История создания драм «Гроза» и «Бесприданница»
Александр Николаевич Островский (1823- 1886) вошел в историю русской литературы и искусства как основатель русского национального театра. «Колумб Замоскворечья» – этот почетный титул принадлежит драматургу по праву.
В Замоскворечье – старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы – родился и прожил большую часть своей жизни Островский. Его родители происходили из духовного сословия.
Мать рано умерла, воспитанием мальчика занималась мачеха, которая дала ему прекрасное домашнее образование. Отец служил по судебному ведомству.
После окончания гимназии Островский поступил в Московский университет на юридический факультет, но после второго курса оставил учебу, определился на службу в Московский совестный суд, а все свободное время отдавал сочинительству. (Первые его драматические опыты относятся к годам учебы.)
В 1849 году была написана пьеса «Банкрот» («Свои люди – сочтемся!»), которая показала, что в русское драматическое искусство пришел подлинный, большой художник. Один из просвещеннейших людей своего времени, писатель, князь В. Ф. Одоевский, так оценил комедию: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
Подумайте, почему Одоевский все четыре пьесы, которым авторы дали жанровое определение комедия, назвал трагедиями?
Пьеса, опубликованная в 1850 году в журнале «Москвитянин», сделала Островского известным всей читающей России, однако постановка ее осуществилась лишь 9 лет спустя.
Сам Островский говорил о себе, что всю жизнь «работал как вол». И это действительно так: перу драматурга принадлежит 50 оригинальных и 22 переводных (среди них Шекспир, Сервантес, Гольдони) пьес. Такой «трудовой героизм» отчасти был вызван материальным положением Островского – кормильца большой семьи, кроме того, он никогда не отказывал в помощи, кто бы к нему ни обратился.
Творческая судьба драматурга сложилась в общем-то вполне удачно. Большинство его пьес, почти сразу после написания ставились на сцене Малого театра в Москве, где в то время блистала целая плеяда выдающихся актеров.
Островский также вел обширную общественную деятельность, основал «Литературныйфонд» и «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов».
В дальнейшей судьбе творческого наследия Островского примечательны два факта. Первый: его пьесы, написанные более века назад, до сих пор в репертуаре многих российских театров. И второй: Островского в отличие от Чехова, чья драматургия не только завоевала весь мир, но и повлияла на развитие театрального процесса в XX веке, почти не ставят на Западе.
В чем же здесь дело? Возможно, причина в специфичности Островского как Русского национального драматурга. Его творчество так глубоко уходит корнями в русский дух, русскую национальную стихию (русский Менталитет), Что много в пьесах Островского просто Непереводимо (в широком значении этого слова). У Островского часто сама Речь героев – Почти Самостоятельный объект изображения. Вот первые
Страницы пьесы «Свои люди – сочтемся!». Одни фамилии действующих лиц чего стоят:
Самсон Силыч БОЛЬШОЕ, купец;
Олимпиада Самсоновна (Липочка), его дочь;
Лазарь Елизарыч Подхалюзин, приказчик;
Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий.
(Все имена – «говорящие», их носители раскрывают свои характеристики по ходу действия.)
А вот диалог Липочки с матерью:
«Аграфена Кондратьевна. Эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушка!
Липочка. Да, вам житья нет! Воображаю! А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капи-дон? Что вы нашли в нем легковерного?
Аграфена Кондратьевна. А то и легковерного, что зубоскал. Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!
Липочка. …Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу все так делают… Он ведь не купчишка какой-нибудь. Душка, милашка!
Аграфена Кондратьевна. Да, хорош душка! Скажите пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута горохового».
Не только купеческое сословие, впервые выведенное на сцену Островским, населяет его пьесы, но и дворяне, чиновники, мелкий торговый люд, дельцы разного калибра и масштаба, т. е. вся современная драматургу Россия.
Не выходя за рамки Семейно-бытового конфликта, Сосредоточась на Нравственной Проблематике, Островский обнажает Социальное лицо Жизни (только ли тогдашней?). В семье, как в капле воды, отражается вся сложность, неустроенность, непутевость русской жизни. Может быть, именно поэтому мы до сих пор с таким интересом смотрим пьесы Островского, узнавая порой себя в их героях.
Пьесы «Гроза» и «Бесприданница», о которых у нас пойдет речь, занимают значительное место в драматургии Островского. «Гроза» (1859) считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, «Бесприданница» – шедевр позднего Островского.
Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины, месяц спустя пьеса была показана в Александрийском театре Петербурга. В дальнейшем Катерину играли такие прославленные русские актрисы, как Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова.
Пьеса была принята горячо, вызвав жаркую полемику. Каждый социальный лагерь трактовал конфликт пьесы по-своему.
Подумайте, почему пьеса вызвала разноречивые, порой полярные мнения, никого, однако, не оставив равнодушным?
Образное выражение Добролюбова о Катерине «луч света в темном царстве» стало настолько избитым, что иначе, как с иронией, восприниматься не может.
Какой образ-символ, соответствующий фигуре главной героини, могли бы предложить вы?
Прочитайте афишу «Грозы». Подумайте, по каким признакам (и почему именно этим) характеризуются действующие лица?
Пьесу «Бесприданница» Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м.
Такой продолжительный срок работы над вещью, вообще не характерный для драматурга, дает повод думать, что в этой пьесе Островский в художественной форме воплотил свои размышления о новой, стремительно изменяющейся действительности русской жизни.
Сам Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий, признавалось это и окружением драматурга: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».
Премьера «Бесприданницы» состоялась 10 ноября 1878 года в Малом театре, Ларису играла Г. Н. Федотова. Авторы рецензий, вскоре появившихся в печати, были почти единодушны: по их мнению, пьеса потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал.
Постановка пьесы в Александрийском театре Петербурга месяц спустя имела едва ли больший успех.
«Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей, ибо публика явно переросла те зрелища, какие предлагает ей Островский», – писал популярный беллетрист того времени П. Боборыкин. Его вывод о пьесе в целом уничижителен: «Избитый сюжет, знакомые (по другим пьесам Островского) фигуры, все тонет в ненужных разговорах и несносных длиннотах».
Автор рецензии в газете «Голос» сетовал на то, что «Островский игнорирует сильные, героические характеры… В его новых пьесах нравственная личность персонажей падает все ниже и ниже…»
Подобные отзывы не могут не вызвать удивления у современного читателя. Почему «Бесприданница», одна из самых знаменитых пьес Островского, в которой блистали такие знаменитые русские актрисы, как М. Н. Ермолова, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, М. И. Бабанова, встретила непонимание современников?
По-видимому, дело здесь в том, что Островский, как подлинный художник, смотрел в глубь своего времени, видя те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству.
Если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархальной старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную, поэтичную, действительно Бесподобную (т. е.
не имеющую подобий, повторений) Ларису убивал дух торгашества.
Важен и еще один момент. Настоящая жизнь «Бесприданницы» началась в 1896 году, когда Ларису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская.
С момента создания пьесы прошло 18 лет, наступила другая эпоха – рубеж веков: ломка устоявшихся мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве.
И то, что Островский увидел еще в 1878 году и написал в своей Ларисе (хрупкость, поэтичность – да, но и надломленность, двойственность характера), смогла понять Комиссаржевская, хотя она и говорила, что играет Свою Ларису, а не героиню Островского.
«Островский в Ларисе рисует Образ девушки, Не имеющей себе подобий, Бесподобной. Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы Уподобить Ее другим женщинам, Навязать Ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира». (Б. Костелянц)
Лариса не может и не хочет подчиняться этим законам, поэтому пьеса, начинающаяся с «болтовни в кофейной», заканчивается катастрофой, но душа Ларисы отлетает очищенной и просветленной страданием, всех простившей и благословившей – жизнь.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » История создания драм «Гроза» и «Бесприданница». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/istoriya-sozdaniya-dram-groza-i-bespridannica/
«Бесприданница» А. Н. Островский Кратко
«Бесприданница» — одно из самых значимых драматических произведений русской литературы второй половины XIX века. Показанная с театральной сцены пьеса вызвала бурю негодования в зрительском зале и отзывах критиков.
Заслуженного признания труд Александра Островского достиг лишь после смерти своего автора.
Довольно резкие оценки произведения театралов и читателей того времени объяснялись новаторскими приёмами его создателя, которые были не поняты и не приняты общественностью.
Краткий пересказ сюжета пьесы «Бесприданница»
Действие пьесы переносит читателя в XIX век в небольшой городок Бряхимов. Лариса Огудалова выходит замуж без любви за господина Карандышева, так как находится в печальном положении бесприданницы.
Неожиданно в город нагрянул господин Паратов, молодой человек, ухаживавший за главной героиней год назад и пропавший без объяснения причин. Лариса всё ещё влюблена в своего бывшего поклонника, в чём признаётся ему при случае.
Он же подло скрывает то, что намерен совсем скоро жениться на другой девушке.
Паратов зовёт Ларису на ночную прогулку по реке Волге. Девушка ждёт, что любимый сделает ей предложение, но вместо этого он признаётся, что обручён. Честь Ларисы потеряна, а сердце разбито.
Когда появляется Карандышев, она отказывает ему. В приступе ревности отвергнутый жених стреляет в девушку.
Умирая, Лариса забирает пистолет, что бы все вокруг решили, что произошло самоубийство, и умирает.
Действующие лица пьесы:
- Огудалова Харита Игнатьевна
- Огудалова Лариса Дмитриевна
- Кнуров Мокий Парменыч
- Вожеватов Василий Данилыч
- Карандышев Юлий Капитоныч
- Паратов Сергей Сергеич
- Робинзон
- Гаврило
- Иван
Краткое содержание пьесы «Бесприданница» по действиям
Действия пьесы «Бесприданница» относятся ко второй половине XIX века. События происходят в городе Бряхимов, расположенном на Волге-матушке.
Действие I. Возле кофейни
Юная красавица Лариса соглашается стать женой господина Карандышева, которого совсем не любит. Но выбора девушка не имеет, так как очень бедна. В Бряхимов приезжает Паратов, бывший ухажёр бесприданницы. Лариса тяжело переживала исчезновение поклонника из своей жизни.
Действие II. Дом Огудаловых
Дворянин Паратов наносит визит Огудаловым, где его приглашает на обед Карандышев. Паратов рад согласиться, он задумал напоить жениха Ларисы, чтобы поглумиться над ним.
Уединившись с бывшей возлюбленной Ларисой, Паратов заводит беседы о любви, и девушка сознаётся, что всё ещё небезразлична к нему. Сам Паратов подло утаивает факт своей помолвки, а значит и скорой свадьбы с другой женщиной, которую он выбрал из-за богатого приданного.
Действие III. Обед в доме Карандышева
Во время званого обеда в доме Карандышева, господин Паратов спаивает хозяина до неприличного поведения. Ларисе стыдно за своего жениха. После окончания обеда Паратов зовёт Ларису на прогулку по реке.
Она радостно соглашается, в надежде, что тот попросит её руки. Вместе с ними гулять отправляются и гости. Карандышев приходит в ярость, обнаружив, что его невеста убежала с гостями.
Он вооружается пистолетом и отправляется на поиски беглянки.
Действие IV. Гибель Ларисы
Гуляющие возвращаются в город. Лариса ожидает предложения, но слышит признание Паратова в том, что он скоро женится на другой.
Тот самый случай, когда слово ранит страшней кинжала! Честь девушки потеряна, она в отчаянии. Когда появляется Карандышев, Лариса отказывает ему, говорит, что он ей неприятен. Ревнивец стреляет в свою бывшую невесту.
Лариса берёт у него пистолет, чтобы её смерть выглядела самоубийством, и умирает.
Герои пьесы «Бесприданница»:
Великий русский драматург Александр Островский поведал своему читателю печальную судьбу молодой женщины. Автор талантливо и реалистично раскрыл образ Ларисы Огудаловой, а также окружающий её мир, состоящий из разнохарактерных личностей.
Красивая, но бедная героиня столкнулась с циничностью потомственных купцов Вожеватова и Кнурова, с жестокостью и безнравственностью лже ухажора Паратова, с жадностью собственной матушки, с мелочностью и ограниченностью ревнивого Карандышева.
Краткая характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница»
Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы. Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна и ярлык бесприданницы для неё унизителен.
Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям. Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой.
Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе.
Геоиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива.
Отчаянная борьба в душе девушки заставляет её согласиться на прогулку с Паратовым. Она не в силах смириться со своим бытиём, ей всё ещё хочется надеяться на что-то лучшее. Там, во время веселья, девушка окончательно понимает как ничтожно её положение.
Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету.
Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя.
Краткая характеристика Карандышева в пьесе «Бесприданница»
Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выиграному у более удачливого соперника.
Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бесприданницу со слегка подмоченной репутацией. Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант».
Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно.
Краткая характеристика и образ Паратова в пьесе «Бесприданница»
Сергей Сергеич — один из главных персонажей «Бесприданницы». Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего
он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной.
Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек.
Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала.
Второстепенные персонажи пьесы «Бесприданница»:
- Огудалова Харита Игнатьевна — мать Ларисы, вдова. Хитрая женщина, только и думающая, как подороже «продать» свою незамужнюю дочь
- Кнуров Мокий Парменыч — пожилой богатый делец. Бессердечный и нацеленный на прибыль человек. Хоть давно женат, но положил глаз на Ларису, желая заполучить её себе в любовницы
- Вожеватов Василий Данилыч — представитель торговой компании, Ларису знает с детства. Подлый и безнравственный человек
- Робинзон — настоящее имя Аркадий Счастливцев, бездарный актёришко, мот и жигало
- Гаврило — хозяин кофейни
- Иван — слуга Гаврило, работающий в кофейне
Кратко об истории создания и особенностях композиционного построения пьесы Островского «Бесприданница»
В 70-х годах XIX века Островский служил на должности мирового судьи, по работе сталкивался с разными громкими процессами и неплохо ориентировался в криминальных сводках. Для любого писателя это кладезь идей.
Литераторы предполагают, что сюжет «Бесприданницы» автор почерпнул из реальной истории трагической смерти молодой женщины, которую погубил супруг. Начав писать пьесу в ноябре 1874 года, Островский затянул с её завершением аж на 4 года. Первым опубликовал произведение журнал «Отечественные записки».
Премьеры театральных постановок провалились и слава настигла «Бесприданницу» лишь после смерти её автора.
Композиция пьесы выстроена в строгом классическом стиле, который способствует постепенному нарастанию тревожности, накалу страстей. Всего один день её временной интервал. Завязка утро, развитие — день и кульминация вечером того же дня.
Интересно в пьесе использование системы образов. Персонажи «Бесприданницы» обладают «говорящими» именами:
- Лариса — «чайка»
- Харита — «прелестная» плюс цыганское происхождение
- Паратов — от «паратый», то есть «хищный»
- Кнуров — от «кнур», то есть «дикий кабан»
- Юлий Карандышев — словно соединяет «Гая Юлия Цезаря» и простенькую неизвестную фамилию, то есть несовместимы его желания и возможности
В пьесе автор подчёркивает, что в мире, которым управляют богатства и жажда наживы, а на людей вешают «ярлыки», нет места истинной свободе и чувствам.
Пока человечество обожествляет финансы, каждый из людей: и богатый, и бедный, заложник социальных штампов.
Ведь не только бедная бесприданница не может выйти замуж за того, кого любит, но и богатые купцы не могут себе позволить жениться на женщине ради только одних чувств, если она принадлежит к «неподобающему» сословию.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/ostrovskij/bespridannica
Театральная история Бесприданницы А. Н. Островского
Министерство образования Российской Федерации
Ульяновский государственный университет
Факультет культуры и искусства
Кафедра филологии
Реферат по курсу: «Теория и история русской литературы»
Тема: «Театральная история «Бесприданницы» А. Н. Островского
Выполнила:
Студентка группы К-11
Вихерева М. А.
Проверил:
Доцент кафедры филологии
Матлин М.Г.
Ульяновск 2009
В 1878 году Н. Островский написал драму «Бесприданница», о которой он говорил своим друзьям: «Это будет сороковое мое оригинальное произведение». Он писал ее около четырех лет.
У «Бесприданницы» странная судьба. Вначале принятая критикой
как заурядная пьеса, она со временем стала общепризнанным шедевром.
Премьера состоялась в Москве и в Петербурге в ноябре 1878 г.
Современник Островского, критик П. Д. Боборыкин, дал пьесе следующее заключение: «В его последней драме все мотивы и положения – стары, взяты из его репертуара и не могут представлять никакого интереса для современного развитого зрителя». Сценическая судьба пьесы опровергла подобное суждение.
Лариса Огудалова молода, красива и талантлива, но у нее нет главного для этого мира – денег. Она – бесприданница. Матушка ее, Харита Игнатьевна, уже выдала замуж двух своих дочерей, теперь очередь Ларисы. Харита Игнатьевна бойка и предприимчива – в их доме бывают богатые и знатные люди, например, Кнуров – миллионер; Паратов – блестящий барин; Вожеватов – богатый купец.
Лариса обладает удивительным обаянием и среди мужского населения вызывает восторг. Ее красота никого не оставляет равнодушным. Лариса – девушка не только красивая и талантливая, но еще и обладает одним важным достоинством – богатой душой, стремящейся к высшей духовности. Она любит Паратова, владельца парохода «Ласточка». Он ею увлечен, но не думает делать предложения.
Однажды он уезжает по делам и возвращается женихом невесты «с золотыми приисками». Лариса, устав от ожидания Паратова, решает выйти замуж за Карандышева, мелкого чиновника, ничтожного и тщеславного человека.
По случаю помолвки Карандышев приглашает Кнурова, Паратова и Вожеватова. Напоив вином Карандышева, Паратов уговаривает Ларису «поехать с ним на ночь» на «Ласточку». Лариса, поверив в любовь Паратова, соглашается.
На пароходе она отдается ему, но утром он сообщает ей о своей помолвке. Кнуров и Вожеватов бросают жребий, кому она достанется в любовницы. Карандышев стреляет в Ларису, она умирает со словами благодарности. Самой ей не хватило силы броситься в Волгу.
Современники увидели в «Бесприданнице» обличение существующего социального строя жизни, сформированного под влиянием власти денег, но Островский в этой пьесе исследовал также и внутренний мир человека.
Пьеса называется «Бесприданница», но драма героини, молодой, красивой, талантливой девушки Ларисы Огудаловой не в том, что она бесприданница. Она хочет изменить свою жизнь и сознательно идет на бедность, решаясь выйти за Карандышева. Ее драма в том, что она не находит в своей среде равных себе по душевному складу.
«Я любви искала и не нашла». Вокруг Ларисы хоровод мужчин, по-своему любящих ее. Но что они могут предложить ей?
Кнуров и Вожеватов – деньги, Паратов – наслаждение. Карандышев полагает, что приносит Ларисе в жертву свою честь. Но никто не хочет, да и не может заглянуть в ее душу. Лариса прекрасна именно красотой своей души, все тянутся к ней, всем хочется засвидетельствовать свое присутствие, но все они существуют в мире своих привязанностей, им не дано подняться над уровнем своего существования.
Они все живут в материальной сфере, в своей среде. И в этой среде задыхается Лариса, чья жизнь подчиняется законам души.
Поклонники Ларисы чувствуют ее непохожесть, это и привлекает их. «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», – говорит Кнуров. Но они в меру своих представлений о женщине полагают, что Ларисе нужна роскошь.
Лариса названа в пьесе бесприданницей, но она не страдает оттого, что бедна, она даже равнодушна к богатству: соглашается выйти замуж за Карандышева и уехать в деревню, чтобы уйти от меркантильной суеты города. Деньги не принесли бы Ларисе счастья, но оградили бы ее от унижений, которые испытывает бесприданница.
Она погибает, потому что была безгранично одинока среди людей, которые хотели от нее каждый своего.
История театральных постановок драмы «Бесприданница».
Первыми исполнительницами роли Ларисы Огудаловой явились
сразу три не просто лучшие, но выдающиеся актрисы эпохи, но, как это ни странно, ни одной из них не удалось создать интересную сценическую интерпретацию.
На премьере Малого театра выступала Г. Н. Федотова. Это была яркая актриса, которой удавались равно и драматические, и комедийные роли. Роль Ларисы в исполнении Федотовой была признана неудачной.
Вот некоторые реплики критиков: «Окончательно лишила правды и оригинальности»; «пропасть между мелодраматическим тоном, взятым актрисой, и «всей остальной бытовой средой» сделала лицо актрисы «фальшивым и банальным», и т. д.
Вскоре роль была передана М. Н. Ермоловой. На фоне неудачной игры Федотовой Лариса Ермоловой явно выигрывала. Критика признала Ермолову очень убедительной. Она любила играть в пьесах Островского, и в силу своего трагического темперамента наделяла героинь его пьес нравственной силой, возвышающей их над окружающими.
Но именно из-за особенностей своего таланта она сделала Ларису натурой цельной и бескомпромиссной, решительной и гневно протестующей, что в общем-то изменило характер героини «Бесприданницы», которому были свойственны и слабость, и надрыв, и надлом.
В Петербурге Ларису сыграла М. Г. Савина. Сама Савина была недовольна своей игрой. На гастролях в провинции, куда она возила свои любимые роли, она сыграла «Бесприданницу» три раза и бросила навсегда. В «Бесприданнице» она играла Ларису «слишком идеальной», «слишком непостижимой» с точки зрения здравого смысла.
В Петербурге «Бесприданница» сошла со сцены в 1882 г. и не появлялась на ней 15 лет. В Москве пьеса держалась дольше – до 1891 г. Возобновили «Бесприданницу» на обеих столичных сценах в 1896 и 1897 гг. И к этому времени взгляд на пьесу изменился.
В истории «Бесприданницы» самая знаменитая дата- 17 сентября
1896 г.
Вера Федоровна Комиссаржевская, выступая в роли Ларисы Огудаловой, сделала эту пьесу самой знаменитой пьесой Островского.
Более того, имя Комиссаржевской – стало частью истории «Бесприданницы». По мнению критика А. В. Амфитеатрова, она сделала для этой роли гораздо больше, чем сам Островский.
«Ни Федотова, ни Ермолова, ни Савина не угадали, что такое Лариса, как и Островский не понимал глубины, которую создал».
Такова особенность судьбы тех художественных произведений, в которых автор «угадывает» своей художественной интуицией вечные проблемы.
Какой же была Лариса в исполнении Комиссаржевской, для которой эта роль тоже стала особой в ее судьбе? Она, как уже много позже писали критики, – «роль историческая, ибо историю творящая».
Сам Островский и первые исполнительницы видели в судьбе Ларисы
социальную драму.
Лариса, с ее тонкой душой, страдающая от отсутствия любви, гибнет среди людей, озабоченных своими меркантильными и тщеславными интересами. Комиссаржевская была актрисой нового времени, начала XX в., занятого поисками новых форм в искусстве.
Сама актриса говорила, что она, может быть, давала свое понимание Ларисы, а не Островского. Ей интересна «прежде всего обобщенная женская душа со всем вечным, что в ней есть».
Другими словами, Комиссаржевская ушла от социального конфликта. Трагедия ее Ларисы не в том, что она бесприданница, а в том, что она душевно одинока среди людей: ей страшно за свою душу, обреченную на страдания.
Комиссаржевская играла Ларису «трагически одинокой и трагически обреченной».
Вероятней всего, вся история постановок «Бесприданницы»
может быть разделена на два резко противоположных периода: до Комиссаржевской и после нее.
Источник: https://MirZnanii.com/a/357496/teatralnaya-istoriya-bespridannitsy-a-n-ostrovskogo
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского “Бесприданница”)
Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма “Бесприданница”. Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие актеры столичных театров — М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская взялись за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же так пленила их эта героиня?
Героиня Островского отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из “Грозы”. По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне “хитрости нет”. С героиней “Грозы” сближает ее и высокая поэтичность. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее простором.
Кнуров замечает, что в Ларисе “земного, этого житейского нет”. И в самом деле, она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Да и сама она похожа на птицу.
Не случайно зовут ее Лариса, что в переводе с греческого означает “чайка”.
Меня привлекает в героине Островского ее музыкальность.
Она играет на фортепьяно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей.
Ей близки цыгане, в которых она ценит жажду воли и склонность к волнующей песне. Островский так изобразил в своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом:
Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей! Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней!
Лариса, правда, еще далеко не разочарована (это придет к ней позже), но “обольщений”, “искушений” у нее множество. Она, по ее словам, “стоит на распутье”, находится перед “выбором”.
Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный “цыганский табор”, чтобы создать видимость красоты и блеска жизни.
И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется.
И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее “базара”, где немало “всякого сброду”, чтобы увез подальше, за Волгу.
Однако Лариса — бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться.
К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива.
Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не хочет видеть и — довольно долго — не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она существует среди пошлых поклонников.
Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но “любезничать надо было: маменька приказывает”.
Потом “набегал” разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный Ларисе не до него, но в доме и его принимают: “положение ее незавидное. Затем “появился” некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами.
Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.
Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет.
Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: “В лета войдет — такой же идол будет” На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзоном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими.
А пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису, ссылаясь на своё гнусное купеческое слово. Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у которого вдобавок и любви-то к ней совсем не замечается.
А вот перед ней Кнуров. Этот намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное — он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует.
Но уж больно нелюдимый и молчаливый он. Ну о чем она говорить с ним будет, что будет петь, когда он всяких сантиментов начисто лишен? Не зря называют его “”идолом”. А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: “Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит”.
Она еще не знает, что он только что выиграл ее в орлянку. И еще не ведает, что это он, Кнуров, давно ведет игру и весь спектакль, рассматривая ее как “дорогой бриллиант”, который оправы требует, ювелира и покупателя. Не зная всего, Лариса все же отказывается от этого выбора.
В своем монологе у решетки она отвергает “роскошь, блеск” и “разврат”, трижды повторяя слово “нет”.
Лариса всем существом своим тянется к идеалу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Но отвечает ли он ее представлениям об идеале?
Паратов — богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и “волюшку”, щедр и дерзок. Цыгане в нем души не чают. Любит его и Лариса.
Она наглядеться на него не может, на его мужскую красоту и удаль Вожеватов восклицает: “А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила”.
Вот на нем было и остановила свой выбор Лариса.
Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Всех ее женихов отбил, “да и след его простыл”. А потом вернулся, снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные.
За ними — развратный и циничный кутила, который не забывает в своем мотовстве о выгодных продажах судов и богатой невесте с золотыми приисками. И когда в очередной раз Лариса оказывается обманутой, она делает свой отчаянный выбор. Она принимает предложение Карандышева, который давно вертелся у нее в доме.
Лариса идет за него замуж, страдая, мучаясь, не любя и презирая этого случайного жениха.
Кто же такой Карандышев? Это мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезненно самолюбивым человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность.
И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одержать “победу” над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Его и жалко, как унижаемого бедняка, но он и презрение вызывает, как мелкий завистник, жалкий мститель и надутый “пузырь”.
Возможно, он и любит Ларису, но оценить ее по достоинству он не может. Для этого нет у него ни таланта, ни души, ни вкуса. Нет у него человечности и поэтичности, о которых мечтает героиня. Что же делать? Приходится ей довольствоваться этим заурядным избранником.
Может быть, он все-таки создаст ей тихую жизнь? Но все больше ее отвращают его мелочность, злобность и шутовство Сама любовь его стала какой-то дикой и нелепой, превратившись в самодурство. Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: “Лжете.
Я любви искала и не нашла…” Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.
Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу.
Что же делать? Может быть, согласиться с предложением Кнурова? Она посылает за ним. Сам он ей, конечно, не нужен.
Но, может, предпочесть золото? “Каждой вещи своя цена есть, — горько иронизирует она — Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты”. Раз она не нашла любви, она будет искать золота. Ведь мог же Паратов найти золотые прииски.
Иного выбора уже не существует. Но нет, и от этого исхода Лариса отказывается. Пьеса завершается вовсе не дорогой оправой для бриллианта.
Уход из этого мира — вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена. Она подготовлена всей пьесой В начале ее раздается выстрел с пристани (его пугается Лариса).
Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о “равнодушном выстреле” Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама она думает о том, что здесь на каждом сучке удавиться можно”, а в Волге “везде утопиться легко”. Робинзон говорит о возможном убийстве.
Наконец, Лариса мечтает: “Кабы теперь меня убил кто-нибудь?”
Гибель героини становится неизбежной. И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.
Комедийное шутовство актера Робинзона и цыганский хор в конце пьесы словно бы оттеняют трагизм происшедшего, вводя одновременно народное мнение о случившейся катастрофе. Грозя кулаком, заезжий автор произносит: “О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!”
Эту необыкновенную пьесу попытался перенести на экран Э. Рязанов. В своей книге “Неподведенные итоги” он пишет о работе над фильмом “Жестокий романс”, говорит о “трагизме ситуации” пьесы, о введение в картину тумана, который усугубил “трагизм происходившего”, о “безжалостной истории” в драме.
Но поставил свой фильм режиссер как мелодраму и этим, мне кажется, исказил смысл пьесы. Просчет, на мой взгляд, таится уже в намерении придать сценарию “романную форму”. Уже это обрекло картину на исчезновение из нее трагизма. А тут еще явный перебор с романсами.
К тому же мелодраматически одноцветны персонажи: чрезмерно обольстителен “белоснежный” Паратов и слишком омерзителен “серый” Карандышев.
Непонятно, чем могла очаровать всех героев такая бесцветная, непоэтичная Лариса? И зачем несколько песен поет сам Паратов? Хотелось бы спросить, почему героиня фильма отправляется за кнуровским золотом и отчего Карандышев стреляет ей в спину? Ведь этим снимается тема благодеяния и отказ Ларисы от выбора в духе Кнурова. И последнее — зачем так весело и лихо отплясывают цыгане в момент, когда погибает героиня? Это уже не хор, не народное мнение, а дикое кощунство в угоду внешней красивости. Отказ от трагедии, раскрытой в пьесе, на мой взгляд, не оправдан.
“Бесприданница” великого русского драматурга А. Н. Островского — это драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем.
Источник: https://school-essay.ru/sudba-bespridannicy-po-pese-ostrovskogo-bespridannica.html
Островский «Бесприданница», 1 действие – краткое содержание – Русская историческая библиотека
Кофейня в большом городе Бряхимове на берегу Волги. Её хозяин Гаврило и слуга Иван утром ждут посетителей. В кофейню входит местный богач Мокий Парменыч Кнуров, пожилой человек. Высокомерно не отвечая на поклоны Гаврило и Ивана, он садится за столик и развёртывает французскую газету.
Входит и молодой купец Василий Вожеватов. Они с Кнуровым пожимают друг другу руки. Вожеватов рассказывает, что он собирается купить у судовладельца Сергея Сергеича Паратова пароход «Ласточка». Паратов, возможно, сегодня приплывёт сюда на этом пароходе.
Бесприданница. Фильм-спектакль по одноименной пьесе А.Н.Островского (1974)
Вдали на реке действительно показывается очень быстро идущее судно. Гаврило и Иван замечают, что владелец извозчичьей конторы Чирков, сидя сам на козлах, подъезжает к пристани на упряжке из четырёх иноходцев. Значит, в самом деле плывёт Паратов, человек весьма уважаемый.
Вожеватов предлагает Кнурову выпить шампанского. Чтобы люди не глазели и не судачили о том, как богачи пьют вино с раннего утра, он велит Ивану принести шампанское в чайнике и налить его в чашки с блюдечками, как чай.
Вожеватов рассказывает Кнурову новость: известная городская красавица, Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Юлия Карандышева. Кнуров удивлён: Карандышев – человек почти нищий, ничтожный по характеру. Ларисе он совсем не пара.
Вожеватов объясняет: у Ларисы нет другого выхода. Её мать, вдова Харита Игнатьева Огудалова, бедна. Лариса – бесприданница. Чтобы найти хороших женихов своим трём дочерям, Харита Игнатьевна уже не первый год устраивает у себя дома вечера с благородными гостями.
Но её старания тщетны. Первые две дочери вышли замуж весьма неудачно, сейчас их уже нет в городе. Лариса, самая красивая из сестёр, в отличие от хитрой, расчётливой матери имеет открытую, порывистую душу, прекрасно поёт.
Все городские мужчины заглядываются на неё, однако брать в жёны бесприданницу никто не желает.
Молодой Вожеватов и пожилой Кнуров тоже неравнодушны к Ларисе. Но Вожеватов – человек осторожный, а богач Кнуров – стар и уже женат. К тому же в городе известна история прошлогоднего увлечения Ларисы тем самым Сергеем Паратовым, который должен сегодня приплыть.
Он месяца два ездил в дом Огудаловых, отбил всех других женихов, а потом исчез неизвестно куда. Паратов не собирался жениться на Ларисе, слишком любя мужскую свободу и вольную жизнь. Но он так сильно вскружил ей голову, что при его отъезде она бросилась за ним.
Мать едва успела воротить Ларису со второй станции.
Карандышев же давно вертелся у Огудаловых, но был незаметен в толпе других женихов. «Гнать его не гнали, а и почету большого не было.
Когда перемежка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, слегка приглашивали, чтоб не совсем пусто было в доме». Карандышев всегда вёл себя глупо и смешно. Один раз хотел он застрелиться, от невнимания Ларисы, но не сумел.
В другой раз на костюмированном вечере оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Паратова.
Теперь женихов у Ларисы совсем не стало, и они с матерью поневоле остановили выбор на Карандышеве. Тот теперь ходит с Ларисой под руку на бульваре, высоко подняв голову. Для солидности надел очки, которых никогда не носил.
«В кабинете своём ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал: а сам не то что не охотник, а и ружья-то никогда в руки не брал». «Лошадь из деревни выписал, клячу какую-то разношерстную, кучер маленький, а кафтан на нем с большого. И возит на этом верблюде Ларису; сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.
С бульвара выходит, так кричит городовому: “Прикажи подавать мой экипаж!” Ну, и подъезжает этот экипаж с музыкой: все винты, все гайки дребезжат на разные голоса, а рессоры трепещутся».
Кнуров жалеет Ларису. «Эта женщина создана для роскоши! Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует», – восклицает он. Вожеватов говорит, что Лариса теперь ходит, как убитая.
В кафе входят Карандышев и Лариса с матерью. Вожеватов и Кнуров здороваются с женщинами, а Карандышеву едва подают руку.
Не смущаясь этим, Карандышев приглашает их обоих к себе сегодня на предсвадебный обед, «где официант, будет подавать во фраке». Вожеватов и Кнуров принимают приглашение, не скрывая при этом насмешки.
О предстоящем браке с Ларисой Карандышев говорит: «Я рискнул. Я выше предрассудков» – явно намекая этим на историю с Паратовым.
Шустрая, проворная Харита Огудалова громко объявляет, что завтра Ларисин день рождения и «хотелось бы подарить ей что-нибудь». При этих словах она многозначительно смотрит на Кнурова и Вожеватова – и те понимают её намёк.
Лариса в стороне ото всех грустно глядит на Волгу. Карандышев подходит и начинает тихо отчитывать её за «фамильярность» с Вожеватовым, которого она только что назвала Васей. «У вас прежде с матерью в доме был цыганский табор, слишком много мужчин», – кипятится он.
Лариса со слезами на глазах отвечает, что ей и самой не нравилось такое существование, но она подчинялась приказам маменьки. «Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем. Вот и поддержите меня на этом распутье, – горько произносит Лариса.
– А в таборе этом были и благородные люди!»
«Уж не Паратов ли? – опять вскипает Карандышев. – Разве он хорошо поступил с вами? Чем я хуже Паратова?» – «Вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все. Он идеал мужчины… Смелый, дерзкий…»
Лариса вспоминает, как раз у них в доме Паратов поставил стакан себе на голову, чтобы проверить попадёт ли в него шагов с 12-ти из пистолета один боевой офицер, слывший отличным стрелком. Офицер попал, а Паратов, чтобы перещеголять его, велел Ларисе держать монету и на таком же расстоянии выбил её выстрелом у неё из рук. Лариса видела и то, как он раздавал по много денег бедным.
От этих рассказов ревность Карандышева распаляется ещё сильнее. Лариса же подходит к обрыву у кафе, перегибается через решётку и смотрит вниз, оценивая, разобьёшься ли насмерть от падения отсюда. У неё кружится голова, она с криком отшатывается назад.
Карандышев, Лариса и её мать уходят. В кафе появляется только что приехавший с набережной Паратов, щеголевато одетый человек с гордой осанкой. Кнуров и Вожеватов здороваются с ним. Паратов рассказывает, как плывя сюда, велел развить на «Ласточке» такую скорость, что машинист-голландец в ужасе хватался за голову, ожидая взрыва двигателя.
Вожеватов приводит с собой какого-то пьяного человека с шутовскими манерами. Это бывший актёр, которого за непристойный кутёж высадили с одного парохода на остров посреди Волги.
Плывший мимо Паратов, увидев, как тот зовёт с острова, вздымая руки, остановил «Ласточку» и подобрал этого сального, но весёлого пьяницу, дав ему кличку «Робинзон».
Вожеватов со смехом просит, чтобы Паратов уступил ему на время Робинзона: актёр будет развлекать его шутками, а он за это – поить его в кабаках. Полупьяный Робинзон пробует изъясняться на ломаном французском языке.
Паратову рассказывают про предстоящее замужество Ларисы.
От этой новости он вначале задумывается и притихает, но потом машет рукой: «Я немножко виноват перед ней, то есть так виноват, что не должен бы и носу к ним показывать; ну, а теперь она выходит замуж, значит, старые счеты покончены, и я могу опять явиться поцеловать ручки у ней и у её матушки.
Любопытно, очень любопытно поглядеть на нее! А я, господа, – продолжает Паратов, – женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски. Прощаюсь со своей свободой, так что надо повеселее провести последние вольные деньки!».
Вожеватов предлагает устроить совместное гулянье за рекой.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 1-го действия и всей пьесы целиком, а также краткую биографию А. Н. Островского.
Для перехода к краткому содержанию следующего действия пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.
Читайте также краткое содержание всей пьесы «Бесприданницы» в одной статье и краткие содержания других пьес А. Островского: «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Снегурочка».
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5151-ostrovskij-bespridannitsa-1-dejstvie-kratkoe-soderzhanie