Проект по литературе (6 класс): Исследовательская работа по теме “Образы животных в баснях И.А. Крылова”
Научно – исследовательская работа
«Основные образы животных в баснях И. А. Крылова».
Выполнила:
Науменко Елена, ученица 6 класса.
Руководитель:
Барковская Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
с. Тыгда, 2019 г.
Аннотация.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.
Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?
Гипотеза: Правда ли, что образы животных в баснях являются воплощением определенных качеств человека?
Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.
Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?
После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.
Задачи:
1.Изучить историю происхождения басен.
2.Познакомиться с баснями И. А. Крылова.
3.Провести сравнительный анализ басен.
Объект исследования – басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.
Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.
Методы исследования:
- Наблюдение.
- Описание.
- Сравнение.
- Аналогия.
Актуальность научно – исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.
Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.
Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно – исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.
- Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М.: «Kнигa», 2014.
ru.wikipedia.org›wiki/
Основная часть.
Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов.
По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен.
Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк.
Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.
В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа.
Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока.
В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овцы – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.
Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.
«Молчи! Устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.
«Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »
В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошел без ужина домой.
В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.
… на мысли Волку вспало,
Что Лев, конечно не силен,
Коль так смирен:
И лапу протянул к ягненку также он.
Ан вышло с Волком худо:
Он сам ко Льву попал на блюдо.
Лев растерзал его…
На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.
Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.
В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!»
В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.
«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Чтоб этому была причастна я греху?»
В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.
«Послушайте меня: докажем, что в лесах
Есть добрые сердца и что…» При сих словах
Малютки бедные все трое…
Попадали к Лисе, на низ.
Что ж кумушка? – Тотчас их съела
И поученья не допела.
В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!
На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…
«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»
Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.
Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.
А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте.
Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».
В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:
«Пропал к нему весь прежний страх,
И поплатился он старинными долгами!
Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему
По – своему:
Кто зубом, кто рогами…»
Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?
В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.
«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят.
В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.
В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки
Могу попасть в большие забияки…»
В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.
«Чем служишь? Вот прекрасно! –
С насмешкой отвечал Жужу, –
На задних лапках я хожу».
В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
«И можно ли тебе равняться в чем со мною?
Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:
Днем стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу», –
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь:
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».
Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.
Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».
Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.
Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея, наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь.
Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).
В басне «Пустынник и Медведь» И.
А.Крылов пишет:
Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:
«Что изо всех зверей мне только одному
Никто не сделает упрека,
Чтоб мертвого я тронул человека».
На что получает ответ:
«Так лучше бы ты мертвых ел
И оставлял живых в покое».
Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.
Заключение.
Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип.
Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.
Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять.
Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова
Используемая литература.
- Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М.: «Kнигa», 2014.
ru.wikipedia.org›wiki/
- Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: «Московский рабочий», 2015.
- Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М.: «Художественная литература», 2011.
В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/23/issledovatelskaya-rabota-po-teme-obrazy-zhivotnyh-v-basnyah-i-a
«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в.
Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.
Тема и сюжет
Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» – первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.
Герои и образы
Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его.
Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль.
Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.
Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.
Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.
Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству.
Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь.
Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.
Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.
Проблематика
В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.
Конфликт
Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться.
Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его.
Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.
Композиция
В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью.
В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя.
Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»
Жанр
«Скупой рыцарь» – это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.
Стиль и художественное своеобразие
Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.
-
«Скупой рыцарь», краткое содержание по сценам пьесы Пушкина
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
По произведению: «Скупой рыцарь»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/801-skupoi-rytsar-analiz
Басня Крылова И.А. Заяц на ловле
Категория: Басни Крылова И.А. Actionteaser.ru – тизерная реклама
Басня Крылова
Заяц на ловле
Большой собравшися гурьбой,Медведя звери изловили;На чистом поле задавили —И делят меж собой,Кто что себе достанет.А Заяц за ушко медвежье тут же тянет.«Ба, ты, косой»,Кричат ему: «пожаловал отколе?Тебя никто на ловле не видал».
—«Вот, братцы!» Заяц отвечал:«Да из лесу-то кто ж, — всё я его пугалИ к вам поставил прямо в полеСердечного дружка?»Такое хвастовство хоть слишком было явно,Но показалось так забавно,Что Зайцу дан клочок медвежьего ушка.Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
Родители – это самые дорогие люди в жизни каждого ребенка. Они готовы отдать всю душу, поделиться последним, сделать невозможное, чтобы их любимые отпрыски были счастливы и ни в чем не нуждались. Родители прикладывают массу усилий для обучения своих детей.
Они готовы передать им свой бесценный опыт, чтобы в будущем потомки избежали их ошибок. Ведь они искренни считают, что необходимо учиться на чужих ошибках. Но при этом забывают, что чужие ошибки – это пустой звук. Пока сам не набьешь свои шишк
Максим ГорькийМальчикРечь от автора.«Трудно рассказать эту маленькую историю — она так проста».По воскресениям лирический герой весной и летом собирал детей и с утра уводил их на природу. «Как пастух, шел сзади беззаботных ягнят».
В полдень младшие спали, а старшим рассказывал истории. «И часто, несмотря на всю самонадеянность юности и на присущую ей сменную гордость знаниями, я чувствовал себя ребенком среди мудрецов».
Описание природы: «…небо кажется холодным, и странно видеть, что облака тают в
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 – 1841).
Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы. Через образ главного героя романа, Григория Печорина, автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.
С большой психологической точностью изображается в романе ч
Однажды в нашем очень серьезном обществе, которое ежедневно собиралось в песочнице с синими или красными ведерка и соответствующего же цвета лопатками, зашел разговор о том, кто кем хочет стать в будущем.
Ну, конечно, много было рассуждений: кто – учителем, кто – инженером, кто – моделью, кто – пожарным и т.п.
Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией.
Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни гов
Своей главной задачей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев, на мой взгляд, считал развенчание теории нигилизма – своеобразной «болезни» молодого поколения 60-ых годов 19 века.
Писатель считал нигилистические взгляды сугубо ошибочными, оторванными от истинной жизни, разрушительными, в первую очередь, для тех, кто их исповедует. Все это Тургенев наглядно показал на примере своего героя – Евгения Васильевича Базарова.
На протяжении всего произведения автор планомерно проводил Базарова через
В июне 1838 года Якоб отправился в путешествие, длившееся несколько недель; целью его был Бад-Киссинген, где Дальман и его жена находились на лечении.
Оттуда его путь вел через Нюрнберг, Эрланген, Бамберг, Вюрцбург и Кобург в Лейпциг и Дрезден и через Йену и Веймар обратно в Кассель, куда он снова прибыл 7 августа.
В Лейпциге главной темой переговоров, которые вел Якоб, прибыв в этот город 2 июля, был договор и переезд. Вначале существовала надежда, что правительство Саксонии не только окажет бр
В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии Н. В. Гоголь взял известную пословицу «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф появился не сразу, а через шесть лет после выхода комедии в свет.
Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя. Ведь Гоголь вывел на сцену практически все русские характеры.
Были вскрыты общественные пороки, порожденные крепостническим строем, – взяточнич
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» (1859 г.) считается одной из лучших пьес в русской драматургии. И.С.Тургенев охарактеризовал ее как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».
Героев этого произведения волнуют проблемы свободы, любви, счастья, совести. Действие «Грозы» происходит в маленьком купеческом городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Здесь царит патриархальный уклад жизни.
Из поколения в поколение жизнь людей определяют законы предков. За их со
Для меня Чехов как драматург' открылся после просмотра спектакля “Чайка”. Я был заворожен игрой актеров, интересным сюжетом драмы, чеховским словом. Это было еще до знакомства с творчеством писателя на школьных уроках.
Я заинтересовался Чеховым-драматургом, взял в библиотеке книгу его пьес и начал читать. Первой я прочитал пьесу “Дядя Ваня”.
Центральный персонаж пьесы Иван Петрович Войницкий переосмысливает свою жизнь, которая была принесена в жертву профессору Серебрякову, оказавшемуся не г
Сейчас смотрят:{module Крылов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-krylova/basni-krylova/8142-basnya-krylova-i-a-zayats-na-lovle.html
Анализ рассказа ю. яковлева «рыцарь вася»
Заголовок рассказа заставляет вспомнить о рыцарских временах.
Рыцарство –это военно-дворянское сословие эпохи феодализма в Западной
Европе. В феодальной Европе рыцарь – лицо, принадлежащее к военно –дворянскому сословию.
«Рыцарь печального образа» – так говорили о Дон-Кихоте, герое романа
Сервантеса.
Второе значение слова РЫЦАРЬ – самоотверженный, благородный
человек, деятель на каком-нибудь поприще.
Рассказ Ю.
Яковлева «Рыцарь Вася» о том, как неуклюжий,
неловкий мальчик Вася мечтал стать рыцарем, мечтал о подвигах, а жизнь его
проходила однообразно и буднично, и о том, как Вася совершил рыцарский подвиг,
славу за который присвоил себе другой человек.
По началу рассказа мы не можем предположить, что героем
произведения может быть этот мальчик Вася: медлительный, неповоротливый,
неловкий, сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть – «Одним словом, тюфяк».
«То, что он тюфяк,
было написано у него на лице, угадывалось в его
медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе». Однако автор
заставляет нас заинтересоваться следующей репликой: «Никто не догадывался, что
скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой».
И мы догадываемся, что его
неказистая внешность лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце
рыцаря». Он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищая
слабых и обиженных. В его душе живёт романтик.
Несколько раз автор сталкивает
внутренний мир Васи и его внешность, которая подавляет внутренний жар, не даёт
разглядеть благородного мальчика, «прекрасного рыцаря» за «толстым и косолапым
тюфяком». Он сам ненавидел себя «за неподходящую для рыцаря внешность». Да и
прозвище за ним закрепилось не рыцарское: «Слон в фарфоровой лавке».
Никто Васю не понимал, даже друг, которому он раскрыл
свои мечты, грубо посмеялся над ним: «На такого толстого никакие доспехи не
налезут». Посмеялся, не понимая, что «ранил Васю в самое сердце».
В свободное время Вася бегал в музей, в зал, где
находились рыцари, закованные в латы. Ему доставляло наслаждение тайком от
строгой дежурной старушки трогать «холодную сталь доспехов», пробовать остроту мечей. Он
медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого –к серебряному.
Он
жил в этом мире: « К одни рыцарям он относился по –дружески, к другим – со
сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл
очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели
опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его
тюфяком».
В этом мире он был счастлив.
Но когда приходило время уроков. Он опять становился
неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты», на
уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек», потому что на «коне» он застревал
и « восседал, как всадник в седле». «Ребята уже заранее начинали
хихикать», «Ребята смеялись ..»
Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей
внешностью, непониманием окружающих : «Он привык к судьбе неудачника».
Но один случай помог разглядеть в нём благородного
человека. Вася спас провалившегося под лёд первоклассника. Не Дима Ковалёв,
который потешался над неуклюжим Васей, а «тюфяк», жертвуя собой, спасает
тонущего. Он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… Но
рыцари не рассуждают, если речь идёт о спасении: «Он видел только насмерть
перепуганного малыша»
Совершив подвиг, он вновь стал «тюфяком». Ему не нужна
была слава, ведь он видел себя «безымянным рыцарем». Поэтому он принимает
предложение Ковалёва: «Ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу».
«Тюфяк поплёлся домой».
На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва
Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе
внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и
захлопал, когда все захлопали. Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а
ради спасения.
Что –нибудь изменилось после случившегося? Нет. «Он с
трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места…и в тетрадке по арифметике
начал рисовать рыцаря». Он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был
настоящим рыцарем.
Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю,
который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не
могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство
Васи когда–нибудь будет раскрыто и оценено по –заслугам.
ТЕЗИСЫ .
Внешняя и внутренняя красота, одиночество среди людей,
истинные герои и «примазавшиеся», скромность и нахальство –такие проблемы можно
услышать в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Быть внимательным к окружающим,
чтобы уметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу, –вот к чему
призывает автор.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/analiz_rasskaza_ju_jakovleva_rycar_vasja/54-1-0-1500
Анализ стихотворения Пушкина “Жил на свете рыцарь бедный” – Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Это мое самое любимое стихотворение на военную тематику, которое учит ждать, терпеть и любить, несмотря ни на что, и даже вопреки всему.
Очень страшно было бы оказаться в такой ситуации, когда все уже поверили и выпили на помин души твоего самого близкого человека.
Окажись, я в подобной ситуации, даже не могу ответить на вопрос: смогла бы ли я столь стойко держаться и выдержать такие испытания, или бы сломалась и смирилась с это ужасной, подобной своей смерти утратой.
Подробнее…
Анализ стихотворения Блока “Они читают стихи”
В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием “Снежная маска”, в который вошло стихотворение “Они читают стихи”, написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда он расстался с супругой Любовью Менделеевой и, чтобы развеять тоску, стал менять женщин, словно перчатки. Кому именно из многочисленных возлюбленных посвящено это произведение, до сих пор остается тайной – автор предпочел скрыть ее образ за маской.
Подробнее…
Анализ стихотворения Фета “Не говори, мой друг: Она меня забудет”
Личную жизнь Фет старался держать в тайне, не вынося на суд общественности. Несмотря на то, что любовная лирика занимает значительное место в его творчестве, у стихотворений нет конкретных адресатов.
Поэт предпочитал не оставлять посвящений даже в виде инициалов. В мемуарах, написанных перед смертью, Фет не упомянул настоящее имя своей первой сильной любви.
В воспоминаниях она фигурирует как Елена Ларина (отсылка к героине пушкинского “Евгения Онегина”).
Подробнее…
Анализ стихотворения М. Цветаевой «Тоска по родине»
Ярким представителем поэтов 20 века считается М.Цветаева. Она обладает уникальным стилем, ее образы насыщенные и точные. Эту передачу мироощущения критики часто сравнивают с такими классиками как А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.
Их объединяет и общность тем, которые так тревожили поэтов. Главное направление в творчестве это любовь к Родине и четкое осознание своего места в мире.
После игнорирования и гонений в России поэтесса все же приняла решение эмигрировать.
Подробнее…
Анализ стихотворения Есенина “Синий туман. Снеговое раздолье”
В 1970-1980-е годы появляются версии о том, что Есенин был убит, а не покончил с собой.
В совершении жестокой расправы над поэтом в разное время обвиняли литературных завистников, евреев, чекистов. Иногда высказывались версии по-настоящему фантастические.
Одна из самых оригинальных идей – Сергея Александровича где-то убили, впоследствии перенеся тело в номер ленинградской гостиницы “Англетер”.
Подробнее…
Анализ стихотворения Рубцова “Детство”
Главная тема стихотворения “Детство” Рубцова заявлена уже в заглавии. В произведении поэт делится с читателями фактами своей биографии. В первой же строке заключена большая трагедия – мать умерла.
Далее следует другой удар судьбы – отец ушел на фронт. Действительно, мама Николая Михайловича скончалась практически сразу после начала Великой Отечественной войны от болезни сердца. Папа отправился защищать родину раньше.
Рубцов в рассматриваемом тексте не соблюдает хронологию событий.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/6145-analiz-stikhotvoreniya-pushkina-zhil-na-svete-rytsar-bednyj.html
О басне и. а. крылова «ворона и курица»
Иллюстрация к басне Крылова «Ворона и Курица».
Рис. Иванов, грав. Галактионов. (М. Издание 1815 г.)
Смешно и странно читать, что наши современники обвиняют И. А. Крылова в примитивизме и банальности («бесконечно банальные и оттого бесконечно верные истины»).
Одна только басня «Ворона и Курица» легко опровергает эту точку зрения.
Тема войны 1812 г. долгое время занимала соотечественников. Народная война оставила значительный след в русской литературе. Первые отклики появились уже в период великих битв. Знаменитый русский поэт В. А. Жуковский в ноябре 1812 г. создаёт одно из замечательных своих произведений – «Певец во стане русских воинов»:
Друзья, прощанью кубок сей!
И смело в бой кровавый
Под вихорь стрел, на ряд мечей,
За смертью иль за славой.
Название стихотворного произведения В. В. Капниста «Видение плачущего над Москвою россиянина, 1812 года октября 28 дня» свидетельствует о состоянии русского общества того времени. Вот как кончается стихотворение:
Пожаров след да истребится,
И, аки феникс, возродится
Из пепла своего Москва!
Огромный патриотический порыв всего русского народа запечатлён современниками и в мемуарной литературе.
Приведём лишь один отрывок из «Записок о 1812 годе» С. Н. Глинки: «Дух русский вполне ожил в… заветный двенадцатый год. Если плачут очи русские, то верно за одно плачут с душой.
Громы нашествия вызвали из души русской грусть по Отечеству, и вместе с нею излетело из неё самоотречение, безусловное, беспредельное, дело шло тогда «быть или не быть земле русской на лице земли».
В наш двенадцатый год и в голову не приходило никому никакого условия, было одноличное условие: или умереть за Отечество, или жить для Отечества и всё отдать Отечеству…» (Цит. по изд.: 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. – М., 1987).
Вот в период такого патриотического подъёма и была создана басня «Ворона и Курица». В ней М. И. Кутузов назван Смоленским Князем, из чего следует, что эта басня написана после сражения под Красным: (т. е. после 6 ноября 1812 г.), когда им был получен этот почётный титул.
Поводом для написания басни, видимо, послужила заметка в журнале «Сын Отечества», в которой рассказывалось о том, «что французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон и не могли нахвалиться своим soup aux corbeaux.
Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: „попал, как кур во щи”, а лучше говорить „попал, как ворона во французский суп”». К этому номеру журнала была приложена карикатура И. И.
Теребенева «Французский вороний суп», на которой были изображены четыре оборванных французских гренадера, разрывавших ворону на части.
Басня была закончена в середине ноября 1812 г. и опубликована в журнале «Сын Отечества» (ч. 2, № 8) под названием «Ворона». В 1815 г. она вошла в отдельное издание басен уже как «Ворона и Курица».
Авторским новаторством в этой басне можно считать то, что И. А. Крылов ввёл в традиционный басенный жанр реального человека, историческую личность – полководца М. И. Кутузова.
Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась.
– так начинается басня. Каким же «искусством» вооружился Смоленский Князь, т. е. М. И. Кутузов, «противу дерзости» Наполеона? Денис Давыдов в своих записках «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?» говорит о том, что это был не мороз, а голод, так как французы были вынуждены покидать Москву тем же путем, которым вошли в неё, т. е.
по разорённому ими же краю, а не «по краю невредимому и изобилующему съестными припасами Кутузов с своей армиею летит от Тарутина туда же [в Малоярославец] и заслоняет Наполеону Калужский путь, отбивает его от изобильного края, по которому он намеревался следовать, и принуждает его предпринять отступление по пути опустошённому.
Ещё при французской армии находилось на двадцать дней пищи, но и это вспомогательное средство вскоре исчезает. Кутузов бросает вслед за нею всю свою лёгкую конницу, и в трое суток не остаётся у неприятеля ни одной подводы с провиантом.
Наконец представляется последний способ к прокормлению этой армии: в некотором расстоянии от опустошённого пути, по которому прошла она летом, находились ещё деревни, не совершенно ограбленные; они могли бы снабдить её хоть малым количеством пищи.
Но на фуражирование в этих деревнях нельзя было ей решиться с тех пор, как многочисленная лёгкая конница наша окружила её своими толпами, истребляя всё, что осмеливалось отделяться на один шаг от большой дороги.
И вот французская армия идёт по опустошённому пути, без обозов, наполненных пищею, и не смеет посылать фуражиров в придорожные деревни.
Что же этому причиною? Точка, избранная для лагеря при Тарутине, заслонение Калужской дороги при Малоярославце, отстранение неприятельской армии от края, изобилующего съестными припасами, принуждение его идти по Смоленскому разорённому пути, взятие нашей лёгкою конницею неприятельских обозов с пищею, окружение ею французских колонн от Малоярославца до Немана, не дозволившее ни одному солдату отлучаться от большой дороги для отыскания себе пищи и приюта» (Цит. по изд.: 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. – М., 1987. – С. 296–297).
Всего в нескольких строках баснописец показывает отношение русских людей к «новым вандалам»: москвичи («все жители, и малый, и большой») покидают, «часа не тратя», свой город, как пчёлы.
Крылов сравнивает это с тем, как пчелиный рой покидает свой улей. Описание этого трагического события можно найти в романе Л. Н.
Толстого «Война и мир»; здесь также Москва, покидаемая жителями, сравнивается с растревоженным ульем.
Для большинства русских людей французы – враги, супостаты, но для кого-то – «гости». И именно им «эта вся тревога» представляется забавной, они смотрят на неё со стороны, занимаясь повседневными делами:
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«Мне что до этого за дело?.»
Они не просто смотрят «спокойно», но намереваются трагическую ситуацию, «когда у порогу наш супостат», использовать с выгодой для себя:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, ещё удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Враги в басне названы супостатами (первоначально – сопостатами). В современном русском языке это архаизм (ср. в Словаре С. И. Ожегова пометы старое и высокое), но в литературе XIX в. слово употреблялось довольно активно. Например:
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата.
(Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде);
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
(Лермонтов. Беглец).
Встречается это слово и в пословицах. В Словаре В. И. Даля приведено две пословицы:
«Авось, небось да как-нибудь первые сопостаты наши; Неверный слуга господину супостат».
Вторым архаизмом в басне Крылова является предлог противу, вариант предлога против в его старославянской форме.
Как нам кажется, семантических различий в использовании этих предлогов нет: в баснях Крылова можно встретить обе формы, и иногда даже в одной басне («Безбожники», «Рыцарь»).
Это свидетельствует о том, что оба варианта предлога использовались в чисто технических, версификационных целях.
Устаревшей сегодня является и форма гостьми (современное правильное – гостями): Так мне с гостьми не мудрено ужиться. (Интересно, что похожая форма дверьми употребительна до сих пор. В словарях и дверьми, и дверями указываются как равноправные; см.: Большой толковый словарь русского языка. – СПб., 2000.)
В остальном язык басни понятен современному читателю. Баснописец приблизил его к разговорному, оставаясь, однако, в рамках литературной нормы.
Порок должен быть наказан, но в жизни так бывает не всегда – не всегда это происходит и в баснях И. А. Крылова. Здесь же – иное дело.
Следуя исторической правде, баснописец философски замечает:
Так часто человек в расчётах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:
А как на деле с ним сочтёшься –
Попался, как ворона в суп!
Мораль ясна и проста, она начинается с философской максимы, а заканчивается сравнением бытового характера (как ворона в суп). Выводы обобщены до предела: так часто человек. – заметьте, любой человек, – поэтому далее: за счастьем, кажется, ты по пятам несёшься – ты, т. е. любой, каждый, включая автора и читателя.
Успех басен И. А. Крылова о войне 1812 г. (напомним ещё басни «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот») был невиданным. По свидетельству К. Батюшкова, «в армии все басни читают наизусть». Другой современник, С. Н. Глинка, писал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю».
Источник: Кимягарова Р. С. «Недаром помнит вся Россия.» (О басне и. а. крылова «ворона и курица») // Русский язык в школе и дома. 2003. – № 6. – С. 10–12.
Басня И. А. Крылова «Ворона и Курица». Читает Игорь Козлов
*
См.:
Крылов И. А.
https://multiurok.ru/blog/krylov-i-a.html
Источник: https://multiurok.ru/blog/o-basnie-i-a-krylova-vorona-i-kuritsa.html