Периодизация творчества лермонтова
В основу периодизации пути Л.-писателя обычно закладываются два базовых принципа: биографический и собственно творческий. Определение периодов творческой деятельности Л. осложняется двумя обстоятельствами: ее недолгий срок (1828–1841 гг.) и неполнота биографических сведений о писателе.
Традиционно предлагаются два принципа разделения творчества Л.: «широкая» периодизация (первый период — 1828–1836 гг. и второй период — 1836–1841 гг.) и «точная» периодизация (первый период — 1828–1832 гг., второй период — сер. 1832 — середина 1837 гг., третий период — сер. 1837 — сер. 1841 гг.).
В основе первого подхода лежит мысль, что произведения до 1837 г. отличаются разной степенью и характером незрелости и представляют собой подготовительный этап к истинно художественному творчеству 1837–1841 гг.
При всей справедливости этой мысли уязвимыми остаются два момента: не все произведения до 1837 г. попадают в категорию незрелых, кроме того, слабо учитывается этапность эволюции творчества Л.
в контексте его биографии.
Более точным является выделение трех периодов: 1828 — середина 1832 гг.; середина 1832 — середина 1837 гг.; середина 1837 — середина 1841 гг. Этот подход базируется на учете следующих факторов: возраст, жизненные обстоятельства, творческая эволюция писателя.
Первый период обычно называют «юношеским», что оправдано и в силу возраста, и в силу интенсивного поиска юным Л. своей индивидуальной творческой манеры. Юношеский период совпадает с учебой Л.
в Московском университетском Благородном Пансионе (1828–1830), а затем на отделении словесности Московского университета (1830–1832), поэтому он может быть также назван «Московским» периодом. При этом целесообразно разделить 1832 г.
на два временных отрезка, относящихся к двум последовательным периодам: главные события первого из них — увольнение из Моск. ун-та (с пометой «Consil. abeundi») и переезд в Санкт-Петербург 31 июля 1832 г.; второго — поступление в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (9 окт. 1832 г.). К началу осени 1832 г.
относятся свидетельства биографического плана, позволяющие говорить о новом жизненном цикле Л., начавшемся после расставания с В.А. Лопухиной, конфидентная переписка с М.А. Лопухиной). Из переписки с последней явствует, что творческий поиск Л. претерпевает изменения: в письме к М.А. Лопухиной от 28 авг. 1832 г. Л.
с горечью говорит о кризисе в работе над романом «Вадим»; к своему 18-летию Л. собирается оставить сочинительство, об этом свидетельствует письмо от М.А. Лопухиной от 12 окт. 1832 г.: «Вы хорошо сделаете, если пришлете, как Вы говорите, все, что Вы до сих пор написали; Вы можете быть уверены, что я честно сохраню присланное; и Вы же будете в восторге, найдя это когда-нибудь» [4].
Следующий, «Петербургский», период охватывает 5 лет (середина 1832 — май 1837 гг.). Главные жизненные события периода: учеба в военной Школе (1832–1834), производство в корнеты (конец 1834), служба в лейб-гвардии Гусарском полку (1835 — февр.
1837), дело о непозволительных стихах (февр. — март 1837), отъезд из Петербурга, прибытие на Кавказ, в Пятигорск (март — май 1837). Самым драматичным событием в личной жизни Л. стало замужество В.А. Лопухиной.
Именно оно определило особенности понимания и художественного изображения феномена любви в творчестве Л. до самого конца его писательской деятельности (май — июнь 1841). Значимыми в личном и творческом плане также были встречи с Е.А. Сушковой в 1834–1835 гг.
, сыгравшие важную в строительстве сюжета дальнейших прозаических произведений (отношения с Лизой Негуровой, игровая часть интриги с княжной Мери).
В творческом отношении Петербургский период отличает последовательный переход Л. от инерции романтического стиля к новому стилевому уровню, что означало включение опыта юношеского периода в процесс поиска полноты и совершенства художественного выражения своих писательских идей.
Наиболее значительными произведениями были поэма «Хаджи Абрек» (1834) (совпавшая с поздним этапом работы над романом «Вадим»), «Боярин Орша» (1836), драмы «Маскарад» (1835), «Два брата» (1836) (последняя по художественным достоинствам заметно уступала «Маскараду», однако пролагала путь к началу нового периода в 1837 г.), незавершенные романы «Вадим» (работа остановлена в 1834 г.
) и «Княгиня Лиговская» (1836–1838) (сюжетный потенциал романа был исчерпан к маю 1837 г.). Для появления лирики у поэта в Петербургский период не было лирического повода и вдохновения. Лирический паралич в поэзии Л. длился от скандальных эротических стихов времени учебы в военной Школе (своеобразное возмездие за катастрофу любви в 1831–1832 гг.) до 1836 г.
— времени появления одухотворенных и целомудренных молитв, «Молитвы странника» (1836), «Молитвы» (1837) («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»).
Третий (последний) период жизни и творчества Л. (май 1837–1841) является временем творческой зрелости и возрастающей степени художественного совершенства его произведений. По аналогии с предыдущими двумя, его можно назвать Кавказским периодом, хотя в эти годы Л. провел в Петербурге едва ли не в 2 раза больше времени, чем на Кавказе.
Справедливее было бы именовать его Кавказско-Петербургским периодом, если бы не то обстоятельство, что он начинается и заканчивается на Кавказе, и это не простое обрамление – годы последнего периода поглощены кавказским содержанием, пронизаны общим духом, организуют единое пространство жизни. Примечателен и вектор перемещений Л.
: уже нельзя сказать, что он ездит и возвращается с Кавказа в Петербург — Л., начиная с 1837 г. ездит и возвращается на Кавказ.
Для творчества Кавказского периода характерна насыщенность произведений Л.
точностью и совершенством художественной формы, гармоничным сочетанием изобразительно-выразительных средств, передачей разноуровневых глубоких смыслов; все его произведения носят обобщающий характер, что обусловливает художественную преемственность и единство всей литературы Л. Зрелые, поздние работы Л.
неизменно имеют произведения-корреляты в его раннем и среднем периодах творчестве: н-р: «Поле Бородина» (1830) — «Бородино» (1837); «Последний сын вольности» (1830) — «Песня про царя Ивана Васильевича…» (1837); эпизод с пленной турчанкой Зарой из «Вадима» (1832) — «Бэла» (1839); I–V редакции «Демона» (1829–1834) — VI–VIII редакции (1837–1839); незавершенные романы «Вадим» (1831–1834), «Княгиня Лиговская» (1836–1838) — законченный роман «Герой нашего времени» (1837–1841) (учитывая начало работы над текстами «Княжны Мери», «Тамани» и предисловие 1841г.) и др.
Возможна более подробная и дробная периодизация, н-р, разделение 1838–1839 гг. и 1840–1841 гг. или выделение произведений 1841 г. (повесть «Штосс» и даже лирику мая — июня) в качестве начала нового этапа творчества.
Лит.: 1) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Худ. лит., 1977. — 650с.; 2) Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Биография. — М.: Гослитиздат, 1945. — 348 с.; 3) Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. — М.: Издание В.Ф. Рихтера, 1891. — 484 с.; 4) Захаров В.А.
Летопись жизни и творчества Лермонтова. — М.: Русская панорама, 2003. — 704с.; 5) М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — 671 с.; 6) Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964. — 198 с.; 7) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
— 372с.
Г.В. Москвин
Источник: https://lermontov-slovar.ru/views/PERIODIZACIJA_TVORCHESTVA_LERMONTOVA.html
Зрелый период творчества Лермонтова: общая характеристика
Зрелый период творчества Лермонтова — период создания главных шедевров его поэзии и прозы — начинается в 1837 году. В этом году происходят резкие перемены в жизни поэта: за стихи «Смерть поэта», написанные на гибель Пушкина, Лермонтов был арестован и отправлен в свою первую ссылку на Кавказ.
Последующие годы жизни Лермонтова проходят в поездках между Кавказом и Петербургом. Во время первой ссылки Лермонтов заболел, лечился в Пятигорске на водах, там он сделал первые наброски романа «Герой нашего времени», служил в действующем отряде, побывал в Тамани и в других местах Кавказа.
Впечатления от службы и поездок по Кавказу широко отразились в произведениях писателя конца 1830-х годов.
В конце 1837 года Лермонтов был переведён сначала в Новгород, а затем в гусарский полк в Царском Селе под Петербургом. В 1838-1839 годы Лермонтов становится известным поэтом, это время плодотворного литературного труда.
В те годы Лермонтов пишет роман «Герой нашего времени», поэмы «Мцыри» и «Демон» (последний вариант), большое количество стихотворений. Известность Лермонтова как поэта сделала его частым гостем светских гостиных Петербурга.
Однако закончилось это бессмысленной дуэлью с сыном французского посланника в России Барантом, арестом Лермонтова и второй ссылкой на Кавказ в 1840 году.
Во время второй ссылки Лермонтов принимал участие в боевых действиях против горцев и проявил себя как мужественный офицер. В октябре он принял командование казачьей сотней. По свидетельству биографов поэта, он заботился о подчинённых и делил с ними тяготы и опасности походной жизни.
В служебной характеристике Лермонтова есть такие слова: «…Был всегда первый на коне и последний на отдыхе».
За доблестную и самоотверженную службу он был представлен к двум боевым наградам и должен был быть переведён в гвардию, однако он был вычеркнут из списка награждённых лично государем Николаем I, питавшим к поэту особую неприязнь.
Жизнь Лермонтова в этот период проходила в разъездах, опасностях и лишениях, однако он продолжал заниматься творчеством. В начале 1841 года Лермонтов приезжает в отпуск 8 Петербург.
Он хочет уйти в отставку и посвятить себя только литературе, но в отставке ему было отказано. Весной поэт в третий раз уезжает на Кавказ, чтобы участием в боевых действиях заслужить разрешение уйти в отставку.
Но Лермонтову не суждено было вернуться: жизнь его трагически оборвалась 15 июля 1841 года на дуэли с бывшим приятелем, отставным майором Н.С. Мартыновым.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/zrelyj_period_tvorchestva_lermontova_obshhaja_kharakteristika/54-1-0-2047
34 Эволюция лирики Лермонтова
Исследователи
/ выделяют три периода творческого
развития М. Лермонтова:
1) Юношеский (1828-1831);
2) Переходный (1832-1836);
3) Зрелый (1837-1841)
Характерной
чертой
ранней лермонтовской лирики в целом
является неразрывная связь,
взаимопроникновение самых интимных
мотивов и мотивов общественных,
вселенских. Характерная особенность
лирического “я” у Лермонтова – сочетание
условности, чрезмерного
использования поэтических штампов и
автобиографических деталей,
что неоднократно подчеркивалась
учеными-лермонтоведами.
В переходный
период за четыре года Лермонтовым было
написано сравнительно немного
лирических
стихотворений: они уступили место
эпическим
жанрам, а
также
драматургии. В
поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного
непокоя, страстной жажды перемен,
движения, новых впечатлений.
Образы
бурного моря, грозы, мятежного паруса
созданы во многих стихотворениях 1832 г.
Это не только отголоски романтической
традиции Байрона – в них выразился
лермонтовский порыв к действию, к
преображению своей человеческой и
творческой судьбы.
Антитеза мятежа и
покоя, свободы и неволи определяют смысл
стихотворений “Парус”, “Я жить
хочу! Хочу печали…”, “Моряк“
(1832).
Многие
стихотворения, написанные в начале
зрелого периода, такие, как “Я не хочу,
чтоб свет узнал…”, “Гляжу на будущность
с боязнью…” и некоторые другие, по
исповедальному тону, стилистике еще
тесно связаны с ранней лирикой. Однако
постепенно происходит перестройка
лирической системы, что и станет предметом
рассмотрения в настоящей статье.
Изменения в
лермонтовском
методе
проявятся, прежде всего, в сознательном
отказе от “бессвязного и оглушающего”
языка романтических страстей (“Из
альбома С.Н.Карамзиной”, “Журналист,
читатель и писатель”, “Не верь себе”).
Лирическая тема развивается в 1837-1841
годы без импульсивного
эмоционально-интеллектуального потока:
О чем писать? Восток и юг Давно описаны,
воспеты;
Коснулось
изменение и романтической антитезы
“поэт” – “толпа”. Теперь “толпа” уже
не враждебный “поэту” монолит, нечто,
определяемое только отрицательно
(тупая, бесчувственная, непонимающая),
теперь она состоит из живых, разных
страдающих, как и поэт, людей:
Лирический
герой ранней лирики
Лермонтова отмечается чертами
гиперболизма: отсутствием полутонов,
максимолизмом, сверхчеловеческими
деяниями. Деятельный, гордый герой не
приемлет покоя. Герой лирики зрелого
периода утрачивает
эти черты..
Тем не менее, утрачивая черты демонизма,
становясь проще, лирический герой не
утрачивает ни воли, ни стойкости, ни
желаний.
Прежде всего
претерпевают заметную эволюцию мотивы
“изгнанничества”, “одиночества”, ни
то, ни другое не является теперь признаком
исключительности героя. Изгнанничество,
как и странничество, не может принести
ничего, кроме “холода, зноя и горя”
(“Листок”).. Изгнание – не вершинная
точка в судьбе героя, а лишь частный,
хотя и очень важный эпизод.
Конкретизируется
и образ “гонителей”; гонения зачастую
приобретают отчетливо социальную
мотивировку:
Прощай, немытая
Россия Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный
народ …
Одиночество,
не будучи теперь признаком исключительности,
по-прежнему является выражением подлинно
трагического:
Можно
отметить и явное ослабление мотивов
“обмана” и “мщения”, что было связано
с отказом лирического героя от прежних
романтических притязаний, от тяжбы с
законами мироздания. Мстительное чувство
также угасает, Лермонтов склоняется
теперь к признанию простых истин жизни.
В строе чувств поэта преобладает
метафизическая грусть, чувство прощения
и прощания с миром (“Ребенку”, “Утес”,
“Валерик”).
Отметим также, что если
раньше одной из сил, порождающих у
лермонтовского героя желание мщения,
являлась любовь (отвергнутая, обманутая),
то в зрелой лирике любовь, даже отвергнутая
или безнадежная, выступает как светлое,
одухотворяющее начало (“Ребенку”,
“Нет, не тебя так пылко я люблю”).
Зрелый
Лермонтов стремится не к противопоставлению
“неба” и “земли”, а к их синтезу.
“Небо”
и “земля” выступают как взаимодополняющая
гармоническая пара: И счастье я могу
постигнуть на земле, // И в небесах я вижу
Бога…; В небесах торжественно и чудно,
// Спит земля в сиянье голубом.
На фоне
такого единства становится еще более
ощутимой неприкаянность “лермонтовского
человека” (“Листок”, “Выхожу один я
на дорогу”). Смерть не имеет теперь
таких космических масштабов, какие
имела в ранней лирике, но предстает во
всей беспощадной простоте
Естественно,
что изменения эмоционально-интеллектуальной
атмосферы лермонтовской поэзии отразились
и на системе лирических жанров. Появляются
романсы (“Свидание” и др.), любовные
послания (“Валерик”).
Лермонтов пишет
баллады (“Дары Терека”, “Тамара”,
“Морская царевна”), и элегии, в которые
вводит элементы повествования. В
стихотворениях, рождающихся из такого
скрещения жанров, объединяющим началом
является непосредственная лирическая
эмоция.
Для зрелой лирики поэта характерна
легкость,
прямой линии, как
развивался А.С. Пушкин, да и большинство
предшественников и современников поэта.
В творчестве Лермонтова обнаруживается
особый, редкий тип развития – развития
по спирали.
Смысл движения Лермонтова-художника
не в отмене того, что было выработано
на предыдущем этапе, а в постоянном
обращении к предыдущим темам, излюбленным
мотивам, которые на новом этапе
варьировались, обогащались и усложнялись,
отражая стремительное развитие личности
самого писателя, рост его художественного
мастерства, углубление философского
содержания творчества.
Ни в обществе, ни
в поколении своем, ни даже в любви
Лермонтов не мог найти опоры своим
идеалам.
Его лирический герой воспринимает
настоящую любовь как прекрасный дар,
огромный, могучий, как чувство, отражающее
полноту жизни, приносящее человеку
животворящую радость и безмятежность
покоя от душевных тревог и страданий.
В стихотворении «Как небеса, твой взор
блистает» он говорит о «трепещущей
душе» и «голосе нежном», которые встретил.
По мнению лирического героя, если любить,
то всей полнотой души, самозабвенно и
жертвенно, на всю жизнь, находя горячий
отклик в родственном сердце, искреннем,
неизменно преданном и верном. Но
властвующая в жизни дисгармония нарушает
красоту любви, делает ее трагичной,
приносящей лишь муки. Сплетни и интриги
светского общества способны опошлить,
очернить, осквернить, растоптать и самую
чистую, прекрасную земную любовь.
Какое бы стихотворение
о любви у Лермонтова мы ни прочли, всюду
любовь является в трагическом облике.
В одном из последних
стихотворений «Нет, не тебя так пылко
я люблю…» настоящее отступает перед
прошлым, ушедшим, но не забытым:
Люблю в тебе я
прошлое страданье И молодость погибшую
мою. Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Лермонтовский
герой будто бежит от безмятежности, от
покоя, испытывая противоречивость
чувств, которая царит в его душе. Любовные
стихи Лермонтова превращаются одновременно
и в философские. Для него любовь — это
прикосновение к вечности, а не путь к
земному счастью.
Следуя прежде
всего Пушкину и декабристам, поэт с
самого начала и до конца творческого
пути воссоздает облик народного поэта
— пророка, бескорыстного, смелого,
активно вмешивающегося в жизнь,
независимого гражданина, патриота,
вдохновенного борца, воспламеняющего
людей на битвы за свои человеческие
права, за свободу. В условиях жесточайшего
деспотического произвола Лермонтов
посвящал свою лиру обличению социальной,
пассивности. Гневным стихом, проникнутым
сарказмом, «облитым горечью и злостью»,
он творил карающий суд над людьми-масками,
над пошлостью, бездушием и внутренней
опустошенностью светского общества.
Сложное противоборство чувств, трагизм
судьбы поэта открываются нам в
стихотворении Лермонтова «Смерть
Поэта». Это стихотворение, связанное с
трагической гибелью Пушкина, сразу
прозвучало на всю Россию.
В 1841 году
Лермонтов пишет свое последнее
стихотворение «Пророк». Тема этого
стихотворения — высокая идея поэтического
призвания и непонимание его толпой.
Возвышенная тема общественного служения
поэта ярко выражена в образе Пророка,
одухотворенного высокой идеей и готового
отречься от всех земных благ во имя
служения этой цели. Пророк видит то, что
не может увидеть простой человек:
С тех пор как вечный
судия Мне дал всеведенье пророка, В очах
людей читаю я Страницы злобы и порока.
Михаил Юрьевич
Лермонтов – крупнейший поэт послепушкинского
периода, открыватель новых путей в
русской поэзии и прозе.
Творчество
Лермонтова приходится на 1830-е годы, и
оно весьма полно отразило новый этап
эволюции общественного сознания.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:34/
М.Ю.Лермонтов. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики
Основные темы творчества М.Ю. Лермонтова:
- тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества);
- тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности);
- тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом);
- тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души);
- тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания);
- тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков);
- тема избранности (судьба поэта и его творений).
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:
- жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…»);
- любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);
- критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
- трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали…», «Не обвиняй меня, Всесильный…», «Поэт», «Пророк»);
Лермонтов был и реалистом, и романтиком. В его реалистических произведениях можно обнаружить черты романтизма, а в романтических — реализма.
Он начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали и росли реалистические тенденции.
В зрелой лирике критика Лермонтова становится социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности.
В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится покинуть ее.
Лермонтов выступал с гневным обличительным протестом против тех порядков, которые царили в России. В его произведениях звучит презрение к современности, отрицание ее, жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания своего одиночества и бессилия. Но это презрение поэта выражено не к родине, а к историческому моменту, в котором жил поэт.
Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта.
Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата.
Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии.
В творчестве Лермонтова проблема личности не только определяет весь комплекс его остальных идей, но во многом формирует его поэтическую систему. Изучение этого круга вопросов отчасти разъясняет своеобразие художественного метода Лермонтова.
Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы.
Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский).
Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии.
Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1088; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Источник: https://studopedia.net/1_51374_myulermontov-harakteristika-tvorchestva-etapi-tvorchestva-osnovnie-motivi-liriki.html
Лирика Лермонтова 1826-1836 гг. Трагедия романтической личности. Лирика Лермонтова 1837-1841 гг. Пути преодоления трагедии романтической личности
Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего “великого поприща”. Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 г . (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написано в 1826 – 1836 гг.
, но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 г., после того, как гневным стихотворением “Смерть Поэта” откликнулся на гибель Пушкина.
Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова – ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся “в стол”, – все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт.
Творчество Лермонтова – поступательное движение, суть которого – в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных “чертежей”, создавшихся на предшествующем. Учитывая “спиралеобразный” характер творческого развития Лермонтова , можно выделить в нем три периода.
Юношеский период (1828-1831) – время первых литературных опытов.
Родители Лермонтова – отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели в Москве собственного дома. Местом их постоянного проживания было село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой.
В Тарханы семья вернулась весной 1815-го, когда Мария Михайловна оправилась от трудных родов. В 1816 году родители расстались. Зимой 1817 года у Марии Михайловны началось обострение болезни – “то ли чахотки, то ли сухотки”. 24 февраля того же года она скончалась. Лицо живой матери Лермонтов практически не помнил, его заменил портрет, с которым бабушка никогда не расставалась.
А вот день ее похорон, хотя ему не было и трех лет, запомнил, описав в поэме “Сашка”:
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее… и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье…
В 1828-1830 гг. юноша обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а с 1830 по 1832гг – на нравственно-политическом отделении Московского университета.
Вершиной первого периода творчества являются 1830-1831 гг. – время интенсивной творческой деятельности поэта, когда было написано около 200 стихотворений. Лермонтов за эти же два года создал 6 поэм – “Последний сын вольности”, “Ангел смерти”, “Люди и страсти” и другие.
Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация – стихотворение “Весна” в журнале “Атеней” – прошла незамеченной и значения для юного автора не имела.
Но уже с первых шагов в литературе Лермонтов не ограничивался “учебой” у своих именитых предшественников. В его отношении к любым литературным авторитетам, будь то Байрон, Пушкин или Рылеев, проявилась позиция притяжения-отталкивания.
Лермонтов не только усваивал, но и преображал, переосмысливал поэтические традиции.
Творчество Лермонтова 1828-1831 гг. имело ярко выраженный автобиографический характер. В лирике отражались детские впечатления, первые дружеские симпатии, любовные увлечения.
Автобиографизм был важнейшим творческим принципом Лермонтова , хотя этот принцип противоречил другому – стремлению поэта-романтика включить свои “подлинные”, “достоверные” мысли и чувства в контекст общеромантических литературных мотивов.
Переходный период (1832-1836) – от юношеского творчества к зрелому.
Сам поэт оценивал этот период как время встряски, “действования”.
В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г . Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов , во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.
За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений.
Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона – в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы.
Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений “Парус”, “Я жить хочу! Хочу печали…”, “Моряк” (1832).
Ослабляется автобиографизм в лирике . Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, – создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя.
Например, в “Парусе” психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания “мятежного” лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж.
Поэтический принцип психологизации в лирике зрелого периода творчества (стихотворения “Три пальмы”, “Спор”, “Утес” и др.)
В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые затронул проблему взаимоотношений личности и общественной среды.
В неоконченном романе “Вадим”(1832-1834) и в поэме “Измаил-бей” (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, “частного” человека и ходом истории. В 1835-1836 гг.
актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке. Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. – драма “Маскарад” (1835-1836).
Период творческой зрелости (1837-1841) – время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.
В феврале 1837 г. за стихотворение “Смерть Поэта”, распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г.
по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г.
благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.
В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической деятельностью: в 1837-1841 гг.
на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфической лермонтовской трактовке. В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы “Мцыри” и “Демон”. Поэмы “Тамбовская казначейша” и “Сказка для детей” написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. “Песня….
про купца Калашникова” поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной “энциклопедией излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман “Герой нашего времени” (1838-1839).
Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.
Знаменитая ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 13 июня 1841 года.
Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4 километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук состоялась дуэль, на которой поэт был убит. Надлежало начинать Лермонтову , он выстрелил в воздух, желая все же кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов.
Он был довольно бессердечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику выстрелить ему прямо в сердце. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух! Сразу после окончания поединка разразилась сильная гроза. Секунданты ускакали в город. Необходимо было раздобыть повозку, чтобы перевезти убитого.
17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: “Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было”.
Дело в том, что по православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному было нелегким делом. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за пределами его.
Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:
Кровавая могила меня ждет,
Могила без молитв и без креста.
И вот предсказание сбылось: тело его предано земле без молитв…
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/23604.html
Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова
Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона.
Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был “властителем дум” молодого поэта.
Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей.
Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в “русские Байроны”.
Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник…
С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта.
В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей.
И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап – его зрелость. Началом этого этапа можно считать стихотворение “Смерть поэта” (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу.
Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение “Смерть поэта”, в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ.
Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь “за хребтом Кавказа” творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение “Пророк” (1841 год).
В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского “Пророка”, который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи…
Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:
“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!”
Таким образом, Лермонтов – поэт-пророк появился не сразу, долгое время “творческая дума” зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.
47) Знамением переходной эпохи 1800—1810-х годов был спор карамзинистов и шишковистов о «старом» и «новом» слоге русского языка, спор, разделивший литературу на резко обозначенные лагери и оказавший существенное воздействие на последующую литературную жизнь. Во Введении уже отмечалось значение этой полемики.
Теперь мы подробнее охарактеризуем ее направление и ход. Полемика шла о путях русского Просвещения в целом и о месте литературы в системе русской общественной жизни. Первым предвестием полемики была статья Карамзина «Отчего в России мало авторских талантов» (1802) — своеобразное резюме идей, высказанных и в других статьях писателя в «Вестнике Европы».
Карамзин подчеркивал общественное значение литературы и литератора. Уровень развития словесности есть показатель уровня просвещенности общества в целом; вместе с тем литература есть один из двигателей просвещения.
Между тем, продолжал Карамзин, язык литературы не образовался еще в России; он мало пригоден для передачи системы гражданских и нравственных понятий, равно как и для описания тонких душевных движений. Путь образования и «языка чувств», и философского языка — изучение классических образцов и сближение с языком света, образованной верхушки общества.
Выступление Карамзина развязало спор. В 1803 г. в Петербурге анонимно появляется основной полемический трактат из противоположного лагеря — «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова (1754—1841), главы консервативной общественно-литературной группы, открыто демонстрировавшей свое недовольство либеральными веяниями начала царствования Александра I.
Шишков нападал на языковую политику карамзинистов, якобы отказывающихся от национальной традиции и пытающихся построить новый литературный язык «на правилах чуждого, не свойственного нам и бедного языка французского». Такое стремление, утверждал он, есть прямое следствие «иностранного» воспитания, сеющего безверие, пренебрежение к патриархальным добродетелям и развратные нравы.
В своих глубинных основах выступление Шишкова было продолжением той борьбы, которая велась против Карамзина уже с середины 90-х годов XVIII в., однако в «Рассуждении…» впервые была сформулирована позитивная программа «архаистов»: возвращение к основам национального языка, сохраненного в церковных книгах.
В соответствии с этой программой Шишков призывал очистить литературную речь от наносных галлицизмов, найдя соответствующие эквиваленты в словарном фонде церковнославянского языка; он предлагал и свои неологизмы, основанные на корневых значениях.
Стиль «élégance», как иронически именует Шишков «новый слог», им отвергается и осмеивается, иногда не без проницательности; он пародирует его жеманство и метафорическую изысканность. Книга Шишкова была сигналом к открытой полемике, которая продолжалась более десятилетия, проясняя антагонистические позиции сторон.
В течение долгого времени держалось мнение, что Шишков если и не победил в этом споре, то, во всяком случае, заставил Карамзина во многом уступить свои позиции.
В действительности же критика Шишковым издержек «нового слога» молчаливо разделялась и Дмитриевым и Карамзиным — и собственная эволюция Карамзина-прозаика шла по пути освобождения от повышенной эмоциональности, метафоричности стиля и злоупотребления галлицизмами.
Против засилья французского языка в обществе и иностранного воспитания Карамзин возражал сам; активизация национальных культурных ценностей прямо входила в его программу, и «История государства Российского» была ее непосредственным осуществлением. Вместе с тем антагонизм Шишкова и Карамзина имел достаточно глубокие корни.
Требование Карамзина «писать так, как говорят», несколько заостренное в полемике (речь шла не о тождестве, а о сближении письменного и разговорного языка), опиралось на понятие языкового обычая, «общего употребления», выдвинутого карамзинистами. Это понятие было результатом осознания исторической изменчивости как языковых, так и литературных норм.
Напротив, Шишков, призывавший к воскрешению исторической традиции, ссылавшийся на Ломоносова, выступал как сторонник нормативной поэтики, якобы искаженной и «забытой» невежественными писателями. Представление об исторически релятивной норме «общего употребления» легло и в основу выдвинутой карамзинистами категории «вкуса» — центральной в их эстетической системе.
Много позднее Пушкин в «Отрывках из писем…» даст ее описание: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
«Вкус» поверяется «логикой», — апелляция к рационалистическому началу характерна для карамзинистов, — однако не может быть выведен путем логических спекуляций: он зиждется на чувстве языка, причем языка современного; на точном ощущении пределов сочетаемости «слов и оборотов».
Именно «вкус» лежал в основе батюшковской (и пушкинской) поэзии «гармонической точности», с ее обостренным вниманием к тончайшим семантическим сдвигам. Спор, начатый книгой Шишкова, ускорил поляризацию литературных сил. Из области филологии и критики он перешел непосредственно в сферы художественного творчества. Литературоведение XIX — начала XX в.
рассматривало его как борьбу «классиков» и «романтиков» или «шишковистов» и «карамзинистов». Ю. Н. Тынянов выдвинул понятие «архаисты» и «новаторы». Эти глубоко плодотворные представления имели, однако, один недостаток: вольно или невольно они рассматривали Карамзина (как правило, взятого статично, в виде некоей общей модели) и Шишкова в качестве некоих точек отсчета.
Между тем мы имеем дело со сложным процессом, в котором позиции Карамзина и Шишкова были лишь наиболее офомленным выражением противоположных общественно-литературных тенденций. Между этими двумя полюсами располагались многочисленные «промежуточные» явления.
«Полюс Карамзина» обладал наибольшей степенью литературной продуктивности: он обозначал ту тенденцию, которая уже фактически возобладала в литературной практике. Об этом едва ли не яснее всего свидетельствовала судьба традиционных больших жанров. Так, реформированный плутовской роман «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (1814) В. Т. Нарежного (1780—1825) стал одним из самых заметных явлений русской прозы 10-х годов. Сохраняя очевидные связи с традицией сатирического просветительского бытописания, он в то же время подвергся сильному воздействию сентиментальной и преромантической эстетики. Самая субъективность повествования была необычной для просветительского романа и очень характерной для сентиментальной литературы. Юмор здесь сродни стернианской иронии, колеблющейся между лиризмом и прямой пародией. Предметом иронической игры становится поэтика авантюрного романа и романа тайн. Но самым значительным открытием Нарежного был сам тип «российского Жилблаза» — характер традиционного пикаро плутовского романа видоизменился при помощи иронического контраста: появился нищий князь, с мужицким именем и модусом существования, сам пашущий землю и наделенный этическим комплексом «естественного», «чувствительного» человека. «Чувствительные» герои у Нарежного — герои демократические, с позиций которых произносится суд над развращенной дворянской верхушкой, и этот присущий роману социальный критицизм послужил причиной его запрещения.
Источник: https://infopedia.su/7×8469.html
Сочинение: Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова
Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов.
С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона.
Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был “властителем дум” молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует.
Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей.
Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в “русские Байроны”.
Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник…
С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта.
В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап – его зрелость.
Началом этого этапа можно считать стихотворение “Смерть поэта” (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу.
Ответом последним и стало стихотворение “Смерть поэта”, в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь “за хребтом Кавказа” творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение “Пророк” (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского “Пророка”, который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи…
Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:
“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!”
Таким образом, Лермонтов – поэт-пророк появился не сразу, долгое время “творческая дума” зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/
Источник: https://refeteka.ru/r-14075.html
Творчество М.Ю.Лермонтова — краткий обзор тематики и проблем
Творчество М.Ю. Лермонтова можно разделить на две части – ранняя и зрелая (поздняя) поэзия. Рубеж пройдет примерно по 1837 году, по стихотворениям «Смерть поэта» и «Бородино».
Говоря о поэте, прежде всего стоит вспомнить о двух волнах русского романтизма.
Первая волна 1790-1810 годов получила название «мировая скорбь» и являлась реакцией на Великую Французскую революцию (1789-1790), в то время как в России на самом деле был настоящий эмоциональный подъем с приходом нового либерального императора Александра I. Раннее же творчество же М.Ю.
Лермонтова относят ко второй волне романтизма в России (1825-1840гг).
В эти года в Российской империи действительно было о чем скорбеть – жестокость Николая I, его ненависть к любым либеральным идеям и вольнодумству, гибель декабристов, «завинчивание гаек», ужесточении цензуры, постоянные доносы.
В обществе поменялась атмосфера, настроение в целом, люди были напуганы. Также колоссальную роль играло Третье отделение (орган политического сыска, созданный Николаем I в 1826 году). Ощущение духоты, невозможности дышать; незнание, куда себя деть… Все это выразилось в раннем творчестве поэта в мотивах тоски, боли, потерянности.
Пожалуй, четче всего лирический герой М.Ю. Лермонтова выражен в стихотворении «Небо и звезды» (1831). Есть идеальный мир: далекий, счастливый, невинный; есть люди – завистливые, ужасные; и есть я. И счастье, гармония того прекрасного мира мне недоступны просто потому, что я человек.
В этом заключается главный конфликт героя на протяжении всего творчества поэта: «я» к звездам не могу, а к людям не хочу.
В его ранней лирике особенно сильно романтическое начало. Лирический герой — герой протеста, бунтарь, разбойник. В стихотворении «Предсказатель» (1830) особенно ярко видны образы, на которые ориентировался поэт:
«плащ его с возвышенным челом»
— аллегория с Наполеоном,
«булатный нож»
— разбойник наподобие шиллеровского.
В стихотворении «Демон» (1837) мы видим того же героя, но уже открыто протестующего против основ мироздания. В обоих случаях это образ типичного романтического персонажа, мятущегося и противопоставляющего себя толпе.
Позже поэт будет постепенно отходить от романтизма – уже в поэме «Мцыри» (1839), несмотря на то, что в ней все-таки много романтических образов и поступков, главный лирический герой поэта противопоставлен байроновским героям: у него нет разочарованности, он стремится к миру, к полноте жизни, к счастью.
Однако из языка поэта так и не уйдет романтический стиль, элегические клише и штампы, мелодичность.
Ключевые, переломные произведения Лермонтова – стихотворения «Смерть поэта» и «Бородино» (оба 1837 года). В них открывается новая тема – ненависть к самодержавию. Поэт открыто идет против правящего общества. В его творчестве появляется такое явление, как инвектива (гневное обличение).
«Смерть поэта» можно считать своеобразным политическим манифестом: смерть Пушкина (романтического певца, бросившего вызов обществу) — лишь повод. В роли антагониста поэта выступает толпа, высший свет, власть.
Похожая тема видна и в стихотворении «Бородино» — в год написания шумно праздновалось 25-тилетие битвы, восхвалялось командование, а про самих солдат все забыли.
Это произведение идет в разрез с концепцией официального празднества: не царь, не Бог, а простой солдат-крепостной выиграл битву. Для усиления эффекта поэт стилизует стихотворение под простую, мужицкую речь.
Отныне инвектива будет видна практически во всех стихах. Например, в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» (1837), где покоренный народ предстает узником, который даже не хочет свободы. Или в «Родине» (1841), где оказывается, что любить Россию, как было наказано каждому во время правления Николая I
(«…первая обязанность честного человека: любить выше всего свое Отечество и быть самым верным подданным своего государя…»),
в общем-то, не за что. Бесправность власти, идущей против народа, также показана в поэме «Песня про купца Калашникова». Очевидно противопоставление происходящего в поэме и современности; и все-таки автор верит в силу народа, в единство духа.
Нельзя не заметить, как блестяще автору удается приблизить стиль повествования к народной песни; вся поэма написана фольклорным языком с соблюдением стилистических особенностей эпической поэзии.
Благородная, спокойная сдержанность и внутренняя цельность купца Калашникова присуща также и герою стихотворения «Завещание» (1840).
Среди тем творчества Лермонтова выделяется тема рефлексии нынешнего поколения. В стихотворении «Дума» (1838) противопоставлены поколение отцов-декабристов и поколение самого поэта.
У тех людей ещё были иллюзии насчет возможных перемен, сейчас же люди уже знают, что ничего не получится; печальный опыт предыдущего поколения уничтожил в них желание пытаться что-то сделать. В этой стране ничего изменить нельзя.
Здесь мы видим ключ к Печорину из романа «Герой нашего времени» — он болен рефлексией, которая приводит к невозможности деятельности, к мысли, что любые действия бессмысленны. Формула поколения — энтузиазм против скепсиса.
«Герои» этого времени слишком умны для всех порывов – этому посвящен роман.
Кроме того, в творчестве Лермонтова занимает особое место тема поэта и поэзии. В стихотворении «Поэт» (1838) он с горечью говорит о том, что поэт променял власть над толпой «на злато»; поэзия стала продажной. Тот же мотив виден и в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» —
о чем должен писать поэт? Лишь о том, что его тревожит? Или он все-таки должен быть пророком для толпы, обличать пороки и, тем самым, избавлять её от них? Ответа нет.
Таким образом, в литературном наследии поэта нашли отражение многие темы, волнующие общество в то время. Большинство его стихотворений написано с грустью, с болью, но, тем не менее, он никогда не доходит до отчаяния. Напротив, в его стихах виден протест против «изнеженного века» и «угрюмой действительности».
Попробовать разгадать онлайн кроссворды:
-
о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова можно здесь
-
о романе «Герой нашего времени» — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь
Источник: https://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/tvorchestvo-m-yu-lermontova