Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души»
Краткая характеристика Манилова из поэмы «Мертвые души» сводится к тому, что этот человек является представителем помещичьего дворянства, который отличается мечтательным, но бездеятельным нравом.
Примечательно, что автор наградил персонажа говорящей фамилией. Со временем имя героя стало нарицательным для ленивого прожектёра, а само такое отношение к жизни получило название «маниловщина».
Оглавление:
- Образ Манилова в поэме «Мертвые души»
- Характеристика и описание портрета героя Манилова
- Дети Манилова
- Взаимоотношения Манилова и Чичикова
- Отношение к хозяйству Манилова
- Отношение к окружающим
- Описание поместья Манилова
- Почему Манилов «мертвая душа»
- Заключение
Образ Манилова в поэме «Мертвые души»
Манилов – человек деловитый, сентиментальный. Поведение, внешность, включая приятные черты лица, обаяние этого героя настолько приятны, что кажутся приторными и становятся буквально отталкивающими.
За всей этой сахарной наружностью скрывается бездушие, черствость, ничтожность.
Мысли героя хаотичны и беспорядочны. Коснувшись одной темы, они тут же могут улетучиться в неизвестном направлении, уйти далеко от реальности.
Он не умеет думать о сегодняшнем дне и решать бытовые вопросы. Всю свою жизнь старается облечь в изысканные речевые формулировки.
Характеристика и описание портрета героя Манилова
Портрет данного персонажа, как и любого другого, складывается из нескольких параметров.
К ним относятся:
- жизненные установки героя;
- увлечения;
- описание домашнего убранства и рабочего места (если таковое имеется);
- первое впечатление о персонаже;
- речь и манера поведения.
Жизненные цели помещика
Герой не строит определенных планов. Все мечты его крайне расплывчаты и далеки от реальности – осуществить их не представляется возможным.
Одним из прожектов была задумка построить подземный тоннель и мост через пруд. В итоге не было сделано и капли из того, что нафантазировал помещик.
Герой не способен планировать собственную жизнь и принимать настоящие решения. Вместо реальных дел Манилов занимается словоблудием.
Однако есть в нем и хорошие черты – помещика можно охарактеризовать как хорошего семьянина, который искренне любит свою жену и своих детей, заботится об их настоящем и будущем.
Любимые занятия
Досуг Манилова ничем не заполнен. Большую часть времени он проводит в беседке с надписью «Храм уединенного размышления». Именно здесь герой предается своим фантазиям, мечтает, придумывает неосуществимые прожекты.
Также герой любит сидеть у себя в кабинете, размышлять и от безделья выстраивать «красивыми рядками» горки золы. Постоянно пребывая в своих мечтаниях, помещик никогда не выезжает на поля.
Описание кабинета Манилова
Кабинет помещика, как и вся его усадьба, очень точно характеризует личность героя. Внутреннее убранство подчеркивает особенности характера и привычки персонажа. Окна кабинета выходят на сторону леса. Неподалеку лежит книжка, заложенная закладкой на одной и той же странице, уже целых два года.
В целом, помещение выглядит приятно. Из мебели в ней: стол с книгой, четыре стула, кресло. Больше всего в кабинете было табаку — кругом рассыпан пепел из табачной трубки.
Первое впечатление о герое
На первый взгляд, персонаж представляется обаятельным человеком. Благодаря своему безмерному добродушию герой видит во всех самое лучшее, а недостатки вовсе не обнаруживает или закрывает на них глаза.
Первое впечатление длится недолго. Вскоре общество Манилова становится для собеседника ужасно скучным. Дело в том, что герой не имеет собственной точки зрения, а только лишь произносит «медовые» фразы и мило улыбается.
В нем нет жизненной энергии, настоящих желаний, которые движут личностью, заставляют действовать. Таким образом, Манилов – это мертвая душа, серый, бесхарактерный человек, без определенных интересов.
Манера поведения и речь помещика
Манилов ведет себя очень гостеприимно. При этом герой настолько приятен в общении, что иногда это становится чрезмерным. Взгляд помещика словно источает сахар, а речи приторны до безобразия.
Манилов очень скучный собеседник, от него никогда невозможно услышать критики, возмущения, «заносчивого слова». В разговоре проявляются живые манеры героя, быстрая речь Манилова похожа на птичье щебетание, насыщенное любезностями.
Помещик отличается деликатностью и сердечностью в общении. Эти качества проявляются в ярких и напыщенных формах нескончаемого восторга («щи, но от чистого сердца»).
Среди любимых выражений героя присутствуют такие слова, как «позвольте», «любезная», «приятнейший», «препотченнейший», «милый». Кроме того, разговор Манилова насыщен местоимениями, междометиями и наречиями неопределенной формы: этакое, этак, какой-нибудь. Эти слова подчеркивают неопределенное отношение Манилова ко всему окружающему.
Речь героя не имеет смысла, она пуста и бесплодна. И все-таки господин Манилов – человек неразговорчивый, и свободное время предпочитает уделять размышлениям, нежели беседе.
Дети Манилова
У помещика есть двое детей – сыновья. Желая хоть как-то выделиться из серой массы, отец дал мальчикам необычные имена – старшего он назвал Фемистоклосом, младшему дал имя Алкид. Дети были еще маленькие – 7 и 6 лет соответственно. Образованием сыновей занимается учитель.
Старшему сыну Манилов прочит большое будущее – в силу невероятного остроумия мальчика ждет карьера дипломата. Говоря о способностях младшего сына, помещик ограничивается краткой характеристикой: «…Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр…».
Взаимоотношения Манилова и Чичикова
В отличие от других помещиков, Манилов встречает Чичикова с большим радушием и гостеприимством, проявляя себя как заботливый и внимательный хозяин. Он во всем старается угодить Чичикову.
В сделке с главным героем Манилов не ищет выгоды, всячески отказываясь принимать плату за мертвые души. Он отдает их даром, по дружбе.
Поначалу помещик недоумевает по поводу необычного предложения Чичикова, да так, что у него выпадает трубка изо рта и пропадает дар речи.
Свое отношение к сделке Манилов переменил после того, как Чичиков ловко оформил свою просьбу в красивые слова – помещик тот час же успокоился и согласился.
Главный герой, в свою очередь, не может поверить в то, что Манилов и приказчик не в состоянии дать ответ, сколько у них крестьян умерло с прошлой переписи.
Отношение к хозяйству Манилова
Персонаж, мягко говоря, не отличается практичностью, что ярко показано на примере описания его усадьбы.
Дом героя стоит на открытом пространстве, доступном всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня обеднела. Перед Чичиковым открываются жалкие, безжизненные виды. Повсюду царит ветхость и запустение.
Хозяйство Манилов не занимался, на поля он никогда не выезжал, не знал о количестве крепостных и скольких из них уже нет в живых. Ведение дел помещик поручил приказчику, а сам полностью устранился от решения насущных проблем.
Он никак не может взять в толк, зачем Чичикову могли понадобиться мертвые души, но в то же время он счастлив предаваться фантазии, как было бы здорово пожить рядом с ним на берегу реки. Приказчик, ведущий хозяйство Манилова, безнадежный пьяница, а слуги только и тем и занимаются, что спят и бездельничают.
Манилов – единственный, кто не стал продавать мертвые души, а решил отдать их даром. Кроме того, помещик берет на себя все расходы по оформлению купчей. Данный поступок наглядно демонстрирует непрактичность героя. Единственное, чем руководствуется Манилов – бессмысленное подхалимство перед Чичиковым, как и перед любым другим человеком.
Отношение к окружающим
Ко всем людям Манилов относится в равной степени доброжелательно и, как уже отмечалось ранее, в каждом человеке видит только положительные качества. По словам героя, все чиновники – замечательные люди во всех отношениях.
Помещик хорошо обращается с крестьянами, причем как со своими, так и с чужими. Манилов очень вежлив по отношению к учителю своих детей и даже к кучеру он обратился один раз на «вы». Манилов настолько доверчив и наивен, что не замечает лжи и обмана.
Со своими гостями помещик ведет себя очень гостеприимно и доброжелательно. Кроме того, за ним наблюдается заискивающее поведение в отношении тех людей, которые представляют для него определенный интерес (как, например, Чичиков).
Доброта, доверчивость, мягкость у Манилова сильно преувеличены и не сбалансированы критическим взглядом на жизнь.
Описание поместья Манилова
Это большая усадьба, принадлежащая помещику. К ней приписано более 200 крестьянских домов. Здесь имеются поля, лес, пруд, городской дом, беседка и клумбы. Хозяйство Манилова предоставлено само себе, а его крестьяне ведут праздный образ жизни. В усадьбе есть беседка для размышлений, где помещик время от времени предается мечтам и фантазиям.
Почему Манилов «мертвая душа»
Образ помещика является олицетворением человека, потерявшего собственную личность, не имеющего индивидуальности.
Манилов не имеет цели в жизни, это «мертвая душа», которая ничего не стоит даже в сравнении с таким подлецом, как Чичиков.
Заключение
В произведении красной линией подчеркивается духовная пустота и ничтожность Манилова, скрывающиеся за сахарной оболочкой героя и его усадьбой. Этого персонажа нельзя назвать отрицательным, но к числу положительных его также нельзя отнести. Он — человек без имени отчества, который не имеет никакого значения для окружающего мира.
Героя можно охарактеризовать емкой цитатой из «Мертвых душ» — «черт знает что такое». Манилов не может рассчитывать на возрождение, потому что внутри него пустота, которая не может возродиться или преобразиться. Мир этого героя состоит из ложных фантазий и является, по сути, бесплодной идиллией, ведущей в никуда.
Источник: https://1001student.ru/literatura/manilov-mertvye-dushi.html
«Мертвые души» — характеристика Манилова для сочинения, урока литературы: внешность, художественный образ семьи, хозяйства
Героев в «Мертвых душах» Гоголя достаточно много и все они разнообразны по характеристике. Давайте рассмотрим образ Манилова.
В мировом шедевре «Мертвые души» Гоголю удалось с помощью реальных ситуаций из жизни создать разнообразные образы крепостников. Каждый образ имеет свои уникальные черты и подкреплен сатирой. Автор мастерски обличает их лживость, беспринципность и безответственность.
Гоголь с добродушием высмеивает человеческие пороки и недостатки. Но в каждой его фразе заключен глубокий смысл. Из-за неорганизованности помещиков страдает прежде всего простой народ – крестьяне. Крепостное право оказывает негативное действие на все общество в целом. Помещики превращаются в тунеядцев и лентяев, а крестьяне становятся угнетенными рабами.
Описание внешности Манилова
Самыми яркими персонажами произведения выступают помещики, участвующие в безрассудной сделке. События разворачиваются вокруг похождений чиновника Чичикова.
Манилов выступает первым помещиком, к которому Чичиков обращается с предложением о покупке «мертвых душ». Знакомство Чичикова и Манилова происходит на губернаторском приеме.
Благодаря схожим чертам характера они быстро находят общий язык.
Образ Манилова, описанный Гоголем создает приятное впечатление. У него, безусловно, есть свои недостатки. Но на фоне помещиков из его окружения, его поступки более безобидны. Имя помещика передает иронию писателя. Манилова «заманивает» лень и, «манит» к мечтательности и сентиментальности. Его поведение характеризует его окружение.
Манилов
Гоголь представляет Манилова мужчиной средних лет. Его светлые волосы и голубые глаза дополняет заманчивая улыбка. В мужском взгляде присутствовала притворная сладость: «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…».
Помещик имел привычку прищуриваться. Сочетание улыбки и прищуренных глаз делало Манилова похожим на довольного кота, которого погладил хозяин. Гоголь неоднократно подчеркивает, что когда Манилова смеется, то за улыбкой и глаз не видно. Одежда помещика была подобна его окружению и никак не выделяла его из толпы.
Характеристика Манилова
Манилов создает впечатление приятного уравновешенного человека. В отличие от других персонажей, он контролирует свой гнев и не высказывает недовольство. Доброжелательность Манилова располагает к себе собеседника, но после скучной беседы интерес к нему теряется. Помещика сложно увлечь актуальной темой, так как он во всем соблюдает нейтралитет и не имеет своей точки зрения.
Отсутствие четких целей и предпочтений делает его малозначимым для общества. К окружающим Манилов всегда проявляет учтивость. Характеру помещика сложно дать конкретное определение: «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»
- В прошлом Манилов был офицером, и с того времени за ним закрепилась привычка курить трубку. Бывшие сослуживцы отзываются о помещике, как о скромном и деликатном человеке.
- Хозяйственные дела мало интересовали помещика. Манилов неоднократно мечтал о реконструкции дома и расширении хозяйства, но все его мысли не находили применения в жизни. Его излишняя сентиментальность и мечтательность отдаляла помещика от реальности.
- Помещик сожалеет о своей необразованности. Этот факт мешает ему складно выражаться. Он даже ездит в город, чтобы пообщаться с образованными людьми. Но такие действия приобретают характер обычной показухи.
- Мысли, озвученные помещиком, имели весьма абстрактный характер. В них не было никакой конкретики и детализации. Постоянное употребление неопределенных связующих в предложениях выдает его неуверенность в себе.
- В разговоре с Маниловым, интерес к беседе пропадает уже в самом начале. Автор с сатирой описывает короткий диалог с помещиком, в котором на первой минуте Манилов очаровывает, на второй минуте приводит собеседника в ступор, а на третьей создается полное недоумение и желание избегать его тоскливого общества.
- Помещику не хватает собеседника, с которым можно поразмышлять на отвлеченные философские темы. Он хотел бы жить с таким другом под одной крышей, беседовать с ним часами на пролет, устроившись под деревом.
Манилов не имеет целей
Более удачно дело обстоит с письмом. Его красивый и аккуратный почерк был отмечен Чичиковым. Манилов был одним из немногих, за кем не надо исправлять ошибки в бумагах.
К положительным качествам Манилова можно отнести его гостеприимство и симпатию к своему окружению. Помещик очень радовался приезду гостей. Людей своего круга считал почетнейшими и прилюбезнейшими. В беседе открыто выражает свой восторг и симпатию. Видит в людях их положительные стороны, а на недостатки закрывает глаза.
Семья Манилова
Манилов примерный семьянин и в этом отношении с него можно брать пример. С женой Лизой помещик находится 8 лет в браке.
За это время у супругов родилось два сына, в жизни которых активное участие принимает воспитатель. У мальчиков были необычные имена – Фемистоклюс и Алкид.
Для Манилова важно, чтобы общество обратило на это внимание. Старший сын немного умнее младшего, но в целом оба получали должное образование.
Обед у Манилова
Манилов испытывал самые нежные чувства к своей жене. Лиза была красива и хорошо воспитана. Ее основной недостаток в пассивном отношении к домашним делам. Домочадцев такое положение дел устраивало.
В диалоге супругов всегда присутствовали трогательные обращения друг к другу. Каждый радовался сюрпризу в виде сладости или несуразной безделушки. Проявление нежности выражало их любовь, но в некоторых моментах оно выглядело абсурдно.
Гоголь преподносит их слащавые отношения как пародийные и комические.
Хозяйство Манилова
В распоряжении помещика находилось около 200 домов, лесные насаждения и пруд. Этого вполне достаточно, чтобы успешно развиваться и разбогатеть. Но помещик, поддаваясь собственной лени, предпочел поручить все дела управляющему.
Манилов предпочитает спокойную жизнь и не утруждается хоть иногда принять участие в делах. Согласование дел с управляющим становится обычной условностью. Помещик поверхностно обсуждает все проблемы и не вникает в их суть. Приказчик, управляющий основными процессами, по своей сути пьяница. Но даже здесь Манилов проявляет слабохарактерность и предпочитает ничего не менять.
- Возле усадьбы Манилова, вместо привычных красивых парков и садов, размещены несколько цветочных насаждений в английском стиле. Для отдыха выстроена беседка. Но все это находится в запущенном состоянии, что характеризует их хозяев. Беседка стала для помещика местом для его размышлений и фантазий. Ей даже придумали абсурдное название и придали статус культового сооружения для уединения хозяина.
- Мысли Манилова постоянно уплывают вдаль, подальше от реальности. В то время, как дом обдувается семи ветрами и абсолютно не защищен, помещик размышляет о возможности построить подземный ход. Вместо того, чтобы принять участие в текущих делах, он мысленно проектирует каменный мостик через пруд. Его мечты наполнены абсурдом и легкомыслием. Неприспособленный к труду, не особо заинтересованный делами, он строит воздушные замки.
- Обстановка в доме и вокруг поместья отображала непостоянство семьи Маниловых. Здесь были как дорогие, так и дешевые вещи. В безупречном и в запущенном состоянии. В одной комнате красовалась красивая мебель, в то время как в другой не хватало хоть бы обычной. Гостям такое положение вещей сразу бросалось в глаза. К примеру, на обеденный стол рядом с пижонским подсвечником ставили грязную и хромую подставку. Создавалось впечатление, что все вокруг не доведено до логического завершения. Хозяев же это никак не волнует.
- Отрывки красивых фраз, кусочки изысканной мебели, утонченные и неумело выставленные аксессуары становятся продолжением внутренней пустоты жителей дома. Дорогая обертка скрывает дешевое содержание.
Запущенная усадьба Манилова
Равнодушие Манилова к делам отражается на жизни его крепостных. С одной стороны, не вникая в их дела, помещик позволяет им спокойно работать. С другой стороны, безразличие хозяина не решает их проблем и не приносит изменений в лучшую сторону.
Бесхозяйственность Манилова приводит к тому, что крепостные позволяют себе пьянствовать, воровать и повесничать. Если Собакевич вел учет как живых, так и «мертвых душ», то Манилов понятия не имеет сколько у него крепостных. Одна из попыток помещика организовать правильный счет закончилась полной неразберихой.
Из-за такого халатного отношения, Манилов предпочел просто подарить Чичикову «мертвые души» и, плюс ко всему, взялся восполнить расходы по оформлению. Он преподносит перечень в виде красивого списка, закрепленного шелковой лентой. Что в очередной раз подчеркивает его глупость и отстраненность от реальной жизни.
Для примера хозяйство Собакевича
То, что Манилов не задумался о собственной материальной выгоде и не получил от сделки ни гроша, характеризует его как никчемного хозяина. В данном эпизоде рассуждения помещика аморальны.
Он покупает и продает людей как обычную вещь, не испытывая при этом никаких чувств. Такое отношение является высшей точкой безнравственности. Численное количество умерших крестьян подытоживается одним словом «много».
Так спокойно может отвечать только человек духовно деградировавший.
Кабинет Манилова был похож на все остальные комнаты. Стены кабинета покрыты не то голубой, не то серой краской, которая придает обстановке безжизненности. При детальном рассматривании становится заметно, что некоторые вещи лежат не на своем месте и забыты своим хозяином.
На столе и в бумагах помещика был рассыпан табак. Книга, которую Манилов забросил еще несколько лет назад, так и лежала, ожидая своего хозяина. Непрочитанное произведение противоречит рассуждениям помещика.
Ему хочется быть воспитанным и образованным, но при этом он не находит времени для прочтения хоть одной книги.
Гоголь позиционирует Манилова, как весьма приятного человека. Основная проблема помещика – это чувство лени, которое тормозит его развитие. По сравнению с другими личностями из окружения Манилова, помещик выступает нейтральным персонажем.
Собственная безынициативность превращает помещика в неинтересного пустого человека. За сладким приятным обликом скрывается пустое содержание. Он не приносит никакой пользы своему окружению. Его образ олицетворяет стремление общества к несбыточным мечтам.
Единственным смыслом жизни Манилова стала его семья.
Помещика Манилова можно причислить к «мертвым душам». Он ни к чему не стремится, соответственно не живет, а существует. Такая человеческая неопределенность превращает самые лучшие качества в моральное уродство. В образе помещика воплощено человеческое понятие «маниловщина» — стремление в выдуманному и нереальному, мечтательное и праздное отношение к жизни.
Видео: Гоголевский Манилов
Источник: https://heaclub.ru/mertvye-dushi-harakteristika-manilova-dlya-sochineniya-uroka-literatury-vneshnost-hudozhestvennyj-obraz-semi-hozyajstva
Мёртвые души. Характеристика Манилова в цитатах. Характеристика Манилова в цитатах
Мёртвые души. Характеристика Манилова в цитатах. Характеристика Манилова в цитатах
- Манилов сентиментальный помещик, первый продавец мертвых душ.
Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. Дом М. открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской. Зато беседка в саду М. высокопарно поименована Храмом уединенного размышления . Кабинет М. покрыт голубенькой краской вроде серенькой , что указывает на безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Зацепившись за любую тему, мысли М. уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни М. : действие, время, смысл заменены изысканными словесными формулами. Стоило только Чичикову облечь свою странную просьбу о продаже мертвых душ в красивые слова, и М. тут же успокоился и согласился. Хотя раньше это предложение казалось ему диким. Мир М. это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В М. нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. И поэтому М. , наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в иерархии героев поэмы.Этот человек немного напоминает самого Чичикова. “Один бог разве мог сказать, какой характер у М. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни с, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару”. М. считает себя воспитанным, образованным, благородным.
Но заглянем к нему в кабинет. Мы видим кучки пепла, запыленную книгу, которая уже второй год открыта на 14-й странице. в доме всегда чего-нибудь недостает, только часть мебели обита шелковой тканью, а два кресла обиты рогожей. Слабоволие М. подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.
М.
– мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Он мечтает о том, “как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”. Г. подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика, но не лишает его человеческих качеств. М.
– семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное.
Манилов персонаж поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души . Имя Манилов (от глагола манить , заманивать ) иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
(Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д. , мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова.
)
Манилов сентиментальный помещик, первый продавец мертвых душ.
Образ Манилова динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
1) Характер героя не определен, не уловим. Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова.
Есть род людей, известных под именем: ни то, ни с, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик. Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям свойства миросозерцания Манилова.
В своем бесплодном идеализме Манилов антипод материалиста, практика и русофила Собакевича Манилов – мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. “как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост”. Помещик только занимался прожектерством: мечтал но эти прожекты не воплощаются в жизнь.
Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/shkoli/myortvie-dushi-harakteristika-manilova-v-citatah-harakteristika-manilova-v-citatah/
Образ Манилова (поэма Н.В.Гоголя “Мёртвые души”)
Образ Манилова
Цели урока:
- Охарактеризовать образ помещика Манилова, выявить способы раскрытия характера героя;
- Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.
- Когда и где впервые встречаем Манилова?
- Первое впечатление о нем? Найдите цитаты из текста.
На вечеринке у губернатора.
«Тут же познакомился он весьма
обходительным и учтивым помещиком
Маниловым…»
« Помещик Манилов, еще вовсе
человек не пожилой, имевший глаза сладкие,
как сахар , и щуривший их каждый раз, когда
смеялся, был от него без памяти. Он очень
долго жал ему руку и просил обязательно
сделать ему честь своим приездом в
деревню… »
Деревня Мениловка немногих… (продолжите фразу)
«Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением.»
Найдите в тексте описание места, где расположен дом Манилова
«Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на
возвышении, открытом всем ветрам, каким только
вздумается подуть; покатость горы, на которой он
стоял, была одета подстриженным дерном. На ней
были разбросаны по-английски две-три клумбы с
кустами сиреней и желтых акаций; пять- шесть берез
небольшими купами кое-где возносили свои
мелколистные жиденькие вершины . Под двумя из них
видна была беседка с плоским зеленым куполом,
деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм
уединенного размышления» ; пониже пруд, покрытый
зеленью , что, впрочем, не в диковинку в аглицких
садах русских помещиков»
Прочитайте цитаты из текста с описанием деревни помещика. Что можно сказать о Манилове – хозяине?
«Хозяйство шло как-то само собою»
Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность , образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко . Пейзаж Маниловки не лучше. Иронически обыграно Гоголем и само название деревни: «Деревня Маниловка не многих могла заманить своим местоположением». Печать серости, скудости, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы…
Подберите цитату к иллюстрации
Найдите в тексте цитаты, описывающие характер Манилова. Какие детали описания помогают понять характер героя?
Есть род людей, известных под именем люди так себе ни то ни
сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам
пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. На
Взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены
приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было
передано сахару ; в приемах и оборотах его было что-то
заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался
заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту
разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и
добрый человек! » В следующую за тем минуту ничего не
скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и
отойдешь подальше; если же не отойдешь, почувствуешь скуку
смертельную…
Манилов – не только человек, от которого «не
дождешься никакого живого слова», а и помещик,
совершенно равнодушный к судьбам крестьян . Автор
подсказывает читателю, что должно было бы занимать
Манилова, если бы он был живым человеком: «Зачем,
например, глупо и без толку готовится на кухне? Зачем
довольно пусто в кладовой? Зачем воровка ключница?
зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся
дворня спит немилосердным образом и повесничает
все остальное время?»
Подберите цитату к иллюстрации .
Найдите эпизоды с описанием интерьера дома. Как они характеризуют хозяина дома?
- В гостиной стояла прекрасная мебель , обтянутая щегольской шелковой материей, но на два кресла ее недоставало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею.
- Ввечеру подавался очень щегольской подсвечник …, а рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид , хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя того не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.
- В его кабинете всегда лежала какая-нибудь книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице , которую он постоянно читал уже два года.
- … но больше всего было табаку . Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы расставленные очень красивыми рядками!!
Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности , которую ему заменяют бесплодные мечтания .
Подберите цитату к иллюстрации .
К какому эпизоду текста можно отнести иллюстрацию ?
Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души?
Каково значение имени Манилова?
Значимое имя Манилова (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.
В образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаны
бесхозяйственные, расточительные помещики. Хозяйство у них шло
само собой, приходило в упадок, мужики пьянствовали и
обманывали барина.
Ум хозяина занят пустыми, несбыточными мечтаниями. Недаром
утвердилось выражение «маниловские мечтания» в смысле
бесполезных, безжизненных фантазий.
Что даёт основание считать Манилова «мёртвой душой»?
Манилов, несмотря на живость манер и
любезное щебетанье в разговоре,- мертвая душа .
Недаром Гоголь в авторской
характеристике прямо говорит, что от Манилова
«не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова», что, поговорив с ним,
«почувствуешь скуку смертельную».
- Поместье Манилова — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (Манилов еще сохраняет симпатию к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора».
- Фигура М. погружена в тусклую атмосферу, выдержанную в сумеречно-пепельных и серых тонах, создавая «ощущение странной эфемерности изображаемого» (В.Маркович).
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-manilova-poema-n-v-gogholia-miortvyie-dushi.html
Презентация на тему: Характеристика Манилова по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Презентация на тему: Характеристика Манилова по поэме Н.В.
Гоголя «Мертвые души»
Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию № слайда 1
Описание слайда:
Характеристика Манилова по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Авторы работы: Солуянова Алена, Филиппова Дарья.
№ слайда 2
Описание слайда:
Описание внешности Манилов — «сладкий», сентиментальный помещик. Персонаж, «собранный» из обломков литературных штампов. В его портрете белокурые волосы, голубые глаза.
№ слайда 3
Описание слайда:
Сконструированность образа Манилова из чужих лоскутков, отсутствие какого бы то ни было намека на биографию, — подчеркивают пустоту героя, «ничтожность», прикрытую сахарной приятностью облика и деликатностью поведения.
№ слайда 4
Описание слайда:
В поведении -мечтательность при полном бездействии, даже в возрасте 50 лет опознаны черты «сентиментального», душевного и пустого характера.
Описание слайда:
Отношение Манилова к своим крестьянамМанилов – владелец более 200 крепостных душ, но хозяйством он совершенно не занимался. Оно, по выражению Гоголя, «шло как-то само собой»
№ слайда 6
Описание слайда:
Так постепенно мы понимаем важнейшую особенность маниловской сути – его никчемность и бесхозяйственность.
№ слайда 7
Описание слайда:
Угощения МаниловаОт описания Гоголь переходит к показу героя в действии. Встреча Маниловым Чичикова, состязание в любезности перед дверью в гостиную, разговор о городских чиновниках и угощение обедом.
№ слайда 8
Описание слайда:
Вообще еда в гоголевской характеристике помещиков- одно из важнейших средств. Стол Манилова не блещет разнообразием и изобилием блюд, но подается угощенье как что-то особенное: «Щи, но от чистого сердца».
№ слайда 9
Описание слайда:
Отношение к предложению чичиковаПоведение Манилова в сцене продажи мертвых душ красноречиво говорит о его бесхозяйственности и о желании угодить приятному гостю, о непрактичности и полной растерянности: он не только отдает мертвые души безвозмездно, но и расходы по совершению купчей берет на себя.
№ слайда 10
Описание слайда:
Жизнь крестьян у маниловаПомещик относится к крестьянам, как к своим рабам, распоряжается ими, как вещами.
№ слайда 11
Описание слайда:
Когда Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян, перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества.
№ слайда 12
Описание слайда:
Главная черта в характере Манилова – это его бесформенность, неопределенность. «У всякого человека есть свой задор, но у Манилова ничего своего не было»
№ слайда 14
Описание слайда:
Что написано на беседке в усадьбеМанилова?
№ слайда 15
Описание слайда:
«Храм уединенногоразмышления»
№ слайда 16
Описание слайда:
На какой странице вот уже два года лежит закладка в книге Манилова?
№ слайда 17
№ слайда 18
Описание слайда:
Назовите имя сыновей Манилова
№ слайда 19
Описание слайда:
Фемистоклюс,Алкид
№ слайда 20
Описание слайда:
Что Чичиков обещал привезтимладшему сынуМаниловых?
№ слайда 21
№ слайда 22
Описание слайда:
Какую пословицу употребил автор,давая характеристикуМанилову?
№ слайда 23
Описание слайда:
«Ни в городе Богдан,ни в селе Селифан»
№ слайда 24
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013). Получить доступ
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/kharakteristika-manilova-po-poehme-nv-gogolja-mertvye-dushi.html
Образ Манилова в поэме Мертвые души
Большое место в поэме Гоголь уделяет изображению поместного дворянства – помещиков-крепостников.
По наружности помещик Манилов – “человек видный”. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек”. В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает, что такое” и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”.
Душевная пустота Манилова выражена, прежде всего, в праздной мечтательности и слащавой сентиментальности. Манилов любит помечтать, но мечты его беспредметны, неосуществимы. Между его мечтой и действительностью – полный разлад.
Он мечтает, например, о сооружении через пруд каменного моста с лавками “по обеим сторонам”, об устройстве подземного хода, о постройке дома с таким высоким бельведером, чтобы оттуда можно было видеть Москву. Никакого практического смысла в этих мечтаниях нет.
Время Манилова ничем не заполнено. Он любит сидеть в своей “приятной комнатке”, предаваться размышлениям и от нечего делать расставлять “красивыми рядками” горки выбитой из трубки золы. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года”.
В обращении с людьми Манилов до приторности учтив и обходителен. Разговаривая с Чичиковым, он пересыпает свою речь “приятными” словами и комплиментами, но не в состоянии высказать ни одной живой и интересной мысли.
“От него не дождешься никакого живого или хоть заносчивого слова, какое можешь услышать от всякого, если коснешься задирающего его предмета”.
Ко всем людям он относится с одинаковым благодушием и в любом человеке склонен видеть только хорошее.
Когда в разговоре с Чичиковым речь касается губернских чиновников, Манилов каждому из них дает самую лестную оценку: губернатор у него “препочтеннейший и прелюбезнейший”, вице-губернатор – “милый”, полицмейстер – “очень приятный” и т. д.
Доброта, мягкость, доверчивое отношение к людям – эти сами по себе неплохие качества характера у Манилова являются отрицательными, так как они не связаны с критическим отношением к окружающему.
Он далек от практической деятельности и хозяйственных дел: его дом стоит на юру, открыт всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня бедна. Хозяйство у этого помещика “шло как-то само собой”, на поля он никогда не ездил, не знал даже, сколько у него мужиков и сколько из них умерло.
Поручив хозяйство приказчику, он полностью устранился от решения каких бы то ни было хозяйственных вопросов. Его соображению никак не доступно, для чего потребовались Чичикову умершие крестьяне, зато с большим удовольствием он мечтает пожить с Чичиковым “на берегу какой-нибудь реки”.
Таким внешне приятным, но нравственно опустошенным изображен Манилов. Образ Манилова стал нарицательным. Пустая, не связанная с реальной жизнью мечтательность, одинаковое ко всем людям благодушие, независимо от их качеств, до сих пор носят название маниловщины.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Образ Манилова в поэме Мертвые души« Краткое содержание «Принцесса на горошине» АндерсенаАнализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день часу в шестом» »
Источник: https://schoolessay.ru/obraz-manilova-v-poeme-mertvye-dushi/
Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнил ученик 9 «Б» класса Рябыкин Владимир. – презентация
1 Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнил ученик 9 «Б» класса Рябыкин Владимир
2 Цель работы: дать характеристику образа литературного героя. Задачи: раскрыть характер героя через его портрет, обстановку в доме, отношение к гостю. представить отношение героя к продаже «мёртвых душ».
3 Портрет Манилова Портрет Манилова построен по принципу нагнетания восторженности, гостеприимства до крайнего избытка, переходящего в отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…» «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую… ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» и отойдешь подальше!..»
4 Дом Манилова Во внутреннем убранстве дома Манилова также отразилось несоответствие грез помещика и реальности. В отдельных комнатах мебели не было вообще, в других была, но в ней чего-то недоставало: если в гостиной кресла были покрыты дорогой материей, то на два кресла материала не хватило, и они стояли, покрытые простой рогожей.
5 Описание усадьбы Манилова Дом Манилова стоит на возвышенном месте, “открытом всем ветрам”, склон этой горы был покрыт остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с кустами сирени и белой акации и несколько берез. Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берёз с жиденькими вершинами. Под двумя из них находилась беседка с помпезным названием “Храм уединенного размышления”. Сходство с английским парком подчеркивалось прудом, заросшим зеленью.
6 Элементы быта, раскрывающие характер помещика Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утончённость вкуса ещё более подчёркивает внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скупость. Бесхозяйственность Манилова открывается ещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. Маниловка не многих могла заманить своим место положением. Печать серости, скудости, неопределённости окружает Манилова: серый день, серые избы. В его усадьбе и доме следы запустения.
7 Деревня Манилова Да и в самой деревне нигде не было растущего деревца или какой-нибудь зелени. В комнатах рядом с прекрасной мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей. Хозяин усадьбы не понимает, что всё приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов не занимается управлением своего поместья, всецело передав это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со временем последней ревизии. Полной непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность можно отметить у помещика Манилова.
8 Прием Чичикова Сам Манилов при встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до приторности навязчиво. Манилова не интересует суть дела Чичикова. Павел Иванович озадачивает Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой.
9 Отношение продаже мертвых душ Даже на вопрос Чичикова о том, много ли умерло за последние годы крестьян, Манилов не может даже сказать приблизительно. А желание Чичикова приобрести мертвые души вызывает у него изумление. Однако, он соглашается, узнав, что все законно.
10 Выводы Пустой праздный мечтатель и фантазер Манилов. Сам автор говорит о нем: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве.
11 Литература Н.В.Гоголь «Мертвые души» Википедия
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1115517/
Образ Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева
Первый том поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» был напечатан в 1842 году. С названием возникли проблемы, поэтому к нему Гоголь добавил фразу: «Похождения Чичикова». Но на самом деле из-за такого названия авантюрного романа не получилось.
Сюжет произведения заключается в том, что «предприниматель и подлец» Чичиков ездит по окрестным усадьбам, навещает различных помещиков и покупает у них души умерших крестьян, чтобы на них потом сделать себе состояние.
Как писал сам Гоголь, в первом томе герои – «один пошлее другого».
Манилов был первым из помещиков, к кому заехал Павел Иванович Чичиков покупать мертвые души крестьян. Его дом стоял на высоком месте и был виден издалека. Вокруг дома были устроены и подстрижены газоны, скошена трава, разбиты клумбы. Росли сирени и акации.
Стояла беседка, которая, как потом выяснилось, называлась «храмом уединенного размышления». Купол у нее был зеленого цвета, колонны – голубые. На фоне полуразвалившихся крестьянских изб совсем рядом это выглядит фальшиво. Гоголь называет этот сад «аглицким», т.е. устроенным на английский манер.
Так поступали многие русские помещики, которые с презрением относились ко всему родному, национальному.
Рядом находились крестьянские избы, которых насчитывалось около двухсот. Из всех щелей глядела бедность. Каким-то непонятным был день – светло-серого цвета. Уже по внешнему виду поместья можно сделать предварительные выводы о хозяине: он совсем оторван от реальной жизни и ее проблем, витает где-то в мечтах. Недаром в его фамилии слышится глагол «манить».
Манилов охарактеризован при помощи русской пословицы: «человек ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Он внешне приятен и опрятен, улыбается и старается угодить. Но в его доброте слишком много притворства. Манилов весь какой-то сахарный, искусственный. У него не было никакого «задора», т.е. увлечения. Он много мечтал и хозяйством не занимался.
В его кабинете лежит книжка, заложенная на 14-й странице, которая читается уже два года. Так что его любовь к чтению означает отсутствие этой самой любви. Сам кабинет тоже выкрашен в серо-голубой цвет. Повсюду громоздятся горки табака. Манилов много курит, когда размышляет.
Но все его размышления и планы – это утопии, они так и умирают в его голове, не дождавшись реализации.
Интерьер комнат таков, что роскошь соседствует с запустением. На стулья опасно садиться. На стол ставят то старинный подсвечник, то старого «инвалида». Сыновей Манилова зовут Фемистоклюс и Алкид – в подражание античным персонажам.
Фемистоклом на самом деле звали одного из афинских правителей и полководцев, а Алкид – это родовое имя Геракла.
И при чем тут Россия и глухая глубинка? Для сыновей русского помещика имена, конечно, странные, если не сказать – глупые и фальшиво звучащие.
Сколько живо и сколько умерло крестьян – Манилов не знает. На просьбу Чичикова о покупке мертвых крестьянских душ хозяин реагирует полным шоком и недоумением, даже на некоторое время теряет дар речи.
Даже когда приходит в себя, начинает бормотать что-то невнятное и все его приятные манеры куда-то улетучиваются. Манилов отдает мертвые души даром. Чичиков вне себя от счастья.
Оба остались очень довольны друг другом.
Почему Манилов – тоже «мертвая душа»? Ведь он явно выигрывает на фоне Коробочки, Собакевича и особенно Плюшкина. Потому что у него нет цели в жизни. Он не живет, а просто плывет по течению.
Он помещик и его развратила привычка ничего не делать. Его часто посещает скука, и развеять ее все труднее. В его характере нет «ядра», потому что и самого характера нет.
Это человек вроде бы и неплохой, но никакой.
У нас есть и другие сочинения по литературе!
Источник: https://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/obraz-manilova-v-poeme-n-v-gogolya-myortvyie-dushi/
Портретные описания образов в поэме «Мертвые души»
Великое мастерство Гоголя-реалиста сказалось в поэме в создании им галереи бессмертных образов помещиков, ярко индивидуализированных.
Эта индивидуализация достигается многообразными приёмами.
Прежде всего среди этих приёмов следует отметить подбор метких слов (прилагательных, существительных, глаголов, наречий), определяющих ту или другую сторону характера выведенного действующего лица.
Вот, например, Манилов. Уже при первом упоминании о нём в 1-й главе автор наделяет его следующими эпитетами: «весьма обходительный и учтивый».
Во 2-й главе, посвященной Манилову, автор подробнее характеризует именно эту сторону личности Манилова, и это выражается в эпитетах: «черты лица его были не лишены приятности»; «в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее знакомства»; «он улыбался заманчиво» (сравни: Манилов, Маниловка, не многих могла заманить); «глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало довольное выражение»; «выражение не только сладкое, но даже приторное».
В 7-й главе, где вновь встречается Чичиков с Маниловым в городе, подчёркиваются те же качества: «в оборотах самых тонких и приятных он рассказал далее»; «присовокупляя с приятною улыбкою».
К Ноздрёву применяется ряд эпитетов, раскрывающих понятие «разбитной малый»: открытое, прямое, удалое; охотник погулять, исторический человек, многосторонний человек, т. е. на все руки; у него неугомонная юркость и бойкость характера.
Собакевич, наоборот, с первого же появления рекомендуется: «неуклюжий», и это качество подчёркивается и расширяется эпитетами, характеризующими не только его лично, но и его хозяйство. Собакевич похож на «средней величины медведя» (зовут Ми-хайлом).
Неуклюжесть его натуры зафиксирована в тех глаголах, которыми отмечается процесс его «отделки»: «рубила со всего плеча», «хватила», «ковырнула», «не обскобливши, пустила на свет».
У него «крепкий и на диво сточенный образ», он «не ладно скроен, да крепко сшит».
Эта неуклюжесть, крепость и громоздкость хозяина дополняется и окружающими предметами и находит фиксацию прежде всего в соответствующих определениях. Решётка двора крепкая и непомерно толстая, говорящая о том, что хозяин хлопотал о «прочности».
На домашние пристройки (конюшни, сарай, кухни) употреблены «полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние». В деревне всё «пригнано плотно», всё «было упористо, без пошатни, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Греческие герои на картинах в гостиной были крепкие, «с толстыми ляжками, неслыханными усами».
Хозяин, сам «человек здоровый и крепкий», «хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые».
В комнате и другие вещи такого же свойства: всё было «прочно неуклюже в высочайшей степени»; ореховое бюро — «на пренелепых четырёх ногах: совершенный медведь». Стол, кресла, стулья — «всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства» (сравни: и хозяин, наступая на ноги, спрашивает: «Не побеспокоил ли я вас?»).
Образ Плюшкина, превратившегося в «прореху на человечестве», является воплощением полнейшего застоя и загнивания, крайней «ветхости» и заплесневели ели, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь запечатлел эти качества.
Ветхость на всех строениях; «бревно на избах было темно и старо», крыши «сквозили, как решето»; балкончики «покосились и почернели»; клади хлеба — «застоявшиеся»; церковь «испятнанная, истрескавшаяся»; городьба «изломанная»; замок глядел «дряхлым инвалидом»; два бельведера «пошатнувшиеся», стены дома «ощелива-ли… нагую… решётку»; сад «старый», «заросший ш заглохлый», в «опустении» с целым рядом раскрывающих эти качества деталей; «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах», толпа строений «ветшавших»; всё глядело «пасмурно», это — «вымершее место». В комнате — сломанный стул, часы с остановившимся маятником, пожелтевший гравюр, почерневшая картина и т. д.
Своеобразным приёмом в обрисовке портрета действующих лиц является повторение той или иной внешней черты, что, совершенно естественно, находит выражение в словах.
Так, например, в образе Манилова, при первом же знакомстве, подчёркивается, что у него «глаза сладкие, как сахар» и что он их щурил всякий раз, когда смеялся.
Во 2-й главе, где в основном раскрывается образ Манилова, Гоголь вновь останавливается на его портрете и замечает: «В эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
Когда Чичиков чрезвычайно лестно отозвался о губернаторе, Манилов поддержал его в этой оценке и «от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем».
При встрече Манилова с Чичиковым: в городе, перед совершением купчей, «у Манилова от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли».
Наконец, когда весь город был встревожен покупкой Чичикова и чиновники обратились к Манилову, он отозвался о Павле Ивановиче в самых лестных выражениях, «присовокупив несколько мыслей насчёт дружбы и симпатии уже с зажмуренными глазами».
Настойчивое повторение типичных для данного характера внешних черт портрета бросается в глаза и в образе Собакевича.
В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе. Собакевич похож «на средней величины медведя». Гоголь упорно обыгрывает это слово: фрак медвежьего цвета; Чичиков определяет Собакевича: «медведь, совершенный медведь». Звали его — Михаилом Семёновичем.
«Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь», — высказывает о нём своё заключение словами Чичикова Гоголь.
Собакевич в своей ловкости сопоставляется с медведем, «который уже побывал в руках, умеет и перевёртываться и делать разные штуки на вопросы: «А покажи, Миша, как бабы парятся?» или: «А как, Миша, малые ребята горох крадут?»
Неуклюжесть Собакевича раскрывается многообразно: через процесс «отделки» его лица «натурой»; через портретные детали, данные приёмом сравнения: спина широкая, «как у вятских приземистых лошадей», ноги, «походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах», обутые в сапоги «исполинского размера»; через манеру держаться: держал он свой «образ» «более вниз, чем вверх»; «шеей не ворочал вовсе, и в силу такого неповорота, редко глядел» на собеседника. Когда Чичиков приступил к изложению своего дела, Гоголь отмечает позу Собакевича: он «слегка пригнул голову»; во время изложения Чичиковым своего дела Гоголь внимательно следит за повой Собакевича и отмечает: Собакевич всё слушал, «наклонивши голову» (два раза), «нагнувши голову».
В портрете Плюшкина бросается в глаза прежде всего подбородок, выступающий очень далеко вперёд, так что «он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». Этот подбородок с нижней частью щеки походил «на скребницу из железной проволоки».
Далее в портрете отмечаются маленькие глаза, которые пристально всех оглядывают, всё высматривают, глаза, не потухнувшие и бегавшие, как мыши, из-под высоко выросших бровей.
Особенно настойчиво подчёркиваются его губы «пробормотал сквозь губы» (зубов у него не было); «стал жевать губами»; «опять стал кушать губами»; «остановился, пожевал губами» и дрожащие руки, как у подлинного скряги («руки его задрожали, как, ртуть»; деньги от Чичикова он принял «в обе руки и понёс их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нёс какую-нибудь „. жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её»).
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Портретные описания образов в поэме «Мертвые души». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/portretnye-opisaniya-obrazov-v-poeme-mertvye-dushi/