Мораль басни “купец” крылова (анализ, суть, смысл)

Басня Крылова Волк на псарне

Волк на псарне рисунок

Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор —Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»—И вмиг ворота на запор;В минуту псарня стала адом.Бегут: иной с дубьем,Иной с ружьем.«Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;Но, видя то, что тут не перед стадомИ что приходит, наконец,Ему расчесться за овец,—Пустился мой хитрецВ переговорыИ начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?Я, ваш старинный сват и кум,Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;Забудем прошлое, уставим общий лад!А я, не только впредь не трону здешних стад,Но сам за них с другими грызться радИ волчьей клятвой утверждаю,Что я…» — «Послушай-ка, сосед,—Тут ловчий перервал в ответ,—Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Мораль басни Крылова Волк на псарне

И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни

Нельзя верить на слово тем, кто прежде неоднократно обманывал и не держал свое слово

Анализ басни Волк на псарне

 Что такое басня? Басня – это лиро-эпическое произведение, в котором автор чему-то учит читателя.

Чаще всего басня излагается в стихотворной форме, а главными действующими лицами в произведениях этого жанра выступают животные и насекомые. Басня традиционно делится на 2 части.

В первой автор передает сюжет произошедшего события, а во второй приходит к некоторому выводу. Этот вывод в литературе называют моралью. Мораль призвана учить и наставлять читателя.

Обратите внимание

И.А. Крылова без сомнений можно назвать самым известным и любимым русским баснописцем. Его творения по праву вошли в золотой фонд русской литературы, их любят и читают люди разных возрастов, его сборник можно найти в каждом доме.

Одной из наиболее поучительных и интересных его басен является басня «Волк на псарне». Она написана в 1812 году, в разгар Отечественной войны 1812 года с Францией.

Она учит не верить на слово тем, кто прежде неоднократно обманывал и не держал свое слово. Басня призывает быть осмотрительными и недоверчивыми, чтобы позже не пожинать плоды своего необдуманного прощения. Стоит сказать, что И.А.

Крылов не просто так выбрал Волка главным героем своего произведения. Как известно, еще в устном народном творчестве волки, а наряду с ними и лисы, считались воплощением хитрости и лжи.

Этот образ, как нельзя кстати вписался в сюжет басни и помог читателю полнее и точнее понять мораль.

Очень сложно определить рифму и размер, в которых написана басня. Это еще одна отличительная черта басни, как жанра. Впрочем, не смотря на это, произведение все равно читается легко, нараспев.

Стоит также отметить исторический факт, ставший основой сюжета произведения Крылова. Басня написана в 1812 году, в разгар Отечественной войны 1812 года с Францией.

Важно

Известно, что под образом Волка автор подразумевал Наполеона, командующего французской армией, а сторожем, спустившим собак на Волка, является генерал Кутузов.

Этот факт, говорит так же о том, что басня «Волк на псарне» – это патриотическое и переполненное любовью к Родине и уверенностью в ее величии и несомненной победе в этой войне над французами.

Главные герои басни (персонажи) Ивана Крылова

Волк

Главным героем басни является Волк. Он забрался на псарню ночью, а когда его загнали в угол, решил «пойти на сделку» и договориться о мире со сторожами псарни. Однако сторожа оказались достаточно умными, чтобы не принять предложения хитрого Волка и спустили с поводков озлобленных собак со словами, которые и является моралью всей басни. 

Крылатые выражения, которые пошли из басни Волк на псарне

  • Волчью вашу я давно натуру знаю
  • Ты сер, а я, приятель, сед

Слушать Басню Волк на псарне (текст читает Игорь козлов)

Пластилиновый мультфильм по басне И.А.Крылова “Волк на псарне” Князева

Другие Басни этого автора

← Слон и Моська↑ Басни КрыловаЛарчик →

Несколько интересных Басен

Картинка Басня Крылова Волк на псарне

Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-volk-na-psarne

Басни Крылова. Иван Андреевич Крылов и его творчество :

Басня – один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы.

Из истории басен

Первым баснописцем считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI-V ст. до н. э. У римлян знаменитым автором сатирических произведений был Федр (I век н. э.). XVII столетие подарило Франции и всему миру талантливого баснописца Жана де Лафонтена. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван Андреевич Крылов (1769-1844).

Поэт написал за свою жизнь 236 басен, которые при нём были выпущены в 9 сборниках. В своих сатирических творениях Иван Андреевич затронул всю Россию: от простых мужиков до вельмож и царя. Некоторые басни Крылова по своим сюжетам перекликаются с произведениями Эзопа и Лафонтена.

Есть в его творчестве и полностью оригинальные истории, содержание которых не встречалось нигде ранее.

Герои повествований

Каждому русскому человеку с детства знаком Иван Крылов. Басни его написаны доступным языком с использованием фразеологизмов, поговорок и пословиц. Их сюжеты отличаются достоверностью происходящего и затрагивают злободневные темы.

Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми.

Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Досталось от творчества Ивана Андреевича и императору Александру I: он не в самом лучшем виде представлен в образе царя зверей, льва, в баснях «Пёстрые овцы» и «Рыбья пляска».

В противовес знати и богатым людям Крылов сочувствует беднякам, страдающим от беззакония и крепостного права.

Особенность творений поэта

Басни Крылова – короткие сатирические литературные творения, отличающиеся увлекательным сюжетом, динамичностью, реалистичными диалогами, психологической достоверностью образов героев.

Одни из его сатир описывают бытовые сценки («Купец», «Два мужика»), другие являются аллегориями («Дикие козы»), третьи – памфлетами («Щука», «Пёстрые овцы»). Есть у Крылова и рассказы в стихотворной форме («Мот и Ласточка»).

Уникальность басен поэта заключается в том, что, несмотря на свой более чем солидный возраст, они не потеряли актуальности и сегодня. И это неудивительно, ведь человеческие пороки с течением времени не меняются.

Характеристика «Квартета»

Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось.

Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах.

Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.

Совет

Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки.

Читайте также:  Образ и характеристика кудряша в пьесе "гроза" островского (отношения кудряша и варвары)

Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом.

Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.

Несколько слов о «Лебеде, раке и щуке»

Рассматривая басни Крылова, нельзя оставить без внимания его известное сатирическое творение «Лебедь, рак и щука» (1814). В сюжете произведения прослеживается тонкий намёк на события, происходящие в те времена в России – возмущение российского народа раздором, царившим в Государственном совете.

Начинается басня с короткого трёхстрочного назидания, смысл которого заключается в простой истине: если среди друзей нет согласия, тогда за что бы они ни взялись, ничего у них не получится. Именно во вступлении Крылов и выразил мораль басни.

Далее следует само повествование о том, как щука, рак и лебедь впряглись в воз, однако так и не смогли сдвинуть его с места, ведь каждый из них тянул его в свою сторону. Басня является одним из наиболее известных творений поэта, она стала популярной ещё при его жизни и остаётся таковой по сегодняшний день.

Последняя строчка басни «а воз и ныне там» превратилась в крылатую фразу, символизирующую отсутствие единства в мыслях и действиях, а главные персонажи стихотворения стали героями многочисленных карикатур.

Содержание и мораль «Вороны и лисицы»

В современную школьную программу всегда входит Иван Крылов. Басни его отличаются простотой восприятия и поэтому понятны детям всех возрастов. С особым интересом читает подрастающее поколение «Ворону и Лисицу», написанную автором в 1807 году.

На создание произведения Крылова вдохновило творчество Эзопа, Федра, Лафонтена и прочих баснописцев, которые уже использовали похожий сюжет с лисой и вороной. Краткое содержание басни следующее: ворона где-то достала кусок сыра и взлетела на дерево, дабы съесть его.

Обратите внимание

Пробегающей мимо лисе лакомство пришлось по душе, и она захотела выманить его у птицы. Сев под дерево, плутовка начала просить ворону спеть, всячески расхваливая её вокальные способности. Птица поддалась на льстивые речи, каркнула и сыр выпал из её клюва. Лиса схватила его и удрала.

Мораль басни звучит в первых её строчках: с помощью лести человек всегда добьётся своего.

Другие известные басни

Мораль басен Крылова понятна каждому. В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.

Мораль басни «Мартышкины очки» в том, что люди, не разбирающиеся в деле, за которое берутся, выглядят смешно. В сатирическом произведении в образе мартышки высмеиваются невежды, а очки отождествляются со знаниями. Люди, не понимающие ничего в науке и берущиеся за неё, своей глупостью только смешат окружающих.

Несмотря на то что басни Крылова короткие, в них очень чётко отображено отношение автора ко всевозможным человеческим недостаткам. Как ни странно, но по истечении двух столетий, прошедших со времён написания произведений поэта, в обществе ничего не изменилось, поэтому их можно и сегодня использовать в качестве нравоучительных историй и воспитывать на них подрастающее поколение.

Источник: https://www.syl.ru/article/169738/new_basni-kryilova-ivan-andreevich-kryilov-i-ego-tvorchestvo

Социальный смысл басен И.А. Крылова (стр. 2 из 2)

Так, например, было дело с басней «Рыбья пляска». В ней в художественно обобщенной форме он изобразил действительный исторический факт: как царь, встретившись с жесточайшей, губительной эксплуатацией народа, одобрил своих чиновников и благодушно отправился в дальнейший путь.

«Во время одного из своих путешествий по России, – рассказывал очевидец, – император Александр I, в каком-то городе, остановился в губернаторском доме. Готовясь уже к отъезду, он увидел из окна, что по площади приближается к дому довольно большое число людей.

На вопрос государя, что это значит, губернатор отвечал, что это депутация от жителей, желающих принести его величеству благодарность за благосостояние края. Государь, спеша отъездом, отклонил прием этих лиц.

После распространилась молва, что они шли с жалобой на губернатора, получившего между тем награду».

От Крылова потребовали, чтобы он закончил басню словами о том, что осудил своих преступных чиновников, расправился с ними. И Крылов переделал конец.

Но зато он изменил заглавие: вместо «Рыбья пляска» – «Рыбьи пляски» Если такие пляски – не единичный случай, как могли бы подумать некоторые читатели, а постоянное явление, значит, исключение – справедливое решение царя.

Затем, в первой редакции слова «царь», «государь» были написаны со строчной буквы, а во второй – с заглавной. Этим было лишний раз подчеркнуто, что речь идет о человеческом обществе.

Напротив, роль чиновника, угнетающего народ, во второй редакции исполняет не безликий староста-мужик, а хищник-воевода – Лиса.

Важно

В целом басня превратилась в поучение Царю (царям), как надо править (в противоположность тому, как в действительности правил Александр I). Видно, что Царь-Лев наказывает Воеводу, однако не во имя справедливости, а просто «не могши боле … явной лжи стерпеть».

Причем не понятна участь «рыб». Им, видимо, Львом предоставлена возможность «плясать» на сковородке по-прежнему, но только «под музыку».

3. Общественная несправедливость и пороки

Картина общества, воссозданная Крыловым в его баснях, носит отчетливый социальный характер. Если речь идет об Овцах, то рядом с ними – как бы специально для того, чтобы прекратить их существование, – живут Волки и другие хищники («Пестрые Овцы», «Волки и Овцы», «Овцы и Собаки» и др.).

Если заходит разговор о Лещах, то бок о бок с ними размножаются Щуки, причем барин, в пруду которого и водились Лещи, специально напускает к ним Щук, объясняя это тем, что он вовсе не «охотник до Лещей» («Лещи»). Отношения сильных и слабых, хищников и их жертв непримиримы.

Жестокая борьба за существование идет не на жизнь, а на смерть.

Видя, какова участь крепостного крестьянства, Крылов в басне «Крестьянин и Смерть» показал, что только смерть может быть хуже такой жизни.

Чрезвычайная эксплуатация, повсеместное ограбление народа ярко нарисованы в таких баснях, как «Госпожа и две Служанки», «Крестьяне и Река», «Волки и Овцы», «Мирская сходка», «Волк и Мышонок», «Медведь у Пчел».

В басне «Крестьяне и Река», например, говорится о таком разорении крестьян, при котором они наконец «вышли из терпенья», и пошли «просить себе управы» у высшей власти. Но, разобравшись, пришли к выводу:

На что и время тратить нам!

На младших не найдешь себе управы там,

Где делятся они со старшим пополам.

В таких баснях, как «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», эксплуататоры народа не только тунеядствуют за его счет, но еще и пренебрежительно, свысока относятся к нему.

Совет

Типичным лицом мздоимной царской администрации всегда был в России судья. Неправый суд изображен Крыловым во многих баснях. Особенно характерны «Волк и Ягненок», «Щука», «Крестьянин и Овца».

Читайте также:  Николаев в повести "поединок" куприна: образ и характеристика в цитатах

Творя свой неправый приговор, судьи прежде всего не забывали самих себя: «Казнить Овцу, и мясо в суд отдать, а шкуру взять истцу»! Крестьянство « этой басне («Крестьянин и Овца»), как и во многих других, традиционно изображено в образе овец.

В иных случаях народ аллегорически представлен в образе мелких рыб, лягушек…

Повсеместное разложение царского чиновничества показано в басне «Лисица и Сурок», «Зеркало и Обезьяна». Мораль первой из них:

Хоть по суду и не докажешь,

Но как не согрешишь, не скажешь:

Что у него пушок на рыльце есть –

как и мораль почти всех басен Крылова, вошла в поговорку, – иными словами, вернулась в народ.

Воссоздавая средствами басни звериные нравы и обычаи современного ему общества, Крылов дает понять своему читателю, что даже в тех случаях, когда царская власть,, и ее администрация действуют как будто бы «из благих побуждений», ничего хорошего для народа из этого обычно не получается – в результате нераспорядительности, невежественности, чванства, несоответствия своему назначению, а то и просто – глупости. Об этом идет речь в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Осел и Мужик», «Слон на воеводстве». В последней из названных басен рассказывается, как Слон, назначенный на воеводство, сам того не подозревая, из самых благих побуждений отдал Овец на жестокую расправу Волкам. И автор в заключительной части басни (в морали) заявляет:

Кто знатен и силен,

Да не умен,

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Басней «Квартет» Крылов отозвался на преобразование Государственного совета в 1810 году. Руководителям всех его департаментов Крылов сказал: «вы, друзья … в музыканты не годитесь» – и издевательски изобразил их спор из-за мест вместо настоящего дела.

Неприглядная картина общества складывается из метких крыловских характеристик действующих в России классов и сословий. Неправомерность привилегий дворянства Крылов сравнивает с притязаниями на знатность Гусей, чьи предки якобы «Рим спасли». От себя автор добавляет:

Оставьте предков вы в покое:

Им поделом была и честь;

А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

Хотя мысль автора и так ясна, он все же добавил «мораль»:

Баснь эту можно бы и боле пояснить –

Да чтоб гусей не раздразнить.

Более прямо произнести слово «дворяне», утверждая их ненужность, было невозможно.

Относительно же того, как представлял Крылов нравственные качества обладателей «миллиона», не приходится сомневаться после его басни «Купец», где говорится о купцах и о тех, кто «повыше лавок»:

Почти у всех во всем один расчет:

Кого кто лучше проведет,

И кто кого хитрей обманет.

А в басне «Похороны» сказано еще более резко и категорично:

Есть много богачей, которых смерть одна

К чему-нибудь годна.

Неожиданное получение несметного богатства изображено в ряде басен.

Обратите внимание

В басне «Бедный богач» оно «рекою льется»; в «Фортуне и Нищем» сыплются «дождем червонцы»; в басне «Скупой» человек может, не считая, тратить из огромного сокровища, а у скупого в басне «Скупой и Курица» курица несет и несет золотые яйца; в басне «Откупщик и Сапожник» сапожник получает на разжитье мешок червонцев… Так или иначе, но поток обогащения не принес никому даже самой простой удачи. Счастье вернулось к Сапожнику, лишь когда он отдал Откупщику его золото со словами:

«… мне за песни и за сон, Не надобен ни миллион».

Для Крылова счастье не в личном обогащении, оно вообще вне общества невозможно. Это прежде всего – довольство от сознания той пользы, которую человек приносит людям, обществу («Ворона», «Лягушка и Вол»).

Сегодня в нашей жизни не осталось и следа от тех исторических явлений, которые явились непосредственным поводом для написания той или иной конкретной басни И. А. Крылова.

Но басенное творчество писателя переросло конкретно-исторические границы эпохи, которую оно представляло и выражало, вышло за пределы простой политической аллегории.

В этом проявилось подлинное величие гениального русского баснописца.

Заключение

Сюжеты и характеры, мотивы и образы басен Крылова универсальны. И не только потому, что в них раскрываются «вечные проблемы» добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи, подвига и малодушия в их отвлеченных проявлениях.

Не только потому, что в них откристаллизовалась народная мудрость веками формировавшихся воззрений на природу человеческого общества и человеческих характеров.

Басни Крылова – образец чрезвычайно емких формул остро политического мышления, обретших художественную самостоятельность и афористическую завершенность.

Потому-то идеи и образы Крылова, прилагаемые к новой политической ситуации, к новым политическим типам, событиям и т. д., обретают каждый раз новую жизнь.

Важно

Блестяще использовал меткие крыловские характеристики и его крылатые выражения в своей публицистике В. И. Ленин, находя им нежиданное политическое применение.

Своими баснями Крылов вошел в повседневную речь, в быт народа. В самых разных положениях и случаях жизни нам на ум приходят крыловские образы и афоризмы.

Однако не только в этом множестве искрящихся остроумием и неотразимой логикой выражений и метких словечек современное значение великого баснописца.

Кроме них, мы располагаем большим художественным произведением Крылова, рисующим целую панораму общественной жизни в самых разнообразных ее проявлениях, – его, как принято говорить, Главной Книгой.

Крылов в последние годы своей жизни не писал басен; с 1843 года он занялся, как он считал, гораздо более сложным делом – подготовил к изданию собрание своих басен в девяти книгах.

Из отдельных книг басен он скомпоновал одну – единое цельное произведение со своей композицией, с таким расположением басен, чтобы их чередование и соседство не мешало их пониманию, а, наоборот, в особо трудных случаях давало, соответственно его воле, верные объяснения.

Книга была итогом его литературной деятельности, итогом всей его жизни, его обращением к читателям, народу. Сразу же вслед за смертью великого баснописца многие петербуржцы получили в подарок книгу его басен с, печатной надписью: «Приношение на память об Иване Андреевиче.

По его желанию, Санкт-Петербург, 1844 г. 9 ноября в 8 часу утром». Последнее сведение – дата его смерти. Этот, заранее рассчитанный баснописцем жест – подарок близким людям и в то же время нечто иное, большее.

Совет

Он использовал саму свою смерть, чтобы канонизировать и сохранить для народа книгу своих басен такою, какой он хотел ее видеть сам.

Что это за книга, о которой нужна была такая забота, мы и должны понять, читая лучшие басни великого Крылова.

Список литературы

1. Александров, И. Б. Иван Андреевич Крылов — баснописец / И. Б. Александров // Русская речь. – 2004. – №6. – С.3-6

2. Архипов, В. А. И. А. Крылов (Поэзия народной мудрости) / В. А. Архипов. – М. : Московский рабочий, 1974. – 288 с.

3. Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. М., Просвещение, 1983. – 143 с.

4. Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества / Серман И. З. – М. : Издательство «Наука», 1975. – 280 с.

5. Степанов, Н. Л. Басни Крылова / Н. Л. Степанов. – М. – Издательство «Художественная литература», 1969. – 112 с.

Источник: https://MirZnanii.com/a/135757-2/sotsialnyy-smysl-basen-ia-krylova-2

Паша и купец. Басня Лафонтена

Басня «Паша и Купец» поднимает несколько проблем, близких людям, которые занимаются коммерцией, бизнесом или просто вынуждены обращаться за помощью к влиятельным покровителям в разных жизненных ситуациях. Это надежность и доверие партнерам по бизнесу, рассудительность и предприимчивость в любых жизненных ситуациях, а также сложность человеческих взаимоотношений.

Басня «Паша и Купец»

Грек торговал в стране одной.
Купца поддерживал Паша высоким саном,
И отдувался Грек за то своим карманом,

Читайте также:  Образ захара в романе "обломов" гончарова: портрет в цитатах

Пашу отдаривал богатою казной.

Да, покровительство — товарец не пустяшный.
Так стоил дорого Купцу пособник важный,
Что коммерсантская взмолилася душа.
Три турка, менее могучих, чем Паша,
Поддержку общую тут предложили Греку:
Просили меньше все втроем,

Чем одному платил он человеку.

Грек выслушал их речь и порешил на том.
Паша про все узнал сторонкой,
Услышал и совет, как надо поступить:
Злодеев провести уловкой тонкой,
Предупредить и отпустить
В Рай, к Магомету с порученьем;
Притом скорей, не то они
Предупредят: «Как много лиц, взгляни, —
К тебе давно кипящих мщеньем:
Отрава иль кинжал, глядишь, тебя ушлет

Быть покровителем купцам иного света».

Обратите внимание

Но поступил Паша, прослушав речь совета,
Совсем как Александр Великий: он идет
В дом Грека; хладнокровный,
Садится там за стол; как прежде, голос ровный
И, как всегда, спокойный вид.

И все убеждены, что их сокрыта тайна.

«Друг, знаю! — тут Паша нежданно говорит. —
Бросаешь ты меня, и слышал я случайно,
Про мщение, но все ж
Не верю я, о нет! Ты чересчур хорош,
На отравителя нисколько не похож.
Я больше не скажу ни слова.
А что касается людей,
Толкующих тебе о помощи своей,
То выслушай: болтать не стану я пустого,
Нравоученьями не буду донимать,

Одну лишь басенку хочу я рассказать:

Жил-был Пастух, и пас он стадо
С большущим Псом. Спросили раз, к чему
Он держит Пса? Ведь ежедневно надо
Хлеб целый скармливать ему.
Отдать бы старшине безбожного обжору,
А для дозору
Достать бы мог Пастух
Дворняжек двух
Иль трех, которые и меньше б хлеба ели,
И лучше бы его стеречь стада умели.

Хоть ел он за троих, а невдомек того,
Что пасть у Пса была тройная,
Когда он грыз волков, в отважный бой вступая.
Пастух послушался: дворняжки для него
Все три дешевле стоить стали,
Но без оглядки вмиг от волка удирали.

Стада беду свою почуяли тогда ж…
И ты почувствуешь беду, коли отдашь
Себя бездельникам, что в помощь назвалися…

Желаешь доброго, скорей ко мне вернися».

Ему поверил Грек.

Урок для простаков:
Как ни считай, а все вернее
Защита одного царя, да посильнее,

Чем слабых нескольких князьков.

Мораль басни «Паша и Купец»

Мораль автор формулирует в конце басни, называя ее уроком для простаков. Лучше иметь одного надежного покровителя, чем обращаться к нескольким менее влиятельным – вот нравоучение басни «Паша и Купец» Лафонтена.

Анализ басни «Паша и Купец»

Басня Лафонтена «Паша и Купец» интригует своим необычным построением. Это рассказ в рассказе, точнее, басня в басне. Персонажи басни – Купец и Паша, люди рассудительные и деловые.

Купец – успешный торговец, потому что у него влиятельный покровитель – Паша. Конечно же за это Купец всегда щедро одаривал правителя. Рассчитывая на барыш, к Купцу, обращаются три турка.

Они предлагают Купцу свое покровительство за меньшую плату. Купец «выслушал их речь и порешил на том».

Правитель узнал о предательстве Купца.

Но поступил он мудро: чтобы не карать никого и иметь и в дальнейшем щедрые подношения от Купца, он идет к нему в дом, где рассказывает поучительную басенку: у пастуха был огромный надежный пес-сторож.

Ни одна овца не пропадала из стада. Но и съедал он в день немало. По совету завистливых пастухов хозяин поменял его на двух дворняжек, которые ели очень мало, но «без оглядки от волка удирали».

Рассудительность Купца помогла ему сделать правильный выбор. В выгоде остались оба, Паша и Купец. Вот главные уроки басни: своих покровителей нужно ценить; гоняясь за выгодой, можно прогадать и понести убыток; за качественную услугу и плата должна быть достойной.

Крылатые выражения из басни Лафонтена «Паша и Купец»

В настоящее время ни одна из фраз басни не используется вне авторского текста Жана де Лафонтена.

Читать все басни Лафонтена

Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/pasha-i-kupets-basnya-lafontena/

Идейная направленность басен Крылова

Перу Крылова принадлежит более двухсот басен, каждая из которых обладает особым обаянием. Причина этого, несомненно, в народности и реализме его басен. Будучи еще ребенком, Крылов часто посещал народные гулянья, а особенно кулачные бои.

Позже даже принимал участие и выигрывал на них. И всюду он с жадностью и интересом вслушивался в речь простого народа и запоминал ее, а позже говорил этим языком в своих баснях. Более того, по своей природе он был склонен к насмешкам.

Отсюда и невероятная популярность его басен в народе.

По затрагиваемым проблемам крыловские басни можно подразделить на социально-политические («Лев на ловле», «Слон на воеводстве», Рыбья пляска»), морально-философские («Стрекоза и Муравей», «Огородник и философ», «Листы и корни») и социально-бытовые («Слон и Моська», «Свинья под дубом»).

Важно

Будучи истинным патриотом своей страны, Крылов не мог не затронуть и тему героической борьбы русского народа с вероломно вторгшимися в Россию французами.

В «Волке на псарне» выражается возмущение наглостью иноземных поработителей, в «Обозе»-гениальная стратегия Кутузова, в «Вороне и Курице» изображается бедственное положение французов в русской столице, а в басне «Щука и Кот» изображается то, как адмиралу Чичагову не удалось пленить Наполеона недалеко от Березины.

В преддверии восстания декабристов царское правительство еще более ужесточило цензурный произвол. Крылов не мог не отреагировать на это. Цензурщина нашла отображение в его басне «Кошка и Соловей», а тупое поведение представителей высшего света— в басне «Рыбья пляска».

Крылов, как и многие его современники, все еще верил, что просвещенный монарх способен изменить страну к лучшему.

Отсюда и поучительное обращение к властителям в «Воспитании Льва», в котором баснописец перечисляет необходимые для правителя качества.

Таковыми он считает честность и дальнозоркость, вместе с тем, он выступает против преклонения перед иноземным и призывает учитывать во всем народный менталитет.

Будучи противником самодержавной тирании и крепостничества, баснописец выступал за мирное, путем реформ и просвещения, общественное переустройство.

Казнокрадство было в России известным явлением, но не всякий решился бы публично заявить об этом. Но не таков был баснописец: в басне «Медведь у Пчел» автор строго осуждает казнокрадство, а столь характерное для России предвзятое судебное разбирательство нашло отражение в «Лисице и Сурке». Осуждает Крылов также стремление к карьерному росту посредством подхалимства («Две собаки»).

Совет

Наглое мошенничество купцов разоблачается в баснях «Купец», присущее им ханжество — в «Мирон», а самодурство — в «Хозяин и Мыши».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Басни Крылова воспевают труд во благо общества, все то, что должно быть характерно для истинно человеческих отношений. И одновременно они бичуют ложь («Лжец»), жадность («Скупой и Курица»), кичливость («Синица»), лень («Мельник»), обличают необразованность («Мартышка и Очки»).

Басни Крылова, его мировоззрение, отраженное в этих баснях, принесли ему общенародную славу, что начинало беспокоить правительство, с опаской относящегося к любому проявлению народной любви. Правительственные чиновники видели растущий авторитет баснописца и, естественно, стали всячески поощрять его в надежде придать творчеству писателя нужное им направление.

Ему начисляют пенсию, избирают в академики, награждают золотой медалью, орденами и чинами, но баснописец не изменяет своим просветительско-демократическим позициям и продолжает казнить своим сатирическим смехом недостатки, господствующие в обществе.

Правда, справедливости ради следует отметить, что Крылов был плохим дидактиком, но отличным сатириком, то есть он отлично обличал пороки, но не указывал путей исправления их.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/04/idejnaja-napravlennost-basen-krylova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]