Лакей петрушка в поэме “мертвые души”: образ, характеристика, описание (слуга чичикова)

Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души

Лакей Петрушка в поэме

Поэма Мёртвые души — одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Ключевым персонажем в нём является авантюрист Чичиков. Мастерски выписанный автором образ главного героя часто становится предметом обсуждения как профессиональных критиков, так и рядовых читателей. Чтобы понять, чем заслужил этот персонаж такое внимание, нужно обратиться к сюжету произведения.

Оглавление:

  • Краткое содержание поэмы
  • Образ героя в сюжете произведения
  • Характеристика внешности Чичикова
  • Прибытие персонажа в «город N»
  • Начало деятельности
  • Встреча с Собакевичем и Плюшкиным
  • Попытка покинуть город
  • Биография Павла Ивановича
  • Описание героя критиками

Краткое содержание поэмы

В произведении рассказывается о некоем чиновнике по фамилии Чичиков. Этот человек очень хотел разбогатеть и приобрести вес в обществе.

Своей цели он решил достичь скупкой так называемых мёртвых душ, то есть крепостных крестьян, которые находятся в собственности помещика по бумагам, хотя на самом деле их уже нет в живых. От этого выигрывали и продавец, и покупатель.

Чичиков таким образом обзаводился фиктивным имуществом, под залог которого мог взять кредит в банке, а помещик освобождался от обязанности платить налоги за мёртвого крестьянина.

Произведение в обязательном порядке изучается в школе. На уроках литературы ученикам часто предлагается написать сочинение по теме: Мёртвые души. Образ Чичикова.

Обратите внимание

Конечно, чтобы написать грамотную работу, необходимо внимательно ознакомиться с первоисточником и составить своё представление о его главном герое. Но если это по каким-либо причинам невозможно, можно ознакомиться с подробной информацией о персонаже.

Эти сведения пригодятся при написании сочинения, составлении сравнительных таблиц для разных действующих лиц или подготовке презентации.

Образ героя в сюжете произведения

Анализ текста позволяет раскрыть все основные черты образа Чичикова в поэме Мёртвые души. Краткое содержание действий и поступков персонажа, раскрывающих его натуру, начинается со знакомства с Чичиковым.

Характеристика внешности Чичикова

Кратко автор описал внешность героя уже в начале произведения. Павел Иванович Чичиков — это в некотором роде заурядный персонаж, который может встретиться в любую историческую эпоху и в любой географической точке. В его портрете нет ничего примечательного:

  • внешность его не красива, но и не уродлива;
  • телосложение ни полное, ни худое;
  • он уже не молод, но ещё не стар.

Таким образом, по всем параметрам у этого почтенного коллежского советника выдерживается «золотая середина».

Прибытие персонажа в «город N»

Чичиков начинает свою авантюру с прибытия в не названный автором город. Человек неглупый, которому к тому же свойственно лицемерие, он начинает деятельность с нанесения визитов следующим должностным лицам:

  • прокурору;
  • губернатору с семьёй;
  • вице-губернатору;
  • начальнику полиции;
  • председателю палаты.

Конечно, под таким поведением Петра Ивановича просматривался тонкий расчёт. Намерения героя хорошо раскрывает его собственная цитата: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения».

Получить расположение тех, кто имел чин и влияние в городе, было очень полезно для осуществления задуманного. И это удалось ему в совершенстве. Чичиков умел произвести впечатление на нужных ему людей.

Принижая своё достоинство и всячески показывая свою незначительность, он демонстрировал безупречные речевые манеры, делал умелые комплименты властителям: восторгался успешностью их деятельности и называл такими неоправданно высокими титулами, как «ваше превосходительство».

О себе он говорил немного, но из его рассказа можно было сделать вывод, что ему пришлось пройти исключительно сложный жизненный путь и многое испытать за собственную честность и справедливость.

Его стали звать на приёмы, где он поддерживал благоприятное первое впечатление о себе умением принять участие в беседе на любую тему. При этом держался он очень благопристойно и показывал обширные знания о предмете разговора. Речь его была содержательной, голос не тихим и не громким.

В этом моменте уже можно уловить намёк на то, что эта добропорядочность является лишь маской, под которой скрывается истинный характер и стремления героя. Чичиков делит всех людей на толстых и тонких.

Важно

При этом толстые имеют прочное положение в этом мире, тогда как тонкие лишь служат исполнителями чужих поручений. Сам главный герой, конечно, относится к первой категории, поскольку намерен прочно занять своё место в жизни.

Об этом говорит сам автор, и эта информация начинает раскрывать другое, истинное лицо персонажа.

Начало деятельности

Чичиков начинает свою аферу с предложения купить несуществующих крестьян у помещика Манилова. Барин, тяготившийся необходимостью уплаты налогов за мёртвых слуг, отдал их даром, хотя и удивился необычной сделке. В этом эпизоде главный герой раскрывается, как легко увлекающийся человек, которому успех способен быстро вскружить голову.

Решив, что придуманная им деятельность безопасна, он направляется на новую сделку. Его путь лежит к некоему Собакевичу, но длинная дорога вынуждает героя сделать остановку у помещицы Коробочки. Как хваткий человек, он не теряет времени и там, приобретая ещё почти два десятка желанных мёртвых душ.

Только вырвавшись от Коробочки, он попадает в гости к Ноздрёву. Главной чертой этого человека было желание портить жизнь всем окружающим. Но Чичиков понял это не сразу и неосторожно решил попытать счастья в сделке и с этим помещиком. Ноздрёв долго водил афериста за нос.

Он соглашался на продажу душ только вместе с настоящим товаром, например, лошадью, или предлагал выиграть их в домино, но в итоге Пётр Иванович остался ни с чем.

Эта встреча показала, что герой поэмы является легкомысленным человеком, неспособным просчитать собственные действия.

Встреча с Собакевичем и Плюшкиным

Чичиков, наконец, добрался до Собакевича и изложил ему своё предложение. Однако помещик оказался не менее хитрым, чем покупатель. Своей выгоды он упустить не хотел.

Догадываясь, что действия Петра Ивановича носят не совсем законный характер, он умело играл на этом, набивая цену несуществующим крестьянам. Это очень утомляло Чичикова, но он проявил целеустремлённость.

В конечном счёте продавец и покупатель нашли компромисс, и сделка была совершена.

Пока Собакевич торговался, он обмолвился несколькими словами о некоем Плюшкине, и герой последовал в гости к этому помещику. Хозяйство барина не вызвало положительных эмоций у прибывшего. Всё там было в запустении, и сам хозяин имел грязный неопрятный вид. Помещик не был беден, но оказался настоящим скрягой.

Совет

Все деньги и вещи, обладающие хоть какой-то ценностью, он хранил спрятанными в сундуках. Болезненная скупость этого персонажа, имя которого стало нарицательным, помогла Чичикову заключить удачную сделку.

Плюшкин опасался этой продажи, но его радовала возможность избавиться от необходимости платить налоги на мёртвых крестьян.

На первый взгляд, Плюшкин не сыграл в сюжете произведения большой роли, но если провести сравнение этого персонажа с главным героем, между ними найдётся кое-что общее. Будучи помещиком и дворянином, они должны были быть опорой государству и примером для подражания, тогда как на деле оба оказались бесполезными для общества людьми, стремящимися набить свой карман.

Попытка покинуть город

Как бы то ни было, но после сделки с Плюшкиным Чичиков достиг своей цели и больше не видел необходимости оставаться в городе. Стремясь скорее его покинуть, он отправился в суд, чтобы заверить подлинность документов. Но эта процедура требовала времени, которое он с удовольствием проводил на приёмах и в окружении заинтересованных в нём дам.

Однако триумф обернулся крахом. Ноздрёв поспешил разоблачить аферу Чичикова. Это сообщение повлекло за собой целый переполох в городе. Принимаемый везде гость неожиданно стал нежеланным.

На протяжении всей истории читатель, хотя и понимает сомнительную благонамеренность действий главного героя, ещё не знает его полной истории, по которой могло бы сложиться окончательное мнение о Чичикове. О происхождении и воспитании героя, а также событиях, предшествующих его прибытию в «город N», автор рассказывает в 11 главе.

Биография Павла Ивановича

Герой вырос в бедной семье. Хотя они и принадлежали к высокому сословию дворян, но имели в своём распоряжении совсем немного крепостных. Детство Павла Ивановича было омрачено отсутствием друзей и приятелей. Когда ребёнок немного подрос, отец отправил его в училище.

Расставание с сыном не огорчило Ивана, но на прощание он дал Павлу один наказ. В наставлении говорилось о необходимости учиться и приобретать расположение тех, кто выше его по положению. Самой ценной и надёжной вещью, которую следует беречь, глава семейства назвал деньги.

Этому совету Чичиков и следовал всю жизнь. Хороших способностей к учёбе у него не было, зато он быстро понял, как заслужить любовь учителей.

Тихое и смирное поведение позволило ему получить хороший аттестат, однако по окончании училища он проявил свои неприглядные качества. Его лицо раскрылось, когда один из любивших его наставников попал в крайне тяжёлое материальное положение.

Для едва ли не умиравшего от голода учителя деньги собрали одноклассники-хулиганы, тогда как прилежный Чичиков скупо выделил незначительную сумму.

Тем временем умер отец главного героя, оставив после себя жалкое наследство. Чичиков, не являющийся скупым по натуре, вынужден голодать и искать пути заработка. Он нанимается на службу и старается честно трудиться, но вскоре понимает, что такая работа не принесёт ему желанного богатства с роскошным домом, экипажем с кучером и дорогими развлечениями.

Желая получить повышение, он добивается расположения начальника путём свадьбы с его дочерью. Но как только цель была достигнута, семья стала ему не нужна. Пока Чичиков продвигался по службе, произошла смена начальства. Несмотря на все старания, герой не смог найти общий язык с новым руководителем и был вынужден искать другие способы получения материального достатка.

Обратите внимание

Удача стать таможенным чиновником улыбнулась герою в следующем городе. Но он решил поправлять своё материальное положение взятками, за что вскоре предстал перед судом. Всегда стремившийся угодить власть имущим, Чичиков имел некоторые связи, которые позволили ему избежать наказания за преступление.

Натура же его была такова, что этот-то порочащий его эпизод жизни, он и превратил в историю о том, как он безвинно пострадал на службе.

К сожалению, судить о таком любопытном персонаже, как Чичиков, можно только по первому тому. Вторая часть произведения была сожжена самим автором, а третью он так и не начал.

По сохранившимся наброскам и черновикам известно, что герой пытался продолжать свою мошенническую деятельность. Чем бы закончилась поэма неизвестно, но талантливо созданный образ до сих пор является актуальным.

Ведь и по сей день на жизненном пути может повстречаться такой человек, как Чичиков.

Описание героя критиками

Критики, в большинстве своём по достоинству оценившие поэму, отмечали эту хваткость и мошенническую натуру персонажа. Специалисты высказывали следующие суждения о герое:

  1. В. Г. Белинский назвал его настоящим героем современной эпохи, стремившимся обзавестись богатством, без которого невозможно было добиться успеха в зарождавшемся капиталистическом обществе. Подобные ему люди скупали акции или собирали пожертвования на благотворительность, но всех их объединяло это стремление.
  2. К. С. Аксаков игнорировал нравственные качества героя, лишь отметил его плутоватость. Для этого критика главным было то, что Чичиков — истинно русский человек.
  3. А. И. Герцен характеризовал героя, как единственного деятельного человека, усилия которого в итоге всё равно стоили мало, так как ограничивались мошенничеством.
  4. В. Г. Маранцман же увидел в самом герое «мёртвую душу», полную отрицательных качеств и лишённую нравственности.
  5. П. Л. Вайль и А. А. Генис увидели в Чичикове «маленького человека», то есть простодушного пройдоху, деятельность которого не была ни умной, ни масштабной.

Конечный образ Чичикова неоднозначен. Этот явно неглупый человек ставит перед собой цели устроить собственную жизнь, но каждый раз выбирает для этого неправильные средства. Его кипучая деятельность и целеустремлённость давно могли принести ему достаток, но жажда богатства и роскоши, недоступных ему в детстве, толкает его на совершение преступлений и мошенничество.

Читайте также:  Герои рассказа "дети подземелья": главные и второстепенные персонажи, описание в таблице (список)

Источник: https://1001student.ru/literatura/obraz-chichikova-v-poeme-n-v-gogolya-myortvye-dushi.html

Крестьянские образы в поэме Гоголя Мертвые души» — Сочинение

Образы крестьян в поэме «Мертвые души» Гоголь рисует кратко и точно. Резкими штрихами он разворачивает панораму жизни крепостной империи на примере среднерусского захолустья.

Если помещики являют собой пороки: лицемерие, обжорство, мотовство, скупость, то простой народ человечен и прост.

Именно крестьяне выглядят единственно живыми людьми в этом гротескном путешествии Чичикова по Руси.

Важно

Широкий образ трудового народа даёт помещик Собакевич, рекомендуя мошеннику своих мёртвых душ. Собакевич расхваливает их, особенно выделяя профессиональные способности. Кирпичник Милушкин в любом доме может смастерить печь; Степан Пробка так могуч, что «служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали».

Сметливый торговец Сороплёхин, искусный каретник Михеев, сапожник Максим Телятников, который «что шилом кольнёт, то и сапоги» — в кратких заметках Собакевича создан образ народной жизни, не застывшей в крепостном безвремении, но живой и подвижный. Даже смерть крестьяне находят в самом процессе жизни, труда, на что Чичиков с горечью замечает: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!». Словно смерть в тишине, в спокойствии — не для русского крестьянина.

Иначе в поэме показаны образы слуг Чичикова. Слуги — это другая сторона народа. Нравственно изувеченные, униженные постоянным гнётом люди ведут бессмысленную жизнь.

Лень и безволие, свойственные слугам — результат их полной зависимости от хозяина.

От скуки Петрушка занимается чтением, имея к нему «особую страсть», но как он читает? Его действия механичны — он читает потому, что ему нравятся слова и нравится, как они звучат.

Точно так же, как Башмачкин не вникал в смысл написанного, Петрушка не вникал в смысл прочитанного — такое духовное отупение роднит этих двух маленьких гоголевских людей.

Кучер же Селифан являет только видимость послушания, но всё, что ему приказано, выполняет по-своему.

Он может вести бричку пьяным, случайно её опрокинуть и всю вину свалить на коней, которым он постоянно что-то пытается растолковать.

Совет

Ещё одно их «отличие» — особо сильная страсть к спиртному. Слуги пьют больше и крепче, чем крестьяне, занятые трудом на земле. Селифан и Петрушка неотделимы от Чичикова — они как верные оруженосцы, по-своему дополняющие неоднозначный характер господина.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Крестьянские образы в поэме «Мёртвые души» начертаны так, что к ним можно проявить или симпатию, или жалость, или оба чувства сразу. Создаётся впечатление, что мёртвые души, на самом деле, единственные живые души во всей поэме. Порой для того, чтобы проникнуться симпатией к человеку, достаточно лишь нескольких слов о нём или даже фамилии.

В противопоставлении образов помещиков и крестьян чувствуется контраст двух различных сословий, которые никогда не смогут найти общего языка. Простота и добродетельность — те черты народного духа, которые стремился передать Гоголь в своей бессмертной комедии.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/krestjanskie-obrazy-v-pojeme-gogolja-mertvye-dushi.html

Описание образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь.

И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала в “аду” – I том “Мертвых душ”, затем “в чистилище” – II том “Мертвых душ” и “в раю” – III том.

Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков.

Это и есть “мертвые души” поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликните: “Черт знает, что такое!” Его мечтательность – это праздность, паразитизм, безволие.

В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится “дубинноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он – лицо открытое, удалое, прямое.

Обратите внимание

Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость – это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и дебоширствах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, “нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины”.

Собакевич сродни Коробочке. Он, так же как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.

Завершает эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве” Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.

К галерее помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”.

Кучер Селифан – не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине.

Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие “соль земли”.

Важно

Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда “сквозь невидимые миру слезы”, потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может служить к его исправлению.

Смех – это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с “мерзостями русской действительности”.

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей.

“Миргород”, “Арабески”, “Ревизор”, “Женитьба”, “Нос”, “Мертвые души” – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни.

Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература приняла совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла.

Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия”.

Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе.

Совет

Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: “Кто же как ни автор должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению России вперед.

В “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”, вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т.п.

В “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной легкостью в мыслях”, преображение Хлестакова из трусливого “елистратишки” в “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.

Гоголь не вывел в своей комедии “положительного героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех”, единственное “честное лицо” в комедии.

Это был смех, писал Гоголь, “который весь излетает из светлой природы человека…

потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.

Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви.

Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе.

Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.

Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:

Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он поймут

И как любил он, ненавидя.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Описание образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/opisanie-obrazov-pomeshhikov-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi/

Образ Чичикова в поэме Мертвые души и его характеристика – сочинение

Среди всех персонажей поэмы «Мертвые души» особенно выделяется ее главный герой — Павел Иванович Чичиков. Этот образ объединяет в себе разные качества других помещиков.

Полное раскрытие характера, вся предыстория этого героя содержится в 11 главе произведения. Чичиков был родом из бедной дворянской семьи.

В наследство от отца ему досталась полтина меди и завет хорошо учиться, угождать начальству и учителям, и, самое главное, всегда экономить и копить деньги.

Обратите внимание

В прощальных словах не было речи о высоких человеческих качествах – достоинстве, чести, долге, и Чичиков быстро уяснил, что все они лишь мешают достичь желаемого.

В жизни герой самостоятельно добивается поставленных целей. В училище мальчик старался быть со всеми вежливым, почтительным, вел себя примерным образом, благодаря чему заслужил высокую похвалу от учителей. Закончив обучение, Чичиков поступает на службу в казенную палату, где всячески угождает начальнику и даже ухлестывает за его дочерью.

Читайте также:  Воспитание обломова в романе "обломов": система воспитания, ее принципы и проблемы

Оказываясь среди новых людей, Павел Иванович сразу становится «своим человеком». На профессиональном уровне он овладел умением нравиться окружающим, с каждым персонажем он находит общий язык. Видно, что душа главного героя еще не загублена окончательно.

Чичикова мучает совесть, которую он всеми силами старается заглушить. Совершая поступки только для собственной выгоды, выстраивая для себя благополучную жизнь, он запросто пренебрегает счастьем других людей, пользуясь их бедами и невзгодами. Этим Чичиков убивает свою душу.

Орудием этого человека являются обман, мошенничество, казнокрадство, взяточничество. Смысл жизни героя сводится к приобретению, накопительству и потреблению.

Деньги для Чичикова также являются средством: с их помощью он стремится к достойной жизни, благополучию для себя и своей будущей семьи.

К каждому персонажу он умеет найти особый подход. В разговоре с Маниловым Чичиков становится таким же чувствительным, учтивым, обходительным. Беседуя с Коробочкой, Павел Иванович не проявляет никакой галантности, мягкости, а, напротив, ведет себя нагло и развязно.

С Ноздревым Чичиков переходит к манере фамильярного общение, которое так нравится его собеседнику. Чтобы заинтересовать Собакевича, главный герой вступает с ним в торги, где каждый старается обогнать другого.

Важно

При встрече с Плюшкиным Чичиков надевает маску доброжелателя, который сочувствует и желает помочь одинокому старику.

В отличие от других персонажей, которые, по своей сути, и есть мертвые души, Чичиков обладает силой характера, целеустремленностью, упорством, настойчивостью, изобретательностью. Из толпы его выделяют предприимчивость, активность, многогранность личности героя.

Характеристика Чичикова

В своем произведении “Мёртвые души” Н.В.Гоголь показывает устройство России того времени. Идею сюжета писателю подсказал А.С.Пушкин. Замысел произведения в том, чтобы показать не простых людей, а высшие слои общества и разоблачении их пороков.

Главным героем поэмы является П.И.Чичиков, не очень богатый, но и не бедный помещик. Весь сюжет основан на его живости, изворотливости и находчивости. В начале произведения он приезжает в маленький городок и начинает знакомиться со всеми местными чиновниками и помещиками.

Уже с первой главы, когда Чичиков начинает льстить всем должностным лицам, читатель понимает, что он является отрицательным героем. На приёме у губернатора он познакомился с местными помещиками, каждый из которых пригласил его к себе.

С каждым новым путешествием Чичикова от одного помещика к другому, у читателя появляется все большая антипатия к герою.

Точнее всего образ Чичикова отражает последняя глава, в которой рассказывается история детства Павлуши, его молодости.

Гоголь специально так перестроил структуру произведения, чтобы лучше раскрыть образ своего персонажа. С самого детства у маленького Павлуши не было ни друзей, ни приятелей.

И сама жизнь взглянула на него “как-то неприязненно”. Ничего знаменательного в его детстве никогда не было.

Когда пришла пора уезжать учиться, его отец дал ему не много денег и наставление.

Совет

Он учил сына пробивать себе дорогу в жизни шестью и угождением учителям и начальникам; учил не заводить друзей, или заводить дружбу с теми, кто богаче, кто сможет потом пригодиться; учил никого никогда не угощать и делать так, чтобы его самого все угощали; учил больше всего на свете беречь деньги.

Всю жизнь Чичиков следовал наставлению отца и добивался всего, чего хотел. Ещё со времён учёбы он отличался от остальных. Став любимчиком учителя, он считался лучшим учеником, хотя и не имел абсолютно никаких способностей. Всю жизнь ему били свойственны целеустремленность, склонность к риску, умение добиваться поставленной цели, полагаясь только на себя.

В своей поэме Н.В.Гоголь, как никто другой, смог показать, что крепостное право калечит не только судьба крестьян, но и характеры помещиков. Оно превратило большую часть людей из “высших слоев” в тунеядцев, которые живут за счёт чужого труда.

Образ Чичикова в поэме Мертвые души

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Родина человека
    Стоит ли спорить с утверждением, что Родина начинается с малого. Она начинается дома, с твоих родных, близких и друзей. Это теплый уголок, где ты чувствуешь себя и уютно, в безопасности, в гармонии.
  • Описание степи в повести Тарас Бульба сочинение
    Вы когда-нибудь видели наши прекрасные степи? Тот миг, когда солнце восходит над верхушками молодых травинок? Слышали ли вы звуки утреннего пробуждения? Вам определённо стоит хоть раз это увидеть, и уверен, вы преобразитесь мгновенно!
  • Женские образы в романе Война и мир сочинение рассуждение
    Роман-эпопея Толстого « Война и мир » удивительный, с огромным количеством образов не похожих друг на друга. Мне нравится в романе то, что все персонажи интересны и по-своему загадочны для меня, с нетерпением читаешь и не можешь оторваться от строк.
  • Сочинение по картине Серова Мика Морозов 4 класс
    Великолепный мастер портрета Валентин Серов часто обращался в своем творчестве к миру ребенка. Дети становились героями его талантливых полотен, сделав автора знаменитым. Так произошло и с портретом Мики – четырехлетнего сына промышленника
  • Природа в романе Война и мир сочинение
    Что можно сказать о природе она всегда вдохновляла писателей, и каждый творческий человек воспринимал и показывал читателям на свой вкус и риск. Хорошо описана природа в эпическом произведении Толстого « Война и мир ». Читая этот роман,
  • Характеристика и образ Лизы в комедии Горе от ума сочинение
    Данное произведение относится к комедиям. “Горе от ума” отличается от других произведений, которые были написаны до его. Отличие заключается в отображении героев. Автор изобразил своего героя в образе Лизы, при этом он её наделил положительными и, конечно

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-chichikova-v-poehme-mertvye-dushi

Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и его идейно-композиционное значение

Образ Чичикова — необычного героя для своего времени — является центральным в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Этот герой является действующим лицом всех глав поэмы. Именно ему принадлежит идея аферы с мертвыми душами, именно он путешествует по России, встречаясь с самы­ми разными персонажами и попадая в самые разные ситуации.

Характеристика Чичикова дается автором в первой главе. Портрет его дан очень неопределенно: «не так, чтоб слишком толстый, однако ж и не тонкий».

Гораздо больше внимания ав­тор уделяет его манерам и приятному общению: он произвел пре­красное впечатление на всех гостей на вечеринке у губернатора, «показал» себя как опытного светского человека, поддерживая разговор на самые разные темы, умело польстил губернатору, по­лицмейстеру, чиновникам и составил о себе самое лестное мне­ние. Далее продолжается развитие сюжета: Чичиков получил приглашения от помещиков и едет к ним в гости, чему посвяще­ны следующие пять глав, затем возвращается и оформляет в го­роде купчие на мертвых душ, проявляя изрядное знание бю­рократических порядков. Затем по городу поползли самые не­вероятные слухи, посеянные Коробочкой и приукрашенные

Ноздревым, но Чичиков, простудившись и некоторое время не выходя из гостиницы, узнал обо всем только тогда, когда его от­казались принимать во всех знакомых домах. И только в послед­ней главе, когда Чичиков уже уезжает из города, дается автором предыстория героя, объясняющая формирование его предпри­имчивого характера и зарождение гениальной аферы с мертвыми душами.

Гоголь сразу говорит, что не взял в герои «добродетельного человека», сразу оговаривает, что его герой — подлец. Его про­исхождение «темно и скромно», детство его скучно и сурово. И хотя нет в Павлуше Чичикове «особенных способностей» к нау­ке, но «оказался в нем большой ум» со стороны практической.

Отцовский наказ: береги копейку, так как «эта вещь надежнее всего на свете», Павлуша выполняет свято, пускаясь в многочис­ленные спекуляции и добившись «приращения» к данной отцом полтине. Особенно умно ведет он себя по отношению к начальст­ву, с юных лет демонстрируя послушание и угодливость.

После выпуска из училища раскрывается его нравственная глухота, полное отсутствие совести: когда был выгнан из училища его учитель, у которого Чичиков ходил в любимцах, он для старого учителя не дал ничего, кроме пятака серебром.

По пути преда­тельства он продолжал идти и дальше: обманул старого чиновни­ка, ухаживая за его дочерью в целях повышения по службе. Лов­ко научился брать взятки, пострадав за это, не падает духом, го­тов начать все сначала.

Обратите внимание

Таможенная служба стала для Чичикова новым испытанием: почти добившись своей цели, он становится жертвой собственных раздоров с компаньоном и опять с позором отставлен от теплого места. Но Чичиков демонстрирует не толь­ко умение скрыть следы преступления и избежать наказания, но и своего рода непотопляемость: он опять готов начать все заново.

Так родилась идея аферы с мертвыми душами. Герой умен и предприимчив: неповоротливость российской бюрократической системы позволяет ему скопить начальный капитал, ничем осо­бенно не рискуя. Гоголь говорит о нем, что он «хозяин, приобре­татель» и что частица Чичикова живет в душе многих из нас, чи­тателей.

Чичиков также является типическим характером для российской действительности, характером предпринимателя ка­питалистического толка.

И нельзя сказать, что он потерпел в фи­нале поэмы поражение: да, ему отказали в лучших домах города, у него испорчена репутация, но ведь операция по приобретению мертвых душ закреплена на бумаге и, приобретя юридический статус, стала реальностью.

И можно не сомневаться, что герой еще раз проявит свою непотопляемость, объявившись в новом месте, в ином городе, куда не дошли еще странные слухи о нем. Са­моотверженность и терпение Чичикова позволяют ему постоянно возрождаться. Никакая «громада бедствий» не может похоронить его.

В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и са­мовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный ци­низм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основу их характеров. И эта «многогранность» Чичикова, родственность его «мертвым душам» помещиков позволяет сделать его главным героем поэмы. Характер Чичикова, а не только его афера объединяет главы «Мертвых душ». Отличаясь от помещиков действенностью, он то­же «мертвая душа», ибо и ему недоступна «блистающая радость» жизни. Счастье этого «порядочного человека» основано на деньгах. Расчет вытеснил из героя нового времени все человеческие чувства и приблизил к «мертвым душам», хозяевам жизни.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-chichikova-v-poe-n-v-gogolya-mertvy-e-dushi-ego-idejno-kompozitsionnoe-znachenie/

Описание персонажей: Народ в поэме «Мертвые души»

Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства: его удел – нищета, болезни, голод, страшная смертность.

Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами.

«Пожалуй, я тебе дам девчонку,- говорит Коробочка Чичикову,- она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы».

В седьмой главе Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян. И перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, буйных вспышек протеста. Особенно привлекают к себе образы Степана Пробки, наделённого богатырской силой, замечательного плотника-строителя, и дяди Михея, безропотно сменившего убившегося Степана в его опасной работе.

Важно

В душе закрепощённого крестьянства живёт стремление к свободе. Когда крестьянам уже не под силу становится переносить крепостную неволю, они убегают от помещиков. Правда, не всегда бегство приводило к свободе. Гоголь рассказывает обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта, без работы, почти всегда арест, тюрьма.

Но дворовый Плюшкина Попов всё же предпочёл жизнь в тюрьмах возвращению под иго своего барина. Абакум Фыров, спасаясь от крепостной неволи, ушёл в бурлаки.

Говорит Гоголь и о случаях массового возмущения. 'В эпизоде убийства заседателя Дробяжкина показана борьба крепостного крестьянства против своих угнетателей.

Великий писатель-реалист, Гоголь образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».

Читайте также:  Тест по роману "война и мир" толстого: вопросы и ответы (викторина)

В стране, где крестьянами правили жестокие и невежественные коробочки, ноздрёвы и собакевичи, не мудрено было встретить и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, и дворовую Пелагею, которая не знала, где правая и где левая сторона.

Но Гоголь видит в то же время и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом.

Она проявляется в талантливости Михеева, Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека, в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату.

Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу»,- говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию.

Совет

О высоких качествах русского человека говорит Гоголь и в своих замечаниях о «бойком народе», о «расторопном ярославском мужике», о замечательном умении русского народа одним словом метко охарактеризовать человека.

Так, изображая феодально-крепостническую Русь, Гоголь показал не только помещичье-чиновничью Россию, но и Россию народную, с её стойким и вольнолюбивым народом. Он выразил свою веру в живые, творческие силы трудовых масс. Яркий образ русского народа дан писателем в его знаменитом уподоблении России «птице-тройке», олицетворяющей сущность национального русского характера.

В поэме Гоголя «Мертвые души» тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа» (по меткому определению Герцена).

Автор показывает безотрадную картину жизни крепостного крестьянства. Помещики безжалостно эксплуатируют их, относятся к ним, как к своим рабам, могут покупать и продавать их, как вещи. «Дубиноголовая» Коробочка, боясь продешевить при продаже мертвых душ, сетует гостю: «…

никогда еще не случалось мне продавать покойников. Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сту рублей каждую…». Крестьяне обязаны выполнять все прихоти своих господ.

Перед сном Коробочка спрашивает у Чичикова: «Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал».

«Широта натуры» Ноздрева губительно отзывается, прежде всего, на крепостных. Труд их обесценен. Все, что выращено трудом и потом крестьян и продано на ярмарке «по самой выгоднейшей цене», помещик спустил за несколько дней. С гордостью говорит об этом Чичикову: «Поздравь: продулся в пух!»

Ужасающую картину жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, вспышек протеста, представляет автор во время размышления Чичикова над списком приобретенных им мертвых душ.

Читая имена крестьян, герой, вздохнувши, произнес: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?» Привлекает внимание образ плотника Степана Пробки, наделенного богатырской силой, который, вероятно, исходил все губернии с топором за поясом. Не менее интересен образ сапожника Максима Телятникова, обучавшегося у немца и не сумевшего организовать собственного дела. Видно, спился, валялся пьяным на улице, приговаривая: «Нет, плохо на свете! Нет житья русскому человеку, все немцы мешают». Григорий Доезжай-недоедешь промышлял извозом, отрекся от дому и отдал душу богу где-нибудь на дороге.

Обратите внимание

В душе закрепощенного народа живет стремление к свободе. В имении Плюшкина крестьяне, доведенные до крайней степени нищеты, «мрут, как мухи», бегут от помещика.

Рассматривая список беглых, Чичиков заключает: «Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые…

по тюрьмам ли сидите или пристали к другим господам и пашете землю?» Дворовый Плюшкина Попов предпочитает жизнь в тюрьмах возвращению в имение своего барина. Абакум Фыров ушел в бурлаки и тянет лямку под заунывную песню.

Гоголь рассказывает и о случаях массового возмущения крестьян против своих угнетателей. Это ярко показано в эпизодах убийства заседателя Дробяжкина.

Вместе с тем Гоголь видит и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости, в трудолюбии, энергии русского человека, в его способности не падать духом при любых обстоятельствах.

Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичиковым, чиновники говорят: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату.

Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

В одном из лирических отступлений Гоголь говорит о меткости, выразительности русского слова, о «живом и бойком русском уме».

Важно

Гоголь в своей поэме показал Русь с ее трудолюбивым и стойким народом, в котором сокрыты неисчерпаемые силы, и выразил веру в светлое будущее народа и, родины.

Источник: http://www.rlspace.com/opisanie-personazhej-narod-v-poeme-mertvye-dushi/

Характеристика героя Чичиков, Мёртвые души, Гоголь. Образ персонажа Чичиков

Чичиков

Чичиков Павел Иванович – главный герой произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души», бывший чиновник, а ныне махинатор. Ему принадлежит идея афёры с мёртвыми душами крестьян. Этот персонаж присутствует во всех главах.

Он всё время путешествует по России, знакомится с зажиточными помещиками и чиновниками, входит к ним в доверие, а затем пытается проворачивать всяческие махинации. Чичиков – это новый вид авантюриста-изобретателя в русской литературе.

Сам автор частично оправдывает действия Чичикова, так как видит, что он не безнадёжен.

Внешне этот персонаж недурен. Он не сильно толстый, но и не худой, не выглядит старо, но уже и не молод. Основные черты героя – усреднённость и предприимчивость. Его усреднённость проявляется не только во внешности, но и в манере общаться.

Он всегда говорит «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует», ко всем умеет найти подход, везде слывет «своим человеком». В Чичикове всего понемногу. Он предприимчив, но не проявляет грубую деловитость, как Собакевич.

У него нет мечтательности Манилова, простодушия Коробочки и разгульности Ноздрева. Этот человек активный и деятельный, каждую копейку бережёт, даже полученное наследство не растрачивает, а приумножает. При этом он не склонен к безудержной жадности как Плюшкин.

Деньги для Чичикова не цель, а средство. Он всего лишь желает обеспечить себе достойное существование.

Совет

О детстве и юности героя известно немного. Родители были дворянами. Отец настоятельно рекомендовал ему водиться только с богатыми и всегда угождать начальству. О таких вещах, как чувство долга, честь и достоинство он ничего не говорил, вот Павел и вырос таким.

Он и сам быстро сообразил, что такие высокие ценности мешают достижению заветной цели, оттого и пробивал себе дорогу собственными усилиями, заглушая голос совести. В школе он был прилежным учеником, но без талантов.

Единственное, что умел, так это продавать что-либо товарищам и показывать фокусы за деньги. После учёбы поступил на службу в казённую палату. Затем сменил не одну работу и везде хотел нажиться. Когда в очередной раз нужно было начинать всё сначала, он придумал идею с «мёртвыми душами».

Несмотря на то, что Чичиков – плут и мошенник, упорство и изобретательность героя не остаются незамеченными.

­
­

Видео характеристики героя Чичиков

­

­

см. также:
Характеристики главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь

Краткое содержание Мёртвые души, Гоголь

Сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Источник: http://www.sdamna5.ru/chichikov

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения.

Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна.

Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромного массива критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом.

Но, помимо этого, есть менее объемное понятие образа героя: это то, каким он предстает на страницах произведения в своих действиях, в авторских описаниях, в замечаниях других героев. Это его внешность, манеры и речевой портрет. Целью сочинения является, конечно, попытка охарактеризовать образ героя лишь во втором его понимании.

Если говорить об основных составляющих характера Чичикова, то мы должны отметить, помимо ставших уже общим местом дурных черт, таких как пронырливость, подхалимство, способность на сделки с совестью, нечестность в коммерческих операциях, черты вполне похвальные, служи они добру: целеустремленность, способность во многом себе отказывать, смекалку, энергичность и неумение сдаваться, отступать перед лицом неудач. Отвлечемся от сути целей Чичикова и вспомним, как терпеливо долгие годы он отказывал себе очень во многом: от пряника в школьные годы до хорошего обеда после целого дня над канцелярскими бумагами, как, подогреваемый желанием достичь благополучия, не гнушался он не только аферами, но и рутинной работой даже по ночам. Лишь приобретя некоторый капитал, отказался Чичиков от своего воздержанья. Он оказался человеком, не чуждым «разных наслаждений» и «излишеств». Впрочем, «излишества» эти характеризуют его как человека обстоятельного, с хорошим вкусом, желающего производить приятное впечатление: хороший повар, тонкие голландские рубашки, дорогое мыло, отличная пара лошадей. В общем, он стремился обеспечить уютную и достойную жизнь телу. Понятие противостоящей телу бессмертной души для нашего героя не было важным, едва ли само слово «душа» значило для него что‑то большее, чем имя умершего крестьянина в соответствующих перечнях.

Итак, внешне Чичиков – благопристойный холостяк, господин средней руки, могущий сойти и за отставного подполковника, и за штабс‑капитана, и за помещика, имеющего около сотни душ: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Речевая манера Чичикова такова, что со всеми ему удается найти общий язык, подо всех подстроиться, кому надо – искусно польстить (как чиновникам города NN, Манилову), с другими – говорить напрямик (как пришлось с Собакевичем, ничуть не удивившимся желанию Чичикова купить мертвые души).

Обратите внимание

О себе он всегда говорит со скромностью, употребляя книжные обороты, называя себя «червем мира сего» и стараясь не выдать ничего лишнего, создав при этом приятное впечатление. С Маниловым Чичиков говорит, подчиняясь манере того, расточает похвалы и детям помещика, и его дому, и общим теперь уже знакомым из числа жителей города.

В его речи появляется много уменьшительно‑ласкательных слов, этикетных выражений: «миленький», «душенька», «помилуйте», «препочтейнейший».

С Собакевичем он говорит более сдержанно еще за столом, стараясь больше слушать и не перечить хозяину, ругающему всех и вся, в разговоре о покупке душ оба ведут себя деловито, Чичиков не позволяет себе показать возмущения, но внутренне кипит и ругает помещика «подлецом» и «чертом».

Удивительно то, как повел себя с Чичиковым Ноздрев.

Конечно, Ноздрев – хулиган, балагур, самовольник, несдержанный и неуважительный человек, от которого можно ожидать чего угодно, но, может быть, его обращение с Чичиковым характеризует не только самого Ноздрева, но и его гостя? Мне представляется, что этот самодур, в котором не заподозришь здравой мысли, спокойного размышления, как‑то не умом раскусил Чичикова, угадал в нем если не одного с ним поля ягоду, то по крайней мере человека, которого никак не сочтешь достойным искреннего уважения. Чичиков предстает перед нами человеком сознательно и тщательно создавшим свой собственный образ, внешнюю картинку, и то, что скрывается за ней, известно лишь автору и благодарному читателю.

Источник: http://resoch.ru/obraz-chichikova-v-poeme-mertvye-dushi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector