Читать онлайн Полное собрание сочинений. Том 3. Басни, стихотворения, письма страница 77. Большая и бесплатная библиотека
Печатные варианты:
ст. 3–6
Судьей был Волк: оно в минуту закипело (ПЗ)
Допрос ответчику, другой запрос истцу.
Сказать по пунктам и без крика: (ПЗ)
ст. 9
От них лишь перышки, да косточки остались (ПЗ)
ст. 14–15
Ни плутовства,
Ни воровства (ПЗ)
ст. 17
И волчий приговор вот от слова до слова (ПЗ)
ст. 18–25
Понеже кур Овца сильней
И с ними ночь была, как видится из дела,
То признаюсь по совести моей (ПЗ)
ст. 21–22
Но так как, со двора не отлучаясь прочь,
Овца та с курами была одна всю ночь (Ж)
вм. ст. 25
То, обстоятельства соображая дела,
Я признаюсь по совести моей (Ж)
ст. 28
А вследствии того казнить Овцу (ПЗ)
XVII
Скупой
Впервые напечатана в издании басен 1825 г., кн. VII. стр. 281–283; написана не позднее 1823 г. Автограф: ПД 60 (I – 71 л. об., II – 71л., III – 70 л.).
Мораль и содержание басни могли быть подсказаны народными пословицами о скупцах (“В могилу глядит, а над копейкой дрожит”, “Что скупому в руки попало, то и пропало” и др. “Пословицы русского народа” В. Даля).
Образ скупца и тема скупости неоднократно появлялись в сатирической литературе XVIII в., в частности, в XVII письме “Почты духов” Крылова, см. также притчу И. Богдановича “Скупой” и одноименную басню В. Майкова.
Рукописные варианты (ПД):
вм. ст. 4
За тридевять земель отправился от дому
На долгий срок – хоть рад или не рад. (II)
ст. 12
Оставить просто клад, так может он пропасть. (III)
ст. 24
Пей, ешь теперь и веселись. (III)
ст. 42
Не домовому ли он деньги бережет? (III; Ж – И)
XVIII
Богач и поэт
Впервые напечатана в “Северных цветах на 1825 г.”, стр. 283–284; написана не позднее 1823 г. Автограф: ПД 3 (I – 27 л., II – 26 л.) . Крылов первоначально предполагал озаглавить басню “Вельможа и Поэт”, но, возможно из цензурных соображений, заменил Вельможу Богачом.
Рукописные варианты (ПД):
ст. 1
[Поэт к Юпитеру Вельможу позвал в суд] (I)Поэт с Вельможею затеял суд (I)
ст. 2–3
И на него просил у Зевса он управы.
Обоих велено представить для расправы (II)
ст. 20
Не только правнуки, не будут ведать внуки (II; СЦ – Ж)
ст. 23
Но верь, коль при его уме была б возможность (II; СЦ – Ж)
XIX
Волк и мышонок
Впервые напечатана в издании басен 1825 г., кн. VII, стр. 283–284; написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 8 (I – 39 л., II – 41 л.), ПБ 2 . В автографах ПД 8 название “Волк” и “Волк и Мышь”.
Заключение басни напоминает один из эпизодов в новиковском “Живописце”; там рассказывается о судье, обнаружившем у себя пропажу золотых часов: “Легко можно догадаться, что они были некупленные.
Судьи редко покупают; история гласит, что часы по форме приказной с надлежащим судейским насилием вымучены были у одной вдовы… Судья, хватившись часов и не находя их, по пристрастию рассуждает про себя так: “Я хотя и грабитель… однако сам у себя красть не стану… конечно, часы украл подрядчик…” и определил истязать подрядчика” (“Живописец”, СПБ., 1775 г., ч. 1).
Рукописные варианты:
вм. ст. 1–6
Волк из овцы черево вырвал вон,
И так над ней трудился он,
Что на зубах хрустят лишь кости. (ПД I, II)
ст. 4
Овечку бедную прожора ободрал (ПБ)
ст. 7
Но как ни жаден был, а всей доесть не мог. (ПБ)
ст. 9
[Понежась, отдохнуть] от жирного обеда. (ПБ)ст. 11
[Совенка] запахом пирушки привлекло (ПБ)ст. 12–13
По мхам и кочкам он тихохонько подкрался,
Кусок мясца схватил и с ним скорей убрался (ПД I)
ст. 14
[К себе, в дупло] (ПД II)В укромный свой приют, в дупло (ПД I)
ст.16–18
Волк поднял вой – пошел по лесу гул:
“Разбой!” кричит он: “караул!” (ПД I, II)
Заключительное нравоучение (ПД 8 II) , видимо, было изменено по цензурным соображениям, оно приведено в подстрочном примечании к основному тексту.
XX
Два мужика
Впервые напечатана в издании басен 1825 г., кн. VII, стр. 284; написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 11 (I – 76 л., II – 75 л.), ПД 12, ПБ 12.
Рукописные варианты:
ст. 1
Здорово, [брат] Фаддей! – Здорово [брат] Егор! (ПД 11, II, 12)
ст. 3–4
Ох, кум, чай вижу, что беды моей не знаешь!
Господь прогневался: я сжег до тла свой двор (ПД 11 II, 12)
ст.6
“Как так? Плохая, брат, игрушка!” (ПД 12)
ст. 12
“Ты как живешь?” – “Ох, кум, худое дело (ПД 11 II)
ст. 15
[Как спасся сам, считаю право, дивом] (ПД 11 II) [Как жив еще – считаю право, дивом.) (ПД 12)ст. 17
И тоже чересчур хлебнул (ПД 11 II)
ст. 20
[Так идя, я свечу задул.] (ПД 11 II)вм. ст. 21–22
Ан бес меня в потьмах на что-то натолкнул.
Я с лестницы стремглав, чуть шеи не свихнул.
Что у меня убавил тож полвека (ПД 12)
вм. ст. 24–29
“Неправы оба вы, друзья”,
Сказал им сват Степан: “пустая осторожность
Вредна не менее, как и оплошность.
Свечи в дому держу и я,
И тоже иногда о праздниках гуляю;
Но со свечею не зеваю:
А ежели бываю на дворе,
Свечу держу я в фонаре (ПД 12)
ст. 25
Сказал им сват Степан: “сказать вам правду, – я (ПБ)
ст. 29
Да вряд не хуже ли в потьмах (ПБ)
XXI
Котенок и скворец
Впервые напечатана в издании басен 1825 г., кн. VII, стр. 288–289; написана не позднее 1823 г. Автограф: ПД 25(I – 33л., II – 34л.).
Рукописные варианты (ПД II):
ст. 2–3
Философ – говорун презнатный
ст. 6
Но тих и [точно курица смирен]
ст. 14
Что терпишь пост?
ст. 17
“Но честь и совесть?” – “Как ты мало знаешь свет!”
ст. 29
Хоть голоду совсем он утолить не мог,
ст. 31
С большим вниманьем весь прослушал.
XXII
Две собаки
Впервые напечатана в “Соревнователе просвещения и благотворения”, 1824 г., ч. VI (“Труды общества любителей российской словесности”, ч. XXVI, кн. 1, стр. 64–65); написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 14 (I – 66 л., II – 68 л., III – 61 л.), ПБ 16.
Рукописные варианты:
вм. ст. 1–7
[Собака добрая, Барбос,Который на дворе усердно службу нес],
Жужу, кудрявую болонку,
Лежащую увидев на окне,
Он, ей обрадуясь, как будто бы родне (ПД III)
ст. 7
Обрадуясь ей как родне (ПБ; СП)
ст. 8
От радости едва не плачет (ПД I)
ст. 16
“На счастье грех пенять”, Жужутка отвечает (ПД1, ПБ; СП)
ст. 17
[Кусочек лучший мне идет с стола] (ПД I)ст. 20
А ежели, резвясь, устану (ПД)
ст. 22
Ты как живешь, Барбос? (ПД I)
ст. 24
Живу по-старому: терплю и холод (ПБ; СП)
ст. 31
Бессилен ты и мал. (ПД 1)
XXIII
Кошка и соловей
Впервые напечатана в “Соревнователе просвещения и благотворения”, 1824 г., ч. II (“Труды вольного общества любителей российской словесности”, ч. XXV, кн. I, стр. 128–130); написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 26 (I – 9 л ., II – 8 л.), ПД 27 . В басне “Кошка и Соловей” Крылов имел в виду цензуру.
Возможно, что запрещение таких басен, как “Рыбья пляска” (переделанная им по указанию свыше) и “Пестрые овцы” (оставшаяся ненапечатанной), натолкнуло Крылова на создание басни “Кошка и Соловей”. В 1823 г. происходило обсуждение нового цензурного устава (окончательно принятого в 1826 г.
), и с этой целью учрежден был особый комитет из членов Ученого комитета под руководством М. Л. Магницкого (М. Сухомлинов, Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. I, СПБ., 1889, стр. 461–488). Ироническое отношение Крылова к цензуре засвидетельствовано и любопытным отзывом его, записанным В.
Жуковским: “Крылов говорит о цензуре: запрещено впускать в горницу плешивых. У дверей стоит сторож. Кто чисто плешив, тому нет входа. Но тот, у кого или лысина, или только показывается на голове как будто голое место – что с ним делать? Тут и наблюдателю и гостю худо.
А если наблюдатель трус, то он и примет лысину за плешь” (Соч., т. VI, изд. 7-е, СПБ., 1878 г., стр. 22).
Источник: https://dom-knig.com/read_238773-77
Крылов Иван Андреевич (1769-1844)
mvpphila Сен 26, 2017 (Пока оценок нет)
Загрузка…
Имя: Крылов Иван Андреевич
День рождения: 13 февраля 1769
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 21 ноября 1844
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя
Биография Крылова Ивана Андреевича
Иван Крылов родился в 1769 году в семье армейского офицера в Москве. О писателе осталось очень мало данных. Все, что о нем известно, рассказывали современники. Поэтому в его биографии много пустых пробелов.
Когда Крылов был маленьким, его семья постоянно переезжала с места на место. Они проживали в Твери и были очень бедны. Ситуация стала еще более плачевной и трагичной, когда в 1778 году умер отец Крылова.
Обучением мальчика занимался отец, после его смерти Крылов ходил к домашним учителям, приходящим к обеспеченной семье по соседству.
Он работал подканцеляристом в Калязинском нижнем земском суде, позже — в Тверском магистрате.
Когда семья переехала в Питер, мать ради сына делает все возможное, чтобы он получил хорошую должность, и его берут в Петербургскую Казенную палату мелким чиновником. Сам Крылов активно занимался самообучением.
Творчество Ивана Крылова, вместе с работами Александра Пушкина и Александра Грибоедова, считается началом литературного реализма России.
Первые работы Крылова — драматические произведения, написанные в период 1786-1788. Сюда входят «Кофейница», «Бешеная семья», «Проказники», и многие другие. К сожалению данные произведения не получили признательность читателей.
В 1788 году Крылов уходит со службы и начинает работать журналистом. В 1789 году выходит его сатирический журнал «Почта духов».
В итоге журнал запрещают, так как Крылов представляет чиновников в образе разных животных и умело их высмеивает. В 1791 году вместе с друзьями он выпускает еще несколько журналов, однако и их закрыли.
Сохранилась информация о том, что Крылову пришлось общаться с самой Екатериной II из-за скандальных журналов.
В 1793 году Крылов возвращается в Москву. С 1795 года, по некоторым сведениям, ему запретили проживать в Питере и Москве.
В 1797 году он служит у князя Галицына личным секретарем и вместе с его семьей отправляется в ссылку. Когда князя назначили генерал-губернатором Лифляндии, Крылов в течение последующих нескольких лет работает управителем дел канцелярии.
Возвращается к литературе Крылов в 1800 году. Он написал антиправительственную шуточную работу под названием «Подщипа, или Триумф». Ее, конечно, запретила цензура, но все равно она стала самой популярной пьесой.
В 1806 году Крылов опять переезжает в Питер. В период с 1806 по 1807 год он пишет две комедии — «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые также получили большой успех.
Известен же Крылов благодаря своим басням. Впервые он пробует себя в этой области в 1805 году, когда переводит несколько басен Лафонтена. В 1809 году впервые выходит сборник басен. Именно в этот период началась активна
я деятельность Крылова в сфере сочинительства басен. Он прочувствовал, что такое настоящая слава, ведь его произведения издаются даже в Париже.
Крылов был весьма неординарной личностью. Он часто становился главным героем анекдотов и баек даже в те времена. У него было множество пороков, как чревоугодие, неопрятность, которых он не только не боялся, но и всячески выставлял.
Он всю жизнь учился, развивался. Два языка, английский и древнегреческий, он изучал до конца своей жизни. Его уважали и ценили даже те, кто не разделял его взглядов на то, как должно выглядеть творчество.
Скончался Иван Крылов в 1844 год. Его похоронили в санкт-петербургской Александро-Невской лавре.
Документальный фильм
Вашему вниманию документальный фильм, биография Крылова Ивана Андреевича.
Библиография Крылова Ивана Андреевича
Басни
- Алкид
- Апеллес и ослёнок
- Бедный богач
- Безбожники
- Белка (известны две басни про белку)
- Богач и Поэт
- Бочка
- Бритвы
- Булат
- Булыжник и Алмаз
- Бумажный змей
- Василек
- Вельможа
- Вельможа и Поэт
- Вельможа и Философ
- Водолазы
- Водопад и Ручей
- Волк и Волчонок
- Волк и Журавль
- Волк и Кот
- Волк и Кукушка
- Волк и Лисица
- Волк и Мышонокv
- Волк и Пастухи
- Волк и Ягнёнок
- Волк на псарне
- Волки и Овцы
- Ворона
- Ворона и Курица
- Ворона и Лисица
- Вороненок
- Воспитание Льва
- Голик
- Госпожа и две Служанки
- Гребень
- Гуси
- Два голубя
- Два Мальчика
- Два Мужика
- Две бочки
- Две Собаки
- Демьянова уха
- Дерево
- Дикие Козы
- Дуб и трость
- Заяц на ловле
- Зеркало и Обезьяна
- Змея
- Змея и Овца
- Камень и Червяк
- Квартет
- Клеветник и Змея
- Колос
- Комар и Пастух
- Конь и Всадник
- Кот и Повар
- Котел и Горшок
- Котенок и Скворец
- Кошка и Соловей
- Крестьяне и Река
- Крестьянин в беде
- Крестьянин и Змея
- Крестьянин и Лисица
- Крестьянин и Лошадь
- Крестьянин и Овца
- Крестьянин и Работник
- Крестьянин и Разбойник
- Крестьянин и Собака
- Крестьянин и Смерть
- Крестьянин и Топор
- Кукушка и Горлинка
- Кукушка и Петух
- Кукушка и Орёл
- Купец
- Лань и Дервиш
- Ларчик
- Лебедь, Рак и Щука
- Лев
- Лев и Барс
- Лев и Волк
- Лев и Комар
- Лев и Лисица
- Лев и Мышь
- Лев и Человек
- Лев на ловле
- Лев состарившийся
- Лев, Серна и Лиса
- Лещи
- Лиса
- Лиса-строитель
- Лисица и Виноград
- Лисица и Куры
- Лисица и осел
- Лисица и Сурок
- Листы и Корни
- Лжец
- Любопытный
- Лягушка и Вол
- Лягушка и Юпитер
- Лягушки, просящие царя
- Мальчик и Змея
- Мальчик и Червяк
- Мартышка и очки
- Медведь в сетях
- Медведь у Пчел
- Мельник
- Механик
- Мешок
- Мирская сходка
- Мирон
- Мор Зверей
- Мот и Ласточка
- Музыканты
- Муравей
- Муха и дорожные
- Муха и Пчела
- Мыши
- Мышь и Крыса
- Обед у медведя
- Обезьяна
- Обезьяны
- Обоз
- Овцы и Собаки
- Огородник и Философ
- Оракул
- Орёл и Крот
- Орёл и Куры
- Орёл и Паук
- Орёл и Пчела
- Осел
- Осел и Заяц
- Осёл и Мужик
- Осёл и Соловей
- Откупщик и Сапожник
- Охотник
- Павлин и соловей
- Парнас
- Пастух
- Пастух и море
- Паук и Пчела
- Петух и Жемчужное зерно
- Пёстрые овцы
- Пловец и Море
- Плотичка
- Подагра и Паук
- Пожар и Алмаз
- Похороны
- Прихожанин
- Прохожие и Собаки
- Пруд и Река
- Пустынник и Медведь
- Пушки и Паруса
- Пчела и Мухи
- Разборчивая невеста
- Раздел
- Роща и огонь
- Ручей
- Рыбья пляска
- Рыцарь
- Свинья
- Свинья под Дубом
- Синица
- Скворец
- Скупой
- Скупой и Курица
- Слон в случае
- Слон и Моська
- Слон на воеводстве
- Собака и Лошадь
- Собака, Человек, Кошка и Сокол
- Собачья дружба
- Совет Мышей
- Сокол и Червяк
- Соловьи
- Сочинитель и разбойник
- Старик и трое молодых
- Стрекоза и Муравей
- Тень и Человек
- Троеженец
- Тришкин кафтан
- Трудолюбивый Медведь
- Туча
- Филин и Осёл
- Фортуна и Нищий
- Хмель
- Хозяин и Мыши
- Цветыветы
- Червонецv
- Чиж и Ёж
- Чиж и Голубь
- Щука и Кот
- Щука и мышенок
- Щука
- Ягнёнок
Другие сочинения
- 1783 — Кофейница (либретто комической оперы)
- 1786 — Бешеная семья (комедия)
- 1786—1788 — Сочинитель в прихожей (комедия)
- 1786—1788 — Проказники (комедия)
- 1786—1788 — Филомела (трагедия)
- 1788 — Американцы (комедия, совместно с А. И. Клушиным)
- 1792 — Каиб (сатирическая повесть)
- 1792 — Ночи (сатирическая повесть; незакончено)
- 1798—1800 — Трумф
- 1801 — Пирог (комедия)
- 1806 — Модная лавка (комедия)
- 1807 — Урок дочкам (комедия)
- 1807 — Илья-богатырь (комедия)
- Лягушки, просящие царя (басня)
- 1805 — Стрекоза и муравей (басня)
Рекомендуем к прочтению:
Источник: https://LifeInBooks.net/pisateli/kryilov-ivan-andreevich-1769-1844/
Крылов Иван Андреевич – Российский Баснописец
Русский баснописец. Публицист. Поэт. Издатель сатирико-просветительских журналов.
Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников.Действительный член Императорской Российской академии.
Иван Крылов родился 13 февраля 1769 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье офицера, и его детские годы прошли на Урале и в городе Тверь. Глава семьи рано умер, в 1778 году, оставив вдову с двумя детьми на руках. Семья постоянно нуждалась в деньгах, и Крылов, еще будучи подростком, поступил на службу.
В 1782 году с матерью переезжает в город Санкт-Петербург. Систематически занимается самообразованием, изучает литературу, итальянский и французский языки, математику. Вскоре поступает на службу в петербургскую казенную палату.
Цикл комедий «Сочинитель в прихожей», «Бешеная семья», «Проказники» Крылов создал в период с 1786 по 1788 года. В этих комедиях высмеивает разврат и моральную пустоту высшего общества столицы. Сатира вызвала недовольство царской семьи, и ему пришлось уехать в провинцию. В город Санкт-Петербург писатель возвратится только через пятнадцать лет.
Крылов печатал ежемесячный сатирический журнал «Почта духов» в 1789 году, в типографии И.Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека. Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком.
Далее, служил библиотекарем в Императорской публичной библиотеке. Как баснописец, Крылов заявил о себе в 1809 году, когда из печати вышла его первая книга басен.
Басни Крылова органически переплетаются с миром русских пословиц и поговорок.
Из них в наш язык пришло много крылатых выражений, со временем тоже превратившихся в пословицы: А ларчик просто открывался; а Васька слушает да ест; а вы, друзья, как ни садитесь – все в музыканты не годитесь.
Иван Андреевич Крылов скончался 21 ноября 1844 года от двухстороннего воспаления легких в городе Санкт-Петербург.
Памятная монета Банка России, посвященная 225-летию со дня рождения И. А. Крылова. 2 рубля, серебро, 1994 год
Улицы и переулки имени Крылова есть в десятках городов России и стран бывшего СССР.
Памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга
В Москве у Патриарших прудов установлен памятник Крылову и героям его басен
В Санкт-Петербурге, Ярославле и Омске есть детские библиотеки имени И. А. Крылова
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном – басни «Кукушка и Орел», «Осел и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». А также – Ю. М. Касьяником: вокальный цикл для баса и ф-но «Басни Крылова» («Ворона и Лисица», «Прохожие и Собаки», «Осел и Соловей», «Две Бочки», «Троеженец»).
Басни
АлкидАпеллес и осленокБедный богачБезбожникиБелка (известны две басни про белку)Богач и ПоэтБочкаБритвыБулатБулыжник и АлмазБумажный змейВасилекВельможаВельможа и ПоэтВельможа и ФилософВодолазыВодопад и РучейВолк и ВолчонокВолк и ЖуравльВолк и КотВолк и КукушкаВолк и ЛисицаВолк и МышонокВолк и ПастухиВолк и ЯгненокВолк на псарнеВолки и ОвцыВоронаВорона и КурицаВорона и Лисица (1807)ВороненокВоспитание ЛьваГоликГоспожа и две СлужанкиГребеньГусиДва голубяДва МальчикаДва МужикаДве бочкиДве СобакиДемьянова ухаДеревоДикие КозыДуб и тростьЗаяц на ловлеЗеркало и ОбезьянаЗмеяЗмея и ОвцаКамень и ЧервякКвартетКлеветник и ЗмеяКолосКомар и ПастухКонь и ВсадникКот и ПоварКотел и ГоршокКотенок и СкворецКошка и СоловейКрестьяне и РекаКрестьянин в бедеКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЛисицаКрестьянин и ЛошадьКрестьянин и ОвцаКрестьянин и РаботникКрестьянин и РазбойникКрестьянин и СобакаКрестьянин и СмертьКрестьянин и ТопорКукушка и ГорлинкаКукушка и ПетухКукушка и ОрелКупецЛань и ДервишЛарчикЛебедь, Рак и Щука (1814)ЛевЛев и БарсЛев и ВолкЛев и КомарЛев и ЛисицаЛев и МышьЛев и ЧеловекЛев на ловлеЛев состарившийсяЛев, Серна и ЛисаЛещиЛисаЛиса-строительЛисица и ВиноградЛисица и КурыЛисица и оселЛисица и СурокЛисты и КорниЛжецЛюбопытныйЛягушка и ВолЛягушка и ЮпитерЛягушки, просящие царяМальчик и ЗмеяМальчик и ЧервякМартышка и очкиМедведь в сетяхМедведь у ПчелМельникМеханикМешокМирская сходкаМиронМор ЗверейМот и ЛасточкаМузыкантыМуравейМуха и дорожныеМуха и ПчелаМышиМышь и КрысаОбед у медведяОбезьянаОбезьяныОбозОвцы и СобакиОгородник и ФилософОракулОрел и КротОрел и КурыОрел и ПаукОрел и ПчелаОселОсел и ЗаяцОсел и МужикОсел и СоловейОткупщик и СапожникОхотникПавлин и соловейПарнасПастухПастух и мореПаук и ПчелаПетух и Жемчужное зерноПестрые овцыПловец и МореПлотичкаПодагра и ПаукПожар и АлмазПохороныПрихожанинПрохожие и СобакиПруд и РекаПустынник и МедведьПушки и ПарусаПчела и МухиРазборчивая невестаРазделРоща и огоньРучейРыбья пляскаРыцарьСвиньяСвинья под ДубомСиницаСкворецСкупойСкупой и КурицаСлон в случаеСлон и МоськаСлон на воеводствеСобака и ЛошадьСобака, Человек, Кошка и СоколСобачья дружбаСовет МышейСокол и ЧервякСоловьиСочинитель и разбойникСтарик и трое молодыхСтрекоза и МуравейТень и ЧеловекТроеженецТришкин кафтанТрудолюбивый МедведьТучаФилин и ОселФортуна и НищийХмельХозяин и МышиЦветыЧервонецЧиж и ежЧиж и ГолубьЩука и КотЩука и мышонокЩука
Ягненок
Другое
Кофейница (1783, опубл. 1869, либретто комической оперы)Бешеная семья (1786, комедия)Сочинитель в прихожей (1786-1788, опубл. 1794, комедия)Проказники (1786-1788, опубл. 1793, комедия)Филомела (1786-1788, опубл.
1793, трагедия)Американцы (1788, комедия, совместно с А. И. Клушиным)Каиб (1792, сатирическая повесть)Ночи (1792, сатирическая повесть; незакончено)Трумф («Подщипа»; 1798-1800, опубл. 1859; распространялась в рукописных списках)Пирог (1801, опубл.
1869, комедия)Модная лавка (1806, комедия)Урок дочкам (1807, комедия)
Илья-богатырь (1807, комедия)
Источник: https://ruspekh.ru/people/item/krylov-ivan-andreevich
Полное собрание сочинений. Том 3. Басни, стихотворения, письма читать онлайн
ст. 5
Когда в тюрьму попал, до песен ли уж тут?
ст. 14
Однако ж думает: «Злу горем не помочь
ст. 18
И кажется, могу беду я с шеи сбыть.
ст. 22
Быть может тем себе свободу заслужу
ст. 24–26
И начал песни мой певец:
И вечер песнями кончает,
И солнечный восход он песнями встречает. (Ж)
ст. 29–30
Кто худо пел, хозяин тем давно
Открыл и клетки и окно.
вм. ст. 33–34
Чем пел и слаще и нежней,
Тем [берегли] его плотней
Печатный вариант:
ст. 24
Так рассудил, и начал мой певец (З)
XVГолик
Впервые напечатана в издании басен 1825 г., кн. VII, стр. 276; написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 10, ПД 27.
Возможно, что поводом к ее написанию послужили резкие критические замечания на «Историю Государства Российского» Н. Карамзина, помещенные в 1818 г. в журнале М. Каченовского «Вестник Европы».
Критика «Вестника Европы» вызвала многочисленные негодующие отклики в тогдашних литературных кругах.
Рукописные варианты (ПД 10):
ст. 1–2
Голик попал в большую честь:
Уж он полов не будет в сенях месть.
вм. ст. 12–15
[Видал я иногда,Что у людей — беды выходят те же,
Коль поправлять дадут ученого невеже.]
вм. ст. 12–15
[Не менее вредаБывает иногда,
Коль неуч не в свои дела вплетется.]
XVIКрестьянин и овца
Впервые напечатана в «Полярной звезде» на 1823 г., стр. 112. Басня эта была послана (под названием «Овца») Крыловым в письме к А. А. Оленину от 25 июля 1821 г. вместе с басней «Плотичка». Этим самым время ее напечатания датируется не позднее июля 1821 г. Первоначальную редакцию см. в письме к А. А.Оленину.
Рукописный вариант:
вм. ст. 18–19
[Хотя в покраже от ОвцыНе сделано признанья,
Но нет ей оправданья
Понеже хоронить концы] (ПД 69)
Печатные варианты:
ст. 3–6
Судьей был Волк: оно в минуту закипело (ПЗ)
Допрос ответчику, другой запрос истцу.
Сказать по пунктам и без крика: (ПЗ)
ст. 9
От них лишь перышки, да косточки остались (ПЗ)
ст. 14–15
Ни плутовства,
Ни воровства (ПЗ)
ст. 17
И волчий приговор вот от слова до слова (ПЗ)
ст. 18–25
Понеже кур Овца сильней
И с ними ночь была, как видится из дела,
То признаюсь по совести моей (ПЗ)
ст. 21–22
Но так как, со двора не отлучаясь прочь,
Овца та с курами была одна всю ночь (Ж)
вм. ст. 25
То, обстоятельства соображая дела,
Я признаюсь по совести моей (Ж)
ст. 28
А вследствии того казнить Овцу (ПЗ)
XVIIСкупой
Впервые напечатана в издании басен 1825 г., кн. VII. стр. 281–283; написана не позднее 1823 г. Автограф: ПД 60 (I — 71 л. об., II — 71л., III — 70 л.).
Мораль и содержание басни могли быть подсказаны народными пословицами о скупцах («В могилу глядит, а над копейкой дрожит», «Что скупому в руки попало, то и пропало» и др. «Пословицы русского народа» В. Даля).
Образ скупца и тема скупости неоднократно появлялись в сатирической литературе XVIII в., в частности, в XVII письме «Почты духов» Крылова, см. также притчу И. Богдановича «Скупой» и одноименную басню В. Майкова.
Рукописные варианты (ПД):
вм. ст. 4
За тридевять земель отправился от дому
На долгий срок — хоть рад или не рад. (II)
ст. 12
Оставить просто клад, так может он пропасть. (III)
ст. 24
Пей, ешь теперь и веселись. (III)
ст. 42
Не домовому ли он деньги бережет? (III; Ж — И)
XVIIIБогач и поэт
Впервые напечатана в «Северных цветах на 1825 г.», стр. 283–284; написана не позднее 1823 г. Автограф: ПД 3 (I — 27 л., II — 26 л.). Крылов первоначально предполагал озаглавить басню «Вельможа и Поэт», но, возможно из цензурных соображений, заменил Вельможу Богачом.
Рукописные варианты (ПД):
ст. 1
[Поэт к Юпитеру Вельможу позвал в суд] (I)Поэт с Вельможею затеял суд (I)
ст. 2–3
И на него просил у Зевса он управы.
Обоих велено представить для расправы (II)
ст. 20
Не только правнуки, не будут ведать внуки (II; СЦ — Ж)
ст. 23
Но верь, коль при его уме была б возможность (II; СЦ — Ж)
XIXВолк и мышонок
Впервые напечатана в издании басен 1825 г., кн. VII, стр. 283–284; написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 8 (I — 39 л., II — 41 л.), ПБ 2. В автографах ПД 8 название «Волк» и «Волк и Мышь».
Заключение басни напоминает один из эпизодов в новиковском «Живописце»; там рассказывается о судье, обнаружившем у себя пропажу золотых часов: «Легко можно догадаться, что они были некупленные.
Судьи редко покупают; история гласит, что часы по форме приказной с надлежащим судейским насилием вымучены были у одной вдовы… Судья, хватившись часов и не находя их, по пристрастию рассуждает про себя так: «Я хотя и грабитель… однако сам у себя красть не стану… конечно, часы украл подрядчик…» и определил истязать подрядчика» («Живописец», СПБ., 1775 г., ч. 1).
Рукописные варианты:
вм. ст. 1–6
Волк из овцы черево вырвал вон,
И так над ней трудился он,
Что на зубах хрустят лишь кости. (ПД I, II)
ст. 4
Овечку бедную прожора ободрал (ПБ)
ст. 7
Но как ни жаден был, а всей доесть не мог. (ПБ)
ст. 9
[Понежась, отдохнуть] от жирного обеда. (ПБ)ст. 11
[Совенка] запахом пирушки привлекло (ПБ)ст. 12–13
По мхам и кочкам он тихохонько подкрался,
Кусок мясца схватил и с ним скорей убрался (ПД I)
ст. 14
[К себе, в дупло] (ПД II)В укромный свой приют, в дупло (ПД I)
ст.16–18
Волк поднял вой — пошел по лесу гул:
«Разбой!» кричит он: «караул!» (ПД I, II)
Заключительное нравоучение (ПД 8 II), видимо, было изменено по цензурным соображениям, оно приведено в подстрочном примечании к основному тексту.
XXДва мужика
Впервые напечатана в издании басен 1825 г., кн. VII, стр. 284; написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 11 (I — 76 л., II — 75 л.), ПД 12, ПБ 12.
Рукописные варианты:
ст. 1
Здорово, [брат] Фаддей! — Здорово [брат] Егор! (ПД 11, II, 12)
ст. 3–4
Ох, кум, чай вижу, что беды моей не знаешь!
Господь прогневался: я сжег до тла свой двор (ПД 11 II, 12)
ст.6
«Как так? Плохая, брат, игрушка!» (ПД 12)
ст. 12
«Ты как живешь?» — «Ох, кум, худое дело (ПД 11 II)
ст. 15
[Как спасся сам, считаю право, дивом] (ПД 11 II) [Как жив еще — считаю право, дивом.) (ПД 12)ст. 17
И тоже чересчур хлебнул (ПД 11 II)
ст. 20
[Так идя, я свечу задул.] (ПД 11 II)вм. ст. 21–22
Ан бес меня в потьмах на что-то натолкнул.
Я с лестницы стремглав, чуть шеи не свихнул.
Что у меня убавил тож полвека (ПД 12)
вм. ст. 24–29
«Неправы оба вы, друзья»,
Сказал им сват Степан: «пустая осторожность
Вредна не менее, как и оплошность.
Свечи в дому держу и я,
И тоже иногда о праздниках гуляю;
Источник: https://ruread.net/book/11376/88/
викторина по творчеству И.А.Крылова
б) У петуха;
в) У жаворонка;
г) У кукушки. ► Чего в басне Ивана Крылова объелся Фока? а) Блинов; б) Пирогов;
в) Ухи;
г) Щей.
(«Демьянова уха».)
► Какое насекомое Иван Крылов в своей басне назвал попрыгуньей?
а) Бабочку;
б) Стрекозу;
в) Блоху;
г) Саранчу.
(«Стрекоза иМуравей».) ► Где, согласно тексту басни И.А.Крылова, водили Слона?
а)По улицам;
б) По проспектам; в) По бульварам;
г) По посудным лавкам.
► Как называется одна из басен И.А. Крылова?
а) «Богатый бедняк»;
б) «Бедный богач»; в) «Тонкий толстяк»; г) «Злой добряк». ► Из какой басни И.А. Крылова «выпорхнула» крылатая фраза «Глазами съесть»?
а) «Волк на псарне»;
б) «Кот и Повар»;
в) «Лисица и Виноград»;
г) «Ворона и Лисица».
(«Глазами, кажется, хотел бы всех их съесть».) ► На кого лаяла собака Моська в басне Ивана Крылова?
а) На медведя;
б) На кошку;
в) На слона;
г) На луну. ► Что, согласно басне И. Крылова, НЕ смогли сдвинуть с места Лебедь, Рак и Щука?
б) Лошадь;
в) Воз;
г) Карету. ► Под каким деревом рылась Свинья в басне И.А. Крылова?
а) Ель;
б) Дуб;
в) Липа;
г) Яблоня. ► Какая басня Крылова поможет легко запомнить состав струнного квартета? а) «Лебедь, Шука и Рак»; б) «Вельможа и Поэт»;
в) «Квартет»;
г) «Павлин и Соловей».
(«Квартет». «Достали нот, баса, альта, две скрипки…». Басом тогда называли виолончель.)
► Как называется картина П.А. Федотова, написанная на сюжет одноимённой басни И.А. Крылова?
а) «Разборчивая невеста»;
б) «Сватовство майора»;
в) «Свежий кавалер»; г) «Бедной девушке краса – смертная коса». ► Какое животное встречается в баснях И. Крылова всего один раз?
а) Медведь;
б) Заяц;
в) Лиса;
г) Волк. (Басня «Заяц на ловле».) ► В какой басне, связанной с Отечественной войной 1812 года, Иван Крылов утверждает, что борьба с Наполеоном должна вестись оружием, а не дипломатическими увещеваниями?
а) «Демьянова уха»;
б) «Кот и повар»;
в) «Лисица и виноград»;
г) «Ворона и Лисица». ► В какой басне И.А. Крылов пишет о попытке Наполеона заключить мир?
а) «Волк на псарне»;
б) «Свинья под дубом»;
в) «Мартышка и Очки»;
г) «Стрекоза и Муравей». ► Какая басня И.А. Крылова касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года?
б) «Квартет»;
в) «Обоз»;
г) «Стрекоза и муравей».
(Под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия.)
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/221174-viktorina-po-tvorchestvu-iakrylova/page-3.html