Жанр пьесы «Горе от ума» Грибоедова: жанровое своеобразие и особенности произведения
Произведение «Горе от ума» Грибоедова можно считать первой в российской классической литературе комедийный драмой, поскольку в основе сюжета лежит переплетения любовной и социально-политической линии, объединены данные сюжетные повороты только лишь главным героем Чацким.
Критики относили «Горе от ума» к различным жанрам: политическая комедия, сатирическая комедия, социальная драма. Однако, сам Грибоедов настаивал на том, что его произведение – это комедия в стихах.
Но все же однозначно называть данное произведение комедией нельзя, поскольку в своей сюжетной линии затрагиваются и социальные проблемы, и проблемы любовного характера, также можно отдельно определить общественные проблемы, которые актуальны и в современном мире.
Автор в своем произведении поднимал такие проблемы, как: взяточничество, карьеризм, отказ от образованности и в то время, наличие таких поворотов в произведении целиком противоречило комедийному жанру.
В современное время критики все же признают право за произведением называться комедий, поскольку все поднятые социальные проблемы описываются с большой долей юмора.
Например, когда отец застал Софию в одной комнате с Фамусовым, София отшутилась: «Он шел в одну комнату, но попал в другую» или же взять во внимание ситуации, когда София подтрунивала над Скалозубом по поводу его необразованности, а Скалозуб ответил: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы, об них как истинный философ я сужу».
Особенностью произведения можно обозначить то, насколько резко и в самый драматический момент обрывается комедия, ведь как только открывается вся правда, героям лишь остается идти по пути новой жизни.
Грибоедов сделал несколько непривычный шаг в литературе того времени, а именно: он отошел от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала. Также жанровой особенностью можно назвать то, что писатель нарушил единство действий.
Ведь по правилам комедии должен быть один основной конфликт, который к финалу разрешается в положительном смысле, а в произведении «Горе от ума» существуют два, одинаково важных конфликта – любовный и социальный, а положительного финала в пьесе нет.
Еще можно выделить как особенность – наличие элементов драмы. Настолько явно показаны душевные переживания героев, что иногда даже не обращаешь внимание на определенную комичность ситуации. Например, внутренние переживания Чацкого по поводу разлуки с Софией, София одновременно переживает свою личную драму с Молчалиным, который на самом деле абсолютно ее не любит.
Также, новаторство Грибоедова в данной пьесе можно выделить и то, что герои описаны достаточно реалистично. Отсутствует привычное деление персонажей на положительных и отрицательных. Каждый герой имеет свои особенности и в полной мере наделен как положительными, так и отрицательными чертами характера.
В заключение, основной особенностью жанра произведения Грибоедова «Горе от ума» можно назвать то, что данное произведение обладает признаками смешения различных видов жанра литературы.
И единого мнения по поводу того, комедия ли это, или же трагикомедия – нет.
Каждый читатель делает акцент в данном произведении на том, что ему более важно и именно основываясь на этом можно определить основной жанр произведения.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1533
Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Создавая произведение, автор иногда испытывает затруднение в том, как определить его жанр. Особенно тогда, когда и сам текст не укладывается в жесткие рамки какого-либо направления.
Особенности жанра комедии «Горе от ума»
А.С.Грибоедов первоначально определил свое произведение как:
- «сценическую поэму»,
- затем как «драматическую картину»
- и только потом как комедию.
Классицизм XIX века требовал от автора комедии осмеяния человеческих пороков, развлечения публики.
А.С.Грибоедов преследовал иные цели. В письме к Катенину он раскрывает смысл своей комедии:
«… в моей пьесе двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко выше других».
Таким образом, тема пьесы – трагическое противостояние умного человека не понимающему его обществу. Но почему комедия?
Принципы комедии в драматургии и новаторство Грибоедова
Начнем с того, что определим каноны комедии, сложившиеся к началу XIX века в русской культуре.
- Комедия должна была соответствовать единству времени, места и действия.
- В комедии должна быть одна сюжетная линия, в финале порок должен быть наказан, а добродетель торжествует.
- Персонажи должны соответствовать амплуа (герой- любовник. героиня, субретка, резонер).
Грибоедов же во многом отступает от классицистических канонов.
Так, в «Горе от ума» две сюжетных линии (любовная и общественная),
говорящие фамилии и амплуа значительно дополнены индивидуальными чертами героев. Так, Фамусов не только ретроград, но любящий отец, Молчалин – хороший исполнитель, Софья – горда и независима, Чацкий – не только горд, умен, но и самоуверен, иногда даже бестактен.
Итак, оставаясь в рамках классицистической комедии, автор наполняет ее новыми чертами в духе романтизма и реализма.
«Горе от ума» — сатирическая комедия. Главное в ней – несоответствие внешнего и внутреннего, мыслей и поведения. Так, благонравный на словах Молчалин – циник по отношению к людям, но на словах и в поведении – любезен, услужлив.
Противоречивы и высказывания персонажей о Скалозубе:
«И золотой мешок, и метит в генералы» — «… слова умного не выговорил сроду ».
Высокое положение персонажей не соответствует их поведению или мыслям.
Скалозуб говорит:
«…чтоб чины добыть, есть многие каналы».
Фамусов занимает довольно большой пост – управляющий в казенном месте, однако он формально и попустительски относится к своим обязанностям:
«Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
Общечеловеческой морали противостоит мораль этого общества:
«Грех не беда, молва нехороша».
Подчас речи Чацкого не понимают другие персонажи или понимают превратно.
Комические особенности и преобразования в пьесе «Горе от ума»
Комические несоответствия есть и в характере Чацкого. Пушкин, например, отказывал Чацкому в уме. Дело в том, что этот умный человек попадает в нелепую ситуацию и все равно мечет бисер перед свиньями. Его никто не слушает (3-е действие) и не слышит.
Комически преобразован в комедии любовный треугольник.
Чацкий любит Софью, которая любит Мочалина, Молчалин же признается во влюбленности служанке Лизе, которая в свою очередь грезит о буфетчике Петруше.
Комичен язык персонажей. Уже современники отмечали, что многие строки комедии стали афоризмами
(«Ну как не порадеть родному человечку», «Шел в комнату — попал в другую», «Карету мне, карету», «Кузнецкий мост и вечные французы» и многие другие).
Стоит отметить, что авторами этих реплик могут быть абсолютно все персонажи.
Итак, поэт Грибоедов определил жанр своего текста как комедию. Однако все не так просто: комические обстоятельства, в которые попадает главный герой, постоянные разнообразные несоответствия, противоречия между комическим и трагическим – все это помогает ему наиболее полно раскрыть трагический конфликт между
«веком минувшим» и «веком нынешним». Возможно, следует назвать жанр «Горе от ума» трагикомедией. Преобладание общественно-политического конфликта над любовным и делает пьесу трагикомедией. Гоголь же называл «Горе от ума» «общественной комедией».
Здесь важно то, что Гоголь – лучший сатирический писатель и драматург XIX века, называет этот текст комедией, таким образом подтверждает определение Грибоедова.
В то же время то, что специалисты до сих пор спорят о жанровом своеобразии пьесы «Горе от ума», говорит о том, что эта замечательная вещь до сих пор остается загадкой и для критиков, и для литературоведов, и для читателей и зрителей.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/zhanrovoe-svoeobrazie-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
Своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» как литературного произведения начала 20-х годов xix века
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» как литературного произведения начала 20-х годов xix века
Скачать сочинение |
Комедия Грибоедова “Горе от ума”, бесспорно, лучшее произведение великого драматурга. Можно даже сказать, что для потомства Грибоедов навеки остался автором одного про- изведения. Комедия стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Грибоедова, да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров.
Своеобразие комедии Грибоедова в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым, рубежным произведением на стыке “века нынешнего” и “века минувшего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического искусства. В этом состоит литературное своеобразие комедии.
Но вместе с тем произведение Грибоедова — это новое слово не только в драматургии, но и воплощение нового мышления, нового понимания отношений личности и общества.
В чем же идейное и стилевое своеобразие комедии? Обратимся прежде всего к конфликту.
На фоне традиционных классических драм, водевилей, колких комедий Шаховского конфликт комедии Грибоедова отличается психологической и философской новизной и глубиной. Несостоятельны упреки современников в том, что в “Горе от ума” был использован сюжет и конфликт пьесы Мольера “Мизантроп”. Главного героя “Мизантропа” Альцеста называли литературным прототипом Чацкого.
Но Чацкий если какими-то чертами и напоминает Альцеста, то является все-таки живым, полноправным персонажем, реалистическим характером, а вовсе не мизантропом. “Я… не имею таланта Мольера”, — говорит Грибоедов в знаменитом письме к Катенину. Чацкий — портрет живого человека. “Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии”, — считает Грибоедов.
Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира — всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. При желании в комедии можно найти фарсовые элементы, которые в общем-то не являлись в те времена новшеством. (Например, реплики Скалозуба, княгини, явление Репетилова.
) В пьесе Грибоедова все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения. Чацкий не просто объект сочувствия автора и не просто герой-резонер, выражающий идеи Грибоедова. Чацкий тоже смешон, смешна и Софья, и все фамусовское общество.
Значит, это особая комедия, обличающая (устами Чацкого) нравы фамусовского общества, и в то же время комедия, в которой зрители смеются над своим обличителем. “Ум с сердцем не в ладу”, — восклицает Чацкий в одну из редких минут прозрения. Чуткости и непосредственности живой жизни Чацкому явно не хватает.
Недоверие к жизни мстит за себя, и развитие и личной, и общественной интриг приводит умнейшего Чацкого к катастрофе и разочарованию в жизни. Таким образом, мы можем назвать произведение Грибоедова философской драмой, главным конфликтом которой является конфликт между живой жизнью и нашими отвлеченными понятиями о ней.
Рассматривая жанровое своеобразие пьесы, нельзя не обратиться к ее стилевым особенностям. В новаторской пьесе Грибоедова сочетаются черты классицизма и реализма. Создавая пьесу, Грибоедов вырабатывал особую, новую поэтику. “Я как живу, так и пишу, свободно и свободно”, — говорит Грибоедов в письме к Катенину. Даже черты классицистического стиля нашли свое своеобразное преломление.
Пресловутые числовые характеристики традиционной драмы (пять актов, три единства) вроде бы выдерживаются, монологи классицистических резонеров остаются таковыми, амплуа, принятые в драматургии того времени, присутствуют. Но все это насыщено каким-то новым, живым, реальным смыслом.
Например, “субретка” Лиза — это реалистически изображенная крепостная девушка, счастливая и бойкая, полная лукавства и проницательности. Новаторство Грибоедова дало, например, Пушкину повод сформулировать нечто вроде закона о праве драматургического писателя самому избирать правила для своего творчества. Пушкин отстаивал, подобно Грибоедову, свободу писателя от канонов классицизма.
Особо хочется отметить реалистические характеры в пьесе Грибоедова. Это не карикатуры (“карикатуры ненавижу” — письмо к Катенину), это живая картина нравов. А ведь в характеристике реалистического героя имеется и типичное, обобщенное, и конкретное, индивидуализированное. Это было настоящим открытием гениального драматурга. Возьмем, например, совершенно новые речевые характеристики героев.
Язык, на котором общаются герои комедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. “Смесь французского с нижегородским”, насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеем дело. Почти книжная речь Чацкого, насыщенная остротами, резко выделяет его среди всех героев комедии.
Почти звукоподражательное изображение речи… светских барышень (например: “тюрлюрлю атласный” Натальи Дмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого — все это позволяет нам согласиться со словами Пушкина: “…о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы”.
Стиху сообщается разговорный характер, непредсказуемость живой жизни выражена в вольности ямба, переходе реплики. Ярким примером может служить сон Софьи, который она придумывает на ходу.
Позвольте… видите ль… сначала
Цветистый луг, и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Итак, мы рассмотрели жанровое и стилевое своеобразие пьесы в связи с ее глубоким идейным своеобразием. Однако полемика вокруг “Горя от ума” в 20-е годы прошлого века, неоднозначная оценка современниками пьесы говорят о том, насколько новаторским был замысел Грибоедова. Не только злободневное содержание комедии волновало современников. Лучшие умы того времени догадывались о несвоевременной философской глубине ее конфликта. Комедия “переживет много эпох” и останется своеобразным, неповторимым произведением и для потомков.
7742 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» как литературного произведения начала 20-х годов xix века
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00040901184864049275/
Жанровое своеобразие пьесы “Горе от ума”
Высказывания о жанре комедии
1) И.А.Гончаров: “…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя – больше всего комедия – какая едва ли найдётся в других литературах…”
2) А.А.Блок: “Горе от ума”…
– гениальная русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором “жизни нет”; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик… написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных”.
3) Н.К.Пиксанов: “По существу, “Горе от ума” следовало бы назвать не комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении.
Реализм “Горя от ума” – это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщённый, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветлённый”.
4) А.А.Лебедев: “Горе от ума” всё пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях…
Стихия комического в “Горе от ума” – стихия сложнейше противоречивая… Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и “лёгкий юмор”, “трепещущая ирония”, даже “вроде ласкающий смех” и тут же “едкость”, “желчь”, сатира.
…
Трагедия ума, о которой идёт речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в “Горе от ума” и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего…”
Аргументы в пользу комедии
1. Приёмы комического:
а) Главный приём, используемый в комедии Грибоедова, – комические несоответствия:
Фамусов (управляющий в казённом месте, но к обязанностям относится халатно):
Дай волю вам, оно бы и засело; А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. |
Комические несоответствия в речи и поведении:
Фамусов (Лизе): Ой! зелье, баловница… (Софии): Свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!.. |
Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. |
Есть противоречия и в высказываниях о нём других персонажей комедии: с одной стороны, он “слова умного не выговорил сроду”, с другой – “и золотой мешок, и метит в генералы”.
Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).
Хлёстовой:
Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка, Я гладил все его: как шелковая шерстка! |
Лизе о любви к Софье:
И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Пойдём любовь делить плачевной нашей крали… |
Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи, обращённые к Софье, Чацкий произносит в самый неподходящий момент).
б) Комические ситуации: “разговор глухих” (диалог Чацкого и Фамусова во II действии[1], монолог Чацкого в III действии[2], разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским[3]).
в) Комический эффект создаёт пародийный образ Репетилова.
г) Приём гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого.
2.
Язык “Горя от ума”– язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).
Аргументы в пользу драмы
1. Драматический конфликт героя и общества.
2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.
Источник: https://literatura5.narod.ru/gore.html
Жанровое своеобразие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (вариант 6)
Жанровое своеобразие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816-1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась, постепенно от классицизма она переходила к сентиментализму, романтизму, реализму.
Происходящие изменения отразились и в художественных особенностях «Горя от ума», так как, выбрав традиционный жанр комедии для своего произведения, А. С. Грибоедов существенно видоизменяет его. Комедия – один из драматических жанров.
Драма, как один из родов литературы, сама по себе имеет довольно значительное количество ограничений (ограничения в объеме, количестве действующих лиц, ремарках автора).
наличие в основе сюжета комического, то есть вызывающего смех, противоречия, конфликта между персонажами, их взглядами и действиями.
При этом у автора есть положительный идеал поведения человека, на который он ориентируется, и те персонажи, которых он высмеивает и осуждает. От столкновения их мировоззрения и идеалов и возникает комический эффект.
Классическая комедия, хоть и считалась низким жанром, была предназначена для исправления нравов, должна была содержать один главный конфликт и пять действий. В четырех из них конфликт развивается, в пятом – получает разрешение. В развязке добродетель торжествует, а порок наказан.
картину быта, нравов, жизни барской Москвы первой четверти XIX века, нарисовать типические характеры московского дворянского общества (Фамусов, Молчалин, Хлестова, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий). Они обладают целым рядом комических черт.
Комичен Скалозуб, рассуждающий о красотах Москвы («По моему сужденью, Пожар способствовал ей много к украшенью»), Фамусов, говорящий о достоинствах москвичей и москвичек («С головы до пяток На всех московских есть особый отпечаток»).
«Зла, в девках целый век», смешны вопросы Чацкого о Москве и москвичах («Господствует еще смешенье языков французского с нижегородским?»)… В пьесе «Горе от ума» применяются классические комические приемы, вызывающие смех зрителей. Это «говорящие» фамилии персонажей, они рассказывают нам о характере этих героев еще до их появления на сцене.
Молчалин, по определению Чацкого, «на цыпочках и не богат словами». Скалозуб любит солдафонские шутки (на вопрос о родстве с Настасьей Николаевной он отвечает: «Виноват-с, мы с нею вместе не служили»). Горич горюет о том, что женился и «попал под каблук» жены.
В комедии есть персонаж по фамилии Репетилов, который представляет так называемое «кривое зеркало» главного героя, повторяя его мысли и идеи, но механически, не думая об их смысле, как попугаи повторяют человеческие слова.
«разговор глухих», когда два героя (Фамусов и Чацкий), увлеченные каждый своей мыслью, развивают и продолжают ее, не слушая друг друга.
Много в комедии реплик в сторону или вполголоса, которых не слышат другие действующие лица, но слышат зрители (Софья говорит о Чацком: «Не человек,змея!»). Но при этом автор отступает от канонов построения классического жанра комедии уже в определении главного противоречия своего произведения.
Публика того времени привыкла, что центральным противоречием комического произведения является конфликт любовный. Он есть и у А. С. Грибоедова. Но вопреки традиционному для комедии легкому и непринужденному описанию интриг и смешных положений, в которые попадают герои, любовный конфликт грибоедовской пьесы оказывается не очень-то смешон, а главное, неразрешим.
порождает Софья). Фамусов же никогда не даст своего согласия на брак дочери с Молчалиным, хотя она и пытается найти способ и узнать мнение отца о такой возможности (придумывает сон в начале комедии, который она якобы видела).
А самое главное, герой-любовник Молчалин, оказывается, вовсе не собирается жениться на влюбленной в него Софье («без свадьбы время проволочим»), любит ее «по должности» секретаря ее отца, а симпатизирует на самом деле Лизе, служанке влюбленной госпожи.
В результате любовный конфликт выглядит совсем не смешным, а даже грустным, если принять во внимание тот «мильон терзаний», который переживает Чацкий, узнав, что любимая девушка его не любит и даже предает.
«мильон терзаний» и у Софьи, которая становится свидетельницей унизительных для нее признаний Молчалина.
Совсем не традиционное, зато реалистическое изображение любовного комического конфликта рисует нам А. С. Грибоедов, расширяя тем самым границы комедии как жанра. Но как первым отметил И. А. Гончаров, любовный конфликт не главный в комедии.
Он только осложняет, углубляет основной, которым является противоречие социальное, вещь небывалая в комедийных произведениях того времени. Драматург сознательно идет на такое нововведение, и в комедии появляется второй конфликт между консервативным московским дворянством и радикальным прогрессивным представителем дворянской молодежи Чацким. Этот конфликт также выглядит совсем не традиционно и совсем не так смешно, как должно быть в комедии. Это скорее грустно, когда один-единственный прогрессивно мыслящий человек должен обороняться против всех остальных героев комедии, пытаясь привнести в их жизнь хоть капельку здравого смысла, совести, новых идей. Монологи Чацкого, в которых отражается прогрессивное мировоззрение передовых дворян первой четверти девятнадцатого века, скорее должны принадлежать трагическому герою, нежели главному герою комедии. Это также, без сомнения, является жанровым своеобразием пьесы, созданной А. С. Грибоедовым.
«Горе от ума» отличается от всех прочих произведений этого жанра еще и тем, что в ней нет счастливого конца. Комедия традиционно должна была заканчиваться торжеством добродетели или свадьбой. Ничего подобного в пьесе А. С. Грибоедова не происходит.
Вернее, в пьесе вообще нет развязки, драматург прибегает к так называемому приему «открытого» сюжета. После сцены разоблачения Молчалина сразу же следует появление Фамусова, от которого Чацкий узнает, что сумасшедшим его ославила Софья.
Чацкий произносит свой последний монолог, клянется больше не появляться в Москве и уезжает, оставляя дочь и отца, размышляющего, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Какая уж тут свадьба или торжество добродетели! Это скорее формальное поражение положительного героя, который еще долго в рассказах московских кумушек будет фигурировать, как «безумный Чацкий».
Да и Софье не позавидуешь! В одночасье лишиться двух женихов (Молчалина и Чацкого), остаться одной с перспективой быть выданной заботливым папенькой замуж за Скалозуба или быть отправленной «к тетке, в глушь, в Саратов». Хотя у нас и не остается ощущения, что главный герой раздавлен и погиб или (что еще хуже) отказался от своих убеждений и в угоду Софье начнет делать карьеру и прислуживаться, веселым такой итог назвать трудно. Совсем не традиционно завершает произведение автор комедии.
«отличающимся какой-то живостью и моложавостью», но и дадут толчок к более свободному и оригинальному пониманию границ драматических жанров. В дальнейшем это приведет к появлению оригинального и нетрадиционного жанрового своеобразия русской драматургии, проявившегося в комедиях Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Не только Чацкий, но и А. С. Грибоедов «начинает новый век».
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/9/8696.htm
Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».
В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой.
Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.
Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.
Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно отметить не одну, как было принято любовную интригу (Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза – Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия.
В классицистическом произведении любовной паре господ соответствовала пара слуг, пародирующая их. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина).
Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…» (а теперь Молчалин мечтает стать дворянином, женившись на дочери Фамусова).
Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально‑политический.
Все герои произведений классицизма были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается только в общих чертах: так называемое фамусовское общество противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды.
Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж плох.
Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:
…Во‑первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное – поди‑тка, послужи…
Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительность, даже злобой («Не человек – змея» – это оценка Чацкого его бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.
В классицистической комедии обязателен хороший конец, т. е. победа положительного героя и добродетели над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных.
К положительным можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей – родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянника княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник». И из‑за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой». Фактически же Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах страны. Они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.
По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть юмористической, фарсовой либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент.
В комедии есть такие герои, как Скалозуб, Тугоуховские, смешные в каждом своем действии, каждом своем слове.
Использованы также и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий – Репетилов).
Главные герои комедии неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем‑то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.
Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма.
Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии.
В итоге мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.
Источник: https://resoch.ru/zhanrovoe-svoeobrazie-pesy-gore-ot-uma/
11. Проблематика, идейный смысл, система образов в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума». Традиционное и новаторское в произведении. Комедия в русской критике
В комедии отражена
эпоха, наступившая после 1812 года.
Историческое содержание «Горя от ума»
раскрывается прежде всего как столкновение
и смена двух больших эпох русской жизни
– «века нынешнего» и «века минувшего»,
рубежом между которым была Отечественная
война 1812 года, разгром Наполеона,
возвращение армии из заграничных
походов.
В этот переломный период и
появилась комедия «Горе от ума». Тогда
впервые появились вольнолюбивые идеи,
а на фоне грандиозных событий происходили
изменения во всех сферах духовной жизни
общества.
Замысел комедии “Горе
от ума” возник в то время, когда в
России в ответ на усиление правительственной
реакции стали зарождаться тайные
политические общества.
Столкновение
человека декабристских взглядов с
реакционной массой дворянства было
положено в основу его комедии; это
придало ей социально-политический
характер. Комедия отразила всё
усиливающуюся в русском обществе
борьбу декабристов и крепостников. Эта
борьба является основным двигателем
действия пьесы.
Но выступление Чацкого
против фамусовского общества осложняется
его любовной драмой. Личная и общественная
драма Чацкого внутренне связаны,
развиваются до конца комедии, не заменяя
одна другую, а пфегшетаясь и осложняя
друг друга. Мастерство Гр, проявленное
им в построении комедии, особенно ярко
сказывается в том, что все образы, данные
в ней, вплоть до самых незначительных,
играют важную роль в развитии сюжета,
особенно же в осуществлении основного
идейного замысла — дать в комедии
широкую картину современной русской
действительности, показать столкновение
“века нынешнего” с “веком
минувшим”.
Идейно-тематическое
содержание комедий.
В своей комедии
Грибоедов очень остро поставил ряд
важнейших для его времени проблем:
проблему крепостного права и взаимоотношений
дворян-помещиков и крепостного
крестьянства, проблему службы в
феодально-крепостнической России,
просвещения и культуры, связи интеллигенции
с Народом, ложного и истинного патриотизма.
Эта проблематика придала комедии
острый политич-й характер, сделав её
произведением, которое, ещё не будучи
напечатанным, разошлось в тысячах
экземпляров рукописных списков не
только в столицах, но и в Провинциальных
городах.
Само
заглавие комедии указывает, что автор
включил в сод-е “Горе от ума” ещё
одну проблему. Гр. показ-т горе умного
человека, кот-й принуждён жить в
крепостническом обществе, где гибнут
ум, любовь, стремление чел-ка к творч-у,
все лучшие чел-е кач-ва.
Причиной
трагедии, Чацкого являются его передовые
взгляды, ум и благородные стремления.
Всё это не только не ценится в фамусовском
обществе, но отвергается, больше того
— преследуется им. Человек может быть
принят в этом дворянском обществе, лишь
Отказавшись от своих взглядов в угоду
господствующим, подчинившись традициям
этого общества.
Действующие
лица строго связаны с узким кругом темы
комедии и имеют, согласно классической
русской традиции, имена-характеристики:
Молчалин – бессловесный, Скалозуб –
человек с оскалом, Репетилов – повторяющий
чужие слова, но не понимающий их истинного
смысл; Тугоуховский – тугой на ухо;
Хлестова – хлущущая, резкая.
Однако
нельзя не заметить, что почти все эти
«значимые» фамилии соотнесены по
значению со словами «говоришь» –
«слышишь», что связано с глубоким
идейным наполнением «Горя от ума» :
фамусовский мир глух к правде, к истине.
С русской классической комедией пьесу
Грибоедова роднят и соблюденные автором
два из трех знаменитых единств места,
времени и действия.
Все действие
совершается в доме Фамусова в течение
одних суток. Он блестяще показал своим
современникам, что и при соблюдении
классических единств, произведение
может быть глубоко реалистичным,
жизнерадостным, правдивым.
Драматург не только полно раскрыл характеры
героев, но и воссоздал социально-политичскую
обстановку того времени, передал быт и нравы Москвы, колорит екатериненской
эпохи. Автор свободно допускает
существенные отступления от классических
норм комедии. В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в традиционно
статических образах, а в движении, в
борьбе нового со старым, в развитии.
Если в произведения классицизма герои
выступали с заранее сложившимися
характерами, остающимися неизменными
на всем протяжении действия, то в «Гре
от усм», напротив, Грибоедов стремится
раскрыть внутреннее развитие своих
персонажей. Подробно освещена в репликах
героев биография Чацкого, можно
проследить, как сформировалась его
личность.
Происходят изменения в характере и настроениях Софьи. Три
года назад она любила Чацкого, а теперь
он ее раздражает; сама Софья влюблена
в Молчалина. Хотя писатели 18 в. понимали
значение общественной среды и стремились
к ее изображению, она все-таки выступала
в их пр-х как некая абстракция.
Утверждая
принцип развития как основу реализма,
Грибоедов показывает те жизненные
факторы, которые определяют изменения,
происходящие в характере человека,
обуславливают процесс формирования
его личности. Автор раскрывает хар-р
героев в тесной связи с той общественной
средой, которая их воспитала.
Активное
введение «внесценических персонажей»
в сюжет «Горя от ума» является новаторским
завоеванием Грибоедоваа. Их присутствие
в комедии создает впечатление, что
где-то рядом находятся знакомые
незнакомцы. Тем самым автор как бы
раздвинул стены фамусовского дома,
укрупняя основной конфликт пьесы:
столкновение пылкого правдолюбца с косной общественной средой.
Перед нами
предстает отец Молчалина, дающий где-то
в Твери наставления сыну, и Максим Петрович, образ которого блестяще
нарисован благоговейно относящимя к
нему Фамусовым. Т.о. в «Горе от ума» мы
сталкиваемся с новым методом
художественногго отображения
действительности.
Этот метод
характеризуется показом всех явлений
и событий в их взаимной обусловленности,
подчеркиванием роли общественнй среды,
жизненных обстоятельств, воспитания.
Основной чертой реализма является
изображене типических характеров в типических обстоятельствах.
Художественной
новаторство Грибоедова в комедии
заключено в том, что он преодолевает
однолинейность в изображении характеров,
свойственную его предшественникам. В
«Горе от ума» люди состоят не из одних
пороков и не из одних добродетелей, их
характеры раскрываются многосторонне.
Фамусов не только реакционер, ненавистник
просвещения, но и любящий отец и важный
барин, покровитель своих родственников.
Новаторство комедии выражено в простоте
и ясности композиции. Грибоедов решительно
отвергает требования классической
комедии. Ход действия и развития до
конца пьесы неясны.
Нет развязки, судьба
героев не решена, и комедии с точки
зрения классического плана явно не
хватает пятого акта, где бы все кончилось
благополучно. Гениальным новатором
оказался Грибоедов и в развитии языка
русской литературы. Он широко и обильно
использовал в своей комедии живую
разговорную речь. Индивидуализации
персонажей, их яркой портретности
способствовала их речь.
Речь Скалозуба
с ее военными терминами и фразами похожа
на военные приказы. Комедия Грибоедова
положила начало реализму в русской
драматургии.
Подчеркивая верность
пьесы изображаемой действительности,
А. А. Бестужев-Марлинский в статье
«Взгляд на русскую словесность
в течение 1824 и начале 1825 года»
отмечает именно «зеркальность» ее сцен.
На широту и глубину обобщений
в пьесе «Горе от ума» указывает
и И. А. Гончаров. «Как картина, она,
без сомнения, громадна, — пишет
он. — Полотно ее захватывает
длинный период русской жизни— от Екатерины
до императора Николая». Белинский
в пору своего примирения с «гнусной
действительностью» высказывал глубоко
ошибочные взгляды на эту пьесу.
Он полностью отрицал ее идейно-художественную
значимость. Но, преодолевая идеализм,
отказываясь от своей ложной оценки
«Горя от ума», он утверждал, что это
«благороднейшее гуманическое произведение,
энергический (и притом еще первый)
протест против гнусной расейской
действительности, против чиновников,
взяточников, бар-развратников, против…
светского общества, против невежества,
добровольного холопства и пр., и пр.,
и пр.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1725690/page:11/
Сочинение по литературе. Своеобразие жанра комедии грибоедова *Горе от ума*
“Драматического писателя
должно судить по законам,
им самим
над собою признанным.”
(А. С. Пушкин)
Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем
произведении ставил перед собой автор. Отмечая жанровое своеобразие комедии
Грибоедова, критики подходили к важному вопросу являются ли особенности ее
(комедии) результатом недостаточного мастерства Грибоедова-драматурга
(непродуманности плана, вялости интриги), или же они свидетельствуют о
принципиально новой задаче, поставленной Грибоедовым. Известно, что Грибоедов
первоначально определил свое произведение как “сценическую поэму”. “Первое
начертание этой сценической поэмы, – писал он, – как оно родилось во мне, было
гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который
я принужден был облечь его.” Это определение много говорит нам о замыслах
Грибоедова. Трагедия Чацкого должна была развернуться повествовательно, на фоне
картины современной действительности, на фоне ярких событий времени,
столкновения различных мировоззрений. Иначе говоря, театральный жанр
переосмыслялся и приобретал совершенно неожиданный облик.
Грибоедов уже в
самом начале работы над комедией сознавал новизну своего замысла, неприемлемого
для современного театра с его привычками и условиями. Для понимания этого
небезынтересно было бы отметить такой факт. Год завершения “Горя от ума” (1824)
ознаменован для Грибоедова обращением к Гете. “Гетевская атмосфера” чувствуется
и в самой комедии. (Например, фраза Чацкого из явления седьмого, действия
первого – “Где время то? где возраст тот невинный?” – является несколько
измененной цитатой из пролога “В театре” “Фауста” Гете: “So gib mir auch die
Zeiten wieder”; можно найти и другие примеры.) Грибоедов переводит отрывки из
“Фауста”. (Говорили, что он собирается делать перевод всего “Фауста”, которого
знал наизусть.) Нет сомнений в том, что жанровое своеобразие “Фауста” было
отмечено Грибоедовым и сыграло немалую роль в определении его творческих
замыслов. Гете именовал “Фауста” “драматической или сценической поэмой”, а
отдельные главы-сцены называл песнями. Интересно, что уже после завершения
комедии Грибоедов назвал ее “драматической картиной”.
Эта жанровая
неоднозначность, проявившаяся уже при создании “Горя от ума” и ярко сказавшаяся
в самой комедии, вызвала многочисленные недоумения и противоречивые оценки
(подчас и резко отрицательные). На первый взгляд новоявленная комедия была тесно
связана с предшествующей комедийной традицией. (Сам автор был известен как
создатель нескольких вполне традиционных по сюжету и композиции комедий.) В ней
формально были соблюдены законы трех единств (места, времени, действия),
сохранена нравоучительность названия. Интрига основана на разного рода
недоразумениях, которые разрешаются по ходу действия. Интригу движут звенья
случайностей (обморок Софьи, распространение ею клеветы о Чацком, задержка его
кареты, неожиданное появление Софьи в момент любовного объяснения Молчалива
Лизе). Сохранены были и традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый
любовник; Молчалин – удачливый любовник и хитрец; Софья – избалованная
сентиментальная девица; Фамусов – отец, которого все обманывают, в то время как
он озабочен выгодным браком дочери; Лиза – проницательная, ловкая служанка.
Традиционны и имена-характеристики, два из которых намеренно офранцужены –
Фамусов и Репетилов (не без иронии над французской комедией). Не новы и давние
комедийные приемы – “разговор глухих” и “падение”.
И все же, при всех общих
чертах с русской классицистической комедией, “Горе от ума” не укладывалось в
традиционные рамки этого жанра. Прежде всего, содержание “Горя от ума” было
намного шире традиционного содержания комедии. Обычная интрига и борьба, которую
вел Чацкий как герой обычной комедии, оттеснялась на второй план другой борьбой,
которую Чацкий вел с обществом Фамусовых, Скалозубов, Хлестовых, Репетиловых,
Загорецких. Это другое, высшее общественно-идейное содержание определило
своеобразие жанра комедии – сатиры общественных нравов, что было замечено
многими критиками и литераторами. Русская комедия(до Грибоедова) ставила своей
задачей осмеяние человеческих пороков, но осмеяние это лишь изредка поднималось
до осмеяния общественных пороков, целых социальных явлений. Недаром Белинский
писал, что “Горе от ума” – это самая злая сатира на общество. Жанровые признаки
сатиры оказали влияние на композицию комедии и на развитие главной интриги.
Именно этим вызваны остановки в действии, торможение интриги. Собственно
действие, движение уступает место длинным монологам, пространным речам. В этом
отношении показателен второй акт пьесы, представляющий собой идейный спор
представителей разных мировоззрений – Фамусова и Чацкого. При этом нужно учесть,
что все произнесенное со сцены в то время звучало куда актуальнее и
злободневнее, чем теперь. За каждым словом вставали реальные картины русской
действительности. Эта действительность узнавалась во всем – в мелких деталях,
разбросанных по всему тексту, во внесценических персонажах… Все это рождало у
современников Грибоедова целый ряд ассоциаций. Например, в начале первого
действия Грибоедов подсмеивается над традиционным дворянским воспитанием и для
этого вводит первого внесценического персонажа – старушку Рознье. Это образ
типичной старушки-француженки, не отличавшейся в молодости особой
благочестивостью. Рассказ Софьи о сне точь-в-точь взят из популярного в то время
сонника, толкующего любые сновидения. (Здесь, впрочем, очевидна и ирония над
многочисленными снами у Жуковского.)
Грибоедов не обходит стороной вопрос об
образовании, шум и споры вокруг которого не утихали в те годы. В репликах
Хлестовой, Тугоуховской, Скалозуба названы почти все виды учебных заведений,
существовавших в России в первой четверти XIX века: пансионы, лицеи,
ланкастерские школы (которые Хлестова по своему невежеству называет
“ланкарточными”), Педагогический институт… Характерная черта общества тех лет
– приверженность ко всему заграничному – проявляется и в упоминании модных
французских магазинов, и в речи персонажей, пересыпанной галлицизмами.
Можно
найти еще множество деталей, ярко рисующих быт, жизнь, нравы и привычки
тогдашнего общества.
Недоумения критиков вызвала не только резкая
общественная направленность комедии. Жанровое своеобразие “Горя от ума”
сказалось в ее трагикомизме. Камнем преткновения стал, собственно говоря, один
персонаж, не вмещавшийся ни в одно традиционное амплуа, – Чацкий. Чацкий – герой
из другого мира, ему, с его мыслями и чувствами, не место здесь, в этом
обществе, среди этих людей. Его пламенные монологи должны бы звучать в
какой-нибудь трагедии, но не в комедии. Здесь он смешон, смешон своей рассеянной
недогадливостью, наивностью, неумением скрывать мысли и чувства,
идеалистичностью, неосмотрительностью. Всей своей фигурой он вносит суматоху,
беспорядок в мирное течение жизни дома Фамусовых. Но противоречие в том, что чем
в более смешные ситуации он попадает, тем более трагичным становится его
положение.
Комическое, сатирическое, трагическое нераздельно слиты в единое
целое, и в этом – жанровая уникальность “Горя от ума”. Именно – в слиянии, в
синтезе, а не в чередовании комических эпизодов с трагическими, вперемежку с
сатирическими монологами. Одновременно идет развитие двух линий, неразрывно
связанных друг с другом: Чацкий – Софья, Чацкий – общество Фамусова. (Софья и
там, и там является двигателем интриги.) И разбросанность сюжета, и внезапность
переходов от одной сцены к другой (а это не раз ставили в упрек Грибоедову!)
логически оправданы. Только логика эта не внешняя, а внутренняя, она кроется в
глубокой психологизации героев, что почти совсем не имело места в комедии
догрибоедовского периода.
Новизна комедии, наличие в ней признаков различных
жанров определили и сложность сценического воплощения пьесы. Часто она
понималась очень однобоко. Немирович-Данченко, например, писал в 1923-м году:
“…играют не пьесу, а те публицистические статьи, что она
породила…”
Прошло без четверти два века с момента написания комедии, а она,
по слова Блока, все остается “неразгаданной до конца”.
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1373.html
Проблематика и поэтика комедии. “Горе от ума”. Жанровая специфика пьесы. Своеобразие творческого метода А. С. Грибоедова
«Горе от ума» – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни. В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 года. Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего».
В этот переломный период и появилась комедия «Горе от ума». Тогда впервые появились вольнолюбивые идеи, а на фоне грандиозных событий происходили изменения во всех сферах духовной жизни общества. Изменения не могли не коснуться и литературы, в которой до того времени господствовал классицизм, как нельзя лучше подходившей екатериненской эпохе.
Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену”.
Этим и обусловлено новаторство Грибоедова – в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С.
Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы. Личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Грибоедов обозначил жанр своего произведения – комедия. Но каждый получил свой «мильон терзаний». .
Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой.
Он затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и важнейшие нравственные вопросы, современные в любую эпоху; осмысливает те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают его пьесу истинно великим художественным произведением.
И все же он адресовал «Горе от ума» прежде всего своим современникам.
Театр Грибоедов рассматривал не как увеселительное заведение, но как кафедру, трибуну, с которой мог произнести важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки – мелочные, пошлые, комичные – и ужаснулось им, и посмеялось над ними. Поэтому Грибоедов стремился показать Москву прежде всего смешной.
зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.
Поэтика. Как первая в новой русской литературе реалистическая комедия, «Горе от ума» несет в себе признаки яркого художественного своеобразия. На первый взгляд в ней ощутима связь с традициями классицизма, проявляющаяся в быстром развитии действия, остром диалоге, насыщенности поэтического языка афоризмами и меткими эпиграммами.
Сохраняются в комедии три классических единства: все действие сконцентрировано вокруг одного героя (единство действия), оно совершается в одном месте – в доме Фамусова (единство места) и завершается в продолжение суток (единство времени).
Из классицизма же заимствуются особенности драматических амплуа (Чацкий – «резонер», Лиза – «субретка») и говорящие фамилии персонажей, намекающие на особенности их характеров: Фамусов (от лат. fama – молва), Молчалин (молчун), Репетилов (от франц. гepeter – повторять), Чацкий (в рукописи Чадский – намек на романтическую отуманенность героя).
Но традиции классицизма играют в комедии второстепенную роль, да к тому же внутренне перенастраиваются на реалистический лад. Соблюдение трех единств реалистически мотивировано юношеским энтузиазмом Чацкого, в своем нетерпении и упорстве стремительно доводящего конфликт до кульминации и развязки.
«Резонер» Чацкий, в отличие от классицистической однолинейности (герой как ходячая добродетель), достаточно сложен и полон внутренних противоречий. Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер. Речь Скалозуба немногословна и немногосложна.
Он избегает больших предложений и оборотов. Разговор его состоит из коротеньких фраз и отрывочных слов – категоричных и безапелляционных. Поскольку у него все служба на уме, язык Скалозуба пересыпан специальными военными словечками: «дистанция», «в шеренгу».
ибоедов-реалист обновил язык новой русской литературы элементами разговорной речи, включая просторечие и осваивая емкий и образный народный язык. Грибоедов не прибегал к прямым заимствованиям пословиц и поговорок.
Он создавал свои собственные в духе и стиле народной образности: «Дома новы, но предрассудки стары»; «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь»; «Друг, нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок?» и т. д. Он делал это так органично и естественно, что значительная часть его афоризмов вошла в пословицы, в русский разговорный язык, существенно обогатив его: «счастливые часов не наблюдают». Грибоедов, широко используя опыт басен Крылова, ввел в свою комедию вольный ямб, более приспособленный для передачи живого разговора своими неожиданными переходами от длинных стихов к коротким, своими паузами и сложными приемами рифмовки.
Жанровое своеобразие. Первоначально жанр “Горе от ума” был определен ав-тором как “сценическая поэма”, затем – “драматическая картина” и только окончательно – “комедия”.
В начале XIX века перед комедиографом ставилась задача осмеяния пороков того или иного лица, а также развлечение публики.
Преобладание социально-политического пафоса над любовным обусловливает уточнение: “Горе от ума” – социально-политическая трагикомедия, или, по определению Н.В.Гоголя, “общественная комедия”.
В этом сочинении я не касался своеобразия языка пьесы. Но думаю, что выбранный автором стиль разговорной, живой речи тоже повлиял на определение жанра пьесы. Язык Грибоедова реалистичен, является средством как индивидуализации, так и типизации персонажей. Но я считаю, что в названии пьесы, напи-санной простым языком, есть отголосок традиций классической теории “трех штилей”.
Источник: https://cyberpedia.su/12×5248.html