Иван петрович берестов в повести “барышня-крестьянка” пушкина

Образ и характеристика Ивана Петровича в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Берестов Иван Петрович, представляющий собой российского помещика дворянского происхождения, владеющего в деревенской глубинке фамильным поместьем.

Иван Петрович – вдовствующий мужчина преклонного возраста, рано потерявший жену и в одиночку растивший единственного сына Алексея. Будучи хорошо образованным человеком, он самостоятельно управляет поместьем и крестьянами, за что имеет уважение со стороны соседских помещиков, которые, впрочем, воспринимают Ивана Петровича как гордого и зазнавшегося человека.  

Иван Петрович уверен в собственной исключительности и считает себя одним из самых умных людей в ближайшей округе, однако за исключением ведения домашнего хозяйства он ничем более не интересуется, почитывая лишь иногда старые ведомости.

Обратите внимание

С точки зрения характерных черт Берестова, он отличается сложным нравом, который позволяет ему справляться с трудными жизненными ситуациями и добиваться значительного успеха, но при этом в личной жизни создает немало проблем. Пример проявления непростого характера Ивана Петровича – его взаимоотношения с ближайшим соседом Муромским, с которым у Берестова многолетняя и давняя вражда из-за разного понимания общественных изменений.

Берестов является активным противником нововведений, которые считает бессмысленными и глупыми, в частности увлечение иностранными штучками, а Муромский, наоборот, сильно увлечен европейскими культурами, регулярно читает зарубежную литературу и периодические издания, даже реконструирует свое поместье, используя английские мотивы, а в его немногочисленной семье принято разговаривать на английском языке.

Характерное Берестову упрямство проявляется и в его отношениях с сыном, с которым помещику никак не удается наладить доверительную и близкую связь.

Вражде с Муромским приходит конец, когда Берестов спасает соседа от гибели на охоте, случайно встретившись в лесу. Восстановив хорошие отношения, помещики решают сыграть свадьбу между своими детьми, но Алексей Берестов категорически не желает венчаться с Лизой Муромской, поскольку влюблен в крестьянскую девушку Акулину.

Посетив поместье Муромских, Алексей нежданно обнаруживает, что его возлюбленная на самом деле является дочерью соседа Муромского, Лизаветой.

В финале произведения все проясняется, и герои обретают долгожданное счастье, а их отцы – спокойствие и дружескую поддержку.

Вариант 2

Иван Петрович Берестов является богатым помещиком дворянского происхождения. Он обладает своенравным характером и не терпит нововведений. Из-за соблюдения старых традиций он насмехается над соседом, помещиком Муромским, который, наоборот, стремится к модным английским новшествам.

Иван Петрович — человек со сложным характером и придерживается старых нравов. Он весьма педантичен и рационален, имеет незаурядный ум. Однако он не стремится к развитию, почитывая только газету. Культура и наука ему неинтересны. Тем не менее, его ума хватает для того, чтобы хорошо вести хозяйство и не залезать в долги. Ему трудно общаться с людьми, даже с собственным сыном.

Ему не удается заинтересовать его помещичьей деятельностью, но и на службу он не хочет его отдавать. Более того, когда он подумывает женить своего сына, то ничего не делает лучше того, как угрожать лишением наследства. С соседом он и вовсе не ладит, потому что не одобряет его увлечение английской культурой. Он посмеивается над ним.

Противостояние нововведениям — отличительная черта Берестова в повести.

Важно

Иван Петрович расчетлив. Он сам когда-то построил свой дом, точно высчитав расходы. Он не баловал себя нарядами и вел скромную жизнь. Именно его бережливость и предусмотрительность позволили ему сколотить состояние и стать одним из богатых помещиков в округе.

Возможно, это вскружило ему голову, и он стал считать себя самым умным и практичным, что непременно всегда не забывал подчеркивать при разговоре с другими соседями. Особенно сравнивая себя с расточительным и недальновидным Муромским.

Не смотря на это, соседи его уважают, хотя и считают немного зазнавшимся.

Берестов — целеустремленный человек. Если он что-то решает сделать, то ничто не может сбить его с цели. Об этом говорит и постройка поместья, непримиримость к нововведениям и женитьба сына. Зная об этом, Алексей потому и направляется сам в поместье Муромских, чтобы отговорить барышню от брака, так как отца переубеждать бесполезно.

Все же Иван Петрович может делать исключения из правил. Во время охоты он помогает Муромскому, который падает с лошади. Берестов оказывает ему помощь, общается с ним и убеждается, что сосед не так уж и глуп. В конце концов, он даже соглашается отобедать у Муромского. Для человека, не терпящего изменений, весьма неожиданно то, что он сближается с соседом, над которым насмехался годами.

Иван Петрович выступает в повести в роли катализатора вражды между двумя семьями. Его упрямство могло ему дорого обойтись: окончательно поссорить с сыном. Возможно, он бы передумал. Ведь он все-таки подружился с Муромским, хотя не переносил его годами.

Сочинение про Берестова Ивана Петровича

Одним из основных и действующих героев произведения является Берестов Иван Петрович. Иван Петрович был богатым помещиком и гвардейским офицером в увольнении. Имение героя находилось в дальней местности округа. В юном возрасте Иван Берестов служил в гвардии и вышел на пенсию в 1797 году.

После службы он переехал в деревню. Берестов был уже не молодым и овдовел еще спустя год после женитьбы. У него был один – единственный сын Алексей Берестов. Его супруга умерла при родах. Герой хорошо управлял хозяйством.

В поместье Ивана Петровича работает суконная фабрика, которая обеспечивает героя большой прибылью.

Совет

Хозяйственные дела скрасили скучную жизнь героя. Свое поместье он построил сам. По будням Иван Петрович одевал плисовую куртку, а в праздничные дни сюртук из сукна.

При этом стоимость куртки вносил в счет расходов. Берестов был расчетливым человеком. Младшего Берестова не интересовала работа и хозяйство отца.

Благодаря кропотливому труду Иван Петрович стал самым состоятельным помещиком во всем округе.

У героя было узкое мировоззрение. Герой читал только газету «Сенатские ведомости». Среди всех знакомых герой считал себя самым умным человеком. Иван Берестов был гордым помещиком. Берестов был человеком старой закалки и не любил нововведения. Ненависть ко всему новому является отличительной чертой героя.

Он воспитывал своего сына в строгости и грозил ему лишением наследства. По воле отца Алексей должен жениться на Лизе Муромской. Иван Петрович был упрямым человеком и всегда добивался намеченной цели. Со старшим Муромским он враждовал, но недавно помирился и решил женить сына на его дочери Лизавете. Алексей Берестов знал своего отца очень хорошо.

Старший Берестов относился к таким людям, которых называли «гвоздем не выбьешь».

Иван Петрович увлекался охотой. Именно на охоте он подружился с соседом Муромским. Муромский был богатым помещиком. Кроме охоты Иван Берестов любил сытно покушать и выпить.

За столом герой мог сесть двойную порцию еды и пил водку в небольшом количестве. За столом Иван Петрович беседовал и рассказывал анекдоты, и любил посмеяться.

Весь округ не любил Ивана Петровича, но относился к нему с большим уважением.

← Образ и характеристика Владимира в повести Метель
← Образ и характеристика Графини в Пиковой дамой↑ ПушкинОбраз и характеристика Ленского в романе Евгений Онегин →
Характеристика и образ Дуни в повести Станционный смотритель →

  • Стрельников (Антипов) в романе Доктор Живаго Пастернака характеристика и образ
    Роман Бориса Леонидовича Пастернака под названием «Доктор Живаго» содержит ряд героев, каждый из которых предназначен выполнять отведенную роль.
  • Сочинение Анализ повести Детство Горького
    В известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем.
  • Сочинение Порядочный человек 5 класс рассуждение
    Мы часто слышим слова: «хороший», «честный», «добрый», «плохой», «злой», «эгоистичный», «добросовестный» и «порядочный». Но не всегда полностью понимаем суть этих слов. Что означает же быть порядочным человеком?
  • Анализ рассказа Мама куда-то ушла Распутина
    Валентин Григорьевич Распутин является известным русским писателем. Родился в 1937 году и испытал на себе все невзгоды военного и послевоенного времени. Несмотря на все трудности, Валентин Григорьевич
  • Сочинение по картине Тропинина Кружевница 4 класс
    При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-ivana-petrovicha-v-povesti-baryshnya-krestyanka

Сочинение Иван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка Пушкина

Иван Петрович Берестов является героем повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Барышня-крестьянка». Из рассказа автора мы узнаем, что он является помещиком в Тугилове и родным отцом Алексея.

Живет он по соседству с Муромским, настоящим англоманом.

Недавно он лишился любимой супруги, которая отправилась в мир иной, несмотря на это он справился с собственным горем и начал самостоятельно вести хозяйство, все имении осталось на нем одном.

Мужчина считает себя достаточно умным и образованным человеком, хоть для развития он в свободное время читает только «Сенатские ведомости».

Обратите внимание

Соседи уважительно к нему относятся, считают его толковым мужиком, способным разумно управлять хозяйством, но при этом уверены, что он является отчасти гордым и зазнавшимся мужиком. Муромский разделяет общее мнение соседей.

Порой между ними вспыхивает настоящая неприязнь и даже ссоры, которые оба стараются глушить на корню.

Берестова же не устраивает англомания Григория, живущего по соседству. Он все делает на английский манер, ведет хозяйство, как английский помещик, дочку называет Бетси и даже нянечку нашел ей с английским происхождением. Консерватизм же героя не позволяет ему так менять уклад жизни.

У Берестова есть единственный сын, к которому он относится с особой строгостью, поэтому отправляется его учится в городской университет. Когда Алексей собирается бросить учебу и начать военную службу, то не получает благословения отца.

После происходит событие, которое сближает ранее ругавшихся и не понимающих друг друга соседей. Муромский падает с лошади, а Берестов приходит ему на помощь и даже приглашает его в гости. За приятными посиделками они начинают общаться, а после становятся фактически друзьями, готовыми разделить завтрак в гостях у друга.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на внешнюю суровость и жесткость, Берестов является достаточно добрым и открытым человеком, готовым в трудную минуту прийти на помощь человеку, который даже не является его другом. Это прекрасная черта его сердца, которое огрубело из-за смерти любимого человека и других факторов его жизни.

Вариант 2

Иван Петрович Берестов в повести Барышня–крестьянка предстает перед читателем военным в отставке, а ныне состоятельным деревенским барином проживающий в собственном поместье.

Читайте также:  Тема воспитания в комедии "недоросль": проблемы воспитания и образования

Иван Петрович мужчина уже не молодой. Его единственного сына звали Алексеем. Женой была обедневшая дворянка, которая умерла в родах. Это хозяйственный мужчина. После переезда в поместье он построил по собственному проекту дом, открыл суконную фабрику, приносившую ему хорошие доходы. О себе имеет высокое мнение, считая, что он не иначе как умнейший человек в деревне.

Соседи хотя и не признавали его возвышенное мнение о себе, относились хорошо. Будучи человеком прижимистым, он строго сам записывал расходы и всегда ходил в куртке из плисового материала, лишь на праздники, одевая сюртук из сукна, сшитый крепостными мастерицами. Интересы его ограниченны ведением хозяйственных дел да чтением «Сенатских ведомостей».

Более он ничего не читал и ничем не интересовался.

Важно

Характер Берестова сложный, это упрямый и расчетливый человек, имеющий на все свое мнение. Переубедить его невозможно. Отличительной чертой является ненависть к нововведениям, что стало причиной раздора между ним и его соседом Муромским. Так же не признает он излишней расточительности и роскоши.

Тот же в свою очередь является не только англоманом и сторонником европейской культуры, но еще и транжирой. Развел сад на английский манер, конюхи одеты жокеями, а у дочери модам англичанка. Не редкость и то, что в семье говорят на иностранном языке. Поэтому их встречу на прогулке, которую совершали оба, читатель вряд ли назовет теплой и дружеской.

Скорее это было необходимое приветствие. Хотя позже, когда произошло падение Григория Ивановича, наш герой показал себя истинным джентльменом. Он не только осведомился о его состоянии, а также пригласил в гости. Уже дома Берестов одолжил «вчерашнему врагу» свои дрожки. Именно эта ситуация позволила, закончится их вражде.

В то же время, мы видим, насколько он властен и упрям, при беседе с Алексеем Ивановичем. Его распоряжение о женитьбе сына звучит как приговор. Берестов готов даже лишить его наследства в случае отказа.

Все это дает нам возможность увидеть нашего героя разным.

С одной стороны домовитым, экономным, властным барином, с другой мы понимаем, что он способен на сострадание, диалог и при определенных обстоятельствах изменяет свою точку зрения.

Образ и характеристика Берестова Ивана

Одним из основных персонажей произведения является Иван Петрович Берестов, представленный писателем в образе состоятельного помещика, являющегося отставным гвардейским офицером.

Герой описывается в повести в качестве вдовствующего пожилого дворянина, воспитывающего с ранних лет сына, оставшегося без матери, умершей в родах, постоянно проживающего после отставки в собственном родовом поместье.

Иван Петрович характеризуется в повести как человек непростого нрава, который позволяет ему весьма успешно самостоятельно вести управление хозяйственными делами в виде строительства суконной фабрики в деревне, приносящей ему неплохой доход, а также переустройства собственного поместья, но в то же время сложный и упрямый характер является одной из причин жизненных сложностей героя, в том числе во взаимоотношениях с родным сыном Алексеем. Берестов увлекается охотой на диких животных, а также является любителем вкусно покушать и выпить хороший алкоголь.

Совет

Иван Петрович обладает консервативными взглядами в отношении воспитания детей, считая родительскую волю непререкаемой и строгой, а также по поводу семейных уз придерживается мнения, что романтические чувства при заключении брака не имеют важного значения.

Берестов проявляет себя в обыденной жизни как человек, представляющий свою персону в виде умного помещика, скрупулезно подсчитывающего собственные сбережения и расходы, при этом не отличающегося тягой к получению дополнительного самообразования, предпочитающего в качестве чтения лишь газетные статьи из «Сенатских ведомостей». Однако в ближайшей округе Иван Петрович является одним из богатейших и влиятельных помещиков и имеет среди окружающих представителей дворянского общества репутацию гордого, зазнавшегося человека, которого при всех его недостатках соседи уважают.

Иван Петрович отличается категорической нелюбовью к любым нововведениям, преобразованиям и увлечениям иностранщиной, поэтому он находится в давних враждебных отношениях со своим ближайшим соседом – помещиком Григорием Ивановичем Муромским, поскольку последний является приверженцем англомании и в своей жизни повсюду использует английский стиль.

При этом между соседями имеется определенное сходство, так оба мужчины с молодости являются вдовцами и самостоятельно воспитывают собственных детей: Берестов – сына Алексея, а Муромский – дочь Лизу.

По счастливой случайности во время охоты помещики приходят к примирению, а в финале повести становятся не только хорошими друзьями, но и почти ближайшими родственниками, поскольку между их детьми рождает чувство любви и симпатии.

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/ivan-petrovich-berestov-v-povesti-baryshnya-krestyanka

Иван Петрович Берестов в повести “Барышня-крестьянка” Пушкина

Меню статьи:

Проза А.С. Пушкина определенно отличается некоторой долей иронии и юмора. В сюжете обязательно присутствует некий элемент, вызывающий у читателя улыбку.

Повесть «Барышня-крестьянка» тоже не лишена такого элемента.

В повести такая доля юмора связана с образом Лизы Муромской, но при этом имеет обширный характер и влияет на ход события не только жизненного пути Лизы, но и всех главных героев повести.

Кто такой Иван Петрович Берестов

Иван Петрович Берестов – один из главных персонажей повести Пушкина. Он дворянин по происхождению, ему принадлежит деревня Тугилово, которая находится где-то в глубинке. Иван Петрович когда-то был женатым мужчиной, однако его жена умерла много лет тому назад, оставив ему маленького сына.

На момент повествования Иван Петрович является уже человеком преклонного возраста, а его сын, соответственно, молодым юношей. О молодости и юности Ивана Петровича известно очень мало – основой массив информации в повести приходится на старость Ивана Петровича.

Характеристика личности

Иван Петрович обладает непростым характером. С одной стороны, это позволило ему добиться значимых результатов и стать одним из самых богатых и влиятельных людей в округе, но, с другой стороны, это стало причиной определенных сложностей в его жизни, в частности личной.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Татьяны Лариной в поэме Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”.

Так, например, строгий нрав и характер не позволяют ему построить дружески-доверительные отношения со своим сыном Алексеем.

Обратите внимание

Когда Алексей высказывает нежелание жениться на Лизе Муромской, отец не пытается разобраться в причинах такого отношения молодого человека – он ведет себя очень категорично и грозиться лишить сына наследства и даже проклясть его, если он не выполнит волю отца.

Иван Петрович очень упрямый человек – это качество также играет с Иваном Петровичем злую шутку и имеет два изъявления – положительное и отрицательное. Упрямство Ивана Петровича позволяет ему добиваться нужной цели и это определенно хорошо, но при этом эго упрямство часто становится причиной разлада отношений даже с самыми близкими людьми.

Иван Петрович не занимается самообразованием и в целом мало чем интересуется в жизни, кроме как бытовой стороной ее функционирования.

Берестов считает себя человеком исключительного ума и приравнивает себя к самым умным людям в округе.

Отношения Муромского и Берестова

Григорий Иванович Муромский также принадлежит к помещицкому роду. Он живет по соседству с Берестовыми, что значительно усугубляет и без того сложные отношения между соседями. Несмотря на то, что судьба помещиков имеет определенные сходства – оба они рано стали вдовцами и в одиночестве воспитывали детей. Муромский – дочь, а Берестов – сына, дружеские отношения между ними не сложились.

Вражда между соседями была продолжительной и безрезультатной в любом понятии. Заключалась она в способности воспринимать новшества в обществе.

Иван Петрович был ярым противником всего нового и иностранного – он считал такие нововведения глупыми и ненужными. Он яро отстаивал свою позицию и даже не пытался понять позицию людей с мнением, отличавшимся от его собственного.

Григорий Иванович же, напротив, обожал все иностранное, в частности все, что касалось Англии и культуры этой страны. Даже дом свой он построил в английском стиле. Из обихода Муромского не выходила английская периодика и книги. Дома он также говорил на английском.

Рекомендуем проследить сравнительную характеристику Гринева и Швабрина в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Как и его сосед, Муромский не считался с мнением окружающих на этот счет и был абсолютно уверен в своей правоте.

Естественно, что при таком положении, исключающем всякий компромисс, никаких дружеских или хотя бы нейтральных отношений быть не могло.

Причина для примирения

Положить конец многолетней вражде помог случай. Иван Петрович Берестов отличался особой страстью к охоте и несмотря на свой возраст часто мог проводить время за этим занятием. Григорий Иванович также время от времени занимался охотой. Эта любовь к охоте и стала предпосылкой к изменению отношений между помещиками.

Однажды Муромский, пребывая на охоте, упал с лошади. Берестов, который был свидетелем этой сцены, несмотря на вражду, поспешил с помощью к своему соседу – это событие стало началом дружбы между старыми врагами. Муромский приглашает Берестова и его сына к себе на обед, чем укрепляет положительное начало отношений.

Таким образом, Иван Петрович Берестов наделен как положительными так и отрицательными качествами.

Важно

Жизненный путь этого персонажа повести Пушкина не был легок, ранняя потеря жены и необходимость в одиночку воспитывать сына не самым лучшим образом повлияла на его характер, но такие сложности не помешали ему собраться и стать успешным помещиком.

В конце повести мы видим картины, где бывшие враги стали друзьями, а это значит, что никакая вражда не бывает вечной, если враждующие стороны готовы прийти на помощь друг другу.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/ivan-petrovich-baryshnya-krestyanka.html

Урок литературы “Барышня – крестьянка”

Класс 8

Предмет: Литература

Тема: Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников в процессе исследования текста; развитие критического мышления; воспитание нравственных качеств уч-ся.

Задачи: формировать навыки исследовательской деятельности учащихся в составе группы;

развивать речь уч-ся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Мотивация.

  Сегодня мы познакомимся с повестью А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»,

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Каждый выдвинет для себя цели урока.

2. Историческая справка повести Белкина.

Осень 1830 года А.С.Пушкин провёл в селе Болдино Новгородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь.

Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне» -говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут. И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.

А.С. Пушкину пришлось прожить в Болдино 3 месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен (5), около 30 лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня- крестьянка».

Читайте также:  Комментарий к повести "левша" лескова, непонятные и искаженные слова

В мире нет другого примера, когда писатель за такое короткое время создал бы столько замечательных произведений.

Разъезды поэта- странника, ожидания и ночёвки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю». В «Метели» и «Барышне- крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными традициями…»

«Повести» были изданы анонимно. Авторство их было приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.

Учитель:

Но сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии, а о пушкинской прозе – о повести «Барышня-крестьянка». Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.

Проблемный вопрос.

Повесть «Барышня-крестьянка» изящна, легка, кажется, что это просто весёлое произведение со счастливым концом. Так ли это? В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»? Наша задача: разобраться и ответить на этот вопрос.

2. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нетка»

Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

Критерии оценок.

“5” – все верно “4” – 1, 2 ошибки “3” – 3 – 5 ошибок “2” – 6 – 8 ошибок

3.Итак, приступаем к работе с текстом.

Предлагаю исследовать текст и при помощи сделать вывод: в чем ценность повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?

Совет

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение, исследуя текст.

Какие два поколения представлены в повести. (Ученики отвечают: старшее – Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение).

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор. Итак, мы начинаем наше исследование, первое задание группам. /раздаю карточки группам/

3.Защита первой части исследования.

1 группа: представьте информацию о помещиках Берестове Иване Петровиче и Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

Факты из текста

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения

Ведение хозяйства, дел

Воспитание детей

2 группа: назовите положительные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего?, Муромского?) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего?, Муромского?) – всё время вводил что-то новое, хороший отец./

назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского.

(Берестов старший?, Муромский?) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Берестов старший?, Муромский?) живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским./

3 группа: Представьте, что было бы, если бы Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, враждующие помещики, не помирились. Расскажите, как тогда сложилась бы судьба Алексея и Лизы.

я: подвожу итоги, делаем выводы.

Перед нами типичные помещики того времени. Один – хозяин, другой – англоман. Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

Григорий Иванович Муромский – «это был  настоящий русский барин», но всё делал на английский манер.

Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы.

Мы видим в повести признаки исторической эпохи:

– существование помещиков и крепостных,причем, каждый помещик был полноправным хозяином своих земель и крепостных;

– браки по принуждению, невозможность женитьбы представителями разных социальных сословий.

Во всем этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»

– А в чем же её человеческая ценность? Назовите главных героев повести

Защита второй части исследования. Работа в группах.

– Слово 1 группе. Зачитайте цитаты из текста и скажите, о ком эта информация.

Обратите внимание

1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.

2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.

– Молодые люди полюбили. Давайте выясним, какие качества характера вызвали симпатию героев друг к другу?

– Слово 2 группе. Продолжите высказывания:

1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она была красивой барышней из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

3. Старший Берестов и Муромский решили поженить детей. Что в этом плохого? Выберите вариант ответа:

а) Плохо то, что родители думают только о своей выгоде: один богат, другой имеет связи. Чувства детей их не интересуют.

б) Плохо потому, что Алексей и Лиза не любят друг друга.

Слово 3 группе: Продолжите рассуждение, используя опорные фразы:

Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел . … (1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя. 2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит).

Повесть заканчивается счастливо: Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их. Что вы чувствуете?

Важно

1) Радость за счастье героев, они по-настоящему. искренне любят и заслуживают счастья.

2) Мне все равно.

Составить диаграмму Венна.

Сравнить сюжет повести Карамзина “Бедная Лиза” и А.С. Пушкина “Барышня – крестьянка”.

Итог:

Мы выяснили: для автора главными ценностями в человеке являются простота, искренность, ум, живость, естественность в проявлении чувств, верность в любви, доброта. Только тогда человек имеет право на счастье.

А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?

Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.

Исследуя текст повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и современно по сей день.

Домашнее задание

1. Подготовить сообщение о жизни и творчества Н.В. Гоголя

2. Историю создания комедии “Ревизор”

3. Прочитать 1-4 главы комедии.

Приложение 1

1задание 1 группе в белой шляпе: представьте информацию о помещиках Берестове Иване Петровиче и Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

Факты из текста

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения

Ведение хозяйства, дел

Воспитание детей

1задание 2 группе в желтой шляпе: назовите положительные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего?, Муромского?) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего?, Муромского?) – всё время вводил что-то новое, хороший отец.

1задание 3 группе в Черной шляпе: назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского.

(Берестов старший?, Муромский?) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Берестов старший?, Муромский?) Муромский живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским.

1задание 4 группе в красной шляпе: 1. Задание: какие чувства у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия.

/ недовольство, уважение, сочувствие влюбленным ./

Совет

1 задание группе в Зеленой шляпе: Представьте, что было бы, если бы Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, враждующие помещики, не помирились. Расскажите, как тогда сложилась бы судьба Алексея и Лизы.

Приложение 2

2 задание группев белой шляпе: Зачитайте цитаты из текста и скажите, о ком эта информация.

Обратите внимание

1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.

2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.

2 задание группев желтой шляпе. Продолжите высказывания:

1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она была красивой барышней из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

2 задание группев черной шляпе: Старший Берестов и Муромский решили поженить детей. Что в этом плохого? Выберите вариант ответа:

а) Плохо то, что родители думают только о своей выгоде: один богат, другой имеет связи. Чувства детей их не интересуют.

б) Плохо потому, что Алексей и Лиза не любят друг друга.

Обратите внимание

2 задание группе в зеленой шляпе: продолжите рассуждение, используя опорные фразы:

Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел . … (1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя. 2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит).

2 задание группев красной шляпе

Повесть заканчивается счастливо: Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их. Что вы чувствуете?

1) Радость за счастье героев.

2) Мне все равно.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-barishnya-krestyanka-1405677.html

«Барышня-крестьянка»

   «Барышня-крестьянка» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», начатая 19 и законченная 20 сентября 1830 и изданная в 1831 году. Как и повесть «Метель», «рассказана» подставному автору Белкину девицей К. И. Т.

Сюжет повести о том, как Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, помещики, не ладят между собой. Помирившиеся отцы подумывают о свадьбе детей. Алексею же приходит в голову «романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами». Он делает Лизе-Акулине предложение в письме и едет объясниться с Муромским.

Застаёт дома Лизу, читающую его письмо, узнаёт в ней свою возлюбленную.

Краткое содержание повести «Барышня-крестьянка»

Читайте также:  Критика о романе "отцы и дети" тургенева, отзывы современников

Во всех, ты, Душенька, нарядах хороша.
Богданович.

   “В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова”. После военной службы он вышел в отставку, жил барином, утроил свои доходы, завел суконную фабрику и “стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке”. Его любили соседи, хотя и считали гордым. Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, “настоящий русский барин”.

   Промотав в Москве деньги, он вернулся в свою последнюю деревню, где все завел на английский манер, “со всем тем почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский Совет” (учреждение, выдававшее ссуды под залог).

Благодаря усердию соседей, Берестов и Муромский знали о критике в свой адрес, и это подогревало их взаимную неприязнь. К отцу в деревню приехал Алексей Берестов, он намеревался поступить на военную службу, отец же был против.   Алексей отпустил усы и жил пока барином.

Барышни заглядывались на него, но он мало обращал на них внимания, “причиной его нечувствительности полагали любовную связь”. Всех больше была занята Алексеем дочь англомана, Лиза. Отцы их были в ссоре, и она не видела Алексея, между тем все молодые соседки только о нем и говорили. Ей семнадцать лет, она единственное балованное дитя, с довольно привлекательной внешностью.

   У Лизы горничной служила Настя, постарше, но столь же ветреная, как и барышня. Однажды Настя собралась в Тугилово, к Берестовым, на именины своей приятельницы. Лиза отпустила “подругу”, чтобы Настя все узнала об Алексее, а потом рассказала барышне.

Горничная отсутствовала весь день, а вернувшись, подробно рассказала Лизе, какой веселый и жизнерадостный молодой человек Алексей Берестов. Он играл в горелки с дворовыми, у него румянец во всю щеку — это совсем не соответствовало романтическому представлению Лизы о герое, поэтому ей захотелось самой повидать Алексея.

   Барышня решила, переодевшись в крестьянское платье, прогуляться в тугиловскую рощу, где Алексей охотится по утрам. “Уж вас не прозевает”, —сказала ей Настя. Вскоре наряд был готов, и Лиза на рассвете побежала в рощу; встретилась с Алексеем, представившись Акулиной, дочерью кузнеца. Молодые люди при расставании сговорились встретиться на следующее утро.

Важно

Весь день Лиза была задумчива, она не собиралась продолжать свидания, но потом представила, что, прождав ее напрасно,   Алексей явится к кузнецу, увидит толстую рябую девку Акулину и догадается о проказе барышни.

Это заставило ее прийти в рощу и следующим утром, но она взяла с Алексея слово, что он никогда не будет расспрашивать о ней, не будет искать других свиданий, кроме тех, которые она сама назначит. Влюбленный Алексей на все согласился.

А между тем молодые люди все больше привязывались друг к другу, хотя Алексей думал о непреодолимом препятствии, которое отделяет его от бедной крестьянки, а Лиза, зная взаимную неприязнь отцов, не смела надеяться на их примирение.

“К тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной романическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилучинского кузнеца”.   Неожиданно важное происшествие все изменило. Иван Петрович Берестов выехал на охоту, в то же самое время Григорий Иванович Муромский поехал осмотреть свои владения.

Оказавшись рядом, они поздоровались, внезапно выскочивший заяц спугнул кобылу Муромского, она понесла и скинула хозяина. Берестов помог соседу, отвез его к себе, а затем дал дрожки и проводил Григория Ивановича до дома. Муромский взял с соседа слово, что на следующий день Берестовы приедут к нему отобедать.

   Узнав о случившемся, Лиза взволновалась, отказалась выйти к гостям, но потом предупредила отца, чтобы он не выказывал удивления, чего бы ни увидел. На следующий день она одела наряды своей покойной матушки, набелилась и насурьмилась, говорила только по-французски. Конечно же, в этой смешной барышне Алексей не узнал своей Акулины.

На следующее утро он весело передразнивал Акулине ее барышню. “Однако ж, — сказала она со вздохом, — хоть барышня, может, и смешна, все же я перед нею дура безграмотная”.

   Алексей взялся учить Лизу грамоте и был очень удивлен сметливостью девушки. Вскоре между ними завязалась переписка. “Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. Настя втайне исправляла должность почтальона”. Между тем Муромский и Берестов стали подумывать, что неплохо было бы породниться через детей. Узнав о планах отца, Алексей решился идти до конца. “…Романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову…” Он отнес в дупло дуба письмо, в котором предлагает Акулине руку и сердце, а на другой день поехал к Муромскому откровенно с ним объясниться. Барина не было дома, Алексей решил все рассказать Лизе. Он вошел в гостиную и остолбенел: Лиза, нет, Акулина сидела и читала его письмо. Алексей бросился к ней, Лиза хотела бежать. В эту минуту вошел Муромский, он обрадовался, что у молодых людей “дело совсем уже слажено…”

Источник: https://gdzplus.com/summary/pushkin-aleksandr-sergeevich/726-baryshnya-krestyanka.html

А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию

Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений.


У Ивана Петровича Берестова и Гри­гория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба — русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб. Один вырастил сына, другой — дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван Петрович, к которому постоянно съезжалось боль­шое количество гостей. Они оба деятель­ны и предприимчивы.

Хозяйственные нововведения Ивана Петровича, основан­ные на отечественной манере ведения дел, приводят его к успеху, чем он очень гордится и противопоставляет себя анг­ломану Григорию Ивановичу. Хозяйст­венные новации Муромского, наоборот, приводят к росту долгов и закладу имения в Опекунский совет.

В целом, как показы­вает развитие сюжета повести, они оба амбициозные, но весьма добродушные лю­ди. Амбициозность и стала причиной их неприязненных отношений. Берестов, как уже было сказано, жестко критиковал Григория Ивановича, тот остро реагировал и сердился на своего зоила (критика).

Од­нако простой случай на прогулке — паде­ние Муромского с лошади — заставил их забыть прежние обиды, примириться, подружиться и даже почувствовать жела­ние породниться. Конечно, мотивы каж­дого были весьма прагматичны.

Совет

Муром­ский видел в Алексее Берестове богатого наследника, Иван Петрович ценил в Гри­гории Ивановиче человека редкой оборо­тистости и имеющего большие связи, что может помочь Алексею в устройстве его служебной карьеры. Так что такой подход к жизни их тоже сближал.Нарисуйте групповой портрет уездных бары­шень.

При его создании используйте то, что вы узна­ли в начале повести о Лизе Муромской.
Уездные барышни, среди которых была и Лиза Муромская, отличались сенти­ментальной и романтической настро­енностью. Как правило, они воспитыва­лись иностранными гувернантками. Пуш­кин с добродушным юмором описывает их («Что за прелесть эти уездные ба­рышни!»).

Они судят о жизни по произве­дениям, прочитанным на французском языке. Вспомним, что Лиза во время приема гостей разговаривает с Алексеем по-французски. Благодаря романтиче­ским книгам они вырастают мечтатель­ными, чувствительными и ожидают лю­бовных приключений. Событием считают­ся звон колокольчика приближающегося экипажа, поездка в город, посещение гос­тя.

Но несмотря на эти странности, по мнению Пушкина, они обладают рядом достоинств благодаря жизни на свободе, в уединении. Немаловажное замечание делает автор об их самобытности, которая порой выгодно отличает их от столичных барышень, где характер света сглаживает индивидуальность и делает души од­нообразными.

С горничными светские да­мы общались как с наперсницами, что нельзя сказать о Лизе, для которой «Нас­тя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая на­персница во французской трагедии».

Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинст­венному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек. Вместе с тем уезд­ные барышни, судя по Лизе, могут быть на­ходчивыми, предприимчивыми, знающи­ми особенности деревенской жизни.

Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию.
Завязка — принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познако­миться с Алексеем и начало осуществле­ния этого плана.

Кульминация — момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Му­ромского, «дабы откровенно с ним объяс­ниться», встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины.

С этой сцены, пред­ставляющей момент наивысшего напряже­ния действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.

Повесть заканчивается словами: «Читатели из­бавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развяз­ку.

Чувствуете ли вы подсказку автора?
Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать под­робную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читате­лем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему.

Обратите внимание

Но общее — это родительское благословение, начало кото­рого положено восклицанием Муромско­го: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…» — и дальнейшая счаст­ливая судьба молодых.

Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом.
В любом произведении эпиграф обя­зательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристи­кой героев.

Сюжет повести, в основе кото­рого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф.

Богдановича «Душенька», Пушкин подчеркнул, что заро­дившаяся в душе Алексея Берестова лю­бовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков.

Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством соб­ственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сер­дечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много та­инственного.

Пушкин определил жанр произведения как повесть. Можем ли мы, обсуждая это произведе­ние, употреблять термин рассказ?

«Барышню-крестьянку» рассказом наз­вать нельзя, рассказ — произведение ма­лого объема, его содержание основывает­ся на одном событии, случае из жизни ге­роя или героев. Для повести характерны изображение ряда событий на протяже­нии значительного временного периода и достаточная сложность и развитость сю­жета.

На этой странице искали :

  • создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей
  • найдите важнейшие элементы композиции завязку и кульминацию
  • сравнительная характеристика Берестова и Муромского
  • попробуйте порассуждать о том как эпиграф повести связан с её сюжетом
  • нарисуйте групповой портрет уездных барышень

Сохрани к себе на стену!

Источник: https://vsesochineniya.ru/a-s-pushkin-baryshnya-krestyanka-najdite-vazhnejshie-elementy-kompozicii-zavyazku-i-kulminaciyu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]