Описание картины “утро на куликовом поле” бубнова: материалы для сочинения

“Утро на Куликовом поле” в Третьяковке: тайны полотна аткарского живописца

увеличить шрифт

Картина “Утро на Куликовом поле” – одно из самых хрестоматийных произведений в собрании государственной Третьяковской галереи. Ее отличает широкая живописная манера и мажорная звучность цвета, характерная для классического русского письма. Автор полотна – художник Александр Бубнов.

Бубнов родился в Тифлисе, но детство и юность провел в Аткарском районе Саратовской области. Здесь он поступил в детскую изостудию и краеведческий кружок. В 1926 г. Бубнов уехал в Москву, где поступил в Высший художественно-технический институт. Краеведы уточняют, что хотя художник и прожил всю жизнь в столице, родной Аткарск несколько раз все же посещал. 

Александр Бубнов скончался в 1964 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище. 4 марта прошлого года в Аткарске в день 105-летию известного земляка был открыт художественно-этнографический музей его имени.

Обратите внимание

У музея всего две комнаты в здании местной библиотеки. В первой собраны старинные самовары, печные заслонки, старинная металлическая и стеклянная посуда, одежда и обувь.

Во второй комнате находится маленькая картинная галерея, посвященная аткарским художникам.

В отдельной экспозиции собраны картины Бубнова, воспоминая современников о нем, письма и фотографии живописца, эскизы его работ и автографы. 

Секреты картины  “Утро на Куликовокм поле”, за которую Александр Бубнов получил Сталинскую премию, знает директор музея, краевед и художник Петр Трущелев. Например, в официальных источниках значится, что Бубунов работал над полотном с 1943 по 1947 гг.

По словам Трущелева, на самом деле матер писал эпохальную сцену 2 года – с 1947 по 1949: “Не многие почему-то знают, что прототипом одного из воинов стал друг живописца, наш скульптор Александр Кибальников, тот самый, который стал автором памятников Чернышевскому и Радищеву в Саратове, Третьякову и Маяковскому в Москве и т.д. Еще одним воином стал другой скульптор – Тимофеев. Авторы последней экранизации “Тараса Бульбы” списывали образ Тараса, которого исполнил Богдан Ступка, так же с  картины “Утро на Куликовом поле”. Одним словом, картина легендарная, хотя даже не всякий житель Аткарска знает, что ее написал наш земляк”. 

В октябре прошлого года аукционный дом “Совком” объявил о выставлении на торги одного из вариантов полотна “Утро на Куликовом поле”. Оно идентично тому, что хранится в Третьяковской галерее, но меньшего размера. В качестве стартовой цены лота называлась сумма 250 тыс. долл. 

Источник: https://top.sarbc.ru/main/2014/12/17/163373.html

Утро на Куликовом поле. Художник А. Бубнов

Великий князь на коне объезжал перед битвой ряды воинов и говорил им: «Возлюбленные отцы и братия, Господа ради и Пречистой Богородицы и своего ради спасения подвизайтеся за православную веру и за братию нашу».

На челе великого или главного полку стояла собственная дружина великого князя и развевалось его большое черное знамя с вышитым на нем ликом Спасителя.

Дмитрий Иванович снял с себя златотканую великокняжую приволоку; возложил ее на любимца своего боярина Михаила Бренка, посадил его на своего коня и велел носить перед ним большое черное знамя.

Важно

А сам покрылся простым плащом и пересел на другого коня. Он поехал в сторожевом полке, чтобы впереди его собственноручно ударить на врагов.

Тщетно князья и воеводы удерживали его. «Братия моя милая, – отвечал Дмитрий. – Если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду – вместе с вами».

Часов в одиннадцать утра двинулась татарская рать на битву к середине Куликова поля. Страшно было смотреть на две грозные силы, шедшие друг на друга. Русское воинство отличалось червлеными щитами и светлыми доспехами, сиявшими на солнце; а татарское от своих темных щитов и серых кафтанов издали походило на черную тучу.

Передний татарский полк, как и русский, состоял из пехоты (может быть, наемные генуэзские кондотьеры). Она двигалась густой колонной, задние ряды клали свои копья на плечи передних. В некотором расстоянии друг от друга рати вдруг остановились.

С татарской стороны выехал на Куликово поле воин огромного роста, подобный Голиафу, чтобы по обычаю тех времен начать битву единоборством. Он был из знатных людей и назывался Челубей.

Увидел его инок Пересвет и сказал воеводам: «Сей человек себе подобного ищет; я хочу с ним видеться». «Преподобный отец игумен Сергий, – воскликнул он, – помоги мне молитвою своею». И с копьем поскакал на врага. Татарин понесся ему навстречу. Противники ударили друг на друга с такой силой, что кони их упали на колени, а сами они мертвыми поверглись на землю.

Победа Пересвета. Художник П. Рыженко

Тогда двинулись обе рати. Дмитрий показал пример воинской отваги. Он переменил несколько коней, сражаясь в передовом полку; когда же обе передовые рати смешались, отъехал к великому полку. Но дошел черед до этого последнего, и он опять принял личное участие в битве. А хан Мамай наблюдал сражение с вершины Красного холма.

Скоро место Куликовской битвы сделалось до того тесным, что ратники задыхались в густой свалке. Расступиться в сторону было некуда; с обоих боков препятствовало свойство местности. Такой страшной битвы никто из русских и не помнил.

«Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали как трава под косой, кровь текла ручьями». Куликовская битва была по преимуществу рукопашная. Многие умирали под конскими копытами. Но и кони едва могли двигаться от множества трупов, которым покрылось поле битвы.

Совет

В одном месте одолевали татары, в другом русские. Воеводы передней рати большей частью скоро пали геройской смертью.

Куликовская битва. План

Пешая русская рать уже полегла в бою. Пользуясь превосходством в числе, татары расстроили наши передние полки и стали напирать на главную рать, на полки Московский, Владимирский и Суздальский. Толпа татар прорвалась к большому знамени, подрубила у него древко и убила боярина Бренка, приняв его за великого князя.

Читайте также:  История создания "левши" лескова: интересные факты о написании и публикации

Но Глеб Брянский и Тимофей Васильевич успели восстановить порядок и опять сомкнуть большой полк. На правой руке Андрей Ольгердович одолевал татар; но не дерзал гнаться за неприятелем, чтобы не отдаляться от большого полку, который не подвигался вперед.

На последний навалило сильное татарское полчище и пыталось его прорвать; и тут многие воеводы уже были убиты.

Дмитрий и его помощники поставили в Куликовской битве полки таким образом, что татары не могли их охватить ни с какой стороны. Им оставалось только где-либо прорвать русский строй и тогда ударить ему в тыл. Видя неудачу в центре, они с яростью устремились на левое наше крыло. Здесь некоторое время кипел самый ожесточенный бой.

Когда начальствовавшие левым полком князья Белозерские все пали смертью героев, этот полк замешался и стал подаваться назад. Большому полку угрожала опасность быть обойденным; все русское войско было бы приперто к Непрядве и подверглось бы истреблению. Уже раздавались на Куликовом поле неистовое гиканье и победные клики татар.

И. Глазунов. Временный перевес татар

Но уже давно князь Владимир Андреевич и Дмитрий Волынец из засады следили за битвой. Молодой князь рвался в бой. Нетерпение его разделяли и многие другие пылкие юноши. Но опытный воевода сдерживал их.

Жестокая Куликовская битва длилась уже часа два. Доселе татарам помогало еще то обстоятельство, что солнечный свет ударял русским прямо в очи, и ветер дул им в лицо. Но мало-помалу солнце зашло сбоку, а ветер потянул в другую сторону. Уходившее в беспорядке левое крыло и гнавшая его татарская рать поравнялись с дубравой, где стоял засадный полк.

«Теперь и наш час приспел! – воскликнул Боброк. – Дерзайте братия и други. Во имя Отца и Сына и Святого Духа»!

Источник: https://cyberpedia.su/16x2fa4.html

Описание картины александра бубнова «утро на куликовом поле» – Описание картин

На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.

Они хотят завоевать землю, обложить ее налогами. Они не подозревают, что за данной землей, стоит огромное племя, готовое выйти на настоящую борьбу, лишь бы отвоевать положенное им. Они не готовы платить дань, они не хотят жить на завоеванной и подчиненной врагу земле.

Он показывает, что вся Русь собралась на войну, люди всех возрастов и сословий пришли бороться за землю, которая была им родной и дорогой. Художник изображает множество людей, которые фактически теснят друг друга. Каждый последующий ряд становится теснее предыдущего.

Обратите внимание

Они похожи на сильную и мощную лавину, появляющуюся фактически неоткуда. Она готова настигнуть огромное войско, которое хочет завоевать землю русскую. Они совсем скоро настигнут врага в неровной схватке, которая обязательно закончится кровопролитием и победой одной из сторон.

Особое внимание привлекает старик, который всем телом опирает на древко, сделанное из дерева. Кажется, что движение огромной лавины останавливается только из-за дедушки, который остановился и ждет, чтобы запустить войско на битву.

При этом на большей части картины зритель видит только траву и поле, русскую землю, которую они намерены защищать. Автор преднамеренно использует данные приемы, чтобы показать насколько им дорога российская земля, за которую они намерены бороться.

Автор картины при помощи красок и персонажей точно передает настроение картины, все настороженно ждут развязки событий.

Напряжение не покидает никого, кто смотрит на эту картину, все изображенные на ней находятся в постоянном страхе и готовности испытывать мужество и смелость.

Никто из них не знает, чем закончится очередное противостояние, поэтому стараются проявлять все силы, чтобы выиграть. Они готовы отдать свою жизнь за свою землю.

Сочинение 2

Война гуляет одна по свету и прогулка не кончается, идет сквозь века и тысячелетия, охватывает народы и нации. На русской земле было немало войн и некоторые оканчивались печально, но довольно существенная часть позволила русским людям отстоять собственную землю, веру и культуру.

Куликовская битва стала кульминацией противоборства между татаро-монголами и русскими людьми.

Князь Дмитрий Донской имел огромную роль в сфере объединения земель и создания достойного отпора иноземных захватчикам, которые пришли на русскую землю.

Важно

Для того чтобы защитить себя и свои земли собрался весь народ, люди стали на защиту земель и стар и млад, ради того чтобы сделаться той силой, которая позволит откатить назад татарскую тьму, стремящуюся поглотить Русь.

Бубнов пишет картину, которая рассказывает об утре перед битвой. Войско только собралось, но оно готово к битве, основные ряды выстроены это заметно по сборищам копий, которые как бы собраны пучками в рядах. Также заметно как воины настроены на битву, они выглядят сосредоточенными и отважными.

Бубнов пишет период практически перед самым сражением. Когда вот-вот войско ринется вперед для того чтобы практически полностью пасть и окропить землю собственной кровью. Именно этой жертвой создать спокойствие и защиту для всех тех, кто остался позади, для всех тех, кто остался работать на русской земли, растить детей и хранить веру.

Дмитрий Донской сидит на коне в довольно простом доспехе, он похож на остальных воинов и ничем особенным не выделяется. Тем не менее, именно он указывает в направлении врагов. Своим мечом он направляет остальных людей.

Безусловно, остальные воины и без Донского знают, где стоят вражеские войска и куда потребуется двигаться.

Указание мечом на врагов имеет совершенно иной смысл, тут не какое-то практическое значение, но в большей степени сакральное, которое призывает и объединяет всех людей в едином векторе.

По сути, они концентрируются на кончике меча князя, там сейчас заключена вся сила и целостность народа.

Совет

Дмитрий Донской указывает не рукой, а именно мечом и этим обуславливается цель, которая объединяет людей, этой целью является освободительная война, которая позволит русским избавиться от татарского гнета и сохранить себя как единую нацию. Следует также отметить наличие на картине существенного количества стягов с изображением икон. В частности мы видим типичные для русского православия стяги со Спасом и Богородицей, которые считаются защитниками русской земли.

Читайте также:  Квартира и кабинет обломова в романе "обломов": описание интерьера, комнат и дивана

Эти иконы, которые русские берут с собой на битву, указывают на другой существенный аспект: русские сражаются не только за собственную землю, но и за собственную веру, за веру христианскую и веру милосердную. Войско Донского ведет войну освободительную и тем самым фактически проявляет милосердие к захватчикам, так как не позволяет совершить зла, устраняет возможность поругания христианской веры.

Описание картины Утро на Куликовом поле

Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

Картина Утро на поле Куликовом рассказывает о периоде, когда Русь стремилась освободиться от посягательств монголо-татар на свои земли и Куликовская битва стала квинтэссенцией этой борьбы.

Предводителем войска был Дмитрий Донской, который сделал огромное количество полезных дел для собственного народа. На этой картине он является центральной фигурой композиции, но художник не выделяет его каким-то особенным образом, как иногда делают на других картинах.

Благодаря этому создается композиционная целостность картины, которая говорит о единстве народа.

Князь тут является только своеобразным указателем, он наводит меч, обращая его на монголо-татар, на войско, которое стремится завоевать родные земли.

В остальном он похож на остальных воинов, тоже в простых доспехах, бородатый мужчина, которого легко спутать с любым другим представителем этого народа.

На фоне за Дмитрием Донским располагается стяг со Спасом. Таким образом художник указывает на силу, которая ведет князя и его войско, на веру, которая скрепляет этих людей. Благодаря такой детали зрители, которые смотрят на картину, понимают – эта война является священной, люди объединились для того чтобы отстоять свою веру и свою землю.

Обратите внимание

Также следует обратить внимание на монолитность народа, который представляет собой практически единый ландшафт, который как бы вырастает из земли.

Тут мы можем рассмотреть такие типичные фразы как «сыны своей земли» или «люди взращенные землей».

Над остальными воинами тоже развиваются стяги с иконами и святыми образами, которые объединяют людей и тоже создают такую монолитность, которой является русский народ.

Безусловно, православная вера имела существенную роль в борьбе русского народа и защите русской земли от захватчиков.

Именно поэтому на лицах и в позах воинов на этой картине мы видим выражение благородной ярости и праведного гнева, который призван для того чтобы отстоять свою землю.

В рядах воинов мы видим и стар и млад, людей самых разных возрастов и в этом тоже проявляется сплоченность народа.

Картина навевает патриотические настроения, хотя и может также быть немного печальной. Ведь многие из этих людей не вернуться из битвы, они останутся лежать на поле. Как мы знаем из истории, Куликовская битва унесла много людей, но при этом стала поворотной в судьбе русского государства.

Конечно, глядя на такую картину, мы можем много рассуждать о бессмысленность войны, но можем рассуждать об этом во многом только благодаря подвигу людей, которые однажды вышли на Куликово поле.

Важно

Героизм этих людей позволил сохранить русскую культуру и русскую веру в той форме, в которой они прошли сквозь века и достигли нашего времени.

Поэтому не следует искать чего-то негативного в этой картине, ведь в героическом подвиге народа всегда есть смысл и красота.

Источник:

Описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова: материалы для сочинения

«Утро на Куликовом поле». А. Бубнов

А. П. Бубнов — выдающийся советский художник, автор знаменитой картины «Утро на Куликовом поле». В этой статье представлено описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова для сочинения.

Смотрите: Описание других картин «Утро на Куликовом поле» — самое известное произведение знаменитого советского художника Александра Бубнова. Бубнов написал картину «Утро на Куликовом поле» вскоре после победы русской армии над фашистами.

На картине изображен эпизод из Куликовской битвы, которая состоялась в 1380 году между русскими и монголо-татарами. Русским войском управлял князь Дмитрий Донской.

Замысел «Утра на Куликовом поле» возник у Бубнова в 1938 году. Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнова решил написать картину именно о Куликовской битве. Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали.

В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину. В официальных источниках указывается, что Бубунов работал над картиной с 1943 по 1947 гг. Но по другим источникам Бубнов писал картину 2 года — с 1947 по 1949 гг. В день 105-летия, в 2013 году в городе Аткарске, где вырос А.

Бубнов, был открыт художественно-этнографический музей имени Бубнова. По словам исследователей, прототипом одного из воинов стал друг живописца, скульптор Александр Кибальников. Еще одним воином стал другой скульптор — Тимофеев. У картины «Утро на Куликовом поле» существуют другие варианты, созданные самим Бубновым.

Например, один из вариантов, меньший по размеру, был создан художником в 1947 году. За «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов получил Государственную премию. СССР. На данный момент картина «Утро на Куликовом поле» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «Русское изобразительное искусство»: «Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если… не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами.

Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого. В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина «Александр Невский» (1942), Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943); в 1943 году А. П.

Читайте также:  Анализ пьесы "чайка" чехова (мнение критиков)

Бубнов приступает к исполнению монументального полотна «Утро на Куликовом поле», законченного в 1947 году.» (И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «Всеобщая история искусств»:


«В 1943 г. начал работу над монументальным полотном «Утро на Куликовом поле» (ГТГ) А. П. Бубнов (1908 — 1954). Законченная в 1947 г., эта картина — одно из лучших произведений советской исторической живописи.

Совет

 Глубоко проникнув в дух изображаемой далекой эпохи, художник достиг в своем полотне подлинного историзма. Герой здесь — народ, поднявшийся на борьбу против поработителей родной земли.» (О. И.

Сопоцинский, «Всеобщая история искусств» том VI книга 2)

Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «История русского и советского искусства»:

«Большие художественные ценности создали во время войны графики-станковисты. Многие их произведения стали подлинным памятником героическим дням и годам Великой Отечественной войны.

Подчас обращение к историческим сюжетам сопровождалось стремлением опереться на традицию исторической живописи XIX в.- традицию Сурикова и Баснецова. Эта тенденция заметна в картине А. П.

Бубнова (1908-1964) «Утро на Куликовом поле» (1943-1947).

Большой холст, изображающий Дмитрия Донского и его войско перед великим историческим сражением, вобрал большое число персонажей, каждый из которых выявлен в своей характеристике и действии.»

(Алленов М.М. и др. «История русского и советского искусства», 1989 г.)

Это было описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова для сочинения, история создания и анализ произведения.

Смотрите: Описание других картин

Источник:

Сочинение по картине Утро на Куликовом поле Бубнова описание

Историческое полотно было написано вскоре после победы над нацистской Германией. Однако замысел возник у художника еще в конце 1930-х годов.

Обращаясь к Куликовской битве, произошедшей в 1380 году, художник обращался и к вневременным патриотическим образам. Большую часть полотна занимают русские ратники.

Видно, что это не только профессиональные воины – княжеские дружинники, но и простой народ, представители разных слоев населения, вставшие на защиту своей страны.

Не столь важно было ли подчеркивание духа национального единения подобным образом навеяно представлениями пропаганды о едином советском народе или нет. Живописец объективно отобразил историческую реальность, так как в Куликовской битве, действительно, участвовало много ополченцев.

Оружие русских воинов тоже различно, что также и в полной мере соответствует историческим источникам и подчеркивает единение всего народа в борьбе с захватчиками.

На заострение внимания на роли народа указывает и фигура предводителя (это абстрактный образ, так как известно, что Дмитрий Донской был тяжело ранен, сражаясь в первых рядах), стоящая не на переднем плане.

Его роль в картине не ключевая, но она важна. Предводитель указывает войску вперед и все смотрят в этом направлении.

Это должно показать, что, несмотря на достигнутую великую победу, успокаиваться рано, остались еще враги и борьба не окончена.

Обратите внимание

Художник изобразил стяги с ликами Спасителя и святых. Это придает полотну историческую достоверность, а также показывает, что идеологический нажим советской власти после войны был заметно ослаблен.

На картине сравнительно мало конных воинов. Скорее всего, так и было в реальности, хотя данные об этом до нашего времени не дошли. Позволить себе купить боевого коня, доспехи и уделить значительное время для тренировок простые люди, конечно, не могли. Эта деталь должна была в очередной раз показать простым людям, что защита Родины – это дело не столько властей, сколько их самих.

Русские воины занимают большую часть пространства картины. На ней не изображены мертвые тела. Картина посвящена не скорби по погибшим, но прославлению силы русского оружия и народа. 

«Утро на Куликовом поле» – исторически достоверное полотно. Недаром художник много лет планировал написать картину, прославляющую победу русских над иноземными завоевателями, для чего много лет работал над историческими источниками. Выражение им патриотических чувств органично сочетается с правдивым изображением прошедших событий.

Описание 2

На масштабном полотне «Утро на куликовом поле» художник изобразил тот самый момент, в который все собравшиеся испытывая страх и трепет пребывают в ожидании начала боя.

По их всеобщему напряжению видно, что битва вот — вот должна разразиться. Русские храбрые войны наблюдают перед собой огромное татарское войско.

Татары с ожесточенным настроем рвутся в бой, чтобы намертво биться за каждую долю чужой земли.

У них есть огромное желание захватить всю территорию, с которой можно будет собирать налоги. Они даже не могут себе представить, что русское войско и не подумает отступиться, оно готово сразиться не на жизнь, а на смерть. Русские не желают платить дань своим врагам и жить в их подчинении на незаконно захваченной территории. 

Автор работы демонстрирует тот факт, который даёт понять, что люди со всей русской земли пришли на её защиту.

Народ разных возрастных категорий и сословных принадлежностей вышел на оборону своей дорогой, любимой и родной земли от вражеских ополченцев.

Художник выводит на первый план народную массу, которая с каждым своим рядом становится все гуще и вдалеке не видно конца этой бесчисленной рати.

Важно

Народная толпа изображена подобно мощной лавине, которая льется из ниоткуда. Она готова биться с огромным вражеским войском и ни при каких обстоятельствах не терять своей земли. Уже скоро начнётся кровопролитная схватка, которая принесёт заслуженную победу одной из сторон.

Внимание привлекает центральный образ старика, который оперся на насадку для острия копья, выполненную из дерева. Сзади старика стоит войско, которое будто замерло из-за его остановки. Старик чего-то выжидает, будто выбирает подходящий момент для молниеносной атаки.

Источник: http://infocentereurope.ru/izobrazitelnoe-iskusstvo/opisanie-kartiny-aleksandra-bubnova-utro-na-kulikovom-pole.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector