Анализ пьесы «Свои люди – сочтемся!» Островского
Пьеса Николая Островского « Свои люди – сочтемся» щедро насыщена гоголевскими традициями. Она, подобно «Мертвым душам», метко описывала недостатки и пороки, но не дворянского, а уже купеческого мира. В основу сюжета легла обычная распространенная в тех годах история о мошенничестве в среде купечества.
Самсон Большов – знатный купец в городе, он занимает у своих товарищей большую суму денег, но не имеет никакого желания ее отдавать, чтоб еще больше приумножить свое состояние.
Воспользовавшись тем, что в Москве уже довольно широкого распространения получила тенденция объявления себя банкротом, Большов придумал гениальную на его взгляд аферу, заручившись поддержкой своей дочери Липочки.
Девушка страстно мечтала выйти замуж. Но в ее понимании жених должен отвечать всем запросам высшего общества: быть благородного происхождения, модно одеваться, иметь состояние.
Но отец приготовил для дочери другую партию – приказчика Лазаря Подхалюзина. Брак с непримечательным Лазарем вызывает у Липочки настоящую истерику, ведь ее девичьи мечты необратимо крушатся.
Однако девушка не может идти против воли своего отца и выходит за него замуж. Тем временем, Большов воплощает свою аферу в жизнь – он переписывает на имя Подхалюзина все свое имущество, объявляет себя банкротом и отправляется в тюрьму.
Но в тюрьме Большов не страдает, ведь он свято верит в свой предварительный договор с дочерью и Подхалюзиным: они должны были сразу внести залоговую суму за его освобождение.
Но Подхалюзин и Липочка решают не тратить деньги на свободу отца и не платят за него выкуп. Таким образом, молодое семейство без тени зазрения расходует отцовское благосостояние, тем временем пока их отец сидит в заключении.
Двуличие Липочки
Липочка, которая на первых страницах романа предстает перед нами светлой и доброй девушкой, в ходе развития сюжета оказывается достойной своего жадного алчного отца.
Для Большова, который не смотря на свое желание разбогатеть обманным путем, все таки существуют понятия чести и семейного родства. Он даже подумать не мог, что его родная дочь сможет бросить его в беде.
Но у Липочки были совсем другие взгляды на жизнь: она без сомнений идет в сговор с мужем, которого ранее ненавидела и делит с ним семейные богатства.
Двуличие Подхалюзина
Приказчик Подхалюзин, во время службы у Большова, мастерски завоевывает его доверие к себе. Более того, играя роль покорного слуги, ему удается манипулировать купцом.
Ради денег приказчик готов на многое, в том числе и изменить свой образ жизни, чтобы максимально соответствовать запросам Липочки. Жизненная мудрость не помогает Большову раскусить истинные планы своего будущего зятя, и он без сомнения передает ему все свое состояние.
Из множества героев, только Большов вызывает у читателя подобие жалости. В своем поступке он руководствовался желанием еще больше разбогатеть, но не следует забывать, что он сохранил в своей душе понятия доверия, чести, семейных отношений, как надежного жизненного оплота.
К сожалению, это не было присуще двуличным Липочке и Подхалюзину, которые в погоне за деньгами потеряли все духовные ценности.
В пьесе очень ярко показаны изменения жизненных ориентиров главных героев. Ради материального достатка они предают родного человека, обрекают его на мучения, страдания и позор.
Двуличность и предательство – были нормой для купеческого мира. Трагедия пьесы заключается в том, что нож в спину Большова вонзили не его партнеры, а родные люди, которым он безгранично доверял.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Островский – великий русский драматург: мир купечества в комедиях
Следующая тема: Композиция комедии «Свои люди – сочтемся» и ее сценическая судьба
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/pesa-svoi-lyudi-sochtemsya
Островский Свои люди сочтемся – краткое содержание по действиям: о чем комедия и какова история создания
А.Н. Островский в свое время написал прекрасную пьесу комедийного жанра «Свои люди — сочтемся». Премьера постановки состоялась 3 декабря 1849 года. Среди первых зрителей присутствовали Николай Гоголь, Лев Толстой, Иван Гончаров.
Критики оценили пьесу положительно. Автор получил признание среди классиков русской литературы и в богемных кругах именовался не иначе как гениальный писатель драматического жанра. Островский «Свои люди — сочтемся»: краткое содержание пьесы.
Действующие лица
Комедия Островского построена на взаимоотношениях между близкими родственниками и слугами, работающими при купеческом дворе.
Обратите внимание! Все действие пьесы разворачивается в частном доме М. Погодина.
Описание действующих лиц комедийной пьесы Островского «Свои люди — сочтемся»:
- Большов Самсон Силыч — знатный и очень богатый купец, который является главой семейства.
- Большова Аграфена Кондратьевна — купеческая жена, хозяйка дома, где разворачиваются все события.
- Устинья Наумовна — местная сваха.
- Подхалюзин Лазарь Елизарыч — выступает в роли приказчика.
- Фоминична — ключница.
- Большова Олимпиада Самсоновна — дочь купца, которая в произведении еще именуется, как Липочка;
- Тишка — мальчик, живущий неподалеку.
- Рисположенский Сысой Псоич — государственный служащий в чине стряпчего.
Обратите внимание! Персонажи обладают определенным перечнем положительных и негативных черт характера.
Главные герои
Содержание
О чем рассказывает комедия Островского, каков ее сюжет и структура. Пьеса состоит из четырех действий. Предлагаем краткий пересказ этого произведения.
Действие первое
Олимпиада, которая является купеческой дочерью, уже давно является девкой на выданье. Она сидит возле окна и пытается читать книгу, но все мысли улетают далеко от отцовского дома. Мечтает девушка о танцах и украдкой вспоминает, как еще полтора года тому назад кружилась на балу.
За это время все танцевальные навыки были позабыты, и Липочка переживает, что без должной практики не сможет также умело танцевать вальс, как это было ранее. Пробует тренироваться самостоятельно, но без партнера все попытки не приносят желаемого результата.
В комнату входит мать Олимпиады — Аграфена Кондратьевна. Купеческая жена видит, насколько сильно дочь увлечена мыслями о бальных танцах и укоряет ее за то, что та с самого утра думает о развлечениях. Липочка при этом также показывает характер и высказывает матери недовольство, что все барышни уже давно при мужьях, а они с отцом до сих пор не подобрали ей кавалера.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/komediya-svoi-lyudi-sochtemsya.html
Анализ «Свои люди – сочтемся!» Островский
«Свои люди – сочтемся!» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Известный русский драматург Александр Николаевич Островский, получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками. Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.
Первым крупным произведением Островского стала пьеса «Банкрот» (1849), позже получившая название «Свои люди – сочтемся», под которым она и ставится сейчас во всех театрах страны и мира. Однако тогда, в 1850 году, после опубликования в журнале «Москвитянин», пьеса была запрещена к постановке на сцене; более того, за написание этого произведения Островского взяли под негласный надзор полиции.
Именно это обстоятельство позже дало основание В. Ф. Одоевскому, писателю и общественному деятелю, отнести пьесу Островского к разряду русских трагедий: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я поставил нумер четвертый». Читатели «Москвитянина» ставили пьесу Островского в один ряд с гоголевскими произведениями и даже называли купеческими «Мертвыми душами».
Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.
В пьесе «Банкрот» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова. Небольшие стычки Липочки (дочери купца) с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.
Драматург выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч занимает у своих собратьев-купцов большую сумму. А вот возвращать теперь долги ему не хочется, и он не придумывает ничего лучше, чем объявить себя банкротом – несостоявшимся должником. Свое приличное состояние (об этом говорит и фамилия Большов, и отчество Силыч) он переводит на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина, а для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег. Да вот только «свои люди», Подхалюзин и родная дочь Липочка, не дают ему ни копейки.
В комедии молодого драматурга идет война всех против всех. Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах: автор изображает пошлую и достойную только осмеяния купеческую среду. Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Липочка мечтает только о женихе «из благородных» и по любому поводу спорит с матерью. Отец-самодур, сам определивший жениха дочери, оправдывает свой поступок следующими словами: «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю… Даром что ли я ее кормил!»
Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «дети». Фамилия героя от слова «большак» – то есть глава семьи. Это показательно, ведь сам он в прошлом мужик, а купец лишь в первом поколении. Став купцом, он усвоил торгашеский закон: «Не обманешь – не продашь». Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся». Но жизнь готовит ему жестокий урок.
Молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов. Она не мечтает о равноправии или свободе личного чувства – ее идеал сводится к стремлению разбогатеть и «зажить по своей воле». Образованность для нее – всего лишь дань моде и презрение к обычаям, поэтому она предпочитает «бородастым» женихам «благородных» кавалеров.
Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга. Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы. Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему такая философия тоже может быть применима. Доверив деньги Подхалюзину, наивный и простоватый купец остается обманутым.
Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз. В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца-прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя – справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.
Родная дочь в ответ на просьбу отца заплатить долги упрекает отца в том, что у него до 20 лет жила и света не видела. А потом возмущается: дескать, что ж теперь все деньги отдавать и в ситцевых платьях опять ходить? Новоиспеченный зять вообще рассуждает так: «Нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь».
Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. Не случайно многие исполнители роли Большова (М. Щепкин, Ф. Бурдин) видели в образе купца поруганного детьми, обманутого и изгнанного короля Лира из одноименной трагедии Уильяма Шекспира.
Таким образом, в своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.
Источник: https://libaid.ru/katalog/o/ostrovskij-aleksandr/3862-analiz-svoi-lyudi-sochtemsya-ostrovskij
Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии А.Н.Островского “Свои люди – сочтемся “
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе.
ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.
ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Именно
Александру Николаевичу Островскому
обязан своим рождением русский
национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим
репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.
Многие
сюжеты для своих комедий драматург
не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес.
Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала и принесла молодому автору заслуженную славу.
В 1849 была написана комедия “Свои люди – сочтемся!”, принесшая признание
автору. Пьеса Островского “Свои люди — сочтемся” очень интересна современному читателю.
В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
В данной контрольной работе предстоит просмотреть и проанализировать системные связи, существующие между персонажами пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся». В систему входят персонажи, действующие и определяемые в данной работе как второстепенные по отношению к главному.
Цель
работы заключается в том, доказать существование системных связей между персонажами комедии, каждый из которых функционирует в русле определенной традиции.
В связи с этим были поставлены задачи:
− раскрыть понятие «персонаж» в литературоведении;
− дать обоснование второстепенных персонажей в комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся»;
− проанализировать функции взаимодействия главных и второстепенных персонажей;
− установить роль второстепенных
персонажей в раскрытии идейного
содержания пьесы.
ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе
Персонаж— действующее лицо спектакля, кинофильма, книги. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Процесс подачи информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе.
В обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин «персонаж» употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо.
Вот как толкуют понятие «персонаж» некоторые ученые-литературоведы:
1) Тамарченко Н.Д.: « Персонаж – герой коллективный. Группа главных персонажей, которые трактуются в произведении равноценно и представляют обычно определенную общественную среду».”
2) Чернец Л.В. : «Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру .
Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого…»
3) Грехнев В.А.:«Второстепенные персонажи
нередко являют собой искусно
организованную систему «зеркал», отражающих основные душевные
стихии, запечатленные в центральных
героях.
Те душевные начала, которые
в этих характерах слиты в органически нераздельное и многогранное целое, персонажи второго ряда иногда укрупняют до размеров гипертрофированной и односторонней страсти или идеи.
В таком укрупнении карикатурно искажается то душевное начало, которое в главном герое было уравновешено и застраховано от искажения переплетением многих влечений или противоборством страстей.
В итоге возникают пародийные или карикатурные персонажи-двойники»
Система персонажей представляет все персонажи произведения (главные, эпизодические
и внесценические). Они соотнесены между собой и ходом изображаемых событий, и художественной логикой автора, и потому составляют завершенную систему .
Анализ этой соотнесенности, осмысление особенностей построения системы персонажей в целом помогает понять художественный замысел автора. Значит, система персонажей предусматривает деление их на главных и второстепенных действующих лиц. Сложность системы персонажей зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами.
Таким образом, второстепенные герои как двойники и оценивающие инстанции для центральных героев.
ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.
Комедию «Банкрот» драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди – сочтемся!»
Уже в первой комедии проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных , но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. И у каждой из них не простой, заставляющий задуматься конец.
В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную
сумму финансов, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве.
А все свое собственность он перевел на имя «верного человека» – приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочка Липочку – Олимпиаду Самсоновну.
Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочка и зять внесут за него небольшую сумму финансов из полученного имущества и его освободят.
Однако события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.
Кто же главные персонажи комедии ?
Самсон
Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными
делами. Он невежествен и корыстен, аккурат эти его качества и
сыграли с ним злую шутку. Его супруга, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе.
Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную реальность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами. Большов – мошенник, обманщик. Он обманывает других, и сам не замечает того, что и его обманывают. В этой пьесе царит обман.
Купцы тут не могут прожить и дня без обмана. Обман – вот что стало главной темой пьесы Островского. Большов, обманывая, не чувствует при этом угрызения совести, потому что так поступают все. Большов готов обмануть всех, но проявляет доверчивость к Подхалюзину. Большову главное – чтобы ему не перечили.
Подхалюзин использует эту слабость хозяина, поэтому и входит к нему в доверие.
Дочь
Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, более того не умеет
как следует танцевать. Но совместно с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного.
Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Большову, которому Подхалюзин, можно высказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.
Подхалюзин является ещё большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая сначала не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, ещё более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы.
Но есть в пьесе ещё один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими.
Таким образом, в центре комедии «Свои люди — сочтёмся» — богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого — и состояние присвоил, и дочь Липочку «завоевал».
Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его «утекает», в какой-то момент часы переворачиваются — и наверху оказывается Подхалюзин…
Несомненно, в раскрытии темы главными героями становятся Большов и Подхалюзин. Они живут обманом. Большов не рассчитывает «проколоться». Он уже не видит около себя ничего, кроме мошенничества. Подхалюзин умело пользуется этим. В этом и суть комедии. Люди обманывают других и самих себя, сами того не замечая.
Все персонажи пьесы, как главные, так
и второстепенные изображены сатирически.
В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором всякий живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.
Индивидуализируя
свои персонажи, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир.
В спектакле «Банкрот» нет разделения на правых и виноватых, нет положительных
и отрицательных героев. Театр
не собирается ни обличать «темное
царство», ни искать в нем «луч света».
ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.
Островский
– мастер показа действующих
лиц. Второстепенные персонажи настолько вплетены в канву происходящего, что выкинуть их сложно, без них не обойтись, все взаимосвязаны, конкретны, все живые люди. Каждая пьеса у него очень точная, мощная. Все персонажи – живые люди, характеры.
Уже в комедии «Свои люди – сочтемся!»
проявились основные черты драматургии
Островского: умение через семейно-бытовой
конфликт показать важным общерусские
проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
Кто же они?
Второстепенные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых.
Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Весьма
колоритен образ московской свахи
Устиньи Наумовны. Как она нам
напоминает сваху Феклу Ивановну из комедии Н.
Гоголя «Женитьба»! Уже
с первых страниц видим, что данная фигура вхожа в любой дом купечества. Ведь многим молодым девушкам хочется выйти замуж за состоятельного человека. И роль Устиньи Наумовны – найти жениха соответствующего положения в обществе. Она долгожданный и многообещающий гость в доме Большова.
С ней разговаривают в семье Большова на равных, себеподобных, хотя она ниже положением в обществе. Это мы можем заметить в разговоре с Подхолюзиным, когда тот пытается её ввязать в интригу, чтобы достигнуть своей цели жениться на Липочке и взять в свои руки богатство Большова.
Она меняет своё мнение о семье Большовых, когда речь заходит о более крупных деньгах и подарке, собольей шубе, предлагаемых Подхолюзиным за то, чтобы Устинья Наумовна «отказала жениху». Вот здесь и раскрывается сваха: «А они-то разве благородные?…
Нынче заведение такое пошло, что всякая себе лапотница в дворянство норовит, вот хоть бы Алимпияда-то Самсоновна…жалует по-княжески, а происхождение небось хуже нашего. Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Ба.тц-д чуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не
паневница — из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки. Вот я, чем хуже ее, а за ее же хвостом наблюдай. Воспитанья-то тоже не бог знает какого: пишет-то, как слон брюхом ползает, по-французскому али на фортопьянах тоже сям, тям, да и нет ничего; ну а танец-то отколоть – я и сама пыли в нос пущу. » (Д.2,явл.7)
Источник: https://stud24.ru/literature/vtorostepennye-personazhi-i-ih-rol/15587-40127-page1.html
Свои люди — сочтёмся
Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».
Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите! Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»
Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец — богатого, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят.
Но пришедшему хозяину, Большову, стряпчий нужен всерьёз: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать все имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина.
Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».
Продолжение после рекламы:
Большов читает газету. В Москве — цепь банкротств, в основном, судя по всему — «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечёт следующие. «Да что они, сговорились, что ли!.. Тут их не пересчитаешь…» И купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь своё добро, чтоб укрыть от описи за долги?
Подхалюзин шлёт мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисположенского, к которому у него дело, и предаётся мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам против закона идёт!» Лазарь влюблён в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней: «Да от эдакого удовольствия с Ивана Великого спрыгнуть можно».
И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал Большов за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.
Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу — «из живых сошьём», — если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорён. Приезжает домой сам Большов, в доме паника по ошибке: показалось, что он «хмельной».
Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе — не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скромничает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? — Ничего не суконное. Рыло как рыло».
Конечно, перевести побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя — в интересах Большова.
В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдём? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. Уж другого-то я вам сам найду», — говорит сам Большов и знает, что говорит.
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и Большов торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» — цыкает на дочку Большов. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить-с.
Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъярённой Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведём все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди — сочтёмся!» Торжество в разгаре. Сваха льёт вино за шиворот стряпчему.
Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шёлковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге.
Приходит Устинья Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», — углядела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, так отпросился домой» — и Лазарь зовёт тёщу.
Большов и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» — причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключённых должников содержали за счёт кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Подхалюзину: теперь деньги — его.
И он отказывается при полной Липочкиной поддержке. «-Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! — Выручайте, детушки, выручайте! Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала.
Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а своё же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толковать об этом нечего». Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный — умышленный… меня в Сибирь сошлют.
Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет Большов. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, ещё пять копеечек прибавлю» — вздыхает Лазарь. Отчаявшийся Большов встаёт и уходит с Аграфеной Кондратьевной.
«Неловко-с! Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами.
Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и ещё хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что — за мошенничество! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некупленный.
— Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а — Я… Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит…
Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут — за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, — это все врёт. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлёте — в луковице не обочтём».
Источник: https://briefly.ru/ostrovskij/svoi_ljudi/
Самсон Силыч Большов в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся»
Пьеса Островского «Свои люди — сочтемся» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену.
Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность.
Она живет только насущными, бытовыми проблемами.
Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного.
Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону.
И в результате добивается того, что для него так важно.
Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта.
Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых.
Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Интересны отношения «отцов» и «детей» в данной пьесе. В самом начале произведения читатель получает возможность понаблюдать за ссорой между Липочкой и ее матерью. В дочери не заметно ни •малейшего почтения. Липочка просто и откровенно заявляет: «Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!»
Липочка твердо уверена, что она намного воспитаннее и образованнее, чем мать. Конечно, такие заявления со стороны кажутся особенно смешными. Липочка высокомерно говорит: «…вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны». И тут же она с гордостью хвастается: «А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям!»
Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате Аг-рафена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на этом между ними воцаряется полное согласие.
О чем может свидетельствовать такая сцена? Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу. Липочка думает только о себе.
Она мелочна и глупа Липочка полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.
«Отцы» относятся к своим «детям» также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь — только средство для увеличения капитала. Первоначально он намеревается выдать дочь замуж за богатого человека.
А потом, когда на ум купцу приходит денежная авантюра, которая позволит ему выглядеть в глазах всех вокруг банкротом, оставаясь при этом на самом деле состоятельным человеком, женихом Липочки становится Подхалюзин.
По отношению к дочери купец большое кажется настоящим самодуром. Он держит Липочку взаперти, затем выдает ее замуж исключительно по своему усмотрению. большое уверенно заявляет относительно своей дочери: «За кого велю, за того и пойдет, мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю».
Такое отношение к дочери впоследствии дает свои результаты. Липочка становится женой Подха-люзина, благодаря этому вырывается из-под власти своего отца. И уже не желает проявлять к пожилому отцу ни жалости, ни сострадания.
большое обращается к Подхалюзину и к Липочке: «Выручайте, детушки, выручайте!». И в ответ слышит уверения: «Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь». При этом Липочка упрекает отца: «Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — света не видала.
Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?»
Такие высказывания «детей» говорят сами за себя. Подхалюзин и его жена не желают выручить своего отца из долговой ямы, они совершенно равнодушны к тому факту, что пожилой человек находится в столь плачевном положении.
В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.
Многие сюжеты для своих комедий драматург не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства.
Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала комедия «Банкрот», которую драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века.
Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди – сочтемся!» и принесла молодому автору заслуженную славу.
В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму денег, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он перевел на имя «верного человека» – приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочь Липочку – Олимпиаду Самсоновну.
Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочь и зять внесут за него небольшую сумму денег из полученного имущества и его освободят. Однако, события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.
Казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и занимательного: один мошенник обманул другого мошенника. Но комедия интересна не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет, как мне кажется, основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью нарисованы все персонажи комедии! Возьмем, например, Большова.
Это грубый, невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина, совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет.
Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, «голицами торговал»; его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником.
На в конце пьесы он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин, которому он так доверял!
Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж.
Это как бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка.
Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным.
Особенно интересен в комедии, как мне кажется, образ Липочки.
Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить дворянство.
Как это напоминает комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»! однако хитрый Подхалюзин безособого труда убедил ее, что с деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше «благородных». Липочка, как и Подхалюзин, не вызывает у нас ни малейшей симпатии.
Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные (сваха Устинья Наумовна, ключница Фоминична и другие) изображены сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его славу.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Самсон Силыч Большов в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/samson-silych-bolshov-v-pese-a-n-ostrovskogo-svoi-lyudi-sochtemsya/
Портретная характеристика Липочки и Подхалюзина в пьесе «Свои люди – сочтемся»
На самом деле, в сознании Большова все это преломляется совершенно иначе. Как только он потерял власть, т. е. власть своих денег, его безудержное и наивное самодовольство быстро сменилось столь же безудержным и наивным отчаянием.
Но он говорит теперь о совести только для того, чтобы подействовать па других, сам же страдает ие от нравственных угрызений, а от того «страма», которому теперь подвергается, оттого, что ему «сорок лет все в пояс кланялись, а теперь мальчишки пальцами показывают».
И он сравнивает с «мытарством» грешников не свое душевное раскаяние, а свое путешествие по городу под конвоем. Он понимает теперь, что человек не должен «гнаться за большим», но только потому, что иначе у него «последнее отнимут, оберут… дочиста».
«Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет» – вот настоящая «мораль» плута, на старости лет попавшего впросак и напоминающего в этом отношении городничего в последнем акте «Ревизора».
В характере Липочки также комически соединяются самодовольство и духовная отсталость. Она считает себя барышней, получившей «воспитание», но с холодным, грубым пренебрежением относится к прислуге, приказчикам и даже к матери.
Особенно смешно ее мещанское восхищение «благородством» дворянства и блеском офицерства. Чтобы приобщиться к ним, она даже готова порвать со своей средой. Но, тем не менее, в ее тяге к чужой культурности, хотя бы и показной, кроется внутренний рост ее собственной среды.
В этом отношении союз с Подхалюзиным, конечно, лучший для нее выход.
Последний акт комедии прекрасно раскрывает как это повое соотношение сил в купеческой семье, так и суть нравственного поражения Вольтова. Кажется, Большое понял теперь всю мерзость своей жизни.
Потерпевший крах в своем обмане, он взывает К человечности зятя и дочери и приходит к моральному осуждению всякого обмана. «Знаешь, Лазарь, – говорит он, – Иуда – ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем… А что ему за это было?».
Все это может показаться речью резонера, выражающей морализирующую тенденцию комедии.
Рекомендуем почитать ►
Сон Понтия Пилата как олицетворение
На такой же точке зрения стоят и Подхалюзины. Лазарю даже жалко тестя, он готов сам уламывать кредиторов и согласен набавить им несколько копеек. Но на большее он никак не согласится.
Интересы его нового, собственного «дела», размах которого воплощен для пего и в мантилье Липочки, и в ее французских фразах, он ставит выше всего. И на него не могут подействовать намеки на страшную судьбу Иуды-предателя. Еще меньше затрагивают его угрозы рассерженной свахи или жалобы бедняка Рисположенского.
С наглым самодовольством опровергает он их перед публикой в последней сцене комедии и с наглым торжеством зазывает всех в свой новый «магазинчик».
Таковы характеры главных героев и раскрывающее их происшествие в семье Вольтовых. Все это, действительно, является «результатом тех обстоятельств», в которых эти характеры сложились.
И идея нравственного банкротства, действительно, не навязана этим характерам со стороны автора, но вытекает из их объективных особенностей.
В этом смысле первая комедия Островского является произведением не только правдивым по своей идее разоблачения буржуазного хищничества, но и реалистическим по принципу отражения жизни.
В этом и заключается смысл его увлечения Липочкой. Она, видящая в эполетах и шпорах с колокольчиками высшее проявление благообразия и утонченности, сама является для Подхалюзина очаровательным “воплощением красоты и благообразия, к которому он и тянется в своей неотесанности.
Он чувствует в Липочке человека, с которым может подняться на более высокую ступень в жизни своей среды. А Липочка только потому и откликнулась так быстро на сватовство Лазаря, что сама внезапно почувствовала в нем такую же возможность. И он ее не обманул. Он не пожалел денег на новый дом с богатой мебелью, на роскошный выезд, на богатые платья и на модный сюртук.
Все это для Лазаря не просто мотовство в угоду жене. Его не удовлетворяет не только старый большовский быт, но и «лавки» тестя, он «заводится» собственной торговлей и открывает «магазинчик». Там также будут, конечно, обманывать покупателей, но, видимо, этот обман не будет таким грубым и наглым, каким он был в лавках Большова.
И в семейной жизни Лазарь, конечно, не будет таким диким самодуром, каким был его тесть; он уже не будет «мять чепчики». Женившись на Липочке, он ухаживает за ней.
Рекомендуем почитать ►
Противоречивая натура печорина
Источник: https://www.getsoch.net/portretnaya-xarakteristika-lipochki-i-podxalyuzina-v-pese-svoi-lyudi-sochtemsya/
“Говорящие” фамилии
В XVIII веке театральный зритель еще до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене.
Драматургу предписывалось давать персонажам “говорящие” фамилии.
Прочитав РІ СЃРїРёСЃРєРµ действующих лиц “Скотинин, Простаков Рё Вральман” или “Милон Рё Правдин”, несложно было догадаться, что Р·Р° характеры автор вывел РІ пьесе.
Классицизм СЃ его строгими правилами ушел РІ прошлое. РќРѕ “говорящие” фамилии полюбились драматургам. Часто пользовался РёРјРё Рё Островский.
Р’ комедии “РЎРІРѕРё люди – сочтемся!” главного героя Р·РѕРІСѓС‚ Самсон Силыч Большов. Почему Большов Рё Силыч – понятно: большой, сильный, С‚.
е. влиятельный купец. Но и имя Самсон не случайно. Самсон – библейский герой-силач, утративший свою силу из-за женского коварства.
Важно также, как в списке действующих лиц именуется тот или иной персонаж: по имени, отчеству и фамилии или сокращенно.
Так, РІ “Грозе”, только три героя названы полностью: Савел Прокофьевич Дикой, Марфа Р�гнатьевна Кабанова Рё РўРёС…РѕРЅ Р�ванович Кабанов – РѕРЅРё главные лица РІ РіРѕСЂРѕРґРµ.
Борис Григорьевич, племянник Дикого, сын его брата, тоже Дикой. Но фамилия Бориса ни разу не звучит в пьесе – настолько она не сочетается с его характером.
Фамилия Дикой говорит сама за себя.
Р� РёРјСЏ Савел напоминает РёРјСЏ евангельского персонажа Савла, гонителя христиан, РїРѕРґ именем Павла ставшего усердным проповедником РёС… вероучения. РќРѕ СЃ героем “Грозы” РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ превращения, СѓРІС‹, РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. Прокофий значит “преуспевающий”.
Р�РјСЏ “Кабанихи” Марфа РІ переводе СЃ греческого – “госпожа”, “С…РѕР·СЏР№РєР°”, что вполне согласуется СЃ положением героини. РўРёС…РѕРЅ, ее сын, тоже Кабанов, РЅРѕ РѕРЅ “тихий” Кабанов.
Фамилию эту Островский не выдумал. �звестно, что она встречалась среди русских купеческих фамилий (как и фамилия Большов).
РќРѕ РёР· бесчисленного множества реальных фамилий Островский выбирал “говорящие”.
Катерина – тоже РёРјСЏ РЅРµ случайное. РџРѕ-гречески РѕРЅРѕ означает “чистая”, С‚.Рµ. опять-таки характеризует героиню.
РџРѕ материалам Рнциклопедии для детей. Литература С‡. I
Аванта+ , М., 1999
Источник: https://trassa.narod.ru/lekzia/ostrovskiy/govoriashiefamilii.htm