Образ Коробочки в поэме «Мертвые души»
Образ Коробочки в поэме «Мертвые души» заключает в себе многое для понимания не только смыслового содержания персонажа Чичикова, но и главной мысли поэмы.
Неслучайно ему отведена столь важная композиционная роль – приезд вдовицы в город навлек катастрофу на голову гоголевского коммерсанта.
Оглавление:
- Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»
- Внешность Коробочки
- Любимые занятия
- Отношение к окружающим
- Описание усадьбы
- Жизненные цели
- Почему Коробочка «мертвая душа»
- Первое впечатление о помещице
- Отношение Чичикова к Коробочке
- Отношение к хозяйству Коробочки
- Заключение
Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»
С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.
В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.
Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.
А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).
Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).
Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая».
Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.
Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы.
Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти.
Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.
А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой.
И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый.
Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.
Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку.
Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.
Внешность Коробочки
Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.
Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.
Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.
На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.
Любимые занятия
Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.
Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.
Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.
Отношение к окружающим
Отсутствует! Из эмоций тетушки – только страх на непривычное и горячие «забранки». Даже о возможном профите размышление ведется бездушно, без интонации, потирания рук.
Муж – «покойник», соседей – знает только самых ближайших и своего достатка, крепостные — денежный эквивалент, руки-доходы. Народившиеся у крестьян ребятишки – не люди, а «мелюзга»: не работают, не приносят дохода – так даже и не человеческие дети.
Описание усадьбы
В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.
Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.
В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).
Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.
Жизненные цели
Копить деньги и вещи, чтобы потом завещать распоротый салоп какой-нибудь родственнице. Даже души мертвых крестьян начинает под влиянием момента держать про запас: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…».
В разговоре с гостем в голове Коробочки быстро нарисовался план договориться о подряде на поставки в государственную казну меда, пеньки и свиного сала, муки и скотины.
Почему Коробочка «мертвая душа»
Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.
Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.
Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!
Первое впечатление о помещице
Заезжий сразу признал в ней «матушку»-помещицу: полновластного демиурга домашнего мирка. Гостю-дворянину оказывает гостеприимный прием: настойчиво пытается напоить чаем, распорядилась просушить и почистить одежду, предоставила роскошную пуховую перину, на которую без стула не заберешься.
Отношение Чичикова к Коробочке
Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.
Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».
Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.
Отношение к хозяйству Коробочки
Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.
Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.
Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.
Заключение
Говоря кратко: старуха-помещица – дама сердца Чичикова, его женский двойник, матушка-Богиня. Оба одинаково мертвы даже друг для друга – не видят один другого в упор за коммерческими устремлениями.
Почувствуй заезжий делец Коробочке родственное начало – мог бы и предвидеть роковой для него поступок чертовой бабушки. Страх продешевить погонит ее в город для выяснения «установленных» цен на мертвые души. Так и вскроется авантюра господина Чичикова.
Источник: https://1001student.ru/literatura/obraz-korobochki-mertvye-dushi.html
Характеристика Коробочки (Мертвые души)
Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина. Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.
Образ героини
К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении.
Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.
Что особенного в образе героини:
Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.
Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.
Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.
Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.
Хозяйство Настасьи Петровны
Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев.
Автор описывает дома крестьян:
- избенки крепкие;
- выстроены врассыпную;
- постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
- крепкие ворота;
- запасные телеги.
Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами.
Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.
Крестьяне деревни
Чичиков с интересом рассматривает крестьян. Это крепкие живые мужики и бабы. Персонажей в деревне несколько. Каждый по-особенному дополняет образ хозяйки.Служанка Фетинья мастерски взбивает перины, делая их такими уютными, что гость проспал дольше обычного.
Дворовая крестьянка отворила ночью калитку, не боясь незваных гостей. У нее хриплый голос и крепкая фигура, скрытая под армяком. Дворовая девчонка Пелагея показывает Чичикову дорогу назад. Она бегает босиком, отчего ноги у нее все в грязи и напоминают сапоги.
Девчушка необразованная, причем для нее нет даже понимания право, лево. Она показывает руками, куда направляться бричке.
Мертвые души
У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю.
Самые необычные:
- Неуважай–Корыто;
- Коровий кирпич;
- Колесо Иван.
Коробочка жалеет каждого. Искусный кузнец сгорел как уголь по пьянке. Все были славными работниками, их сложно внести в список безымянной покупки Чичикова.
Мертвые души Коробочки самые живые.
Образ персонажа
В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно.
Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее. Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла.
Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.
Другие материалы по поэме «Мертвые души»
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1388-harakteristika-korobochki-mertvye-dushi.html
Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах
Меню статьи:
Образ помещицы Настасьи Петровны Коробочки удачно дополняет коллаж характерных типов помещиков. Нельзя сказать, что она наделена отрицательными качествами, но и причислить ее к приятным личностям нельзя.
Несмотря на всю сложность ее личности, на фоне всех остальных помещиков она выглядит одной из самых привлекательных в плане ведения хозяйства и отношения к крепостным.
Характеристика личности
О том, кокой была Коробочка в молодости, мы не знаем, в повести Гоголь ограничивается эпизодическим описанием ее характера на определенном временном срезе, минуя весь процесс его становления.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете прочитать о семье Ноздрева, описанной в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.
Коробочка заметно отличается бережливостью и склонностью к порядку. В ее имении все в исправности – правда, вещи, используемые как в быту, так и в интерьере помещицы не отличаются новизной, но это не смущает старуху.
С особым наслаждением она жалуется на все на свете – плохие урожаи, безденежье, хотя, на самом деле, все обстоит не столь плачевно: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
Настасья Петровна не отличается незаурядным умом – окружающие ее аристократы, считают ее глупой старухой. Это соответствует действительности – Коробочка действительно глупая и необразованная женщина. Помещица с недоверием относится ко всему новому – в первую очередь в действии людей она стремится увидеть какой-то подвох – таким способом она «спасает» себя от неприятностей в дальнейшем.
Коробочка отличается особым упрямством, она относится к тем людям, кто «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».
Настасья Петровна противоречивая натура – с одной стороны она привязана к религии (верит в существование Бога и черта, молится и крестится), но при этом же не пренебрегает гаданиями и на картах, что не поощряется религией.
Семья
О семье Коробочки говорить что-то сложно – Гоголь подает слишком мало информации по этому поводу. Достоверно известно, что Настасья Петровна была замужем, но ее муж умер и на момент повествования она вдова.
Вполне вероятно, что у нее есть дети, скорее всего, в виду возраста помещицы и отсутствие воспоминаний Чичикова о присутствии детей в доме, они уже взрослые и живут отдельно. Их имена, возраст и пол в тексте не уточняются.
Единственное упоминание о них встречается совместно с упоминанием о сестре Коробочки, живущей в Москве: «сестра моя привезла оттуда теплые сапожки для детей: такой прочный товар, до сих пор носится».
Усадьба Коробочки
Усадьба и дом Коробочки – как ни странно, среди всех домов помещиков выглядит одним из самых привлекательных. Следует уточнить, что такая оценка касается не эстетического вида, а состояния усадьбы.
Деревня Коробочки заметно отличается ухоженными домами и постройками: ветхие элементы крестьянских домов были заменены на новые, ворота в поместье также были отремонтированы.
Дома и постройки не выглядят настолько массивными, как у Собакевича, но и особой эстетической ценности не представляют. Во владении Коробочки около 80 крепостных.
Это количество заметно уступают богатым помещикам уезда, как, например, Плюшкина, но это значительно не влияет на доход поместья. Чичиков был приятно удивлен состоянием деревни: «У вас, матушка, хорошая деревенька».
Хозяйство Коробочки также приятно удивляет своим разнообразием и ухоженностью. Коробочка удачно продает овощи и фрукты. У нее «огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья».
Также можно наблюдать разнообразие выращиваемых круп. Кроме этого, Коробочка уверенно занимается животноводством – у нее есть и различные птицы («Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух» и свиньи. Коробочка занимается пчеловодством и выращивает пеньку для продажи для производства веревок и канатов.
Дом Коробочки
Дом Коробочки не отличается помпезностью или изяществом. Дом охраняют свора псов, которые бурно реагируют на всех посторонних, так, например, когда приехал Чичиков, собаки «заливались всеми возможными голосами».
Он небольшого размера, окна его выходят во двор, поэтому полюбоваться видом из окна невозможно. Крыша дома – деревянная, Чичиков, приехавший к Коробочке в дождь, отметил, что капли дождя звонко стучат по его крыше.
Возле стока была поставлена бочка, в которую собиралась дождевая вода.
Так как Чичиков приехал в поместье Коробочки вечером, к тому же еще и в непогоду, то узнать о нюансах внешнего вида помещицкого дома было невозможно.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Собакевича в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.
Внутри дом не был привлекательным. Обои там были старые, впрочем, как и вся мебель. На стенах висели картины – «на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче».
Обстановку дополняли зеркала, «с темными рамками в виде свернувшихся листьев», за которыми были положены всякие нужные мелочи в виде письма или чулка. Особое впечатление производили часы – они также не отличались новизной, а звуки, издаваемые ими, были похожи на шипение змей.
Били часы не менее неприятно: «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку».
Отношение к крестьянам
Количество крепостных Коробочки не столь велико – приблизительно 80 человек. Помещица знает их всех поименно.
Коробочка всегда активно занимается делами своего имения и принимает непосредственное участие во всех работах.
Описания отношения к крестьянам в тексте найти невозможно, но то, как помещица описывает свои мертвые души, наталкивает на мысль, что Коробочка не отличается плохим отношением к крепостным.
За время после проведения последней переписи у нее набралось 18 «мертвых душ». По словам помещицы, это были хорошие люди, они исправно выполняли свою работу и изрядно трудились. Коробочке искренне жаль, что они умерли. Особенно Коваля, который сгорел на днях от алкоголя – он был хорошим работником.
По внешнему виду крестьяне Коробочки также заметно отличаются – все мужчины, которых удалось увидеть Чичикову, были крепкого телосложения, коренастые и наделены непомерной силой.
Образ Настасьи Петровны Коробочки, один из самых привлекательных и противоречивых. С одной стороны, она заботливая хозяйка своего поместья. Коробочка в меру разумного, заботится о своих крестьянах.
Все постройки в ее имении, хоть и не новые, но качественно отремонтированные, а крепостные не выглядят забитыми.
С другой же стороны, старуха обладает не самым приятным характером – она глупа и ограничена, любит постоянно жаловаться, чем утомляет своего собеседника.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-korobochka.html
Знакомимся с Коробочкой, Гоголь «Мертвые души»
С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.
Рассмотрим образ Коробочки подробно
Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.
Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».
Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка».
Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела.
Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.
Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.
Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.
То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.
Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.
Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие.
Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой.
Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.
Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода.
Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам.
Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».
Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.
Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых.
Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену.
Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».
Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя.
Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям – некоторым чиновникам и госслужащим.
Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.
Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.
Обобщим основные характеристики образа Коробочки
Хозяйственная
Имеет деловую хватку
Практичная
Бережливая
Скупая
Мелочная
Алчная
Лицемерная
Подозрительная
Глупая
Ограниченная
Упрямая
Заботится только о собственной выгоде
Одержима накопительством
Религиозна, но без настоящей духовности
Суеверная
Символичность фамилии помещицы
Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня.
Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет.
Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».
В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.
Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.
А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.
Источник: https://chitatelnica.ru/stati/obraz-korobochki-mertvye-dushi.html
Характеристика образа Коробочки, ее хозяйства и усадьбы из поэмы Гоголя «Мертвые души»
В образе Коробочки Гоголь олицетворяет жадность и убогость. Давайте подробнее познакомимся с персонажем «Мертвых душ»
В поэме Гоголя «Мертвые души» основные события разворачиваются вокруг путешествия мошенника Чичикова по российским губерниям. Автор представляет читателю несколько ярких персонажей помещиков. Раскрывая их образ жизни и хозяйственную деятельность, Гоголь отображает тяжелое положение русского народа и обличает недостатки существующего строя начала 19 века.
Одним из центральных персонажей в произведении «Мертвые души» выступает помещица Коробочка.
Характеристика помещицы Коробочки
Ее личность сочетает в себе сложные и противоречивые черты характера. Способность помещицы грамотно вести хозяйство и внимательное отношение к крестьянам наделяют ее некоторой привлекательностью. В женском образе Настасьи Петровны воплощены недостающие черты российских помещиков, ранее представленных Гоголем.
Преодолевая расстояние от помещика Собакевича к Манилову, покупатель «мертвых душ» сбивается с пути. Позднее время суток и непогода вынуждают его попроситься на ночлег в ближайшее поместье, в котором проживает одинокая помещица Коробочка. Чичиков представляется дворянином, что сразу же подкупает Настасью Петровну. Она радушно принимает незнакомого гостя в своем доме.
Автор представляет нам помещицу как вдову преклонного возраста. Она не обладает внешним обаянием, но располагает к себе своим внимательным отношением. Настасья Петровна не носит пышных нарядов и имеет странноватый вкус в одежде. Его шея постоянно обвешана какими-то лохмотьями непонятного назначения.
Вдова преклонного возраста
Имя Коробочка подчеркивает «дубинноголовость» помещицы. Такое явление было весьма распространенным среди служащих. Суть такого типа людей заключается в их узколобости и зацикленности на собственных решениях.
Гоголь очень мало пишет о ее семье. Единственным родственником выступает московская сестра, которую Настасья Петровна иногда проведывает. Неизвестно, есть ли у старухи дети, но в разговоре она упоминает о подаренных сестрой сапожках для детей.
У старухи имеются некоторые проблемы со здоровьем. По ночам ее одолевает бессонница, а в непогоду беспокоит поясница и суставы. Обладая ценными практическими знаниями, помещица активно использует народные средства для лечения.
За помещицей неоднократно подмечается бережливое отношение ко всему, что ее окружает. Она во всем поддерживает чистоту и порядок. Интерьер и бытовые принадлежности давно не обновлялись, но зато проверены временем и полностью устраивают хозяйку. Дом помещицы можно смело назвать коробочкой, которая битком набита старинными забытыми вещами.
- Настасья Петровна относилась к категории людей, которые постоянно преувеличивают свои проблемы и жалуются на жизнь: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
- Даже в своих сбережениях помещица организовала определенный порядок. «Целковички», «четвертачки» и «полтиннички» хранятся по отдельности, в разноцветных мешочках.
- Ей нравится пересчитывать ежедневно свои сбережения и копить, не преследуя конкретной цели. Не имея близких родственников, помещице некому передать свои сбережения. Если бы она могла, то точно забрала бы их на «тот свет». Наталья Петровна мастерски прибедняется перед Чичиковым, пытаясь повлиять таким образом на цену предлагаемого товара.
Круг общения помещицы воспринимает ее как глупую и необразованную женщину. Настасья Петровна не использовала в разговоре красивых слов и не претендовала на образованность. Она была проста и прямолинейна. Недальновидность старухи проявлялась в отрицании всего нового и современного.
В поступках людей она прежде всего выискивала отрицательные моменты, после чего увидеть что-то полезное и положительное становилось очень сложно. Настасья Петровна обладала неким упрямством, которое становилось препятствием на пути к правильным решениям. Самой важной для нее была собственная точка зрения, доводы окружающих практически не брались во внимание.
Жадная
В помещице сочетаются противоречивые поступки. Она часто крестится и молится, что говорит о ее вере во Всевышнего. В разговоре упоминает не только Бога, но и черта. Но при этом позволяет себе раскинуть карты и погадать сразу после молитвы. Она искреннее верит, что следствием карточной раскладки становятся вещие сны. Излишняя суеверность подчеркивает невежество Коробочки.
Символические приемы Гоголя указывают на мистичность образа Коробочки. Расположение дома на отшибе, устрашающие детали интерьера, вечные причитания старухи и ее своеобразная одежда приближают ее образ к сказочному персонажу.
Усадьба и хозяйство Коробочки
По сравнению с жилищами других помещиков, усадьба помещицы выглядела самой практичной. Речь не идет о внешней привлекательности. Никаких декоративных украшений на ней не было. Несмотря на небольшой размер постройки, каждая деталь дома находилась на своем месте.
Даже дождевая вода, стекающая с крыши, собиралась в бочку и наверняка находила свое применение. Владение помещицы охраняется собаками, что подчеркивает ее дальновидность. Попасть в дом незамеченным не представляется возможным.
На приезд Чичикова собаки отреагировали очень агрессивно.
Внутри дома был давний ремонт и старая мебель. Стены дома украшали картины, написанные масляными красками. Среди них ярко выделялись изображение Кутузова и какого-то старика в мундире.
В интерьере присутствовали зеркала, к которым были прикреплены бумаги и безделушки. Мрачную обстановку дополняли часы. Их работа сопровождалась неприятными звуками, напоминавшими эхо из прошлого. Все в доме представляется застывшим и безжизненным.
На фоне убранных комнат Гоголь изображает летающих мух, которые подчеркивает внутренний застой персонажа.
Двор
Все сооружения в деревне ухожены и отремонтированы. В сравнении с деревней Собакевича, жилье крестьян выглядит несколько проще, но ни одного ветхого элемента не замечено.
Помещица Коробочка управляет хозяйством с 80 крепостными. Такое количество значительно ниже, чем у ее соседей, но абсолютно не мешает старухе получать стабильный финансовый доход. Хозяйственность помещицы придавала деревне особенный уют. Чичиков был приятно удивлен порядку в деревне. Коробочка не упускает возможности заработать денег.
Помещица выращивает и продает большой ассортимент фруктовых и овощных культур. Занимается разведением домашней живности. В ее хозяйстве большое количество домашней птицы и свиней.
Также значительный доход приносит пчеловодство и выращивание манильской пеньки. Помещицу полностью устраивало собственное положение.
Поэтому она живет в своей комфортной среде и не видит никакой необходимости что-либо менять.
Дом со старой мебелью
Коробочка знает всех крепостных по именам. Помещица всегда в курсе текущих дел. Все процессы, касающиеся имения, не проходят без ее участия. Она умеет налаживать нужные знакомства. Не дает себя в обиду и по любым спорным вопросам обращается в суд. В сделке с Чичиковым Наталья Петровна готова продать 18 «мертвых душ».
Она с благодарностью вспоминаем о каждом умершем, об их проделанной работе и человеческих качествах. Не забывая при этом упомянуть собственные интересы. Это характеризует ее с положительной стороны. Несколько крепостных довелось увидеть Чичикову. Их крепкое мужское телосложение произвело на него приятное впечатление.
Несмотря на короткое знакомство с Чичиковым, Коробочка окружает гостя комфортом и заботой. Старается всячески угодить с обедом и беспокоится, чтобы прислуга вычистила одежду.
Поздний приезд непредвиденного гостя не мешает хозяйке обеспечить достойный ночлег. В самом начале знакомства помещица позволяет себе открытые высказывания, подчеркивающие ее примитивное развитие. Старуха применяет к Чичикову нелепые сравнения.
Когда их разговор переходит на повышенные тона, помещица бесцеремонно поправляет собеседника.
Каждое решение принимается Коробочкой с осторожностью и чрезмерной подозрительностью. Предложение о продаже «мертвых душ» поражает ее и вводит в недоумение. В ее голове один за другим возникают глупые вопросы.
Как же продать то, что нельзя отнести к материальным вещам? Предмет сделки она приравнивает к продаже муки, меда и др. продуктов. Сопоставление ценности душ и товара добавляет старухе морального уродства.
Примитивное мышление наводит ее на мысль о том, что души будут выкапывать из земли.
Старуха привыкла к определенной последовательности своих действий и боится упустить собственную выгоду. Несмотря на симпатию к Чичикову, она не доверяет ему: «... Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят…«.
Помещица склоняется к тому, что нужно повременить с продажей, тем самым пытается повлиять на решение торговца и набить цену. Старуха готова отправиться в город, чтобы проверить истинную цену необычного товара. Ее упрямство выводит Чичикова из равновесия. Несмотря на деловитость старухи, для продавца очевидна ее глупость.
Но повлиять на ее решение практически невозможно.
Боится упустить выгоду
Любые аргументы, расходящиеся с ее точкой зрения, не берутся во внимание: «… Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены…«.
Единственное предложение, которое смягчило позицию помещицы, это обещание Чичикова купить у нее продукты питания. У Коробочки все переводится в денежный эквивалент. Проанализировав возможность пополнения собственного капитала, старуха соглашается на сделку.
Вопреки некоторым недостаткам, Чичиков воспринимает Коробочку как деловую предприимчивую помещицу.
Наталья Петровна выступает в произведении как противоречивый персонаж. Ее положительными качествами выступает хозяйственность и бережливость, забота о крепостных. Неприятное впечатление создают глупость и ограниченность старухи. Постоянные беспочвенные жалобы помещицы отбивают желание от дальнейшего общения. В подобных проявлениях свой отпечаток наложил ее преклонный возраст.
Гоголь называет ее убогой. Основная задача помещицы – накопить. В вечной гонке за материальным, она не замечает серость и бессмысленность собственной жизни. Автор наводит читателя на мысль о том, что накопление финансовых средств путем эксплуатации труда простого народа убивает моральный облик человека. Наталью Петровну можно причислить к «мертвым душам».
Черты, которые отображены в Коробочке, присущи для большинства представителей господствующего класса. Жажда наживы и любовь к деньгам подкрепляются невежеством и тупостью. Приземленный народ существует в своем примитивном мире преследуя лишь одни интерес – дешевле купить и выгодно продать.
Видео: Что такое «Мертвые души» Гоголя?
Источник: https://heaclub.ru/harakteristika-obraza-korobochki-ee-hozyajstva-i-usadby-iz-poemy-gogolya-mertvye-dushi
Образ Коробочки в поэме «Мёртвые души»
Коробочка Настасья Петровна — помещик, одна из «продавщиков» мертвых душ в романе «Мёртвые души» Николая Гоголя. Ее образу посвящена третья глава поэмы.
Вдову Настасью Гоголь относит к тем помещикам, которые постоянно жалуются на убытки тогда, когда понемногу наполняют ящики комода монетами. Во всём облике Настасьи автор подчеркнул весьма незатейливую простоту. Она совсем не претендент на высокую культуру.
Гоголь подчеркнул это внешне: он указал на её затрёпанный вид. В ее жизни главной целью является увеличение своего богатства, постоянное накопительство. Она не видит отличия между такими вещами, как одушевлённое и неодушевлённое. Предложение Чичикова вспугнуло её перспективой пропустить то, что можно выручить взамен на «Мёртвые души».
Конечно же, она не будет уступать их дёшево Чичикову. За такие черты Гоголь наградил Настасью эпитетом «дубинноголовая».
В окончании третьей главы Николай Гоголь говорит o том, насколько образ Коробочки типичный, он не находит малейшего отличия между ней и любой другой женщиной аристократического происхождения. Ее образ уже лишен «привлекательных» черт, которые отличают ее от Манилова.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Все, что происходит в собственном мире Коробочки отражается её хозяйством, которым она занимается и конечно тем, что она торгует всем, что только в нём есть: салом, крепостными крестьянами, птичьим пером. В этом хозяйстве все аккуратно и надежно: как дом, так и двор.
Далее автор рассказывает об интерьере комнат, которые изображаются скромными и очень старыми, но с огромным количеством картин с птицами. Старые обои в полоску, часы, постоянно шипящие, зеркала с мрачными, темными обрамлениями — все эти вещи позволяют охарактеризовать саму хозяйку — она все бережет и собирает «во имя» выгоды.
Вот только одна проблема — очень много мух — повсюду. Это олицетворяет мир героини, застывший, остановившейся.
Но все же такое «замирание» куда лучше полностью «вневременного» мира помещика Манилова. У Коробочки по крайней мере есть прошлое (ее муж и прочие вещи, которые их связывают).
Но Коробочка «туповата»: когда она приезжает в город для того, чтобы узнать цену мертвых душ, тем самым разоблачая Чичикова.
Даже тот факт, где находится деревня (в стороне от столбовой дороги, что значит в стороне от настоящей жизни) указывает на то, что ее невозможно исправить или возродить. Этим она весьма похожа на Манилова и поэтому она занимает одно из самых низких мест в «иерархии» персонажей.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/01/obraz-korobochki.html
Характеристика Коробочки из поэмы “Мертвые души”
Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.
Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.
Характеристика помещицы Коробочки
Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.
Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.
Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.
Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.
Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.
Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».
Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки
Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.
После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.
Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи “Мертвых душ”, как Ноздрев, Собакевич и Манилов. Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о галерее помещиков Гоголя.
В своем пожилом возрасте и с имеющимися болезнями она не сидит сложа руки, а вся погружена в заботы о своем маленьком имении, поэтому о широком кругозоре, утонченности и возвышенности говорить не приходится. Чичиков считает, что Коробочка стоит очень низко на «лестнице человеческого совершенствования». Читайте также лучшие цитаты из поэмы «Мертвые души».
Вы прочитали характеристику Коробочки из поэмы “Мертвые души” Николая Гоголя и узнали о визите Чичикова к ней. Рекомендуем вам к прочтению также краткое содержание поэмы “Мертвые души”.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-korobochki-iz-poemy-mertvye-dushi
Образ помещицы Коробочки в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” (стр. 1 из 4)
Содержание
Введение
§1. Принцип построения образов помещиков в поэме
§2. Образ Коробочки
§3. Художественная деталь как средство
характеристики персонажа
§4. Коробочка и Чичиков.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Поэма «Мертвые души» создавалась Н.В.Гоголем около 17 лет. Сюжет ее был подсказан А.С.Пушкиным. Над поэмой Гоголь начал работать осенью 1835 года, а 21 мая 1842 года «Мертвые души» появились в печати.
Выход в свет гоголевской поэмы вызвал ожесточенную полемику: одни восторгались ею, другие видели в ней клевету на современную Россию и «особый мир негодяев».
Над продолжением поэмы Гоголь работал до конца жизни, написав второй том (который был потом сожжен) и планируя создать том третий.
По замыслу писателя, в поэме должна была быть изображена не только современная ему Россия со всеми ее проблемами и недостатками (крепостничество, бюрократическая система, утрата духовного начала, иллюзорность и др.
), но и та основа, на которой страна могла возродиться в новой социально-экономической ситуации.
Поэма «Мертвые души» должна была стать художественным поиском «живой души» – того типа человека, который мог бы стать хозяином новой России.
В основу композиции поэмы Гоголь положил архитектонику «Божественной комедии» Данте – странствия героя в сопровождении проводника (поэта Вергилия) сначала по кругам ада, затем, через чистилище, – по сферам рая. В этом странствии лирический герой поэмы встречал души людей, отягощенные грехами (в кругах ада) и отмеченные благодатью (в раю).
Поэма Данте представляла собой галерею типов людей, воплощенных в художественных образах известных персонажей мифологии и истории. Гоголь также хотел создать крупномасштабное произведение, в котором отразилось бы не только настоящее России, но и ее будущее. «…Какой огромный, оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!..» – писал Гоголь Жуковскому.
Но для писателя важно было изобразить не внешнюю сторону жизни России, а ее «душу» – внутреннее состояние духовности человека. Следуя за Данте, он создал галерею типов людей из разных слоев населения и сословий (помещики, чиновники, крестьяне, столичный свет), в которых в обобщенном виде отразились и психологические, и сословные, и духовные черты.
Каждый из персонажей поэмы одновременно и типический, и ярко индивидуализированный персонаж – со своими особенностями поведения и речи, отношением к миру и нравственными ценностями.
Мастерство Гоголя проявилось в том, что его поэма «Мертвые души» – это не просто галерея типов людей, это коллекция «душ», среди которых автор ищет живую, способную к дальнейшему развитию.
Гоголь собирался написать произведение, состоящее из трех томов (в соответствии с архитектоникой «Божественной комедии»Данте»): «ад» России, «чистилище» и «рай» (будущее).
Когда первый том был опубликован, споры, разгоревшиеся вокруг произведения, особенно негативные оценки, потрясли писателя, он уехал за границу и начал работу над вторым томом.
Но работа шла очень тяжело: изменились взгляды Гоголя на жизнь, искусство, религию; он пережил духовный кризис; были разорваны дружеские связи с Белинским, в резком тоне раскритиковавшим мировоззренческую позицию писателя, высказанную в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
Практически написанный второй том в минуту душевного кризиса был сожжен, затем восстановлен, а за девять дней до смерти писатель снова предал огню беловую рукопись поэмы. Третий же том так и остался только в виде идеи.
Для Гоголя – глубоко верующего человека и оригинального писателя – самым важным была духовность человека, его нравственная основа, а не только внешние социальные обстоятельства, в которых находилась современная ему Россия. И Русь, и ее судьбу он воспринимал как сын, тяжело переживая все, что наблюдал в действительности.
Выход России из духовного кризиса Гоголь видел не в экономических и социальных преобразованиях, а в возрождении нравственности, взращивании истинных ценностей, в том числе и христианских, в душах людей.
Поэтому оценка, которую получило произведение в демократически настроенной критике и которая долгое время определяла восприятие первого тома романа – критическое изображение российской действительности, «ад» крепостнической России, – не исчерпывает ни замысла, ни сюжета, ни поэтики поэмы.
Таким образом, возникает проблема философско-духовного содержания произведения и определения основного философского конфликта в образах «Мертвых душ».
Целью нашей работы является анализ одного из образов поэмы с точки зрения основного философского конфликта поэмы – помещицы Коробочки.
Основным методом исследования является литературоведческий анализ эпизода встречи Чичикова с Коробочкой. а также анализ и интерпретация художественных деталей.
§1. Принцип построения образов помещиков в поэме
Главной философской проблемой поэмы «Мертвые души» является проблема жизни и смерти в душе человека. На это указывает само название – «мертвые души», которое отражает не только смысл авантюры Чичикова – покупку «мертвых», т.е.
существующих только на бумаге, в ревизских сказках, крестьян, – но и, в более широком, обобщенном смысле, – степень мертвенности души каждого из персонажей поэмы. Основной конфликт – жизни и смерти – локализован в области внутреннего, духовного плана.
И тогда композиция первого тома поэмы разделяется на три части, которые образуют кольцевую композицию: приезд Чичикова в уездный город и общение с чиновниками – путешествие от помещика к помещику «по собственной надобности» – возвращение в город, скандал и отъезд из города.
Таким образом, центральным мотивом, организующим все произведение, является мотив путешествия. странствия. Странничество как сюжетная основа произведения характерна для русской литературы и отражает идею поисков высокого смысла, истины, продолжая традицию «хождений» древнерусской литературы.
Чичиков путешествует по российской глубинке, по уездным городам и поместьям в поисках «мертвых» душ, а сопровождающий героя автор – в поисках души «живой».
Поэтому галерея помещиков, предстающих перед читателем в первом томе, является закономерной чередой человеческих типов, среди которых автор ищет того, кто способен стать настоящим хозяином новой России и возродить ее экономически, не уничтожая при этом нравственности и духовности. Последовательность, в которой предстают перед нами помещики, строится на двух основаниях: с одной стороны, степень мертвенности души (по-другому – жива ли душа человека) и греховности (не забудем про «круги ада», где души располагаются согласно тяжести их грехов); с другой – возможность возродиться, обрести жизненность, которая понимается Гоголем как духовность.
В последовательности образов помещиков две эти линии объединяются и создают двойную структуру: каждый следующий персонаж находится в более низком «круге», степень его греха тяжелее, смерть в его душе все более заменяет жизнь, и одновременно – каждый следующий персонаж ближе к возрождению, потому что, по христианской философии, чем ниже пал человек, чем тяжелее его грех, чем больше его страдания, тем ближе он к спасению. Правильность такой интерпретации подтверждается тем, что, во-первых, каждый следующий помещик имеет все более и более подробную историю предыдущей жизни (а если у человека есть прошлое, значит, возможно и будущее), во-вторых, в отрывках из сожженного второго тома и набросков к третьему известно, что двум персонажам Гоголь готовил возрождение – негодяю Чичикову и «прорехе на человечестве» Плюшкину, т.е. тем, кто находится в первом томе на самом дне духовного «ада».
Поэтому образ помещицы Коробочки мы будем рассматривать с нескольких позиций:
– как соотносятся жизнь и смерть в душе персонажа?
– в чем заключается «грех» Коробочки, и почему она находится между Маниловым и Ноздревым?
– насколько близка она к возрождению?
§2. Образ Коробочки
Настасья Петровна Коробочка – помещица, вдова коллежского секретаря, очень хозяйственная и бережливая пожилая женщина. Деревушка ее невелика, но все в ней исправно, хозяйство расцветает и, видно, приносит неплохой доход.
Коробочка выгодно отличается от Манилова: она знает всех своих крестьян («…не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть»), отзывается о них как о хороших работниках («все славный народ, все работники»[1] ), сама занимается хозяйством – «вперила глаза в ключницу», «мало-помалу вся переселилась в хозяйственную жизнь» . Судя по тому, что, выспрашивая Чичикова, кто он такой, она перечисляет тех людей, с которыми постоянно общается: заседатель, торговцы, протопоп, – круг общения ее невелик и связан, главным образом, с хозяйственными делами – торговлей и уплатой государственных налогов.
Видимо, она редко выезжает в город и не общается с соседями, потому что на вопрос о Манилове он отвечает, что такого помещика нет, и называет старинные дворянские фамилии, которые более уместны в классицистической комедии XVIII века – Бобров, Канапатьев, Плешаков, Харпакин. В этом же ряду стоит и фамилия Свиньин, которая проводит прямую параллель с комедией Фонвизина «Недоросль» (мать и дядя Митрофанушки – Свиньины).
Поведение Коробочки, ее обращение к гостю «батюшка», стремление услужить (Чичиков назвал себя дворянином), попотчевать, устроить на ночлег как можно лучше – все это характерные черты образов провинциальных помещиков в произведениях XVIII века. Так же ведет себя и госпожа Простакова, когда узнает, что Стародум дворянин и принят при дворе.
Коробочка, казалось бы, набожна, в ее речах постоянно встречаются присказки и выражения, характерные для верующего человека: «С нами крестная сила!», «видно, в наказание-то бог и послал его», но особой веры в ней нет. Когда Чичиков уговаривает ее продать мертвых крестьян, суля выгоду, то она соглашается и начинает «просчитывать» выгоду. Доверенным лицом Коробочки является сын протопопа, служащий в городе.
Источник: https://MirZnanii.com/a/136275/obraz-pomeshchitsy-korobochki-v-poeme-nv-gogolya-mertvye-dushi