Описание картины “над вечным покоем” левитана: материалы для сочинения, история создания

Над вечным покоем. Сочинение по картине Левитана

Фотография – современное искусство, которое может заменить живопись. Зачем, как Александр Андреевич Иванов писать «Явление Христа народу» 20 лет? Можно просто сфотографировать и дальше бежать по своим делам. Но только живопись может отразить в одном мгновении целую вечность.

Доказательством данного тезиса служит один величайший шедевр.

«Над вечным покоем» — одна из известнейших картин великого русского художника Исаака Левитана, написанная им в 1894 году. Тогда Художник находился на пике своей карьеры, картина имела ошеломительный успех. Давайте присмотримся поближе.

Небольшая церковь, огромное свинцовое небо, крохотное кладбище и бесконечный водяной простор. Эскиз полотна и по сегодняшний день находиться в Третьяковской Галерее. Посетитель, невольно останавливаясь перед картиной, задумывается о жизни, о себе, о своем месте в этом огромном быстротечном мире, ощущая себя лишь песчинкой в этом необузданном мире.

Над вечным покоем

Размер картины составляет 150×206 см, что тоже говорит о её монументальности, она немного вытянута по горизонтали и такое соотношение пропорций позволило художнику добиться панорамности и ,самое главное, -глубины полотна.

Обратите внимание

Если говорить о цветовой гамме – то она достаточно мрачная, хотя эскиз картины, который был положен в основу полотна, написанный в 1893 году, является еще более мрачным. Цвета в картине преобладают, в основном холодные, но и присутствуют теплые цвета, создавая контраст.

На переднем плане церковь и кладбище являются единственным упоминанием о присутствии человека на полотне, мыс отчетливо выделяется на переднем плане, а на заднем разливается огромное озеро и сумасшедшее тяжелое небо.

Но наш посетитель не разделяет картину на планы и не думает о цветовой гамме и тонах, у него есть время, чтобы вспомнить и коснуться вечности.

Сама картина отражает период жизни художника с 1888—1890г., его нахождение в городе Плёс на протяжении трех летних сезонов и отражает его тоску и одиночество на тот момент.

Кладбище с покошенными крестами, маленькая церковь, взятая с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» наводят на грустные мысли, но лишь маленький огонек в этой церквушке дает надежду. Здесь смешаны : и страх, и величие природы, и уход от суеты этого мира, и неизбежность повторения сценария человеческой жизни — все снова и снова.

В одном из писем к П. М. Третьякову Левитан писал о своей картине: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!»

Нельзя точно сказать, лето это или поздняя весна. Сумерки и маленький огонек в церкви во всем этом величии и страхе одновременно направляет человека к Богу.

Во всей суете мирской, давлении обстоятельств, даже самых страшных бедах, всегда остается лучик и тоненькая тропинка к Всевышнему, за помощью, советом. И даже в самом страшном и диком одиночестве человек все равно не один.

Важно

Именно об этом кричит картина. Но вот наш посетитель уже убегает, окунаюсь в суматоху проблем и дел нашей скоротечной жизни.

Автор сочинения: Алёна Новикова

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/nad-vechnym-pokoem-sochinenie-po-kartine-levitana.html

Описание картины “над вечным покоем”, левитан, 1894 – Музеи мира

«Над вечным покоем».И. Левитан

Картина «Над вечным покоем» принадлежит к числу самых известных работ выдающего русского художника И. Левитана.

В этой статье представлено описание картины «Над вечным покоем» Левитана: материалы для сочинения, история создания произведения.

Смотрите: Все материалы о картинах русских художников

Картина «Над вечным покоем» была написана Левитаном в 1894 году. Картины размером 150 х 206 см выполнена маслом на холсте. Полотно «Над вечным покоем» хранится в Третьяковской Галерее.

Описание картины «Над вечным покоем» из книги «История русской живописи«:

«…шедевр — «Над вечным покоем» (1894). Левитан считал эту картину своим главным произведением. «В ней я весь, — писал он Третьякову, — со всей своей психикой, со всем моим содержанием». 

И в самом деле, в мировой пейзажной живописи очень мало картин, которые производили бы такое же сильное впечатление. Она буквально захватывает и пронзает душу.

Маленькая церковь с кладбищем, застывшая высоко над величественным пространством воды и неба, медленно ворочающиеся грозовые тучи, тревожный и в то же время отрешенный свет… Бренность и вечность.

Да, мы все умрем, но мы — часть этого величия, мы — в нем и оно — в нас; и поэтому мы — вечны! Возможно, у кого-то возникнут перед этой картиной другие мысли и чувства.

Ведь люди — разные, а в том-то и сила великих произведений искусства, что они пробуждают в каждом из нас самое сокровенное.» (Майорова Н., Скоков Г., «История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века», том 8, 2006 г.)

История создания картины «Над вечным покоем» и ее описание из книги В. Петрова:

«В 1893-1894 годах Левитан работал над третьей, наиболее масштабной картиной своего «драматического цикла» — «Над вечным покоем» (1894), в которой его «мышление в образах» обрело почти натурфилософский, планетарный в своей сущности масштаб.

Совет

Изобразив мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем на фоне матово-свинцовых вод уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи, 

Левитан очень выразительно передал ощущение неуютности этого сурового пространства, малости изображенного им «островка времени» перед лицом вечной и «равнодушной» к человеку природы. 

Картина позволяет понять, что чувствовал художник в моменты, когда его настигали приступы смертельной тоски и одиночества, о которых он писал Елене Карзинкиной: 

В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Вместе с ним в ее образном строе живут и иные переживания художника, придавшие большому полотну… более надличный, философски-спокойный и мужественный эмоционально-образный смысл.

Строга и ясна композиция полотна: высоко и величественно замечательно написанное небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могли «сердцечную мысль» художника о «свете, который тьма не объят», о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь, из века в век, «как свеча от свечи» (Л. Н. Толстой), зажигают люди. Не случайно художник, по воспоминаниям Кувшинниковой, просил ее во время работы над картиной играть ему на фортепиано траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена, создавшего и «Оду к радости», и записавшего некогда на полях своих нот: «Жизнь есть трагедия! — Ура!».

Обобщив свои размышления о противоречиях реальности, избыв саморефлексию и тягостные переживания, в своих картинах середины 1890-х годов Левитан как бы возвращается в «просвет бытия»… В его искусстве словно рассеиваются тучи…»

(В. Петров, «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)

Описание картины «Над вечным покоем» на сайте Третьяковской Галереи:

«Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии. 

Тема таинственной непостижимости мира звучит в пейзаже торжественно и сурово. Разомкнутое вширь и ввысь пространство представлено в виде обобщенных плоскостей – воды и неба, написанных в одной цветовой тональности, что усиливает монументальное звучание картины. На вознесенном, разомкнутом ввысь и вширь небе словно нарастает некая борьба, столкновение. 

Небесная драма не отражается в стальной чешуе воды. Небо и земля – части безликого космоса – отчуждены друг от друга. Лишь устремленный вперед утес с деревянной церквушкой – свидетельство присутствия в мире хрупкой, но исполненной веры души человека. Противостояние человеческого духа и бесконечности мироздания приобретает в картине эпический, вселенский масштаб.»

(сайт Третьяковской Галереи, статья о картине «Над вечным покоем»)

Источник:

Сочинение описание картины Над вечным покоем Левитана

В далеком 1894 была создана картина «Над вечным покоем», И. Левитана. Она одна из известных и вдумчивых его полотен, и отличается от других картин своим упором на чувства и размышления человека.

На полотне художника мы видим противопоставление вечности, которую олицетворяет природа и короткой, бренной, жизни человека.

Рядом с суровой бесконечностью, что способна поглотить все вокруг, обычные людские переживания кажутся бессмысленными и ничтожными.

Обратите внимание

Само полотно будто бы пропитано холодом, что неудивительно, ведь цветовая гамма картины холодная и угнетающая. На небе повисли тяжелые, будто бы давящие, серые облака, на высоком утесе стоит почти сгнившая церквушка из дерева, а рядом старом кладбище, с покосившимися, а кое-где и упавшими крестами.

Рядом раскинулось холодное, беспредельное озеро, мрачное и будто бы пожирающее все хорошее в округе, оставляя лишь безысходность.

Леденящий душу ветер гоняет облака по небу, создает неровную рябь на глади воды, а также тянет тонкие, стоящие рядом с кладбищем березы, к земле, а крохотный огонек в маленьком окошке ветхой церквушки дарит надежду и будто бы борется со всеми невзгодами, что обрушила на это место природа.

Смотря на «Над вечным покоем», вспоминается скоротечность людского бытия.

Небо и вода на картине – стихия вечной суеты, порока и страстей, которые затягиваю многих, живущих в этом мире и очень сложно не покориться им, отдавая душу на растерзание. Множество дум в сознании вызывает это полотно.

Возможно, при рисовании, автор был погружен в меланхолию и депрессию, а возможно и задумывался о вечном. Но чтобы он не вложил в картинку, по итогу посыл вышел почти одним и тем же для каждого.

Кто-то, глядя на нее задумывается о бренности и бессмысленности человеческой жизни по сравнению с вечной природой, а кто-то размышляет о том, какими же способами сохранить душу, дабы она полностью не растворилась в жестокости и суетности мира.

Хоть этот пейзаж и является отражением душевных страданий и дум художника, ибо не зря Л.Н.

Толстой окрестил картинку как «молитва немой души», но даже в ней есть надежда на светлое будущее, ведь тучи обязательно развеяться, огонек в церквушке будет гореть ярче, и все обязательно станет хорошо.

Описание-размыщление о картине Левитана Над вечным покоем

Левитан великолепно писал пейзажи. Казалось бы, он просто старался запечатлеть природу, красивую композицию, но эта видимая простота на самом деле скрывает в себе глубокую мысль.

Читайте также:  Тест по роману "обломов" гончарова на знание текста: вопросы и ответы (викторина)

Помимо этого наталкивает на мысль не редко и название картин. Характерным примером является «Над вечным покоем», где автор прямо указывает в названии на довольно глобальные темы. Вечным покоем тут подразумевается гладь реки, величие облаков и остальные творения природы.

Источник: http://pianorusse.ru/izobrazitelnoe-iskusstvo/opisanie-kartiny-nad-vechnym-pokoem-levitan-1894.html

Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем»

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и «Владимирка». Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.

Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками.

Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии — земля, вода и небо — охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями.

Важно

И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих — художник создает величественный, монументальный образ природы.

Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах.

Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом.

Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких.

И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.

Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы.

Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно.

Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.

Год написания картины: 1894.

Размеры картины: 150 x 206 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: http://opisanie-kartin.ru/levitan-isaak/nad-vechnym-pokoem/

Над вечным покоем. Философская картина Левитана

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан (1860-1900 гг.) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Где написана картина «Над вечным покоем»

Озеро Удомля в Тверской области.

У меня особое отношение к этой земле. Каждый год с семьёй отдыхаем в этих краях.

Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.

Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.

Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892 г. Третьяковская галерея

Эта работа как будто отражает эмоции художника. Ранимый, склонный к депрессии, тонко чувствующий. Это читается в мрачных оттенках зеленого и свинцового.

А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.

Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники 19 века часто делились замыслом картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Совет

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.

Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894 г. Третьяковская галерея

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.

Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888 г. Частная коллекция

По мне, так эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.

Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888 г. Третьяковская галерея

Ничего удивительного, что такие мысли посещали Левитана. Смерть неотступно стояла за его плечом. У художника был порок сердца.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце 19 века было модным размышлять в духе «люди – песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше же время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши полы.

Обратите внимание

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

В чем живописное достоинство картины

Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.

Исаак Левитан. Весна – большая вода. 1897 г. Третьяковская галерея

В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И узкое ответвление от островка. И еле заметная тропинка, ведущая к церквушке.

Главный «герой» картины – пространство. Вода и небо близких оттенков разделены узкой полосой горизонта.

Горизонт здесь несёт двойную функцию. Он настолько узкий, что создаётся эффект единого пространства. И в то же время достаточно виден, чтобы «втягивать» зрителя в глубину картины. Оба эффекта и создают природную аллегорию вечности.

А вот недружелюбность этой вечности Левитан передал с помощью холодных оттенков. Эту холодность легко увидеть, если сравнить ее с более «теплой» картиной художника.

Справа: Вечерний звон. 1892 г. Третьяковская галерея

«Над вечным покоем» и Третьяков

Левитан был крайне доволен, что «Над вечным покоем» купил Павел Третьяков.

Не потому, что тот платил хорошие деньги. А потому, что он первым разглядел талант Левитана и начал покупать его картины. Поэтому неудивительно, что свою эталонную работу художник хотел передать Третьякову.

А этюд к картине, тот самый с мрачным зелёным лугом и холодным свинцовым озером, Третьяков тоже купил. И это была последняя купленная картина в его жизни.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/levitan-nad-vechnym-pokoem/

Квартиры посуточно в Москве и других городах России, снять квартиру посуточно в Москве, посуточная аренда квартир в Москве

Кто из вас не замирал перед картиной Левитана «Над вечным покоем», которая находится в Третьяковской Галерее? Это полотно никого не оставляет равнодушным. Оно было начато художником в 1893 году.

В этом году исполняется 120 лет со дня, когда Левитан сделал свой первый мазок на всемирно известной картине.

Важно

Если есть произведения искусства, заставляющие глубоко задуматься о вечном, и о том, как мал и ничтожен человек, и насколько могуча природа, то это самое лучшее из них. Сам И. Левитан писал галеристу П.М.

Третьякову: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!» Эти чувства пробуждает картина, такие эмоции испытывал и сам художник, когда писал шедевр. Он боялся этих свинцовых облаков, которые рвёт на части ветер, этой большой воды, которая убить может.

Гениальный творец донёс нам этот страх перед Вечностью, а если вы хотите увидеть место, где была создана картина, то приезжайте в Плёс — один из очень древних и красивых городов на Волге-матушке. Pogostim.com поможет снять дом посуточно, и вы отлично проведете время в знаменитых местах.

Все творческие люди называют этот город мастерской художника под открытым небом: живописные панорамы, крутые берега реки, возможность пляжного отдыха — всё здесь есть.

И сам город имеет очень интересную военную историю, но знаменит он не сражениями и нападениями татар, а тем, что здесь писали свои картины известные мастера пейзажа, основывая свои сюжеты на видах древних церквей и истинно русских деревень.

На Соборке — Соборной горе — ещё виден древний крепостной вал, сохранился и сам Успенский собор, построенный в 1699 году. Интересен для туристов и памятник Василию 1 — основателю города. На этой же горе находится смотровая площадка, с которой виден город и открывается отличный вид на Волгу.

Это место для памятных фотографий, и все путешественники не упускают возможность запечатлеться на фоне самой большой реки Европы. Многие из них стараются снять жильё посуточно именно на берегу, чтобы в любой момент можно было искупаться и отдохнуть на пляже.

Читайте также:  Краткое содержание "черная курица, или подземные жители": пересказ сюжета, повесть в сокращении

Сегодня возвышенность, на которой писал свою картину Исаак Левитан, называется «горой Левитана», сюда из села Билюкова перенесли церковь Воскресения, похожую на ту, которую изобразил художник.

Это церковь 17 века и сама по себе является достопримечательностью, а в совокупности с известностью благодаря картине, она стала местом паломничества туристов и путешественников. Перенести церковь сюда пришлось из-за того, что в 1903 году Петропавловская крепость, которую нарисовал Левитан, сгорела.

Совет

Приезжайте в город Плёс в Ивановскую область, вам здесь понравится, а комфортно поселиться и снять квартиру посуточно поможет Pogostim.com.

Источник: http://Pogostim.com/news/gorod_ples_i_istorija_kartiny_levitana_nad_vechnym_pokoem

Над вечным покоем : Мир искусства

Июнь 23, 2012

1894 год ознаменовался в творческой биографии Левитана появлением картины, о которой сам художник писал П.М. Третьякову: «В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Речь идет о картине «Над вечным покоем» (1894).

«За лесом серая вода и серые люди, серая жизнь… не нужно ничего! Все донкихотство, оно благородно, ну, а дальше что?– Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще…» Вот высказанная словами та мысль, которой стремится художник дать образное воплощение в этой картине.

Серая, холодная и словно бы матовая вода, кажется, никогда не отражала и не способна отразить в себе небесной синевы и сияния солнца. Вечно серая и вечно холодная, она чужда человеческой жизни. Мы не видим на суше ни вытащенных лодок, ни домов.

На фоне этой серой, водной пустыни, на пригорке земли, вдавшейся в озеро в виде мыса, лишь небольшое кладбище.

Деревянная церковь древней архитектуры дает ощущение многих веков существования этого кладбища, вызывает представление о тех человеческих поколениях, которые, как говорил Левитан, «утонули» в веках.

Идея вечности, в которую канут еще новые человеческие поколения, раскрывается здесь как идея небытия, холод забвения, как отсутствие преемственной связи в жизни человеческих (поколений и отсюда, как кажется художнику, «тщетности» и «ненужности» человеческих усилий.

Но в глубине сознания Левитана прочно жила другая, вынесенная им из наблюдений природы идея вечности как бесконечности жизни, ее постоянного движения, развития, смены форм. И как воплощение этой второй идеи вечности жизни над вечным покоем заброшенного кладбища, над бесплодной землей и серой водой возникает неизменно прекрасное у Левитана, полное бурного движения небо.

Светлая облачная стрела как бы указывает направление ветра и устремляется вместе с ним все вперед и вперед. Ветер – это воплощение живого дыхания природы – порывами налетает на землю, терзает и гнет деревья на кладбище, ерошит серую, холодную воду и уносится вдаль.

Обратите внимание

В своем неутомимом движении он связывает и этот клочок земли, и это широкое озеро, и плоскую землю севера с жизнью природы в целом. В конечном счете идея вечной жизни природы независимо от сознательных стремлений художника торжествует в картине. И все же полотно «Над вечным покоем» вызывает у нас досадное чувство художественного несовершенства.

Подчиняясь обаянию образа в целом, мы отгоняем от себя эту досаду, но все же в изображении воды в данном случае не ощущаешь живой воды. Написанная в светлом тоне, лишенная блеска, она кажется нам плоской и условной. Так произошло потому, что именно вода, по замыслу Левитана, в своей холодности должна была играть в картине роль символа мертвой бесконечности.

А как только образ действительности превращается в символ отвлеченной идеи, он теряет свою живую конкретность, свою реалистическую выразительность.

Значение картины «Над вечным покоем» не исчерпывается ее художественными качествами. Она является программной для творчества Левитана данного периода. В ней отражены не только субъективное настроение и мысли художника, но и та огромная, напряженная работа, которая шла в сознании его современников, стремление понять место и роль поколения в ходе исторического развития человечества.

Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

Гмии им. пушкина. иорданс

Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

Гмии им. пушкина. рубенс

«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

Гмии им. пушкина. фламандцы

«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение

Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

Гмии им. пушкина. нидерланды xv—xvi

Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

Гмии им. пушкина. итальянцы xv—xvi

Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм

Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

Гмии им. пушкина. египет и византия

Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей

Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея

Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж

Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже

Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Источник: http://ourarts.ru/?p=436

Над вечным покоем. Левитан. Картина, фото и история создания

Написал прекрасное полотно “Над вечным покоем” Левитан. Картина, над которой он начал работать летом 1893 года, теперь хранится в Третьяковской галерее. Исаак Ильич жил тогда на Тверской земле среди лесов, рек и озер.

Во время одной из прогулок по окрестностям художник увидел озеро Удомле. На берегу бедный сельский погост, над водой – большая грозовая туча. Сильный ветер раскачивал вершины кладбищенской рощи. Именно этот вид рождает у Левитана замысел новой большой картины.

Произведение, говорящее со зрителем

Кисть художника заставляет заговорить пространство пейзажа “Над вечным покоем”. Левитан, картина которого была представлена широкому кругу зрителей, надеялся поведать им о самых важных для человека вещах. И когда это произведение появится в 1894 году на выставке передвижников, проницательные критики увидят, что это даже не пейзаж – это картина души человека.

Картину “Над вечным покоем” зрители ценят прежде всего за то, как светятся ее краски. Надо прямо сказать о том, что Исаак Ильич Левитан – художник, сделавший величайшее открытие в русском искусстве. Он заново открыл то, что впоследствии замечательный исследователь древнерусской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал пейзажным мышлением.

Противопоставление двух миров

Оказывается, на Руси издавна существовала древняя традиция созерцания пространственных образов. Наблюдение за природой, как говорили в старину, “умными очами”, то есть умозрением. Или иначе – духовным размышлением о таинственных вещах, окружающих человека. О Боге и душе, о жизни и смерти, о быстротечности земного существования.

При помощи противопоставления торжественной высоты неба и пустынного, почти безжизненного пространства озера создается трагический строй картины, которую написал Исаак Левитан, – “Над вечным покоем”. Потому что зритель чувствует здесь присутствие двух миров: времени и вечности. Противостояние простых человеческих забот божественному совершенству.

“Над вечным покоем”. Левитан. Описание особенного духовного восприятия

Этому небу, покрытому грозными клубящимися облаками, есть удивительно точная поэтическая аналогия Федора Ивановича Тютчева: “На недоступные громады смотрю по целым я часам…” В шедевре “Над вечным покоем” Левитан, картина которого явственно передает ощущение жажды неба, тишины и вечного покоя, смог так же, как и талантливый поэт, поделиться своими чувствами. Впечатлениями, полученными им во время созерцания этого грозового неба и красот российского пейзажа.

Озеро на полотне выглядит бескрайним, практически как море. А венчающая косогор церковь с крестом на луковичной главке словно уподоблена кораблю. По давней Евангелической традиции глава церкви – Христос, и только он может спасти человека, жизнь которого не что иное, как трудное и опасное путешествие по морю житейскому.

Сентиментальность или уникальный дар

Исаак Ильич Левитан – художник, обладающий уникальным даром духовного восприятия мира. И картина “Над вечным покоем” неоспоримо свидетельствует об этом. Но есть еще одно очень драгоценное свидетельство, которое содержится в мемуарах близко знавшего Исаака Ильича художника Константина Алексеевича Коровина.

В его воспоминаниях описывается, как Левитан мог летом целыми часами лежать на траве и вглядываться в бескрайние небесные просторы. Небо восхищало и вдохновляло его. Это удивительные вспоминания. Потому что на российскую природу, в самом деле, можно смотреть разными глазами, и каждый воспринимает ее по-своему.

Глядя сентиментально, многие люди ощущают на сердце сладкую грусть, и у некоторых это вызывает даже слезы. Также и Константин Алексеевич Коровин, увидев их в глазах Левитана, решил, что Исаак Ильич чересчур сентиментален.

Но создатель картины “Над вечным покоем” совершенно иначе смотрел на окружающую природу. Он созерцал российский пейзаж как Божье творение. И не сладкая грусть, а глубокая тоска по чему-то высшему и недостижимому наполняла его.

Так смотрят глубоко верующие люди на икону.

Завещание потомкам

Это безгранично талантливый шедевр – “Над вечным покоем”! Левитан, картина которого сегодня занимает одно из почетнейших мест в залах знаменитой Третьяковской галереи, был настоящим великим человеком, гением и Божьим избранником.

Все, что он создал, безумно прекрасно, ново и необыкновенно. Зрители, созерцающие его творения, переполняются самыми разными чувствами. Кто-то задумывается о несбывшихся надеждах, другие – о смысле или ничтожности человеческой жизни.

Но самой замечательной вещью, написанной Исааком Ильичом, безусловно, является творение “Над вечным покоем”. Самая светлая и радостная картина, которая осталась как завещание для потомков, чтобы они как можно чаще смотрели на небо и восхищались его бескрайними просторами, не забывая о смысле собственного существования.

Читайте также:  Образ и характеристика аси в повести "ася" тургенева: описание внешности и характера в цитатах

Источник: https://autogear.ru/article/162/247/nad-vechnyim-pokoem-levitan-kartina-foto-i-istoriya-sozdaniya/

Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»

Полотно с казалось бы на первый взгляд неброским названием «Над вечным покоем», написано в 1894 году небезызвестным художником И.

Левитаном – оно представляет собой одно из наиболее значимых и пропитанных глубиной произведений, вышедших из под кисти мастера.

Эта картина в некотором роде абстрагируется от ряда других работ художника, представляющих собой по большей части изображения пейзажей, завязанных на терзаниях человеческой души.

Важно

Перед нами открывается сцена, в которой явственно видны попытки художника, создать некое противопоставление торжественной и одновременно с тем зыбкой вечности природы бренности и незначительности человеческого бытия. Рядом с грозной и вечной в своей ипостаси природой, в силах которой обернуть время вспять и поглотить собой абсолютно всё, человеческие страсти кажутся до смешного низменными и не имеющими смысла.

Работа написана в холодных тонах. Тяжёлые, будто налитые свинцом облака, повисли над землёй с явной угрозой. Ветхая, разваливающаяся на глазах деревянная церковь располагается на крутом и высоком утёсе, а рядом с ней – всеми забытое кладбище с заброшенными могилами и крестами, участь которых состоит лишь в том, чтобы и дальше пребывать в забвении.

Неугомонный и ярый ветер раскидывает во все стороны недовольные облака, с одной лишь целью: добраться до озера и коснуться его прозрачной глади, разбавить её тихой рябью. И среди всего этого, один лишь слабый и притихший огонёк, мелькающий в окне церквушки говорит о том, что борьба с мрачными силами природы ещё не окончена.

Как можно, рассматривая эту картину, не задуматься о быстротечности и незначительности нашего земного существования? Земля и небо, как огонь и вода, они противопоставлены друг другу, как четыре стихии, свойственные людской суете, порокам и страстям. Эти извечные стражи жизни увлекают за собой всех до единого, кому довелось придти в этот мир и коснуться его необъятной силы. Как перед всем этим, не расстаться с собственной душой?

Данное полотно Левитана несомненно рождает в душе зрителя множество разных чувств и мыслей, выразить которые не так просто.

Одних это толкает на размышления касательно спасения собственной души, пребывающей в жестоком и суетном мире. Других охватывают думы о бренности и незначительности человеческого бытия и жизни в целом.

А для кого-то эта картина – просто печальная песнь, повествующая о загубленных надеждах и мечтах.

Но один факт, мы однозначно можем отметить: картина «Над вечным покоем» — выстрадана множеством тяжёлых размышлений и переживаний, являясь при этом прямым отражением царящей бури в душе художника.

Источник: http://vip-gdz.ru/sochinenie-po-kartine-levitana-nad-vechny-m-pokoem/

Исаак Левитан. Над вечным покоем. Описание картины. Шедевры русской живописи

«Над вечным покоем» – это третья среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов. — (наряду с картинами “У омута” и “Владимиркой”).

Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение к бренности человеческого бытия. Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и пустынном берегу огромного, простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь.

Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. А вокруг – ни души, и только тусклый свет в окне церквушки дает призрачную надежду на спасение.
Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа.

Картина полна чувства глубокой тоски, бессилия и одиночества, но очень выразительна точка зрения автора, которая направляет зрителя ввысь, навстречу холодным воздушным потокам.

«Над вечным покоем» – одна из самых значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: “В ней – я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием…” Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из “Героической симфонии” Бетховена.

Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал “реквиемом самому себе”.

Сергей Есенин. Слезы 1914.
Слезы… опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак… и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.

Что же дальше? Опять эти муки?
Нет, довольно… Пора отдохнуть
И забыть эти грустные звуки,
Уж и так истомилася грудь.
Кто поет там под сенью березы?
Звуки будто знакомые мне –
Это слезы опять… Это слезы
И тоска по родной стороне.
Но ведь я же на родине милой,
А в слезах истомил свою грудь.
Эх… лишь, видно, в холодной могиле
Я забыться могу и заснуть.

«Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить… большое чувство и поэзию в искусстве…

Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, – это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух – тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте – как в речи.

Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в театре» (Ф.И. Шаляпин).

…Картины Левитана вызывали такую
же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.

Совет

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда
печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном
небе, тощих полях, кособоких избах. “Россия. нищая Россия, мне избы черные твои, твои мне песни ветровые, как слезы
первые любви”.

Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она
казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого
хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.

Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их
света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была
оклеветана, считалась слезливой и хмурой.

Художники и писатели лгали на нее,
не сознавая этого.

Левитан был выходцем из гетто, лишенного прав и будущего, выходцем из
Западного края – страны местечек, чахоточных ремесленников, черных синагог,
тесноты и скудности…

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют
глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше
вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов,
знакомых рек и проселков…

Левитан увидел
прелесть дождей и создал свои знаменитые “дождливые работы”: “После дождя” и
“Над вечным покоем”…

В картине “Над вечным покоем” поэзия ненастного дня выражена с еще
большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской
губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит
среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки,
потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи,
напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают
просторы.

Обратите внимание

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой
неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что
ощущается как величие.


Константин Паустовский. «Исаак Левитан».


lib.ru

Источник: http://www.tanais.info/art/levitan97more.html

Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем» – «По русскому»

Порою человек мнит себя творцом природы, возвышает себя над остальными живыми существами, но такое господство носит относительный характер. Перед напором стихии и всемогущей природы человек кажется маленькой козявкой, которую легко прихлопнуть одним движением руки. Такие мысли вызвала в моем сознании картина Левитана «Над вечным покоем».

На картине изображен утес, на котором притаилась маленькая церквушка. За ней выросли огромные деревья, а немного поодаль художник показал нам старое кладбище, которое всеми забыто и никому не интересно.

Заброшенное кладбище вызывает весьма мрачные мысли о быстротечности жизни, о том, что ход времени не остановить. Люди, погребенные в этом уединенном месте, когда-то любили и были любимыми.

Они жили и наслаждались своей жизнью, а сейчас даже за покосившимся крестом присмотреть некому.

Внизу раскинулось озеро, которое сливается с небом. Они образуют огромное белое пространство, в котором просто не будет места для людей. Чтобы подчеркнуть величественность природы, художник изобразил и озеро, и небо белыми красками.

Картина Левитана «Над вечным покоем» производит тяжелое впечатление. В первый же миг хочется убежать от нее вдаль, чтобы не видеть этого холодного и пустого пространства, которое безмолвно и холодно наблюдает за жизнью, но не становится ее частью.

Среди множества прекрасных, ярких и красочных полотен Левитана Исаака Ильича, есть такие произведения, которые раскрывают душу художника. Они показывают, насколько ничтожна жизнь человека в целом. Его полотно «Над вечным покоем» писатели сравниваю с криком немой души.

Мы видим небольшой зеленый утес.

Важно

На самом его краю расположилась старенькая, уже прогнившая от времени церквушка. За зарослями кустов виднеется заброшенное кладбище. Если бы нестоящие кресты на фоне воды, то оно и вовсе было бы незаметным. Весь этот и без того маленький кусочек жизни окружает огромное холодное озеро и небо с массивными свинцовыми тучами.

Всей своей силой они показывают превосходство над человеческой жизнью. Насколько она мала и ничтожна.

Стихии автор показал холодными оттенками, предавая им вид тяжести и сокрушения. Озеро кажется спокойным, но от этого становится еще мрачнее. И только маленький проблеск света в окне церквушки придает картине жизнь.

Показывает, что еще не все потеряно, что есть кому противостоять мрачным силам природы.

Картина приводить зрителя в раздумья. Дает почву для размышления и переосмысления собственной жизни. Показывает, насколько эта жизнь коротка и непредсказуема.

Она как бы приказывает добавить красок, теплоты и яркости, но это уже должен решать каждый для себя.

источник

Источник: http://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/levitan/po-kartine-550

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector