго…” Это было описание жизни в Обломовке в романе “Обломов” Гончарова: образ жизни обломовцев, распорядок дня жителей.
Смотрите: Все материалы по роману “Обломов”
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/08/zhizn-v-oblomovke-roman-oblomov.html
Обломов и «обломовщина»
Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.
Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке.
Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод». Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.
Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам.
Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема.
Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого.
В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.
Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.
В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами.
Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность.
Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.
В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня.
Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии.
Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии.
Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».
Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/oblomovschina-i-oblomov-v-romane-goncharova.html
Образ главного героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Илья Ильич Обломов — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.
Стиль жизни
Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.
Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.
С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.
Окружение
Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.
Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности.
Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина».
Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.
Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.
Перевоспитание
Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской.
Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках.
Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.
Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову.
И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга.
В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.
Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость.
Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина».
Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.
Трагедия Обломова
Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.
Сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Источник: https://spadilo.ru/obraz-oblomova/
Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова Обломов сочинение
Герой романа, Илья Ильич Обломов, молодой человек, не лишенный положительных качеств. Он добрый, умный, простодушный. Главным его недостатком является впитанная с молоком матери инертность и нерешительность. Его характер есть прямое следствие воспитания.
С детства не приученный к труду, разбалованный мальчик, не познал радости деятельности. Идеальная жизнь, в его понимании, это беззаботный промежуток времени между сном и приемом пищи. Повзрослев, он не видит смысла в работе, она приносит ему лишь чувство досады.
Под смешным предлогом он увольняется с должности.
Трагедия героя состоит в том, что он лишен острой необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Родовое имение приносит ему небольшой реальный доход. Оно, собственно, и является предметом его ежедневных бессмысленных мечтаний.
Ещё ярче бездейственность героя проявляется на контрасте с его деятельным другом Штольцем, потомственным немцем. О таких говорят, что волка ноги кормят. Хлеб насущный достается ему кропотливым трудом. В то же время он пожинает не только трудности, но, вместе с тем, прелести насыщенной действием жизни.
В романе автор задает себе вопрос о том, что же такое «обломовщина»? Это трагедия детей потомственных помещиков, привитая им с детства или исконно русская черта характера? Можно ли вырваться из порочного круга усилием воли или закончить бессмысленную для общества жизнь, так ничего и не предприняв? В чем смысл существования пораженного патологической ленью? И лишь думающий читатель поймет—автора волнует будущее державы на фоне собирательного образа его персонажа.
Написав свой роман об инертном помещике средней руки, И. А. Гончаров ввел в русский язык термин «обломовщина», от имени его главного героя. Он означает миролюбиво-пассивное ничегонеделанье, бессмысленное, праздное времяпровождение. Боязнь выйти за рамки комфортного состояния полудремы.
Вариант 2
Илья Обломов – главный герой в романе «Обломов» И.А. Гончарова.
Обломову тридцать два-тридцать три года. Имел он средний рост, маленькие руки, полноватое тело и темно-серые глаза. В целом, внешность у него была приятная.
Илья потомственный дворянин. В детстве был активным и энергичным ребенком, но родители это пресекали. Его не обременяли никакими проблемами. Не давали ему ничего делать самостоятельно, даже носки надевали слуги. Обломов образованный человек по праву и судопроизводству. Сейчас он чиновник в отставке. Служил в Петербурге, но ему это надоело, и Илья ушел.
Романов с женщинами у Обломова никогда не было. Они начинались, но сразу заканчивались. У него был только один близкий друг – полная противоположность Ильи – Андрей Штольц. Главный герой задумчивый и меланхоличный человек. Он часто о чем-то думает, лежа на диване. Ничего не доводит до конца: изучал английский и бросил, учился математике – тоже бросил. Учебу считает пустой тратой времени.
Его развитие давно остановилось.
Сейчас у Обломова есть свое имение, но он им не занимается. Иногда за него берется Штольц и решает некоторые вопросы. Илья часто и тщательно продумывает, как можно было его улучшить, но до практики дело не доходит.
В свет он выходить не любит. Вытащить в люди удается только его другу – Андрею. Также только из-за него Обломов может прочитать пару книг, но без интереса, лениво.
Главный герой очень заботится о своем здоровье, боится заболеть. Однако большую часть своего времени он проводит дома в лежачем положении. Все дела за него делает его старый слуга – Захар. Обломов часто переедает.
Он знает, что это вредно для организма, но он всю жизнь так делал и привык к этому. Его часто обследуют врачи и советуют ему полностью сменить образ жизни, чтобы чувствовать себя лучше.
Но Илья только использует это как оправдание, чтобы ничего не делать, утверждая, что он болен.
Обломов имеет очень доброе сердце, способен помогать людям. Позже он женится на Агафье Пшенициной и усыновит ее детей, которых будет воспитывать на свои деньги.
Она не принесет ему ничего нового, будет только дополнением в его привычном укладе жизни. Иногда Илья думает о себе таком, и его мучает совесть. Он начинает завидовать другим людям, которые имеют интересную и шикарную жизнь.
Все пытается обвинить кого-то в своем образе жизни, но никого не находит.
Сочинение про Обломова
«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.
На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.
Первый посетитель – Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем.
Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!».
Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.
После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.
Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин.
Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев.
Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.
Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем.
Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской.
Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.
Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.
Вариант 4
Главному герою одноименного романа “Обломов” А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.
Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная – патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова.
Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным – Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. “Как бы само собой все сделалось!” – вот его жизненное кредо.
Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали.
Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар.
А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать – эдакий “диванный мечтатель”.
Мечты его заводят очень далеко – в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.
Да что там поместье – Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет – ему это лениво и неинтересно.
Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской.
Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви – Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты.
Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.
Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца.
Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов – так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление “обломовщина”.
Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот “Обломовы”.
10 класс.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/obraz-oblomova-v-romane-goncharova-oblomov-10-klass
Образ Обломова в романе Гончарова | Литерагуру
Обломов — главный герой одноименного романа И.А. Гончарова. Фамилия персонажа говорящая, поскольку жизнь его сломлена и лишена всяческих стремлений, потому что он не умеет преодолевать трудности.
Илья Ильич – дворянин, и с детства был изнежен. Тот Обломов, которого мы видим в основной части романа, – итог родительского воспитания, особенности которого раскрываются через «Сон Обломова».
В нем видно бойкого и задиристого мальчишку, который, как и свойственно его годам, полон энергии и желаний. Но родители всячески подавляют резвость ребенка, его окружают слуги (Васька, Ванька и Захар), делающие все за своего господина.
Даже носки запрещалось надевать самому.
Не только родительское воспитание посеяло семена лени в душе героя. Село, в котором он воспитывался, называлось Обломовкой. Образ жизни семьи Обломова был типичным для жителей этого места.
Складывается ощущение, что время покинуло деревню, людей там волнуют только домашние хлопоты.
Отсюда никогда бы и не смог выйти другой Илья Ильич, лень и отвлеченность от суетной жизни здесь передаются генетически и основательно укореняются под воздействием атмосферы праздности и скуки.
Так, особенности воспитания и «застывшее время» села сделали героя типичным дворянином 19 века. Дни он проводит лежа на диване, управлять имением не хочет, а от выходов «в свет» открещивается.
Раньше он служил в департаменте, но после нескольких лет скучной работы и ожиданий повышения выбрал тот стиль жизнь, в котором он предстает перед нами. Халат – символ лени, в нем от зари до зари Обломов, лежа на диване, трапезничает, мечтает и спит.
Обстановка в квартире Ильи Ильича апатичная, атмосфера Обломовки перебралась и обосновалась в комнатах Петербурга.
Всего один раз в жизни Илья Ильич вновь, как в детстве, готов был бросить свой диван и халат, — когда чувство влюбленности овладело сердцем. Ее имя Ольга Ильинская. Но страстные желания изменений остановились и навсегда остались на стадии невыполнимых.
Корни лени, вложенные в детстве и стремительно развивающиеся в Петербурге, проросли и в сердце, не оставив места для пылкой любви.
Потом Обломов найдет жену, которая доведет до идеала тягучий и размеренный стиль жизни, окружит его заботой, но совершенно ничего не поменяет в его душе (Агафья Пшеницына).
Обломова принимают за отрицательный образ, хотя таковым его назвать нельзя. Гончаров вырисовывает своего героя мечтательным, нравственно чистым и добрым человеком. Он стал заложником обстоятельств, сломавших его личность внутри.
В нем воспитали барство, презрение к прислуге и лень, но не лишили способности мыслить, проникать в суть вещей.
Так, в разговоре со Штольцом, он обвиняет своих соотечественников в чинопочитании, распускании сплетен, лживости слов и озлобленности, но все это так же порочно, как и бездействие.
Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-oblomova-v-romane-goncharova/
Обломов и обломовщина в романе Гончарова сочинение
Ценители творчества Ивана Александровича Гончарова отмечают, что роман его «Обломов» – это остриё творчества классика. В этом классическом тексте автор создал уникальный образ Ильи Ильича Обломова.
Неповторимость главного героя в том, что автор преследовал идею показать жизнь доброго, симпатичного и честного человека, в основе своей идеалиста.
Этот человек борется за правду и честность, но на своем пути встречает ложь и обман и поэтому «впадает в апатию и бессилие».
Сначала обратимся к образу Ильи Ильича Обломова. В начале повествования он проживает вместе со слугой своим – Захаром, в Петербурге на Гороховой улице. Главное занятие Обломова – ничегонеделанье. Он лежит на любимом мягком диване в уютном халате.
В главе «Сон Обломова» читатель узнает подробности из детства главного героя. Теперь становится понятна жизненная позиция Обломова, ведь воспитывался он в «идеале покоя и бездействия».
Таким образом, роман «Обломов» – это повествование о личности, которая постепенно «атрофируется».
Немного оживления в размеренную жизнь Ильи Ильича привносит Ольга Ильинская. Она шустрая девушка. Ольга пытается всеми правдами и неправдами «расшевелить» Илью. Но.… Это две совершенно разные натуры. Для каждой из них свой идеал жизни.
Обломов осознает, что такая личность, как Ильинская, не для него. Он попросту недостоин ее. Гончаров через образ Ольги, как сквозь призму, показал такие черты Обломова, как открытость, честность, искренность и глубину чувств.
Также в жизни Обломова появляется много дельцов, которые хотят использовать Илюшу в своих, подчас корыстных, целях. Но Илье Ильичу совсем не интересны карьерный рост, светское общество. Они для него лишь суета сует.
Лежа на диване, герой мечтает о чем-то прекрасном и высоком. О том, ради чего он сможет встать с дивана и совершить поступок.
Гончаров подводит читателя к тому, чтобы у него сложился образ общества того времени.
Гончаров вводит в свое повествование такое понятие, как «обломовщина». Это, с одной стороны, устоявшийся уклад русской жизни, а с другой стороны – любовь, доброта.
Это слово автор вкладывает в уста Штольца в тот самый момент, когда Андрей понимает, что его лучший друг никогда не возродится к жизни. Сначала происходит нравственная смерть Обломова, а затем и физическая.
Вот финал жизни доброго, мечтающего человека, который если бы находился в иных условиях, то, несомненно, принес бы немалую пользу обществу.
Критик Николай Добролюбов писал впоследствии, что «обломовщина – это неотъемлемая черта истинно русского характера, которая стала губительной для Ильи Ильича».
Сочинение Обломов и обломовщина в романе Гончарова
Обломовщина – главная проблема, поднятая в романе Гончарова «Обломов». Писатель через описание внешности и характеристик противопоставляет читателям двух героев Илью Обломова и Андрея Штольца. Два друга абсолютные противоположности. Мягкому, доброму, ленивому Обломову автор противопоставляет серьезного, целеустремленного Штольца с активной жизненной позицией.
Обломовщина, по мнению Гончарова, является главной проблемой общества России того времени. У народа не было стремления к активным действиям, к изменениям в них самих и в их жизни. Автор показывал застой и деградацию российского общества и населения.
Главный герой – Обломов, показывается читателям очень мягким и добрым человеком. Не глупым, имеющим образование и много различных знаний в разнообразных отраслях.
Но применять свои знания на практике, он не умеет, поэтому его расточительность и беспечность сказывается на его имении.
Владение имением он по своей наивности поручил обманщику, который, впоследствии его обворовал вместе с другими подчиненными.
Илья чист и светел душой, он тонко чувствует музыку и поэзию, готов даже пустить слезу от переполняющих его эмоций. Но к активным действиям, к изменениям, к работе он совершенно не готов. Обломов конформист, который не готов к переменам и всячески хочет их избежать.
Мечтатель Обломов строит планы и думает о том, какие изменения нужно провести в Обломовке, мечтает о том, как он хорошо будет жить со своей семьей в родном имении. Но кроме мечтаний, лежания на диване и приемов пищи Обломов ничего не делает.
Он живет своими мечтами и решительно ничего не предпринимает. Всё начатое он быстро забрасывает и откладывает на потом. Заинтересовавшись новым произведением, можно было вскоре найти Обломова, лежащего на диване с заброшенной, недочитанной книгой.
Гончаров через главного героя поднимает важную проблему российского общества и показывает, к чему может привести обломовщина.
Обломов и обломовщина в романе Гончарова
Сейчас читают:
- Тема любви в романе Обломов сочинение
Любовь играет огромную роль и в жизни людей. Она движущая сила прогресса. Из-за неё начинаются и заканчиваются войны, создаются произведения искусства. Это самое прекрасное, возвышенное чувство. В романе «Обломов» - Сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова (Достоевский) 10 класс
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, показывает читателю всю сущность человеческой души и совести, так как в нем мы прослеживаем и переживаем судьбу одного молодого человека, который по своей алчности и глупости, - Сочинение по рассказу Не стреляйте в белых лебедей
Ежедневно человек взаимодействует с природой. Кто-то наслаждается ею, стремится не навредить и даже помочь, а кто-то, наоборот, видит в ней источник дохода и относится к ней равнодушно. - Сочинение на тему 12 апреля день космонавтики
Одним из моих любимых праздников является день космонавта. У нас в стране, как и во всём мире, его отмечают 12 апреля. Почему именно двенадцатого? - Сочинение на тему Разум и чувства
Разум и чувства – это два понятия, которые шагают вместе. У человека разум может обладать над чувствами, а могут чувства обладать над разумом. Человек настолько сложное существо, что не всегда, получается, контролировать свои эмоции. - Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 класс
Академик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии. Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova
Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение
Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать выводы. Таким образом, можно сказать, что творение «Обломов» считается поучительным, помогающим взять себя в руки и не допустить того, что произошло с главным героем.
Главный герой романа – Илья Обломов. Его описывают как человека ленивого, ничего уже не желающего в этой жизни, обессиленного, без силы волы, без цели, без всего подобного. Отсюда и название – «обломовщина», которое значит то, что это безысходность, лень и апатия, засасывающая всё глубже и глубже, из которой уже невозможно выйти, выбраться.
Однажды у Обломова появился шанс всё исправить, взять себя в руки. Но и тут герой сдался, поддался своей лени и привычного апатичному образу жизни. Не пожелал побороться даже ради любви, которую он испытал впервые. И сильные чувства не смогли его растопить, заставить слезть с любимого дивана. Видимо он-то и оказался всех любимей, желанней и нужнее. Это, безусловно, печально.
Всё ему нравилось у себя дома: и домашний халат, и домашний диван, и в целом домашние стены. Но он не понимал, либо действительно уже ничего не хотел предпринимать, не делал усилия над собой. Просто на просто сдался. И всё. В этом и заключается весь трагизм романа Гончарова.
Идеальное состояние для главного героя романа – это покой. Он был совсем еще молодой, казалось бы, полный сил и надежд, планов и желаний, а в итоге – ничего, ничего он не хотел. Только дом, только диван и умиротворенность.
Гончаров в данном произведении показал образ барина, какие были на Руси. Именно такого, в котором присутствует лень, расслабленность и вседозволенность.
Он любил себя, это чистой воды ленивец, отказавшийся от нормальной жизни, принятой в обществе. Вся жизнь его – это сплошное постоянство, на диване, дома. Он не любил гостей.
Даже повстречав красивую девушку, которую вскоре полюбил, не смог побороть себя, начать ухаживать и налаживать свою жизнь.
События, произошедшие в романе Гончарова «Обломов», есть ни что иное как реальная ситуация, которая встречается и в нашей жизни. И по сей день можно наблюдать эту самую, так называемую «обломовщину».
Это понятие глубоко внедрилось в оборот употребления в настоящем времени. Именно таким словом охарактеризовав, все смогут понять, данную ситуацию, потому как «обломовщина», – это безнадежная лень.
Иными словами, Обломов – человек, равнодушный к окружающему миру, живет только дома, и в этом только видит интерес, если можно так вообще сказать.
Вариант 2
Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.
Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.
Главный герой Илья Ильич Обломов – это утрированный образ пресытившегося жизнью помещика. Он, имея незаурядный ум, фантазию и творческие идеи, прозябает, лежа на диване. Илья Обломов погрузился в кокон комфорта и состояние, кажущееся немыслимым читателю, полностью устраивало мужчину.
Его друзья, оставшиеся со времен юности, пытались вытащить его из рутины, развлечь, вдохнуть новую жизнь, но ни одна попытка не увенчалась успехом.
Полнейшее обнищание и запустение его родного имения «Обломовка», выселение из квартиры за неуплату долга, ничто не способно было расшевелить Обломова, пробудить в нем интерес и заставить совершать какие-либо действия. Герой умирает, не сделав ничего хорошего и ничего плохого.
Только начавшие пробиваться ростки духовной и умственной деятельности, так и завяли в тернии беспросветной лени и бесконечного сна. Его жизнь была пустой и бессмысленной. Но, как ни странно, Обломов оставил после себя потомство в лице сына, но из-за своей скорой смерти воспитывали его чужие люди.
Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».
Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?
Актуальность темы романа «Обломов» не утеряна и по сей день. Автор утрированным образом Обломова заставляет каждого из нас внимательно задуматься о своей жизни. «Над кем смеетесь, смейтесь над собой!» – слова Гоголя здесь как нельзя более уместны.
«Обломов» в той или иной степени живет в каждом человеке и от нашего характера, который закаляется силой воли, принуждением своего спящего «Я», словно дамасская сталь, превращается в безупречное оружие под ударами тяжелого молота умелого кузнеца.
Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.
Сочинение Обломов и обломовщина
В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров затрагивает множество тем, которые остаются актуальными и в наше время. Однако отдельно мне бы хотелось выделить понятие так называемой обломовщины, слова, уже успевшего стать поистине нарицательным.
Главный герой романа Гончарова, Илья Ильич Обломов, является человеком очень любопытным.
Он не любит работать, не стремится к саморазвитию и познанию мира, вся его реальность сосредоточена в мире грёз и фантазий об идеальной жизни в деревне Обломовке, месте, которое он любил с самого детства.
Герой не хочет примиряться с жестокостью жизни, поэтому просто изолируется от неё, проводя все свои дни на любимом диване, признавая компанию лишь верного слуги Захара и лучшего друга, Андрея Штольца.
Именно Штольц впервые упоминает термин «обломовщина» по отношению к Илье Ильичу, стремясь показать, что Обломов находится в постоянном состоянии апатии и личностного застоя по причине банальной невозможности и нежелания духовно обогащаться, развиваться, да даже продвигаться по той же карьерной лестнице. Вся жизнь Ильи Обломова – это бездействие, эскапизм и инфантильность.
Однако невозможно не заметить то, что по сути своей Обломов хороший, даже очень хороший. Он добрый, преданный, мягкосердечный, не склонный к подлости и предательству. Его беда в том, что он так и не сумел повзрослеть и принять реальность такой, какой она является фактически, а не в мире его мыслей и мечтаний.
На мой взгляд, в своём романе «Обломов» Иван Гончаров стремился показать, к чему приводит жизнь в бездействии. Действительно, даже будучи очень хорошим человеком, Илья Ильич Обломов так и не смог найти истинное счастье в непосредственной реальности.
Вся его жизнь заключалась в мире фантазий, а в действительности он был просто неудачником, чей образ жизни заключался в одном лишь слове – в обломовщине.
Я полагаю, что это беда очень многих людей, и данное понятие знакомо каждому из нас, главное – уметь вовремя из него выйти и возвратиться к размеренной жизни, не давая лени и апатии захватить разум и усыпить силу воли, ведь сила человека в непрерывном саморазвитии и самореализации, но никак не в прожигании собственных лет впустую.
← Смерть Обломова
← Смысл жизни Обломова↑ ГончаровОбломов – коренной народный наш тип →
Женские образы в романе Обломов →
- Анализ рассказа Платонова Возвращение
«Возвращение» – рассказ, написанный Андреем Платоновым, в котором отражены проблемы советских семей в послевоенный период. - Сочинение Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина 9 класс
Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве, создавал не мало интересных и незабываемых образов, которые не оставляли читателя равнодушными. Но не один из его образов не сравниться с нравственным идеалом Татьяны Лариной. - Как мечта влияет на человека? Итоговое сочинеие
Каждый человек о чем-то мечтает. Это не зависит от возраста, пола и положения в обществе. Начинают мечтать еще в раннем детстве. Первые желания чистые и наивные. Когда малыши мечтают, они верят, что все исполнится. - Сочинение описание по картине Отара овец Айвазовского
Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом. - Сочинение Осенние каникулы и как я их провожу
Время каникул – прекрасная пора. Все дети любят каникулы, и совсем не потому, что в этот период не нужно ходить в школу, спешить на занятия и делать домашнее задание, а просто потому, что можно получать удовольствие
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/goncharov/oblomov-i-oblomovshchina
Образ Обломова в романе “Обломов” (подробный анализ)
Обратите внимание на то, с какой простотой и закономерностью развивается повествование в первой части, как подчинены все его элементы единой задаче: обрисовать героя, дать объёмный портрет Ильи Ильича Обломова.
Художественное пространство и время: один день из жизни героя, похожий на множество других, дает представление о целых годах, прожитых в стенах этой квартирки на Гороховой улице. Этот замкнутый мир, едва сохранивший связующие нити с шумной и суетливой жизнью вовне, весь пропитан Обломовым: каждая вещь здесь носит отпечаток его личности.
Обратите внимание также на гоголевский подтекст в первых главах романа: мечты Обломова об уединенной сельской жизни (глава 8), описание интерьера комнаты (глава 2) не могут не напомнить о Манилове.
А кого ещё из героев Гоголя мы вспоминаем, читая эти страницы? Замкнутость, закупоренность обломовского жилья воскрешают образ Коробочки, упорные поиски вчерашнего сыра вызывают призрак Плюшкина, некоторая неопределенность черт сближает Обломова с Чичиковым, а вдохновенная ложь о благодеяниях крестьянам всего на шаг отстоит от беззастенчивого ноздрёвского вранья.
Гончаров идет вслед за Гоголем и творчески перерабатывает его опыт. Вот Обломов оказывается в окружении своих знакомых: Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева, Тарантьева.
Как ярко каждый из них воплощает в себе ту или иную сторону петербургской жизни! Но в отличие от Чичикова, который с любым помещиком находит общий тон, обнаруживая внутреннее сходство с ними, Обломов в разговоре с каждым из гостей проявляет умение не сливаться с чужими мнениями, не признавать чуждых ему истин.
Хамелеонство Чичикова раскрывает в нем ничтожность человеческого содержания. Напротив, несходство Обломова с окружающими показывает его незаурядность, нравственное преимущество.
Гончаров заставляет нас вспомнить персонажей «Мёртвых душ» далеко не случайно. Он обнаруживает типологическое родство Обломова с гоголевскими помещиками, заставляя задуматься над вопросом, предстала ли перед нами ещё одна «мёртвая душа» или эта душа жива и способна очнуться от сонного оцепенения.
Автор даёт нам возможность увидеть и лучшие человеческие свойства героя: способность в ясные сознательные минуты трезво и сурово оценивать себя; честность, искренность и доброту, «волканическую внутреннюю жизнь», невидимую для окружающих. Именно внутренняя честность заставляет Обломова мучительно переживать собственную никчёмность и задаваться вопросом: «Отчего я такой?»
В первой части романа Гончаров мастерски использует все средства реалистической типизации для создания живого, убедительного, объёмного образа главного героя. Автор заставляет нас не только посмеяться над Обломовым, но и проникнуться к нему симпатией, а главное, задуматься, отчего он такой и может ли он измениться. Ответ мы будем искать вместе с героями на протяжении всего романа.
Писатель-реалист старается точно, правдиво и полно изобразить избранное им явление действительности (в данном случае это личность Обломова).
Реализм требует не только объективного изображения, но и аналитического исследования этого явления, стремится на его примере раскрыть законы жизни (социальные, психологические, нравственные закономерности). Поэтому Гончаров не останавливается на изображении Обломова.
Он стремится исследовать и объяснить, как и почему возник этот тип, какие свойства русской действительности закономерно привели к его возникновению.
Эта задача приводит нас в Обломовку.
Приступая к разбору этого фрагмента, обратим внимание на то, что рассказ о жизни обломовцев ведется как бы с двух точек зрения: один взгляд — маленького Илюши Обломова, чуткого, впечатлительного ребёнка, впитывающего в себя всё, что он видит, и воспринимающего это как должное, как норму жизни. Другой — беспристрастный, проницательный и критичный взгляд автора.
Обломов — плоть от плоти своей родной Обломовки, он не мог стать иным, он продолжение целой череды обломовых, под разными фамилиями населявших Русскую землю. Но ведь время не стоит на месте, жизнь меняется. Подумаем, чем образ жизни Ильи Ильича отличается от образа жизни его родителей:
♦ Илья Ильич получил лучшее образование;
♦ он дольше жил в свете, вращался в обществе;
♦ он впитал многие современные идеи, проникся ими.
Резкое отличие показано автором уже в первых главах второй части: Обломов ведёт свою сонную барскую жизнь не на лоне мирной природы, не среди таких же, как он, соседей, а в шумном Петербурге, окружённый деловитыми, энергичными, целеустремлёнными людьми.
Не случайно во сне Обломовка видится герою утраченным раем. Илья Ильич и сам любит подчёркивать своё отличие от грубых и невежественных провинциальных помещиков прежней эпохи.
Но вдумаемся, какой идеал жизни рисует он в своих мечтах, чем этот идеал отличается от существования Обломовки.
Герой Гончарова не только оставил Обломовку в прошлом, но стремится перенести её и в будущее. Внешние небольшие отличия не скрывают единой сути: идеал Обломова — сытая, неспешная жизнь на лоне благодатной природы, жизнь без труда и заботы, полная любви, нежной дружбы и сознания своей хозяйской власти над природой и людьми.
В Обломове есть поэтическая жилка. Чувствительность, тонкость и нежность души Обломова раскрываются в его рассказе не меньше, чем в его сне.
Мы понимаем, что выросший в атмосфере любви Илья Ильич воспринимает её как естественную норму человеческих отношений и с трудом существует в мире, где любовные, братские чувства вытеснены тщеславием и корыстью.
«Сон Обломова» не картина жизни патриархальной России. Детская память Илюши Обломова избирательна. Она не запечатлела ни стихийных бедствий (даже просто плохой погоды), ни голода и нищеты, ни тяжёлого крестьянского труда.
Воображение героя создаёт идеализированный, утопичный образ, далёкий от реальности. Жизнь настоящей Обломовки приоткрывается нам через письмо старосты. Вспомним слова Гончарова: «…
если б вы могли представить себе всю грубость и грязь, которая таится в глубине наших обломовок… » Гончаров в этой главе не показывает нам грубость и грязь, он открывает нам Обломовку такой, какой видит её Илья Ильич.
Но даже поэтически преображённая, вымечтанная, она привлекает далеко не всех. Многие вслед за Андреем Штольцем отвернутся от неё с презрением и скажут: это не жизнь, это какая-то… обломовщина.
Обломов и Штольц
Повидавший множество людей Штольц нигде не находит равного Илье Ильичу по доброте и душевной открытости. Обломов следует за Штольцем не по одной мягкотелости, но потому, что признаёт его правоту, хранит верность идеалам юности, объединявшим друзей (часть 2, глава 4).
Декларируя высокие идеалы, Штольц на практике предлагает другу жизнь петербургского дельца или расчётливого помещика, направленную на достижение личного благополучия, а вовсе не «общего блага», о котором они мечтали в молодости. Оценить глубину и силу обломовского отрицания этих буржуазных идеалов поможет цитата М. М.
Пришвина: «Никакая “положительная” деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… и т. д.
»
Сопоставление героев помогает увидеть особую внутреннюю силу Обломова: силу сопротивления чуждому идеалу, способность не подчиняться стереотипам господствующей морали, быть верным собственному пониманию нравственных норм.
Женитьба Ильи Ильича на Пшеницыной, ужасная с точки зрения Штольца, показывает, что Обломов способен действовать вполне самостоятельно и решительно, без всякого внешнего понуждения, если это в согласии с его чувствами и совестью. Не случайно в сцене последнего объяснения с Андреем Ивановичем он говорит «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли».
Узость понятий, неумение глубоко проникать в душу другого человека обнаруживает здесь Штольц.
Гончаров изобразил переживания Обломова, связанные с размышлениями об искусстве, природе и любви очень ярко и подробно. О Штольце же сказано, что он любил музыку, умел наслаждаться природой, испытывал любовь, но не показано, как он слушает, как любуется природой, как переживает любовь. Нам приходится верить в совершенства Штольца без доказательств, так же как и в полезность его практической деятельности.
Ещё раз подчеркнём, что результаты нравственного поединка между Обломовым и Штольцем вряд ли можно оценить однозначно. Непривлекательность образа делового человека, способного обеспечить себя и ещё позаботиться о других, сегодня совсем не очевидна.
Обломов и Ольга Ильинская
Исследуя тип Обломова, автор стремится изучить все его стороны, проанализировать все таящиеся в нём возможности.
Способен ли Обломов к возрождению, есть ли такая сила, чтобы вернуть Илью Ильича к деятельной жизни? Мы видели, что усилия дружбы оказались напрасными.
У Штольца не хватило упорства всю жизнь тащить Обломова за собой, и он не нашел того идеала, ради которого Обломов стал бы двигаться сам. На смену дружбе приходит любовь — самая могучая из всех стихий, властных над человеком.
Идеал Обломова неотделим от образа утраченного обломовского рая с его спокойствием и неизменностью. Между тем в облике Ольги подчёркнута внутренняя энергия, устремлённость к какой-то ещё неведомой цели.
Осмысляя характер героини, обратимся ещё раз к способам создания образа в романе. Обратим внимание на то, что в изображении Ольги преобладает авторское описание, проникнутое симпатией и восхищением.
Достоинства героини, названные писателем, впоследствии раскрываются чередой её поступков. Используется и приём сопоставления с антиподом. Ольге противопоставлена Сонечка — воплощение светской пустоты, кокетства, расчётливости в любви.
Контрастом образу Ольги служит также образ её тетки. На их фоне резче выступают индивидуальные черты героини, ценимые автором: искренность, чистота и сила чувств, ясность ума, простой и здоровый взгляд на жизнь.
Испытание любовью заканчивает исследование личности Обломова. Ольга предлагает Обломову цель, согласную с его собственными стремлениями: любовь, счастье, единую жизнь двух прекрасных душ. Но и ради этого идеала Илья Ильич не смог преодолеть житейские трудности, победить собственные сомнения и лень. Он совершает открытие: «…
в любви нет покоя, и она всё меняется, всё движется куда-то вперёд, вперёд… как вся жизнь…» Ольга подтверждает: «Я видала счастливых людей, как они любят…
у них неё кипит, и покой их не похож на твой; они не опускают головы; глаза у них открыты; они едва спят, они действуют!» В то же время прекрасные свойства души Обломова: честность, деликатность, бескорыстие — проявились в этом испытании особенно ярко.
Пути Ольги и Обломова расходятся. Закономерность такого финала раскрыта автором изначально. На жизненном пути героя встречается другая женщина: она так же во всем противоположна Ольге, как Обломов противоположен Штольцу.
Обломов и Агафья Пшеницына
Для Андрея Ивановича Пшеницына «простая баба», воплощение той «ямы», куда упал Обломов. Но так ли судит о ней автор? Ведь самые проникновенные, задушенные страницы романа Гончаров посвящает Агафье Матвеевне.
Труд для неё естественная стихия жизни, притом он не наказание, как для обломовцев, не самоцель, как для Штольца, не мечта, как для Ольги. Труд Агафьи Матвеевны — добровольный и радостный, согретый любовью к близким людям. Их благо — цель и смысл её неустанной деятельности.
Она не мечтает о благе всего человечества, но ближние — предмет её неусыпных забот. Свои дети, Обломов, дети «братца» — всегда найдутся те, кто нуждается в её трудах.
В сне Обломова не было объяснения одному: как живёт, за счёт чего существует Обломовка. Один только сказочный образ Милитрисы Кирбитьевны — щедрой дарительницы незаработанного хлеба. Вся неведомая Обломову крестьянская трудовая Россия прячется для него за этим волшебным персонажем.
Это образ чудной жены и одновременно матери. Мечта о ней — мечта о вечном детстве под покровительством женских ласковых рук. В реальной жизни Милитриса Кирбитьевна воплощается в Агафью Матвеевну Пшеницыну.
Окружённый её бескорыстной любовью, Обломов обретает свою Обломовку, своё утраченное детство и тихо погружается в сладкий младенческий вечный сон.
Гончаров, как всегда, не даёт нам однозначного ответа, какая любовь, по его мнению, «настоящая»: требовательная и взыскательная любовь Ольги или всепреемлющая и жертвенная Агафьи Матвеевны. Он показывает явление в развитии — от истока до результата, предоставляя выбор читателю.
Обломов и обломовщина
Писатель-реалист исследует одно из ярких явлений русской действительности — обломовщину. Гончаров раскрыл её исторические и социальные корни (крепостничество, система барства и рабства), её психологические проявления (лень, апатия, неприспособленность к жизни), её исторические перспективы (неизбежность гибели старой Обломовки, буржуазное обновление России) и т. д.
Критик-демократ Н. А. Добролюбов так и считал, что в романе И. А. Гончарова главное не Обломов, а обломовщина, а герой служит только её наглядным примером. Но почему тогда Гончаров не назвал роман «Обломовщина»? (Третий свой роман писатель также планировал назвать именем героя: «Райский», но заменил это заглавие на «Обрыв». Значит, это для Гончарова принципиально важный момент.
)
Если понимать обломовщину исторически конкретно, как социально-психологическое явление, возникшее в эпоху отмирания крепостного строя, то нужно увидеть в Илье Ильиче угасающий «обломок» этой уходящей жизни и вместе со Штольцем приветствовать зарю новой действительности, восклицая: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век!» Тогда и роман Гончарова интересен нам лишь как музейный экспонат, свидетельство далёкого прошлого.
Но где же тогда носители будущего? Ольга и Андрей тоже устроили свой быт, построили свой мир. Чувствуют ли они себя вполне счастливыми? Как в романе оценивается разумное и благополучное существование Штольцев? Это худший вариант обломовщины, по мнению ряда исследователей.
Если принять эту точку зрения, придётся признать, что труд как таковой, активность, подвижность сами по себе ещё не спасают от обломовщины. «Что же тогда не обломовщина?» — вновь возникает перед нами тревожный вопрос Ильи Ильича.
Обломов признаёт, что не нашёл ответа, но известен ли этот ответ Штольцу? Ответил ли на него автор романа?
Уже в первые годы после выхода романа в критике появилась тенденция толковать обломовщину очень широко. Прочитаем фрагмент статьи Добролюбова, где описаны разновидности обломовщины.
Критик находит её проявления фактически повсюду, в любой деятельности, не направленной на активное социальное преобразование. Для Н. А. Добролюбова единственный способ преодоления обломовщины — коренное революционное обновление всего уклада русской жизни. А. В.
Дружинин тоже трактует понятие обломовщины весьма масштабно, хоть и оценивает её иначе. Для него обломовщина — это младенчество нации, преодолеваемое естественным путём в процессе роста. С тех пор Россия стала старше на полтораста лет и пережила не одну революцию.
Жива ли ныне обломовщина? Встречаетесь ли вы с её проявлениями? Что же такое обломовщина?
Обломовщину можно трактовать и как особую мировоззренческую позицию, как философию, противопоставляющую западному идеалу прогресса иные ценности.
Идейная проблематика романа Гончарова чрезвычайно глубока и сложна, а объективность автора так устойчива, что допускает самые разные, даже противоположные истолкования его замысла.
Но даже тех, кто не вдумывается в эти проблемы, вряд ли может оставить равнодушными смешная и трогательная фигура Ильи Ильича Обломова.
Какой след оставил Обломов в жизни людей? Этим вопросом можно завершить размышления о романе. Вспомните те строки, где говорится о светлых чувствах, которые рождаются при имени Обломова в душах Ольги и Штольца, о безграничной преданности покойному Захара, о том, как наполнилась смыслом благодаря Обломову жизнь Агафьи Матвеевны.
Оценке личности героя может способствовать анализ роли второстепенных персонажей романа. Так, бесцветный Алексеев не только является одним из воплощений унылой обломовщины, но и подчёркивает незаурядность, богатство душевной жизни Ильи Ильича.
Образ Тарантьева помогает нам увидеть, с одной стороны, житейскую неприспособленность Обломова, а с другой — его непримиримость к явному злу, способность противостоять ему.
Пощёчина Тарантьеву — доказательство, что есть вещи, ради которых Обломов может встать с дивана и явиться грозной силой на защиту своей душевной святыни.
Если обломовщина шире, чем просто образ жизни Обломова, то и Обломов не исчерпывается обломовщиной. Талант Гончарова проявляется в том, что он не только глубоко исследует тип Обломова как писатель-реалист, но и как истинный художник делает Илью Ильича живым и близким для нас человеком.
Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. – М.: 2014
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/goncharov_i_a/obraz_oblomova_v_romane_oblomov_podrobnyj_analiz/75-1-0-2282