Жанр Повестей Белкина Пушкина сочинение
Цикл под названием «Повести Белкина» он создает в период, который называется Болдинская осень в 1830 году. В это время начинается холера, в Петербурге объявляется карантин, поэтому Пушкин будет вынужден провести все время на территории Болдино.
Повести изданы в 1831 году, при этом он издал повести анонимно, приписав основное авторство неизвестному никому Ивану Петровичу Белкину, которые он якобы рассказал перед смертью Пушкину. Жанром повествования являются повести, которые призваны рассказать, что происходит в простых селеньях.
Идее становится то, что в каждой из повестей рассказывается об одном из слоев русского общества, при этом повествование не содержит лишних слов. При этом Александр Сергеевич не объясняет поступки персонажей в произведении, он не объясняет их мотивы и не рассказывает, почему он поступает определенным образом.
При этом все персонажи являются типичными представителями того общества, он точно описывает их прототипы и персонажи. Поэтому повести получились достаточно реалистичными, а реализм точно отражается во всех повестях Белкина, которые были написаны Александром Сергеевичем Пушкины во времена Болдинской осени, которую он проводит, не выходя за пределы поместья.
← Исторические события в произведении Капитанская дочка
← Анализ повести Метель↑ ПушкинИван Берестов и Григорий Муромский в Барышне-крестьянке →
Композиция поэмы Медный всадник →
- Отношение Чацкого к крепостному праву (Комедия Горе от ума Грибоедова)
Основной тематикой произведения является авторские рассуждения о насущных проблемах общественной жизни, выраженные путем использования образа главного художественного героя в лице Чацкого - Старуха Изергиль Литературное направление рассказа Горького
По поводу литературной классификации произведения существуют разные мнения. Ряд литературоведов в разное время относили произведение Горького к романтизму - Анализ рассказа Материнское сердце Шукшина 11 класс
Наверное, больше любви не может быть ничего, но есть еще и любовь матери, которая помогает и в беде и в радости и в нужный момент она всегда поддержит и поможет. Именно об этом и написал Шукшин свое произведение «Материнское сердце». - Сочинение Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
Причиной возникновения конфликтной ситуации, которую описывает автор, послужила вина бедного зайца. Трусливое, слабое животное, по мнению волка, посмело как-то ослушаться приказа более сильного - Сочинение Анализ рассказа Святая ложь Куприна
Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/zhanr-povestej-belkina
Анализ «Повести Белкина» Пушкин
30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы.
Первым завершенным прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель описал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы.
Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку по литературе.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.
Год написания – 1830 год.
История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.
Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.
Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.
Жанр – Повесть.
Направление – Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.
Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.
Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений.
В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».
Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.
Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.
Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.
В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).
Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.
Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».
Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.
Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.
К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.
В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Повестей Белкина».
Цикл представляет собой пять повестей, следующих друг за другом. Они объединены внутренними мотивами, и прекрасно дополняют одна другую.
Для каждой повести характерно свое литературное направление. Так, «Выстрел» представляет собой романтизм, «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» – сентиментализм, а «Гробовщик» – готическую прозу.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/povesti-belkina/analiz-proizvedeniya-pushkina.html
Жанровая специфика «Повестей Белкина»
Жанровая специфика «Повестей Белкина» в литературоведческом диапазоне располагается от «очерковых» форм до классической новеллистики. Чаще каждую из них идентифицируют как новеллу, и тогда в совокупности они все вместе – цикл новелл или даже книга.
Такое почетное место им принадлежит в монографии Е.М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы».
И все-таки, несмотря на «фамильное сходство» между новеллой и «маленькими повестями» Пушкина, остросюжетность, стремительность действия, непредсказуемость характеров и поступков, неожиданные развязки – сущностная природа «сказочек» Белкина глубинно тяготеет и, пожалуй, в поэтике определяется теми предпосылками, которые в искусствоведении соответствуют скорее свойствам и качествам «миниатюры» и «миниатюрности». Однако под этим углом зрения специфически сущностная природа «Повестей Белкина» никогда не становилась предметом рассмотрения.
Ни «маленькая повесть», ни «маленькая новелла» только по названиям формата еще не получают оснований для отнесения их по ведомству миниатюры в строгом смысле слова. Формально количественные показания не обладают достаточностью для «перевода» из одного «разряда» в другой.
Параметры произведения заложены в его художественной феноменальности, они производные от его содержательной и концептуальной специфики, порождающей к жизни данный феномен. Скажем так, не количественный фактор, а угол зрения. Или, пожалуй, так: видение, становящееся ведением.
Роман Якобсон писал: «Малые формы в творчестве Пушкина поражают необыкновенной концентрацией художественных средств».
Сказанное по поводу антологических стихов поэта, справедливо и в более широком контексте. Компактная подача подчас грандиозных смыслов – принадлежность отнюдь не только произведений антологических жанров или лирики, но и прозы Пушкина, включая повесть-роман «Капитанская дочка».
Предельная концентрация художественных средств, поразительная их минимализация оборачивается внутренней сдержанностью, присутствует не извне, а изнутри данного текста.
Одним словом, речь идет не столько об объемных жанровых параметрах, сколько об «удельной плотности» повествования, и « механизмах» такого произведения, которое, согласно Роману Якобсону, может быть представлено в виде «идеографической системы», а ее образная природа – «идеограммой»!
Собственно говоря, поэтика «Повестей Белкина» дала свои всходы на хорошо возделанной почве, которую подготовили изречения, максимы, афоризмы, летучие слова или притчи и на основе которых свои плоды принесли «Опыты» Монтеня, сентенции Ларошфуко, характеристики Лабрюйера.
В пушкинской прозе, подчиненной минимализации словесного пространства становится залогом соразмеренной лапидарности текста и поразительного возрастания удельной содержательности и смыслового наполнения.
Источник: https://school-essay.ru/zhanrovaya-specifika-povestej-belkina.html
Особенности прозы Пушкина. Повести Белкина.»
Краткие содержания повестей https://briefly.ru/pushkin/povesti_belkina/
«Повести Белкина» построены по принципу кульминационных напряженностей с «выстреливающими» концовками.
Русская проза XVIII века, а особенно конца столетия, тяготеет к нравоучительным, любовным и авантюрным романам,
Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности.
Новатором выступил Пушкин в Болдинскую осень и как автор цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (пять повестей): «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
Но можно ли сказать, что свойственная этим повестям «нагая простота» стиля – абсолютное новшество у Пушкина? Еще в лицейском отрывке «Мои мысли о Шаховском» поражает чисто пушкинская лаконичность: ясность, простота. Мысли и мысли – все это уже есть в его письмах к друзьям, в незаконченной повести «Арап Петра Великого».
Конечно, в «Повестях Белкина» эти качества доведены до высшего уровня, Пушкин уверяет, что и Белкин не сочинял эти повести, а только записал от других лиц, инициалы которых было бы напрасным трудом разгадывать. Смотритель рассказан был титулярным советником А. Г. Н., Выстрел подполковником И. Л. П., Гробовщик приказчиком Б. В.
, Метель и Барышня девицею К. И. Т. Это случайные люди, но их соотношение с предметом повествования явно не случайное. И их голос слышится, как равно и голос Белкина, и самого Пушкина.
Читателю приходится в этих повестях иметь дело сразу со всеми рассказчиками, и ни одного он не может отстранить. «Действительность выступает в меняющихся формах понимания» ( В.В. Виноградов). Рассказывается фабула и сам процесс ее рассказывания ( С.Г. Бочаров).
Главная цель Пушкина – заставить заговорить в прозе саму жизнь обыкновенных людей, держащихся простого, здравого смысла.
К этой же манере вскоре прибегнет и Гоголь как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», повестей, якобы рассказанных не им самим, а дьяконом Диканьской церкви, Фомой Григорьевичем, предваряемых предисловием «пасечника Рудого Панька».
Успех «Повестей Белкина» был необыкновенный. Пушкин долгое время скрывал свое авторство, и на вопрос одного обожавшего его лицеиста позднейшего выпуска: «Чьи это повести?» – ответил, что не знает, но подчеркнул при этом: повести нужно писать именно так: «кратко, просто, ясно».
Можно сказать, что Пушкин реформировал русскую прозу. Лучшей до него считалась проза Карамзина, но и она уже устарела. Не имела большого будущего и проза Марлинского – узорчатая, выспренняя, многоречивая.
В отличие от «Маленьких трагедий», где все начинается счастливо, а заканчивается несчастливо, в «Повестях Белкина», наоборот, – события развертываются с препятствиями, бедами, а кончаются счастливо.
Пушкин использует романтические сюжеты и сводит их к будничным развязкам, желая тем сказать, что никакая фантазия романтика не может тягаться с занимательностью простых жизненных ситуаций, которые пора литературе научиться ценить по достоинству.
Образ бесхитростного рассказчика – Ивана Петровича Белкина – целое событие в литературе. Рождение такого ракурса рассмотрения жизни будет подхвачено «натуральной школой» и особенно Достоевским.
А образ Самсона Вырина в «Станционном смотрителе», «маленького человека», переживающего трагедию одинокой старости, полной своей незащищенности, продолжен в «Шинели» Гоголя, в «Бедных людях» Достоевского и станет предметом горячих споров в литературе в течение долгих лет.
Проблематика художественного произведения всегда связана с той целью, которую ставит перед собой автор, и с жанром художественного произведения. Пушкина как преобразователя русской прозы интересовали как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие.
Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие — жанры романа и повести.
Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства (“История села Горюхина”, “Дубровский”, “Капитанская дочка”).
Пушкинский герой прежде всего — живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя.
Алексей из “Барышни-крестьянки” с виду обладает всеми чертами романтического героя: “Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы”.
Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного “Арапа Петра Великого” до фантастичных “Гробовщика” и “Пиковой дамы”. Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность.
Если романтик, описывая то или иное событие, как бы пропускал его через призму собственного воображения, усиливая, таким образом, трагический или героический эффект произведения, то для Пушкина такой путь был неприемлем. Поэтому он отказывается от романтического сюжета и обращается к бытовому материалу.
Но при этом он не идет путем авторов нравоучительных романов XVIII века, сентименталистов или “дидактиков,он отказывается от всякого сентименталистского сюжета.
: “Если бы я слушался одной своей охоты, то непременно и во всей подробности стал бы описывать свидания молодых людей, возрастающую взаимную склонность и доверчивость, занятия, разговоры; но знаю, что большая часть моих читателей не разделила бы со мною моего удовольствия. Эти подробности вообще должны казаться приторными, итак, я пропущу их…” (“Барышня-крестьянка”).
Таким образом, Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом. Поэтому сюжеты прозы Пушкина так далеки от сюжетов “дидактиков” и романтиков.
Большинство прозаических произведений Пушкина тяготеют к острому сюжету “с накоплением веса к развязке”
Ю. Н. Тынянов замечает даже, что основой некоторых прозаических произведений Пушкина является анекдот (“Повести Белкина”, “Пиковая дама”).
Но в то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы.
Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее.
Сжатость сюжета предполагает сжатость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет больших по объему произведений: самое крупное — “Капитанская дочка” — занимает чуть более ста страниц.
Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок.
Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, “Станционный смотритель” легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение.
Во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае — “Дубровский”, во втором — “Барышня-крестьянка”). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героев.
Уже говорилось о том, что Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя. Необходимо отметить, что описания природы в прозе Пушкина всегда соответствуют общему настрою повествования.
Источник: https://infopedia.su/15xf0f0.html
История создания «Повестей Белкина» Пушкина: замысел, история написания и публикации
“Повести покойного Ивана Петровича Белкина» – такое название носило первое творение в прозе Александра Сергеевича.
Для Пушкина это был важный шаг: нелегко ему давалось движение от лирических романов в стихах к стилю «прозы жизненной», однако перед ним открывались перспективы писать более свободно, более объективно, позволили ему более уверенно использовать сатиру и пародию в своем творчестве.
“Повести Белкина” затрагивают жизнь людей, живших во времена Александра Сергеевича, повествуя нам в легкой и юморной манере. В 30-е годы XIX столетия жить стали по-другому, люди изменились. Взгляды ставали все более реальными, романтизм переставал быть востребованным. Поэтому и Пушкин расстается со своими романтиками Онегиным и Ленским, и начинает творить в прозаическом жанре.
Александр Сергеевич писал своему товарищу Плетневу:
«…Не можешь вообразить себе, как весело сбежать от своей невесты и засесть…писать. Написал я прозой пять повестей… таких, что Баратынский ржет».
При написании своего первого прозаического произведения Пушкин берет довольно своеобразный псевдоним – образ вымышленного помещика Ивана Петровича Белкина.
Сам цикл изначально должен был состоять из таких рассказов:
- Гробовщик.
- Барышня-крестьянка.
- Станционный смотритель.
- Самоубийца.
- Записки пожилого.
Но в окончательный вариант «Повестей Белкина» так и не вошли «Самоубийца» и «Записки пожилого». Их место заняли «Выстрел» и «Метель».
Цикл рассказывает нам о простых людях обычных званий, к котором принадлежит и сам автор этих историй. Через призму этих историй мы имеем возможность наблюдать Россию тех времен. Россию простую, народную, с реальными ее проблема и реальными людьми.
На начальных этапах создания, Пушкин решает включить шестую историю в цикл – «История села Горохина», но войти ей было не суждено, как и первым двум ее предшественницам. Она так и осталась незаконченной.
При чтении «Повестей» вспоминается название пьесы Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». В нем отражены русская мудрость и передающийся из поколения в поколение опыт русской мудрости, которые отлично знакомы дворянскому недорослю Белкину. Есть все: житейская мудрость, общечеловеческая мораль, правила поведения в приличном обществе.
К октябрю 1830 года цикл историй был готов, куда вошло и предисловие вместе с биографией Ивана Белкина, которое было написано в Болдино, 14 сентября 1830 года. Стоит упомянуть, что Белкин, как псевдоним, позволил Александру Сергеевичу избежать излишних проблем с цензурой и критикой.
В октябре 1831 г. «Повести» увидели свет в качестве отдельной книги под заголовком «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.».
Повторная публикация цикла историй выходит в 1834 г. уже в сборнике прозаических произведений Пушкина, которые именовались «Повести, изданные Александром Пушкиным».
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1628
История создания «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»
Внимание и интерес А. С. Пушкина к людям и явлениям «стороннего мира» ни в какой мере не ослабляли его пристального внимания к русской действительности.
В том же октябре, когда были завершены «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», было написано стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…», созданы поэма «Домик в Коломне» и две первые повести из цикла «Повестей Белкина», велась работа над «Историей села Горюхина».
Созданием «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» (1830-1831) закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина художественной прозы. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико.
Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический язык. Поэтому перед Пушкиным вставала исключительно важная и нелегкая задачи – «обработка» «языка мысли», как называл он прозаический литературный язык.
Несколько позднее, отмечая отчетливо обнаружившееся в литературе 30-х годов чрезвычайное развитие прозаических жанров – повести и романа,- В. Г. Белинский правильно связывал это с тем, что «истинной «И настоящей поэзией» XIX в. все больше становилась «поэзия реальная, поэзия жизни, поэзия действительности», которая «не пересоздает жизнь, но воспроизводит, воссоздает ее».
Для писателя-реалиста, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе в самом деле оказались особенно удобными и подходящими. Это и было одной из несомненных причин обращения Пушкина к прозе. Прозаические жанры повести и романа привлекали его к себе и своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов.
«Повести и романы читаются всеми и везде»,- замечал он.
С призывами «образовать» русскую прозу Пушкин неоднократно обращался к литераторам-современникам. Начиная примерно с 1824 г. настойчивая внутренняя потребность приняться за творчество в прозе возникает и у самого Пушкина.
В его стихотворных произведениях появляются прозаические вставки: концовка «Разговора книгопродавца с поэтом», ряд сцен, написанных прозой» в «Борисе Годунове», прозаический кусок в стихотворении «Послание Дельвигу» (1827). В 1827 г. он приступает к созданию чисто прозаического произведения – исторического романа «Арап Петра Велико го».
То, что это произведение не было закончено, отнюдь не остановило дальнейших исканий и опытов Пушкина в области художественной прозы. В 1828-1830 гг.
он задумывает одно за другим шесть новых прозаических произведений, на этот раз из современной ему действительности, дошедших до нас в планах и набросках (среди них такое значительное и относительно далеко продвинувшееся, как «Роман в письмах»). Первыми завершенными пушкинскими произведениями в прозе явились «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Рекомендуем почитать ►
Образ Музы в стихотворениях Некрасова
«Повести» были приписаны Пушкиным условному автору – Ивану Петровичу Белкину. Облик кроткого и смиренного Белкина, возникающий из предисловия к ним «издателя» и из автобиографического предисловия якобы самого Белкина к «Истории села Горюхи-на», набросан Пушкиным в добродушно-шутливых тонах.
Но за этим кроется нечто принципиально новое и весьма серьезное.
В законченной незадолго до «Повестей Белкина» главе о путешествии Онегина поэт, оглядываясь в одном из наиболее программных своих лирических отступлений на пройденный им к этому времени творческий путь, с полной осознанностью и отчетливостью формулирует основные тенденции своего развития как «поэта действительности» – свой новый эстетический идеал. «Высокопарные мечтанья» поэтической «весны», романтическая поэтика необыкновенного, исключительного, грандиозного, загадочно-величавого («пустыни, волн края жемчужны», «моря шум», «груды скал», «гордый девы идеал», «безыменные страданья») – далеко позади. Поэтому нужны и дороги теперь «иные картины» – реальные картины обычной русской природы, русского народного быта. И вот в соответствии с этим «пиру воображения», как характеризовал творческий процесс поэт-романтик в «Разговоре книгопродавца с поэтом», демонстративно противостоит в «Повестях Белкина» «простой пересказ» разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей. Повести, написанные Белкиным, указывается в предисловии «От издателя», «большею частию справедливы и слышаны им от разных особ… названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка… Сие произошло… единственно от недостатка воображения». Но в то же время в этот «простой пересказ» Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чувства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обобщений, что его «Повести Белкина» (если не считать незаконченного «Арапа Петра Великого») являются и хронологически, и по существу началом русской художественной реалистической прозы.
Рекомендуем почитать ►
Детские рассказы Михаилы Коцюбинского
Источник: https://www.getsoch.net/istoriya-sozdaniya-povestej-pokojnogo-ivana-petrovicha-belkina/
История создания и издания цикла “Повести Белкина” А.С.Пушкина, страница 2
Основными источниками для написания первой главы дипломной работы послужили письма Пушкина другу и издателю его произведений П. А. Плетневу, которые позволяют проследить цензурную и всю предшествующую первому изданию историю повестей.
Эти письма были включены в материалы «Полного собрания сочинений» АН СССР (1937–1959). Также был использован материал из книги Н.
Смирнова-Сокольского «Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина» (1962) и научно подготовленного издания «Повестей Белкина», вышедшего в издательстве «Наследие», ИМЛИ РАН (1999) и охватывающего историю их создания.
Возникновение замысла повестей, поиск эпиграфов к ним, прототипы героев и сюжетов, а также идея переадресовать повести подставному автору подробно прокомментированы в издании цикла «Повести Белкина» под редакцией Д. Якубовича (1936).
Для создания второй главы использовался ряд источников библиографии произведений А. С. Пушкина:
«Библиография произведений А. С. Пушкина и литературы о нем. 1886–1899», составленная П. Н. Берковым и В. М. Лавровым (1949);
«Pushkiniana. 1900–1910» (1929) и «Pushkiniana. 1911–1917» (1937), составленные А. Г. Фоминым;
«Библиография произведений А. С. Пушкина и литературы о нем. 1918–1936», составленная Л. М. Добровольским и Н. И. Мордовченко (1952);
«Библиография произведений А. С. Пушкина и литературы о нем: 1937–1948» под редакцией Я. Л. Левкович (1963);
«Библиография произведений А. С. Пушкина и литературы о нем. 1949, юбилейный год» (1951) и «Библиография произведений А. С. Пушкина и литературы о нем. 1950» (1952) под редакцией Л. Г. Гринберг;
«Библиография произведений А. С. Пушкина и литературы о нем. 1952–1953», составленная Я. Л. Левкович и А. С. Морщихиной (1955);
«Библиография произведений А. С. Пушкина и литературы о нем. 1954–1957», составленная Я. Л. Левкович и Н. Н. Петруниной (1960).
Помимо перечисленных библиографических источников, были использованы сведения Российской книжной палаты о зарегистрированных в Банке данных государственной библиографии произведениях А. С. Пушкина за 1980–1997 гг.
Пробелы были восполнены по каталогам Российской национальной библиотеки.
Свод всех изданий «Повестей Белкина» входит в список изданий из 156 позиций в приложении к диплому.
Глава I. Творческая история «Повестей Белкина».
Обзор первых публикаций
§1. История создания цикла
По мнению многих исследователей, «Болдинский период» осени 1830 г. – самый плодотворный в творчестве Пушкина.
Среди всего написанного поэтом в этот период «Повести Белкина» занимают особое место: они полны загадок и отличаются особой закрытостью, которая, возможно, стала причиной того, что их глубинный смысл не был понят современниками Пушкина. Писались они необыкновенно быстро: 9 сентября 1830 г. Пушкин закончил первую из повестей, 20 октября – последнюю.
Судя по сохранившемуся списку, Пушкин собирался печатать свои повести в том порядке, в каком они были написаны, т. е. в хронологическом, но затем две последние передвинул на первое место.
Хронологический порядок: «Гроборщик» «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка» «Выстрел» «Метель» | Окончательный порядок: «Выстрел» «Метель» «Гроборщик» «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка» |
Изначально цикл «Повестей Белкина» был задуман в другом составе. Сохранился список, в котором первыми названы три повести, написанные в сентябре («Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»), затем идут две («Самоубийца» и следом – зачеркнутое и читаемое предположительно название «Записки пожилого»), замысел которых остался нереализованным[1].
Первой из болдинских повестей был написан «Гробовщик», а точнее, текст, который впоследствии получил это название, – в рукописи ни одна из будущих повестей не озаглавлена. В окончательном расположении эта повесть заняла третье место.
Источник: https://vunivere.ru/work54820/page2
Сборник повестей белкина а с пушкина произведения
Повести Белкина
- «Выстрел»
- «Метель»
- «Станционный смотритель»
- «Гробовщик»
- «Барышня-крестьянка»
Иван Петрович Белкин
Пушкин скрыл свое авторство повестей их несуществующим создателем И. П. Белкиным. В предисловии от лица издателя он написал:
«Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора…
Иван Петрович Белкин был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав… Родился он от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине… Получил первоначальное образование от деревенского дьячка… В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк…, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть родителей … понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино…
Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось … видеть его навеселе…; к женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая… Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер… Повести были первым его опытом (Издатель)»
(Примечание. В «Истории села Горюхино» Пушкин уточнил биографию И. П. Белкина. Родился 1 апреля 1801 года. 3 месяца, до начала войны с Наполеоном проучился в московском пансионе Карла Ивановича Мейера. В 1817 году определился юнкером в пехотный полк. Вернулся в Горюхино осенью 1825 года)
Содержание и главные действующие лица Повестей Белкина
«Выстрел»
Рассказывается о ссоре двух дворян и драматической дуэли между ними.
— Сильвио, бывший офицер, один из дворян
Оскорбленный молодым офицером Сильвио не стал настаивать на поединке, потому что был связан обетом мести другому офицеру
«Метель»
Почти святочная история любви. Бедный прапорщик В. Н. и наследница богатого поместья М. Г. сговорились тайно обвенчаться, так как не имели родительского благословения на брак. В ночь побега разразилась сильная вьюга…
— Владимир Николаевич, офицер, сосед по поместью
— Метель, которая вмешалась и всё перепутала в их судьбах
Г. Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»
«Гробовщик»
Надравшись в гостях, гробовщик по пьяни пригласил к себе на новоселье всех бывших своих «клиентов».
Милый «страшный» рассказ из серии о привидениях и мертвецах, которым дети пугают друг друга перед сном, когда за окнами бушует непогода, ветер завывает в трубе, снег стучит в окна, а в спальне тепло и покойно, потрескивают дрова в печи, приглушённый свет положил таинственные тени в углах комнаты и слегка раскачиваются сквозняком шторы
«Станционный смотритель»
Рассказ о несчастной доле «маленького человека», людском вероломстве, подлости, неблагодарности: путешествующий гусар хитростью и коварством увез с собой дочь станционного смотрителя, который ему доверился
— Автор, от чьего лица ведется повествование
«Барышня-крестьянка»
Водевильная история с переодеваниями, лёгким, невинным обманом, свадьбой в конце: желая познакомиться с красавцем Алексеем, Лиза переодевается в крестьянское платье
— Григорий Иванович Муромский, помещик, сосед Берестовых
История создания «Повестей Белкина»
Осенью 1830 года Пушкин приехал в свое имение в Нижегородской губернии Болдино. Он не собирался задерживаться в нем надолго, но из-за разразившейся в России эпидемии холеры прожил в нём три месяца.
Этот период пушкинистами назван «Болдинская осень». В «Болдинскую осень» пушкин закончил роман в стихах «Евгений Онегин», создал «маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне».
около тридцати стихотворений, пять повестей («Белкина»)
- 1830, 9 сентября «Гробовщик»
- 1830, 14 сентября «Станционный смотритель»
- 1830, 20 сентября «Барышня-крестьянка»
- 1830, 14 октября «Выстрел»
- 1830, 20 октября «Метель»
- 1831, 1 сентября получено цензурное разрешение на издание Повестей
- 1831, между 24 и 27 октября Повести опубликованы Санкт-Петербургской типографией Плюшара
Копирование информации преследуется по закону!
Источник: https://rus-poetry.ru/sbornik-povestej-belkina-a-s-pushkina-p/
«Повести Белкина» Пушкина как начало русской реалистической прозы
За кажущейся фабульной простотой «Повестей Белкина» скрывается сложнейшее сюжетное построение. Об этом писал еще Эйхенбаум Б. Пушкин не анализирует психологию героев, не делает душу героя объектом анализа. Мы
не найдем в «Повестях Белкина» длинных внутренних монологов, вскрывающих мучительные внутренние размышления и переживания. Но полнота психологической обрисовки героев от этого отнюдь не страдает.
Сложный внутренний мир проявляет себя через поступки героев, подчас очень противоречивые. Повести покойного Ивана Петровича Белкина” состоят из 5 повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”.
Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться.
“Повести Белкина” задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово “любовь”.
Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С.
Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои “Повестей
Белкина” (кроме повести “Гробовщик”) счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.
Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.
Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные Лермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость.
Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г.
Белинский считал его талант могучим «по величине и блеску», видел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», а поэзию Л. назвал «бездонным океаном» мыслей и чувств.
Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах.
Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах «Из Андрея Шенье»: «Задело общее, быть может, я паду…
», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…» , «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей…» Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги.
Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Отрицание «толпы людей», «света» носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер.
В свете, где царят «притворное внимание», «клевета», «зависть», «обман» и «зло», герой выглядит «странным», чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и ненависть.
Юношеское лирическое «я» у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Герой зрелой лирики Л. жаждет объять всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой, историей, с «простыми людьми», но ему не дано такого счастья.
Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Герой лирических стихотворений Л. чувствует и остро переживает одиночество и неустроенность.
Если в ранней лирике одиночество понималось как награда, то в зрелой лирике одиночество скучно, а в более поздних стихотворениях можно найти подлинное выражение трагизма человека, одинокого среди людей и во всем мире.
Герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей стране и, наконец, в целом мире. Теме одиночества в обществе посвящено стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…».
Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок».
Чтобы отвлечься от шума и блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так прекрасны по сравнению с картиной бала, что у поэта появляется желание открыто бросить вызов этому бездушному царству масок:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Тема одиночества и вызванной им пустоты и скуки звучит и в стихотворении «И скучно и грустно». Образ лирического героя воплотил здесь характерные черты молодежи 30-х годов. Исчезает надежда на исполнение желаний, не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них, разуверяется и в себе, и в жизни.
Картина моря и одинокого среди бескрайних морских просторов судна предстает и в стихотворении «Парус»:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком…», «Листок», ведущим мотивом является трагедия одиночества, которая выражается или в неразделенной любви, или в непрочности человеческих связей.
Политическая и гражданская лирика.
Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество.
По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением.
Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы.
Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтов единственным критерием оценки действительности.
В зрелой лирике критика Лермонтова становится более социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу».
Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.
Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении.
В стихотворении три героя: Пушкин — «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства.
Поэт открыто указывает на истинных убийц — это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы:
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Тема Родины и природы
Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно- исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта.
Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата.
Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна — духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия.
Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи».
Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта:
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Тема поэта и поэзии
Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна, когда боренья нет… Мне нужно действовать».
Для него творчество — «всесожигающий костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной». Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность, и поэтому он не верит в то, что его исповедь будет услышана. Душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно открыть ее.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом.
Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначение и призвана была объединять людей. И сила заключенного в слове чувства для поэта — самый властный зов. В финале стихотворения звучит вопрос:
В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения — высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко преследует, глумится и унижает Пророка.
Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не приняла его ученья.
Любовная лирика
Ни в обществе, ни в поколении своем, ни даже в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам. Его лирический герой воспринимает настоящую любовь как прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее полноту жизни, приносящее человеку животворящую радость и безмятежность покоя от душевных тревог и страданий.
В стихотворении «Как небеса, твой взор блистает» он говорит о «трепещущей душе» и «голосе нежном», которые встретил. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце, искреннем, неизменно преданном и верном.
Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, очернить, осквернить, растоптать и самую чистую, прекрасную земную любовь.
Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично.
Обращаясь к Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен, юный поэт надеялся:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты…
Неотступно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину, которая вышла замуж за Бахметьева. Варвара Александровна отвечала на чувства Лермонтова, но судьба распорядилась по-своему.
«Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможно. Но светлое чувство, пережитое ими, будет озарять их последующую жизнь.
Об этом поэт говорит в стихотворении «Расстались мы; но твой портрет…»:
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
Источник: https://students-library.com/library/read/45309-povesti-belkina-puskina-kak-nacalo-russkoj-realisticeskoj-prozy