Тихон щербатый в романе “война и мир”: образ и характеристика

Характеристика Тихона Щербатого (Война и мир)

Величайший роман всех времен. Бессмертная эпопея, где переплелись судьбы разных людей на фоне трагических событий войны России с Наполеоном.

Главные события вертятся вокруг Натальи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, но другие персонажи не менее интересны по своей значимости и роли в романе. Образ и характеристика Тихона Щербатого в романе «Война и мир» достаточно яркие, несмотря на второстепенность персонажа.

Толстой вложил в своего героя исключительно положительные качества. Настоящий русский богатырь способный в любую минуту бросится на врага, защищая Родину.

Внешность

Внешность Тихона впечатляла. Настоящий, русский мужик. Здоровый, крепкий. Манеры поведения оставляли желать лучшего. Грубый и дерзкий. Мог запросто нахамить незнакомому человеку, но только за дело. Свое прозвище Тихон получил за отсутствие зуба. С тех пор иначе как Щербатый к нему никто не обращался.

Оно прочно закрепилось за ним, но он не обижался и вскоре привык, что по имени никто не называет. Несмотря на грузность, походку Тихона можно назвать легкой. Ноги длинные, как и руки, постоянно мотающиеся из стороны в сторону. Движения отрывисты и порывисты. Лицо Тихона нельзя назвать симпатичным. Оспины вкупе с глубокими морщинами не красили его.

Да и зачем мужику быть красавцем, чай не баба.

Глаза маленькие, словно щелочки.

Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Выражение лица плутоватое и в то же время добродушное. Голос с хрипотцой, певучий и басистый. Из одежды неизменными атрибутами стали шляпа и лапти.

“Человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом”.

Характеристика

Родился Тихон в Смоленской области в селе Покровское. Был из народа, из семьи простых работяг, привыкших собственным горбом зарабатывать на жизнь. Во времена Отечественной войны пошел в партизаны, попав в отряд к Денисову. Отсиживаться дома, лежа на печке, когда кругом гибнут люди — это не про него.

За храбрость и ловкость был определен в казаки-разведчики. Ему выпадали самые трудные задания и не случайно. Все в отряде знали, что Тихон обязательно справится и не подведет. Его уважали и любили, восхищаясь искренне, от души.

В скором времени он стал незаменим.«…был один из самых нужных людей в партии».

Предпочитал передвигаться исключительно пешком, проходя огромные расстояние. Другой бы на его месте уже с ног валился от усталости, а он хоть бы хны. Пройдя 50 км мог идти дальше не подавая виду, что устал.

Он вмиг становился душой компании. Умел рассмешить и поднять настроение любому человеку.

Сам никогда не падал духом и другим не давал впадать в уныние. Оптимист по жизни.

Работящий. Брался за любую работу, выполняя ее от души и на совесть. Выросший в селе он привык пахать с утра до ночи. Все в его руках спорилось и горело. Золотые руки у парня, так про таких говорят.

Любимое дело Тихона — ратное.

Топор в его руках и орудие труда и грозное оружие. Не поздоровится врагу, попадись он Щербатому на узкой дорожке.

Военная жизнь сделала его жестоким, но только по отношению к неприятелю. Он ненавидел тех, кто посягнул на святое.

Обратите внимание

Слишком развито в нем было чувство истинного патриотизма. На друзьях его жестокость не отражалась. С ними он оставался таким же добрым и отзывчивым.

Тихон олицетворение силы и мощи всего русского народа в одном лице. С такими как он никакие враги не страшны.

Его бесстрашие и готовность самопожертвования во имя победы достойный пример для подражания.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1468-harakteristika-tihona-scherbatogo-voyna-i-mir.html

Сочинение по литературе. Тихон щербатый и платон каратаев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже – о войне 1812 года, нельзя удачно написать этот роман.

Так замысел романа постепенно изменялся, и Толстой создал грандиозную эпопею. Этот рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года.

Толстой попытался отразить всю общность, повседневность, будничность войны. На полу все равны, но каждый по-своему пытается побороть неприятеля, защищая себя, свою Родину!

На примере Платона Каратаева и Тихона Щербатого автор показывает образы крестьян, которые, несмотря на свое положение, старается внести свой вклад в победу над Наполеоном! Л.Н. Толстому необходимы эти герои, чтобы показать, какие разные

бывают русские люди.

Особое место в романе занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов столкнулся в плену.

Явившись как бы определенным этапом жизни Пьера, он стал конечной точкой его исканий. Наконец – то Пьер нашел истинно русского человека. Это показано в том, как Пьер описывает внешность, речь и характер этого человека.

Миленький, с певучей речью, общительный, этот человек для всех старается найти утешительное слово, помочь переносить все тяготы будней в плену.

Важно

Из речей Платона Каратаева становится понятно, что он любит жизнь во всех её проявлениях, умеет приспособиться даже к суровым условиям.

Ко всем он обращается ласково: «Э, Соколик!» При первой встрече с Пьером Платон утешает его: «Не тужи, дружок, час терпеть, а век жить!»

Его отношение к незнакомцам поражает своей чистосердечностью, любвеобильностью и чуткостью. Удивляет нас и ощущение его, как чего – то круглого и спокойного. Он привлекает всех к себе добротой, уверенностью, улыбчивостью своего круглого лица.

Платон Каратаев не просто смирился с участью военнопленного, он приспособился к жизни в новых условиях. Не стараясь что – то исправить, не высказывая никакого протеста, он спокойно все, что уготовлено ему судьбой. Каратаев, пытаясь убедить

Пьера в том, что будущее не надо знать, говорил: От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет, наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулась, а вытащишь – ничего нету. Так – то! Платон был человеком, который больше бы пригодился дома, чем в бою с французами. Он – народный умелец. Все мог делать

«не очень хорошо, но и не дурно». Пел песни, шил, пек, варил, занимался всем понемножку. Он мог поддержать любой разговор, хотя не любил вспоминать службу в армии, но с удовольствием рассказывал о своей деревенской жизни.

Каратаев свято верил в торжество добра и справедливости. Он был простым крестьянином, не умеющим постоять за себя, мирившимся со всем.

Но этот беззащитный, круглый, спокойный человек потряс Пьера. Каким он увидел его, таким и останется он в его воспоминаниях.

Плато был особенным ещё и потому, что говорил он, используя огромное количество поговорок, которые поражали Пьера. Это были те народные изречения, которые необходимо было услышать Пьеру, чтобы понять: не всё так отчаянно и безнадежно на

этой войне.

Совет

Хотя Платон Каратаев был для всех пленных просто Плотоша, Пьер сумел разглядеть в нем изюминку.

Личность Платона подтолкнула автора на создание абсолютно противоположного русского человека с другим характером. Это, можно сказать, «богатырь» – Тихон Щербатый из отряда Денисова.

Вечный двигатель, все время занят каким – то делом. В отряде – самый важный и необходимый человек. Никто лучше него не может выполнить самую трудную, и парой грязную работу. Партия нуждалась в таких людях.

Почему – то Пьеру встретился именно Платон – человек искренний, а не Тихон – человек, готовый на все постоянно убивать французов и делать все ради государства и царя.

Тихон очень отважный, надеется быть популярный и достичь высот. Был всегда серьезен и немногословен. Умеет хранить тайну, всегда держит свое слово. Ему поручали особенную работу.

Он, как крестьянин, боец, не привык отступать, никогда не отказывался и принимался за все, что ему приказывали. Иногда задания были просто ужасны, но Тихон не останавливался перед трудностями.

Без всяких проблем мог «вытащить лошадь за хвост из канавы; залезть в самую середину французов; выворотить повозку из грязи…»

Это был человек слова и дела, всегда строго одет и готов к выполнению любых просьб и заданий. Что нельзя было сказать о Платоне Каратаеве. Они очень разные.

Обратите внимание

Таким образом, Л.Н. Толстой показал нам два исконно русских характера людей, знающих свое предназначение. Несмотря на их колоссальные различия, мы можем сказать, что они, каждый по – своему, были необходимы Отечеству в то нелегкое время.

Композиция «Войны и мира « поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев

связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой исторически правдиво создаёт образ народа-героя Отечественной войны.

В массовых сценах, где участвуют солдаты, в репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей мы прежде всего видим проявление той «теплоты патриотизма», которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.

Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова – Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства.

С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.

Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги.

Мы ещё не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия».

Важно

Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он свалился в речку, выбрался, побежал дальше. Он весь в порыве, в действии. Так же динамична его речь: «Один и навернись… Я его таким манером и сгрёб… Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо.

Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…»

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый полезный и храбрый человек, но и «шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».

Полной противоположностью Тихона Щербатого является Платон Каратаев. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всём хочет видеть

«торжественное благообразие». И внешний облик Каратаева, и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и сам характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях, – всё резко отличает его от Щербатого.

Тихон о Боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А «круглый солдатик Апшеронского полка» мыслит такими афоризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить».

В этих пословицах – веками слагавшаяся философия терпения, покорности судьбе. Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы, в которых слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь.

Он скорее готов «безвинно напрасно пострадать».

В Платоне живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду.

«Солдатик Апшеронского полка» навсегда остался мирным крестьянином-тружеником.

В душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей. Живёт в нём и вера в гибель нашествия. Но Платона, с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Он не

Совет

робок, но любовь его не обернётся ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том числе, лишена для него значения: «…

Читайте также:  Прототипы градоначальников в "истории одного города" салтыкова-щедрина

жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

И на вопрос: «Ты кто же, солдат?» – он отвечает во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка» – и фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище…»

В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел в жизни. И всё-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно.

Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Писатель прославляет не пассивный, а борющийся народ: «…

благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/5025.html

Война и мир. тихон щербатый – самый полезный и храбрый человек

ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ – САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ И ХРАБРЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это самый полезный и храбрый человек в отряде Денисова – Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства.

С топором в руках идет он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.

Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги.

Обратите внимание

Мы еще не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нем говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: Эка шельма, Ну ловок, Экая бестия.

Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он бултыхнулся в речку, выбрался на четвереньках, побежал дальше. Он весь в порыве, в действии.

Рассказывая, он неожиданно и гибко лег на брюхо, быстро и легко вскочил, размахнулся руками.

Так же динамична его речь: Один и навернись… Я его таким манером и сгреб… Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый полезный и храбрый человек, но и шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.

Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм.

Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представляются ему с своими простыми, добрыми, твердыми лицами.

Простота, добро и правда- это те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои Войны и мира и собирательный образ народа.

Платон Каратаев -воплощение всего русского? Олицетворением духа простоты и правды кажется Пьеру пленный солдат Платон Каратаев. Этот человек – полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов.

Важно

Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть торжественное благообразие.

И внешний облик-Каратаева (все у него было круглое), и голос его, и манера говорить с нежно-певучею лаской, и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях,- все резко отличает его от Щербатого.

Тихон о боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А круглый солдатик Апшеронского полка мыслит такими афоризмами: Не нашим умом, а божьим судом, Рок головы ищет, Час терпеть, а век жить. В этих пословицах – веками слагавшаяся философия терпения и покорности судьбе.

Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы: Где суд, там и неправда, От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся… В них слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь.

Он скорее готов безвинно напрасно пострадать.

В Платоне живет дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства (вспомним хотя бы некрасовских странников), и вековечная любовь к труду. Солдатик Апшеронского полка навсегда остался мирным крестьянином-тружеником.

В душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей (Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать! Как не скучать па это смотреть!). Живет в нем и вера в гибель нашествия (Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае).

Но Платона, с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Он не робок, но любовь его не обернется ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон.

Вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том числе, лишена для него значения: …жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал.

Совет

И на вопрос: Ты кто же, солдат? -он отвечает во множественном числе: Солдаты Апшеронского полка – и фамилию свою называет так: Каратаевы прозвище…

Именно это роевое начало в Платоне, похожее па инстинкт муравья в кочке, отсутствие личных интересов, склонностей, даже привязанностей, и привлекло более всего Пьера. Встреча с Платоном помогла ему выйти из душевного кризиса.

Картина страшного убийства поджигателей, убийства, совершенного Людьми, не хотевшими этого делать, разрушила в сознании Пьера веру в жизнь, и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

Можно понять, что Пьеру, которому мир вдруг показался кучей бессмысленного сора, Платонпроникпутый чувством всеобщего любовного единения людей, представляется воплощением всего русского, доброго и круглого.

В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел в жизни. Однако Некрасов и Щедрин с болью писали о терпении, покорности и незлобивости русского крестьянина. Толстой же рисует эти черты с нескрываемой симпатией.

И все-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно. Характерно, что в эпилоге, когда Пьер поднимается на новую ступень своего духовного развития, став членом тайного общества, Толстой подчеркивает несоответствие стремлений своего героя и философии Каратаева.

На вопрос Наташи, одобрил бы Платон новую деятельность ее мужа или нет, Пьер отвечает отрицательно.

Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Вспомним знаменитые слова писателя о дубине народной войны, которая поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.

Обратите внимание

Эта дубина больше напоминает топор Тихона Щербатого, чем иглу Каратаева, которой тот шьет рубаху для француза. Писатель прославляет не пассивный, а борющийся народ: …

благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью.

…Суровая зима. Ночь в лесу. У костров расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне: А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил. Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата: Все одно конец сделаем, не будет ходить.

Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля, естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру.

Вот люди!-с восторгом говорит о русских Рамбаль, и эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов (слов Рамбаля он не понимал, а чувства в этом случае были общими): Тоже люди…-говорит он о французах.

В этой сцене у костра сказался миролюбивый характер русского народа, его доброжелательность по отношению к другим народам, его великий гуманизм.

Описание зимней ночи в лесу завершается картиной, полной мирной прелести, тишины и покоя: И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой. Природа словно радуется доброте и красоте человека.

Еще по данной теме::

  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Чтоб жить честно. Мне смешно вспоминать, как я думывал и как вы, кажется,…
  • ТОЛСТОЙ Л.Н. – ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК Лев Толстой прожил долгую жизнь, он скончался на восемьдесят третье…
  • СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ.   СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ. Когда началась осада Севастополя англо-французскими и турецкими войс…
  • ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА» ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА» Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского нача…
  • ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869).   ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869). Толстого захватывают важнейшие вопросы эпохи: …

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/39-tolstoj-ln-biografiya-analiz/181-vojna-i-mir-tixon-shherbatyj-samyj-poleznyj-i-xrabryj-chelovek.html

Сочинение на тему: ОБРАЗ ПАРТИЗАНА ТИХОНА ЩЕРБАТОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

Многие страницы романа «Война и мир» Л. Толстой посвятил философским размышлениям по поводу важ­ных исторических вопросов.

Он приходит к выводу, что содержание исторического процесса составляет движе­ние народных масс, их действия, их могучая, неостано­вимая сила.

Именно в этом выводе проявился гений пи­сателя, который одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизанской войны и раскрыл их истинный смысл и значение.

В действиях партизанских отрядов в Отечественную войну 1812 года Л.

Важно

Толстой увидел высшую форму еди­нения народа и армии, которая коренным образом изме­нила само представление о войне: со времени пожара Смоленска, пишет Толстой, началась война, не подходя­щая ни под какие прежние предания войн.

Сожжения городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская вой­на — все это было отступления от правил.

«Партизаны уничтожали Великую армию по час­тям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые са­ми собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то вре­мя как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни.

Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие, конные, были мужицкие и помещичьи, никому не изве­стные. Был дьячок начальником партии, взявший за месяц несколько сот пленных.

Была старостиха Васи­лиса, побившая сотни французов».

Но в основной своей массе армия партизан состоя­ла из сотен и тысяч безымянных русских мужиков, простых крестьян. Они вступали в борьбу с захватчи­ками не ради славы и наград, а из врожденного чувст­ва патриотизма. Они защищали свои семьи, своих род­ных и близких, себя.

Тихон Щербатый в романе — один из представите­лей этой безымянной и многочисленной армии русских мужиков. Изрытое оспой и морщинами лицо Тихона с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем.

Тихон Щербатый оказывается одним из самых нужных людей в партизанском отряде Денисова.

Писа­тель рассказывает, каким образом Тихон оказался в отряде: «Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, старо­ста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы за­щищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ве­дают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что миродеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щер­батый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, ска­зал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую долж­ны блюсти сыны отечества».

Читайте также:  Образ и характеристика григория отрепьева в трагедии "борис годунов" пушкина: описание в цитатах (лжедмитрий)

Не вполне понимая смысл высокопарной речи Де­нисова, Тихон в ответ говорит с робостью и смущени­ем, словно оправдываясь: «Мы французам худого не делаем. Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…»

Совет

На следующий день Денисов и думать забыл о му­жике, но ему доложили, что он пристал к отряду и просился, чтобы его оставили.

В партизанском отряде Тихон оказался самым нужным и самым полезным бойцом. Л. Толстой гово­рит, что в отряде Денисова Тихон занимал свое особен­ное, исключительное место.

Писатель поясняет и при­чину подобной исключительности: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выво­ротить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона».

Л. Толстой с любовью описывает подвиги русского мужика. Он явно восхищается ловкостью, сметливостью, силой и необычайной смелостью Тихона Щербатого. Ког­да мы читаем рассказ Тихона о его похождениях во вра­жеском тылу и узнаем о том, как он поступил с пленным французом, становится понятным, почему Л.

Толстой го­ворит: «И благо тому народу… который в минуту испыта­ния, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».

На этой странице искали :

  • тихон щербатый в романе война и мир
  • тихон щербатый
  • образ тихона щербатого
  • тихон щербатый образ
  • образ тихона щербатого в романе война и мир

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-partizana-tixona-shherbatogo-l-n-tolstoj-vojna-i-mir.html

Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л. Толстого «Война и мир»

Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начав­ший войну с французами.

Он объяснял Денисову: «Миродеров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали…» Остав­шись у Денисова, Тихон сначала делал всю черную работу: раскладку костров, уход за лошадьми, но оказалось, что он способен на большее.

По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приво­дил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Он всегда хо­дил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его были пика и топор, которым он владел «как волк зубами».

Тихон не просто овеществляет силу и мужество «простого русского мужика». Он, как и многие другие «проходные» ге­рои романа, усиливает характеристику главных героев. Петя Ростов, догадавшись, что Тихон во время вылазки за языком убил человека, чувствует себя очень неловко. Хотя это продол­жается недолго.

Сидя за столом вместе с партизанами, «Петя находился в состоянии восторженной, детской любви ко всем людям». Он старался сделать всем приятное и угощал всех присланным из дома изюмом. Смерть Пети подчеркивает же­сткое величие «Тихонов» и слабость наивных дворянских мальчиков. «Готов», — холодно сказал о Пете Долохов. Дени­сов подъехал к телу мальчика.

«Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», — вспомнилось ему».

Обратите внимание

Образ Платона Каратаева самодостаточен сам по себе. Что стоит хотя бы его рассказ о купце, которого несправедливо осу­дили за убийство. И в то же время Каратаев играет важнейшую роль в формировании характера Пьера Безухова.

Известно, что для Каратаева «жизнь не имела смысла как отдельная жизнь, она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Каратаев живет в полном согласии со своим окружением.

Он сливается с ним, как капля с океа­ном.

Для Пьера же после сцены расстрела рушится мир. «Мир за­валился на глазах и остались одни бессмысленные развали­ны». Возвращает его к жизни именно Платон Каратаев. Его особый дар любви лечит душу Пьеру.

Пройдя через испытания плена, познав органичность с миром, свойственную Каратае­ву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от из­лишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным.

Обремененный духовными излишками циви­лизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу.

Думая о Каратаеве, Пьер по странной ассоциации вспомнил своего учителя географии. Тот показывал ему глобус, живой, колеблющийся шар. Вся его поверхность состояла из капель. Эти капли двигались, то сливаясь, то разделяясь. «Вот он, Ка­ратаев, вот разлился и исчез», — подумал Пьер, проснулся и увидел собаку Каратаева. «Пьер уже готов был понять, что Ка­ратаева убили…»

В театральном искусстве есть выражение: играть артиста. Другие артисты своим поведением усиливают, оттеняют роль героя. Этим же приемом с большим мастерством пользуется Лев Толстой. Каратаев, Щербатый не только усиливают ха­рактеристики других героев, они олицетворяют весь русский народ, с мощной народной силой и высокими чувствами.

«Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной на­рода цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, си­девшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно…», — пишет Толстой, добавляя: «Историки, пи­савшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий…».

Именно потому, что роман насыщен образами таких людей, как Каратаев, Щербатый, можно уверенно сказать — это не ро­ман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись, это роман о том, что случилось с на-
родом, как изменялось народное самосознание. Именно народ победил в этой войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей. Народная масса, состоящая из Платонов и Тихонов.

Источник: https://www.prepodka.net/tihon-shherbaty-j-i-platon-karataev-v-romane-l-tolstogo-vojna-i-mir/

Конспект урока литературы на тему “Платон Каратаев и Тихон Щербатый в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”

ПЛАТОН КАРАТАЕВ и ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ в романе Л.Толстого «Война и мир».

Цели урока: расширить и углубить представления учащихся о народной войне; выяснить, какое значение сыграло партизанское движение в войне 1812 г.; рассказать о судьбе главных героев (по т. IV).

«ДУБИНА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ ПОДНЯЛАСЬ СО ВСЕЮ СВОЕЮ
ГРОЗНОЮ… СИЛОЙ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа по теме урока.

  4. Лекция учителя. Платон Каратаев.

Одним из главных героев романа “Война и мир” является народ. Представителями этого народа являются Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Это два антипода.

Платон Каратаев – это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. – воплощение “всего русского, доброго и круглого”, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности.

Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. – добрый, мягкий, ласковый, добродушный человек. Во время первой встречи Пьер чувствует, как от К. исходит ощущение чего-то круглого и спокойного. Так привлекательна его доброта, спокойствие, уверенность, улыбчивость круглого лица. Однажды К.

Важно

рассказывает историю про купца, который был несправедливо осужден, но смирился и решил страдать “за свои, да за людские грехи”. Судьба К. заканчивается трагично. Во время переходов его пристреливают конвоиры-французы. Его основными чертами является доброта и трудолюбие, душевное здоровье.

непосредственность, отзывчивость – то есть все те качества, которыми так восхищался в русском мужике Толстой. Платон Каратаев является олицетворением всего “русского, доброго и круглого”. Движение у него успокоительное и аккуратное Он все умеет делать. Живет , ни о чем не задумываясь, как птица. Каждые вечер произносит: “Положи, Господи, камушком, подними калачиком”.

А утром, проснувшись, приговаривает: “Лег – свернулся, встал –встряхнулся”. Он всему радуется, во всем умеет находить светлые стороны. Платон Каратаев учит Пьера незлобивости, всепрощению, терпеливости и самоотречению. Пьер Безухов знакомится с Платоном в плену.

(Война 1812 года, после пожара в Москве, перед Бородинским сражением, в котором Пьер примет участие и которое будет показано именно его глазами) . Став свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни.

«Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные.

И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева. Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище».

Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии.

Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, – а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет». Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир.

Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».

Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям.

Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти.

Совет

Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой. После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды». «Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

ПЛАТОН КАРАТАЕВ: ИСТОРИЯ ПРО КУПЦА ( ОТРЫВОК)

История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.

Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, — как следует по порядку, говорил Каратаев, — сослали на каторгу.

— И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у Бога смерти просит. — Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные-то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними.

И зашел разговор, кто за что

страдает, в чем Богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю.

А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит. Бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так-то заплакал старичок.

Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку — хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится.

Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова́ сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.

Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.

— Старичок и говорит: Бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, Богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьими слезьми.

Что же думаешь, соколик, — все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, — что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству.

Обратите внимание

Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило.

Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно

напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. — Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. — А его уж Бог простил — помер.

Так-то, соколик, — закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой. Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это-то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

5. ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ

Мужик, приставший к партизанскому отряду Денисова. Т. отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Этот герой олицетворяет собой образ “дубины народной войны”, которая со всей силой накинулась на неприятеля. После своего ранения, Т.

начинает без необходимости убивать пленных французов, говоря, что они были “плохонькие”. За это в отряде его не любят.

В отряде Денисова он выделяется своей отвагой, ловкостью, бесстрашием. Уходя ночью на добычу, он каждый раз приносит с собой французское платье и оружие. Он владеет топором как “волк владеет зубами”.

В нем есть что-то от русских былинных богатырей, – Тихон может вытащить за хвост лошадь из болота, выворотить плечом из грязи повозку, пройти за день пятьдесят верст. Перечислив все его положительные качества, Толстой настойчиво повторяет: “Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии”.

И все же командир отряда Денисов не называет Тихона Щербатова иначе как бестия или “шельма”. При этом он высоко ценит храбрость и ловкость Тихона, дает ему ответственные поручения.

Но если в Платоне Каратаеве Толстой все время подчеркивает его доброту, смирение, чувство достоинства, то в Тихоне Щербатом наряду с его положительными чертами четко проступают и отрицательные. Ему ничего не стоит, глядя в глаза командиру, солгать, но ложь его так изворотлива, что уличить его в ней трудно.

Важно

Тихон силен, расторопен, сметлив и бесстрашен. Но Толстой не дает нам пройти мимо того факта, что человека Тихон убил, словно волк отцу задрал. После того, как Тихон был ранен, он редко приводил пленных. Но брал их часто. Он рассуждал так: “Кто же им не велел меня двадцать раз поймать”.

Или по поводу отправки пленных в тыл он говорил: ”Ты пошлешь их сто человек, придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?”. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью» — такими скупыми и точными словами представляет нам Толстой этого своего героя.

«Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставания воды, обдирания лошадей и т. п.

, скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне», «Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии»—в такого рода оценках и характеристиках скрыто недвусмысленное авторское одобрение действий и энергии Тихона, изгонявшего из пределов русской земли наполеоновских солдат.

«Длинные мотающиеся руки», «маленькие узкие глаза», «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку», «плоские, вывернутые в лаптях ноги», «неожиданно и гибко лег на брюхо»—таковы подробности Тихонова «портрета», вряд ли рассчитанные на привлечение к

этому герою читательских сердец.

«Случай этот,—пишет Толстой о Тихоновом ранении,—имел на Тихона только то влияние, что после раны он редко приводил пленных». Приводил редко. Но брал, судя по всему, не меньше прежнего.

Если бы Тихон умел связно рассуждать и вдобавок видел прок в рассуждениях, он мог бы в споре о пленных выдвинуть такой примерно резон: «Кто же им не велел меня двадцать раз поймать?» Или по поводу их отправки под конвоем в тыл: «Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют.

Так не все ли равно их и не брать?» Основная масса казаков и гусар Денисова, как это почти всегда бывает на войне, держится кучно, смотрит на вещи трезво, «с прикидочкой», не обнаруживая ни чрезмерной горячности, ни пестроты мнений. Война для них труд, неизбежность, но не потеха и не душевное увлечение.

Уже по одному этому «особенный» (своей силой, рьяностью, выражением торжества и самодовольства) Тихон неизбежно оттирается массой в сторонку. Не вызывая ни у кого восторга или воинской зависти, он слывет всеобщим шутом (примерно так же, как в среде пленных Платон Каратаев, представлявший другую, благостно-непротивленческую крайность).

Что же до его беспощадности, то здесь, основная масса отряда, отделена от него своим добрым отношением к пленному барабанщику. В общем грань между массой и «особенными» достаточно заметна. Только она отнюдь не означает их глухой изоляции от большинства. Нет, тут действуют не нормы обычной морали, а скорее законы природного отбора.

Те бесстрастные законы, на службе у которых состоит Тихон и чьи акции резко повышаются именно в такое время. Но времена переменчивы, а Тихон постоянен. И, возможно, своим постоянством он мешает забыть о переменчивости времен.

«Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину»,

В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя,

находчивость и удаль русского крестьянства.

С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги.

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-platon-karataiev-i-tikhon-shchierbatyi-v-romanie-l-n-tolstogho-voina-i-mir

Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Автор: Толстой Л.Н.

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» — представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья — Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон — воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.

Совет

Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства.

Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность — черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

«Непротивленец» Платон Каратаев — другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».

Тихон — «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».

Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы.

Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона — способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «…он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу».

Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

Обратите внимание

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности — недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна.

Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое — и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов.

Другие важные черты в Каратаеве — дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».

Платон — яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры.

Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам.

Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».

Важно

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя — на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства — и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.

Каратаев и Щербатый — две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал — кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию — с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Источник: https://globuss24.ru/doc/obrazy-platona-karataeva-i-tihona-serbatova-v-romane-l-n-tolstogo-voina-i-mir

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector