Отзывы читателей о книге «Портрет» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Николай Гоголь — MyBook
Всякий творческий человек, который хотя бы раз в жизни сочинял стишок, рассказик, песенку, лепил фигурку или рисовал рисунок, должен прочитать эту повесть.
Все, конечно же, читали “Портрет Дориана Грея” и “Шагреневую кожу”, а родного Гоголя нет – так я вам скажу, что “Портрет” в сюжетном плане это комбинация произведений Уайльда и Бальзака; тут и мистический портрет и азиат-источник бед, и толки об искусстве.
Искусство и творчество, меры дозволенного в нём, его правила, его законы наполняют повесть до краёв. Не лишним было бы прочитать её многим нынешним якобы-креативным людям.
Как всегда, цепляюсь за детали. Не случайно в повести есть разговор о художнике Ноле (типа, француз), т.е. с фамилией Ноль. “С тебя художник/писатель/музыкант/танцор/скульптор – ноль!”, говорим мы в адрес бездарностей.
Но что, если человек старался, вложил всю душу? Какое произведение – истинное искусство, а какое так… однодневка? Вот эта рецензия – шедевр или нет (конечно, тшшш-пффффф-тшшшш…
извините, трансляция прервана)? Кто рассудит? По Гоголю (хорошее выражение! – Тебе всё равно, что ли?! – Да мне по Гоголю!!!), произведение искусства является шедевром, если наблюдая/слушая/читая его, человек испытывает добрые, облагораживающие, теплые чувства; если произведение ставит целью улучшить, усовершенствовать жизнь человека. Ежели, как злополучный портрет, произведение сеет ужас, тревогу, раздор и горести, это не искусство, а чёрт знает что!
Чёрт упоминается в тексте несчётное число раз, любители рассказов о нечистой силе у костра найдут это обстоятельство радостным. Даже фамилия ГГ – Чартков – созвучна с “чертом”.
Чёрт повсюду преследует нас, в каждой тени, в каждой щелке, смотрит с каждого портрета своими прожигающими насквозь глазами (до такой степени, что к концу повести у читателя развивается мания преследования), ждёт нашего зова, нашей ошибки, чтобы тут же выскочить из-за угла и напакостить.
Хитрость в том, что для шедевра необходима потрясающая концентрация сил и зачастую уйму времени, а для дьявольского произведения достаточно секундного сомнения.
Обратите внимание, как эфемерны почти все “Петербургские повести”: “Портрет”, “Невский проспект”, “Нос”, “Шинель”. В каждой из них стирается граница между сном и явью, между реальностью и нереальностью.
В “Портрете” вовсе 3 сна в сне (как матрёшка)! В “Невском проспекте” потрясающе правдоподобный сон Пискарёва, в “Шинели” Башмачкин живёт как во сне, а вся повесть “Нос” – ничто иное, как сон (на что, в числе прочих, наталкивает и название, если его перевернуть).
Я прочту “Коляску” с “Записками сумасшедшего” и вынесу окончательный вердикт, но пока о цикле складывается впечатление, как о фантастическо-наркотическо-психоделическом. А вы говорите, классика скучна!
Источник: https://MyBook.ru/author/nikolaj-vasilevich-gogol/portret-1/reviews/
Книга “Портрет” – Николай Гоголь – отзывы
Творчество великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя в отечественной литературе всегда стояло несколько особняком. Среди русских прозаиков первой десятки, пожалуй, толь…
3 года, 5 месяцев назад Visidersarts
Как странно судьба иногда ведёт себя в наших жизнях… И в повести данной она то подносит главного героя Чарткова к небывалому успеху и счастью, то сбрасывает из духовного пьедеста…
3 года, 6 месяцев назад Peoplenclandliary
Всем доброго времени суток! Хочу поделиться с Вами моими новыми впечатлениями, которые я получил после прочтения повести великого писателя (Николая Васильевича Гоголя) “Портрет”. В…
3 года, 8 месяцев назад Scrandar
Знаете Николай Васильевич Гоголь поистине гениальный писатель, ещё в 9 классе я прочла одно из его произведений под названием “Портрет”сказать всё что я чувствовала тогда это значи…
3 года, 10 месяцев назад Thighed
Читала “Портрет” Николая Васильевича Гоголя лет 10 назад летом на Украине да еще и ночью. Рассказ полон мистики и произвел на меня неизгладимое впечатление. До сих пор помню описан…
4 года назад Roving
“Портрет” – это одна из повестей цикла “Петербургские повести” Николая Васильевича Гоголя. Повесть была написана в 1833-1834 годах, впервые опубликована в 1835 году в книге “Араб…
4 года, 3 месяца назад Obvisireb
Книга на любителя! Весьма интересное содержание:переплетание легкой мистики с реальностью, а возможно и с воображением главного героя! Прежде, чем начать читать, стоит задуматься о…
4 года, 5 месяцев назад Polinge
Впервые я прочел “Портрет” в школе, сейчас же понимаю каким я был узколобым. В повести стоит проблема нравственной ответственности перед искусством. Молодой, бедный художник Чарт…
4 года, 5 месяцев назад Accuraide
Книга просто супеееер. Я читал и читал ее неоднократно, и, готов перечитать еще очень много раз. Очень увлекательный и интересный сюжет, который погружает тебя в эту атмосферу девя…
4 года, 6 месяцев назад Eartivels
Узнав, что это повесть о художнике, решила прочитать ее во что бы то ни стало. Мне она очень понравилась. Герой повести-молодой бедный художник Чартков по счастливому стечению обст…
5 лет, 5 месяцев назад Notimembere
Данную повесть я читал в пятом классе, так как это было домашнее задание, а учительница была такая, что лучше прочитать, хоть я это и не особо люблю. Но сейчас речь пойдет о повест…
5 лет, 9 месяцев назад Driestand
Благодаря учителю по литературе, с детства обожаю русскую классику. Много читаю, но столько осталось еще непрочитанного! Благо, в наших библиотеках, как раз подобных произведений в…
6 лет, 6 месяцев назад Becondals
Я не очень люблю фантастику . А вот здесь, с повестью “Портрет “Николая нашего Васильевича Гоголя что то не совсем понятно – то ли фантастика это, то ли суровая действительность . …
7 лет, 3 месяца назад Clossest
Всего 17 отзывов в разделе.
Источник: https://otzyv.expert/reviews-about/kniga-portret-nikolay-gogol-43329
Проблема творческой свободы художника в повести Н.В. Гоголя Портрет
Проблема творческой свободы художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Одно из важнейших качеств отечественной литературы – это религиозный характер отображения реальности.Н.В. Гоголь совершенно особенно выражал свой религиозный опыт на страницах своих произведений. Будучи гениальнейшим писателем, он как никто иной чутко делится своим опытом религиозности.
В сознании большинства своих современников Гоголь представлял собой классическую фигуру писателя-сатирика — обличителя пороков человеческих и общественных, блестящего юмориста, наконец, просто комика развлекающего публику.
Иного Гоголя – подражателя святоотеческой традиции, писателя-аскета, глашатая Божественного гласа современники так и не узнали.Наш современный рядовой читатель в своих представлениях о Гоголе также субъективен. Ему известен только Гоголь-сатирик, автор «Ревизора» и «Мертвых душ». Духовная проза Гоголя для наших современников практически не существует, однако нельзя понять и оценить гений Гоголя, не зная его духовной прозы. Написанный в переломное время в жизни Гоголя «Портрет» является результатом его осмысления искусства как пророческого служения. В первой редакции 1835 года автор увлекался религиозно – мистической тайной. В портрете ростовщика оказывается воплощенной в сакрально-реальном смысле душа антихриста. Во второй редакции 1842 года такого увлечения нет, но Гоголь выдвигает проблему возможности гибельного действия на человека творений искусства. Вторая редакция «Портрета», появившаяся в 1842 году, осталась не замеченной критикой, если не считать неодобрительного отзыва Белинского. Но Шевырев, прочитавший переделанный Гоголем «Портрет», писал ему в марте 1843 года: «Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта».[1]
Летом 1840 года Гоголь пережил болезнь, но скорее не телесную, а душевную. Испытывая тяжелые приступы «нервического расстройства» и «болезненной тоски» и не надеясь на выздоровление, он даже написал духовное завещание. Затем последовало исцеление и Гоголь уверовал, что жизнь его «нужна и не будет бесполезна».
С этого времени он все более устремляется «горе». Постепенно возрастают его аскетические стремления, вырисовывается его христианский идеал. Он тянется к монашескому, уединенному и созерцательному образу жизни. Испытывая потребность в очищении души Гоголь, одновременно стремится к очищению своего художественного таланта.
Он «пророк», и он должен нести человечеству то, что сам Бог положил на его сердце.
С лета 1842 года Гоголь живет за границей и немало времени посвящает чтению книг духовного содержания, уделяя преимущественное внимание святоотеческой литературе.
Его письма сороковых годов наполнены просьбами о присылке книг аскетической и богословской направленности. В 1844 году он писал матери – «старайтесь видеть во мне христианина и человека, чем литератора».
[2] Это дело жизни он считал важнее своего литературного творчества.Центральной в повести Гоголя «Портрет» становится проблема свободы художника. Свобода – это возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов. Формальная свобода предполагает возможность выбора из альтернатив, выбора между добром и злом. Такая свобода присуща естеству человека, она неистребима. О другой свободе говорит Господь: «познаете истину, и истина сделает вас свободными». ( Ин 8, 32.) Обозначим эту свободу как моральную. Моральная свобода понимается, как возможность реализовывать свой выбор. Вместе с тем такая свобода ограничена, прежде всего, падшим естеством человека. Апостол Павел говорит: « доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.» ( Рим 7, 18-19). Эта свобода предполагает усилие: «царство небесное, силою берется». ( Мф 11,12.). Человек может обращать свою свободу против воли Бога. Именно такое противление показывает Гоголь на примере истории души Чарткова. Подобные примеры имеются в Св. Писании. Первомученик Стефан обращается к иудеям: «вы всегда противитесь Духу Святому». ( Деян 7,51). В «Портрете» Гоголь различает две свободы: внешнюю и внутреннюю. Внешняя свобода, в его понимании, предполагает независимость в материальном смысле, а также свободу выбора. Внутренняя свобода – это прежде всего свобода от страстей. Если сначала художник Чартков, не смотря на то что в нем были зерна тщеславия, зависти, сребролюбия мог выбирать, то после компромисса с темными силами, он раболепно служит этим силам. Эти мысли явно заимствованы Гоголем из святоотеческой письменности, где первоначальное состояние художника именуется прилогом, а последующее означено как пленение. Чартков сначала переживает ситуацию внешней несвободы. Подчеркивается это преимущественно на пространственном уровне повести, в ограничении бытовой сферы: ветхость, замкнутость, зависимость от хозяина квартиры. Пространственные перемещения героя по городу тоже строго ограничены. (путь от училища к дому) Как только у него появляются деньги, он интенсивно осваивает новую плоскость пространства: без дела ездит по городу, снимает великолепную квартиру на Невском проспекте. Однако, как влияет на Чарткова внешняя свобода и материальная независимость? Он предательски порывает отношения со своим учителем. По мысли Гоголя, разрыв с мастером прогнозирует прекращение развития таланта. Обретение Чартковым внешней свободы сопряжено с потерей внутренней свободы. Теперь он лишь игрушка в руках темных потусторонних сил. Общество диктует ему, как и что он должен изображать. Ему заказывают портреты, он их пишет, так как угодно заказчикам все более деградируя. Когда еще теплилась в нем божественная искра, то он еще мог сопротивляться, но по мере отдаления от Творца и приближению ко злу, он все более становится черствым и пишет картины уже автоматично, равнодушно, лишаясь таким образом и внешней свободы.
В повести, Чарткову противопоставляется художник написавший портрет ростовщика, который кается и стремится очистить свой талант и свою душу, уходит от мира и становится монахом. Очистившись подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и пишет икону, которая поражает зрителей святостью изображенного.
Видения духовного мира облекаются в художественную форму, в которой приобретает значение язык красок. Она требует для истинного своего осуществления соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя и богослова. Искусство представляется здесь откровением в художественных образах.
В иконе, написанной монахом-художником, все увидели плод его созерцательной деятельности и были поражены духовностью изображенного.
В конце повести монах-художник наставляет сына: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». В этом смысле заключается проповедь самого Гоголя. Не простится, прежде всего, потому, что искусство есть талант Божий и каждый кому он дан, его должен развить и приумножить для служения добру. В Гоголевском « Портрете» прослеживается связь с евангельской притчей « о талантах». Каждому кому был дан талант проявил свою свободу и употребил талант на благо, или же закопал его и тем не преумножил.
Синергия как основная часть сотериологии связана с антропологией святоотеческой письменности. По мысли восточных отцов человеческая свобода и благодать не мыслится одно без другого. Благодать проявляется в немощи человеческого естества, но не уничтожает свободу человека.
Человек всегда волен выбирать между добром и злом. В искусстве, которое запечетливает акт выбора человеческой свободной воли отражается сакральное начало – либо доброе или соответственно злое.
Проявление этих начал мы можем ощущать своими душевными органами чувств, нашим метафизическим сердцем.
Н.В. Гоголь анализируя свой путь писателя, утверждает важность служения искусства добру. С героями своей повести он переживает состояния душевных религиозных исканий.
В заключении, обозначим основные выводы:1. Искусство может влиять на духовную жизнь человека. Искусство может преображать, а может и вредить, осквернять, в зависимости от того чему оно служит добру или злу. 2. Искусство осуществляет связь с трансцендентным и сакральным. 3. С помощью искусства человек познает волю Божию, таким же образом как и молящийся.4. 5. Художник обретает истинную свободу, подчиняя свою волю Богу. Для того чтобы исполнять Божественную волю своим талантом, необходимо очистить свою душу от страстей. Библиография.
1.
Андреев И.М. Русские писатели XIX века. М.:1999.2.
Воропаев В. А. Гоголь над страницами духовных книг. М.:2002.3.
Воропаев В. А. Виноградов И. А. Н.В. Гоголь и Православие. М.:2004.4.
Дунаев М.М. Вера в горниле испытаний. М.:2002.5.
Дунаев М.М. Православие и русская литература. М.:2001.6.
Мочульский. К. «Гоголь, Соловьев, Достоевский». М.:1995.
скачать за 50 руб
после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.
Источник: https://MirZnanii.com/a/358321/problema-tvorcheskoy-svobody-khudozhnika-v-povesti-nv-gogolya-portret
28 Проблема искусства и художника в «портрете» Гоголя
Повесть Гоголя
«Портрет»
делится на две
части.
В первой говорится
о неком молодом
художнике Чарткове,
увидевшем портрет старика в каком то
захолустном магазинчике, и этого
живописца зацепили глаза старика, они
были настолько выписаны, что казались
просто живыми.
На последние деньги он
купил этот портрет, и принеся его домой
ему показалось, что старик, изображенный
на портрете, сам полностью живой и
вот-вот вылезет из портрета. Между тем
у Чарткова была
мечта–
разбогатеть и стать модным живописцем.
И в эту же ночь ему снится, будто старик
вылез из своего портрета, и показывает
мешок, в котором множество свертков с
деньгами. Художник незаметно прячет
один из них. На следующее утро он и
вправду находит деньги.
И после этого
момента его дела идут в гору, он и вправду
становится модным художником, но его
работы лишаются индивидуальности, и
как последствие, художник лишается
таланта. Однажды его просят раскритиковать
картину одного молодого художника, и
Чартков видит талант молодого художника
и в ужасе понимает, что променял
талант на деньги.
И тут он начинает скупать все картины
талантливых художников с целью уничтожить
их. Все это время ему мерещатся глаза
старика. Вскоре он умирает ни оставив
после себя ничего.
Вторая часть
рассказывает об аукционе на котором
продается эта картина.
Многие хотят ее
купить, но один человек говорит, что
портрет должен достаться ему, так как
он давно его искал. Человек, купивший
портрет рассказывает невероятную
историю. Давным-давно жил в Петербурге
некий ростовщик, отличавшийся от прочих
возможностей ссудить какую угодно сумму
денег.
Но странная особенность – все,
кто получал от него деньги, заканчивали
жизнь печально. Однажды ростовщик
попросил художника, отца покупателя,
изобразить его. Но чем дольше художник
рисует, тем больше отвращения испытывает
к старику. Когда портрет оказывается
нарисованным, ростовщик говорит, что
теперь будет жить в портрете, вечером
следующего дня умирает.
В самом художнике
происходит перемены: он начинает
завидовать таланту ученика… Когда же
портрет забирает приятель, художнику
возвращается покой. Вскоре выясняется,
что и приятелю портрет принес несчастье,
и он его продал. Художник понимает,
сколько беды может принести его творенье.
Приняв, постриг в монахи, завещает сыну
найти и уничтожить портрет. Он говорит:
Кто заключает в себе талант, тот чище
всех должен быть душою. Люди, слушающие
рассказ, оборачиваются к портрету, но
его уже нет – кто успел украсть его. Так
заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.
. «Портрет» –
повесть о
судьбе художника
и борьбе
добра и зла в душе человека.
Автор использует традиционный мотив:
деньги, богатство в обмен на
душу.
Повесть
затрагивает многие проблемы: борьба
добра и зла в душе человека, власть денег
над человеком, но самая главная –
проблема назначения искусства
(искусство истинное и мнимое) .
В этом
произведении мы встречаемся с тремя
живописцами: это молодой
Чартков,
иконописец
и его сын.
О Чарткове
рассказано в первой части. Он предстает
перед нами довольно талантливым, но
бедным и ропочущим на свою судьбу. Герой
повести «Портрет» — молодой одаренный
художник Чартков — беден. Гоголь рисует
неприхотливый быт художника, скудную
обстановку его жилья, ветхое платье.
в
его характере, как проницательно подметил
профессор живописи, учитель Чарткова,
есть нетерпение, он склонен поддаваться
чарам, соблазнам
В обычной жизни
слабости принимают иной вид: его «уже
начинает свет тянуть», на шее повязан
«щегольской платок», а на голове красуется
«шляпа с лоском».
Ему хочется кутнуть,
щегольнуть. Но до поры до времени «он
мог взять над собою власть», пока не
произошел случай, круто повернувший
его судьбу.
Молодой художник
обижается на то, что модные живописцы
рисуют несколько “картинок” и
получают большие деньги, а он вынужден
жить в бедности и безызвестности.
И
вдруг он попадает в небывалую ситуацию:
он получает все, о чем мечтает через
таинственный портрет. Он не сразу
поддается искушению, а сначала решает
купить манекенов и гравюр и серьезно
заняться искусством. Но в нем заговорили
22 года и юность. Внутренний голос и
желания художника противостоят его
рассудку.
Он бросается покупать ненужные
вещи, тратит деньги на недоступные ранее
удовольствия.
Почему же
деньги оказались сильнее таланта
художникаТо
есть у Чарткова есть талант и желание
учиться, но другая часть его души жаждет
мгновенного успеха и славы. И именно
эта часть пересиливает первую.
Поводом
для этого стали дьявольские деньги,
которые толкали Чарткова к славе, но за
которые ему пришлось заплатить своим
талантом. В итоге человек морально
падает.
Художник, отец
рассказчика второй части совершил грех,
написав портрет ростовщика. Он уходит
в монастырь и становится отшельником.
Здесь человек проходит путь не от таланта
к гибели,
а от совершения
греха до восхождения к добру.
Проведя долгие годы в молитвах и постах,
он наконец берется за кисть и пишет
рождество Иисуса. Иконописец дает
наставление двадцатилетнему сыну, тоже
художнику, который собирается в
путешествие в Италию. Этот художник Б.
такой же молодой как и Чартков, но как
мы видим из описания его на аукционе,
это был немодно одетый молодой человек,
которому чужды все светские потрясения
и которого не волновала мода. Он, получив
от отца просьбу найти и уничтожить
портрет, приходит на аукцион.
В повести судьбы
трех художников
объединяет портрет
ростовщика,
который в конце таинственным образом
исчезает с аукциона. Мы видим в поэме
двух совершенно разных художников,
судьбы которых связаны одним портретом.
Но в первом случае художник проходит
путь от таланта к гибели, а во втором –
путь от совершения греха к добру. Гоголь
говорит об ответственности художника
за свое творение; главная цель живописца
– «пробуждать чувства добрые» . Автор
показывает читателю, каким должен быть
настоящий художник: «кто заключил в
себе талант, тот чище всех должен быть
душою» .
Гротесковое,
фантастическое начало
присутствует и в повести «Портрет»,
которая вошла в сборники «Арабески» и
«Петербургские повести» и считается
наиболее романтической. В ней встает
несколько проблем:
нравственной
ответственности художника перед собой
и искусством, зависимости
таланта от моды и денег,
а также дьявольской
сущности искусства.
Выразительной
параллелью, проясняющей мысль Гоголя,
служит один эпизод из второй части.
Пришедший к художнику (отцу рассказчика)
ростовщик сказал ему: «Нарисуй с меня
портрет. С необыкновенным рвением он
принялся за работу, но, нарисовав глаза,
не мог докончить портрета, почувствовав
«тревогу непостижимую». С тех пор он
изменился.
Однажды он принялся писать
новое полотно. Все единодушно предрекали
ему победу в конкурсе, как «вдруг один
из присутствовавших членов, если не
ошибаюсь, духовная особа, сделал
замечание, поразившее всех.
«В картине
художника, точно, есть много таланта,—
сказал он,— но нет святости в лицах;
есть даже, напротив того, что-то демонское
в глазах, как будто бы рукою художника
водило нечистое чувство». Все взглянули
и не могли не убедиться в истине сих
слов».
Овладевшее душою
дьявольское наваждение непроизвольно
и как бы незаметно для самого художника
(и человека) проникает в его произведения.
И никакой талант не может изменить
кощунственного содержания.
Напротив,
талант всемерно раскрывает смысл
нечистых побуждений, хотя для неопытного
или «околдованного» взгляда такой смысл
может оставаться непроясненным. Сама
по себе одаренность еще ничего не говорит
о человечности или бесчеловечности
искусства. Гуманность, по мысли Гоголя,
содержится в сердце, в чувствах, в натуре
художника.
Но вследствие этого трудно
различить человеческое (на языке Гоголя
— христианское, Божественное) и
нечеловеческое, дьявольское, демоническое:
то и другое может быть изображено искусно
и мастерски.
Художник превратился
в ненавистника искусства, уничтожающего
произведения своих талантливых собратьев.
Демоническое (Гоголь сравнивает взгляд
Чарткова со взором василиска, а его с
гарпией, отравляющей все вокруг, с
демоном, ненавидящим и презирающим мир)
начало растет и ширится, приобретая
фантастические размеры: портрет «двоился,
четверился в его глазах: все стены
казались увешаны портретами, вперившими
в него свои неподвижные, живые глаза».
Довершают разрушение личности болезнь,
припадки бешенства и ужасная смерть.
Фантастическое,
выявляющее страшную власть демонического
начала, служит у Гоголя предупреждением
о необходимости хранить духовность,
серьезно и ответственно относиться к
нравственным достоинствам и гуманистическому
содержанию личности.
Итак, начав писать
ради денег светские портреты и став тем
самым модным художником, Чартков
преисполнился злобой и завистью ко
всему прекрасному и в припадках безумия
начал уничтожать произведения искусства.
Таким образом,
социальная проблема золота, которое
губит художника, осложняется в повести
собственно эстетической проблемой:
цели и назначения художника. Поэтому
Гоголь прибегает к приему «сравнительного
жизнеописания», дав, по контрасту с
историей Чарткова, историю художника-схимника,
осознавшего высокую религиозную сущность
искусства и наставляющего в финале
своего сына: «Намек о божественном,
небесном рае заключен для человека в
искусстве, и потому одному оно уже выше
всего. И во сколько раз торжественный
покой выше всякого волненья мирского,
во сколько раз творенье выше разрушенья;
во сколько раз ангел одной только чистой
невинностью светлой души своей выше
всех несметных сил и гордых страстей
сатаны, во столько раз выше всего, что
ни есть на свете, высокое созданье
искусства. Все принеси ему в жертву и
возлюби его всей страстью, не страстью,
дышащей земным вожделением, но тихой
небесной страстью; без нее не властен
человек возвыситься от земли и не может
дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит
в мир высокое созданье искусства».
По контрасту к
истории Чарткова развертывается
предыстория портрета. С другим художником
происходят те же превращения: он тоже
почувствовал зависть к ученику. Но, в
отличие от Чарткова, он понял тайные
причины своего падения и освободился
от власти портрета. Причину он отыскал
в себе самом, хотя она пришла к нему
извне вместе с ростовщиком, заказавшим
свое изображение. Однако художник принял
заказ, как бы впуская демонское начало
в свою душу, и, следовательно, возложил
на себя полную ответственность за
необдуманный поступок.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:27/
Фантастическая повесть Гоголя «Портрет»
«Портрет» является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В отличие от «Вечеров» и «Вия» фантастика здесь не имеет фольклорного характера. И она творит не прекрасный мир мечты, но направляется на социальные явления.
В «Портрете» Гоголь становится очень близок к зарубежным романтикам, особенно Гофману. Фантастическим, «сверхъестественным» Гоголю представляется(власть денег, все более захватывающая мир. Эта зловещая сила посягает на высочайшее проявление и создание человеческого духа — искусство, творчество.
В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое как бы проникает в обыденное, рождается из него.
В лавочке на Щукином дворе, нарисованной Гоголем со всей «натуральностью», молодой художник Чертков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, а образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реальной петербургской Коломны.
Сделавшись обладателем денег, оказавшихся в рамке портрета, Чертков поддается их злому обаянию и изменяет искусству.
Он начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту, становится прозаическим и практическим человеком. Его «страстью» и «идеалом» делается золото.
Но творческий дар Черткова гибнет и потому, что объект его изображения (светский Петербург) однообразен и не может вызвать вдохновения.
«Казалось, кисть его сама приобрела, наконец, ту бесцветность и отсутствие энергии, которою означались его оригиналы».
Во второй части повести раскрывается происхождение страшного портрета, создается образ художника, его создателя. Рисуя умирающего Петромихали, он смог «совершенно схватить» огонь его глаз и тем самым увековечить на полотне часть демонической сути.
Поняв, что его оригиналом был «сам антихрист», и удостоверившись в губительном воздействии портрета на людей, живописец удаляется в монастырь и предается покаянию, весь устремляется к религии. Создав картины идеального содержания, он искупает свой «грех». Идея II части утопична, религиозно окрашена.
Но она своеобразно выражает страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом! Главная роль при этом отводится искусству. В романтической абсолютизации искусства во многом кроются корни последующих идейных заблуждений писателя.
С другой стороны, романтическая позиция приводила Гоголя к утверждению героической общественной миссии художника и сопровождалась огромной требовательностью к его нравственному облику. Создать прекрасное и доброе искусство может лишь прекрасный, духовно чистый человек)— и отсюда та проповедь нравственного очищения и подвижничества, обращенная к художникам, которая содержится в повести.
Включив «Портрет» в Собрание своих сочинений 1842 г., Гоголь значительно переработал повесть. Фантастический колорит в ней остался, но сделался более сложным, границы фантастического размыты, реальность совершенно незаметно переходит в нечто чудесное и обратно.
Усложняются мотивы духовного падения Черткова: оно не только связано с роковой ролью портрета, но и психологически мотивировано. Не случайно старый профессор видит в своем ученике наряду с талантом и любовью к искусству, легкомыслие молодости и склонность к тщеславию.
Создается реальная мотивировка, что свидетельствует о глубоком проникновении Гоголя в «механизм» буржуазного общества: художник создает себе «рекламу», подкупив продажного журналиста (возможно, намек на Булгарина).
Речь в повести идет о сущности и специфике искусства, о его границах. Художник, автор портрета, давно мечтал о странном ростовщике как модели «духа тьмы», в котором ему хотелось осуществить «все тяжелое, гнетущее человека». Имеет ли право художник на изображение подобных явлений? И Гоголь приходит к выводу: да, имеет.
Для истинного художника «нет низкого предмета в природе».[Гоголь утверждает правомерность, более того — необходимость обращения искусства к безобразной действительности. Чтобы устремить общество к прекрасному, необходимо показать «всю глубину его настоящей мерзости. Но писателя волнует вопрос, как изображать отрицательное.
Не приведет ли стремление быть адекватно верным действительности к торжеству «злой» правды и утрате искусством его идеального, возвышающего человека значения? Поэтому для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип романтизма — проведение жизненного материала, в том числе и низкого, «презренного», сквозь «чистилище души» художника.
Отсюда на художника возлагается великая ответственность. Гоголь предъявляет максималистские требования к его личности: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Противоречивость эстетической программы Гоголя заключается в выдвижении мысли о «примиряющем» значении искусства.
Считая, что истинное искусство «не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу», Гоголь становится близок к идеям пассивного романтизма и вступает в противоречие с пафосом собственного творчества.
Кроме того, в повести возникает, правда, эпизодический образ Екатерины II, которая показана «великодушной» меценаткой и покровительницей искусств, якобы расцветающих при блеске монархического правления. Во II ред., таким образом, намечается движение к идейному кризису Гоголя.
Высоко оценив первую часть повести, в том числе ее фантастический мотив, Белинский весьма критически отозвался о второй, имея в виду ее отвлеченный, рассудочный характер. В 1842 г.
в одной из статей о «Мертвых душах» критик остановился и на только что появившейся II редакции «Портрета».
Отметив, что I часть «стала несравненно лучше», он еще более резко, чем раньше, осудил вторую, не принимая ее религиозно окрашенной фантастики и считая, что «мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе» и выполнил бы «просто, без фантастических затей».
Источник: https://www.testsoch.info/fantasticheskaya-povest-gogolya-portret/