Критика о пьесе “бесприданница” островского: отзывы современников

Книга «Бесприданница»

Читая «Бесприданницу» в школе, я не понимала всей психологической глубины и трагизма пьесы.

Учитывая интерпретацию учительницы, которая навязывала свое видение ученикам (здравствуй, совковый метод «образования»), в очередной раз я осознала, как же по-разному можно видеть одно и то же произведение, пропуская его через своё внутреннее зеркало под названием «жизненный опыт».

Персонаж Ларисы Огудаловой – это красивая молодая женщина, мечтательная и влюбчивая, основным своим преимуществом имеющая внешний облик и популярность у противоположного пола. Да, глупая. Да, наивная. Но основная её проблема это бедность.

Обратите внимание

Лариса – бесприданница, проще говоря, финансово необеспеченная молодая невеста, что в те времена считалось очень серьёзным недостатком.

Но только ли в те времена? В современном российском обществе существует стереотип.

Если девушка красивая, но небогатая – значит, наверняка видит в каждом мужчине только кошелёк с деньгами.

Да, сейчас, в 21 веке, все эти взгляды, считающиеся безнадежно устаревшими, никуда не исчезли. Они не афишируются, некоторые будут отрицать у себя их наличие, но подсознательно (или даже сознательно) будут рассматривать красивых, но бедных девушек только как развлечение, как элемент роскоши и статуса.

В подтверждении этого тезиса у нас есть абсолютно мещанский, убогий и эгоистичный персонаж Карандышева. И, поверьте мне, такие люди, как Юлий Капитонович – это настоящее бедствие нашего века. И вообще ни капельки не смешно, когда с такими сталкиваешься в реальной жизни!

Что движет Карандышевым, когда он делает предложение Ларисе Огудаловой? Любовь? Желание помочь? Нет.

Даже если эти чувства и имеют место быть, все они подавляются куда более сильным чувством – ЗАВИСТЬЮ.

Завистью, которая является прямым следствием низкой самооценки и осознанием роли «омега-самца».

Карандышев использует Ларису.
Он использует ее так же, как используют в наше время моделей, яхты, тачки и айфоны в кредит – для поднятия собственного статуса в глазах общественности. У мужика был реальный шанс иметь счастливую и крепкую семью, однако его желание «выпендриться» и кому-то что-то доказать убило всю надежду на счастливый финал.

Если бы Юлий Капитонович был умным мужчиной, он бы взял Ларису и уехал в другой город. Потому что «счастье тишину любит». Так нет же – он, прекрасно понимая тягу девушки к сопернику, плюет на чувства невесты, которую «якобы» любит и специально сталкивает лбами бывших любовников.

Побег Ларисы, из-за которой многие зовут ее «девушкой легкого поведения» абсолютно оправдан.
Попробуйте положить перед человеком, который сидит на диете, кусочек его любимого лакомства, и начинайте злорадствовать, когда он, в конце концов, сорвётся. Это тоже самое. Поступок Карандышева называется моральным садизмом.

Потому что человеческие чувства – это не примитивные вещи, которыми можно играть.

Чувство собственного достоинства – это то, за что можно уважать человека.
Так вот, ЧСД там даже не пахнет, поэтому Юлий Капитонович Карандышев – абсолютно жалкий и отвратительный человек. И точка.

Важно

Еще один товарищ, играющий главную роль в трагической судьбе Ларисы Огудаловой – Паратов. Засранец, вызывающий не меньше отвращения, чем предыдущий персонаж.

В принципе, логично, что Лариса влюбилась в Сергея Сергеевича. Во-первых, женщины любят «плохих» парней, особенно если это первая любовь.

Во-вторых, Паратову присущи те черты «альфа-самца», которые выгодно выделяют его на фоне остальных мужчин.
Лидерство, харизма, уверенность в себе – все эти качества создают в глазах влюблённой Ларисы пелену, которая скрывает от неё настоящую сущность Паратова.

А сущность эта очень проста – трус и альфонс.

Я уверена, что этот мужчина действительно испытывал к Огудаловой какие-то романтические чувства (не любовь, нет), но страх перед ответственностью заставил его сбежать в первый раз; этот же страх (теперь уже перед банкротством) заставил сделать его выбор между любовью и материальными ценностями в пользу последних.

Еще один факт, говорящий о его низости как человека – насмешки над заведомо более слабыми людьми.
Еще один способ самоутверждения. Ещё один эгоист.

В итоге, наивная Огудалова стала жертвой мужских комплексов и негласным призом петушиных «боев» в духе «А кто круче?». Поэтому «Спасибо, Вы освободили меня!» звучало из ее уст действительно искренне.

Что касается Вожеватова и Кнурова… По-хорошему, особой роли в личной драме Ларисы они не играют. Думаю, что эти персонажи введены в пьесу Островским, чтобы а) показать всю плеяду порочных мужских типажей, встречающихся в обществе и б) усугубить чувство «брошенности» и ненужности, которое испытала Лариса, до максимума.

Эти образы очень яркие и харАктерные (Островский вообще мастер в плане создания характеров), про них тоже можно было много чего сказать, но не буду.

Читая такие пьесы и понимая, что сюжеты-то берутся из жизни, становится очень не по себе.
Конечно, в данной пьесе я на стороне Ларисы.

Хотя и понимаю, что образы гипертрофированны и в реальной жизни у каждого персонажа была бы своя предыстория, свои «но» и душевные травмы, но ничего не может в моих глазах оправдать поступков Карандышева и Паратова.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000131692-bespridannitsa-aleksandr-ostrovskij

Александр Островский “Бесприданница” (1878)

Смешны метания людей, забывших обо всём на свете; им хочешь пожелать добра, но слишком поздно понимаешь тяжёлое положение другого человека, готового в любой момент подвести черту прожитым годам.

Островский вновь после “Грозы” предлагает читателю ознакомиться с непростой судьбой русской женщины, не имеющей за плечами ничего, кроме груза переживаний, всё сильнее тянущих за собой на глубину, всё сильнее затягивая петлю на шее.

Безусловно, автор предлагает не самую приятную ситуацию, но и окружение для героини создаёт излишне эмоциональное и эгоистичное: из-за чего прямо на глазах моментально развиваются события, где женщина поставлена перед обстоятельствами, требующими решительных мер, но героиня уподобилась другим персонажам пьесы, имеющим чересчур категоричный односторонний взгляд, не принимающий никаких возражений. “Бесприданница” – это яркое представление с трагичным финалом, который показал флегматичность главной героини, склонной к суицидальным мыслям, нежели жертву обстоятельств. Что стоило главной героине улыбаться и плясать, забывшись в танце?

Совет

Натура впечатлительная, принимающая на свой счёт весь негатив, крайне резкая в суждениях и живущая по своим внутренним принципам – такой портрет главной героини рисует для читателя автор. Стоит отметить молодой возраст героини, сыгравший важную роль в произошедшем. Не может юный ум спокойно принимать замечания зрелых людей, он просто не в состоянии перебороть свой бунтарский дух, порывающийся сломать неизбежное развитие событий. Пускай, главная героиня влюблена, её любовь не приносит ей счастья, а доставляет только неприятности. Можно сослаться на своеобразный нрав избранника, что не бережётся, и на остальных ему плевать: он может дать стрелять в себя, но также легко стреляет и в ту девушку, которая смотрит на него влюблённым взглядом. Читатель не может спокойно воспринимать безрассудное поведение, хоть избранник главной героини и нравится молодым особам за свою независимость, целеустремлённость и любовь к красивой жизни. Застилает глаза главной героине такой образ, созданный в воображении, мешающий адекватно воспринимать критику окружающих.

Раньше было принято уходить в монастырь по разным причинам, одной из которых являлась неудовлетворённость личной жизнью. Главная героиня отчасти так и поступает, но лишь с той разницей, что отдаёт себя на волю первого встречного, в поступках которого будет присутствовать желание скрасить её оставшуюся жизнь. При этом, главная героиня не накладывает на себя руки, да и смысла жить тоже не видит, плывя по течению. Другое дело, что Островский просто обязан сделать драму драмой, даже если для этого придётся кем-то пожертвовать. Автор не позволит читателю проявить сочувствие к действующим лицам, в числе которых нет достойных уважения людей, а есть лишь живущие своими заботами субъекты, предпочитающие перемывать кости всем, старательно убегая от разговоров о самих себе. Так ли плох был жених главной героини, за чьей душой водились сущие копейки? Но чей эгоцентризм обязательно сделает из него преуспевающего человека, хоть Островский старательно строит юмористические сцены, подшучивая над предприимчивым человеком.

Каждое действующее лицо пьесы ходит с задранным носом, развлекаясь и получая личную пользу от роста чувства собственной важности. Так получилось, что всем везёт и всех ждут перемены к лучшему, а главная героиня продолжает сохранять такую же надменность, но за острым ощущением собственной ущербности у неё не получается порадоваться благополучному устроению личной жизни. Современная медицина поставила бы ей диагноз депрессии в крайне тяжёлой степени, но в те времена на подобное никто не обращал внимания. Жизнь никогда не бывает простой, поэтому Островский основательно утрировал события, вновь сведя всё к стремлению русской женщины облегчить страдания наиболее радикальным образом.

Ежели кто станет говорить о любви, то проявлений любви в поступках главной героини не было. А если кто до конца осознает финал, то ему следует перечитать “Грозу”, чтобы задуматься над привычкой Островского недоговаривать.

Дополнительные метки: островский бесприданница критика, островский бесприданница анализ, островский бесприданница отзывы, островский бесприданница рецензия, островский бесприданница книга, Alexander Ostrovsky, Without a Dowry

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Пьесы
– Гроза
– Женитьба Бальзаминова
– На бойком месте
– Не было ни гроша, да вдруг алтын
– Поздняя любовь
– Последняя жертва

Источник: http://trounin.ru/ostrovsky78/

Бесприданница. Островский А Н – отзыв

Уууууу! Пьесааааа! Да ты – тренинг личностного роста. Причем – жестокий.

Сегодня поделюсь своим мини-триумфом.

С детства не могла выносить пьесы. Перечитала наверное всех отечественных классиков и могу прочесть еще столько же не моргнув глазом, но только в одном случае – если это не пьеса. С малолетства пьеса наводила на меня ужас.

Если произведение написано в виде пьесы, это – гарантия того, что я его не читала никогда. Если вы видите перед собой самую шикарную пьесу всех времен, будьте уверены – мне она не отдалась. Даже наполовину. Никогда.

Мне просто не осилить такой формат изложения. Я больше привыкла сплошной текст осваивать, нежели нечто смотрящее на меня со страницы и гласящее – “явление первое. иванов, петров и сидоров сидят в кафе. сбоку заходит почтальон Печкин. дамы одеты пышно, но бедно. потапыч несет кофе и метлу”. Ну это – жесть.

Обратите внимание

Я даже не пойму кто эти люди, как выглядят, как живут, и почему они все собрались в этой харчевне. А самое главное, персонажи перечислены обычно на начальной странице, и по мере продвижения к концу из моей памяти ВСЕГДА выпадали все кроме главного героя….

это еще больше меня запутывало и я отморозившись на всю голову примерно через 25 страниц пьесы выбрасывала ее подальше, чтобы сберечь себе жизнь и не выбросить саму себя.

Разумеется, все пьесы предусмотренные школьной программой – миновали мою биографию. А когда по ним надо было писать сочинение – их обычно обсуждали, обмусоливая кости главных героев на коллективной сходке. Там-то я их и наслушавшись, преспокойно делала свои выводы и вполне сносно писала сочинение на тему.

А специально обученный человек (наш препод по русскому и литературе) всегда ставил не ниже 4 баллов. Потому что мысли были изложены связно, иногда лучше чем у тех кто читал. Так и жила. Сейчас жалею конечно, что не прочла, например “Горе от Ума” и что-то там еще в виде пьесы. Еще прочту, разумеется.

Зря я что ли над “Бесприданницей” Островского корпела, тренировалась )))

Не знаю что на меня нашло, но “Бесприданница” попадалась мне в топах (в сети) в списках лучших произведений классиков, когда я искала что бы еще прочитать. Пьесу я от себя истерично выпроваживала, но неоднократно к ней возвращалась в надежде стиснув зубы, осилить. Так длилось 4 дня.

После этого я решила что надо изобрести способ осилить-таки пьесу, иначе я зря жизнь прожила)))) Другие же как-то читают, ну и я значит – смогу. Открываю я интернет со списком действующих лиц и читаю кто из них кто. Далее беру свою любимую эл. книгу и отыскиваю в библиотеке “Бесприданницу” Островского. Начинаю, скрепя зубами, читать.

На каждой странице сверяюсь со списком персонажей на мониторе компьютера. Это я к тому, что пользоваться бумажной книгой удобнее – всегда можно перевернув страницу узреть в 25-й раз, кто такие эти Кнуров, Огудалова, Парадов и прочий электорат.

А в электронной книге не все так просто, мой палец устает листать туда-сюда страницы и книга утомляет мигать мне экраном в поисках ответов на мои вопросы. В этом конечно преимущество бумажной книги перед электронной.

Важно

Пьеса короткая, умереть я не успела. Шикарная штука скажу я вам. Я конечно обожаю Достоевского, но “Бесприданница” – почему-то понравилась не меньше. Мне конечно не хватало в пьесе многого из того, что я полюбливаю у Достоевского, зато времени потратила намного меньше, а эффект для себя получила немалый.

Следующие пару дней после начала войны с собой, в попытках осилить пьесу, захватили мое воображение. Я регулярно хваталась за голову, мой мозг разрывался. Ситуация мне была ясна как божий день. А вот поведение женщин – нет. В их ситуации могу еще понять мамашу Ларисы.

Но решения Ларисы меня вымораживали. Сама ее ситуация должна была сделать ее другой, раз уж родителей нормальных рядом нет. К персонажам у меня, конечно масса вопросов. Иногда я даже могу на них себе ответить, но уверенности все-равно нет.

Читайте также:  Мораль басни "муха и дорожные" крылова (анализ, суть, смысл)

Все эти вопросы касаются в основном бытия, в котором пребывали в те времена главные герои.

Мне к примеру, так и осталось непонятным, как Лариса могла потащится с 4 мужиками на пароход, без сопровождения кого-либо, кто при случае сбережет ей репутацию? И взять с собой ящик (и не один) алкоголя? Конечно, она – бесприданница, терять ей нечего если вдруг что…

но при отсутствии приданого, терять еще и репутацию, уж совсем неправильное решение. Совсем ни с чем по жизни пойти? В конце концов и не таких нищих в те времена замуж втюхивали, лишь бы не совсем пропащая репутация была бы. И я даже допускаю, что ничего у нее с ними не было. Но поди докажи остальным что ты не верблюд.

Слухи же ползают рождаясь почти на пустом месте практически.

Каким образом, эти женщины, хоть и небогатые, но вроде бы как относящиеся к приличному обществу (вот чем плоха для меня пьеса, там совершенно не рассказано к какому обществу они принадлежали по праву рождения и каким образом оказались в том положении в каком они пребывали) постоянно принимали у себя толпу мужиков и были откровенно – тусовщицы.

Ну допустим, девушка на выданье и мать приглашает в дом всех кто мог бы подойти на роль мужа. Про такое неоднократно пишут классики тех лет. Явление неудивительное, но удивительно другое.

Совет

Обычно приглашают холостых мужчин, таких, которые потенциально могут женится на дочурке. Но тут приглашались все те, кто не женился бы по умолчанию (ну кроме одного).

Спрашивается: ради чего мамзели теряли столько времени?

Можно, конечно, долго мусолить тему, что Лариса оказалась девушкой без приданого в жестоком прагматичном мире… Обычно так про нее пишут. Но лично я вижу что Лариса – девушка туповатая, непроницательная, психованная и нерациональная. Молодая, да. Но мы все были молодые и я – тоже.

Я точно знаю что такого не вытворяли даже совсем уж из неблагополучных семей и отсутствие отца, приданого и придурковатая мамаша – слабое оправдание для Ларисы.

Мне ее немного жаль, но больше досадно, что ситуация, трагичная и нелепая, на самом деле могла сложится по другому, без затрат – просто при смене образа жизни, попутно не мешало бы компанию левых дураков от себя отвадить. Да и Лариса мамашке намекала на это регулярно, уж как могла…

может и не совсем то говорила, но суть была понятна – пора завязывать с теперешним положением вещей (и речь отнюдь не о материальном положении). Она сама устала от того что происходило вокруг нее.

А уж какой случай привела Лариса в качества показателя храбрости своего возлюбленного! Одно это многое о ней говорит! Да если дурень, стреляющий ради пОнта в монету находящуюся в моей руке 250 раз пробубнит что он меня любит – я не поверю никогда.

Более того, напридумывать себе иллюзий можно тонну, но есть же техника безопасности. Я ни за какую любовь (даже если бы и поверила вдруг в нее) не согласилась бы на этот фокус. Пусть подавится и монетой и любовью своей – жизнь дороже.

И спутать вот это вот со смелостью может только полный идиот, что и продемонстрировала бесприданница. Хорош, конечно, коктейль: бесприданница, идиотка, неврастеничка и потенциальная самоубийца, тусовщица и уничтожитель собственной репутации.

Обратите внимание

После такого набора свойств еще рассчитывать на стоящее замужество даже как-то неловко мне было бы, ей-богу.

А еще Лариса отвратительно воспитана. Это тем более странно, что вроде бы мамаша ее запихивала в приличное (как считалось в их деревне) общество и сама же вроде бы к нему принадлежала (ведь иначе к ним в дом такое общество бы и не ходило).

Как можно, скажите мне, собравшись замуж и уже объявив об этом, ни во что не ставить своего почти мужа перед кучкой тусовочных мужиков, которые ничего путного ей не смогли предложить? Мне казалось, пусть уж хоть какой урод выбран, но раз уже решила за него замуж и дала всем понять что это – твое (даже если ты его и не любишь), то и относится надо соответствующе. Хотя бы свой собственный выбор уж можно уважать? Но Лариска умудрилась ноги об него вытирать публично, совсем не препятствовала тому, что над ним насмехались в ее же доме (ну не бред? я бы вышвырнула не моргнув глазом… потому как смешной этот человек – мой муж, а богатый, тщеславный дурак мне – никто).

ИТОГИ:

В-общем, пьеса Островского “Бесприданница” оставила во мне массу вопросов. Главным образом потому, что крайне мало известно о характере и жизни главных героев. Хотя Островский сумел поступки героев довольно ёмко описать. Причем именно те поступки, которые очень ярко их характеризуют. Тем не менее, многие вещи остались для меня туманны.

И я регулярно встречаю мнение, что история так печально кончилась потому, что Лариса была игрушкой для совершенно всех участников этой истории. Гхм… Лариса, прямо скажем, сама ведет себя более чем отвратительно. Мамаша ее – тоже. Мамаша виновата конечно – больше Ларисы, потому как доченька страдает не без ее участия.

Да и дочку-то она ж вырастила и жизнь ей такую устроила именно – она. Но Лариса за очень короткий срок меня убила количеством сделанных глупостей. Такая концентрация абсурда мне, кстати, в реальной жизни стала встречатся всё чаще.

Она думает – хрень, говорит – почти хрень, а уж делает такую вопиющую хрень, какая и в страшном сне не приснится человеку, если только он не употребляет всякие сомнительные препараты.

А самое главное в этой пьесе, что все это актуально и по сей день, как это не прискорбно. Абсолютно не устаревшая история, как ни странно. Пока до конца дочитала, вспомнила не менее пяти случаев, сильно напоминающих эту (ну разве что развязка не была столь быстрой и необратимой) историю.

Важно

Правда, во всех случаях, проживая в большом городе (да еще в наши дни), у бесприданницы всегда есть шанс затеряться в толпе и наделав таких же глупостей, преспокойно включить антикризисный план и реабилитироваться…

да и просто сбежать от мамаши, арендовав жилье и помахав родительнице ручкой с пожеланием устраивать собственную жизнь как ей самой заблогорассудится.

О чем, собственно пьеса?

На сайте такие правила, что нельзя сюжет книг и фильмов раскрывать… А то читатель (или зритель) расхочет смотреть-читать. Поэтому пока напишешь отзыв, изворачиваясь как змея на сковородке, забудешь о чем сказать-то хотел.

Это литературное произведение определённо не о любви. Я в нем не встретила даже намека на любовь. Оно про равнодушие. Про равнодушие к собственному ребенку, про равнодушие к своей невесте, про наплевательство к будущему мужу…

и про неравнодушие к своим амбициям, своему материальному положению, про неравнодушие к тому, что о тебе думает окружающий тебя сброд посторонних проходимцев. Про цинизм. Про тщеславие. Про лицемерие. Про то, что совершенно все участники пьесы возились в нередкой и сегодня клоаке, считаясь при этом – уважаемыми людьми.

Впрочем, чтобы понять что они не заслуживают уважения, даже и копать глубоко не надо – всё и так на виду.

Прочитать очень рекомендую. Мне понравилось.

Источник: https://irecommend.ru/content/o-pesa-moi-malenkii-personalnyi-ad-foto

Все отзывы о спектакле «Бесприданница» – Афиша-Театры

По поводу самой пьесы, понимаю современников Островского, наверняка, им неприятно было узнать себя в столь неблаговидных видах и сценах. Требовалось время привыкнуть.Однако, прошло уже 140 лет, и вдруг я слышу в кассовом зале приговор старушки в бежевом беретике – «Ненавижу Бесприданницу», собеседница ей не ответила.

Ноу комментс потому что. Но мне до сих пор интересно – отчего такое страстное чувство вызывает эта пьеса до сих пор.Мне не показалась оправданной в этой постановке одна сцена, в самом начале – пытка утюгом Паратова.

Оно, конечно, действо это, поднимает образ «бесчестного обманщика» влюбленной девушки, но и оставляет в недоумении, потому что все, что дальше происходит, совершенно против этой сцены. Паратов – не жертва, он нормально воспринимает ситуацию: деньги ушли – деньги добыл – деньги пришли, он и сам говорит «а мне никого не жалко».

Другие добавления к сюжету пьесы вполне себе натуральны: и что Аркадий Счастливцев – гей, оказавшийся в одной лодке с Ларисой Огудаловой во всех смыслах этого слова, и что мать Ларисы Дмитриевны – Харита – в давние времена была возлюбенной Мокия Парменыча, который теперь ее дочь вполне удачливо торгует.

Совет

Харита при этом нормально себя чувствует, принимает удар, отлично этот удар держит, ни слезинки, ни соринки на оба глаза, и надеется на взаимовыгодное сотрудничество, раз уж с личными отношениями не вышло.

Пьеса эта вообще очень музыкально разыгрывается, ритмично, в темпе цыганской оперетты.Истерики героев драмы перемежаются обливаниями водой, подскальзываниями, приплясываниями, и как-то без цирка все, без ужимок, а напротив, как в классической форме, рондо, например.Актеры – прекрасны.Очевидно, что на Полине Лазаревой природа и не подумала отдохнуть, а даже наоборот.

У нее главная и трудная роль – Лариса Огудалова – единственно положительная личность в пьесе, жертвенная, сильная, хоть и не без пятна черного. Пятно это – Карандышев, дрянь человек, но кто ж стоит такого унижения, какое и она ему, в числе других, учиняет. Актер Дякин, который играл Карандышева – одаренный.

И как в классической опере, у каждого есть номер свой выходной, особая ария, по которой и эпизодическая роль запоминается. Вот Вожеватов, играет его Вс.Макаров. Купчик голубоглазый, Ларису проигрывает Мокию Парменычу, и потому вынужден отказаться ее спасать, в утешение исполняет ей как друг детства свой старый номер – не могу даже описать, что это такое было, только в театре можно услышать это.

У Мокия Парменыча (Юрий Лахин) немало сцен разных, но есть тоже «выходной» номер, в самом конце, после коммерческого предложения Ларисе. И это танец. Странный, угловатый, больной данс макабр богатого старика. Не скучно смотреть.

Еще один запомнился момент.

Как перед званым обедом Карандышев приносит Огудаловым улов – две маленьких рыбки, принятых не без презрения, а позже, приносит Паратов рыбу в подарок, и она, рыба эта, улов его – огромна и жирна, правда, на слизи после нее все подскальзываются…

Так что и в общем, и в деталях, отличный спектакль. Нужно брать
Себя в руки и идти за угол Большой Никитской на представление, а не в Маяк, как всегда.

Источник: https://www.afisha.ru/performance/98594/reviews/

Русская критика о значении комедий Островского

Выдающийся русский драматург Александр Николаевич Островский является автором многих знаменитых и ценных произведений, которые отложили значимый отпечаток на дальнейшее развитие русской литературы.

Самыми знаменитыми, несомненно, являются «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся» и «Гроза».

Значение произведений Островского

Творчество драматурга отображало наиболее актуальные социальные проблемы той эпохи, причем Островскому удалось осветить некоторые темы с совершенно новой стороны.

Критиками признается, что жанр сатирической комедии был наиболее приемлемыми для его творчества. Но у Островского есть выдающиеся произведения в другом жанре, в свое время его драмы «Гроза» и «Бесприданница» были признаны гениальными.

Островскому удалось создать актуальные психологические драмы, интерес к которым сохраняется и до нашего времени.

«Темное царство» Добролюбова

Статья знаменитого критика Добролюбова под названием «Луч в темном царстве» представляет собой наиболее яркий образец полноценного критического обзора драмы Островского «Гроза».

Добролюбов говорил о произведениях Островского как о «пьесах жизни», подчеркивая то, что драматург, прежде всего, отображает основную обстановку жизни и ее  процесса, и не позволяет себе судить ни злодеев, ни жертв.

Критик указывал на то, что Островский обладал глубоким понимаем жизни русского народа, и именно поэтому сатира и драма в его творчестве настолько реальны, точны и искрометны.

Обратите внимание

Он называет произведение писателя «Гроза» наиболее решительным литературным творением Островского, и говорит о том, что это обусловлено появлением такого персонажа, как Катерина.

Русский драматург пытался показать, что стране необходимы люди уже другой натуры, более энергичные, смелые и решительные.

Создавая сильный и отчаянный характер Катерины, Островский сумел подчеркнуть целостность и единство ее натуры, она не выглядит бунтующим или несдержанным человеком, нет, ее решения и поступки – это выражение ее внутренней силы и свободы.

Обстановку в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал «темным царством», обобщая под этим емким названием беспросветную и нравственно неполноценную жизнь России, а Катерину он выделяет «как луч в темном царстве».

Его сравнения настолько точно отображают замысел Островского, что эти выражения до сих пор ассоциируются с «Грозой».

Критика Авсеенко

Литераторам известно, что критик Авсеенко, не стесняясь в выражениях, назвал драматурга Островского «губителем русской сцены».

По его критическому мнению, в творчестве драматурга не было ни единства, ни полноты, Авсеенко не смог найти в нем той художественной выразительности, которая привычно ожидалась от драматических пьес.

Важно

Сам Авсеенко относился к так называемо «дворянской критике», представители которой искренне считали, что произведения Островского, насыщенные народным реализмом, являют собой знак падения русского искусства, как такового.

Это обусловлено тем, что многие персонажи и акцентированные Островским темы не отвечали тем требованиям, которая выдвигала к писателям литературная среда того времени.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Композиция комедии «Свои люди – сочтемся» и ее сценическая судьба
Следующая тема:   Поэзия середины и второй половины XIX века: Тютчев, Фет, Некрасов

Читайте также:  Герои рассказа "дети подземелья": главные и второстепенные персонажи, описание в таблице (список)

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/russkaya-kritika-o-znachenii-komedii-ostrovskogo

Отзывы читателей о книге «Бесприданница» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Александр Островский — MyBook

Меняются времена, но не становится меньше Ларис Огудаловых. Вернее, без приданного-то сейчас уже берут, но не меняется, а только увеличивается количество мам, желающих получше пристроить дочек, да и самих дочек, стремящихся выявить жениха побогаче.

Количество девушек с высоко поднятой планкой растет, а количество женихов, отвечающих их требованиям, стремится к нулю. Кадровый голод, что ж поделаешь.

Впрочем, все это неважно, ибо брачный союз давно уже доказал свою несостоятельность, не смотря на навязчивую политику государства, понимающего, что заложников семьи легче держать в узде.

“Бесприданница” Островского редкостное по контрастному противоречивому субъективизму произведение. С одной стороны здесь нет ни одного положительного героя, а с другой – каждый может выбрать этого героя сам. Причем любого.

Искреннюю и чистую Ларису, отчаянную и хитрую Хариту Игнатьевну, степенного джентльмена Кнурова, перспективного и предприимчивого Вожеватова, скромного, но имеющего свое достоинство Карандышева, неотразимого и уверенного в себе Паратова.

И нам неважно, что Лариса – дура, мать ее – бесчестная интриганка, Кнуров – старый циник, Возжеватов – продажная шкура, Карандышев – мелочный клоун, а Паратов – расчетливый урод. Множество оттенков переливаются, соприкасаются между собой и дают самые различные сочетания.

Чаще всего не любят Карандышева. Но на самом деле этого человека практически не в чем упрекнуть.

То, что он пытается жениться на Ларисе не по любви – в этом ничего удивительного нет. Браки вообще редко заключаются по любви, а в то время и подавно. Походили, друг другу поулыбались, приданное подсчитали и под венец. Упрек Ларисы в том, что Карандышев слишком мелок – вообще несостоятелен.

Совет

Бедность не порок, накладывает отпечаток, и никто не может упрекнуть Карандышева в том, что он не старался. Да, старался не из чистых побуждений, но кто об этом знает, кроме нас с вами. Большая часть человечества вообще предпочитает скрывать и никто никогда не узнает – что на самом деле движет людьми в той или иной ситуации. Даже убийство Ларисы Карандышевым пошло во благо самой Ларисе, о чем та успела заявить.

Харита Игнатьевна выбивается из сил, всеми средствами пытаясь пристроить дочек. Задача эта непосильная и неудачами со всеми тремя Островский хочет подчеркнуть, что так и должно быть. Не факт – бывали же случаи, кому-то везло. А желая выжить – чего не сделаешь.

Лариса, которую чаще всего любят и сочувствуют ей – на самом деле перед всеми вертит хвостом, обладает диким самомнением, которое не очень умело выдает за скромность и совершает кучу глупых поступков, которые автор и читатели объясняют неземной любовью. Любовь у нее, естественно, к первому парню на селе, самому крутому и богатому на определенном этапе. А еще говорят, что любовь слепа.

Почему-то в юнг мы не влюбляемся, а ждем капитанов Греев. И еще ее эта вселенская любовь к ближним на фоне выбивающейся из сил матери, которая только усугубляет ситуацию. Если она вдруг решила, что браком с Карандышевым всех спасла, то это не так, причем все не перестают ей это повторять. Тупое самопожертвование – результат врожденной глупости, ибо всем становится только хуже.

Кнуров вообще никому ничего плохого не сделал, только помогал бедной семье. А что мужчины могут иметь виды на некоторых женщин – в том нет ничего удивительного. Этих женщин никто на аркане не тянет, не говоря уж о том, что они сами дают повод. Частично это касается и Вожеватова.

От купца, запрограммированного зарабатывать деньги, было бы нелепо требовать чего-то сильно отступающего от этого курса.

Наконец, подлец Паратов. Упрек “ты меня не любишь” настолько всеобъемлюще нелеп и так часто звучит, что Паратов – это уже олицетворение всех желанных мужчин. Любви можно требовать, если это процесс или работа.

Поэтому вообще все разборки между двумя влюбленными не подлежат вмешательству со стороны, ибо никто не в состоянии оценить чужих чувств.

Обратите внимание

Меня порадовал комментарий одной девушки на этом ресурсе на тему того, что Джоз Седли из “Ярмарки тщеславия” в самом начале повествования бросил Бекки Шарп.

Оказывается, если Вы решили выйти за кого-то замуж и ему об этом даже не сказали, а он не захотел сам, то это называется “бросить”. С ужасом представляю – сколько раз бы в этом случае я был женат, если бы выполнял подобные морально-этические нормы.
В общем, пьеса обалденная, все ее знают и ничего в природе лучше нет.

Источник: https://MyBook.ru/author/aleksandr-nikolaevich-ostrovskij/bespridannica/reviews/

Анализ пьесы А.Н. Островского “БЕСПРИДАННИЦА” в контексте критической работы Бориса Костелянеца

Итак, у Паратова появляется план: напоить Карандашева, а самому увести Ларису на прогулку по Волге вместе с Кнуровым и Вожеватовым. По наущению Паратова Робинзон спаи­вает Карандышева, спаивание переходит в измывательство. Но Карандышев этого нисколько не ощущает. Зато очень остро реагируют на происходящее и Лариса, и её мать. «Я, помилуйте, я себя знаю.

Посмотрите: все пьяны, а я только весел. Я счастлив сегодня, я торжествую», — отвечает на их укоры уверенный в себе Каран­дышев. Вот, что нужно ему более всего: публичное торжество. Тихое, скромное счастье Карандышева никак не устраивает. Но желая стать вровень с Паратовым, Кнуровым, Вожевато­вым и даже возобладать над ними, Каранды­шев помогает им превратить себя в шута.

Торжествующий над соперниками Каран­дышев демонстрирует свою власть над Лари­сой. Гости — Паратов, Кнуров, Вожеватов — упрашивают ее спеть. Карандышев с каждой фразой всё более жёстко заявляет свой протест. И, наконец, уже с предельной заносчи­востью: «Нет, нет! Я положительно запре­щаю!» Именно это бутафорское «запрещаю» во многом предопределяет дальнейший роко­вой ход событий.

Вопреки запрещению Лариса поёт, и, ка­залось бы, спесь карандышевская должна быть сбита её своеволием. Не тут-то было. Забыв про свой запрет, он усиленно восхи­щается пением и предлагает выпить шампан­ского за здоровье Ларисы Дмитриевны. В от­вет на ворчание тётки он кричит: «Исполняй­те, что вам приказывают!» Если не Лариса, пусть хоть тётка исполняет его повеления.

Подобно Паратову, Карандышев тоже не позволяет себе признавать какое-либо своё поражение. С бокалом в руках он пред­лагает тост за свою невесту, который ока­зывается тостом вовсе не за неё, а за него, Юлия Капитоныча Карандышева. Он возда­ет хвалу «главному и неоценимому до­стоинству Ларисы Дмитриевны» — её умению «ценить и выбирать людей».

Не прельща­ясь мишурным блеском, она искала человека «достойного». И нашла его, Карандышева. Это апогей карандышевского самоутвер­ждения — тем более жалкий и даже траги­ческий, что и Паратов, и Кнуров, и Вожева­тов, и читатели уже знают о решении Ларисы ехать за Волгу.

Да, Лариса уже выбрала, но выбрала не его; уже предпочла, но предпочла не оста­ваться с ним; уже решила, но это решение, принятое   в   смутной   надежде   обрести   навсегда Паратова, должно низвергнуть Карандышева с пьедестала, на который он себя втащил, и ввергнуть его в позор и отчаяние.

Важно

Стремясь к своей цели и, казалось бы, её достигнув, Карандышев теперь дальше от неё, чем когда бы то ни было. Вся ситуация наполнена глубокой драматической ирони­ей: герой находится во власти заблуждения, за которым неизбежно последуют узнавание и прозрение. Первое узнавание — об исчезновении гостей. Карандышев готов счесть это всего лишь за неучтивость.

Но за ним следует новое, невероятное и убийственное: Ларисы тоже нет. Ощутив наконец всю силу нанесенного ему удара, Карандышев потрясен до глуби­ны души. Человек, ранее избегавший именно это­го — правды, теперь осмеливается ее осо­знать и высказать во всеуслышание.

Моно­логи Карандышева, завершающие третье действие «Бесприданницы», входят в число вершинных, кульминационных моментов всей пьесы. Торжество перерастает в катастрофу   стремительно,   и   тогда   появляется перед нами другой, новый Карандышев: этот способен понимать и себя, и других людей совсем не так, как прежний. Приме­чательно, что в полных глубокого страдания и отчаяния, беспощадных признаниях и об­винениях Карандышева нет ни слова осужде­ния Ларисы. И это делает ему честь.

Заключительное действие драмы – развязка – начинается с момента, где Кнуров и Вожеватов обсуждают положение Ларисы после ночи на пароходе. Они играют в орлянку на судьбу Ларисы. Огудалова достается Кнурову. Тот надеется уговорить её поехать с ним содержанкой в Париж.

В то же время Паратов прощается с Ларисой, говоря, что приезжал на один день, к тому же он обручен на той, в приданное от которой получил золотые прииски. Лариса – нравственно униженная, опозоренная возвращается домой. В слишком затруднительной ситуации находится ге­роиня. Совсем недавно радость переполняла её сердце.

Она думала, что выстрадала взаимную любовь. И такой резкий, неожиданный переход от радости к трагическому накалу горестных чувств. Лариса встречает Кнурова, и он предлагает ей роскошное содержание, искренне полагая, что отказать ему Лариса в сложившейся ситуации уже не может.

Притом нужный момент наступил несколько раньше, чем рассчитывал Кнуров, он готов был ждать дольше, готов был стеречь тот час, когда Ларисе опостылеет жизнь с Карандышевым в роли супруга. Однако предложение сделано, Лариса лишь молча отрицательно качает головой и уходит.

Она видит Карандышева, который заверяет Ларису, что тот готов дальше унижаться за неё, ради неё. Главной героине горько – теперь она точно убедилась, что всего лишь красивая игрушка для мужчин, вещь, при помощи которой каждый намерен лишь тешить своё самолюбие.

Совет

Она не нашла любви, так будет искать золота! Лариса, кажется, примиряется со своим положением вещи, которая тогда уж Карандышеву не по карману. Лариса намеревается «пойти к хозяину». В Карандышеве любовь принимает уродливую форму, осквер­няется чувством мести.

В тот момент, когда Лариса решает «пойти к хозяину», принять условия богача Кнурова, выстрел Карандышева приносит ей избавление в смерти. Звучит знаменитое «Так не доставайся ж ты никому!».

И выстрел приходит к Ларисе, не нашедшей в себе сил для того, чтобы покончить с собой, как благо, как избавление от духовного падения и как возможность умереть человеком, а не вещью.

«Бесприданница» становится пьесой, ис­полненной сильного драматизма, благодаря противоречивым и потому неожиданно про­являющим себя характерам Паратова, Карандышева и, прежде всего, Ларисы. Этот глубокий драматизм пьесы и ее центрально­го образа составляет некую «тайну», разга­дать которую дано не каждому театральному коллективу, готовому за это взяться.

По мере развития действия в драме из акта в акт нарастало несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. 

Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.

Лариса не обычная девушка из мещанской среды, как героини предыдущих пьес Островского.

Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры – серьезностью, правдивостью, жаждой неподдельных и искренних отношений.

Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителей привилегированных слоев общества. Но семья Огудаловых обеднела и занимает двусмысленное положение в провинциальном “обществе”. В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приводит ее к драматическому конфликту.

Обратите внимание

Главная героиня красивая, наивная, но всё же гордая девушка, наделенная душевной чуткостью и склонностью к романтическому восприятию мира. Она не идеальна, она способна злиться и вымещать злобу так же, как и способна на любовь к одному единственному мужчине, которому навеки отдаёт своё верное, но отвергаемое сердце.

Она кажется контрастной персоной относительно дельцов Бряхимова, лишённых романтических устремлений.

Однако не стоит заблуждаться, рисуя перед собой образ «голубой», безмерно возвышенной Ларисы Огудаловой, так как всё же она стоит в центре конфликта, меж дельцов, которые перекидывают её друг другу, словно товар, а не витает над ними недостижимо в некоем эфемерном пространстве.

Лариса до самого конца повести находится всё же по эту сторону «решётки» с видом на широкую, свободную Волгу, а не за нею. Чувство собственного достоинства не позволяет девушке мириться с окружающей обстановкой. Лариса противопоставлена всем остальным действующим лицам.

Они преследуют свои личные корыстные цели, лишь она одна неспособна на ложь и обман, но и она не святая. Героиня драмы живет и ожидании необыкновенного счастья, она тянется к людям, готовая верить им, но мечты её о счастье несбыточны. Причины крушения её иллюзий точно обозначены в самом заглавии пьесы: «Бесприданница».

Сюжет «Бесприданницы» векторный и чёткий, практически нет несюжетных персонажей.

Хотя Островского в критике зачастую обвиняли в том, что он склонен увлекаться добавлением в текст своих произведений несюжетных линий и героев, в связи с чем критики называли автора скорее эпиком, нежели драматургом, но это относилось к более раннему его творчеству, и подобные замечания в адрес «Бесприданницы» оказались лишними.

Так, например, критики сомневались в уместности в пьесе персонажа, называемого Робинзоном. Выдвигались версии, что он добавлен для внесения в пьесу момента комичности, для облегчения полотна произведения пошлым шутовством героя и не для чего более. Однако позже критиками была подмечена общая для Робинзона и Ларисы Огудаловой линия.

Читайте также:  Прототипы градоначальников в "истории одного города" салтыкова-щедрина

Если Лариса в конце произведения приходит к осознанию того, что она становится вещью для окружавших её дельцов, то Робинзон, спившийся актер и человек, оказавшийся на «дне» жизни, с самого своего появления в сюжете уже является вещью, в общем-то, в том же людском кругу (стоит вспомнить, как Паратов передаёт его на «два-три дня» Вожеватову).

Важно

Это скорее сверхсюжетная связь между персонажами, однако она всё-таки есть. Более того, Робинзон является тем, кто помогает Юлию Капитонычу Карандышеву прозреть, обнаружить, собственно, не только то, что он смешон, но и в целом стать на путь безжалостных и необходимых прозрений, толкающих его на роковые и трагические действия. Учитывая эти уточнения можно сказать, что внесюжетных линий и героев в «Бесприданнице» практически нет.

К моменту написания «Бесприданницы» многие критики всё ещё мерили творчество Островского прежним шаблоном, но такая поспешность в суждениях и некоторая зашоренность восприятия не делала их отзывы объективными, так как «Бесприданница» во многом отличалась от предыдущих произведений автора.

Показательны содержательные отличия пьесы. К примеру, в «Бесприданнице» все основные герои одеты по-европейски.

Правда, Островский не считает нужным специально оговаривать это обстоятельство применительно к Кнурову (о котором сказано многозначительно «из крупных дельцов последнего времени») или Паратову («блестящий барин»), но о Вожеватове всё-таки говорится: «по костюму европеец».

Всё знаменательно в этих первоначальных ремарках. Тотчас же становится ясно, что новый «дух времени» отразился даже на быте, на костюмах жителей большого волжского города в семидесятых годах девятнадцатого века.

(Под этим углом, кстати, тоже виден уход Островского от прежних творческих форм, хотя это не столь значительно, как смена «типов» «характерами».) И, конечно, описываемое время ещё не знаменует совершенный уход от старых порядков, тут важно не пропустить тонкое авторское уточнение: Вожеватов, как и прочие, европеец лишь по одежде.

Суть конфликта в «Бесприданнице» четко выражена в столкновении между циничной, «арифметической» философией новоявленных (относительно той поры) дельцов и идеалистическими мечтами главной героини, пытающейся отстоять собственное право на счастье, любовь, жизнь и свободу выбора и воли, но гибнущую в неравной битве с безжалостным миром расчетов и выгод.

Тлетворное влияние среды затронуло героиню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. В духовном плане гибель Ларисы Огудаловой происходит ещё до выстрела, сделанного Юлием Капитонычем Карандышевым.

Её идеалистическая натура гибнет поэтапно: сначала она растоптана равнодушием Паратова, остывшего к ней и, конечно, не бросившего своих расчётов ради Ларисы, после её добивает фраза Карандышева, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали между собой Огудалову, словно вещь.

Совет

И по сути самоубийство Ларисы начинается с того, что она, соглашаясь с Карандышевым, говорит, что и верно, она теперь вещь и пойдёт к своему хозяину. Эта моральная смерть для Ларисы Огудаловой страшнее физической, видимо, раз выстрел Карандышева вызывает у неё благодарность. Лариса умирает не вещью, но человеком.

Создаётся впечатление, что её финальные реплики, переложение вины на саму себя, связаны именно с её осознанием своей моральной гибели в тот момент, когда она решила принять предложение Кнурова. Однако во всех смыслах шагнуть за «решётку» у Ларисы не хватило духу. И потому она благодарит Карандышева за содеянное.

Судьба Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью, положение бесприданницы – это рок, неукротимо преследующий героиню. Мы видим, как происходит крушение веры в любовь  (Паратов), дружбу (Вожеватов), семью  (Карандышев; Харита Игнатьевна; да и ни одна из сестёр Ларисы не оказалась счастлива в браке, она в принципе не видит в реальности модели того идеала, о котором мечтала).

В произведениях позднего периода творчества характеристика действующих лиц у Островского становится сложней. Персонажи, окружающие Ларису в «Бесприданнице», уже не выглядят откровенными злодеями, характеры их многогранны, порою противоречив.

Таков, например, Карандышев, своеобразный вариант «маленького человека», с присущим ему комплексом неполноценности, себялюбивый, Юлий Капитоныч производит на окружающих впечатление «тряпки», но он не лишён гонора, гордыни, он и обидчив без меры, и прямых насмешек долго не замечает.

Отрицательные герои позднего периода творчества Островского могут быть наделены даже привлекательными чертами, как Паратов, являющийся в глазах Ларисы идеалом настоящего мужчины. Однако «дьявольское», «печоринское» в нём заменяется к финалу на сухую бездушную арифметичность дельца новой формации.

Островский выводит в широком, крупном плане характеров персонажей, окружающих Ларису, ведущие черты. В каждом есть своя ведущая черта, и она не поглощает другие, а потому не превращает образ Кнурова, Вожеватова или Паратова в однолинейные схемы. Они сохраня­ют живость реальных людей, обладают разностью чувств и по­ступков.

Но как бы герои ни отличались друг от друга, для них всех (не исключая даже родной матери) Лариса Огудалова — прежде всего красивая вещь, которую можно купить или продать, в общем – распорядиться по своему усмотрению, игнорируя желания самой Ларисы, так как желаний у вещи не бывает.

Обратите внимание

Образ Ларисы создан Островским не «голубым», идеальным, но скорее реалистичным. Отмечая поэтическую чуткость, глубину внутреннего мира, даже талантливость своей героини, драматург все же не идеализирует её.

В Ларисе чувствуется ранняя усталость от жизни и вместе с тем стремление к ней в других декорациях, нежели те, что её окружают.

Трагедия человеческого одиночества, сознание всеобщей разобщенности выражали идеи и настроения, характерные для новой исторической эпохи, которая описывается в драме.

Прежнее уже отжило свой срок и потеряло актуальность, но ещё не полностью отошло в темноту прошлого, к новым формам ещё не привыкли. Время, когда люди оставались на изломе эпох, рождало и таких противоречивых, сложных героев, как персонажи «Бесприданницы». В самой основе конфликта «Бесприданни­цы» — противоречивость сознания человека пореформенной эпохи.

Источник: http://turboreferat.ru/literature/analiz-pesy-an-ostrovskogo-bespridannica/230427-1152712-page2.html

Пьесу А Островского Бесприданница читать

Автор: Александр Николаевич Островский

Год издания пьесы: 1879

Пьеса островского «Бесприданница» получила достаточно противоречивые оценки от современников драматурга.

Если литературные критики приветствовали произведение, то театральные критики драму «Бесприданница» восприняли крайне негативно. Лишь после смерти Александра Островского пьеса получила истинное признание.

Драму «Бесприданница» не раз экранизировали, а само произведение послужило основой для создания оперных и балетных постановок.

Пьесы Островского «Бесприданница» краткое содержание

Если пьесы Островского «Бесприданница» читать краткое содержание, то первое действие начинается на открытой площадке кафе в приволжском городе Бряхимов. Здесь мирно беседуют пожилой делец с огромным состоянием Кнуров и молодой человек представитель богатой торговой фирмы – Вожеватов.

Их разговор заходит о Ларисе Дмитриевне Огудаловой, которая в скором времени должна выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева. Не более года назад ее активно добивался судовладелец Паратов, но отбив других женихов он неожиданно уехал. Огудалова даже бросилась его догонять, но ее сняли с поезда на второй станции.

С тех пор главной героине пьесы «Бесприданница» не везло с женихами. Один был старик, второй вечно пьяный управляющий, а последнего взяли за растрату прямо в доме Огудаловых. После этого Лариса Дмитриевна сказала, что выйдет замуж за перового посватавшегося, им и оказался Карандышев, который давно был влюблен в эту прекрасную женщину.

И по словам Вожеватого главной ее проблемой является отсутствие приданного.

Далее в драме Островского «Бесприданница» разговор возвращается к Паратову. Как оказывается он продал пароход «Ласточка» Вожеватому и тот ждет его в скором времени в их городе. Это весть выживает самый живой интерес у ресторатора, который ожидает от Паратова огромных заказов. Как раз в этот момент к пристани поскакала лучшая четверка лошадей с разодетыми цыганами.

Тем временем в это же кафе заходят Лариса Дмитриевна с матерью и очень важным Карандышевым. Он как равного приглашает Кнурова и Вожеватого на обед.

И дабы сгладить презрительное недоумение на лицах купцов, Лариса Дмитриевна, сглаживая ситуацию говорит, что ужин в ее честь и она присоединяется к приглашению. За что получает сцену ревности от Карандышева и не пытаясь переубедить его говорит, что Паратов – это идеал мужчины.

Тем времени на пристани раздается выстрел, который пугает женщину. Карандашев говорит, что наверно очередной купец-самодур слез с баржи и они уходят.

Важно

Далее в первом действии пьесы Островского «Бесприданница» читать можно, что это Паратов сошел в город. В сопровождении Кнурова, Вожеватого и Робинзона он появляется в том, же прибрежном кафе. Робинзоном он зовет провинциального актера Аркадия Счастливцева, которого снял с острова.

На остров того высадили за дебош. Паратов сообщает, что вскоре женится на хозяйке золотых приисков и приехал сюда дабы проститься с вольной жизнью. Он приглашает купцов на мужской пикник за Волгу, и делает отличный заказ ресторатору.

Но купцы отказываются, ссылаясь на ужин у жениха Ларисы.

Далее в нашем пьесы Островского «Бесприданница» кратком содержании вы узнаете, как во втором действии события развиваются в доме Огудаловых. Сюда приезжает сначала Кнуров который вычитывает мать Ларисы за такую неудачную партию для дочери.

Полумещанская жизнь, которая ждет Ларису неизбежно вернет ее к матери, и тогда такой друг как он сможет помочь. Он велит не скупиться на свадебные расходы, а все счета прислать ему. После этого Кнуров уезжает, а вошедшая Лариса хочет сыграть на гитаре.

Но она расстроена, и она просит настроить ее пробегающего Илью. Тот отказывается, ссылаясь на приезд барина, которого год как ждали. В этот момент приходит Карандышев. Лариса просит увезти ее в деревню, но он хочет «повеличаться» невестой и не спешит уезжать.

В этот момент к дому подъезжает Сергей Сергеич Паратов и испуганная Лариса и жених уходят в другие покои.

Мать главной героини пьесы «Бесприданница» встречает Паратова достаточно фамильярно. Но Сергей Сергеич просится поговорить с Ларисой. Они объясняются на едине и Лариса признается, что все так же любит Паратова. Самолюбие Сергей Сергеича удовлетворено.

Тем временем он знакомится с Карандышевым, сору с которым едва удается погасить Ларисе. Тем временем приходит Вожеватов, которого сопровождает Робинзон. Его он недавно перекупил у Паратова и теперь представляет, как англичанина.

Паратов и Вожеватов решают повеселиться на ужине у Карандышева.

Совет

Если далее пьесу Островского «Бесприданница» читать краткое содержание, то вы узнаете, как в третьем действии проходит ужин в кабинете Карандышева. Это безвкусное место с претензией.

Появляется Лариса и ее мать, которые констатируют, что собравшиеся смеются над пьяным Карандышевым, который пытается продемонстрировать свою важность. Вскоре выходят Кнуров, Вожеватов и Паратов. Они жалуются друг другу на дрянной обед и вина. Благо что Робинзон может пить все что угодно и помог споить Карандышева.

В это время появляется Илья, и говорит, что для поездки за Волгу все готова. Мужчины решают, что неплохо бы взять с собой Ларису. И Паратов берется ее уговорить. Он остается с женщиной наедине и говорит, что еще пару таких мгновений и он бросится к ее ногам. Питая тщетные надежды Лариса соглашается на поездку за Волгу.

Карандышева отправляют за вином, а сами тем временем уходят. Вернувшийся жених наконец понимает, что над ним посмеялись. Он хватает пистолет и убегает.

В последнем действии драмы Островского «Бесприданница» читать можно о событиях, развивающихся вновь в кафе. Появляются Вожеватов и Кнуров.

Они понимают, что Паратов дал Ларисе обещания, которые не собирается выполнять.  Девушка оказывается в скомпрометированной и в безвыходной ситуации. Поэтому это удобный случай чтоб поехать с ней в Париж на выставку.

И дабы не мешать друг другу бросают монетку. Жребий выпадает Кнурову.

Далее в пьесе Островского «Бесприданница» читать можно как появляются Лариса и Паратов. Лариса ждет предложения стать его женой, но Паратов говорит, что не может расстаться с богатой невестой.

В поисках сочувствия главная героиня пьесы «Бесприданница» бросается к подошедшему Вожеватову, но тот памятуя жребий отстраняется, оставляя ее с Кнуровым. Тот предлагает ей стать его содержанкой и поехать с ним в Париж. Лариса не знает что ответить, и молчит. Кнуров советует подумать и уходит.

Обратите внимание

Лариса бросается к обрыву и желает, как в пьесе Островского «Гроза» покончить с этим, но духу у нее не хватает.

Далее в драме Островского «Бесприданница» читать можно как появляется Карандышев. Огудалова выражает ему свое призрение и пытается прогнать, он же рассказывает ей как ее как вещь кидали на монетку. Лариса кричит, что, если уж быть вещью так хоть дорогой. Она решает идти к Кнурову.

Карандышев кричит ей вслед что прощает ее и готов хоть сейчас увезти, но Лариса уходит. Тогда несчастный жених стреляет в нее. Лариса благодарна этому выстрелу. Она берет револьвер себе и говорит, что это она сама и что некто не виноват.

Перед смертью Лариса говорит, что все здесь присутствующие хорошие люди и что она всех их любит. А за сценой слышно цыганское пение.

Пьеса «Бесприданница» на сайте Топ книг

На данный момент пьесу Островского «Бесприданница» скачать так много желающих, что произведение представлено среди лучших книг русской классики.

Кроме того, благодаря необходимости читать и делать анализ пьесы Островского «Бесприданница» согласно школьной программы драма периодически попадает в наш рейтинг топ 100 книг.

И учитывая все эти параметры, это произведение Островского мы еще не раз увидим в рейтингах нашего сайта.

Пьесу Островского «Бесприданница» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь

Пьесу Островского «Бесприданница» скачать бесплатно вы можете здесь

Источник: https://top-knig.ru/bespridannica/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector