История создания романа «Обломов»
Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв».
История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».
Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.
Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».
В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе.
В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.
В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В.
Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман.
Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.
Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».
Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя». Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя.
По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.
Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е.
Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают.
Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.
Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых.
В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной.
Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.
Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.
Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя.
На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович.
Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.
История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/istoriya-sozdaniya-romana.html
И.А.Гончаров. «Обломов». Творческая история романа
Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение.
Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».
Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. “Вскоре, — писал Гончаров, — после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» — у меня уже в уме был готов план Обломова”.
Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым стали обитатели вымышленной им Обломовки.
Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа.
В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения.
Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история».
Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие.
Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Своеобразие художественной манеры Тургенева – романиста. Авторская позиция в романе.
Роман “Отцы и дети” был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России и отмены крепостного права. Над романом Тургенев работал с 1860 по март 1861 г. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью.
Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа ( дети ) и братьев Кирсановых, лучших из дворян- либералов ( отцы ).
Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А.
Фету: Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! А в заметке по поводу Отцов и детей Тургенев пишет: Базаров мое любимое детище… Это самая симпатичная изо всех моих фигур .
Тургенев сумел подняться над схваткой, воссоздать общественный конфликт с максимальной жизненной полнотой. Роман не только и не просто о конфликте революционеров и либералов, но и об извечном, иногда принимающем резкие формы антагонизме поколений.
Проблема отцов и детей осознаются Тургеневым как проблема общечеловеческая, это момент перехода от одного состояния общества к другому. Отношения между поколениями не сводятся к противоборству. Нельзя отбросить культурное наследие предшественников.
В соответствии с законом преемственности поколений складывается история человечества.
Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело.
Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: Я работать хочу . И Тургенев постоянно подчеркивает, что лихорадка работы характерна для деятельной натуры героя.
Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова.
Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. Наступает сложная переоценка ценностей.
Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения рассуждать о делах и нуждах мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению.
Во 2-й части Базаров понимает, что народ тайна, русский мужик таинственный незнакомец. Народ, к которому причислял себя Базаров, считает его шутом гороховым. Базарову теперь иначе видится проблема личности и общества. Смерть показала, что такая личность, как Базаров, России не нужна.
Таким образом, 2-й уровень конфликта личность и вечные ценности жизни. С этими ценностями сталкивается любая личность. Средние люди могут довольствоваться простыми радостями. Они не задумываются о трагизме бытия. Базаров обречён как герой, восставший против жизненных закономерностей.
Источник: https://studopedia.net/1_51377_iagoncharov-oblomov-tvorcheskaya-istoriya-romana.html
История создания романа Обломов Гончарова сочинение
Известный не только в нашей стране роман Гончарова «Обломов» уже очень давно стал одним из знаковых, и популярных произведений русской литературы девятнадцатого века, из всевозможных, написанных в то время произведений.
Нельзя не отметить, что именно этот роман состоит в трилогии с несколькими другими не менее известными книгами одного из самых великих русских писателей – «Обыкновенная история» и «Обрыв».
Что касается непосредственно самой истории написания или создания данного произведения «Обломов» Гончарова, то справедливо будет заметить, что она берет своё начало достаточно задолго до рождения собственно главного замысла всего произведения – идея, так называемой «обломовщины» как нечто, опасное и захватывающее социальное явление зародилась у автора произведения еще очень задолго до создания самого первого романа этой трилогии – «Обыкновенная история».
Главным образом так называемой «обломовщины» в первых, можно сказать самых ранних произведениях автора многие специалисты считали созданную в тысяча восемьсот тридцать восьмом году известную повесть «Лихая болесть».
В данном творении очень подробно описана неизвестная эпидемия, главным спутником которой являлась «хандра», люди, которые были подвластны этой болезни воображали будто строят некие воздушные замки и старались успокоить себя глупыми, пустыми мечтами.
Некие схожие черты болезни можно было и увидеть в романе Обломов, который был выпущен после создания этого первого произведения.
Но, стоит справедливости ради заметить, что основная история данного произведения «Обломов» зародилась в тысяча восемьсот сорок девятом году, в то время, когда автор публиковался в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из основных и значимых частей произведения он назвал – «Сон Обломова» , дополнив его подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».
Весь момент создания этой главы писатель находился на своей малой родине, в Симбирске, месте где он вырос и начал творить свои первые произведения. Это место смогло сохранить некий отпечаток старины в общем быте, из которого автор с легкостью смог почерпнуть огромное множество различных примеров «обломовского сна».
Весь этот сон он вначале отобразил в напечатанном небольшом отрывке произведения, а затем и полноценно в самом романе.
Стоит отметить, что помимо всего прочего в это же самое время, параллельно автор делает будущий план всего романа, в котором старается как можно более подробно описать содержание каждой части, что именно должно быть в том или ином отрывке произведения.
В тысяча восемьсот пятидесятом году удается завершить чистовой вариант самой первой части и начать активно работать над продолжением данного произведения.
По мнению критиков писатель очень мало писал в то время, но все его мысли были полностью заняты произведением, он не мог спокойно жить, пытаясь каждую минуту продумывать по предложениям весь роман, чтобы постараться сохранить главный смысл, который он хотел бы донести до будущих читателей.
История создания романа Обломов Гончарова
Сейчас читают:
- Сравнительная характаристика Фамусова и Молчалина в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение
«Горе от ума» – комедия, написанная А. С. Грибоедовым, в которой описывается противопоставление между староверами и прогрессивными людьми. У автора используются в пьесе говорящие фамилии. О двух персонажах с такими фамилиями мы и поведем ниже речь. - Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри сочинение
Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году, в эпоху позднего творчества поэта. Главной идеей его поздней лирики является тема одиночества. Поэт, через призму своего творчества, пришел - Семья Болконских в романе Война и мир сочинение
Роман Толстого « Война и мир » стал одним из лучших произведений в мировой литературе. Толстой любил в своих произведениях соединять и объединять мысль не только семейную, а и народною, хорошо это все раскрылось в его романе. - Сочинение на тему С чего начинается Родина
В каждом человеке закладывается определенный фундамент начала, который потом развивается и укрепляется. Также и с Родиной. - Сочинение по картине Ромадина Керженец
Переливы красок могут быть бесконечны, считая то, как каждый оттенок может переливаться, плавно переходя в другой. На картине Ромадина это очень сильно видно, что очень искусно. Лес, будто сказочный сюжет, манит прогуляться по его тропам, узнать тайны, - Сочинение на тему Моя любимая сказка Пушкина
Дети всех возрастов любят сказки Пушкина за то они написаны в стихах, легко читаются и всегда содержат мораль и очень интересный сюжет. А мой любимой сказкой Александра Сергеевича является “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/istoriya-sozdaniya-romana-oblomov-goncharova
История создания романа “Обломов”
Иван Гончаров создал “Обломова” под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора.
История создания романа “Обломов”, без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома.
Незадолго до “Обломова” Гончаровым была написана повесть “Лихая болесть”, которая и послужила основой для создания романа.
Создание романа “Обломов” совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения.
Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова – “Обыкновенная история”.
Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ “лишнего человека”, который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек – вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ.
Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа “Обломов” связана с политической ситуацией и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.
Идейно-композиционная составляющая
Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть – итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа “Обломов” подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.
Обстановка в доме Обломова
Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе “Обломов” характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.
Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что “он всегда сразу попадал в них”; халат был до того широкий и свободный, что “и Обломов мог дважды завернуться в него”. Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах – невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает “барина” с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.
Каков главный герой?
Характеристика Обломова в романе “Обломов” показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич – натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни.
Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску.
Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.
“Отчего я такой?”
Характеристика Обломова в романе “Обломов” отражает основную мысль произведения – крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. Сон Обломова демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича.
Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос.
В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что “не стоило и ездить”. Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.
Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. “Обломовщина” – следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе “Обломов” велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.
Обломов и Штольц
Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба.
Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение – суть его натуры.
Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.
Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе).
Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем.
Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.
Испытание любовью
Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.
Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо.
Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге.
В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем “будущего Обломова”, лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.
Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?
С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.
Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.
Почему эта книга остается актуальной в наши дни?
История создания романа “Обломов” тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли.
Герои романа “Обломов” различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир.
К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская – романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.
Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому. Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.
Источник: https://schoolessay.ru/istoriya-sozdaniya-romana-oblomov/
История создания романа Обломов | Инфошкола
16 Ноябрь 2013 админ Главная страница » Критика Просмотров: 3427
Роман «Обломов» был опубликован в 1858 году и произвел потрясающее впечатление на тогдашнее общество.
Он, как бомба, упал на интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовался крестовый поход против сна, инерции и застоя.
Общество приглашалось бодро и энергично стремиться вперед по пути прогресса, и роман всеми своими образами вторил этому призыву.
С другой стороны, вследствие того, что обобщение дошло в романе до высшей степени, никто не мог относиться к типу Обломова объективно; всякий сравнивал себя с Обломовым и находил в себе какие- нибудь обломовские черты. Известный критик Добролюбав вполне справедливо приравнял к Обломову всех героев прежнего времени, начиная с Онегина и кончая Рудиным.
Двенадцать лет спустя после выхода в свет «Обыкновенной истории» был напечатан второй роман Гончарова — «Обломов». Он явился результатом огромной и напряженной творческой работы писателя.
Замысел романа, по-видимому, созрел давно и частично был осуществлен гораздо раньше («Сон Обломова» был опубликован отдельной главой в 1849 г.). но только в конце 50-х годов Гончаров смог закончить свое произведение, когда образы уходящей поместной Руси и новой, пробуждающейся, стали писателю вполне ясны.
Это десятилетие с еще большей отчетливостью вскрыло жизненное банкротство обитателей поместий, показала необходимость преобразования русской жизни.
Русская общественность в лице ее лучших представителей 50-х годов увидела в романе «отходную» помещичьей крепостной жизни; грандиозность и сила художественных обобщений, глубокая правдивость романа захватили внимание читательских масс. Знаменитый критик Добролюбов посвятил разбору романа одну из своих лучших статей («Что такое обломовщина?»).
Роман широко распространился в читательских кругах. Он в короткий срок стал почти массовой книгой. Об этой всероссийской известности «Обломова» рассказывал журнал «Библиотека для чтения».
«Наперекор всем препятствиям «Обломов» победоносно захватил собой все страсти, все внимание, все помыслы читателей … Все грамотные люди прочли «Обломова». Толпы людей, как будто чего-то ждавших, кинулись к «Обломову».
Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту по всей России нет ни одного заштатнейшего города, где бы не читали «Обломовв», не спорили бы об «Обломове».
Обломов и обломовщина недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи». Гончаров называл впечатление, произведенное романом на читателей, огромным и единодушным.
Много лет спустя он вспоминал оценку романа, данную Тургеневым: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
«Обломов» близок по теме и расстановке действующих лиц к роману «Обыкновенная история». И там и здесь толкуется о пассивности и деле, о покое и труде.
Но в отличие от предыдущего произведения в «Обпомове» конфликт изображен резче и вскрыт глубже, судьба героя показана в теснейшей зависимости от условий патриархальной жизни.
Источник: https://info-shkola.ru/istoriya-sozdaniya-romana-oblomov/
Роман И.А.Гончарова «Обломов». История создания
Поиск Лекций
II. Тема. 1850е – 1880е гг: Становление и крушение русского романа
Иван Александрович Гончаров
Портрет
(1812–1891)
Иван Александрович Гончаров – русский писатель, литературный критик, публицист. Самое важное место в творческом наследии Гончарова занимают три романа писателя: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1857), «Обрыв» (1869). Среди критических работ Гончарова выделяется эссе «Мильон терзаний» о комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума» – работа, ставшая незаменимой для понимания великого произведения.
Большое значение для русского общества, расширения кругозора и национального самосознания, углубления взгляда на окружающий мир имела книга очерков «Фрегат Паллада», ставшая своего рода итогом участия Гончарова в кругосветном путешествии в качестве секретаря командира военно-морской эскадры, адмирала русского флота Е.В. Путятина.
И.А.Гончаров родился в г.Симбирске в купеческой семье. Детство будущего писателя прошло в доме, напоминавшем больше деревенскую усадьбу, чем городской дом. До десятилетнего возраста мальчик учился дома и в частном пансионе; в семь лет он потерял отца, и заботу о нем взял на себя крестный отец Н.Н.Трегубов, помогавший матери Гончарова растить и воспитывать всех четырех детей Гончаровых.
Следующие 8 лет (с 1822 по 1830 гг.) Гончаров продолжает образование в Московском коммерческом училище, однако уже в юности ему ближе были словесные науки и литература, и поэтому в 1831 г. молодой человек поступает на словесное отделение Московского университета, которое окончил в 1834 г.
Благодаря учебе в Московском университете Гончаров мог познакомиться с богатой культурной жизнью, воочию видеть выдающихся писателей, ученых, общественных деятелей того времени. Среди студентов университета тех лет были В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.Ю.Лермонтов, К.С.Аксаков и другие известные в будущем литераторы.
По воспоминаниям Гончарова, однажды он слушал лекцию по словесности, когда в аудиторию вошел А.С.Пушкин в сопровождении князя С.С.Уварова, будущего министра. После лекции состоялся разговор о подлинности «Слова о полку Игореве» двух профессоров университета И.И.Давыдова и М.Т.
Каченовского, в котором великий поэт принял живейшее участие.
В 1840 е гг.
в русской литературе совершались коренные перемены: утверждался реалистический стиль, литература начала охватывать жизнь всех основных социальных слоев русского общества, активно шел процесс демократизации литературы, изменялся герой литературного произведения, возрастала роль женщины-героини. В те годы Гончаров жил и работал в Петербурге, где познакомился с кругом именитых писателей, объединившихся вокруг В.Г.Белинского: Д.В.Григоровичем, В.И.Далем, Ф.М.Достоевским, Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым и другим. В этом кругу весной 1846 г. писатель читал свой первый роман «Обыкновенная история», который тонкий критик Белинский сразу же высоко оценил и рекомендовал в печать. «Обыкновенная история» была опубликована в следующем, 1847 г., в издании, ставшем центром новой русской литературы и издававшемся Некрасовым, – журнале «Современник».
В романе «Обыкновенная история» основным конфликтом является острое противоречие между старым, поместным укладом жизни и новой, городской цивилизацией.
Молодой барин Александр Адуев, романтик и мечтатель, способный и чувствительный человек, приезжает в Петербург, намереваясь достичь славы, успехов в литературе, счастья в любви и дружбе.
Однако за несколько лет жизни в столице он терпит одно поражение за другим, столкнувшись с приземленной, деляческой реальностью. В конце романа Александр сдается, оставляет свои юношеские идеалы и начинает жить по правилам жизни современного общества.
Задания
Роман И.А.Гончарова «Обломов». История создания
Первый роман Гончарова из трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» имел большой успех, принес автору известность и создал репутацию мастера в литературных кругах и во всей читающей России. Вскоре после публикации «Обыкновенной истории» Гончаров приступает ко второму роману – реализации замысла романа «Обломов».
Писатель создает главу «Сон Обломова», в которой описывает детство героя в провинциальной деревне Обломовка, родовом поместье, где тот родился, намечает уже знакомый конфликт: столкновение молодого поместного дворянина с условиями жизни современного большого города – Петербурга.
Эта часть произведения стала основной в будущем романе. Гончаров публикует «Сон Обломова» в сборнике при журнале «Современник» в 1849 г. и надолго останавливает работу над ним.
Вероятно, это было связано с тем, что автор хотел избежать в будущем романе повторения старой коллизии, и он должен был осмыслить в новом свете драму человека, неспособного обрести полноценную жизнь в изменяющейся России.
Отвлечению от романа способствовало также кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», занявшее 3 года (1852–1855). По окончании путешествия Гончаров написал книгу очерков «Фрегат Паллада», отразив в ней свои впечатления и мысли, и только после этого вернулся к продолжению работы над «Обломовым».
К 1857 г. Гончаров вчерне закончил роман, весь следующий год писатель дорабатывал сочинение, а в 1859 г. читающая Россия знакомилась с одним из самых значительных прозаических произведений в русской литературе XIX в.– романом «Обломов».
В этом романе автор создал образ национального героя своего времени в условиях смены векового уклада жизни российского общества, распада социальной структуры, изменения экономической и культурной ситуации в стране, общей духовной атмосферы.
Роман «Обломов» был закончен, вместе с двумя другими вершинными произведениям предреформенного периода – драмой-трагедией «Гроза» А.Н. Островского и романом «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 г.
об освобождения крестьян от крепостной неволи явился революционным событием, разделившим русскую историческую жизнь на старое и новое время.
Выбор героем дворянина-помещика Илью Ильича Обломова обусловлен, прежде всего, историческими факторами, поскольку именно на поместном дворянстве отмена крепостного права сказалась более всего, главным образом на благосостоянии и перспективах.
Однако Гончаров не ограничивается социальной стороной изображения событий, вовлекая в роман проблематику вечного характера, такие вопросы, как любовь, смысл жизни, душа человека и его выбор. Известный критик того времени Н.А.
Добролюбов в хрестоматийной статье «Что такое обломовщина?» заметил, что герой Гончарова представляет собой «коренной, народный» характер русского человека.
Таким образом, читая роман, нужно видеть в его герое и его жизни явление объемное и значение масштабное: индивидуально-психологическое, социальное, девушкой Ольгой Ильинской и вдовой-чиновницей Агафьей Матвеевной Пшенициной, сравнении с другом полунемецкого происхождения Андреем Штольцем, антиподом Обломова по характеру и жизнедеятельности, в комичных перепалках с крепостным слугой Захаром и другими персонажами, значимыми в разных сюжетных ситуациях.
Задания
Предполагаемое чтение текста
Роман «Обломов». Анализ
Роман начинается с показа утра героя – Ильи Ильича Обломова. Автор подробно описывает внешний вид, характерные черты человека, который в течение нескольких часов никак не может встать с дивана.
С момента пробуждения его тревожат два «несчастья»: из родового имения пришло письмо от управляющего о падении ежегодного дохода с хозяйства, к тому же хозяин дома требует, чтобы Обломов съехал с нанимаемой квартиры.
Гончаров выстраивает сюжет романа таким образом, что именно эти неизбежные перемены в жизни определят все последующие события произведения и его финал.
Конечно, вы заметили, что герой не способен к активным, самостоятельным действиям, поэтому он не может отвести угрозу, нависшую над его спокойным, сонным существованием.
Обломов все утро пытается написать письмо в деревню, однако оказывается от волнения не в состоянии изложить свои мысли. И ничего предпринять и решить относительно переезда герой тоже не может, по-детски желая, чтобы все устроилось само собой.
Возникает вопрос: Обломов один такой особенный человек или представляет собой социально-психологический тип более распространенный? Сложность идеи романа состоит в том, что для его понимания нужно сочувственно отнестись и к герою, и глубоко проанализировать историческую ситуацию того времени в России. Следует также для истинного постижения смысла произведения обратиться к его вневременному пласту и вечным вопросам, в нем поднимаемым.
Автор подробно описывает во сне героя его детство, юность, социальную среду и атмосферу, в которой рос Илюша Обломов, что делает во многом понятными причины его жизненной апатии.
Однако ни детство, ни дальнейшие обстоятельства его пребывания в Петербурге не дают полного объяснения характера Обломова и его совершенного бездействия. Так, героя в первый день событий в романе посещают разные люди.
Трое из них представляют собой и своими занятиями возможные варианты жизни для Обломова (светская жизнь, служба и литераторство), двое – равнодушен к демонстрируемым посетителями соблазнам, а быть смиренным или наглым он не может, поскольку являет собой человека прекрасной души – доброго и незлобивого.
Гончаров подводит читателя к пониманию того, что поднять Обломова с дивана способна какая-то большая перемена в жизни, высокая цель, и вводит в действие романа приятеля Ильи Ильича – Андрея Ивановича Штольца и чистую, чудную девушку, которую полюбит герой, – Ольгу Ильинскую.
Во сне героя приводится эпизод, когда вся семья Обломовых коротает длинный зимний деревенский вечер, и Илья Иванович, его отец, говорит: «То ли бы дело, если б каждый день как вчера, вчера как завтра». Эти слова выражают мечту обломовцев, впитанную с детства Ильей, о непрерывности одинаковых благостных для них дней.
Мечта разрушается современной жизнью, и в романе ясно показано, как распадается связь времен прежнего бытия. Роман начинается с описания событий настоящего времени, затем следует рассказ о прошлой жизни, после которого к Обломову приходит Штольц и пробуждает того от спячки.
Наконец, в жизни Обломова появляется Ольга Ильинская, и между ними возникает любовь. Друг и возлюбленная словно протягивают Обломову руки из завтрашнего дня, стремясь его возродить своей дружбой и любовью.
Возможно, мысль Гончарова в том и состоит, что только Обломов как личность, с его «голубиной душой» и высокой жаждой жизни в любви и мире мог соединить времена: идиллическое прошлое, практичное настоящее и неизвестное будущее.
Однако этому не суждено было осуществиться, и воспрепятствовали Обломову, казалось бы, жизненные обстоятельства: падение дохода с имения не позволило герою сделать брачное предложение Ольге Ильинской, а переезд на Выборгскую сторону привел к женитьбе на Агафье Матвеевне и безвременной смерти.
Для понимания смысла романа важно увидеть не только внешние причины случившегося, но и отражение в них глубоких социально-исторических процессов и национальных особенностей в России описываемого периода.
Обратите внимание на основные эпизоды, в которых произносится слово «обломовщина»: Штольцем в разговоре-споре с героем, самим Обломовым при расставании с Ольгой и в конце романа в беседе Штольца с литератором. Произнесение этого слова словно бы отмечает личную, социально-психологическую, национальную грани явления обломовщины.
Обратите также внимание и на глубокие национальные корни обломовщины: героя зовут Илья Ильич, что служит своего рода указанием на родовую преемственность характера, а его отца – Илья Иванович, где отчество образовано от древнейшего русского имени.
ЗАДАНИЯ
Отрывок из статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?», в которой критик ищет объяснение феномену главного героя романа:
«Слово это – обломовщина.
Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, – я уже с первых слов его знаю, что это Обломов.
Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он – Обломов.
Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага и т.п., я не сомневаюсь, что он Обломов.
Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, – я думаю, что это все пишут из Обломовки.
Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с не уменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, – я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку…
Остановите этих людей в их шумном разглагольствии и скажите: “Вы говорите, что нехорошо то и то; что же нужно делать?” Они не знают…
Предложите им самое простое средство – они скажут: “Да как же это так вдруг?” Непременно скажут, потому что Обломовы иначе отвечать не могут…
Продолжайте разговор с ними и спросите: что же вы намерены делать? Больше от них вы ничего не дождетесь, потому что на всех их лежит печать обломовщины».
Для русского языка ОТРЫВОК из романа «Обыкновенная история» (описание). Герой романа Александр Адуев возвращается в родную деревню из Петербурга после неудач в любви и карьере.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s44421t9.html
История создания романа “Обломов”
Хронология создания романа Прототипы героев романа ” Обломов ” Обломов Ольга Агафья Штольц Выводы
Роман Гончарова “Обломов” является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – “Обыкновенная история” и “Обрыв”.
История создания романа “Обломов” Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея “обломовщины” как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – “Обыкновенная история”.
Хронология создания романа
Прообразом “обломовщины” в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть “Лихая болесть”. В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была “хандра”, больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей “болезни” наблюдаются и главного героя романа Обломова.
Однако сама история романа “Обломов” начинается в 1849 году, когда Гончаров
опубликовал в “Литературном сборнике с иллюстрациями” одну из центральных глав произведения – “Сон Обломова” с подзаголовком “Эпизод из неоконченного романа”.
В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров “обломовского сна”, который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе.
В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.
В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история “Обломова” прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В.
Путятине отправляется на фрегате “Паллада” в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман.
Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.
Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью “Обломова”, добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала “Отечественные записки”.
Прототипы героев романа “Обломов”
Обломов
Творческая история романа “Обломов” берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на “почву мыслителя”. Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя.
По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.
Ольга
Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е.
Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают.
Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.
Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых.
В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной.
Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа “Обломов” образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.
Агафья
Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.
Штольц
Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя.
На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович.
Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.
Выводы
История создания “Обломова” позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. “Вынашивая” идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/istoriya-sozdaniya-romana-oblomov/
История создания романа «Обломов»
Начало работы над романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения «Обыкновенной истории», где основным мотивом, по словам автора, было осознание «труда, живого дела в борьбе с всероссийским застоем», И. А. Гончаров обращается к образу Обломова.
В октябре 1848 г. был создан первый вариант «Сна Обломова», а в марте 1849 г. в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при журнале «Современник» печатается «Сон Обломова. Эпизод из неоконченного романа».
С этого момента начинается длительная и кропотливая работа над произведением. Поездка на родину, в Симбирск, в 1848 г. способствовала дальнейшему развитию замысла.
Работа над романом была прервана в 1852 г. – Иван Александрович отправился в кругосветное путешествие. 25 февраля 1855 г. Гончаров возвращается в Петербург и уже 29 ноября того же года читает в кругу знакомых практически завершенную первую часть романа. Можно предположить, что мысли об «Обломове» не покидали писателя во время двухлетнего плаванья.
Однако публикация первой части романа (в незаконченном варианте) осуществилась только в 1857 г. Такой перерыв в творческой работе был вызван важнейшими событиями в личной жизни Гончарова. Глубокое и безответное чувство к Е. В. Толстой, пережитое в это время Иваном Александровичем, вероятно, отразилось во взаимоотношениях его литературных героев – Ильи и Ольги.
После публикации начала романа в «Русском вестнике» у М. Н. Каткова Гончаров берет четырехмесячный отпуск и уезжает в Мариенбад: поправить здоровье и поработать над романом. 21 июня 1857г.
писатель приехал на знаменитые воды, а 31 июля уже была завершена первая часть «Обломова», написана вторая и больше половины третьей. Этот период впоследствии был назван биографами писателя «мариенбадовским чудом». Роман был практически завершен.
Гончаров прочитал свое произведение Тургеневу и Боткину при встрече в Париже.
В критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» Иван Александрович написал об этом периоде своего творчества: «…
Кончил в 1857 году за границею на водах «Обломова» и тогда же прямо из Мариенбада поехал в Париж, где застал двух-трех писателей из русских литераторов и прочел им только что написанные в уединении…
три последние части «Обломова» за исключением последних глав, которые дописал в Петербурге, и опять прочел их уже тем же лицам».
Публикация завершенного романа «Обломов» началась в январе 1859 г. В течение четырех месяцев журнал «Отечественные записки» знакомил читателей с новым произведением И. А. Гончарова.
«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» – так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.
Источник: https://www.testsoch.com/istoriya-sozdaniya-romana-oblomov/