Иллюстрации к “слову о полку игореве”: картинки и рисунки

Презентация на тему: «Слово о полку Игореве» в иллюстрациях русских художников

Презентация на тему: «Слово о полку Игореве» в иллюстрациях русских художников

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

«Слово о полку Игореве» в иллюстрациях русских художников»Автор Ильиченкова Диана, ученица 9 класса МОБУ «Борисовская СОШ» Учитель Думцева Н.Н.

№ слайда 2
№ слайда 3

Описание слайда:

Васнецов Виктор Михайлович

№ слайда 4

Описание слайда:

Сведения о художникеВиктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

№ слайда 5

Описание слайда:

Иллюстрация к «Слово о полку Игореве»

№ слайда 6

Описание слайда:

К какому эпизоду относится эта картина? Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы.

В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением мёртвых фигур художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мёртвым телом прикрыть, защитить родную землю.

№ слайда 7

Описание слайда:

Обратите внимание

Русский художник и теоретик искусства, непревзойденный мастер гравюры и книжного дизайна, родоначальник московской школы графиков. Разработал теорию оформления книги как целостного эстетического организма. Использовал черный и белый штрихи для передачи светотени.

№ слайда 8

Описание слайда:

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».«И полетели стрелы половецкие».

№ слайда 9

Описание слайда:

Фаворский В.А.« Бой дружины князя Игоря с половцами»

№ слайда 10

Описание слайда:

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»«Плач Ярославны»

№ слайда 11

Описание слайда:

Русский художник Константин Алексеевич Васильев (1942-1976г.г.) создал знаменитый цикл «Русь былинная». Среди этих полотен «Плач Ярославны».Русский художник Константин Алексеевич Васильев (1942-1976г.г.) создал знаменитый цикл «Русь былинная». Среди этих полотен «Плач Ярославны».

№ слайда 12

Описание слайда:

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»«Князь Игорь»

№ слайда 13

Описание слайда:

Посвятил все свое творчество русской сказочной теме. «Билибинский» стиль основан на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью.

№ слайда 14

Описание слайда:

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»«Плач Ярославны»

№ слайда 15

Описание слайда:

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»«Бой с половцами»

№ слайда 16

Описание слайда:

    Над широким берегом Дуная,      Над великой Галицкой землей      Плачет, из Путивля долетая.      Голос Ярославны молодой. Ярославна, пожалуй, самый сильный образ, в котором собраны все лучшие черты русских женщин.

Ярославна – жена князя Игоря, преданная и верная женщина с героическим характером. Она горько плачет, искренне скорбит о гибели войска Игоря, о ранах мужа; жалеет о том, что не может быть с ним рядом и не может помочь ему.

Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу, словно к живым, обвиняя их в поражении дружины Игоря.

№ слайда 17

Описание слайда:

Вывод: многие русские художники, используя индивидуальную манеру, создавали иллюстрации к бессмертному памятнику древнерусской письменности – поэме «Слово о полку Игореве», так как это произведение заключает в себе главную национальную идею – стремление любой ценой защитить честь и свободу родной земли от посягательства врага.

Важно

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/slovo-o-polku-igoreve4.html

«Иллюстрации к поэме Слово о полку Игореве»

К 90-летию со дня рождения Д. С. Бисти

Личность художника

Дмитрий Спиридонович Бисти (1925 — 1990 гг.) — график, карикатурист, мастер книжной иллюстрации. Начиная с 1960-х, оформлял книги в ряде крупных издательств, работал над созданием иллюстраций к произведениям лирической и публицистической поэзии, русской и зарубежной классики, античного эпоса, политической литературы, сатиры, книг для детей.

Излюбленная техника Бисти — ксилография или гравюра на дереве. Иногда Бисти обращался к цветной ксилографии. Ряд его работ выполнен в технике офорта.

Как иллюстратор Бисти придерживался позиции активного соавторства. Он не приветствовал вольную трактовку литературных произведений, хотя не был склонен и к слепому следованию за текстом. Достоверность событий, костюмов, обстановки не исключала в его гравюрах остроты ассоциативного мышления.

Вот как сам художник высказывался об этом: «Книжная иллюстрация существует для меня только тогда, когда художник становится на равный уровень с писателем.

Художник — активный толкователь литературного произведения, он может спорить с автором, предлагать свой, совсем неожиданный вариант истолкования, но он обязан иллюстрировать идеи произведения, переводить их на пластический язык изобразительного искусства. Только в этом случае иллюстрация имеет смысл».

«Слово о полку Игореве» в работах художника

«Слово о полку Игореве» — величайший и самый знаменитый памятник русской средневековой литературы, созданный в XII веке. Это произведение характерно для данного столетия, когда искусство слова достигло высокого развития, а сознание необходимости сохранить единство Руси было особенно большим.

В 1980-е Бисти начал работу над серией ксилографий к «Слову о полку Игореве» для издательства «Детская литература».

В канун 800-летия похода Игоря, Бисти выступил с инициативой организации выставки «Золотое слово русской литературы — Слово о полку Игореве», которая состоялась в Москве в 1986 г.

Совет

На ней были представлены и новые иллюстративные работы самого Бисти, выполненные в 1984-1986 годах.

Бисти – считал «Слово» первым и ярчайшим шедевром русской литературы, он выделял особенности этого произведения, которые много значили для него в работе. «Слово» для Бисти – это не просто рассказ о походе князя, одного из многих, это судьбы России, ее величие, чистота, необъятность и ее трагедия, ее вечное «лечь костьми» и на все времена плач Ярославны.

В «Слове» Бисти совсем другой художник. Нет иронии, улыбки, ее и не может быть в этом цикле, потому что это живая боль. Перед нами мудрец, у которого открытые, но грустные глаза. «Я хочу выделить, прежде всего, реальную историческую основу произведения. А также его философский смысл, образную систему, литературные приемы автора» — говорит Д. С. Бисти.

Бисти стремился в своих работах отразить взгляд человека – жителя Древней Руси, которые у него представлены в тонкой взаимосвязи с природными явлениями. В глубокой древности человек острее ощущал свою причастность Природе, высшему разуму.

Солнце, небо, птицы, звери — это не просто фон. А одно из главных действующих лиц произведения, одна из составляющих в системе мировоззрения.

Человеческое сознание в разные исторические эпохи связывало божественное начало либо с языческим пантеоном, либо с единым творцом Вселенной. При этом человек был убежден в своей возможности прямого общения с божеством. Д.С.

Бисти писал: «Древний человек обладал совсем иным зрением – он отличался как бы космическим, панорамным видением». И этот взгляд человека Древнего мира как бы из космоса, поэтому графике Д.С. Бисти присуще «панорамное видение».

В работах художника варьируется мотив затмения солнца, летящих птиц, однокупольного храма, воющих волков, зигзагов молний, пересекающихся на лету копий и древков стягов, тяжело нависающих черных туч. Силуэтные изображения сочетаются с миниатюрными работами.

Обратите внимание

Образ Игоря, у Бисти, без шлема, в развевающемся плаще, с вытянутым вперед мечом — наделен героичностью и силой. Его жену – Ярославну, художник изображает дважды: стоящей в скорби на поле боя, с остановившимся взглядом, с судорожно сжатыми руками, и еще раз — летящей, как птица вдаль, к мужу; рукава ее шубки — как крылья.

Полная серия гравюр Бисти, пронизана драматизмом и героичностью эпохи, в ней своеобразно раскрыт богатый мир поэтической природы Слова.

В 1988 появилось два издания «Слова о полку Игореве» с гравюрами Бисти: полная серия опубликована в издательстве «Детская литература», сокращенный вариант вышел в издательстве «Книга».

Гравюры Бисти к «Слову о полку Игореве» неизбежно опираются на опыт классика отечественной иллюстрации XX века В.А. Фаворского, создавшего четыре серии ксилографий к этому произведению. Вместе с тем Бисти нашел свою меру графической выразительности. Его иллюстрации отличаются новизной художественной техники и интерпретации образов древнего памятника литературы.

В Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике существует коллекция изобразительных материалов на тему «Слова о полку Игореве». Коллекция принадлежит к числу самых молодых собраний Ярославля и обязана своим рождением и жизнью – «Слову…».

Начало формированию коллекции было положено вместе с появлением в музее-заповеднике 1-ой экспозиции, посвященной «Слову о полку Игореве», в 1980 году. Разместившейся на северной галерее Спасо-Преображенского собора XVI в., экспозиция за несколько лет переросла в музей «Слова…», в котором один из разделов посвящен изобразительному искусству.

Коллекция музея хранит художественные работы и Д.С.Бисти, их насчитывается 37 единиц. Работы были приобретены музеем в 90-е годы у самого автора, а также у его дочери.

Гравюры. Д.С. Бисти. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве «. 1986 г.

Источник: https://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/illyustratsii-k-poe-me-slovo-o-polku-igoreve/

« Слово о полку Игореве » в иллюстрациях русских художников » Автор Ильиченкова Диана, ученица 9 класса МОБУ «Борисовская СОШ» Учитель Думцева Н.Н. – презентация

1 « Слово о полку Игореве » в иллюстрациях русских художников » Автор Ильиченкова Диана, ученица 9 класса МОБУ «Борисовская СОШ» Учитель Думцева Н.Н.

2

3 Васнецов Виктор Михайлович

4 Сведения о художнике Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова ( ), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Позже главным направлением становится былинно- историческое «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» ( ), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Читайте также:  Свита воланда в романе "мастер и маргарита": описание членов свиты, таблица с характеристикой (список)

5 Иллюстрация к «Слово о полку Игореве»

6 К какому эпизоду относится эта картина? Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением мёртвых фигур художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мёртвым телом прикрыть, защитить родную землю.

Важно

7 Фаворский Владимир Андреевич ( ) Русский художник и теоретик искусства, непревзойденный мастер гравюры и книжного дизайна, родоначальник московской школы графиков. Разработал теорию оформления книги как целостного эстетического организма. Использовал черный и белый штрихи для передачи светотени.

8 Фаворский В.А. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». «И полетели стрелы половецкие».

9 Фаворский В.А. « Бой дружины князя Игоря с половцами»

10 Фаворский В.А. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны »

11 Плач Ярославны Русский художник Константин Алексеевич Васильев ( г.г.) создал знаменитый цикл «Русь былинная». Среди этих полотен «Плач Ярославны».

12 Васильев К.А. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» «Князь Игорь»

13 Билибин Иван Яковлевич ( ) Посвятил все свое творчество русской сказочной теме. «Билибинский» стиль основан на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью.

14 Билибин И.Я. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»

15 Билибин И.Я. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» «Бой с половцами»

16 Какой мы видим эту великую женщину? Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей Плачет, из Путивля долетая. Голос Ярославны молодой. Ярославна, пожалуй, самый сильный образ, в котором собраны все лучшие черты русских женщин. Ярославна – жена князя Игоря, преданная и верная женщина с героическим характером. Она горько плачет, искренне скорбит о гибели войска Игоря, о ранах мужа; жалеет о том, что не может быть с ним рядом и не может помочь ему. Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу, словно к живым, обвиняя их в поражении дружины Игоря.

17 Вывод: многие русские художники, используя индивидуальную манеру, создавали иллюстрации к бессмертному памятнику древнерусской письменности – поэме «Слово о полку Игореве», так как это произведение заключает в себе главную национальную идею – стремление любой ценой защитить честь и свободу родной земли от посягательства врага.

Источник: https://www.myshared.ru/slide/785204/

Иллюстрации И.И.Голикова к “Слову о полку Игореве”

Едва мы начинаем читать первые строки “Слова”, как попадаем в очаровывающий, глубоко поэтический мир книги, такой знакомой с детства и всё-таки всегда остающейся образцом неисчерпаемых мыслей и чувств. С удивительной проникновенностью обращается безвестный автор к нашим чувствам и к лучшему из них – любви к Родине. Сильная и нежная любовь к Отечеству согревает каждый образ “Слова”.

Поэтому оно всегда привлекало и будет привлекать к себе внимание историков, поэтов, художников. Образный строй “Слова о полку Игореве” даёт огромный простор для творческой фантазии художника-иллюстратора.

Героические образы “Слова” ожили перед нами в иллюстрациях разных, таких не похожих друг на друга художников.

Совет

Одним из них был Иван Иванович Голиков – прославленный мастер палехской живописи. Он был создателем нового вида искусства – художественных росписей прозрачными яичными красками на папье-маше. Мечтой художника было создать живое, насыщенное движением искусство. Голикова для иллюстрирования “Слова” рекомендовал А.М.Горький, который называл его “гениальным художником из народа”.

Больше года работал художник над рисунками к “Слову”. Он выполнил всё оформление великолепно изданной книги – от переплёта до концовки – и от руки переписал весь текст книги. Тонкий художественный вкус и трогательная сердечность отличают иллюстрации Голикова. В них, как и в “Слове”, сочетается мужественная героика с трепетной лирикой.

В гармонически-гибких, неожиданных по сочетанию цветов образах есть особенная, присущая “Слову” музыкальность. Недаром художник говорил, что любил “слушать, как играет природа”. Сказочная условность изображения – это тот язык, которым художник выражает поэтическую сущность образов “Слова”.

Вот гиперболически-огромная, могучая фигура Игоря на богатырском коне, резко выделяющаяся среди “поганых”. “Мне хотелось передать силу русского человека”, – вот смысл, который художник вкладывал в эту сцену пленения Игоря. Подробно ведёт художник повествование, выбирая для иллюстраций наиболее значительные события “Слова”.

В изображении слитных рядов русичей, выступающих в поход, или в сцене ожесточённой битвы – удивительное разнообразие образов, никогда не повторяющих друг друга. Горделиво выступают “борзые” кони, снежно-белые и причудливо-алые, изумрудные и розовые… В чёрном небе летят стрелы калёные, трещат копья булатные…

“Быть грому великому! Пойти дождю стрелами с Дона великого!”

* Голиков Иван Иванович (25.XII.1886. (6.I.1887), Москва – 31.III.1937, Палех) –  мастер лаковой миниатюры и иллюстратор. Один из наиболее известных палехских художников. Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, Музее народного искусства в Москве, Музее палехского искусства в Палехе.

Иллюстрации к «Слову» (темпера на бумаге) –  в ГТГ и ГРМ.
В начале 1930-х для издательства «Academia» было решено выпустить художественно-иллюстрированное издание «Слова». Сначала предполагалось привлечь к их подготовке нескольких палехских художников, но затем по инициативе А. М. Горького было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплета, одному Голикову.

Работа Голикова над книгой продолжалась с 1932 по 1933 гг. Древнерусский текст «Слова», нарисованный  Голиковым, воспроизводит текст Первого издания «Слова» (по его сабашниковской публикации: Слово о полку Игореве: Снимок с первого изд. 1800 г. гр. А. И. Мусина-Пушкина под ред. А. Ф. Малиновского. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1920), которому Голиков следует в формах отдельных слов, в употреблении прописных букв, в расстановке знаков препинания и в разделении текста на части.

Источник: https://literatura5.narod.ru/golikov.html

Владимир Фаворский: иллюстрации, картины, графика. Биография художника

Когда в 1964 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась первая по-настоящему полная выставка работ Владимира Андреевича Фаворского, она поражала в первую очередь чрезвычайным разнообразием творчества художника.

На ней были показаны его книжные гравюры и станковые, живопись и многочисленные рисунки, монументальные работы и работы для театра, книжные знаки и издательские марки, скульптура и керамика. И в каждой области искусства Фаворский достигал подлинных высот.

Но в представлении зрителей и читателей имя Фаворского связано главным образом с гравюрой на дереве и с книжной иллюстрацией. Фаворский — один из тех европейских мастеров ксилографии, которые после почти трехсотлетнего упадка снова подняли эту технику на уровень большого искусства.

Фаворский — художник книги.

Обратите внимание

Иллюстрации занимали самое значительное — и количественно и качественно — место в его творчестве. И для каждого автора, для каждой книги он находил новые формы выражения. Фаворский никогда не иллюстрировал только сюжет литературного произведения.

Для него был важен прежде всего характер, стиль иллюстрируемой книги, то есть особое, лишь этому произведению присущее, мироощущение. У Фаворского нет двух одинаково решенных иллюстрационных серий, каждая — истолкование данной книги.

Художник всегда вы являл общечеловеческую значимость содержания и одно­временно находил пластическое выражение метода, материала и формы, которыми пользуется писатель. Поэтому его гравюры всегда являют собой высокий образец иллюстриро­вания как результата глубокого анализа литературы.

Для каждой книги Фаворский искал свой язык: и для суховатой ясности фабульного рассказа у Мериме, и для поверхностной условности нарочито неясного повествования о темных, стихийных проявлениях человеческой души у Пильняка; фантастический гротеск Гоголя и серьезная деловая простота последних рассказов А. Толстого так же ес­тественно воплощаются в иллюстрациях художника, как и чеканная пластическая ясность и прозрачность душевного мира молодого Данте или драматические коллизии времен гражданской войны в повести советского писателя С. Спасского.

В творчестве Фаворского счастливо соединялись острая со­временность и глубокое знание художественных традиций.

Он был одним из тех немногих художников, которые с редкой тонкостью и точностью чувствуют великое древнерусское искусство и перерабатывают его пластические законы на язык видения XX века.

Именно это свойство Фаворского определило одну из высших его удач — иллюстрации к «Сло­ву о полку Игореве». Фаворский с удивительной глубиной почувствовал особую поэтичность поэмы, своеобразный лирический драматизм ее, специфическую условность и симво­лику ее стиля.

В книге, созданной Фаворским, ожила во всей полнозвучности и нарядности старая иллюминированная книга, и, держа в руках «Слово» с гравюрами Фаворского, мы на миг словно становимся современниками этой рукопис­ной книги, а через это — и современниками героев самой великой поэмы.

Важно

Фаворского всегда больше всего влекли к себе произве­дения эпические, книги больших и величественных чувств.

В этом очень ярко проявляются сугубый интерес Фаворского к эпосу как к летописи человеческого духа, особая чуткость к духовному смыслу драматических конфликтов истории: «Книга Руфь», станковые гравюры «Октябрь 1917» и «Годы Гражданской войны», калмыцкий эпос «Джангар», неодно­кратное обращение к «Слову о полку Игореве», мозаика «1905 год» — вот основные этапы историзма Фаворского. Фаворского привлекала историческая тема потому, что именно в ней он видел результат развития культуры, именно она несла для художника примеры благородства и героизма, высокую мудрость души и неколебимость нравственного идеа­ла. И от этого-то историзм, то есть умение увидеть и воспринять прошлое глазами нашего современника, пронизыва­ет все творчество Фаворского, вплоть до замечательной серии его гравированных портретов Достоевского, молодого Пушкина, Данте, Гете и русских полководцев.

Последней большой работой Фаворского оказалась серия гравюр к «Маленьким трагедиям» Пушкина.

Книга это насыщена иллюстрациями — к каждой трагедии Фаворский сделал по нескольку гравюр сравнительно большого размера, каждая пьеса начинается изобразительным шмуцтитулом, гравированной заставкой и большой виньеткой на оборот­ной стороне шмуцтитула.

Через все развороты текста прохо­дят маски персонажей, которыми оканчивается верхняя линейка, причем маски даны и в разворотах с большими иллю­страциями. Каждая пьеса сразу же, без цезуры, следует за предыдущей. Все это создает чрезвычайное напряжение, драматическое многообразие положений и характеров, стре­мительно сменяющих друг друга.

Читайте также:  Описание картины "над вечным покоем" левитана: материалы для сочинения, история создания

Так уже одним ритмом книги Фаворский сделал ощути­мым для читателя ту сжатость, ту драматическую насыщен­ность пьес Пушкина, которые и определили их посмертное название — «Маленькие трагедии». Но Фаворский, разуме­ется, не удовлетворился лишь ритмическим истолковани­ем трагедий.

Человеческая психология, человеческий харак­тер, человеческая душа, охваченная какой-либо страстью или обнаруживающая свои потаенные свойства в особых, крайних обстоятельствах, — таково содержание пьес.

И ху­дожник в своих иллюстрациях раскрывал психологические аффекты, показывал «порок страсти» (как говорил сам Фа­ворский), захватывающий героев и их чувства в моменты трагических ситуаций.

Совет

В этих гравюрах есть краткость и красота пушкинского стиха, глубина характерологического анализа, тревожные раскаты страстей, потрясающие душу че­ловека. За иллюстрации к «Маленьким трагедиям», вместе с гравюрами к «Слову о полку Игореве» и «Борису Году­нову» Пушкина Фаворский получил в 1962 году Ленинскую премию.

Фаворский вкладывал весь свой талант, всю свою редкост­ную добросовестность и серьезность во все, к чему он ни об­ращался, — в издательскую марку, в наклейку для катушек или в обложку журнала «Советский мельник», в вырезание шахматных фигурок или в театральный занавес. Но особое пристрастие Фаворский испытывал к жанру каран­дашного портрета: наряду с иллюстрациями он в течение всей своей творческой жизни занимался портретным рисунком.

Карандашные портреты Фаворского замечательны своей классичностью, своей внутренней завершенностью. Художник не позволял себе ни единого намека на красивость, многозначительную недосказанность, внешнюю эффектность.

Ни малейшего вольничания нет в его портретах — только тонкая, точная линия, легкая штриховка, естествен­ная постановка фигур.

Фаворский не предлагал зрителю го­тового решения, сущность образа портретируемого им не подсказывалась — он только очищал его от всего случай­ного, временного, зависящего от ситуации.

И есть один портретный жанр, в котором с особой настой­чивостью работал Фаворский. Это — двойные портреты. Герои этих портретов почти исключительно родные или уче­ники художника и всегда — люди, связанные друг с другом общностью внутреннего мира. В этих портретах раскрываются душевная близость людей, глубокое чувство взаимопо­нимания, особая атмосфера, пронизанная нравственной чис­тотой.

В портретах Фаворского, может быть, сильнее, чем во всех других жанрах и видах, в которых он работал, видно главное, определяющее качество его искусства — глубочайшая ясность его взгляда на мир, его особая открытость миру, его — пользуясь прекрасным, хотя и старомодным выражением — вера в добро.

Это качество необыкновенно поражает и в монументаль­ных работах.

Его цветной рельеф «Материнство» полон та­кой пластической чистоты, такой нежности и радостности, какие бывают только у ренессансных художников.

Обратите внимание

А огром­ные многометровые картоны для фресок в московском доме моделей излучают такую гармонию, внутреннюю свободу, мощь и ясность ритма, какие были под силу только мастерам древнерусского искусства.

В этой гармоничности и ясности и кроется секрет мо­нументальности всех работ Фаворского — не только громад­ных росписей, но и миниатюрной гравюры на дереве. А ту­гая, подчас даже чуть неповоротливая линия в его работах дает то начало напряженности, которое сразу показывает, что произведения эти сделаны все же в наше время.

Это единство мироощущения, эти общие свойства формы пронизывают все творчество Фаворского, делая его на ред­кость целостным.

Творчество народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского не только одна из вершин искусства XX века.

Его искусство оказывается замечательным образцом того, что значит для художника умение оставаться всегда самим собой в творчестве, к какому упорному и добросовест­ному труду в течение десятилетий обязывает художника та­лант, как следует никогда не довольствоваться однажды най­денным и наконец — каких высот в искусстве достигает соединение твердой руки, зоркого глаза, мудрого ума и доброго сердца.

Е. ЛЕВИТИН

Галерея работ Фаворского

Портрет Ф.М.Достоевского

Иллюстрация к автобиографическому произведению Данте Алигьери «Новая жизнь»

Охотный ряд

Барон. Маленькие трагедии А. С. Пушкина. «Скупой рыцарь»

Босая девушка

Сергиев посад

Отелло и Дездемона

Руфь, сидящая у древа

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Моцарт и Сальери

Борис Годунов

Джангар

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Акула

М.Юдина исполняет сонату Бетховена N 32

Михаил Кутузов из серии “Великие русские полководцы” 1945 г.

Иллюстрация к книге М. Пришвина

Иллюстрация к “Маленьким трагедиям” А. С. Пушкина, 1961 г.

Иллюстрация к “Книге Руфь”

“1919, 1920, 1921 годы”. Станковая гравюра. 1928

Иллюстрация к повести Н.Гоголя “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”. 1930

Плач Ярославны

Пушкин-лицеист. 1935 г.

Иллюстрация к “Каменному гостю”. 1960-1961

Борис Годунов

Слово о полку Игореве

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2738-favor.html

Презентация на тему “«Слово о полку Игореве» в иллюстрациях русских художников”

  • Скачать презентацию (0.66 Мб)
  • 15 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “«Слово о полку Игореве» в иллюстрациях русских художников” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Слайд 1 «Слово о полку Игореве» в иллюстрациях русских художников» Автор Ильиченкова Диана, ученица 9 класса МОБУ «Борисовская СОШ»
    Учитель Думцева Н.Н.
    Проект
  • Слайд 4 Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
  • Слайд 6 Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением мёртвых фигур художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мёртвым телом прикрыть, защитить родную землю.
  • Слайд 7 Русский художник и теоретик искусства, непревзойденный мастер гравюры и книжного дизайна, родоначальник московской школы графиков. Разработал теорию оформления книги как целостного эстетического организма. Использовал черный и белый штрихи для передачи светотени.
  • Слайд 8 Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». «И полетели стрелы половецкие».
  • Слайд 10 Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»
  • Слайд 11 Русский художник Константин Алексеевич Васильев (1942-1976г.г.) создал знаменитый цикл «Русь былинная». Среди этих полотен «Плач Ярославны».
  • Слайд 12 Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» «Князь Игорь»
  • Слайд 13 Посвятил все свое творчество русской сказочной теме. «Билибинский» стиль основан на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью.
  • Слайд 14 Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»
  • Слайд 15 Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» «Бой с половцами»
  • Слайд 16     Над широким берегом Дуная,      Над великой Галицкой землей      Плачет, из Путивля долетая.      Голос Ярославны молодой. Ярославна, пожалуй, самый сильный образ, в котором собраны все лучшие черты русских женщин. Ярославна – жена князя Игоря, преданная и верная женщина с героическим характером. Она горько плачет, искренне скорбит о гибели войска Игоря, о ранах мужа; жалеет о том, что не может быть с ним рядом и не может помочь ему. Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу, словно к живым, обвиняя их в поражении дружины Игоря.
  • Слайд 17 Вывод: многие русские художники, используя индивидуальную манеру, создавали иллюстрации к бессмертному памятнику древнерусской письменности – поэме «Слово о полку Игореве», так как это произведение заключает в себе главную национальную идею – стремление любой ценой защитить честь и свободу родной земли от посягательства врага.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/slovo-o-polku-igoreve-v-illyustratsiyah-russkih-hudozhnikov

Презентация к уроку литературы “”Слово о полку Игореве” в русской живописи”

«Слово о полку Игореве» в русской живописи.

«Слово о полку Игореве» оставило глубокий след не только в русской литературе, но и в живописи. Кто же из русских художников иллюстрировал «Слово..»? Среди тех, кто иллюстрировал его, наибольшую известность имеют гравюры В. Фаворского и Д. Бисти., Рериха Н.К., Васнецова В.М., Билибина И.

Владимир Андреевич Фаворский

Фаворский трижды выполнял иллюстрации к этому произведению древнерусской литературы : один раз в 1937 году , затем в 1948 и 1950 годах. Известный писатель Константин Федин , высоко оценивая работы Фаворского , писал ему : «Благодаря чуткому вживанию в текст «Слова …» вам удалось создать поразительный синтез поэтической легенды и исторического документа».

Центральными в иллюстрациях В. Фаворского стали «ключевые» картины «Слова». Особого внимания заслуживают мелкие картинки на полях и буквицы , соединяющие »всю книгу в одну песню. В своей книге «Рассказы художника — гравера» (М.1976) В. Фаворский посвятил работе над «Словом» главу — «Как я иллюстрировал «Слово о полку Игореве».

Первое издание 1937 года

Второе издание 1948 года

В. Фаворский – Затмение

Д. Бисти

Другой художник, иллюстрировавший «Слово», – Д. Бисти – считал это произведение первым и ярчайшим шедевром русской литературы, он выделял особенности этого произведения , которые много значили для него в работе: «Там точно выявлен взгляд древнерусского человека на события. А они – события – для него все время сосуществуют с явлениями природы. Солнце , небо , птицы , звери – это не просто фон. А одно из главных действующих лиц произведения , одна из составляющих в системе мировоззрения. И еще одно – панорамное зрение автора, который может охватить все пространство земли в целом, не расчленяя человека и окружающий мир. Ярославна плачет в Путивле, а голос ее слышен везде… Я хочу выделить, прежде всего, реальную историческую основу произведения. А также его философский смысл, образную систему, литературные приемы автора».

В. Васнецов

Важно

Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина «После побоища Игоря Святославича с половцами”(1880). Это первая картина, написанная художником на тему русского эпоса, на сюжет «Слова…». Красная луна восходит над полем брани. Еще совсем недавно здесь бились не на жизнь, а на смерть Дружина Игоря и половецкие полчища. Васнецов не пугает зрителя потоками крови. На картине мы видим поникнувшие от жалости полевые цветы, словно бы оплакивающие сраженного вражеской стрелой отрока-воина и павшего рядом с ним воина-богатыря. Вся земля вокруг этих фигур усеяна оружием: топорами, копьями, саблями, луками и стрелами. А над полем уже бьются за добычу орлы-стервятники.

Читайте также:  Вопросы с ответами по роману "дубровский" пушкина, анализ произведения

И. Билибин

К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник — «сказочник» И. Билибин. Более известный как книжный график, он добился большого успеха и в своих театральных работах, в том числе к оперному спектаклю «Князь Игорь». Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.

Н. Рерих

Картина другого известного русского художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» скорее похожа на сказку, хотя и написана на историческую тему — сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, «червленые» щиты (по ним в Х11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу…

И. Голиков

Известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Голиковым.

Палехская миниатюра – народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области.

5 декабря 1924года семь палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в “Артель древней живописи”. Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже, среди которых нашло свое воплощение и произведение “Слово…”

Широко известны также работы художников: В. Перова «Плач Ярославны», Е. Лося . «Боян», Н.Гончаровой «Плач», И.Глазунова «Отправление войск», К.Васильева «Плач Ярославны»

Можно не сомневаться, что и впредь композиторы, графики, скульпторы, филологи, историки и поэты будут обращаться к «Слову о полку Игореве».

В. Перов «Плач Ярославны»

Р. Белоусов «Боян»

Б.Ольшанский

В. Чемондуров

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-k-uroku-literatury-slovo-o-polku-igoreve-v-russkoy-zhivopisi.html

“Слово о полку Игореве” в иллюстрациях художников

Комплектация: компакт-диск, 20 слайдов, методическое пособие

Пособие включает в себя СD-диск, содержащий наглядные изобразительные и аудио материалы, посвященные «Слову о полку Игореве»: иллюстрации к произведению и связанным с ним событиям на Руси, аудио отрывки из произведения и из рассказа о произведении; приложение на альтернативном носителе – слайдах для диапроектора, методическое пособие.

Пособие может быть использовано как на уроках литературы при изучении «Слову о полку Игореве», так и для проведения тематических классных или школьных мероприятий.

СD-диск предназначен для работы с интерактивной доской, мультимедиапроектором или персональным компьютером.

Изобразительный ряд пособия включает следующие слайды

Нажмите на картинку для увеличения

1. Монах-летописец
1-а. Только на CD: Д. Лихачев. Вводное слово о литературе Древней Руси. Звуковой фрагмент. Вступление к «Слову…» на древнерусском языке. Читает Д. Лихачев. Вступление (переложение Н. Заболоцкого) читает О.

Табаков2. Разорение русских земель3. Находка А.И. Мусина-Пушкина4. Пожар в Москве 1812 года5. Русь XII века. Междоусобицы6. Портрет князя Игоря. Карта похода7. Боян

7-а. Только на CD: «Боян». Читает О. Табаков (переложение Н.

Заболоцкого)

8. Солнечное затмение

8-а. Только на CD: «Солнечное затмение». Читает О. Табаков (переложение Н. Заболоцкого)

9. Первый день битвы

9-а. Только на CD: «Начало битвы». Читает О. Табаков (переложение Н. Заболоцкого)

10. Игорь теряет дружину

Совет

10-а. Только на CD: «Продолжение боя». Читает О. Табаков (переложение Н. Заболоцкого)

11. Конец битвы

11-а. Только на CD: «Конец битвы». Читает О. Табаков (переложение Н. Заболоцкого)

12. Буй-Тур Всеволод13. После побоища14. Великий князь киевский Святослав с князьями

14-а. Только на CD: «Князь Святослав с боярами». Читает О. Табаков (переложение Н. Заболоцкого)

15. Горе русских женщин

15-а. Только на CD: «Горе русских женщин». Читает Л. Щербакова (переложение Н. Заболоцкого)

16. Образ Ярославны в живописи

16-а. Только на CD: «Плач Ярославны». Читает Л. Щербакова (переложение Н. Заболоцкого)

17. Побег князя Игоря из плена

17-а. Только на CD: «Побег князя Игоря из плена». Читает О. Табаков (переложение Н. Заболоцкого)

18. Князь Игорь с дружиной

18-а. Только на CD: «Возвращение князя Игоря». Читает О. Табаков (переложение Н. Заболоцкого)

19. Здравица в честь Игоря

19-а. Только на CD: «Здравица в честь Игоря и русских князей». Читает Д. Лихачев на древнерусском языке. «Здравица в честь Игоря и русских князей». Читает О. Табаков (переложение Н. Заболоцкого)

20. Кто автор «Слова…»?

Источник: https://www.cnso.ru/index.php/literature?id=145

Презентация по литературе на тему Иллюстрации к Слову о полку Игореве (9 класс)

Автор публикации: Самохвалова О.В.

Дата публикации: 12.11.2016



1

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ТЕКСТУ «СЛОВА» Единственный известный нам древнерусский список «Слова», с которого было осуществлено издание 1800, не имел иллюстраций, и нам неизвестно, существовали ли иллюстрированные древнерусские списки «Слова». Летописный же рассказ о походе князя Игоря на половцев отражен в миниатюрах Радзивиловской летописи конца XV в. и в Лаптевском томе Лицевого летописного свода XVI в.

2

Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Первый книжно-изобразительный отклик на «Слово» после его открытия и публикации текста — гравюра на меди Н. И. Соколова по рисунку Ф. Кинеля — «Боян».

4

Обратите внимание

С 1800 «Слово» неоднократно переиздавалось, переводилось и толковалось, но первое иллюстрированное издание его появилось лишь в 1854. Это была поэма Н. В. Гербеля «Игорь, князь Северский» с четырьмя тоновыми литографиями по рис. М. А. Зичи.

5

В 1880 г. Василий Григорьевич Петров написал картину «Плач Ярославны»

6

В 1880 г. Виктор Михайлович Васнецов завершил картину «После побоища Игоря Святославича с половцами»

7

8

Сергей Васильевич Малюткин. «Сон Святослава». 1906.

9

А.Головин. «Слово о полку Игореве». Не издано. Эскиз обложки. 1910-е годы.

10

К значительным явлениям искусства XX в. следует отнести серию оригинальных графически-экспрессивых иллюстраций, выполненных Н. С. Гончаровой для немецкого прозаического перевода «Слова».

11

С 1930-х иллюстрирование «Слова» приобретает систематический характер.  Н. Рерих. «Поход князя Игоря».

12

Революционный взрыв 1917 года и Гражданская война заставили поэтов и прозаиков прибегнуть к образам и метафорам «Слова». Народный художник из Палеха Иван Иванович Голиков воскресил всю безмерную радость красок, живших в поэтическом шедевре Киевской Руси. «Битва».

13

В начале 1930-х было решено выпустить художественно-иллюстрированное издание «Слова». По инициативе А. М. Горького было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплета, Голикову. Работа Голикова над книгой продолжалась с 1932 по 1933 гг.

14

В 1954 г. выходит издание «Слова о полку Игореве» с иллюстрациями Фаворского. Издание 1954 г. готовилось с двумя параллельно идущими текстами — древнерусским и русским в переводе Д.С. Лихачева. Иллюстрации должны были идти «в разворот», то есть охватывать две страницы. По мнению Фаворского, такая удлиненная форма способствует передаче эпического характера всей вещи.

15

16

17

18

Работы художника В.Р. Лихойды

19

Юрьев Элли Михайлович Слово о полку Игореве., Иллюстрация. Кончак. 1964 г.

20

Сергей Соломонович Кобуладзе в 1939—1940 нарисовал картины: «Битва с половцами» и «Затмение солнца» к «Слову о полку Игореве».

21

Николай Павлович Лопатин. «Слово о полку Игореве». Триптих, 1989.

22

Борис Ольшанский. «Слово о полку Игореве»

23

Борис Ольшанский. «Из темной глубины веков».

24

25

26

Источник: https://botana.biz/prezentaciya/russkii_yazyk_literatura/psacpftp.html

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) – художник-график и книжный иллюстратор

Фаворский, Владимир Андреевич (1886-1964) – график и живописец. Учился в школе-студии К.Ф. Юона (1903-1904) в Москве, школе Ш. Холлоши (1906-1907) в Мюнхене. В 1913 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1910 г. работал как художник книги.

Оформитель и иллюстратор русской и зарубежной классической литературы. Мастер станковой гравюры, преимущественно ксилографии. Создал особый стиль карандашного портрета. занимался росписями стаффито. Театральный художник. автор более 20 экслибрисов. лауреат Ленинской премии 1962 г.

за иллюстрации к “Слову о полку Игореве” (1950), “Борису Годунову” (1955) и “Маленьким трагедиям” А.С. Пушкина (1961). Крпуный педагог, профессор, преподавал в ряде художественных вузов. Действительный член Академии художеств СССР (1962), народный художник СССР (1963). Теоретик искусства.

Творчество Фаворского оказало большое влияние на развитие советского графического искусства.

Отдых стада

Фронтисиспис к «Слову о полку Игореве» . Ксилография

С базара. Линогравиюра

В.А. Фаворский Фронтиспис к сонету Шекспира № 50 Гравюра на дереве. 1945 г.

Как тяжко мне, в пути взметая пыль, Не ожидая дальше ничего, Отсчитывать уныло, сколько миль Отъехал я от счастья своего. Усталый конь, забыв былую прыть. Едва трусит лениво подо мной, – Как будто знает; незачем спешить Тому, кто разлучен с душой родной. Хозяйских шпор не слушается он И только ржаньем шлет мне свой укор Меня больнее ранит этот стон, Чем бедного коня — удары шпор. Я думаю, с тоскою глядя вдаль: За мною — радость, впереди— печаль.

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Художник рисует эпическую картину выступления в поход войска князя Игоря.

Напряженный ритм движения коней, прямые линии копий, повторное изображение едущих воинов в кольчугах и шлемах – – все это создает картину боевой силы и мощи.

Вместе с тем, в рядах дружинников чувствуется настороженность. «Солнце ему тьмою путь заграждало. Ночь стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…»

Художник выделяет на первом плане фигуру Игоря, обращающегося к воинам. Несмотря на все дурные предзнаменования, он ведет к Дону храброе войско

Важно

Иллюстрация к рассказу Л. Толстого «Акула». Ксилография Иллюстрация к рассказу М. Пришвина «Кащеева цепь». Ксилография

Иллюстрация к рассказу М. Пришвина «Жень-шень». Ксилография

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/01/1886-1964.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]