История создания романа “история одного города” салтыкова-щедрина

История создания романа “История одного города” Салтыкова-Щедрина

Город Глупов.
Художники Кукрыниксы

“История одного города” – выдающееся произведение знаменитого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этой статье представлена история создания романа “История одного города” Салтыкова-Щедрина.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по “Истории одного города” Замысел «Истории одного города» постепенно формируется у Салтыкова-Щедрина в течение нескольких лет.

Известно, что в 1867 году писатель знакомит свое окружение со своим новым сказочно-фантастическим «Рассказом о губернаторе с фаршированной головой» (этот рассказ ложится в основу известной нам главы под названием “Органчик” в “Истории одного города”). В 1868 году Салтыков-Щедрин приступает к непосредственной работе над новым романом.

Работа над текстом продолжается в течение 1869-1870 гг. Интересно, что первоначально произведение носит название «Глуповский Летописец». Заглавие «История одного города» появляется позже.


Публикация в “Отечественных записках” в 1869-1870 гг.

В 1869-1870 гг. в журнале “Отечественные записки” Салтыков-Щедрин публикует «Историю одного города» по главам. Автор подписывается как Н. Щедрин.

Главы “Истории” публикуются в несколько другой последовательности, чем мы привыкли их видеть. Ниже представлен изначальный порядок глав:

1. «От издателя»
2. «Обращение к читателю…»
3. «Опись градоначальникам…»
4. «Органчик»
5. «Сказание о шести градоначальницах»
6. «Оправдательные документы к Летописцу. Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем»
7. «Голодный город»
8. «Соломенный город»
9. «Фантастический путешественник»
10. «Войны за просвещение»
11. «Эпоха увольнения от войн»
12. «О благовидной всех градоначальников наружности»
13. «Устав о свойственном градоправителю добросердечии»
14. «Поклонение мамоне и покаяние»
15. «Подтверждение покаяния. Заключение»
16. «Приложение. О корени происхождения глуповцев»

Обратите внимание

Отдельное издание 1870 г.


В 1870 году в печать выходит первое отдельное издание «Истории одного города». 
В первом отдельном издании 1870 года Салтыков восстанавливает некоторые цензурные изменения. Текст романа становится более “острым”. Особенно много изменений касается характера взаимоотношений градоначальников и народа. Также более сжатой и выразительной становится характеристика некоторых градоначальников.

В это издание Салтыков-Щедрин добавляет новую главу – «Известие о Двоекурове». Кроме того, автор существенно меняет порядок глав. Эта последовательность глав становится окончательной (современным читателям знаком именно этот порядок глав):

  1. «От издателя» 
  2. «Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца» 
  3. «О корени происхождения глуповцев»
  4. «Опись градоначальникам»
  5. «Органчик»
  6. «Сказание о шести градоначальницах»
  7. «Известие о Двоекурове» 
  8. «Голодный город»
  9. «Соломенный город»
  10. «Фантастический путешественник»
  11. «Войны за просвещение»
  12. «Эпоха увольнения от войн»
  13. «Поклонение мамоне и покаяние»
  14. «Подтверждение покаяния. Заключение» 
  15. «Оправдательные документы» (три «сочинения» Бородавкина, Микаладзе и Беневоленского)

Второе и третье отдельные издания В 1879 году выходит второе отдельное издание “Истории одного города”. В 1883 году выходит третье отдельное издание произведения. В оба эти издания Салтыков-Щедрин также вносит некоторые правки. На данный момент текст «Истории одного города» печатается по последнему прижизненному изданию 1883 года.

Это была краткая история создания романа “История одного города” Салтыкова-Щедрина.

О прототипах героев “Истории одного города” читайте здесь. 


Смотрите: Все материалы по “Истории одного города”

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/11/istorija-sozdanija-romana-istorija-odnogo-goroda.html

История создания романа «История одного города»

История создания романа «История одного города»

Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить ей все годы.

Салтыков был человеком справедливым, честным, неподкупным, требовательным, принципиальным, боролся со злоупотреблениями чиновников и помещиков, и поэтому отношения с «высшим обществом» у него не сложились.

К тому же горький «опыт» вятской ссылки, во время которой молодой Салтыков боролся со взяточничеством, злоупотреблениями власти, стал школой жизни.

«Провинциальная жизнь – великая школа, но школа грязная»,- сообщал писатель брату в декабре 1852 года. Именно в северном городе Салтыков защищал крестьян, а после, характеризуя суть государственной системы самодержавия, утверждал, что «в провинции существует не действие, а произвол полицейской власти, совершенно убежденной, что не она существует для народа, а народ для нее».

«Губернские очерки» открыли счет сатирическим произведениям Салтыкова-Щедрина, подготовили появление сатирического романа-обозрения «История одного города».

В 1868 году Салтыков оставляет государственную службу, разочаровавшись в ее назначении и поняв свою неспособность что-либо изменить в жизни народа. Накопленные впечатления нашли отражение в ярком, необычном и смелом произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы творений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина.

Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках начала 60-х годов, когда освободительная борьба русского народа переживала подъем. «Наши глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Клевета» и другие очерки показывали неизбежное падение Глупова и победу городов Буянова и Умнова, которым принадлежало будущее.

На время оставив работу над циклом «Помпадуры и помпадурши, Салтыков загорелся идеей создания романа «История одного города», тематически родственного «Помпадурам и помпадуршам».

«Опись градоначальникам» и «Органчик» в журнале «Отечественные записки» (№ 1), но до конца года приостанавливает работу, чтобы осуществить идею создания сказок («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»). Кроме этого, наметилось произведение «Господа ташкентцы», нужно было довести до логического конца «Признаки времени» и «Письма о провинции». Не оставляет Салтыков работу в журнале: появляется серия публицистических и литературно-критических статей и рецензий.

Вернувшись к работе над романом, уже в № 1-4, 9 («Отечественные записки») 1870 года он публикует продолжение «Истории одного города». В 1870 году книга вышла отдельным изданием под названием «История одного города. По подлинным документам издал М, Е. Салтыков (Щедрин)».

«История одного города» вызвала массу толкований и негодований, что заставило Салтыкова ответить на статью известного публициста А. Суворина.

Важно

Автор критической статьи «Историческая сатира», появившейся в апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории, не проникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения. И. С.

Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия». ….

«писатель, которого сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего».

говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»

Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/268/267682.htm

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа – скачать презентацию

Вы можете ознакомиться и скачать М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Презентация содержит 11 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации Слайд 1
Описание слайда:

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романаСлайд 2
Описание слайда:

«История одного города» – в сущности «История одного города» – в сущности сатирическая история русского общества. И.С.Тургенев Необходимо знать историю города Глупова, это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине ХIХ века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости… Максим ГорькийСлайд 3
Описание слайда:

История создания Оставив службу в 1868 году, Салтыков-Щедрин работает над созданием литературного произведения. – Накопленные за годы службы впечатления нашли отражение в этом произведении. – Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках 60-х годов. В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». Работа над произведением продолжена автором и в 1870 году.Слайд 4
Описание слайда:

Что же такое «История одного города» в жанровом отношении?  Сатира на самодержавие? Величайшая антиутопия на темы российской действительности? Философский роман о парадоксах человеческого существования?

Слайд 5
Описание слайда:

Глава «Опись градоначальникам». Что обозначает слово «опись»? Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет? Задание: характеристика правителей города (синквейн).Слайд 6
Описание слайда:

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – существительное. (имя градоначальника) 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.Слайд 7
Описание слайда:

ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ ГОРОДА Дементий Варламович Брудастый Семен Константинович Двоекуров  Петр Петрович Фердыщенко.  Василий Семенович Бородавкин  Иван Пантелеич Прыщ  Эрасте Андреевич Грустилов  Угрюм-БурчеевСлайд 8
Описание слайда:

Совет

Вывод: Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников? Какой вывод можно сделать? Что можно сказать о городе, в котором такие правители? Какие приемы сатирического изображения героев использует автор?

Слайд 9
Описание слайда:

сопоставительный анализ эпизодов поломка головы Брудастого в образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска две «мелодии» вполне достаточно для победного управления глуповским народомСлайд 10
Описание слайда:

Финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении : Финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении : Появление «Оно» означает предсказание народной революции. «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции. Ваше мнение? Объясните финал произведения (аргументируйте свой ответ)Слайд 11
Описание слайда:

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ЦО № 1828 «Сабурово» Савельева Ольга Александровна

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/mnbspenbspsaltykovshhedrin_istoriya_odnogo_goroda_zamysel__istoriya_sozdaniya__zhanr_inbspkompoziciya_romana

История одного города

Знаменитый сатирический роман-обозрение «История одного города» был написан М.Е.Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах.

Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIII веке, а себе отвел лишь скромную роль «издателя» его записок; царей и царских министров представил в образах градоначальни­ков, а установленный ими государственный режим — в образе города Глупова.

«История одного города» — в сущности, сатирическая история русского общества», — писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего.

Фами­лии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному.

Градо­начальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фар­шированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-За­лихватский, Угрюм-Бурчеев — олицетворяют самодержавие и произвол.

В этом романе использованы все художественные при­емы щедринской сатиры — сатирическая фантастика, гро­теск, беспощадная ирония и веселый, торжествующий юмор. Фантастика эта в сущности своей правдива, реалис­тична, нереальны лишь внешние черты образов и событий.

«Говорят о карикатуре и преувеличениях, но нужно только осмотреться кругом, чтоб обвинение это упало само собой… Кто же пишет эту карикатуру? Не сама ли дейст­вительность? Не она ли на каждом шагу обличает самое себя в преувеличении?» — писал Салтыков-Щедрин.

Брудастый-Органчик, несмотря на всю фантастич­ность своей внешности (вместо мозга у него вставлен примитивный механизм — органчик), совершает поступки, ничем не отличающиеся от поступков реально существую­щих правителей.

При въезде в губернию он порет ямщиков, затем день и ночь пишет «все новые и новые понуждения». По его приказам «хватают и ловят, секут и порют, описы­вают и продают». Такое управление было испытано веками, и чтобы так управлять, достаточно было иметь «пустую посудину» вместо головы.

Недаром смотритель народного училища на вопрос глуповцев: «Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заклю­чали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?» — отве­чает, что подобное вполне возможно, что некий правитель «Карл Простодушный…

Обратите внимание

имел на плечах хотя и не порож­ний, но все равно как бы порожний сосуд, а войны вел и трактаты заключал».

Читайте также:  Господский дом собакевича в поэме "мертвые души": описание интерьера

Кроме «разорю!» и «не потерплю!», Органчику других слов и не требовалось по роду его деятельности. «Есть люди, — пишет Щедрин, — которых все существование исчерпывается этими двумя романсами». В образе Орган­чика до предела заострены черты автоматизма и бездушия правителей.

Градоначальник Василиск Бородавкин, знаменитый «войнами за просвещение», за внедрение в быт глуповцев горчицы и персидской ромашки, предстает тоже злобной, бездушной куклой и свои дикие войны ведет при содейст­вии оловянных солдатиков. Но поступки Бородавкина от­нюдь не более фантастичны, чем поступки любого прави­теля-самодура. Бородавкин «спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиной».

В произведениях, предшествующих «Истории одного города», Щедрин писал о том, что на «физиономии обще­ства» вскакивают гнусные прыщи, свидетельствующие о его гнилости, внутренней болезни.

Именно таким олице­творением болезни эксплуататорского строя и является градоначальник Прыщ. Основная черта градоначальника Прыща (он же Фаршированная голова) — животность.

Прыщ неизменно возбуждает аппетит у предводителя дво­рянства — его голова, начиненная трюфелями, распростра­няет соблазнительный запах.

В эпизоде, где предводитель дворянства съедает голову градоначальника, Прыщ окон­чательно лишается человеческого облика: «Градоначальник вдруг вскочил и стал обтирать лапками те места своего тела, которые предводитель полил уксусом. Потом он закрутился на одном месте и вдруг всем корпусом грохнулся на пол».

Даже образ Угрюм-Бурчеева — этот символ угнетения и произвола — вобрал в себя многие конкретные черты антинародных правителей России. Образы градоначальни­ков лишены психологической глубины. И это не случайно.

Важно

Угрюм-Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а механические куклы. Они — полная противоположность живым людям, страдающим и мысля­щим.

Градоначальников Щедрин рисует в резко саркасти­ческой и гротесковой манере, но иногда он пользуется и иронией, и даже веселым юмором.

Щедрин всей душой любил угнетенный народ России, но это не мешало ему осуждать его невежество, покорность.

Когда Щедрина обвиняли в том, что он глумится над народом, писатель отвечал: «Мне кажется, что в слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма.

Перво­му, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием».

В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глу-повцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм-Бурчеева. Писатель ощутимо передает нарастание гнева народа, атмосферу, предшествующую взрыву.

Карти­ной этого мощного взрыва, потрясшего город, Щедрин заканчивает свою хронику. Угрюм-Бурчеев исчез, «словно растаяв в воздухе», и «история прекратила течение свое», история мрачного города, его забитых и покорных обита­телей, безумных правителей. В жизни освобожденного народа начинается новый период.

Совет

Подлинная история че­ловечества бесконечна, она подобна горной реке, остано­вить могучее движение которой оказался бессилен Угрюм-Бурчеев. «Река не унималась. По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась; по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой».

С пред­чувствием великих исторических перемен в Глупове связан светлый взгляд Щедрина на будущее, ярко воплотившийся в его книге.

Хроника написана красочным, весьма сложным по составу языком.

В нем широко использованы и высокий слог старинной речи — например, в обращении архивариу­са-летописца к читателю, — и народные изречения и пословицы, и тяжелый, неудобочитаемый слог канцеляр­ских бумаг в пародийном переложениии (так называемые «Оправдательные документы», приложенные к хронике), и публицистический стиль современной Щедрину журналис­тики. Сочетание сказовой манеры «летописца» с авторским переложением его записей позволяло Щедрину то прида­вать рассказу несколько архаический характер историчес­кого свидетельства, то вновь вносить в него явные отзвуки современности.

Сатира Щедрина всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глуповского строя жизни на земле, в победу бессмертных идей демократии и прогресса.

Источник: https://ibrain.kz/literatura/istoriya-odnogo-goroda

« История одного города » Замысел, история создания, жанр и композиция. – презентация

1 « История одного города » Замысел, история создания, жанр и композиция

2 «История одного города» – в сущности сатирическая история русского общества. И.С.Тургенев «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история, и вообще невозможно понять историю России во второй половине ХIХ века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости… Максим Горький

3 Оставив службу в 1868 году, Салтыков-Щедрин работает над созданием литературного произведения Оставив службу в 1868 году, Салтыков-Щедрин работает над созданием литературного произведения. – Накопленные за годы службы впечатления – Накопленные за годы службы впечатления нашли отражение в этом произведении. нашли отражение в этом произведении. – Образ города Глупова как воплощения – Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках 60-х годов. писателя еще в очерках 60-х годов. В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». Работа над произведением продолжена автором и в 1870 году. Работа над произведением продолжена автором и в 1870 году.

4 Сатира на самодержавие? Величайшая антиутопия на темы российской действительности? Величайшая антиутопия на темы российской действительности? Философский роман о парадоксах человеческого существования? Философский роман о парадоксах человеческого существования?

5 Перед нами роман исторического плана, гротескный. Главный герой – город Глупов Главный герой – город Глупов Сюжет – смена правителей Сюжет – смена правителей Основной художественный прием – гротеск. Основной художественный прием – гротеск. Сам город условен, он то похож на «северную Пальмиру», то на город на семи холмах, как Москва. Сам город условен, он то похож на «северную Пальмиру», то на город на семи холмах, как Москва. Рассказчик видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» власти, «в меру дерзающей», и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных градоначальников.

6 Что обозначает слово «опись»? Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»?

7 Брудастый Дементий Варламович Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что был прозван «органчиком». Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что был прозван «органчиком».

Обратите внимание

8 Пфейфер Богдан Богданович, Гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.

9 Негодяев Онуфрий Иванович, бывший гатчинский истопник.Размос- тел вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов.

10 Перехват- Залихватский, Архистратиг Стрателатович, майор… Въехал в Глупов на белом коне, сжёг гимназию и упразднил науки.

11 Грустелов Эраст Андреевич, Статский советник. Друг Карамзина. Умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

12 Угрюм-Бурчеев, «бывший прохвост». Разрушил старый город и построил другой на новом месте. Прохвост – искажённое от профос. (Так называли при Петре I палачей в армии, а затем смотрителей военных тюрем.) Петре I палачей в армии, а затем смотрителей военных тюрем.)

13 Бородавкин Василиск Семёнович. Градоначальство сие было самое продолжительное и самое блестящее. Вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но,получив отказ, построил съезжий дом о заведении в Глупове академии, но,получив отказ, построил съезжий дом.

14 Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников? Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников? Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе? Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе? Что можно сказать о городе, в котором такие правители? Что можно сказать о городе, в котором такие правители? Какие приемы сатирического изображения героев использует автор? Какие приемы сатирического изображения героев использует автор?

15 Я вовсе не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… М.Е.Салтыков-Щедрин

Важно

16 Основная проблема произведения – проблема взаимоотношений народа и власти. Каковы эти взаимоотношения Каковы эти взаимоотношения? «…для меня важны не подробности, а общие результаты; общий же результат, по моему мнению, заключается в пассивности…» М.Е.Салтыков-Щедрин М.Е.Салтыков-Щедрин

17 Утопия (от др.-греч. τοπος «место», υ-τοπος «не место», «место, которого нет») жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Антиуто́пия жанр в художественной литературе, описывающий государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии Антиуто́пия жанр в художественной литературе, описывающий государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии. «История одного города» не гротесковый сатирический роман, не сатирическая историческая хроника, не пародия. Это антиутопия, предупреждение будущему (важнейшая функция жанра антиутопии) «История одного города» не гротесковый сатирический роман, не сатирическая историческая хроника, не пародия. Это антиутопия, предупреждение будущему (важнейшая функция жанра антиутопии)

18 «… Кто мог думать, что я в этом случае буду пророком – а вот, однако ж, вышло, что я всё это предвидел и изобразил». М.Е.Салтыков-Щедрин «Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и горько пророчески хохотал над всеми и всем» М.Горький М.Горький

Источник: https://www.myshared.ru/slide/1330630/

“История создания романа “История одного города””

Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет (с 1858 по 1868 год), исключая два с половиной года (1862-1864), Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить ей все годы. Салтыков был человеком справедливым, честным, неподкупным, требовательным, принципиальным, боролся со злоупотреблениями чиновников и помещиков, и поэтому отношения с “высшим обществом” у него не сложились.

К тому же горький “опыт” вятской ссылки, во время которой молодой Салтыков боролся со взяточничеством, злоупотреблениями власти, стал школой жизни.

“Провинциальная жизнь – великая школа, но школа грязная”,- сообщал писатель брату в декабре 1852 года. Именно в северном городе Салтыков защищал крестьян, а после, характеризуя суть государственной системы самодержавия, утверждал, что “в провинции существует не действие, а произвол полицейской власти, совершенно убежденной, что не она существует для народа, а народ для нее”.

“Губернские очерки” открыли счет сатирическим произведениям Салтыкова-Щедрина, подготовили появление сатирического романа-обозрения “История одного города”.

В 1868 году Салтыков оставляет государственную службу, разочаровавшись в ее назначении и поняв свою неспособность что-либо изменить в жизни народа. Накопленные впечатления нашли отражение в ярком, необычном и смелом произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы творений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина.

Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках начала 60-х годов, когда освободительная борьба русского народа переживала подъем. “Наши глуповские дела”, “Глупов и глуповцы”, “Глуповское распутство”, “Клевета” и другие очерки показывали неизбежное падение Глупова и победу городов Буянова и Умнова, которым принадлежало будущее.

На время оставив работу над циклом “Помпадуры и помпадурши, Салтыков загорелся идеей создания романа “История одного города”, тематически родственного “Помпадурам и помпадуршам”.

В январе 1869 года сатирик выступает с первыми главами “Опись градоначальникам” и “Органчик” в журнале “Отечественные записки” (№ 1), но до конца года приостанавливает работу, чтобы осуществить идею создания сказок (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил&;raquo;, “Пропала совесть”, “Дикий помещик”). Кроме этого, наметилось произведение “Господа ташкентцы”, нужно было довести до логического конца “Признаки времени” и “Письма о провинции”. Не оставляет Салтыков работу в журнале: появляется серия публицистических и литературно-критических статей и рецензий.

Совет

Вернувшись к работе над романом, уже в № 1-4, 9 (“Отечественные записки”) 1870 года он публикует продолжение “Истории одного города”. В 1870 году книга вышла отдельным изданием под названием “История одного города. По подлинным документам издал М, Е. Салтыков (Щедрин)”.

Читайте также:  Критика о повести "поединок" куприна, отзывы критиков-современников

“История одного города” вызвала массу толкований и негодований, что заставило Салтыкова ответить на статью известного публициста А. Суворина.

Автор критической статьи “Историческая сатира”, появившейся в апрельском номере журнала “Вестник Европы” за 1871 год, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории, не проникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения. И. С.

Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена “сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия”. ….

М. Е. Салтыков-Щедрин знал, что “писатель, которого сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего”.

Тем не менее прежний интерес читающей публики к творчеству Салтыкова после публикации романа несколько угас (писатель сам осознавал это). Но это произведение нашло своих читателей: спустя полвека М.

Горький говорил: “Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX в.

без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…”

Источник: https://schoolessay.ru/istoriya-sozdaniya-romana-istoriya-odnogo-goroda/

Салтыков-Щедрин “История одного города”: краткое содержание

Меню статьи:

В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». В период, когда писатель начала писать роман, Салтыков-Щедрин работал над циклом текстов, озаглавленным «Помпадуры и помпадурши». «История одного города» во многом повторяет мотивы вышеназванного цикла.

Произведение Салтыкова-Щедрина приняли остро: общество расценило роман как насмешку писателя над образом жизни российского населения, поэтому «История одного города» вызвала множество негативных откликов.

Роман-сатира: характерные черты сатиры

Сатирой называется разновидность комического произведения. Однако в отличие от юмора или иронии, сатира острее обличает пороки. Название сатира получила от персонажей древнегреческой мифологии.

Для сатиры характерна резкая отрицательная критика предмета интереса, однако при этом обязательно должен присутствовать положительный объект изображения.

На фоне сравнения с этим положительным объектом и проявляются негативные черты того, что описывается.

Обратите внимание

Дорогие любители классики! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа “Как один мужик двух генералов прокормил” Михаила Салтыкова-Щедрина.

Что обличает Салтыков-Щедрин? Прежде всего, писатель обращается к тематике самодержавия, критикую власть, а также раскрывая пороки населения самодержавного общества. Автор использует в тексте не только сатирические приемы, но также отдает предпочтение гротеску, иронии, так называемому эзоповому языку (названному в честь античного баснописца Эзопа) и иносказанию.

Автор сочиняет сатиру, обличающую недостатки исторических личностей, правителей и градоначальников Российской империи. Народ изображен абсурдно покорным на фоне своеволия и произвола представителей власти.

Удивительно, насколько актуальным произведение Салтыкова-Щедрина остается в наши дни, ведь наше общество до сих пор не искоренило изображенные в романе русского писателя пороки.

Главные герои романа “История одного города”

Персонажи романа – это градоначальники, которые по очереди отличаются определенными делами в обустройстве города с красноречивым названием Глупов. На самом деле, Салтыков-Щедрин описывает огромное количество градоначальников – всего 21 личность, управлявших Глуповым:

Амадей Мануйлович Клементий

Он был градоначальником в 1731–1734 годах. Прежде, до этой должности, герой жил в Италии, где работал кулинаром. У повара Амадея Мануйловича получались прекрасные макароны.

Герцог Курляндский привез кулинара в Российскую империю. Позже повар поднялся по карьерной лестнице и стал заправлять Глуповым. Старая привычка готовить макароны у Амадея сохранилась и на новом посту. Более того, герой тщательно заставлял жителей Глупова тоже готовить это блюдо. В 1734 году Амадей сместился градоправителем Березовым.

Фотий Петрович Ферапонтов

Ранее герой служил простым бригадиром, но в 1734 году стал градоправителем Глупова. Также Фотий Петрович занимал почетное место парикмахера герцога Курляндского.

Ферапонтов поставил себе за цель борьбу с гражданами, не платящими налоги. Также у градоправителя имелась слабость: Фотий был падкий на зрелища, любил смотреть на наказание розгами.

В 1738 году судьба сыграла с героем злую шутку: Ферапонтова растерзали собаки во время охоты в лесу.

Иван Матвеевич Великанов

Он сменил предыдущего градоправителя в 1738 году. Герой продержался на посту всего 2 года и в 1740-м покинул пост. Точнее, Великанова отстранили за то, что мужчина вступил в отношения с некой госпожой Лопухиной.

Иван Матвеевич прославился тем, что утопил директора по хозяйственным вопросам в реке. Вообще, Великанову была свойственна жестокость. Герой часто избивал подчиненных, а также капитанов-исправников.

Кроме того, Великанов взимал налог с каждого человека: получаемые 3 копейки с души градоправитель клал в свой карман.

Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев

Он правил городом в 1740–1745 годах. До этого герой служил на посту капитана-поручика. Маныла отличала храбрость и отвага. Градоправитель во время службы в лейб-гвардии осаждал Глупов и захватывал город. Но с поста Кильдибаев ушел громко, со скандалом, будучи уволенным.

Ламврокакис

Продержался на посту достаточно долго: с 1745-го по 1756-й год. Герой представлен беглым греком, который не имел имени или звания.

До того, как Ламврокакис занял пост градоначальника, герой продавал на одном из рынков в Нежине греческое мыло, губки и орехи.

Ламврокакис почитал классическое образование, но в 1756 году градоправителя нашли в спальне: чиновник умер, а тело его уже успели изъесть клопы.

Иван Матвеевич Баклан

Занял пост градоправителя Глупова в 1756 году. Баклан ранее служил бригадиром и славился неестественно высоким ростом – больше двух метров.

Гордость для героя представляла родословная Ивана Матвеевича: считалось, что род Бакланов тянется от самого Ивана Великого, прямым потомком которого герой себя и расценивал.

Однако судьба и этого градоправителя закончилась трагически: в 1761 налетевший на город ураган переломил высокого мужчину пополам.

Богдан Богданович Пфейфер

Правил в период с 1761-го по 1762-й год. Пфейфер служил в качестве сержанта, а потом стал градоправителем. Однако из-за отсутствия образования и невежества герой на осту долго не продержался.

Дементий Варламович Брудастский

Он отличался крайне категоричным характером. Время правления героя – 1762 год. Персонаж удивляет тем, что на месте мозга в черепе Брудастого был инструмент, напоминающий орган. За это качество герой и получил прозвище «Органчика».

Градоправителя отличала усердная работа и трудолюбие. Категоричность и принципиальность Брудастого вгоняла в ужас и трепет все население Глупова.

Когда Дементий Варламович покинул пост, в городе на неделю воцарился беспорядок, хаос, анархия и войны между разными группами населения.

Семен Константинович Двоекуров

Он занимал пост градоначальника в 1762–1770 годах. Двоекуров прославился деятельностью, активностью в развитии города и новаторством. Чиновник занимался обустройством города, выкладывая новые дороги, ремонтируя улицы. При правлении Двоекурова в Глупове открылись пивоварни и медоварни.

Градоправитель заставлял жителей города заниматься выращиванием горчицы и лаврового листа, а также употреблением этих продуктов в пищу. Двоекурова заботили вопросы образования, поэтому герой попытался открыть академию.

Между тем, характер у Семена Константиновича отличался жесткостью и принципиальностью: жители города нередко получали наказание розгами. В 1770-м году Двоекурова настигла смерть от старости.

Маркиз Антон Протасьевич де Санглот

Он правил в 1770–1772 годах. Как видно из фамилии героя, происхождение маркиз вел из Франции. Легкий, ветреный градоправитель был несерьезен, любил развлечения, пение песен, в том числе крайне непристойного характера. Пост герой покинул вследствие увольнения.

Петр Петрович Фердыщенко

Герой возглавлял Глупов в 1772–1779 годах. Когда-то мужчина служил бригадиром, а до этого – обычным солдатом. У князя Потемкина Фердыщенко числился денщиком. Правление Петра Петровича длилось 6 лет и отличалось крайним спокойствием и размеренностью.

Тишь да гладь царили в Глупове, когда бразды правления держал в руках Фердыщенко. Но потом градоправителя словно поразил какой-то странный недуг. Герой стал спесив и своеволен. Фердыщенко и так отличался небольшим умом и невеликой сообразительностью, а теперь стал невыносим.

Глупость, легкомысленность, сластолюбие, избалованность, косноязычие – характерные черты Петра Петровича на этом этапе правления городом.

Дорогие ценители творчества Михаила Салтыкова-Щедрина! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Дикий помещик”, который по праву считают премьерой в области сатирических сказок.

Налогами градоправитель не интересовался, хозяйственные дела запустил. Под конец правления Фердыщенко в голоде царил хаос, в Глупове случился пожар, а потом население охватил голод. Градоправитель ездил осматривать окрестности владений, однако путешествие это было нелепым. Объевшись во время одной из поездок, градоправитель умер.

Василиск Семенович Бородавкин

Его правление было самым продолжительным и длилось с 1779 года до 1798-го. Кроме длительности, время, когда Бородавкин находился у власти, принесло Глупову наилучшие результаты. Город процветал.

Градоправитель тщательно следил за уплатой налогов, страстно и яростно боролся с теми, кто не платил налоги в казну. В этой борьбе Бородавкин уничтожил 33 села, собрав с населения при этом всего два с половиной рубля. Василий Семенович любил играть в ламуш и ввел на эту игру моду.

Также Бородавкин ввел в широкий обиход прованские масла. Одна площадь была замощена, а вторая – обсажена деревьями.

Важно

Градоправитель интересовался уровнем образования в городе, собирался создать учебное заведение – академию. Но предложение Бородавкина об основании академии не получило поддержки, поэтому вместо этого градоправитель заложил съезжий дом – здание для пребывания арестованных людей.

Прославился же Бородавкин тем, что во время правления героя прошли 4 войны, которые велись за просветительскую деятельность, и 3 войны против этой деятельности.

Как римский император Нерон, Василиск Семенович хотел спалить Глупов, однако этой задумке помешала кончина градоправителя в 1798 году.

Онуфрий Иванович Негодяев

Годы правления Глуповым – 1798–1802 года. Негодяева писатель не зря наделил такой «говорящей» фамилией.

Онуфрий Иванович происходил из обычных крестьян, а до градоправительства топил печи в городишке под Петербургом. Придя к власти, герой уничтожил улицы, вымощенные предшественниками.

Камень, который раньше лежал в виде брусчатки, послужил материалов для изготовления монументальной скульптуры.

Глупов постепенно приходил в упадок, разрушался. Население города утеряло признаки цивилизованности, покрывшись шерстью и одичав. С поста Негодяев ушел через 4 года – нерадивого градоправителя уволили.

Ксаверий Георгиевич Микаладзе

Правил в период с 1802-го до 1806-го года. Судя по фамилии, Ксаверий Георгиевич происходил из черкесов.

Микладзе, который до того как занял пост градоправителя был князем, происходил из рода княгини Тамары. Княгиня вошла в историю сладострастным характером и горячим темпераментом.

Между тем, Микеладзе правил ласково и кротко. Впервые жители Глупова ощутили уважительное отношение со стороны градоправителя.

Совет

Микеладзе не любил ругаться, вел себя вежливо и спокойно. Кроме того, градоправитель проводил много времени в женской компании, любил красивых девушек, и сам отличался внешне привлекательными чертами.

Глупов расцвел, а количество населения увеличилось почти в два раза. Иронично, что Ксаверий Георгиевич скончался от истощения.

Однако точная дата смерти градоправителя неизвестна: то ли это 1806 год, то ли же 1814-й.

Феофилакт Иринархович Беневоленский

Время пребывания героя на посту градоправителя Глупова – 1806–1811 года. До того как стать градоправителем, Беневоленский служил в звании статского советника при дворе. У Феофилакта Иринарховича имелись и влиятельные покровители: среди них – коллега героя по семинарии Сперанский. Во время начальствования Беневоленского население Глупова жило хорошо, а жители стали очень толстыми.

Градоправитель любил сочинять законы и разнообразные правила. Беневоленский завел роман с некоей Распоповой. Женщина – купчиха, которая подавала Беневоленскому каждую субботу вкусные пироги. Когда у градоправителя появлялось свободное время, он тратил его на сочинение проповедей, которые произносились местными священниками.

Знаток языков, Беневоленский перевел с латыни произведения Фомы Кемпийского.

Градоправитель снова заставил жителей Глупова выращивать и употреблять в пищу горчицу, прованские масла и лавровый лист. Откупы Беневоленский обкладывал данью, получая за это 3 тысячи рублей годовой прибыли. Правление героя завершилось в 1811 году, когда Беневоленского уличили в сговоре с Наполеоном Бонапартом.

Читайте также:  Критика о повести-феерии "алые паруса" грина, отзывы современников

Иван Пантелеич Прыщ

Его правление которого заняло несколько лет, начиная с 1811 года. Ранее герой служил офицером. Жители Глупова получили свободу, а сам градоправитель уделил все время и все силы управлению городскими делами.

Население стремительно богатело, а количество людей, живущих в достатке и богатстве, увеличилось в 4 раза. Однако у Прыща нашли небольшой и странный изъян – фаршированную голову.

Жизнь Ивана Пантелеича закончилась внезапно: градоправителя убил предводитель местного дворянства.

Никодим Осипович Иванов

До этого он служил статским советником. Герой начал править Глуповым где-то между 1811-м годом и 1819-м. Умом градоправитель не отличался. Низкорослый Иванов не сочинял законов и не понимал законодательства. Смерть настигла градоправителя, когда тот пытался понять указ.

Виконт Ангел Дорофеевич дю Шарио

Он находился у власти Глупова в 1811–1821 годах. Как свидетельствует фамилия героя, дю Шарио приехал из Франции. Любовь к женским нарядам, вкусной еде, деликатесам вроде лягушачьих ножек, привлекла внимание к полу градоправителя. Как и следовало ожидать, дю Шарио оказался девушкой. В 1821 году градоправитель уехал из России.

Эраст Андреевич Грустилов

Он правил Глуповым приблизительно в 1815–1825 годах. Также ранее служил статским советником, приходился другом Карамзину.

Грустилов не зря получил такое имя: героя отличала склонность к меланхолии, однако темперамент у градоправителя оказался страстным, сластолюбивым и развращенным. Глупов, как в эпоху эллинизма, погрузился в сладострастие и разврат.

Жители города поклонялись пантеону богов. В 1825 году градоправителя настигла смерть: Грустилов умер, сраженный меланхолией.

Угрюм-Бурчеев

Он оказался сущим идиотом. Глаза героя выдавали безнравственную, глупую, бессовестную натуру. Старый Глупов при Угрюме-Бурчееве разрушается под корень, а на новом месте возводится поселение, названное Непреклонском.

Градоправитель отличался странными привычками: например, герой всегда засыпал на голом полу. Город при правлении Угрюма-Бурчеева превратился в военный поселок, жители ходили в военной форме, маршировали и соблюдали строгую дисциплину.

В один прекрасный день градоправитель просто исчезает.

Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский

Военный, ставший градоправителем, вошел в Глупов торжественно. Архистратиг приехал на белоснежном жеребце. Академия была сожжена, а науки – упразднены.

Анализ произведения

В сатирическом романе «История одного рода» не трудно увидеть пародию на политическое устройство Российской империи. Жители Глупова (России), по мнению автора, весьма неплохие люди.

Однако огромное количество пороков, таких, как лень и неорганизованность, мешают глуповцам жить хорошо. Градоначальниками в этом населённом пункте становятся или любители праздности и развлечений, или «самодуры», пытающиеся внедрить свои собственные никому не нужные новшества.

Ни от тех, ни от других нет никакой пользы. Будущее России кажется Салтыкову-Щедрину более чем безрадостным. К власти рано или поздно придёт правитель, который захочет изменить страну до неузнаваемости, разрушить старое, чтобы создать новое.

Автор полагает, что такой подход не приведёт ни к чему хорошему: ничего нового создано так и не будет, старое же может быть утеряно навсегда.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-saltykov-shhedrin/istoriya-odnogo-goroda.html

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа

Слайд 0

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа

Слайд 1

«История одного города» – в сущности сатирическая история русского общества. И.С.Тургенев Необходимо знать историю города Глупова, это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине ХIХ века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости… Максим Горький

Слайд 2

История создания
Оставив службу в 1868 году, Салтыков-Щедрин работает над созданием литературного произведения. – Накопленные за годы службы впечатления нашли отражение в этом произведении.

– Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках 60-х годов.

В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». Работа над произведением продолжена автором и в 1870 году.

Слайд 3

Обратите внимание

Что же такое «История одного города» в жанровом отношении?
 Сатира на самодержавие? Величайшая антиутопия на темы российской действительности? Философский роман о парадоксах человеческого существования?

Слайд 4

Глава «Опись градоначальникам».
Что обозначает слово «опись»? Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет? Задание: характеристика правителей города (синквейн).
25.01.2016
5

Слайд 5

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – существительное. (имя градоначальника)
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы).

Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Слайд 6

ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ ГОРОДА
Дементий Варламович Брудастый Семен Константинович Двоекуров
 Петр Петрович Фердыщенко.
 Василий Семенович Бородавкин
 Иван Пантелеич Прыщ
 Эрасте Андреевич Грустилов
 Угрюм-Бурчеев

Слайд 7

Вывод:
Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников?
Какой вывод можно сделать?
Что можно сказать о городе, в котором такие правители?
Какие приемы сатирического изображения героев использует автор?

Слайд 8

сопоставительный анализ эпизодов
поломка головы Брудастого в образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска
две «мелодии» вполне достаточно для победного управления глуповским народом
укрощение реки Угрюм-Бурчеевым
смысл идеи Угрюм-Бурчеева «уравниловки» всех глуповцев Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в проявлении «Оно» и «прекращении истории».
«Органчик» и «Подтверждение покаяния» описание двух «катастроф»

Слайд 9

Важно

Финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении :
Появление «Оно» означает предсказание народной революции.
«Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции. Ваше мнение? Объясните финал произведения (аргументируйте свой ответ)

Слайд 10

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ЦО № 1828 «Сабурово» Савельева Ольга Александровна

Источник: https://officemagazine.ru/no_category/138093

Тема 1.19М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города»

Задание:Работа со статьей учебника: Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Анализ романа Салтыкова-Щедрина “История одного города”

Полное название произведения – “Истории одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин)”. По форме это летопись с четкими временными рамками 1731-1826 годов. Автор выступает в ней как повествователь-архивариус, составитель “глуповского летописца”, как издатель, опубликовавший и прокомментировавший архивные материалы.

По жанру это роман-обозрение, роман-пародия на традиционное представление истории государства виде последовательной цепочки сменяющих друг друга князей-градоправителей. Писатель пародирует ряд эпизодов из “временных лет” и “Истории государства Российского”.

Карамзина, например происхождение описание пожаров, голода, постигших Глупов. Ка и в русской истории XVIII века, в романе появляется ряд лжеправителей, некоторые из градоначальников имеют сходство с русскими царями или их фаворитами.

Для автора не важно, кто из них соотносится с историческими лицами, поскольку в центре внимания проблема взаимоотношения власти и народа. Сатирик сознательно использует анахронизмы: он создалроман не о прошлом, а о настоящем России, хотя критики часто видели в произведении обратное. К примеру, И.

Тургенев писал, что “История одного города”, “в сущности, сатирическая реальная история русского народа во второй части прошлого и в начале нынешнего столетия”.

Местом действия своего произведения Салтыков-Щедрин избирает город – обычный город с площадью в центре находится дом градоправителя и присутственные места, с собором, рынком, деревянными домами обитателей, многочисленными слободками-предместьями. Все в нем серо, однообразно, бестолково.

Глупов то похож на уездный городишко, то на столицу, то напоминает село с деревянной изгородью, то оказывается, что за глуповским выгоном проходит граница с Византийской империей.

Совет

Такая противоречивость объясняется тем, что Глупов для автора был моделью всей России, обобщенным образом, отразившим все самое типичное и самое страшное из российской истории, вечные пороки русской общественной и государственной жизни.

В романе выведена галерея градоначальников. Все они носят негативные “говорящие” фамилии. Салтыков-Щедрин выделяет три типа градоначальников: деспотов, либералов и демократов. Однако автор через сатиру гиперболу и гротеск показывает относительность такого деления.

Взаимоотношения правителей с глуповцами соответствует формуле: “Градоначальники секут, а обыватели трепещут”. Градоначальники похожи намарионеток: они, как заведенные, выполняют свои обязанности у них фаршированные или механические головы. Их приход к власти так же случаен, как и внезапная смерть.

Открывает галерею градоначальников молчаливый, энергичный, никогда не улыбающийся Брудастый. В создании образа использованы гротеск (только две мелодии нужны, чтобы управлять городом; туловище без головы – буквальное воплощение поговорки “нет головы на плечах”) и гипербола (строчил бумаги день и ночь). Щедрин указывает на “безмозглость”, бюрократизм этого градоправителя

Много общего с Брудастым имеет Прыщ. Он прибыл в город “отдохнуть-с!”, вообще не вмешивается в дела обывателей, поэтому они процветают. Автор гиперболизирует благополучие горожан: “Амбары просто ломились от приношений… огромные сундуки, не вмещали золото и серебро, а ассигнации беспорядочно валялись по полу”.

Щедрин настойчиво утверждает, что, не мешая развитию народа, власть принесет ему наибольшую пользу. Поэтому Микалаидзе смог прекратить одичание глуповцев после “войн за просвещение”, приказав просвещение “прекратить” и “законов не издавать”.

Беневоленский, хотя и создает совершенно бессмысленные законы из-за “непреоборимом наклонне к законодательству”, не мешает естественному ходу истории. Он устранился от дел, поэтому при нем “благополучие глуповцев… обрело лишь пущее утверждение”.

Правление Угрюм-Бурчеева – апогей деспотизма. Цель этого градоначальника – сломать старый Глупов и построить новый, правильный, европейский город, разрушив все здания в нем, изменив русло реки. Целыми днями он занят шагистикой, как автомат, отдает команды самому себе.

Обратите внимание

Это фанатик, которого автор называет “мрачным идиотом”. Он деспот в семье: его голодные, дикие дети однажды объелись и умерли. При правлении Угрюм-Бурчеева даже самые простые глуповцы при всей своей ограниченности и забитости ощутили, что “далее в этом воздухе дышать невозможно”.

Истории Угрюм-Бурчеева заканчивает роман картиной “не то смерча, не то ливня”, налетевшего на Глупов. Критики спорили о том, какой смысл вкладывать в “Оно”, уничтожившее Угрюм-Бучеева.

Некоторые видели в этом образе революцию, поскольку смерч появился в тот момент, когда у жителей заговорило чувство стыда, чем-то похожее на гражданское самосознание. Но Угрюм-Бурчеев не договорил свою последнюю фразу до конца: “Придет некто после меня, который будет намного ужаснее меня”.

Поэтому “Оно” считали символом еще более жесткой реакции, так как в “Описи градоначальников” говорится, что следующим правителем был Перехват-Залихватский, въехавший в Глупов “на белом коне”, сжег гимназию и уничтожил науки.

Деятельность градоначальников привела к тому, что “история прекратило течение свое”. Но это продолжалось недолго: река, которую пытался обуздать Угрюм-Бурчеев, смела плотину и вернулась в свое старое русло. Это символ естественного развития, которое противопоставлено абсурдной государственной власти.

Жизнь горожан изображена не сатирически, а трагически, положение глуповцев напоминает “черную, безграничную бездну”. Краски предельно сгущены, нет ни одного светлого пятна. У глуповцев нет четкой сословной принадлежности: они то ходят на службу, то работают в поле.

Среди них есть и “опасные мечтатели”, и “людишки и сироты”, и “чиновные архистратиги”. В целом это безликая масса: имен у обывателей нет. В этом их главное отличие от градоправителей, которые сохраняют индивидуальность. Салтыков-Щидрин подчеркивает забитость и верноподданнические чувства глуповцев.

Чтобы вызвать радость горожан, нужно лишь показать им правителя, для них важно, “чтоб на лице у начальника играла приветливая улыбка…”. Глуповцы не умеют отстаивать свои интересы перед властью. Они “и рады были взбунтоваться, но не могли никак устроить это, так как не знали, в чем заключается сама сущность бунта”.

“Бунт на коленах” мог перерасти настоящий, но этого так и не произошло, хотя автор указывает, что дорога в город Умнов лежит через город Буянов.

Важно

Критик, а Суворин упрекал М. Салтыков-Щедрина в “глумлении над народом русским”, но сам писатель утверждал, что “следует различать народ представляющий идею демократизма и народ исторический”. Именно второй с его безвольным миросозерцанием стал объектом сатиры, а первому писатель “всегда сочувствовал”.

Форма контроля самостоятельной работы: письменная работа.

Самостоятельная работа №9

Источник: https://cyberpedia.su/15xf433.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]