«Полтава» ( 1828) – единственная историческая поэма Пушкина
«Полтава» ( 1828) – единственная историческая поэма Пушкина – крупнейшее произведение, написанное во второй половине 20- годов. В ней представлена «героическая» концепция личности Петра Первого и Петровской Эпохи. Поэма посвящена победе русской армии над шведами в 1709 году. Композиционный центр её – торжество русского оружия в знаменитой Полтавской битве.
Главное достоинство Петра, обеспечивающее победу – выражение общенациональных интересов. Цель Петра – государственного масштаба и значения, он далёк от узкокорыстных, узколичностных устремлений. Антипод Петра – украинский гетман Мазепа. Он пренебрегает государственными и выбирает личные интересы (совращение дочери его ближайшего друга и личную власть на Украине).
Кроме того, украинскому Гетману ненавистны преобразования. Сам он хочет направить развитие Украины вспять, а не в будущее. Несмотря на ярко исторический характер «Полтава» тесно связана с современностью.
Линия Кочубея как бы аналогична выступлениям декабристов, вставших, с точки зрения Пушкина, на защиту своих аристократических прав.
Вторая половина 20х годов – время создания многих лирических шедевров – отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина и ознаменовался увеличением числа стихотворений философского характера.
Размышления о поэте, его роли и судьбе получили законченный характер в программных стихотворениях « Поэт», « Поэт и толпа» и « Поэту».
Пушкин продолжает спор с идеями Просвещения, углубил романтическое представление о поэте-избраннике, внеся в него поправки и сделав его образ более «простым» ( от «Пророка» – к «Поэту».) Если в « Пророке» идёт речь о полном душевном преображении человека, то в «Поэте» человек – «просто человек», разделённый на два состояния – творческое и не творческое.
«Избранник» принадлежит двум мирам и обладает способностью переноситься из суетного мира в область творчества.
Когда он человек – он не выделяется из толпы, его жизнь также бессмысленна, но когда он преображается – он становиться по-настоящему трагически одиноким, ведь толпа не способна «переродиться».
Как следствие, в «Поэте и толпе», Пушкин устанавливает самоценность художественного произведения, чуждость его социального дидактизма. В заключительном же «К поэту» Пушкин напрочь отказывает толпе в духовных потребностях.
Теперь народ уже не рассматривает поэзию как метод возвыситься, а вообще не способен к постижению. Поэту нет необходимости прислушиваться к мнению народа, одиночество его становиться нормой, а не исключением. Если у романтиков толпа отчуждает поэта, то у Пушкина поэт отчуждает Толпу.
В лирике 30-х следует рассматривать два периода – это болдинская осень 30 года и более поздняя, столичная лирика 1831-36 годов.
Для первой характерна необычайная плодотворность в творчестве Пушкина, около 30 стихотворений, среди которых « Элегия» ( воспоминания о юности, от которой осталось лишь «смутное похмелье», и взгляд в будущее – « Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), « Бесы» ( Угроза непонимания мира равноценна угрозе сойти с ума), « Герой» и « Заклинание». Значение Болдинской Осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений – реализация более ранних замыслов поэта.
И в то же время своеобразный пролог к его творчеству 30х.
Если же брать период 1831-36 годов, то общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина, были напротив исключительно неблагоприятными, несмотря на то, что 18 февраля 31года состоялась свадьба поэта на Наталье Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу – для работы над « Историей Петра».
В конце 33 года царь пожаловал Пушкину звание камер-юнкера, которое сам первый поэт России счёл для себя оскорбительным. Последнее десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который с 1830х (до появления Лермонтова) стал эпигонским, «массовым». Критерием художественности нередко являлся коммерческий успех произведения.
Творческие поиски и эксперименты Пушкина, ещё в начале 20х годов решительно повернувшего к реализму, противоречили вкусам общественности. Он стремился стать духовным вождём общества, просвещённым дворянством.
В истории России оно, по убеждению Пушкина, всегда было обращено и к прогрессивной самодержавной власти ( её символ для поэта Пётр Первый), и к народу. Символом народа для Пушкина стал Пугачёв.
Идеалом государственности – милосердие ( Герой, «Пир Петра Первого»).
Размышления о связи трёх этих сил – самодержавия, просвещенного дворянства и народа – легли в основу философско-исторической концепции 30х годов.
Философская лирика 34-36 годов – стихотворения «Пора, мой друг, пора!», « Вновь я посетил…», «Когда за городом, задумчив я брожу», « Была пора: наш праздник молодой».
Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История, в контексте Пушкинских раздумий, предстаёт как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей.
Водоворот истории увлекает за собой человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть собой.
Итог жизни для человека, который искал счастья, душевного успокоения и творческого уединения вне себя – безрадостен. «На свете счастья нет, но есть покой и воля».
Семейные радости, душевный покой, личная свобода – вот истинные ценности, о которых теперь мечтает Пушкин.
( «Пора, мой друг, пора…») .Итогом долгой и трудной жизни, «Сквозь жестокий век», стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выражает эти мысли в стихотворении «Я Памятник воздвиг себе нерукотворный». Идеал его лиры – человеколюбие, гуманность, уважение власти к личности, поэт же – посланник Божьей тропы, задача – не свернуть.
»crosslinked«
Источник: https://ruslit.biz/poltava-1828-edinstvennaya-istoricheskaya-poema-pushkina/
Полтавский бой в поэме Пушкина “Полтава” | Инфошкола
В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.
Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа.
Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.
Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.
Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива.
Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией.
Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.
Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.
Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »
27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.
Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.
Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.
Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.
Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки …
Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.
В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»
Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог браней», то есть войн, Пушкин имеет в виду Марса, бога войны древних римлян. Чем же достигает поэт живости, яркости в описании боя?
Перечитываем текст: со слов «Грохочут пушки» до слов: «И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлён » Все изображено в движении, в действии: грохочут пушки, катятся ядра, свищут пули, рассыпались стрелки, рвутся шведы, конница летит и т.д.
Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.
Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.
Так, топот ног множества людей хорошо передаётся рядом слов, начинающихся на букву «т» (тяжкой твёрдостью), а также имеющих «т» в окончании («крепит»).
Рассмотрим, как изображен у поэта сам Петр. Его образ производит впечатление красоты, силы, величия. Обратим внимание на описание внешности царя, его «звучный глас» (отметим старинную неполно-гласную форму слова «глас»). «Его глаза сияют. Лик его (отметим архаизм «лик» вместо «лицо») ужасен» (то есть грозен, страшен для врага).
«Движенья быстры. Он прекрасен / Он весь, как Божия гроза».
Смысл сравнения Петра с «Божьей грозой» состоит в том, что Петр так же прекрасен и грозен, как величественное явление природы — гроза, буря.
О чем говорят слова Петра, обращённые к войскам: «За дело, с богом!»? Для Петра война со шведами — это общее, народное справедливое дело. Вот почему «его глаза сияют», он верит в победу, в то, что правое дело должно победить.
Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.
В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.
Проанализируем картину передышки в бою. Какой замечательный образ битвы дает поэт («Как пахарь, битва отдыхает»). В чем смысл этого образа, почему битва сравнивается с отдыхающим пахарем?
Эта битва в понимании поэта — дело народное, дело трудное и тяжелое. Но необходимое и благородное. Образ этот навеян народной поэзией. Как замечателен и выразителен эпитет при описании образа пушек! («На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев»).
Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…
Пётр не один, он появляется в окружении своих «товарищей, сынов», их много, они «за ним вослед неслись толпой».
Замечательна характеристика Меншикова, в нескольких словах поэт рассказал обо всей его жизни. Он был «безродный», незнатного происхождения, но благодаря Петру, умевшему разбираться в людях и оценившему острый ум Меншикова, он быстро возвысился, стал вельможей, ближайшим другом и советником царя, «полудержавным властелином».
Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.
Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.
Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:
Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.
Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.
Пирует Пёцз. и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Источник: https://info-shkola.ru/poltavskij-boj-v-poeme-pushkina-poltava/
Полтава
Посвящение
Песнь первая
Песнь вторая
Песнь третия
Примечания
(1828—1829)
The power and glory of the war, Faithless as their vain votaries, men, Had pass'd to the triumphant Czar. Byrоn(0). |
Тебе – но голос музы темной |
«Полтава» – поэма Александра Пушкина, написанная им в 1828 году.
Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея.
В третьей – описывается Полтавская баталия.
В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства. При работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам.
- Мазепа — украинский гетман.
- Мария Кочубей — дочь В. Л. Кочубея.
- В. Л. Кочубей — генеральный судья.
- Любовь — жена его.
- Петр Великий — русский царь.
- Карл XII — шведский король.
Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава.
Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, “в несколько дней”, закончил свою вторую по величине (после “Руслана и Людмилы”) поэму.
Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: “Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах.
Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки.
Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части”.
“Полтава” была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу(1).
Первая тема “Полтавы” – судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою
самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками.
Эта тема (борьба
Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными
еще ему событиями – нашествием Наполеона и поражением его, “когда падением
ославил муж рока свой попятный шаг”.
Пушкин считал, что, победив в тяжкой
борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.
Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат.
Героем, стоящим в центре этой темы в “Полтаве”, является Петр, а
центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы.
Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, – тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством.
Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины(2), а как коварного
властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину.
Эту национальную тему
Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи
свою поэму “Мазепа”.
Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме
поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о
человеке. Третья тема “Полтавы” – тема частного человека, раздавленного
колесом истории. Мария – сильная и страстная женщина.
Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества,
она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры
грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы
(и в конец эпилога), драма Марии придает трагический характер и всему
произведению.
“Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная
на все эти ужасы, вот что увлекло меня”, – писал Пушкин о “Полтаве” в статье
“Опровержение на критики”.
Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в
ней.
Он предпослал “Полтаве” в первом издании предисловие, где подчеркивал достоверность изображаемого, и сопроводил поэму примечаниями, цитируя в них подлинные исторические документы; он горячо полемизировал с критиками, упрекавшими его в искажении истории.
Эту подлинно реалистическую по содержанию поэму Пушкин написал несколько приподнятым, поэтически украшенным стилем, напоминающим некоторыми чертами стиль народных украинских песен, исторических сказаний, дум (см.
начало поэмы – “Богат и славен Кочубей”, или описание красоты Марии, или
стихи “Не серна под утес уходит…”, поэтический монолог Кочубея о трех
кладах; звучащие, как песня, стихи о казаке: “Кто при звездах и при луне так
поздно едет на коне?”(3)).
“Полтаве” предпослано необыкновенно поэтическое, полное глубокого чувства посвящение. Кому оно адресовано – до сих пор точно не установлено. Есть предположение, что Марии Волконской (урожденной Раевской), жене декабриста С. Н. Волконского, поехавшей за мужем в сибирскую каторгу (см. стихи “Твоя печальная пустыня, последний звук твоих речей…”).
(0) Мощь и слава войны, Как и люди, их суетные поклонники, Перешли на сторону торжествующего царя. Байрон (англ.).
(1) “Самая зрелая изо всех моих стихотворных повестей, – писал Пушкин в заметке “Опровержение на критики”, – та, в которой все почти оригинально (а мы из этого только и бьемся, хоть это еще и не главное), “Полтава”, которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал… “Полтава” не имела успеха”. (2) В противополжность Рылееву, именно так изобразившему Мазепу в своей
романтической поэме “Войнаровский” (1825). (3) Сначала Пушкин написал эти стихи даже иным стихотворным размером по
сравнению со всей поэмой, подобно вставленным в поэму “Цыганы” стихам о птичке.
Источник: https://pushkinpoetry.ru/poltava.htm
А с пушкин поэма полтава историческая миссия
А. С. Пушкин поэма «Полтава» • Историческая миссия Петра и трагические судьбы Марии, Кочубея, Мазепы.
…картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою… живописец мог бы писать с неё, как с натуры. В. Г. Белинский
Как влияют исторические процессы на судьбы людей? Кочубей Мазепа Мария (Матрёна) Кочубей
Герои «Полтавы» – это исторические личности или художественные образы, созданные воображением автора?
Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нем нет ни одной светлой противоречащей его злым помыслам черты. Б. Мейлах
Мазепа глазами историков. (Мазепа Иван Степанович – Гетман Левобережной Украины) • Историк Н. И. Павленко • Иная точка зрения у А. Л. характеризует Мазепу как Юрганова. Он не считает лукавого царедворца, Мазепу изменником. Все лишенного нравственных гетманы Украины после начал, как человека Богдана Хмельницкого мстительного и оказывались на стороне жестокого, который во противников России, т. к. всех своих поступках российское руководствовался не правительство интересами украинского ограничивало народа, а личной выгодой. самостоятельность Украины, что, • Павленко считал Мазепу естественно, вызывало изменником дела Петра. сопротивление гетманств.
Каким же видит Мазепу А. С. Пушкин ? ? (Известно, что Пушкин хотел назвать поэму «Мазепа» ) • В предисловии к поэме, которое позднее перестало печататься, Пушкин писал: « Мазепа есть одно из самых замечательных лиц той эпохи» . • В статье « Опровержение на критики» Пушкин писал : «Мне …говорили, что… я изобразил Мазепу злым. Добрым я его не нахожу… Мазепа…в моей поэме точь-вточь как и в истории…»
В поэме образ Мазепы дан в ином виде, нежели в предисловии. • Не многим, может быть, известно, ……. . Что он не ведает святыни, что он не помнит благостыни, Что он не любит ничего, Что кровь готов он лить как воду, Что презирает он свободу, Что нет отчизны для него. • Это совершенно уничтожающая характеристика Мазепы. • Однако стилистическая форма отрывка свидетельствует, что Пушкин излагает не свою точку зрения, а так называемое мнение «немногих» .
Влюблённый мужчина и гетман Украины… • Что чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Мгновенно сердце молодое Горит и гаснет. В нем любовь Приходит и приходит вновь. … • Пылает сердце старика, Окаменелое годами. … • Но поздний жар уж не остынет И с жизнью лишь его покинет. • В этой характеристике Пушкин показывает, что Мазепе не просто ведома любовь. Она может покинуть его только вместе с жизнью.
• • Близ ложа крестницы младой Но, брося взор на ложе, Мазепа думает: «О Боже! Сидит с поникшею главой Что будет с ней, когда она Мазепа тихий и угрюмый. Услышит слово роковое!» В его душе проходят думы, Одна другой мрачней, мрачней: … Но дочери любовь «Умрет безумный Кочубей; Главы отцовской не искупит… Спасти нельзя его» . • Мрачные думы Мазепы – от неизбежности трагедии и невозможности ее предотвратить. В нем сталкиваются два чувства. Одно – великая необыкновенная любовь к девушке. С другой стороны, Мазепа- гетман, и он должен выполнить ту социальную роль, которую сам на себя возложил.
• Так поэт раскрывает перед читателем чувства Мазепы, который сначала предстает злобным старцем и ни во что не верит. Но когда он говорит о Марии, перед нами совершенно другой человек, не только ведающий любовь, но и способный на глубочайшие страдания. • Мария верь: тебя люблю я больше славы, больше власти.
Но только своего волненья Преодолеть не мог старик И на протяжный слабый крик Другим ответствовал – тем криком, Которым он в веселье диком Поля сраженья оглашал, Когда… и с этим Кочубеем Он в бранном пламени скакал. Тоска, тоска его снедает, … И молча он коня седлает, И скачет с беглым королем, И страшно взор его сверкает, С родным прощаясь рубежом. • Чей-то слабый крик слышит Мазепа. И это заставляет его сердцем и душой объединиться с тем, с кем скакал по полям жестоких сражений, чью дочь он крестил. Душа Мазепы рвется на части: одна принадлежит гетману Украины, другая скорбит об обреченном на смерть друге. • Закончилось крахом дело его жизни. Борьба с самодержавным великаном обернулась личной трагедией: нет рядом любимой, погиб на плахе его друг Кочубей • Последняя жертва потерянная Родина.
Выводы: • Однако, все помнит пушкинский Мазепа, и «ведает» он святыню, и ощущает он благостыню не только пространство полей Украины, по которым он скакал когда-то со своими верными друзьями. В душе Мазепы тоска, отчаянье, отчуждение. • Мазепа изображается в поэме не столько как патриот, борющийся за освобождение своей родины, а как сложный трагический образ, как человек, страдающий от неизбежности творить зло.
Образ Кочубея
Кочубей • Кочубей Василий Леонтьевич – Генеральный судья. Гордится своей красавицей дочерью. Из – за побега Марии к старику Мазепе Кочубей отправляет донос Петру на своего старого друга. Мазепа в гневе казнит Кочубея. Мария сходит с ума и бежит от гетмана. Такова печальная участь Кочубея.
Мнение историка • Н. И. Павленко пишет: «Случай с Матрёной тяжёлым грузом лёг на сознание Кочубея. Но одной личной драмой невозможно объяснить поступок Кочубея. Обида на гетмана – не единственная причина для извета, но нельзя и убрать со счетов личные отношения, установившиеся после обольщения Матрёны. Здесь сыграли роль несхожие представления о будущем Украины: Кочубей придерживался идеи Богдана Хмельницкого о совместном существовании двух братских народов в едином государстве, а Мазепа ратовал за восстановление на Украине власти польских магнатов и шляхты. »
Глазами Пушкина • Пушкин в отличие от историков считает, что Кочубей мстит за поруганную честь своей дочери, ведь поступок Марии на то время был просто безумием. Но автор обращает внимание на то, что Кочубея уже больше волнует не судьба дочери, а ненависть и злоба к Мазепе. Всё то, что переживает Кочубей, вполне естественно в подобной ситуации. • …Он голубит Едину мысль и день, и ночь: Иль сам погибнет, иль погубит – Отмстит поруганную дочь. …На дыбе, корчась в истязаньях, Ты проклянешь и день, и час, Когда ты дочь крестил у нас…
А ведь когда – то Кочубей и Мазепа были друзьями. Нельзя не обращать внимание и на тот факт, что Кочубей и Мазепа были друзьями. В поэме есть небольшой отрывок о том времени, когда Кочубей был другом Мазепы. Но дружба умерла. Для понимания этих строк, следует помнить, что утрата дружбы была едва ли не самой трагической потерей для Пушкина. • Так! было время: с Кочубеем Был друг Мазепа; в оны дни, Как солью, хлебом и елеем, Делились чувствами они.
О чем думал поверженный Кочубей? • Кочубей говорит, что три • Не завещая никому клада были отрадой всей его Вражды к злодею своему!. . . жизни. Первый – его честь, которую отняли в пытках • Вот они, подлинно царские палачи. ключевые слова: перед смертью Кочубей не склонен • Второй – честь его любимой прощать своих врагов. Да и дочери, украденная Мазепой. Пушкин не дает ему этой Третий клад, сохранённый возможности: вместо монаха Кочубеем, – святая месть осужденного на смерть Мазепе, разорителю его Кочубея навещает палач, дома: свирепый Орлик. От имени Её готовлюсь Богу снесть. Мазепы он требует, чтобы • Таким образом, Кочубей указал ему место пушкинский Кочубей сокрытия им драгоценного совершил два доноса – донос клада. Кочубей бросает царю на бывшего друга в врагам прямой и виде бумажки и донос Богу беспощадный вызов. на ненавистного человека – в виде Святой мести.
Выводы: • По мнению Пушкина, к доносу Кочубея побудил бесчестный поступок Мазепы. • Взгляды на судьбу Украины у обоих были совершенно разные. Но они когдато были лучшими друзьями. Да, разногласия между ними были, но всё же это не могло стать причиной доноса. • Значит, поруганная честь дочери истинная причина навета.
Мария Кочубей
Мария (Кочубей Матрена Васильевна – дочь Генерального судьи В. Л. Кочубея) • Имя Мария было самым любимым именем Пушкина. В его произведениях оно встречается 9 раз. Свою первую дочь Пушкин назвал этим именем. • Образ Марии в самой незначительной степени связан с реальной дочерью Кочубея Матреной, которую действительно крестил Мазепа. Известно, что Матрена быстро охладела к Мазепе, в чем тот ее часто упрекал. (По мнению Павленко Н. И. )
Мария и Мазепа (с одной стороны, любовь и свобода…) • Целые два дня, То молча плача, то стеня, Мария не пила, не ела, Шатаясь, бледная как тень, Не зная сна. На третий день Ее светлица опустела. • Отрывок этот свидетельствует, что уход Марии к Мазепе был результатом свободного выбора женщины. И с любовью Марии в поэму впервые приходит свет: девушка оставляет ради избранника свою девичью светлицу.
Мария и Мазепа (с другой стороны, традиции и обычаи) И скоро слуха Кочубея Коснулась роковая весть: Она забыла стыд и честь, Она в объятиях злодея! Какой позор!. . . Мы видим два различных понимания одной и той же ситуации. В глазах оскорбленных родителей нарушение дочерью принятых в обществе того времени нравственных принципов оборачивается несмываемым позором.
Мария и Мазепа (гетман и его возлюбленная) Мазепа доверяет своей молодой возлюбленной то, что, в принципе, не должно быть ей доверено, ибо это противоречило роли, которую выполнял Мазепароли гетмана, врага царя Петра. • Но независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.
Мария в ответ на это откровение совершает второй свободный выбор. • Мария Я близ тебя не знаю страха. Ты так могущ! О, знаю я: Трон ждет тебя. • • Мазепа А если плаха? . . . Мария С тобой на плаху, если так… • Выбор Марии оборачивается страшной трагедией. Не стало отца. В борьбе с самодержавным великаном потерпел поражение Мазепа. Обрушившееся горе невыносимо. И Мария теряет рассудок.
Выводы: Судьба Марии, оставившей семью ради любимого человека, не могла оставить нас равнодушными. Она сделала выбор, давшийся ей нелегко. К сожалению, героиня оказалась «винтиком» в колесе исторического процесса. Жизнь ее была разрушена.
Петр I Карл XII
Карл XII, король Швеции Дан в противопоставление Петру. I. Если Пётр – патриот, то его политическим противником движут больше личные интересы и честолюбие. «Венчанный славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной» , отсюда и слабость Карла перед боем и неуверенность в
Пётр I Романов Петр Алексеевич Император России, Петр Великий (1672 -1725)
В «Полтаве» Петр …Из шатра, предстает как Толпой любимцев самодержавный окруженный, великан, Выходит Петр. Его научивший русских глаза войне. Именно Петр Сияют. Лик его создал эти ужасен. блестящие, Движенья быстры. стройные полки, Он прекрасен. способные победить Карла XII.
Какой он, царь Петр? Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. … Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. • Пушкин наряду с признанием исторической неизбежности преобразовательной деятельности Петра показывает ту страшную цену, которой была оплачена энергия самодержавного великана. Эта цена трагические человеческие судьбы. Жизнь этих людей была раздроблена тяжелым молотом истории.
Выводы: • Можно и осуждать этого героя, и восхищаться им. • Бесспорно то, что победа под Полтавой имеет позитивные исторические последствия для государства российского. • Пушкин же характеризует затеянный Петром Полтавский бой еще и как разрушение жизни. • Был ли у Петра I выбор другого пути, более гуманного? Оставим ответ историкам. • А пока… историческим деятелям воздвигаются памятники, а героям, созданным воображением поэта, отдается вечность.
• Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. • Пётр поставлен вне круга личных отношений, он “свыше вдохновленный”. • Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не “Мазепа”, не “Пётр Великий”, а “Полтава”, указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним “из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого”.
Заключение: • Если признание исторической миссии Петра дается исключительно от имени истории, то показ трагической судьбы Марии, Кочубея, Мазепы дается через сердце поэта. • Трагические герои Пушкина – сильные, гордые, полные страстных чувств и смелых надежд люди. Следы их любви, ненависти и кровавых стремлений исчезли из истории, но остались в духовной культуре, созданной поэтом. • Петр. I как исторический деятель всегда будет вызывать, наряду с признанием его вклада в историю страны, отрицательную оценку как герой, лишенный сердца.
• Пушкин в «Полтаве» , обращаясь к историческим событиям, утверждает: не слепая сила судьбы и случая играет решающую роль в истории; для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и Кочубея существуют объективные, исторические и нравственные критерии. • Верно, что вчерашний победитель может сегодня пасть; но обычно в истории это результат не роковой случайности, а скрытой за нею закономерности; исход борьбы в конечном счете определяют нравственный облик борющихся сторон, их способность учитывать уроки истории, исторические и личные мотивы их поступков.
Домашнее задание • Подготовиться к КР по поэме, используя вопросы и задания на с. 160 -162, 165 -166 • Перечитайте статью о характере литературного героя с. 112 • Повторите тропы (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллитерация и ассонанс и др. ) • Выпишите определение внутреннего монолога (с. 160, в. 6)
Источник: https://present5.com/a-s-pushkin-poema-poltava-istoricheskaya-missiya/
Сочинение по поэме Пушкина “Полтава”
Литературное произведение “Полтава”, написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.
В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.
Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.
Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.
Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.
Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии.
Яркий пример тому – возлюбленная Мазепы Мария.
Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.
К слову, “Полтава” не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.
Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую “Полтаву” на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!
“Полтава” поэма Пушкина
Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.
Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, еще как сможет.
Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются “подбить” другие страны на крестовый поход в Россию.
С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой ” лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен”. Петр желает как можно быстрее начать баталию.
Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным “ура”. И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.
Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.
И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.
Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-poeme-pushkina-poltava/