Исторические события в романе “капитанская дочка” пушкина: историческая основа, правда и вымысел

Исторические события в романе “Капитанская дочка” Пушкина: историческая основа, правда и вымысел

Художник С. Герасимов

Роман “Капитанская дочка” – знаменитый исторический роман великого русского поэта и прозаика А. С. Пушкина.

Какому историческому событию посвящен роман “Капитанская дочка”? 

Роман “Капитанская дочка” посвящен событиям Пугачевского бунта (крестьянского восстания) 1773-1775 гг., вспыхнувшего во времена правления императрицы Екатерины II.

В этой статье представлен анализ исторических событий в романе “Капитанская дочка”: историческая основа, правда и вымысел в романе.


Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”

С. З. Бураковский об исторической основе “Капитанской дочки”:

“Незадолго до смерти Пушкин стал чаще обращаться к русской жизни, изучал отечественную историю и в своих произведениях оставил нам верную картину русских нравов XVIII столетия. Из повестей Пушкина более всего замечательна “Капитанская дочка”, сюжет которой взят из времен Екатерины II и Пугачевщины. В ней сохранены многие исторические черты того времени, но не во всех подробностях… Объясняется это отличием исторической повести от истории. В повести автор большее внимание обращает на явления частной жизни, принимающей то или другое направление под влиянием исторических происшествий, поэтому и в “Капитанской дочке” оставлены только те исторические подробности, которые служат объяснением судьбы и характеров действующих лиц рассказа.” (С. З. Бураковский “Хрестоматия новой русской литературы”, 1871 г.)

Н. И. Черняев об исторических лицах в “Капитанской дочке”:



“В «Капитанской дочке» отразились и помещичья жизнь, и военный быт, и крепостное право, и русский разбойничий люд, и петербургский двор, и казаки, и инородцы, и иноземные выходцы второй половины прошлого века. Исторических лиц в тесном смысле этого слова, т. е. таких, имена и дела которых сохранились в истории, в «Капитанской дочке» сравнительно немного. К ним принадлежат: Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Рейнсдорп, Екатерина II — и только, причем лишь один Пугачев относится к числу главных действующих лиц романа. Но если подразумевать под историческими лицами всех типичных представителей давно минувшей эпохи, не исключая и тех, которые забыты историей как наукой, но которые делали историю, то в «Капитанской дочке» не окажется ни одного лица, которое нельзя было бы назвать историческим и которое не являлось бы ярким выразителем духа и особенностей второй половины XVIII века, когда подготовлялась и разыгрывалась пугачевщина.

Гриневы, Мироновы, Швабрин, Савельич и т. д. — все это такие исторические и бытовые типы, без отчетливого изображения и понимания которых нельзя живо описать и представить себе пугачевскую смуту, ее происхождение и развязку.”

(Черняев Н. И. “«Капитанская дочка» Пушкина: Историко-критический этюд”, 1897 г.)

Е. Н. Купреянова об исторической основе, правде и вымысле в “Капитанской дочке”:


“Пушкин ведет повествование именно от лица недалекого, но благородного Гринева. Это дает Пушкину возможность, оставаясь в рамках цензурных требований, осветить ряд исторических событий и лиц, не изменяя своему собственному мнению о них…

Гринев и история его взаимоотношений с Марией Ивановной нужны были Пушкину главным образом для того, чтобы в рамках этого сюжета, поддерживая занимательность рассказа, правдиво изобразить картину народного восстания.

Соответственно с этой задачей первостепенное значение приобрел для Пушкина образ Пугачева.
Пушкин понимал историческую закономерность пугачевского восстания и с точки зрения народных интересов оправдывал его.

Обратите внимание

В лице Пугачева Пушкин видел и изображал не кровожадного злодея, каким принято было его считать с точки зрения официальной, а сильного, одаренного человека, сумевшего возглавить открытое проявление народного возмущения.

Пушкин сочувствовал движению Пугачева в том смысле, что понимал его историческую закономерность и видел в нем движение подлинно народное. Он сочувствовал угнетенному положению закрепощенного крестьянства и восхищался скрытыми в нем народными силами и талантами.”


(Купреянова Е. Н. “«Капитанская дочка» А. С. Пушкина: Материалы для пушкинских чтений и лекций”, 1947 г.)


Петрунина Н. Н. об исторической основе “Капитанской дочки”:


“В «Истории Пугачева» Пушкин остается историком в полном смысле слова: вопросы современности ощущаются лишь в глубинном подтексте исследования.  

В «Капитанской дочке» история и современность связаны в единый нерасторжимый узел. Семейное предание Гриневых — это лишь страница русского прошлого, но страница, включенная в перспективу непрерывного исторического движения. Динамика событий переплетается здесь с динамикой личных и общественных судеб. 

Народная Россия и мыслящее дворянство, их настоящее и будущее, вся противоположность их интересов, не исключающая возможностей взаимопонимания, — вот неполный перечень вопросов, затронутых в истории «странных отношений» Гринева и его «вожатого».”

(Петрунина Н. Н. “У истоков «Капитанской дочки»”, 1974 г.)

Это был анализ исторических событий в романе “Капитанская дочка” Пушкина: анализ исторической основы произведения, правда и вымысел в романе.

Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/istoricheskaja-osnova-sobytija-kapitanskaja-dochka-pushkin.html

Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Сочинения по литературе: Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя.

Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания.

А в 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине (знание России, ее близких и дальних областей входило в его представление о долге писателя).

Эта поездка дала незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в своем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга.

В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова.

Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет.

«Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде…, — писал Н. В. Гоголь. — В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше».

Важно

Лучше потому, что при всей исторической точности эта повесть таит в себе некоторые черты волшебной народной сказки. Картины исторических событий связаны в ней с эпизодами, созданными творческим воображением автора.

Без этих вымышленных событий и героев мы не могли бы, например, так ярко представить себе фигуру казака Емельяна Пугачева, «организатора одного из наиболее грандиозных восстаний крестьян».

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, которые стали появляться во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества».

И только народные сказания и легенды хранили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и характере Пугачева Пушкину пришлось домысливать. Но фантазия художника не исказила исторической правды.

С помощью художественного вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы русского общества екатерининской эпохи, смело проник в характеры, переживания и мысли людей XVIII века.

[/su_quote]

А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть «Капитанская дочка», написанная на исторической основе.

Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую войну.

Он лично осмотрел места былых сражений, большое внимание уделил расспросам пожилых людей, помнящих самозваного государя Петра Федоровича.

Совет

Возможно, именно благодаря столь многогранному и богатому собранному материалу автору удалось создать повесть, отличающуюся высокой степенью реалистичности.

В «Капитанской дочке» Пушкин отображает события 1770-х годов, а именно — крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Он мастерски описывает небольшие степные крепости, выстроенные «в местах, признанных удобными» для защиты края.

Рассказывает о положении яицких казаков, о причинах их недовольства властью и назревании мятежа.

Довольно подробно Пушкин рассматривает ход восстания, взятие отдельных крепостей и осаду Оренбурга, отношение к Пугачеву простого народа и представителей дворянства.

Мы становимся свидетелями деятельности реально живших людей: беглого капрала Белобородова, ссыльного преступника Афанасия Соколова, прозванного Хлопушей, императрицы Екатерины II.

Однако особое внимание Пушкин уделяет портрету Пугачева, беглого донского казака, дерзнувшего принять на себя имя «покойного императора Петра III» и собравшего вокруг себя многочисленных повстанцев. Он подчеркивает, что предводитель производил сильное «впечатление на умы простых людей своей удалью, мужеством, умом, военной доблестью, манерой поведения».

Несмотря на то что в повести тесно переплетены художественный вымысел и историческая правда, читатель проникается судьбами главных героев, их надеждами и переживаниями.

Я считаю, что Пушкину гениально удалось в художественной форме отобразить реальные события прошлого и что его повесть никого не оставит равнодушным.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/istoricheskaya-osnova-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Историческая правда и художественный вымысел в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»:

Могучим источником творческого вдохновения Пушкина было чувство нацио­нальной гордости. Поэт гордился славной историей своей родины. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал он. Воспитанный на «Истории государства Российского» Н. М.

Карамзина, Пушкин во многих своих произведениях обращается к исторической теме. Одним из таких произведений писателя стала его повесть «Капитанская дочка», написанная в 1833—1836 годах. В это время Пушкина глубоко занимала проблема крестьянских бунтов.

В Париже прошла Июльская (1830) революция, в Новгороде вспыхнул бунт, в России началась эпидемия холеры, зрело всеобщее недовольство. Пушкин боится и не хочет этого всеобщего недовольства, «бесовства», безумия, бессмысленно пролитой крови, новой людской трагедии.

Он обращается в XVIII веку, к восстанию под предводительством Емельяна Пугачева, изучает кровавый, беспощадный русский бунт, оценивая его как стихийное, разру­шительное движение.

Обратите внимание

Так созрел замысел повести о Пугачеве, но писателя интересует не просто история, а прежде всего человек в истории. Из всех героев «Капитанской дочки» реально суще­ствовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Однако, как и любой другой художник, Пушкин имеет право на художественный вымысел.

И в результате в повести мы видим «поэтического» Пугачева, пушкинского Пугауева. Автор, раскрывая образ Емельяна Пугачева, показывает его в событиях и среди людей: крестьян, разбойников, беглых каторжников, солдат, офицеров-дворян.

В повести нет привычного нам Пугачева-самозванца, раскольника и мошенника, малодушного и жестокого, властолюбивого человека. Есть Вожатый в жизни главного героя Петруши Гринева — недоросля, который только что вырвался из-под родительской опеки, есть талантливый, великодушный, умный мужик с русской человеческой душой.

Но Пушкин не дает однозначной, только положительной оценки Пугачеву, ведь, несмотря ни на какие его положительные качества, он убийца, он самозванец. Этого нельзя было не показать в «новом» Пугачеве. Внутри пушкинского Пугачева идет постоянная борьба между «вешателем» и милующим, между преступником и кающимся грешником.

Мечта его — освободить крестьян от барского гнета, от зависимости. Ради нее он и становится государем-самозванцем. Пушкинский Пугачев — это не выдуманный, а найденный писателем образ мужичьего царя, о котором все мечтали.

Государыня Екатерина и ее сановники тоже лишены тех стереотипов, с помощью которых часто изображают «великих людей». Мы не видим здесь ни великих полководцев, ни знаменитых государственных деятелей. Мы видим настоящих живых людей.

В своей повести «Капитанская дочка» автор показал и ряд других — уже вымышлен­ных героев: это и низкий злодей Швабрин, и умирающий за царицу комендант Миронов, молодой Петруша Гринев и его возлюбленная — дочь капитана Миронова Маша, верный Савельич.

Все эти герои повести, несмотря на вымысел, чрезвычайно важны. Все они проходят через проблему чести и долга — важнейшую проблему нравственности. Всех их закружила «историческая метель» — русский бунт.

Важно

Он начался с мелких недовольств, но их становилось все больше и больше, они становились все серьезнее, и наконец наступил предел народного терпения. Тысячи крепостных ополчились против угнетателей. Брат шел на брата. Все смешалось… Начался праздник бесовства.

«Не приведи Господи видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — замечает Пушкин.

И в этой бесконечной пляске бесовства крутятся и реальные люди — герои повести «Капитанская дочка».

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/8_klass/istoricheskaja_pravda_i_khudozhestvennyj_vymysel_v_povesti_a_s_pushkina_kapitanskaja_dochka/10-1-0-733

Вымысел и историческая правда в повести а. с. пушкина «капитанская дочка»

Вопрос о вымысле и исторической правде в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из первых поставил цензор П. А. Корсаков: «Существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?» Ответ писателя был однозначным: «Имя девицы Мироновой вымышлено.

Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в НОГИ. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». Пушкин подчеркивал, что в его произведении преобладал вымысел.

Тем самым писатель «подсказывал» благожелательному цензору, как избежать затруднений, связанных с финалом повести. Дело в том, что в исторических произведениях, тем более изображавших особ царствующей фамилии, требовалось документальное подтверждение.

Но если в основе повествования на историческую тему лежал «поэтический вымысел», такое требование не предъявлялось.

В процессе работы над произведением автор тщательно изучал исторические документы, свидетельства очевидцев. Но следует понимать, что «Капитанская дочка» не исторический роман. Необходимость изображения жизни и нравов тех времен отсутствует.

Исторические лица (Пугачев, Екатерина II) являются мельком в немногих сценах.

Главное же внимание сосредоточено на событиях частной жизни Гриневых и Мироновых, и исторические события описаны лишь в той мере, в какой они прикасались к жизни этих простых людей.

Один из реальных фактов жизни Российской империи Пушкин приводит уже в начале повести. Так, писатель говорит, что молодой Гринев был записан в пол к еще до появления на свет.

Совет

Это подтверждение исторического факта: по указу Петра I дворянские сыновья для получения офицерского чина должны были отслужить рядовыми в гвардейских полках.

Но впоследствии порядки изменились: дворяне начали записывать своих детей в полки капралами, унтер-офицерами и сержантами, а потом держали их при себе до совершеннолетия. При этом производство в чины начиналось со дня записи.

Читайте также:  Критика о повести "портрет" гоголя, отзывы современников

Таких реальных жизненных фактов в повести довольно много, но нас в первую очередь привлекают образы реальных исторических лиц. Исследователи творчества Пушкина подчеркивают художественное совершенство повести, строгую, трезвую реальность и историческое беспристрастие. По Словам М.

Цветаевой, пушкинский Пугачев — это «лепной человек, живой мужик». Естественно, автор не избегает и поэтичности: первый раз в повести Пугачев внезапно вырисовывается перед читателем из мутной мглы бурана, словно какой-то мифический дух грозы и бури.

При этом он является простым беглым казаком, полураздетым бродягою, только что пропившим в кабаке свой тулуп.

Получив власть над казаками и объявив себя Петром III, Пугачев меняет свой облик. Теперь он должен выглядеть и одеваться как царь: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза ». Между тем пушкинское описание одежды Пугачева соответствует одежде казака, в нем нет никаких элементов царской одежды.

Соответствует действительности и описание расправы Пугачева над капитаном Мироновым. Во время работы над этим эпизодом Пушкин использовал рассказы старой казачки, свидетельницы реальных исторических событий. Однако в свои записи этих рассказов Пушнин внес далеко не все то, что довелось ему услышать.

Описывая императрицу, Пушкин воспользовался известным ее портретом кисти Боровиковского. В этом состояла уловка писателя. 1Гуцшин довольно сложно относился к деятельности Екатерины. Например, порицал фаворитизм, в результате которого к власти пришли выскочки и подхалимы. Беря за основу широко известный портрет, писатель словно снимал с себя ответственность за изображение царствующей особы.

Обратите внимание

С одной стороны, образ Екатерины кажется эпизодическим: она существует лишь для того, чтобы привести довольно запутанную историю главных героев к благополучной развязке.

Подытожить все сказанное можно словами писателя В. А. Соллогуба: в повести «Капитанская дочка» А. С.

Пушкин «не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод».

Источник: http://www.testsoch.info/vymysel-i-istoricheskaya-pravda-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Историческая основа повести а. с. пушкина «капитанская дочка»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА. В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа истори­ческой эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писа­теля.

Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевс­ком бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печат­ные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавле­нии крестьянского восстания.

А в 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине (знание Рос­сии, ее близких и дальних областей входило в его представление о долге писателя).

Эта поездка дала незаменимые живые впечатле­ния, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в сво­ем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход вос­стания: взятие крепостей, осада Оренбурга.

В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова.

Потому что об­раз каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять собы­тия тех лет.

«Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно луч­шее русское произведение в повествовательном роде…, — писал Н. В. Гоголь. — В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама кре­пость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше».

Важно

Лучше потому, что при всей исторической точности эта повесть таит в себе некоторые черты волшебной народной сказ­ки. Картины исторических событий связаны в ней с эпизодами, созданными творческим воображением автора.

Без этих вымыш­ленных событий и героев мы не могли бы, например, так ярко представить себе фигуру казака Емельяна Пугачева, «организато­ра одного из наиболее грандиозных восстаний крестьян».

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, кото­рые стали появляться во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества».

И только народные сказания и легенды хра­нили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и характере Пугачева Пушкину пришлось домысли­вать. Но фантазия художника не исказила исторической прав­ды.

С помощью художественного вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы русского общества екатерининской эпохи, смело проник в характеры, переживания и мысли людей XVIII века.

[/su_quote]

Источник: https://www.prepodka.net/istoricheskaya-osnova-povesti-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

8 класс Урок №43. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел в повести

А.С.ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ.

Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. Победа общеевропейской реакции, начавшаяся разгромом испанской революции 1820 г. и завершившаяся пушечными залпами на Сенатской площади (1825 г.), оказалась недолговечной. В 1830 году Европа вступила в новую фазу революций.

По России прокатилась волна народных беспорядков. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер.

Стремясь разглядеть в прошлом те исторические силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, загадочное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: самодержавную власть, высшие возможности которой казались воплощенными в Петре; просвещенное дворянство, размышляя о котором надо было решить, исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади или способно заполнить еще одну страницу в истории России; и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов.

Совет

Дворянство в целом, и особенно лучшая часть его – образованное дворянство, воспринималось Пушкиным прежде всего как сила, противостоящая самодержавию.

Однако уже в одной из заключительных сцен «Бориса Годунова» Пушкин показал народный бунт. Народные восстания 1830 г. поставили тему восстания в повестку дня.

Она впервые появляется в «Истории села Горюхина» и уже не сходит со страниц пушкинских произведений.

В начале 1830-х гг. Пушкин склонен был считать старинное дворянство, уже утратившее свои сословные привилегии и имущество, естественным союзником народа. Так родился замысел «Дубровского», в котором главный герой, Владимир Дубровский, стал вождем крестьянского восстания.

Однако реальность такого сюжета вызывала у Пушкина сомнения. 31 января 1833 года А. С.

Пушкин начинает «Капитанскую дочку», первоначальный замысел произведения развивался в русле «Дубровского»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Но роман «не шел…».

Необходимо было проверить свои идеи на реальном историческом материале. 6 февраля 1833 года, дописав последнюю главу «Дубровского», Пушкин 7 февраля обращается за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева.

В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: “Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений и прочее.

Обратите внимание

Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой … Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения” (А.С.

Пушкин “Об истории Пугачевского бунта”).

А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: “Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону” (8 сентября 1833)

Таким образом, Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 2 ноября 1833 года закончил труд “История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием “История пугачевского бунта”.

В предназначенных для Николая I «Замечаниях о бунте» Пушкин дал исключительно четкий социологический анализ восстания: «Весь черный народ был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны».

Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под руководством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.

Изучая движение Пугачева по подлинным документам и собирая в заволжских степях и Приуралье народные толки, Пушкин пришел к новым выводам. Прежде всего он убедился, что, самозванец для дворянско-правительственного лагеря, Пугачев был для народа законной властью.

Пушкин записал речи пугачевцев солдатам: «…Долго ли вам, дуракам, служить женщине – пора одуматься и служить государю». Д. Пьянова, крестьянина, на свадьбе которого «гулял» Пугачев, Пушкин попросил рассказать о Пугачеве.

«Он для тебя Пугачев, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины 2. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр 3 (супруг Екатерины 2, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты.

Важно

В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен.

8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве.

Для нас сейчас все это – давняя история. Но во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий – из числа и дворян. И простого народа.

Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, “заступнике”.

На сей раз строки Пушкина-историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).

“Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. “ Грех сказать, – говорила мне 80-летняя казачка, – на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал”.

“Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как Пугачёв был у тебя посаженым отцом?

– Он для тебя Пугачёв, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович” (“Замечания о бунте”).

Опять что-то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная.

В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью.

Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О Е. ПУГАЧЕВЕ

Высказывания о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:

  1. Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

  2. У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

  3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева)

  • Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?

А вот мнение одного из историков, современника Пушкина:

  1. «Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце».

  • Каково мнение историка о Пугачеве?
  • Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?
  • Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?

Именно Пугачёв определяет, вольно или невольно, судьбу действующих лиц произведения. Именно Емельян Пугачёв изображён главным героем.

Пугачёв впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”, второй раз он предстаёт уже “государем”.

Автор создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету.

Совет

Вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён не злодеем и извергом, но человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум.

Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями.

Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.

Так с помощью построения произведения, переплетения его сюжетных линий ставятся важнейшие для творчества Пушкина 1830-х годов проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести.

В произведении ставятся проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым.

Пушкина интересует проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе противоположных сил сохранить доброту и человечность, честь и достоинство.

Читайте также:  Краткое содержание "повести о петре и февронии муромских": краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении

Источник: https://multiurok.ru/files/8-klass-urok-43-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka-is.html

Историческая правда и художественный вымысел в произведении “капитанская дочка”

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Давайте обратимся к «Капитанской дочке» Пушкина. Какой портрет Пугачева дает Пушкин? На что обращает А.С.Пушкин наше внимание? Давайте послушаем группу литераторов.

Используя текст книги, дети отвечают на использованный вопрос.

Историк 19 века Броневицкий писал в критике на «Историю Пугачева» Пушкина о том, что Пугачев это «… изверг, вне законов рожденный, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной чести, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают…

» Таким ли изображает Пугачева Пушкин? Что говорили в народе о Пугачеве? Какое отношение народа к Пугачеву показал А.С.Пушкин? Приведите примеры из текста.

Используя текст произведения, работают представители группы лингвистов и литераторов и отвечают на поставленные вопросы.

Мы услышали литературное описание образа Е.Пугачева. Но мы уже знаем, что Пушкин обладал огромным материалом о самом восстании соответственно и о Пугачеве. Хотелось бы услышать, каким на самом деле был Пугачев в реальной жизни. Каким его видят современники, историки и участники событий. Слово предоставляется группе историков.

Представители группы историков рассказываю о найденном материале. В выступлении используются материалы «Истории Пугачева» А. Пушкина, данные энциклопедии, словаря Брокгауза и Ефрона, монографии современных историков, воспоминания участников событий, русские исторические песни. Даются различные описания личности Пугачева, его поступков.

Обратите внимание

Подводя итог, давайте сделаем вывод, насколько достоверно изображен Пугачев в «Капитанской дочке»?

Учащиеся делают вывод. Высказывают свое мнение.

В исторической части повести Пушкин описал два враждующих лагеря: народный и дворянский.

Когда читаешь литературное произведение, всегда интересно знать существовали ли в реальной жизни персонажи произведения? Гринев и Швабрин главные герои произведения, непосредственные участники событий.

Несомненно, существовал Е.Пугачев, а были ли в реальной жизни люди, с которых написал историю дворян Пушкин. Слово группе историков.

Используя найденный материал, учащиеся рассказывают о людях, судьбы которых легли в основу Швабрина и Гринева. Используют также материал, который собрал Пушкин, путешествуя по Оренбургскому краю, где происходило восстание Пугачева.

Давайте вернемся к тексту «Капитанской дочки». Какими рисует Гринева и Швабрина Пушкин? Какими чертами характера их наделяет? Какую роль в произведении сыграл персонаж Швабрина? Так уж необходимо было его изображать?

Работает группа литераторов. Дети отвечают на поставленные вопросы. Учитель обращает внимание на то, что персонаж Швабрина особенно ярко подчеркивает черты характера Гринева, его отношение к происходящим событиям.

Главное событие, через которое проверяются Швабрин и Гринев, это бунт, отношение к нему, отношение к возможности перейти на службу к Пугачеву, тем самым сохранить свою жизнь.

На этом проверятся крепость духа Швабрина и Гринеав, их характеры.

Уходит ли Пушкин от исторической правды? Были ли в действительности случаи перехода на службу к Пугачеву дворян? По каким причинам это происходило? Какова судьба этих людей?

Используя найденный материал, представители группы историков рассказывают о судьбе Михаила Шванвича, который волею судьбы оказался в лагере Пугачева. Приводят другие примеры. Учитель подводит итог.

Почему Пушкин сопоставляет Гринева и Швабрина? Почему так различны их поступки? Какие проблемы поднимает в повести Пушкин? Можно ли утверждать, что жестокие законы классовой и человеческой вражды уступают место законам христианским.

Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Важно

Основной темой повести является крестьянская война. О каких бы персонажах мы не говорили, мы постоянно возвращаемся к событиям, участниками которых они являются. Насколько достоверно изображены события восстания, отношение крестьян к восстанию, взятие крепости.

Участники группы историков, используя найденный материал, рассказывают о восстании, подтверждают или опровергают достоверность описанных Пушкиным событий. В обсуждении также участвуют литераторы, они приводят свои примеры описания событий восстания в произведении.

Источник: http://textarchive.ru/c-2960244.html

План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Интегрированный урок (литература-история) “Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина “Капитанская дочка”

3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.

Учитель истории:     Еще с начала  20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период  он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Хотелось бы услышать, какие факты, рассказывающие об этом, нашли наши историки.

Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

  1. Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести?

Учитель литературы:  Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Учитель литературы:  Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Учитель литературы:  Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются  в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя.

  1. Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Учитель литературы:   Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки».

Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. И как тут не вспомнить слова В.

Яна: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь».

  1. Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв?  Что мы о нём знаем?

Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

Учитель литературы:   В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что  Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

  1. Я обращаюсь к нашим уважаемым литературоведам. Как описывает Пушкин отношение простых людей к Пугачёву в повести «Капитанская дочка»?

Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

  1. Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

(Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)

Историки (выступают с сообщением по теме)

Ответы учащихся.

Заполняют таблицу.

Историческая правда Художественный вымысел
Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III 1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

Заполняют таблицу.

Историческая правда Художественный вымысел
Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III 1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести
Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников. 2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II.

Далее в течение всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Ответы учащихся.

Историки:  (Выступают с заранее подготовленным сообщением по биографии Е.Пугачёва)

Историки:  (Выступают с заранее подготовленным сообщением о Петре – III и его убийстве)

Литераторы:. Дети отвечают на поставленные вопросы.

Историки:  (Выступают с заранее подготовленным сообщением о манифестах, издаваемых Е.Пугачёвым)

Артисты: (Разыгрывают сценку «Чтение манифеста»)

Литераторы : Работают с текстом, отвечая на вопрос.

Историки: Сообщение об осаде Казани.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/23/integrirovannyy-urok-literatura-istoriya-istoricheskaya-pravda

«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка»

Долгое время А.Пушкин собирал и тщательно работал над материалом о предводителе мятежного народного восстания Емельяне Пугачеве. Он был ему очень интересен, так как это оказалось самое крупнейшее в истории Российского государства мятежное восстание, поэтому это так интересно было опальному поэту.

Изучив это интересное историческое явление в русской жизни, он смог создать свою неповторимую повесть «Капитанская дочка», где показывается и судьба его родины, да и всего народа Руси.

Поэтому именно о содержании этой пушкинской повести можно сказать, что оно наполнено философски глубокое, имеет исторический, а также и глубочайший нравственный смысл.

По сюжету основная линия пушкинской повести — это, естественно, мятежное восстание Е.И. Пугачева. Начало произведения повествует о детстве главного героя, об образовании и о родителях. Но это только первые несколько глав, а затем это умиротворенное и спокойное повествования нарушается самим автором, который вводит в действие своего романа Емельяна Пугачева.

И теперь жизнь персонажей определяет крестьянин — бунтарь Емельян Пугачев. И автор показывает, как оказывается страшна эта «пугачевщина». Из истории российского государства известно, пугачевский бунт оказался самым страшным, порой жестоким, но широким по своему размаху. И эту атмосферу, которая царит в его стране, старается передать и автор произведения.

Но в пушкинском романе сначала возникает просто образ народа, мятежного и волнующего, но возникает он сначала очень слабо, практически из разговоров. Но все события развиваются, набирая скорость, и вскоре все действия происходят стремительно и быстро. Особенно, когда капитан Миронов получает письмо о начале крестьянского бунта, которым управляет смутьян Пугачев.

Александр Пушкин пишет о том, как волнуется русский народ: крестьяне ропщут, но этот гневный ропот не может найти выхода. И вот в это самый подходящий момент появляется Пугачев. Но кто же он такой? Емельян Пугачев выдает себя за императора. Он дает понять, что он— Петр III.

Совет

Оказывается вроде бы просто: он просто оказывается в том месте, когда нужно и когда для этого подходящее время наступает. Пугачев — сильная личность.

Он наделен всеми качествами, которые необходимы для лидера, поэтому он так легко смог поднять за собой народные массы и возглавить это мятежное движение.

Интересно пушкинское описание того, как после осады Белогорской крепости, которой управлял капитан Миронов, и где проходил службу пушкинский герой Петруша, вступает в город и сам Пугачев.

Весь народ с хлебом, как принято, да с солью радостно выходят, чтобы с уважением встретить его, считая освободителем. Они даже поклон бьют ему с уважение, до земли, а в поселении в его честь звонят колокола.

Несмотря на то, что он предводитель восстания, его народ встречает как настоящего, а не лжеимператора. Но автор показывает и другую сторону этого восстания.

И этот предводитель мятежников уже выглядит совсем по — другому, когда он жестоко расправляется с офицерами, которые были — то уже стары и имели множество заслуг перед своей родиной. Эта же участь постигает и беззащитную женщину, жену коменданта крепости — Василису Егоровну.

Но как бы это ни было удивительным, но народ Пугачева за убийство не презирают и не думают осуждать. А ведь офицерский состав, да и беззащитная и уже пожилая женщина ни в чем не были перед ними виноваты.

Кроме того, их в городе все прекрасно знали, уважали за их доброту и отзывчивость, ценили, но почему-то в тот момент не вспомнил и не проявил хотя бы к ним жалости или сострадания. И в эту последнюю минуту для этих людей минуту о никто даже не подумал. О них все забыли, увлеченные Пугачевым.

Обратите внимание

И эту казнь над супружеской четой Мироновых и старого офицера Ивана Игнатовича все приняли как неизбежную меру. И это отчетливо показывает беспощадность восстания, его жестокость.

Но дальше автор не пытается оправдать как-то Пугачева и жестокость его восстания, он наоборот показывает, что предводитель мятежников начинает пить вместе со своими товарищами.

Но все-таки Пушкин утверждает в своей повести мысль о том, что и среди восставших есть крепкие взаимоотношения, есть и товарищество.

А самое главное, у этих людей есть общая идея, цель и даже огромнейшая уверенность в своих силах.

И Петр Гринев становится невольным свидетелем отношений между мятежниками, когда присутствует и при их пире, и на «совете», в котором принимали участие лишь самые приближенные: это сам Пугачев, Белобородов и Хлопуша, известный многим каторжник. И Емельяна Ивановича читателям видит уже в совсем другом свете. Так, автор рисует его решительным человеком, у которого есть принципы. Он, прежде всего, народный защитник.

И Хлопуша, который смог сбежать с каторги, тоже представлен писателем умным и дальновидным политиком. Он расчетлив, но о честности придерживался своих правил.

Так, он считал, что с противником стоит сталкиваться в честном и открытом поединке. И третий участник совета, Белобродов, выступает как яркий и ярый противник дворянства.

Это ему предложить мысль о том, чтобы казнить всех дворян, которые попадают к ним в плен. И ему все равно, какими личностными качествами они обладают.

Важно

Александр Пушкин прекрасно показывает всех трех руководителей этого восстания, обрисовывая их не только ярко, но с определенными индивидуальными чертами. У них всех одинаковое представление о справедливости в мире, и это их объединяет. В повести есть глава, которая указывает на то, что путь Пугачева закончиться трагично, так же, как и его дело.

Емельян рассказывает о своем желании идти на Москву, но тут же сам признается, сожалея, Петруше Гриневу, что у него есть люди, которые могут предать при удобном случае, которым он совсем не доверяет и он сильно этого боится.

Так автор показывает, что Пугачев, несмотря даже на то, что видит, что его борьба будет подавлена, все-таки не считает ее совсем уж лишенной смысла.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

А сам Емельян Пугачев, по мнению автора, помогает показать народный характер, желания и надежды народа. И даже если это восстание потерпит поражение, то оно обязательно должно было свершиться, чтобы понять, что история всегда будет на стороне человека, стремящегося к свободе.

Читайте также:  История создания повести "очарованный странник" лескова

Народ, стремящийся к свободе, должен бороться за свою свободу и права. Автор восхищается такими бунтарями, показывая вполне реалистические картины бунта. Но при этом автор не собирается утаивать или скрывать того, что в этом бунте было и много темных сторон.

Это и грабежи, и неоправданная жестокость.

И автор, называя бунт бессмысленным, жестоким и беспощадным, все-таки указывает на его огромное и важнейшее значение. Он прекрасно понимает, какова роль народа в истории, и пытается в своем стихотворении ее раскрыть и показать. На сегодняшний день эта необычная пушкинская повесть является одним из самых замечательных произведений литературы, повествующий о необычном восстании крестьян.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/istoriya-pugachevskogo-bunta.html

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект интегрированного урока (литература – история) в 8 классе.

Тема: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Учащиеся должны знать: историю восстания под предводительством Е.Пугачёва, текст повести А.С.

Пушкина «Капитанская дочка»

Учащиеся должны уметь: работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

Цели урока:

1. Образовательные – способствовать формированию понятий “историческая правда”, “художественный вымысел”; выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения; показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

2.

Развивающие – создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3.

Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как “честь”, “милость”, “добро”, “благородство”.

Задачи урока:

– закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой по теме;

– развитие умения обобщать и анализировать материал из разных источников;

– обучение ведению дискуссии, умению выслушивать различные точки зрения и доказывать свою.

Подготовительный этап: Задолго до урока весь класс делится на группы: историков, лингвистов, литераторов, артистов. Каждая группа имеет опережающее задание. Историки собирают исторические сведения о Пугачевском восстании, ещё раз изучают историю создания «Капитанской дочки». Лингвисты и литераторы работают с текстом «Капитанской дочки».

Артисты готовят инсценировку эпизода из произведения.

Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:

  1. История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

  2. Образ Е.Пугачева в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.

  3. История бунта в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках (Данный вопрос обсуждается в течение всего урока).

Этапы урока/цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Учитель литературы: «Потребность рассказать о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», – так писал Пушкин о замысле своей новой повести. Сегодня мы проводим исследовательский урок. Наша задача – увидеть в А.С.Пушкине не только мастера слова, но и талантливого историка.

Мы должны рассмотреть, как талант человека, которого общество называет великим, помогает осознать, переосмыслить исторические события, оценить их с современной точки зрения. Поэтому урок назван «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.

Пушкина «Капитанская дочка»

  • Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен?

Записывают в тетради тему урока и эпиграф.

Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте.

2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами.

Учитель литературы: Впервые на этом уроке вы станете исследователями творчества А.С.

Совет

Пушкина, не случайно для подготовки урока вы были разделены на группы. Историки искали сведения о восстании Е.Пугачева, об истории создания «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, литераторы и лингвисты работали над текстом произведения, артисты готовились разнообразить наш урок инсценировками. Вопросы к уроку вам были даны заранее.

Вы рассмотрели Пушкинскую точку зрения, нашли дополнительный материал, рассказывающий о восстании Пугачева. На уроке вам предстоит соединить все материалы в единое целое, для того чтобы сделать выводы, необходимо будет заполнять таблицу:

Историческая правда

Художественный вымысел

Звучит вальс Г.В.Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

На фоне музыки.

Переносят в тетради таблицу. Готовят её к заполнению.

Ученик: Эй, пошел, ямщик!.. – Нет мочи;

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги замело;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

А.С.Пушкин

3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.

Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.

Учитель истории: Еще с начала 20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения.

Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Хотелось бы услышать, какие факты, рассказывающие об этом, нашли наши историки.

Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

  • Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести?

Учитель литературы: Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Учитель литературы: Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Учитель литературы: Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц.

Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя.

  • Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Учитель литературы: Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены.

Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки».

Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. И как тут не вспомнить слова В.

Яна: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь».

  • Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?

Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

Учитель литературы: В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.

Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

  • Я обращаюсь к нашим уважаемым литературоведам.

    Как описывает Пушкин отношение простых людей к Пугачёву в повести «Капитанская дочка»?

Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести.

Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

  • Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

(Работа с картой.

Рассказ учителя истории о продвижении восставших)

Историки (выступают с сообщением по теме)

Ответы учащихся.

Заполняют таблицу.

Историческая правда

Художественный вымысел

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III

1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

Заполняют таблицу.

Историческая правда

Художественный вымысел

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III

1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников.

2.Встречи с Гриневым П.А.

: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II.

Далее в течение всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Ответы учащихся.

Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением по биографии Е.Пугачёва)

Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением о Петре – III и его убийстве)

Литераторы:.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Обратите внимание

Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением о манифестах, издаваемых Е.Пугачёвым)

Артисты: (Разыгрывают сценку «Чтение манифеста»)

Литераторы : Работают с текстом, отвечая на вопрос.

Историки: Сообщение об осаде Казани.

4 этап

Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.

Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

Учитель литературы: Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:

1.

Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева)

  • Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?

Учитель истории: А вот мнение одного из историков, современника Пушкина, резко противоположно мнениям Достоевского, Чайковского, Цветаевой:

«Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце».

  • Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?

  • Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?

  • Давайте ещё раз обратимся к 11 главе. Сказка, рассказанная Пугачёвым и реакция на неё Гринёва?

  • Почему Пётр Гринёв, называя Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, всё-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?

Дети внимательно читают цитаты. Высказывают свои мнения, аргументируют их.

Ответы учащихся:Пушкин попытался поэтизировать злодея Пугачёва, показать его с иной «человеческой» стороны.

Учащиеся работают с текстом и отвечают на поставленный вопрос.

Гринёв оказался прав в том, что «царствование» Пугачёва, как и царствование другого самозванца Гришки Отрепьева, будет недолго

Артисты: Разыгрывают сцену из 11 главы.

Важно

Гринёв не может называть Пугачёва иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того Гринёв помнит расправу над комендантом. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Пугачёв не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за верность слову, доброту.

5 этап

Подведение итогов/закрепить понятия “историческая правда”, “художественный вымысел”; завершить работу по таблице.

Учитель литературы: Пришло время подвести итоги. На нашем первом уроке по повести «Капитанская дочка» мы с вами говорили о произвольном толковании жанра этого произведения: мемуары, семейный роман, историческая повесть. К какому же заключению вы пришли по ходу нашего обсуждения, чем можно считать произведение Пушкина: семейно – бытовым романом, исторической произведением, любовной историей? Давайте завершим работу над таблицей. К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования?

Учитель литературы: Каждый из вас по-своему прав. К какому бы жанру не отнесли мы это произведение, главное, что хотел донести до нас автор, вы поняли: человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. И мы еще раз вглядываемся в пушкинский идеал – извечные, в основе всего лежащие начала любви, добра и красоты.

Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос.

Учащиеся предлагают свои варианты вывода. Запись в тетради.

Звучит вальс Г.В.Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». На фоне музыки.

Ученик: Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

6 этап

Домашнее задание/ проверить усвоение материала

Составить план к сочинению по теме «Е.Пугачёв: историческая личность и литературный герой»

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

выполнено

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

+

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

+

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

+

Формы обучения

1Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы.

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Учащиеся справились с поставленными перед ними задачами .

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, предлагаемых для выполнения школьникам

+

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Совет

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, выполняют в группе творческую работу с последующей защитой. Учащиеся во время работы в группах оказывают друг другу помощь, высказывают свою точку зрения и выслушивают мнение товарища.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

На каждом этапе урока формируются личностные, познавательные, коммуникативные учебные умения.

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Презентация.

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

+

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

+

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

+

11

Источник: https://for-teacher.ru/edu/istoriya/doc-skyka98.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector