Образ и характеристика ильи бунчука в романе “тихий дон” шолохова: описание в цитатах

Шолохов М.А. “Тихий Дон” Цитатная характеристика Григория Мелехова. Видео

В начале романа «Тихий Дон» Григорий – веселый, бойкий, озорной парень:

«Юношески круглая и тонкая шея, беспечный склад постоянно улыбающихся губ»

В жилах Григория течет кровь бабки-турчанки, на которой дед женился вопреки мнению всех хуторных. Он унаследовал также крутой нрав своих деда и отца:

«Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок.

Человеческие чувства не подчиняются общественным правилам. Оглушительная страсть к замужней соседке Аксинье накрывает парня с головой:

Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»

Товарищи Григория, раньше трунившие над ним по поводу связи с Аксиньей, теперь молчали, сойдясь, и чувствовали себя в обществе Григория неловко, связанно. Бабы, в душе завидуя, судили Аксинью, злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывали, снедаемые любопытством. На развязке плелись их предположения.

«Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не чуралась бы других, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам»

Обратите внимание

В какой-то момент Григорий прекращает связь, выполняет волю отца и женится на юной девушке Наталье. Однако женитьба не оказывается счастливой, сын обвиняет в этом отца и вновь показывает свой непокорный характер, забирает Аксинью и уходит с отчего хутора:

«Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец. Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудного были они схожи в этот момент».

Ловкий и храбрый, прирожденный воин, Григорий попадает на фронта Первой мировой, где ему удается отличиться и показать свою молодую удаль. Еще бы, ведь казаков воспитывали настоящими бойцами, в духе служения царю. Однако вскорости становится ясно, что война, убийства меняют человека, и не в лучшую сторону:

«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны.

Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым – четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил.

На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Отношения с Аксиньей портятся:

«Холодком тянуло в письмах…» Вернувшись домой, где во время его отсутствия умерла маленькая дочь, Григорий узнает, что Аксинья- любовница панского сына. Ударив ее кнутом в гневе, он возвращается к жене, но долгие годы вспоминает утраченную любимую:

«Лежа здесь, на холме, он почему-то вспомнил ту ночь, когда с хутора Нижне-Яблоновского шел в Ягодное к Аксинье; с режущей болью вспомнил и ее. Память вылепила неясные, стертые временем бесконечно дорогие и чуждые линии лица.

С внезапно забившимся сердцем он попытался восстановить его таким, каким видел в последний раз, искаженным от боли, с багровым следом кнута на щеке, но память упорно подсовывала другое лицо, чуть склоненное набок, победно улыбающееся.

Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка… их так любил целовать он когда-то…»

Начинается гражданская война, Григорий принимает сторону красных, но после зверского бессмысленного расстрела пленных переходит на сторону белых казаков, отличается и там:

«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее, надо биться крепко, не качаясь – как в стенке, – а накал ненависти, твердость даст борьба…»

Григорий, не покидая жены, сходится и с Аксиньей тоже:

«Любушка! Незабудняя!»

Со временем Григорий Мелехов становится озлобленным, жестоким. Отец сердится на него:

«Герой, белый офицер, истый орел, командир дивизии, заслуженный, весь на кочках, и ни одну нельзя тронуть».

Григорий сам понимает это и говорит жене:

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Важно

Вскорости, видя смерть друзей и близких, Григорий начинает терять интерес к войне. Он, как и другие офицеры, пьет, видя глупость и бессмысленность убийств. Его тянет к мирному труду:

«когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, – выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, – теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, – поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет…»

В финале романа из близких людей у Григория остаются только сестра и сын. Из офицеров он попадает во врагов, гонимых новой властью, Но он все еще держится в этом мире:

«Большой, мужественный, поживший и много испытавший казачина с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками черных усов, с преждевременной сединой на висках и жесткими морщинами на лбу – неистребимыми следами пережитых за годы войны лишений» 

Описание внешности Григория Мелехова: “…горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы…” “…собой с лица красивенький…” “…к черному ласковому парню…” “…

младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое…” “…

Что за черт, не особенно высокий… — замурлыкал седой доктор…” “…коричневая кожа скуластого его лица…” “…только и доброго, что черный, как цыган…” “…Григорий ослепил ее белизною своих волчьих зубов…” “…на лбу его черной спутанной челкой прыгали волосы…” “…на запрокинутой голове Григория жесткие, как конский волос, завитки…

Читайте также:  Иллюстрации к повести "собачье сердце" булгакова: кадры из фильма 1988 года

” “…неподатливые, черствые на ласку Гришкины руки…” “…глядит на его красивый хрящеватый нос…” “…целует лицо его, шею, руки, жесткую курчавую черную поросль на груди…” “…его сильные ноги, уверенно попиравшие землю…” “…Его смуглое тело отливало цветом томленого дуба.

Он конфузился, глядя на свои ноги, густо поросшие черным волосом…” “…Рожа бандитская… Очень дик…” “…Переродок! С Востока, наверное…” Глаза Григория: “…в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз…” “…черные Гришкины глаза…” “…открывает горячие свои, нерусские глаза…” “…

Вообразите, увидит государь такую рожу, что тогда? У него одни глаза…”

Внешность Григория на службе у пана перед войной 1914 года: “…Легкая, сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет…”

Внешность Григория на войне в 1914 году: “…

Он заметно исхудал, сдал в весе…” “…борозда темнела, стекая наискось через лоб, незнакомая…” (у Григория на лице появляется морщина от душевных страданий) “…Григорий, торопясь, снял шаровары, отошел на гребень плотины, коричневый, сутуло-стройный, на взгляд Петра постаревший за время разлуки…”

Одежда Григория Мелехова (традиционная казачья одежда): “…стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник…” (чирики – туфли) “…след, оставленный остроносым Гришкиным чириком…””…

в мускулистую прижженную солнцегревом шею…” “…Широкие Гришкины шаровары, заправленные в белые шерстяные чулки, алели лампасами. На спине его, возле лопатки, трепыхался клочок свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела…” “…

Григорий в накинутом на плечи зипуне вылез из темноты, подошел к огню…” (зипун – кафтан) “…бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары…” “…на спине Григория трепещет, надуваясь от ветра горбом, сатиновая синяя рубаха…” (нарядная одежда Григория, когда он едет свататься к Наталье) “…

Совет

дергал его за полу сюртука…” (Григорий надевает сюртук на свадьбу с Натальей) “…Григорий, надевая полушубок, слышал…” (зимняя одежда) “…подхватил упавшую с кровати папаху…”

Вес Григория – около 84,5 кг: “…

Пять пудов, шесть с половиной фунтов, — не опуская вздернутых бровей, ответил седой доктор…”

Личность и характер Григория Мелехова

Григорий Мелехов – своенравный и простой парень: “…похожий на прежнего норовистого и простого парня…”

Григорий Мелехов – упрямый человек. Он не всегда слушается отца: “..«Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок…” (стреноженный – то есть со связанными ногами)

Григорий Мелехов – удалой казак: “…Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль…”

Григорий Мелехов – хозяйственный и работящий мужчина: “…

Гришка нравился за любовь к хозяйству и работе…” “…Работящий паренек…” Григорий Мелехов – совестливый человек: “..«Лежачего вдарил…» — Григорий побагровел. “…Ксюша… сбрехнул словцо, ну, не обижайся…

Григорий Мелехов – горячий человек. Он способен на безрассудные, “бешеные” поступки: “…Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину породу выродился, истованный черкесюка!..” “…От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки.

Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок…”

Обратите внимание

Григорий Мелехов – упорный и настойчивый человек: “…Он упорно преследовал ее своей настойчивой и ждущей любовью. И это-то упорство и было страшно Аксинье.

Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится…”

Григорий – нетрусливый человек: “…Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится…”

Григорий – гордый человек.

Он не позволяет отцу бить себя и не просит помощи у отца, когда есть нужда: “…Драться не дам! — глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль…” “…надеялся на сколоченные деньги, не кланяясь отцу, купить коня…”

Григорий – ловкий казак. Он отлично выполняет джигитовку на лошади: “…на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз…” (джигитовка – это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади) Григорий – грамотный казак. Он умеет писать: “…Григорий писал домой изредка…

” Григорий любит тихую деревенскую жизнь на хуторе: “…От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?..”

Григорий Мелехов любит родные места и реку Дон: “…Скучаю по хутору, Петро. По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!..

Григорий не переносит женских слез: “…Григорий не переносил слез. Он беспокойно заерзал по земле, ожесточенно стряхнул со штанины коричневого муравья и снова коротко взглянул на Аксинью…” Григорий Мелехов не позволяет к себе плохое обращение в армии (когда другие терпят): “…

вахмистр налетел на него коршуном, занес руку. — Не трожь!.. — глухо кинул Григорий, глядя в рябившую под срубом воду….” “…Вот что, — Григорий оторвал от сруба голову, — ежели когда ты вдаришь меня — все одно убью! Понял?..”

Важно

Григория мучает совесть на войне за то, что он убивает людей в бою: “..

.Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули…” “…Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?..” “…Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой.

По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?..”

Образ Мелехова в кинематографе

Кадр из фильма «Тихий Дон». 1930

Пер­вым ис­пол­ни­те­лем роли Гри­го­рия Ме­ле­хо­ва стал Ан­дрей Аб­ри­ко­сов, ко­то­рый снял­ся в кар­тине, по­став­лен­ной по двум пер­вым кни­гам ро­ма­на.

Как вспо­ми­нал впо­след­ствии актёр, в мо­мент ки­но­проб он ещё не про­чи­тал шо­ло­хов­ско­го про­из­ве­де­ния и при­шёл на пло­щад­ку непод­го­тов­лен­ным; пред­став­ле­ние об об­ра­зе пер­со­на­жа сло­жи­лось позже.

По сло­вам ак­три­сы Эммы Це­сар­ской, сыг­рав­шей Ак­си­нью, Шо­ло­хов после вы­хо­да филь­ма писал про­дол­же­ние «Ти­хо­го Дона» с огляд­кой на ге­ро­ев, во­пло­щён­ных в ленте.

В 1958 году эпо­пея «Тихий Дон» была по­став­ле­на ре­жис­сё­ром Сер­ге­ем Ге­ра­си­мо­вым.

Роль Гри­го­рия Ме­ле­хо­ва, ис­пол­нен­ная Пет­ром Гле­бо­вым, стала, по мне­нию ки­но­ве­дов, важ­ней­шей в твор­че­ской био­гра­фии ак­тё­ра: «Дело даже не в том, что Гле­бов оду­ше­вил образ книж­но­го героя и тем по­ста­вил под по­до­зре­ние любую аль­тер­на­ти­ву, лю­бо­го дру­го­го ис­пол­ни­те­ля. Важ­нее то, что ему уда­лось невоз­мож­ное — в оди­ноч­ку изоб­ра­зить „народ“».

В по­сле­ду­ю­щие годы образ Гри­го­рия Ме­ле­хо­ва во­пло­ти­ли на экране Ру­перт Эве­ретт в те­ле­се­ри­а­ле Сер­гея Бон­дар­чу­ка «Тихий Дон» и Ев­ге­ний Тка­чук в те­ле­се­ри­а­ле Сер­гея Ур­су­ля­ка (2015) .

Ссылка на видео   https://www.youtube.com/watch?v=IhZI2Kk9Cpk

                               https://www.youtube.com/watch?v=lMzRNOqYj04

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_kharakteristika_grigorija_melekhova_2/85-1-0-902

Сочинение на тему Портретная характеристика Бунчука в романе «Тихий Дон» – по русскому языку и литературе

Одним из убежденных идейных борцов против старого режима является Илья Бунчук. Он предан своему делу до последнего вздоха, и это отражается даже в его внешнем облике, в котором будто сосредоточились приметы многих его предшественников – «железных комиссаров»: «загнутые челюсти… глаза, ломающие встречный взгляд».

Автор передает серость, будничность героя: «…все было обычно в нем», выделяет его среди других только упрямство и какая-то злость. И дальше, по мере развертывания сюжета даны некоторые штрихи, которые дополняют его портрет: жестокий взгляд, сумрачный вид, земляной румянец лица, виски со вздувшимися венами, «в штатском чувствовал себя неуверенно и неуютно».

Так мелкими мазками художник создает яркий тип рабочего-революционера, отвыкшего от мирной жизни, для которого все сосредоточено на классовой борьбе.

Совет

Зная идейную непоколебимость Бунчука, бросают на него самые опасные и трудные дела: агитацию среди бурлящих солдатских масс, боевую подготовку ополченцев на фронте, наконец, назначают комендантом Революционного трибунала, осуществляющего расстрелы «классовых врагов». Во имя торжества революционной идеи он был готов на любое дело. Ненависть к старому режиму не беспочвенна у Бунчука.

Так Илья вспоминает встречу в Петрограде с тринадцатилетней дочерью своего друга, убитого на войне: «Вечером иду по бульвару. Она – этот угловатый, щуплый подросток – сидела на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ноги, покуривая. На увядшем лице ее – усталые глаза, горечь в углах накрашенных, удлиненных преждевременной зрелостью губ.

Читайте также:  Описание картины "сенокос" пластова для сочинения, анализ произведения

«Не узнаете дяденька?» – хрипло спросила она, улыбаясь с профессиональной заученностью, и встала, совсем по детски беспомощно и горько заплакала, сгорбясь, прижимаясь головой к локтю Бунчука. Он чуть не задохнулся от хлынувшей в него ядовитой, как газ, ненависти, бледнея, заскрипел зубами, застонал».

Бунчук верит в то, что советская власть принесет будущее его земле, по которой «…может, сын мой будет ходить, которого нет»196, поэтому он с таким фанатизмом отстаивает ее.

Терпеливо герой сносит все оскорбления, которыми осыпает его арестованный офицер – корниловец Калмыков: «Подлец!… Бунчук, уклонившись от плевка взмахом поднял брови, долго сжимал левой рукой кисть правой, порывавшейся скользнуть в карман. – Иди… – насилу выговорил он… – Ты предатель! Изменник! Ты поплатишься за это! – выкрикивал он, часто останавливаясь, наступая на Бунчука.

– Иди! Прошу… – всякий раз уговаривал тот». Но только Калмыков начинает порочить имя Ленина, герой не выдерживает и, «протяжно заикаясь», кричит: «Становись к стенке!» С безжалостной яростью, почерневшим лицом стреляет он в офицера. «Пуля вошла ему в рот. За водокачкой, взбираясь на ступенчатую высоту, взвилось хриплое эхо.

Споткнувшись на втором шагу, Калмыков левой рукой обхватил голову, упал. Выгнулся дугой, сплюнул на грудь черные от крови зубы, сладко почмокал языком. Едва лишь спина его выпрямилась, коснулась влажного щебня, Бунчук выстрелил еще раз. Калмыков дернулся, поворачиваясь на бок, как засыпающая птица, подвернул голову под плечо, коротко всхлипнул».

Как страшна эта картина! Смерть всегда неприглядна у Шолохова, кто бы ни умирал. А если это – смерть насильственная, то в натурализме ее описания всегда содержится немой укор убийце. Объясняя затем свою беспричинную жестокость, ярый революционер говорит: «- Они нас или мы их!… Середки нету. На кровь – кровью.

Кто кого… Понял? Таких как Калмыков, надо уничтожать, давить как гадюк! Злым будь!» А затем, наблюдая, как двое красноармейцев расстреливают пленного офицера, герой говорит «…чуть вызывающе: – Вот это мудро! Убивать их надо, истреблять без пощады!… Сгребать с земли эту нечисть! И вообще – без сантиментов, раз дело идет об участи революции».

Для Бунчука не может быть метаний, нет середины, нет отдельных людей, главное для него – конечный результат. После этих злобных слов идут авторские слова: «…На третий день он заболел». Будто заболел герой не от тифа, а от накопившейся в нем ярости, ненависти и как-будто в наказание. Анна Погедко, которую Илья встретил в пулеметной команде, ухаживает за ним во время болезни.

Обратите внимание

Между ними возникает любовь, основывается она не только на взаимной симпатии, но и на их общем стремлении к победе советской власти. Причастность к делу революции налагает на них некую ответственность, они сдерживают свои чувства.

Так, например, первый раз поговорив с Анной, Илья думает о ней не иначе, как о «умной девушке, хорошем товарище», встреться после долгой разлуки, они начинают говорить не о том, как они соскучились друг по другу, а о делах: «О мы там качнули дело! Сколотили целый отряд в двести одиннадцать штыков.

Вели организационную и политическую работу…»В советской критике установилось мнение, что чувству, зародившемуся между героями, «не хватает того полного изображения, с которым выписаны… отношения Григория и Аксиньи, Григория и Натальи…»Действительно, мало между влюбленными чувственности, порывистости.

Выздоровев, Бунчук вновь возвращается «в строй», и партия, выказывая ему полное доверие, назначает его на новую должность – коменданта при трибунале Донского ревкома. Председатель предупреждает его: «Работа грязная, но нужно сохранить и в ней целенькое сознание… человечность…».

«Целеньким» сохранить сознание на этой работе трудно, и «за неделю Бунчук высох и почернел, словно землей подернулся. Провалами зияли глаза, неровно мигающие веки не прикрывали их тоскующего блеска». Анна просит Илью: «Уйди оттуда! Погибнешь ты на этой работе». В последующем за этим разговоре проявляется весь фанатизм Бунчука: «Истреблять человеческую пакость – грязное дело.

Расстреливать, видишь ли, вредно для здоровья и души… На грязную работу идут либо дураки и звери, либо фанатики. Так, что ли? Всем хочется ходить в цветущем саду, но ведь – черт их подери! – прежде чем садить цветы и деревца, надо грязь чистить! Руки надо измарать!» В этом монологе, сказанном, по сути, для себя, он пытается оправдать свои действия. Но, истребляя «человеческую пакость», уничтожая «клещей, гадов», герой испытывает угрызения совести: «…вот вчера пришлось в числе девяти расстреливать трех казаков… тружеников… Одного начал развязывать… Тронул его руку, а она… проросла сплошными мозолями…» Осознает Бунчук, что его работа не до конца правая, и то, что он делает -страшный грех. С «большим удовлетворением» уходит он из ревтрибунала, так как чувствует, что еще немного и он сломается. Но революция уже опустошила и раздавила его. Гибель Анны Погудко становится последней каплей, после этого несчастья герой не может найти в себе силы жить дальше. Смерть становится для него счастливым случаем, чтобы избавиться от страдания: «Меньше всего пугали его думы о смерти. Он не ощущал, как бывало, невнятной дрожи позвоночного столба, сосущей тоски при мысли о том, что к него отнимут жизнь… усталость так велика, так ноет тело, что волновать уже ничто не в состоянии».

Сочинение на тему Портретная характеристика Бунчука в романе «Тихий Дон»
Шолохов М.А.
Стр. 1

Сочинение на тему Портретная характеристика Бунчука в романе «Тихий Дон»
Шолохов М.А.
Стр. 2

Сочинение на тему Портретная характеристика Бунчука в романе «Тихий Дон»
Шолохов М.А.
Стр. 3

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/171portretnaya-xarakteristika-bunchuka-v-romane-tixij-don187

Образ и характеристика Аксиньи Астаховой в романе «Тихий Дон»: внешность и характер, описание портрета в цитатах

Аксинья Астахова из романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон», – одна из главных героинь, возлюбленная Григория Мелехова. Их отношения непросты, запутаны и полны преград. Любовь для Аксиньи – главное в жизни, и ради неё женщина готова на всё. Даже умереть. Всё произведение построено на реальных исторических событиях начала века.

Шолохов характеризовал Аксинью как классическую казачку: волосы чёрного цвета, вьющиеся, полное тело красивой женщины, руки с огрубевшей кожей от тяжелого труда, полные губы, крутая спина, и бездонные черные глаза. Героине завидовали соседки из-за «бесстыдной» дикой красоты. Григория сводила с ума эта женщина, он был бесповоротно в неё влюблен.

Со временем героиня и её внешность меняются. Она по-прежнему красавица, но с небольшим количеством серебра в волосах и потемневшей кожей. После длительной разлуки с любимой женщиной Григорий видит изменения в героине, но в ней есть и то, что не изменится никогда – сияющие жгучие очи, с небольшим отблеском усталости.

Важно

Мелехов всегда влияет на внешность Аксиньи. После их встреч женщина преображается – становится краше, статнее, черты лица как будто оживают, а мир становится светлее.

Аксинья Астахова – женщина, которая создана для любви, семьи, детей, семейного счастья. Она всю жизнь живет на хуторе, чтит традиции и выходит замуж по воле своей матери. Несмотря на крутой нрав своего мужа и его унижения, побои, героиня всё терпит. Но это до поры до времени. Страсть, которая просыпается в Аксинье с чувствами к Мелехову, ещё покажет истинный характер женщины.

Образ Аксиньи абсолютно неоднозначен. Она – нежная любящая женщина с детьми и возлюбленным, но когда дело доходит до её гордости – женщина каждому может дать отпор. И Степану – мужу,  и отцу Григория. Она сильная женщина, знающая, что ей нужно и от своего она не отступает до последнего.

Читайте также:  Мораль басни "старик и трое молодых" крылова (анализ, суть, смысл)

Однажды Астахова узнает о женитьбе Григория и вернется к мужу, попытается забыть, но обратно, случайная встреча предопределит судьбу героини и их судьбы переплетутся вновь. Ради любимого она бросает дом, мужа, хозяйство и отправляйся в неизвестном направлении с Мелеховым, «лишь бы быть вместе». Аксинья очень преданна и эмоциональна.

Несмотря ни на что, она следует за любимым повсюду: в огонь и в воду, в погоне за счастьем.

Но и сейчас им не быть вместе. Теперь разлучницей влюбленных станет война. От отчаянья, одиночества и безысходности у женщины завязывается роман с сыном хозяина имения, где она работает. Григорий, вернувшись с фронта, покидает Аксинью и  возвращается к жене Наталье, а Астахова к мужу Степану.

После смерти Натальи, Григорий с детьми приходит к Аксинье, и теперь их разлучит только смерть. По пути на Кубань, с любимым, пуля обрывает жизнь женщины. Образ Аксиньи в произведении одновременно прекрасен и трагичен, чем и подкупает. До последнего переживаешь за героиню, но увы, счастливого финала для нее автор не создал.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1609

Образы казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

    Не секрет, что творчество М. Шолохова имеет социальную направленность и связано, в первую очередь, с теми проблемами, которые были актуальны в начале 20 века. В своем романе «Тихий Дон» писатель рассказывает о судьбе казачества во время первой мировой и гражданской войны.

    Следует сказать, что само слово «казак» возникло еще в четырнадцатом веке и первоначально обозначало свободного, наемного работника. А уже в конце пятнадцатого века это слово приобрело привычный для нас смысл: так стали называть военных людей, которые селились на окраинах русских земель.

Во все времена казаки ассоциировались с воинами, людьми, стоящими на защите Российского государства.

    Таким образом, Шолохов воссоздает жизнь казаков во всей полноте, раскрывая их культуру и мировоззрение. Одним из самых ярких представителей казачества в романе является, конечно же, Пантелей Прокофьевич Мелехов. Этот герой принадлежит к коренному казачеству.

Совет

Его отец, Прокофий Пантелеевич, воевал, как сказано в самом начале произведения, «в предпоследнюю турецкую кампанию».

С одной стороны, описание судьбы Прокофия Пантелеевича незначительно, но с другой – оно позволяет читателю лучше понять, чем живут казаки-крестьяне и чем занимались их праотцы.

    Хотя, на мой взгляд, прежде всего следует обратить внимание на тех казаков, которые жили во времена гражданской войны начала 20 века. Они должны были делать свой выбор, с кем быть, во что верить, какие идеалы отстаивать.

    Особое внимание хотелось бы уделить образу Михаила Кошевого. Его сущность очень противоречива. Для этого героя нет на свете ничего дороже родной советской власти. Причем этот человек нисколько не колеблется и ничем не гнушается в своем «стремлении к коммунизму», к установлению власти большевиков.

    Шолохов показывает, как в привязчивом к людям сердце Михаила появляется со временем жестокость к врагам, к тем, кто не поддерживает новой власти. Так, например, коренным образом меняется его отношение к другу детства Григорию Мелехову: «Жалость и ненависть к Григорию Мелехову переплели Мишкино простое сердце».

В тот момент, когда Кошевой убедился, что Григорий принадлежит к противоположному лагерю, он настаивает на аресте друга. Или вспомним другой эпизод, когда Кошевой убивает Петра Мелехова, и взгляд его в этот момент отстранен и холоден.

На мой взгляд, Михаил Кошевой – человек, фанатически верующий в лучшее будущее, в новый строй.

    Для другого персонажа, роль которого в романе намного существеннее, Григория Мелехова, новая жизнь, новое правительство, новое общество не представляются в радужных тонах.

Обратите внимание

Для него слово «казак» в первую очередь ассоциируется со словом честь:«Ты служи, как и полагается, – внушал отец Григорию. – За царем служба не пропадет». Долгое время герой жил именно по этому принципу.

Но Мелехова отличает внутренняя доброта и жалость к окружающим.

    Он являет антиподом казака–рубаки Чубатого, с которым его свела мировая война. Чубатый – человек, ненавидящий и презирающий всех и вся: «Человека руби смело…ты не думай, как и что.

Ты – казак, твое дело – рубить, не спрашивая…Животную без потребы нельзя губить – телка, скажем, или иное что, – а человека унистожай. Поганый он, человек…Нечисть смердит на земле, живет вроде гриба поганки».

Но Григорий Мелехов не может принять таких взглядов, ибо милосердие для него всегда оставалось на первом месте.

    Хочется заметить, что Михаил Шолохов обращается к самым разным образам казаков–крестьян. Но их объединяет одно – все они, как один, встали во время гражданской войны перед очень сложным выбором. Без сомнения, новая власть стала той силой, которая коренным образом изменила вековые устои казачьего быта, существования.

    Шолохов создает весьма противоречивые ситуации, которые способны раскрыть сущность героев в полной мере. Так, например, автор сталкивает трех некогда близких друг другу людей – Гришку Мелехова, Михаила Кошевого и Ивана Алексеевича Костлярова.

    Вспомним, как Костляров характеризует Гришку да и все новое время: «Все равно, а делиться с нуждой надо. Равнять – так равнять! А ты на холодном ходу работаешь. Куда ветер, туда и ты, как флюгерок на крыше. Такие люди, как ты, жизню мутят!»

    Шолохов показывает нам, что не все герои делятся на красных и белых, что существует и третий путь, по которому идет Григорий Мелехов. Но никто, кроме него, не видит этого пути. Поэтому главный герой оказывается вычеркнутым из жизни, и в новой стране он уже не представляет никакой ценности.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/tikhij-don/9944-obrazy-kazakov-v-romane-m-a-sholokhova-tikhij-don

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» – Сочинения

Михаил Александрович Шолохов в романе «Тихий Дон» изобразил переломный для России момент в начале 20-го столетия. Все страницы повествования заполнены правдивой картиной жизни донских казаков на фоне бурных исторических потрясений. Тяжелейшие испытания выпали на долю России, казачества и сказались на дальнейшей участи героев романа.

В произведении запечатлены быт, традиции, культура, весь уклад жизни казаков тихого Дона в дни лихолетья, когда разладилась унаследованная ими направленность бытия, исказились вековые моральные устои. Но сюжет романа склоняет нас верить тому, что, как бы то ни было, герои пронесут через свою жизнь жажду свободы, мудрость, доброту, сострадание, привязанность к милым сердцу раздольям.

Григорий Мелехов, главный персонаж повествования, является выразителем доли донского казачества в это мятежное время.

Важно

Шолохов преднамеренно открывает эпопею историей его происхождения, излагая трагический эпизод расправы над женой его деда, Прокофия Мелехова, участника русско-турецкой войны.

Родоначальник фамилии Мелеховых, смельчак и храбрец, восстал против рутинного общества односельчан, взбунтовался против их предубеждений и предрассудков.

Перекликаясь с непокорным дедом, за отстаивание своей жизненной позиции тяжелую цену платит и другой Мелехов, почти через пятьдесят лет. Внук Григорий с рождения усваивает кодекс казачьей чести, включающий единые для всех людей моральные ценности, приобретшие характерные в кругах казачьего сословия преломления.

Писатель выдвигает на первый план семейства Мелеховых, Коршуновых, Кошевых, чтобы заострить внимание на их различии. И описание разнящихся по имущественному статусу семей делает возможным осмыслить основы идеологического раскола между Григорием Мелеховым и Михаилом Кошевым, делая их политическими врагами.

Образ представителя новой идеологии Кошевого по причине его недалекости и узколобости не вызывает симпатий. Проявленная нетерпимость, пристрастные поступки, твердокаменная уверенность в правоте жизненной философии говорят об ущербности и примитивизме его личности. Кстати, другой полпред революции Бунчук также показан писателем невыразительным и вялым.

Притягательный и авторитетный Григорий Мелехов не находит себя в революции: переходит от красных к белым, потом от белых к красным и становится членом банды Фомина. Его приметливость, цепкий крестьянский ум выхватывают все неправедное, бесчеловечное, изуверское, что в преизбытке было у красных и у белых.

Григорий Мелехов привыкнуть к этому не смог, да и не захотел.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-tihij-don-sholohov/roman-epopeya-m-sholohova-tihij-don/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector