Образ Собакевича (поэма Н.В.Гоголя “Мёртвые души”)
Образ Собакевича
Цели урока:
- Охарактеризовать образ помещика Собакевича, выявить способы раскрытия характера героя;
- Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.
впервые встречаем
Собакевича?
впечатление
на Чичикова?
Характер Собакевича начинает раскрываться перед нами еще в первой главе, когда он, едва познакомившись с Чичиковым, тут же наступил ему на ногу, сказавши: “Прошу прощения”. Эти неповоротливость, неуклюжесть и немногословие сразу же производят впечатление чего-то грубого животного, малоподвижного, тяжелого.
С каким животным сравнивает Гоголь Собакевича?
Гоголь сравнивает Собакевича со “средней величины медведем”. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, его практически нельзя обмануть.
Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?
Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».
Богатырская мощь Собакевича (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье Собакевича («пятый десяток живу, ни разу не был болен») пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей.
Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?
Вещи вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»; крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных узоров.
Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от “пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах” и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: “Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича”.
- Как Собакевич отзывается о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?
Губернатор у Собакевича— «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город — христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет . Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению Собакевича, «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха — «первейший хапуга в мире».
Как ведет себя Собакевич во время обеда?
«У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!»
Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?
В отличие от Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу “по сту рублей за штуку”.
Каково значение фамилии героя?
Фамилия Собакевича формально не связана с его внешним обликом: Собакевич похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; его имя — Михайло Семенович — также указывает на фольклорного медведя. Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у Собакевича «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес. Собакевич после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему».
Выводы
Собакевич— «человек-кулак».
Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе Собакевича,— страсть к тяжелому, земному, плотскому. Главная цель жизни Собакевича – нажива. Это — стяжательство особого рода оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у Собакевича не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу Собакевич «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья»
Выводы
Через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.
Внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-sobakievicha-poema-n-v-gogholia-miortvyie-dushi.html
Книга «Мертвые души»
Сюжет поэмы Гоголю подсказал Пушкин.
Большая часть этого бессмертного произведения создавалась в Риме.
И после слов Александра Сергеевича «Боже, как грустна наша Россия!» Николай Васильевич решил добавить толику юмора в роман, потом ещё толику…
Короче, Толик получил сполна:)
Конечно же вы догадались о каком произведении идёт речь, а если всё ещё сомневаетесь, то прочитайте изложенное ниже и развейте свои сомнения!
Думаю сюжет данного шедевра известен всем ещё со школы или из экранизаций, мне например нравится Чичиков в исполнении Александра Калягина, но вдруг есть читатели, которые не знакомы с этим произведением. для таких пара слов о сюжете:
В город N приезжает Павел Иванович Чичиков и распологает к себе всех его жителей.
Позже он обращается со странной просьбой к наиболее зажиточным помещикам города и его окрестностей, а что это за просьба, как на неё отреагировали помещики и чем дело кончилось, вы можете прочитать сами, если ещё этого не сделали. Признаюсь, и я впервые прочитал эту поэму, и ничуть не пожалел об этом.
Несколько непривычно называть прозаическое произведение “Поэмой”. Но заглянув в словарь, видим, что:
Иногда поэмой могут называться прозаические произведения
Образ обаятельного подлеца удался на все сто, в конце книги Николай Васильевич рассказывает предысторию становления личности главного героя и мы видим, что он не всегда был таким, это бедность и лишения способствовали падению его нравственного облика.
“Ведь голод топчет благородство и только сытый чист душой©”
Конечно, это очень субъективно, но я не ставлю целью провести глубокий анализ этого произведения или быть объективным в каждой букве, просто выражаю своё мнение о книге.
Думаю, я в этом не одинок, большинство рецензий на сайте выражают субъективное мнение их авторов, и это правильно!
Гоголь использовал приём недосказанности, дав минимум информации о главном герое. Тем самым подстёгивая любопытство читателя. И только в конце произведения мы знакомимся с Павлом Ивановичем Чичиковым поближе.
Герой оправдывает свои неблаговидные поступки тем, что хочет достойной жизни для своих будущих детей и мы можем только догадываться, насколько истинны его помыслы.
Что до других персонажей, то они очень разные, мы видим всю палитру нравов и темпераментов.
Это и плутоватый Ноздрёв, и благовоспитанный, но несколько апатичный Манилов, и глуповатая Коробочка, отличающаяся некоторой прижимостью и простотой, что приближает её к простому люду.
Нельзя не отметить Собакевича – это рубаха-парень, образ русского мужика, который три сажени в плечах, любит поесть, особенно на дармовщинку, но при этом не чурается помогать своим крестьянам, которые сыты и довольны.
Широкой натуре Собакевича Гоголь противопоставляет скупого и заскорузлого Плюшкина, ведущего затворнический образ жизни, крестьяне которого терпят лишения, т.к.
их хозяин экономит даже на себе, не говоря уже о работниках, до которых ему нет дела.
Много и второстепенных персонажей, это все жители городка N, и рассеянный кучер Чичикова Селифан, и его лакей грязнуля Петрушка – довольно забавный персонаж, умеющий радоваться простым вещам.
Каждый герой поэмы имеет свой цвет, а все вместе они создают объёмный витраж, на который любо-дорого поглядеть.
Читая это произведение, неоднократно ловил себя на мысли, что главный герой напоминает мне одного моего знакомого по фамилии Попович, а когда, ближе к концу книги, я наткнулся на такую цитату:
Как-то в жарком разговоре, а может быть, несколько и выпивши, Чичиков назвал другого чиновника поповичем, а тот, хотя действительно был попович, неизвестно почему обиделся жестоко и ответил ему тут же сильно и необыкновенно резко, именно вот как: «Нет, врёшь, я статский советник, а не попович, а вот ты так попович!»
Я смеялся в голос и даже рассказал об этом вышеозначенному приятелю:)
Если сравнивать с “Путешествием из Петербурга в Москву”, эту книгу я прочёл не так давно, то Радищев уступает Гоголю по всем параметрам, у него и язык сложнее, и персонажи незапоминающиеся, да и сюжет, признаться честно, не очень увлекательный, поэтому к Радищеву возвращаться не планирую, а Гоголя буду продолжать читать!
В итоге: поэма понравилась чрезвычайно, она не похожа на читанные мною “Петербургские” повести этого автора, Совершенно отличается от цикла повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”, кторый славен своим колоритом и фольклорной составляющей, но цитируя другого классика замечу, что “Талантливый человек талантлив во всём” и какими бы разными не были произведения Николая Васильевича, они одинаково интересны в прочтении.
Не могу не задаться вопросом, который уже стал риторическим и волнует многих.
Источник: https://livelib.ru/book/1000321010/quotes-mertvye-dushi-nvgogol
Интеллектуальный марафон среди учащихся 10 классов Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» – презентация
1 Интеллектуальный марафон среди учащихся 10 классов Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
2 Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплемённых языков, а от нас самих…
3 Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности…
4 «Мёртвые души» на экране
5 Слово о поэме Поэма «Мёртвые души» – главное дело жизни Н.В.Гоголя самые сокровенные, самые заветные думы писателя. Поэма «Мёртвые души» – главное дело жизни Н.В.Гоголя самые сокровенные, самые заветные думы писателя. А какие думы вы вложили в своё «Слово о поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»? А какие думы вы вложили в своё «Слово о поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?
6 РАЗМИНКА 1. Где и когда происходит действие поэмы? 2. Как зовут Чичикова? Назовите его социальный статус и чин. 3. Где Чичиков впервые увидел Манилова и Собакевича? 4. К кому попал Чичиков после Коробочки? 5. Назовите имена кучера и лакея Чичикова. 6. Какие страсти, привычки и особенности свойственны были Петрушке? 7. Кто из персонажей поэмы назван “ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”? 8. У кого из помещиков Чичикова при ночлеге покусали блохи? 9. Как отозвался о Чичикове Собакевич после первого знакомства с ним? 10. К кому относятся и кто произносит слова: “У, варвар, Бонапарт ты проклятый!”? 11. Кто и где сообщил о том, что Чичиков скупал мертвые души? 12. Какую роль сыграла Коробочка в крушении планов Чичикова?
7 “ЛАВКА ЗАБЫТЫХ ВЕЩЕЙ”
8 Сабля турецкая с надписью: «Мастер Савелий Сибиряков»
9 Шкатулка
10 Книга с закладкой на 14 странице
11 Птичьи перья
12 Рюмка ликёра с тремя мухами
13 Портрет греческого полководца с толстыми ляжками
14 “ФЛОРА И ФАУНА” 1. Дом Манилова стоял на горе. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы. С какими кустами? 2. Какую птицу держал в клетке Собакевич? 3. Какова была кличка собаки, которая лизнула Чичикова языком в самые губы? 4. Какие насекомые были в чернильнице Плюшкина? 5. Какого хищного зверя держал на привязи Ноздрев и кормил его сырым мясом? 6. Что лежало на дне табакерки Чичикова?
15 “ПО ГОРОДАМ ДА ВЕСЯМ” 1. Куда поехал капитан Копейкин просить монаршей милости? 2. В какую губернию, как говорил Чичиков, он хотел купить крестьян на вывод? 3. В каких лесах появилась шайка разбойников, атаманом которой был Копейкин?
16 “СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ…” 1. Кто из героев поэмы говорит такие слова: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”? 2. О ком А. Белый скажет: “Его женой была шкатулка?” 3. Кому принадлежат следующие слова и к кому они относятся: “Да ведь ты жизни не будешь рад, когда приедешь к нему, это просто жидомор!”?
17 “ЦЕПОЧКА” 1. В какой последовательности внесены были пожитки Чичикова в трактир, когда он приехал в город N.N: ларчик, чемодан, жареная курица, сапожные колодки? 2. В какой последовательности посещал Чичиков помещиков? 3. В какой последовательности осматривал Чичиков достопримечательности у Ноздрева?
18 “КУЛИНАРНЫЙ” 1. “День, кажется, был заключен порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей и крепким сном…” Почему щи были налиты в бутылку? 2. “…Легче пирожного, известного под именем поцелуя”. Как теперь мы называем такое пирожное? 3. «”Щи, моя душа, сегодня очень хороши!” сказал Собакевич, хлебнувши щей и отвалив себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам…» Так что же это было за блюдо?..
19 ” ДАРЫ” 1. Что подарил Чичиков Коробочке, чтобы расположить ее к себе? 2. Кому из помещиков ко дню рождения был приготовлен бисерный чехольчик на зубочистку? 3. Что подарил Чичиков дворовой девчонке Коробочки и за что? 4. Что обещал подарить Чичиков детям Манилова? 5. Что привезла Александра Степановна (дочь Плюшкина) в дар отцу? 6. Что хотел подарить Плюшкин Чичикову в знак благодарности?
20 О, МОДА, МОДА!.. 1. Какого цвета был фрак у Чичикова? 2. В усадьбе Манилова Чичиков познакомился с его женой. Вспомните, во что она была одета, и поясните, что это за одежда. 3. Глава 9 начинается так: “Поутру, ранее даже того времени, которое назначено в городе NN для визитов, из дверей оранжевого деревянного дома с мезонином и голубыми комнатами выпорхнула дама в клетчатом щегольском клоке, сопровождаемая лакеем в шинели…” Что такое “клок”?
21 “УВЛЕЧЕНИЯ” 1. Кто из чиновников вышивал по тюлю? 2. Кто из помещиков курил трубку? 3. Какой герой Гоголя не мог заснуть, пока ему кто-нибудь не почешет пятки на ночь?
22 “ЛЮДИ И ЧИСЛА” 1. Сколько душ было у Коробочки? 2. Какую денежную сумму имел при себе капитан Копейкин, когда отправился в столицу? 3. Сколько денег дал Чичиков бывшему своему учителю, когда тот остался без куска хлеба?
23 “ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?” 1. “Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод”. 2. “Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке”. 3. “Малый лет тридцати, в просторном сюртуке, как видно, с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом”.
24 КОНКУРС КАПИТАНОВ 1. Кому из помещиков принадлежат эти крестьяне: Петр Савельев, Неуважай-Корыто, Колесо Иван? 2. Что спасло Чичикова от избиения в доме Ноздрева? 3. Как звали жену Собакевича? 4. Какой поступок Чичикова на балу у губернатора восстановил против него дамское общество города? 5. Над входом каких заведений висели изображения двуглавых орлов? 6. Сколько лет было детям Манилова? 7. Какой цирковой номер подготовил Павлуша Чичиков? 8. Кто приписал Чичикову в список мертвых душ имя Елизаветъ Воробей? 9. Как дамы города N облагораживали русский язык?
25 Марафон завершён! Подведём итоги!
26 Распределение мест 1 место: 1 место: 2 место: 2 место: 3 место: 3 место:
27 Поздравляем участников марафона!
Источник: https://myshared.ru/slide/101544/
Помещики в поэме «Мертвые души» мертвы и морально, и духовно
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени.
Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как «Горе от ума» А. С.
Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был «подарен» Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси «лишь с одного боку», создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян.
Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика проступают в каждом из них.
При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.
Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, «черты его были не лишены приятности, но в эту приятность…
чересчур было передано сахару». Манилов человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности.
В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными «храмами уединенного размышления».
Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года.
Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и «прожекты» (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со «слишком умным министром».
Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а «маниловщина» является типичным явлением этой пошлой жизни. Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны.
Впрочем, Манилов далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина.
Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, «прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой «.
После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки.
Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с «одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок».
Основной жизненный принцип «дубинноголовой» Коробочки (так характеризует ее Чичиков) — «не продешевить». Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.
Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка», тем самым подчеркивая типичность помещицы.
Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это «исторический человек», «мастер лить пули», шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно.
Он несусветный враль со своеобразной «широтой души», имеющий «страстишку — нагадить ближнему». Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, «такое на одной Руси могло случаться».
Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, это была псарня, где он был «совершеннейший отец среди семейства».
Он является родоначальником такого социального явления, как «ноздревщина».
После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного.
Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича.
Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: «И я тоже Собакевич». Чичикову помещик напоминает «средней величины медведя «.
По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера мошенником).
Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, «кулака». Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи «-мертвых душ», в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.
Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка все они застыли в своем развитии, их образы статичны.
Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию.
Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один.
В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина «прореху на человечестве», болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо.
Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна «какая-то особенная ветхость». Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение.
Его душа напоминает сад возле дома: «Такая же мрачная, заросшая, заглохшая». Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится «прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте».
Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца («на этом деревянном лице…
выразилось… какое-то бледное отражение чувства»).
Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.
Гоголь в своей бессмертной поэме «Мертвые души» показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею «мертвых душ», «ока-менелостей». Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.
Описывая бал и губернатора, Гоголь говорит о делении чиновников на толстых и тонких, причем тонкие чиновники, в черных фраках стоящие вокруг дам, были похожи на мух, которые сели на рафинад.
Нельзя не сказать и о совсем небольших сравнениях, которые, как сверкающие бриллианты, рассыпаны по всей поэме и создают ее неповторимый колорит.
Так, например, лицо губернаторской дочки было похоже на «только что снесенное яичко»; головка Феодулии Ивановны Собакевич походила на огурец, а самого Собакевича более на тыкву, из которой на Руси делают балалайки.
При встрече с Чичиковым выражение лица Манилова было как у кота, у которого слегка почесывали за ушами. Гоголь использует и гиперболы, например, говоря о плюшкинской зубочистке, которой ковыряли в зубах еще до нашествия французов. Вызывает смех и внешность помещиков, описываемых Гоголем.
Внешний вид Плюшкина, поразивший самого пролазу и лицемера Чичикова (тот долго не мог сообразить, ключник ли перед ним или ключница), повадки -»рыболова-нищего», распустившиеся в душе Плюшкина, все это удивительно остроумно и смешно, ноЕ Плюшкин, оказывается, способен вызвать не только смех, но и отвращение, возмущение протест.
Перестает быть забавной эта опустившаяся личность, которую и личностью-то не назовешь. Как точно сказал про него Гоголь: «прореха на человечестве»! Да разве смешон человек, потерявший все людское: облик, душу, сердце. Перед нами паук, для которого главное заключается в том, чтобы как можно скорее проглотить добычу.
Так поступает он со своими крестьянами, выкачивая из них хлеб, домашнюю утварь, а потом сгнаивая это в своих бездонных амбарах.
Так поступает он и с собственной дочерью. Жадный и страшный Плюшкин отвратителен нам не только из-за своих нравственных качеств. Гоголь бросает решительное «нет» Плюшкину-помещику, Плюшкину-дворянину. Ведь считалось, что на дворянах, на этих самых Плюшкинах, покоится Российское государство.
Да какой же это оплот, какая опора?! Антисоциальность дворянства жестокий факт, существование которого ужасают Гоголя. Плюшкин, как это ни страшно, типичное явление для русского общества середины XIX века. Гоголь резкий и гневный обличитель. Таким он выступает на страницах «Мертвых душ».
Что осуждает он, что квалифицирует как недопустимое в нормальном человеческом обществе? Казалось бы, говоря о Манилове, слово «осуждение» как-то неуместно. Ведь перед нами такой милый, приятный во всех отношениях, учтивый и добрый человек.
Это еще и весьма образованный помещик, который выглядит прямо-таки ученым мужем на фоне Коробочки и Собакевича. А как забавны его детки, названные Алкидом и Фемистоклюсом (не надо забывать, что дело происходит в России).
Но Гоголю стыдно и больно за Манилова, который строя прожекты в «храме уединенного размышления» и «почитывая книгу, всегда заложенную на четырнадцатой странице», не замечает воровства и пьянства своих мужиков.
Манилов в праздности и лени проживает все, что создано его крестьянами, ни о чем не задумываясь.
Антисоциальны и вообще вредны для окружающих другие гоголевские герои: и Коробочка, «дубиноголовая» и скудоумная накопительница, и Ноздрев, подлец, развратник и вообще «исторический человек», и Собакевич, живоглот и «кулак», которому «не разогнуться в ладонь».
Все это злостные вредители. Какое им дело, этим кровососам, до государственных интересов? Смех Гоголя не только гневный, сатирический, обличающий, есть смех веселый и ласковый. Именно с чувством радостной гордости, если возможно так выразиться, говорит писатель о русском народе.
Так появляется образ мужика, который, подобно неутомимому муравью, несет толстое бревно. Чичиков спрашивает его, как проехать к Плюшкину, и добившись, наконец, ответа, посмеивается над метким прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. Гоголь говорит об исходящим из самого сердца, животрепещущем русском слове.
Он пишет о русском мужике, которого пошли хоть на Камчатку, дай в руки топор, и он пойдет рубить себе новую избу. В этих словах надежда и вера в русский народ, руками которого сделана и птица тройка.
И «как бойкая необгонимая тройка», несется Русь, «вдохновенная богом», и «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Источник: https://school-essays.info/pomeshhiki-v-poeme-mertvye-dushi-mertvy-i-moralno-i-duxovno/